Психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения персонала предприятия
Диссертация
Основные положения диссертации, результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории психологии профессионального развития личности Учреждения РАО «Психологический институт», кафедры психологии ГУО «Академия последипломного образования» Республики Беларусь, на первом Всероссийском кадровом форуме в секции «Обучение персонала» (Москва, 2005), научно-практических… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
- 1. 1. Внутрифирменное обучение персонала — особая область в системе последипломного образования взрослых
- 1. 2. Концепция профессионального развития личности как теоретическое основание внутрифирменного ббучения
- 1. 3. Анализ существующих подходов к определению критериев эффективности внутрифирменного обучения
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Эмпирическое исследование по определению психологических критериев эффективности внутрифирменного обучения
- 2. 2. Авторская методика «Оценка эффективности внутрифирменного обучения»
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В РАМКАХ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ
- 3. 1. Внедрение технологии профессионального развития личности в учебный процесс центра внутрифирменного обучения
- 3. 2. Экспериментальная проверка эффективности технологии профессионального развития личности в условиях внутрифирменного обучения на предприятии
- 3. 3. Сравнительный анализ результатов диагностики эффективности внутрифирменного обучения личностными тестами и авторской методикой
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Акмеология: учебник / К.А. Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев и др.- под общ.ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1969.
- Анисимов О.С. Методология и культура предпринимательства / О. С. Анисимов. -Караганда, 1995.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. -М.: изд-во МГУ, 1990.
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001.
- Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Владос-Пресс, 2002.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: учебное пособие. -М.: ИПКгосслужбы, 1996.
- Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984.
- Батышев С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. М.: «Экономика», 1974.
- Бодалев, А А. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты). — Речь, 2005.
- Бодалев А.А., Деркач А. А., Лаптев Л. Г. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. М.: Институт Психотерапии, 2006.
- Бойков В.Э. Опыт социологического анализа эффективности обучения // Подготовка кадров управления: модель обучения: сборник М.: Рос. Акад. Наук, 1994. — С. 13−18.
- Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер: Питер принт, 2003.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 9 — 17.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987.
- Вершловский С.Г., Ходаков, А.И. Организация учебы наставников в трудовом коллективе. М.: Профиздат, 1987.
- Вопросы эффективности общественного производства / отв. редактор В. А. Жамин. М.: Изд-во «Наука», 1970.
- Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. М.: Флинта: Наука, 2003.
- Грехем Х.Т. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие для вузов / Х. Т. Грехем, Р. Бреннетт / под. ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. Питер, 2007.
- Гусев А.Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская. М.: Смысл, 1997.
- Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МО ДЕК, 2004.
- Деркач А.А. Мониторинг профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Ю.В. Синя-гин. М.: Изд-во РАГС, 1999.
- Дернбах А. Болгария: потребности менеджеров в организации систем повышения квалификации // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — Режим доступа: http://www.ptpu.ru/issues/l00/22l00.htm. — Дата доступа: 23.04.2002.
- Дубиненкова Е.Н. Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационной культуры предприятия малого бизнеса: дис. канд. психол. наук: 19.00.05, 19.00.03. Ярославль, 2004.
- Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: словарь / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б.А. Смирнов- под ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. -Мн.: Хэлтон, 1998.
- Жуковская В.М. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях / В. М. Жуковская, И. Б. Мучник. М.: Статистика, 1976.
- Журавлев П.В. Персонал. Словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. М.: «Экзамен», 1999.
- Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. -М.: Финстатинформ, 2002.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЕК, 2003.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
- Змеев С.И. Основы андрагогики: учебн. пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 1999.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2002.
- Иванов Ю.И. Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров // Подготовка кадров управления: модель обучения. М. Рос. Акад. Наук, 1994. — С. 3 — 12.
- Иващенко Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: пособие. -Мн.: «ФУАинформ», 2003.
- Ильин Г. Л. Философия образования: идея непрерывности. М.: «Вузовская книга», 2002.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997.
- Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МО ДЕК, 2003.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Рн/Д.: «Феникс», 1996.
- Климов Е.А. Введение в психологию туда: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
- Козубовский В.М. Оптимальные стратегии поисковых и формирующих экспериментов в психологических исследованиях // Белорусский психологический журнал.2004. -№ 1. С. 52−59.
- Колесникова И.А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005.
- Конфедератов И .Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1976.
- Коптева С.П., Лобанов А. П. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.
- Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: учебное пособие / под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
- Кочеткова И.А. Переподготовка кадров в промышленности // Социалистическийтруд, 1990.-№ 3.
- Кочеткова И.А. Психологические основы современного управления персоналом. -М.: изд-во ЗЕРЦАЛО, 1999.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990.
- Кулюткин Ю.Н. Социальная обусловленность непрерывного образования // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 5 — 13.
- Ландо И. Научите персонал учиться // Отдел кадров. 2002. — № 3. — С. 79−84.
- Лаптев Л.Г. Аксеологические основы дистанционного образования государственных служащих. М.-СПб, 2001.
- Лебедева И. Особенности управления трудом на мелких и средних предприятиях Японии // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С. 54−63.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- под ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
- Львовский В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний учащихся на основе решения системы задач: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07-М., 1988.
- Магура М. И. Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
- Мдивани М. О., Кодесс П. Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С. 146 — 150.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. -№ 2. — С. 112 — 121.
- Менеджмент персонала: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько П. Ройш. — Мн.: Тэхналопя- Изд-во БГЭУ, 1998.
- Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2004.
- Мидлер П.Б. Оценка в системе управления персоналом организации. М., 2004.
- Миленко Г. Анализ проблем в области повышения квалификации менеджеров стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С. 12−16.
- Митина A.M. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2005.
- Митина JLM. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994.
- Митина JI. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28 — 38.
- Митина Jl. М. Психология профессионального развития учителя. -М.,, 1998.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. -М., 1999.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Нили Э. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им / Э. Нили, К. Адаме, М. Кеннерли. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
- Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Обучающиеся предпринимательство: управление развитием и изменениями на предприятии / М. М. Колонтай, П. Ройш, Р. Рутка и др.- под ред. М. М. Колонтай, П. Ройша. -Мн.: Тэхналопя- Изд-во БГЭУ, 1997.
- Одегов Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: учебник для вузов. М.: Финстатформ, 1997.
- Окунь Я. Факторный анализ. М., 1974.
- Онушкин В.Г. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.: ИОВ РАО, 1995.
- Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): учебник / Под ред. В. И. Кошкина. -М.:ИКФ «ЭКМОС», 2002.
- Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 29 — 35.
- Подольский А.И. Психология подготовки специалистов на современном производстве. М., 1992.
- Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности: учебное пособие / К. А. Аветисян, С. В. Агафонова, О. А. Анисимова и др.- под ред. Л. М. Митиной, С. А. Подосинникова. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 2000.
- Розенберг Н. Проблемы измерений в дидактике / Н. Розенберг- под ред. Д. Смета-нина. Киев: Вища школа, 1979.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рукбинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999.
- Самоактуализационный тест. /Авт.-сост. Гозман Л. Я. и др. М., 1995.
- Сафонова М.Ю. Оценка эффективности внутрифирменного обучения: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2003.
- Секун В.И. Проблема исследования психологических механизмов социальных процессов // Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ. Сборник научных трудов. Выпуск 1. -Минск, 1999. С. 220 — 240.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Социально-психологический центр, 1996.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 14 — 22.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа //Человек. 1994. — № 5. -С. 21−38.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
- Соле Пареллада Ф. Как разработать программу переподготовки кадров на предприятиях: практ. пособие / Соле Пареллада Ф., Мирабет Вальонеста М.- под ред. М.В. Мишкевича- пер. с исп. X.-K.JT. Попка, Н. В. Попок. -Мн.: Тэхналопя- Издательство БГЭУ, 1998.
- Стадник А. Оценка персонала. М.: Бегин групп, 2005.
- Стариков И.М. Подготовка квалифицированных рабочих и бригадиров на предприятиях: обмен опытом работы. М.: Высш. шк., 1983.
- Стариков И.М. Профессиональная подготовка квалифицированных рабочих к эффективному труду в бригадах. К.: Вища шк., 1986.
- Толочек В.А. Современная психология труда: учебн. пособие. СПб.: Питер, 2005.
- Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А .Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Ушаков К.М. Развитие организаций в поисках адекватных теорий. М.: Сентябрь, 2004.
- Харман Г. Современный факторный анализ. -М.: «Статистика», 1972.
- Хекгаузен X. Мотивация и деятельность. СПБ.: Питер- М.: Смысл, 2003.
- Хруцкий В.Е., Толмачев Р. А. Оценка персонала: современные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 2004.
- Шендриков Д.А. Внутрифирменное обучение персонала и пути повышения его эффективности: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2001.
- Щекин Г. В. Организация и психология управления персоналом: учеб.-метод, пособие. К.: МАУП, 2002.
- Яблокова Е.А. Подготовка кадров государственной службы: Методические и дидактические основы повышения эффективности. М.: Флинта, МПСИ, 2005.
- Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook I: Cognitive Domain- N. Y.: David McKey Co, 1956.
- Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. California: Palo Alto, 1962.
- French W.L., Bell C.H., Zawacki R.A. Organizational development and transformation: Manage effective change. (5th ed.). N. Y.: Irwin McGraw-Hill, 2000.
- Guba E.G., Lincoln Y.S. Effective evaluation. San Francisco, 1981.
- Hamblin A. C. Evaluation and control of training. Maidenhead: McGraw-Hill, London, 1974.
- Jack J. Phillips Return on Investment in training and performance improvement programs, second edition. Butterworth-Heinemann, 2003.
- Kirkpatrick D.L. Evaluating Training Programs: The Four Levels. San Francisco, CA: Berrett-Koehler, 2000.
- Madaus G.F., Stufflebeam D.L., Kellaghan T. Evaluation models: Viewpoints on educational and human services evaluation. (2nd ed.). Hingham, MA: Kluwer Academic Publishers, 2000.
- Maslow A.H. Motivation and personality. -N. Y., 1987.
- Popham W.G. Educational evaluation. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1975.
- Phillips J. Accountability in Human Resource Management. Butterworth-Heinemann, Oxford, 1996.
- Russell R.S., Taylor B.W. Operations Management: Focusing on quality and competitiveness. (2nd eds.). Upper Saddle River, N. Y.: Prentice Hall, Inc, 1998.
- Scriven S. The methodology of evaluation // Perspectives of evaluation. Chicago: Rand McNally, 1967.-V. l.-P. 39−83.
- Super D.E. Vocational development. N. Y., 1957.
- Stufflebeam D.L., Madaus G.F., Kellaghan T. Evaluation models: Viewpoints on educational and human services evaluation. (2nd eds.). Boston: Kluwer Academic Publishers, 2000.
- Tyler R. Basic principles of curriculum and instruction design. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1950.
- Warr P., Bird M., Rackham N. Evaluation of Management Training. London, Gow-er, 1970.
- Сорока В.А. Оценка эффективности корпоративного обучения // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2. — С.50 — 52.
- Сорока В.А. Критерии эффективности внутрифирменного обучения // Образование и саморазвитие. Научный журнал, Казань. 2009. — № 1. — С. 94 — 98.
- Сорока В.А. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения // Интеграция образования. Научный журнал, Саранск. — 2009. № 2. — С. 6 — 9.
- Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Республики Беларусь:
- Сорока В.А. Стандартизация последипломного образования работников предприятия как подсистема управления персоналом // Юраванне у адукацьп. 2004. — № 1. -С. 84−95.
- Сорока В.А. Понимание руководителями негосударственных предприятий актуальности обучения на рабочем месте // Белорусский психологический журнал. 2004. -№ 3. — С. 36−42.1. Другие публикации:
- Сорока В.А. Оценка эффективности деятельности службы персонала // Отдел кадров.-2003.-№ Ю.-С. 105- 107.
- Сорока В.А. Такой необходимый профиль // Современные технологии управления персоналом. 2003. — № 10. — С. 49 — 51.
- Сорока В.А. Инвестирование в человеческие ресурсы: в поисках стандарта // Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 1. — С. 102 — 110.
- Сорока В.А. Регулярное внутрифирменное обучение // Отдел кадров. 2004. -№ 1. -С. 121 — 123.
- Сорока В.А. Оценка персонала. .Так что же в ней ценного? // Отдел кадров. 2004. — № 6. — С. 121 — 125.
- Сорока В.А. Нравится ли сотрудникам работать в вашей компании? // Справочник по управлению персоналом (журнал российской HR практики). — 2004. — № 6. -С. 90−96.
- Сорока В.А. Измеряем удовлетворенность персонала // Отдел кадров. 2004 — № 10.-С. 119−123
- Сорока В.А. Зачем тест отделу кадров? // Отдел кадров. 2005. — № 5. — С. 105 -107.
- Сорока В.А. Контрольная для корпоративного центра // Справочник по управлению персоналом (журнал российской HR практики). — 2005. — № 12. — С. 91 — 97.
- Сорока В.А. Критерии эффективности работы службы персонала // Отдел кадров. 2008. — № 6. — С. 118−119.
- Сорока В.А. Принципы оценки эффективности внутрифирменного обучения // Отдел кадров. 2008. — № 7. — С. 118 — 120.
- Сорока В.А. Социально-психологические и организационные способы обеспечения дисциплины труда // Организация кадровой работы / Под. Ред. Липень Л. И. — Мн.: Дикта, 2009. 555 с. — С. 511 — 544.
- Сорока В.А. Теоретические основы определения эффективности внутрифирменного обучения персонала // V Международная научно-практическая конференция «Человек образование — профессия». 6−8 июля 2009 г. — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009.-303 с.-С. 86−91.