Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование стратегии позиционирования российских транснациональных корпораций в глобальном экономическом пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана комплексная программа, предусматривающая на государственном уровне включение стратегии позиционирования российских ТНК во внешнеэкономическую стратегию государства, формирование соответствующей институционально-правовой среды (создание агентств по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и по содействию российским инвестициям за рубежом, а также многоуровневых вЫ-департаментов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы бизнеса
    • 1. 1. Сущность понятия транснациональная компания и теоретические концепции транснационализации
    • 1. 2. Методологические парадигмы исследования и оценки уровня транснационализации
    • 1. 3. Особенности транснационализации бизнеса в конце ХХ-начале XXI вв.: мотивы и факторы зарубежной экспансии
  • 2. Исследование тенденций развития российских ТНК: уровень и потенциал транснационализации российского бизнеса
    • 2. 1. Оценка развития российских ТНК в конце XX — начале XXI вв
    • 2. 2. Анализ проблем российских ТНК, возникающих в процессе зарубежной экспансии
    • 2. 3. Необходимость позиционирования ТНК на зарубежном рынке для осуществления успешной экспансии бизнеса
  • 3. Разработка стратегии позиционирования и продвижения на рынке российских ТНК
    • 3. 1. Формирование стратегии позиционирования российских ТНК на основе использования зарубежного опыта
    • 3. 2. Использование инструментов GR — менеджмента в системе позиционирования ТНК
    • 3. 3. Оптимизация взаимодействия ТНК государственных институтов как фактор повышения эффективности продвижения российских компаний зарубежом

Совершенствование стратегии позиционирования российских транснациональных корпораций в глобальном экономическом пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Глобализация и тесно связанная с ней транснационализация экономики во второй половине XX в. вывели мировое хозяйство на качественно новый уровень: современное мировое хозяйство представляет собой целостную систему, объединенную масштабными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью. Транснациональные корпорации (ТНК) становятся главной институциональной формой новой глобальной системы координат и оказывают все более существенное влияние на мировую экономику. В этой связи российский бизнес достаточно энергично включился в процесс формирования ТНК, и хотя уровень транснационализации большинства российских международных компаний пока еще уступает ведущим ТНК мира, идет активный процесс создания собственной международной производственной базы на основе интенсивного роста зарубежного инвестирования.

Как феномен современного мирового хозяйства, транснационализация имеет под собой объективную основу: повышение роли и расширение географических рамок кооперационных связей, позволяющих объединять в крупные международные научно-производственные образования элементы научных, производственных и сбытовых структур различных странразвитие механизмов аккумуляции капитала и ресурсов развития. Транснационализация ведет к увеличению масштаба и эффективности производства, ориентированного на емкий глобальный рынок, унификации экономического пространства в виде сближения «правил игры» в хозяйствовании, единообразия в потребительских предпочтениях через доминирование мировых брэндов и т. п. Этим потенциально формируются новые источники и факторы экономического роста. Но одновременно возникают и серьезные опасения по поводу возможности поддержания заданного направления экономического развития в условиях снижения роли национального структурирования экономики, не говоря уже о его сбалансированности и гармонизации. 3.

В частности в экономически развитых странах обостряется проблема занятости, уход капитала из страны в поисках наиболее выгодных условий приложения приводит к потере существенной части налоговых поступлений в бюджет. Что же касается втягивания менее развитых стран в орбиту транснационализации, то оно осуществляется в основном в интересах ведущих глобальных игроков путем перераспределения в их пользу большей части доходов, полученных от эксплуатации ресурсов в планетарных масштабах.

Противоречивость процессов транснационализации, неоднозначная роль ТНК в развитии страновых социумов, зачастую порождают противодействие со стороны государственных и общественных организаций, предпринимательских кругов отдельных стран и создают существенные сложности в позиционировании ТНК в глобальном экономическом пространстве. Все это говорит о необходимости научного осмысления имеющихся проблем, разработки новых механизмов контроля и регулирования деятельности ТНК. Особую остроту исследованию данных проблем придает сохраняющаяся нестабильность мировой экономической системы, наиболее ярко проявившаяся в период кризиса 2008;2009 гг.

В этой связи весьма актуальным представляется анализ состояния и тенденций развития мировых и отечественных ТНК и инструментов их продвижения в глобальном экономическом пространстве, тем более что динамичная зарубежная экспансия российских компаний происходит в условиях качественных изменений всей экономической системы, роста конкуренции на глобальных рынках, изменения конфигурации сил на мировой арене.

Степень разработанности темы. Анализ источников, посвященных проблемам развития ТНК, показывает, что наибольшее внимание исследователей привлекают вопросы формирования понятийного аппарата и выявления закономерностей их функционирования. ТНК рассматриваются одновременно как продукт и как движущая сила глобализации. Анализу глобализа-ционных процессов посвятили свои труды такие зарубежные исследователи, как: И. Валлерстайн, А. Гидценс, Дж. Грэй, П. Дракер, М. Кастельс, С. Крас4 нер, В. Наварро, К. Омае, Р. Райх, Дж. Стиглиц и др. Значительный вклад в исследование экономических проблем глобализации внесли российские ученые: Н. Абдулгамидов, Э. А. Азроянц, Е. Г. Андрющенко, М. Г. Делягин, A.B. Бузгалин, М. В. Ершов, С.Г. Кара-Мурза, В. Коллонтай, И. Фаминский и др.

Феномен ТНК как ведущей формы организации глобальной экономики исследуется в трудах Дж. Бермана, Р. Вернона, Дж. Даннинга, Дж. Мак-Дональда, Р. Мэттью, X. Палмутера и др. В последние годы к этой теме все чаще обращаются и российские специалисты: А. З. Астапович, Х. А. Вютрих, Э. А. Грязнов, И. В. Зубарев, И. К. Ключников, Е. В. Ленский, В. А. Цветков, С. Г. Михнева, В. А. Конышев, А. Кузнецов, А. Г. Мовсесян, Б. Хейфец, А. Ю. Юданов и др. Организационно-экономическим аспектам функционирования ТНК посвящены работы С. Т. Пашина, В. В. Кедрина, В. А. Поспелова.

Растущий интерес к исследуемой теме подтверждает и увеличение диссертационных исследований, анализирующих различные аспекты функционирования ТНК. В числе наиболее значимых работы М. П. Бортовой, А. П. Грубова, Н. Ю. Кониной, Ю. Н. Мельниковой, Т. В. Роговой, и др.

Следует также отметить, что в большинстве трудов анализируется деятельность зарубежных ТНК, что объясняется сравнительно небольшим опытом зарубежной экспансии отечественного бизнеса.

К наименее исследованным проблемам относятся проблемы позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве и выбора инструментов государственной поддержки их деятельности. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловили выбор темы исследования, формулировку ее цели и этапных задач.

Цель исследования состоит в формировании на основе изучения мирового опыта и учета особенностей функционирования российской экономики теоретико-методических основ и инструментов эффективного позиционирования отечественных ТНК в глобальном экономическом пространстве.

Реализации цели исследования потребовала постановки и решения следующих задач:

— исследовать и обобщить сложившиеся теоретические представления о сущности и закономерностях процесса транснационализации экономики, выявить место и роль ТНК в современных процессах глобализации;

— проанализировать и усовершенствовать имеющиеся методологические подходы к оценке уровня транснационализации компаний;

— исследовать мировой опыт и особенности транснационализации отечественного бизнеса и на этой основе выявить ключевые проблемы, сдерживающие процесс экспансии российских компаний в глобальном экономическом пространстве;

— проанализировать имеющиеся дефиниции и инструментарий позиционирования ТНК, используемый в отечественной и зарубежной практике;

— провести сравнительный анализ механизмов продвижения российских и зарубежных ТНК, сформулировать направления их, совершенствования в условиях России;

— разработать стратегию позиционирования российских ТНК в процессе их экспансии в глобальном экономическом пространстве, включающую механизмы формирования общественного мнения и обеспечения лояльности институтов принимающих стран, меры по совершенствованию деятельности отечественных ТНК и государственной поддержки в анализируемой области.

Объектом исследования выступают российские и зарубежные ТНК.

Предмет исследования — система экономических отношений, складывающихся между субъектами транснациональной экономики в процессе экспансии российских ТНК в глобальном экономическом пространстве.

Методологическая и теоретическая база исследования. Диссертационное исследование основывается на использовании системного и ситуационного анализа социально-экономических процессов и явленийметодов идентификации, дедукции и индукции, историко-критического, логического и ситуационного анализа. Использование этих методов и приемов обеспечивает системность и комплексность изучения проблем функционирования и развития ТНК, объективное восприятие их свойств и взаимодействий в рамб ках глобального хозяйства, предопределяет изучение экономических явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи. В процессе выполнения работы были также использованы экономико-статистические методы сбора и обработки информации, методы сравнительного анализа, обобщение и математический аппарат.

Теоретической базой исследования послужили фундаментальные труды классиков экономической науки и современных отечественных и зарубежных ученых, внесших вклад в разработку научных концепций глобализации, транснационализации, теории фирмы.

В диссертационной работе использовались законодательные и нормативно-правовые акты, монографии, публикации в научных периодических изданиях и специальная литература, материалы международных, всероссийских и межвузовских научных конференций по проблемам функционирования и развития экономики России, статистические данные.

Эмпирическую базу исследования составили данные Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР), Всемирной Торговой Организации (ВТО), Всемирного Банка, Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка РФ, материалы международных и российских аналитических агентств, данные о деятельности транснациональных компаний.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что ускорение процессов транснационализации российской экономики как средства роста ее конкурентоспособности, прорыва к производству и распределению мирового дохода, возможно только на основе теоретического осмысления закономерностей и принципов процесса транснационализации, особенностей его проявления в условиях различных стран и выработки на этой основе эффективной политики и стратегии позиционирования отечественных ТНК в глобальном экономическом пространстве.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Транснационализация экономики — один из наиболее влиятельных процессов современности, обеспечивающий увеличение масштабов и эффективности производства, расширение географических рамок кооперационных связей, совершенствование механизмов аккумуляции капитала и ресурсов развития, унификацию экономического пространства в виде сближения «правил игры» и единообразия в потребительских предпочтениях через доминирование мировых брендов и стандартов. В этой связи активное участие в процессе транснационализации отечественного бизнеса позволит повысить конкурентоспособность российской экономики, сформировать дополнительные источники развития, обеспечить прорыв к производству и распределению мирового дохода. Но эффективность реализации процесса транснационализации может быть достигнута только на основе глубокого теоретического осмысления закономерностей и принципов последнего, особенностей его проявления в условиях различных стран. Вместе с тем и в настоящее время наблюдается расхождение мнений в вопросах определения дефиниции ТНК и критериев отнесения компаний к числу транснациональных.

2. Российская экономика обладает всеми необходимыми предпосылками для активного включения в процесс транснационализации: значительный ресурсный, кадровый и научно-технический потенциалопыт управления в условиях мультикультурной среды и крупных, территориально рассредоточенных комплексов, высокий уровень адаптивности, сформировавшийся в ответ на перманентно возникающие кризисные явления. Однако уровень и темпы транснационализации российского бизнеса остаются относительно низкими, что связано как с более поздним включением российской экономики в данный процесс, так и с несформированностью организационно-правовых и экономических механизмов создания и продвижения российских ТНК. На уровне компаний — это отсутствие или недостаточно высокое качество стратегий зарубежного инвестирования, механизмов управления международной сетью, инструментария продвижения компании в мировой экономике, на уровне государства — недостаточная эффективность государственной поддержки зару8 бежной экспансии российских компаний, лоббирования их интересов, сохраняющиеся проблемы восстановления позитивного имиджа страны.

3. Транснационализация экономики представляет собой противоречивый процесс: с одной стороны, она формирует новые источники и факторы экономического роста, но с другой — возникают серьезные опасения по поводу поддержания заданного направления экономического развития стран в условиях снижения роли национального структурирования экономики. В экономически развитых странах уход капитала из страны в поисках наиболее выгодных условий приложения приводит к потере существенной части налоговых поступлений в бюджет, обостряется проблема занятости. В менее развитых странах проявляется обеспокоенность перераспределением всё большей части мирового дохода в пользу ведущих глобальных игроков. Все это порождает противодействие процессу транснационализации со стороны государственных, общественных организаций и предпринимательских кругов отдельных стран. Преодоление имеющихся проблем видится нам в разработке новых международных механизмов контроля и регулирования деятельности ТНК, а также совершенствовании методов продвижения их деятельности.

4. Особую роль в активизации процессов транснационализации отечественного бизнеса, преодолении негативного отношения государственных и общественных организаций различных стран к деятельности ТНК вообще и российскому бизнесу в частности призвано сыграть использование действенных механизмов и инструментов позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве. Построение эффективной системы позиционирования российских ТНК предполагает определение конкретных целей, способов их достижения, методов и инструментов позиционирования. При этом следует учитывать необходимость воздействия не только и не столько на представителей целевых рынков, но, прежде всего, на общественное сознание, международные, региональные, национальные институты и предпринимательские структуры, лояльность которых должна быть обеспечена не только стране, являющейся для ТНК «home economic», но и в странах, где имеются филиалы, дочерние предприятия, представительства ТНК.

5. Вместе с тем российская практика позиционирования ТНК отличается бессистемностью, носит локальный и спорадический характер. Крайне редко реализуются долгосрочные программы позиционирования, «превентивные» меры, встроенные в стратегию развития компании. В основе совершенствования действующей практики должны лежать четкие представления об особенностях позиционирования ТНК, выражающихся в особой роли имиджевой составляющей, а также о составе и предметно-объектной области использования указанных инструментов и механизмов. Деятельность, связанная с позиционированием отечественных ТНК, по мнению автора, должна носить комплексный, системный характер и быть увязана с действиями государства по формированию позитивного имиджа России в целом и поддержке экспансии отечественного бизнеса за рубежом.

6. В числе первоочередных мер совершенствования инструментов позиционирования российских ТНК в глобальном экономическом пространстве — формирование новых специализированных институтов (Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестицийАгентства по содействию инвестициям за рубежоммногоуровневых GR-департаментов, имеющих региональные подразделения), совершенствование законодательной базы и мер государственной поддержки, практическое применение инструментария позиционирования, включая разработку комплексной стратегии, включенной в общую стратегию развития компаний, создание соответствующих организационных механизмов управления (формирование специализированных департаментов, ориентированных на широкий спектр целевых аудиторий — властные структуры, общественные институты, бизнес-сообщество).

Научная новизна работы состоит в обосновании автором собственного видения закономерностей процесса транснационализации, сущности и роли.

ТНК в мировой экономике, роли инструментов позиционирования ТНК как фактора повышения темпов транснационализации бизнеса. В процессе реали.

10 зации авторского подхода получены следующие научные результаты:

— раскрыт противоречивый характер процесса транснационализации, состоящий в единстве его позитивных (рост эффективности общественного производства, формирование новых источников развития) и негативных (перераспределение большей доли мирового дохода в пользу ведущих глобальных игроков, закрепление технологической отсталости менее развитых стран) последствий для мирового хозяйства, коллизии целей и мотивов компаний различных стран, реализуемых в ходе данного процесса, установлено влияние данной закономерности на особенности позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве, что дало теоретическую основу для идентификации содержания и выбора эффективных инструментов последнего;

— сформулировано авторское определение понятия позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве как комплекса действий, направленных на формирование, закрепление и поддержание в общественном сознании представлений, обеспечивающих лояльность международных, региональных и национальных институтов, предпринимательских структур не только стране базирования, но и в странах, где имеются филиалы, дочерние предприятия, представительства ТНК, в котором в отличие от действующих определений особый упор сделан на имиджевую составляющую, что связано с необходимостью воздействия в целях продвижения деятельности ТНК не только и не столько на представителей целевых рынков, сколько на институциональные структуры, лояльность которых должна быть обеспечена;

— определены базовые структурные элементы стратегии позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве, включающие постановку стратегических целей (например, достижение и поддержание конкурентоспособности объекта путем информирования о наличии у него сильных сторон по сравнению с конкурентами, удержание или расширение рыночной ниши, контролируемой данной компанией, извлечение прибыли) — выбор способа (формирование общественного мнения, обеспечение лояльности между.

11 народных, государственных, финансовых, фискальных институтов и метода достижения цели как последовательности действий, направленных на общественное сознание и формирование официальной позиции властных структур и институтов, воспринимающих объект, что обеспечивает комплексный, системный подход к формулированию и реализации указанных стратегий;

— разработана комплексная программа, предусматривающая на государственном уровне включение стратегии позиционирования российских ТНК во внешнеэкономическую стратегию государства, формирование соответствующей институционально-правовой среды (создание агентств по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и по содействию российским инвестициям за рубежом, а также многоуровневых вЫ-департаментов, имеющих региональные подразделения, сочетающих функции координации и стимулирования зарубежных инвестицийсовершенствование законодательства в области регулировании российских инвестиций за рубежом и иностранных инвестиций в РФ с ориентацией на режим взаимного обмена технологиями, активами и ресурсами), политическая, дипломатическая и информационная поддержка российских компаний, направленная на преодоление негативного отношения к ТНК вообще и российскому бизнесу в частностина уровне компаний — включение стратегии позиционирования в общую стратегию развития компании, создание специализированных департаментов, ориентированных на широкий спектр целевых аудиторий (властные структуры, общественные институты, бизнес-сообщество), обеспечивающая системность и эффективность деятельности по позиционированию российских ТНК;

— определены функциональная и информационная модели деятельности Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Агентства по содействию российским инвестициям за рубежом, многоуровневых вЯ-департаментов, а также специфика мер государственной поддержки ТНК, связанная с их отраслевой принадлежностью и масштабами деятельности (для ТНК в топливно-энергетическом, транспортном, металлургическом секторах — информационная, аналитическая, дипломатическая поддержкав раз.

12 вивающихся отраслях, прежде всего, в инновационных — страховая, консультационная и финансовая поддержка), что позволяет придать рекомендациям автора по совершенствованию позиционирования отечественных ТНК практическую направленность.

Теоретическое и практическое значение диссертации определяется ее актуальностью, новизной, обоснованностью выдвинутых положений и рекомендаций. Исследование позволяет расширить знания о сущности и закономерностях функционирования и развития одного из основных субъектов процесса глобализации — ТНК. Проведенное исследование создает теоретико-методическую основу для реализации на уровне государства и отдельных компаний комплексного системного подхода к разработке мероприятий, направленных на активизацию и повышение эффективности процесса транснационализации отечественного бизнеса как непременного условия роста конкурентоспособности российской экономики транснациональных корпораций и обеспечения ее прорыва к производству и распределению мирового дохода.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в учебном процессе при изучении таких дисциплин как «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Внешнеэкономические связи».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены автором в 10 публикациях общим объемом 4,3, п. л.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы, включающего 212 источников и 10 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам исследования были сделаны следующие основные выводы.

1. Ведущая роль в современном мировом хозяйстве принадлежит ТНК. Они поделили между собой мировое экономическое пространство, основные обменные процессы идут не столько между странами, сколько между ТНК и их структурными подразделениями. Имея доступ к сравнительным преимуществам стран по всему миру, ТНК обеспечивают высочайший уровень эффективности своей деятельности, формируют и распределяют между своими подразделениями, по сути, мировой доход. В то же время высочайший уро вень концентрации потенциала и компетенций позволяет ТНК занимать лидирующие позиции в области разработки и внедрения инноваций.

2. Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, ее прорыв к распределению мирового дохода неразрывно связаны е процессом транснационализации, формированием структур, способных на равных прог тивостоять экспансии зарубежных ТНК. Вместе с тем, несмотря на наличие довольно высокого ресурсного, кадрового и научно-технического потенциала, уровень транснационализации российского бизнеса существенно отстает от уровня развитых стран. Причинами отставания российского бизнеса в реализации тенденции транснационализации являются, как более позднее начало данного процесса (к масштабной транснационализации российские компании приступили в 2000;м г.), так и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов формирования и продвижения российских ТНК на уровне государства и отдельных компаний. В частности нами выделяется две группы проблем — на уровне компаний (недостаточное качество стратегий зарубежного инвестирования, механизмов управления международной сетью, инструментария продвижения компании на международном рынке) и на уровне государства (отсутствие эффективной государственной поддержки российских компаний, лоббирования их интересов на международном уровне, проблемы восстановления позитивного имиджа страны в целом).

Рисунок 6 — Схема взаимодействия российских транснациональных компаний и государства в процессе позиционирования российских ТНК за рубежом.

3. Формирование эффективных механизмов транснационализации российского бизнеса требует глубокого анализа зарубежного опыта и учета специфики экономического развития страны. Только на основе теоретического осмысления закономерностей и принципов процесса транснационализации, особенностей их проявления в условиях различных стран можно выработать эффективную государственную политику и стратегию, определить цели и за.

151 дачи, стоящие в анализируемой области перед отечественными компаниями, разработать инструментарий, обеспечивающий их успешную реализацию.

4. Особую роль в активизации процессов транснационализации отечественного бизнеса, преодолении негативного отношения государственных и общественных организаций различных стран к деятельности ТНК вообще и российскому бизнесу в частности призвано сыграть использование действенных механизмов и инструментов позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве. Вместе с тем российская практика позиционирования ТНК отличается бессистемностью, носит локальный и спорадический характер. Крайне редко реализуются долгосрочные программы позиционирования, «превентивные» меры, встроенные в стратегию развития компании. В основе совершенствования действующей практики должны лежать четкие представления об особенностях позиционирования ТНК, выражающихся в особой роли имиджевой составляющей, а также о составе и предметно-объектной области использования указанных инструментов и механизмов.

5. Построение эффективной системы позиционирования российских ТНК предполагает определение конкретных целей, способов их достижения, методов и инструментов позиционирования. При этом следует учитывать необходимость воздействия не только и не столько на представителей целевых рынков, но, прежде всего, на общественное сознание, международные, региональные, национальные институты и предпринимательские структуры, лояльность которых должна быть обеспечена не только стране, являющейся для ТНК «home economic», но и в странах, где имеются филиалы, дочерние предприятия, представительства ТНК. Все это усложняет работу по мониторингу и анализу деловой, политической, социально-экономической среды.

6. Деятельность, связанная с позиционированием отечественных ТНК, по мнению автора, должна носить комплексный, системный характер и быть увязана с действиями государства по формированию позитивного имиджа.

России в целом и поддержке экспансии отечественного бизнеса за рубежом.

В числе первоочередных мер — формирование новых институтов (Агентства.

152 по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Агентства по содействию инвестициям за рубежом, многоуровневых ОЯ-департаментов, имеющих региональные подразделения), совершенствование законодательной базы и мер государственной поддержки, практическое применение инструментария позиционирования, включая разработку комплексной стратегии, включенной в общую стратегию развития компании, создание соответствующих организационных механизмов управления (формирование специализированных департаментов, ориентированных на широкий спектр целевых аудиторий — властные структуры, общественные институты, бизнес-сообщество).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Губанов С. Глобализация: трактовки и действительность//Экономист. 2001. № 9.
  2. Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. М.: ИД «Новый век», 2002.
  3. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров = Public Relations for managers: Курс лекций. М., 2002
  4. Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» / Под ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  5. Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 1999.
  6. Е.Л. Организационные предпосылки конкурентоспособности предприятий//Проблемы прогнозирования. 2003. № 4.
  7. Е.Г. Глобализация: границы реальности и новой мифологии // Безопасность Евразии. 2001. № 4(6).
  8. A.B. «Новый протекционизм» в условиях глобализации мировой экономики: Автореф. дис—канд. экон. наук / Фин. акад. при Правит. РФ. М., 2002.
  9. А.З. Особенности стратегий транснациональных компаний Германии: Дис. канд. экон. наук. Москва, 2003
  10. А.З. Международные корпорации США- тенденции и противоречия развития. М., 1978.
  11. Ба Цзиньсинь Проблемы формирования в КНР транснациональных компаний с китайским капиталом: Дисс. канд. экон. наук. Москва, 2006.
  12. ., Джонсон Б., Сидуэлл Г., Вуд Э. Финансы: Оксфордскийтолковый словарь URL: // http:// vocable. гаdictionary/533/word/multinational+company154
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.
  14. Т.Я. Международные монополии и вывоз капитала. М., 1982
  15. Т.Я. Международные промышленные монополии. М., 1972
  16. Д. Разбитое зеркало неолиберализма // Альтернативы. 1998. № 4.
  17. A.B. Транснационализация российского бизнеса // МЭиМО. 2008. № 11.
  18. Бизнес-словарь. URL: http://www.businessvoc.ru/bv. (дата обращения 10.10.2009.
  19. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: пер. с фр. М., 2001
  20. С.А. Глобализация. Как практический метод влияния на мировое сообщество // Вестник московского университета. Сер. экономика. 2008. № 2.
  21. М.П. Совершенствование механизмов адаптации и развития транснациональных компаний в российских экономических условиях (Научно-методологические основы): Дис. .канд. экон. наук. М., 2004.
  22. М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3.
  23. A.B. Международные монополии: новое в борьбе за рынки. М., 1982
  24. А.Н. Большой словарь иноязычных слов. М., 2004.
  25. Е. Гловацкая Н. Лазаренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12
  26. И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.
  27. Е. О тенденциях развития паблик рилейшнз // Маркетинг. 2002. № 5
  28. А.Ф. Связи с общественностью для бизнеса. Н. Новгород, 2001
  29. Г. М. Международное экономическое право и процесс. М. 2004.
  30. И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6.
  31. Х.А., Винтер В. Б. Конкурентоспособность глобальных предприятий // Пробл. теории и практики упр. 1995. № 3.
  32. Р.И. Стратегия многопрофильной инвестиционной деятельности транснациональной газовой компании в условиях российской экономики: Дис. д-ра экон. наук. СПб., 1998.
  33. Н.В. Гудвилл в МСФО // Бухгалтерский учет. 2005. № 14.
  34. Э. Социология. М., 2003.
  35. Л.Ф. Реклама и РЯ в информационном обществе: авто-реф. дис. канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001
  36. Л.Ф. Реклама и РЯ в информационном обществе: авто-реф. дис. канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001-
  37. Глобализация или переходный период? //Экономические стратегии. 2000. Т.2, № 2.
  38. Л.И. Западноевропейская интеграция и международные монополии. М., 1978-
  39. Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, методология, практика. М.: Финпресс, 2000.
  40. Грубов А. П. Взаимодействие транснациональных корпораций и национально-государственных экономических систем в условиях глобализации. Автореф. дисс.к.э.н. Оренбург, 2006.
  41. Э.А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М.: Инограф, 2000.
  42. Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1979.
  43. Двойные стандарты однополюсной глобализации // Экономист. 2002. № 12.
  44. М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003
  45. М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000.
  46. П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб.: Питер, 1999.
  47. П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2007.
  48. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг конкурентоспособности промышленной продукции. М.: «Стандарты», 1993.
  49. В.Н. Брендинг: Новые технологии в России: Новая идентичность в эпоху глобальных маркетинговых коммуникаций. СПб.: Питер, 2004.
  50. В.Н. Брендинг: Новые технологии в России: Новая идентичность в эпоху глобальных маркетинговых коммуникаций. СПб.: Питер, 2004.
  51. Д. Паблисити и Паблик рилейшнз. М.: ИНФРА-М, 2007.
  52. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
  53. Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь // http://voluntary.ru/dictionary/567/world
  54. Ежедневная деловая газета. 10.02.2008. URL: http://www.rbcdaily.ru /2006/10/18/ world/245 778 (дата обращения 20.10.2009).
  55. М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. М., 2005.
  56. B.B. Клуб-200. Транснациональные монополии: структура и эволюция. М., 1974-
  57. П. С. Маркетинг в схемах рисунках, таблицах. М.: ИН-ФРА-М, 2005.
  58. И.В., Ключников И. К. Механизм экономического роста транснациональных корпораций. М.: Высш. шк., 1990.
  59. Г. А. Глобализация и судьбы человечества. URL: http: // patriotica.ru/enevy (дата обращения 11.06.09)
  60. И.Д. Международные корпорации в мировой экономике. М., 1976-
  61. И.Д. Международные монополии во внешней политике империализма. М., 1981-
  62. Иностранные инвестиции в Россию: прямые, портфельные и возвратные // РЦБ. 2007 г. 14 июля
  63. О. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. 2005. № 4.
  64. H.A. Международные корпорации и социально-экономические проблемы развивающихся стран. М., 1981-
  65. Кара-Мурза С. Г. Открытость глобальному рынку: экономическая и виртуальная реальность // Вестн. Моск. экон. ин-та. 2000. № 1.
  66. , Д. Международное экономическое право: перевод / Д. Карро, П. Жюйар- науч. ред. В. М. Шумилов. М.: Междунар. отношения, 2002.
  67. М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
  68. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., ГУ ВШЭ, 2000.
  69. С.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: пер. с англ.: учеб. пособие / Катлип С. М., Центер А. Х., Брум Г. М. 8-е изд. М., 2000
  70. В.В., Леонтьев С. В. Сегментация рынка и позиционирование на нем // www.marketing.spb.ru
  71. В.В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга на предприятии. Учебно-методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес — Тезаурус», 1999.
  72. .Ф. О глобализации, новом тоталитаризме и России // наш современник.2003.№ 5.
  73. В. Эволюция западных концепций глобализации // МЭиМО. 2002. № 2. С.32−39.
  74. В.А. Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации. М., 2001
  75. В.А. Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации. М., 2001.
  76. Конвенция о транснациональных корпорациях от 6.03.98 г.
  77. Н.Ю. Конкурентоспособность транснациональных компаний в условиях глобализации. Автореф. дисс.д.э.н. М., 2009.
  78. В.А. Финансово-промышленные группы: проблемы становления и перспективы развития. ИМЭИ. 1998.
  79. Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. под ред. O.A. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского СПб, Издательство «Питер», 2000.
  80. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. — 2-е изд. — М.- СПб.- К.: Изд. дом «Вильяме», 1999.
  81. М. Предприятия пислушиваются: Учиться постиндустриальному менеджменту. Париж М.: ИНИОН, 1991
  82. А. Структура российских прямых капиталовложений // МЭ и МО. 2007. № 4.
  83. М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права // Библиотека Консультант плюс //http://civil.consultant.ru/elib/books /б/page 20. html#ftn244.159
  84. А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учебное посо-бие.М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
  85. .Ж. Менеджмент ориентированный на рынок. М.: Фин-пресс. 2003.
  86. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива / Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996.
  87. В.И. Полное собрание сочинений. Т. 26. М. 1976.
  88. Е.В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная интеграция: реальность и перспективы. М.: АПФ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998.
  89. Х.Э. Истоки и сущность глобального кризиса // Философские науки. 2009. № 1
  90. Материалы конференции серии «Дискурс: Запад Восток» на тему «Government Relations: анализ политических возможностей для бизнеса и общества». 28−29 января 2008 г. Москва. URL: http ://www. stratagema.org/lobbizmpressclip.php?nws=gr3 5р65 883 89 785
  91. Е.А. Что такое GR? // Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. URL: http// lobbying.Ru
  92. С.Ю. Транснациональные корпорации и обострение капиталистических противоречий. М., 1982-
  93. Международные экономические отношения: учеб. для высш. учеб. заведений по специальностям «Международные отношения» и «Регио-новедение» / H. Н. Ливенцев и др.- под ред. H. Н. Ливенцева. 2-е изд. М.: Проспект- Велби, 2005.
  94. Ю.Н. Процесс концентрации капитала в транснациональных компаниях на современном этапе: Дис.. канд. экон. наук. М., 2006.
  95. Дж. С. Основы политической экономии. В 3-х томах. Т. III. М., 1981.
  96. .З. Теория организации. М., 2007.160
  97. Мировая экономика / Под ред. Б. М. Маклярского. М., 2004.
  98. A.A. Концепции развития транснациональных корпораций. М., 1981-
  99. С.Г. Глобализация транснациональных корпораций как главный фактор глобализации мирового хозяйства // Глобальные и региональные аспекты экономики: Сб. докл. на Всерос. межвуз. науч.-практ. конф., 11−13 сент. 1999 г. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2000.
  100. А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М.:2001.
  101. Мур Д. Позиционирование // www.marketingmix.com
  102. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. М.:Наука, 2001
  103. P.C. Сверхмонополии новое оружие империализма. М., 1978-
  104. Официальный сайт UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development). URL: http://www.unctad.org/ Templates/Page.asp? intItemID= 4118& lang=l (дата обращения 25.09.2009).
  105. Официальный сайт UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development). URL: http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID =4118&lang=l (дата обращения 25.09.2009).
  106. Официальный сайт банка России. URL. http://www.cbr.ru/search/main.asp (дата обращения 20.10.2009).
  107. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru
  108. Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org.ru (дата обращения 15.10.2009).
  109. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru и др.
  110. B.C. Глобализация экономики: некоторые дискуссионные вопросы // Безопасность Евразии. 2008. № 1.
  111. B.C. Кризис: неуправляемость мировой экономики в условиях глобализации. Клуб мировой политической экономики. URL: http://www.wpec.ru/text/200 902 201 154.htm (Дата обращения 10.10.2009)
  112. С.Т. Организационно-экономическое обеспечение функционирования транснациональных компаний: Дис. д-ра экон. наук., СПб., 2001.
  113. A.A. Большой бизнес — путь к господству. Империализм и товарные отношения. М., 1985-
  114. Практика глобализации. М., 2000.
  115. В.В. Программное выступление 12 февраля 2004 г. в рамках предвыборной компании по выборам Президента РФ // Российская газета. 13 февраля. 2004 г.
  116. Э., Траут Дж. Новое позиционирование. — СПб.: Питер, 2002.
  117. Э. Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.:Питер, 2001.
  118. Р. Труд наций // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
  119. Р. Критерий качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия // Стандарты и качество. 2003. № 2.
  120. Т.В. Организационно-экономические аспекты государственного регулирования инновационной деятельности транснациональных компаний США: Дис. канд. экон. наук. М., 2007.
  121. Самые успешные PR-кампании в мировой практике: пер. с англ. М., 2002
  122. Словарь бизнес-терминов URL: http://dic.academic.ru /dic.nsf /business/10 001
  123. Словарь делового человека / Под науч. ред. О. В. Амуржаева. М.: Экономика, 1992. С. 214. к
  124. Словарь маркетинговых терминов. М., 2002.
  125. Современные транснациональные корпоративные империи одна из ключевых первопричин мирового кризиса. Калита-финанс. 25.09−2009 URL: http://www.finansy.ru/publ/mirec/007kalit.htm (дата обращения 15.10.2009)
  126. Современные транснациональные корпоративные империи одна из ключевых первопричин мирового кризиса. Калита-финанс. 25.09,2009 URL: http://www.finansy.ru/publ/mirec/007kalit.htm (дата обращения 15.10.2009)
  127. Социологический словарь. URL: http://slovari-online.ru/word
  128. Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.
  129. Д. Лоббизм: как это делается в России // Сайт «Стратагема» //http://www.stratagema.org /lobbizm.php ?nws=ds31t2063414134
  130. П. Эффективный бренд-менеджмент. — СПб.: Изд. дом «Нева», 2003.
  131. Теория и практика международного бизнеса / Под ред. И. В. Шевченко, Л .Я. Мищенко. Краснодар, 2001.
  132. В. Маркетинг: новые технологии в России. — СПб.-Питер, 2001.
  133. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. М. 2007. С25.
  134. Транснациональная компания // Википедия. URL-http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 20.10.2009)
  135. Дж., Ривкин С. Дифференцируйся или умирай. —- СПб.: Питер, 2002.
  136. И. Регулирование мировой экономики в условиях глобализации // Экономическая политика. 2008.№ 4.
  137. И.П. Внешнеэкономический толковый словарь. М.-ИНФРА-М, 2000.
  138. P.A. Стратегическая конкурентоспособность России // Стандарты и качество. 2003. № 5.
  139. P.A. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 2000.
  140. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2003.
  141. Федеральный закон „Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008)
  142. Финансовый менеджмент: оценка гудвилла в принятии финансовых решений // http://www.smartcat.ru/Referat/Audit/xtuegramkc/moreV.shtml
  143. К. А. Держава-купец: отношения английской Ост-Индской Компании с английским государством и индийскими патримониями. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006
  144. Хейфец Б, Внешний сектор российской экономики // Вопросы экономики. 2007. № 11.
  145. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2005.
  146. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Финансы и статистика, 2002.
  147. А. Стратегия и структура. М.: Маркетинг, 2001.
  148. H.A. Типология информационной деятельности паблик рилейшнз в структуре современного рынка // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. 2003. № 4
  149. Г. Г. Роль современных международных монополий в процессе интернационализации капитала и производства. М., 1979-
  150. О.И. Правовая природа транснациональных корпораций // Журнал международного права и международных отношений. 2008. № 4
  151. М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце XX столетия // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3.
  152. И. Фирменный стиль во внутрикорпоративном и внешнем PR И Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2007. № 5
  153. Экономика транснациональной компании: Учеб. пособие для вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. М.: Высш. шк., 2005.
  154. Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Склярен-ко, О. И. Волкова.-М., 2000
  155. Эксперт № 15(83), 21.04.97.
  156. А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. М: Финансы и статистика, 1991
  157. Ю.И., Щербаков В. В. Экспорт капитала в условиях дальнейшего обострения общего кризиса капитализма. М., 1981
  158. П.М. Научно-техническая стратегия транснациональных нефтяных компаний (Зарубежный опыт, значение для России): Дис.. канд. экон. наук: 08.00.14: Москва, 2004.159. „Северсталь“. Годовой отчет 2006.
  159. Ball D., McCulloch W. „International Business“, Sydney, 1993
  160. Behrman J.N. Some Patterns in the Rise of Multinational Enterprise. North Carolina. 1969.
  161. Berekoven Ludwig, №Internationales Marketing», Berlin, 1995. P. 23.
  162. Dayan A. Le marketing, Que sais-j e?, Puf., 1997.
  163. Deloitte. Russian Multinationals: New Players in the Global Economy. M., 2008.
  164. Dunning J.H. Economic Analysis and the Multinational Enterprise. London, 1974.
  165. Expansion or Exodus: Why Do Russian Corporations Invest Abroad? Ed. by K. Liuhto. Binghamton, N.Y., 2006.
  166. Fayerweather J. International Business Management: A Conceptual Approach. N.Y., 1969.
  167. Forbes Global 2008, Forbes, 8th April, 2009. URL. http://www. forbes.com/lists/2009/18/global-09The Global-2000Ranks.html
  168. Giddens A. The Third Way. L., 1998.
  169. Gray J. False Dawn: The Delusion on Global Capitalism. L., 1998.
  170. Heinrich A. Internationalisation of Russia’s Gazprom // Journal of East European Management Studies. 2003. № 8.172. http://www.ma-journal.ru/news/46 220/173. http://www.vedomosti.ru/newspaper/print.shtml72008/02/
  171. Iversen K. Aspects of the Theory of International Capital Movements. Reprint of Economic Classics (1935). New York: Augustus M. Kelley Publishers, 1967.
  172. Krasner S. Globalization and Sovereignty // States and Sovereignty in the Global Economy / D. Smyth, D. Solinger, S. Topik (eds.). L, N.Y., 1999.
  173. Macrae N. The Future of International Business // The Economist. January 22,1971.
  174. Matthews R.A. the Multinational Corporation and the World of Tomorrow. The Canadian Institute of International Affairs, Behind the Headlines, 1970.
  175. McDonald J.C., Parker H. Creating a Strategy for International Growth. International enterprise. N.Y., 1962.
  176. McDonald J.C., Parker H. Creating a Strategy for International Growth // International enterprise. N.Y., 1962 P. 17−19.
  177. Multinational Corporations in World Development U.N. N.Y., 1973. P. 1,7.
  178. Navarro V. Neoliberalism, «globalization», unemployment, inequalities, and welfare state // Intern, j. of health services. Vol. 28.1998. №.4.
  179. OECD Roundtable on Freedom of Investment, National Security and
  180. Strategic Industries": Summary of Findings. Paris, 2007.166
  181. Ohlin В. G. Interregional and International Trade. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1967.
  182. Ohmae K. The End of Nation State. N. Y. Free Press, 1995
  183. Ohmae K. The End of Nation State. N.Y. Free Press, 1995.
  184. Perlmutter H.V. The Tortuous Evolution of the Multinational Corporation. Columbia Journal of World Business. Jan 1969.
  185. Putting Global Logic First. HBR, 1995.
  186. Robinson R.D. International Management.- N.Y.- 1966.
  187. Robock S., Simmonds K. International business and Myltinational Enterprise. JRWIN, Homewood, 1999
  188. Russian Multinationals Bullish on Foreign Markets. Release of the SKOLKOVO CPU 2007 ranking of Russian multinational enterprises. M., N.Y. 10.12. 2007.
  189. Simmonds K. International business and Myltinational Enterprise. JRWIN, Homewood, 1999
  190. The Journals of David Lilienthal, Vol. 2. 1960. URL: http // www.cc.columbia.edu/cu/cup/.
  191. Transnational Corporations, Extractive Industries and Development. UNCTAD. N. Y., Geneva, 2007.
  192. Transnational Corporations, Extractive Industries and Development: World Investment Report 2007 // United Nations Conference on Trade and Development. Mode of access: URL: http// www.unctad.org/en/docs/wir2007en.pdf (Дата обращения 01.08.2009).
  193. UNCTAD World Investment Report 1996: Investment, Trade and International Policy Arrangements/ UNCTAD, UN.- New York, Geneva, 1996.
  194. UNCTAD World Investment Report 2000: Cross-border Mergers and Acquisitions and Development/UNCTAD, UN. New York, Geneva, 2000.
  195. UNCTAD World Investment Report 2003: FDI Policies for Development: National and International Perspectives /UNCTAD, UN.- New York, Geneva, 2003.
  196. UNCTAD, World Investment Report 2008
  197. UNCTAD, World Investment Report, 1999−2004, IMF, World Economic Outlook, September, 2003, Washington D.C.
  198. UNCTAD, World Investment Report, 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D. New York and Geneva, 2005
  199. URL. htpp://www.kremlin.ru/text/appears/2007/6 133 698.shtml
  200. URL. http://www.ma-journal.ru/ofpressa/133 (дата обращения 20.10.2009)
  201. URL: http://www.rbcdaily.ru/print.shtml72008/03/17/industry/330 057
  202. Vagts, D. F. Transnational business problems / D. F. Vagts, W. S. Dodge, H. H. Koh. 3rd rev. ed. N. Y.: Foundation Press, Tomson West, 2003.
  203. Vernon R. Economic Sovereignty in Bay // Foreign Affairs. Oct 1968.
  204. Wilkins M. The Maturing of Multinational Enterprise: American Busi-neaa Abroad from 1914 to 1970. N.Y. 1974.
  205. World Investment Prospects to 2011. Foreign Direct Investment and the Challenge of Political Risk. Economist Intelligence Unit. L., 2007.
  206. World Investment Prospects to 2011. Foreign Direct Investment and the Challenge of Political Risk. Economist Intelligence Unit. L., 2007.
  207. World Investment Report 1998: Trends and Determinants. New York and Geneva, 1998,
  208. World Investment Report 2006. FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development. UNCTAD. New York and Geneva, 2006.
  209. World Investment Report 2008. URL: http://www.unctad.org/ Templates/ Page. asp?intItemID=4118&lang=l (дата обращения 25.10.2009).
  210. World Investment Report 2008: Transnational Corporations and the Infrastructure Challenge /UNCTAD, UN .-New York, Geneva, 2008.
Заполнить форму текущей работой