Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителейу определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В связи с важностью гуманизации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
    • 1. 1. Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения
    • 1. 2. Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
    • 2. 1. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
    • 2. 2. Коррекция детской агрессии
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Понятийный аппарат, классификация видов и средств агрессивного поведения
    • 3. 2. Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников данные констатирующего эксперимента)
  • ГЛАВА 1. У.ПУТИ КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА,
    • 4. 1. Содержание и методические приемы коррекционных воздействий
    • 4. 2. Влияние детских мультфильмов на поведение старших дошкольников
    • 4. 3. Результаты коррекционной работы данные контрольного эксперимента),

Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителейу определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированносги личности и отсутствия у них социально принятах коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства — возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.

В зарубежной психологии выполнено большое количество исследований, направленных на изучение агрессии, ее происхождения, механизмов и той роли, которую она играет в жизни человека. Однако отечественные работы в этой области немногочисленны (Е.М.Гаспарова, С. Н. Ениколопов, АДКошелева, Н.Д.Левитов" В. Е. Каган, ТТРумянцева,.

ИА.Фурманов). В них, главным образом, намечаются подходы к изучению некоторых отдельных аспектов агрессии. В то же время почти отсутствуют экспериментальные исследования процесса формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Учитывая недостаточную изученность этой актуальной проблемы в раннем онтогенезе, в настоящей работе мы провели экспериментальное изучение психологических особенностей агрессии детей шестого и седьмого годов жизни, причин ее возникновения и условий, которые провоцируют формирование агрессивности.

Целью исследования — изучение специфики и причин агрессивного поведения, возможностей и путей его коррекции у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — агрессия и ее проявления в конфликтных ситуациях общения и взаимодействия детей со сверстниками.

Предмет исследования — особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада.

В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую и педагогическую литературу по проблеме агрессии. 2. Изучить психологические особенности агрессивных проявлений и их мотивацию у старших дошкольников в детском саду. 3. Определить возможные причины этих проявлении. 4. Проверить на детях дошкольного возраста справедливость довольно распространенного теоретического положения о том, что агрессивные фантазии обладают эффектом катарсиса. 5. Разработать некоторые приемы коррекции агрессии у дошкольников.

Методологическая основа. Подход к изучению личности как целостной структуры в контексте всей социальной ситуации ее развитая и, в первую очередь, в системе ее отношений в референтных малых группах (для ребенка) дошкольника таким группами являются семья и группа детского сада.

Методы исследования.

1. Хронометрированное целенаправленное наблюдение за агрессивными проявлениями старших дошкольников по отношению к сверстникам в естественных условиях в группе детского сада, а также в условиях лабораторного эксперимента, где двум детям предлагалось организовать совместную игру с выбранным набором игрушек.

2. Регистрация высказываний испытуемых на магнитофоне и наблюдение за их последующим поведением при просмотре двух циклов телепередач, в одном из которых демонстрировались агрессивные формы поведения, а в другом — нравственные, социально-приемлемые.

3. Социально-психологические методы для обследования системы межличностных связей в группе детского сада и определения положения каждого ребенка в ней, а также анкетирование родителей и опросы детей с целью изучения особенностей их воспитания в семье.

4. Методы пропедевтики и коррекции агрессии старших дошкольников.

Гипотезы диссертационной работы:

Особенности проявления агрессивного поведения тесно связаны с их местом и функцией в структуре взаимоотношений и взаимодействий ребенка в семье и группе детского сада. Агрессивные действия детей являются способом неадекватного реагирования ребенка на конфликтную ситуацию с применением социально неприемлемых средств ее разрешения.

Условиями, провоцирующими проявления агрессии являются: а) эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского садаб) некоторые (негативные) относительно устойчивые черты его личностив) особенности сложившейся эмоционально-когнитивной регуляции поведенияг) недостаточное владение социально приемлемыми способами разрешения конфликтных ситуаций в группе сверстниковд) использование в качестве образцов для подражания агрессивных действий взрослых, сверстников, художественных образов, представленных в литературе, на телевидении, в компьютерных играх и т. п.

Предупреждение и устранение проявлений агрессии в группе старших дошкольников, возможно путем организации разных видов индивидуальной и групповой коррекци-онной работы.

Научная новизна и теоретическаязначимость работы состоит в изучении психологических особенностей проявления форм агрессии старших дошкольников в группе детского сада, причин, провоцирующих формирование агрессивного поведения, а также некоторых путей его коррекции.

В исследовании показано, что агрессия у ребенка возникает как способ реагирования на конфликтную сшуацию. При наличии определенных условий со временем она приобретает характер относительно устойчивого образования, которое может входить в структуру личности и оказывать негативное влияние на развитее всей системы отношений дошкольника с окружающими, способствуя возникновению серьезных отклонений в процессе его социализации.

В диссертации разработана научная классификация видов агрессии, а также схема наблюдения за всеми средствами контактирования детей в диадах в условиях лабораторного эксперимента. Эти разработки могут быть успешно использованы в дальнейших исследованиях детской агрессии.

Практическая значимость исследования.

Полученные в работе данные (характеризующие специфику агрессивных проявлений у старших дошкольников и условия, способствующие закреплению и развитию, агрессивности) позволяют подойти к разработке специальных коррекционно-развивающих программ по пропедевтике, смягчению и преодолению агрессивности на ранних этапах онтогенеза.

Они могут быть полезны дошкольным педагогам и практическим психологам, и могут служить определенным вкладом в научно-методическое обеспечение психологической службы в системе народного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности агрессивных проявлений старших дошкольников обусловлены большой импульсивностью детей, повышенной аффективной окрашенностью их поведения, неустойчивостью их враждебного отношения к сверстникам при агрессии и недостаточным владением конструктивными средствами преодоления конфликтов.

2. Одним из стимулов агрессивных действий старших дошкольников является восстановление «справедливости» — защита установленных в детском обществе правил взаимодействия при их нарушении.

3. Главные причины развития у ребенка агрессивности как относительно устойчивой черты личности лежат как в его эмоциональном неблагополучии в семье и примере агрессии родителей, так и в низком статусе ребенка в группе детского сада среди сверстников и негативных отношениях с воспитателем.

4. Особое значение в развитии агрессивности дошкольников принадлежит телевизионным передачам, в которых привлекательно демонстрируются агрессия и способы ее проявления. Теория «катарсиса» — «изживание агрессии при восприятии агрессивных действий модели» — не может быть применима к детям дошкольного возраста, когда столь значим в усвоении общественного опыта механизм подражания.

5. Коррекционная работа с агрессивными детьми должна включать: а) анализ причин возникновения агрессивности и, по возможности, их устранениеб) обесценивание агрессивных действий как антигуманных и аморальных, и подведение ребенка к осознанию пагубных последствий агрессии для другого и недозволенности еев) воспитание социально-приемлемых способов разрядки избыточной энергии аффективных состояний гнева, фрустрацииг) формирование толерантности, миролюбия, эмпатии и обучение положительным формам общения и взаимодействия со сверстниками.

Достоверность результатов исследования обеспечена: 1) использованием взаимодополняющих методик- 2) охватом в исследовании 81 дошкольника шестого и седьмого годов жизни из четырех групп детских садов г. Москвы /№№ 1988,792,183/ и 3) получением большого эмпирического материала (проведено в естественных условиях 832 наблюдения, в лабораторных — 64, а также 72 преобразующих и 214 формирующих занятия) — 4) тщательной количественной и качественной обработкой полученных экспериментальных данных.

Апробация работы.

Основные положения диссертации нашли отражение в пяти публикациях автора, обсуждениях на кафедре дошкольной психологии МПГУ, лаборатории социального развития ребенка в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, сообщениях на ряде конференций и семинаров в г. г.Биробиджан, Москва, Нижний Новгород, Пермь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема человеческой агрессии является одной из актуальных глобальных проблем современного мира. Возрастание агрессивных тенденций среди людей пытаются объяснить коммерциализацией общества, ростом конкуренции, бездуховности, враждебности между людьми, а также демонстрацией на телевидении насилия для детей и взрослых, как нечто похвального, дозволенного и нормативного.

Само понятие агрессии, ее механизмы, причины, классификация видов агрессии и путей ее коррекции по-разному трактуется учеными различных научных направлений. Одни из них считают ее врожденным инстинктом, который, якобы, играет свою полезную роль, особенно у представителей мужского пола (психоаналитики). Другие полагают, что агрессия — результат научения, подражания модели (бихевиористская теория). Третьи — рассматривают агрессивность как реакцию человека на фрустрацию (теория фрустрации). У четвертых агрессивность трактуется как результат оценивания субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных (когнитивная теория).

Из двух крайних точек зрения на определение агрессии, одна из которых рассматривает агрессию как действия, наносящие физический и моральный ущерб другому лицу, а другая понимает ее расширительно, как положительную наступательную социальную активность, стремление подчинить себе людей, мы в своем исследовании предпочли первую.

В нашем исследовании агрессия определяется как индивидуальные или групповые действия, направленные на нанесение намеренного или ненамеренного вреда или ущерба другому человеку или группе лиц. То есть агрессивными действиями ребенка мы называем все действия, наносящие другому какой-либо вред: моральный, материальный либо физический, даже в тех случаях, когда эти действия недостаточно осознаны, случайны и не носят враждебного характера, а являются инструментальными. Игнорирование взрослыми таких случаев проявлений ребенка, если они приводят к успеху, могут закрепиться в его поведении как постоянные. Поэтому важно как можно раньше воспитать у него отрицательное отношение к агрессии, понимание недозволенности этих действий как антигуманных, и вместе с тем вооружать детей конструктивными приемами разрешения возникающих конфликтов, развивать в них толерантность.

При изучении агрессии большое значение имеет адекватный выбор параметров и критериев агрессии и ее классификация. В нашем исследовании использовалась модель классификации видов агрессии в зависимости от трех ее компонентов: когнитивного (прямая-косвенная, осознанная-неосознанная агрессия), эмоционального (аффективная-неаффекгивная, враждебная-инструментальная) и поведенческого, волевого аспекта (произвольная, непроизвольная, инициативная-реактивная).

Кроме классификации видов агрессии была проведена и классификация средств, используемых детьми в агрессивном поведения. К таким средствам мы относим: 1) физическое насилие- 2) вербальные средства- 3) мимические и пантомимические (когда используются обидчиком угрожающие и оскорбляющие жесты, позы) — 4) деструктивные действия, направленные на объекты, представляющие ценность для «жертвы» .

Детально анализировались все виды вербальных и невербальных коммуникативных актов, причем большое внимание уделялось модальности контактов — их доброжелательности или недоброжелательности.

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме агрессивного поведения у детей показал, что на его формирование оказывает влияние целый ряд неблагоприятных условий, имеющих биологическое или социокультурное происхождение. Наиболее значимыми среди них являются характер воспитания ребенка в семье и группе детского сада — первичных институтах социализации ребенка, а также некоторые индивидуальные особенности.

Так отмечается, что агрессивным детям нередко сопутствует плохое здоровье, низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие креативности. У детей-дошкольников проявления агрессивности также провоцируются большой возбудимостью, слабостью и истощаемостью нервной системы, то есть нервные процессы у них еще недостаточно зрелы.

М.Раттер, ссылаясь на многочисленные исследования и рассматривая агрессию как эмоциональное расстройство, и нарушение поведения, подчеркивает, что она встречается в той или иной мере у большинства детей дошкольного возраста и составляет неотъемлемую часть их развития. С другой стороны агрессивное поведение служит показателем нарушений механизмов социализации ребенка, дефектом его воспитания и при сохранении неблагоприятных условий развития может привести к формированию агрессивности как личностной черты. Поэтому опытные педагоги, не без основания, считают агрессивность не «болезнью» ребенка, а «болезнью» среды, в которой он воспитывается.

Дефекты воспитания, приводящие к агрессивности, — это в первую очередь нарушение эмоциональных контактов, со взрослыми и сверстниками в семье и детском саду. Условия, при которых нарушаются контакты в семье многообразны: к ним можно отнести отсутствие нормального функционирования семьи, ориентация взрослых на внешнее благополучие, нерешенность эмоциональных проблем самих родителей, эмоциональное неприятие ребенка семьей, отсутствие совместных форм деятельности взрослых и ребенка, а также частые запреты, которые по выражению Ш. Амонашвили, лишь закупоривают кратер вулкана, и у одних детей вызывают пассивность, а у другихагрессивный протест. К эмоциональному неблагополучию как в семье, так и в группе детского сада приводит также авторитарность взрослых и отсутствие у ребенка условий для самоутверждения.

В нашей работе при исследовании динамики психического развития детей с наиболее ярко выраженными агрессивными тенденциями использовались: наблюдение за их поведением в группах детского сада, изучение свободного контактирования в диадах в условиях четырех серий лабораторного экспериментами, и в проводимой коррекционно-развивающей работе, а также использовался социометрический эксперимент, беседы с родителями и воспитателями и т. п.

Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы: 1. При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников была уточнена выдвинутая гипотеза о преобладании у них аффекгавной и неосознанной агрессии. В подгруппе наших испытуемых чаще всего проявлялись инструментальная агрессия, направленная на достижение определенного результата. Эта агресси в половине случаев имела афективную окраску. Среди средств агрессии Фиксировались случаи физического насилия, вербальные средства, мимические и пантомимические, а также деструктивные действия. Больше, чем в половине случаев, у старших дошкольников использовалось физическое насилие.

2. Выявились некоторые половые различия. Мальчики чаще применяли физические средства агрессии и деструктивные действия, девочки — вербальные, а также мимические и пантомимические.

3. В качестве мотивов агрессивных проявлений выступили: стремление к усиленному самоутверждениюнеуспех в деятельности или ее насильственное прерываниеотсутствие интересной деятельностижелание зло подшутить, досадить другому, и, наконец, самый распространенный мотив — это защита себя от агрессии другого или защита товарища, а также нарушение сверстником правил, установленных в детском обществе. Большинство зарубежных авторов выделяют в качестве главного мотива детской агрессии — стремление завладеть игрушкойнаше исследование, где мы имели возможность сравнить мотивацию агрессии в естественных условиях и в условиях лабораторного эксперимента, показывает, что этот мотив преобладает только в последней ситуации.

4. Причинами повышенной агрессивности являются длительные и частые фрустрации, примеры агрессивного поведения окружающих взрослых и детей, наглядные образцы насилия и враждебности, которые так часто демонстрируются с экранов телевизоров и которым маленькие дета подражают в сюжетно-ролевых играх и частично в отношениях, главным образом, с детьми слабее себя.

5. Главная же причина агрессивности старших дошкольников — это эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада. В семье — отсутствие любви и внимания к дошкольнику, унижения, оскорбления, физические наказания со стороны родителей, конфликтные отношения с членами семьи, что формирует у него ощущения беззащитносги, опасности и враждебности окружающего мира. В детском саду — неприятие сверстниками, неудовлетворение потребности в общении, которая очень велика у агрессивного ребенка, хота внешне он и может ее не проявлять. Проведенное исследование также подтвердило, что агрессивных детей, также как и неуверенных в себе, больше в семьях авторитарных родителей и в группах авторитарных воспитателей.

6. Особое значение в развитии агрессивности принадлежит телевизионным передачам, где показываются агрессивные остросюжетные мультфильмы, очень динамичные с примитивным комизмом. Эти фильмы с такой привлекательной для детей формой репрезентации агрессивных актов способствуют тому, что дошкольники начинают их воспроизводить в первую очередь в виде вербальной и физической агрессии. Данные специального лабораторного эксперимента, проведенного после просмотра детьми серии агрессивных мультфильмов, показали резкий рост всех видов агрессивных проявлений (сравнение проводилось с данными первой контрольной серии). Эти данные подтвердили наше предположение о том, что теория «катарсиса» — «изживания агрессии при восприятии агрессивных действий модели», не «сработала» по отношению к детям дошкольного возраста, когда столь значим в усвоении общественного опыта механизм подражания.

7. Установлена целесообразность включения в процесс коррекции следующих видов работы: а) анализ причин возникновения агрессивности и по возможности их устранениеб) преодоление эмоционального дискомфорта в семье, группе детского сада и обеспечение благоприятных условий для самоутвержденияв) обесценивание агрессивных действий и подведение ребенка к осознанию пагубных последствий агрессии для другогог) воспитание социально-приемлемых способов разрядки избыточной энергии, аффективных состояний гнева, фрустрациид) формирование толерантности, миролюбия, эмпатии и обучение положительным формам общения и взаимодействия. В противоположность тому, что утверждает идея катарсиса как очищения путем внешнего выражения агрессии установлено, что последнее скорее подпитывает детскую агрессию, чем ее уменьшает. Вместе с тем выявлена возможность контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.

Проведенное исследование в основном подтвердило и конкретизировало выдвинутые гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — с.87−93.
  2. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М. — 53 с.
  3. Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1975. — № 10.
  4. Л.И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / Под ред. Смирнова А. А. М., 1974.
  5. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Просвещение, 1984. — 104 с.
  6. Л.И. Влияние общение воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986. — 24 с.
  7. В.И. Взаимодействия д/сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.- 16 с.
  8. С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России.-М., 1993.- 199 с.
  9. А.Н. Начальные формы педагогической запущенности // Дош. воспитание. 1974. — № 9.
  10. Ю.Белова Е. Д. Причины упрямства, капризов и негативизма у детей 1-го года жизни // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. М., 1970. — 340 с. 11 .Белова Е. Д. Причины отклонений в поведении старших дошкольников // Дошк. воспитание. 1978. — № 2.
  11. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. Петровского А. В., в 2-х томах. 1979. — Т.1.
  12. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 484 с.
  13. Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. -1979. № 2. — С.80−89.
  14. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1979. — № 4. — С.45−53.
  15. Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процеса формирования личности. М., 1983. — Личность в системе общественных отншений. 4.2.
  16. Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопр. психологии. 1984. № 3.
  17. Бреслав Г. М. Воспитание нравственных чувств в семье. // Вопр. психологии. 1986. т.
  18. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. — 140 с.
  19. Г. В. Психология личности: современные тенденции и зарождающиеся направления // Вопр. психологии. 1991. № 1.1/ 21. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. М., 1997 г. — 330 с.
  20. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1984. — 156 с. 1. Г/У
  21. V23 .Васильева Г. С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статутса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников. Темперамент. Системное исследование / Под ред. В. С. Мерлина. -Пермь, 1976. С.65−69.
  22. В.К. Психология эмоциональных явления. М., МГУ, 1976. — 142с.
  23. V26.Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. — С.229−239.
  24. V 27. Воспитание гуманных чувств у детей // Под ред. Прокопченко JI.H., Ко-тырло В. К. Киев: Рад. школа, 1987.- 192 с. у28.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Под ред. Виноградовой A.M. М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  25. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. — № 6. — С.62−76.
  26. Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1968. № 2.
  27. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6 тт. М., 1983. Т.5.
  28. Л.С. Учение об эмоциях. М., 1984. Т.6. — С.91−318.
  29. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  30. У34.Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от 1 до 7 лет. М., 1992. v 35. Гаспарова Е. М. Страхи у дошкольников // Дош.воспитание. 1991 г. — № 4 С. 75−80
  31. Год фру, а Ж. Что такое психология / Пер. с французского. В 2-х т. Т.1.- М., 1992.-469 с. I
  32. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. — 175 с.
  33. О.А. Аффективные дети и педагогическое воздействие на них // Дошкольное воспитание. 1986. № 2.
  34. У39.Гостюхина О. М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отншений дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1984.-24 с.
  35. Деятельность и взаимоотношения дошкольников // Под ред. Репиной Т. А. -М., 1987.- 189 с.
  36. Дега России: насилие и защита // Программа Всероссийской научно-практической конференции. М., 1997 г. — 240 с.
  37. С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // М., 1979. -С.100−109.
  38. С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопр. психологии. 1993. № 5.44.3алужный А. С. Характер социальных взаимоошоений у детей пред-школьного возраста. М.-Л., 1930.
  39. В.И., Филатов М. Н. Философия агрессии. Алма-Ата, 1981.316с.46.3апорожец А. В. Психологическое развитие ребенка. Избр. психол. труды. В 2-х тт. Т.1. М., Педагогика, 1986. — 320 с.
  40. Е. П. Трапезникова Т.М. Психологические и социально-психологические факторы, определяющие семейную конфликтность // Семья и личность. М., 1981.
  41. V 51. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л. П. Липигга и Ч. К. Спайкера. М., 1966. Пер. с англ. — 324 с.
  42. В.Е. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. 1992. № 1.
  43. В.Е. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту // Вопр. психол. М., 1992. № 1.ч, 54. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. -237 с.
  44. И.А. Педагогические условия воспитания и развития милосердияу детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1991.- 18 с.
  45. Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы социальной психики // Вопр. психологии, 1972. № 1.
  46. Л.С. Обработка клинических и лабораторных данных. Л., Медгиз, 1959. — 194 с.
  47. V 58. Кондратович Т. А. Роль иллюстраций в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. 1954. — 17 с.
  48. А.Д., Медведева И. Ф. Проявления агрессивного поведения и его причины в младшем дошкольном возрасте: Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-предметном аспекте. М., 1990 г. — 130 с.
  49. А.Д. Взаимодействие «взрослый ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов. — Пермь ПГПИ, 1993 г. -С. 73 — 87
  50. А.Д. Аффективное поведение в дошкольном возрасте и его роль в психическом развитии ребенка: Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти К. С. Лебединской. М., 1995 г., С. 64−67
  51. В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.167 с.
  52. В .Л. Нестандартный ребенок. М., 1988. — 254 с.
  53. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психологии. 1967. № 6. С. 118−130.
  54. Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопр. психологии. 1972.6.-С. 168−173.
  55. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  57. Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991.
  58. М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. М., 1979.
  59. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 144 с.
  60. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до 5 лет. М., 1992.
  61. К. Агрессия. М., 1994. — 272 с.
  62. А. Р. Субботский Е.В. К вопросу о поведении детей в конфликтных ситуациях // Новые исследования в педагогической и психологической науках. М., 1973. № 1.
  63. Г. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. М., 1994. — 365 с.
  64. Майерс Дэвид. Социальная психология. Пер. с англ. С. Петербург, 1997.1. С. 682.
  65. Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
  66. Матейчик 3. Родители и дети. М., 1992., 78. Мид М. Культура и мир детства. Избр. пр-я. — М., 1988. — 173 с. х 79. Миньковский Г. М. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми. — М., 1992.
  67. К. Хирургия агрессивности // Диалоги продолжаются. М., 1989. -С.115−123.
  68. B.C. Проблема генезиса личности ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 239 с.
  69. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986.142 с.
  70. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426 с.
  71. В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности. Л., 1974. — С. 13−19.
  72. Р.С. Психология. В 2-х т. Т.1. М.: Просвещение: Владос, 1994.576 с.
  73. V 86.Нравственность. Агрессия. Справедливость. Под ред. Матюшкина A.M. -М., 1992.87.0бщение и его влияние на развитие психики дошкольников. Под ред. Лисиной М. И. М., 1974. — 209 с.
  74. О.О. Особенности общения и взаимодействия детей лидеров со сверстниками в сюжетно-ролевых играх (старший дошкольный возраст). Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1993. — 21 с.
  75. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., Изд. МГУ, 1982. — 168 с.
  76. А.В. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996 г. — 509с.
  77. . Избр. психол. труды. М., 1969. — 334 с.
  78. А.И. Некоторые соображения по вопросу о фрустрации // Вопр. психологии. 1969. С.137−138.
  79. Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. — 31 с.
  80. А.Ф. Эмоциональное и норма в поведении личности // Вопр. философии. М., 1985. № 5. С.108−115.
  81. В.П. Экспериментальная психофармакология агрессивного поведения. Л., 1986. — 196 с.
  82. ЮО.Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. Под ред. Гу-ревича К.М. М., 1981.
  83. Психология личности. Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. Пузырея А.А. М., 1982.-268 с.
  84. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. -М., 1996. 440 с.
  85. V 103. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Под ред. Рузской А. Г. -М., 1989.
  86. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред.
  87. А.В., Неверовича Я. З. М., 1986. — 176 с.
  88. Ю5.Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. Пер. с венгер. М., Педагогика, 1983.- 157 с.
  89. V Юб. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер с англ. под ред. Спиваковской А. С. М., Прогресс, 1987. — 424 с.
  90. Т.А. Особенности межличностных отношений ребенка дошкольника в семье. Тез. докл. Всесоюзной конф. М., 1979. — С.182−185.
  91. Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопр. психолологии. М., 1984. № 4. — С.68−70.
  92. Т.А. Анализ теорий поло-ролевой социализации в современной западной психологии // Вопр. психологии. М, 1987. № 2. — С.158−165.
  93. Ю.Репина Т. А. Социально-психологическая характерисгика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. — 230 с. 111 .Репина ТА. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. Психология дошкольника. Под ред. Урунтаевой Г. А. М., 1997.
  94. Т.А., Папир О. О. Особенности взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. Актуальные проблемы психологической службы: теория и практика. Тезисы. — Одесса, 1992. — 187 с.
  95. З.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995. 528 с.4 114.Росс К. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. — С. 187.
  96. П5.Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопр. психологии.1974. № 4.
  97. Пб.Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. — 113 с.
  98. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М., 1989.328 с.
  99. А.Г. Что стоит за жалобой дошкольника // Дош. восп. 1980. № 8.
  100. Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». Минск, 1982. — 128 с.
  101. Т.Г. Агрессия: Проблемы и поиски в зарубежной философии и науке. Минск, 1991. — С Л 50.
  102. Т.Г. Понятие агрессивности в зарубежной психологии. // Вопр. психологии. 1991. № 1.
  103. Т.Г. Агрессия и контроль // Вопр. психологии. 1992. № 5,6.'
  104. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991.- 17 с.
  105. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. М., 1994. — 131 с.
  106. Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  107. Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  108. . Ребенок и уход за ним. М., 1971. — 456 с.
  109. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  110. Л.Д. Основы психологии. Ростнов-на-Дону. 1996. — 736 с.
  111. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников. Автореф.. канд. психол. наук. М., 1987. — 24 с. 131 .Стрелкова Л. П. Развитие творческого эмпатийного процесса в играх дошкольников. М., 1988. — 89 с.
  112. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.1. М., 1959. Т.2.13З.Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // Дош.воспитание. 1965. № 10. — С.79−8^.
  113. Флейк-Хобсон К. Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его-отнол шений с окружающими / Пер. с англ. М., 1993. — 511 с.
  114. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1989. — С.386−393.
  115. Фрейд 3. «Я» и «Оно». М.-Л., 1991.-440 с.
  116. И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. -Минск, 1996.- 192 с.
  117. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т.1. — 405 с.
  118. В. Человек и агрессия. М., 1975. — 132 с.
  119. К. Культура и невроз // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  120. А.Г. Основы развития личности в семейном воспитании // Советская педагогика, 1976. № 6.
  121. Л., Зиглер Д. Теории личности. Пер. с англ. С.-Петер., 1997. — 606
  122. Р., Хэтфилд Дж. Фактор справедливости или. М., 1992.
  123. Н.И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения ус.детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Липецк, 1994. — 18 с.
  124. М.И. Психогимнастика. М., 1995. — 160 с. 146. Чудновский В. Э. Устойчивость личности как проблема психологии воспитания // Вопр. психологии. 1974. № 2.
  125. Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отншения к сверстникам. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. -20 с.
  126. В.А. Влияние семьи на социальную сферу ребенка // Профилактика, ранее распознавание и коррекция нарушений развития у детей. М., 1993.
  127. Д.Б. Детская психология (развития ребенка от рождения до семи лет). М., 1960. — 328 с.
  128. Т.В. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях //Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 113−123.
  129. П.М. Психология чувств. М., 1956.
  130. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., Просвещение, 1969. — 304 с.
  131. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемыразвития психологической науки. М., 1974. — 252 с.
  132. Adler A. Understanding Human Nature. N.Y. 1927.
  133. Adler A. The Practice and Theory of Individual Psychology. N.Y. 1927.
  134. Bandura A. Aggression: Social learning and lysis. N.Y. 1973. — P.34.
  135. Bandura A. Psychological mechanisms of agression. N.Y. Academic Press. 1983.-P.5.
  136. Baron R. Human agression. N.Y. 1977.
  137. Baron R. The control of human agression. A strategy based on incompatible responces //Agression: Theoretical and empirical reviews. N.Y. 1983. V.2. P.XIII.
  138. Barher R., Dembos Т., Levin K. Frustration and Aggression: An Experiment with voung Children Univ of Iowa. 1941. P.386.
  139. Berkowitz L. Aggression: a social psychological analysis. N.Y. Mc. Graw Hill, 1962.
  140. Berkowitz L. The concept of Aggression. 1981. P.3.
  141. Goodenauch F.W. Interesting persons and acpects of sex differences in the early years. //Psychol. Monogr. 1957. — Vol.55. — P.287−323.
  142. Gorney R., Loye D. Stule G. Impact of dramatized television entertainment on adult males. American Journal of Psychiatry, N134, 1997. P. 170−174.
  143. Dawe H.C., Grein P.J. An analyses of two hundred guarrels of preschool children //Child Development, 1934, V.5.
  144. Dollard J., Miller N., Mowrer 0., Sears J. and Sears R. Frustration and Aggression. N.Y. 1939.
  145. Eron L.D. Parent-child interaction, television violence, and aggression andchildren //American Psvchologict, N37, 1982. P. 197−211.
  146. Feshbach S. Dynamics and Morality of Violence and Aggression //American Psychologist 1971, N26. P.281−292.
  147. Freud S. Civelization and Dicontents. L., 1966.
  148. Fromm E. The Anatomy of Humen Destruction ness. N.Y. 1978. — 90 p.
  149. Hartup W. de Witt I. The development of aggression //Hartup W. Wit I. (etc) Origins of aggression. The Hague. 1978.
  150. Hewitt L.E. and Jenkins R.L. Fundamental Patterns of Malagjustment: The dunamics of their origin //State of illinois, Sprengfield, 1946.
  151. Hollenberg E. Speny M. Some antecedents of aggression and effects of frustration on doll play. //Personality. 1950.1. P.32−43.
  152. Homey K. Our inner conflicts N.Y. Norton 1945. P.256.
  153. Kagan J., Moss H.A. Birth to maturuty: astudy in psychological development. N.Y. Weley. 1962.
  154. Kagan J. Stress and frustration. N.Y., Harcourt. Bracc, Warld, 1969.
  155. Kagan J. On emotion and its development //The development of affect. N.Y.1978.
  156. Koch H.L. Sisseness and tomboyishness in relation to sibling characteistics //genet. Psychol. 1956. P.88, 231−244.
  157. Jersild A.T., Markey F.V. Conflicts betwen preschool children. Child Develpm. Monogr. 1935, N21.
  158. Lorenz K. Aggression. N.Y. 1967. P.IX.48.
  159. Lorenz K. L’aggression: une histoire naturelle du mal, Poris Flammarion.1969.
  160. Mark V., Erven T. Violence and the brain. N.Y. 1970. P.122.
  161. Maccoby E., Jachlin C. The psychology of sex differences. Stanford Press. 1977. Vol.l. — 391 p. Vol 2. — 627 p.
  162. Mcdavid J.W. Imitation behavior in preschool children. Psychol. Monogr. 1959, 73. N486.
  163. Mc.Dougall W. An intraduction to Social Psychology. L. 1939.
  164. Mc.Carthy E.D., Langner T.S., Gersten J.C., Eisenberg J.G., Orzeck L. The effects of television on children and adoloscents: Violence and behavior disorders. Journal of Communication, N25, 1975. P.71−85.
  165. Messen P.H., Conger J.J., Kagan J., Huston A.C. Child development and personality. N.Y. 1963. P.63L191JPitkanen L.A. Desriptive model of aggression and nanaggression with applicatons to children’s gehaveour. YyvasRyla, 1969. — 208 p.
  166. Sullivan H.S. The interpersonal Therry of Psychicatiy. N.Y. 1958. P.428. 193. Sears P. S. Doll play aggression in normal young children: influence of sex, age, sibling status barher’s absence. Psychol. Monogr. 1951, 65, N.6.
  167. Sears R.R. Pintler M.N., Sears P. S. Effect of father separation on preschool children’s doll play aggression. Chid. Develpm. 1946, 17. P.219−243.
  168. Sears R.R., Whiting J.W., Nowlis V., Sears P. S. Some childreareng antecedents of aggression and dependency in young children. Yenet Psychol. Monogr. 1953,47. P.135−234.
  169. Sears R., Macoby J., Levin H. Patterns of child rearing. 1957.
  170. Smith A.J. Developmental study of group processes //Genet. Psychol. 1960. -Vol.97. — P.29−39.
  171. Walters J., Pearce, Doris, Dahms, Jucille. AffectionaJ. and aggressive behavior of preschool children. Child Develpm. 1957, 28. P. 15−26.
  172. Whiting J.W. M, Shild J J. Child training and personality. N.Y. Yall Unever.1953.
  173. Zillmann D. Hostility and aggression. N.Y. 1979. P. 126.
Заполнить форму текущей работой