Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интернет-зависимость у участников компьютерных игр

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях по психологии Интернета (Войскунский, 2010; 2011) наблюдается тенденция поиска позитивных связей между зависимостью и опытом потока, несмотря на то, что теоретически зависимость и опыт потока — это противопоставленные друг другу феномены (Chen, Park, 2005; Chiou, Wan, 2006; Chou, Ting, 2003; Tzanetakis, Vitouch, 2002; Wan, Chiou, 2006). Данное положение основано на том, что… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА И ОПЫТА ПОТОКА И ИХ СООТНОШЕНИЯ В ХОДЕ ОНЛАЙНОВОЙ ИГРЫ
    • 1. 1. Психологическая зависимость от Интернета: возникновение данной проблематики и современное состояние исследований
    • 1. 2. Феномен опыта потока и его место в онлайновой игровой деятельности
    • 1. 3. Соотношение опыта потока в Интернете с Интернет-зависимостью
    • 1. 4. Временная перспектива будущего, культура и ее связи с Интернет-зависимостью и опытом потока
    • 1. 5. Выводы из теоретического анализа и задачи эмпирического исследования
  • 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ОПЫТА ПОТОКА С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В
  • КИТАЕ
    • 2. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
    • 2. 2. Методики исследования
    • 2. 3. Результаты исследования
  • 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Система образования в Китае и ее влияние на соотношение опыта потока и Интернет-зависимости
    • 3. 2. Проблемы социальных отношений и семейных отношений в Китае и их влияние на соотношение опыта потока и Интернет-зависимости
    • 3. 3. Игровое общение и пол игроков в их соотношении с опытом потока и
  • Интернет-зависимостью
    • 3. 4. Стремление к опыту потока в Интернете как причина становления Интернет-зависимости
    • 3. 5. Китайская культура коллективизма и ее влияние на соотношение между опытом потока и Интернет-зависимостью
    • 3. 6. Индивидуализация в китайском обществе и ее влияние на соотношение между опытом потока и Интернет-зависимостью
    • 3. 7. Проблемность исследований Интернет-зависимости в Китае
    • 3. 8. Рассмотрение проблемы Интернет-зависимости в рамках теории опыта потока
    • 3. 9. Ограничения проведенного исследования и возможные направления дальнейшей работы

Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена исследованию игровой деятельности в Интернете. Игровая деятельность всегда занимала особое место в истории человечества и отдельного человека. Й. Хёйзинга (1992) считает, что все историческое и культурное развитие человечества может быть описано в терминах игры. Э. Берн (1997) предполагает, что игрой можно назвать любые межличностные взаимоотношения. Для Л. С. Выготского (1966), Д. Б. Эльконина (1999) и других представителей культурно-исторической психологии игранеотъемлемый этап в жизни каждого человека. Неудивительно, что игровая деятельность представляет собой традиционную область исследований в психологии и в смежных с ней науках.

Сопутствуя развитию человечества, исследования игровой деятельности становятся все более актуальными. В настоящее время, с одной стороны, люди обладают большим досугом для развлечения и игры, границы между игрой, работой и учебой стали нечеткими. С другой стороны, развитие информационных технологий повлияло на появление новых видов игр, предназначенных как для детей, так и для взрослых. За сравнительно короткое время эти игры приобрели огромную популярность. Например, в Китае для 62,8% пользователей компьютерные игры являются одной из главных целей использования Интернет (CNNIC, 2009). Поэтому психологи проявляют значительный интерес к новым разновидностям игр (Тихомиров, Лысенко, 1988; Шапкин, 1999; Шмелев, 1988; Собкин, Евстигнеева, 2001; Войскунский, 2010; Feng, Pratt, 2007; Greenfield, 2009; Lee, Peng, 2006).

Интерес выражается, в частности, в том, что одной из проблем, связанных с развитием информационных технологий, признается зависимость от Интернета, или Интернет-аддикция, интенсивно обсуждаемая в медико-психологической и педагогической литературе (Войскунский, 2000; Интернет-зависимость, 2009;

Юрьева, Больбот, 2006; Young, 1998; Young, Abreu, 2011). Зависимость от компьютерных игр считается одним из главных видов Интернет-зависимости.

В настоящее время интенсивно развивается позитивная психология (Селигман, 2006; 2010), тесно связанная по своему происхождению с гуманистической и экзистенциальной психологией (Маслоу, 1999; Мадди, 2002; Роджерс, 1994; Франкл, 1990; Знаков, 2005; Психология с человеческим лицом, 1999; Чирков, Диси, 1997). В рамках этого направления заметную роль играет теория опыта потока, или «оптимального переживания» (Чиксентмихайи, 2011а- 2011b). Данная теория, в отличие от некоторых других теорий позитивной психологии — например, теории самодетерминации и внутренней мотивации (Deci, Rayan, 1985), которая представлена в оригинальных исследованиях в российской психологической литературе (Дергачева, 2002; Калитеевская, 2007; Леонтьев, 2001; Чирков, Диси, 1997), — в меньшей степени применяется в России. В то же время теория опыта потока весьма широко применяются в исследованиях деятельности человека, опосредствованной компьютерами и Интернетом, в частности, игровой деятельности (Войскунский, 2010; Макалатия, 2003; Chen, 2007; 2006; Voiskounsky, 2008). Надо заметить, что в последние годы теория самодетерминации также начала применяться в исследованиях игровой деятельности, опосредствованной компьютерами и Интернетом (Ryan, et al., 2006; Przybylski et al., 2010). Наше исследование лежит в области применения опыта потока в игровой деятельности, опосредствованной Интернетом. Такого рода исследования широко распространены во всем мире (Voiskounsky, 2008; 2012). В нашем исследовании детально рассматриваются следующие вопросы:

1. В исследованиях по психологии Интернета (Войскунский, 2010; 2011) наблюдается тенденция поиска позитивных связей между зависимостью и опытом потока, несмотря на то, что теоретически зависимость и опыт потока — это противопоставленные друг другу феномены (Chen, Park, 2005; Chiou, Wan, 2006; Chou, Ting, 2003; Tzanetakis, Vitouch, 2002; Wan, Chiou, 2006). Данное положение основано на том, что Интернет-зависимость и «опыт потока» внешне сходны, т.к. оба феномена связаны с поведенческим повторением действия. Ряд авторов полагают, что стремление к переживанию опыта потока может служить причиной повторения поведения в Интернете, и, соответственно, такое повторение поведения может вызывать тенденцию к зависимости (Chou, Ting, 2003). Но это положение обладает определенными недостатками. Во-первых, «опыт потока» -это принципиально феномен позитивной психологии, который связан с повышением качества жизни, а зависимость является патологическим феноменом, она связана со снижением качества жизни. Если у зависимых имеется стремление к переживанию опыта потока, но при этом они не пытались избавиться от своей зависимости, то им нелегко достичь позитивного по своему качеству переживания. Во-вторых, «опыт потока», в отличие от зависимости, нельзя считать просто повторением внешнего поведения, потому что среди важнейших факторов формирования опыта потока — постоянное развитие навыков и способностей. Поэтому внутренний смысл опыта потока принципиально отличен (Voiskounsky, 2008; 2012) от зависимости, которая не связана с личностным развитием и интеграцией. Необходимо подчеркнуть, что отношения между зависимостью и опытом потока в игровой деятельности в Интернете в настоящее время ещё не очень ясны, хотя и весьма актуальны, учитывая, что зависимость от игры считается одним из главных видов Интернет-зависимости. Например, в Китае почти половина (47.9%) Интернет-зависимых считаются подверженными игровой зависимости (CYIA, 2010). Поэтому представляется целесообразным соотнести эти две модели объяснения деятельности игроков в рамках одной работы.

2. Несмотря на то, что М. Чиксентмихайи определил наиболее общие характеристики переживания «опыта потока», такие характеристики могут в большей или меньшей степени варьировать в зависимости, например, от сферы деятельности (Chen, 2007, Rettie, 2001; Chen et al. 1999) или от культуры (Choi,.

Ross, 2006; Czincz, Hechanova, 2009; Войскунский, 2009aVoiskounsky, 2008; 2012). 6.

Но данных такого рода пока недостаточно. Поэтому вопрос об определении особенностей переживания «опыта потока» онлайновыми игроками и их соотношение с Интернет-зависимостью в зависимости от культуры представляется весьма актуальным.

3. Социально-демографические параметры, например возраст и пол, также могут играть важную промежуточную роль в формировании и опыта потока, и зависимости в онлайновой игровой деятельности. Например, вопрос о возможном влиянии половых различий на выбор игры является одним из традиционных направлений психологического исследования. Содержание личных интересов мальчиков и девочек, детерминирующее то, какую игру они выбирают, совпадает с тендерными стереотипами (Берн, 2001; Cassell, Jenkins, 1998; Foiling-Albers, Hartinger 1998; Hidi, McLaren, Renninger, 1993). Эти стереотипы — не только врожденные, но и представляют собой продукт культурного развития (З.Фрейд, К. Хорни, М. Мид, Т. Парсонс, М. Фуко, Ж. Лакан и др.). Возраст тоже является одним из ключевых факторов, связанных с отношением к Интернету и онлайновым играм. «Разрыв» между поколениями в применении информационных технологий часто обсуждается в социальных исследованиях (Солдатова и др., 2011; Tapscott, 2009). Поэтому изучение направлений возможного влияния социально-демографических параметров на опыт потока и на Интернет-зависимость в онлайновой деятельности является актуальным.

4. В ряде исследований показано, что «опыт потока» в онлайновых играх и Интернет-зависимость тесно связаны с качеством онлайнового общения. С одной стороны, феномен POSI (preference for online social interaction), т. е. предпочтение общения в Интернете общению лицом к лицу, считают одним из существенных факторов развития Интернет-зависимости у пользователей Интернета (Boies et al., 2004; Caplan, 2002; Davis, 2001; Leung, 2004; Кузнецова, Чудова, 2008; Теперик, Жукова, 2009). С другой стороны, интерактивность как сторона социальных взаимодействий может способствовать развитию опыта потока в игре. Если игроки переживают дружеские и теплые чувства, испытывают чуткое отношение со стороны других в ходе компьютерной игры, они сильнее переживают опыта потока (Lombard, Ditton, 1997; Войскунский и др., 2005). Поэтому в эмпирическом исследовании мы решили изучить, какую промежуточную роль играет онлайновое общение в связи с опытом потока и Интернет-зависимостью.

5. При изучении переживания «опыта потока» игроков в компьютерные игры применяются разнообразные методы. В частности, опросная методика изучения потока и общения у игроков была разработана на факультете психологии МГУ под руководством А.Е. В опекунского. Данная методика апробирована, с её помощью были проведены исследования на выборках российских и французских (Войскунский и др., 2005; Voiskounsky et al., 2006), а в пилотажном режиметакже китайских и американских игроков (Voiskounsky et al., 2008). Тем самым методика показала свою полезность для изучения деятельности игроков, представляющих разные культуры. В данной работе имеющаяся методика адаптирована для исследования популяции китайских игроков.

6. Для измерения зависимости от Интернета используются опросные методыпо поводу критериев оценки и симптоматики специалисты высказывают не во всем совпадающие мнения (Интернет-зависимость, 2009). Все возрастающее количество исследований зависимости от Интернета выполняется в настоящее время в Китаепри этом наиболее распространена методика CIAS (Chen, 2003). Важной ее особенностью и существенным отличием от ряда других методов признается (Малыгин и др., 2010) наличие шкалы управления временем (time management). Методика CIAS неоднократно применялась при проведении эмпирических исследований среди китайских игроков в компьютерные игрыона использована и в данной работе.

Целью исследования является выявление социально-культурных основ деятельности компьютерных игроков в Интернете и объяснение их деятельности 8 посредством комплексного рассмотрения феноменов Интернет-зависимости и переживания опыта потока.

Объект исследования — игровая деятельность в опосредствованных Интернетом компьютерных играх, влияние Интернета на игроков.

Предмет исследования — особенности переживания опыта потока, зависимости от Интернета и феноменов общения в ходе опосредствованной Интернетом компьютерной игры, соотношение этих явлений в игровой деятельности игроков в Китае и их взаимосвязь с китайской культурой.

Гипотезы:

1 .Интернет-зависимость положительно связана с переживанием опыта потока, что основывается на общем (для Интернет-зависимости и опыта потока) фактореимеющихся у игроков проблемах с управлением временем.

2. Онлайновое общение во время игры положительно связано и с опытом потока, и с Интернет-зависимостью, что основывается на общем фактореимеющихся у игроков проблемах с управлением временем.

3. Игроки в компьютерные игры демонстрируют в Китае высокий уровень Интернет-зависимости и низкий уровень опыта потока. Доминирующая культура коллективизма отрицает индивидуализм и Интернет-технологии (вместе с компьютерными играми) как его проводник. Поэтому, несмотря на положительную связь между опытом потока и Интернет-зависимостью, особенности культуры в Китае, не способствующие развитию индивидуализма, затрудняют переживание игроками опыта потока и способствуют возникновению проблем в их реальной жизни, что является существенным фактором, ведущим к проявлениям Интернет-зависимости.

4. Соотношение уровней Интернет-зависимости и опыта потока в компьютерных играх различны среди молодежи и взрослых людей в Китае. В сравнении с подростками, взрослые люди чаще проявляют Интернет-зависимость, в слабой степени переживают опыт потока в компьютерных играх. Опыт потока 9 связан у взрослых с более высокой степенью Интернет-зависимости, чем у подростков.

5. Соотношение уровней Интернет-зависимости и переживания опыта потока различно у мужчин и женщин, поскольку в Китае мужчины более открыты по отношению к Интернету и компьютерным играм. Опыт потока связан у женщин с более высокой степенью Интернет-зависимости, чем у мужчин.

6. Игроки, отвечавшие на вопросы опросника онлайновым способом, имеют больший опыт игры и в течение недели играют более длительное время, чем отвечавшие на опросник традиционным способом (т.е. в бланковом варианте) — онлайн-респонденты чаще переживают опыт потока и чаще являются Интернет-зависимыми.

Для реализации указанных выше целей поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ сложившегося в китайском обществе отношения к виртуальной революции, в частности, к онлайновым играм в аспекте переживания опыта потока и феноменов Интернет-зависимости.

2. Подобрать, обосновать и адаптировать методики изучения зависимости от Интернета и опыта потока для использования в популяции китайских игроков в опосредствованные Интернетом компьютерные игры.

3. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности переживания опыта потока китайскими игроками в компьютерные игры, связанные с зависимостью от Интернета.

4. Выделить связанные с зависимостью от Интернета и опытом потока латентные факторы онлайновой игровой деятельности и раскрыть их связь с первичными (социально-демографическими) переменными.

Теоретико-методологические основания исследования связаны с теорией опыта потока — одним из теоретических оснований позитивной психологии.

Селигман, 2006; Чиксентмихайи, 2011). В центре этой теоретической конструкции.

— феноменология внимания, понимаемого как когнитивный артефакт,.

10 существенный для холистического описания развития индивидуальности человека (Csikszentmihalyi, Nakamura, 2010; Dormashev, 2010), а также личностно-мотивационный паттерн. В русскоязычных аналитических публикациях опыт потока представлен в контексте психологии внимания (Дормашев, Романов, 1995; Буякас, 1995) и психологии мотивации (Войскунский, Смыслова, 2002).

Для понимания специфики опосредствованной компьютерами и Интернетом игровой деятельности существенны культурно-деятельностные представления об игре (JI.C. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Е.О. Смирнова), а также теоретические положения психологии компьютеризации (О.К. Тихомиров).

При формулировании теоретической основы работы использованы концепции, идеи и представления о Интернет-зависимости (Гриффите, 2009; Янг, 2009; Caplan 2002; Davis, 2001; Morahan-Martin, 2008; Young, 1998; Young, Abreu, 2011).

Концептуальное значение для понимания особенностей китайского общества имеют историко-культурные концепции J.K. Fairbank, Y.X. Yan и Z.H. Li о значимости семейных ценностей и духа коллективизма в Китае.

Методы исследования: при проведении исследования применен опросный метод. Конкретная методика состоит из трех блоков: блока вопросов из.

Китайской шкалы зависимости от Интернета" (CIAS), блока измерения опыта потока и параметров общения в онлайновых играх и блока вопросов социально-демографического и общеигрового (т.е. об опыте и продолжительности игры в онлайновые игры) плана. CIAS разработана на Тайване (Chen, 2003), она признается адекватным инструментом для диагностики ИЗ, адаптирована в России.

Малыгин, 2011) и применяется в материковом Китае (Su et al., 2005; Chen, 2009).

Существенным отличием CIAS от других методов признается (Малыгин и др.,.

2010) наличие в ней шкалы управления временем (time management). Опросник измерения опыта потока и параметров общения разработан под руководством А.Е.

Войскунского (Войскунский и др., 2005), адаптирован для применения во п французской (УЫзкоишку е1 а1., 2006), а в пилотном режиме — в английской (Таю1а, ХЫБкоипБку, 2007) и китайской (Л^коишку ег а1., 2008) выборках. В представленном исследовании этот опросник адаптирован методом двойного (прямого и обратного) перевода с коррекцией формулировок вопросов. Третий блок включает вопросы, связанные с опытом и продолжительностью участия в онлайн-играх, возрастом, полом, уровнем образования. Опросник включает 68 вопросов. Предусмотрен ответ респондентов как онлайн, так и заполняя бланки.

Эмпирическая база исследования. В представленном исследовании были применены два способа распространения опросника: онлайновый опрос и традиционный бланковый опрос. Участвовали в исследовании добровольцы, игроки в компьютерные игры. В исследовании приняло участие 1704 респондента. После отбора (селекции некорректных ответов) остались 1574 респондента, среди которых 64,7% - мужчины и 35,3% - женщины. Возраст большинства респондентов между 17 и 25 годами. Около 60% респондентов играли в компьютерные игры более 3 лет. 25,2% игроков играют более 10 часов в неделю.

Научная новизна исследования:

В данной работе впервые изучены особенности переживания «опыта потока» у онлайновых игроков в китайской культурекультуро-специфичных данных такого рода пока недостаточно (УЫзкоипБку, 2008; 2012).

Впервые изучено соотношение опыта потока с психологической зависимостью в контексте факторов, связанных с культурными особенностями. Для объяснения возможных соотношений между опытом потока и психологической зависимостью от Интернета применены такие параметры, как индивидуализм и коллективизм. Выявлено влияние характерного для популяции китайцев коллективизма на оптимальное переживание в ходе компьютерных игр и его роль в становлении Интернет-зависимости. Выявлено влияние онлайнового общения на переживание опыта потока в ходе компьютерной игры и на развитие Интернет-зависимости в контексте присущих Китаю культурных особенностей.

Адаптирована и применена на практике методика измерения опыта потока у китайских игроков в онлайновые компьютерные игры.

Теоретическая значимость работы.

Проведенное исследование расширяет (на конкретном примере онлайновой игровой деятельности) знание о механизмах взаимовлияний между психологическими зависимостями и позитивными переживаниями, характерными для опыта потока. Такое знание соотнесено с культурной традицией восточного коллективизма, отличной от западного индивидуализма.

Проведенное исследование вносит вклад в практику применения теоретических конструктов позитивной психологии. Исследование феноменов опыта потока в игровой деятельности значимо как для теоретических основ опыта потока, так и для понимания особенностей их применения в условиях конкретной культурной традиции.

Эмпирическим путем установлена взаимосвязь между опытом потока в ходе компьютерных игр и Интернет-зависимостью, зависимость этой взаимосвязи от социально-культурных и демографических условий.

С опорой на эмпирический анализ предложено объяснение процесса становления Интернет-зависимости у игроков в опосредствованные Интернетом игры.

Практическая значимость работы. Принятые методы оценки Интернет-зависимости и опыта потока могут быть использованы для оценки процессов становления и развития Интернет-зависимости. Тем самым есть возможность углубленного понимания внутренних механизмов возникновения этой проблемы и обеспечения качественной психологической помощи. Полученные результаты могут использоваться психологами, педагогами и родителями для оказания помощи в связи с широко распространенной в современном обществе проблемы Интернет-зависимости. Эти результаты также могут использоваться общественными и правительственными организациями для.

13 совершенствования управления и регулирования Интернета.

Положения, выносимые на защиту.

1. Стремление к опыту потока в условиях онлайновой игры и зависимость от Интернета основаны на общем факторе — продолжительности игровой активности в Интернете. Оба феномена связаны друг с другом, хотя связь не является прямой.

2. Связь между опытом потока и Интернет-зависимостью при онлайновой игре в Интернете опосредствована принятыми в обществе нормами, оказывающими существенное влияние на игроков.

3.Если в обществе завышено значение коллективистских ценностей, а стремление к самостоятельному выбору ценностей вступает в противоречие с культурной традицией, вероятность развития зависимости от Интернета увеличивается.

4. Соотношение между опытом потока в онлайновой игре и зависимостью от Интернета не является прямолинейным: с одной стороны, стремление к опыту потока может способствовать развитию Интернет-зависимости, а с другой стороны, высокий показатель Интернет-зависимости может способствовать снижению уровня опыта потока.

выводы.

Феномены Интернет-зависимости и переживания опыта потока у пользователей Интернета не являются непременно противопоставленными друг другу как нечто прямо противоположное. Проведенное исследование показывает, что оба феномена в значительной степени опираются на один и тот же общий фактор, связанный с управлением (контролем) временем: и действительно, пользователи расходуют значительное количество времени на применение Интернета. Этот факт известен из множества опубликованных эмпирических данных, а также из бытового опыта семей пользователей Интернета (в особенности — пользователей подросткового возраста) — неудивительно, что в проведенном диссертационном исследовании данный факт также нашел подтверждение. Согласно полученным результатам, у китайских игроков в онлайн-игры стремление к переживанию опыту потока положительно связано с показателями Интернет-зависимости и, возможно, на самом деле может способствовать становлению психологической зависимости от Интернета.

В современных исследованиях проявляется тенденция трактовать повторные (и даже многократно повторяющиеся) действия пользователей Интернета — и прежде всего игроков в онлайновые игры — и как проявления зависимости от Интернета, и как свидетельства переживания аутотелического опыта, или опыта потока. На этом основании предлагаются интерпретации, согласно которым опыт потока и Интернет-зависимость имеют много общего и в своих поведенческих проявлениях, и в своем генезетакого рода интерпретации противоречат теоретическим положениям клинической и позитивной психологии: действительно — всякая зависимость представляет собой негативное явление, в то время как опыт потока по самой своей сути представляет собой явление позитивное. Проведенное исследование показывает, что для сближения феноменов Интернет-зависимости и опыта потока имеется определенное основание, а именно, указанный выше фактор

150 неадекватного управления (контроля) временем. Проведенное исследование показало важность рассмотрения указанных феноменов еще и с позиций учета особенностей национальной культурыво всяком случае, это существенно применительно к социокультурным особенностям современного Китая. Повторяющиеся действия пользователей, и прежде всего игроков в онлайн-игры, с одной стороны, могут трактоваться как нерешительность и следование принятым в обществе нормам поведения — и тогда такие действия могут свидетельствовать о симптоматике зависимости от Интернета. С другой же точки зрения, такого рода повторяющиеся действия могут трактоваться как проявления самостоятельного выбора, свободной воли и развития собственной индивидуальности — и тогда они очевидным образом свидетельствуют о симптоматике опыта потока. Проведенное исследование предлагает аргументацию в защиту необходимости подобногоможно его назвать диалектическим — подхода к рассмотрению однородных явлений.

Развитие Интернета (и, в частности, компьютерных игр), справедливо признаваемого проводником западной культуры, опирающейся на дух индивидуализма, оказало и продолжает оказывать огромное и не для всех желательное воздействие на китайское общество, в котором исторически превалирует культура коллективизма и отрицается (порицается) всякое проявление индивидуализма. В связи с этим для Китая характерно относительно негативное отношение ко всякой (не только онлайн-игровой) деятельности, опосредствованной компьютерами и Интернетом. Таким образом, может быть высказано обоснованное допущение, что в Китае при обосновании научных — и особенно организационных (педагогических, медицинских и др.) — программ борьбы с проявлениями зависимости от Интернета не обращается должное внимание на возможный позитивный потенциал Интернет-зависимости (а именно, опоры на личный выбор, свободную волю, проявление и развитие индивидуальности), скрытый за внешним (негативным) аспектом данного явления.

В связи со сказанным можно обратиться к высказанной М. Селигманом несколько парадоксальной точке зрения, согласно которой был бы полезен «ип-Б8М-4» — т. е. «дополненный» список симптомов и заболеваний, описанных в Б8М-4: если согласиться с этим мнением, то адаптированный и примененный в данной работе метод измерения опыта потока у онлайн-игроков может быть рассмотрен как своего рода дополнительный источник совершенствования имеющихся разнообразных методик оценки Интернет-зависимости. Стоит отметить, что в целях применения в популяции китайских игроков в компьютерные игры ранее разработанный (и адаптированный для применения в популяции русскоязычных, франкоязычных и англоязычных игроков) опросник для измерения опыта потока был адаптирован методом двойного (прямого и обратного) перевода с коррекцией формулировок вопросов. Результаты проведенного исследования показали, что в данном опроснике могут быть выделены два фактора: (1) фактор позитивных переживаний и достижений в игре и (2) фактор погруженности в игровую реальность и повторения игровых эпизодов.

Как показало проведенное исследование, Интернет-зависимость и переживание опыта потока при онлайн-игре в Интернете не связаны друг с другом напрямую: важную промежуточную роль играют принятые в обществе нормы и их влияние на игроков. В связи с этим пол и возраст игроков играют существенную роль в регуляции связей между переживанием опыта потока в онлайновой игре и зависимостью от Интернета. Такого рода связи детально проанализированы в рамках проведенного исследования.

Основной итог проведенного исследования состоит в следующем. Соотношение между переживанием опыта потока и зависимостью от Интернета является двусторонним (можно было бы метафорически сказать: обоюдоострым), причем взаимовлияние со временем развивается: с одной стороны, стремление к переживанию опыта потока может способствовать развитию.

Интернет-зависимости у игроков в онлайн-игры, а с другой стороны, высокие показатели зависимости от Интернета могут способствовать снижению уровня переживания опыта потока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенной теоретико-экспериментальной работы, посвященной изучению связи опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр в связи с китайской культурой коллективизма, получили обоснование и экспериментальное подтверждение следующие положения:

Стремление к опыту потока положительно связано с уровнем Интернет-зависимости. Чем выше опыт потока, тем сильнее зависимость. Оба феномена тесно связаны с количеством времени, проводимого в Интернете. Но такая связь — не прямая. Если рассмотреть соотношение между опытом потока и Интернет-зависимостью не у отдельного человека, а в разных социальных группах людей, разделенных на основании культурных особенностей, возраста и пола, то положительная связь между опытом потока и Интернет-зависимостью отчасти теряется из-за того, что в этих группах люди занимают разные позиции по отношению к Интернету. Разное отношение к Интернету часто зависит от внутренней мотивации — от того, как люди относятся к личному выбору, поскольку Интернет — это не только технология, но еще и среда развития (Кузнецова, Чудова, 2008; 2009). В связи с этим там, где придается повышенное значение развитию индивидуальности, наблюдается позитивное отношение к применению Интернета и высокий уровень опыта потока в деятельности в Интернете. А там, где повышенное значение придается сохранению общественных ценностей и где нежелательно, чтобы личный выбор и творчество нарушали традиции, будет появляться больше проблем с Интернет-зависимостью, связанных с популярностью Интернета.

Таким образом, среди китайских игроков в компьютерные игры наблюдается сравнительно высокий уровень Интернет-зависимости и низкий уровень опыта потока. Китайская традиционная культура коллективизма и процесс индивидуализации в современном китайском обществе разнонаправленно влияют.

147 на особенности внутренней мотивации и развития индивидуальности человека, что играет важную промежуточную роль в становлении опыта потока и Интернет-зависимости.

Кроме этого, в Китае взрослые люди в сравнении с подростками скорее склонны считать себя зависимыми от Интернета и лишь в слабой степени переживают опыт потока в компьютерных играх. В качестве объяснения заметим, что позиция взрослых людей по отношению к Интернету в большой степени совпадает с традиционной позицией китайского коллективизма, поскольку общепринятые социальные нормы сильнее влияют на них. Они занимают негативную позицию относительно субъективности и проявлений индивидуализма, поведение же подростков скорее соответствует их интересам и внутренней мотивации. Такой феномен тесно связен с системой образования в Китае, особенностям семейных отношений в Китае.

Наряду с возрастными различиями, в Китае мужчины сильнее переживают опыт потока в ходе компьютерных игр, чем женщины, хотя у мужчин и женщин равны уровни Интернет-зависимости, потому что мужчины более открыты по отношению к Интернету и компьютерным играм. Кроме того, среди китайских игроков мужчины общаются в ходе игры значительно больше, чем женщины. Половые различия в показателях опыта потока и общения в ходе игре связаны с патриархальностью китайского общества: во-первых, общепринятые социальные требования оказывают большее влияние на женщин, чем на мужчин, а во-вторых, мужчины чаще проявляют индивидуальность, чем женщины.

В итоге, опираясь на результаты теоретического и экспериментального изучения, может быть сформулирован следующий вывод о взаимосвязи между опытом потока и Интернет-зависимостью: с одной стороны, стремление к опыту потока в компьютерных играх для компенсации потери аутотелического опыта и развития индивидуальности служит причиной становления высокого уровня зависимости от компьютерных игр в Китае, потому что такая компенсация.

148 индивидуальности в играх противопоставлена общественным нормам в Китае. С другой стороны, высокий уровень Интернет-зависимости может в свою очередь снижать уровень опыта потока. Фактически соотношение опыта потока и зависимости является не прямолинейным, а двусторонним, взаимовлияние между ними со временем развивается.

В заключение подчеркнем, что, во-первых, несмотря на то, что многочисленные научные работы посвящены диагностике, патологии и лечению Интернет-зависимости, специалисты по Интернет-зависимости обращают недостаточное внимание на социокультурное основание возникновения этой проблемы. Обычно специалисты только подчеркивают важность принятых в обществе норм и не обращают внимание на возможный позитивный потенциал, скрытый за внешним аспектом такой проблемы. Согласно полученным в исследовании результатам, рекомендуется обращать внимание на внутренний смысл конкретного поведения и обсуждать его в широком контексте, в социокультурно-историческом окружении. Через рассмотрение проблем Интернет-зависимости в негативном и позитивном аспекте можно глубже понять внутренний механизм возникновения этой проблемы, что обеспечит оказание психологической помощи более высокого уровня.

Во-вторых, хотя для М. Чиксентмихайи теория опыта потока не может пониматься вне определенной социальной среды (он сказал: «Трудно быть хорошим человеком, живя в плохом обществе» (С81к8геп1тШа1у1, 1993, с 253), большинство сегодняшних исследователей обращает внимание только на универсальные аспекты опыта потока — например, многое сделано для определения общих условий появления опыта потока. В представленном исследовании мы попытались установить специфическое влияние определенной культуры на опыт потока. Мы считаем, что такие исследования феномена опыта потока имеют большое значение как для теории опыта потока, так и для понимания той или иной специфической культурной традиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В., Щербинин A.A. Феномен присутствия и его влияние на эффективность решения интеллектуальных задач в средах виртуальной реальности / Н. В. Авербух, A.A. Щербинин // Психология. Журнал Вышей школы экономики. 2011. Т. 8. N4. С. 102−119.
  2. А.Г., Цветкова H.A., Цветков A.B. Психологическая модель Интернет-зависимости личности /А.Г. Асмолов, H.A. Цветкова, A.B. Цветков // Мир психологии. 2004. № 1. С. 179−193.
  3. Бабанин J1.H., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет в психологическом исследовании / Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 79−96.
  4. А. Теория социального научения / А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000.
  5. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: пер. с англ. / Э. Берн. М.: Лист-Нью- Центр общечеловеческих ценностей. 1997.
  6. Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2001.
  7. Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайя) / Т. М. Буякас // Вестник МГУ Сер. 14. Психология. 1995. N2. С. 53−61.
  8. И.А., Пащенко Е. И., Петрова H.H., Осипова Е. М. Психологические факторы компьютерной тревожности / И. А. Васильева, Е. И. Пащенко, H.H. Петрова, Е. М. Осипова // Вопросы психологии, № 5, 2004, с. 56−62.
  9. В.В. Кант / В. В. Васильев // История философии / под ред. Васильева В. В., Кротова A.A., Бугая Д. В. М.: Москва Академический Проект, 2005. С. 367−387.
  10. А.Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский. // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 100−131.
  11. А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета / А. Е. Войскунский // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2008. N 2. С. 140−153.
  12. А.Е. Вместо предисловия: «За» и «Против» Интернет-зависимости / А. Е. Войскунский // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. -М.: Акрополь, 2009а. С. 5−22.
  13. А.Е. Методологические аспекты зависимости от Интернета: зарубежные исследования / А. Е. Войскунский // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009b. С. 101−111.
  14. А.Е. Психология и Интернет / А. Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2010.
  15. А.Е. Вступительное слово / А. Е. Войскунский // Психология. Журнал Вышей школы экономики. 2011. Т. 8, N 4. С. 29−34.
  16. А.Е., Митина О. В., Аветисова А. А. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых интернет-играх / А. Е. Войскунский, О. В. Митина, А. А. Аветисова // Психологический журнал. 2005. Том 26. № 5. С. 47−63.
  17. А.Е., Селисская М. А. Система реальностей: психология и технология / А. Е. Войскунский, М. А. Селисская // Вопросы философии. 2005. № 11. С. 119−130.
  18. А.Е., Смыслова О. В. Мотивация потока и ее изучение в деятельности хакеров / А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Современная психология мотивации / Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, с. 244−277.
  19. А.Е., Смыслова О. В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера / А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 35−43.
  20. JI.C. Развитие высших психических функций / JI.C. Выготский. -М.: АПН РСФСР, 1960.
  21. JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / JI.C. Выготский // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62−76.
  22. JI.C. Мышление и лечь (Изд. 5, испр.) / JI.C. Выготский. М.: Издательство «Лабиринт», 1999.
  23. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1993.
  24. Дж. (Groho J.) Зависимость от Интернета новое заболевание?: пер. с155англ. / Дж. Грохол // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. С. 264−266.
  25. O.E. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, с. 103−121.
  26. Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н. Ф. Добрынин // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева, A.A. Пузырея, В. Я. Романова. М.: Изд-во Московского университета, 1976. С. 243 — 259.
  27. Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев. М.: Тривола, 1995.
  28. О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление / О.В. Доронина// Вопросы психологии, N 1, 1993, с. 68−78.
  29. А.Ю. Интернет-зависимости / А. Ю. Егоров // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. -М.: Акрополь, 2009. С. 29−55.
  30. Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь /Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. М.: Речь, 2010.
  31. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии: изд. 2-е, уточненное и дополненное / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994.
  32. .В. Теория личности К. Левина / Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  33. В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / В. В. Знаков // Психологический журнал, 2005. Том 26. № 1. С. 18−28.
  34. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. -М.: Акрополь, 2009.
  35. Е.Р., Леонтьев Д. А., Осин E.H., Бородкина И.И.: Смысл, 156адаптация и самодетерминация у подростков / Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев, E.H. Осин // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 68−79.
  36. Ц.П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  37. Ю.М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
  38. М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул. -Москва: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.
  39. А.Н. Деятельность, сознание и личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.
  40. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Издательство МГУ, 1981.
  41. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности /Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С.15−25.
  42. В.А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме / В. А. Лоскутова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. С. 152−164.
  43. С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. СПб.: Издательство «Речь», 2002.
  44. А.Г. Мотивация в компьютерных играх / А. Г. Макалатия // Тезисы 3-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Психологический институт РАО, 2003. С. 358−361.
  45. А.Г. Опыт аутотелической деятельности / А. Г. Макалатия // Общая психология. Тексты в 3 томах, т. 2 кн. 2. М.: УМК «Психология" — Московский социально-психологический институт, 2004. с.264−279.
  46. В.Л., Искандирова A.B., Смирнова Е. А., Хомерики Н. С. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В. Л. Малыгин, A.B. Искандирова, Е. А. Смирнова, Н. С. Хомерики. -М.: Арсенал образования, 2010.
  47. А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999.
  48. К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии / К. Мюррей // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 132−140.
  49. Платон. Федон / Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. М.: „Мысль“, 1993.
  50. А.Н. Позитивная психология и проблема зла / А. Н. Поддьяков //158
  51. Психологические исследования. No. 2(22). С. 1. http://psystudy.ru.
  52. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
  53. К. О становлении личностью.: пер. с англ. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994.
  54. , Ж.П. Экзистенциализм Это Гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов / Под ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. С. 319 — 344.
  55. Селигман М.Е.П. (Seligman Martin Е. Р.) Новая позитивная психология: пер. с англ. / М.Е. П. Селигман. М.: София, 2006.
  56. М.Н. Представления о времени в психологии / М. Н. Семёнова // Методологические проблемы современной психологи: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 629−632.
  57. B.C., Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальность и социальная реальность / B.C. Собкин, Ю. М. Евстигнеева. М.: Центр социологии образования РАО, 2001.
  58. Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной сетью. Социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Под ред. Г. В. Солдатовой. М.: ФРИ, 2011.
  59. С. (Stern S.) Интернет-аддикция: уточнение понятий: пер. с англ. / С. Стерн // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. С. 271−273.
  60. Ю.К. Временная форма профессионального опыта / Ю. К. Стрелков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010, № 2, с. 23−31.
  61. Д. (Suler J.) Зависимость от Интернета и беглый взгляд на человеческую природу: пер. с англ. / Д. Сулер // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 1 592 009. С. 257−259.
  62. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.
  63. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990.
  64. O.K. Информационный век и теория J1.C. Выготского / O.K. Тихомиров // Психол. Журн. 1993. Т. 14. № 1. С. 114−119.
  65. O.K., Лысенко Е. Е. Психология компьютерной игры / O.K. Тихомиров, Е.Е. Лысенко// Новые методы и средства обучения. 1988. № 1. С. 30−66.
  66. Р.Ф., Жукова М. А. Особенности сферы общения Интернет-зависимых пользователей / Р. Ф. Теперик, М. А. Жукова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Под ред. А. Е. Войскунского. -М.: Акрополь, 2009. С.165−188.
  67. Ю.В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 3. С. 27−39.
  68. К. Возможности и границы межкультурного взаимопонимания Электронный ресурс. / К. Хельд // Топос. 2006. № 3. С. 5−16. URL: http://topos.ehu.lt/wp-content/uploads/201 l/07/Held.pdf (дата обращения 06.04.2012).
  69. X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986
  70. Хёйзенга Й. Homo ludens / Й. Хёйзенга. М.: Прогресс — Академия, 1992.
  71. Цой H.A. Информационная политика государства и феномен Интернет-зависимости в России и Китае / H.A. Цой // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: социология. 2010. № 4. С. 5−16.
  72. М. (Csikszentmihalyi М.) Поток: психология оптимального переживания: пер. с англ. / М.Чиксентмихайи. М.: Смысл: АНФ, 2011а.
  73. М. (Csikszentmihalyi М.) В поисках потока: психология160включенности в повседневность, пер. с англ. / М.Чиксентмихайи. М.: АНФ, 2011b.
  74. В.И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей / В. И. Чирков, Э. Л. Диси // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 48−57.
  75. С. А. Компьютерная игра: Новая область психологических исследований / С.А. Шапкин// Психологический журнал. № 1. 1999. С. 86−102.
  76. А.Г. Мир поправимых ошибок / А. Г. Шмелев // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. 1988. № 3. С. 27−39.
  77. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Гуманитарный издательский центр „Владос“, 1999.
  78. Л.Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. -Днепропетровск: Пороги, 2006.
  79. Янг К. (Young К.) Интернет-зависимость вчера и сегодня.: пер. с англ. / К. Янг // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. С. 251−252.
  80. Armstrong A., Casement С. The Child and the Machine: How Computers Put Our Children’s Education at Risk / A. Armstrong, C. Casement. -Beltsville: Robins Lane Press, 2000.
  81. Bankart P.C. Talking Cures: A History of Western and Eastern Psychotherapies / P.C. Bankart. -Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publ., 1997.
  82. Barak A. Preface / A. Barak // Psychological aspects of cyberspace: theory, research, applications / Ed. A. Barak. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
  83. Beard K.W., Wolf E.M. Modification in the Proposed Diagnostic Criteria for Internet Addiction / K.W. Beard, E.M. Wolf// CyberPsychology & Behavior. 2001. Vol. 4(3). P. 377−383.
  84. Boniwell I., Zimbardo P. G Balancing Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning /1. Boniwell, P. G Zimbardo // Positive psychology in practice / Eds. P.A. Linley, S. Joseph. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2004. P. 165−175.
  85. Brandom R. Making It Explicit: Reasoning, Representing, and Discursive Commitment / R. Brandom. Cambridge: Harvard University Press, 1994.
  86. Brandom R. Reason, Expression, and the Philosophic Enterprise / R. Brandom // What Is Philosophy? / Eds. C.P. Ragland and S. Heidt. New Haven, London: Yale University Press, 2001. P.74−95.
  87. Brandom, R. Tales of the Mighty Dead: Historical Essays in the Metaphysics of Intentionality / R. Brandom. Cambridge, MA: Harvard University Press 2002.
  88. Brenner V. Psychology of computer use: XL VII Parameters of Internet use, abuse and addiction: The first 90 days of the Internet usage survey / V. Brenner // Psychological Reports. 1997. 80(3 Pt 1). P. 879−882.
  89. Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: Development of a theory-based cognitive-behavioral measurement instrument / S.E. Caplan // Computers in Human Behavior. 2002. 18(5). P. 553−575.
  90. Caplan S.E. Preference of online social interaction: A theory of problematic Internet use and psychosocial well-being / S.E. Caplan // Communication Research. 2003. 30(6). P. 625−648.
  91. Caplan S.E., High A.C. Beyond excessive use: The interaction between cognitive and behavioral symptoms of problematic Internet use / S.E. Caplan, A.C. High // Communication Research Reports. 2006. 23(4). R 265−271.
  92. J., Jenkins H. „Chess for Girls? Feminism and Computer Games.“ / J. Cassell, H. Jenkins // From Barbie to Mortal Kombat: Gender and Computer Games / Eds J. Cassell, H. Jenkins. Cambridge, MA: MIT Press. 1998. P. 2−45.
  93. Chang M.K., Law S.P.M. Factor structure for Young’s Internet Addiction Test: a confirmatory study / M. K Chang., S.P.M. Law // Computers in Human Behavior. 2008. 24(6). P. 2597−2619.
  94. Chen H., Wigand R.T., Nilan M.S. Optimal experience of web activities / H. Chen, R.T. Wigand, M.S. Nilan // Computers in Human Behavior. 1999. 15(5). P. 585−608.
  95. Chen J. Flow in games (and everything else) / J. Chen // Communications of the ACM. 2007.50(4). P. 31−34.
  96. Chen J.V., Park Y. The difference of addiction causes between massive multiplayer online game and multi user domain / J.V. Chen, Y. Park // International Review of Information Ethics. 2005. 4(12). P. 53−60.
  97. Choi Y.S., Ross L. Policy and power: The impact of the Internet on the younger generation in South Korea / Y.S. Choi, L. Ross // Social Policy and Society. 2006. 5(3). P. 421−429.
  98. Chou C., Condron L., Belland J.C. A Review of the Research on Internet Addiction / C. Chou, L. Condron, J.C. Belland // Educational Psychology Review. 2005. 17(4). P. 363−388.
  99. Chou C., Hsiao M.C. Internet addiction, usage, gratifications, and pleasure163experience The Taiwan college students' case / C. Chou, M.C. Hsiao // Computer and Education. 2000. 35(1). P. 65−80.
  100. Chou T.J., Ting C.C. The role of flow experience in cyber-game addiction / T.J. Chou, C.C. Ting // CyberPsychology & Behavior. 2003. 6(6). P. 663−675.
  101. Csikszentmihalyi M. The evolving self: A psychology for the third millennium / M. Csikszentmihalyi. New York: HarperCollins, 1993.
  102. Csikszentmihalyi, M. Beyond boredom and anxiety: Experiencing flow in work and play / M. Csikszentmihalyi. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2000/1975.
  103. Csikszentmihalyi M. Introduction / M. Csikszentmihalyi // A Life Worth Living: Contributions to Positive Psychology / Eds. M. Csikszentmihalyi, I.S. Csikszentmihalyi. Oxford- New York: Oxford University Press, 2006. P. 3−18.
  104. Czincz J., Hechanova R. Internet Addiction: Debating the Diagnosis / J. Czincz, R. Hechanova // Journal of Technology in Human Services. 2009. 27(4). P. 257−272.
  105. Davis, R.A. A cognitive behavioral model of pathological Internet use / R.A. Davis // Computers in Human Behavior. 2001. 17(2). P. 187−195.
  106. Davis R.A., Flett G.L., Besser A. Validation of a new measure of problematic Internet use: Implications for pre-employment screening / R.A. Davis, GL. Flett, A. Besser // CyberPsychology & Behavior. 2002. 5(4). P. 331−346.
  107. Deci, E.L., Ryan, R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan. New York: Plenum, 1985.
  108. Dormashev Y. Flow Experience Explained on the Grounds of an Activity Approach to Attention / Y. Dormashev // Effortless Attention: A New Perspective in the Cognitive Science of Attention and Action / Eds. B. Bruya. Cambridge, Mass.:164
  109. The MIT Press, 2010. P. 287−333.
  110. Dreyfus H.L. On the Internet (second edition) / H.L. Dreyfus. London, New York: Rutledge 2009.
  111. Ellerman E. The Internet in Context / E. Ellerman // Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications (2nd ed.) / Ed. J. Gackenbach. San Diego, CA: Academic Press, 2007. P. 11−33.
  112. Fairbank J.K., Goldman M. China: A new history / J.K. Fairbank, M. -Goldman, Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 2006.
  113. Feng J., Spence I., Pratt J. Playing an action video game reduces gender difference in spatial cognition / J. Feng, I. Spence, J. Pratt // Psychological science. 2007.18(10). P. 850−855.
  114. Golub A., Lingley K. Just Like the Qing Empire: Internet Addiction, MMOGs, and Moral Crisis in Contemporary China / A. Golub, K. Lingley // Games and Culture, 2008. 3(1). P. 59−75.
  115. Gossop M. Living with Drugs / M. Gossop. London: Temple Smith, 1982.
  116. Gray J.B., Gray N.D. The Web of Internet Dependency: Search Results for the165
  117. Mental Health Professional / J.B. Gray, N.D. Gray // International Journal of Mental Health and Addiction. 2006. 4(4). P. 307−318.
  118. Greenfield D. Virtual addiction: Help for Netheads, cyberfreaks, and those who love them / D. Greenfield -Oakland. CA.: New Harbinger Publication, 1999.
  119. Greenfield P.M. Technology and informal education: what is taught, what is learned / P.M. Greenfield // Science. 2009. 323 (5910). P. 69−71.
  120. Griffiths M.D. Internet addiction: Does it really exist? / M.D. Griffiths // Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal and Transpersonal Applications / Eds. J. Gackenbach New York: Academic Press, 1998. P. 61−75.
  121. Griffiths, M.D. Excessive internet use: Implications for sexual behavior / M.D. Griffiths // Cyber Psychology and Behavior. 2000. 3(4). P. 537−552.
  122. Griffiths, M.D. Sex on the Internet: Observations and implications for sex addiction / M.D. Griffiths // Journal of Sex Research. 2001. 38(4). P. 333−342.
  123. Habermas J. From Kant to Hegel: On Robert Brandom’s Pragmatic Philosophy of Language / J. Habermas // European Journal of Philosophy, 2000. 8(3). P. 322−355.
  124. Han S.H., Northoff G. Understanding the self: a cultural neuroscience approach / S.H. Han, G. Northoff// Ed. J.Y. Chiao. Progress in Brain Research. 2009 Vol. 178. P. 203−212.
  125. Healy J.M. Failure to connect: How computers affect our children’s minds for better and worse / Healy J.M. — New York: Simon and Schuster, 1998.
  126. Hidi S., McLaren J., Renninger K.A. Individual interest and gender differences: A crosscultural study / S. Hidi, J. McLaren, K.A. Renninger // Paper presented at the annual meeting of the American Educational Research Association. Atlanta. 1993.
  127. Hoffman D.L., Novak T.P. Marketing in hypermedia computer-mediated environments: Conceptual foundations / D.L. Hoffman, T.P. Novak // Journal of Marketing. 1996. 60(3). P. 50−68.
  128. Hsu С., Lu H. Why do people play on-line games? An extended ТАМ with social influences and flow experience / C. Hsu, H. Lu // Information and Management. 2004. 41(7). P. 853−868.
  129. Hwang K.K. Face and Favor: The Chinese Power Game / K.K. Hwang // American Journal of Sociology, 1987. 92(4). P. 944−974.
  130. Joinson A. Understanding the psychology of Internet behavior: Virtual worlds, real lives / A Joinson- Houndmills, UK & NY: Palgrave Macmillan, 2003.
  131. Leung L. Net-generation attributes and seductive properties of the Internet as predictors of online activities and Internet addiction / L. Leung // CyberPsychology & Behavior. 2004. 7(3). P. 333−348.
  132. Zhang L.L. Behind the 'Great Firewall': Decoding China’s Internet Media Policies from the Inside / L.L. Zhang // The International Journal of Research into New Media Technologies. 2006. 12(3). P. 271−291.
  133. Mclnerney D.M. A discussion for Future Time Perspective / D.M. Mclnerney // Educational Psychology Review. 2004. 16(2). P. 141−151.
  134. Marcus H.R., Kitayama S. Culture and the Self: Implications for Cognition, Emotion, and Motivation / H.R. Marcus, S. Kitayama // Psychological Review. 1991. 98(2). P. 224−153.
  135. Massimini, F., Delle Fave, A. Individual development in a bio-cultural perspective / F. Massimini, A. Delle Fave // American Psychologist, 2000. 55(1). P. 24−33.
  136. Mathy R., Cooper A. The duration and frequency of Internet use in a nonclinical sample: Suicidality, behavioral problems, and treatment histories / R. Mathy, A. Cooper // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2003. 40(1−2). P. 125−135.
  137. McMahan A. Immersion, Engagement, and Presence: A Method for Analyzing 3-D Video Games /А. McMahan // The Video Game, Theory Reader / Eds. M.J.P. Wolf, B. Perron. NY.: Routledge, 2003. P. 67−85.
  138. McMurran M. The Psychology of Addiction (Contemporary Psychology Series) / M. McMurran. London: Taylor & Francis, Routledge, 1994.
  139. Meerkerk G., Van Den Eijnden R., Vermulst A., Garretsen H. The Compulsive Internet Use Scale (CIUS): some psychometric properties / G. Meerkerk, R. Van Den Eijnden, A. Vermulst, H. Garretsen // CyberPsychology & Behavior. 2009, 12(1). P. 1−6.
  140. Menninger k. Theory of Psychoanalytic Technique / K. Menninger. New York: Basic Books, 1958.
  141. Mitchell K.J., Becker-Blease K.A., Finkelhor D. Inventory of problematic Internet experiences encountered in clinical practice / K.J. Mitchell, K.A. Becker-Blease, D. Finkelhor//Professional Psychology. 2005. 36(5). P. 498−509.
  142. Morahan-Martin J. Internet Abuse: Emerging Trends and Lingering Questions / J. Morahan-Martin // Psychological aspects of cyberspace: theory, research, applications / Ed. A. Barak. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 32−69.
  143. Morahan-Martin J., Schumacher P. Incidence and correlates of pathological Internet use among college students / J. Morahan-Martin, P. Schumacher // Computers in Human Behavior. 2000. 16(1). P. 13−29.
  144. Nakamura J., Csikszentmihalyi M. The Concept of Flow / J. Nakamura, M. Csikszentmihalyi // Handbook of Positive Psychology / Eds. C.R. Snyder, SJ. Lopez. New York: Oxford University Press, 2002. P. 89−105.
  145. Nalwa K., Anand A.P. Internet addiction in students: A cause of concern / K. Nalwa, A.P. Anand // Cyberpsychology and Behavior. 2003. 6(6). P. 653−656.
  146. Nichols L.A., Nicki R. Development of a psychometrically sound Internet addiction scale: A preliminary step / L.A. Nichols, R. Nicki // Psychology of Addictive Behaviors. 2004. 18(4). P. 381−384.
  147. Orzack M.H. Computer addiction: Is it real or is it virtual? / M.H. Orzack // Harvard Mental Health Letter. 1999. 15(7). P. 8.
  148. Peele S. The meaning of addiction: Compulsive experience and its interpretation / S. Peele. Lanham, MD: Lexington Books, 1985.
  149. Peterson C. The Values in Action (VIA) Classification of Strengths / C. Peterson // A Life Worth Living: Contributions to Positive Psychology / Eds. M. Csikszentmihalyi, I.S. Csikszentmihalyi. Oxford, New York, 2006. P. 29−48
  150. Peterson C., Seligman M. Character strengths and virtues: A handbook and classification / C. Peterson, M. Seligman. New York: Oxford University Press- Washington, DC: American Psychological Association Press, 2004.
  151. Phan H.P. Future Time Perspective in Sociocultural Contexts: A Discussion Paper / H.P. Phan // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2009. 7(2). P. 761−778.
  152. Pratarelli M.E., Browne B.L., Johnson K. The bits and bytes of computer/Internet addiction: A factor analytic approach / M.E. Pratarelli, B.L. Browne, K. Johnson // Behavior Research Methods, Instruments and Computers. 1999. 31(2). P. 305−314.
  153. Przybylski A., Rigby S., Ryan R.M. A motivational model of video game engagement / A Przybylski., S. Rigby, R.M. Ryan // Review of General Psychology. 2010. 14(2). P. 154−166.
  154. Reed L. Governing (through) the Internet: The discourse on pathological computer use as mobilized knowledge / L. Reed // European Journal of Cultural Studies. 2002. 5(2). P. 131−153.
  155. Rettie R. An exploration of flow during Internet use / R. Rettie // Internet Research: Electronic Networking Applications and Policy. 2001. 11(2). P. 103−113.
  156. Russel J.M. Sartre, therapy, and expanding the concept of responsibility / J.M. Russel // American Journal of Counseling and Development. 1978. 38(3). P. 259 -269.
  157. Ryan R.M., Rigby S., Przybylski A. The Motivational Pull of Video Games: A Self-Determination Theory Approach / R.M. Ryan, S. Rigby, A. Przybylski // Motivation and Emotion. 2006. Vol. 30(4). P. 344−360.
  158. Seligman. M. Afterword: Breaking the 65 Percent Barrier / M. Seligman // A Life Worth Living: Contributions to Positive Psychology / Eds. M Csikszentmihalyi, I.S. Csikszentmihalyi. Oxford New York, 2006. P. 230−236.
  159. Scherer K. College life online: Healthy and unhealthy Internet use / K. Scherer // Journal of College Student Development. 1997. 38(6). P. 655−665.
  160. Shapira N.A., Goldsmith T.D., Keck P., Khosla U., McElroy S. Psychiatric features of individuals with problematic Internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P. Keck, U. Khosla, S. McElroy // Journal of Affective Disorders. 2000. 57(1−3). P. 267−272.
  161. Shaw M., Black D.W. Internet Addiction: Definition, epidemiology and clinical management / M. Shaw, D.W. Black // CNS Drug. 2008. 22(5). P. 353−365.
  162. Sui J., Liu C.H., Han S.H. Cultural difference in neural mechanisms of self-recognition / J. Sui, C.H. Liu, S.H. Han // Social Neuroscience. 2009. 4(5). P. 402−411.
  163. Surratt C. Netaholics? The Creation of a Pathology / C. Surratt. Commack, N. Y: Nova Science, 1999.
  164. Szablewicz M. The ill effects of „opium for the spirit“: a critical cultural analysis of China’s Internet addiction moral panic / M. Szablewicz // Chinese Journal of Communication. 2010. 3(4). P. 453 470.
  165. Szasz T. Ceremonial Chemistry: The Ritual Persecution of Drugs, Addicts, and Pushers / T. Szasz. Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1974/2003.
  166. Tapscott, D. Grown Up Digital: How the Net Generation Is Changing the World / D. Tapscott. New York: McGraw Hill, 2009.
  167. Thatcher A., Goolam S. Defining the South African Internet addict: Prevalence and biographical profiling of problematic Internet users in South Africa / A. Thatcher, S. Goolam // South African Journal of Psychology. 2005. 35(4). P. 766−792.
  168. Treuer Т., Fabian Z., Furedi, J. Internet addiction associated with features of impulse control disorder: Is it a real psychiatric disorder? / T. Treuer, Z. Fabian, J. Furedi // Journal of Affective Disorders. 2001. 66(2−3). P. 283.
  169. Turkle S. Life on the screen: Identity in the age of the Internet / S. Turkle. New York: Simon and Schuster, 1995.
  170. Turkle S. The Second Self: Computers and the Human Spirit Twentieth Anniversary Edition / S. Turkle. Cambridge, MA: The MIT Press, 2005.
  171. Umiker-Sebeok J. The semiotic swarm of cyberspace: Cybergluttony and Internet addiction in the global village / J. Umiker-Sebeok // Semiotica. 1997. 117(2^). P. 239−297.
  172. Voiskounsky A.E. Two Types of Repetitive Experiences on the Internet Электронный ресурс. / A.E. Voiskounsky // INTERFACE: The Journal of172
  173. Education, Community and Values. 2007. URL: http://bcis.pacificu.edu/iournal/2007/06/voiskounsky.php (дата обращения 06.04.2012)
  174. Voiskounsky A.E. Flow Experience in Cyberspace: Current Studies and Perspectives / A.E. Voiskounsky // Psychological aspects of cyberspace: theory, research, applications / Ed. A. Barak. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 70−101.
  175. Voiskounsky A.E. Flow Experience in Internet mediated environments / A.E. Voiskounsky // Motivation, consciousness and self-regulation / Ed. D.A. Leontiev. -NY.: Nova Science, 2012. P. 243−271.
  176. Wan C.S., Chiou W.B. Psychological motives and online games addiction: A test of flow theory and humanistic needs theory for Taiwanese adolescents/ C.S. Wan, W.B. Chiou // CyberPsychology & Behavior. 2006. 9(3). P. 317−324.
  177. Wan C.S., Chiou W.B. The motivations of adolescents who are addicted to online games: A cognitive perspective / C.S. Wan, W.B. Chiou // Adolescence. 2007. 42(165). P. 179−198.
  178. Wasserman I., Richmond-Abbott M. Gender and the Internet: Causes of variation in access, level, and scope of use / I. Wasserman, M. Richmond-Abbott // Social173
  179. Science Quarterly, 2005. 86. 1. 252−269.
  180. Wolferen V., Karel A.A. The Enigma of Japanese Power: People and Politics in a Stateless Nation / V. Wolferen, A.A. Karel. New York: Vintage Books, 1989.
  181. Yan Y.X. The Individualization of Chinese Society / Y.X. Yan. Oxford: Berg, 2009.
  182. Yang S., Tung C. Comparison of Internet addicts and non-addicts in Taiwanese high school / S. Yang, C. Tung // Computers in Human Behavior. 2007. 23(1). P. 79−96.
  183. Yellowless P., Marks S. Problematic Internet use or Internet addiction? / P. Yellowless, S. Marks // Computers in Human Behavior. 2007. 23(3). P. 1447−1453.
  184. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder / K.S. Young // Cyberpsychology & Behavior. 1998a. 1(3). P. 237−244.
  185. Young K.S. Caught in the Net: How to recognize the signs of Internet addiction and a winning strategy for recovery /K.S. Young. New York: John Wiley & Sons, 1998b.
  186. Young K.S. Clinical Assessment of Internet-Addicted Clients / K.S. Young // Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment / Eds. K.S. Young, C.N. Abreu.- Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2011. P. 19−35.
  187. Young K.S., Pistner M., O’Mara J., Buchanan J. Cyber disorders: The mental health concern for the new millennium / K.S. Young, M. Pistner, J. O’Mara, J. Buchanan // Cyberpsychology & Behavior. 1999. 2(5). P. 47579.
  188. Young K.S., Abreu C.N. Introduction / K.S. Young, C.N. Abreu // Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment / Eds. K.S. Young, C. N. Abreu. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2011a.
  189. Young K.S., Abreu C.N. Closing Thoughts and Future Implications / K.S. Young, C.N. Abreu // Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment / Eds. K.S. Young, C.N. Abreu. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2011b. P. 19−35.
  190. Zimbardo P. G, Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual differences Metric / P. G Zimbardo, J. N. Boyd // Journal of Personality and Social Psychology, 1999. 77(6). P. 1271—1288.
  191. Bai Y., Fan F.M. A Study on the Internet Dependence of College Students: the Revising and Applying of a Measurement / Y. Bai, F.M. Fan // Psychological development and education. 2005. 21(4). P. 99−104. Jt @
  192. CASS (Chinese Academy of Social Sciences). International Comparison of Internet development 2004 / CASS, 2004. (CASS. 2004 4>ffl2004)
  193. CASS (Chinese Academy of Social Sciences). Internet Usage and Impact Survey 2007 in Beijing, Shanghai, Guangzhou, Chengdu, Changsha, Xi’an, Shenyang / CASS, 2007. (CASS. 2007 fj+U J», fctymn mmimwRRBmmm^ / tt^n2007 ^ 11 E)
  194. Cao F.l. Mechanism of psychology, functional imageology, and group psychological intervention in adolescents with internet addiction / F.l. Cao // PhD dissertation of Central South University, 2007. Wd^N^/^G^ilfJlmMmM^Rmw^m^imm. 2007%
  195. Cheng W.W. An alternative interpretation of the «Internet addiction» of young people / W.W. Cheng // Chinese youth study. 2007. Vol. 8. P. 23−27. (I&foffi. ifimmm" M^mim. (tit^fw 2007^ism, 23−27m>.
  196. Cityu (City University of Hong Kong). Internet using survey in Hong Kong 2009 / Cityu, 2009. (Cityu. AS^^jMu^ijfgi^. 200931. M)
  197. CNNIC (China Internet Network information center). 23rd Statistics Report of Chinese Internet Development / CNNIC, 2009. (CNNIC. % 23 ^ M^^ti+i^. taH^N^S^'lLs 2009 ^ B)
  198. CNNIC (China Internet Network information center). 27rd Statistics Report of Chinese Internet Development / CNNIC, 2011. (CNNIC. % 27 HSIM^^
  199. Mitm^. ^fflSIMiiS'i1^ 2011 ^ 1J3)
  200. CNNIC (China Internet Network information center). 29rd Statistics Report of Chinese Internet Development / CNNIC, 2012. (CNNIC. % 29 BISM^^mm^mm^. ^as^imi^^, 2012^ my
  201. Cui L.J., Zhao X. The standard Setting of Internet Addiction with the Angoff Method / L.J. Cui, X. Zhao // Psychological Science. 2004. 27(3). P. 721−723. (-SMm, mm.2004,27(3):721−723).
  202. CYIA (China Youth Internet Association). A survey of internet-addiction in Chinese adolescents in 2005. Электронный ресурс. / CYIA, 2005. URL: http://www.china.com.cn/chinese/diaocha/1 039 372.htm. (дата обращения 06.04.2012). 2005. Ф Шп^ШШ^, 2005)
  203. CYIA (China Youth Internet Association). A survey of internet-addiction in Chinese adolescents in 2009. Электронный ресурс. / CYIA, 2010. URL: http://matl.gtimg.com/edu/pdf/wangyinbaogao.pdf. (дата обращения 06.04.2012). (Ф If^^^IIp 2009. Ф О 2010).
  204. Gao, W.B. Chen Zh.Y. A Study on Psychopathology and Psychotherapy of Internet Addiction / W.B. Gao, Zh.Y. Chen // Advances in Psychological Science. 2006. 14(4). P. 596−603. ШШ. MA^a'M^?J^kiFP ЩЩ%. ЬШЩ^ШШ, 2006, 14(4): 596−603).
  205. Held К. Die Grundbegriffe der Zeit Phaenomenologie (Six lectures in Beijing University, China) / К. Held -Shanghai: Shanghai Translation Publishing House, 2009. (М/Ш. ±-#№£ЖШ±-.2009).
  206. Jiang N.N., Gu H.G. A Study on College Studentstsege StudentsK. Held -Shanghai: Shanghai Translation Publishing House, 2009. Gu // Psychological Science. 2005. 28(1). P. 49−51.28 (1):49−51).
  207. Lei L., Liu M.X., Yang Y. The Relationship between Adolescents' Neuroticism, 1. ternet Service Preference, and Internet Addiction / L. Lei, M.X. Liu, Y. Yang // Acta Psychologica Sinica, 2006. 38(3). P. 375−381. (WM, W-?,
  208. Wf&mAfc, 'bm^fa. 2006, 38(3):375.381).
  209. EEm, i-fciL ^^mtmm^m^w^^^M.mmwm2007. 11(52): 10 611−10 613).
  210. Li J., Zhao Y.J. Internet Use and Its Relationship to Interpersonal Trust and Self-Esteem in College Students / J. Li, Y.J. Zhao // Chinese journal of clinical psychology. 2002. 10(3). P. 200−201. >
  211. Li T., Zhang L.J. How College StudentsRelationship to Interpersonal Trust and Self-Esteem in College Students / J. Li, Y.J. Zhao // Psychological Science. 2004.27(3). p. 662−663.m. m&i&Mim^mmTj^Mffl2004. 27(3):662−663).
  212. Liu X.J., Su L.Y., He B.L. Intelligence, Personality and Behavior Problems of Children with Video Games Dependence / X.J. Liu, L.Y. Su, B.L. He // Chinese journal of clinical psychology. 2001. 9(4). P. 268−270.
  213. Li Z.H. The thought history of modern Chinese / Z.H. Li Bejing: Dongfang publishing house, 1987. tilftllMUiMi: 1987).
  214. Mei S.I., Yu X.H., Kou C. G, Yu Y.Q. An Investigation of the Family Characteristics of Internet Addicts in College Students. Medicine and society.1 782 009. 22(6). P. 54−56. (ШйВ, ТШЩ-.шч^шттш. 2009 ^ ш 22 ш в т, 54−56 ш).
  215. National Mental Health System Development Guidelines: 2008−2015. Chinese Ministry of Health, 2008. Электронный ресурс. URL: http://www.chinanews.com/ik/kong/news/2008/02−02/1155Q32.shtml. (дата обращения 06.04.2012). :2008-2015 ^. 2008)
  216. People’s Republic of China on Protection of Minors Act, 2006. Электронный ресурс. URL: http://www.china.com.cn/policv/txt/2006−12/30/content 7 582 808. htm (дата обращения 06.04.2012). (Ф^Л^^ОИ^^ЛШ^. 2006)
  217. Sui М.М. Review and Reflection on commonly used Internet Addiction Scale in China / M.M. Sui // Journal of Chongqing Institute of Technology (Social Science). 2009. 23(7). P. 177−179. (МВД. И4^). Ш 23 т. Ш 7 Ш 177−179 Ш).
  218. Sun X.X. Gender differences of Internet Application in China Электронный ресурс. / X.X. Sun // CNNIC. 20.10.2010. URL: http://research.cnnic.cn/html/128 757 1934d2442.html (дата обращения 06.04.2012)
  219. Tao R., Li B.H. An overview of internet addiction treatment unit / R. Tao, B.H. Li // Chinese journal of epidemiology, 2005. 26(8). P. 558.2005,26(8):558).
  220. Addiction ferocious, cure addiction is more ferocious Электронный ресурс. / The Beijing news, 2009.08.29. URL: http://epaper.binews.com.cn/html/2009−08/29/content 402 793 .htm (дата обращения 06.04.2012). ШЖ" 2009 ^ 08 И 29 0)
  221. TWNIC (Taiwan network information center). Internet using survey in Taiwan 2009 / TWNIC, 2009. (TWNIC. A^JW^tMШМШШШШШ.2009 ^ljf)
  222. Wang F.X., Ni M.Y., Li H., Wo J.Z. The Diagnosis and Treatment of Internet Addiction / F.X. Wang, M.Y. Ni, H. Li, J.Z. Wo // Psychological Science. 2008. зцз). p. 714−716. (хшюш^^жш^мьшшттжшг?.2008,31(3):714−716).
  223. Wang Z., Jiang Q., Zhang D.J. An Experimental Study on the Priming Effects of Internet Addicts / Z. Wang, Q. Jiang, D.J. Zhang // Psychological Science 2008. 31(2). P. 350−355. ШI, 31Ш&-. 'b2008,31(2):350−355).
  224. Zhang X.F. Children’s use of the Internet and it’s relation to learning adaptability and mental health / X.F. Zhang // Master’s thesis of Chinese Capital Normal University, 2007. (jrfcfrM. ^^ttlH^IilW^I // f 2007 ^ 4% 16 0)
  225. Zhang Z. Research on Cognitive Characters of College Internet Users in Different Internet Addiction States / Z. Zhang // Phd dissertation of Zhe Jiang University. China, 2008.2008).
  226. Zhou T. Students, Social anxiety and it’s relation to Internet Addiction / T. Zhou //Education and Science of Hunan Normal University. 2003. 2(3). P. 85−87. (Ml'M.2003,2(3):85−87).
Заполнить форму текущей работой