Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональные особенности и направления совершенствования механизма реализации целевых программ в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время программы не отвечают одному из обязательных требований — решению небольшого числа наиболее приоритетных, самых острых и неотложных региональных проблем. При отсутствии централизованной информации о таких проблемах, общепринятой методики их сравнительной оценки и ранжирования, государственно выраженного интереса к их объективной оценке российскую региональную политику вообще… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы регулирования социально-экономического развития региона
    • 1. 1. Научные подходы к государственному регулированию пространственного развития
    • 1. 2. Программно-целевая форма государственного регулирования как основа региональной экономической политики современного государства
    • 1. 3. Приоритетные национальные проекты в социальной стабилизации и обеспечении экономического развития территорий
  • Глава 2. Региональные особенности реализации целевых программ и национальных проектов в Республике Дагестан
    • 2. 1. Анализ реализации целевых программ социально-экономического развития в Республике Дагестан
    • 2. 2. Особенности и перспективы реализации национальных проектов в трудоизбыточном субъекте федерации
    • 2. 3. Порядок формирования и анализ особенностей реализации республиканской инвестиционной программы в регионе
  • Глава 3. Основные направления совершенствования механизма реализации целевых программ и национальных проектов в Республике Дагестан
    • 3. 1. Направления совершенствования организационно-экономического механизма реализации целевых программ и национальных проектов в регионе
    • 3. 2. Пути повышения эффективности реализации региональной политики регулирования территориального развития
    • 3. 3. Перспективы формирования и реализации особых экономических зон в Республике Дагестан как формы программно-проектного управления развитием территорий

Региональные особенности и направления совершенствования механизма реализации целевых программ в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время серьезной проблемой для страны в целом, и для многих ее регионов стала наблюдаемая региональная дифференциация важнейших социально-экономических показателей. При всем разнообразии природных и иных характеристик любого федеративного государства, его реальная целостность, стабильное развитие в социальном и политическом значении определяются уровнем регионального единства комплекса социальных благ и того, способно ли каждое хозяйство его обеспечить. В данных условиях в экономике возникает все больше крупных отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных проблем, решение которых, объективно требует комплексного подхода к государственному регулированию с использованием программно-целевого метода.

В последние годы в России, как эффективные инструменты проведения экономической политики, широко используются различные программы социально-экономического развития страны и отдельных регионов. В частности, для решения острых и сложных экономических, социальных, научно-технических, экологических и иных проблем реализуются национальные проекты и многочисленные федеральные и региональные целевые программы. Однако многие, особенно региональные, целевые программы социально-экономического развития в полной мере не осуществляются, а эффективность проводимых программных мероприятий, как правило, находится на низком уровне из-за серьезных недостатков в организационно-экономическом механизме реализации программ, в которых игнорируется региональная специфика социально-экономических отношений. Все это характеризует необходимость разработки теоретических и практических подходов к повышению эффективности реализуемых национальных проектов и целевых программ и более полного учета при разработке, корректировке и реализации данных программ всех региональных особенностей. Этим и определяется актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследованию теоретических и методологических проблем программно-целевого метода управления посвящены работы ряда известных отечественных ученых-экономистовАбалкина Л.И., Аганбегяна А. Г., Гранберга А. Г., А.Г., Комкова Н. И., Коч-карова P.A., Лейбкинда А. Р., Макарова И. М., Мильнера Б. З., Рапопорта B.C., Чистова Л. М., Ясина Е. Г. и др.

Региональные проблемы государственного регулирования развития экономики с использованием программно-целевых методов рассматривались в работах дагестанских ученых-экономистов Абдулманапова С. Г., Адамадзиева K.P., Алиева А. И., Алиева В. Г., Ахмедуева А. Ш., Бучаева Г. А., Гаджимагомедова Г. А., Газимагомедова Р. К., Дохоляна C.B., Петро-сянца В.З., Сагидова Ю. Н., Цапиевой O.K. и др.

Однако отдельные теоретико-методологические и практические вопросы, касающиеся региональных особенностей разработки, корректировки и реализации целевых программ все еще исследованы недостаточно. Все это резко снижает эффективность программно-целевого метода государственного регулирования в регионах, сдерживает модернизацию экономики и формирование новой модели и структуры экономики региона. Этим обусловлен выбор темы исследования, ее актуальность и практическое значение.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование объективной необходимости использования программно-целевого метода для государственного регулирования социально-ориентированной рыночной экономики и определение современных направлений совершенствования механизма реализации целевых программ социально-экономического развития.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

— раскрыть теоретические основы программно-целевого метода государственного регулирования как основы современной региональной экономической политики государства;

— определить роль приоритетных национальных проектов в социальной стабилизации и обеспечении экономического развития регионов;

— выявить региональные особенности реализации целевых программ и национальных проектов в регионе сэтноэкономической и геополитической спецификой;

— определить основные направления совершенствования организационно-экономического механизма реализации целевых программ и национальных проектов в Республике Дагестан;

— обосновать комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации региональной политики регулирования территориального развития;

— определить перспективы формирования и реализации особых экономических зон в Республике Дагестан как формы программно-проектного управления развитием территорий.

Предметом исследования являются теоретико-методологические и практические аспекты механизма формирования и реализации целевых программ социально-экономического развития территорий.

Объектом исследования являются национальные проекты, федеральные, республиканские и ведомственные целевые программы социально-экономического развития, реализуемые в Республике Дагестан.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам использования программно-целевого метода государственного регулирования экономики, механизма формирования и реализации национальных проектов и целевых программ.

В процессе исследования автором использовались методы научного познания: системный, исторический, логический, статистический, методы синтеза и анализа, в том числе и сравнительного.

Область исследования. Исследование проведено в рамках Паспорта специальности ВАК 08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика. Область исследования соответствует пунктам 3.15 «Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планы» и 3.16 «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях».

Информационная эмпирическая база исследования, обеспечивающая доказательность концептуальных положений и достоверность выводов и рекомендаций диссертационной работы, включает официальные нормативные правовые документы, регулирующие различные аспекты формирования и реализации целевых программ (Федеральные Законы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, Законы Республики Дагестан, постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан) — нормативно-справочные и статистические материалы по реализации федеральных и региональных целевых программ в Республике Дагестан (статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, материалы Министерства экономики Республики Дагестан), а также информационные сборники, ресурсы сети Интернет, материалы симпозиумов, конференций, семинаров.

Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и выработке практических предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма разработки и реализации целевых программ социально-экономического развития с учетом этноэкономических, геополитических и социокультурных особенностей региона.

К основным результатам исследования, содержащим элементы научной новизны, относятся следующие:

— уточнены теоретико-методологические основы государственного регулирования территориального развития с использованием программно-целевого метода. В частности, обосновывается необходимость при разработке и реализации целевых социально-экономических программ развития территорий полного учета региональных особенностей протекания социально-экономических процессов;

— на основе выявления основных проблем реализации национальных проектов и целевых программ социально-экономического развития уточнены региональные особенности реализации и определены направления их корректировки;

— выработаны предложения по совершенствованию механизма формирования и реализации республиканской инвестиционной программы, ориентированные на переход от количественного учета объектов программы по муниципальным образованиям к учету качественного аспекта и социально-экономического значения модернизируемого или вновь формируемого объекта;

— разработаны предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма реализации национальных проектов и целевых программ социально-экономического развития территорий и определены пути повышения эффективности реализации региональной политики регулирования территориального развития;

— выработаны предложения по формированию и разработан организационно-экономический механизм реализации туристско-рекреационной особой экономической зоны в Республике Дагестан как инструмента реализации программно-проектного управления с привлечением заинтересованных частных отечественных и зарубежных инвесторов.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные рекомендации и практические предложения могут быть использованы для формирования эффективного механизма реализации национальных проектов и целевых программ в регионах со специфическими условиями хозяйственной деятельности и совершенствования программно-целевого метода государственного регулирования развития экономики региона.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, проводимых Дагестанским государственным педагогическим университетом, Дагестанским государственным университетом, Дагестанским государственным техническим университетом, Институтом социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН и т. д.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 8 научных публикациях общим объемом авторского текста 4,1 п.л., в том числе три работы опубликованы в рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых ВАК России для публикации результатов исследований по докторским и кандидатским диссертациям.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 173 страницах, состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы. В диссертации имеются 12 таблиц и 7 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие основные выводы:

1. Региональная политика представляет собой достаточно обширную, сложную деятельность органов государственной власти и субъектов Федерации по повышению общего уровня развития каждого региона и всего государства в целом, осуществляемую в виде комплекса мер государственного регулирования, направленных на модернизацию территориально-отраслевой структуры хозяйственного комплекса страны и ее отдельных регионов с целью мобилизации неиспользованных факторов развития производства для экономического роста и уменьшения социально-экономической контрастности отдельных регионов страны.

Эффективность государственного регулирования выражается через достигнутые показатели социально-экономического развития, в которых находят отражение последствия, вызванные регулирующими воздействиями. Это, прежде всего, степень реализации поставленных целей, достижение социально-экономических стандартов — все то, что можно определить как функциональную эффективность.

2. В настоящее время программы не отвечают одному из обязательных требований — решению небольшого числа наиболее приоритетных, самых острых и неотложных региональных проблем. При отсутствии централизованной информации о таких проблемах, общепринятой методики их сравнительной оценки и ранжирования, государственно выраженного интереса к их объективной оценке российскую региональную политику вообще нельзя рассматривать как приоритетно ориентированную. Однако в том случае, когда речь идет о необходимости наиболее эффективного распределения весьма небольших средств на реализацию однотипных мер государственной поддержки регионов (в первую очередь программ), ранжирование решаемых проблем и конкурсный отбор предложений о разработке и реализации соответствующих программ представляются необходимыми.

3. Опыт реализации национальных проектов в истории помогает судить об условиях их эффективности. Первоначальное условие реализации национального проекта вообще — это обеспечение его финансовой и организационной поддержки в масштабах всей страны. Помимо этого, для реализации проектов должны быть созданы соответствующие правовые и институциональные рамки. Зачастую национальные проекты сопровождались рядом системных реформ, способствующих их осуществлению. Весьма важную роль играет пропагандистская и идеологическая поддержка проектов, или, говоря современном языком, РЯ-поддержка. В сочетании с привлечением общественности и институтов гражданского общества РЯ-поддержка национальных проектов может привести к улучшению показателей их реализации — пример первых советских пятилеток тому подтверждение.

4. В связи с чем, при формировании программ в последние годы основным критерием было определено сокращение одновременно строящихся объектов, путем концентрации средств для обеспечения ввода объектов в короткие сроки и прекращение практики включения новых объектов, кроме исключительных случаев. Существующая методика включения объектов в республиканскую инвестиционную программу не учитывает количественные и качественные показатели объектов социальной сферы (количество населенных пунктов в районе и соответственно количество школ, больничных учреждений, клубов, протяженность инженерных сетей и т. д.). При этом, заявки муниципальных районов и городских округов республики не подвергаются должной экспертизе т. е. при включении в инвестиционную программу нового объекта администрациями районов не проводится полный анализ обеспеченности (с учетом износа основных фондов) объектами социальной сферы всего района, а приоритетность порою определяется волевыми решениями глав администрации муниципальных образований.

Сложившаяся практика зачастую приводит к ситуации, когда при смене руководства муниципальных образований, руководители обращаются с ходатайством о консервации строящегося объекта и включении в инвестиционную программу более приоритетных на их взгляд объектов, что сказывается негативно на эффективности использования инвестиционных средств.

5. Важнейшим условием эффективной реализации программ социально-экономического развития региона является построение современного экономического механизма и действенной системы управления. Разработка такого механизма и соответствующей системы управления является условием реализации принципа программно-целевого управления, так как рыночный механизм и действующая нормативная база предполагают наличие относительно узко специализированных, самостоятельных в организационно-правовом и хозяйственном отношении предприятий, организаций и объединений, в то время как программа предполагает тесную интеграцию этих организаций и ориентацию их деятельности на достижение программных целей.

6. Для обеспечения развития региона решающее значение имеет создание в республике благоприятных экономических условий для развития предпринимательской деятельности и частных инвестиций. Одним из направлений решения такой задачи является снижение как количества, так и общего уровня налоговых изъятий путем применения к участникам программы льготного налогообложения и предоставления им дополнительных льгот по отдельным налогам и платежам. В частности целесообразно:

— освободить от налогообложения прибыль, направляемую предприятиями на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также предприятиями из других регионов на те же цели в порядке долевого участия в осуществлении инвестиционных проектов по программе;

— для предприятий-участников и исполнителей работ по программе (в том числе иностранных юридических лиц) установить минимальный размер ставки налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет;

— в целях стимулирования инвестиций и наращивания производственных мощностей установить минимальный размер налога на имущество предприятий, а горнодобывающие предприятия, участвующие в программе, освободить от этого налога на период реализации программы;

— предприятиям, осуществляющим инвестиции в программу предоставлять инвестиционные налоговые кредиты в пределах налоговых сумм, зачисляемых в бюджеты республики и муниципальных образований;

— освободить от уплаты таможенных пошлин импортируемые в республику технику и технологическое оборудование производственного назначения, комплектующие и запасные части к этому оборудованию, ввозимые в качестве вкладов в уставные капиталы предприятий (в том числе полностью принадлежащие иностранным инвесторам), при создании филиалов, учреждаемых для осуществления проектов программы, а также сырье и материалы, предназначенные для реализации программы, либо направить эти средства в Фонд финансирования программы целевым назначением на создание инфраструктуры и обустройства прилегающей к возводимому объекту территории.

7. Для успешной реализации комплексной программы социально-экономического развития республики важно использовать управленческий и ресурсный потенциал отраслевых министерств, ведомств, а также муниципальных образований — районов и городов. Для этого в каждой целевой, тем более комплексной программе целесообразно формировать систему подпрограмм с группировкой программных мероприятий по отраслям и сферам экономики, а также по территориям — муниципальным образованиям. При этом по каждой программе (республиканской, отраслевой, муниципального образования), а также для каждого уровня следует определять государственный Заказчик и индикаторы оценки хода и эффективности реализации программных мероприятий.

Такой подход позволит обеспечить максимальную мобилизацию и эффективное использование как всего экономического потенциала, так и определить полномочия и ответственность конкретных республиканских функциональных и отраслевых, а также муниципальных органов власти, следовательно, в полную силу задействовать административный ресурс для успешной реализации программ.

8. Главная цель создания ОЭЗ «Махачкалинский морской торговый порт» заключается в организации на ограниченной территории разнопрофильного, многофункционального, высокоэффективного производственно-хозяйственного, торгово-коммерческого, социально-культурного, предпри-нимательско-управленческого комплексов, отвечающих международным стандартам и активно воздействующих на ускорение экономического и социального развития Республики Дагестан и других регионов России. При этом ОЭЗ выступает в качестве связующего звена в обеспечении экономического и политического сотрудничества государств и народов, особенно Среднего и Ближнего Востока и Западной Европы.

9. Немаловажное значение для выхода из депрессивного состояния экономики Республики Дагестан имеет реализация туристско-рекреационного потенциала региона. Для этого необходимо создать на прибрежной территории республики туристско-рекреационные особые экономические зоны. Территориально это может простираться от г. Махачкала и остров Чечень с севера до государственных границ России и Азербайджана с юга. На начальном этапе создания ОЭЗ в прибрежной части республики в качестве возможных территорий необходимо рассматривать действующие санатории и базы отдыха, на территории которых имеется относительно развития инфраструктура: санатории «Талги», «Каспий», «Каякент», «Дагестан», детский пансионат «Журавлик» (Гунибский район), базы отдыха, расположенные по всему дагестанскому побережью. В начале целесообразно их реформировать и создать акционерные общества работников (народные предприятия) с возможностью продажи до 25% акций иностранным инвесторам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И., Аксенов В. В., Алтухов Ю. П. Новая парадигма развития России в XXI веке: (Комплекс, исслед. проблем устойчивого развития: идеи и результаты) / Под ред. В. А. Коптюга. М., 2000.
  2. Л.И. Размышления о будущем России. М.: ИЭ РАН. 2009.
  3. С.Г. Общественная собственность в стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона. -Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2006.
  4. С.Г., Гордеев О. И. Государственное регулирование развития промышленности региона на этапе стабилизации и подъема экономики. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2002.
  5. С.Г., Нестерова П. М. Механизм и инструменты обеспечения равномерного территориального развития Республики Дагестан. Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2010.
  6. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. -М.: Наука, 1990.
  7. Аргументы недели № 42. 10.2009
  8. С.С. Эффективность государственной региональной политики в развитых странах // Районирование и региональные проблемы. Екатеринбург, 1993.
  9. И.И. Моделирование экономических процессов. Ростов-на-Дону, 1999.
  10. Большой экономический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. -М.: «Институт новой экономики», 1999.
  11. Н. Первые итоги Инвестфонда: два года впустую. Фи-нанс. 2008. № 12.
  12. В.Ю. Программно-целевой метод в планировании. -М., 1977.
  13. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М.: Университет, 2000.
  14. Е.М. Особые экономические зоны как инструмент инновационного обновления российской экономики, в кн.: Движение регионов России к инновационной экономике. М.: Наука. 2006.
  15. Г. А., Бамматов С. А. Управление целевыми программами теория, опыт. — Махачкала, 2006.
  16. B.C. Программно-целевые методы в развитии промышленности. — М.: Экономика, 1983.
  17. В. Г. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. М.: ИМЭМО РАН. В 2 томах. 2009.
  18. В.Г. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Учебное пособие. М.: ВШЭ. 2010.
  19. Винод Томас, Мансур Дайлами, Ашок Д. и др. Качество роста. М.: 2001.
  20. С. Теория предвидения Н.Д. Кондратьева и сценарии развития России // Вопросы экономики. 1997.-№ 10.
  21. P.K. Особенности современной региональной промышленной политики: теория и практика. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
  22. Р.К. Формирование промышленной политики Дагестана на современном этапе. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
  23. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во «Гос. акад. гос. службы при Президенте РФ», 1999.
  24. А. Пределы допустимого в регулировании экономических процессов // ОНС, 1996, № 1.
  25. Л.А., Зубарев A.A. Экономическое развитие региона и особенности формирования эффективной региональной инвестиционной политики. -М., 2001.
  26. Е.П. Программно-целевой метод управления. М.: Знание, 1980. I
  27. Е. В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. -М., 1999.
  28. Государство и экономика: факторы экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 2002.
  29. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики, 2001. № 9.
  30. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  31. Р., Рубинштейн А. Основания смешанной экономики. М. ИЭ РАН. 2008.
  32. Грицюк Т. В, Моделирование процессов регионального развития // Финансы и кредит. 2002. № 23.
  33. В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Финансы, 2002. № 4.
  34. Данилов-Данильян В. И. Вступительная статья // Экономика США в будущем. (Проблемы и прогнозы). М.: Прогресс, 1982.
  35. С.С. Посткейнсианская альтернатива развитию российской экономики. М. ИЭ РАН. 2008.
  36. Г. М. Технология программно-целевого управления. К.: Нау-кова думка, 1985.
  37. В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных субъектов управления экономикой //РЭЖ, 1998, № 6.
  38. Е. Индикативное планирование развития экономики // Экономист. 1993. № 9.
  39. Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. М.: Наука, 2004.
  40. В.В. Региональное экономическое программирование: трудный путь становления // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, 2002. № 11.
  41. К. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России: практика, проблемы и пути реализации» // Дагестанская правда, 25 сентября 2008 г.
  42. В.И. Федеральная макроэкономическая политика и регионы // Проблемы прогнозирования /Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2001, № 5.
  43. Е.Б. Программно-целевой подход в планировании и организации строительства. Новосибирск: Наука, 1986.
  44. Н.И. Модели программно-целевого управления. М.: Наука, 1981.
  45. Н.И. Модели программно-целевого управления. М.: Экономика, 1981.
  46. Комплексное прогнозирование в экономике и международных отношениях // ИМЭМО АН СССР.- М.: 1976.-Вып. 1,2.
  47. Г. В. Региональная экономика (водная часть). Ижевск: МАИ, 1994.
  48. Е. Модели взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе. Власть. 2008. № 7.
  49. Ю.В. Бюджет как инструмент социально-экономического развития региона // Финансы. 2002. № 7.
  50. Корпоративный юрист. 2008. № 10 (приложение).
  51. Д.А. О механизме государственного регулирования социально-экономического развития региона // Регионология. 2002. № 2.
  52. В.В. Региональная экономическая политика. М.: РДЛ, 2001-
  53. P.A. Целевые программы: инструментальная поддержка. -М.: Экономика, 2007.
  54. P.A. Целевые программы: инструментальная поддержка. -М.: Экономика, 2007.
  55. C.B., Наумов Е. А. Программно-целевое управление решением научно-технических проблем. Новосибирск: Наука, 1989.
  56. О.В. О некоторых проблемах федерального регулирования экономического развития регионов России // Федерализм. 2002. № 4(28).
  57. В.М. Смешанная экономика (теоретико-методические аспекты). Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. 1996. № 5.
  58. Курс переходной экономики. М.: «Финстатинформ», 1997.
  59. С.М. Модели индикативного планирования социально-экономического развития сырьевой территории // Проблемы прогнозирования. 2005. № 3.
  60. C.B., Тарханов A.B. Экономика зон свободного предпринимательства. М.: РТА, 1997.
  61. В.Н., Андреева E.H. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. М.: Экопрос, 1993.
  62. В.Н., Андреева E.H. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. -М.: Экопрос, 1993.
  63. И. Экономике нужны целевые государственные ориентиры // Экономист, 1994, № 4.
  64. И.М. Целевые комплексные программы. М.: Знание, 1980.
  65. Д.А. Программно-целевой метод планирования. М.: Экономика, 1977.
  66. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.
  67. М.М. Актуальные проблемы ресурсного обеспечения территориального развития в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования, 2004. № 3.
  68. Моделирование глобальных экономических процессов / Под ред. B.C. Дадаяна. -М.: Экономика, 1984.
  69. Национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве. М.: Ассоциация менеджеров. 2007.
  70. Опыт программно-целевого управления предприятиями / Под ред. Аганбегяна А. Г. М.: Экономика, 1989.
  71. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные указом президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года, № 803 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23
  72. Перспективы развития дагестанской экономики в XXI веке / Под ред. В. Г. Алиева Махачкала: Издательство «Юпитер», 2002.
  73. В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации. М.: Наука, 2005.
  74. Г. Х., Косов Н. С. Программно-целевой метод управления и планирования. -М.: Экономика, 1980.
  75. Постановление Правительство РФ от 11 октября 2001 г. № 717 о федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года)» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 43.
  76. Программно-целевое планирование развития городов и регионов. Ленинград: Наука, 1987.
  77. Программно-целевое управление и хозрасчет в науке. Б. Д. Моторыгин, P.A. Соколов, B.C. Бондарев и др. -М.: Экономика, 1991.
  78. Программно-целевое управление социалистическим производством. Под ред. Аганбегяна А. Г. и др. М.: Экономика, 1980.
  79. Путь в XXI век: стратегия, проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. академика РАН Д. С, Львова. М.: Экономика, 1999.
  80. Российская газета. 01.2010
  81. Российская газета. 08.10.2009.
  82. В.Р. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М.: Наука, 1989.
  83. Сайт «Федеральные целевые программы России», http://fcp.vpk.ru
  84. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. № 1.
  85. В.К. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. 2007. № 5.
  86. Системы менеджмента и качества- ГОСТ ИСО 9000 2001
  87. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Проект. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН (Рабочая группа под руководством А.Ш. Ахмедуева), 2008.
  88. Суворов А. В, Горст М. Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.
  89. М. Д. Экономические аспекты роста благосостояния населения. С.-Пб.: изд-во «С.-Пб. гос. ун-та экономики и финансов», 2002.
  90. В.Л., Фонотов Л. Г. Целевые комплексные программы. М.: Знание, 1982.
  91. В.Э. Программно-целевой подход к управлению социально-экономическими процессами в регионе // Регион: экономика и социология. 2004. № 2.
  92. Управление региональными программами в США и Канаде. М.: Наука, 1983.
  93. Условия и факторы развития малого предпринимательства в Республики Дагестан. Махачкала: 2007.
  94. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года, № 116-ФЗ.
  95. Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г.
  96. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции (с изменениями, внесенными Федеральными законами: от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ- от 18 июня 2001 г. № 75-ФЗ- от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ- от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ).
  97. Формы и механизмы взаимодействия субъектов смешанной экономики. Сб. (под ред. С. Сильвестрова, А. Зельднера, С. Козловой) М.: ИЭ РАН. 2009.
  98. С.А. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом. Ж. Вопросы экономики. 1993. № 1.
  99. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. // Сб. науч. тр. / Отв. ред. д.э.н. Любовный В. Я., к.г.н. Зайцев И. Ф., к.э.н. Ушаков А. К., к.э.н. Пчелинцев Т. А. / МОНФ-2000.
  100. Л.М. Эффективность программно-целевого управления народно-хозяйственного комплекса. Л.: Знание, 1988.
  101. Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  102. Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора. // Мир перемен. 2004. № 2.
  103. Экономика и жизнь. 09.03.2010
  104. Экономика: Учебник. М.: Изд-во БЭК, 1997
  105. Экономические проблемы становления российского федерализма / Отв. ред. С. Д. Валентей. М.: Наука, 1999.
  106. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.115. http://www.e-dag.ru
Заполнить форму текущей работой