Развитие личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
Диссертация
Анализ личностной рефлексии и становления воли в контексте психического и личностного развития в подростковом и юношеском возрастах позволяет предположить, что они непосредственно связаны с физическим образом «Я» (физическим компонентом «Я» концепции), направлены на его совершенствование и изменение. Физические качества и умения, свободное владение своим телом представляют одну из престижных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1.
- Особенности развития самосознания в подростковом и юношеском возрастах
- 1. 1. Личностная рефлексия в подростковом и юношеском возрасте
- 1. 1. 1. Психологические особенности подросткового и юношеского возрастов. И
- 1. 1. 2. Понятие рефлексии в современных науках о человеке. Личностная рефлексия в подростковом и юношеском возрасте
- 1. 1. 3. Развитие волевой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте
- 1. 2. Образ физического Я в подростковом и юношеском возрасте
- 1. 2. 1. Проблема телесности в восточной и западной традициях
- 1. 2. 2. 0. сновные направления телесно-ориентированной терапии
- 1. 2. 3. Особенности формирования физического образа Я в подростковоюношеском возрасте
- 1. 2. 1. Проблема телесности в восточной и западной традициях
- 1. 1. Личностная рефлексия в подростковом и юношеском возрасте
- 2. 1. Экспериментальное исследование личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
- 2. 1. 1. Организация исследования, описание методик
- 2. 1. 2. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования
- 3. 1. Формирующий этап экспериментального исследования личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
- 3. 1. 1. Подготовительный этап формирующего эксперимента
- 3. 1. 2. Основной этап формирующего эксперимента
- 3. 1. 3. Заключительный этап формирующего эксперимента
- 3. 2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования
- 3. 2. 1. Обобщенные результаты контрольного этапа исследования в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрастах
- 3. 2. 2. Характеристика развития волевых качеств личности и рефлексивного самоанализа в подростковом и юношеском возрасте
- 3. 2. 3. Психологические условия развития личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
Список литературы
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.- 688с.: ил.
- Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2000-С.263−317.
- Анненкова Н.В. Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2004.- 24с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975.-446с.
- Антипов Г. А. К вопросу об уровнях рефлексии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.- Новосибирск, 1986.- С.32−33.
- Апарин В.Ю. Влияние психофизиологических показателей на безопасность и успешность обучения воинскому искусству каратэ: Дис.. канд. пед. наук в форме науч. докл.: 27.00.06.-СП6., 2003.-85с.: ил.
- Аронова Е.В. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2004.-25с.
- Асмолов А.Г. Невербальная коммуникация и восстановительное воспитание личности// По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М: Смысл, 2002.-С.365−376.
- Барцалкина В.В. О взаимосвязи самосознания и формирования рефлексии в онтогенезе// Проблемы логической организациирефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.-Новосибирск, 1986 .- С.232−234.
- Ю.Баскаков В. Ю. Танатотерапия// Бюллетень Ассоциации телесно -ориентированных психотерапевтов.- 2004.- № 5.- С. 12−22.
- П.Башев В. В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: Дис.. к-та психол. наук: 19.00.13.-М., 2000.- 158с.: ил.
- Березкина Орлова В., Ченцова Г. Что такое биосинтез?//Энергия и характер.- 1998. — № 1. -С.4−13.
- Н.Бернс Р. Я-концепция и воспитание. М., 1986.- С.32−112.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966, — 349с.
- Боаделла Д. Моторные поля как основные паттерны потоков движений полей// Энергия и характер. 2002. — № 2. — С.3−21.
- Богданова Д.Я. Осознавание движений в процессе овладения двигательными навыками// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.518−526.
- Богданова Д.Я. Двигательные ощущения у школьников// Физическая культура в школе 1966.-№ 5.-С.91−98.
- Бондарева И.В. Исследование взаимосвязи психических и физических составляющих структуры личности и возможности целенаправленной их коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук Киев, 1991. — 15с.
- Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии СПб.: Питер, 2001.- 352 с.
- Бриганти К. Дышащее тело// Энергия и характер. 1998. — № 1. -С.13−19.
- Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.- М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.- 376с.
- Быховская И.В. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии).- М.: ФОН, 1997.-209с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-2-е междунар. изд.-СПб.Литер, 2001.-352с.:ил.
- Васильев JI.C. История Востока: В 2 т.-М.:Высш. шк., 1997.-Т.1−2.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Уч. пос.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Ось-89, 2005.- 256с.
- Веховски А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия// Энергия и характер.- 1998. № 1. -С.20−28.
- Веховски А. Телесная психотерапия и глубинные направления психотерапии: аспекты взаимодействия двух традиций// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2004.- № 5-С.45−52.
- Воробьева Е.А., Гатина С. В. Двигательная коррекция детей с отклоняющимся развитием// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.-2002. № 2 .- С.22−34.
- Воронов И. Психотехника для боя// Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок.-М. :АСТ- Минск: Харвест, 2002.-С.357−361.
- Воронов И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств: Дис.. д-ра психол. наук: 13.00.04.- СПб., 2005.- 481с.: ил.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т.-Т.4.-М., 1984.
- Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка// Возрастная психология. СПб.: Питер, 2005.-С.183−187.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика Пресс, 1996.-536с.
- Выготский Л.С. Психология.-М.:ЭКСМО-Пресс, 2002.-1008с.
- Гагаева Г. М. Роль слова в процессе формирования двигательных навыков в спорте// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.526−530.
- Гагаева Г. М. Двигательные восприятия и их значение в обучении физическим упражнениям// Психология спорта. М. Д959.-С.250.
- Газарова Е.Н. Психология телесности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 192с.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособ. для студ. вузов.-М.: Высшая школа, 2002.-400с.
- Ган М. П. Планета Подросток.- М.: Комментарий, 2003.- 40 с.
- Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития/ Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2004.-160с.
- Горев В.В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2003.-18с.
- Горелов И.И. Боевые искусства мира.- Йошкар-Ола .-1994.- 560с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2001.- 464с.: ил.
- Гурова Л.Л. Интуиция и формализация рефлексивных процессов// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез.докл.и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.- Новосибирск, 1986.- С.34−35.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1983.
- Гуткина Н.И. Разделение рефлексии на виды при экспериментальном изучении// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г. Новосибирск, 1986.- С.45−46.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков/ Под. ред. С. А. Беличевой.-М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.- 184с.
- Долин А.А., Попов Г. В. Традиции упгу.-Красноярск: Прометей, 1990.-127с.
- Донских О.А. Предпосылки рефлексии в мифологическом сознании// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.- Новосибирск, 1986.-С.26−27.
- Дорменко А.В. Шотокан каратэдо: Исторический обзор.- М.: НФТШК, 1993.-61с.
- Еременко С. Путь война// Мусаси М. Книга пяти колец: Трактаты.-Спб.: Азбука-классика, 2004.-С.5−18.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности.- 3-е изд., испр.- М.: Педагогическое общество России, 2002.-512с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Изд-во УРАО, 1998, — 144с.
- Иванов Катанский С. Комплекс энергетических и дыхательных упражнений// Иванов- Катанский С. Техника выхватывания и метания холодного оружия: Иай-дзюцу и сюрикен-дзюцу. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.- С.59−72.
- Ивонин Ю.Л. Информационный аспект рефлективного акта// Проблемы логики организации рефлексивных процессов: Тез. док. и сообщ. к науч.-мет. конф. 2−4 декабря 1986 г. Новосибирск, 1986.- С. 22−23.
- Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ, пособие/ Под ред. В. Т. Кондратенко.- М.: Институт Психотерапии, 2001.- 176с.
- Идентичность: Хрестоматия/ Сост. Л. Б. Шнейдер. М.:МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.- 272с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства.-СПб.: Питер, 2001.-752с. :ил.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.-СПб.: Питер, 2002 .- 544с. :ил.
- Ильин Е.П. Психология воли.-СПб.: Питер, 2002.- 288с.: ил.
- Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.07/ Акад. повышен, квал. и переподг. раб-ков обр-я Мин. Обр-я Рос. Фед.- М., 2002.- 280с.
- Кайдаковская И.А. К вопросу об истоках рефлексивного процесса// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г. Новосибирск, 1986.- С. 230−231.
- Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003,-640с.: ил.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- М.: Медицина, 1985.- 303с.
- Катин В. Мой дух моя крепость// Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок -М.:АСТ — Минск: Харвест, 2002.-С.349−356.
- Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/Барнаульский гос. пед. ун-т.-М., 2002.-232с.
- Киселева J1.A. Телесно-ориентированная психотерапия// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2001. № 1.-С.23−27.
- Киселева JI.A. Биосинтез как способ личностного роста и целостного развития// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2002.-№ 3.-С.20−28.
- Кнастер М. Мудрость тела/ Пер. с англ. М.: Эксмо, 2002. — 496с., илл.
- Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие.-М.: Институт Психотерапии, 2003 .-302с.
- Козлов В.В. Тело центр личного космоса// Я встретил Вас и все. Проблема «заземления» чувств в русском теле: Матер, тематич. конф. по телесно — ориентированной терапии 26 -28 мая 2000 г.-М., 2000.-С. 9−18.
- Колесов С.Г. Влияние соматического фактора на структурирование личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998, — 19с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психологическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.- 480с.: ил.
- Колошина Т.Ю. Возможности использования чакрального подхода в парадигме биосинтеза// Энергия и характер. 2002. — № 2. — С.97−111.
- Колошина Т.Ю., Тимошенко Г. В. Марионетки в психотерапии. -М.: Институт психотерапии, 2001.-192с.
- Комарова О.Н. Отношение интеллектуальных характеристик и волевых свойств в структуре личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2002.- 24с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.-С.15−33.
- Кон И. С. Загадка человеческого «Я"//Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/ Сост. Л. В. Куликов.-СПб. Литер, 2000.- С.366−372.
- Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ, 1996.-С.239- 248.
- Кондратенко В.Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия: Руководство для врачей.- 5-е изд., испр.- М.: Институт Психотерапии, 2001.- 464с., ил.
- Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования: Монография. Красноярск: Красноярский ун-т, 1994, — 142с.
- Кравцов Г. Г. Формирование личности в процессе обучения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук.-М.: ПИ РАО, 1995.-37с.
- Кравцов Г. Г. Психологические средства личности// Культурно-историческая психология развития: Материалы первых чтений, посвящ. памяти Л. С. Выготского, Москва, 15−17 ноября 2000 г./ Под ред. И. А. Петуховой ,-М.:Смысл, 2001.-С. 162−174.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.: Педагогика, 1991.- 152с.
- Кравцова Е.Е. Культурно исторические основы зоны ближайшего развития// Психологический журнал.-2001.-Т.22.-№ 4,-С.42−50.
- Кравченко Ю.Е. Когнитивное опосредствование в процессе становления высших форм эмоций: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/Российский гос. гуманит. ун-т. М., 2004.-218с.
- Крайг Г. Психология развития.- 7-е междунар. изд.- СПб.: Питер, 2003.-992с.: ил.
- Краткий психологический словарь/ Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431с.
- Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах.-М.: Профит Стайл- ЧИТРА, 2003.-208с.
- Кузьмина Е.И. Рефлексивно деятельностный анализ феномена свободы личности: Автореф.дис.. д-ра психол. наук.- М., 1999.- 45с.
- Кузьмина Е.И. Рефлексивно деятельностный анализ феномена свободы личности: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/М., 1999.-459с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебн. пособие.-3-е изд., испр.- М.: УРАО, 1997.-176с.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника: Учебн. пособие для студентов и преподавателей.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.-176с.
- Кулиш О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. -возрасте: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/ Российский гос. гуманит. ун-т. М., 2005.- 213с.
- Кучеренко Г. А. Формирование двигательной культуры младшего школьника в процессе учебной деятельности// Возрастная психология.-СЦб.: Питер, 2005.-С.160−164.
- Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб.:Питер, 2002.-224с.:ил.
- Ладенко И.С. Методологическая концепция рефлексии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез.докл. и сообщ. к науч.-мет. конф. 2- 4 декабря 1986 г. Новосибирск, 1986. С.10−11
- Леоигард К. Акцентуированные личности.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.-544с.
- Леоненко Е., Тимошенко Г. Метафора и телесная метафора в психотерапии: опыт осмысления и систематизации// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.-2004.- № 6-С.33−57.
- Летуновский В.В. Работа с телом в экзистенциальной терапии// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2003. № 4.-С.35−53.
- Лефевр В.А. Рефлексия.- М.: Когито Центр, 2003.- 496с.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений.- М.: Академия, 2001.-256с.
- Линецкий Ю.Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2004, — 22с.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков,— М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 416с.
- Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ.-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.-208с.
- Лурия А.Р. К вопросу о формировании произвольных движений ребенка// Доклады АНП РСФСР, № 1, 19 576, — С. 79.
- Люрья Н.И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1997.-22с.
- Лысенко В.В. Стиль саморегуляции у достигающих лиц при обучении саногенной рефлексии.-М.: Изд-ль Штыкова, 2001.- 170с.
- Максимова Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-576с.
- Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога.-М.:Эксмо, 2005 .-992с.
- Малков Н.Е. Индивидуальное различие в образовании двигательных навыков у старших школьников// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.544−549.
- Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений.- М.: Академия, 2002.- 544с.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие.- СПб.: Речь, 2005.- 176с.
- Матвеева Л.Г. Становление профессиональной идентичности клинического психолога: Доп. прогр. канд. псих. наук: 19.00.01/Рос. гос. гум. ун-т.- М., 2003.- 19с,
- Минченков А.В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. СПб.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.-409с.
- Монахова И.А. Психологические особенности самопонимания в старшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2002.-18с.
- Морозова И.С. Личность и саморегуляция деятельности. -Кемерово, 2000.-80с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека.- М.: Наука, 2001. 192с.
- Мудрик А.В. Общение в юношеском возрасте// Возрастная психология.- СПб.: Питер, 2005.-С.207−215.
- Мусаси М. Книга пяти колец: Трактаты/ Пер. с яп. А. Б. Никитина, А. Г. Фесюнина. СПб.: Азбука — классика, 2004, — 256с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1998. — 456с.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности.- М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.- 640с.
- Набережнева М.А. Психологические условия развития рефлексивной культуры практического психолога образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005.-21с.
- Никитин В.Н. Психология телесного сознания.- М.: Алетейа, 1999.- 488с.: ил.
- Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость.- СПб., 2000.- с. 25.
- Огурцов А.П. Логические процедуры исследования рефлексивных процессов// Проблемы логики организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч. мет. конф. 2−4 декабря 1986 г. — Новосибирск, 1986. — С.15−17.
- Олесик A.M. Особенности образа Я в старшем подростковом возрасте// Культурно историческая психология развития: Материалы первых чтений, посвящ. памяти Л. С. Выготского, Москва, 15−17 ноября 2000 г./Под ред. И. А. Петуховой. -М.: Смысл, 2001.-С.190−192.
- Олесик A.M. Психологические характеристики самосознания современных подростков: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/ Российский гос. гуманит. ун-т. М., 2002.- 220с.
- Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 512с.
- Основы физиологии человека: В 2-х т./ Под ред. Ткаченко.-СПб., 1994.-566с.
- Поливанова К.Н. Психологические условия формирования действия контроля у младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1983.- 23с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.-184с.
- Попрядухина Н.Г. Особенности творческого мышления младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2002.- 16с.
- Практикум по возрастной психологии/ Под ред.Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.-СПб.: Речь, 2001.-668с.: ил.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -304с.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки).-М.: ВиМ, 1996.-400с.: ил.
- Протасова Н.И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.- М., 1999.-23с.
- Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой.-СПб.: Речь, 2004.- 256с.
- Психологические тесты/ под ред. А. А. Карелина: В 2 т.-М.: ВЛАДОС, 1999,-т. 1.-312с.: ил.
- Психология подростка: Учебн. пособие /Под ред. А. А. Реана. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-480с.
- Психология современного подростка/ Под ред. Л. А. Регуш.-СПб.: Речь, 2005.-400с.
- Психология самосознания: Хрестоматия/ Ред.-сост. Д. Я. Райгородский.- Самара: БАХРАХ-М, 2003 .-672с.
- Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е. П. Ильин. СПб.:Питер, 2003.- 384с.:ил.
- Пуни А.Ц. О чувственных и логических компонентах двигательной деятельности спортсмена// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.549−565.
- Пуни А.Ц. Тренирующее действие представления движений// Теория и практика физической культуры.-№ 9.-1969.-С.11−14.
- Равинская М. Телесность, как тропа к познанию//Я встретил Вас и все. Проблема «заземления» чувств в русском теле: Матер, темат. конф. по телесно ориентированной терапии 26- 28 мая 2000 г.-М., 2000.-С.6−8.
- Растянников А.В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве.- М.: ПЕРСЭ, 2002.-320с.
- Ратти О., Уэстбрук А. Тайны древних цивилизаций. Самураи.-М.: Эксмо, 2004.- 640с.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии.-СПб.: Речь, 2001.-416с.
- Российская телесно ориентированная психотерапия в лицах.-М., 2004.-194с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.- 423с.
- Рудик П.А. Двигательные навыки в спорте// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.563−565.
- Рудик П.А. Психологические особенности двигательных навыков и их значение в обучении и спортивной тренировке// Проблемы психологии спорта. -М., 1960.-С.27−39.
- Руководство по телесно- ориентированной терапии.- СПб.: Речь, 2000.-256с.
- Савинкова JI.A. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Новосибирск, 2000. 18с.
- Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия/ Ред.-сост. Д. Я. Райгородский .-Самара: БАХРАХ-М, 2003 .-656с.
- Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ).- М.: Институт Психотерапии, 2001.- 336с.
- Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. М.: Класс, 2005.-592с.
- Сафошин А.Н. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста: на примере каратэ: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04.-М., 1999.- 195с.: ил.
- Сахарова Н. Моторные поля в биосинтезе и живое движение в биомеханике// Бюллетень Ассоциации телесно ориентированных психотерапевтов.-2002.- № 3.- С.12−19.
- Свободное тело/ Ред. сост. В. Ю. Баскаков. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.-224с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.-232с.: ил.
- Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2005.-250с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии СПб.: Речь, 2001.- 350с., ил.
- Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч. мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.- Новосибирск, 1986.-С.12−14.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф.. д-ра психол. наук.- М., 1994.-c.78.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М., 1989.- С. 13−95.
- Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий/ Под ред. С. А. Беличевой.-М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.-197с.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Организация и развитие рефлексивных процессов// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.-Новосибирск, 1986 .-С.45−46.
- Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983, — С. 15−108.
- Сурмава А.В. Идея рефлексивности в теоретической психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2004.- 24с.
- Сысоева И.В. Психологические особенности творчества в раннем юношеском возрасте// Культурно-исторический подход и проблемы творчества: Материалы третьих чтений, посвящ. памяти JI.C. Выготского, Москва, 17- 20 ноября 2002 года/ Под ред. Е.Е.
- Кравцовой, В.Ф. Спиридоновой, Ю.Е. Кравченко. М., 2003.-С.145−149.
- Сысоева И.В. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте (на материале обучения в 10−11 классах): Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/ РГГУ.- М., 2003.-189с.
- Торп Д. Трансформирующее дыхание как способ интеграции сильных чувств// Я встретил Вас и все. Проблема «заземления» чувств в русском теле: Матер, темат. конф. по телесно-ориентированной терапии 26 28 мая 2000 г.- М., 2000.- С22−28.
- Троек В.А. Повышение психосоциальной адаптации подростков специальными физическими упражнениями: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04.- Краснодар, 1998.-227с.: ил.
- Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.-287с.
- Тульвисте П., Тульвисте Т. О причинах появления в мышлении рефлексии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч. -мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.-Новосибирск, 1986.- С.24−25.
- Уляева JIT. Динамика образа Я и мотивации в процессе занятий таэквон-до: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1999.-22с.
- Фельденкрайз М. Сознание через движение: двенадцать практических уроков.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.- 160с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе// Вопросы психологии.- 1985.- № 6.- С.26- 37.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.-М.:Инст-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512с.
- Фещенко Е.К. Возрастно-психологические особенности самооценки волевых качеств личности: Дис.. канд. псих, наук: 19.00.13.- СПб., 1999.- 136с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1987.-184с.: ил.
- Формирование личности старшеклассника/ Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: Педагогика, 1989.- 168с.: ил.
- Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. -5-е изд.-М.: Политиздат, 1987.-590с.
- Хайянен Е.В. Условия становления личностной рефлексии в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2005.-23с.
- Хандогин В. А. Мифологическое пространство новой российской хатха-йоги: мужская версия// Бюллетень Ассоциации телесно ориентированных психотерапевтов.- 2004. — № 5.- С.23−44.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений.- М.: Академия, 2001 .-224с.
- Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр.-М.: Академия, 2005.-160с.
- Цымбал А. Работа с телом как путешествие к целостности// Я встретил Вас и все. Проблема «заземления» чувств в русском теле: Матер, тематич. конф. по телесно ориентированной терапии 26−28 мая 2000 г.-М., 2000.-С.47−51.
- Черникова О.А. Волевые действия в спорте// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.585−588.
- Шабельников И.В. Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъектные позиции и статус подростков июношей в группе: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01./ РГГУ.- М., 2003.-132с.
- Шемшурин А.А. Развитие рефлексивных способностей младших подростков: Автореф.. к-та психол. наук.- М., 2005.-22с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2001.- 656с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фельдштейна.-2-е изд.-М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416с.
- Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: JIEHATO, ACT, 1996.-592с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. -М.: Прогресс, 1996.-344с.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал.-1994.-№ 1.- С.35−52.
- Flouri Е., Buchanan A. What predicts fathers' involvement with their children? A prospective study of intact families// British Journal of Developmental Psychology. 2003. — № 3. — p. 81 -98.
- Henwood K., Procter J. The 'good father': Reading men’s accounts of paternal involvement during the transition to first time fatherhood// British Journal of Social Psychology. — 2003.-№ 42 — p. 337−355.
- Keleman S. Somatic reality: Bodily experience & emotional. -Berkeley (Calif.): Center press, 1979.- 120.
- Lewis Y. The self as a moral concept// British Journal of Social Psychology. 2003. — № 42, — p. 225 -237.
- Miller A. The untouched key. N.-Y., 1990.-p. 3 — 170.
- Myrtek M. Constitutional psychophysiology: Research in review. -Orlando: Acad. Press, 1984.- 399.