Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены показатели когнитивного критерия: знание сущностных особенностей педагогической деятельностизнание особенностей личности педагога-профессионала (образ «идеального» педагога или профессиональный эталон) — знание особенностей собственной личности как субъекта предстоящей педагогической деятельности. Оценочный критерий включает следующие показатели: умение оценить особенности собственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования Я-концепции учителя начальных классов
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования личности и деятельности учителя начальных классов
    • 1. 2. Сущностная характеристика и структура Я-концепции учителя начальных классов
    • 1. 3. Содержание, функции и механизмы профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов
    • 1. 4. Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов
  • Выводы I главы
  • Глава II. Пути развития профессионального самопознания в структуре Я- концепции учителя начальных классов
    • 2. 1. Программа и методики эмпирического исследования развития профессионального самопознания в структуре Я- концепции учителя начальных классов
    • 2. 2. Психологические особенности динамики профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов
    • 2. 3. Сравнительный анализ динамики профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов
    • 2. 4. Акмеологическое обеспечение развития профессионального самопознания учителя начальных классов
  • Выводы II главы

Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастающими требованиями общества к личности и педагогической деятельности учителя начальных классов. Поиск содержания и методов педагогической деятельности, адекватных этим требованиям, детерминирует постоянное совершенствование профессионального Я, актуализацию самопознания личности учителя начальных классов.

В то же время педагогическая практика позволила выявить противоречия процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов: между социальной значимостью профессионального самопознания в педагогической деятельности учителя начальных классов и низкой мотивацией к его развитию в педагогической практикемежду объективной необходимостью развития профессионального самопознания учителя начальных классов и недостаточным уровнем научного исследования данной проблемы;

— между сложившимися традиционными формами работы на курсах повышения квалификации учителей и необходимостью новых подходов, основанных на активных методах обучения.

Состояние проблемы исследования. Исследования, в которых решаются проблемы профессионального самопознания, можно разделить на три группы:

— работы, посвященные изучению гностического компонента педагогической деятельности, развития перцептивно-рефлексивных способностей и способности к самопознанию (Л.С.Базилевская, А. А. Бодалев, И. А. Вишняков, В. К. Елманова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин и др.);

— исследования, посвященные изучению содержания профессионального самопознания, представленности в самосознании компонентной структуры педагогической деятельности, имеющихся в ней затруднений (А.К.Маркова, В. С. Магун, Н. Г. Рукавишникова и др.).

— работы, в которых исследуется оценка и самооценка профессионально важных аспектов деятельности в процессе профессионального самоопределения (В.Н.Козиев, Н. Е. Шафанжинская и др).

В педагогической акмеологии существует огромное количество работ, раскрывающих проблему повышения профессионализма личности и деятельности учителя (В.М.Антипова, Ф. Б. Балкизова, Е. Н. Богданов, Н. В. Бордовская, Л. Е. Варфоломеева, З. Ф. Есарева, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. О. Мидова, О. И. Михайленко, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, Н. В. Соловьева, Е. И. Степанова, О. В. Тимофеева, А. Ф. Фоминых и др.). Однако поиск путей оптимизации процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов в акмеологических исследованиях не изучен.

Таким образом, актуальные потребности педагогической практики, логика развития педагогической акмеологии и недостаточная разработанность путей оптимизации изучаемого процесса обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования: выявить пути оптимизации процесса развития профессионального самопознания в структуре Яконцепции учителя начальных классов.

Объект исследования: личность и педагогическая деятельность учителя начальных классов.

Предмет исследования: развитие профессионального самопознания в структуре Яконцепции учителя начальных классов.

Гипотеза исследования: существует зависимость между высоким уровнем развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции и акмеологическими факторами, оптимизирующими данный процесс.

Высокий уровень развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов обеспечивается индивидуально-психологическими свойствами личности учителя, его профессиональной компетентностью, адекватной самооценкой профессионально важных качеств, акмеологической культурой, стажем работы, удовлетворенностью педагогическим трудом, стремлением к достижению акме.

Задачи исследования:

1.Обобщить состояние проблемы исследования личности и педагогической деятельности учителя начальных классов.

2. Уточнить сущностную характеристику и структуру Я-концепции учителя начальных классов.

3.Раскрыть содержание, функции и механизмы развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов.

4.Установить критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов.

5.Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ динамики профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов.

6. Разработать основные направления акмеологического обеспечения развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов.

Методологическую основу исследования составили научные принципы: комплексности и объективности изучения личности, детерминизма, системности, развития, методологические концепции акмеологического, личностного и гуманистического подходов.

Теоретической основой исследования выступают научные работы, раскрывающие вопросы: профессионализма личности и деятельности (С.А.Анисимов,.

B.Г.Асеев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, А. С. Карпенко, Е. А. Климов, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, А. С. Огнев, Н. С. Пряжников, Э. Э. Сыманюк, Л. В. Темнова, А. Э. Штеймец и др.) — системогенеза педагогической деятельности (О.С.Анисимов,.

C.Б.Елканов, И. А. Зимняя, Л. В. Кандыбович, Н. В. Кузьмина,.

A.К.Маркова, Л. М. Митина, В. Г. Михайловский, А. Н. Нурмухаметова,.

B.А.Сластенин, Т. Н. Шайденкова, Е. А. Яблокова и др.) — теории Я-концепции (В.С.Агапов, Е. П. Белинская, Р. Бернс,.

A.В.Иващенко, Р. Л. Кричевский, В. Н. Маркин, Е. В. Прокопьева, Т. И. Салимова, М.Б.Фишман-Борисов, И. Е. Шейнюк и др.), самосознания (В.М.Бехтерев, В. С. Мерлин, Т. Л. Миронова, О. В. Москаленко,.

B.С.Мухина, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.), самопознания (Б.Г.Ананьев, Н. Е. Анкундинова, Л. И. Божович, Б. В. Кайгородов, Н. В. Крогиус, А. И. Липкина, В. С. Магун, Ю. М. Орлов, Г. Я. Розен, Л. А. Степнова и др.), самооценки (Л.В.Бороздина, А. В. Захарова, С. А. Куненков и др.), самопрезентации (О.А.Герасимова, И. Гофман, М. Снайдер, В. В. Хороших, Б. Шленкер и др.), самораскрытия (Н.В.Амяга, Е. М. Забазнова, В. Н. Куницына, Е. Б. Перелыгина и др.), самоутверждения (А.Адлер, А. Маслоу, Е. П. Никитин, Г. Олпорт, К. Роджерс, Н. Е. Харламенкова и др.) и саморегуляции (Н.А.Бабаева, Л. Г. Дикая, А. И. Крупнов, Г. С. Михайлов, В. И. Моросанова, М. Ф. Секач, Т. О. Славнова и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение. Применялись методики: интерперсональной диагностики.

Т.Лири, «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд), символические задания на выявление «Социального Я», оценочный лист личностных характеристик и изучения характера (Н.В.Кузьмина), изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования (А.А.Реан), личностного дифференциала, самооценки профессионально важных качеств педагога (Е.И.Рогов), анкета для учителей по их профессиональной деятельности (Н.Г.Рукавишникова), оценочная шкала «Учитель о себе и своей работе» (Н.В.Кузьмина), диагностики профессионального самопознания учителя начальных классов (Н.Г.Рукавишникова). Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различий показателей, статистических связей, различные виды корреляционного анализа.

Эмпирическая база исследования: 99 учителей начальных классов школ № 8, 13, 19, 29, 33, садов-школ № 104, 144- 66 воспитателей дошкольных образовательных учреждений № 1, 10, 46, 104, 144,135, 167 г. Тулы. В выборке представлены 5 групп респондентов с различным стажем работы.

Надежность, достоверность и обоснованность исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, выбором методик исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их новизна.

1. Установлены этапы генезиса исследований личности и педагогической деятельности учителя начальных классов. Выделено пять тенденций в исследовании личности учителя. Первая из них заключается в том, что психологические исследования личности сознательно включаются в комплекс наук, изучающих человека. В качестве второй тенденции развития психологии личности выступает обоснование и реализация в конкретных исследованиях системно-структурного подхода. В качестве третьей тенденции можно выделить последовательную реализацию в этой области принципа единства сознания и деятельности. Индивидуальный подход к личности можно обозначить как четвертую тенденцию психологических исследований личности. Социально-психологическая ориентация в изучении личности выступает как пятая тенденция психологических исследований личности в нашей стране.

Выявлены три подхода к решению проблемы структуры педагогической деятельности (содержательно-функциональный, управленческий и задачный). Уточнена сущностная характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов, представляющая собой воспитывающее и обучающее воздействие на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие. Выделены следующие отличия педагогической деятельности от других видов деятельности: по содержанию — это преобразовательная деятельность, направленная на изменение учебного плана, методов обучения, методики преобразования уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагогапо форме — это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общениепо структуре — это ценностно-ориентационная деятельность, направленная на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

2.Уточнена с позиции акмеологии структура Я-концепции учителя начальных классов, включающая такие компоненты, как самопознание, самоотношение, саморегуляцию, самоконтроль и образ Я. Показано, что поэтапное развертывание данных компонентов в педагогической профессии реализуется следующей последовательностью: цельличностный смысл — мотив выбора профессии — знания о себе — знания об учительской профессии и ее требованиях к личности — самооценка профессионально важных качеств в соответствии с требованиями избранной профессиипрофессиональное самоопределение — субъектно-деятельностное становление, развитие, совершенствование и самосовершенствование личности в системе непрерывного педагогического образования.

3.Разработана теоретическая модель профессионального самопознания учителя начальных классов, которая включает самонаблюдение, педагогический самоанализ, педагогическую рефлексию, профессиональную самооценку, самопрогнозирование, самокритику. Раскрыто в результате субстратного, структурного и функционального анализа содержание функций (адаптация, интерпретация, регуляция, эмоционально-оценочная, личностно-профессионального совершенствования) и механизмов (перенос, идентификация, интериоризация, стереотипизация, динамическое равновесие, психологическая защита) профессионального самопознания учителя начальных классов. В итоге установлена взаимозависимость изучаемых феноменов, позволяющая уточнить понимание роли, функций и механизмов профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов.

4.Установлены критерии (когнитивный, оценочный, мотивационный), показатели и уровни (низкий, средний, высокий) развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов. Когнитивный критерий включает всю сумму знаний учителя о себе как субъекте педагогической деятельности, что предполагает не только знание о педагогической деятельности, ее требованиях к личности профессионала, а также знания о профессиональном эталоне, с которым субъект постоянно сравнивает себя в процессе самопознания и к которому стремится в своем личностно-профессиональном развитии. Оценочный критерий представляет собой комплекс гностических и перцептивнорефлексивных умений, необходимых для решения проблемы своего соответствия-несоответствия акмеологическому эталону профессии. С этой целью учителю приходится решать целый ряд гностических задач, требующих в первую очередь оценочной деятельности. Мотивационный критерий включает направленность личности учителя начальных классов на профессиональное самопознание, ее стремление получить как можно больше объективной информации о себе как субъекте педагогической деятельности.

Определены показатели когнитивного критерия: знание сущностных особенностей педагогической деятельностизнание особенностей личности педагога-профессионала (образ «идеального» педагога или профессиональный эталон) — знание особенностей собственной личности как субъекта предстоящей педагогической деятельности. Оценочный критерий включает следующие показатели: умение оценить особенности собственной личности как субъекта педагогической деятельности (через соотнесение с другими профессионаламичерез соотнесение с собственным уровнем развития на начало обучения) — умение оценить возможности педагогической профессии по удовлетворению ведущих потребностей личностиумение оценить возможности собственной личности по выполнению педагогической деятельностиудовлетворенность личности учителя своими успехами в профессиональном становлении. Показателями мотивационного критерия развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции являются: наличие активного стремления к профессиональному самопознаниюналичие стремления к развитию собственной личности как субъекта педагогической деятельности.

5.Выявлены психологические особенности динамики процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов, раскрывающие количественные и качественные изменения и уровни развития изучаемых феноменов. Доказательно представлен сравнительно-сопоставительный анализ уровневой типологии развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов и воспитателей с разным стажем работы. Выявлено расхождение в представлениях о себе и идеальном образе педагога респондентов анализируемых групп. Обнаружено, что наиболее продуктивным развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции является у учителей начальных классов со стажем работы от 5 до 10 лет. б. Обобщены результаты сравнительно-сопоставительного анализа динамики процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов и воспитателей с разным стажем работы, отражающие развитие субъектности, критичного отношения к себе, кризис прежних взглядов учителя на себя как субъекта педагогической деятельности (в выборке учителей со стажем работы до 5 лет), недостаточно развитое стремление к самосовершенствованию у воспитателей.

7.Обоснованы следующие основные направления оптимизации процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов: создание акмеологической среды педагогической деятельности, предусматривающей реализацию системы психолого-акмеологического сопровождения развития изучаемого феноменаобновление содержания образования учителя и его ориентация на формирование профессионализмаакмеологическое обеспечение формирования профессионализма учителя начальных классов на этапах допрофессионального, базового профессионального и послевузовского образованияприменение акмеологических технологий развития профессионального самопознания, аутопсихологической и профессиональной компетентности в системе образованияразрешение имеющихся противоречий педагогической практики на основе обновления педагогической деятельности и создание условий, стимулирующих личностно-профессиональный рост.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные положения, выводы и научно-методические рекомендации могут быть положены в основу модернизации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, а также могут быть использованы при аттестации педагогов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические рекомендации были изложены автором на IV межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и педагогика XXI века» (Москва, 2003), на Международной научно-практической конференции «Индивидуальные различия и проблемы индивидуальности» (Москва, 2003), на Международной научно-практической конференции «Модернизация начального образования: проблемы и перспективы» (Тула, 2004), на Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2004), на заседаниях и конференциях районной методической службы Привокзального района г. Тулы, на заседаниях педагогических советов средних школ № 8, 19, 33 и детских садов № 135, 144 г. Тулы. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедр социальной и дифференциальной психологии РУДН и акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Результаты исследования использованы в акмеологической практике консультирования учителей начальных классов и воспитателей.

Положения, выносимые на защиту.

Осуществленная систематизация тенденций в исследовании личности учителя и подходов к изучению структуры педагогической деятельности показывает, что решение данной проблемы необходимо с акмеологических позиций самосовершенствования личности как субъекта педагогической деятельности на основе применения современных алгоритмов, разнообразия эффективных профессиональных навыков и умений, высокой профессиональной квалификации и компетентности, усвоение учителем высоких стандартов профессии, создание акмеологических эталонов и способов педагогической деятельности. Систематизация тенденций в исследовании личности и подходов к изучению структуры педагогической деятельности является необходимой для сравнительно-сопоставительного анализа динамики изучаемого процесса в педагогической практике.

Я-концепция учителя начальных классов как сложное личностное образование характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью, структурной упорядоченностью и эволюционной направленностью. Содержательные характеристики структуры Я-концепции учителя начальных классов, проявляющиеся на разных этапах профессионализации, отражают качественно-количественные изменения ее структурных компонентов. Профессиональное самопознание как ядерный компонент структуры Я-концепции реализуется с помощью восприятия и осмысления учителем своего поведения, действий, переживаний, результатов педагогической деятельности. Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции позволяет учителю, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние состояния, мотивы, цели, ценности, понимать его и определенным образом относиться к самому себе.

Компоненты профессионального самопознания учителя начальных классов выступают как отдельные грани его целостности и отражают сложный процесс познания учителем себя как субъекта педагогической деятельности и общения, результатом которого является формирование образа профессионального Я.

На основе установленных критериев определены показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов. Учителя с низким уровнем развития профессионального самопознания характеризуются неадекватным пониманием сущностных особенностей своей личности и педагогической деятельности, а также неадекватной самооценкой, основанной на необъективном отношении к себе, незрелости гностической и оценочной деятельности, несформированности внутренних критериев самооценки. Эти учителя не только не имеют адекватных знаний о профессии и самом себе, но и не стремятся к их получению. Для учителей со средним уровнем развития профессионального самопознания характерно недостаточно полное и адекватное понимание сущностных особенностей своей личности и педагогической деятельности, себя как субъекта этой деятельности, недостаточно адекватная самооценка, средний уровень развития гностических и перцептивно-рефлексивных умений, а также недостаточное стремление к профессиональному самопознанию и самосовершенствованию в педагогической деятельности. Учителя с высоким уровнем развития профессионального самопознания характеризуются наиболее полным и адекватным пониманием сущностных особенностей своей личности и педагогической деятельности, адекватной самооценкой, высоким уровнем гностических и перцептивно-рефлексивных умений, а также наличием активного стремления к профессиональному самопознанию и самосовершенствованию. По мере развития профессионального самопознания гармонизируется структура Я-концепции учителя начальных классов, что выражается в осознании необходимости дальнейшего самосовершенствования и в обретении новых профессионально важных знаний, умений, навыков, качеств, свойств и черт.

Оптимизация процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов обеспечивается системным воздействием следующих акмеологических факторов: объективных (акмеологические закономерности достижения личностью акме в профессиизакономерности развития системы образованиязакономерности реальной системы объективно-значимых обстоятельств), субъективных (адекватность и устойчивость самооценки, уверенность в себе, позитивное самоотношение, внутренняя согласованность структуры Я-концепциинаправленность на самосовершенствованиеустойчивость к стрессу, способность к самоанализу, критическое отношение к себе) и объективно-субъективных (организация акмеологической среды педагогической деятельности, включающая использование акмеологических технологийакмеологическая поддержка в формировании психологической готовности к педагогической деятельности, аутопсихологической и профессиональной компетентностиакмеологическое обеспечение эмоциональной и смысловой поддержки в развитии профессионального самопознания). Реализация акмеологических факторов оптимизации изучаемого процесса предусматривает разрешение имеющихся противоречий практики развития профессионального самопознания учителей начальных классов.

Структура диссертации: определяется задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

ВЫВОДЫ II ГЛАВЫ.

1. Методики для диагностики развития профессионального самопознания можно подразделить на 2 блока: блок представлений учителя начальных классов о себе как о личности (7 методик) — блок представлений учителя начальных классов о себе как о профессионале (5 методик).

2. Выявлены психологические особенности динамики процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов, раскрывающие количественные и качественные изменения и уровни развития изучаемых феноменов. Доказательно представлен сравнительно-сопоставительный анализ уровневой типологии развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов и воспитателей с разным стажем работы. Выявлено расхождение в представлениях о себе и идеальном образе педагога респондентов анализируемых групп. Обнаружено, что наиболее продуктивным развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции является у учителей начальных классов со стажем работы от 5 до 10 лет.

3. Обобщены результаты сравнительно-сопоставительного анализа динамики процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов и воспитателей с разным стажем работы, отражающие развитие субъектности, критичного отношения к себе, кризис прежних взглядов учителя на себя как субъекта педагогической деятельности (в выборке учителей со стажем работы до 5 лет), недостаточно развитое стремление к самосовершенствованию у воспитателей.

4. Оптимизация процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов обеспечивается системным воздействием следующих акмеологических факторов: объективных (акмеологические закономерности достижения личностью акме в профессиизакономерности развития системы образованиязакономерности реальной системы объективнозначимых обстоятельств), субъективных (адекватность и устойчивость самооценки, уверенность в себе, позитивное соотношение, внутренняя согласованность структуры Я-концепциинаправленность на самосовершенствованиеустойчивость к стрессу, способность к самоанализу, критическое отношение к себе) и объективно-субъективных (организация акмеологической среды педагогической деятельности, включающая использование акмеологических технологийакмеологическая поддержка в формировании психологической готовности к педагогической деятельности, аутопсихологической и профессиональной компетентностиакмеологическое обеспечение эмоциональной и смысловой поддержки в развитии профессионального самопознания). Реализация акмеологических факторов оптимизации изучаемого процесса предусматривает разрешение имеющихся противоречий практики развития профессионального самопознания учителей начальных классов.

Реализация основных направлений акмеологического обеспечения изучаемого процесса предусматривает: применение личностно-ориентированных психотехнологий в системе акмеологического сопровождения педагогического труда учителя начальных классовактуализацию профессионального самопознаниясоздание акмеологической среды для повышения уровня развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов.

Заключение

.

На основе анализа концептуальных основ педагогической деятельности как сложной динамической системы в диссертации выделяются следующие подходы: содержательно-функциональный (его основой явилась разработанная Н. В. Кузьминой (1964) психологическая структура педагогической деятельности, включающая конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический компоненты), управленческий подход (Т.С.Полякова, Н. Ф. Талызина, М. Л. Фрумкин выявляют проектировочно-целевой, содержательный, диагностический, организационно-методический, коммуникативный, стимулирующе-регулировочный, контрольно-оценочный компоненты педагогической деятельности) и задачный (Е.И.Машбиц, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин рассматривают педагогическую деятельность как непрерывный процесс решения различных типов педагогических задач).

Проведенный в диссертационной работе структурный и функциональный анализ системы педагогической деятельности и научных исследований (Л.А.Байкова, Е. В. Бондаревская, А. М. Новиков, Т. С. Рожок, Т. Н. Шайденкова и др.) показал, что в современном образовательном процессе педагогическая деятельность претерпевает серьезные изменения: усложняются ее функции и технологии, совершенствуются средства, выявляются новые критерии ее результативности.

Сущностная характеристика и структура Я-концепции учителя начальных классов раскрыты автором в диссертации на основе анализа общепсихологических (Р.Бернс, М. Р. Душкина, А. В. Иващенко, А. Н. Славская и др.), социально-психологических (РЛ.Кричевский, СЛ. Питер, А. У. Хараш, Т. Шибутани, В. АДцов и Др.), педагогических (Е.М.Садыкова, Н. Ю. Хусаинова, Т. Н. Шайденкова и др.), акмеологических (В.С.Агапов, Т. Л. Григорьева, А. В. Каимов, В. Н. Маркин, Н. Ю. Митюрина, Э. В. Сайко,.

М.В.Федотова и др.) работ, позволяющих уточнить содержание, функции и механизмы профессионального самопознания.

На основе интеграции различных точек зрения ученых автором разработана теоретическая модель профессионального самопознания учителя начальных классов. Показано, что данная модель может рассматриваться как динамическая система в структуре Яконцепции учителя начальных классов.

Теоретическая модель профессионального самопознания позволила установить критерии, показатели и уровни развития изучаемого феномена. При этом анализируются различные аспекты профессионализма личности и педагогической деятельности учителя начальных классов. Показатели профессионализма соотносятся с показателями развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов.

Представленные в диссертации результаты сравнительно-сопоставительного анализа динамики профессионального самопознания свидетельствуют о следующем.

Выявлены психологические особенности динамики процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов, раскрывающие количественные и качественные изменения и уровни развития изучаемых феноменов. Доказательно представлен сравнительно-сопоставительный анализ уровневой типологии развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов и воспитателей с разным стажем работы. Выявлено расхождение в представлениях о себе и идеальном образе педагога респондентов анализируемых групп. Обнаружено, что наиболее продуктивным развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции является у учителей начальных классов со стажем работы от 5 до 10 лет.

Обобщены результаты сравнительно-сопоставительного анализа динамики процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов и воспитателей с разным стажем работы, отражающие развитие субъектности, критичного отношения к себе, кризис прежних взглядов учителя на себя как субъекта педагогической деятельности (в выборке учителей со стажем работы до 5 лет), недостаточно развитое стремление к самосовершенствованию у воспитателей.

Обобщение педагогической практики и эмпирических результатов позволило автору разработать пути оптимизации и выявить акмеологические факторы, способствующие совершенствованию процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов.

Реализация основных направлений акмеологического обеспечения изучаемого процесса предусматривает: применение личностно-ориентированных психотехнологий в системе акмеологического сопровождения педагогического труда учителя начальных классовактуализацию профессионального самопознаниясоздание акмеологической среды для повышения уровня развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов.

Обоснованы следующие основные направления оптимизации процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов: создание акмеологической среды педагогической деятельности, предусматривающей реализацию системы психолого-акмеологического сопровождения развития изучаемого феноменаобновление содержания образования учителя и его ориентация на формирование профессионализмаакмеологическое обеспечение формирования профессионализма учителя начальных классов на этапах допрофессионального, базового профессионального и послевузовского образованияприменение акмеологических технологий развития профессионального самопознания, аутопсихологической и профессиональной компетентности в системе образованияразрешение имеющихся противоречий педагогической практики на основе обновления педагогической деятельности и создание условий, стимулирующих личностно-профессиональный рост.

Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, позволяют сформулировать основные выводы:

1 .Проанализированы особенности современного состояния и тенденции развития исследований по проблемам личности и педагогической деятельности учителя начальных классов. Научное осмысление различных подходов и педагогической практики позволило уточнить структуру педагогической деятельности, а также сформулировать авторское представление о профессионализме личности и профессионализме педагогической деятельности учителя начальных классов.

2. Уточнена сущностная характеристика и структура Я-концепции учителя начальных классов, позволяющая осуществить теоретическое моделирование профессионального самопознания.

3. Результаты анализа содержания, функций и механизмов развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов указали на необходимость определения уровневой характеристики количественных и качественных преобразований компонентов изучаемого феномена.

4. Совокупность установленных критериев, показателей и уровней развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов обеспечила сравнительно-сопоставительный анализ психологических особенностей динамики изучаемого процесса.

5. Систематизированы эмпирические данные, характеризующие динамику процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов и воспитателей. Обнаружены значимые различия представлений учителей и воспитателей о реальном и идеальном образе профессионального Я, в самооценке профессионально важных качеств и личностных характеристик, в рейтинге характеристик педагогического труда и оценке удовлетворенности педагогической деятельностью.

6. Эмпирически обоснованы акмеологические факторы, оптимизирующие процесс развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов и обеспечивающие его продвижение к акме в профессии.

7. Разработаны основные направления оптимизации изучаемого процесса, включающие систему акмеологического обеспечения.

Научно-практические рекомендации направлены на оптимизацию процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов, для чего необходимо:

— стимулировать познавательную активность учителя начальных классов, направленную на осознание индивидуально-психологических особенностей собственной личности и педагогической деятельности;

— организовывать специальную деятельность, основной целью которой будет фиксация внимания учителей начальных классов на вопросах познания себя как субъекта педагогической деятельностиформировать у учителя начальных классов осознанную потребность в постоянном самопознании, самоанализе и профессиональном развитииформировать у учителя начальных классов перцептивно-рефлексивные и гностические умения и навыки, способствующие созданию адекватного образа профессионального Яакцентировать внимание учителя начальных классов на динамической стороне профессиональной деятельности и развития его личности в процессе профессионализации;

— использовать различные формы групповой психотерапии и психологического тренинга, направленные на позитивное развитие Я-концепции учителя начальных классов.

Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением взаимосвязи профессионального самопознания с различными компонентами педагогической деятельностис анализом динамики профессионального самопознания учителей, работающих со старшеклассникамис разработкой и применением развивающих и корректирующих программ, направленных на формирование адекватной профессиональной Я-концепции учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования-М.:Просвещение, 1984.-208 с.
  2. Г. С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-368 с.
  3. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-224 с.
  4. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 334 с.
  5. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. -299 с.
  6. B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. -М.: Институт молодежи. 1999. 164 с.
  7. B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя.- М.:ГУУ, 1999.-230 с.
  8. АгаповВ.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Дис. доктора психол. наук — М., 1999 — 495 с.
  9. Ю.Агапов B.C. Сущностная характеристика Я- концепции. — М.: МГСА, РПО, 2001.-с. 3−27.- 40 с.
  10. B.C., Иващенко A.B., Барышникова И. В. Методики изучения Я-концепции личности. М.:МГСА, Социум, 2000 — 265 с.
  11. B.C. Межгрупповое воздействие: социально — психологические проблемы. М.: Изд- во МГУ, 1990. — 240 с.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977.-380 с.
  13. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980 Т.1 232 е.- -Т.2 — 288 с.
  14. О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. -М.: РАГС, 1998.- 772 с.
  15. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала /Под ред. В. А. Бодрова и др. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
  16. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопр. психологии. 1982. — № 2.- С. 14−27.
  17. А.Г. Психология личности. М.:МГУ, 1990. -367с
  18. A.C. Между Я и Другим (социокультурное исследование)// Мир психологии.- 2001. -№ 3.- С.16−27.
  19. Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психол. журнал. 1997. Т. 18. № 5. -С.7−19.
  20. И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии: Автореф. дис. канд. психол. наук — М., 1999.- 26с.
  21. И.В. К понятию «Я» в психологии // Личность- проблемы формирования и развития.- М.: Институт молодежи, 1998. -С. 61−63.
  22. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопр. Философии. 1969-№ 2- С. 118- 125.
  23. H.A. Оценочная функция психики. М.: Изд- во ИП РАН, 1997.-306 с.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. М.: Искусство, 1979 — 423 с.
  25. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии, — 1999.- № 3 (19).- С. 140−147.
  26. Е.П. Структурные компоненты Я- концепции // Психология Я- концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. 4.1 -М., 2002. С.130- 135.- 230 с.
  27. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психол. журн. — 1996. № 1. — С. 44- 51.
  28. H.A. Истина и откровение. СПб.: РХГИ, 1996. — 384 с.
  29. Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Книга, 1991−446 с.
  30. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
  31. Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.422 с.
  32. B.C. Мышление как творчество -М.: Политиздат, 1975. 399 с.
  33. Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1989, — 23с.
  34. A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  35. A.A., Ганжин В. Т., Деркач A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. 2000 — № 1(21).- С. 89−108.
  36. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопр. психологии. -1978.-№ 4.- С. 20- 28.
  37. Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с.
  38. Л.В. Что такое самооценка? // Психол. журнал 1992.-Т. 13. № 4 — С.99- 100.
  39. Л.В. Теоретико- экспериментальное исследование самооценки. Дис. доктора психол. наук М., 1999. — 413 с.
  40. Л.В. Исследование уровня притязания: Учебное пособие.-М.: МГУ, 1995.-102 с.
  41. Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): Дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 124 с.
  42. A.B. Проблема психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994.-386 с.
  43. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд- во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».- 1996.-392 с.
  44. A.B. Формирование субъектных компонентов самопознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Шадринск, 2003. 22 с.
  45. М.В. Психологические детерминанты продуктивного развития профессиональной Я- концепции студентов — менеджеров. -М.: РУДН, МОСУ, 2003. 28 с.
  46. Н.Е. Самопознание и самовоспитание критерии профессионального становления будущего человека / Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Ч. З -Даутавпилс, 1985. — 234 с.
  47. A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Дис. канд. психол. наук —М., 1987- 271 с.
  48. М.И., Трофимов A.A. Обретение «Я» // Труды Института психологии РАН. Т.2 М.: ИПРАН, 1997 — С.44- 49.
  49. Л.С. Психология. М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. — 1008 с.
  50. Л.С. Проблемы сознания // Л. С. Выготский. Собр. соч. в 6 т.- М.: Педагогика, 1982- 1994. Т.1. С. 156- 167.
  51. Л.С. Психология развития как феномен культуры.- М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК».- 1996.-512 с.
  52. H.H. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения: Дис. канд. психол. наук.-Иркутск, 1993.- 160 с.
  53. В.И. Основа теоретической педагогики. Уч. пос. — Изд-во С- Петербурского университета, 1992. с. 131
  54. М.Р. Психология личностного самоопределения. Автореф. дис. доктора психол. наук. М.-1996. — 59 с.
  55. Н.С., Дьяченко Е. В., Семенова С. Л. Практикум по общей психологии.- М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК».- 2003.-224 с.
  56. Ф.Д. Я- второе Я. М.: Московский психолого- социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК».- 2000.-224 с.
  57. A.A. Образная сфера человека М.: ИП РАН, ВНИЦ традиционной народной медицины «Энном»., 1992.- 194 с.
  58. Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления. Дис.. канд. психол. наук — М., 2001.- 220 с.
  59. С.И. Анализ педагогической профессии и подготовка педагога // Нар. Просвещение.- 1927.- № 8- С.7−10.
  60. А.Г. Особенности познания себя студентами педвуза в зависимости от половой принадлежности : Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1981.-26 с.
  61. А.Г. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореф. дис. доктора психол. наук М., 1997.-60 с.
  62. И.А. К вопросу коммуникации с внутренним Я // Мир психологии. 2002- № 2 — С.64−70
  63. A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. — 144 с.
  64. A.A., Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. — М.: Изд- во РАГС, 2003.-297 с.
  65. A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация Я-концепции в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. — 158 с.
  66. З.В., Щеглова Т. М. Самосознание личности. Иркутск.: ИГУ, 1994.-56 с.
  67. У. Психология /Под ред. Л. А. Петровской — М.: Педагогика, 1991 -368с.
  68. Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. — Нижний Новгород: ВВАГС, 1997. 36 с.
  69. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  70. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Моск. психол.- соц. ин- т: Флинта. 2003.- 336 с.
  71. A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. психологии. 1989.- № 1. С.5−14
  72. A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии. Монография. М.: МГСА, Социум, 2000. — 155 с.
  73. A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепция личности в отечественной психологии // Мир психологии-2002.-№ 2.-С. 17−30.
  74. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат. 1974. — 328 с.
  75. Кан- Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  76. Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -СПб., 2000.-15 с.
  77. А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1970.-104 с.
  78. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук—Л., 1980.-23 с.
  79. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998.- 19 с.
  80. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я» // Социс. 1995. — № 5. — С. 102−110.
  81. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. — М.: ИПРАН, 1996.-335 с.
  82. Кон И. С. Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  83. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
  84. Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Автореф. дис. доктора, психол. наук. — СПб., 2002.-43 с.
  85. Р.Л. Я-концепция как совокупность установок на себя / / Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. 4.1/ Сост. А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. -М.:МГСА, 2002. С. 135- 144, — 230 с.
  86. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности. Дис.. канд. психол. наук —М., 1984. 141 с.
  87. Е.Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с профессиональным развитием: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Пермь, 2000. 24 с.
  88. Н. В. Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. — Гомель, 1976. 254 с.
  89. Н.В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб.: Знание, 1993. 218 с.
  90. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Дис. доктора психол. наук. Л., 1 964 267 с.
  91. Н.В. Профессионализм личности преподователя и мастера производственного обучения. М.: Высш. Шк., 1990.- 117 с.
  92. Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
  93. И.В. Развитие профессионального «Я» государственного служащего средствами информационных технологий. Дис. канд. психол. наук М., 2000. — 200 с.
  94. Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии.- 1983.- № 3.- С. 51- 61.
  95. С.А. Проблема самовосприятия личности в отечественной психологии. М.: МОСУ, 2003. — 20 с.
  96. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  97. А.Ф. Избранные труды по психологии. — М.: Наука, 1997.-446 с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  99. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2- х т.- М.: Педагогика, 1983. Т.1.- 392 е.- Т.2. 320 с.
  100. А.Н. Материалы о сознании // Вестник МГУ сер. 14 -Психология. — 1988. — № 3. — С.6 — 25.
  101. .Ф. Проблема биологического и социального в психологии.- В кн.: Биологическое и социальное развитие человека. М.: Наука, 1977.-С. 34−65.- 136 с.
  102. B.H. Формирование профессионально- педагогических умений при подготовки и повышении квалификации учителей. Уч. пос. СПб: СпбГУ.- 1994. — 52 с.
  103. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  104. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
  105. О.И. Психология самопознания личности. М.: Треугольник, 1993.- 96 с.
  106. Е.П. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. — 223 с.
  107. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.-Пермь, I960.- 68 с.
  108. B.C. Психология индивидуальности.-М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1996 — 448 с.
  109. Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. — JT., 1979. 136 с.
  110. JI.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. Кемерово, 1992. — 167 с.
  111. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М.: Изд- во «Флинта», 1998.-201 с.
  112. JI.M. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 258 с.
  113. JI.M., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопр. психологии. — 1998. № 3. — С. 3−16.
  114. T.JI. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис. доктора психол. наук. — М., 1999.- 436 с.
  115. Н.Ю. Профессиональная Я- концепция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2002. 24 с.
  116. Н.В. Акмеологическая характеристика личности профессионала. М.: МИЭТ, 1999. — С.22
  117. Максуэлл Мольц. «Я» это «Я», или как стать счастливым. М.: Прогресс, 1991. — 361 с.
  118. Моделирование педагогических ситуаций / под. ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М.: Педагогика, 1981. — 118 с.
  119. Т.Н. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя физики: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 2001.-22 с.
  120. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Дис. доктора психол. наук. М., 2000. — 506 с.
  121. О.В. Психология самопознания личности. М.: Треугольник, 1993. — 96 с.
  122. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: Академия, 1985. — 245 с.
  123. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. / Психологическая наука в СССР.-М.: Изд- во АПН, 1960. Т. 2.- С. 110- 126.
  124. В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж: НПО МОДЕК, 1995.-356 с.
  125. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5- 19.
  126. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  127. С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система (спецкурс) — М.: Изд- во МГУ, 1991. — 108 с.
  128. В.Н. Классификацмя функций человека как субъекта общения // Психологический журнал 1987 — т. 8 — № 4 — С. 51- 60.
  129. Педагогическая практика: Методические указания /Сост. Н. В. Кузьмина, В. Н. Гинецинский.- Л.: ЛГУ, 1983.- 73 с.
  130. Ф. Опыты психологии самопознания. — М.: Просвещение, 1993.-73 с.
  131. С.М. Мотивационная обусловленность Я- концепции личности в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук СПб., 1995. — 220 с.
  132. Л.А. Самоутверждение: Пути истинные и ложные. — М.: Знание, 1987.-64 с.
  133. A.B., Ярошевский М. Г. История психологии: учебное пособие для высшей школы. — М.: РГГУ, 1994.- 448 с.
  134. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА — М, 1998. — 528 с.
  135. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компонент в структуре образа Я у студентов. Дис. канд. психол. наук — Л., 1984.182 с.
  136. К.К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972.- 189 с.
  137. К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 254 с.
  138. Платонов К. К Краткий словарь системы психологических понятий: Уч. пособ. для учебн. заведен, профтехобразования. М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  139. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983, — 128 с.
  140. ПоваренковЮ.П. Психологическое содержание профессионального становления человека.- М.: Изд- во УРАО, 2002. 160 с.
  141. Психология личности (тексты) /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А.А.Пузырея- М.: Изд- во Моск. гос. ун-та, 1982. 288 с.
  142. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: ИП РАН, 1997. — 576 с.
  143. Психология. Словарь. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2- е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  144. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещярикова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  145. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. A.A. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
  146. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  147. Проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1982. 245 с.
  148. Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов: начальные этапы профессионального становления: Дис. канд. психол. наук Ростов на/ Д., 2000. — 224 с.
  149. В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков (психосемантический аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2001. — 23 с.
  150. A.B., Велисер У. Ф., Прочаска Дж. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение // Вопр. психологии -1994. -No 2. -С. 113- 122.
  151. Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. 4.1 / Сост. Иващенко A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. М.: МГСА, 2002. — 230 с.
  152. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. Ч. З / Сост. Иващенко A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. М.: МГСА, 2002. — 278 с.
  153. A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  154. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности М.: Мир, 1994. — 320 с.
  155. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов- на/Д.: Феникс, 1996.- 512 с.
  156. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1998.-480 с.
  157. Г .Я. Самопознание как проблема социальной перцепции. / Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. -Краснодар, 1977.-С. 169−174.-268 с.
  158. В.М. Психология: теория и практика.-М.:Форум, 1997.-296с.
  159. A.B. Влияние визуальной самоподачи образа «Я» на конфликтность субъекта общения: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2002.- 19 с.
  160. В.Г. Уверенность в себе как социально- психологическая характеристика личности: Дис.. канд. психол. наук. Ростов-на /Д., 1997.- 242 с.
  161. СЛ. Основы общей психологии. В 2- х томах- М.: Педагогика, 1989. -Т.1.- 483 е.- Т.2.- 323 с.
  162. C.JI. Человек и мир М.: Наука, 1997. — 191 с.
  163. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Просвещение, 1984.- 117 с.
  164. Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: Дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 202 с.
  165. Е.М. Проектирование и реализация системы формирования профессионально важных качеств студентов колледжей на основе «Я-концепции»: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Тольятти, 2000. 26 с.
  166. Самопознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский Самара: Издательский дом «БАХРАМ», 2000. — 656 с.
  167. Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: Дис. канд. психол. наук Новосибирск, 1998.- 166 с.
  168. Т.О. Оптимизация саморегуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003. — 23 с.
  169. А.Н. Я-эгоценризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии.- 2002.- № 2. С. 44- 53.
  170. В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. Тез. Всерос. научно- практ. конф. -Барнаул, 1996. С. 3−6.
  171. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии—1986.-№ 6.-С. 14- 22.
  172. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-пресс, 1995.-384 с.
  173. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
  174. Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции. //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. -М.: Просвещение, 1987. С.80−89.
  175. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. А. В. Брушлинского, — М.: И ИРАН, 1997.-576 с.
  176. JI.H. Характер и судьба. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика изучения индивидуально-личностных свойств (руководство для психологов, социологов, педагогов и врачей). М.: Институт прикладной психологии, 1995. -126 с.
  177. Л.H. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство. М., 1990. — 48 с.
  178. Современный словарь по психологии / Сост. В. В. Юрчук. — Минск: Современное слово, 1998. 768 с.
  179. Сознание личности в кризисном обществе / под ред. К.А. Абульхановой-Славской и A.B. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1995- 193 с.
  180. Е.А. Психология понимания в самопознании детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. доктора, психол. наук.-СПб., 2000.-48 с.
  181. А.Г. Сознание и самосознание.-М.: Полииздат, 1972. -303 с.
  182. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. — Спб.: СПб. акмеологическая академия, 1995. — 168 с.
  183. В.В. Самосознание личности.-М.: Изд-во МГУ, 1983.- 286 с.
  184. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Дис. доктора психол. наук. М., 1985.- 530 с.
  185. Г. С. Психологические аспекты проблемы обучения и развития познавательной активности взрослых учащихся // Вопр. Психологии.- 1984, — № 5.- С. 45- 48.
  186. Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: Автореф. дис. канд. психол. наук, — СПб., 1999. 20 с.
  187. В.А. Психология в субъективном измерении. Киев: Высшая школа, 1996. — 36 с.
  188. Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Дис. доктора психол. наук. М., 2001. -387 с.
  189. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Ред. и сост. Д. Я. Райгородский.- Самара.: БАХРАХ, 1996. 408 с.
  190. Н.Д. Я в контексте психологии успеха // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 53−60.
  191. A.B., Трубенская О. Н. Матрица жизни самопознания. — СПб.: Питер, Питер Бук, 2001. 152 с.
  192. Д.Н. Психологические исследования.-М.:Наука, 1966.-59 с.
  193. Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 198 с.
  194. Д.И. Психология становления личности. М.: Изд- во «Институт практической психологии», Воронеж.: НПО «МОДЕК», 1996.-512 с.
  195. Д.И. Психология развивающейся личности. М.Воронеж.: МОДЕК, 1996. — 512 с.
  196. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. — 144 с
  197. Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  198. В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. -М.: Логос, 1999.- 168 с.
  199. В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации: Автореф. дис. канд. психол.наук.- СПб., 2001. — 18 с.
  200. И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977. 144 с.
  201. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие М.: Логос, 1996. — 318 с.
  202. Н.Е. Психологические особенности формирования профессионального самосознания будущего учителя // Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза: Межвузовский сборник. — М.: Изд- во МГПИ, 1985. С.33−39.
  203. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире // Психология личности в условиях социальных изменений. -М.: ИПРАН, 1993. 193 с.
  204. И.Е. Развитие Я-концепции личности будущего госслужащего на этапе допрофессиональной подготовки: Дис. канд. психол. наук.- М., 2002. 191 с.
  205. А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Автореф. дис. доктора психол. наук.- СПб., 1998. -43 с.
  206. Н.В. Профессионально-значимые качества личности воспитателя детского сада: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1996.-20 с.
  207. А.И. Психология труда и личности учителя. Л.: ЛГПИ, 1976.- 134 с.
  208. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. — Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  209. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  210. Энциклопедия практического самопознания. /Сост. А. Н. Красило — М.: МПА, 1994.-352 с.
  211. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
  212. А.Р. Акмеологические особенности продуктивных учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Шуя, 2001.-23 с.
  213. В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л., 1988.- 159 с.
  214. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974. — 447 с.
  215. К. Общая психопатология М.: Практика, 1997 — 1056 с.
Заполнить форму текущей работой