Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ личностной рефлексии и становления воли в контексте психического и личностного развития в подростковом и юношеском возрастах позволяет предположить, что они непосредственно связаны с физическим образом «Я» (физическим компонентом «Я» концепции), направлены на его совершенствование и изменение. Физические качества и умения, свободное владение своим телом представляют одну из престижных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Особенности развития самосознания в подростковом и юношеском возрастах
    • 1. 1. Личностная рефлексия в подростковом и юношеском возрасте
      • 1. 1. 1. Психологические особенности подросткового и юношеского возрастов. И
      • 1. 1. 2. Понятие рефлексии в современных науках о человеке. Личностная рефлексия в подростковом и юношеском возрасте
      • 1. 1. 3. Развитие волевой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте
    • 1. 2. Образ физического Я в подростковом и юношеском возрасте
      • 1. 2. 1. Проблема телесности в восточной и западной традициях
        • 1. 2. 2. 0. сновные направления телесно-ориентированной терапии
      • 1. 2. 3. Особенности формирования физического образа Я в подростковоюношеском возрасте
  • Глава 2.
  • Особенности личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах
    • 2. 1. Экспериментальное исследование личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
      • 2. 1. 1. Организация исследования, описание методик
      • 2. 1. 2. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования
  • Глава 3.
  • Развитие личностной рефлексии в системе телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений в подростковом и юношеском возрастах
    • 3. 1. Формирующий этап экспериментального исследования личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
      • 3. 1. 1. Подготовительный этап формирующего эксперимента
      • 3. 1. 2. Основной этап формирующего эксперимента
      • 3. 1. 3. Заключительный этап формирующего эксперимента
    • 3. 2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования
      • 3. 2. 1. Обобщенные результаты контрольного этапа исследования в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрастах
      • 3. 2. 2. Характеристика развития волевых качеств личности и рефлексивного самоанализа в подростковом и юношеском возрасте
      • 3. 2. 3. Психологические условия развития личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
  • Выводы

Развитие личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования связана с тем, что подростковый возраст занимает особо важное место в общем процессе онтогенеза. Его следует рассматривать не просто как очередной возрастной период, а как особую фазу психического развития, фазу перехода от детства к взрослости (Фельдштейн Д.И., 1983). Данный период всегда привлекал внимание исследователей (Ковзанадзе К., 1966; Краковский А. П., 1966; Лукин Н. С., 1967; Волков В. В., 1976; Щекочихин Ю. П., 1979; Беличева С. А., 1984; Галузо П. Ю., 1986; Цветкова Р. И., 1990; Кондратенко В. Т., Чернявская А. Г., 1991; Горшенин Л. Г., 1993; Егорова В. Н., 1999; Cohen Y. А., 1964; Gardner J.E., 1983 и др.), но полной ясности в вопросах психического и личностного развития в этом периоде не существует. Достаточно сказать, что нет общепринятой трактовки ведущей деятельности и центрального новообразования подросткового возраста. В то же время, в психологической литературе с достаточной полнотой описаны существенные особенности подростков и характерные для этого возраста поведенческие проявления.

Впервые именно в подростковом возрасте возникает устойчивый интерес к собственной внутренней жизни, интенсивно развиваются способности самопознания и делаются определенные попытки в плане самовоспитания и сознательного строительства собственной личности (Божович Л.И., 1972; Лозоцева В. Н., 1982; Кон И. С., 1984; Алексеев В. А., 1985; Прихожан A.M., Гуткина Н. И., 1987 и др.). В работах Э. Эриксона (1996) центральная характеристика подросткового возраста связана с понятием Эго-идентичности, складывающейся у подростков в результате прохождения ими на данном этапе психологического кризиса. Подростковый период традиционно считается одним из самых критических моментов в психическом развитии личности.

По словам JI.C. Выготского (1984), на протяжении сравнительно небольшого срока происходят значительные изменения в структуре личности подростков. Во многих исследованиях отмечается, что в этом возрасте проявляется активный интерес к своему внутреннему миру. Подросток все больше обращается к мысли о собственной личности (т.е. формирующаяся личность подростка оказывается в центре его внимания, становится одним из центральных интересов). Подобную особенность возраста JI.C. Выготский обозначил как эгодоминантную (эгоцентрическую). Стремление познать себя, стремление к целенаправленному самовоспитанию и развитию, желание войти в мир взрослых составляют основную характеристику подросткового возраста (Юркевич B.C., 1984; Алексеев В. А., 1985; Прихожан A.M., 1987; Цукерман Г. А., Мастеров Б. М., 1995; Поливанова К. Н., 2000 и др.- Берне Р., 1986; Эриксон Э., 1996 и др.).

В подростковом и юношеском возрасте особую роль играет рефлексия, выступающая в роли важнейшего инструмента психического и личностного развития, одного из важнейших механизмов самосознания (Драгунова Т.В., 1967, Фельдштейн Д. И., 1983, Кон И. С., 1984, Гуткина Н. И., 1983,1986; Прихожан A.M., 2000, Линецкий Ю. Л., 2004 и др.). Мы придерживаемся понимания «личностной рефлексии» как процесса самопознания субъектом своих психических актов и состояний. Личностная рефлексия способствует самоанализу и самоосознанию человека, когда учитываются не только его собственные потребности и переживания, но также потребности и переживания других людей.

Согласно периодизации психического развития, разрабатываемой Г. Г. Кравцовым и данным, полученным в исследовании И. В. Сысоевой (2003), центральным новообразованием подростка является личностная рефлексия, в то время как в юношеском возрасте ее сменяет воля, которая впоследствии становится произвольной, что свидетельствует об окончании детского и начале взрослого онтогенеза. Воля в этом подходе определяется как осознанная и осмысленная инициатива. Воля выступает как инструмент осуществления свободного действия. Личностная рефлексия важнейшая составляющая воли, обеспечивающая осознанность и осмысленность инициативного действия. Произвольность и волю, согласно JI.C. Выготскому, отмечает непосредственно переживаемое чувство свободы, которое подразумевает ответственность за свои действия и поступки.

Анализ личностной рефлексии и становления воли в контексте психического и личностного развития в подростковом и юношеском возрастах позволяет предположить, что они непосредственно связаны с физическим образом «Я» (физическим компонентом «Я» концепции), направлены на его совершенствование и изменение. Физические качества и умения, свободное владение своим телом представляют одну из престижных областей в подростково-юношеской среде, поскольку они, с одной стороны влияют на восприятие подростков и юношей окружающими и на их социальный статус, а, с другой стороны, могут рефлексироваться, контролироваться и изменяться самими подростками и юношами. Подростки и юноши активно интересуются и занимаются тем, что можно назвать самостроительством и поиском себя, своей идентичности, начав с самого фундамента своей личности — с внешнего, телесного образа себя, в том числе, с динамических характеристик тела и построения движений. Увлечения подростков в этом возрасте часто связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные навыки. Сюда относятся и занятия различными видами спорта, например, восточными единоборствами (Личко А.Е., 1973; Скроцкий Ю. А., 1973). Поскольку физическая сфера человека тесно связана с его психикой (Сеченов И.М., 1952; Рубинштейн С. Л., 1954; Ананьев Б. Г., 1959; Бернштейн Н. А., 1966; Кольцова М. М., 1973; Коссов Б. Б., 1989; Озеров В. П., 2002), то осознание телесных ощущений способствует снятию ограничений активности, спонтанности и внутренней свободы (Александер Ф., 2000; ЛоуэнА., 2000; Фельденкрайц М., 1998; Янов А., 1997).

Основная идея нашего исследования связана с предположением, что условиями формирования центральных новообразований в подростковом и юношеском возрастах могут быть специально организованные занятия по овладению культурой движения в системе телесно-ориентированных тренингов и упражнений, практикуемых на занятиях восточными единоборствами. Рассмотрение взаимосвязи развития личностной рефлексии, воли и физического образа Я, обуславливает актуальность нашего исследования.

Анализ философских и психологических работ, посвященных рефлексии, позволил определить теоретическую основу исследования, концептуальный аппарат, основные подходы к проведению экспериментальных работ по изучению формирования в подростковом и юношеском возрасте личностной рефлексии.

Целью исследования является выявление закономерностей развития личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах.

Объект исследования: процессы развития самосознания в подростковом и юношеском возрастах.

Предмет исследования: психологические особенности становления и развития личностной рефлексии и образа себя в подростковом и юношеском возрастах.

Общая гипотеза: развитие личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах непосредственно связано с овладением культурой движения в системе специально построенного взаимодействия и общения со взрослым и сверстниками.

На основе общей гипотезы сформулированы две частные гипотезы:

1. поэтапное построение занятий в системе телесно-ориентированных тренингов и физических упражнений способствует формированию телесного образа Я и развитию волевой сферы личности в подростково-юношеском возрасте;

2. уровень субъективного контроля и способность к самоанализу у подростков и юношей формируется в процессе овладения культурой движения.

Исходя из цели и гипотезы исследования определяются следующие задачи исследования:

1) Выявить психологические особенности и динамику изменений образа самого себя в младшем подростковом, старшем подростковом и младшем юношеском возрастах.

2) Разработать и осуществить систему телесно-ориентированных психотренингов в рамках занятий восточными единоборствами, направленную на формирование у подростков и юношей личностной рефлексии.

3) Установить психологические условия и закономерности становления и развития личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах.

Методологической основой исследования являются культурно-исторический подход Л. С. Выготского. В работе учитывались закономерности развития личности подростков, установленные в эпигенетической теории Э. Эриксона и в теории деятельности А. Н. Леонтьева, данные современной возрастной психологии и психологии личности (Фельдштейн Д.И., 1983; Поливанова К. Н., 2000; Прихожан A.M., 2000 и др.).

Методы исследования;

Теоретический анализ литературных данных, констатирующий и формирующий (обучающий) эксперименты, метод наблюдения. В работе были использованы: методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), адаптированная для младших подростков (10−13 лет) и для старших подростков и юношей (14−19 лет) — методика, составленная на основе шкалы СПА (шкала социально-психологической адаптированности) для младших подростков, старших подростков и юношейметодика «Незаконченные предложения" — методика самооценки волевых качеств (СВК), разработанная на основе методик Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко («Опросник для самооценки терпеливости», «Опросник для оценки своего упорства», «Опросник для оценки своей настойчивости»), а также «Самооценки волевых качеств студентов-спортсменов» Н. Е. Стамбуловойметодика «Образ физического Я», специально сконструированная система спортивных занятий, направленная на развитие личностной рефлексии. В исследовании использовались для обработки полученных данных статистические пакеты «Statistica 6» (современный пакет статистического анализа, объединяющий компьютерные и математические методы анализа данных) и «SPSS 13.0» (универсальный профессиональный пакет, объединяющий функции ввода и управления данными, статистического анализа и представления результатов). В работе применялись метод ранговой корреляции и критерий U Манна-Уитни.

Научная новизна и теоретическая значимость работы связаны с тем, что в исследовании рассматриваются малоизученные закономерности развития личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах, доказана взаимосвязь центральных новообразований этих периодов, показано влияние телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений на способность к самопознанию и развитию воли, выявлены условия, необходимые для развития личности при переходе от детства к взрослости.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предложен психологически обоснованный личностно ориентированный комплекс физических занятий с подростками и юношами. Использование этого комплекса или принципов, на которых он построен, может служить основанием для усовершенствования методов образовательной и воспитательной работы в этих возрастах. Помимо этого предложенные занятия и тренинги могут помочь в проведении коррекционной работы и реабилитации подростков и юношей, имеющих проблемы с личностным развитием.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов диссертации обусловлены опорой на теоретико-методологический фундамент культурно-исторического подхода, адекватностью исследовательских методик поставленным задачам, использованием современных количественных и качественных способов обработки и анализа экспериментального материала.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Личностная рефлексия, понимаемая как важнейшая способность самосознания и функция волевой сферы, в своем становлении и развитии связана с интернальностью и организацией внутреннего и внешнего контроля, а также с формированиемволевых качеств личности.

2) Овладение культурой движения, в том числе, на специально организованных занятиях восточными единоборствами, может быть адекватным психологическим средством для формирования личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах.

3) Сенситивным периодом для формирования личностной рефлексии является старший подростковый возраст — от 14 до 16 лет.

Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности Института психологии им. JI.C. Выготского РГГУ, на заседаниях областной научно-внедренческой лаборатории психопедагогики образования, на научно-практических конференциях (г. Азов, 2005, г. Белая Калитва, 2006).

Выводы.

Проведенные теоретическое и экспериментальное исследования позволили сделать следующие выводы:

1) Овладение культурой движения является эффективным средством для становления и развития личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах.

2) Овладение культурой движения требует проведения специальных физических занятий и тренингов, в которых особым образом построенное взаимодействие и общение со взрослым и сверстниками является эффективным средством для создания необходимых условий формирования развития психологических предпосылок личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте.

3) Сензитивным периодом для становления личностной рефлексии является старший подростковый возраст (период с 14 до 16 лет). На данном возрастном этапе отмечены максимальные различия по данным исследования между контрольной и экспериментальной выборками, что свидетельствует об особой чувствительности старших подростков к специально организованным воздействиям.

4) Формирование внутреннего образа движений на занятиях спортивного типа у подростков и юношей способствует развитию телесного (физического) образа «Я» как одного из аспектов личностной рефлексии.

5) Личностная рефлексия может рассматриваться как важный механизм развития таких волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрастах как смелость, решительность, самообладание, выдержка, настойчивость, упорство и терпеливость.

6) Спортивные занятия, способствующие развития личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах, предполагают специальные упражнения, требующие концентрации внимания и осознания собственных движений.

7) Существует положительная связь между уровнем развития произвольных и осознанных движений и развитием общей интернальности, интернальности достижений, интернальности неудач, организацией внутреннего и внешнего контроля.

Заключение

.

Одним из важнейших механизмов самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Подростковый возраст является сенситивным периодом в развитии личностной рефлексии, которая уже в юношеском возрасте становится доминирующим видом рефлексии. Характерная черта личностной рефлексии — исследование человеком своего внутреннего мира и поведения в связи с переживаниями других людей, участников конфликта. Личностная рефлексия проявляется как способность переосмысления субъектом составляющих своего самосознания в проблемно-конфликтной ситуации. Овладение культурой движения в системе особым образом построенных телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений способствует развитию личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах. Физические качества и умения, свободное владение своим телом представляют одну из престижных областей в подростковой и юношеской среде, поскольку они влияют на восприятие и социальный статус подростков и юношей. Культура движения предполагает участие произвольной сферы личности, а произвольность соотносится с сознательным управлением, когда человек способен владеть и управлять осознанным движением. Внешняя двигательная активность ведет за собой построение собственной внутренней позиции. Внутренняя произвольность движения предполагает смену состояния сознания, переход на новый рефлексивный уровень, но при этом не каждое движение является актом рефлексии, а лишь в том случае, когда тело выступает не как объект, а как субъект действия человека. Важнейшим условием возникновения и развития произвольных движений и действий является формирование образа ситуации и образа тех практических действий, которые должны быть выполнены в этой ситуации.

В системе особым образом построенных телесных психотренингов и физических упражнений происходит развитие волевых качеств личности, а также рефлексивного самоанализа, как критерия личностной рефлексии. Выработка сложных двигательных навыков и умений это не просто достижение автоматизма путем многократных повторений, а овладение способностью произвольного изменения внутреннего состояния сознания. Достижение каких-либо результатов в спортивной деятельности представляется невозможным без участия волевой сферы личности. По данным методики «Самооценка волевых качеств» подростки и юноши экспериментальной группы, занимающиеся по разработанной программе, превосходят своих сверстников, не занимающихся спортом, по таким показателям волевых качеств личности как «настойчивость и упорство», «самообладание и выдержка», «терпеливость», «инициативность и самостоятельность», данные качества являются необходимыми в спортивной деятельности.

Впервые в исследовании было установлено, что сенситивным периодом для становления личностной рефлексии является старший подростковый возраст, поскольку именно в период с 14 до 16 лет нами были отмечены максимальные различия между контрольной и экспериментальной выборками, что свидетельствует об особой чувствительности подростков в этот период к специально организованным воздействиям, направленными на развитие волевой сферы личности, основным аспектом которой и является рефлексия, личностная рефлексия может рассматриваться как важный механизм развития волевых качеств личности в подростково-юношеском возрасте. Именно в подростковом возрасте происходит качественный рост внутренней свободы, поскольку в центре сознания подростка находится он сам, в этом же возрасте проявляется важнейшая функция волевой сферы личности — рефлексия. Рефлексия выступает как существенное состояние воли, осмысление и осознание себя источником движения. Система физических упражнений и телесно-ориентированных тренингов позволяет подросткам выйти на новый уровень рефлексивного анализа, т.к. в процессе осознания движений тело выступает как средство необходимое для переключения и концентрации внимания, для расширения сознания. Личностная рефлексия является особым механизмом сознания и особым исследовательским актом, при этом рефлексия развивается как неотъемлемый, существенный аспект волевой сферы личности, без которого рефлексия не существует.

Для выявления уровня развития рефлексивного самоанализа, как критерия личностной рефлексии, была использована методика «Незаконченные предложения». В методике приведен ряд конфликтных ситуаций, данные ситуации показывают, насколько человек понимает собственное состояние, а также как он умеет понимать и принимать другую точку зрения. Личностная рефлексия предполагает исследование человеком своего внутреннего мира и поведения в связи с переживаниями других людей участниками конфликта. При разрешении конфликтных ситуаций многие младшие подростки не овладели конструктивными способами выхода из возникших противоречий. Уровень развития рефлексивного самоанализа в экспериментальных группах старших подростков и юношей выше, чем в контрольных группах. Старшие подростки и юноши давали развернутые ответы на поставленные проблемные ситуации, что обеспечивало необходимый рефлексивный анализ, объяснение причин своего поведения и действий других людей. Преодоление проблем в общении лежит через дальнейшее развитие личностной рефлексии. Высказывания в старшем подростковом и юношеском возрастах являются развернутыми, в их основе лежит рефлексивный анализ собственных изменений, а также изменений, которые произошли во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Овладение культурой движения в системе особым образом построенного взаимодействия и общения со взрослым и сверстниками является эффективным средством для развития предпосылок формирования личностной рефлексии в подростково-юношеском возрасте. Формирование внутреннего образа движений на занятиях спортивного типа способствует развитию телесного образа Я у подростков и юношей (по данным методики «Образ физического Я»), как одного из содержательных компонентов личностной рефлексии. Кроме того, по данным методик «Уровень субъективного контроля» и «Социально-психологическая адаптированность» у подростков и юношей, занимающихся боевыми искусствами, уровень внутреннего контроля, общей интернальности, интернальности достижений и интернальности неудач выше, чем у испытуемых контрольных групп. В ходе осуществления системы телесно — ориентированных психотренингов и физических упражнений, в рамках занятий восточными единоборствами, направленной на формирование у подростков и юношей личностной рефлексии, были выявлены психологические особенности и динамика изменений образа самого себя, а также закономерности становления и развития личностной рефлексии в подростково — юношеском возрасте. Таким образом, была подтверждена гипотеза настоящего исследования, основывающаяся на предположении, что формирование личностной рефлексии в подростково-юношеском возрасте может осуществляться в системе специально организованных телесно-ориентированных тренингов и физических упражнений, практикуемых на занятиях восточными единоборствами, и особым образом построенного взаимодействия и общения со сверстниками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.- 688с.: ил.
  2. Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2000-С.263−317.
  3. Н.В. Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2004.- 24с.
  4. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975.-446с.
  5. Г. А. К вопросу об уровнях рефлексии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.- Новосибирск, 1986.- С.32−33.
  6. В.Ю. Влияние психофизиологических показателей на безопасность и успешность обучения воинскому искусству каратэ: Дис.. канд. пед. наук в форме науч. докл.: 27.00.06.-СП6., 2003.-85с.: ил.
  7. Е.В. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2004.-25с.
  8. А.Г. Невербальная коммуникация и восстановительное воспитание личности// По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М: Смысл, 2002.-С.365−376.
  9. В.В. О взаимосвязи самосознания и формирования рефлексии в онтогенезе// Проблемы логической организациирефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.-Новосибирск, 1986 .- С.232−234.
  10. Ю.Баскаков В. Ю. Танатотерапия// Бюллетень Ассоциации телесно -ориентированных психотерапевтов.- 2004.- № 5.- С. 12−22.
  11. П.Башев В. В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: Дис.. к-та психол. наук: 19.00.13.-М., 2000.- 158с.: ил.
  12. Березкина Орлова В., Ченцова Г. Что такое биосинтез?//Энергия и характер.- 1998. — № 1. -С.4−13.
  13. Н.Бернс Р. Я-концепция и воспитание. М., 1986.- С.32−112.
  14. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966, — 349с.
  15. Д. Моторные поля как основные паттерны потоков движений полей// Энергия и характер. 2002. — № 2. — С.3−21.
  16. Д.Я. Осознавание движений в процессе овладения двигательными навыками// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.518−526.
  17. Д.Я. Двигательные ощущения у школьников// Физическая культура в школе 1966.-№ 5.-С.91−98.
  18. И.В. Исследование взаимосвязи психических и физических составляющих структуры личности и возможности целенаправленной их коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук Киев, 1991. — 15с.
  19. Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии СПб.: Питер, 2001.- 352 с.
  20. К. Дышащее тело// Энергия и характер. 1998. — № 1. -С.13−19.
  21. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.- М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.- 376с.
  22. И.В. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии).- М.: ФОН, 1997.-209с.
  23. Р., Ричардсон Д. Агрессия.-2-е междунар. изд.-СПб.Литер, 2001.-352с.:ил.
  24. JI.C. История Востока: В 2 т.-М.:Высш. шк., 1997.-Т.1−2.
  25. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Уч. пос.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Ось-89, 2005.- 256с.
  26. А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия// Энергия и характер.- 1998. № 1. -С.20−28.
  27. А. Телесная психотерапия и глубинные направления психотерапии: аспекты взаимодействия двух традиций// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2004.- № 5-С.45−52.
  28. Е.А., Гатина С. В. Двигательная коррекция детей с отклоняющимся развитием// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.-2002. № 2 .- С.22−34.
  29. И. Психотехника для боя// Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок.-М. :АСТ- Минск: Харвест, 2002.-С.357−361.
  30. И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств: Дис.. д-ра психол. наук: 13.00.04.- СПб., 2005.- 481с.: ил.
  31. Л.С. Собр. соч.: в 6 т.-Т.4.-М., 1984.
  32. Л.С. Динамика и структура личности подростка// Возрастная психология. СПб.: Питер, 2005.-С.183−187.
  33. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика Пресс, 1996.-536с.
  34. Л.С. Психология.-М.:ЭКСМО-Пресс, 2002.-1008с.
  35. Г. М. Роль слова в процессе формирования двигательных навыков в спорте// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.526−530.
  36. Г. М. Двигательные восприятия и их значение в обучении физическим упражнениям// Психология спорта. М. Д959.-С.250.
  37. Е.Н. Психология телесности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 192с.
  38. П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособ. для студ. вузов.-М.: Высшая школа, 2002.-400с.
  39. Ган М. П. Планета Подросток.- М.: Комментарий, 2003.- 40 с.
  40. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития/ Под ред. М. Пассольта.- М.: Академия, 2004.-160с.
  41. В.В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2003.-18с.
  42. И.И. Боевые искусства мира.- Йошкар-Ола .-1994.- 560с.
  43. Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2001.- 464с.: ил.
  44. Л.Л. Интуиция и формализация рефлексивных процессов// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез.докл.и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.- Новосибирск, 1986.- С.34−35.
  45. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1983.
  46. Н.И. Разделение рефлексии на виды при экспериментальном изучении// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г. Новосибирск, 1986.- С.45−46.
  47. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков/ Под. ред. С. А. Беличевой.-М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.- 184с.
  48. А.А., Попов Г. В. Традиции упгу.-Красноярск: Прометей, 1990.-127с.
  49. О.А. Предпосылки рефлексии в мифологическом сознании// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.- Новосибирск, 1986.-С.26−27.
  50. А.В. Шотокан каратэдо: Исторический обзор.- М.: НФТШК, 1993.-61с.
  51. С. Путь война// Мусаси М. Книга пяти колец: Трактаты.-Спб.: Азбука-классика, 2004.-С.5−18.
  52. А.Н. История психологии: от античности к современности.- 3-е изд., испр.- М.: Педагогическое общество России, 2002.-512с.
  53. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Изд-во УРАО, 1998, — 144с.
  54. Иванов Катанский С. Комплекс энергетических и дыхательных упражнений// Иванов- Катанский С. Техника выхватывания и метания холодного оружия: Иай-дзюцу и сюрикен-дзюцу. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.- С.59−72.
  55. Ю.Л. Информационный аспект рефлективного акта// Проблемы логики организации рефлексивных процессов: Тез. док. и сообщ. к науч.-мет. конф. 2−4 декабря 1986 г. Новосибирск, 1986.- С. 22−23.
  56. С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ, пособие/ Под ред. В. Т. Кондратенко.- М.: Институт Психотерапии, 2001.- 176с.
  57. Идентичность: Хрестоматия/ Сост. Л. Б. Шнейдер. М.:МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.- 272с.
  58. Е. П. Эмоции и чувства.-СПб.: Питер, 2001.-752с. :ил.
  59. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.-СПб.: Питер, 2002 .- 544с. :ил.
  60. Е.П. Психология воли.-СПб.: Питер, 2002.- 288с.: ил.
  61. В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.07/ Акад. повышен, квал. и переподг. раб-ков обр-я Мин. Обр-я Рос. Фед.- М., 2002.- 280с.
  62. И.А. К вопросу об истоках рефлексивного процесса// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г. Новосибирск, 1986.- С. 230−231.
  63. Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003,-640с.: ил.
  64. .Д. Психотерапия.- М.: Медицина, 1985.- 303с.
  65. В. Мой дух моя крепость// Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок -М.:АСТ — Минск: Харвест, 2002.-С.349−356.
  66. Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/Барнаульский гос. пед. ун-т.-М., 2002.-232с.
  67. Киселева J1.A. Телесно-ориентированная психотерапия// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2001. № 1.-С.23−27.
  68. JI.A. Биосинтез как способ личностного роста и целостного развития// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2002.-№ 3.-С.20−28.
  69. М. Мудрость тела/ Пер. с англ. М.: Эксмо, 2002. — 496с., илл.
  70. В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие.-М.: Институт Психотерапии, 2003 .-302с.
  71. В.В. Тело центр личного космоса// Я встретил Вас и все. Проблема «заземления» чувств в русском теле: Матер, тематич. конф. по телесно — ориентированной терапии 26 -28 мая 2000 г.-М., 2000.-С. 9−18.
  72. С.Г. Влияние соматического фактора на структурирование личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998, — 19с.
  73. Я.Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психологическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.- 480с.: ил.
  74. Т.Ю. Возможности использования чакрального подхода в парадигме биосинтеза// Энергия и характер. 2002. — № 2. — С.97−111.
  75. Т.Ю., Тимошенко Г. В. Марионетки в психотерапии. -М.: Институт психотерапии, 2001.-192с.
  76. О.Н. Отношение интеллектуальных характеристик и волевых свойств в структуре личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2002.- 24с.
  77. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.-С.15−33.
  78. Кон И. С. Загадка человеческого «Я"//Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/ Сост. Л. В. Куликов.-СПб. Литер, 2000.- С.366−372.
  79. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ, 1996.-С.239- 248.
  80. В.Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия: Руководство для врачей.- 5-е изд., испр.- М.: Институт Психотерапии, 2001.- 464с., ил.
  81. Г. Г. Психологические проблемы начального образования: Монография. Красноярск: Красноярский ун-т, 1994, — 142с.
  82. Г. Г. Формирование личности в процессе обучения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук.-М.: ПИ РАО, 1995.-37с.
  83. Г. Г. Психологические средства личности// Культурно-историческая психология развития: Материалы первых чтений, посвящ. памяти Л. С. Выготского, Москва, 15−17 ноября 2000 г./ Под ред. И. А. Петуховой ,-М.:Смысл, 2001.-С. 162−174.
  84. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.: Педагогика, 1991.- 152с.
  85. Е.Е. Культурно исторические основы зоны ближайшего развития// Психологический журнал.-2001.-Т.22.-№ 4,-С.42−50.
  86. Ю.Е. Когнитивное опосредствование в процессе становления высших форм эмоций: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/Российский гос. гуманит. ун-т. М., 2004.-218с.
  87. Г. Психология развития.- 7-е междунар. изд.- СПб.: Питер, 2003.-992с.: ил.
  88. Краткий психологический словарь/ Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431с.
  89. В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах.-М.: Профит Стайл- ЧИТРА, 2003.-208с.
  90. Е.И. Рефлексивно деятельностный анализ феномена свободы личности: Автореф.дис.. д-ра психол. наук.- М., 1999.- 45с.
  91. Е.И. Рефлексивно деятельностный анализ феномена свободы личности: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/М., 1999.-459с.
  92. И.Ю. Возрастная психология: Учебн. пособие.-3-е изд., испр.- М.: УРАО, 1997.-176с.
  93. И.Ю. Личность школьника: Учебн. пособие для студентов и преподавателей.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.-176с.
  94. О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. -возрасте: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/ Российский гос. гуманит. ун-т. М., 2005.- 213с.
  95. Г. А. Формирование двигательной культуры младшего школьника в процессе учебной деятельности// Возрастная психология.-СЦб.: Питер, 2005.-С.160−164.
  96. С. Групповая психотерапия подростков. СПб.:Питер, 2002.-224с.:ил.
  97. И.С. Методологическая концепция рефлексии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез.докл. и сообщ. к науч.-мет. конф. 2- 4 декабря 1986 г. Новосибирск, 1986. С.10−11
  98. К. Акцентуированные личности.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.-544с.
  99. Е., Тимошенко Г. Метафора и телесная метафора в психотерапии: опыт осмысления и систематизации// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.-2004.- № 6-С.33−57.
  100. В.В. Работа с телом в экзистенциальной терапии// Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.- 2003. № 4.-С.35−53.
  101. В.А. Рефлексия.- М.: Когито Центр, 2003.- 496с.
  102. А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений.- М.: Академия, 2001.-256с.
  103. Ю.Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2004, — 22с.
  104. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков,— М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 416с.
  105. А. Психология тела: биоэнергетический анализ.-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.-208с.
  106. А.Р. К вопросу о формировании произвольных движений ребенка// Доклады АНП РСФСР, № 1, 19 576, — С. 79.
  107. Н.И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1997.-22с.
  108. В.В. Стиль саморегуляции у достигающих лиц при обучении саногенной рефлексии.-М.: Изд-ль Штыкова, 2001.- 170с.
  109. Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-576с.
  110. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога.-М.:Эксмо, 2005 .-992с.
  111. Н.Е. Индивидуальное различие в образовании двигательных навыков у старших школьников// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.544−549.
  112. Т.Д. История психологии: Учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений.- М.: Академия, 2002.- 544с.
  113. .Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие.- СПб.: Речь, 2005.- 176с.
  114. Л.Г. Становление профессиональной идентичности клинического психолога: Доп. прогр. канд. псих. наук: 19.00.01/Рос. гос. гум. ун-т.- М., 2003.- 19с,
  115. А.В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. СПб.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.-409с.
  116. И.А. Психологические особенности самопонимания в старшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2002.-18с.
  117. И.С. Личность и саморегуляция деятельности. -Кемерово, 2000.-80с.
  118. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека.- М.: Наука, 2001. 192с.
  119. А.В. Общение в юношеском возрасте// Возрастная психология.- СПб.: Питер, 2005.-С.207−215.
  120. М. Книга пяти колец: Трактаты/ Пер. с яп. А. Б. Никитина, А. Г. Фесюнина. СПб.: Азбука — классика, 2004, — 256с.
  121. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1998. — 456с.
  122. B.C. Феноменология развития и бытия личности.- М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.- 640с.
  123. М.А. Психологические условия развития рефлексивной культуры практического психолога образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005.-21с.
  124. В.Н. Психология телесного сознания.- М.: Алетейа, 1999.- 488с.: ил.
  125. Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость.- СПб., 2000.- с. 25.
  126. А.П. Логические процедуры исследования рефлексивных процессов// Проблемы логики организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч. мет. конф. 2−4 декабря 1986 г. — Новосибирск, 1986. — С.15−17.
  127. A.M. Особенности образа Я в старшем подростковом возрасте// Культурно историческая психология развития: Материалы первых чтений, посвящ. памяти Л. С. Выготского, Москва, 15−17 ноября 2000 г./Под ред. И. А. Петуховой. -М.: Смысл, 2001.-С.190−192.
  128. A.M. Психологические характеристики самосознания современных подростков: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/ Российский гос. гуманит. ун-т. М., 2002.- 220с.
  129. А.А. Введение в теорию психокоррекции.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 512с.
  130. Основы физиологии человека: В 2-х т./ Под ред. Ткаченко.-СПб., 1994.-566с.
  131. К.Н. Психологические условия формирования действия контроля у младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1983.- 23с.
  132. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.-184с.
  133. Н.Г. Особенности творческого мышления младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2002.- 16с.
  134. Практикум по возрастной психологии/ Под ред.Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.-СПб.: Речь, 2001.-668с.: ил.
  135. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -304с.
  136. В.А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки).-М.: ВиМ, 1996.-400с.: ил.
  137. Н.И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.- М., 1999.-23с.
  138. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой.-СПб.: Речь, 2004.- 256с.
  139. Психологические тесты/ под ред. А. А. Карелина: В 2 т.-М.: ВЛАДОС, 1999,-т. 1.-312с.: ил.
  140. Психология подростка: Учебн. пособие /Под ред. А. А. Реана. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-480с.
  141. Психология современного подростка/ Под ред. Л. А. Регуш.-СПб.: Речь, 2005.-400с.
  142. Психология самосознания: Хрестоматия/ Ред.-сост. Д. Я. Райгородский.- Самара: БАХРАХ-М, 2003 .-672с.
  143. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е. П. Ильин. СПб.:Питер, 2003.- 384с.:ил.
  144. А.Ц. О чувственных и логических компонентах двигательной деятельности спортсмена// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.549−565.
  145. А.Ц. Тренирующее действие представления движений// Теория и практика физической культуры.-№ 9.-1969.-С.11−14.
  146. М. Телесность, как тропа к познанию//Я встретил Вас и все. Проблема «заземления» чувств в русском теле: Матер, темат. конф. по телесно ориентированной терапии 26- 28 мая 2000 г.-М., 2000.-С.6−8.
  147. А.В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве.- М.: ПЕРСЭ, 2002.-320с.
  148. О., Уэстбрук А. Тайны древних цивилизаций. Самураи.-М.: Эксмо, 2004.- 640с.
  149. Е.С. Графические методы в практической психологии.-СПб.: Речь, 2001.-416с.
  150. Российская телесно ориентированная психотерапия в лицах.-М., 2004.-194с.
  151. C.JI. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.- 423с.
  152. П.А. Двигательные навыки в спорте// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.563−565.
  153. П.А. Психологические особенности двигательных навыков и их значение в обучении и спортивной тренировке// Проблемы психологии спорта. -М., 1960.-С.27−39.
  154. Руководство по телесно- ориентированной терапии.- СПб.: Речь, 2000.-256с.
  155. JI.A. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Новосибирск, 2000. 18с.
  156. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия/ Ред.-сост. Д. Я. Райгородский .-Самара: БАХРАХ-М, 2003 .-656с.
  157. М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ).- М.: Институт Психотерапии, 2001.- 336с.
  158. М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. М.: Класс, 2005.-592с.
  159. А.Н. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста: на примере каратэ: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04.-М., 1999.- 195с.: ил.
  160. Н. Моторные поля в биосинтезе и живое движение в биомеханике// Бюллетень Ассоциации телесно ориентированных психотерапевтов.-2002.- № 3.- С.12−19.
  161. Свободное тело/ Ред. сост. В. Ю. Баскаков. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.-224с.
  162. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.-232с.: ил.
  163. А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2005.-250с.
  164. Е.В. Методы математической обработки в психологии СПб.: Речь, 2001.- 350с., ил.
  165. В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч. мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.- Новосибирск, 1986.-С.12−14.
  166. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф.. д-ра психол. наук.- М., 1994.-c.78.
  167. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М., 1989.- С. 13−95.
  168. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий/ Под ред. С. А. Беличевой.-М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.-197с.
  169. С.Ю., Семенов И. Н. Организация и развитие рефлексивных процессов// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.- мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.-Новосибирск, 1986 .-С.45−46.
  170. В.В. Самосознание личности.- М., 1983, — С. 15−108.
  171. А.В. Идея рефлексивности в теоретической психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2004.- 24с.
  172. И.В. Психологические особенности творчества в раннем юношеском возрасте// Культурно-исторический подход и проблемы творчества: Материалы третьих чтений, посвящ. памяти JI.C. Выготского, Москва, 17- 20 ноября 2002 года/ Под ред. Е.Е.
  173. , В.Ф. Спиридоновой, Ю.Е. Кравченко. М., 2003.-С.145−149.
  174. И.В. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте (на материале обучения в 10−11 классах): Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/ РГГУ.- М., 2003.-189с.
  175. Д. Трансформирующее дыхание как способ интеграции сильных чувств// Я встретил Вас и все. Проблема «заземления» чувств в русском теле: Матер, темат. конф. по телесно-ориентированной терапии 26 28 мая 2000 г.- М., 2000.- С22−28.
  176. В.А. Повышение психосоциальной адаптации подростков специальными физическими упражнениями: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04.- Краснодар, 1998.-227с.: ил.
  177. А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.-287с.
  178. П., Тульвисте Т. О причинах появления в мышлении рефлексии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч. -мет. конф. 2−4 декабря 1986 г.-Новосибирск, 1986.- С.24−25.
  179. Уляева JIT. Динамика образа Я и мотивации в процессе занятий таэквон-до: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1999.-22с.
  180. М. Сознание через движение: двенадцать практических уроков.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.- 160с.
  181. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе// Вопросы психологии.- 1985.- № 6.- С.26- 37.
  182. Д.И. Психология развивающейся личности.-М.:Инст-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512с.
  183. Е.К. Возрастно-психологические особенности самооценки волевых качеств личности: Дис.. канд. псих, наук: 19.00.13.- СПб., 1999.- 136с.
  184. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1987.-184с.: ил.
  185. Формирование личности старшеклассника/ Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: Педагогика, 1989.- 168с.: ил.
  186. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. -5-е изд.-М.: Политиздат, 1987.-590с.
  187. Е.В. Условия становления личностной рефлексии в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2005.-23с.
  188. В. А. Мифологическое пространство новой российской хатха-йоги: мужская версия// Бюллетень Ассоциации телесно ориентированных психотерапевтов.- 2004. — № 5.- С.23−44.
  189. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений.- М.: Академия, 2001 .-224с.
  190. О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр.-М.: Академия, 2005.-160с.
  191. А. Работа с телом как путешествие к целостности// Я встретил Вас и все. Проблема «заземления» чувств в русском теле: Матер, тематич. конф. по телесно ориентированной терапии 26−28 мая 2000 г.-М., 2000.-С.47−51.
  192. О.А. Волевые действия в спорте// Материалы совещания по психологии.- 1−6 июля 1955 г.- М.: Академия педагогических наук РСФР, 1957.-С.585−588.
  193. И.В. Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъектные позиции и статус подростков июношей в группе: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01./ РГГУ.- М., 2003.-132с.
  194. А.А. Развитие рефлексивных способностей младших подростков: Автореф.. к-та психол. наук.- М., 2005.-22с.
  195. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2001.- 656с.
  196. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фельдштейна.-2-е изд.-М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416с.
  197. Э. Детство и общество.- СПб.: JIEHATO, ACT, 1996.-592с.
  198. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. -М.: Прогресс, 1996.-344с.
  199. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал.-1994.-№ 1.- С.35−52.
  200. Flouri Е., Buchanan A. What predicts fathers' involvement with their children? A prospective study of intact families// British Journal of Developmental Psychology. 2003. — № 3. — p. 81 -98.
  201. Henwood K., Procter J. The 'good father': Reading men’s accounts of paternal involvement during the transition to first time fatherhood// British Journal of Social Psychology. — 2003.-№ 42 — p. 337−355.
  202. Keleman S. Somatic reality: Bodily experience & emotional. -Berkeley (Calif.): Center press, 1979.- 120.
  203. Lewis Y. The self as a moral concept// British Journal of Social Psychology. 2003. — № 42, — p. 225 -237.
  204. Miller A. The untouched key. N.-Y., 1990.-p. 3 — 170.
  205. Myrtek M. Constitutional psychophysiology: Research in review. -Orlando: Acad. Press, 1984.- 399.
Заполнить форму текущей работой