Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические аспекты повышения эффективности деятельности командиров осмотровых групп пограничных кораблей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осмотрово-проверочная деятельность командира ОГ — это комплекс мероприятий, реализующих процесс выполнения им функциональных обязанностей по проверке на невоенных судах соблюдения порядка и правил плавания и ведения промысловой деятельности в морских пограничных пространствах в условиях противоборства и опасности для жизни и здоровья офицера. Психологическими факторами, значимо влияющими… Читать ещё >

Содержание

  • I глава. Психологическая характеристика деятельности командира осмотровой группы
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме деятельности
    • 1. 2. Психологическое содержание и критерии эффективности осмотровой деятельности командира осмотровой группы
    • 1. 3. Современные требования к профессиональным качествам командира осмотровой группы
  • II глава. Исследование психологических аспектов эффективности деятельности командира осмотровой группы
    • 2. 1. Методика изучения ситуаций деятельности кШандира осмотровой группы. V
    • 2. 2. Психологические причины неэффективной деятельности командира осмотровой группы
    • 2. 3. Мотивация командира ОГ в осмотрово-проверочной деятельности. 114 III
  • глава. Психологические условия и пути повышения эффективности профессиональной деятельности командира осмотровой группы
    • 3. 1. Психологическая готовность как условие успешной деятельности командира осмотровой группы
    • 3. 2. Пути повышения эффективности подготовки командиров осмотровых групп к профессиональной деятельности
    • 3. 3. Программа профессиональной и психологической подготовки командиров осмотровых групп к эффективной деятельности

Психологические аспекты повышения эффективности деятельности командиров осмотровых групп пограничных кораблей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История нашей страны на протяжении многих веков убедительно показывает, что проблемы защиты ее безопасности и суверенитета сохранялись в связи со складывающейся вокруг нее обстановкой, которая никогда не была стабильной. Государству приходилось регулярно направлять лучших своих сынов на подготовку их к отражению агрессии извне. Это требовало предельного психического и физического напряжения, для выполнения специфических функций защиты суверенитета страны с оружием в руках. С усложнением этих задач, появлением новых видов оружия и расширением зоны ближайших интересов усложнялась и работа по подготовке людей к этой деятельности. Стало заметным усиление взаимосвязи между результатами воинской деятельности и психологическим состоянием человека, степенью его психологической готовности к работе в экстремальных условиях. Исследователям этой проблемы не было нужды проводить лабораторные эксперименты — страна почти все время вела военные кампании.

Выявленные закономерности психики человека легли в основу научных рекомендаций по совершенствованию его подготовки к предстоящей воинской деятельности. Яркими примерами этого в воинской сфере явилось вменение командирам всех уровней в обязанности изучать и знать индивидуальные особенности своих подчиненных. Таким примером может послужить утверждение правил устройства фортификационных элементов на основе исследовании В. Н. Полянского, посвященных выявлению влияния закрытых пространств и преград на деятельность военнослужащих, и другие.(147).

Вместе с этим обнаружились другие, сопряженные с результатами деятельности, проблемы, касающиеся причин возникновения ошибок и необходимости воспитания у воинов качеств, которые бы позволяли им преодолевая психологические трудности и вызываемые ими ошибки наиболее эффективно выполнять возложенные на них задачи и обеспечивать успех.

Наиболее затруднена подготовка тех военных специалистов, чья деятельность протекает в нестандартных ситуациях. Одним из направлений такой работы является подготовка специалистов к эффективному выполнению задач осмотра иностранных и отечественных промысловых судов и поиска на них признаков и фактов незаконной деятельности в пограничных морских пространствах и исключительной экономической зоне России. Эта обязанность возложена на пограничные войска, в составе морских частей которых, на кораблях в море действуют осмотровые группы (ОГ). Личный состав осмотровых групп должен грамотно выполнять свои задачи, так как они зачастую осуществляют свою деятельность на судах, палуба которых является территорией иностранных государств.

К сожалению, в современных условиях, изменились авторитет и влияние нашего государства в мире. Многие военные корабли, в том числе пограничные, не могут выйти в море по различным причинам. Как известно запасы морских животных и анадромных видов рыб могут пополняться только при бережном их воспроизводстве и научно обоснованном вылове. Возможность украсть у государства и не понести за это наказание толкает отдельные рыболовецкие компании, как у нас в стране, так и за ее пределами, на откровенное браконьерство и воровство. На пути у них встают морские пограничникиофицеры, мичманы, старшины и матросы, объединенные необходимостью защитить экономические и политические интересы Российской Федерации.

Осмотровые группы пограничных сторожевых кораблей в целом успешно справляются со своими задачами, но имеющиеся недостатки и ошибки в их специфической деятельности оказывают своё негативное влияние. Научные исследования Министерства рыбного хозяйства, Госкомприроды, Рыбвода России показывают, что исчезают многие тонны ценных видов рыбы, что запасы прибрежной фауны катастрофически истощаются. Поэтому потребность в эффективном выполнении своих задач командирами осмотровых групп (КОГ) очень высока.

Предварительный анализ условий и результатов осмотрово-проверочной деятельности (ОПД) КОГ пограничных кораблей морской охраны (ПК МОХР) показывает, что целый комплекс объективных и субъективных трудностей обусловливает возникающие в их работе ошибки. В частях, на кораблях еще нет необходимой материально-технической базы, которая бы позволила готовить осмотрщиков-профессионалов. Существующая практика подготовки КОГ ПК МОХР к выполнению задач осмотра не обеспечивает необходимой готовности к эффективной деятельности в трудных, нестандартных ситуациях. Еще нет продуманной системы отбора и оценки кандидатов в КОГ. Даже имеющие большой опыт командиры ОГ допускают ошибки, которые позволяют уходить нарушителям безнаказанными. Иногда пограничники, остановив и осмотрев судно по подозрению в незаконной деятельности, не могут зафиксировать факт нарушения.

В интересах разрешения сложившихся противоречий представляется необходимым исследование психологических аспектов повышения эффективности деятельности командиров осмотровых групп ПК МОХР, выработка методик их подготовки к продуктивному выполнению стоящих перед ними задач, применение методов профотбора кандидатов в КОГ, выявление степени развитости профессионально-важных качеств, необходимых для действий на борту осматриваемых судов в море, в т. ч. и в экстремальных условиях с угрозой для жизни пограничников. А также выявление и анализ психологических трудностей, определяющих появление профессиональных ошибок в деятельности КОГ, выработка мер по недопущению этих ошибок.

Следует подчеркнуть главное противоречие сегодняшнего дня — противоречие между возрастающими требованиями к подготовке специалистов по осмотру и проверке отечественных иностранных судов в море, и увеличением объема необходимых для этого знаний, умений и навыков — с одной стороны, и ограниченным временем на подготовку осмотрщиков, нерациональным его использованием — с другой.

Реальный выход из сложившейся ситуации видится в совершенствовании методов обучения и подготовки КОГ с учетом последних достижений психологической науки. Деятельностный подход (см. JT.C. Выготский (1930), C.JI. Рубинштейн (1946), А. Н. Леонтьев (1974), Д. Б. Эльконин (1980), В. П. Зинченко (1982), А. В. Запорожец (1973) и др.) к процессу учения, сложившийся в отечественной психологии, открывает возможность исследования психологических закономерностей усвоения знаний и развития. Так, значительное влияние на развитие педагогической психологии оказала теория поэтапного формирования умственных действий.(51) Она позволила раскрыть сущность процесса учения, как особой деятельности, от способов организации которой зависят и форма присвоения и форма присвоенного — характеристики знаний, навыков и умений, развития способностей.

Практическое использование данной теории началось с конца 50-х годов. Экспериментальные классы, группы стали появляться во всех уровнях системы образования — от школьного, до высшего. Постепенно охватывались все большие группы учебных предметов. Результаты были весьма обнадеживающими. При этом следует отметить, что использование данной теории имело место не только в различных регионах нашей страны, но и в других странах: Болгарии, Германии, Голландии, Кубе, Монголии, Сирии, Финляндии и др.

В Российских Вооруженных Силах данная теория продуктивно развивалась в исследованиях Б. Ц. Бадмаева (1981), Н. В. Борисенко (1994), Г. В. Гнезди-лова (1989), М. И. Дьяченко (1974), П. А. Корчемного (1990), Л. Н. Кузнецова (1989), С. И. Съедина (1984), В. В. Сысоева (1987), Б. И. Хозиева (1992), В. Т. Юсова (1980) и других. Практическим и теоретическим шагом в реализации нового и эффективного подхода в военном обучении являются разработанные в 1977;1998 г. г. методики, пособия, программы основанные на принципах данной психологической теории, которые с 1986 года реализуются в системе Главного управления боевой подготовки сухопутных войск Российской Федерации, а с 1989 в Федеральной пограничной службе.

Проблема подготовки пограничников к служебно-боевой деятельности и схожей с ней деятельности служащих таможенных органов нашла отражение в работах ряда авторов. Много внимания ей уделяли А. В. Барабанщиков (1978), А. И. Безуглов (1993), Ю. Н. Гурьянов (1995), П. Е. Ельчанинов (1970), П. А. Иванчишин (1987), В. П. Лазарев (1987), В. Ф. Перевалов (1998), Ю. В. Савин (1990), П. И. Сергеюк (1968), С. И. Съедин (1997), Ю. А. Талдыкин (1976), Н. Ф. Феденко (1974) и другие авторы.

Эмпирическую базу данных исследований составили материалы, собранные на пограничных заставах, контрольно-пропускных пунктах и кораблях. Они детерминированы спецификой данного вида воинской службы. Основное внимание в этих исследованиях сосредоточено на рассмотрении процессов формирования и развития морально-политических и морально-боевых качеств, воспитания бдительности, влиянии воинской деятельности и пограничной службы на эмоции и волю пограничников, их индивидуально-психологические особенности. Другими словами, исследовались безусловно важные и необходимые компоненты становления психологической структуры деятельности воинов границы.

Однако такой специфической категории пограничников, как офицерыкомандиры осмотровых групп внимания уделено крайне мало. Изучение проблем профессиональной и психологической готовности пограничников данными авторами абсолютно не учитывало специфику выполнения задач офицерами кораблей ФПС по осмотру и проверке иностранных невоенных судов в море.

Представляется целесообразным более углубленное исследование психологических условий оптимизации деятельности осмотрщиков. Одним из наиболее серьезных и, безусловно, ведущим компонентом оптимизации профессиональной деятельности КОГ является изучение путей и условий повышения ее эффективности. Выявление влияния психогенных факторов ситуаций осмотра на эффективность проверочной профессиональной работы осмотрщиков на иностранных промысловых судах в море. А также изучение психологических особенностей конкретной профессиональной воинской деятельности.

Исходя из вышеизложенного актуальность темы определяется:

— необходимостью изучить психологию особого вида деятельности командира ОГ в ходе осмотра судов в море в интересах соблюдения законодательства России по вопросам мореплавания и ведения рыбного промысла;

— в связи с коренной реорганизацией системы охраны морских пограничных пространств выявлено снижение эффективности ОПД, что обусловливает необходимость разработки новой комплексной программы профессиональной и психологической подготовки командиров ОГ к выполнению стоящих задач;

— необходимостью разработать такие методические средства обучения и воспитания вновь назначенных командиров ОГ, которые бы позволили сократить время их профессиональной подготовки и привить им все необходимые знания и навыки для эффективной профессиональной ОПД;

— острой потребностью учёта особенностей обеспечения эффективности ОПД в функциональных обязанностях должностных лиц соединений кораблей МОХР и реализации их в планах боевой подготовки.

Объект исследования — командиры осмотровых групп пограничных кораблей в процессе выполнения задач осмотра невоенных судов.

Предмет исследования — психологические аспекты повышения эффективности деятельности командиров ОГ.

Цель исследования — на основе анализа теоретических и эмпирических данных обосновать психологические условия и основные пути повышения эффективности осмотрово-проверочной деятельности, реализуя их в новой программе профессиональной и психологической подготовки командиров ОГ.

Задачи исследования:

— раскрыть содержание и психологические особенности осмотрово-проверочной деятельности командира ОГ;

— выявить зависимости, критерии, показатели и психологические причины эффективности осмотрово-проверочной деятельности под воздействием психогенных факторов ситуаций осмотра;

— экспериментально обосновать психологические условия и пути повышения эффективности осмотрово-проверочной деятельности командира ОГ.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что:

1) Возникновение затруднений в осмотрово-проверочной деятельности командира ОГ связано с психогенным влиянием факторов ситуаций осмотра: опасности для жизни и здоровья командира ОГ в условиях морской стихии и со стороны команды осматриваемого суднанеопределённости в развитии ситуаций осмотра, обстоятельств и условий осмотрово-проверочной деятельностиответственности за качественное решение задач охраны государственной границы и экономической зоны РФ, за конечный результат осмотрово-проверочной деятельностинегативных эмоций по отношению к членам экипажа осматриваемого судна;

2) Совершенствование осмотрово-проверочной деятельности командира ОГ возможно на основе актуализации мотивов достижения успеха, долга перед Родиной, ответственности за сохранение её морских богатств, стремления к безусловному и надёжному решению поставленной боевой задачи по охране Государственной границы и экономической зоны России, функциональной устойчивости психики, наличия навыков осмотра и поиска, применения нестандартных решений в неопределённых опасных, противоречивых, динамически развивающихся ситуаций деятельности.

3) Эффективность деятельности командира ОГ молено поднять путём специально разработанной системы профессиональной и психологической подготовки на основе моделирования осмотрово-проверочной деятельности и поэтапного формирования умственных действий.

Методологическую основу исследования составляют теоретические положения о единстве личности, сознания и деятельностивзаимосвязи деятельности и общениясистемном подходе к исследованию психических явленийсоциально-исторической обусловленности психики и поведения человека, а также методологические положения, выработанные военными психологами при исследовании воинской деятельности. В процессе работы над диссертацией автор руководствовался требованиями Законов РФ «О государственной границе», «Об исключительной экономической зоне», приказами и указаниями Директора ФПС, Командующего морской охраной ФПС о необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения безопасности на границе и в морских пограничных пространствахположения руководящих документов по организации профессиональной и психологической подготовки военных специалистов.

Методика исследования -.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Основные методы: изучение документов, включенное и не включенное наблюдение, опрос военнослужащих (беседы, анкетирование, экспертный опрос), тестирование, метод последовательной динамической оценки ситуации (МПДО), групповая оценка личности, хронометрирование, анализ результатов деятельности. Обработка результатов исследования проводилась на ПЭВМ «Intel Pentium — 166» методами математической статистики, включающими корреляционный, дисперсионный и факторный анализ, реализованными в программе «Excel — 7».

Экспериментальную базу исследования составили военнослужащие кораблей и частей ФПС (командиры и члены ОГ, офицеры и мичманы корабельного состава, представители штабов соединений кораблей, Региональных управлений, слушатели и преподаватели Академии ФПС и представители.

Главного штаба ФПС). В целом, различными методами исследования было охвачено 196 чел.

Исследование проводилось в три этапа, с 1996 по 1999 год.

Первый этап (1996;1997 гг) включал уяснение и постановку проблемы на основе анализа войсковой практики и первичного ознакомления с научными источниками. На этом этапе были определены объект, предмет исследования, изучена литература по проблеме деятельности. Определены методики исследования особенностей воинской деятельности и психологической готовности командиров ОГ.

Второй этап (1997;1998 гг) был посвящен дальнейшему изучению теоретических работ и диссертаций по теме исследования, проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный анализ полученных данных, проверены рабочие гипотезы.

На третьем этапе (1998;1999 гг) проведен формирующий эксперимент, проанализированы и обобщены данные, определены условия эффективной ос-мотрово-проверочной деятельности, формирования психологической готовности командиров ОГ, подтверждены гипотезы исследования.

Новизна исследования:

— раскрыты психологическая структура, содержание и особенности деятельности командиров осмотровых групп;

— установлены психологические зависимости и причины эффективности осмотрово-проверочной деятельности и выявлены психогенные факторы трудных ситуаций влияющие на психику офицеров-командиров ОГ при выполнении ими боевых задач в мирное время;

— разработаны критерии оценки и показатели эффективности осмотрово-проверочной деятельности командира ОГ;

— раскрыты содержание и структура профессионально-важных качеств и разработана профессиограмма командира ОГ;

— обоснованы условия и пути повышения эффективности осмотрово-проверочной деятельности;

— разработана программа предварительной профессиональной и психологической подготовки командиров ОГ к осмотрово-проверочной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1) Осмотрово-проверочная деятельность командира ОГ — это комплекс мероприятий, реализующих процесс выполнения им функциональных обязанностей по проверке на невоенных судах соблюдения порядка и правил плавания и ведения промысловой деятельности в морских пограничных пространствах в условиях противоборства и опасности для жизни и здоровья офицера. Психологическими факторами, значимо влияющими на психику командира ОГ в процессе осмотрово-проверочной деятельности являются: высокая неопределённость обстановки, вынуждающая его быть готовым к быстрой смене имеющегося алгоритма деятельностинегативные установки на восприятие команды осматриваемого судна как потенциального нарушителя Российского законодательства, стремящегося нанести максимальный урон её благосостояниюаффективные реакции на любые негативные проявления со стороны членов экипажа судна в ходе осмотра.

2) Эффективность осмотрово-проверочной деятельности командиров ОГ зависит от уровня специальной профессиональной подготовленности, развития мотивации долга, стремления качественно выполнить поставленную задачу, установки на достижение успеха в работе, достаточной устойчивости функционирования психики командира ОГ при воздействии психогенных факторов ситуаций, создающих затруднения при осмотре судов в море.

3) В структуре профессионально-важных качеств командира ОГ определяющими являются: психические познавательные процессы (наблюдательность, распределение и устойчивость внимания, пространственная ориентировка, долговременная вербальная и образная память, наглядно-образное мышление, быстрый и точный арифметический счёт в уме) — психические образования (знание иностранного (английского) языка, владение оружием и приёмами рукопашного боя, развитый глазомер) — психические состояния (эмоционально-волевая устойчивость, решительность, настойчивость, смелость, устойчивость к укачиванию) — психические свойства (быстрая и точная реакция, выдержка). Профессио-грамма командира ОГ включает в себя особенности офицера как специалиста осмотрово-проверочной деятельности, требования к психическим процессам, состояниям и свойствам и психофизиологическим качествам, а так же квалификационный профиль инспектора-осмотрщика, позволяющий определить профессиональную пригодность и проводить мероприятия профотбора морских офицеров-пограничников.

4) Критериями оценки эффективности осмотрово-проверочной деятельности являются: результативность осмотровой работы (задержание судна-нарушителя, наложение штрафа или денежной компенсации за нанесённый ущерб, время, затраченное на осмотр и проверку судна, отсутствие грубых ошибок в деятельности) — удовлетворённость отправителей (командира корабля, части) и исполнителей (командира и членов ОГ) деятельности её процессом и результатами (интерес к данному воинскому труду, заинтересованность в результатах осмотра, социальный статус в экипаже корабля и группе), как совокупность объективных и субъективных показателей.

5) Необходимым условием повышения эффективности осмотрово-проверочной деятельности командира ОГ является его психологическая готовность, как состояние психологических ресурсов (отдельных психических процессов, свойств, состояний, образований), обеспечивающих регуляцию эффективной деятельности перед началом выполнения задач осмотра, в ходе их выполнения и после их завершения.

6) Основными путями повышения эффективности осмотрово-проверочной деятельности являются: моделирование учебно-боевых ситуаций осмотраактивизация познавательной сферы личности командира ОГиспользование в обучении методов поэтапного формирования умственных действий с применением учебно-тренировочных карт.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой на известные теоретические положения и психологические исследования, сопоставлением получаемых данных и их практической апробацией в войсках, разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением, репрезентативностью выборки, использованием математических методов статистического анализа полученных данных.

Практическая значимость результатов исследования: 1. Полученные результаты исследования могут быть использованы должностными лицами (субъектами психологической работы) в интересах повышения эффективности деятельности командиров и членов ОГ, контролёров морских и авиационных.

КПП на основе предлагаемых рекомендаций и использования методики конкретной оценки осмотрово-проверочной деятельности специалистовпозволяют осуществить более эффективное руководство их подготовкой к ней.

2. Использование разработанных критериев, показателей, методических средств и практических рекомендаций позволит повысить качество подбора кандидатов на должности командира ОГснизить моральные, материальные и временные затраты на подготовку специалистов осмотрово-проверочной деятельности к выполнению задач осмотра невоенных судовпомогут командирам ОГ правильно организовать собственную подготовку к осмотруа так же могут быть применены в процессе профессиональной психологической диагностики уровня сформированности профессиональных знаний, навыков, умений и профессионально-важных качеств командиров и других членов ОГ.

3. Выявленные психологические особенности осмотрово-проверочной деятельности могут быть использованы для уточнения квалификационной характеристики и профессиограммы командира осмотровой группы.

4. Разработанные и апробированные в процессе исследования учебно-тренировочные карты могут быть использованы в подготовке специалистов данного и аналогичного профиля.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе непосредственной войсковой практики, в условиях формирующего эксперимента в Краснознамённом соединении пограничных кораблей Северо-восточного регионального управления ФПС. Разработанные автором рекомендации по совершенствованию хода подготовки командиров ОГ, а так же учебно-тренировочные карты по их обучению легли в основу организации учебно-воспитательного процесса данной категорией офицеров-пограничников в ряде соединений пограничных кораблей. Обобщенные результаты исследования были доложены и прошли обсуждение на заседании кафедры общественных наук академии ФПС, кафедры психологии и педагогики Московского Военного института ФПС, на совещании Командующего морской охраны ФПС, посвященного организации обеспечения операции «Путина — 97», использованы в отчётах НИР «Гомос».

Выводы по главе:

1. Основными условиями, обеспечивающими формирование и совершенствование психологической готовности КОГ к ОПД, являются: обеспечение включенности офицера-пограничника в систему учебно-профессиональных связей и отношений с субъектами, обеспечивающими совершенствование его готовности к выполнению задач особой профессиональной деятельностиприменение активных форм обучения, предполагающих моделирование ситуаций, соответствующих будущей деятельностиобеспечение достаточно полной информационной основы профессиональной деятельности.

2. Готовность командира ОГ к осмотрово-проверочной деятельности и её эффективность обеспечивается за счёт предварительной профессиональной и психологической подготовки, включающей элементы разработанные на основе методов поэтапного формирования умственных действий, обучение практике осмотра и проверки невоенных судов в море по специальным учебно-тренировочным картам, обеспечивающее заданный уровень правильности и безошибочности действий.

3. Созданная и проверенная в ходе эксперимента программа предварительной профессиональной и психологической подготовки обеспечивает прирост эффективности осмотрово-проверочной работы и способствует формированию психологической готовности специалистов к деятельности в любых условиях. Наибольший эффект данная программа будет иметь, при включенности, в процесс подготовки специалистов осмотрово-проверочной деятельности, всех должностных лиц соединений пограничных кораблей, имеющих прямое отношение к обучению и воспитанию офицеров-командиров ОГ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Органам управления Департамента морской охраны Федеральной пограничной службы и воспитательным структурам:

1) профессиограмма, структура необходимых профессионально-важных качеств и теоретическая модель деятельности командира ОГ по осмотру и проверке иностранных и отечественных промысловых судов может быть использована при проведении аттестации офицеров, исполняющих обязанности по данной нештатной должности, организации профессионального психологического отбора офицеров и мичманов на должности командиров осмотровых групп;

2) основное внимание при проведении психологической и воспитательной работы с данной категорией военнослужащих целесообразно концентрировать: а) на формировании общественно значимых ценностей и мотивов осмотрово-проверочной деятельностиб) на разъяснении командирам ОГ целей, задач, содержания и особенностей их специфической деятельностив) на привитии им знаний о возможных методах сокрытия фактов незаконной деятельности и применении элементов морально-психологического и материального давления на командиров и членов ОГг) на демонстрации успехов осмотрово-проверочной деятельности в зависимости от уровня профессиональной подготовленности и психологической готовности командиров ОГ;

3) программа профессиональной и психологической подготовки командиров ОГ к решению задач осмотрово-проверочной деятельности, при соответствующей содержательной доработке, может быть применена при организации процесса подготовки офицеров-пограничников контролерского состава морских КПП, и других специальных воинских формирований, решающих в учебно-боевой деятельности задачи недопущения безнаказанного нарушения законодательства «Об исключительной экономической зоне РФ» и правил рыбного промысла в морских пограничных пространствах России.;

4) опираясь на теоретическую модель трудностей командира ОГ создать централизованную базу данных о трудных ситуациях при осуществлении осмотровой деятельности с учётом национальных, региональных, климатогеогра-фических и организационно-подготовительных особенностей;

5) в психолого-педагогическом процессе подготовки командиров ОГ при обучении их идентификации на осматриваемых судах нарушений по визуальным и вербальным признакам на основе ориентировочной основы действий наиболее эффективны вспомогательные мероприятия, проводимые в форме социально-психологического тренинга общения, дискуссии командиров и членов ОГ по проблемам личностных и групповых ценностей и средствам их достижения, индивидуальные беседы по вопросам формирования индивидуальной психологической структуры и образа осмотрово-проверочной деятельности, проведение тестирования командиров ОГ на предмет выявления их личностной и ситуативной тревожности, особенно в период непосредственной подготовки к высадке на остановленное для осмотра судно.

Образовательным структурам профессиональной подготовки и повышения квалификации офицеров Федеральной пограничной службы:

1) разработанные и апробированные в ходе диссертационного исследования приёмы и способы формирования оптимальных психологических уеловий повышения эффективности деятельности командиров ОГ могут быть рекомендованы для включения в учебный процесс профессиональной подготовки данных специалистов;

2) в целях повышения психолого-педагогической компетентности офицеров-управленцев Департамента морской охраны, Управления воспитательной работы, Региональных управлений ФПС, частей и пограничных кораблей разработать и распространить упрощенный вариант учебно-методического пособия «Проблемы эффективности осмотрово-проверочной деятельности командиров ОГ пограничных кораблей и пути её повышения»;

3) в программу переподготовки корабельных офицеров, специалистов морских КПП и подготовки психологов, осуществляющуюся на базе Академии ФПС и её филиалов включить изучение спецкурса «Психология осмотрово-проверочной деятельности. Профессиональная и психологическая подготовка командиров осмотровых групп, руководящего и контролёрского состава ОКПП морских, речных портов и аэропортов».

Направлениями дальнейшего исследования проблематики психологии осмотрово-проверочной деятельности могут быть более дифференцированное изучение её эффективности в зависимости: от индивидуально-психологических свойств и качеств командиров ОГот степени развития и уровня сплочённости всего состава осмотровой группыот условий и результатов профессионального психологического отбора кандидатов в члены ОГ, а также поиск дополнительных методов оценки эффективности деятельности конкретных командиров ОГ, уровня их подготовленности к качественному и успешному решению задач осмотра и проверки иностранных и отечественных судов в море.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии. //Психологич. журнал, 1980. -Т. № 1−4
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М. Наука, 1980
  3. . А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: Г ABC, 1994
  4. A.M., Асмолов А. Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры // Психол.-пед. пробл. общения. М. 1979
  5. Е.С. Психологический анализ организаторской деятельности офицера-политработника подразделения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978
  6. . Г. Человек как предмет познания. -JL: Изд-во ЛГУ, 1958
  7. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т., -М., т.1, 1980
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
  9. А. Психологическое тестирование. В 2-х т. -М., 1992
  10. Ю.Андреев И. Т. Психологические условия повышения эффективности деятельности воина-оператора на боевом дежурстве. Дисс. .канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1983
  11. П.Анисимов О. С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород, 1990
  12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975
  13. А.Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1986
  14. А.Я., Малышев А. А., Пилипонский А. Г. Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле). -М.: ВПА, 1989
  15. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. -М.: Юнити, 1999
  16. JI. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. В сб. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. -М., 1991
  17. Л.И., Завалишина Д. Н. Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии. В кн. Категории материалистической диалектики в психологии. -М.: Наука, 1988
  18. К.М., Орестов P.O., Подольский А. И. Опыт применения принципов планомерного формирования умственных действий при подготовке специалистов на производстве // Психолог, журнал Т. II, № 4, 1990
  19. А.Г. Деятельность и установка. -М.: Изд-во МГУ, 1979
  20. В.М., Юношев В. Д. Пограничные традиции и ритуалы (в помощь командирам частей, подразделений и кораблей). -П-Камчатский: Изд-во СВРУ ФПС РФ, 1998
  21. БД. Психолого-педагогические проблемы эффективности изучения марксистско-ленинской теории в Вооруженных Силах: Дис.. д-ра психол. наук-.М.: ВПА, 1981
  22. .Ц., Иванов А. И., Съедин С. И. Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности обучения воинов-специалистов. -М.: ВПА, 1974
  23. БД., Съедин С. И., Хозиев Б. И. Методика ускоренной подготовки телеграфистов. -М.: Воениздат, 1974
  24. Н.П. О становлении и развитии системы и содержания профессиональной подготовки политработников в военно-учебных заведениях ,-М.: 1974
  25. А.А., Малкова Т. И. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений// Вопросы психологии. 1988, № 5
  26. .П. Обновление содержания курса военной психологии в ВУЗах как логико-дидактическая проблема// Совершенствование преподавания военной психологии в условиях реформы Вооруженных Сил. -М.: ГА ВС, 1992
  27. .П. Психологическая подготовка офицерских кадров. / Вопр. псих. -М., 1997, № 1
  28. Г. С. Познание творчества (о распредмечивании) // Природа. -1966, № 6
  29. А.И. Развитие у воинов пограничной заставы профессионально-важных качеств. Дисс. .канд. психол. наук. -М., ГАВСД993
  30. B.C. Мышление как творчество. -М.: 1975
  31. В.Д. Место и роль интуиции в познавательно-планирующей деятельности военачальника. Автореф.дис. канд. философских наук. -М., ВПА, 1975
  32. Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников.//Вопросы психологии. 1962, № 2
  33. В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности// В сб. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. -М., 1991
  34. Л.И. О возможности управления умственной деятельностью школьников посредством образцов.//Психологические проблемы построения школьных учебников. -М., 1979
  35. Большая Советская Энциклопедия, 3-е изд., -М.: С.Э. 1978, т.т. 24, 30.
  36. С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. С.- Петербург, 1991
  37. А.А., Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев М. Н. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969
  38. .С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -М.: МГУ, 1982, № 1
  39. В. А. Уровни экспериментального моделирования деятельности// Проблемы инженерной психологии: Материалы V Всесоюзной конференции. -Вып. 1.-М.: Наука, 1979
  40. С.В. Военно-экономическая оценка эффективности мероприятий профессионального психологического отбора курсантов ВВУЗа/ Материалы учебно-методических сборов. -М.: МО, 1988
  41. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990
  42. Военная психология (под ред. Н.Ф.Феденко) -М.: ВПА, 1978
  43. Военная психология (под ред. Ю.Г.Сулимова) -М.: ВПА, 1988
  44. Военная психология: теория, методология, практика. Учебное пособие. -М.: ВУ, 1998
  45. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ М.: Изд-во Московского ун-та, 1987
  46. Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров. Дисс. .канд. психол. наук. М., 1994
  47. JI.C. Педагогическая психология. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967
  48. JI.C. Собрание сочинений в 6 т. Т.1, 2. -М.: Педагогика, 1982
  49. JI.C. Сознание как проблема психологии поведения.//Собрание сочинений, Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. Под ред. А.Р. Лу-рия, М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1982
  50. П.Я. Ведение в психологию. -М., 1976
  51. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: 1966
  52. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР, т.1., -М., 1959
  53. П.Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. -М.: Изд-во МГУ, 1974
  54. В.А. Системные описания в психологии. ЛГУ, 1984
  55. О.И. Опыт методологического конструирования моделей общественных систем // Моделирование социальных процессов. -В.: Наука. 1979
  56. А. Саймон, Доналд У. Смитбург, Виктор А. Томпсон. Менеджмент в организациях. М., РАГС, Экономика, 1995
  57. Г. В. Профессионал охранной службы. // Частный сыск, охрана, безопасность. 1995, № 7
  58. Г. В. Психологические условия эффективной деятельности командира зенитного ракетного полка Сухопутных войск по управлению огнём. Дисс. .канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1989
  59. Г. В., Огнев С. А. Психология боевой подготовки военнослужащих/ в сб. Профессионализация воинской деятельности и национальная безопасность. -М., 1998
  60. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов. Дисс. канд. психол. наук.-М.: ВПА, 1992
  61. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. -М.: «Таивола», 1995
  62. В. М. Категория становления в марксистской диалектике.// Философские науки. -1968, № 4
  63. П.С. Блок-схемное моделирование целостной психической деятельности. Рига, 1971
  64. H.JI. Характеристика следственных задач и психологические механизмы их решения. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 1973
  65. Ю.Н. Формирование оперативно-тактической ориентировки служебной деятельности у контролёрского состава пограничных войск российской федерации. Дис. .канд. пихол. наук. -М.: ГАВС, 1995
  66. Г. А. Психологические проблемы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ: Дис.. канд. психол. наук. М., 1975
  67. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1990
  68. А.А. Профессионализм деятельности в особых условиях. В кн.: Основы общей и прикладной акмеологии. -М.: Изд-во РАГС, 1994
  69. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995
  70. В.Я., Щедровицкий Г. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. -М.: Изд-во МГУ, 1971
  71. В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: ГАВС, 1992
  72. А.И. Дипломатические боевики // Пограничник, 1992, № 7
  73. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. -Мн.: Хэлтон, 1998
  74. М.И. Морально политическая и психологическая подготовка курсантов // в кн.: Основы психологии и педагогики высшей военной школы. -М.: ВПА, 1975
  75. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974
  76. М.И. Формирование психологической готовности к выполнению учебно-боевой задачи// КВС, 1973, № 6
  77. М.И., Кандыбович J1.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976
  78. Ю. А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высших военно-учебных заведениях. Дис.. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1991
  79. Ю.А. Военная служба и основные виды военно-профессиональной деятельности./Отчет по КНИР «Рекрут». -М.: ВУ МО РФ, 1998
  80. П.Е. Психологические основы организации жизни и боевой деятельности личного состава на пограничной заставе. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1970
  81. П.А. Формирование социально-активной личности воина-пограничника (психологические аспекты). Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1987
  82. В.П. Переговоры с преступниками. -М.: Проф. образование, 1993
  83. Информационный бюллетень КГБ СССР. 1970 -1980// -М., 1980
  84. Информационный бюллетень КГБ СССР. 1980 -1990// -М., 1990
  85. А.И. Концепция охраны границы: взгляд в будущее.//По-граничник. 1991, № 1
  86. Л.А. Формирование психологической подготовленности у курсантов ВВУЗов ПВО к службе в частях ЗРВ. Дис.. канд. психол. наук -М.: ВПА, 1973
  87. А.Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности л/с частей Сухопутных войск в локальных конфликтах. Дисс.. д-ра психол. наук. -М.: ВУ, 1998
  88. М.М. Формирование профессионально важных качеств в процессе подготовки к производственной деятельности- В кн.: Вестник Ярославского
  89. В.И. Мотивы поведения и деятельности/ АН СССР, Инст-т психологии. Отв. ред. А. А. Бодалёв. -М.: Наука, 1988
  90. И.В. Некоторые аспекты комплексного изучения личности приоценке профпригодности/ Проблемы формирования профпригодности специалистов. -М.: Экономика, 1985
  91. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.: «Полиграф-ресурсы», 1996
  92. М.П. Современный бой и проблемы психологии. -М.: Воен-издат, 1972
  93. Э.Н. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров. -М.: ВПА, 1976
  94. П.А. Психологическая подготовка лётного состава ВВС к боевым действиям в условиях современной войны. -М.: ВПА, 1989
  95. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности лётных экипажей по обучению курсантов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1979
  96. Т.А. Психологические особенности использования индивидуального тезауруса внешности. Автореф. .канд.психол.наук. -М.: Инст-т психол., 1992
  97. Криминалистическое описание человека. Уч. пособие/ под ред. В. А-Синеткова. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1984
  98. Н.Г. Категория деятельности в системе научных понятий.// Эргономика. М., 1976
  99. JI.H. Формирование состояния психологической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства. /На примере офицера наведения войск ПВО. Дисс. .канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1989
  100. .В. Экспериментальная проверка валидности и надёжности психологических тестов/ Материалы учебно-методических сборов. -М.:МО, 1988
  101. .Ф. Основы профессиональной психодиагностики. -М.: Медицина, 1984
  102. В.А. Воспитание дисциплинированности у воинов-пограничников. Дис.. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1971
  103. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. -М.: Прогресс, 1980
  104. М.М. Психологический анализ имитационной игры: Дис. .канд. психол. наук. -М. 1980
  105. А.В. Деятельность. Создание. Личность. -М.: Политиздат, 1975
  106. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах, -М&bdquo- 1983
  107. А.Н. Общее понятие о деятельности. В кн.: Основы теории речевой деятельности. -М., 1974
  108. .Ф. К проблеме деятельности в психологйи//Психол.журн. 1981, № 5
  109. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1974
  110. С.С. Прогнозирование успешной деятельности человека-оператора в экстремальных условиях/ Проблемы формирования пригодности специалистов. -М.: Экономика, 1985
  111. Г. Д. Психология. -М.: ВИ, 1960
  112. Лучшие психологический тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию./ Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992
  113. Ю.Л. Роль личностных особенностей в прогнозировании успешности работы операторов экстремальных условиях труда/ Проблемы формирования профпригодности специалистов. -М.: Экономика, 1985
  114. А.А., Съедин С. И., Матвеев М. П. Методологические рекомендации преподавания курса тактики на основе поэтапного формирования умственных действий и понятий. -М.: ВПА, 1975
  115. А.К. Психология профессионализма. -М., 1996
  116. Медицинский и психологический анализ ошибочных действий лётного состава. -М., Воениздат, 1977
  117. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986
  118. Методика отбора лиц, способных к визуализации проблемных ситуаций.// Вопросы психологии, 1986, № 6
  119. Методические рекомендации по профессиографии офицерских специальностей. Под ред. С. М. Булатова и др. -М.: Изд-во ГВМУ МО РФ, 1993
  120. Морально-политическая и психологическая подготовка пограничников к выполнению задач по охране государственной границы СССР. -М., 1974
  121. А. В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в ВВУЗах ВС. Дисс. канд. психол. наук -М.: ГАВС, 1993
  122. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Просвещение, 1966
  123. С.Д. Психологические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М, 1988
  124. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. -М.: Педагогика, 1984
  125. Н.Н. О механизме управления поэтапным формированием действиям/Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М., 1975
  126. Н.Н. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. -М., 1979
  127. Н.Н., Подольский А. И. Формирование опознавательного действия, обеспечивающего отстройку от вероятностных параметров задачи.// Управляемое формирование психических процессов. -М.: МГУ, 1977
  128. Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу./ Сокр. пер. с англ. -Баку.: Сада, 1992
  129. И.Н. Эффективность психодиагностики военно-профессиональной направленности у суворовцев. Дисс. канд. психол. наук -М.: ВПА, 1992
  130. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ. Закон РФ от 31.07.98
  131. О государственной границе РФ. Закон РФ № 106 от 19.07.97
  132. О животном мире. Закон РФ № 52 от 24.04.95
  133. О континентальном шельфе РФ. Закон РФ № 187 от 30.11.95
  134. О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере. Указ Президента РФ № 950 от 29.08.97
  135. О реализации Указа Президента РФ № 950 от 29.08.97. Постановление Правительства РФ № 90 от 26.01.98
  136. О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Постановление Правительства РФ № 67 от 19.01.98
  137. Об исключительной экономической зоне РФ. Закон РФ от 17.12.98
  138. С.И. Словарь русского языка. Под ред. Шведовой Н. Ю. -М., Русский язык, 1988
  139. Д.Р. О стратегии построения понятий // Иссл. развития познавательной деятельности. -М., 1971
  140. Основные этапы подбора и адаптации психодиагностических методик в целях профессионального психологического отбора/ Методическое пособие. -М.: Изд-во ГВМУ МО РФ, 1991
  141. В.Ф. Методика изучения воинского коллектива. -М.: Граница, 1998
  142. В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (вопросы теории и методики) -М.: ВПА, 1991
  143. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам./ Пер. с англ. -Новгород: Ай Кью, 1992
  144. .Л. Опыт работы по профессиональному психологическому отбору курсантов военных училищ/ Материалы учебно-методических сборов. -М.: МО, 1988
  145. В.Н. Психический элемент в области фортификации и его влияние на фортификационные формы. -С.Пб., 1912
  146. Практические рекомендации по укреплению морально-психологического состояния пограничников в боевой обстановке: Уч.-метод, пособ./ Ю. В. Ковалевич и др. -М.: Граница, 1998
  147. Проблемы философии культуры. Под ред. Келле В. Ж. М.: Мысль, 1964
  148. Н.О. Определение отношений между нестрогими понятиями (на материале психологических понятий): Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Л., 1991
  149. Психологический анализ лётных происшествий и предпосылок к ним Под ред. В. А. Пономаренко. -М., Воениздат, 1990
  150. Психологический анализ ошибочных действий лётного состава в кн. Морально-психологическая подготовка лётного состава авиации ВС СССР. -М., Воениздат, 1988
  151. Психологический словарь/ Под. Ред. В. П. Зинченко и др. -М.: Педагогика-Пресс, 1998
  152. Психология и педагогика высшей военной школы. Под ред. Барабангци-кова А.В., -М.: Воениздат, 1989
  153. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Ч. 1,2./ Отв. ред. Б. П. Бархаев. М.: ВУ, 1998
  154. Психология поведения летчика в аварийной ситуации в кн. Психология подготовки лётчика. -М., Воениздат, 1983
  155. Рабочая книга войскового психолога: модель, алгоритм, технология эффективной профессиональной деятельности/ Под общ. ред. Л. Н. Уварова, В. Г. Михайловского. -М.: МО РФ, 1995
  156. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с пер-срнало). -М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996
  157. Дж. Что можно узнать, изучая ошибки людей в кн. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева Психология труда и организационная психология. -М., Редикс, 1995
  158. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985
  159. О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности»// Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1996, № 3
  160. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М., 1958
  161. С.Л. Основы общей психологии. В-2-х т.т. -М., Педагогика, 1989
  162. С.JI. Проблемы общей психологии. -М: Педагогика, 1976
  163. В.Н. Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы. Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. -М.: ВУ, 1997
  164. П.И. Психологические состояния пограничников при выполнении боевого приказа по охране государственной границы Союза ССР. Дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1968
  165. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Хар-вест, 1998
  166. В.А. Зеленый вымпел в океане.// Пограничник, 1991, № 5
  167. В.А. Интервью с вице-адмиралом Н.Шиндяевым, начальником морского управления Главного Управления ПВ.// Пограничник, 1991,№ 7
  168. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. Под ред. В. А. Похвощева, А. А. Симакова, В. И. Лазуткина. М.: «Нива России», 1997
  169. А. М. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. М. Воениздат. 1972 .
  170. Н.С. Искусство управления войсками (деловые игры и конкретные ситуации). М.: Изд-во ВВА, 1987
  171. Ю.Г. Исследование эффективности деятельности воина-оператора в зависимости от степени его внушаемости. Дисс. .канд. Психол. Наук. -М.: ВПА, 1983
  172. Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: ЛГУ, 1972
  173. Сухо дольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988
  174. С.И. Психология и эффективность обучения воинов-связистов.-М.: Воениздат, 1980
  175. С.И. и др. Психологические основы обучения слушателей принятию решения на бой. М.: ВПА, 1977
  176. С.И. и др. Рабочая книга психолога таможенного органа: Учебное пособие. -М.: РИО РТА, 1998
  177. С. И. Иванов А.Е. На основе методики поэтапного формирования// Вестник ПВО, 1975.-№ 14
  178. С. И. Иванов А.Е. Ускоренное формирование навыков и знаний// Вестник ПВО.-1975.-№ 12
  179. С.И. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях. Уч.-методич. Пособие. -М.: ВПА, 1974
  180. С.И. С помощью схемы.// Советское военное обозрение.-1976,-№ 5
  181. С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов в ходе изучения современной военной техники: Дис.. д-ра психол.наук. М., 1984
  182. С.И., Иванов А. Е. Ускоренное формирование навыков и знание/Вестник ПВО, — 1975.-№ 12
  183. В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу врага. -М.: ВПА, 1987
  184. Талызина Н. Ф Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983
  185. Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования. // Вест. МГУ, 1992. № 4
  186. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975
  187. .М. Проблемы индивидуальных различий, М., 1978
  188. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966
  189. Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Дис.. канд. психол. наук, -М., ВУ, 1997
  190. А.А. Избранные труды. JL: Наука, 1978-
  191. , Дж., Холл Э. Язык тела. Как понять иностранца без слов. -М.: Вече. Персей, 1995
  192. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина.-М.: ВПА, 1966
  193. Н.Ф. Проблемы направленности личности в советской военной психологии// Труды академии № 41. М.: ВПА, 1963
  194. Н.Ф., Ельчанинов П. Е. Некоторые проблемы военной психологии, В 2-х ч. -М., 1974
  195. Философский энциклопедический словарь. -М., 1963
  196. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова В. В, И.: Педагогика. 1961
  197. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986
  198. .И. Психологические основы повышения эффективности усвоения правовых знаний курсантами и слушателями высших военно-политических учебных заведений. Автореф. дис. .канд. психол. наук, -М., 1982
  199. .И., Костюченко А. В. Учебно-методические основы организации процесса подготовки курсантов в учебных подразделениях с применением принципов теории планомерного и поэтапного формирования. -М.: Воениз-дат, 1991
  200. В.Б. Как работать с учебными картами/Военный вестник.-1987,-№ 6
  201. В.Д. Психологический анализ деятельности. -Ярославль, 1979
  202. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996
  203. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы ПВК в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии Ярославль, 1979
  204. ТТТведин Б. Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера. Автореф. дисс. канд. пихол. наук. -М., ВПА, 1989
  205. .Я. Исследование и моделирование трудных ситуаций в деятельности офицеров. -М.: ВПА, 1984
  206. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками. -М., 1989
  207. М.С. Механизм зрительного опознавания. -М., 1982
  208. А. Язык тела. -М.: ЦНИИЭУГОЛЬ, 1993
  209. Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматических систем в проектировании. -М.: Стройиздат, 1975
  210. Д.Б. Психология игры. -М., 1978
  211. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978
  212. В.Т. Психологические проблемы обеспечения безопасности полётов. -М., ВПА, 1980
  213. В. А. Социологическое исследование. -М.: Наука, 1987
Заполнить форму текущей работой