Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Телевидение в культуре современного информационного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании, на примере передач Ставропольской краевой студии телевидения, показаны особенности регионального телевидения в современной культуре. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что, несмотря на характерную для сегодняшнего телевидения слабую представленность проблем, касающихся мировой и даже отечественной культуры, смещение акцентов в сторону развлекательности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основания исследования информационного общества и информационной культуры
    • 1. 1. Основные концепции информационного общества
    • 1. 2. Информационная культура как социокультурный конструкт информационного общества
    • 1. 3. Телевидение как средство выражения особенностей культуры информационного общества
  • ГЛАВА II. Роль телевидения в формировании культуры информационного общества
    • 2. 1. Коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения
    • 2. 2. Современные телекоммуникационные технологии и формирование информационной культуры в России
    • 2. 3. Место регионального телевидения в современной культуре

Телевидение в культуре современного информационного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вторая половина XX века и начало XXI века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. В данном случае речь идет о конструктивном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, прежде всего телевизионных средств массовой коммуникации и о формировании информационного общества, главной целью которого является* обеспечение граждан, находящихся в любом месте и в любое время, информацией, необходимой им для решения насущных проблем. Формирование информационной цивилизации обусловливает возникновение и развитие информационной культуры, от уровня которой зависит способность современного человека к восприятию и обработке информации, овладению современнымш средствами, методами и технологией работы. Именно необходимость культурфило-софского осмысления этих знаковых для современной эпохи тенденций и определяет актуальность настоящего исследования. Культурфилософский интерес к телевизионной коммуникации определен интенсивным развитием масс-медиа, общим изменением места и роли коммуникаций и коммуникативных технологий в различных общественных сферах.

Телевидение, являясь самым доступным и распространенным средством массовой информации в условиях современной России, обеспечивает большинство людей сведениями из всех областей человеческой деятельности, тем самым влияя на информационную и культурную ситуацию в современном обществе. Однако в современной научной литературе практически не представлены исследования телекоммуникационных технологий, в первую очередь телевидения, как средства формирования информационной культуры, являющейся фактором становления информационного общества и его культуры. Эти обстоятельства позволяют говорить об актуальности научного анализа места современного телевидения в культуре информационного общества.

Не раскрытую в полной мере проблему современной науки представляет собой функционирование телевидения как фактора, влияющего на культурные процессы в информационном обществе. Телевидение заполняет досуг человека, информирует его о состоянии мира, развлекает, иногда обучает его, а также достаточно сильно воздействует на духовные ценности, на весь строй мышления людей, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Современная же культура складывается не только из совокупности освоенных и вновь созданных ценностей, но также формируется средствами массовой коммуникации, в том числе телевидением, которое выступает механизмом распространения этих ценностей. Следовательно, актуальность диссертационной проблематики проявляется также в необходимости выявления роли современного телевидения в формировании культуры информационного общества, в том? чис-ле российского, в изучении влияния местных каналов телевизионного вещания на культурную, информационную и общеполитическую ситуацию в регионе.

В силу перечисленных причин место и роль телевидения в формировании культуры информационного общества представляют большой интерес для современной науки, что и послужило причиной обращения к исследованию заявленной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В ходе исследования использовались работы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, истории культуры, искусствоведения, культурологи, социологии, социальной философии, журналистики.

В истории философии и науки прослеживается постоянный интерес к новым ступеням развития цивилизации. Одним из первых о становлении «коммуникационного общества», то есть общества, основанного на коммуникации, в своих трудах писал Н. Винер (конец 1940;х гг.). Теория информационного общества приобрела популярность в 1960;е гг. как на Западе, так и на Востоке. В развитие представлений о данном этапе развития общества свой вклад внесли такие исследователи, как Д. Белл, У. Дайзард, П. Дракер, М. Кастельс, К. Кояма, Ф Маклупа, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, Ю. Хаяши, Т Умясаоидр1.

Проблема формирования и развития информационного общества находит свое решение, в том числе культурфилософское, в трудах современных отечественных исследователей: А: Бузгалина, Е. Вартановой, Г. Вороненковой, В. Иноземцева, А. Короткова, И. Мелюхина, А. Ракитова, Л. Реймащ Э. Соловьева, Мг. Сеферовой, Н. Ткачевой, Н. Уриной2,.

Для анализа особенностей формирования и развития!, информационной культуры как социокультурного конструкта общества и определяющего фактора социализации в информационном обществе большое значение имеют работы таких ученых, как Т. Айгнина, А. Атаян, Ю. Брановский, И. Васильева, В. Виноградов, Н. Водопьянова, Л. Землянова, К. Зиновьева, К. Колин, П. Козловски, о.

Н'. Макарова, В. Минкина, С. Оленев, Л. Скворцов .

1 См Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество — М, 1999; Дракер П. Посткапиталистическое общество — СПб, 1999, Кастельс М. Информационная эпоха Экономика, общество и культура — М, 2000, Маклюэн М Телевидение Робкий гигант // ТВ вчера, сегодня, завтра М, 1987 — С 7−18, Тоффлер Э Смещение власти знание, богатство и принуждение на пороге XXI века — М, 1991, Тоффлер Э Третья волна — М, 1999, Новая технократическая волна на Западе / Под ред П С Гуревича — М, 1986, Чернов, А А Основные исто-рико-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества // Сб материалов круглого стола «Информация Дипломатия Психология» — М, 2002, Новая постиндустриальная волна на Западе Антология / Под ред В Л ИноземцеваМ, 1999; Современная западная философия СловарьМ, 1991.

2 См Бузгалин, А В «Постиндустриальное общество» — тупиковая ветвь социального развития'? // Вопросы философии — 2002 — № 5, Вартанова Е Л Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи//Информационное общество 2001 № 3 — С 14−28, Вартанова Е Л Финская модель на рубеже столетий информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе — М, 1999, Вороненкова Г Ф Путь длиною в пять столетий от рукописного листка до информационного общества Национальное своеобразие СМИ Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий) — М, 1999, Иноземцев В Л Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии — 2002 — № 5 — С 3−12, Мелюхин И С Информационное общество, истоки, проблемы, тенденции развития — МД999, Мелюхин И С Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационное общество- 1998; вып 6, Национальные модели информационного общества — М, 2004, Ракитов, А И Философия компьютерной революции — М, 1991, Ракитов, А И Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации — М, 1989, Рейман Л Д Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении//Вопросы философии -2001 -№ 3-С 3−10.

3 См Айгнина Т Е Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников — Бишкек, 1993, Атаян АМ Информационная культура личности в условиях информатизации общества // Бюллетень Владикавказского института управления.

Особую значимость приобретают исследования, посвященные изучению проблем телевидения в современном обществе (Р. Борецкий, А. Вессберг, А. Грабельников, Я. Засурский, М! Маклюэн, У. Эко)1. Большое внимание в работах И. Кирии, М. Лукиной, М. Макеенко, М. Назарова, О. Смирновой, Г. Смоляна, Д. Черешкина2 уделено^ исследованию влияния современных.

Вып № 1(7) — 2001, Брановский Ю С Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе — Ставрополь, 1990; Брановский Ю С. Университет в формировании информационного пространства // Вестник Ставропольского университета — 2001 — вып 27 — С 117−127, Виноградов В, А, Скворцов J1 В. Создание информационной культуры для Европы//Теория и практика обществ-научн информатики -1991 -№ 2 —С 5−29, Водопьянова Н, А Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Дис на соискание уч степени канд филос наук, спец 09 00 13 — Ставрополь, 2001, Землянова JI М Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества Толковый словарь терминов и концепций — М, 1999, Землянова JI М Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МУСерия 10 Журналистика — 2002 — № 5 — С 83−97, Землянова* Л М. Новые медиа в полемической оценке коммуникативистов накануне Всемирного саммита по информационному обществу//Вестник МУ — СерияЛ0 Журналистика -2003 -№ 5 — С 44−57, Землянова Л М Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МУ — Серия 10 Журналистика — 1999 — № 2 — С 58−69, Зиновьева К Информационная культура личности — Краснодар, 1997, Козловски П Культура постмодерна — М, 1997, Колин К К Социальная информатика — М, 2003, Колин К К Фундаментальные основы информатики. Социальная информатика — М, 2000, Колин К К Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии — М, 1995. — № 10 — С 514, Козловски П Культура постмодерна Общественно-культурные последствия технического развития — М, 1997, Макарова Н В. Информатика — М, 1999, Минкина В Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. — 1995 -№ 4 -14−26, Оленев С М Информационная культура на рубеже тысячелетий преемственность и новации // Информационная культура личности прошлое, настоящее, будущее КраснодарНовороссийск, 1996,.

См Борецкий Р, А В бермудском треугольнике ТВ. — М, 1999, Борецкий Р, А Осторожно, телевидение' - М, 2002, Борецкий Р, А Телевидение в социально-историческом контексте//Вестник МУСерия 10 Журналистика -2003 — № 3 -С 9−19, Борецкий Р, А Телевидение на перепутье — М, 1998, Вессберг, А Общественное телерадиовещание Режим доступа [http //wwwpolpred com/fiee/unesco/5 htm 20 09 2005], Грабельников, А А Массовая информация в России от первой газеты до информационного общества — М, 2001, Засурский Я Н Средства массовой информации в информационном обществе // Информационное общество — 1999 — № 6 — С 5−20, Засурский ЯН Информационное общество и СМИ // Вестник РФФИ — М, 1999, № 3 (17) — С 11−26, Засурский Я Н Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество — 1999 — № 1 — С 17−30, Засурский Я Н Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество -2001 — № 3 — С 57−58, Засурский Я Н Информационное общество, Интернет и новые СМИ // Информационное общество — 2001 — № 2 — С 24−27, Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение — 1998 — № 32 (4) — С 5−14, Система средств массовой информации России — М, 2003.

2 См Кирия И В Французские философы об информационном обществе // Вестник Московского университета — Серия 10 Журналистика-№ 4 -2002 -июль-август — С 87средств массовой коммуникации на развитие информационного общества в России.

Средства массовой информации, в том числе телевидение, в произведениях М. Кастельса, Р Копыловой, А. Моля, Н. Постмена1 представлены как культуроформирующие элементы общества. Названные ученые обосновывали положение о том, что средства массовой коммуникации создают* содержание нашей культуры. В исследованиях ВВильчека, В. Воронцова', Д. Дондурея, Н. Зоркой, К. Колина, К. Хоруженко2 телевидение выступает как универсальное средство создания и распространения произведений культуры. Определенный вклад в развитие представлений о телевидении как канале, формирующем «сноподобную культуру», репродуцирующем иллюзии и распространяющем эталоны чувств внесли такие авторы, каюТ. Адорно, Г. Андерс, Р: Бауэр, ГЕ Гу-ревич, М. Хоркхаймер3.

102, Назаров M M Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарное знание — 1999 — № 5 С — 11−22, Смолян Г JI, Черешкин Д С, Вертинская О H, Костюк В H, Герасимов Б M Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба — 1997 -вып 3(100) — С 16−30, Черешкин Д С О стратегии перехода России к информационному обществу // Проблемы информатизации — 1999 —№ 3 — С 3−10- Черешкин Д С Создание электронной торговли в России // Информационные ресурсы в России — 2003 -№ 4 — С 19−20, Черешкин Д С, Смолян Г J1 Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России — 1997 — № 4 — С 15−18, Черешкин Д С, Смолян Г JI Россия начинает движение к информационному обществу // Информационное общество -2000 -№ 1 -С 23−25, Национальные модели информационного обществаМ., 2004.

См Кастельс М. Информационная эпоха Экономика, общество и культура — M, 2000, Копылова Р Д Тенденции и перспективы развития аутовизуальной коммуникации // Массовая коммуникация в социалистическом обществе — Л, 1979, Моль, А Социодинамика культуры — M, 1973.

2 См Вильчек В, Воронцов В Телевидение и художественная культура — М, 1977, Дондурей ДБ О виртуальной реальности телевидения Режим доступа [http //www konkurs palmira ru/page php/rus/pressdond/ 7 02 2005], Зоркая H M Многотираж-ность произведения искусства как свойство художественной культуры XX в // Массовые виды искусства и современная художественная культура — М, 1986, Колин К К Фундаментальные основы информатики Социальная информатика — М., 2000; Хоруженко К. М Культурология Энциклопедический словарь Ростов — на — Дону, 1997, Средства массовой коммуникации и современная художественная культура — M, 1983.

3 См Бауэр А, Эйнгорн В Философия и прогностика — M, 1971, Гуревич П С Философия культуры — M, 2001, Adorno Т, Horkheimer M The Culture Industry Enlightenment as Mass De-ception / Dialectic of Enlightenment Режим доступа [http //www marxists org/reference/subject/philosophy/works/ge/adorno.htm 15 10 2005].

Культуроформирующие функции журналистики рассматриваются в работах В. Перевалова, Е. Прохорова1. Свой вклад в развитие представлений о телевидении внесли Ю Борев, А. Вартанов, Б. Галеев, В. Кондратов, Дж. Фиск, Е. Чичина, Н. Шеляпин2. Эти ученые исследовали телевидение как вид искусства и выделяли эстетические особенности обозначенного средства массовой? информации.

Компонентами теоретической основы, данного исследования выступают также философские представлениям телевидении как составной части художественной культуры и искусства, например, работы В. Михалковича «О сущности телевидения» (М1., 1999), Б. Сапунова «Телевидение и культура» (М., 1988).

Сущность и особенности коммуникативно-информационных свойств телевидения изучаются Т. Адамьянщ Е. Волковой, ВЕгоровым, Ю. Лотманом, В. Цвиком, А. Юровским^.

В исследованиях Э/ Багирова, Н. Зверевой', О. Коноваловой, М. Корнее-вой, Е. Корнилова, И. КацеваР. Овсепяна4 рассматриваются специфические.

1 См Перевалов В В Культуроформирующие функции состав, структура и место в системе функций журналистики // Вестник МУ — Серия 10 Журналистика — 1999 — № 5. — С 3−21, Прохоров Е П Введение в теорию журналистики — М, 1995, Зарубежная и российская журналистика трансформация картины мира и ее содержания — Барнаул — 2003.

2 См Борев ЮБ Эстетика — М, 1988, Галеев БМ Человек, искусство, техника (Проблема синестезии в искусстве) — Казань, 1987, Кондратов В А., Чичина Е, А Этика Эстетика — Ростов-на-Дону, 1998, Шеляпин НВ Основные тенденции формирования эстетических установок современного телевидения // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации» СПб, 2004 — С 241−252, Fiske J. Television culture — London and New York, 1991.

3 См Адамьянц T 3 Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды Автореф дис доктора социол наук М, 1998, Волкова Е В Произведение искусства — предмет эстетического анализа — М, 1976, Егоров В В Телевидение и зрительМ, 1977, Егоров В В Телевидение между прошлым и будущим — М, 1999, Егоров В В. Телевидение теория и практика — М, 1992, Лотман Ю М Культура и взрыв — М, 1992, Лот-ман Ю М Семиотика кино и проблемы киноэстетики — Таллин, 1973, Цвик В Л Телевидение системные характеристики — М, 1999, Цвик В Л Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка // Вестник МУ — Серия 10 Журналистика — 1998 -№ 3 — С 23−36, Цвик В Л Телевизионная журналистика История, теория, практика — М, 2004, Телевизионная журналистика Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное — М, 2002.

4 См Багиров Э Г Место телевидения в средствах массовой информации и пропаганды — М, 1987, Багиров, Э Г Очерки теории телевидения. — М, 1978, Багиров Э., Кацев И Телевидение, XX век — М, 1968, Зверева Н В Школа регионального тележурналиста — М, 2004, Коновалова О В Тенденции развития региональной системы коммуникаций (на матеособенности регионального телевидения, уделяется внимание изучению его места в современной культуре.

Вместе с тем в отмеченных выше работах в недостаточной степени представлен философский анализ места и роли телевидения в культуре формирующегося информационного общества. До настоящего времени не были освещены многие проблемы, связанные с выявлением культуроформирующих свойств телевидения. Недостаточно исследована роль телевизионных программ региональных каналов вещания в формировании^ современной культуры, что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейших научных исследований по избранной проблеме.

Объектом исследования «является культура современного информационного общества.

Предметом диссертационного исследования выступают место и роль телевидения в культуре информационного общества.

Целью диссертации^ является выявление особенностей телевидения как культуроформирующего элемента информационного общества.

Обозначенная цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

• уточнить содержание понятия «информационное общество» на основе анализа различных концепций информационного общества;

• определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;

• выявить основные культуроформирующие функции телевидения;

• проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевиденияриалах телевидения Юга России) — Ростов-на-Дону, 2003, Корнеева М Д. О роли местных СМИ в информационном пространстве края // Ставропольская журналистика история и современность Материалы конференции — Ставрополь, 2004, «Ставрополь-ТР» Эффективность деятельности Перспективы развития (Итоги комплексного социологического исследования под руководством Е, А Корнилова) — Ростов-на-Дону, 1993, Овсепян Р П История новейшей отечественной журналистики — М, 1999.

• исследовать особенности современных телекоммуникационных технологий, влияющих на формирование информационной культуры в России;

• раскрыть специфику функционирования регионального телевидения в современной культуре.

В соответствии с целью и задачами диссертационного исследования его теоретико-методологическую основу составили системный, семиотический, социокультурный и структурно-функциональный подходы, через призму которых рассматриваются место и роль телевидения в культуре информационного общества. Системный подход способствовал осуществлению многоаспектного анализа изучаемого явления, позволил представить предмет исследования во всей полноте. Применение семиотического подхода дало возможность наиболее полно раскрыть культурную специфику телевидения, рассмотреть «телевизионный текст» как символическую структуру, как открытое семиотическое пространство, наполненное множеством смыслов, которые реализуются при их «прочтении» зрителем. На основе социокультурного подхода было сформировано представление о телевидении как одном из значимых элементов культуры информационного общества. Структурно-функциональный метод позволил проанализировать смыслообразующие механизмы «телевизионного текста», культурные коды, инскрибированные в текстах масс-медиа.

В исследовании были использованы общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование. Междисциплинарный характер проблематики диссертационного исследования обусловил также необходимость использования методов социологии (опрос экспертов), журналистики (анализ телевизионных передач) и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

• на основе анализа и сравнения различных концепций информационного общества уточнено содержание понятия «информационное общество»;

• выявлена сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества и показана ее роль в формировании данного типа общества;

• определены культуроформирующие функции телевидения: информативная, культурно-просветительская, познавательно-рекреативная, смыслооб-разующая;

• рассмотрены коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения и выявлены их особенности в культуре современного информационного общества;

• обосновано, чтог современные телекоммуникационные технологии являются средством формирования! информационной культуры и информационного общества в России;

• на основе анализа программ Ставропольской-, краевой студии телевидения выявлено влияние региональных каналов телевизионного вещания на культурную и информационную ситуацию в регионе и показана тенденция вещательной политики на утверждение культурных, национальных, исторических традиций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Информационное общество понимается как новый этап эволюции цивилизации, формирующийся в результате развития и конвергенции инфоком-муникационных технологийкак общество знания, в котором главным фактором развития становится производство различного рода информации и обеспечение ею граждан. Информационному обществу присущи, с одной стороны, взаимопроникновение культур, с другой — предоставление каждому сообществу и человеку новых возможностей для самоидентификации.

2. Сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества заключается в том, что она представляет собой своеобразный аспект социокультурной жизни, включающий в себя понимание современным человеком сущности происходящих информационных преобразований и осознание своего места и своих задач в формирующемся информационно-культурном пространстве. В информационном обществе для наиболее эффективного использования преимуществ новых информационных технологий необходимо обладать соответствующим уровнем знаний о функционировании информации в современном обществе.

3. Телевидение является специфической полифункциональной системой, распространяющей и создающей культурные ценности, что находит свое выражение в следующих культуроформирующих функциях: 1) информативной, связанной с распространением по телевизионным каналам культурной информации- 2) культурно-просветительской, заключающейся в том, что телевидение проявляет себя как средство производства новых ценностей культуры- 3) познавательно-рекреативной, состоящей в возможности повышения посредством телевизионных передач уровня культуры отдельного человека- 4) смыслообра-зующей, основывающейся на конструктивном принципе, который предполагает, что образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизионном контексте. Осуществление культуроформирующих функций проявляется в репродуктивной и продуктивной— (художественно-творческой, рецепционно-эстетической, духовно-культурной) деятельности телевидения.

4. Традиционно телевидение рассматривалось как способ передачи информации, которому присущи лишь информационные свойства: распространение знаний из различных областей социокультурной жизни и способствование их усвоению зрителем. В последнее время все большее развитие получают коммуникативные свойства телевидения, заключающиеся в том, что при просмотре телевизионных передач осуществляется акт опосредованного общения. В культуре современного информационного общества телевидение не только передает информацию, но, осваивая эстетические свойства, раскрывается как художественный феномен, как вид искусства.

5. Современные телекоммуникационные технологии, прежде всего телевидение, являются средством формирования информационной культуры, которая выступает фактором становления информационного общества. В России телевидение — основной источник информации, поскольку в нашей стране еще не в полной мере развиты современные информационно-коммуникационные технологии, например, Интернет, мультимедийные системы, компьютеровидение. Телевидение является самым доступным средством массовой информации практически’для всех категорий российских граждан, и именно благодаря телевидению создаются условия для реализации права каждого человека на получение различного-рода информации, что в свою очередь является одной из основополагающих характеристик формирующейсяинформационной цивилизации.

6. Передачи Ставропольской краевой студии телевидения^ оказывают влияние на развитие и обогащение духовного мира и культурного кругозора, нравственное воспитание телезрителей разных поколений и разных наций. В культурно-просветительских и художественных программах краевого телевизионного канала освещается культурная жизнь Ставропольского края и близлежащих территорий: создаются программы, знакомящие зрителей с особенностями национальных культур Северного Кавказа, развивается краеведческое направление, выходят в эфир передачи о жизни, традициях и обычаях жителей края, об истории городов и сел. Передачи регионального телевидения более целенаправленно воздействуют на аудиторию, способствуют повышению уровня культуры в современном обществе.

Теоретическая и практическая значимость. Основные положения и выводы диссертационного исследования расширяют предметное поле философии культуры и представляют интерес для философов, социологов, культурологов, журналистов. Результаты диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности по проблемам, касающимся изучения роли и места телевидения в культуре информационного обществадля дальнейшего изучения эстетических свойств телевидения.

Материалы и выводы исследования можно применять для разработки дисциплин по выбору по философии культуры, социальной философии, культурологии, журналистике и т. п. Результаты диссертационного исследования могут заинтересовать руководителей телекомпаний и журналистов, непосредственно участвующих в процессе создания телепередач, а это, в свою очередь, может способствовать оптимизации телепроизводства и повышению, посредством телевизионных программ, уровня культуры в современном обществе.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях (3,2 п. л.) и докладах на научно-методических и научно-практических конференциях и семинарах:

• 48-ой, 49-ой, 50-ой научно-методических конференциях «Университетская наука — региону» (г. Ставрополь, 2003, 2004, 2005 гг.);

• Всероссийской межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы» (г. Воронеж, 2003 г.);

• Краевой^ научно-практической конференции «Ставропольская журналистика: история, современное состояние, перспективы развития» (г. Ставрополь,.

2004 г.);

• Научно-практической конференции «Журналистика б 2004 году. СМИ в многополярном мире» (г. Москва, 2005 г.);

• XII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2005» (г. Москва, 2005 г.);

• Межвузовской научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» (г. Санкт-Петербург,.

2005 г.).

• Международном научно-практическом семинаре в рамках программы «Климат доверия», II фаза: Лос-Анджелес — Ставрополь (г. Рязань, 2005 г.).

• Международной научно-практической конференции «Зарубежная и российская журналистика: актуальные проблемы и перспективы развития» (г. Волгоград, 2005 г.).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, содержащего 237 наименований, из них 6 на иностранном языке. Общий объем диссертации — 149 страниц машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении работы необходимо отметить, что в данном диссертационном исследовании проведен анализ теоретико-познавательных и методологических способов исследования современной культуры, получивших распространение в философии культуры, философской антропологии, современной журналистике. В процессе анализа, проведенного в ходе диссертационной работы, исследованы культуроформирующие, коммуникативно-информационные и эстетические свойства современного телевидения, включая российское и региональное.

В ходе исследования проанализированы основные теоретические подходы к трактовке понятия «информационное общество», выявлено его культур-философское содержание и определены основополагающие характеристики. Так, было отмечено, что до настоящего времени, говоря о новом обществе, новых технологиях, ученые во всем мире используют различные дефиниции. Размышляя о новом веке, одни исследователи говорят об «информациональном обществе» (М. Кастельс), другие — о «постиндустриальном обществе» (Д. Белл) и т. д. В современной американской концепции понятие «информационное общество» практически не используется, а применяется в основном термин «информационная супермагистраль», «информационное общество» здесь основывается исключительно на технологиях и экономике. В Европе же понятие «информационное общество» используется в документах Совета Европы и затрагивает более широкие сферы. Однако, как бы ни называли ученые новое общество, все они подчеркивают, что речь идет о новой ступени цивилизационного развития, где информационные технологии изменят жизнь общества.

Вышесказанное позволяет выявить общие признаки и обозначить основные положения существующих концепций развития глобального информационного общества. Итак, в настоящее время под «информационным обществом» понимается, во-первых, общество нового типа, формирующееся в результате глобальной социальной революции, основой которой является бурное развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологийво-вторых, общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу и человеку новые возможности для самоидентификациив-третьих, общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать. Из всего вышесказанного следует, что научное знание и информация, являясь важнейшим фактором формирования^ информационного общества, способствуют повышению экономической и статусной ценности образования, созданию высокого уровня благосостояния в обществе, тем самым, позволяя гражданам широко применять информационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни.

Анализ различных подходов к раскрытию понятия «информационная культура», позволяет уточнить содержание данного явления. Во-первых, информационная культура не является специализированной формой культуры, а рассматривается как один из аспектов культурыво-вторых, информационная культура — термин, употребляемый для обозначения достигнутого уровня организации информационных процессов, степени удовлетворения людей в информационном общении, уровне эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, прогнозирование принимаемых решенийв-третьих, информационная культура способствует совершенствованию культуры личности в целом, что связано с получением человеком соответствующих знаний, умений и навыков при работе с информациейинформационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира субъекта в ходе освоения всего объема социально-значимой информациив-четвертых, информационная культура тесно связана с умением человека целенаправленно работать с информацией, обоснованно использовать технические средства, коммуникативные и информационно-телекоммуникационные технологии для ее получения, хранения, обработки и передачипри анализе уровня развития информационной культуры человека, в первую очередь исследуются знания, которыми он обладает.

Проведенное исследование позволяет заключить, что сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества заключается в том, что она представляет собой своеобразный аспект социокультурной жизни, включающий в себя понимание современным человеком сущности происходящих информационных преобразований и осознание своего места и своих задач в формирующемся информационно-культурном пространстве. В информационном обществе для наиболее эффективного использования преимуществ новых информационных технологий необходимо обладать соответствующим уровнем знаний о функционировании информации в современном обществе.

Особую значимость для современной философии в целом и философии культуры в частности представляет выявление культуроформирующих свойств телевидения в культуре информационного общества. Проведенное исследование показало, что в системе культуры телевидение выполняет следующие функции: во-первых, информативную, связанную с распространением по телевизионным каналам культурной информацииво-вторых, культурно-просветительскую, заключающуюся в том, что телевидение все в большей степени проявляет себя как новое средство производства оригинальных ценностей культурыв-третьих, познавательно-рекреативную, состоящую в том, что просмотр телевизионных программ может привести к повышению уровня культуры отдельной личностив-четвертых, смыслообразующую, основывающуюся на конструктивном принципе, а именно, на том, что образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизионном контексте.

В исследовании отмечается, что телевидение является популярной массовой энциклопедией культурной жизни, необычайно расширяющей интерес к художественно-эстетическим знаниям, но, тем не менее, влияние телевидения на формирование культуры нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, телевидение, работая одновременно для многомиллионной аудитории, стремится быть интересным всем, каждому человеку и поэтому нередко ориентируется на трансляцию несложных, легких форм, а в ряде случаев на произведения дурного вкуса, что наносит вред культуре. С другой стороны, большое значение для роста и демократизации культуры имеет то обстоятельство, что жители различных, даже самых отдаленных районов имеют возможность встретиться на экране с политическими деятелями, выдающимися учеными, художниками, побывать на спектаклях прославленных театральных коллективов, во всемирно известных музеях и т. д. Таким образом, мы можем заключить, что телевидение не только формирует культуру, но и приспосабливается к запросам общества, эксплицирует те нормы, стереотипы, которые формирует современная культура. Другими словами, телевидение является своеобразным индикатором уровня культуры, доминирующего в том или ином обществе.

Проведенное исследование позволило выявить особенности коммуникативно-информационных и эстетических свойств телевидения в культуре современного информационного общества. Посредством анализа коммуникативно-информационных и эстетических свойств телевидения, были подтверждены существующие тезисы о двойственной природе телевидения: оно и средство массовой коммуникации, и вид искусства. Коммуникативно-информационные свойства телевидения определяются тем, что данное средство массовой информации обеспечивает регулярный процесс передачи и обмена сведениями из социальной, культурной, экономической и политической сферы на расстоянии между различными субъектами. Основные эстетические особенности телевидения заключаются в том, что зрелище (движущееся изображение, сопровождаемое звуком) может разворачиваться на экране непосредственно в момент совершения действия, следствием чего является возникновение эффекта сиюминутности, эффекта присутствия у аудитории. Художественное воздействие телевизионных передач может вызвать у зрителя нравственно-эстетическое переживание и философско-мировоззренческие раздумья, которые порождают активность, направленную на жизненные ситуации.

В диссертации исследованы особенности формирования информационной культуры и информационного общества в России, обоснована роль телекоммуникационных технологий, в первую очередь телевидения, в данном процессе. Изучение специальной литературы и обобщение накопленного материала позволило сделать вывод о том, что для России возможны два варианта перехода к информационному обществу. Первый представляет собой повторение пути, который пройден или проходится другими странами, в основном, европейскими. Этот вариант требует значительных капиталовложений и существенного изменения российского менталитета. Второй вариант заключается в поиске пути, ориентированного на российский менталитет, социально-культурные особенности и социально-экономическую ситуацию в стране. В диссертации разделяется взгляд на то, что для России наиболее приемлемым является второй путь, ориентированный на российские критерии и характеристики качества жизни, на минимальные возможности капиталовложений со стороны государства.

В работе отмечается, что формирование информационной культуры тесно связано с функционированием средств массовой информации, к которым относятся периодическая печать, радиовещание, телевидение, Интернет. Далее утверждается, что для современной России, где еще не в полной мере развиты информационно-коммуникационные технологии, именно телевидение является главным источником информации. Телевидение является самым доступным средством массовой информации практически для всех категорий российских граждан и именно благодаря телевидению реализуется право каждого человека на получение актуальной информации. Обеспеченность всего населения доступом к телевидению, которое в исследовании рассматривается как первый этап процесса интернетизации, является одним из основных факторов, влияющих на формирование информационного общества.

В диссертационном исследовании, на примере передач Ставропольской краевой студии телевидения, показаны особенности регионального телевидения в современной культуре. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что, несмотря на характерную для сегодняшнего телевидения слабую представленность проблем, касающихся мировой и даже отечественной культуры, смещение акцентов в сторону развлекательности и зрелищности в ущерб культурно-просветительским и познавательным возможностям телевизионного вещания, на краевом телевидении имеют место художественные и культурно-просветительские программы, глубоко и интересно освещающие культурную жизнь своего региона, страны и мира. Особое внимание в программах краевого телевидения уделяется темам сохранения и укрепления мира и согласия на Северном Кавказе, гармонизации межнациональных отношений, возрождения духовности, нравственности. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что региональное телевидение более целенаправленно воздействуют на аудиторию, учитывает особенности конкретной социокультурной, национальной, конфессиональной, политической, демографической ситуации в крае, особенности образования молодежи, способствуют повышению уровня культуры в современном обществе и т. п.

Подводя итог, следует отметить, что проблема исследования телевидения в культуре формирующегося информационного общества до настоящего времени недостаточно разработана и представленные в диссертации положения, касающиеся формирования информационного общества, прежде всего в Россиирассмотрения телевидения как способа выражения особенностей культуры информационного обществавыявления культуроформирующих функций телевизионных СМИизучения места регионального телевидения в современной культуре не отражают всех особенностей и закономерностей, так как в рамках одной работы сложно всесторонне проанализировать исследуемое явление.

Таким образом, можно выделить перспективные, по мнению диссертанта, направления для дальнейших исследований в области телевидения и культуры информационного общества, такие как: дальнейшая разработка и выявление культурфилософского потенциала телевизионных средств массовой коммуникации в целом и культуроформирующих функций телевидения в частностиизучение эстетических особенностей телевидения и способов формирования эстетических установок у аудитории посредством телевиденияисследование телевизионных способов выражения особенностей культуры информационного обществавыявление культуроформирующей роли регионального телевидения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М. ВЛАДОС, 1994.-336 с.
  2. Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды.: Автореф. дис.. доктора социол. наук. М., 1998. —40 с.
  3. Т.Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников. Бишкек: Изд-во БГУ, 1993. — 68 с.
  4. И.Ю. Россия информационная на рубеже веков: о книге «Развитие информационного общества в России» // Информационное общество. —2002. № 2. — С. 66−68.
  5. A.A. Культурология. Личность и культура. — Минск: Дизайн ПРО, 1998.-389 с.
  6. В.Н. Информация и моделирование в управлении производством. -Л.: ЛФЭИ, 1985.-84 с.
  7. С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. 1998. — № 3. — С. 58−71.
  8. И.А. Плюсы и минусы трансформации информационной среды для развития российского общества // Информационные ресурсы России.2003.-№ 1.-С. 7−14.
  9. М.И. Слово или изображение // Вестник Московского университета. — Серия 11. Журналистика. — 1969. — № 3 С. 62−70.
  10. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  11. С.Ф. Проблемы информатизации в субъектах Российской Федерации // Проблемы информатизации. 1999.—№ 4. — С. 20−26.
  12. С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. — № 11. — С. 82−88.
  13. С.Г. Информационное мировоззрение // Проблемы информационной культуры. М., 1996. — Вып. 3. — С. 25−32.
  14. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  15. А.М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. Бюллетень Владикавказского института управления. -Вып. № 1(7). — 2001. Режим доступа: http://www.viu-onlme.ru/science/publ/bulletm7/page9.html 3.02.2005.
  16. Э., Кацев И. Телевидение, XX век. М: Изд-во МГУ, 1968. — 148 с.
  17. Э.Г. Место телевидения в средствах массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 224 с.
  18. Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. — 152 с.
  19. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 616 с.
  20. А., Эйнгорн В.Философия и прогностика. М.: Прогресс, 1971. -167 с.
  21. Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Academia, 1999. -452 с.
  22. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / Под ред. Здорового Ю. А. М.: Медиум, 1996. -258 с.
  23. В.П. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М.: РУДИ, 2002.- 183 с.
  24. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 168 с.
  25. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика 3-го тысячелетия). М.: МПСИ, 2002. — 352 с.
  26. Бир Ст. Кибернетика и управление производством / Пер. с англ. В.Я. Ал-таева. Под ред. А. Б. Челюсткина. — М.: Физматгиз, 1963. 275 с.
  27. Д.И. Информация и информационный сервис / АН СССР. JL: Наука. Ленинградское отд-ие, 1989. — 188 с.
  28. Большой экономический словарь / М. Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян, С. И. Дегтярев и др.- Общ. ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд правовой культуры, 1994.-525 с.
  29. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т.2. — 768 с.
  30. В.М. Информационное общество для всех информационное общество для каждого человека в отдельности // Информационное общество.-2001.-№ 1.-С. 34−36.
  31. В.Ю. Средства массовой информации: идеологические и культурно-коммуникативные аспекты. М.: АН СССР, Философское общество. Московское отд-ие. — 1985. — 272 с.
  32. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  33. P.A. В бермудском треугольнике ТВ. М.: Икар, 1999. — 202 с.
  34. P.A. Осторожно, телевидение! М.: Икар, 2002. — 260с.
  35. P.A. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник МУ. Серия 10. Журналистика. — 2003. — № 3. — С. 9−19.
  36. P.A. Телевидение на перепутье. М.: ПИАНО. Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998.-186с.
  37. Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1990. — 128 с.
  38. Ю.С. Университет в формировании информационного пространства // Вестник Ставропольского университета. — 2001. вып. 27. -С. 117−127.
  39. A.B. «Постиндустриальное общество» — тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 26−43.
  40. Е. Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. — № 3. — С. 14−28.
  41. E.JI. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во МГУ, 1999.- 164 с.
  42. Ф 42. Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой комму• никации их аудитория, техника, бизнес, политика. — Тбилиси: Ганатлеба, 1989.-670 с.
  43. Н.П. Философские аспекты информатизации общества // Философские науки. 1998. — № 7. — С. 13−22.
  44. Е.П. Общество знания // Мир связи и информации CONNECT. -^ М., 1996. сентябрь, октябрь.
  45. О.Н. Позитивный процесс в условиях кризиса // Информационное общество. 2000. — № 10. — С. 18−29.
  46. А. Общественное телерадиовещание. Режим доступа: http://www.polpred.eom/free/unesco/5.htm20.09.2005.
  47. В., Воронцов В. Телевидение и художественная культура. М.: Искусство, 1977. — 128 с.
  48. В.А., Скворцов Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23−25 марта 1991 г. Кантер-бери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. 1991.-№ 2.-С. 5−29.
  49. H.A. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. Дис.. канд. филос. наук. Ставрополь, 2001.- 143 с.
  50. Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М.: Изд-во МУ, 1976. — 288 с.
  51. Выступления на Всероссийской конференции «Будущее России создание информационного общества XXI века» // Информационное общество. -2001.-№ 2.-26−47.
  52. .М. Человек, искусство, техника. (Проблема синестезии в искусстве). Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. — 264 с.
  53. Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». — М.: Изд-во МГУ, 1991.-240 с.
  54. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). — СПб.: Алетейя, 2000. 320 с.
  55. .С. Оружие мысли (Очерки о развитии средств информации). М.: Советская Россия, 1971. — 192 с.
  56. A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2001 — 330 с.
  57. П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. М.: Изд. дом. NOTA BENE, 2001. — 352 с.
  58. М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 1. -С. 47−53.
  59. P.M. О видеосвязи. Киев: Техника, 1990. — 141 с.
  60. Д.Б. О виртуальной реальности телевидения. Режим доступа: http://www.konkurs.palmira.ru/page.php/rus/pressdond/ 7.02.2005.
  61. П. Посткапиталистическое общество. СПб.: Лань, 1999. — 306 с.
  62. Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 146 с.
  63. В.В. Телевидение и зритель. М.: Мысль, 1977. — 196 с.
  64. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999.-416 с.
  65. В.В. Телевидение: теория и практика: Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1992.-312 с.
  66. Т.В. Информационное общество и развитие России // Информационное общество. 2001 — № 2. — С. 42−44.
  67. Т.В. Экономический рост без перспективы // Независимая газета. — 2002. 27 сент.
  68. С.А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация: искусство на пути к компьютерной цивилизации. М.: Искусство, 1986. — 208 с.
  69. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М. А. Федотова. -М.: Фирма Гардарика, 1996. 296 с.
  70. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. — 2003. — 466 с.
  71. Я. Н. Средства массовой информации в информационном обществе // Информационное общество. 1999. — № 6. — С. 5−20.
  72. Я.Н. Информационное общество и СМИ // Вестник РФФИ. М., 1999-№ 3 (17).-С. 11−26.
  73. Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. 1999. — № 1. — С. 17−30.
  74. Я.Н. Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество. 2001. — № 3. — С. 57−58.
  75. Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые СМИ // Информационное общество. 2001. — № 2. — С. 24−27.
  76. Н.В. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. — 64 с.
  77. Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Аспект-Пресс, 2004 320 с.
  78. JI.M. Зарубежная коммуникативистнка в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-воМГУ, 1999.-301 с.
  79. JI.M. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МУ. — Серия 10. Журналистика. 2002. -№ 5.-С. 83−97.
  80. JI.M. Новые медиа в полемической оценке коммуникативистов накануне Всемирного саммита по информационному обществу // Вестник МУ. Серия 10. Журналистика. — 2003. — № 5. — С. 44−57.
  81. JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МУ. Серия 10. Журналистика. — 1999. — № 2. -С. 58−69.
  82. К. Информационная культура личности. Краснодар: Изд-во Кубанского университета, 1997. — 136 с.
  83. Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. — 96 с.
  84. Р. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973. — 316 с.
  85. B.JI. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. 2002. — № 5. -С. 3−12.
  86. Интернет в России: стратегические данные и социальный состав пользователей / Департамент правительственной информации Аппарата Правительства РФ. Режим доступа: http://www.e-government.ru/pub/stat/985 431 649. html 12.09.2004.
  87. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Международной научной конференции. Краснодар — Новороссийск (11−16 сентября). Краснодар: Изд-во Кубанского университета, 1996.- 186 с.
  88. Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, JI. В. Матвеевой, А. И. Подольского.- М.: Аспект Пресс, 2002. Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации. — 335с.
  89. Информационные ресурсы России. М.: Росинформресурс, 1996. — 84 с.
  90. Искусство в контексте информационной культуры. М.: Смысл, 1997. -98 с.
  91. М.С. Философия культуры. СПб.: Лань, 1996. — 408 с.
  92. М. Политическая сила телевидения: реальность мифа? (Обзор семинара) // Полис. 1994.- № 6. — С. 155−178.
  93. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. — 832 с.
  94. В. Философия и СМИ: размышления после 19 Всемирного философского конгресса. М., август 1993. // Диалог. 1993. — № 10−12. -С. 52−54.
  95. П.П. Телевидение в нашей жизни. М: Изд-во МГУ, 1998. — 184 с.
  96. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ.- М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
  97. И.В. Французские философы об информационном обществе // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2002 — № 4. -июль-август. — С. 87−102.
  98. ЮО.Кисунько В. Телевидение и (или) культура // Искусство кино. 1998. -№ 8.-С. 96−103.
  99. Ю.Е. Антропологизация духовных ценностей в современной культуре. Дис.. канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. 156 с.
  100. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. М.: Республика, 1997. — 240 с. -(Философия на пороге нового тысячелетия).
  101. К.К. Информационные технологии катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. — 1995. — № 10. -С. 5−14.
  102. К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект- М.: Фонд «Мир», 2003. — 432 с.
  103. K.K. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов М.- Екатеринбург: Акад. проект Деловая книга, 2000. — 349 с.
  104. В.А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-512 с.
  105. О.В. Тенденции развития региональной системы коммуникаций (на материалах телевидения Юга России). — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003.-240 с.
  106. Концепция формирования информационного общества в России. Режим доступа: http://www.provider.net.ru/law.other.01.php 10.01.2005.
  107. Р. Д. Тенденции и перспективы развития аутовизуальной коммуникации // Массовая коммуникация в социалистическом обществе: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т соц.-экон. проблем и др./ Под ред. A.B. Дмитриева. -Л.: Наука. Ленинградское отд-ие, 1979. 243 с.
  108. В.П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.
  109. Ш. Кривцун O.A. Эстетика: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. -430 с.
  110. М.И. Интерактивное телевидение. М.: Радио и связь, 2000. -341 с.
  111. .В. Законодательное обеспечение формирования информационного общества в России // Информационное общество. 2000. — № 1. -С. 25−27.
  112. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 146 с.
  113. Культурология. XX век: Энциклопедия. -М., 2003. Т. 1., А-Л. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/ 11.03.2005.
  114. Пб.Курносов И. Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 96 с.
  115. В.П. Антропологическое измерение информационного общества: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2001. 27 с.
  116. Л.И. Популярный экономико-математический словарь. 2-е изд. испр., доп. — М.: Знание. — 1979. — 191 с.
  117. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. — 456 с.
  118. Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: ЭЭСТИ РААМАТ, 1973. — 534 с.
  119. М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: Изд-во МГУ, 2000.- 132 с.
  120. Н.В. Информатика: Учебник. 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 768 с.
  121. М. Телевидение. Робкий гигант // ТВ вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1987. — С. 7−18.
  122. Г. Одномерный человек, исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL — BOOK, 1994. — 368 с.
  123. Массовые виды искусства и современная художественная культура / Богомолов Ю. А., Бореев В. Ю., Вартанов A.C. и др. Отв. ред. А. С. Вартанов / ВНИИ искусствознания М.: Искусство, 1986. — 271 с.
  124. Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2002. — 209 с.
  125. Д.Ф. Информационная политика Российской Федерации в условиях формирования информационного общества // Информационное общество. 2002. — № 5−6. — С. 17−20.
  126. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 208 с.
  127. И.С. Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационное общество, 1998. вып. 6. — С. 20−22.
  128. А. Понятие эстетического в современной науке об искусстве // Искусство. 1990. — № 4. — С. 32−35.
  129. В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 14−26.
  130. В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / Отв. Ред. A.C. Вартанов, АН СССР- ВНИИ искусствознания Мин-ва культуры СССР. М. Наука, 1986. — 222 с.
  131. В.И. О сущности телевидения. М.: ВИПК, 1999. — 64 с.
  132. H.H. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. 1996. — № 1. — С. 76−82.
  133. А. Социодинамика культуры / Пер. с фр., вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  134. М. Виртуальные студии. Техника и технологии. Жуковский: Эра, 2001.-214 с.
  135. С.А. Телевидение в поисках телевидения. — М.: Изд-во МГУ, 2001.- 176с.
  136. С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. — М.: Аспект Пресс, 2003.- 159 с.
  137. М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарное знание. 1999'. — № 5. — С. 11−22.
  138. Национальные модели информационного общества / Отв. ред. и сост. E.JI. Вартанова, науч. ред. Н. В. Ткачева. М.: Икар, 2004. — 412 с.
  139. В.П. Информационная инфраструктура научно-технического развития России: проблемы и решения // Информационное общество. — 2000.-№ 1.-С. 18−22.
  140. C.B., Котельников A.B. Новые системы телевидения: цифровые методы обработки видеосигналов. М.: Радио и связь, 1992. — 88 с.
  141. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 640 с.
  142. Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1986.-452 с.
  143. A.A. Эстетическое в системе духовных ценностей // Вестник МУ. -Серия 7. Философия. 2002. — № 6. — С. 23−34.
  144. В.А. История зарубежной журналистики (Курс лекций). Ставрополь: СтавНИИГиМ, 2003. — 512 с.
  145. Парадигмы XXI века: Информационное общество. Информационное мировоззрение. Информационная культура: Материалы международной научной конференции. Краснодар: Изд-во Кубанского университета, 2002. — 478 с.
  146. В.В. Культуроформирующие функции: состав, структура и место в системе функций журналистики // Вестник МУ. Серия 10. Журналистика. — 1999. — № 5. — С. 3−21.
  147. К.С. Телевидение как этап в развитии виртуального пространства // Виртуальное пространство культуры: Материалы научной конференции. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С.31−36. — (серия «Symposium», вып. 3).
  148. Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. Москва-Киев: Рефлбук, 2000. — 128 с.
  149. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 336 с.
  150. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 3: Информационное мировоззрение и информационная культура / Науч. ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1996.- 199 с.
  151. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. / Под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. — 218 с.
  152. Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Коммуникация в современном мире». Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. — 210 с.
  153. Проблемы местной печати, радио и телевидения: Сб. ст. Томск: Изд-во Томского университета, 1989. — 161 с.
  154. Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 294 с.
  155. Развитие информационного общества в России: Сб. ст., док. и материалов: В 2-х т. / Под ред. Н. В. Борисова, Ю. Е. Хохлова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — Т.1 — 240 е.- Т.2 — 228 с.
  156. К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. 2002. — № 8. — С. 23−41.
  157. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-286 с.
  158. Jl.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. — № 3. — С. 3−10.
  159. М.И. Беседы о кинорежиссуре. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975. — 366 с.
  160. B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы / Предисловие Л. П. Кравченко- Послесловие Н. М. Зоркой. 3-е издание. — М.: Искусство, 1988. -167 с.
  161. .М. Телевидение и культура. М.: Знание, 1988. — 48 с.
  162. C.B. Телевизионная речь: Функции и структура. М.: Изд-во МГУ, 1976.-218 с.
  163. И. Интернет и российское общество. M: Gendalf, 2002. — 214 с.
  164. Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования: Сб. переводов. М.: Мир, 1972. — 224 с.
  165. Семиотика / Сост., вступительная статья, общая редакция Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. — 560 с.
  166. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.- Под ред. Я. Н. За-сурского. — М.: Аспект Пресс, 2003- 259 с.
  167. У. Глобальный вызов Бангеманна: о международной программе Европейской комиссии по интеграции городов в информационное общество // Информационное общество. 1999. — № 4. — С. 11−12.
  168. Н. Социология / Перевод с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  169. В.В. Актуальные проблемы журналистики. Ростов-на-Дону: Изд-во «Старые русские», 2000. — 120 с.
  170. И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982. -64 с.
  171. Г. Л., Черешкин Д. С., Вершинская О. Н., Костюк В. Н., Герасимов Б. М. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба. 1997. — вып. 3 (100). — С. 16−30.
  172. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991. -414 с.
  173. Современные концепции эстетического воспитания. — М.: ИФ РАН, 1998. -313 с.
  174. Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: Изд-во МГУ, 1992.-128 с.
  175. А.Г. Монтаж. Телевидение, кино, видео. М.: 625, 2001. — 512 с.
  176. Сорок мнений о телевидении: Зарубежные деятели культуры о телевидении / Сост. H.A. Голядкин. М.: Искусство, 1978. — 256 с.
  177. В.Н. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — 167 с.
  178. А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. — 591 с.
  179. Ставропольская журналистика: история и современность: Материалы конференции / Под ред. А.а. Серебрякова, О. И. Лепилкиной, E.H. Ежовой. -Ставрополь: Изд-во ГУП CK, Ставропольская краевая типография, 2004. — 176с.
  180. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992. 111 с.
  181. А. О кинообразе // Искусство кино. 1979. — № 3. — С. 6−12.
  182. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А .Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 304 с.
  183. Телекоммуникации и информатизация общества. М.: ИНИОН, 1990. -159 с.
  184. Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. -М.: Изд-во АН СССР, 1991. 432 с.
  185. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма», Издательство ACT, 1999. -784 с.
  186. А.Д. Информатизация общества. М.: Наука, 1990. — 284 с.
  187. , Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа. Языки русской культуры, 1995.-360 с.
  188. В.В. Беседы о журналистике. 2-е изд-е, испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 205 с.
  189. В.В. У истоков публицистики. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 225 с.
  190. Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект-Пресс, 2004. -399 с.
  191. С.Л. Символ и его роль в коммуникации // Философия и общество. 2000.-№ 4. — С. 154−158.
  192. Философия: Учебник / Под. Ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 828 с.
  193. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  194. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФА, 1997. — 576 с.
  195. И.Г. Синтез искусств как средство выразительности // Философские науки. 1991. — № 7. — С. 45−55.
  196. H.A. Тендерная метафора в современной культуре. Дис.канд. филос. наук. Ставрополь, 2003. 161 с.
  197. K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 640 с.
  198. В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
  199. В. Телевидение: системные характеристики. — ML: Изд-во МГУ, 1999. -286 с.
  200. В.JI. Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка // Вестник МУ. Серия 10. Журналистика. — 1998. — № 3. — С. 23−36.
  201. Д.С. Создание электронной торговли в России // Информационные ресурсы в России. 2003. — № 4. — С. 19−20.
  202. Д.С., Смолян Г. Л. Россия начинает движение к информационному обществу // Информационное общество. 2000. — № 1. — С. 23−25.
  203. Д.С. О стратегии перехода России к информационному обществу // Проблемы информатизации. 1999. — № 3. — С. 3−10.216t Черешкин Д. С., Смолян Г. Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. 1г997- № 4. — С. 15−18″.
  204. E.H. Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории: Философско-эстетический анализ масс-медиа // Философские науки. 2000.-№ 3. — С. 54−83.
  205. Ю.Г. Изобразительная журналистика. — Львов: Изд-во Львовского госуниверситета, 1988.-228 с.
  206. В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. — 117 с.
  207. Н.В. Основные тенденции формирования эстетических установок современного телевидения // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 241−252.
  208. Ю.А. Природа и функции массовых коммуникаций // Вестник МУ. Серия 11. Журналистика. — 1967. — № 6. — С. 59−70.
  209. С.М. Избранные произведения. В 6-ти томах. М.: Искусство, 1964.-Т.3.-478 с.
  210. С.М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. — 558 с.
  211. Эстетика: Словарь / Абрамов А. И. и др. Под общей ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. — 445 с.
  212. А.Я. Телевидение поиски и решения. — М.: Искусство, 1983. -215 с.
  213. А.Я. Человек и море // Телевидение и радиовещание. — 1971. -№ 4. С. 20−26.
  214. А.Я., Борецкий Р. А. Основы телевизионной журналистики. -М.: Изд-во МГУ, 1966.-314 с.
  215. Е.Г. Эстетика: Учебное пособие для вузов. — М.: Гардарика, 1999. 463 с.
  216. Adorno Т., Horkheimer М. The Culture Industry: Enlightenment as Mass Deception / Dialectic of Enlightenment. Режим доступа: http: //www.marxists. org/reference/subj ect/philosophy/works/ge/adorno.htm 15.10.2005.
  217. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Maiden (Ma.) Oxford: Blackwell Publ., 1996. — 598 p.
  218. Fiske J. Television culture. London and New York, 1991. — 427 p.
  219. Information Society: Challenges for Europe. Strasbourg: Council of Europe, 1997.- 167 p.
  220. Rantanen T. The Global and the National Media and Communications m Post-Communist Russia. Lanham: Rowman & Littlefield, 2002. — 258 p.
  221. Wellington J. Education for Employment. The Place m Information Technology. -London, 1989.-298 p.
Заполнить форму текущей работой