Формирование социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида
![Диссертация: Формирование социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида](https://westud.ru/work/3564681/cover.png)
Диссертация
Методологической основой исследования являются: концепция JI.C. Выготского о культурно — исторической обусловленности развития- положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, А. И. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — теория социальных представлений (R.M. Farr, С. Fraser, J. Jaspars, P. Moliner, S. Moscovici и др.) — концепция… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема формирования социальных представлений у детей с различным уровнем интеллектуального развития
- 1. 1. Теоретическое обоснование категориального аппарата исследования
- 1. 2. Формирование социальных представлений у детей в психолого — педагогических теориях, системах, программно — методических материалах
- 1. 3. Особенности социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями
- ГЛАВА 2. Изучение особенностей формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с различным уровнем интеллектуального развития
- 2. 1. Организация и содержание методики констатирующего эксперимента
- 2. 2. Характеристика детей, участвовавших в эксперименте
- 2. 3. Анализ результатов изучения социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями (на материале ознакомления с правилами дорожного движения)
- ГЛАВА 3. Модель формирования социальных представлений в процессе ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности младших школьников с легкой умственной отсталостью
- 3. 1. Теоретические предпосылки, направления и организация обучающего эксперимента
- 3. 2. Коррекционно — развивающая работа по ознакомлению детей с интеллектуальными нарушениями с основами безопасности жизнедеятельности (по направлению «Азбука дорожной безопасности»)
- 3. 3. Результаты ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности (по направлению «Азбука дорожной безопасности») учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Список литературы
- Абульханова Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. -1994. — Т. 14. — № 4.
- Авдеева Н.Н., Князева О. Л., Стеркнна Р. Б. Безопасность. Ребенок в городе. -СПб.: Детство Пресс, 2006.-20 с.
- Агапова Н.Г. Общее понятие парадигмы и его применение в образовательной деятельности // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования: Ч. 1. Краснодар: КубГУ, 2006. — с. 26−31.
- Азбука пожарной безопасности. Дошкольникам и младшим школьникам о правилах пожарной безопасности / Под ред. Л. Б. Баряевой, В. В. Груздева. СПб., 2009. — 67 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 214 с.
- Айзман Р.И., Тернер А. Я., Иашвили М. В. Экология и безопасность жизнедеятельности: учебно — методический комплекс для вузов по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Новосибирск: НГПУ, 2009. — 128 с.
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
- Аксенова Л.И., Назарова Н. М., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Специальная педагогика. Т. 2. Общие основы специальной педагогики. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
- Амасьят} Р.А., Амасьянц Э. А. Интеллектуальные нарушения. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 448 с.
- Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. М.: Дрофа, 2007. — 15с.
- Баряева Л.Б. Учебно методические игровые комплексы в системе образования детей с проблемами в развитии // Современная полифупкцио-нальная и интерактивная коррекционно — развивающая среда. — Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. — с. 131−134.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб: КАРО, 2007. — 272 с.
- Бгаэ/снокова И.М., Гамаюнова А. Н. Проблемы социальной адаптации детей -сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1997. — № 1.-е. 36−39.
- Безопасность на дорогах: Тесты (раздаточный материал) для 2 класса начальной школы / Сост. Н. Н. Маркин, М.Н. Денисов- Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: ЭНАС — КЛАСС- Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. — 64 с.
- Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с ЗПР // Дефектология. 1989. — № 4. — с. 34−38.
- Беляева Л.А. Парадигмалыюсть педагогического знания //Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования. Ч. 1. Краснодар: КубГУ, 2006. — с.51−54.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973.-269 с.
- Блонский 77.77. Избранные психологические произведения. М., 1964 — с. 203−541.21 .Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения /отв. ред. Е.В.
- Шорохова. М., 1978. — 311 с.
- Бобрышева Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1996. 22 с.
- Богачек И.С. Специфика понимания детьми с задержкой психического развития графических изображений: Дисс.. .канд. психол. наук. СПб., 2002.-237с.
- Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. 1511 с.
- Боровик О.В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
- БыковД.А. Обучение детей с ограниченными возможностями в США и Великобритании // Педагогика. 2004. — № 6. — с. 94−98.
- Василевская В.Я., Краснянская И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе работы с наглядным материалом // Известия АПН РСФСР, вып. 68. М., 1955. — с. 12−60.
- Васшюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993- № 5 — с.5−19.31 .Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.- сост., общ. ред. и послесл.
- Ю.Н. Давыдова- предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
- Вечканова ИГ. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью: Дисс. .канд. пед. наук. — СПб., 2000. 219 с.
- Власова ТА., Лебединская КС. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. -1975. —№ 6 — С.8−17.
- Воронкова В.В. Дифференцированный подход в коррекционно развивающем обучении умственно отсталых школьников 1−4 классов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 2001. — 40 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В. В. Воронковой. М.: Школа — пресс, 1994. — 416 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии. — М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 112 с.
- АЪ.Глушак Е. В. Психологические особенности динамики формирования представлений при использовании тематических видеофрагментов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2001. — 17 с.
- Глушков В.М., Иванов В. В., Яненко В. М. Моделирование развивающихся систем. М.: Издательский центр «Академия», 1983. — 192 с.
- Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. — М. Л: Учпедгиз, 1957. — 136 с.
- Аб.Гомзякова Н. Ю. Педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (кор-рекционных) школ VTII вида: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. М., 2009. — 24с.
- Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1996.-320 с.
- АЪ.Границкая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1996. — 250 с.
- Григорян Р.В. Педагогические условия и механизмы формирования навыков безопасного поведения младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2008. — 26 с.
- Громов В.И., Васильева Г. А. Энциклопедия безопасности. М.: Прогресс, 2000.-336 с. 51 .Гурьянова А. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. — № 1.-е. 12−18.
- Данченко С.П. Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности. СПб.: СПбАППО, 2006.-184 с.
- Дитерикс А. Правила дорожного движения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2003. — № 5. — с. 56−60.
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 160 с.
- Дорожная безопасность. Учебная книжка-тетрадь для 3 (4) класса. Приложение к учебно — методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» / Под ред. В. А. Федорова. М., 2008. -32 с.
- Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 1. — с. 19−26.
- Дульнев Г. М. Учебно — воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. — М., 2006. 516 с. 71 .Запороэ/сец А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М., 1967. 323 с.
- Знммель Г. Избранное: В 2-х тт. М.: Юрист, 1996. — 670с.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 215с.
- Клебелъсберг Д. Транспортная психология: Пер. с нем. / Под ред. В.Б. Ма-зуркевича. — М.: Транспорт, 1989. 366 с.
- Климова Т.В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно образовательных программ для детей дошкольного возраста с нормальным развитием и имеющих особые образовательные нужды // Практическая психология и логопедия. г 2004. — № 4 (11). — с. 84−88.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 152 с.
- Ковалъко В.PI. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1−4 классы. М.: «ВАКО», 2006. — 192 с.
- Кодэюаспирова Г. М., Кодлсаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М.: Академия, 1998. — 160 с.
- Козловская Е.А., Козловский С. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. М.: Третий Рим, 2002. — 79 с.
- Колесов Д.В. Болезни поведения: Воспитание здорового образа жизни. -М.: Дрофа, 2002.- 189 с.
- Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2000 — 229 с.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002.- 192 с.
- Корнетов Г. Б. Теория и история педагогики, педагогическая антропология. М.: Университет Российской академии образования, 2001. — 231 с.
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно развивающей среде / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: КАРО, 2006. — 207 с.
- Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 2006. — 26 с.
- Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. М.: Транспорт, 1990. — 141 с.
- Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988.-е. 107−122.
- Красиков С.В. Психолого педагогические и организационные условия создания адаптивной образовательной среды в школе: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2000.- 151 с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Крысъко В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
- Кузьмин Е.С., Степкин Ю. П. Некоторые социально психологические аспекты безопасности дорожного движения // Психологический журнал. — 1982.-Т. 3.-№ 5.-е. 112−119.
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире // Дефектология. 2005. — № 5. — с.83 — 92.
- Курбатов А.В., Курбатова Л. А., Парницына — Курбатова Н.А. Воспитание духовно нравственного здоровья. — М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с.
- Кутъииа Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой». СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 204 с.
- Лебедева Е.Н. Коррекционно педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 2001. — 22с.
- Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
- Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980. № 3. — с. 407−412.
- Леей Брюлъ Л. Первобытное мышление // Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. — М: Изд-во МГУ, 1980. — с. 130−140.
- Левитас Д.Г. Школа и безопасность страны: что между ними // Начальная школа: плюс минус. — 2002. — № 4. — с. 7−13.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — 392 е., Т. 2. — 320 с.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с анГл. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Локк Дэ/с. Сочинения: В 3-х т. Пер. с англ. / Ред. И. С. Нарский. Т.1. -М.: Мысль, 1985.-621 с.
- Локтева Е.В. Формирование социально — коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2007. — 23 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академ, проект, 2000. — 512 с.
- Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н. Ф. Дик. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 285 с.
- Майорова Л., Шалгшов Д. Школа коммуникативного образования: образовательный проект для детей с ограниченными возможностями // Народное образование. 2002. — № 5. — с. 204—206.
- Мстлаев Д.М., Омарова П. О., Магомедова А. Н. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития. М.: СМУР Academa, 2008.-176 с.
- Малофеев Н.Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. — № 1.-е. 5−19.
- Мардахаев JT.B. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2008. — 269 с.
- Маркин Н.Н. Безопасность на дорогах. Что мы видим? Восприятие предметов и явлений окружающего мира / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М.: ЭНАС КЛАСС- НЦ ЭНАС, 2007. — 32 с.
- Марковская Н.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М: Комплекс-центр, 1993 — 198 с.
- Масленников М.М. Основы пожарной безопасности: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995. — 160 с.
- Матасов Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников: Автореф. дисс.. доктора психол. наук. СПб, 1997. — 38 с.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. (Клинические описания и указания по диагностике) / Под ред. ЮЛ. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб., 1994. — 303 с.
- Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве. — Автореф.. дис. докт. психол. наук. Н. Новгород, 2007. — 50 с.
- Меликян З. А. Ахутина Т.В. Состояние зрительно пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития // Школа здоровья. — 2002. — № 1. — с. 28−36.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970.-30с.
- Memueea JT.A. Формирование саморегуляции у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. — 2004. — № 4. — с. 55−61.
- Михайлов Л.А., Соломин В. П., Михайлов А. Л., Старостенко А. В. и др. Безопасность жизнедеятельности. — СПб.: Питер, 2007. 302 с.
- Мозговой В.М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. —224 с.
- Монтессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. М.: Аст-рель: ACT, 2005.-269 с.
- Моргачёва Е.Н. Особенности и пути формирования знаково — символической деятельности младших школьников с недостатками интеллектуального развития: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995.-21 с.
- Морозова Г. В. Особенности анализирующего восприятия изображенных предметов глухими, слабовидящими и умственно отсталыми детьми // Дефектология. 1988. -№ 2. — с. 16−21.
- Морозова Р1.Ю. Подходы к изучеиию социальных представлений // Диалог цивилизаций: история, современность и перспективы. — М., 2002. — 137 с.
- Москаленко Н.В. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими у умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Дефектология. — 1993. — № 3. — с. 21−24.
- Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. — Барнаул, 2002.-315 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. — 96 с.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 400 с.
- Науменко Ю.Л. Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2009. — 29 с.
- Немое Р.С. Психология. Психодиагностика. Кн. 3. М.: ВЛАДОС, 2003.-631 с.
- Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод, материалы. Кн. 2 / Под ред. A.M. Щербаковой. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. — 184с.
- Новикова И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2007, — 24 с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.: ЦИП, 1995. — 115 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности 1−11 классы / Под ред. А. Т. Смирнова М.: Просвещение, 2006. — 110 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. — № 3. — с. 3−9.
- Пепик Л.А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта// Дефектология. 1997. -№ 6. — с. 43−49.
- Переслены Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
- Перре — Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
- Петрова В.Г. Роль эмоционально волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально — волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей. — М.: Компенс — центр, 1992. — с. 7−28.
- Петровский В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М.: Новая школа, 2003 211 с.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1984. — № 4. — с. 13−20.
- Петухова Е.Н. Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2003. — № 5. — с.3−15.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта: Пер. с франц. — М.: Международная педагогическая академия. — 1994. — 235 с.
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН СССР, 1962. — 312 с.
- Поглазова О.Т. Программы «Окружающий мир» для 1 4 классов. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. — 48 с.
- Поддъяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. М.: Перспектива, 1997. — 14 с.
- Попова ИМ. Социальные представления в обыденном сознании // Социологические исследования. 1991. — № ll. — c. 66−76.
- Правила дорожного движения для детей / Авт.-состав. В. Надеждина. -М.: ACT- Минск: Харвест, 2006. 192 с.
- Правила дорожного движения Российской Федерации: 2009. Москва: Гелеос, 2009. — 64 с.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М. С. Коган. Новосибирск, 2007.-256с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 — 4 классы / Под ред. В.В. Воронко-вой- 4-е издание. — М.: Просвещение, 2006. 192 с.
- Профилактика детского дорожно — транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении / Автр. состав. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 111 с.
- Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. СПб.: Речь, 2003.-432 с.
- Пузанов Б.П., Селиверстов В. П., Шаховская С. Н., Костенкова Ю. А. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 144 с.
- Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / Авт.-сост. О. В. Калашникова. Волгоград: Учитель, 2006. — 70 с.
- Радзиевская Л. Ты и дорога. Азбука безопасности. СПб.: ОНИКС-СПб., 2006.- 17 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб.: Союз, 1999. -720 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Рудьева Д.Г. Физиологическая адаптация и психосоматическое развитие школьников в условиях внедрения здоровьесберегающих технологий: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. — 20 с.
- Рябовская А.В. Обучение детей безопасному поведению на дорогах // Справочник классного руководителя. 2007. — № 8. — с. 15 — 18.
- Салмина И.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988. — 288 с.
- Ссшыгин С.И., Самыгина О. П., Столяренко Л. Д. и др. Школа выживания: Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся школ и колледжей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 544 с.
- Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Сенсорная комната волшебный мир здоровья / Под ред. B.JI. Жевне-рова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галямовой. — СПБ.: ХОКА, 2007. — 4.1: Темная сенсорная комната. — 416 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2002.-349 с.
- Сиволапов С.К. Развитие сферы образов представлений при задержке психического развития // Дефектология. — 1984. № 2. — с. 13−21.
- Скрипниченко В.В. Адаптивная образовательная среда как условие формирования коммуникативных навыков у учащихся с множественными нарушениями развития: Дисс.. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2006—176 с.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: Скрипторий 2003, 2004. — 80 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Слепова И.В. Формирование познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта в процессе ознакомления с природой: Дисс. канд. пед. наук. М., 2006. — 252 с.
- Слепович Е.С., Харин С. С. Дидактическое взаимодействие детей с одинаковым и разным уровнем интеллектуального развития в ходе совместной продуктивной деятельности // Дефектология. 1991. — № 5. — с. 75 — 79.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1981. — № 2. — с. 15−16.
- Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации / Сост. В.Н. Касаткин- ред. Р. А. Потемкина, И. М. Соловьева. М.: Подкова, 2000. — 145 с.
- Соколова Ю. Правила безопасности. М.: Эксмо, 2006. — 48 с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966. — 224 с.
- Сосунова ЕМ., Форштат M.JI. Учусь быть пешеходом. СПб.: ИД «МиМ», 1997.- 160 с.
- Специальное образование в развитии: Сб. ст. / Под ред. К. Рейсвека Пер. с англ. СПб.: Наука, 1996. — 150 с.
- Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /Автор сост. В. Е. Амелина. — М.: Глобус, 2006. — 264 с.
- Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. Киев, 1980. — 143 с.
- Старцев Г. А., Черкашина Л. А., Склянова Н. А. и др. Работа управления образования по обеспечению безопасных условий для обучающихся и воспитанников // Безопасность образовательного пространства. Новосибирск, 2002.-с. 53−62.
- Стрелков В.А. Автогородок во дворе. М.: ДОСААФ СССР, 1983. — 31 с.
- Суворова Л.И. Сущностные силы человека как фактор общественного прогресса : Дис.. канд. филос. наук. — Йошкар-Ола, 2006. 156 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — М.: Медицина, 1974. 335 с.
- Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1−4 классы / Авт. сост. Г. Н. Шевченко. — Волгоград: Учитель, 2004. — 48 с.
- Тестов В.А. Педагогическая парадигма и образовательные модели // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования. Ч. 1. — Краснодар: КубГУ, 2006. — с.22−26.
- Третьяков П.И., Mumim С.Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -368 с.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
- Улъенкова У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов // Дефектология. 2003. — № 2. — с. 18−25.
- Улъенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 176 с.
- Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 183 с.
- Фелъдштейп Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. -М: МПСИ- Флинта, 1997. 160 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2004. — 576 с.
- Финшан М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с ЗПР и умственной отсталостью // Дефектология. 1996. — № 4. — с. 3−7.
- Хайдарпашич М.Р. Изучение образных представлений о временах года у детей с ОНР при помощи компьютерной программы «Лента времени» // Дефектология. 2007. — № 2. — с. 58 — 66.
- Хайртдинова Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта// Дефектология. — 2002. — № 1. с.81−89.
- Хализева Л.М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольника // Вопросы психологии. 1978. -№ 3. — с. 68−73.
- Ханин ЮЛ. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИТЕК, 1976. — 43 с.
- Цветкова И.В. Школа социального успеха. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. — М., 2002. — 84 с.
- Цвилюк Г. Е. Школа безопасности, или как вести себя в экстремальной ситуации Москва: НПО «Образование», 1997. — 102 с.
- Чупрнкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: СТОЛЕТИЕ, 1997. — 480 с.
- Шалалева Т.П. Дорожные знаки. М.: Филол. об-во СЛОВО- Эксмо, 2005.-72 с.
- Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1993. -17 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.
- Шевченко С.Г., Малофеев Н. Н., Дробинская А. О. и др. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.
- Шершнев Л.И. Об основах концепции национальной безопасности России // Диалог. 1996. — № 5−6. — с.70.
- Шннкарева Л.В. Формирование социально — экологических представлений у детей (на материале дошкольного образования): Дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2003. — 249 с.
- Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. СПб.: Литера, 2008. — 64 с.
- Шипицыпа Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — СПб.: Детство пресс, 2001. — 384 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. — 142 с.
- Юмашева И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2005. — 229 с.
- Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80 х — 90 — х годов. Научно — аналитический обзор. -М.: ИНИОН РАН, 1996. — 117 с.
- Яковлева Н.Н. Здоровьесберегающие технологии в коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно развивающая среда. — Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. — с. 69−73.
- Якупов A.M. Транспортная культура школьников и условия ее формирования. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 243 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М., 1996. — 352 с.
- Ярочкин В.И., Бузанова Я. В. Теория безопасности. М.: Академический проект, 2005. — 175 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 336 с.
- Moliner P. A two-dimensional model of social representations // Europ. J. Soc, Psychol. 1995. — V. 25. — № 1. — p. 27−40.
- Moscovici S. The phenomenon of social representations // Farr R.M., Moscovici S. (eds). Social representations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004, — p. 3−70.
- Santo F. Di Nuovo, Buono S. Psychiatric syndromes со morbid with mental retardation: Differences in cognitive and adaptive skills // Journal of Psychiatric Research, 2006. p. 46−58.
- Verkuyten M. Symbols and social representations // J. for the theory of social behaviour. Oxford, 1995. — Vol, 25. — № 3. — p. 263−284.