Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Условия и экономические механизмы рационализации разработки углеводородных ресурсов: На примере нефтяной промышленности Западной Сибири

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенные исследования, анализ выполненных прогнозов и выявленные закономерности развития нефтяной промышленности в Западной Сибири позволяют сделать следующую оценку возможных (и целесообразных с позиций рационального недропользования) уровней добычи нефти в регионе: при сохранении действующих тенденций, развитии так называемого «бизнеса как обычно» (business as usual) и низких (15−17… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Совершенствование недропользования как основной инструмент рационализации разработки углеводородных ресурсов
    • 1. 1. Закономерности становления и развития системы недропользования в реформируемой Россий
    • 1. 2. Проблемы совершенствования сложившейся системы недропользования
    • 1. 3. Эффективное государственное регулирование нефтегазовой промышленности на региональном уровне — основа энергетической безопасности страны и стабильного развития отрасли
  • Глава II. Влияние научно-технического прогресса на развитие нефтяной промышленности
    • 2. 1. НТП в нефтяной промышленности как фактор снижения издержек и повышения экономической эффективности добычи углеводородов
    • 2. 2. НТП как фактор расширения ресурсной базы отрасли
    • 2. 3. Методы увеличения нефтеотдачи как фактор роста производства и рационального недропользования
  • Глава III. Потенциальные возможности и перспективы развития нефтяной промышленности Западной Сибири
    • 3. 1. Нефтяная промышленность как фактор обеспечения энергетической безопасности России в переходный период
    • 3. 2. Нефтяная промышленность Западной Сибири — основа ТЭК России в годы реформ
    • 3. 3. Анализ возможных сценариев развития нефтяной промышленности Западной Сибири на перспективу

Условия и экономические механизмы рационализации разработки углеводородных ресурсов: На примере нефтяной промышленности Западной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Топливно-энергетический комплекс, его нефтяная и газовая отрасли являются важнейшей составной частью национальной экономики. Они обеспечивают функционирование всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, вносят решающий вклад в формирование основных финансово-экономических показателей страны. За годы реформ их роль в обеспечении жизнедеятельности общества ещё более возросла. Результаты деятельности нефтяной и газовой промышленности, других отраслей ТЭК чрезвычайно важны для формирования платежного баланса, поддержания курса рубля, организации международного экономического сотрудничества.

Подобная роль нефтегазовых отраслей и ТЭК в целом сохранится в экономике России и на обозримую перспективу.

Однако за их внешним благополучием — особенно нефтяной отраслискрываются многочисленные и все более нарастающие проблемы, которые уже в ближайшие годы могут стать серьезной угрозой энергетической безопасности страны. Основные из них: дефицит инвестиционных ресурсов и угроза снижения инвестиционной привлекательности, особенно газовой отраслиухудшение состояния минерально-сырьевой базы в результате действия как объективных факторов, так и несовершенства системы недропользованиястарение основных производственных фондов и угроза со стороны безопасности производственных процессов и транспортной системыугроза изоляции нефтяной промышленности от других отраслей ТЭК и остальной промышленности, угроза конфликта интересов ТЭК с другими секторами экономики, научным комплексом, и многие другие.

В их числе — и проблемы рациональной разработки углеводородных ресурсов: эффективного использования нефтегазовых залежей, повышения извлечения углеводородов из недр, совершенствования правил недропользования. В условиях, когда на протяжении уже восьми лет из недр извлекается нефти и газа больше, чем приращивается их запасов в результате з геологоразведочных работ, когда из разработки выбывают в силу истощения крупные и уникальные месторождения, а открываются мелкие и средние, с трудноизвлекаемыми запасами — проблемы рациональной разработки углеводородных ресурсов приобретают особую роль. Их решение даст возможность продлить жизнь месторождениям, прирастить запасы углеводородов, снизить затраты на их добычу. Для решения этих проблем необходимо прежде всего совершенствование действующих хозяйственных механизмов и сложившейся схемы управления нефтегазовым комплексом.

Цель диссертационного исследования состоит в научном обобщении закономерностей развития хозяйственных механизмов недропользования и разработке предложений по формированию благоприятных экономико-правовых условий и действенных инструментов для рациональной разработки углеводородных ресурсов и экономически устойчивого развития ТЭК.

Для достижения этой цели в диссертационной работе поставлены следующие задачи:

— проанализировать формирование хозяйственных механизмов современной системы недропользования в России и эволюцию роли государства в нефтяной промышленности страны и выявить основные тенденции этих процессов;

— изучить возможности НТП в расширении ресурсной базы и экономически устойчивом развитии нефтяной промышленности;

— оценить роль нефтяной промышленности в обеспечении энергетической безопасности России;

— выявить закономерности формирования и развития нефтяной промышленности Западной Сибири в ретроспективном периоде и на перспективу;

— определить важнейшие факторы участия регионов в государственном регулировании нефтяной отрасли и разработать рекомендации по его совершенствованию.

Предмет и объект исследования. Предмет исследованияуправленческие отношения, возникающие между государством и нефтегазовыми компаниями при разработке углеводородных ресурсов. Объект исследования — нефтяная промышленность России. Теоретической и методической основой диссертационной работы являются научные разработки отечественных и зарубежных ученых и специалистов (Абалкин А.И., Аганбегян А. Г., Глазьев С. Ю., Грайфер В. И., Ивантер В. В., Каган Я. М., Конопляник А. А., Конторович А. Э., Крюков В. А., Курский А. Н., Лысенко В. Д., Макаров А. А" Мастепанов A.M., Некрасов А. С., Орлов В. П., Перчик А. И., Санеев Б. Г., Хайтун А. Д., Дуглас Н., Ергин Д., Приддл Р. и др.) по экономическим, техническим и правовым проблемам функционирования и развития топливно-энергетического комплекса и его отраслей, государственного управления и регулирования их деятельности, недропользования и научно-технического прогресса, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации по рассматриваемой тематике.

Информационной базой исследования стали отчетные данные Госкомстата СССР и Российской Федерации, отраслевая и ведомственная статистическая информация, материалы Минтопэнерго и Минэнерго России, периодической экономической и технической печати, специализированных зарубежных изданий.

В работе применялись методы системного, экономико-статистического и графического анализа, экспертных оценок и научных обобщений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Определены закономерности и этапы становления современной системы недропользования в России. Выявлены и оценены тенденции в развитии экономико-правовых отношений между государством и ^ недропользователями (нефтяными компаниями), сформулированы предложения по изменению условий, негативно влияющих на эти отношения.

2. Проведено исследование формирования энергетической политики РФ и эволюции роли государства в нефтегазовом секторе, выявлены основные этапы этого процесса. Вскрыты проблемные аспекты управленческих отношений, возникающих между государством (на уровне его регионов) и нефтегазовым бизнесом. Предложены концептуальные модели их разрешения на основе:

— формирования более эффективной бизнес-ориентированной среды на региональном уровне;

— создания благоприятных экономических условий для становления малых и средних регионально-ориентированных компаний;

— координации усилий и обеспечения лучшего взаимодействия в целях решения социально-экономических проблем территорий.

3. Предложены пути повышения действенности системы государственного управления и регулирования в сфере недропользования. В качестве одного из основных условий такого повышения, способствующего также обеспечению энергетической безопасности страны и устойчивости ее ТЭК, обоснована необходимость создания исполнительных органов государственного управления и регулирования недропользованием двойного подчинения (Федерации и субъекта Федерации) — системы федеральных агентств по нефти и газу на региональном уровне. Разработаны предложения по составу основных задач и функций этих агентств, а также по разделению полномочий и ответственности между ними и соответствующими федеральными органами.

4. Доказана необходимость дифференцированного подхода к внедрению достижений НТП как фактору расширения ресурсной базы нефтяной промышленности и снижения издержек производства в отрасли в зависимости от стадии освоения и технико-экономических особенностей разработки отдельных месторождений и нефтегазоносных провинций. При этом для основных нефтегазоносных провинций страны определена приоритетность использования 6 различных достижений НТП в целях расширения ресурсной базы отрасли.

5. Аргументирована целесообразность нового концептуального I подхода к методам воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи, отличающегося усилением инновационной составляющей процесса их использования и ориентацией на рациональное недропользование. Обоснована необходимость постоянного мониторинга применения таких методов.

6. Дана вариантная оценка перспектив развития нефтедобычи в Западной Сибири в зависимости от тех или иных мер государства по отношению к нефтяной отрасли (в части недропользования, налогообложения, инвестиционно-инновационной политики) и уровня мировых цен на нефть. В этих целях: проведено экономическое обобщение условий и проблем формирования нефтяной промышленности Западной Сибири за 1970 — 2000 гг. и осуществлена ориентировочная оценка ее развития до 2030 г.- ^ - выявлены основные закономерности этих процессов, роль в них государственного управления и регулирования на федеральном и региональном уровне.

Практическая значимость и апробация исследования состоят прежде всего в том, что разработанные по инициативе и лично автором идеи и предложения по механизмам недропользования, реформированию нефтяного комплекса и роли государства в нефтегазовом секторе в целом стали основой ряда документов, принятых органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. Среди них: Концепция перехода Тюменской области на принципы самоуправления в условиях формирования рыночной экономики (12.11.1990 г.) — Указ Президента РСФСР «О развитии Тюменской области» (1991 г.) — Закон Российской Федерации «О недрах» ^ (1992 г.) — Энергетическая стратегия России. Основные положения (1995 г.) — Указы Президента РФ «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской 7.

Федерации на период до 2010 года" и «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний"(1995).

Разработанные автором предложения по формированию государственной инновационной политики и федеральных органов государственного управления недропользованием в регионах России могут служить основой дальнейших исследований в области экономики нефтегазового комплекса.

Основные положения и результаты исследования опубликованы в 27 работах, в том числе в 8 монографиях, докладывались на всероссийских и международных конференциях и симпозиумах.

В заключение работы сформулируем основные выводы и предложения.

1. Основы современной платной системы недропользования были заложены в 1990 г., когда Тюменским облсоветом была разработана «Концепция перехода Тюменской области на принципы самоуправления в условиях формирования рыночной экономики». В основу концепции легла идея о переходе на общепринятые в мире принципы и подходы к управлению природно-ресурсным потенциалом, в частности, на принципы платного недропользования. В дальнейшем эти же принципы были использованы при подготовке целого ряда законопроектов федерального и союзного значения по вопросам недропользования и участия территорий в решении проблем социально-экономического развития, включая и Федеральный закон «О недрах».

В 1992;1996 гг. была в основном сформирована современная нормативно-правовая база недропользования, которой, однако, присущи серьезные недостатки: разночтение между Законом «О недрах» и Законом «О СРП» по поводу самого характера положенного в основу недропользования права — публичного или гражданскогоотсутствие четкой регламентации действий органов управления и недропользователейнечеткое изложение ряда формулировок федеральных законов, что оставляет свободу действий при их толковании. Кроме того, будучи формально ориентированной на регулирование отношений по всему комплексу недропользования, она фактически направлена только на регулирование вопросов, связанных с предоставлением прав на участки недр и установлением системы платежей при пользовании недрами. Особой проблемой является отмена платежей на ВМСБ и введение единого налога на добычу полезных ископаемых.

2. В целях совершенствования сложившейся системы недропользования и соответствующего законодательства необходимо: сформировать действенную систему регулирования и контроля за ходом выполнения лицензионных соглашений и работоспособные механизмы координации в рамках ВИК, касающиеся покупки и последующей переработки сырьястимулирование рационального недропользования, что связано с переходом на рентные принципы налогообложения, хорошо зарекомендовавшие себя в зарубежной нефтяной промышленностистимулирование осуществления геолого-разведочных работ самими компаниями и др.

Оценка выявленных тенденций в развитии экономико-правовых отношений между государством и недропользователями. (нефтяными компаниями) дает возможность прогнозировать, что в предстоящие 3−5 лет основными направлениями развития системы недропользования в России станут лицензии, концессии, переход на рентные принципы налогообложения (налогообложение на добавленный чистый доход).

3. Основные проблемные аспекты управленческих отношений, возникающие в настоящее время между государством (на уровне его регионов) и нефтегазовым бизнесом могут быть разрешены на основе: формирования эффективной бизнес-ориентированной среды на региональном уровне, с использованием таких рычагов, как лицензионная, налоговая и инновационная политика для любых компаний, работающих на территориисоздания благоприятных экономических условий для становления и развития малых и средних регионально-ориентированных компаний, предметом деятельности которых должны стать малые и сложные месторождения углеводородовкоординация усилий центра и регионов и обеспечение их лучшего взаимодействия с нефтегазовым бизнесом в целях решения социально-экономических проблем территорий.

4. В эволюции роли государства в нефтегазовом секторе России можно выделить следующие этапы: 1990;1992 гг., когда основным содержанием решений законодательных и исполнительных органов власти СССР и РФ относительно роли государства в регулировании нефтяной отрасли была ориентация на сохранение прямого участия в собственности;

1992 — июль 1998 г., когда преобладающим содержанием стала ориентация на преимущественное использование форм и методов косвенного регулирования (как тарифного, так и нетарифного, а также широкое использование различных форм фискального воздействия) — август 1998 — первая половина 2001 г., когда вновь зазвучали призывы о повышении роли государствавторая половина 2001 г. — по настоящее время — лидерство идей отхода государства «от несвойственных ему функций».

5. Анализ роли государства в НГК страны и ее эволюции в последние 13 лет показывает, что сложившаяся в России система органов государственного управления и регулирования в сфере недропользования слишком переусложнена. В частности, процесс разделения полномочий (как на федеральном и региональном уровнях, так и между данными уровнями) характеризуется чрезмерным дроблением функций между неспециализированными органами государственного управления, а роль регионов в этом процессе, не смотря на принцип «двух ключей» во многих случаях далеко не ясна.

Повышение действенности системы государственного управления и регулирования в сфере недропользования может быть достигнуто, с одной стороны, концентрацией разнообразных функций в меньшем числе ведомств на федеральном уровне, а с другой — формированием системы федеральных агентств по нефти и газу на региональном уровне. Усложнение вовлекаемых в освоение и разработку запасов углеводородного сырья, необходимость в связи с этим постоянного мониторинга, направленного на достижение рентабельной разработки, требуют приближения полномочных органов государственного управления к местам реализации принимаемых решений.

6. Научно-технический прогресс является одним из основных факторов, определяющих состояние и перспективы развития всей мировой нефтяной промышленности. НТП в целом и особенно технологические прорывы дают возможность не только значительно снижать издержки разведки и разработки месторождений углеводородов (фактор непосредственного снижения издержек), но и существенно понижать порог рентабельности разрабатываемых месторождений и тем самым расширять объем доказанных извлекаемых запасов нефти даже без открытия новых залежей (фактор расширения ресурсной базы). НТП как фактор расширения ресурсной базы нефтяной отрасли действует по трем направлениям: дает возможность открыть и вовлечь в хозяйственный оборот новые, ранее неоткрытые месторожденияобеспечивает эффективное освоение ранее нерентабельных (забалансовых) месторожденийпозволяет увеличивать извлекаемый потенциал разрабатываемых месторождений за счет переоценки величины их запасов.

Первое направление особое значение имеет для новых, перспективных нефтегазоносных провинций. В условиях России — это Восточная Сибирь, Тимано-Печора, шельфы арктических и дальневосточных морей, Каспий. Второе и третье направления особо ценны для старых нефтегазоносных провинций, уже освоенных и обустроенных, имеющих сложившуюся производственную, транспортную и социально-бытовую инфраструктуру. Эти направления дают возможность продлить активную жизнь таких провинций на многие годы и даже десятилетия. В России это, прежде всего, основные нефтедобывающие базы — Западная Сибирь и Урало-Поволжье. Поскольку новые технологии обеспечивают расширение ресурсной базы НТК (по крайней мере, в части извлекаемых запасов), закономерно их частичное финансирование из источников, предназначенных для целей ВМСБ.

7. Мировая экономика смогла эффективно замедлить, а потом и переломить тенденцию роста издержек производства углеводородов вследствие повсеместного ухудшения условий их добычи, начавшуюся на мировом рынке на рубеже 60−70 гг. НТП обеспечил примерно 1/3 снижения мировых цен на нефть за прошедшие двадцать лет (с уровня их исторического максимума в начале 80-х гг.). Остальные 2/3 снижения цен были обеспечены иными, в основном институциональными факторами, в том числе либерализацией инвестиционных режимов принимающих государств.

В России долгое время ситуация была прямо противоположна той, что происходила в большинстве стран, где издержки добычи превышают издержки в странах ОПЕК: ни один из элементов цены не снижался. Сейчас в этой тенденции наступил перелом, в том числе и за счет роста применения достижений НТП в нефтедобыче. Для его закрепления необходим переход от концепции внедрения достижений НТП к действенной государственной и корпоративной инновационной политике как четко организованной совокупности технологических нововведений и адекватного совершенствования управляющей инфраструктуры, включающей все необходимые экономические, организационные и правовые меры, обеспечивающие достижение реального коммерческого эффекта.

8. Поскольку снижение финансирования НИОКР из госбюджета — объективная реальность, необходимо ускорить формирование их альтернативной — крупным бизнесом — системы финансирования. Для обеспечения финансовой привлекательности для АО и компаний выделения средств на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований целесообразно, усилив финансовый и административный контроль за целевым расходованием средств, предусмотреть:

• уменьшение налоговой базы для расчета налога на прибыль предприятий и организаций на сумму всех необходимых и документально подтвержденных расходов на НИОКР и освоение новых технологий;

• предоставление государственных гарантий по кредитам на освоение новых технологий компаниям, не имеющим бюджетной задолженности;

• формирование «фирменной» «отраслевой» науки, в частности, Национального нефтяного института, о необходимости создания которого автор говорил еще в 1994;1995 гг.

9. Стратегическое значение для отрасли имеют методы воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи, которые в современных условиях выступают как фактор роста производства и рационального недропользования.

Анализ применения различных МВП и МУН в основных ВИНК России и практики работы в Западной Сибири таких компаний, как ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» и ОАО «Сургутнефтегаз» свидетельствует, что удельная экономическая эффективность (доход/затраты, до налогообложения, долл./долл.) применения МУН составляет от 5,5 до 11, индекс доходности (при действующей системе налогообложения) — 1,5 — 20, а срок окупаемости от 1 до 2,5 лет. Исходя из того, что эти две компании являются для Западной Сибири (по условиям разрабатываемых месторождений) типичными, подобной эффективности можно, с высокой долей вероятности, ожидать от применения МУН и другими компаниями, работающими в регионе.

Однако МУН — это не только дополнительная добыча нефти, но и источник восполнения её промышленных ресурсов за счет охвата геологических (балансовых) запасов. В потенциале МУН являются действенным фактором рационального недропользования. Но для этого нужны дополнительные фундаментальные исследования и постоянно действующий мониторинг применения МУН, что также требует ускоренного перехода к действенной государственной инновационной политике.

10. Западная Сибирь останется главным нефтедобывающим регионом страны на всю обозримую перспективу. В зависимости от прогнозируемых сценариев развития экономики и ТЭК, доля Западной Сибири в общероссийской добыче нефти к 2020 г. может составлять от 55% до 60%. Экономическое обобщение условий и проблем формирования и развития нефтяной промышленности Западной Сибири за период с 1970 г. по 2000 г. и оценка её возможного развития до 2030 г. позволило выявить следующие закономерности: объективное ухудшение технико-экономических показателей отрасли по мере «старения» разрабатываемых месторождений и истощения нефтегазоносной провинции, в целом не компенсируемое ни по одному из известных в мировой практике направлений снижения издержек (совершенствование технологий, изменение системы налогообложения, институциональные изменения), подрывает возможности её устойчивого долгосрочного развития в регионенеравноправные отношения территории (регионов — субъектов РФ) с крупными ВИНК, приводящие к систематическому вывозу из Западной Сибири значительных финансовых ресурсов, сужают здесь налоговую базу и возможности развития инфраструктурыотставание в развитии сопряженных отраслей и производств, прежде всего инфраструктурных, приводит к снижению экономической эффективности нефтяной промышленности, значительным потерям попутного нефтяного газа и нефти в недрах.

11. Проведенные исследования, анализ выполненных прогнозов и выявленные закономерности развития нефтяной промышленности в Западной Сибири позволяют сделать следующую оценку возможных (и целесообразных с позиций рационального недропользования) уровней добычи нефти в регионе: при сохранении действующих тенденций, развитии так называемого «бизнеса как обычно» (business as usual) и низких (15−17 долл/бар) мировых ценах на нефть: 210−220 млн. т/г в 2005;2010 гг.- 205−215 млн. т/г в 2015;2020 гг. и до 200 млн. т/г к 2030 г.- при определенном совершенствовании существующей системы недропользования и налогообложения, умеренном внедрении достижений НТП и средних (18−20 долл/бар) мировых ценах на нефть: 220−230 млн. т/г в 2005;2010 гг.- 230−240 млн. т/г в 2015;2020 гг. и до 235 млн. т/г к 2030 г.- при целенаправленной инвестиционно-инновационной политике, проводимой государством и основными хозяйствующими субъектами нефтяной промышленности, высоких (25−30 долл/бар) мировых ценах на нефть: 240−250 млн. т/г в 2005;2015 гг. и 270−300 млн. т/г в 2020;2030 гг.

Таким образом, перспективные уровни добычи нефти в Западной Сибири в значительной мере будут определяться факторами, зависящими от целенаправленной деятельности органов государственной власти: действующей системой налогообложения и недропользования и проводимой государством и недропользователями инвестиционно-инновационной политикой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Станет ли падение объемов геологоразведочных работ временным явлением или же перерастет в кризис всей экономики? — «Нефть России», № 4, 2002.
  2. Анализ итогов внедрения методов повышения нефтеотдачи пластов за 1999 год по ОАО «ЛУКОЙЛ»: Материалы совещания. Москва, 12−14 апреля 2000 г. — М.: Недра, 2000 г.
  3. Анализ нормативно-правовых баз по недропользованию, действующих в России и Канаде. — М., ВНИИОЭНГ, 2001 г., -338 с.
  4. Анализ, проблемы, перспективы. Топливно-энергетический комплекс России. Выпуск 4. М., «Родина-Про», 2002 г., 438 с.
  5. Н.М. Основные показатели внедрения новых методов увеличения нефтеотдачи в США. — «Нефтяное хозяйство», № 11, 2002
  6. Ю.Е., Медведев Н. Я., Сонич В. П., Юрьев А. Н. Методы разработки сложнопостроенных нефтегазовых залежей и низко проницаемых коллекторов. —"Нефтяное хозяйство", № 6, 2002 г.
  7. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (Нефтяной комплекс России). М., МГФ «Знание», 2000 г., 432 с.
  8. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство) — М., МГФ «Знание», 2000 г., 304 с.
  9. МН. 1994 г., 19 января.
  10. К.Д., Бержевен Ж., Маакалох Б. Р. Подходы правительства к политике налогообложения в горно-добывающей промышленности.— Минеральные ресурсы России, № 2, 2002 г.
  11. В.А. Природно-экономический потенциал Севера Западной Сибири и проблемы его использования. —"Нефтяное хозяйство", 9/2002.13. «Ведомости», Вторник, 12 февраля 2002 г.
  12. Вестник областного Совета народных депутатов.— Тюмень. — 1991 г.-№ 5.
  13. М.М. и др. Научно-техническая политика развития нефтеотдачи и механизмы ее реализации. — М., ВНИИОЭНГ, 1992 г., — 352 с.
  14. М.М., Соловьянов А. А., Макаров А. А., Курашев В. Д., Александровская Н. Д. Управление научно-техническим прогрессом в ТЭК. Новая концепция. М., ВНИИОЭНГ, 1995 г.,-64 с.
  15. С.А., Краснопевцева Н. В., Каган Я. М., Полищук A.M. Повышение нефтеотдачи с применением биополимеров. «Нефтяное хозяйство», № 7, 2002 г.
  16. Вчера, сегодня, завтра нефтяной и газовой промышленности России: — М., Издание ИГиРГИ, 1995 г., -448 с.
  17. В.З. Состояние разработки нефтяных месторождений и прогноз нефтедобычи на период до 2015 года. — «Нефтяное хозяйство», № 7, 2000 г.
  18. С., Петров Ю. Рентные доходы бюджета как ресурс возрождения России. — Мировая энергетическая политика, № 5−6, 2002 г.
  19. Государственная энергетическая программа СССР. Проект. Госплан СССР, j1991
  20. А.С., Перейма Т. Ф. Долготерпение— залог успеха: «Моклауд диксон ЛЛП» в России. — Минеральные ресурсы в России. Экономика и управление. Февраль., 2001 г., с. 68.
  21. А. В ловушке «Экономики недоверия». «Время», 25 января 2002 г.
  22. С.А., Кащавцев В. Е., Сафронов В. И. и др. Состояние применения третичных методов увеличения нефтеотдачи в России и бывшем СССР. — «Нефтяное хозяйство», № 10, 1993 г.
  23. С.А. Применение методов увеличения нефтеотдачи пластов: состояние, проблемы, перспективы. — «Нефтяное хозяйство», № 4, 2001
  24. Изложение доклада начальника управления федеральным имуществом ГКИ РФ (Деловой экспресс. 1996 г. 17 октября).27. ИнфоТЭК, № 2(2002)28. ИнфоТЭК, № 3 (2002).
  25. В.М., Мишарин В. А., Сонич В. П., Самсоненко Д. В. Технико-экономическая оценка методов воздействия на пласты месторождений ОАО «Сургутнефтегаз». —"Нефтяное хозяйство", № 8, 2002 г.
  26. В.Е. Некоторые вопросы применения методов увеличения нефтеотдачи пластов. —"Нефтяное хозяйство", № 9, 2002 г.
  27. Н.И., Фролов И. Э. Проблемы инновационного развития на этапе переходной экономики. —М., Изд-во ИНП, 2001 г., 47 с.
  28. Коммерсантъ-Daily. 1994 г. 14 мая-
  29. Коммерсантъ. 1994 г. 27 сентября.
  30. Коммерсантъ-Daily. 1996 г. 20 октября.
  31. А. Когда опрос опережает предложение: Стимулы и слагаемые процесса издержек. «Нефть России», № 1, 2001
  32. А.А. Мировой рынок нефти: возврат эпохи низких цен? (последствие для России). — ИНХП РАН, изд-во ИНП, 2000 г., 135 с.
  33. А.А. Новые роли открытий и переоценки запасов. — «Нефть России», № 11, ноябрь 2000
  34. А.Э. Проблемные вопросы развития ТЭК России в 2001- 2005 гг. и в период до 2030 г. — Выступление на Всероссийском совещании по вопросам развития ТЭК в г. Сургуте 3 марта 2000 г.
  35. Концепция перехода Тюменской области на принципы самоуправления в условиях формирования рыночной экономики. —Тюмень, Уч-к множит. Печати Облисполкома, 1990 г., 13 с.
  36. Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях. М., Минтопэнерго России, сентябрь 1992 г., 67 с.
  37. Н.Ю., Терегулова Р. Г. Особенности экономической оценки проведения геолого-технических мероприятий. «Нефтяное хозяйство», № 4,2001
  38. О.С. Формирование стратегии подготовки и освоения минерально-сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности.— Новосибирск, 2000 г., 284 с.
  39. В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора. Проблемы и направления трансформации. — Новосибирск, ИЭиОППСО РАН, 1998 г.,-280 с.
  40. В.А. Вертикально-интегрированные компании в сырьевом секторе. — Научно-техническое прогнозирование, № 2, 2000 г.
  41. В.А., Севастьянов А. Е., Шмат В. В. Нефтегазовые территории: как распорядиться богатством? Новосибирск— Тюмень, 1995 г., 164 с.
  42. А.Н. Сравнительный анализ российского и зарубежного нефтяного и горного законодательства. — Сб. Анализ нормативно- правовых баз по недропользованию., с. 16.
  43. В.Д., Грайфер В. Д. Разработка малопродуктивных нефтяных месторождений. М., «Недра», 2001 г., 562 с.
  44. В.Д. Инновационная разработка нефтяных месторождений. М., «Недра», 2000 г.,-516 с.
  45. Н., Игревский В., Вадецкий Ю., Нефтяная промышленность России в послевоенные годы. —М.: ВНИИОЭНГ, 1996, — 306 с.
  46. A.M. Нефтегазовый комплекс России— уточненный прогноз развития. — «Нефтяное хозяйство», 5/2002.
  47. A.M. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. М., ВНИИОЭНГ, 1997 г., -328 с.
  48. A.M., Саенко В. В., Рыльский В. А., Шафраник Ю. К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. М., «Экономика», 2001 г., -476 с."
  49. A.M. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков — состояние, проблемы и перспективы развития. М., «Современные тетради», 2001 г., 624 с.
  50. Н.Я., Сониг В. П., Мишарин В. А., Малышев А. Г., Исаченко В. М., Пневских А. В., Ефимов П. А. Анализ эффективности и перспективы применения методов воздействия на пласты. — «Нефтяное хозяйство», № 9, 2001
  51. Направления развития энергетики Сибири. Иркутск, СЭИ СО АН СССР, 1990 г.,-358 с.
  52. Наука и технологии в России: прогноз до 2010 года / Под ред. Л. М. Гохберта, Л. Э. Миндели. — М., ЦИСН, 2000 г., — 119 с.
  53. Н.Н. Региональная экономика (теория, проблемы, методы). М., Экономика, 1975 г., 317 с.
  54. Нефть и газ Тюмени в документах. Вып.1.- Свердловск: Средне- Уральское кн. Изд-во, 1973 г.
  55. Нефтяная промышленность. Приоритеты научно-технического развития (под редакцией Ю.К. Шафраника). М., 1996 г., 240 с.
  56. Нефтяная промышленность Российской Федерации. 1991 г., М., ВНИИОЭНГ, 1992 г., 591 с.
  57. Нефтяная промышленность Российской Федерации. 1997. — М., ВНИИОЭНГ-, 1998 г., 426 с.
  58. Нефтяная промышленность СССР 1987. —М., ВНИИОЭНГ, 1988 г., — 607 с.
  59. И. Подлодка атакует . месторождение. «Сумма технологий», октябрь 2002
  60. И. Тюменские реки мелеют — и нефтяные, и газовые, — «Энергия Востока», № 1/2001
  61. В.П. Интервью. — «Нефть России», № 3, 2002 г.
  62. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России. Нефтегазовая вертикаль. Специальный выпуск № 1 (39), январь2000 г., — 112 с.
  63. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Проект М., Минэкономразвития России, 2001 г.,-54 с.
  64. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Проект. — М., Минтопэнерго РФ, 2000 г., 35 с.
  65. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 г. (Вторая редакция). — Приложение к журналу «Энергетическая политика», М., ГУ ИЭС, 2000 г., -76 с.
  66. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года. — Приложение к журналу «Энергетическая политика», М., ГУ ИЭС, 2001 г., 120 с.
  67. В.Ф. Территориальное планирование в СССР. — М., Экономика, 1975 г.,-214 с.
  68. А.И., Дворец H.JI. Организационно-правовое обеспечение законодательной базы нефтяного комплекса России. — В сб. трудов Всероссийской научной конференции «Фундаментальные проблемы нефти и газа» М., 1996 г., т.5.82. «Правда», 11 ноября 1989 г.
  69. Р. Перспективы мировой энергетики до 2020 года. Встреча министров энергетики стран «восьмерки». М., 1998 г.
  70. Приоритетные направления развития науки и техники и критические технологии топливно-энергетического комплекса/Под. Ред. В. В. Бушуева — Приложение к журналу «Энергетическая политика», М., 1997 г., -48 с.
  71. Проблемы развития Западно-Сибирского комплекса. Новосибирск, Наука, 1983 г.
  72. Проблемы формирования территориально-производственных комплексов. М., СОПС, 1973 г.,-280 с.
  73. Прогноз добычи нефти в России на период с 2001 по 2100 год. Справка Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации ФС Российской Федерации № 5.3, 2001 г.
  74. Проектирование и разработка нефтяных месторождений. Материалы научно-практической конференции. М., 1999 г.
  75. Разработка нефтяных и нефтегазовых месторождений. Состояние, проблемы и пути их решения. Материалы совещания, Альметьевск, 1995 г.
  76. Региональный энергетический комплекс (особенности формирования, методы исследования). JL, Наука, 1988 г.
  77. П.И. Топливно-энергетический комплекс России: Экономическое регулирование. — М., Изд-во ИСЭПН, 1999 г., 180 с.
  78. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. — М., Ин-т экономики РАН, 1997 г., -205 с.
  79. Российский парадокс. — Нефтегазовая вертикаль, № 9, 2000 г.
  80. Россия-Европа. Стратегия энергетической безопасности. Материалы консультативного совещания. Москва, 6−7 июня 1995 г. — М., Совет безопасности Российской Федерации, 1995 г., 162 с.
  81. Е.Н., Исхаков И. А., Гайнуллин К. Х., Лозин Е. В., Алмаев Р. Х. Эффективные методы нефтеотдачи на месторождениях Башкортостана. — «Нефтяное хозяйство», № 11, 200 196. «Сегодня», № 10 (2026), 17.1.2001 г.
  82. Собрание Актов Президента и Правительства РФ. 1994 г. № 8. Ст. 593.
  83. Собрание Законодательства РФ. 1994 г. Ст. 700.
  84. Собрание Законодательства РФ. 1995 г. № 15. Ст. 1284.
  85. Собрание Законодательства РФ. 1995 г. № 19. Ст. 1739.
  86. Собрание Законодательства РФ. 1996 г. № 28. Ст. 3393.
  87. Совет по внешней и оборонной политике. Стратегия для России: повестка дня для Президента — 2000. — М., «Вагриус», 2000
  88. Строительство горизонтальных скважин. Сборник докладов V Международной конференции по горизонтальному бурению. — Ижевск, 2000 г.
  89. А.Ф., Гудков С. В. Российское законодательство о недрах: состояние и перспективы развития. — Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. Февраль 2002 г.
  90. М.З., Буторин О. И., Хамитов Р. А., Файзуллин И. Н., Ахметишна А. С. Опыт разработки Абдрахмановской площади на поздней стадии с применением новых технологий. — «Нефтяное хозяйство», № 8, 2001
  91. Е.А. Инвестиционная деятельность корпораций в нефтегазовом комплексе: анализ и управление инвестициями в условиях формирующегося рынка. -М., 1996 г., 134 с.
  92. Топливно-энергетический комплекс России. Современное состояние и взгляд в будущее. Новосибирск. Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999 г.,-311 с.
  93. Топливно-энергетический комплекс СССР 1987. — М., ВНИИКТЭП, 1988 г., 718 с.
  94. Топливно-энергетический комплекс СССР 1990. — М., ВНИИКТЭП, 1991 г., 725 с.
  95. Топливо и энергетика России (Справочник специалиста топливно-энергетического комплекса)" /Под редакцией A.M. Мастепанова/ М., Минэнерго, 2001 г., 457 с.
  96. Ш. Трофимук А. А. «Сорок лет борения за развитие нефтегазодобывающей промышленности Сибири». Новосибирск, 1997 г.
  97. Федеральный справочник «Топливно-энергетический комплекс России». Специальный выпуск. М., «Родина-Про», 2000 г., 476 с.
  98. Федеральный справочник. Топливно-энергетический комплекс России, 1999−2000 гг. Специальный выпуск 2. — М., «Родина-Про», 2000 г.,-528 с.
  99. А. Правовая пустота наших недр. —"Нефть России", № 4, 2002 г.
  100. Фундаментальные проблемы нефти и газа. Материалы Всероссийской научной конференции. М. 1996 г.
  101. Ю.К., Башмаков Г. С., Бинкин Б. А. и др. Концепция перехода Тюменской области на принципы самоуправления в условиях формирования рыночной экономики. —Тюмень, 1990 г., 148 с.
  102. Ю.К. Как поднять нефтегазовый комплекс? Экономическая газета.— 1992 г., № 25.
  103. Ю., Крюков В. Западно-Сибирский феномен.— 2-е издание. — М., 000 «НТ», 2001 г., -224 с.
  104. Ю.К., Крюков В. А. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем. — М&bdquo- Недра, 1997 г.,-265 с.
  105. Ю.К. Уроки работы ТЭК в 1994 г. и новые задачи. —ТЭК, № 12, 1995
  106. Ю.К. Энергетика как градусник экономики и барометр социальной напряженности в регионах. «Труд-7», № 150(23 866), 16−22 августа, 2001 г., с. 6.
  107. В.В., Коршунов А. Ю., Лисовский Н. Н. Деятельность Центральной комиссии по разработке нефтяных и газонефтяных месторождений Минэнерго России по решению проблем повышения нефтеотдачи. — «Нефтяное хозяйство», № 5, 2002 г.
  108. Экономико-географические проблемы формирования территориально-производственных комплексов Сибири. Вып. 1. Новосибирск, ИЭ и ОПП СО АН СССР, 1969 г. 124. «Экономическая газета» № 37, сентябрь 1985 г.
  109. Энергетическая безопасность России (В.В. Бушуев, Н. И. Воропай, A.M. Мастепанов, Ю. К. Шафраник и др.) — Новосибирск- Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1998 г., -302 с.
  110. Энергетическая политика России на рубеже веков: Том 1. Формирование энергетической стратегии России (исторический генезис).— М., «Папирус про», 2001 г.,-991 с.
  111. Энергетическая политика России. Обзор 2002. — Международное энергетическое агентство, Париж, 2002 г., 342 с.
  112. Энергетическая стратегия России (Основные положения). Проект. М., ИНЭИ РАН, 1994 г.
  113. Энергетическая стратегия России (Основные положения). М., ИНЭИ РАН, 1995 г.,-47 с.
  114. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Проект. М., Минтопэнерго России, 2000 г., 441 с.
  115. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. М. ГУ ИЭС Минэнерго России, 2001 г., 544 с.
  116. Энергетическая стратегия Сибири (Основные положения). — «Регион: экономика и социология», 1998, Специальный выпуск, 111 с.
  117. Энергетический диалог «Россия — Европейский союз» прил. к журналу «Энергетическая политика». М., ГУ ИЭС, 2001
  118. Энергетический сектор в среднесрочной программе развития экономики России. — Приложение к журналу «Энергетическая политика». — М., ВНИИОЭНГ, 1997 г.,-72 с.
  119. А.Б., Курашев В. Д. и др. Оборудование для ТЭК: состояние и перспективы. — Конверсия в машиностроении, № 5, 1998 г.
  120. Annual Energy Outlook 1998. With Projections Through 2020. DOE/EIA, Washington, Dec. 1997.
  121. Bauquis P.-R. The Bole of technology on cost reduction and reserves increases ш the oil and gas industry. — Paper presented to the 4 European IAEE Conference, Berlin, 9−10 sept. 1998.
  122. Davis P.A. Oil Industry Structure // Paper presented to the 19 International IAEE Conference, May 27−30, 1996.
  123. Davis P. Global Oil Supply // Fourth Energy Conference, International Energy Agency / Gulf Cooperation Council. Doha, May 1997.
  124. Energy technologies for the 21st century/ IEA/OECD, Paris, 1997.
  125. European Energy to 2020. A scenario approach. EC. DG XVII. Special issue -Spring 1996.
  126. Experience Curves for Energy Technology Policy. -OECD/IEA, 2000
  127. Key Word Energy Statistics from the IEA, 2000 edition. OECD/IEA, 2000
  128. Lukas S. Financing Requirements of the International Oil and Gas Industries // Institute of Petrolium Conference. L., 17 February 1997.
  129. LUKOIL: at present and outlook. 2002
  130. Mabroh R. Dynamics of OIL Costs. -Fourth Energy Conference, IEA/Gulf Cooperation Council. Doha, May 1997
  131. New Oil and Gas Technology in Cost Reduction Era.- AEA Technology Engineering Software and Smith Rea Energy Associates. Brussels, 1999
  132. M.Valais (Elf Aguitaine), Xavier Boy de la Tour (Institut Francais du Pe’trol). Oil and Natural Gas: New technological Challenges. World Energy Council 16 Congress. P.2.1.04. Tokyo, 1995.
  133. North Douglas C. Institutions Change and Economic Performance.— Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 1990.— 152 p.
  134. Oil Information 2002. OECD/IEA, 2002
  135. The World in 2020: Towards a New Global Age // OECP, Paris 1997.
  136. WEC-IISA. Global Energy perspectives to 2050 and beyond. 1995.
  137. Word Energy Outlook, 1998 edition. OECD/IEA, 1998
  138. World Energy Outlook. 2001 insights. OECD/IEA, 2001.
  139. Yergin D. Can Big Oil Survive Cheap Oil? // The Wall Street Journal. December 8, 1998.
  140. Сайты интернета: http://vvww.eiiippf.ru/piib1icat/books/litm, www.rnte.ROv.ru, www.riatec.ru.
Заполнить форму текущей работой