Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время, с конца 90-х годов XX века, в российской теории и практике организационногоменеджмента стали активно изучаться и применяться современные теории, а также методики стратегического анализа и управления, основанные, главным образом, на разработках зарубежных классиков стратегического менеджмента: М. Портера, П. Друкера, Д. Нортона, Р. Каплана, Д. Аакера, Т. Коупленда, Г. Хамела, К… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
    • 1. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
      • 1. 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 2. 1. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 2. 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 2. 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ И СИСТЕМ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 3. 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
    • 3. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 3. 3. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Оценка эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и определение проблем исследования.

Под влиянием глобальных изменений в экономике и перехода к стадии постиндустриального общества назрела необходимость в создании универсального инструмента для оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности коммерческих структур, обеспечивающего быструю адаптацию организации к изменению рыночной ситуации, а также логично • обоснованную, очевидную и количественно измеримую связь утверждённой стратегии с текущей управленческой деятельностью.

Особенности состояния экономики современной России с высоким уровнем монополизации и сырьевой ориентации предопределяют необходимость повышения эффективности предпринимательской деятельности высокотехнологичных отраслей, к которым относится и кредитно-финансовая сфера.

Кредитные организации, являясь важным элементом современной рыночной инфраструктуры, в настоящее время имеют чрезвычайно высокую потребность в повышении эффективности управления собственной предпринимательской деятельностью, обусловленную необходимостью преодоления последствий финансового и экономического кризиса 2008;2010 гг.

Деятельность кредитных организаций всегда управлялась с помощью количественных параметров. С течением времени появилась необходимость не только знать свои показатели, но и сравнивать их с показателями других кредитных организаций. В результате в методиках анализа деятельности кредитных организаций неуклонно растёт число относительных коэффициентов, а также происходит унификация показателей, в первую очередь, финансовых.

Чрезмерное увлечение финансовыми параметрамихорошо обеспечивающими контроль над текущим функционированием кредитных организаций, привелок снижению внимания к управлению с позиции повышения эффективности их предпринимательской деятельности. Многочисленность и разная степень детализации показателей по-прежнему являются причиной их избыточности и взаимного противоречия.

Оцениваяэффективность системы экономических нормативов Банка России, необходимо отметить, что при всей её взаимосвязи с мировой практикой контроля и регулирования деятельности кредитных организаций она мало пригодна для оперативного принятия управленческих решений и для анализа её финансового состояния потенциальными инвесторами. Это обусловлено различными целевыми установками применения показателей: со стороны Банка России — «надзорно-органичительной», а с позиции менеджмента кредитных организаций — «усиления рыночных позиций, прибыльности и рентабельности».

Научно обоснованный системный подход к управлению поможет не только решать текущие проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций, но и создаст новый потенциал для развития экономики региона её функционирования и экономики страны в целом.

При этом научный характер подхода к управлению с правильно расставленными «акцентами» в управлении предпринимательской деятельностью позволяют если не устранить, то значительно «смягчить» негативные последствия кризисных явлений и указать оптимальный путь развития для каждой кредитной организации. Этим целям служат разработанная в 90х гг XX века концепция системы сбалансированных показателей (ССП, англ. Balanced Scorecard), а также разработки в области применения моделей оценки эффективности развития предпринимательских структур.

Данный системный подход к управлению предпринимательской деятельностью призван, с одной стороны, заблаговременно просигнализировать о наличии «проблемных участков» в работе кредитной организации, направив корректирующие антикризисные меры в правильном направлении, а, с другой стороны, избежать напрасных потерь всех видов ресурсов в реализации стратегических приоритетов, в «оперативном режиме» оценивая, и, при-необходимости, корректируя эти приоритеты.

Несмотря на то, что топ-менеджеры осознают необходимость сбалансированной оценки финансовых, операционных и других типов показателей, процесс определения этих показателей на практике оказался намного сложнее, чем в теории. Препятствием в определении операционных показателей обычно являются традиционные, функционально спроектированные информационные системы, которые испытывают недостаток в способности консолидации и представления данных в удобном для анализа виде.

Начиная с осени 2008 года, российский банковский бизнес в полной мере ощутил на себе влияние мирового финансового, а затем и экономического кризиса.

Несмотря на относительно высокое качество кредитных портфелей, а также неразвитость рынка производных финансовых инструментовфакторов, предопределивших зарождение кризиса в экономике США — многократное снижение рыночной стоимости капитализации российских компаний, а также массовый отток капитала из страны, вызвали масштабный кризис ликвидности банковского сектора.

Проблемы с получением доступа к международному фондированию у российских банков и компаний, многочисленные margin calls по ранее полученным займам, а также начавшийся массовый отток вкладов (в условиях начавшейся девальвации), привели к угрозе дефолта ряда кредитных организаций, в т. ч. входящих в число крупнейших по России, таких как КИТ-финанс, Банк ВЕФК, Банк «Союз».

Государство, в лице своих регулирующих органов (Министерство финансов Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк), путём предоставления кредитному сектору требуемой ликвидности1 оперативно отреагировало на развитие первичных кризисных явлений, значительно снизив их негативное воздействие на «реальную» экономику.

Однако, «львиную долю» данной поддержки получили, конечно, крупные государственные кредитные организации, либо организации, ставшие государственными в процессе санации. Тогда как, прочим банкам остаётся рассчитывать, главным образом, на свои силы: поддержку акционеров, а также прозорливость и другие деловые качества менеджмента.

Ввиду повышенного интереса зарубежных инвесторов к российскому л бизнесу, в преддверии вхождения России в ВТО, разработка чёткой и эффективной стратегии развития является для каждой отечественной кредитной организации необходимым условием дальнейшего функционирования и развития.

При этом правильно расставленные «стратегические акценты» в управлении позволяют если не устранить, то значительно «смягчить» негативные последствия кризисных явлений и указать оптимальный путь развития.

Этой цели служит система сбалансированных показателей эффективности (результативности) — «индикаторов стратегического развития», индивидуально подобранная с учётом специфики деятельности каждой конкретной кредитной организации (далее по тексту КО).

Данная система призвана, с одной стороны, заблаговременно проинформировать о наличии «проблемных участков» в работе КО, направив корректирующие антикризисные меры в правильном направлении, а, с.

1 в т. ч. опосредованно за счёт снижения норм резервирования в ФОР в Банке России.

2 за последние 3 года доля иностранного капитала в совокупном капитале российской банковской системы выросла более чем в 2 раза и на 1.01.10 составила 13,4% (к началу кризиса 2008 года — на 1.10.08 она достигала 20,8% [cbr.ru]. другой стороны, избежать напрасных потерь всех видов ресурсов в реализации стратегических приоритетов, в «оперативном режиме» оценивая, и, при необходимости, корректируя, эти приоритеты.

Степень разработанности научной проблемы.

Подавляющее число исследований по теории и практике управления деятельностью кредитных организаций, по-прежнему, посвящено вопросам построения" технологий, организации систем учёта, контроля над рисками, анализу правового поля и другим «узкоспециализированным» направлениям деятельности: кредитование, операции с пластиковыми картами, ценными бумагами и т. п.

В ряде данных работ достаточно подробно рассмотрены вопросы анализа, прогнозирования и планирования показателей эффективности, носящих исключительно финансовый характер. В этой связи хотелось бы отметить труды Петрова А. Ю., Петровой В. И., Баканова М. И., Мельник М. В., Шеремета А. Д., Батраковой Л. Г., Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л. П., Иванова В. В. и Щербаковой Г. Н.

В то же время, с конца 90-х годов XX века, в российской теории и практике организационногоменеджмента стали активно изучаться и применяться современные теории, а также методики стратегического анализа и управления, основанные, главным образом, на разработках зарубежных классиков стратегического менеджмента: М. Портера, П. Друкера, Д. Нортона, Р. Каплана, Д. Аакера, Т. Коупленда, Г. Хамела, К. Прахалада, Д. Хюнгера, Т. Уилена, а также на работах отечественных авторов: Виханского О. С., Наумова А. И., Маршева В. И., Коваленко Б. Б., Романенко И. В., Хорина А. Н., Керимова В.Э.

Практические рекомендации по разработке и внедрению систем показателей эффективности деятельности компаний приведены в работах М. Брауна, Н. Оливье, Ж. Смотрича, В. Толкача, А. Гершуна, Ю. Нефедьевой, Е. Ветлужских, А. Вихрова, П. Лехомцева, В. Найденкова, А. Федосеева, И. Котельникова и многих других.. I.

При этом вопросам адаптации технологий общего менеджмента и маркетинга применительно к специфике бизнеса российских кредитных организаций посвящено достаточно ограниченное число исследований, среди которых хотелось бы выделить работы Никоновой И. А., Шамгунова Р. Н., Владиславлева Д. Н., Трегубова В. А. и Лаврушина О.И.

Следует отметить, что в своей практической деятельности большинство отечественных кредитных организаций пользуются внутренними (носящими конфиденциальный характер) методиками анализа стратегической эффективности, разработанными на основе общепринятых «западных» методик, нормативной базы Банка России, а также с учётом накопленного каждой кредитной организаций за период существования практического опыта.

При этом положения и инструкции Банка России, разработанные на базе международных принципов регулирования деятельности кредитных организаций, учёта и отчётности, играют ведущую роль в процессе формирования методологии анализа деятельности КО.

Основой научной проблемой, на мой взгляд, является то, что и в теории и в практике анализа, предпринимательской деятельности КО с использованием показателей оценки эффективности основной акцент сделан на финансовой составляющей системы. При этом показатели являются взаимодополняющими, но не взаимоувязанными, их число слишком велико, а степень значимости каждого коэффициента определяется субъективно на основе экспертных оценок менеджмента каждой конкретной организации.

Существующие модели анализа эффективности предпринимательской деятельности КО являются в недостаточной степени сбалансированными, так как состоят из разнородных показателей, не поддающихся взаимному сравнению.

Также одной из ключевых проблем является запаздывающий характер оценки с временным лагом от нескольких дней до нескольких месяцев. Например, общепринятые показатели достаточности капитала, лишь констатируют негативную, либо недостаточную для развития активных операцийдинамику изменения объёма собственных средств (как правило, ввиду резкого снижения объёма основного источника наращивания капитализации — прибыли), не вскрывая причины этих изменений.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность кредитных организаций.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе оценки эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций на основе использования аналитических моделей и систем оценочных показателей.

Цель диссертационного исследования состоит в научном обосновании, а также разработке методических подходов и практических рекомендаций по оценке эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций на основе использования аналитических моделей и систем оценочных показателей.

Поставленная цель потребовала последовательного решения основных задач исследования, включающих:

• выявление особенностей предпринимательской деятельности кредитных организаций;

• определение проблем научно-методического обеспечения управления предпринимательской деятельностью кредитных организаций на основе анализа теоретической базы и практического опыта зарубежных и российских кредитных организаций;

• разработку концептуальных подходов к оценке эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций с целью повышения эффективности управления данным типом предпринимательских структур;

• определение основных бизнес-перспектив (составляющих ССП), отражающих стратегически важные аспекты предпринимательской деятельности кредитных организаций, исходя из специфики их бизнеса;

• отбор и ранжирование по составляющим основных бизнес-перспектив показателей, применимых к оценке эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций в современных российских пост-кризисных условиях;

• разработку сбалансированных аналитических моделей и систем показателей оценки эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций;

• разработку методических рекомендаций по оценке эффективности предпринимательской деятельности кредитных организаций на основе использования систем оценочных показателей.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные разработки теории, менеджмента и банковского дела, а также применяемые компаниями и КО практические методики оценки эффективности финансово-хозяйственнойдеятельности и технологии стратегического управления с использованием сбалансированной системы показателей (ССП).

Информационная база исследования также включает в себя аналитические и статистические материалы, опубликованные в научной и периодической печати, нормативные документы Банка России, бухгалтерскую и финансовую отчётность российских кредитных организаций, бюллетени и обзоры Банка России и банковских ассоциаций, данные рейтинговых агентств и внутренние методики оценки стратегической эффективности КО.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы к § 3.3:

На основе рекомендаций* по разработке и применению1 системы показателей эффективности в рамках стратегического управления коммерческим банком, представленных в § 3.2, разработаны сбалансированные аналитические модели оценки эффективности предпринимательской деятельности российских кредитных организаций в современных условиях наоснове целевых показателей эффективности (Модели 1−4).

В данных моделях учтены все положительные стороны действующих методик с одновременным устранением вышеобозначенных проблемных аспектов. В качестве результирующих показателей моделей 1 и 2 традиционно выступают общепризнанные коэффициенты рентабельности активов и капитала (ROA и ROE, англ. Return on Assets и Return on Equity), рассчитываемые в данных моделях как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к среднему объёму нетто-активов и капитала (в,% годовых).

В «Матрице эффективности деятельности КО в рамках реализации стратегии роста» (Модель 3) показана взаимосвязь основных показателей системы КПЭ КО-2 в динамике.

Разработанная на основе принципов концепции ССП и анализа преимуществ и недостатков существующих методик расчёта экономической эффективности обслуживания клиентов универсальная «Модель расчёта экономической эффективности обслуживания клиентов в КО» (Модель 4) может применяться для целей оценки рентабельности клиентов и продуктов КО.

По данным 2-х КО (КО-1 и КО-2) — основных объектов исследования произведены расчёты, верифицирующие и подтверждающие практическую значимость данных предложенных методик и моделей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой