Совершенствование организационно-экономического механизма прогнозирования продаж продукции машиностроительного предприятия: На примере Акционерного Московского Общества «Завод имени И. А. Лихачева»
![Диссертация: Совершенствование организационно-экономического механизма прогнозирования продаж продукции машиностроительного предприятия: На примере Акционерного Московского Общества «Завод имени И. А. Лихачева»](https://westud.ru/work/3645293/cover.png)
Диссертация
В маркетинговой системе, ориентированной на рынок, анализ хозяйственной деятельности начинается не с исследования производства или финансовых результатов, как в системе командно-административного типа, а с изучения сбыта продукции. Причина такой замены исходной точки отсчета очевидна — в маркетинговой системе все начинается с рынка и заканчивается рынком: товар находит либо не находит сбыта… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ГРУЗОВОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В СВЕТЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ современного состояния автомобилестроительной промышленности и маркетинговое исследование структуры выпуска и типажа грузовых автомобилей россии и стран снг
- 1. 2. Долгосрочный маркетинговый прогноз рынка грузовых автомобилей и автобусов
- 1. 2. 1. Грузовые автомобили
- 1. 2. 2. Автобусы
- 1. 2. 3. Цельнометаллические фургоны
- 2. 1. Измерение текущего рыночного спроса
- 2. 2. Прогнозирование спроса и продаж продукции предприятия
- 2. 3. Характеристика и анализ методов прогнозирования спроса на продукцию предприятия. Типологические особенности
- 3. 1. Маркетинговая деятельность в AMO ЗИЛ
- 3. 2. Характеристика действующей технологии прогнозирования продаж в AMO ЗИЛ
- 4. 1. Применение экономико-математических методов и моделей для прогнозирования спроса и продаж
- 4. 1. 1. Модель прогнозирования спроса на изделия машиностроительного предприятия с использованием логистической функции.№
- 4. 1. 2. Оценка продаж с использованием корреляционно-регрессионного анализа
- 4. 1. 3. Концепция прогнозной модели
- 4. 2. Рекомендации по совершенствованию технологии прогнозирования спроса и продаж на изделия машиностроительного предприятия
- 4. 2. 1. Конъюнктурное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование
- 4. 2. 2. Определение будущего спроса на новый товар
- 4. 3. Рекомендации по совершенствованию процедуры, аппарата методов и информационного обеспечения прогнозирования объема продаж на машиностроительном предприятии
- 4. 4. Правовое обеспечение маркетинговой деятельности
- 4. 5. Экономическая эффективность результатов исследования
Список литературы
- Аболошин С.С. Оценка состояния машиностроения в России и направление его развития // Вестник машиностроения № 6 М.: 1997.
- Автомобильный транспорт. № 11 М.: 1997.
- Азоев Г. В. Повышение конкурентоспособности реализации автомобилей. Маркетинг. -М.: 1996.
- Айвазян С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1983.
- Айвазян С.А., Бухштабер В. М., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерностей. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Акбердин Р.З., Балыбердина Г. Р. Развитие рыночных отношений на машиностроительных предприятиях в условиях акционерной формы хозяйствования // Вестник машиностроения № 1,1994.
- Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. / Науч. ред. и вст. ст. Л. И. Евенко. — М.: Экономика, 1989.
- Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений. — М.: Экономика, 1974.
- Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: АО Финстатинформ, 1995.
- Балыбердина Г. Р. Внутризаводские экономические отношения в условиях совершенствования хозяйственного механизма. М.: ГРЭА им. Г. В. Плеханова, 1994.
- Баранова Л.Я., Левин А. И. Моделирование и прогнозирование спроса населения. М.: Статистика, 1978.
- Белявский И.К. Маркетинг. Учебно-практическое пособие. М.: МЭСИ, 1997.
- Березин И.Н. Маркетинг сегодня. М.: RISC, 1996.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. -М.: Статистика, 1980.
- Бобровников Г. Н., Клебанов А. И. Комплексное прогнозирование создания новой техники. М.: Экономика, 1989.
- Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов, прогноз и управление. М.: Мир, 1974.
- Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Пер.- с англ. М.: Экономика, 1991.
- Боровский Г. В. Прогнозирование в электротехнических компаниях США. М.: 1976.
- Брыскин В.В. Математические модели маркетинга. Новосибирск: Наука, 1992.
- Вайеман М. Стратегия маркетинга. Стратегия менеджмента. М.: «Интерком», 1995.
- Вайеман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. / Пер. с нем. М.: АО «Интерэкспорт», Экономика, 1995.
- Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. М.: Машиностроение, 1993.
- Венделин А.Г. Процесс принятия решений. — Таллин: Валгус, 1973.
- Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. — М.: Экономика, 1977.
- Верхоглазенко В.Н., Звезденков A.A. Проблемы системы сбыта производственного комбината и организация ее деятельности // Маркетинг в России и за рубежом, № 5 М.: 1998.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Все о маркетинге (Сборник материалов для руководителей предприятий и коммерческих служб) М.: Азимут-центр, 1992.
- Войе X., Якобсен У. Маркетинг 1. Книга первая / Серия: Рыночная экономика. Т. 1 / Пер. с норв. — М.: Внешторгиздат, 1991.
- Войе X., Якобсен У. Маркетинг 2. Книга вторая / Серия: Рыночная экономика. Т. 2 / Пер. с норв. — М.: СВ — ВИН, 1992.
- Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по маркетингу и менеджменту сервиса и запасных частей. М.: «Ось-89», 1997.
- Волгин В.В. Запасные части: особенности маркетинга и менеджмента. М.: ОСЬ-89, 1997.
- Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник / Пер. с датского А. Н. Чеканского, О. В. Рождественского. — М.: Высш. Шк., 1994.
- Все о маркетинге: Сб. материалов. М.: Экономика, Дело Лтд., 1994.
- Герчикова И.Н. Маркетинг. — М.: Изд. Школы международного бизнеса МГИМО, 1990.
- Гмошинский В.Г. Инженерное прогнозирование. М.: Энергоиздат, 1982.
- Гмошинский В.Г., Флиорент Г. И. Теоретические основы инженерного прогнозирования. М.: Наука, 1973.
- Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь. М.: Экономика, Дело Лтд., 1994.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995. v 42. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Издательство «Финпресс», 1999.
- Голубков Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М.: Экономика, 1993.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИ, 1996.
- Горский В.Г., Адлер Ю. П. Планирование промышленных экспериментов. М.: Металлургия, 1974.
- Горячев A.A. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков. М.: Международные отношения, 1981.
- Грузовик &. Москва ЗИЛ — золотое кольцо России. — М.: Машиностроение, 1996.
- Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. и др. Академия рынка: маркетинг. / Пер. с фр. / М.: Экономика, 1993.
- Дайан А. Промышленный маркетинг. / Пер. с фр. М.: Экономика, 1993.
- Данько Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА-М, 1997.
- Деккер Я., Уейстхоф X. РИМА-А. Маркетинг: теория и практика. Том 1,2. М.: ГАУ, 1996.
- Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. М.: ГАРДАРИКА, 1996.
- Джонстон Д. Эконометрические методы. / Пер. с англ. М.: Статистика, 1980.
- Дихтель Е., Хёршген X. Практический маркетинг. / Пер. с нем. A.M. Макарова, под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, 1996.
- Дмитриев В.И. Методологические основы прогнозирования спроса на бытовые услуги. М.: Легкая индустрия, 1975.
- Добров Г. М. Прогнозирование науки и техники. М.: Наука, 1977.
- Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др., под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: Наука, 1992.
- Долгосрочное планирование и прогнозирование. / Под ред. Хачатурова Г. С. М.: 1975.
- Дьякова Н.С., Круг Г. К. Ранговая корреляция. Вып. 3. М.: ОКБА Минхимпром, 1966.
- Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 1984.
- Ефимова М.Р., Рябцев В. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Жих Е.М. и др. Маркетинг: как завоевать рынок. Л.: Лениздат, 1991.
- Завьялов П.С. Маркетинг в малом и среднем бизнесе. М.: ИЦ «Россия молодая», 1992.
- Завьялов П.С. Новые товары в стратегии маркетинга. М.: Экономика, 1993.
- Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1989.
- Замков О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. Учебник. М.: ДИС, 1997.
- Иванилов Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике. М.: Наука, 1979.
- Ивахненко А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. Киев: Техшка, 1975.
- Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Кайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. М.: Экономика, 1981.
- Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
- Кендэл М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975.
- Кендэл М. Временные ряды. М.: Финансы и статистика, 1981.
- Кендэл М., Стьюарт Дж. Многомерный статистический анализ и временные ряды. -М.: Наука, 1976.
- Кильдишев Г. С., Френкель A.A. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Статистика, 1973.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
- Ковалев А.И., Войленко В. В. Маркетинговые исследования. М.: Изд-во ЦЭиМ, 1996.
- Ковалева Л.Н. Многофакторное прогнозирование на основе рядов динамики. М.: Статистика, 1980.
- Коденко A.B., Половинчик А. Н. Эффективность научно-технической информации. -М.: Экономика, 1967.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). / Отв. ред. О. Н. Садиков — М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Ростинтер, 1996. 1 89. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. — СПб: Питер Ком, 1999. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
- Котлер Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика, 1980.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993.
- Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. Практическое пособие. М.: АО «Финстатинформ», 1994.
- Криванова О.В. Менеджмент: моделирование управленческих решений. М.: Экономика, 1997.
- Крие А., Жалле Ж. Внутренняя торговля / Пер. с фр. Серия: Деловая Франция — М.: Прогресс — Универс, 1993.
- Крылов И.В. Маркетинг. М.: Центр, 1998.
- Крылова Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу. М.: Изд-во ЮНИТИ, 1995.
- Крюков Л.М. Опыт отраслевого прогнозирования за рубежом. -Минск: 1974.
- Крюков Л.М. Прогнозирование научно-технического прогресса в машиностроении. -Минск: 1978.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. — М.: «Ось-89», 1997.
- Лавров С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1990.
- Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с фр. Спб.: Наука, 1996.
- Лайс Г. Маркетинг: Пособие для практиков / Пер. с нем. М.: Машиностроение, 1992.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с фр. -СПб.: Наука, 1996.
- Лисичкин В. А., Голынкер Е. И. Принятие решений на основе прогнозирования в условиях АСУ. М.: Финансы и статистика, 1981.
- Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Мысль, 1997.
- Лукашевич М.Л., Тихоненкова E.H. Функционирование предприятия в социально-рыночной экономике. СПб.: Изд-во ГИЭА, 1993.
- Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. / Пер. с англ. -М.: Статистика, 1979.
- Лунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М.: Международные отношения, 1993.
- Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1986.
- Маккей X. Как уцелеть среди акул / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
- Макконнелл K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Пер. с англ. Т. 1,2. -М.: Республика, 1992.
- Маркетинг. Учебник. / Колл. авт. под ред. Романова А. Н. М.: Банки и биржи, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1995.
- Маркетинг. Пособие для практиков / Пер. с нем. М.: Машиностроение, 1992.
- Маркетинг / Под ред. проф. Уткина Э. А. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.
- Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. М.: Внепггоргйздат, 1990.
- Маркетинг промышленных товаров. / Под ред. Седова В. И. М.: Прогресс, 1978.
- Менеджмент организации. Учебное пособие. / Под ред. Румянцевой З. П., Саломатина H.A. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
- Мизиковский Е.А. Управленческий учет: необходимость и действительность // Бухгалтерский учет, № 8,1995.
- Миненко С.Н., Гамазина Г. И. Экономико-математическое моделирование производственных систем. Учебное пособие. -М.: МГИУ, 1997.
- Моисеева И.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1,2. — М.: Внешторгиздат, 1993.
- Мормуль Н.Ф., Моисеева Н. К. Основы микроэкономики / Под ред. Моисеевой Н. К. -М.: МГИЭТ, 1994.
- Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, 1994.
- Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Исследование зависимостей методами корреляции и регрессии. М.: МЭСИ, 1995.
- Мхитарян B.C., Дубров A.M., Трошин Л. И. Многомерный статистический анализ в экономике. М.: МЭСИ, 1995.
- Научные основы экономического прогноза. М.: Мысль, 1971.
- Нерум Ю. Коммерческая логистика. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Никитин С.Н. Внешняя среда экономических систем. СПб.: ДваТри, 1994.
- Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Организация, планирование и управление машиностроительным производством / Общ. ред. Б. Н. Родионова. — М.: Машиностроение, 1989.
- Осипова Н.В. Основы коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1995.
- Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. — М.: Институт международного права и экономики имени A.C. Грибоедова, 1999.
- Перерва П.Г. Управление сбытом промышленной продукции в системе маркетинга. / Практический маркетинг. 1993, выпуск 3.
- Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: ОСЬ-89,1997.
- Пивоваров С.Э. Методология комплексного прогнозирования развития отрасли. Л.: Наука, 1984.
- Пилдич Д. Путь к потребителю. М.: Прогресс, 1991.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. / Пер. с англ. / Общ. ред. Л. И. Евенко. М.: Прогресс, 1986.
- Половников В.А. Анализ и прогнозирование транспортной работы морского флота. -М.: Транспорт, 1983.
- Прауде В.Р. Маркетинг. Рига: Авотс, 1991.
- Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник / Под ред. С. И. Долгова, И. И. Кретова. —М.: 1997. j 143. Прокудина О. В., Рубцов А. П. Основы маркетинга. М.: МГИУ, 1998.
- Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. М.: Международные отношения, 1993.
- Рабочая книга по прогнозированию. / Под ред. И.В.Бестужева-Лады. М.: Мысль, 1982.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Раяцкас Р.Л. Система моделей планирования и прогнозирования. М.: Экономика, 1976.
- Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе / Пер. с англ. М.: АУДИТ ЮНИТИ, 1996. j 149. Рубцов А. П. Основы маркетинга: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 1998.
- Румшинский JI.3. Математическая обработка результатов эксперимента. М.: Наука, 1971.
- Рэпп Стэн, Коллинз Томас JL. Новый максимаркетинг. Челябинск: «Урал ЛТД», 1997.
- Рябушкин Б.Т. Применение статистических методов в экономическом анализе и прогнозировании: Практическое руководство. М.: Финансы и статистика, 1987.
- Самуэльсон П. Экономика. / Пер. с англ. Т 1,2. М.: НПО «АЛГОН» ВНИИСИ «Машиностроение», 1993.
- Секерин В.Д. Маркетинг. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
- Семенов В.М., Баев И.А, Терехова С. А. и др. Экономика предприятия / Под рук. Семенова В. М. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Скучалина Л.Н., Крутова Т. А. Организация и ведение базы данных временных рядов. Система показателей, методы определения, оценки прогнозирования информационных процессов. М.: ГКС РФ, 1995.
- Современный маркетинг. / Под ред. Хруцкого В. Е. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Соколицын С. А., Кузин Б. И. Организация и оперативное управление машиностроительным производством. — М.: Машиностроение, 1988.
- Соловьев Б.Л. Маркетинг: Учебное пособие. — М.: РЭА, 1993.
- Саломатин H.A. Управление производством: системное представление. — М.: МИУ, Ротапринт, 1993.
- Статистика рынка: Учебник / Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995.
- Статистическое моделирование и прогнозирование. Учебное пособие. / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Финансы и статистика, 1990.
- Стерлин А.Р., Тулин И. В. (Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990.
- Схема развития и размещения предприятий автомобильной промышленности на период 1993—2000 гг. М.: Министерство промышленности РФ, Департамент автомобильной промышленности, 1992.
- Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: Статистика, 1971.
- Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов / Под ред. Г. П. Журавлевой и H.H. Мильчаковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Теория прогнозирования и принятия решений. / Под ред. Саркисяна С. А. М.: Высшая школа, 1977.
- Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие. М.: 1996.
- Тихомиров Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка.- М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991.170. «Тоета»: методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989.
- Удалов В.П. Маркетинг: теория и практика. М.: Изд-во стандартов, 1991.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: «АКАЛИС», 1996.
- Фальцман В.К. Прогнозирование потребности в оборудовании. М.: Экономика, 1970.
- Фасхиев Х.А. Грузовые автомобили стратегия в рыночных условиях // Автомобильная промышленность № 2,3 — М.: 1997.
- Френкель A.A. Прогнозирование производительности труда: методы и модели. М.: Экономика, 1989.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Хардинг Г., Уолтон П. Найти свой путь в маркетинге / Пер. с англ. М.: Экономика, 1992.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства. / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. — Гл. 7−33.
- Храленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
- Четыркин E.H. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1975.
- Шандезон Ж., Лансестер А. Методы продажи / Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1993.
- Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий / Пер. с нем. -М.: Республика, 1995.
- Царев P.M., Шишков А. Д. Экономика промышленных предприятий транспорта. М.: Транспорт, 1997.
- Юрген Витт. Управление сбытом. / Перевод с немецкого. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
- Эддоус М. Методы принятия решений. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Экономика машиностроительного производства. Учебник для вузов. / Под редакцией Берзиня И. Э. и Калинина В. П. М.: Высшая школа, 1988.
- Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. Горфинкеля В. Я., Купрякова Е. М. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
- Энджел Д., Блэкуэлл Д., Миниард П. Поведение потребителей. СПб: Питер Ком, 1999. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
- Яновский А.В. Служба сбыта на предприятии. // Машиностроитель № 5 М.: 1997.
- У 195. Donald S. Till and Del I. Hawkins, Marketing Research: Measurement and method (New York: Macmillan, 1993).
- Luiz Moutinho, Problems in Marketing (London: Chapman, 1991).