Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов
![Диссертация: Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов](https://westud.ru/work/2531608/cover.png)
Диссертация
Определены показатели когнитивного критерия: знание сущностных особенностей педагогической деятельностизнание особенностей личности педагога-профессионала (образ «идеального» педагога или профессиональный эталон) — знание особенностей собственной личности как субъекта предстоящей педагогической деятельности. Оценочный критерий включает следующие показатели: умение оценить особенности собственной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки исследования Я-концепции учителя начальных классов
- 1. 1. Состояние проблемы исследования личности и деятельности учителя начальных классов
- 1. 2. Сущностная характеристика и структура Я-концепции учителя начальных классов
- 1. 3. Содержание, функции и механизмы профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов
- 1. 4. Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов
- Выводы I главы
- Глава II. Пути развития профессионального самопознания в структуре Я- концепции учителя начальных классов
- 2. 1. Программа и методики эмпирического исследования развития профессионального самопознания в структуре Я- концепции учителя начальных классов
- 2. 2. Психологические особенности динамики профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов
- 2. 3. Сравнительный анализ динамики профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов
- 2. 4. Акмеологическое обеспечение развития профессионального самопознания учителя начальных классов
- Выводы II главы
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования-М.:Просвещение, 1984.-208 с.
- Абрамова Г. С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-368 с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-224 с.
- Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 334 с.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. -299 с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. -М.: Институт молодежи. 1999. 164 с.
- Агапов B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя.- М.:ГУУ, 1999.-230 с.
- АгаповВ.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Дис. доктора психол. наук — М., 1999 — 495 с.
- Ю.Агапов B.C. Сущностная характеристика Я- концепции. — М.: МГСА, РПО, 2001.-с. 3−27.- 40 с.
- Агапов B.C., Иващенко A.B., Барышникова И. В. Методики изучения Я-концепции личности. М.:МГСА, Социум, 2000 — 265 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое воздействие: социально — психологические проблемы. М.: Изд- во МГУ, 1990. — 240 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980 Т.1 232 е.- -Т.2 — 288 с.
- Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. -М.: РАГС, 1998.- 772 с.
- Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала /Под ред. В. А. Бодрова и др. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
- Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопр. психологии. 1982. — № 2.- С. 14−27.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.:МГУ, 1990. -367с
- Ахиезер A.C. Между Я и Другим (социокультурное исследование)// Мир психологии.- 2001. -№ 3.- С.16−27.
- Балл Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психол. журнал. 1997. Т. 18. № 5. -С.7−19.
- Барышникова И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии: Автореф. дис. канд. психол. наук — М., 1999.- 26с.
- Барышникова И.В. К понятию «Я» в психологии // Личность- проблемы формирования и развития.- М.: Институт молодежи, 1998. -С. 61−63.
- Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопр. Философии. 1969-№ 2- С. 118- 125.
- Батурин H.A. Оценочная функция психики. М.: Изд- во ИП РАН, 1997.-306 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. М.: Искусство, 1979 — 423 с.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии, — 1999.- № 3 (19).- С. 140−147.
- Белинская Е.П. Структурные компоненты Я- концепции // Психология Я- концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. 4.1 -М., 2002. С.130- 135.- 230 с.
- Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психол. журн. — 1996. № 1. — С. 44- 51.
- Бердяев H.A. Истина и откровение. СПб.: РХГИ, 1996. — 384 с.
- Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Книга, 1991−446 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
- Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.422 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество -М.: Политиздат, 1975. 399 с.
- Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1989, — 23с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Бодалев A.A., Ганжин В. Т., Деркач A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. 2000 — № 1(21).- С. 89−108.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопр. психологии. -1978.-№ 4.- С. 20- 28.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психол. журнал 1992.-Т. 13. № 4 — С.99- 100.
- Бороздина Л.В. Теоретико- экспериментальное исследование самооценки. Дис. доктора психол. наук М., 1999. — 413 с.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязания: Учебное пособие.-М.: МГУ, 1995.-102 с.
- Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): Дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 124 с.
- Брушлинский A.B. Проблема психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994.-386 с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд- во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».- 1996.-392 с.
- Булыгина A.B. Формирование субъектных компонентов самопознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Шадринск, 2003. 22 с.
- Василец М.В. Психологические детерминанты продуктивного развития профессиональной Я- концепции студентов — менеджеров. -М.: РУДН, МОСУ, 2003. 28 с.
- Ведерникова Н.Е. Самопознание и самовоспитание критерии профессионального становления будущего человека / Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Ч. З -Даутавпилс, 1985. — 234 с.
- Визгина A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Дис. канд. психол. наук —М., 1987- 271 с.
- Воловикова М.И., Трофимов A.A. Обретение «Я» // Труды Института психологии РАН. Т.2 М.: ИПРАН, 1997 — С.44- 49.
- Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. — 1008 с.
- Выготский Л.С. Проблемы сознания // Л. С. Выготский. Собр. соч. в 6 т.- М.: Педагогика, 1982- 1994. Т.1. С. 156- 167.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры.- М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК».- 1996.-512 с.
- Гавриленко H.H. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения: Дис. канд. психол. наук.-Иркутск, 1993.- 160 с.
- Гинецинский В.И. Основа теоретической педагогики. Уч. пос. — Изд-во С- Петербурского университета, 1992. с. 131
- Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Автореф. дис. доктора психол. наук. М.-1996. — 59 с.
- Глуханюк Н.С., Дьяченко Е. В., Семенова С. Л. Практикум по общей психологии.- М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК».- 2003.-224 с.
- Горбов Ф.Д. Я- второе Я. М.: Московский психолого- социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК».- 2000.-224 с.
- Гостев A.A. Образная сфера человека М.: ИП РАН, ВНИЦ традиционной народной медицины «Энном»., 1992.- 194 с.
- Григорьева Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления. Дис.. канд. психол. наук — М., 2001.- 220 с.
- Гусев С.И. Анализ педагогической профессии и подготовка педагога // Нар. Просвещение.- 1927.- № 8- С.7−10.
- Гусева А.Г. Особенности познания себя студентами педвуза в зависимости от половой принадлежности : Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1981.-26 с.
- Гусева А.Г. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореф. дис. доктора психол. наук М., 1997.-60 с.
- Дашковский И.А. К вопросу коммуникации с внутренним Я // Мир психологии. 2002- № 2 — С.64−70
- Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. — 144 с.
- Деркач A.A., Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. — М.: Изд- во РАГС, 2003.-297 с.
- Деркач A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация Я-концепции в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. — 158 с.
- Диянова З.В., Щеглова Т. М. Самосознание личности. Иркутск.: ИГУ, 1994.-56 с.
- Джемс У. Психология /Под ред. Л. А. Петровской — М.: Педагогика, 1991 -368с.
- Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. — Нижний Новгород: ВВАГС, 1997. 36 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Моск. психол.- соц. ин- т: Флинта. 2003.- 336 с.
- Захарова A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. психологии. 1989.- № 1. С.5−14
- Иващенко A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии. Монография. М.: МГСА, Социум, 2000. — 155 с.
- Иващенко A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепция личности в отечественной психологии // Мир психологии-2002.-№ 2.-С. 17−30.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат. 1974. — 328 с.
- Кан- Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Касаткина Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -СПб., 2000.-15 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1970.-104 с.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук—Л., 1980.-23 с.
- Козиевская Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998.- 19 с.
- Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я» // Социс. 1995. — № 5. — С. 102−110.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. — М.: ИПРАН, 1996.-335 с.
- Кон И. С. Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
- Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Автореф. дис. доктора, психол. наук. — СПб., 2002.-43 с.
- Кричевский Р.Л. Я-концепция как совокупность установок на себя / / Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. 4.1/ Сост. А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. -М.:МГСА, 2002. С. 135- 144, — 230 с.
- Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности. Дис.. канд. психол. наук —М., 1984. 141 с.
- Кузнецова Е.Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с профессиональным развитием: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Пермь, 2000. 24 с.
- Кузьмина Н. В. Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. — Гомель, 1976. 254 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб.: Знание, 1993. 218 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Дис. доктора психол. наук. Л., 1 964 267 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподователя и мастера производственного обучения. М.: Высш. Шк., 1990.- 117 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
- Куликов И.В. Развитие профессионального «Я» государственного служащего средствами информационных технологий. Дис. канд. психол. наук М., 2000. — 200 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии.- 1983.- № 3.- С. 51- 61.
- Куненков С.А. Проблема самовосприятия личности в отечественной психологии. М.: МОСУ, 2003. — 20 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. — М.: Наука, 1997.-446 с.
- Леоньтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2- х т.- М.: Педагогика, 1983. Т.1.- 392 е.- Т.2. 320 с.
- Леоньтьев А.Н. Материалы о сознании // Вестник МГУ сер. 14 -Психология. — 1988. — № 3. — С.6 — 25.
- Ломов Б.Ф. Проблема биологического и социального в психологии.- В кн.: Биологическое и социальное развитие человека. М.: Наука, 1977.-С. 34−65.- 136 с.
- Максимова B.H. Формирование профессионально- педагогических умений при подготовки и повышении квалификации учителей. Уч. пос. СПб: СпбГУ.- 1994. — 52 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
- Матков О.И. Психология самопознания личности. М.: Треугольник, 1993.- 96 с.
- Машбиц Е.П. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. — 223 с.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.-Пермь, I960.- 68 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности.-М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1996 — 448 с.
- Метельский Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. — JT., 1979. 136 с.
- Митина JI.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. Кемерово, 1992. — 167 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М.: Изд- во «Флинта», 1998.-201 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 258 с.
- Митина JI.M., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопр. психологии. — 1998. № 3. — С. 3−16.
- Миронова T.JI. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис. доктора психол. наук. — М., 1999.- 436 с.
- Митюрина Н.Ю. Профессиональная Я- концепция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2002. 24 с.
- Михеев Н.В. Акмеологическая характеристика личности профессионала. М.: МИЭТ, 1999. — С.22
- Максуэлл Мольц. «Я» это «Я», или как стать счастливым. М.: Прогресс, 1991. — 361 с.
- Моделирование педагогических ситуаций / под. ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М.: Педагогика, 1981. — 118 с.
- Морозова Т.Н. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя физики: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 2001.-22 с.
- Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Дис. доктора психол. наук. М., 2000. — 506 с.
- Мотков О.В. Психология самопознания личности. М.: Треугольник, 1993. — 96 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.: Академия, 1985. — 245 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. / Психологическая наука в СССР.-М.: Изд- во АПН, 1960. Т. 2.- С. 110- 126.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж: НПО МОДЕК, 1995.-356 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5- 19.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система (спецкурс) — М.: Изд- во МГУ, 1991. — 108 с.
- Панферов В.Н. Классификацмя функций человека как субъекта общения // Психологический журнал 1987 — т. 8 — № 4 — С. 51- 60.
- Педагогическая практика: Методические указания /Сост. Н. В. Кузьмина, В. Н. Гинецинский.- Л.: ЛГУ, 1983.- 73 с.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. — М.: Просвещение, 1993.-73 с.
- Петрова С.М. Мотивационная обусловленность Я- концепции личности в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук СПб., 1995. — 220 с.
- Петровская Л.А. Самоутверждение: Пути истинные и ложные. — М.: Знание, 1987.-64 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История психологии: учебное пособие для высшей школы. — М.: РГГУ, 1994.- 448 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА — М, 1998. — 528 с.
- Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компонент в структуре образа Я у студентов. Дис. канд. психол. наук — Л., 1984.182 с.
- Платонов К.К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972.- 189 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Платонов К. К Краткий словарь системы психологических понятий: Уч. пособ. для учебн. заведен, профтехобразования. М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983, — 128 с.
- ПоваренковЮ.П. Психологическое содержание профессионального становления человека.- М.: Изд- во УРАО, 2002. 160 с.
- Психология личности (тексты) /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А.А.Пузырея- М.: Изд- во Моск. гос. ун-та, 1982. 288 с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: ИП РАН, 1997. — 576 с.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2- е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещярикова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. A.A. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
- Проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1982. 245 с.
- Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов: начальные этапы профессионального становления: Дис. канд. психол. наук Ростов на/ Д., 2000. — 224 с.
- Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков (психосемантический аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2001. — 23 с.
- Прохоров A.B., Велисер У. Ф., Прочаска Дж. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение // Вопр. психологии -1994. -No 2. -С. 113- 122.
- Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. 4.1 / Сост. Иващенко A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. М.: МГСА, 2002. — 230 с.
- Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. Ч. З / Сост. Иващенко A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. М.: МГСА, 2002. — 278 с.
- Реан A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов- на/Д.: Феникс, 1996.- 512 с.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1998.-480 с.
- Розен Г .Я. Самопознание как проблема социальной перцепции. / Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. -Краснодар, 1977.-С. 169−174.-268 с.
- Розин В.М. Психология: теория и практика.-М.:Форум, 1997.-296с.
- Романова A.B. Влияние визуальной самоподачи образа «Я» на конфликтность субъекта общения: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2002.- 19 с.
- Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально- психологическая характеристика личности: Дис.. канд. психол. наук. Ростов-на /Д., 1997.- 242 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2- х томах- М.: Педагогика, 1989. -Т.1.- 483 е.- Т.2.- 323 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир М.: Наука, 1997. — 191 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Просвещение, 1984.- 117 с.
- Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: Дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 202 с.
- Садыкова Е.М. Проектирование и реализация системы формирования профессионально важных качеств студентов колледжей на основе «Я-концепции»: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Тольятти, 2000. 26 с.
- Самопознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский Самара: Издательский дом «БАХРАМ», 2000. — 656 с.
- Сапожников Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: Дис. канд. психол. наук Новосибирск, 1998.- 166 с.
- Славнова Т.О. Оптимизация саморегуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003. — 23 с.
- Славская А.Н. Я-эгоценризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии.- 2002.- № 2. С. 44- 53.
- Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. Тез. Всерос. научно- практ. конф. -Барнаул, 1996. С. 3−6.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии—1986.-№ 6.-С. 14- 22.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-пресс, 1995.-384 с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
- Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции. //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. -М.: Просвещение, 1987. С.80−89.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. А. В. Брушлинского, — М.: И ИРАН, 1997.-576 с.
- Собчик JI.H. Характер и судьба. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика изучения индивидуально-личностных свойств (руководство для психологов, социологов, педагогов и врачей). М.: Институт прикладной психологии, 1995. -126 с.
- Собчик Л.H. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство. М., 1990. — 48 с.
- Современный словарь по психологии / Сост. В. В. Юрчук. — Минск: Современное слово, 1998. 768 с.
- Сознание личности в кризисном обществе / под ред. К.А. Абульхановой-Славской и A.B. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1995- 193 с.
- Сорокоумова Е.А. Психология понимания в самопознании детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. доктора, психол. наук.-СПб., 2000.-48 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.-М.: Полииздат, 1972. -303 с.
- Степанова Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. — Спб.: СПб. акмеологическая академия, 1995. — 168 с.
- Столин В.В. Самосознание личности.-М.: Изд-во МГУ, 1983.- 286 с.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Дис. доктора психол. наук. М., 1985.- 530 с.
- Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемы обучения и развития познавательной активности взрослых учащихся // Вопр. Психологии.- 1984, — № 5.- С. 45- 48.
- Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: Автореф. дис. канд. психол. наук, — СПб., 1999. 20 с.
- Татенко В.А. Психология в субъективном измерении. Киев: Высшая школа, 1996. — 36 с.
- Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Дис. доктора психол. наук. М., 2001. -387 с.
- Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Ред. и сост. Д. Я. Райгородский.- Самара.: БАХРАХ, 1996. 408 с.
- Творогова Н.Д. Я в контексте психологии успеха // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 53−60.
- Трубенский A.B., Трубенская О. Н. Матрица жизни самопознания. — СПб.: Питер, Питер Бук, 2001. 152 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.-М.:Наука, 1966.-59 с.
- Федотова Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 198 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Изд- во «Институт практической психологии», Воронеж.: НПО «МОДЕК», 1996.-512 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.Воронеж.: МОДЕК, 1996. — 512 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. — 144 с
- Фромм Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. — 253 с.
- Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. -М.: Логос, 1999.- 168 с.
- Хороших В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации: Автореф. дис. канд. психол.наук.- СПб., 2001. — 18 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977. 144 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие М.: Логос, 1996. — 318 с.
- Шафажинская Н.Е. Психологические особенности формирования профессионального самосознания будущего учителя // Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза: Межвузовский сборник. — М.: Изд- во МГПИ, 1985. С.33−39.
- Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире // Психология личности в условиях социальных изменений. -М.: ИПРАН, 1993. 193 с.
- Шейнюк И.Е. Развитие Я-концепции личности будущего госслужащего на этапе допрофессиональной подготовки: Дис. канд. психол. наук.- М., 2002. 191 с.
- Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Автореф. дис. доктора психол. наук.- СПб., 1998. -43 с.
- Шурова Н.В. Профессионально-значимые качества личности воспитателя детского сада: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1996.-20 с.
- Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя. Л.: ЛГПИ, 1976.- 134 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. — Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Энциклопедия практического самопознания. /Сост. А. Н. Красило — М.: МПА, 1994.-352 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
- Якобчук А.Р. Акмеологические особенности продуктивных учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Шуя, 2001.-23 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л., 1988.- 159 с.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974. — 447 с.
- Ясперс К. Общая психопатология М.: Практика, 1997 — 1056 с.