Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система социальной защиты в странах с плановой экономикой и, в частности, в России развивалась по другим законам и при переходе к рыночной экономике страны оказалась в исключительно трудном положении. И хотя эта система использовалась иногда для достижения некоторых экономических целей, таких как закрепление трудящихся на рабочих местах с неблагоприятными, вредными и опасными для здоровья и жизни… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
    • 1. 1. Социальная защита как современная отрасль социальной сферы общества
    • 1. 2. Сущность и структура системы социальной защиты населения
    • 1. 3. Роль социальной защиты населения в обществе
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И СССР
    • 2. 1. Система социальной защиты в странах с развитой рыночной экономикой
    • 2. 2. Советская модель системы социальной защиты в условиях командно-административной экономики и необходимость ее реформирования
    • 2. 3. Оценка эффективности системы социальной защиты населения в различных экономических моделях
  • ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Основные этапы реформирования социальной защиты населения в процессе перехода к рыночной экономике
    • 3. 2. Ключевые направления становления эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации
    • 3. 3. Проблемы и их решение в процессе дальнейшего развития системы социальной защиты населения Российской Федерации

Становление эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Отход России от плановой экономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономической сфере, включающих либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского общества. Эти перемены, с одной стороны, создали условия для роста экономической активности трудоспособного населения, а с другой — вызвали падение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы, пенсий и пособий, рост безработицы, снижение качества социального обслуживания нетрудоспособных и появление массовой бедности.

В сложившихся экономических условиях Правительством предпринимаются разнообразные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Однако, законотворческая деятельность социально-экономической направленности проводится недостаточно эффективно из-за сохранения устойчивых стереотипов в сознании людей, касающихся способов регулирования социально-экономических отношений в условиях плановой экономики, отсутствия опыта регулирования этих проблем в условиях рыночной экономики, необходимость которых стала очевидной для всех.

Формирование в России социально ориентированной рыночной экономики посредством кардинальных реформ в социальной сфере настоятельно требует разработки теоретических основ организации системы социальной защиты населения, которые являлись бы встроенным внутренним механизмом рыночной экономики, позволяющим эффективно решать возникающие социальные проблемы.

Теоретические исследования, посвященные социальной защите как комплексной целевой системе, способствовали взвешенному развитию системы социальной защиты в странах с рыночной экономикой, основанному на учете взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих как между отдельными элементами самой системы социальной защиты, так и между различными социальными и экономическими явлениями. И хотя национальные системы социальной защиты во всех странах с рыночной экономикой еще далеки от совершенства, их развитие определяется достаточно высоким уровнем профессионализма специалистов, занимающихся формированием политики в данной сфере, и осуществляется в соответствии с внутренней логикой совершенствования таких систем, обусловленной более глубоким пониманием роли социальной защиты в жизни общества.

Система социальной защиты в странах с плановой экономикой и, в частности, в России развивалась по другим законам и при переходе к рыночной экономике страны оказалась в исключительно трудном положении. И хотя эта система использовалась иногда для достижения некоторых экономических целей, таких как закрепление трудящихся на рабочих местах с неблагоприятными, вредными и опасными для здоровья и жизни людей условиями труда, сокращения текучести рабочей силы и стимулирования занятости лиц с ограниченной трудоспособностью, регулирования доходов населения, однако оказалась абсолютно непригодной для выполнения экономических функций, требующихся в рыночной экономике. Более того, в условиях рыночной экономики она оказалась не в состоянии должным образом обеспечивать свои социальные функции и, наконец, стала камнем преткновения в политической жизни общества переходного периода, являясь непреодолимым препятствием для безболезненного проведения более глубоких социально-экономических реформ.

В условиях становления рыночных отношений механизмы социальной защиты, действующие долгое время в прежней экономике нашей страны, не отвечают новым требованиям ведения хозяйства. Проблемы социальной защиты населения в переходный период особо обострись, и их эффективное решение невозможно без анализа экономических основ социальной защиты. Многоаспектное содержание основ социальной защиты обуславливает поиск и обоснование их научной концепции в условиях резкого ухудшения жизненного уровня населения. В этой связи научный анализ экономических основ социальной защиты, разработка механизма ее реализации в условиях переходной, а затем и социально ориентированной экономики становится объективной необходимостью. Проблема разработки эффективной системы социальной защиты индивида является необходимым параметром общественного устройства. Его место, роль, функциональное назначение определяется тем, что оно включает в себя, в первую очередь, комплекс экономических отношений по поводу воспроизводства рабочей силы, экономическую защиту социально уязвимых слоев населения, обеспечение оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Поэтому данное диссертационное исследование посвящено разработке алгоритма становления эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации в современных условиях.

Степень разработанности темы исследования. Актуальные вопросы формирования и развития системы социальной защиты исследовались в многочисленных научных трудах ученых различных стран мира.

Вопросы социальной политики и социальной защиты нашли глубокое отражение в работах Ржаницыной Л. С., Римашевской И. М., Юрьевой Т. В., Одегова Ю. Г., Руденко Г. Г., Абалкина Л. И., Якобсона Л. И., Эрхарда Л., Ясина Е. Г., Морозовой Е. А., Шишкина А. Ф., Шаталина С. С., Хачатурова Т. С., Филиппова П. С., Бойко Т. М., Стапис В. Ф., Соловьева В. А., Правдина Д. И., Рязанова В. Т., Смирнова И. И., Ольсевича Ю. Я., Омарова A.M., Маневича В. Е., Медведева В. А., Леонтьева В. В., Кугенко А. А., Кукушкина М. С., Бунича П. Г., Иванова Е. А., Корнай Я., Агаповой Т. А., Серегиной С. Ф., Еловикова Л. А., Абакумовой Н. Н., Подоваловой Р. Я., Холостовой Е. И.,.

Бурджалова Ф.Э., Савинова А. Н., Зарембо Т. Ф., Валового Д. В., Агаповой Л. Л., Гонтмахера Е. Ш., Роик В. и других авторов, теоретическая и практическая ценность которых неоспорима.

Отечественные и зарубежные ученые внесли значительный вклад в разработку вопросов теории, методологии и практику формирования и развития вопросов социальной политики и социальной защиты населения.

Вместе с тем, в настоящее время остаются малоизученными многие теоретические и методологические аспекты совершенствования структуры системы социальной защиты в обществе применительно к историческим условиям перехода общества от административно-распределительной к рыночной системе хозяйствования.

Возросшая актуальность темы, степень научной разработанности и практическая значимость крупной народнохозяйственной проблемы развития и совершенствования системы социальной защиты в период рыночных преобразований предопределили выбор темы, цели и задачи диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является теоретическое обобщение, научное обоснование эффективных направлений, методов и моделей дальнейшего развития системы социальной защиты населения России, соответствующих современному этапу рыночных преобразований.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— изучить, критически оценить и обосновать основные теоретические и методологические положения формирования и развития системы социальной защиты;

— раскрыть особенности структуры и функционирования системы социальной защиты в командно-административной системе, в период рыночной трансформации общества и в условиях социально ориентированной экономики;

— изучить опыт и направления совершенствования отношений социальной защиты, проанализировать их социально-экономические последствия как в командно-административной системе, так и в условиях рыночных преобразований;

— оценить эффективность системы социальной защиты с помощью выстраивания «дерева критериев» и разработки синтезирующегр показателя для определения уровня социальной защищенности;

— обосновать приоритетные направления социальной защиты, разработать алгоритм совершенствования системы социальной защиты, адекватной современному российскому обществу.

Предметом исследования является система социальной защиты населения в условиях трансформации командно-административной экономики в рыночную.

Объект исследования — социальная защита в России как комплексная целевая система и современная отрасль социальной сферы российского общества.

Теоретические и методологические основы исследования составили труды известных ученых в области экономической теории, теории благосостояния, теории социально-экономических трансформаций, теории человеческого капитала, теории социальных рисков. В работе использованы теоретические и методологические разработки и рекомендации научных учреждений России по проблеме социальной защиты населения. Информационную базу исследования составили нормативные акты государственных органов, рекомендации и публикации по вопросам социальной политики, государственного регулирования социальной защиты населения, материалы государственных статистических органов.

В процессе исследований широко применялись абстрактно-логический, сравнительный, экономико-статистический, графический, а также методы группировок, экспертных оценок, и др.

Научная новизна изложенных в диссертации и выносимых на защиту результатов исследования состоит в следующем:

1. дано авторское определение сущности социальной защиты, отражающее комплекс защитных, охранительных и инициативных мер в соответсвии с определенными историческими условиям и уровнем экономического развития, а также графически структурировано ее содержание (стр. 31−47, приложение 1);

2. предложен новый подход к содержанию и структуре этапов перехода экономической системы общества от командно-административной к социально ориентированной рыночной экономике с точки зрения развития системы социальной защиты (стр. 48−58, приложение 13);

3. предложен расчет синтезированного индекса социальной защищенности человека и представлена его динамика в реальных экономических условиях (стр. 107−111, приложение 18);

4. конкретизированы направления формирования финансовых потоков в национальной модели системы социальной защиты населения Российской Федерации (стр. 141−145, приложение 22);

5. разработан поэтапный алгоритм практического формирования эффективной системы социальной защиты населения России (стр. 145−152).

Научная и практическая значимость работы. Приведенные в работе теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в процессе разработки и реализации политики социальной защиты населения в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики.

Материал диссертации может быть использован для подготовки программ и спецкурсов по проблемам реформирования системы социальной защиты населения.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в ряде научных работ (общим объемом 1,9 п.л.).

Логика исследования определила структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате диссертационного исследования в отношении проблем становления эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации в современных условиях можно сделать следующие основные выводы.

В последние годы в ходе парадигмальных общеэкономических сдвигов произошло переосмысление ряда экономических категорий, в том числе и понятия социальной защиты населения не только в качестве современной отрасли социальной сферы. Эта деятельность способствует, во-первых, выживанию человека, помогая ему стать субъектом устойчивого развития собственных ресурсов путем формирования человеческого потенциала, а во-вторых, экономическому росту всего общества.

Социальная защита населения представляет собой определенный комплекс защитных, охранительных и инициативных мер, предпринимаемых субъектом определенного уровня в соответствии с экономическим и историческим развитием общества для устранения неблагоприятных последствий воздействия внешних факторов и социального неравенства, обеспечения всех членов общества определенным минимумом социальных благ и стимулирования к достижению достойного уровня жизни. В зависимости от модели социального государства система социальной защиты населения имеет ряд отличительных особенностей, которые определяются уровнем регулирующего воздействия государства на развитие отношений социальной защиты.

Подробная оценка этих моделей позволит сформировать наиболее подходящую модель для России в соответствии с особенностями внутреннего и внешнего экономического положения и в соответствии с нашими национальными представлениями о ценностях мира, нашими целями и стратегией национального социально-экономического развития нашей страны. Переход к рыночной экономике, отказ от ведения планового хозяйствования и коренное изменение жизни общества в целом также обозначили острую необходимость создания мощной, и, что самое главное, действенной и эффективной системы социальной защиты населения России.

Общая цель развития социальной защиты населения Российской Федерации должна заключаться в эффективном использовании перераспределительных финансовых отношений на основе применения различных принципов и механизмов организации уменьшения уровня экономических противоречий и социальной напряженности в обществе. Но одновременно социальные задачи не должны подавлять экономический ростнарушать социально-экономическое равновесие в обществе. Правительство должно опасаться развития иждивенческих настроений в обществе, как бы ожидание помощи у людей из общественных фондов в очередной раз не побудили их к безделью и расточительству. Чрезмерная социальная защита может ослабить стимулы и источники экономического роста, что и произошло практически во всех бывших социалистических странах и, в конечном счете, это явилось одной из основных причин застоя. В свою очередь принцип эффективности не должен подрывать социальную справедливость. Экономическую эффективность нельзя превращать й самоцель. Экономическое развитие должно выступать в качестве предпосылки социального созидания. Игнорирование взаимосвязи экономической и социальной составляющей, разрушение целостности социального и экономического пространства обычно приводят к падению интереса к общественно-полезному труду, являющегося источником действенной системы социальной защитыперемещению стимулов от производственной деятельности к спекулятивнойобострению проблемы социальной защиты.

Несмотря на всеобщность социальной защиты населения для всех граждан страны, должен обязательно использоваться дифференцированный подход к различным группам населения в связи с различиями в целях и конкретных мероприятиях по реализации социальной защиты в зависимости от экономической самостоятельности, уровня трудоспособности, способов получения доходов.

В подтверждение необходимости и рациональности подобного трансформирования отечественной модели системы социальной защиты автором была предпринята попытка: оценить эффективность системы социальной защиты населения в различных экономических моделях с помощью выстраивания «дерева критериев», включающего в качестве основного элемента — индекс социальной защищенности человека. Расчет данного показателя для каждой конкретной страны в конкретный период времени, оценка на его основе эффективности различных систем социальной защиты населения могут послужить основанием для своевременного выявления будущих серьезных социальных проблем и изыскания определенных возможностей их решения.

Формирование новой высокоэффективной, целевой системы социальной защиты россиян в любом случае будет сопровождаться коренной ломкой привычного механизма социальной защиты и возникающих на этой основе различных проблем. Решение этих проблем потребует создание новых концепций и новых обдуманных подходов, а также формирования новых структур и систем, которые бы позволили осуществить намечаемые перемены. Но это является неизбежным средством стремления к идеальной модели социальной защиты населения.

В результате исследования автором была предложена логическая схема дальнейшего реформирования системы социальной защиты в рамках формирования социально ориентированной рыночной экономики России. В частности была сформирована национальная модель системы социальной защиты населения РФ с указанием направлений финансовых потоков и составлен алгоритм практического формирования эффективной системы социальной защиты россиян.

В целом тенденции социально-экономического развития России свидетельствуют, что на смену экстренным мерам нынешнего периода должна прийти стабильная модель социализированной экономики. Это должна быть научно обоснованная, структурно выверенная совокупность мер, имеющая под собой надежную нормативно-правовую и финансово-экономическую базы. Важным моментом является решение российской моделью социально ориентированной рыночной экономки главной задачи социальной политики, которая состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер по их регулированию. Последовательное проведение социальной политики будет способствовать упрочению и стабильности развития всего российского общества.

Итак, содержащиеся в диссертационной работе теоретические выводы и практические предложения могут быть использованы при корректировке существующей социальной политики государства, при создании нового механизма социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровне.

Автор не претендует на бесспорность своего мнения по многим обозначенным в работе проблемам. При этом нами высказывается желание относительно возможности продолжения научного исследования в вопросах социальной защиты населения в направлении совершенствования методики расчета обобщенного интегрированного показателя — индекса социальной защищенности человека цивилизованного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. В 2-х т.: Женева, 1991.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.07.2001 № 942-р) «Социальные нормативы и нормы».
  4. Н.Н., Подовалова Р. Я. Политика доходов и заработной платы: Уч. пос-е. М.: ИНФРА-М, 1999. — 224 с.
  5. JI.H. Диалектика социалистической экономики М. Мысль, 1981.-351 с.
  6. Л.Л. и др. Рынок и современная экономика Кишинев, Изд-во «Штиннца», 1992. — 192 с.
  7. Т. А. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы // Сб. научных трудов «Профессиональные и пенсионные системы: проблемы и перспективы развития», составители В. Н. Баскаков и др. — М.: «Страховое ревю», 2001.
  8. А., Смолин О. Монетизировать нельзя оставлять льготы // Бизнес-курс, 16 февраля. № 5. — с. 36−37.
  9. А.В. Великой России нужны другие горизонты // ЭКО, 2005. -№ 2-с. 70−155.
  10. В. Неудержимые цены // Труд, 12 февраля 2005. № 25. — с. 1.
  11. В. Социальное государство: от декларации к воплощению // Человек и труд, 2004. № 4. — с. 35−36.
  12. Н.В. Альбом схем по курсу «Социальная защита населения в РФ». Омск: ОмГУ, 2002. 78 с.
  13. В.В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. — М.: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2004. — 320 с.
  14. Н. Шведская модель социального партнерства // Человек и труд, 2003.-№ 7.-с. 81−83.
  15. Н. Шведская модель экономической реформы // Экономист, 2000. -№ 1. -с. 87−91.
  16. Е. Всемерная поддержка от Всемирного банка // Российская газета, 8 февраля 2005. № 24 (3693). — с. 4.
  17. Е., Зыкова Т., Федотова И. Греф спел либеральную песню // Российская газета, 9 февраля 2005. -№ 25 (3694). с. 1,4.
  18. Е., Шерина Н. А с платформ говорят. // Российская газета, 18 января 2005. № 6 (3675). — с. 2.
  19. Н. Кто беден в России? // Эксперт, 26 апреля-2 мая2004. № 16. — с.88−94.
  20. Е., Иванов Н., Рузанова Н. Трамвай остановился // Российская газета, 18 января 2005. -№ 6 (3675). с. 2.
  21. М. Позиция неравнодушных // Человек и труд, 2005. № 2. — с. 9−12.
  22. И. Человек не вписывается в идеальную картинку реформ // Парламентская газета, 3 февраля 2005. № 20 (1637). — с. 4.
  23. А. Буш соблазнился удвоением ВВП // Известия, 10 февраля2005.-№ 23.-с. 9.
  24. Е. Что положить в корзину? // Труд, 11 февраля 2005. № 24. -с. 3.
  25. Э.К. Эволюция теории и практики государственного благосостояния в 80-е годы. М., 1991.
  26. В. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России // Общество и экономика, 2000. — № 2. с. 34−58.
  27. Большая Советская Энциклопедия (в 30 т.) Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е.
  28. А. Мигалин С. Пенсионеры разуверились в доброй власти // Независимая, 1 февраля 2005. -№ 18 (3414). с. 4.
  29. Н. Социальная защита граждан: конституционная «рихтовка» законов и правоприменительной практики // Российская юстиция, июнь 2002. № 6.
  30. В. «Единая Россия это сильные регионы» // Труд, 11 февраля 2005. — № 24. — с. 6.
  31. В.И. Пенсию прибавят, а в «корзинке» минимум // Вечерний Омск, 23 апреля 2004. № 33−34. — с. 2.
  32. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учебное пособие. М.: Фирма Гардарика, 1996. — 266 с.
  33. В.Н., Цитович JI.A. Моделирование механизмов финансирования в условиях рыночной экономики // электронный источник / http://ec.asu.ru/lib.
  34. Н. Так кто же избавит нас от бедности? // Журналист, 2004. -№ 5.-с. 12−13.
  35. И. Как растут тарифы // Российская газета, 12 февраля 2005.-№ 29 (3698).-с. 1,2.
  36. М. Доложите, как у Вас люди живут // Труд, 11 февраля 2005. -№ 24. с. 3.
  37. А. На Урале «доступные лекарства» // Труд, 11 февраля 2005. — № 24.-с. 3.
  38. Д., Тимченко С. Организаторов митингов взяли в ежовые рукавицы // Независимая, 1 февраля 2005. № 18 (3414). — с. 4.
  39. Д. Сенаторы озабочены // Российская газета, 18 января 2005.-№ 6 (3675).-с. 3.
  40. Д. Позиция не навредить // Российская газета, 5 февраля 2005.-№ 23 (3692).-с. 2.
  41. Т. Компания «РОСТА» подсчитывает убытки // Коммерческие вести, 9 февраля 2005. № 5. — с. 11.
  42. О. Последняя демократия в Европе // Общество друзей Швеции / http://www.russwed.ru
  43. Н., Кобяков А. Социальные факторы экономического роста: гармонизация интересов работников и работодателей достижима // Человек и труд, 2005. № 2. — с. 31−33.
  44. A.M. Швеция: социально-экономическая модель: справочник. -М.: Мысль, 1991.- 188 с.
  45. В. Регионы Урала и Сибири: занятость и безработица // Человек и труд, 2005. № 2. — с. 34−37.
  46. В. Сенату требуются яркие политики // Российская газета, 4 февраля 2005.-№ 22 (3691). с. 3.
  47. Е.Т. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России. М., 2003. -с. 44.
  48. В. Социально-экономическая модель США // Общество и экономика, 2004. № 11 -12 — с. 228−277.
  49. Германия. Факты. Франкфурт-на-Майне: Издательство «Sozietats-Verlag», 2003.-587 с.
  50. В., Зубов М. Ошибки власти дорого обходятся стране // Труд, 11 февраля 2005.-№ 24. с. 5.
  51. А. Сценарии большой беды // Политический журнал, 24 января 2005.-№ 2 (53).-с. 51−53.
  52. Е. Ш. Важно добиться синхронизации процессов в экономике и социальной сфере // Человек и труд, 2000. № 12. — с. 3437.
  53. Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000, — 336 с.
  54. .А. Социальная политика в РФ: проблемы принятия и реализации управленческих решений за последние десять лет / http://www.law.msu.ru/modules.
  55. Государственные и муниципальные финансы: Уч-к / Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка М.: Изд-во РАГС, 2003. — 680 с.
  56. Н. Полусвободный эфир // Власть, 21 февраля 2005. № 7 (610). -с. 32.
  57. В., Зимаков А. Пенсионная реформа в Германии // Общественно-политический журнал «Современная Европа» / http://www.ieras.ru
  58. А.Н., Маликов Р. И. Деловая коррупция в России // ЭКО, 2004.- № 7 с. 38−47.
  59. А.И. Экономика США: до выборов и после // США, Канада, 2004. -№ 12-с. 16−38.
  60. И. Захочет ли экс-президент отдать свои льготы // Парламентская газета, 10 февраля 2005. № 25 (1642). — с. 8.
  61. В.Г. Приоритеты социальной политики государства. Интересы старшего поколения // Труд и социальные отношения, 2004.- № 2 с. 105−114.
  62. Ю. Прожиточный дефицит // Экономика и жизнь, май 2004. -№ 18 (9024).-с. 1−3.
  63. С. Еще раз о монетизации // Бизнес-курс, 23 февраля 2005. -№ 6.-с. 35.
  64. Еловиков JI. A Социальная политика (доходы и ЗП). Омск: ОмГУ, 2002.
  65. Еще и еще раз о выплатах и льготах // Российская газета, 18 января2005.-№ 6 (3675).-с. 11−12.
  66. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 592 с.
  67. А.Д. Об основных принципах финансово-экономической политики Правительства Российской Федерации на 2005 год // Финансы, 2005 -№ 11. -с. 3−7.
  68. X., Теммен Р. Основы учения об экономике: М.: Дело ЛТД, 1994.-398с.
  69. . Роль МОТ в социальных преобразованиях постсоветской России // Человек и труд, 2004. -№ 10. с. 41.
  70. Ю. Вразнобой // Российская газета, 14 января 2005. № 4 (3673). -с. 2.
  71. Н. Почему одни протестуют, а другие молчат // Политический журнал, 24 января 2005. № 2 (53). — с. 58.
  72. Т. Джеймс Вулфенсон: реформы часто подправляют // Российская газета, 5 февраля 2005. — № 23 (3692). с. 3.
  73. Ю. О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики, 2003.-№ 2.-с. 93−102.
  74. В. К новой парадигме государственного регулирования и планологии // Вопросы экономики, 1993. — № 11.
  75. Т.С. Труд и капитал: экономические императивы Германской реформы // Труд и социальные отношения, 2004. — № 4 с> 146−152.
  76. Г. «Любого поставь все будет одинаково» // Известия, 11 февраля 2005. -№ 24. — с. 5.
  77. Информационные материалы к пресс-конференции Мэра г. Омска Е. И. Белова // Вести мэрии, 19 февраля 2004 г.
  78. С.В. Социальная защита населения. М.: Изд-во РАГС, 1999.-253 с.
  79. Н. Государственные внебюджетные фонды 2005 // Человек и труд, 2005. -№ 1. — с. 26−33.
  80. Е.А., Чепурин М. Н. Основы теории переходной экономики (вводный курс), Киров 1996.
  81. . Правительство не видит слепых и не слышит глухих // Известия, 11 февраля 2005. № 24. — с. 2.
  82. А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М.: Флинта: Московский психолого-социальныи институт, 1998. — 224с.
  83. А.А. «Типы социальной политики — Американский вариант» // Общество и экономика, 1997. № 1−2. — с. 92−103.
  84. О. Из худого кармана последний грош валится // Парламентская газета, 17 марта 2005. № 46 (1663). — с. 15
  85. Е. Сохранить нельзя потратить // Парламентская газета, 3 февраля 2005.-№ 20 (1637).-с. 15.
  86. А. Уроки вотума // Российская газета, 11 февраля 2005. — № 28 (3697).-с. 3.
  87. В. Если у вас нету льготы. // Бизнес-курс, 16 февраля. № 5. — с. 37.
  88. Я. Социалистическая система: политическая экономия коммунизма-М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2000. — 672 с.
  89. С.А. К характеристике стран с переходной экономикой // Труд и социальные отношения, 2004. — № 2 — с. 65−71.
  90. Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Дело, 1998.
  91. Е.В. Индекс человеческого развития и тенденции erd изменения в России и зарубежных странах // Вопросы статистики, 1999.-№ 2.
  92. Курс экономики: Учебник / Под ред. Райзберга Б. А. М, ИНФРА-М, 1999.-720 с.
  93. Н. Монетизация: назад дороги нет // Парламентская газета, 15 февраля 2005. № 28 (1645). — с. 1 -2.
  94. Е.И. Экономика как развивающаяся система // Вестник ОмГУ, 2003.-№ 1.-с. 23−33.
  95. В. Социальные компоненты в экономике XXI века // Человек и труд, 2000. № 1. — с. 28−32.
  96. К. Следующая волна протеста начнется в апреле // Независимая, 26 января 2005. -№ 13 (3409). с. 3.
  97. Е. 900 рублей принято // Российская газета, 28 января 2005. -№ 16 (3685). — с. 1,9.
  98. Е. И на шестнадцатый день реформ // Российская газета, 18 января 2005. № 6 (3675). — с. 3.
  99. Е. Кудрин простит долги // Российская газета, 9 февраля 2005. -№ 25 (3694).-с. 1,3.
  100. Е. Льготы не в пикете, а в пакете // Российская газета, 18 января 2005. № 6 (3675). — с. 1−2.
  101. Е. Снять напряжение // Российская газета, 14 января 2005. -№ 4 (3673).-с. 1−2.
  102. Е. Ума хватило — вотум не прошел // Российская газета, 10 февраля 2005. № 26 (3695). — с. 1, 3.
  103. Е. Уравнение известных // Российская газета, 27 января 2005. -№ 14 (3683).-с. 1,3.
  104. В. Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие // РЭЖ, 2004. № 11−12 — с. 15−50.
  105. М.И. Социальная защита населения в условиях городской среды / http://gov.mari.ru/csp.
  106. А., Ткач А., Ушакова О., Ржешевский А. Базовая пенсия повысилась до 900 рублей // Парламентская газета, 10 февраля 2005. -№ 25 (1642).-с. 5.
  107. А., Ткач А., Ушакова О., Ржешевский А. Депутаты без льгот. На очереди — Правительство // Парламентская газета, 10 февраля 2005.-№ 25 (1642).-с. 5.
  108. А., Ткач А., Ушакова О., Ржешевский А. Министры сохранили портфели // Парламентская газета, 10 февраля 2005. — № 25 (1642). с, 4.
  109. Д.С. Миссия России // ЭКО 2005. — № 2 — с. 3−8.
  110. Ш. Львов Д. С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 72 с.
  111. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. Таллин, 1993, т. 1. — 399 с.
  112. К. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования постсоциалистического общества // РЭЖ, 2002. № 8. — с. 70−83.
  113. С. Министры должны ответить за просчеты в ходе реформы // Парламентская газета, 3 февраля 2005. — № 20 (1637). — с. 6.
  114. Т.К. Перспективы становления отрасли социального права // Журнал российского права, октябрь 2003. -№ 10.
  115. А. Созидание мифа // Российская газета, 18 января 2005. -№ 6 (3675).-с. 3.
  116. В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией? // Человек и труд, 2001. № 4. — с. 79−84.
  117. М. Пока гром не грянет // Политический журнал, 24 января 2005.-№ 2 (53).-с. 55−56.
  118. Монетизация льгот. В чем ошибки? // Российская Федерация, 2005. -№ 3 (спецвыпуск).
  119. Е.А. К вопросу о научном определении социальной защиты // сб. Отв. редактор Шабашев, Кемерово, 2001. с. 253−256.
  120. Н.В. Трансформация как форма преобразования экономики России в переходный период. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004.
  121. Н.В., Карпов А. Л. Трансформация экономики и проблемы ее конкурентоспособности. Новосибирск: Изд-во «Наука», 2005.
  122. В. Нефтедолларам ищут работу // Российская газета, 11 февраля 2005. № 28 (3697). — с. 5.
  123. Е. Советский человек жив, хотя и контужен // Российская газета, 5 февраля 2005. № 23 (3692). — с. 7.
  124. И., Орехин П. Грядет лекарственный бунт // Независимая, 26 января 2005. № 13 (3409). — с. 3.
  125. Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации // Социологический журнал 1994. — № 1. — с. 5.
  126. И. На всякий случай. Страховой // Российская газета, 11 февраля 2005. № 28 (3697). — с. 4.
  127. И. Рецепт строгого учета // Российская газета, 5 февраля 2005.-№ 23 (3692).-с. 2.
  128. А., Дегтярь JL, Лыкова JI. Возможности и методы социального регулирования (зарубежный опыт) // Экономист, 1998. -№ 7.-с. 57−66.
  129. Г. А. Социальное государство: проблемы России // Труд и социальные отношения, 2004.-№ 1 с. 126−135.
  130. В. Безымянное большинство // Эксперт Сибирь, 19−25 апреля 2004. — № 8 (22). — с. 12−17.
  131. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / ред. кол. Кареев В. М., Некилов А. Д. и др. М.: ООО «Изд-во „Энциклопедия“», 2003 — т. 1: Россия, 2003 — 960 с. 133.0ндрачка П. Модернизация политики социальных услуг // Изв. АН СССР.- 1991.-№ 6.-с. 109−111.
  132. И. Коллапс социальной системы может вызвать монетизация льгот // Экономика и жизнь, июль 2004. № 28. — с. 37.
  133. П. Грузите миллиарды бочками! // Независимая, 1 февраля 2005. -№ 18 (3414). с. 1,3.
  134. П., Наумов И. Тают профицитные богатства // Независимая, 26 января 2005.-№ 13 (3409).-с. 1,3.
  135. М. Социальные функции предпринимательства // Человек и труд, 2004. -№ 10. с. 38−40.о
  136. В.А. Предложения по реорганизации системы адресной социальной помощи // ЖКХ, 2000. № 7. — с. 22−31.
  137. Пак М. Россия 2005 глазами Запада // Политический журнал, 24 января 2005. — № 2 (53). — с. 33.
  138. Т. Грузите ботинки процентами // Российская газета, 27 января 2005.-№ 14 (3683).-с. 3.
  139. Т. Единый в борьбе противоположностей // Российская газета, 3 февраля 2005. № 20 (3689). — с. 2.
  140. Т. Послушайте министра транспорта // Российская газета, 18 января 2005. № 6 (3675). — с. 2.
  141. Т. Стекольщики «бьют» нефтянку // Российская газета, 4 февраля 2005. № 22 (3691). — с. 5.
  142. А. Как переболеть монетизацию? // Комсомольская правда, 4 февраля 2005. с. 4.
  143. Ю.В. Взаимоотношения населения с финансово-кредитной системой в условиях становления рыночной экономики // Финансы, 2003.-№ 3.-с. 55−57.
  144. И., Слободнюк Д. Вертикаль или жизнь // Политический журнал, 24 января 2005. № 2 (53). — с. 17−19.
  145. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. СПб.: Питер, 2003. — 653 с.
  146. Ю. Правительство удержалось, но не уцелело // Известия, 11 февраля 2005. № 24. — с. 1.
  147. Помогает ли отставка чиновника решить государственную проблему? // Известия, 11 февраля 2005. № 24. — с. 5.
  148. Принудительного счастья не бывает никогда! // Парламентская газета, 3 февраля 2005.-№ 20 (1637).-с. 13−14.
  149. Ю., Черепанов И., Кульчицкий А., Кларисс М. Пока гром не грянет. //Российская газета, 18 января 2005. -№ 6 (3675). с. 6.
  150. С.А. Баланс интересов государства основа прогресса цивилизации // Социально-экономические науки, 1991. — № 4.
  151. JI. Как мне дороги подмосковные поезда // Российская газета, 18 января 2005. № 6 (3675). — с. 2.
  152. Ржаницына J1.C. Оценка состояния социальной защиты личных доходов населения / Академический сборник: экономические аспекты социальной политики. М., 1991. — с. 7.
  153. Н.М. Социальная политика в стратегии российского развития: последствия экономической трансформации // Россия и современный мир, 2003. № 4 (41). — с. 5−21.
  154. А., Виноградов Д. Льготники требуют «моральной компенсации» // Независимая, 26 января 2005. № 13 (3409). — с. 4.
  155. О. и др. Налоговая политика Швеции: целевая направленность и механизм // Вопросы экономики, 1991. № 10. — с. 58−67.
  156. В. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // РЭЖ, 2002. № 8. — с. 38−44.
  157. В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век // Человек и труд. 2000. — № 1. — с. 51.
  158. В. Эволюция форм социальной защиты в России // Человек и труд, 2004. № 10. — с. 25−30.
  159. О.В. Социальная защита трудящихся: проблемы, пути решения // Социальные исследования. 1993. -№ 1. — с. 88.
  160. Российский статистический ежегодник. 2001: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2001.
  161. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 690 с.
  162. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России.-М., 2003.
  163. В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. М.: Мысль, 1985.
  164. Рынок труда и социальное партнерство: монография / Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г. и др. М.: Хронограф, 1998. — 240 с.
  165. В.Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в 19−20 в.в. СПб.: «Наука», 2000. — 796 с.
  166. А.Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пос-е для студентов учреждений сред. проф. обр-я. — М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. — 192 с.
  167. Самарина JL Меняю рубли на льготы // Парламентская газета, 10 февраля 2005. -№ 25 (1642). с. 25−26.
  168. А. Темпы решают все // Российская газета, 4 февраля 2005. -№ 22 (3691).-с. 8.
  169. А., Байгереев М. Политика доходов и борьба с бедностью // Человек и труд, 2004. № 4. — с. 16−21.
  170. Н. «На исправление — два месяца. Отсчет почел» // Труд, 11 февраля 2005.-№ 24. с. 1, 3.
  171. Система социального страхования Швеции // Вопросы экономики, 2002.-№ 11-с. 59−75.
  172. Система социальной защиты в зарубежных странах // Отечественные записки, №, 19.12.2003 /http://www.strana-oz.ru.
  173. Г. Э. Социальная экономика: Учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 368 с.
  174. И.И. Открытая рыночная экономика Красноярск: «Знание», 1990.-49 с.
  175. Т. Куплю киловатт по честной цене // Российская газета, 4 февраля 2005. -№ 22 (3691). с. 4.
  176. Т. Трое в одной лодке // Российская газета, 29 января 2005. -№ 17 (3686).-с. 1−2.
  177. Т., Захаров А. Льготная самодеятельность // Российская газета, 14 января 2005. № 4 (3673). — с. 2.
  178. Советская экономика: новое качество роста / Под ред. Абалкина Л. Н. — М.: Политиздат, 1988. 350 с.
  179. Советское социальное страхование. Учебное пособие для студентов Высшей школы профдвижения. -М.: «Профиздат» 1980.
  180. В.В. Политическая история США. М.: БЕК, 2001. — 344 с.
  181. Л. Социальное обеспечение в западных странах // МЭ и МО, 1993.-№ 12.-с. 114−124.
  182. Д.Е. Траектория социально-экономического развития России // ЭКО, 2004. № 7 — с. 48−68.
  183. Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения: Сб. статей / Под ред. Ослунда А. и Дмитриева М. М.: Моск. Центр Карнеги, 1996. — 168 с.
  184. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. — 2-е изд. стереотип М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 736 с.
  185. Социальная сфера России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1996.
  186. Социально-рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика / Общ. ред. Чепуренко А. Ю. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 208 с.
  187. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Ориентир на глобализацию. / Под ред. Кириченко Э. В., Никольской Г. К. М.: Наука, 2002.-360 с.
  188. Социально-экономические преобразования в России: сборник трудов / Под ред. Гиабашева — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 313 с.
  189. Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2003 года // Коммерческие вести, 11 февраля 2004. — № 6. с. 16−17.
  190. Социальный менеджмент: учеб. пос-е / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин и др.- Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. — М.- Высш. шк., 2001.-207 с.
  191. Социальный менеджмент: учебник для ВУЗов / Под ред. Афанасьева B.C., Баглай М. В. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000, 384 с.
  192. Социальный менеджмент: Уч-к / Под ред. Валового Д. В. М.: ЗАО «Бизнес школа» Интел-Синтез", Академия труда и социальных отношений, 2000. — 392 с.
  193. Ю. Монетизация социальных льгот: эффективность и справедливость // Человек и труд, 2005. № 2. — с. 18−22.
  194. М. Вопросы, от которых государство не вправе отмахнуться // Человек и труд, 2005. № 1. — с. 47−50.
  195. П.С. Социальная защита населения: теория, опыт, направления развития (докторская работа). Саратов, 1999.
  196. Тетенборн 3. Советское социальное страхование М., «Вопросы труда» — 1929.
  197. Т.М. «Экономическая история России» -М., 3-е изд., 1999.
  198. Транспортная «завязка» // Парламентская газета, 3 февраля 2005. № 20 (1637).-с. 27.
  199. О., Фрумкин К. Фрадкова «уважили» // Известия, 10 февраля 2005.-№ 23.-с. 1−2.
  200. В.В. «Реформа системы социальной защиты населения»: материалы семинара «реформирование системы социальной защиты населения». Центр стратегических разработок, 14 апреля 2000 г.
  201. М.Ю. Социальная защита населения в РФ: Курс лекций по специальности 02−11 юриспруденция. Омск: Омск. гос. Ун-т, 1999. — 272 с.
  202. Финансы СССР, 1990. -№ 3, 295 с.
  203. В.П., Захарова А. Н. Трансформация экономического сознания населения // Успехи естественного естествознания, 2004. № 3 / http://use2004.narod.ru.
  204. Формирование социальной сплоченности общества: Европейский опыт // Общество и экономика, 2004. № 11−12 — с. 34−43.
  205. В.А. Социальная защита в переходный период: республика и регионы: Сб. тр. Научн. ред. д.э.н., проф. Д. Ф. Шавшевили и др. М.: ИПЗ, 1992.-с. 54.
  206. В. «Реформа, можно сказать, провалилась» // Власть, 21 февраля 2005. № 7 (610). — с. 30−31.
  207. В., Камышев Д. Льготный рефлекс // Власть, 24 января 2005. -№ 3 (606).-с. 13−17.
  208. Р. Научный анализ и видение в истории современной экономической мысли // Вопросы экономки, 1993. № 11.-е. 5−6.
  209. Е.И. Социальная политика: учеб. пос-е для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2001, 204 с.
  210. О. Прощание с утопией // Эксперт, 28 июня-4 июля 2004. -№ 24.-с. 13−20.
  211. Л.В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского союза. СПб., 2002, с. 27
  212. С., Фрумкин К. Одна Россия одно правительство — две программы // Известия, 11 февраля 2005. — № 24. — с. 2.
  213. Д., Шульгин С. Сколько стоит сокращение разницы в доходах между бедными и богатыми? // Политический журнал, 24 января 2005. -№ 2 (53).-с. 38−39.
  214. Л. Россия год 2005: логика отката // Независимая, 25 января 2005.-е. 1,10−11.
  215. Шесть часов за справкой // Российская газета, 28 января 2005. № 16 (3685).-с. 2.
  216. С.В. Экономика социальной сферы: Уч. пос-е. М.: ГУВШЭ, 2003.-364 с.
  217. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  218. Т. Вот ум Госдумы // Российская газета, 9 февраля 2005. № 25 (3694).-с. 1,3.
  219. Т. Все сказали, все услышали // Российская газета, 10 февраля 2005.-№ 26 (3695).-с. 1,3.
  220. Т. Дума сосчитает проблемы // Российская газета, 14 января 2005.-№ 4 (3673).-с. 2.
  221. Шкуропат А. В, Терский М. В., Семенов В. Т. Социальная защита населения в условиях рынка. — Владивосток, 1991.
  222. Е. Бизнесу пригрозили зарплатой // Российская газета, 12 февраля 2005. -№ 29 (3698). с. 1, 5.
  223. Е. Рынок соцзащиты // Эксперт, 27 января 2003. № 3. — с. 3637.
  224. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасевича: Уч-к для ВУЗов. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997.-480 с.
  225. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 510 с.
  226. Эффективность государственного управления. / Сб. ст. Под ред. М.Хольцера. / Пер с англ. яз. Общ ред. Батчикова С. А., Глазьева С. Ю. -М.:1998 .- 842 с.
  227. А. Социальное извращение // Московский комсомолец, 5−12 мая2004.-с.5.
  228. И. Лекарственный ажиотаж // Российская газета, 3 февраля2005.-№ 20 (3689).-с. 3.
  229. Т.В. Социальная рыночная экономика. Уч-к для ВУЗов. М.: Русс. Дел. Л-ра, 1999. — 416 с.
  230. Т.В. Социальная экономика. Уч-к для студентов ВУЗов. М.: Дрофа, 2001.-352 с.
  231. С.А. Экономические параметры системы социальной защиты населения и методики их определения М., «ИМТ», 1998.
  232. Р. Динамика производительности труда и заработной платы в постсоветской России: есть ли взаимосвязь? // РЭЖ, 2003. № 9−10. — с. 16−29.
  233. Ясин Е.Г., May В.А., Стародубровская И. В., Васильев И. П., Ступин В. В. и др. Российская экономика в 1991 году. Тенденции и перспективы. -М.: Институт экономической политики, 1992. — 137 с.
  234. Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Cambridge, 1990.210 р.
  235. Growth to Limits: The Western Europe Welfare State since WorldWwar II. Ed. by B. Flora. NY., 1986, v. 1 p. xxxv.
  236. Классификация системы социальной защиты по основным признакам*схема составлена автором с использованием материалов по данной тематике
  237. Виды и организационно-правовые формы социальной защиты
  238. Виды социальной защиты (социальный риск) Организационно-правовые формы социальной защиты
  239. Социальное страхование Социальная помощь Государственное социальное обеспечение Социальные гарантии
  240. Обязательные накопления Частные формы
  241. Болезнь (медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособности) + + + + +1. Старость + + + + +1. Инвалидность + + + +1. Смерть кормильца + + +1. Материнство + +1. Содержание семьи + + +1. Безработица + + + +
  242. Несчастные случаи на производстве + +
Заполнить форму текущей работой