Актуальность темы
исследования предопределяется динамичностью отношений и высоким уровнем политического диалога между Россией и Арменией. Базовым принципом развития этих отношений в терминах «высокой динамики» остается исторически тесное российско-армянское сотрудничество, которое подвергается сегодня серьезным испытаниям на прочность и способностью к эффективному и адекватному реагированию на новые угрозы и вызовы, обусловленные новой расстановкой политических сил в Кавказском регионе, сменой функциональных и политических ресурсов всех его акторов. Комбинация ролевых функций России и Армении относительно судеб народов Кавказского региона структурно и содержательно подвергается также динамическому изменению с неопределенными параметрами. Вектор развития этой динамики в форме политического диалога испытывает на себе всю гамму возможных и вероятных перемен в мире, в регионе и на локальном уровне.
Динамика российско-армянского политического диалога в системе современной геополитики охватывает вопросы сотрудничества во всех сферах: политической, военной, экономической, гуманитарной и международный аспект, связанный как с международными организациями, так и с внешней политикой двух стран. Наибольшую актуальность приобретают вопросы, касающиеся сверки позиций по отношению к международному праву и принципам регулирования современной архитектуры международной безопасности, региональным процессам на.
Кавказе, будь то карабахское урегулирование, процессы вокруг Абхазии и.
Южной Осетии, в очередной раз отложенный армяно-турецкий диалог и т. д.
С политологических позиций для исследователей оправданный интерес вызывают вопросы относительно возможности двух стран выработать совместные подходы по всем этим актуальным вопросам, найти адекватные новой геополитической ситуации механизмы решения замороженных и вновь возникших проблем, положив в основу партнерских отношений России и 3.
Армении национальные интересы и приоритеты.
Отсюда в научно-теоретическом плане актуально, во-первых, проанализировать новые элементы содержания в динамике развития отношений между двумя странами. Возможно, что качественные характеристики нового содержания будут определяться в первую очередь регулярностью и насыщенностью политического диалога1. В политологическом ключе будет оправданным исследовать его в отношениях между двумя субъектами мировой политики не столько как новый по форме, сколько новый по содержанию, принципам и стилистике политический инструмент. Именно этот аспект политического диалога может стать позитивным опытом развития отношений не только России и Армении, но и других стран региона, для которых последний не являлся в прошлом традиционным. и признанно эффективным инструментом в межгосударственных отношениях. Дополнительную линию актуальности в научно-теоретическом аспекте придает состояние еще недостаточной исследовательской практики в российской и армянской политологии рассматривать политический диалог в качестве основного и эффективного политического инструментария в современных конфликтно обостренных условиях. Во-вторых, принципиально важно представить объяснение тому фактическому состоянию дел в динамике развития отношений России и Армении, которые должны будут предполагать их изучение и анализ как более сложной комбинации отношений, как многоуровневого и многофакторного политического диалога равных партнеров, имеющих как общие, так и несовпадающие интересы. И, в-третьих, среди всех уровней такого диалога особе значение приобретают современные политологические изыскания, новые методы и новый аналитический инструментарий качественных характеристик политического диалога на высшем уровне двух.
1 Одним из факторов, подтверждающим положительную динамику развития отношений между Россией и Арменией, являются многочисленные встречи Президентов двух стран Д. Медведева и С. Саргсяна. Последняя, пятая в 2008 году встреча состоялась 20−21 октября в Ереване. Президенты России и Армении встречались ранее — 24 марта и 24 июня в Москве, 6 июня — в Санкт-Петербурге, 2 сентября (все встречи 2008 года) — в Сочи. (См.: ИА «КЕС1М11М». 21 октября 2008). государств, представителей новой волны политических лидеров и политических элит стран, где есть политическая оппозиция, транслирующая иные, чем официальная власть взгляды и подходы к международным делам.
В политико-практическом аспекте актуально исследование российско-армянских отношений по таким традиционным линиям, как: 1) состояние двусторонних отношений и 2) сотрудничество в региональных и международных делах. В этой части актуальное значение приобретает вопрос о характере внешней политики России по отношению к Армении, и Армении к России. С политологической точки зрения неясны и противоречивы оценки по самым ключевым и многим второстепенным вопросам в системе этих отношений между двумя странами. Речь может идти о ресурсных возможностях России и Армении в деле выстраивания и реализации совместных политических акций поддержания, отстаивания и продвижения своих национальных интересов. Если политическая наука ставит вопрос таким образом, то автоматически выстраивается целая серия новых, адекватных новым обстоятельствам вопросов, на которые еще предстоит дать ответы: возможно ли в современных условиях формирование единых для России и Армении интересов, каковы базовые основания этих интересов, какие силы способны их сформулировать, закрепить и продвигать? Каково отношение к единой платформе интересов правящих групп в России и Армении, какие здесь существуют противоречия? Перечень заданных вопросов сам по себе значительно актуализирует проблему стратегического присутствия России в Кавказском регионе и решающую роль Армении в расширении и закреплении последнего.
Традиционно динамика армяно-российских отношений создает видимость абсолютной идиллии во взаимоотношениях двух государств. В определенной степени данная характеристика представляется уместной для анализа армяно-российских отношений в тех случаях, когда ставится задача обобщенного рассмотрения узловых параметров двустороннего сотрудничества. Вместе с тем, актуально при углубленном, комплексном изучении темы выявлять и анализировать как вопросы традиционные: геополитического, экономического, военно-технического, культурного, бытового характера, которые в той или иной степени и на определенном этапе исторического развития оказывали немаловажное влияние на динамику армяно-российских отношений, так и новую повестку политического диалога между Россией и Арменией. Данное обстоятельство во многом определяет необходимость регулярного и системного анализа основополагающих принципов российско-армянского стратегического партнерства, равно как и критического рассмотрения имеющих место в современных России и Армении озабоченностей по поводу развития ситуации в регионе в целом.
Новая расстановка сил в мире и в Кавказском геостратегическом комплексе, в частности, накладывает на отношения двух стран — России и Армении — особую ответственность, поскольку эти отношения играют здесь ключевую роль. Комбинация ролевых функций России и Армении относительно судеб народов кавказского региона структурно и содержательно не только находится в состоянии динамики, но и сама динамика этих отношений подвергается серьезным трансформациям. Вектор развития этой динамики в системе современной геополитики с трудом поддается осмыслению политической наукой, поскольку испытывает на себе всю гамму возможных и вероятных переменных факторов, действующих в мире, в регионе и на локальном уровне. Из всего многообразия факторов и конкретных дел, влияющих и предопределяющих отношения двух стран, естественно, особого внимания заслуживает ситуация, которая сложилась в Закавказье после агрессии правящего режима Грузии против Южной Осетии. Не следует упускать из виду, что актуально и продуктивно исследование единой позиции России и Армении по ряду ключевых вопросов международной политики, отношение к конфликтам, способам их урегулирования, отношение к международному праву, механизмам политического диалога, координационной роли России и Армении в международных организациях. Принципиально важно и актуально в политологическом аспекте показать новые возможности двух стран в условиях обострения финансового кризиса и международной обстановки поддерживать традиционные отношения в качестве союзников и стратегических партнеров, как фундамента прогрессивного развития отношений между двумя странами, стабильности и сотрудничества на Кавказе и в мире.
Таким образом, комплекс проблем, связанных с изменениями как в самой политической ситуации в Кавказском геостратегическом комплексе, так и в отношениях России и Армении, предопределяет особую актуальность темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. Проблемы, связанные с динамикой межгосударственных отношений в любой из форм политического действия, являются объектом пристального внимания исследователей политической науки. Широко вошло и эффективно используется в специальной и политологической литературе такое понятийно-терминологическое ядро, как «динамика», суть и значение которого отличается, с одной стороны, политической неоднозначностью, с другой — морфологически существенно расширяет пространство, политических акций и действий1. Исследователь Д. А. Данилов на примере трансформации европейской системы безопасности использует это понятие в таких терминах, как «Смена британского курса: открытие „новой динамики“ ЕС в сфере безопасности и обороны», «Развитие „новой динамики“: проблемы поддержки прежними оппонентами», «Новая динамика»: испытание.
1 Динамизм — /сила/ - 1) взгляд на мир как на изменяющийся, развивающийся, находящийся в движении (в противоположность статическим представлениям) — 2) ложное, идеалистическое представление, согласно которому сила рассматривается как некое самостоятельное начало, независимое от содержания и даже первичное по отношению к нему (см. энергетизм).
Динамика — /относящееся к силе, силовой/. 1) в политической науке изучающая действия (движение) субъектов политики в зависимости от действующих в ней сил- 2) состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов (противоп. статики) — 3) обилие движения. (См. Словарь политических слов. -М., 1954. С. 230). косовским кризисом"1.
Научно-теоретическая и концептуальная база исследования данной темы представлены в трудах A.C. Панарина, Е.М., Примакова, Э. А. Позднякова, И. А. Василенко, Ю. М. Павлова, П. А. Цыганкова, А. И. Соловьева, М. М. Лебедевой, А. И. Неклессы, А. Д. Богатурова, A.B. Торкунова, А. Г. Задохина, А. Г. Здравомыслова, Г. И. Козырева, Г. Г Кадымова2.
Более чем значимыми в области осмысления основных тенденций и противоречий в области мировой политики и международных отношений являются труды самых известных западных исследователей Г. Моргентау, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, 3. Бжезинского, Н. Спайкмена, П. Вольфовица". При всем множестве публикаций, детально рассматривающих те или иные аспекты армяно-российских отношений, достаточно сложно выделить исследование, в котором были бы рассмотрены проблемы российско-армянских отношений в контексте динамично развивающегося политического диалога.
В то же время следует выделить ряд работ, в которых армяно-российские.
1 См.: Данилов ДА. ЕС/ЗЕС на пути к идентичности в сфере безопасности и обороны.// Европа. Вчера, сегодня, завтра. — М., 2002. С. 649−673.
2 См.: A.C. Панарин. Искушение глобализмом. М., 1999; A.C. Панарин. Глобальное политическое прогнозирование. — М., 2000; Е. М. Примаков. Мир после 11 сентября. — М., 2002; Э. А. Поздняков. Философия политики: В 2 ч. — М., 1994; И. А. Василенко. Политическая глобалистика. — М., 2000; И. А. Василенко. Глобалистика современного мира. — М., 2007; Ю. М. Павлов. Мировая политика и международная экономика. — М., 1998; П. А. Цыганков. Международные отношения. — М., 2002; А. И. Соловьев. Политология: Политическая теория, политические технологии. — М., 2000; ММ. Лебедева. Мировая политика. — М., 2002; М. М. Лебедева Теория международных отношении: Хрестоматия// Сост. науч. ред. и коммент. П. А. Цыганков. — М., 2002; А. И. Неклесса. Глобальное общество: новая система координат. — Спб., 2000; А. И. Неклесса. Проблемы глобалистики. — М., 2004; АД. Богатуров. Очерки теории и политического анализа международных отношении // Научно-образовательный форум по международным отношениям. — М., 2003; A.B. Торкунов. Современные международные отношения и мировая политика. — М., 2007; А. Г. Задохин Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. — М., 2002; А. Г. Здравомыслов. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. — М., 2004; Г. И. Козырев Политическая конфликтология. — М., 2008; Кадьшов Г. Г. Россия и урегулирование конфликтов в СНГ / Внешняя политика современной России. Сборник статей. — М, ДА МИД России, 2000.
3 См.: Г. Моргентау. Международная политика // Антология мировой политической мысли. Т. 2. -М., 1997; Ф. Фуку ям а. Конец истории? // Вопросы философии. № 3, 1990; С. Хантингтон. Будущее демократических перемен от экспансии к консолидации. — М., 1995; С Хантингтон. Столкновение цивилизации? // Полис. № 1,1994; 3. Бжезинский. Великая шахматная доска. — М., 1999; 3. Бжезинскии Выбор: Мир господства или глобальное лидерство. — М., 2007; Spykman N.J. The Geography of the Peace, New York, Harcourt, Brace and Company. 1944; Wolfowitz P. The Wolfowitz Doctrine: Washington Post and New York Times Reportage from 1992 [to 2004], america.scientium.com. отношения исследованы как через призму отдельных ее составляющих, так и с точки зрения смежных дисциплин. Значительная часть работ по российско-армянской тематике посвящена изучению военно-политического сотрудничества между двумя странами. В этом ряду следует выделить.
1 2 3 1 работы С. Шакарянца, А. С. Третьякова, Г. Г. Тищенко, В. Агляна .
Одна из особенностей анализа армяно-российских отношений заключается в том, что их нельзя рассматривать в отрыве от широкого круга вопросов, связанных с проблематикой геополитического, военно-политического, экономического присутствия России на Южном Кавказе, реалий и перспектив ее взаимоотношений с различными региональными и внерегиональными силами. Среди многочисленных работ, посвященных в том числе и этой тематике, выделим работы Омера Коджамана5, Сергея.
6 ' 7 8.
Шаракянца, Александра Сварианца, Сергея Минасяна, а также ряд исследований западных авторов9. Проблематика обеспечения безопасности и формирования устойчивых механизмов регионального сотрудничества с позиции Армении рассматривается в работах Гранта Тер-Абрамяна10, Рубена Шугаряна11.
Составной частью проблематики обеспечения безопасности и.
I См.: Шакарянц С, Вопросы коллективной безопасности и обороны СНГ в XXI веке в контексте последних геополитических реалий / Армения 2020. Стратегия развития и безопасности / Армянский Центр стратегических и национальных исследований. — Ереван, 2003. С.512−535. (на арм. яз.) — Шакарянц С. Вопросы коллективной безопасности СНГ и Армения / Ориентиры внешней политики Армении / Под редакцией Г. Новиковой. — Ереван: Центр стратегического анализа «Спектр», 2002. С.97−117.
2 См.: Третьяков, А С. Вооруженные силы РФ в республике Армения: некоторые правовые аспекты пребывания // Право и безопасность. — М., 2003. № 1−2. Июнь.
3 См.: Тищенко Г. Г. Вооруженные силы и военно-политический курс Армении / Армения: проблемы независимого развития / Российский институт стратегических исследований. -М&bdquo- 1998.С.555−565.
4 См.: Агшп В. Политика безопасности РФ на современном этапе: новые тенденции в закавказской стратегии //XXI век. № 4,2004. С.62−82. (на арм. яз.).
5 См.: Коджалшн О. Южный Кавказ в политике Турции и России в постсоветский период / Пер. с англ. И. Самойловой, предис. и ред. В.А.Надеина-Раевского. — М., 2004.
6 См.: ШаракящС. Политика постсоветской России на Кавказе и ее перспективы. — Ереван, 2001.
7 См.: Сварианц А. Пантюркизм в геостратегии Турции па Кавказе. — М., 2002.
8 См.: Минасян С. Россия-Иран: эволюция и перспективы военно-политического сотрудничества // Центральная Азия и Кавказ. № 5,2003.
9 См: Спорные границы на Кавказе / Под ред. Б.Копитерс. — М., 1997; Эмерсон М. Подходы к стабилизации на Кавказе // Кавказские региональные исследования. Том 5, № 1&2, 2000. Cornell S The Unruly Caucasus II Current History. № 3, 1997.
10 См.: Тер-Абрамян Г. Региональная нестабильность и Армения // Республиканец. № 3, 2004 С.5−9(на арм. яз).
II См.: Шугаряи Р. Идея регионального сотрудничества в контексте внешней политики Армении/ Ориентиры внешней политики Армении/ Под редакцией Г. Новиковой. — Ереван: Центр стратегического анализа «Спектр», 2002. С. 10−24. стабильности в регионе являются исследования, посвященные попытке разрешения целого ряда региональных конфликтов на Южном Кавказе (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия)1.
Эти конфликты имеют глубокие корни, и их решение зависит от многих факторов. А часто эти конфликты становятся инструментами для «Большой игры». Это показали трагичные события, которые произошли в начале августа 2008 года в Южной Осетии. Война в Южной Осетии показала, настолько печальны могут быть последствия военного решения конфликта.
Особое место в Кавказском регионе занимает нагорно-карабахский конфликт. «Само слово „Карабах“ , — писал полномочный представитель президента Российской Федерации по политическому урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе в 1992;1996 гг. Владимир Казимиров, — стало нарицательным для вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (видимо, в силу своего „первородства“, продолжительности, ожесточенности, иррациональности). И для конфликтов, уже обагривших кровью земли в разных концах Евразии, и для тех, которые еще только назревали или продолжают назревать» 3.
Проблема урегулирования нагорно-карабахского конфликта продолжает оставаться" одной из актуальных тем для исследователей, занимающихся изучением всего комплекса вопросов, связанных с развитием геополитических процессов в регионе в целом и армяно-российских отношений, в частности. Среди многочисленного числа публикаций по данной проблематике следует выделить те, в которых дается детальный анализ российского посредничества по урегулированию конфликта, рассматриваются вопросы эффективности миротворческого процесса4.
1 Кюрегян С П Этнополитические конфликты на Юлном Кавказе: российская (постсоветская) практика их политического урегулирования. Лтореф. дис на соис. учен. степ, к.п.н. — М., 2005.
2 Статья Министра иностранных дел России С. В. Лаврова «Мир в поисках нового равновесия», опубликованная в «НГ-Дипкурьер» 15 сентября 2008 года.
3 Казимиров В Н Карабах Как это было // Международная жизнь. № 5, 1996. С 41.
4 См. Балаян ТК. Посредничество президентов Б Н. Ельцина и Казахстана Н. А. Назарбаева в урегулировании карабахского конфликта // «Актуальные проблемы международных отношении в начале XXI века». Материалы 5-ой научно-практической конференции молодых ученых, 18 апреля 2002 г. — М. ДА МИД России, 2002. С.64−68- ГалстяпХС Россия в Закавказье: посредническая роль в урегулировании карабахского конфликта / Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации.
За последние годы заметно возрос интерес у специалистов по постсоветскому пространству к проблематике диаспоры, как социокультурному феномену, который объективно связан с распадом СССР. Образованием на его территории новых независимых государств и соответственно возникновением целой общности людей, объединяемых некоторой двойственностью своего положения: являясь гражданами одного государствами, они в то же время имеют историческую родину за ее пределами.
Значительный вклад в изучение этой проблематики, а также вопросов формирования и развития армянской диаспоры в России и российской диаспоры в Армении внесли российские исследователи, в частности, Татьяна Полоскова1. Как подчеркивается в одной из ее публикаций, «.диаспора армян — это стратегическое богатство. Ее достоинства и слабости влияют на наши (России. — О.О.) национальные интересы, поэтому главным вопросом является внимательный анализ политических и пропагандистских возможностей диаспоры» 2.
Объектом исследования являются российско-армянские отношения в структуре современной геополитики.
Предметом исследования является динамика российско-армянских отношений в формате политического диалога, который в системе современной геополитики становится основным политическим инструментом продуктивного развития отношений между двумя странами.
Целью исследования является комплексный анализ динамики, состояния и перспектив развития армяно-российских отношений в формате политического диалога в условиях нарастания международной напряженности международных исследований / Под редакцией А. В. Торкунова. — М., 2003. С.283−288- Кадымов Г. Г. Россия и урегулирование конфликтов в СНГ / Внешняя политика современной России. Сборник статей. — М.: ДА МИД России, 2000; Шакарянц С. Политика Российской Федерации в деле разрешения проблемы Нагорного Карабаха / Армения 2020. Стратегия развития и безопасности / Армянский Центр стратегических и национальных исследований. — Ереван, 2003.С.441−511. (наарм. яз.).
1 См.: Полоскова Т. В. Диаспоры в системе международных связей. — М., 1998; Полоскова Т. В. Принципы и формы взаимодействия дипломатических представительств и консульских служб с зарубежными диаспорами. — М., 2000; Полоскова Т. В. Российская диаспора в странах СНГ и Балтии. — М., 1998; Полоскова Т. В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. — М., 1999.
2 Полоскова Т. В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. — М., 1999. С. 84. и кавказского кризиса, обеспечивающих не только поддержание традиционного партнерства двух стран, но и его трансформацию до уровня стратегического взаимодействия в интересах России и Армении по международным, региональным и двусторонним обязательствам.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— исследовать существующие в политической науке проблемы оценок и интерпретаций современного кризиса в антитеррористической коалиции и механизмы управления новой архитектурой международных отношенийопределить и охарактеризовать политическую проблематику современного кавказского кризиса с точки зрения его последствий на региональное и мировое сообщество;
— установить основные линии взаимосвязи международных, региональных и межстрановых политических отношений и определить степень их влияния на динамику развития российско-армянского политического диалога;
— провести политологический анализ договоров и соглашений, заключенных Россией и Арменией, представить характер проблем их политического воплощениявыявить основные параметры отношений Армении и России в качестве стратегических партнеров, определить основные механизмы и приоритеты сотрудничества;
— раскрыть основные направления и особенности армяно-российских взаимосвязей в контексте региональных и общемировых процессов;
— исследовать проблемные вопросы российского посредничества в урегулировании нагорно-карабахского конфликта;
— показать совместные политические шаги России и Армении в деятельности региональных и международных организаций и проблемы их осуществления;
— определить роль и место армянской диаспоры в России и российской диаспоры в Армении в укреплении армяно-российских отношений.
Теоретическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы включают использование современных теоретико-концептуальных подходов к анализу международных отношений, выявлению сущности базовых отношений между основными действующими силами политической сцены, прежде всего, Россией и Арменией в системе современной геополитики.
В методологии исследования исходной позицией является признанное среди специалистов видение и понимание кавказского геостратегического региона, как уникальной, целостной структуры, комплекса, к которому применимы различные исследовательские методы. Базовым в исследовании является метод системного анализа, позволивший подойти к предмету исследования как к комплексу проблем, находящихся в едином процессе, высветить наиболее характерные особенности изучаемых явлений, установить их взаимосвязь и взаимозависимость. Среди отечественных и зарубежных исследователей, заложивших базовые параметры методологии изучения представленной темы, работы которых используются в методологическом плане в нашей диссертации, можно указать Вагифа Гусейнова, Ю. П. Давыдова, Э. Н. Ожиганова, В. Н. Коновалова, Макса Тцветовата1.
Автор использовал также междисциплинарный подход, поскольку в силу комплексного характера исследования затрагивается не только сфера международно-политической науки, но и область экономики, социологии, истории международных отношений с ее традиционным проблемно-хронологическим подходом.
Эмпирическую базу исследования составляют более 200 работ.
1 Коновалов В. Н., Тцветоват Макс. Геостратегический процесс на Кавказе и Каспийском регионе: системный и сетевой анализ (см.: http://www.css.gmu.edu/maksim/page 1/П1е5/8САО811и5з1ап.рс10- Ожиганов Э. Н. Стратегический анализ политики. -М., 2006; Вагиф Гусейнов. Каспийская нефть. Экономика и геополитика. — М., 2002; Давыдов Ю. П. Норма против силы. Проблема мирорегулирования. — М.: Наука, 2002. монографии, книги, статьи, рецензии) российских, армянских и зарубежных исследователей по проблеме российско-армянских отношений в системе современной геополитики. Материалы периодической печати по теме исследования, статистические данные, базы данных различных сайтов Интернета.
В целом можно выделить несколько групп источников.
Первую группу составили международные и двусторонние договоры, декларации, межправительственные соглашения, формирующие основы современных армяно-российских отношений1. Следует отметить, что за последнее десятилетие в двусторонних отношениях наработана значительная международно-правовая база, регулирующая практически все сферы армяно-российских взаимоотношений. Изучение этого обширного нормативно-правового материала дает возможность определить динамику и основные параметры в развитии армяно-российского межгосударственного сотрудничества в постсоветский период.
Кроме этих системообразующих международных, двусторонних межгосударственных актов был исследован ряд основополагающих многосторонних договоров и соглашений, подписанных Республикой Армения (РА) и Российской Федерацией (РФ) и регулирующих совместное.
1 Устав Организации Объединенных Наций ООН. Департамент общественной информации. — Нью-Йорк, 1999; Декларация тысячелетия Организации Объединенных Нации (утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.) — Беловежские соглашения /Внешняя политика и безопасность современной России. 1991;2002. Хрестоматия в 4 томах. Т.1У. Документы /Составитель Т. А. Шаклеина. — М.: МГИМО (У) МИД РоссииРоссийская ассоциация международных исследованийАНО «ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование)" — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002; Устав Содружества Независимых Государств. 22 января 1993 г. /Внешняя политика и безопасность современной России. 1991;2002. Хрестоматия в 4 томах. Т.1У. Документы /Составитель Т. А. Шаклеина. — М, 2002; Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности (Москва, 29 декабря 1991 г.) //Дипломатический вестник. — 1992. — № 2−3. — С. 15−21- Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Москва, 29 августа 1997 г.)//Бюллетень международных договоров. — 1999. — № 2. — С.65−73- Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о лравовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения (Москва, 21 августа 1992 г.) //Справочно-информационная система «Гарант». — 2005. — 15 январяДоговор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования (Ереван, 30 сентября 1992 г.) — Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения (Москва, 16 марта 1995 г.) — Протокол о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и тсхникн Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Украины и Республики Грузия в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (Ташкент, 15 мая 1992 г.). участие двух государств в интеграционных объединениях и системах коллективной безопасности.
Большой интерес представляют материалы слушаний в Национальном Собрании РА по вопросам внешней политики Армении, отчеты о встречах руководства РА с российскими делегациями и визитах делегаций РА в РФ, с которыми автор имел возможность ознакомиться, изучая архивы посольства Республики Армения в Российской Федерации. Эти документы позволяют рассмотреть процесс развития отношений Республики Армения с иностранными государствами и международными организациями, дают представление о механизме принятия внешнеполитических решений.
Вторая группа источников — тексты выступлений, заявлений, обращений, материалы пресс-конференций руководителей Республики Армения и Российской Федерации. Особый интерес представляют совместные итоговые документы, принятые по результатам армяно-российских встреч на высшем уровне. Использование этих материалов в качестве первоисточников дает возможность практически из первых рук получать информацию об основных направлениях развития двусторонних отношений, позиции руководства двух стран по ключевым вопросам развития двусторонних отношений, региональной и международной политики.
В диссертации были также использованы текущие аналитические материалы Государственной Думы Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения, Администрации Президента Российской Федерации и Республики Армения, Аппарата Правительства Российской Федерации и Республики Армения.
Отдельную группу источников составили исследования, посвященные анализу широкого круга вопросов, связанных с осмыслением и реализацией внешней политики Республики Армения1 и Российской Федерации1. Изучение.
1 См.: ¿-ицшшпшЬ. «Ъпр ГЬищгГшфирш-рзши ?рии1ш]ш1[ш11р. Армения: Императивы 11 011 011 стратегии / Армянский центр стратегических и национальных исследований. — Ереван, 2007 (на арм. яз.) — Агаджанян Г. Г. Становление и развитие внешней политики Республики Армения в 1991;2003 гг. / Автореф. диссер. канд. истор. наук. — Воронеж, 2004; Армения: проблемы независимого развития / Под обш. ред. Е. М. Кожокина: Российский институт стратегических исследований. — М., 1998; ?ш]шишш11 2020.
15 этого пласта литературы позволило рассмотреть процессы становления, развития и перспектив внешнеполитических стратегий Армении и России и параметры их позиционирования на международной арене.
В следующую группу вошли материалы, опубликованные в различных средствах массовой информации. Даже несмотря на политическую ангажированность и пристрастность большинства современных СМИ, им ' нельзя отказать в оперативности освещения событий. Кроме того, большое количество периодических изданий и телепрограмм дает возможность, сравнивая и анализируя информацию, получить в итоге объективную картину интересующего события. Особый интерес в этой связи имеют статьи, опубликованные в таких российских изданиях, как «Коммерсант», «Независимая газета», «Ноев ковчег», а также армянских — «Республика Армения», «Голос Армении», «Новое время», «Азг» и др.
В работе также широко использованы материалы информационных агентств «Медиамакс», «Де-факто», «Арменпресс», «АРМИНФО», «ЯЕСНиМ», «РИА Новости» и ряда других.
Особый интерес представляют официальные сайты президентов, парламентов, правительств и внешнеполитических ведомств Республики Армения и Российский Федерации2.
В отдельную группу источников включены мемуары и воспоминания государственных деятелей, дипломатов Армении и России, в которых.
Siupquigifuili U U, liv|uiuiUqni.p]uiU fhuqifuuluipnip]nili. Армения 2020. Стратегия развития и безопасности / Армянский центр стратегических и национальных исследований. — Ереван, 2003, (на арм. яз.) — 2, ш]шишшЪ]1 OnJuuilihpuji|iiri U/^uuiphnuI. Армения б преобразовывающемся мире / Армянский центр стратегических п национальных исследований. — Ереван, 2006, (на арм. яз.) — Десятилетний итог/ Армянский Центр стратегических и национальных исследований. — Ереван, 2006; Крылов Л. Армения в современном мире. -Рязань, 2004; Ориентиры внешней политики Армении / Под редакцией Г. Новиковой. — Ереван: Центр стратегического анализа «Спектр», 2002.
1 См.: Внешняя политика Российской Федерации: 1992;1999. — М.: МГИМО (У), 2000; Внешняя политика современной России, Сборник статей. — М.: ДА МИД России, 2000; Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований / Под редакцией А. В. Торкунова. — M., 2003; Современные международные отношении и мировая политика/ A.B. Торкунов, И. Г. Тюлин, А. Ю. Мельвиль и др. — М.: МГИМО (У), 2004; Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» 15 января 2005; Концепция внешней политики Российской Федерации //Дипломатический вестник. № 8,2000; Концепция внешней политики Российской Федерации 12 июля 2008// Официальный сайт президента России.
2 www.kremlin.ru // www.president.am // www.duma.gov.ru // www.parlament.am // www.government.ru//www.gov.am//www.mid.ru // www.armeniaforeignministry.am. освещаются основные вехи становления и развития двусторонних отношений1, среди которых заметно выделяются работы первого посла Российской Федерации в Армении в 1992;1994 гг. ВЛСтупишина .
Таким образом, источниковую базу диссертации составили двусторонние и многосторонние документы, в подписании которых участвовали Россия и Армения, программные заявления, речи и выступления руководителей двух государств, а также материалы СМИ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в проведении комплексного анализа динамики российско-армянского политического диалога в системе современной геополитики, особенно после агрессии политического режима Грузии против Южной Осетии.
В диссертации:
— определены основные теоретико-методологические подходы к анализу внешнеполитического курса России и Армении в международной политике, новым реалиям в структуре расстановки основных политических сил в мире;
— исследована значимость циклов и ритмов развития армяно-российских связей в политической и исторической реальности, выявлена и содержательно описана структура и морфология динамических изменений российско-армянских отношений с точки зрения формирования ментальности нового поколения политических лидеров и роста потребности в переориентации региональной системы ценностей;
— системно представлено авторское видение процессов развития армяно-российского политического диалога в условиях глобализации и региональной интеграции, функционально проанализированы отношения между Арменией и Россией и их динамическое развитие в контексте зарождения регионального комплекса сотрудничества и безопасности в кавказском регионе с учетом новых мощных внешних факторов;
1 См.: Илларионов В. П., Галустъян О. А. Россия и Армения: размышления о прошлом, настоящем и будущем — М., 2003.
2 Ступишин В. П. Моя миссия в Армению. 1992;1994. Воспоминания первого посла России — М, 2001; Он же Карабахский конфликт. — М., 1998.
— проведен ретроспективный анализ двусторонних отношений России и Армении по поддержанию стратегического партнерства и безопасности двух стран;
— дан анализ совместных действий России и Армении в формате политического диалога и деятельности в международных организациях по определению повестки стратегически важных политических действий;
— исследованы совместные политические акции двух стран по отношению к региональным проблемам, в частности, по отношению к проблемам Кавказского стратегического комплекса, особенно по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.
Практическая значимость исследования заключается в применимости ее результатов для определения основных направлений, динамики, приоритетов дальнейшего укрепления армяно-российских отношений, развития регионального сотрудничества. Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы государственными и общественными структурами Республики Армения и Российской Федерации при принятии решений в области развития армяно-российских отношений, взаимодействия двух государств на региональном уровне. Данное исследование позволяет оценить эффективность внешнеполитической деятельности Российской Федерации в регионе, ее посреднических усилий по урегулированию конфликтов. Результаты исследования могут быть использованы также при разработке учебных программ и подготовке учебных пособий по политологии и международным отношениям.
Гипотеза исследования:
Российско-армянский политический диалог претерпевает серьезную трансформацию. Традиционно обеспечивая союзнические отношения и стратегическое партнерство России и Армении в условиях кардинального изменения геополитической ситуации на Кавказе и мире, Россия в своем политическом диалоге с Арменией обязана более тщательно учитывать возможное отступление Армении под давлением новых факторов от исторической и традиционной политической культуры и стилистики в поведении.
18 и сотрудничестве с Россией. Возрастает политическая цена поддержания, следования и соблюдения союзнических и партнерских отношений России и Армении. И Россия будет настаивать на убедительных доказательствах от Армении следовать курсу поддержания и развития такого рода отношений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В сложившихся геополитических условиях Кавказский регион имеет не только геостратегическое значение как для России, так и для Армении, но и политическую потребность поддержания и закрепления его роли. Весь комплекс проблем этого региона находится в сфере национальных интересов двух стран. Их обеспечение каждой из сторон предполагает целый комплекс совместных действий политического и иного характера, выражаемый государственной политикой. Для определения целей и приоритетов государственной политики в регионе, повышения ее адекватности меняющимся политическим реалиям, увеличения результативности необходим постоянный политический диалог на высшем уровне политических элит и народов двух стран. Политический диалог становится предпочтительным среди иных инструментов поддержания стратегического партнерства, который в свою очередь предполагает исследование существующих в политической науке проблем оценок и интерпретаций современного кризиса и механизмов управления новой архитектурой международных отношений. Политический диалог способен учитывать новую расстановку мировых сил через обновление теоретико-методологической базы интерпретаций международных отношений, постоянное изучение и анализ процессов, которые происходят в мире, в регионе и на политическом пространстве двух стран.
2. В структуре современного миропорядка особое место занимает Кавказский геостратегический регион, его совокупные роль и значение в мире сегодня имеют тенденцию к возрастанию, усилению зависимости проблем мирового уровня от того политико-экономического состояния, в котором находится Кавказский регион. Поэтому для политической науки важно изучать политическую проблематику современного кавказского кризиса с точки зрения его последствий на региональное и мировое сообщество, анализировать не только саму политическую ситуацию в регионе, но и содержание, сущность политики, проводимой на Кавказе разными государствами и, в первую очередь, Российской Федерацией и Республикой Армения.
3. Анализ имеющихся в научном обороте фактов, событий, материалов по российско-армянским отношениям является достаточным основанием, чтобы установить основные линии взаимосвязи международных, региональных и межстрановых политических отношений и определить степень их влияния на динамику развития российско-армянского политического диалога. Проведенное исследование убедительно показывает, что не меньшую важность представляют также ответы на вопросы о том, кем, как и под влиянием каких обстоятельств принимались и принимаются ответственные политические решения, в какой степени они являются производными от сложившейся социально-экономической, политической, идеологической обстановки. Полученные в ходе исследования результаты позволяют дать относительно объективную оценку того или иного политического курса, проводимого в России и Армении тем или иным политическим лидером, политической элитой в разные периоды современной истории двух стран, показать его эффективность или, наоборот, ошибочность, наметить наиболее благоприятные векторы политического воздействия на ситуацию. Это особенно важно в современных условиях, когда порой именно от оперативности и быстроты политического реагирования зависят возможность эффективного проведения выбранного политического курса и достижение наибольших его результатов. Исследование в то же время указывает на очевидную для политической науки, но не столь очевидную для политики и политических практиков вещь — системное поддержание стратегических партнерских отношений России и Армении. Политические процессы на Кавказе должны быть объектом постоянного мониторинга со стороны политиков, но, прежде всего, экспертов, ученых. Необходимы дополнительные усилия политиков и экспертного сообщества, чтобы найти точки постоянного и продуктивного сотрудничества между этими субъектами креативного поддержания политического диалога. Только непрерывное изучение политической ситуации на Кавказе дает возможность правильно выстроить государственную политику странам региона и, конечно же, России и Армении.
4. Основу двусторонних отношений России и Армении в различных формах составляют договорная база и многочисленные соглашения по вопросам международной и региональной политики, участии в международных организациях, по военным, экономическим, культурным и прочим связям и отношениям. Анализ этой политико-правовой базы дает четкое представление о характере отношений двух стран, позволяет выделить ряд существенных признаков. Еще не ушел в прошлое этатистский принцип государственной политики как в России, так и в Армении. Однако есть признаки его смягчения, наблюдается положительная тенденция на уровне деклараций, заявлений, в выступлениях лидеров двух стран, в стиле общения между государственными структурами и лицами, где доминирует демократическая/квазидемократическая диалоговая форма. Смена содержательной части в сторону демократического формирования отношений особенно усилилась после событий августа текущего года, в ходе последующих интенсивных консультаций и подписанных документов договорного свойства между Президентами России и Армении в октябре 2008 года. Согласованные действия на международной арене — серьезный фактор безопасности, укрепления российско-армянских позиций и в регионе, и в мире. Эта же линия отношений между двумя странами закреплена в совместных или односторонних действиях России и Армении в деятельности региональных и международных организаций.
5. Смена стратегического и регионального состояния в политике отношений между основными и второстепенными политическими игроками (блоками стран, государствами) поставила в повестку политических отношений России и Армении проблему аудита и уточнения основных параметров взаимного сотрудничества. Потребовалось обоюдное подтверждение со стороны двух стран курса стратегического партнерства. Усилиями высших должностных лиц России и Армении нейтрализовалась попытка «третьих» сил поставить под сомнение под различными предлогами, используя естественные противоречия, значение партнерства такого уровня. Возникший по вине третьих стран кавказский кризис привел к нарастанию динамических процессов, завершившийся на данный период не только поддержанием стратегического партнерства России и Армении, но наполнением его новым содержанием понимания взаимной выгоды такого партнерства, расширением инструментальной базы и новыми механизмами развития отношений как в традиционных сферах, так и в сферах актуального и перспективного взаимодействия. В этом, на наш взгляд, состоит основная линия и специфика развития политического диалога и отношений между двумя странами в контексте современных общемировых процессов.
6. Динамику российско-армянского политического диалога предопределяет сегодня отношение двух стран к Нагорно-Карабахскому конфликту. Серьезно осложняются российско-армянские отношения по этой проблеме по причине многосубъектного участия в нем стран с различными, несовпадающими интересами. Симптомом такого усложнения становятся разного рода мнения, соображения, домыслы, представления о том, что-де Россия и США, разошедшиеся по Грузии, Абхазии и Южной Осетии, ищут точки соприкосновения, налаживания приемлемых отношений по отношению к Нагорно-Карабахскому конфликту за счет интересов Армении. Принципиальной является позиция России и Армении, во-первых, исключить военный вариант решения этой проблемы, во-вторых, рассмотреть все остальные альтернативные варианты. Армения готова продолжать переговоры на основе мадридских принципов. В исследовательском ключе пока нет возможности определить стадии разрешения конфликта, уровень достигнутых на сегодняшний момент договоренностей. Констатация продвинутой стадии в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта — свидетельство готовности обеими сторонами искать решение, расширять формат переговорного процесса по этой проблеме с учетом новой ситуации в регионе. Представляется, что большие державы и политические акторы извне, включая Россию и США, будут поддерживать того, кто сможет предложить более эффективный план разрешения карабахского конфликта, включая решение проблем беженцев, стабильности региона, качества жизни людей и региональной экономики, безопасности границ и правопорядка, соответствующего международным нормам, прозрачности управления и социальных программ.
7. Значительный потенциал для дальнейшего углубления отношений стратегического партнерства России и Армении принадлежат как армянской диаспоре в России, так и русской диаспоре в Армении. На современном этапе диаспоры переживают стадию своего институционального развития, и уже сейчас, например, об армянской диаспоре в России можно говорить как о ведущей силе в общемировой армянской диаспоре, мощном потенциале создания и развития целого ряда перспективных политико-экономических, гуманитарных и социальных проектов между Россией и Арменией. При этом, у армянской диаспоры есть свои внутренние проблемы — она разнородна, в ней есть свои течения, политические предпочтения и предвзятости. На наш взгляд, возможный путь минимизации этих проблем состоит в ее объединении под эгидой какой-либо одной организации и институциональное закрепление ее базовых основ. В сравнении с армянской диаспорой в России российская диаспора в Армении не столь многочисленна, но при этом является важнейшим индикатором характера и уровня межгосударственного сотрудничества. По этим направлениям и аспектам деятельности сегодня, собственно, и определяется роль и место диаспор относительно укрепления российско-армянских отношений.
Структура диссертации подчинена целям и основным задачам исследования и состоит из введения, двух глав, структурированных в семь параграфов, заключения и списка использованных материалов и литературы.
Заключение
.
Обобщая результаты, полученные в ходе анализа российско-армянского политического диалога в системе современной геополитики, необходимо сделать следующее выводы.
В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что на всем протяжении постсоветского этапа взаимоотношений России и Армении, в двусторонних отношениях не было спада и они развивались по нарастающей. Вместе с тем, анализируя динамику этих взаимоотношений за указанный период, можно выделить ряд этапов, каждый из которых обладает спецификой и характерными чертами.
Этап I: 1991;1997 гг. — поиск форм и механизмов сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях, формирование международно-правовой базы межгосударственного сотрудничества, ключевым элементом которого стало подписание в 1997 году Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между республикой Армения и Российской Федерацией.
Этап II: 1991;2001 гг. — определение основных приоритетов армяно-российского взаимодействия, кульминацией которого стало подписание в сентябре 2000 года Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированной на XXI век.
Этап III: 2001 год — понастоящее время — этап стратегического партнерства. Последовательное расширение и углубление отношений на двустороннем и многостороннем уровнях по всему спектру их составляющих.
На современном этапе взаимоотношения Республики Армении с Российской Федерацией носят стратегический характер и имеют особое значение для безопасности, как для Армении и России, так и для всего региона в целом. Эти отношения продиктованы как многовековой дружбой между двумя народами, так и их закрепленностью многочисленными международными договорами и соглашениями, которые регулируют двусторонние отношения и обеспечивают их стабильное развитие.
Использование армяно-российского сотрудничества в интересах обеспечения безопасности, как Армении, так и России вытекает из долгосрочных стратегических интересов обоих государств. При создавшихся военно-политических реалиях Армения руководствуется принципом создания надежных гарантий своей безопасности, и в этом смысле роль армяно-российского стратегического партнерства трудно переоценить. С определенной долей уверенности можно утверждать, что вне зависимости от возможностей тех или иных внутриполитических трансформаций в Республике Армения, российской вектор внешней политики Армении сохранит свою преемственность.
Внешнеполитический курс России в регионе формируется исходя из осознания ее национальных интересов и с учетом характера существующих потенциальных угроз безопасности страны на южном направлении. С учетом этих реалий особое значение в процессе сохранения и, более того, реабилитации российских позиций в закавказском регионе приобретает российско-армянский политический диалог. При этом очевидно, если государства готовы считаться с интересами друг друга, то они могут рассчитывать на соответствующую поддержку со стороны друг друга.
За последние годы удалось в значительной степени сократить отставание экономической составляющей двусторонних отношений от военно-политического и военно-технического сотрудничества, чему способствовало подписание Договора о долгосрочном экономическом сотрудничестве между РФ и РА до 2010 года и достижение договоренностей о регулировании проблемы погашения армянского долга России. Вместе с тем экономические отношения не ограничиваются только договоренностями между правительствами и лидерами двух стран. Подписываются соглашения между двумя странами, формируются механизмы достижения поставленных целей, в рамках которого решение проблем переходит из сферы политической в плоскость практической реализации. Деятельность Межправительственной российско-армянской комиссии по экономическому сотрудничеству, бесспорно, значима. Но в то же время для прорыва в экономической сфере необходимо формирование единой команды, состоящей из государственных деятелей, бизнесменов, экспертов, представителей СМИ обеих стран, чтобы не только определить сферы взаимодействия, но и проследить прохождение договоренностей через парламенты двух стран, подготовку и проведение правительственных решений, определение порядка финансирования проектов, определение бизнес-структур, способных реализовывать эти проекты. Уже есть положительная динамика по этому направлению.
Помимо конкретных экономических вопросов, наибольшую актуальность при анализе современного российско-армянского стратегического партнерства приобретают вопросы о роли Армении в стратегии России в регионе, особенно в условиях Кавказского кризиса и когда наращивается торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество между Россией и Турцией, Россией и Азербайджаном, в условиях неразрешимости Нагорно-Карабахского конфликта. Учитывая, что усиливается роль США и Турции в Азербайджане и Грузии, армянскую сторону не может не беспокоить угроза ее международной изоляции. Армянской стороне надо более четко проявлять свое видение характера армяно-российского стратегического партнерства.
Россия начала более явственно обозначить свой интерес к Армении, усиливая свое экономическое присутствие и подчеркивая привилегированную роль Армении в регионе в отношениях с Россией. У армянской стороны есть определенные надежды на то, что Россия более ясно даст понять, что она не придерживается позиции равноудаленное в отношениях со странами Закавказья и Турцией, и, что привилегия Армении в этих отношениях, как в торгово-экономическом, так и в военно-техническом плане, должна быть четко сформулирована.
Актуальной задачей двусторонних отношений является выработка четкой схемы транспортных потоков между двумя странами, чтобы ни при каких условиях граждане Республики Армения и Российской Федерации, а также реализация торгово-экономических и гуманитарных связей не подвергались притеснениям и дискриминации, как это неоднократно имело место (особенно в начале осени 2004 года на границе России с Грузией, в условиях Кавказского кризиса 2008 года).
Важнейшим параметром, который будет определять эффективность формирования общерегиональной системы безопасности и сотрудничества, в которой в должной мере будут учтены стратегические интересы как России, так и Армении, являются перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Анализ динамики переговорного процесса ясно продемонстрировал решающий вклад российского посредничества в деле достижения между конфликтующими сторонами договоренностей о прекращении огня. Однако без дальнейшего активного и инициативного посредничества Российской Федерации скорейшее окончательное и всеобъемлющее разрешение конфликта не представляется реально осуществимым.
Значительный потенциал для дальнейшего углубления политического диалога и стратегического партнерства России и Армении принадлежит армянской диаспоре в России. На современном этапе она переживает стадию своего институционального развития, но уже сейчас об армянской диаспоре в России можно говорить как о ведущей силе в общемировой армянской диаспоре, так и о локомотиве целого ряда перспективных экономических, гуманитарных проектов между Россией и Арменией.
В сравнении с армянской диаспорой в России российская диаспора в Армении обладает значительно более меньшим потенциалом (политическим, финансовым, экономическим). Но в то время проблемы ее жизнедеятельности являются важнейшим индикатором продуктивности межгосударственного сотрудничества.
В целом российско-армянский политический диалог развивается по возрастающей. Дальнейшие перспективы отношений будут во многом зависеть от того, в какой мере политическим элитам двух стран удастся, используя положительный опыт взаимодействия на двустороннем и многостороннем уровнях, сконцентрироваться на решении вопросов текущей повестки, а также выйти на совершенствование основополагающих документов российско-армянских стратегических отношений.