Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Созданный в соответствии с предлагаемой схемой функционирования и финансирования механизм управления структурными преобразованиями в промышленности позволит органам государственной власти осуществлять регулирование, направленное на максимизацию социально-экономического эффекта. При этом механизм не предполагает «жесткого» регулирования отраслевой структуры промышленного комплекса как это было… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы и предпосылки структурных преобразований в промышленности
    • 1. 1. Промышленный комплекс как объект государственного регулирования
    • 1. 2. Современные подходы к определению оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса
    • 1. 3. Инструментарий структурных преобразований промышленного комплекса
    • 1. 4. Процесс управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе региональной экономической системы
  • Глава 2. Анализ структурных преобразований в промышленном комплексе (на примере Астраханской области)
    • 2. 1. Роль и место промышленности в экономике Астраханской области
    • 2. 2. Анализ структурных деформаций и выявление отраслевой специализации промышленного комплекса
    • 2. 3. Управление структурными преобразованиями в промышленном комплексе
  • Глава 3. Методические основы управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе региона
    • 3. 1. Принципы формирования и основные элементы эффективного механизма управления структурными преобразованиями в 120 промышленности
    • 3. 2. Методика формирования оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса на основе показателей социально- 127 экономической эффективности
    • 3. 3. Механизм управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе региона

Формирование механизма управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Во второй половине XX века большинство развитых стран мира вступили в • постиндустриальную стадию развития. Однако, несмотря на это, в большинстве из них промышленность сохранила позиции ведущей отрасли экономики. Ее доля в валовом внутреннем продукте осталась на уровне 25−30%. Промышленность по-прежнему представляет собой основу современной экономики, а уровень ее развития во многом определяет производственный потенциал той или иной страны.

Эффективность промышленного комплекса в значительной степени предопределяется сложившейся отраслевой структурой, характеризующейся соотношением добывающих и перерабатывающих отраслей, долей высокотехнологичных и наукоемких производств.

Низкая конкурентоспособность промышленного комплекса России во многом обусловлена его неадекватной отраслевой структурой, в основном ф сформированной в советское время с акцентом на развитие добывающей промышленности, отраслей тяжелого машиностроения и металлообработки. Существующие структурные деформации носят критический характер и не могут быть исправлены посредством действия рыночных механизмов. Необходимо государственное управляющее воздействие.

Отсутствие в настоящее время комплексной государственной политики в отношении промышленного комплекса, наряду со значительной дифференциацией отраслевой структуры промышленности в различных субъектах РФ, предопределяют необходимость управления структурными преобразованиями на региональном уровне.

До настоящего времени в научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, проблеме управления структурными преобразованиями в 9 промышленном комплексе уделялось достаточно много внимания. Однако изучению ее региональных аспектов посвящена лишь незначительная часть работ.

Отсутствие научно-обоснованного механизма управления и соответствующей методической базы делают процесс управления структурными преобразованиями малоэффективным. Акцентированная концентрация ресурсов на развитии определенной группы отраслей, выбранной на основе суждений, а не научного подхода, не способствует формированию эффективной отраслевой структуры и не повышает конкурентоспособность промышленного комплекса.

В связи с вышеизложенным, проблема разработки механизма государственного управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе на региональном уровне, базирующегося на научно-обоснованной методике определения приоритетных направлений государственного воздействия в отраслевом разрезе, является актуальной и предопределяет выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы.

Изучению различных аспектов государственного регулирования экономики в первой половине XX века были посвящены работы многих зарубежных авторов: Дж. Кейнса, А. Маршалла, Л. Мизеса, М. Фридмена, Ф. Хайека, Э. Чемберлина. Являясь в основном приверженцами классической модели рыночной экономики, основной акцент они делали на изучение вопроса адекватности государственного вмешательства в экономику и не занимались разработкой методической базы.

В это же время, среди отечественных экономистов, изучение возможностей государственного управляющего воздействия на различные отрасли экономики стало одним из приоритетных направлений научных изысканий. Исследованием данной проблемы занимались Н. Д. Кондратьев, В. В. Леонтьев, М.И. Туган-Барановский и другие. Разделяя саму идею государственного регулирования экономики, они изучали возможности и эффективность использования для этого различных инструментов.

Во второй половине XX века, изучение возможностей государственного вмешательства в экономику с целью структурной перестройки, было продолжено рядом известных зарубежных ученых, среди которых Д. Акерлоф, Р. Карсон, Ф. Перру, Дж. Стиглиц, М. Спенс, П. Самуэльсон.

В конце XX века в отечественной науке изучение проблемы управления структурными преобразованиями в экономике в целом, и в промышленном комплексе в частности, существенно интенсифицировалось. Значительный вклад в изучение проблемы в этот период внесли JI.H. Абалкин, С. Ю. Глазьев, А. Г. Гранберг, Б. С. Жихаревич, Б. И. Кузнецов, Д. С. Львов, Е. М. Примаков, О. С. Пчелинцев, С. С. Сулакшин.

Тема структурной перестройки промышленного комплекса и экономики страны в целом, получила развитие и на уровне субъектов РФ. Вопросам социально-экономического развития региона, применительно к Астраханской области, посвящены труды А. А. Жилкина, Е. П. Карлиной, Т. Н. Максимовой, О. В. Молчановой, Р. А. Набиева, JI.P. Шафиковой.

Несмотря на возрастающий интерес к изучению возможностей государственного управления структурными преобразованиями в промышленности, ряд аспектов данной проблемы до сих пор изучен недостаточно. В частности, не в полной мере исследованы возможности осуществления структурных преобразований в масштабах региональной экономики. Большинство работ по вопросам государственного управления структурными преобразованиями носит концептуальный характер, вследствие чего, в настоящее время практически отсутствует методическая основа управления данным процессом.

Таким образом, можно констатировать, что степень изученности вопросов, связанных с государственным управлением структурными преобразованиями в промышленном комплексе на региональном уровне является недостаточной, что еще раз подтверждает обоснованность выбора автором темы данного исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является изучение теоретических аспектов и разработка научно-методического аппарата управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе.

Достижение поставленной цели определяет необходимость постановки и решения ряда последовательных задач:

— изучить существующие концепции и понятийный аппарат государственного регулирования экономикина основе синтеза программно-целевых разработок, направленных на исправление отраслевых диспропорций промышленного комплекса различных субъектов РФ, проанализировать инструментарий и основные модели управления структурными преобразованиями, выявить подходы к определению оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса;

— проанализировать воздействие изменений экономической конъюнктуры на отраслевую структуру промышленного комплекса Астраханской области, оценить адекватность существующих подходов к определению отраслей специализации региональной промышленности;

— определить принципы формирования и основные элементы эффективного механизма управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе;

— разработать научно-обоснованную методику формирования оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса на основе показателей социально-экономической эффективности;

— разработать механизм управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе региона.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования являются организационно-экономические взаимоотношения, возникающие в процессе регулирования органами исполнительной власти субъекта РФ отраслевой структуры промышленного комплекса.

Объектом исследования выступает региональный промышленный комплекс.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

В качестве методологической и теоретической основы исследования использованы фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в сфере государственного регулирования экономики и управления развитием промышленного комплекса, программно-целевые разработки, законодательная база РФ и ее субъектов.

Методы исследования.

В процессе диссертационного исследования использован комплекс общенаучных методов сравнительно-аналитического, экономико-статистического, системного и ситуационного анализа, выборки, группировки и сравнения, концептуального моделирования, синтеза и графической интерпретации.

Эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, Астраханьстата, результаты мониторинга Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства экономического развития Астраханской области, официальная информация органов исполнительной власти субъектов РФ, законодательные и нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, научные труды отечественных и зарубежных авторов. ф Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Существующие диспропорции отраслевой структуры промышленного комплекса, сложившиеся в результате целенаправленной политики, проводившейся в условиях плановой экономики, не могут быть исправлены посредством действия рыночных механизмов, что предопределяет необходимость управляющего воздействия со стороны государства.

2. Проводимая в Астраханской области политика государственной поддержки отдельных предприятий и проектов, при отсутствии единой стратегии в отношении промышленного комплекса, с точки зрения структурной оптимизации, малоэффективна. Существует потребность в разработке комплексной программы развития промышленности, основанной на распределении приоритетов государственной поддержки в соответствии с.

9 социально-экономической эффективностью отраслей для региона.

3. Механизм управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе должен базироваться на системе основополагающих принципов: ориентация на достижение положительного социально-экономического эффекта для региона, определение отраслей промышленного комплекса в качестве базовых объектов регулирования, ориентация на систему объективных социально-экономических показателей, непрерывность во времени, свободная трансформируемость, прозрачность. В соответствии с данными принципами основными элементами механизма управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе должны стать: законодательная база, ответственный за осуществление структурных преобразований орган, финансовые ресурсы, методика формирования оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса, программа структурных преобразований промышленного комплекса.

4. Методика формирования оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса на основе показателей социально-экономической эффективности является наиболее адекватной при распределении отраслевых приоритетов государственной поддержки в современных условиях российской экономики.

5. Механизм управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе на основе процессного подхода позволяет сделать процесс распределения государственных ресурсов более целенаправленным, ориентированным на максимизацию совокупного социально-экономического эффекта. Его внедрение, которое не требует значительных расходов, способно существенно повысить социально-экономическую эффективность промышленного комплекса, сделать более сбалансированной его отраслевую структуру.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических рекомендаций по вопросам управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе на региональном уровне.

К числу результатов работы, определяющих научную новизну исследования, относятся следующие:

1. Уточнен понятийный аппарат процесса управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе, что нашло отражение в уточнении определения «промышленная политика» и «управление структурными преобразованиями в промышленном комплексе». Предложены классификации подходов к определению оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса, инструментов и моделей управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе;

2. Установлено, что проводимая в Астраханской области политика государственной поддержки отдельных предприятий и проектов при отсутствии единой стратегии в отношении промышленного комплекса не позволяет исправить имеющие место структурные деформации. Обоснована необходимость разработки комплексной программы развития промышленности, основанной на распределении приоритетов государственной поддержки в соответствии с социально-экономической эффективностью отраслей для региона.

3. Определены принципы формирования и основные элементы эффективного механизма управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе, позволившие систематизировать опыт различных субъектов РФ и создать единую методическую платформу;

4. Предложена методика формирования оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса на основе показателей социально-экономической эффективности, позволившая классифицировать отрасли промышленности на группы однородного воздействия на хозяйственный комплекс региона и определить основные направления оптимизации отраслевой структуры промышленного комплекса Астраханской области.

5. Разработан механизм управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе региона, обеспечивающий дифференцированное распределение государственных ресурсов, с учетом максимизации совокупного социально-экономического эффекта.

Теорстичсскан значимость проведенного исследования заключается в разработке, на основе обобщения и систематизации опыта ряда регионов России, теоретического и методического аппарата осуществления структурных преобразований в промышленном комплексе на уровне субъектов РФ.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики формирования оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса на базе системы социально-экономических показателей и основанном на ней механизме управления структурными преобразованиями. Авторские рекомендации по оптимизации промышленного комплекса Астраханской области позволяют сделать процесс распределения государственных ресурсов более дифференцированным, учитывающим интересы всех субъектов хозяйственной деятельности региона. Их реализация, которая не требует значительных расходов, сделает более сбалансированной отраслевую структуру, повысит эффективность областного промышленного комплекса.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Астраханского государственного технического университета, на всероссийских и международных конференциях в гг. Астрахань, Воронеж, Пенза, Санкт-Петербург в 2005;2006 гг.

Структура и объем работы.

По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ общим объемом 3,65 п.л., в том числе авторских 2,91 п.л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 130 наименований, 16 таблиц и 30 рисунков. Работа изложена на 177 листах машинописного текста.

Выводы.

В процессе разработки механизма государственного управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе на примере Астраханской области был сделан ряд важных выводов:

1. Создание эффективного механизма государственного управления структурными преобразованиями в промышленности невозможно без соблюдения ряда основополагающих принципов:

— ориентации на достижение положительного социально-экономического эффекта для региона;

— определения отраслей промышленного комплекса в качестве базовых объектов регулирования;

— ориентации на систему объективных социально-экономических показателей;

— непрерывности во времени;

— свободной трансформируемое&trade—.

— прозрачности.

2. Для обеспечения правовой основы государственного управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе региона необходимо принятие закона и концепции «О промышленном регулировании» .

3. Поскольку проведение структурной политики предполагает наличие государственных приоритетов, а значит создание неравных условий функционирования для различных отраслей промышленности, выбор приоритетных направлений должен осуществляться на основе объективной методики, базирующейся на системе социально-экономических показателей.

4. Проведенные расчеты, на основе данных по Астраханской области, зафиксировали в целом положительное воздействие промышленности на региональный хозяйственный комплекс.

5. Дифференциация отраслей промышленного комплекса Астраханской области на категории однородного воздействия показала, что только две из восьми анализируемых отраслей (топливная и пищевая) оказывают позитивное воздействие на обе группы показателей (социальные и экономические) одновременно.

6. Для реализации намеченных в соответствии с методикой мероприятий по исправлению структурных деформаций промышленного комплекса, путем оказания воздействия на однородные группы отраслей, необходимо сформировать механизм управления.

7. Учитывая высокую скорость и непрерывность происходящих в промышленном комплексе изменений, наиболее целесообразным видится создание механизма управления структурными преобразованиями на основе процессного подхода с выделением из основного управляющего процесса трех подпроцессов.

8. Создание управляющего механизма потребует в целях правового обеспечения пересмотра значительной части законодательной базы промышленного регулирования, в целях финансового обеспечения — создания в рамках бюджета развития Астраханской области фонда развития промышленности, в объеме не менее 1% доходной части областного бюджета.

9. Внедрение механизма государственного управления структурными преобразованиями уже в ближайшие 2−3 года способно повысить эффективность промышленного комплекса и сделать более сбалансированной его отраслевую структуру.

Заключение

.

Вступление России в начале 1990;х годов в систему рыночных отношений, сопровождающееся нестабильной политической ситуацией в стране и низкой конкурентоспособностью практически всех сфер хозяйственного комплекса, спровоцировало глубочайший экономический кризис. Его результатом стало резкое падение уровня жизни населения, остановка большинства предприятий, «бегство» капитала из России.

Промышленность, которая была основой экономики Советского союза, в условиях свободного рынка и отсутствия опеки со стороны государства оказалась совершенно неконкурентоспособной. Отраслевая структура промышленного комплекса России с преобладанием добывающей промышленности, отраслей тяжелого машиностроения и металлообработки, явно не соответствовала потребностям рынка. Структурные деформации носили системный характер, что предопределило низкую эффективность промышленности страны вплоть до настоящего времени.

Несбалансированность промышленного комплекса приобрела системный характер и стала основной сдерживающей силой экономического роста. Исправление отраслевой структуры промышленного комплекса с целью ее оптимизации посредством действия только рыночных механизмов невозможно, что предопределяет необходимость государственного вмешательства.

Отсутствие в настоящее время государственной политики в отношении промышленного комплекса на федеральном уровне, наряду со значительной дифференциацией отраслевой структуры промышленности в различных субъектах РФ, предопределяют необходимость государственного управления структурными преобразованиями на региональном уровне.

Несмотря на активное обсуждение возможностей государственного регулирования на федеральном уровне и многочисленные попытки решить проблему на уровне отдельных субъектов РФ, методический аппарат осуществления структурных преобразований до сих пор отсутствует. В основе подавляющего большинства решений в отношении промышленного комплекса преобладают субъективные подходы, основанные на экспертных суждениях и оценках.

Существующие пробелы в изучении проблемы управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе, особенно на региональном уоовне, стали стимулом для дальнейших научных изысканий, в ходе которых был обобщен опыт осуществления структурных преобразований в различных регионах России и разработаны теоретические и методические основы управления данным процессом.

В ходе исследования были проанализированы основные концепции государственного регулирования экономики, как отечественных, так и зарубежных авторов, в результате чего разработана классификация концепций государственного регулирования экономики и обоснована необходимость управления процессом структурных преобразований в промышленном комплексе России. На основе сопоставления мнений различных авторов относительно государственного регулирования промышленности сформулировано определение термину управление структурными преобразованиями в промышленном комплексе.

Поскольку определение оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса является одной из ключевых проблем управления структурными преобразованиями, для выработки наиболее эффективного решения в ходе исследования был систематизирован опыт ряда регионов России, выявлены основные преимущества и недостатки каждого из используемых подходов.

Было определено, что на эффективность структурных преобразований большое влияние оказывает используемый инструментарий. Сравнительный анализ инструментов структурных преобразований, позволил дифференцировать их на восемь основных групп, характеризующихся идентичностью воздействия. В зависимости от направленности управляющего воздействия на промышленный комплекс три группы инструментов были отнесены к инструментам прямого воздействия, пять остальных — к инструментам косвенного воздействия. Таким образом, была получена классификация инструментов структурных преобразований промышленного комплекса.

Эффективность применения каждого из обозначенных инструментов, в различных социально-экономических и политических условиях регионов России неодинакова. В силу чего невозможно выработать глубоко детализированный алгоритм их применения, который был бы универсальным и одинаково эффективным для всех. Поэтому, наряду с основными стратегическими целями и принципами применения инструментов структурных преобразований, разрабатываемыми централизованно в рамках Российской Федерации, необходимы также региональные механизмы ведения структурных преобразований в промышленном комплексе.

Как правило, программно-целевые документы в области промышленного регулирования на региональном уровне предполагают использование, с целью проведения структурных преобразований, большей части из представленных групп инструментов. Однако на практике многие из них оказываются декларативными и не применяются. Причиной этого является отсутствие четкого механизма одновременного применения и координации столь обширной номенклатуры инструментов. Создание подобного механизмаважнейший шаг, направленный на преобразование хаотичного набора мероприятий в систематизированный управляемый процесс.

Изученный в ходе исследования опыт различных субъектов РФ в 19 982 005 годах, позволил сконструировать обобщенную схему и выделить четыре основных модели процесса управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе субъекта РФ.

Анализ структурных преобразований в промышленном комплексе на примере Астраханской области позволил определить роль промышленности как важнейшей отрасли экономики региона, оказывающей существенное влияние на все основные макроэкономические показатели хозяйственного комплекса: ВРП, объём инвестиций в основной капитал, прибыль прибыльных предприятий, занятость населения и уровень оплаты труда. Было выявлено, что структурные деформации промышленности Астраханской области, произошедшие в 1991;2005 г. г., во многом идентичны изменениям отраслевой структуры промышленного комплекса России в целом.

Изученный на примере Астраханской области опыт формирования оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса, на основе поддержки «точек роста» — наиболее развитых отраслей, позволил сделать вывод о низкой эффективности данного подхода и необходимости разработки единой стратегии развития приоритетных отраслей, определенных на базе объективного комплекса критериев значимости для региона.

Синтез опыта различных регионов России по вопросам управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе позволил выявить основные принципы формирования и элементы эффективного механизма управления структурными преобразованиями.

Было определено, что ключевым элементом данного механизма должна стать методика формирования оптимальной отраслевой структуры промышленного комплекса на основе показателей социально-экономической эффективности. Сгруппированные в соответствии с предложенной методикой отрасли промышленного комплекса Астраханской области позволили разработать дифференцированную систему государственной поддержки, основанную на системе распределенных отраслевых приоритетов.

Учитывая, что промышленный комплекс является неустойчивой, динамично изменяющейся под воздействием внешних и внутренних факторов системой, создаваемый механизм управления должен быть адекватен. Поэтому наиболее логичным видится его построение на основе процессного подхода.

В соответствии с данным подходом процесс управления структурными преобразованиями в промышленном комплексе необходимо представить в виде нескольких последовательно происходящих подпроцессов, каждый из которых имеет свои входы, выходы, участников и регламент. Это позволит, в случае необходимости, вносить корректирующие действия на уровне подпроцессов, не затрагивая и не останавливая процесс в целом.

Созданный в соответствии с предлагаемой схемой функционирования и финансирования механизм управления структурными преобразованиями в промышленности позволит органам государственной власти осуществлять регулирование, направленное на максимизацию социально-экономического эффекта. При этом механизм не предполагает «жесткого» регулирования отраслевой структуры промышленного комплекса как это было в условиях плановой экономики и 100% государственной собственности. Его целью является определение государственных приоритетов в развитии отраслей, оказывающих наибольший положительный эффект на экономику и социальную сферу региона. Поддержка приоритетных отраслей предполагается только в рамках имеющихся бюджетных ресурсов и не рассматривается как принятие на полное государственное финансирование. Государство, посредством механизма управления лишь задает сигналы для инвесторов.

Разработанный механизм управления структурными преобразованиями на основе методики формирования оптимальной отраслевой структуры регионального промышленного комплекса позволяет сделать процесс распределения государственных ресурсов (финансовых, административных, инфраструктурных и др.) более целенаправленным и, вместе с тем, объективным, учитывающим достижение мультипликативного социально-экономического эффекта. Его внедрение, которое не требует значительных расходов, существенно повысит, уже в ближайшие 2−3 года, эффективность областного промышленного комплекса, сделает более сбалансированной отраслевую структуру.

Проведенное исследование открывает новые перспективные направления для дальнейших научных изысканий по вопросам повышения эффективности функционирования промышленного комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ. 4.2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ч. З от 26.11.2001 № 146-ФЗ
  3. Закон Астраханской области «Об инвестиционной деятельности в Астраханской области» от 29.07.1998 г. № 30
  4. Закон Астраханской области «Об областном бюджете на 2006 год»
  5. Закон Астраханской области «О бюджете развития» от 26.04.2001 г.
  6. Закон Астраханской области «О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области» от 23.03.2000 г.
  7. Закон Пермской области «О промышленной политике Пермской области» № 103−3 от 11.06.1998 г.
  8. Закон Тамбовской области «О промышленной политике в Тамбовской области» № 66−3 от 29.06.1999 г.
  9. Закон Челябинской области «О промышленной политике Челябинской области» № 197−30 от 27.11.2003 г.
  10. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999—2002−2010 г. г. // www.gov.korelia.ru
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ. 4.2 от 31.07.1998 № 146-ФЗ
  12. Постановление Главы Администрации Астраханской области от0203.2000 г. № 79 «Об утверждении областной целевой программы «Государственная поддержка реструктурируемым предприятиям Астраханской области»
  13. Постановление Главы Администрации Астраханской области от2410.2001 г. № 517 «Об утверждении Положения об оказании поддержки из областного бюджета по снижению процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов»
  14. Постановление Главы Администрации Астраханской области от 05.05.1999 г. № 173 «Об утверждении Положения о порядке применения льгот поналогообложению предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов»
  15. Постановление Главы Администрации Астраханской области от 02.08.2001 г. № 402 «О концепции развития промышленности муниципальных образований Астраханской области на период до 2005 года»
  16. Постановление Главы Администрации Астраханской области от 23.07.2001 г. № 376 «О концепции развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии Астраханской области на 2001−2005 годы»
  17. Постановление Главы Администрации Астраханской области от 31.10.2000 г. № 423 «О концепции развития электроэнергетики Астраханской области на период 2001—2005 гг. г. и на период до 2010 года»
  18. Постановление Главы Администрации Астраханской области от1003.1999 г. № 85 «О мерах государственной поддержки реструктуризации предприятий»
  19. Постановление Губернатора Астраханской области от 21.1.2003 № 550 «Об инвестиционном совете при губернаторе Астраханской области»
  20. Постановление Губернатора Астраханской области от 01.03.2004 № 271 «О порядке консервации основных фондов предприятий для целей предоставления льготы оп налогу на имущество предприятий»
  21. Постановление Губернатора Астраханской области от 22.07.2003 №"340 «О порядке предоставления и обеспечения государственных гарантий области»
  22. Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 № 990 «О стратегии социально-экономического развития Пермской области»
  23. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от2505.2000 г. № 876 «О концепции промышленной политики Челябинской области на 2000−2005 годы»
  24. Постановление Правительства Астраханской области от 17.08.2005 № 290-П «О порядке реализации программы социально-экономического развития
  25. Астраханской области с учетом удвоения валового регионального продукта на 2005−2007 годы»
  26. Постановление Правительства Москвы «О комплексной программе промышленной деятельности в г. Москве на 2001−2003 гг.» № 315 от 3.04.2001 г.
  27. Программа правительства Московской области «Развитие промышленной деятельности в Московской области на 2003−2005 годы» (утверждена Постановлением Правительства Московской области от 18.04.2003 № 221/51)
  28. Программа развития промышленности Тамбовской области на 2002−2004 годы (утверждена Законом Тамбовской области «О программе развития промышленности Тамбовской области на 2002−2004 годы»)
  29. Программа социально-экономического развития Астраханской области с учетом удвоения ВРП на 2005- 2007 годы
  30. Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года
  31. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 2010 годы // www.tatar.ru
  32. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002−2004 гг.) (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 г.)
  33. Стратегия развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу (краткая версия) // www.economy.astrobl.ru
  34. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года // www.government.nnov.ru
  35. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004−2010 гг. Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2004
  36. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на 2004−2007 годы «От выживания к благополучию» (утверждена постановлением Администрации Ярославской области от 23.06.2004 г. № 93)
  37. Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года // www.midural.ru
  38. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Астраханской области на 1997−2000 гг.» утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.01.1997 г. № 47
  39. , Л.И. Логика экономического роста / Л. И. Абалкин. М.: Ин-т экономики РАН, 2002
  40. , Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 2
  41. , А.А. Проблемы управления структурными преобразованиями и инновационной деятельностью в регионах / Под рук. В. Г. Колосова. СПб.: Политехника, 2002
  42. , А.Н. Анализ макроструктурной перестройки экономики / А. Н. Анисимов. М.: НАУКА, 1993
  43. , А. Проблемы структурной перестройки экономики / А. Арцишевский, Б. Райсберг // М.: Экономист, 2000. № 1
  44. Астраханская область: краткий сб. аналит. материалов / Федеральная служба гос. статистики Астраханьстат. Астрахань, 2003
  45. Астраханская область: краткий сб. аналит. материалов / Федеральная служба гос. статистики Астраханьстат. Астрахань, 2004
  46. Астраханская область: краткий сб. аналит. материалов / Федеральная служба гос. статистики Астраханьстат. Астрахань, 2005
  47. , Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. -М., 1997
  48. , В.В. Курс лекций по территориальной организации населения: учеб. пособие / В. В. Бакулин, Л. А. Краснова. М.: Инфра-М, 2000
  49. , Р.Л. Имитационное моделирование структурных сдвигов на основе балансовых моделей / Р. Л. Болдырев, И. Б. Руссман, И. Н. Щепина // Экономическая наука современной России. 1999. — № 4
  50. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна М.: Изд-во ин-та новой экономики, 2002
  51. , А.И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. М.: Юнити-ДАНА, 2002
  52. Гапоненко, A. J1. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: учеб.-метод. Пособие / A.JI. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: Изд-во РАГС, 1999
  53. , М.И. Государственная промышленная политика как инструмент экономического роста / М. И. Гельвановский // Промышленная политика как инструмент экономического роста. 1998. — № 2 (69)
  54. , С.Ю. Бедность / С. Ю. Глазьев. М.: ТЕРРА, 2003
  55. , С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Ю. Глазьев. М.: ВлаДар, 1993
  56. , В.В. Математические методы и модели для менеджмента / В. В. Глухов. СПб., 2005
  57. Государственная политика промышленного развития. От проблем к действиям / под ред. B. J1. Макарова, Е. М. Примакова. М.: Наука, 2004
  58. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. М.: Экономика, 2000
  59. Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран: научные тр. Ин-та экономики переходного периода / под ред. Н. Главацкой, К. Лариной, И. Устиновой. М.: Изд-во ин-та экономики переходного периода, 1999
  60. , А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2001
  61. , Е.С. Обоснование и выбор приоритетов инвестирования в экономике региона / Е. С. Губанова. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002
  62. , Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман. М., 2002
  63. , А.И. Региональные пропорции воспроизводства / А. И. Добрынин. Л., 1977
  64. , Н.И. Государственное управление региональным хозяйством / Н. И. Дорогов. Иваново, 1998
  65. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Питер Ф. Друкер. -М.: Вильяме, 2000
  66. Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ -Парламенту РФ. 10.05.2006 г.
  67. , А.А. Управление, экономика и финансы региона: состояние и перспективы: монография / А. А. Жилкин и др. Астрахань: Астраханский университет, 2005
  68. , Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей / Б. С. Жихаревич. СПб., 1995
  69. , А. Оптимальная экономическая политика для России / А. Илларионов // Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. -М., 2001
  70. , Ф. Системное управление в 90-е годы / Ф. Капра // Проблемы теории и практики управления. 1991.-№ 4
  71. , Е.П. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. 4.1 / Е. П. Карлина, Т. Н. Максимова. Астрахань, Волга, 2003
  72. , Р.Б. Что знают экономисты. Основы экономической политики на 1990-е годы и в перспективе / Р. Б. Карсон. М., 1993
  73. , Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. М., 1993
  74. , В.В. Территориальная организация производства / В. В. Кистанов. М.: Экономика, 2000
  75. , В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации / В. В. Климанов. М.: Эжиториал УРСС, 2000
  76. , Е.Г. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / Е. Г. Коваленко. СПб.: Питер, 2005
  77. , Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента / Н. А. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 2000
  78. , Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев. -М.: Экономика, 1992
  79. Концепция формирования и реализации современной промышленной политики. М.: Изд-во ин-та проблем национального производства, 2002
  80. , Т.Г. Экономическая устойчивость региона: теоретические вопросы и практические исследования / Т. Г. Краснова. Красноярск, 1999
  81. , Б. Нужна ли России промышленная политика / Б. Кузнецов // Прямые инвестиции. 2003. — № 3
  82. , Л.И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Л. И. Ларина, А. А. Кисельников. М., 1998
  83. , В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: УРСС, 1997
  84. , В. Экономическое эссе / В. Леонтьев. М.: Политиздат, 1990
  85. , В. Реструктуризация промышленности в условиях экономического кризиса / В. Логинов, И. Курнышева // Вопросы экономики. -1996.-№ 11
  86. , B.C. Производственный потенциал: оценка, управление / B.C. Лосев. Хабаровск: Риотип, 1998
  87. , В.Л. Вычислимая модель российской экономики (RUSEC) / В. Л. Макаров. М.: ЦЭМИ РАН, 1999
  88. , К. Экономикс / К. Макконел, С. Брю. М.: Республика, 1993
  89. , Н.Н. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Н. Н. Михеева. Хабаровск: РИОТИП, 2000
  90. , Г. Н. Принципы экономике / Г. Н. Мэнкъю. СПб.: ПитерКом, 1999
  91. , Р.А. Астраханский регион и интересы России в Прикаспиии: (территориальный аспект размещения и научного управления развитием производительных сил) / Р. А. Набиев. Астрахань, 2000
  92. , П.М. Менеджмент региональной системы / П. М. Нестеров. -М., 2002
  93. Новая программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003−2005 гг.). М.: Изд-во Минэкономразвития России, 2002
  94. Об итогах социально-экономического развития за 2004 год и задачах Элономической политики Правительства Российской Федерации за 2005 год. -М.: Изд-во Минэкономразвития России, 2005
  95. Опыт формирования и реализации современной промышленной политики в развитии страны. М.: Изд-во ин-та мировой экономики и международных отношений, 2002
  96. , В.П. Государственное регулирование национальной экономики / В. П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2 000 960 состоянии экономики Астраханской области в 1991 2003 гг.: комплексный аналитический доклад / Астрахан. обл. комитет гос. статистики. -Астрахань, 2004
  97. , В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм / В. М. Полтерович. М., 1990
  98. , В.Е. Структурная перестройка промышленности крупного города: сущность, цели, управление / В. Е. Рохчин, А. Е. Половинкин. СПб.: ИСЭП РАН, 2000
  99. , В.И. Теоретические основы регионально-отраслевого управления социалистической экономикой / В. И. Сигов. JL, 1989
  100. Слова и дела Губернатора Астраханской области. Астрахань, 2003
  101. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 1999 году / Администрация Астрахан. области. Астрахань: Волга, 2000
  102. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2000 году / Администрация Астрахан. области. Астрахань: Волга, 2001
  103. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2001 году / Администрация Астрахан. области. Астрахань: Волга, 2002
  104. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2002 году / Администрация Астрахан. области. Астрахань: Волга, 2003
  105. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2003 году. (Вып. 10) / Администрация Астрахан. области. Астрахань: Волга, 2004
  106. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2004 году / Администрация Астрахан. области. Астрахань: Волга, 2005
  107. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2005 году // www.economy.astrobl.ru
  108. Статистический ежегодник Астраханской области / Астрахан. обл. комитет гос. статистики. Астрахань, 2004
  109. Статистический ежегодник Астраханской области / Астрахан. обл. комитет гос. статистики. Астрахань, 2005
  110. , Д.Ю. Экономика государственного сектора / Д. Ю. Стиглиц. -М.: МГУ, 1997
  111. Стратегия развития России на период до 2010 г. М.: Изд-во Минэкономразвития России, 2000
  112. , С.С. Как управляют промышленным развитием России / С. С. Сулакшин // Партнер. -2004. № 3
  113. , В.Н. Методы статистического анализа в управлении: учеб. пособие / В. Н. Сулицкий. М.: Дело, 2002
  114. , К.А. Формирование и реализация региональной промышленной политики / К. А. Титов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003
  115. Торгово-промышленная палата РФ. Государственная промышленная политика: проблемы формирования и реализации / Примаков Е. М. М., 2003
  116. , С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 1993
  117. , И.Г. Методы оптимизации в теории управления / И. Г. Черноруцкий. СПб., 2004
  118. , С. JT. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития: учебник / С. Л. Чернышев. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003
  119. Чуб, Б. А. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан / Б. А. Чуб, А. В. Бандурин. М.: Наука и экономика, 1998
  120. , Ф.И. Основы теории государственного управления, учебник для вузов / Ф. И. Шамхалов. М., 2003
  121. , Л.Р. Формирование промышленной политики территориально-производственных комплексов (на примере Астраханской области): дис. канд. экон. наук / Л. Р. Шафикова. Астрахань, 2004
Заполнить форму текущей работой