Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные проблемы и перспективы совершенствования механизма экономических отношений России со странами СНГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор пришел к убеждению, что Россия может проводить активную экономическую политику в отношении стран СНГ, выступить инициатором, стимулятором развития таких форм экономического, научно-технического сотрудничества, как создание различных видов международных производственных научно-технических объединений, международных финансовых групп в самых различных отраслях экономики. Активизируется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность рыночных преобразований и анализ сложившейся ситуации в СНГ
    • 1. 1. Экономические реформы в России: позитивные и негативные тенденции
    • 1. 2. Состояние рыночных преобразований и экономического положения в СНГ
    • 1. 3. Основные направления экономических отношений России со странами СНГ: организационноправовой аспект
  • Глава II. Взаимная потребность России и стран СНГ в развитии экономических отношений
    • 2. 1. Объективная заинтересованность России и стран
  • СНГ в развитии экономических взаимоотношений
    • 2. 2. Состояние и основные тенденции развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ: внешнеторговый аспект
    • 2. 3. Таможенный союз как предпосылка укрепления экономических отношений России со странами СНГ
  • Глава III. Формирование механизма экономических взаимоотношений в СНГ и перспективы развития
    • 3. 1. Основные направления и перспективы формирования Экономического союза стран СНГ
    • 3. 2. Расчетно-платежные взаимоотношения в рамках СНГ: проблемы и пути регулирования
    • 3. 3. Российская валюта как механизм в расчетно-платежных взаимоотношениях стран СНГ: этапы и перспективы применения

Основные проблемы и перспективы совершенствования механизма экономических отношений России со странами СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современных условиях и на перспективу динамичное развитие экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой степени ее геостратегические позиции на постсоветстком и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом. Отношения эти претерпели существенные метаморфозы с момента распада СССР. С одной стороны, неравномерность и неоднонаправленность рыночных преобразований в республиках бывшего СССР обусловили существенную разницу в их подходах к экономической интеграции, с другой — с обретением суверенитета и повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов в указанных республиках имело место их определенное дистанцирование от России и стремление к новым экономическим союзам, причем как в рамках СНГ, так и за его пределами.

Сложившаяся непростая ситуация требует долгосрочных политических и экономических решений и, в первую очередь, должного теоретического осмысления реальных перспектив содружества как такового, так и отношений с отдельными его членами. Следует разработать, в частности, комплексную стратегию развития экономических отношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принимать обоснованные решения по широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия.

Отношения России с республиками бывшего СССР (за исключением прибалтийских государств) в настоящее время оформлены в рамках Содружества Независимых Государств. Однако проблема состоит в том, что СНГ представляет собой скороспелое юридически неясное образование, рассчитанное прежде всего на развод, а не сплочение его членов общей целью, потому что ни в одном из документов СНГ не содержится конкретных определений статуса и сферы компетенции этого регионального объединения. Таким образом, ближайшие задачи России и заинтересованных партнеров из СНГ состоят в отработке эффективных организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ (Казань, август 2005 г.).

Степень разработанности темы. В российской и зарубежной экономической литературе существует значительное число публикаций, посвященных различным аспектам региональной интеграции, включая вопросы взаимодействия России и других стран СНГ в развитии экономических отношений. Вместе с тем, проблематика интернационализации региональной экономики освещена в недостаточной степени, особенно что касается интеграционного механизма СНГ, совершенствования функционирования его соответствующих (межгосударственных и наднациональных) институтов.

После распада СССР в российской экономической литературе проблематика региональной интеграции получила масштабное звучание. В то же время отдельные вопросы комплексных аналитических исследований, посвященных рассмотрению современной системы внешнеэкономических связей России со странами СНГ, нуждаются в более глубокой научной проработке, особенно с учетом последних обстоятельств в ее отношениях с рядом этих стран.

Все это и предопределило выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.

Цель исследования состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ, обосновании оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики проведения рыночных реформ в России и странах СНГ.

Для достижения этих целей в диссертации поставлены следующие конкретные задачи :

— проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние рыночных преобразований во внутрихозяйственной и внешнеэкономической сферах в.

России и других странах СНГ;

— наметить основополагающие направления и пути совершенствования экономических отношений России со странами СНГ, способствующие созданию жизнеспособного регионального интеграционного объединения;

— определить основные тенденции развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ, в частности, внешнеторговых взаимоотношений в рамках СНГ;

— оценить потребность России и стран СНГ в развитии взаимных экономических отношений, в том числе в усилении интеграционных процессов на пространстве СНГ;

— выявить основные направления экономической политики России в отношении стран СНГ;

— проанализировать организационно-правовые предпосылки укрепления интеграционных процессов в рамках СНГ, в частности, роль таможенного союза в расширении взаимной торговли;

— наметить основные проблемы и направления дальнейшего совершенствования Экономического союза стран СНГ, в том числе связанные с предполагаемым формированием Платежного союза.

Объект исследования — экономические отношения России со странами СНГ.

Предметом исследования являются проблемы развития экономических отношений России со странами СНГ и пути дальнейшей координации взаимных интеграционных усилий, формирование более совершенного механизма экономического взаимодействия в рамках Содружества в предстоящий период и на перспективу.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные результаты трудов российских и зарубежных экономистов, занимающихся проблемами экономических отношений России со странами СНГ, вопросами развития международных экономических отношений и региональных интеграционных группировок, прежде всего: A.C. Булатова, А. Н. Быкова, Т. Д. Валовой, Г. К. Войтоловского, А. Г. Гранберга, Ю. А. Ершова, Н. К. Исингарина, Ю.В.

Константинова, Ю. Ф. Кормнова, П. А. Кохно, Э. Г. Кочетова, Ф. Р. Миришли, B.C. Панькова, M.JI. Постоленко, В. Ю. Преснякова, JI.B. Сабельникова, A.B. Сотникова, И. П. Фаминского, Е. С. Хесина, В. Д. Щетинина, Ю. В. Шишкова и др., а также зарубежных исследователей М. Блауга, Б. Гилрой, Р. Лоуренса, К. Микалопулоса, Д. Тарра и др.

Фактологическую и статистическую основу исследования составили аналитические и статистические материалы Государственного статистического комитета России, Межгосударственного статистического комитета СНГ, Министерства экономического развития и торговли России, Центрального банка России, Всемирного банка и других международных экономических организаций.

Научная новизна исследования состоит в проведенном комплексном анализе основных проблем формирования механизма развития экономических отношений России со странами СНГ в условиях углубления рыночных преобразований в этих странах и развития интеграционного процесса с учетом выявившихся противоречий и трудностей. Отдельные элементы научной новизны содержатся в решении методологических основ создания единого экономического пространства в рамках СИГ. При этом:

— дано толкование сущности рыночных преобразований на пространстве СНГ и на этой основе предпринята оценка основных направлений развития экономических отношений России со странами СНГ с учетом российских интересов и общих целей последних;

— обоснована объективная заинтересованность России и стран СНГ в развитии экономических отношений и их экономической интеграции, невзирая на выявленные здесь проблемы и трудности;

— проанализированы противоречия во внешней торговле России со странами СНГ и предложены возможные пути их преодоления с целью повышения эффективности сотрудничества в данной сфере на современном этапе и на перспективу;

— установлено возрастающее в современных условиях значение ценового фактора и совершенствование платежно-торговых отношений в развитии внешней торговли России со странами СНГ;

— проанализированы эволюционные процессы на постсоветском пространстве и связанные с ними проблемы;

— дана оценка перспектив и преимуществ формирования Таможенного союза в рамках СНГ, прежде всего в ЕврАзЭс.

— обоснована роль двусторонних связей для развития интеграционных процессов в рамках СНГ в обозримом будущем, позволяющих лучше учитывать интересы и возможности отношений России с конкретными партнерами.

Практическая значимость исследования. Полученные на основе диссертационного исследования выводы и предложения могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, структурными органами СНГ и другими заинтересованными организациями в процессе разработки проектов развития экономических отношений России со странами СНГ и мер по совершенствованию регулирования интеграционного процесса в рамках Содружества.

Основные положения и методические подходы, содержащиеся в диссертации, могут найти применение при разработке учебных курсов по вопросам развития региональной интеграции, становления и эволюции СНГ, взаимодействия России с другими странами СНГ. Научные результаты диссертации применяются в учебном процессе при чтении лекций и спецкурсов в Московском областном институте управления, Махачкалинском государственном университете, Институте социально-экономического прогнозирования и моделирования и других учебных заведениях.

Апробация работы. Изложенные в диссертации основные положения нашли отражение в опубликованных работах автора общим объемом 17,4 п.л., прежде всего в монографии, брошюре и статьях, в частности: «Проблемы интеграции в СНГ» (М.: Полиграф, 2000 г.), «Таможенный союз стран СНГ: проблемы и перспективы» (М.: Аймир, 1999 г.).

Структура работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ проблем, факторов и обстоятельств, определяющих характер и темпы развития интеграционного процесса на постсоветском пространстве позволяет автору сделать ряд выводов, касающихся экономических отношений России со странами СНГ.

1. Россия определила свое участие в интеграционном процессе как приоритетное направление своей экономической политики, способствующее более быстрому решению хозяйственных задач, как важный фактор, ускоряющий экономический рост.

Взаимная потребность в укреплении экономических отношений России со странами СНГ и в усилении экономической интеграции обуславливается следующими факторами:

— сохранившаяся, сложившаяся в бывшем СССР, территориальная специализация и разветвленная система кооперации на микроуровне, то есть хозяйствующих субъектов (предприятий), на базе которой в настоящее время формируется новая — рыночная система хозяйственных связей, а также экономическая нецелесообразность налаживания собственного производства тех товаров и продуктов, которые поступают из республик бывшего СССР, ныне стран СНГ;

— объективная заинтересованность российских производителей в емком, по существу, гарантированном рынке сбыта своей готовой продукции, стран СНГ, которая пока еще не находит спроса на мировом рынке. Усиливающаяся степень зрелости национальных рынков отдельных стран СНГ, делающая возможным применение единых, или схожих «правил игры» для участников общего рынка;

— целесообразность нового подхода к выбору стратегической линии в экономических отношениях между всеми странами СНГ — преимущественному развитию многостороннего сотрудничества;

— обеспечение экономической безопасности России предусматривает неизбежность систематической работы транспортных инфраструктур, гарантирующих торгово-экономические отношения как внутри СНГ, так и вне СНГ.

2. Возникающие проблемы между Россией и странами СНГ на пути экономического сотрудничества и интеграции отражают процессы укрепления рыночных отношений, повышения степени самостоятельности их хозяйствующих субъектов. На этом пути Россия и страны СНГ сталкиваются с целым рядом проблем:

— во-первых, сказывается спад производства, характерный для большинства стран СНГ, кризис денежной наличности и взаимные неплатежи;

— во-вторых, попытки стран СНГ выйти из нестабильного экономического положения приводят к тому, что каждое суверенное государство стремится в первую очередь удовлетворить интересы своего населения и производства, в том числе за счет получения свободно конвертируемой валюты. Реализация такой установки в условиях дефицита неизбежно приводит к направлению имеющихся ресурсов на внутренние потребности и на рынки стран дальнего зарубежья в ущерб межгосударственным связям в рамках СНГ, к односторонним действиям в области торговой, таможенной, денежно-кредитной и ценовой политики;

— в-третьих, пространство СНГ становится все менее однороднымпоявляются существенные различия как в темпах, так и в самих подходах к проведению экономических реформ, а это еще больше усугубляется незавершенностью процесса формирования согласованного механизма и инфраструктуры рыночных отношений, практическим отсутствием координирующей роли механизмов СНГ;

— в-четвертых, процесс восстановления взаимных экономических отношений осложняется началом структурной перестройки в странах СНГ, в частности, для всех его участников характерно стремление к переориентации экономических связей на государства дальнего зарубежья.

3. Незавершенность процесса формирования согласованного механизма экономического сотрудничества в рамках СНГ, практическое отсутствие координирующей роли механизмов Содружества в значительной степени усугубляются усилением неоднородности постсоветского пространства, которое проявляется в существенных различиях как в темпах, так и в самих подходах к проведению рыночных преобразований.

Всесторонние и тесные экономические связи между Россией и Белоруссией, а также Россией и Казахстаном, затем и Киргизией и Таджикистаном привели к образованию более совершенных и целостностных интеграционных группировок, что свидетельствует о формировании на пространстве СНГ трех уровней интеграции: а) Интеграция в рамках СНГ, имеется в виду внедрение новых форм хозяйственного взаимодействия, в том числе прямых экономических связей независимых хозяйствующих субъектов государств-участниковб) Интеграция более высокой формы, при которой создается единое экономическое пространство внутри СНГ, происходит сближение в законодательной и гуманитарной областях государств-участников, примером чего служит сотрудничество в рамках Таможенного союза между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаномв) Высшая форма интеграции в СНГ — Союз России и Белоруссии, нацеленный на создание Союзного государства с надгосударственными органами.

Автор пришел к убеждению, что Россия может проводить активную экономическую политику в отношении стран СНГ, выступить инициатором, стимулятором развития таких форм экономического, научно-технического сотрудничества, как создание различных видов международных производственных научно-технических объединений, международных финансовых групп в самых различных отраслях экономики. Активизируется экономическое взаимодействие приграничных областей стран СНГ. Россия активно участвует в формировании нового политического, военного, экономического, таможенного союзов равноправных и независимых государств.

Россия четко провозгласила, что отношения со странами СНГ являются для нее приоритетным направлением внешнеэкономической политики и она выступает инициатором формирования взаимного экономического сотрудничества на принципах равноправных и взаимовыгодных рыночных отношений.

Сложившееся к 2005 г. соотношение долей дальнего зарубежья свыше 77%) и СНГ (около 23%) во внешнеторговом обороте России является довольно устойчивым, отражает существующую структуру торговли и в принципе может лишь незначительно измениться в обозримой перспективе.

Форсирование роста взаимного товарооборота стран СНГ на практике затруднено в силу ряда объективных причин. В области практического применения основных положений настоящей работы, по мнению автора, заслуживает внимания следующее:

— во-первых, не ослабляя усилий по выработке взаимоприемлемых форм многостороннего экономического сотрудничества России с государствами-участниками в рамках СНГ, ее организациям и предприятиям предстоит активизировать деятельность по «развязыванию узлов противоречий», возникших в двусторонних экономических отношениях. Это, прежде всего, вопросы задолженности. Жесткие требования немедленной ликвидации задолженности в пользу России нельзя отнести к реалистичным. России целесообразнее выступить инициатором конструктивных переговоров со странами-должниками об их реструктуризации, включая погашение соответствующими имущественными активами.

— во-вторых, не менее актуальным явились бы переговоры России со странами СНГ по проблемам ценообразования во взаимной торговле, ибо искусственное занижение цен — главное препятствие для развития взаимовыгодных торгово-экономических связей и интеграции в целом.

— в-третьих, целесообразно продолжать поиски форм взаимных расчетов России со странами СНГ. Предлагаемые модели с учетом интеграционного опыта Европейского союза могут быть использованы в практике СНГ, однако с учетом различий в уровнях социально-экономического развития и зрелости рыночных отношений в странах ЕС и СНГ. Целесообразно изучать исторический опыт экономической интеграции ЕС с целью нахождения применимых к условиям СНГ форм и методов ее на сходных этапах интегрирования государств-участников.

— в-четвертых, учитывая сложное экономическое положение стран СНГ, нехватку средств и опыта, нецелесообразно форсировать формирование международных органов с наднациональными функциями. В этом случае стоит обратиться к мировому опыту согласования и координации внешнеэкономической политики стран, управления международными проектами и программами на микрои макроуровне. Как правило, эти функции берут на себя не межправительственные органы, а головные холдинговые компании, банки и т. д., тем более, что у многих стран СНГ сохраняется отрицательная реакция на формирование международных органов координации и управления с наднациональными функциями.

При формировании механизма развития экономических отношений России со странами СНГ целесообразно определить приоритетность и последовательность достижения целей, учитывая при этом интересы не только российской стороны, но и всех государств-участников. Следует отказаться от выдвижения заведомо нереальных задач, в том числе от попыток ускорения темпов развития многосторонних отношений. Не отказываясь от многостороннего сотрудничества, целесообразно исходить из того, что в ближайшей перспективе ведущую роль в экономических отношениях России со странами СНГ будут играть двусторонние связи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Договор о создании Экономического союза стран СНГ (24 сентября 1993 г.)//Дипломатический вестник, 1993.-№ 19/20.
  3. Соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа //Деловой мир, 1993. № 175.
  4. Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. № 45.
  5. Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» //Российская газета, 05.06.1993.
  6. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
  7. Конституция Российской Федерации //Известия, 30.04.1993.
  8. Соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа //Деловой мир, 1993. № 175.
  9. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ, 2003 г., № 50, ст. 4850.
  10. Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ (21 октября 1994 г.) /Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к валютному союзу. — М.: ЦВЭИ РАН, 1998.
  11. Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. //Таможенные ведомости, 1995. — № 2.
  12. Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г. //Таможенные ведомости, 1995. № 2.
  13. Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 27 января 1995 г. //Таможенные ведомости, 1995. № 1.
  14. Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ //Российская газета, 04.03.1995.
  15. Приказ ГТК РФ от 07.07.1995 г. «Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь» //Таможенные ведомости, 1995. № 9.
  16. Евразийская патентная конвенция //Российская газета, 26.12.1995.
  17. Положение о Межгосударственном комитете по научно-техническому развитию //Российская газета, 02.03.1996.
  18. Положение о Межгосударственном комитете по научно-техническому развитию //Российская газета, 02.03.1996.
  19. Концепция экономического интеграционного развития СНГ (проект) от 17.01.1997 г. Утверждена Советом глав государств 27−28 марта 1997 г.
  20. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ, 2003 г., № 50, ст. 4859.
  21. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3 «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» // Собрание законодательства РФ, 1998 г., № 16, ст. 1798.
  22. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // Собрание законодательства РФ, 2003 г., № 50, ст. 4851.
  23. Договор об объединении Беларуси и России в союзное государство -Союз суверенных республик //Независимая газета, 02.04.1999.
  24. Договор о создании Союзного государства между Республикой Беларусь и Российской Федерации //Российская газета, 02.10.1999.
  25. Книги, монографии, главы в коллективных трудах, брошюры
  26. Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 1999.
  27. Ю.В. Что такое ЕС? М.: Институт Европы РАН, 1995.
  28. А.Н. Вызовы глобализации и перспективы евразийской интеграции (вопросы внешнеэкономической стратегии России). М: ИМЭПИ РАН, 2004.
  29. А.Н. Россия и СНГ: вызовы глобализации и стратегия евразийской интеграции. М.: ИМЭПИ РАН, 2005
  30. Внешнеэкономический бизнес в России /Под ред. Фаминского И. П. — М.: Республика, 1997.
  31. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России // Под ред. И. П. Фаминского. М.: Республика, 2004.31 .Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. -М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  32. С.И. Европейская интеграция на новом этапе. М.: ВАВТ, 1998.
  33. С.И. Глобализация экономики и проблемы России. М.: ВАВТ, 1998.
  34. В. Валютно-финансовые отношения в постсоветском экономическом пространстве: особенности и пути формирования. -М.: ИМЭМО РАН, 1994.
  35. ЪЪ.Енин Ю. И. Макроэкономическое регулирование национального хозяйства в условиях евразийской интеграции. Серия «Мировая экономика» М.: ИООО «Право и экономика», 2004.
  36. В.Н. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М.: МГСУ, 2003.
  37. М.И. Конституционные основы правосудия в государствах участниках СНГ. М.: Институт государства и права РАН, 2001.
  38. Л.П., Кохно П. А. СНГ: реалии и перспективы. — М.: Юридический мир ВК, 2002.
  39. Э.Г. Геоэкономика. М.: БЕК, 1999.
  40. Кочетов Э. Г Глобалистика. — М.: Прогресс, 2001.
  41. Т.Ю. Макроэкономика. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  42. Международные экономические отношения /Под ред. Фаминского И.П.- М.: Экономисте", 2004.
  43. Международное промышленное сотрудничество и промышленная политика России. Внешнеэкономические связи России / Под ред. И. П. Фаминского и Ю. Ф. Кормнова.- 2000.- № 18.
  44. Международные экономические отношения /Под ред. Рыбалкина В. Е. -М.: ЮНИТИ, 2004.
  45. Ф.Р. Мировая экономика. -М.: Полиграф, 2004.
  46. Ф.Р. Трансформация экономического пространства СНГ. — М.: Полиграф, 2004.
  47. Мировая экономика /Под ред. Николаевой И. П. — М.: ЮНИТИ, 2003.
  48. Мировая экономика /Под ред. Булатова А. С. -М.: Юристъ, 2005.
  49. С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. — М.: Дело и Сервис, 2003.
  50. С.С. Экономическая теория. -М.: Владос, 1999
  51. Э.Э., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Мировая экономика на рубеже XX—XXI вв.еков. М., 1996.
  52. Особенности развития СНГ на современном этапе /Под ред. Шутова АД. М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 1995.
  53. M.JI. Управление внешнеэкономической деятельностью РФ. М.: МГИМО, 2003.
  54. Россия: интеграция в мировую экономику /Под. ред. Р. И. Зименкова. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  55. К.А. Международные экономические отношения. — М.: Гардарика, 1999.
  56. Н.Е., Кожаев Ю. П. Деньги, кредит, банки. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  57. Титова H. Е&bdquo- Кожаев Ю. П. Маркетинг. -М.: ВЛАДОС, 2004.
  58. Финансы и кредит /Под ред. Романовского М. В., Белоглазовой Т. Н. — М.: Юрайт, 2003.
  59. Е.Д., Крозе И. Мировая экономика /Под ред. Халевинской Е. Д. -М.: Юристъ, 1999.
  60. Л.Г. Государственная экономическая политика в рыночных условиях. M.: ВАВТ, 2000.бХ.Шелег Н. С., Енин Ю. И. Международная экономическая интеграция в современных условиях глобализации. М.: СИА, 2003.
  61. C.B. Экономика социальной сферы. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  62. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП «III тысячелетие», 2001.
  63. Экономика Европейского союза // Г. Ю. Гагарина, В. В. Громыко, 3. М. Окрут, О. В. Сагинова. — М.: Экономиста, 2003.
  64. Экономика России и других постсоветских стран: учебное пособие // под ред. А. С. Булатова. М.: Экономистъ, 2005. — 415с.бб.Экономические стратегии стран СНГ и Россия. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2003.
  65. Е.Г. Российская экономика. М.: ГУ ВШЭ, 2003.3. СтатьибЪ. Андрианов В. Д. Россия: смена экономической парадигмы //Общество и экономика, 2000. -№ 5−6.
  66. М.В. Механизм развития платежных отношений между странами СНГ //Вопросы экономики, 1995. № 10.
  67. Ю.Басс Л. А. Участие России в энергоинтеграции стран СНГ//Внешнеэкономический бюллетень, 2005. № 2.
  68. А.Г. Опыт европейской интеграции и формирование Единого экономического пространства «большой четверки» Евро-Азиатского региона // Деньги и кредит, 2005.-№ 8.
  69. В., Широбокова В. Экономические взаимоотношения стран СНГ // Внешняя торговля, 1993. № 6.1Ъ.Богомолов О. Г. Экономическая глобализация не решает межгосударственных и социальных проблем человечества //Независимаягазета, 27.01.2004.<
  70. О.В. Закономерности валютно-финансовой интеграции: мировой опыт и СНГ // Деньги и кредит, 2005.-№ 8.
  71. Т.Д. Россия Белоруссия: минус на минус не дает плюса //Независимая газета, 20.01.1999.
  72. М., О финансовых механизмах экономического роста //Вопросы экономики, 2002. -№ 12.
  73. A.B. Перспективы валютного сотрудничества стран СНГ //Деньги и кредит, 2004. № 10.
  74. ЪХ.ЗиядуллаевН. СНГ: выбор стратегии развития //Экономист, 2003.-№ 11.
  75. А., Пивоварова Н., Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики, 2003. № 9.
  76. Н. Интеграция: новые шаги //Независимая газета, 16.12.1998.
  77. Н. Жизнь требует новых подходов (Для разрешения проблем СНГ надо отойти от стереотипов) //Содружество НГ, 1998. -№ 8.
  78. Ю.Б. СНГ: «свет» и «тени» Платежного союза //Экономика и жизнь, 1996. № 4.
  79. JI.H. Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты // Деньги и кредит, 2005 .-№ 9.
  80. П.А. Административные барьеры в российской экономике // Институт национального проекта «Общественный договор». -М., 2001.
  81. Е.ЪА. Российско-казахстанское экономическое сотрудничество //Внешнеэкономический бюллетень, 2004. № 6−7.
  82. М. С. О введении единой валюты союзного государства: Россия и Белоруссия // Внешнеэкономический бюллетень, 2004. № 8.
  83. ИМ. Полная конвертируемость рубля и валютные отношения России со странами СНГ // Внешнеэкономический бюллетень, 2005. -№ 3.
  84. А. О концептуальных основах выбора экономического курса в современной России //Общество и экономика, 2004. № 5−6.
  85. В. СНГ начинается с России //Известия, 27.01.2004.
  86. В. П. Нормы ВТО и экономические отношения в СНГ // Внешнеэкономический бюллетень, 2005. № 9.
  87. В.А. Россия по прежнему остается «старшим братом» //Деловой мир, 11−17.10.1996.
  88. B.C. Что полезного для СНГ в новом расширении ЕС // Биржевые новости, 1994. № 21.
  89. O.K. Время прорыва в Содружестве // Независимая газета, 23.12.2003.
  90. JT.B. Россия на пути к ВТО //Внешнеэкономический бюллютень, 1998. -№ 1.
  91. С. Глобальная модернизация: последствия для человека и общества //Общество и экономика, 2004. № 5−6.
  92. А.Д. Процессы и проблемы экономической реинтеграции на постсоветском пространстве //Внешнеэкономический бюллетень, 2004.-№ 5.
  93. А. Проблемы расчетов в торговле со странами ближнего зарубежья //Экономика и жизнь, 1994. —№ 18.
  94. Е.С. Применим ли для СНГ опыт ЕС? //Деловой мир, 17.06.1997.
  95. О. СНГ: приоритеты интеграции //Экономист, 2003. -№ 12.
  96. О. Что стоит на пути сближения России и Белоруссии? //Советская Россия, 18.01.2002.
  97. . В., Косилкин С. В О перспективах валютно-финансовой интеграции на постсоветском пространстве // Внешнеэкономический бюллетень, 2004.- № 6.
  98. Ю. В. Производственные связи России с другими странами СНГ в сфере машиностроения // Внешнеэкономический бюллетень, 2004.- № 6.
  99. Н. Институциональная система СНГ: направления дальнейшего совершенствования //МЭ и МО, 2004. № 10.
  100. Ю. Восточноевропейский регион СНГ: поиск новых концепций «благоприятности инвестиционного климата» //МЭ и МО, 2004.-№ 10.4. Статистическая информация
  101. Государства бывшего Советского Союза. 1994 г. Статистический сборник. Вашингтон: Всемирный банк, 1994.
  102. Таможенная статистика внешней торговли РФ. М., Государственный таможенный комитет РФ, 1996.
  103. Национальные счета стран СНГ (статистический сборник). М.: Статкомитет СНГ, 1999.
  104. Промышленность стран СНГ: Статистический сборник М.: Статкомитет СНГ, 1999.
  105. Статистический справочник СНГ на 1998 г. М.: Статкомитет СНГ, 2000.
  106. Статистический справочник СНГ на 2000 г. М.: Статкомитет СНГ, 2001.
  107. Экономика стран СНГ в I полугодии 2001 г. //Общество и экономика, 2001. -№ 7−8.
  108. Внешняя торговля стран СНГ //Статистический сборник. — М., Статкомитет СНГ, 2001.
  109. Диагностика российской коррупции: социологический анализ. М.: ИНДЕМ, 2002.
  110. Экономика стран СНГ в 2002 г. /Материалы Статкомитета СНГ //Общество и экономика, 2003. № 2.
  111. Экономика стран СНГ в 2003 г. /Материалы Статкомитета СНГ //Общество и экономика, 2004. — № 2.
Заполнить форму текущей работой