Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние православной веры среди населения Грузинской ССР и принципы научной организации атеистического воспитания трудящихся (опыт конкретно-социологического исследования)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период развитого социализма, когда под руководством Коммунистической партии Советского Союза решаются невиданные по своим масштабам задачи строительства коммунистического общества, неизмеримо возрастает роль и значение идеологической, массово-политичес-кой работы партии, направленной на развитие общественного сознания трудящихся, формирование у них научного мировоззрения и повышения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. БОГОСЛОВСКИЕ ТРАДИЦИИ ГРУЗИНСКОГО ПРАВО СЛАВИЯ
    • I. Особенности догматики и культа
    • 2. Характер «проповедей»,"речей" и «поучений» богослужителей грузинской церкви
  • ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ ГРУЗИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
    • I. Победа Советской власти в Грузии и политические позиции грузинской церкви
    • 2. Приспособленческие тенденции грузинской православной церкви
    • 3. Деятельность грузинской церкви в современных условиях
  • ГЛАВА III. ПРИЧИНЫ СОХРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ГРУЗИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
    • 1. Учет специфических особенностей различных групп населения в научно-атеистическом воспитании
    • 2. Средства, формы и методы атеистического воспитания

Состояние православной веры среди населения Грузинской ССР и принципы научной организации атеистического воспитания трудящихся (опыт конкретно-социологического исследования) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период развитого социализма, когда под руководством Коммунистической партии Советского Союза решаются невиданные по своим масштабам задачи строительства коммунистического общества, неизмеримо возрастает роль и значение идеологической, массово-политичес-кой работы партии, направленной на развитие общественного сознания трудящихся, формирование у них научного мировоззрения и повышения их социальной активноети." Немало задач выдвигается течением жизни перед идеологическими работниками. Но неизменной среди них было и остается Нормирование научного. марксистско-ленинского мировоззрет ния — основы коммунистического воспитания людей.- отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Укрепление коммунистической сознательности советских людей тесно связано с бескомпромиссной борьбой против буржуазной идеологии^ пережитками црошлого в сознании и в быту лвдей. В идеологической работе первостепенное место занимает преодоление религиозности присущей части населения нашей страны и формирование у всех трудящихся материалистической, атеистической убежденности." Необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внедрять о советскую обрядность , — говорится в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

Для осуществления этих задач большую роль играет изучение состояния религиозности части населения и повышения эффективности.

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983, с. 41.

2 Там же, с,72−73* научно-атеистической пропаганда в современных условиях с учетом конфессиональных особенностей верующих.

Такой подход к атеистическому воспитанию цредоцределил выбор темы данного исследования: «Состояние православной веры среди населения Грузинской ССР и принципы научной организации атеистического воспитания трудящихся (опыт конкретно-социологического исследования)» .

Грузинская автокефальная православная церковь. являющаяся специфической религиозной конфессией в нашей стране и имеющая свою историю и развитие, за последнее время изменила социально-политическую ориентацию, пересмотрела форму миссионерской деятельности, приспособилась к изменившимся условиям и т. д.

В таких условиях углубление цроцесса секуляризации требует дальнейшего изучения социально-психологических факторов воспроизводства религиозности в условиях развитого социализма, особенностей эволюции религиозного сознания. Актуальным становится исследование изменяющейся тактики конкретных религиозных организаций, форм и методов их идеологического, богословского и организационного приспособления. На первый план выдвигается необходимость постоянного совершенствования содержания, методов, приемов, организации атеистической работы среди различных социальных групп населения.

Актуальность исследуемой проблемы состоит прежде всего в том, что оно будет способствовать разработке практических рекомендаций, способствующих совершенствованию научно-атеистической работы среди населения Грузинской ССР.

Объективное изложение состояния православной веры среди населения Грузинской ССР и анализ проводимой в республике научно-атеистической работы покажет и беспочвенность измышлений буржуазно-клерикальных кругов о нарушении законодательных актов в отношении к религии и церкви в нашей стране. Поэтому актуальность данного исследования еще возрастает.

В научно-исследовательских работах советских ученых обстоятельно освещены вопросы истории и современного состояния русской православной церкви, дана критика ее догматики и культовой системы, показаны ее модернистские тенденции, вопросы научно-атет истической пропаганды в регионах сохранения православия .

Особенно много работ посвящены вопросу научно-атеистической цропаганды в системе идейной, массово-политической работы и путей повышения их эффективности2.

1 См.: Н. С. Гордиенко.Современное православие.- М.: Мысль, 1968; Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия.-М.: Мысль, 1971; Новиков М. П. Тушки православного модернизма.- М.: Политиздат, 1979; Красников Н. П. Православная этика: прошлое и настоящее.- М.: Политиздат, 1981 и другие.

2 См.: Евдокимов В. И. Место атеистического воспитания в системе коммунистического воспитания. В сб.: Вопросы научного атеизма.Вып.9. М.: Мысль, 1970; Коновалов Б. Н. Система атеистического воспитания, вопросы ее развития и совершенствования. В сб.: Воцросы научного атеизма.Вып.21. М.: Мысль, 1977; Ни-кишов С. И. Комплексный подход к идеологической работе и проблемы атеистического воспитания. М.: Знание, 1977; Онищен-ко А. С. Социальный прогресс, религия, атеизм. Киев: Знание, 1977; Курочкин П. К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы.- М.: Знание, 1980; Сацрыкин В. А. Ком-плесный подход в атеистическом воспитании. М.: Политиздат, 1982 и другие.

Соответствующему научному изучению подвергалось и грузинское православие •Вопросы расцространения христианства в Грузии, взаимоотношения грузинского православия с другими христианскими течениями отражены в исследованиях известных грузинских историков*.

По отдельным цроблемам истории и идеологии грузинской православной церкви, преодолении религиозных предрассудков в сознании ивбыту людей в период развитого социализма в Грузинской ССР выполнен ряд диссертационных работ и исследований.

В своих работах Гегешидзе Д. В. ставил целью изучение в социально-философском аспекте процесса изменения политического курса и сощальной позиции современной грузинской цравославной церкви и оцределение основных особенностей ее модернистских тенденций в условиях социалистического общества2.

1 См.: Джавахишвили И. А. История грузинского народа.- Тбилиси: изд-во Тбилисского университета, 1948;1951,т.1−15. На груз.яз.- Джанашия С. Н. Труды.- Тбилиси: изд-во АН Груз. ССР, 1949;1969, т.1−4.На груз.яз.- Алексишвили М. А. К вопросу о понятии и оценке христианской религии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1957. На груз.яз. и другие.

2 См.: Гегешидзе Д. В. Современное грузинское православие: эволюция социально-политической ориентации.Дисс.доктора философских наук. М.: 1982; Его же. Критика идеологии православия. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1976. На груз.яз.- Его же. Модернизм современного грузинского цравославия. ТбилисиЗнание, 1983. На груз.яз. и другие.

Панджикидзе Т.И. исследовал основные тенденции приспособления грузинской православной церкви и давал критику ее идеологии*.

Экуменической деятельности грузинской православной церкви р посвящены работы Гиорбелвдзе Я.Д.

Проблемы преодоления религиозных цредрассудков в сознании населения республики в большей или меньшей степени научно-атеис-тическов освещение в работах Сахарова С. И., Кухалеишвшш Н. С., о.

Чуткерашвили Н.И.

1 См.: Панджикидзе Т. И. Тенденции приспособления православия к современности и их критика (по материалам Грузинской ССР). Дисс.кацд.философских наук. Тбилиси: 1966; Его же. Приспособленческие тенденции православия. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1965. На груз.яз. и другие.

2 См.: Гиорбелидзе Я. Д. Экуменизм и грузинская православная церковь.Дисс.канд.философских наук. Тбилиси: 1978; Его же.

Об экуменической деятельности грузинской православной церкви. В сб.: Актуальные вопросы философии. Тбилиси: Изд-во Тбилисского госуниверситета, 1976. На груз.яз.

3 См.: Сахаров С. И. О некоторых вопросах преодоления религиозных пережитков. Тбилиси: Цодна, 1965. На груз.яз.- Его же. О характере религии. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1956. На груз.яз.- Его же. Развитие и массовое распространение атеизма в Советской Грузии. Тбилиси: Цодна, 1970 .На груз .яз.- Кухалеишвили Н. С. Особенности преодоления религиозных пережитков в Грузинской ССР в процессе строительства коммунистического общества.Дисс. канд. философских наук.М., 1964; Чуткерашвили Н. И. Особенности проявления религиозности у молодежи и пути их преодоления (На примере Грузинской ССР).Дисс.канд.философских наук. Тбилиси: 1980. Ее же. Причины существования религиозных пережитков и пути их преодоления. Тбилиси: Цодна, 1981. На груз.яз.

Вместе с тем, при всей значимости имеющихся исследований, в них далеко не исчерпаны теоретические и практические проблемы, связанные с некоторой активизацией грузинской православной церкви, с реализацией всех форм и методов научно-атеистической пропаганды. А состояние православной веры среди грузинского населения вообще не изучалось в достаточной степени.

Подробное изучение результатов конкретно-социологических исследований по вопросу характера и степени религиозности некоторой части людей, как нам цредставляется, будет способствовать восполнению указанного выше пробела.

Диссертант ставит перед собой цель: показать догматические и ритуальные традиции грузинского православия и их место в жизни современных верующихвыявить дохристианские элементы в ритуальной практике грузинского православияисследовать эволюцию социально-политических позиций церкви после победы советской власти в республикевыявить особенности отношения к религии разных социальных групп населениявскрыть причины сохранения религиозных пережитков в республикевыработать наиболее эффективные формы и практические рекомендации для преодоления религиозных пережитков.

Исходя из этих целей, диссертантом ставятся следующие основные задачи:

— на основе научного анализа идейных истоков грузинского православия определить отношение современных ее богословов к традициям прошлого, масштабы применения этих традиций в богословской и ритуальной практике;

— установить основное направление деятельности грузинской православной церкви, применяемые шли методы и формы пропаганды религиозной идеологии среди различных возрастных групп населения;

— изучить характер и глубину православного вероисповедания среди населения республики;

— на основе результатов конкретно-социологических исследований определить основное содержание религиозного сознания современных верующих;

— изучить место и роль народных празднеств в культовой практике грузинского православия и их влияние на быт населения республики;

— цроанализировать условия и цричины живучести грузинской православной веры и оцределить пути их преодоления." Нет и не может быть задачи более высокой, чем годнять каждого человека до уровня творца собственной судьбы, творца истории" , — говорится в докладе тов.К. У. Черненко «Актуальные воцросы идеологической, массово-полит тической работы партии» .

Научная новизна исследования связана с анализом специфики проявления богословских традиций в деятельности иерархов грузинской православной церкви, с выяснением характера пережитков дохристианских верований и культов среди населения республики, придерживающегося православной веры. Автор выдвигает ряд концепциальных положений, выводов и рекомендаций, выносимых на защиту. Они заключаются в следующем:

1.Грузинское цравославие в каждый исторический период по-своему отражало характерную для каждого исторического периода социально-политическую обстановку. Не сумев преодолеть бытующие в сознании и жизни людей остатки дохристианских верований, грузинское православие ассимилировала их, благодаря чему они упрочились в жизни народа.

2.Современная грузинская православная церковь не в силах ока.

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июля 1983 г., с. 66. зать религиозное воздействие на широкие слои населения и разные его возрастные группы, в своей деятельности прибегает к новым способам и методам. В частности, она старается обратить внимание на тех цроблемах, которые более всего волнуют современных людей: на проблемах войны и мира, интернационализма, на экологических вопросах, на социальных проблемах научно-технической революции и т. д. Все это делается для укрепления пошатнувшихся позиций церкви, восстановления престижа и сохранения влияния на частв населения.

3.Модернизм грузинского православия находит соответствующее отражение среди незначительной части представителей творческой интеллигенции и студенческой молодежи. Грузинская православная церковь, как и другие религиозные концепции, действующие на территории республики, находится ныне перед большими сложностями, даже кризисом. Абсолютное большинство населения и молодежь придерживаются атеистических взглядов. Даже многие верующие и сочувствующие церкви лишены твердых и глубоких религиозных убеждений. Мотивы их религиозности не обусловлены требованиями православной церкви. Они плохо разбираются в традициях, догматике и культовой практике грузинской церкви.

4.Результаты конкретно-социологических исследований подтверждают, что в религиозном сознании современных верующих наблюдается значительная деградация. В жизни почти всех возрастных групп верующих религия больше не занимает господствующего положения. Фактически их религиозность носит поверхностный характер. Из населения республики первую категорию представляют атеисты. П — колеблющиеся и Ш — верующие. Преобладают атеисты.

5.Большинство людей, придерживающихся православной веры, так называемые «колеблющиеся», вовсе не считают себя верующими. Многие из них хотят казаться атеистами. В действительности, они не относятся ни к верующим, ни к атеистам, а представляют собой находящуюся между ними двухзначную, переходящую ступень и их нельзя назвать «неустойчивыми верующими» или «колеблющимися атеистами» .Также с осторожностью нужно применять понятие «индифферентные» .Оно не является родовым, общим понятием, черты, которые приписываются индифферентным, характеризуют и колеблющихся.

6.Для части верующих грузин религиозность (православие) и принадлежность к грузинской нации отождествлены, что является результатом вековых измышлений грузинского духовенства о крепкой связи христианства с национальностью, об определяющей роли православия в истории грузинского народа. Все эти и другие особенности православной веры среди некоторой части населения Грузии должны быть учтены во время организации научно-атеистической пропаганды.

7.Среди мер по атеистическому воспитанию населения республики и преодоления религиозных пережитков одно из ведущих мест должна занять практика внедрения новых социалистических традиций. Советские праздники и обряды должны противостоять тем праздникам и обрядам, которые грузинской церковью внедрялись в течение веков.

На основании анализа пережитков православной веры, ее различных аспектов и направлений, в диссертации сделаны выводы и выдвинуты практические рекомендации, которые будут способствовать улучшению атеистической работы в республике.

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в научно-атеистической пропаганде, в преподавании курса Основ научного атеизма в высших и средних специальных учебных заведениях. Работа может внести определенный вклад в улучшение атеистической работы в республике, благодаря наличия б ней материалов конкретно-социологического исследования, соответствующих выводов и практических рекомеццаций. Результатами исследования могут пользоваться также учителя школ, лекторы партийных комитетов и общества «Знание» .

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, решения съездов Компартии Грузии и Пленумов ЦК Компартии Грузии.

В диссертации использованы труды советских философов и историков, архивные материалы, результаты конкретно-социологического исследования религиозности населения республики. В ней анализируются богословские труды и издания современной грузинской церкви.

Г Л, А В A I.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

I.В ходе коммунистического строительства, когда значительно расширяются возможности формирования научного мировоззрения у всех советских людей, нужно добиться, чтобы идеологической и массово-политической работой были охвачены все возрастные группы, все слои населения республики и особенно люди, проживающие в отдаленных от районных центров селах и населенных пунктах, в сознании и в быту которых сохранились религиозные предрассудки и традиции.

2.Особое внимание следует обращать на укрепление в деревнях республики атеистического общественного мнения, что в свою очередь, будет способствовать формированию такой личности, которая твердо стоит на атеистических позициях и у которой нет потребности в обращении к религии, к выполнению религиозных ритуалов.

3.Вовлечение всех трудящихся, особенно верующих, в творческую трудовую деятельность, охват всех граждан различными формами общественно-политической деятельности, являются основным средством преодоления проявлений православной веры со стороны некоторой части населения республики, поэтому большое внимание нужно уделить постоянному расширению общественных начал во всех областях нашей жизни.

4.Нужно учесть, что в республике преобладают люди, которые свободны от религиозных верований, но еще не ставших на позиции сознательного атеизма, поэтому в атеистическом воспитании, наряду с применением различных методов, средств и форм идеологического воздействия, нужно использовать такие формы воспитательного воздействия, как внедрение безрелигиозных обрядов, проведение научно-практических конференций и т. п.И самое главное, чтобы все эти методы и средства были взаимосвязаны и согласованы между собой.

5.Большую роль в системе атеистической пропаганды в республике должны играть: лекции, групповые беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, средства наглядности и эстетического воздействия: документальные и художественные кинофильмы, диафильмы, пьесы и отрывки из пьес, отрывки из литературных произведений, печать, радио, телевидение и т. д. Массовые формы атеистической пропаганды должны дополняться индивидуальной работой с отдельными верующими или колеблющимися.

6.На примере несостоятельности мировоззренческих основ грузинского православия нужно показать реакционность религиозной идеологии, несовместимость атеистического сознания с религией, с идеалистической философией любого рода, включая и самые утонченные формы религии и идеализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения классиков марксизма-ленинизма
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., 2-е изд., т.3,с.7−544.
  3. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической.партии.
  4. Соч., 2-е изд., т.4,с.419−459.
  5. К. К критике гегелевской философии права.Введение.
  6. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414−429.
  7. К. Греческое восстание.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2. е изд., т. Ю, с.129−131.
  8. Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20,с.5−338.
  9. Ф. Книга откровения.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2. е изд., т.21,с.7−13.
  10. Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.
  11. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.306−314.
  12. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии.- Маркс, К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21,с.269−317.
  13. Ф. К истории первоначального христианства.- Маркс К.,
  14. Ф. Соч., 2-е изд., т.22,с.465−492.
  15. . Ф. Конраду Шмидту.27 октября 1890 г. Маркс К.
  16. Ф. Соч., 2-е изд., т.37,с.414−422.
  17. К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Госполитиздат, 1956.- 689 с.
  18. К. и Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви.- М.:1. Мысль, 1971.- 534 с.
  19. К., Энгельс Ф. и Ленин В.И. О религии.- М.:. Госполитиздат, 1975.- 440 с.
  20. В.И. О манифесте «союза армянских социал-демократов».
  21. Полн.собр.соч., т.7,с.102−106.
  22. В.И. Социализм и религия.- Поли.собр.соч., т.12,с.142−147.
  23. В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.
  24. Полн.собр.соч., т.17,с.415−426. .
  25. В.И. Об отношении рабочей партии к религии.- Полн.собр.соч., т.17,с.415−426.
  26. В.И. Классы и партии в их отношении к религии ицеркви.- Полн.собр.соч., т.17,с.429−438.
  27. В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн.собр.соч., т.18,с.1−384.
  28. В.И. 0 национальной гордости великороссов.- Полн.собр.соч., т.26,с.I06-II0.
  29. В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч., т.29,с.3−620.
  30. В.И. Военная программа пролетарской революции.
  31. Полн.собр.соч., т.30,с.I3I-I43.
  32. В.И. Война и революция.- Полн.собр.соч., т.32,с.77 102.
  33. В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московскогосовета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов Москвы 29 июля 1918 года.- Полн. собр.соч., т.37,с.1−19.
  34. В.И. Письмо Г.К.Орджоникидзе, ч.Ш.1921 г.- Полн.собр.соч., т.42,с.367.
  35. В.И. О значении воинствующего материализма.- Полн.собр.соч., т.45,с.23−33.
  36. В.И. А.М.Горькому.13 ноября 1913 года.- Полн.собр.соч., т.48,с.226−228.
  37. В.И. О религии и церкви.- М.: Госполитиздат, 1966.295 с.
  38. Постановления и документы ПК КПСС. Советского правительства и ПК Компартии Грузии
  39. О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды /из резолюции ХП съезда РКП /б/ 17−25 апреля 1923 г./.- В сб.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд.8,т.2, М.: Политиздат, 1970.- с.469−472.
  40. Постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения.7 июля 1954 г.- В сб.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд. 8, т.6,М.: Политиздат, 1971.- с.502−507.
  41. Постановление ЦК КПСС об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения.10 ноября 1954 г. В сб.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд.8,т.6, М.: Политиздат, 1971.-е.516−520.
  42. О мероприятиях по. усилению атеистического воспитания населения.- В сб.: О религии и церкви. Сборник документов.- М.: Политиздат, 1965.- с.85−92.
  43. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков, марксизма-.ленинизма, документов КПСС и Советского государства." М.: Политиздат, 1981.- 175 с.
  44. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы
  45. ЦК КПСС.- М.: Политиздат, 1970.- 62 с.
  46. Материалы ХХ1У съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1971.- 319 с.
  47. Постановление Центрального Комитета КПСС 24 июня 1976 г.
  48. О ходе выполнения партийной организацией Грузии постановления ЦК КПСС об организаторской и политической работе Тбилисского горкома партии.- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.12,М.: Политиздат, 1978.- с.299−306.
  49. Материалы Ш съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976.- 255 с.
  50. За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в
  51. Европе.К итогам конференции коммунистических и рабочих партий Европы.^ерлин.29−30 июня.-М.: Политиздат, 197,6.- 48 с.
  52. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. По становление ЦК КПСС от 31 января 1977 года.- М.: Политиздат, 1977.- 31 с.
  53. Постановление ЦК КПСС о состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды.27 февраля 1978 года.- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.13,М.: Политиздат, 1981.- с.34−39.
  54. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.: Изд-во Правда, 1979.- 15 с.
  55. Материалы ITJI съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.- 222 с.
  56. Постановление ЦК КП Грузии. II июня 1974 г. О борьбе с протекционизмом в республике.- Коммунистическая партия Грузии в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд. I, т.4,Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1980.- с.275−284.
  57. Отчётный доклад Центрального Комитета. КП Грузии ХХУ съезду
  58. Компартии Грузии, — Тбилиси: Сабчота Сакартвело 1976.- 131 с.
  59. Декрет № 21 «Об отделении церкви от государства и школы отцеркви».- В сб.:Сборник законов Грузинской ССР, указов и постановлений, Президиума Верховного Совета Грузинской ССР.- Тбилиси: Сахел-гами, 1959, — c. II-I3.Ha груз.яз.
  60. Постановление Госкомитета Грузинской ССР от 23 ноября 1923 года."Об использовании церковного имущества".-В сб.: Сборник законов Грузинской ССР, указов и постановлений Верховного Совета Грузинской ССР.- Тбилиси: Сахелгами, 1959.- с.37−39.На груз.яз.
  61. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.- М.: Политиздат, 1977.-62 с.
  62. Хронологический сборник законов и постановлений Грузинской ССР, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства Грузинской ССР I92I-I940 гг. T.I.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1959.- 468 с. На груз.яз.
  63. Произведения деятелей коммунистического и рабочегодвижения
  64. А. Христианство и социализм.- М.: Госполитиздат, 1959.- 40 с.
  65. Бонч-Бруевич В. Д. Живая церковь и пролетариат.4-е изд., М.:
  66. ГСНХ в Калуге, 1929.- 63 с.
  67. П.А. Избранные атеистические произведения.- М.:1. Мысль, 1970.- 270 с.
  68. Н.К. Избранные атеистические произведения.- М.:1. Мысль, 1970.- 270 с.
  69. А.В. Об атеизме и религии.- М.: Мысль, 1972.509 с.
  70. Скворцов-Степанов И. И. Избранные атеистические произведения.- М.: Академия наук СССР, 1959.- 566 с.
  71. Е.М. О религии.- М.: Госполитиздат., 1968.- 640 с,
  72. Г. В. Избранные философские произведения, т.Ш.- М.:
  73. Госполитиздат, 1957.- с. 783.
  74. Выступления руководителей КПСС
  75. Л.И. Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУТсъезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики.- М.: Политиз дат, 1981.- ПО с.
  76. Л.И. Речь на торжественном заседании в Тбилиси, посвященном 60-летию Грузинской ССР и Коммунистической партии Грузии.- В сб.: Ленинская дружба народов.- М.: Политиздат,!981.- с. 1627.
  77. М.А. Марксизм-ленинизм интернациональное учениерабочего класса.- М.: Мысль, 1973.- 264 с.
  78. М.А. По заветам великого Ленина.- М.: Политиздат, 1975.- 32 с.
  79. Суслов М. А, Марксизм-ленинизм и современная эпоха.Сб.выступлений, 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1980,-198 с.
  80. Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года.- М.: Политиздат, 1981.- 44 с.
  81. К.У. Вопросы работы партийного и государственногоаппарата.- М.: Политиздат, 1980.- 398 с.
  82. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года.- М.: Политиздат, — с.27−60.
  83. Ю.В. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов.Ю.В.
  84. Андропова.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года.- М.: П0литиздат, 1983.-с.5−26.
  85. Ю.В. Шестьдесят лет СССР.- М.: Политиздат, 1982.29.с.
  86. Э.А. Отчёт Центрального Комитета Коммунистическойпартии Грузии.Доклад ХХУ1 съезду Компартии Грузии. 22 января 1981 года, — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1981, — 154 с.
  87. Э.А. Интернационалистическое воспитание масс.
  88. Тбилиси: Коммунист, 1977, Л 13, с.35−49.На груз.яз.
  89. Сборники.коллективные труды. учебники
  90. Атеизм.Религия.Современность.- Л.: Наука, 1977.- 224 с.
  91. Антирелигиозная пропаганда на современном этапе.- Тбилиси:
  92. Мецниереба, 1978.- III с. На груз.яз.
  93. Борьба за победу Советской власти в Грузии. Документы и материалы.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958.- 485 с. На груз.яз.
  94. Вопросы научного атеизма, т.1−27.- М.: Мысль, 1966−1981,
  95. Ведомости Центрального Комитета Коммунистической партии /й/
  96. Грузии.1923−1924.- Тбилиси: Изд-во ЦК КП Грузии, 1936.- 286с. На груз.яз.
  97. Грузинская Советская Энциклопедия, т.I.- Тбилиси: Изд-во
  98. АН Груз. ССР, 1977.- 682 с. На груз.яз.
  99. Известия византийских писателей о. Грузии, т.3,Тбилиси: Изд-во
  100. Тбилисского университета, 1936.- 366 с. На груз.яз.
  101. История и теория атеизма.- М.: Мысль, 1974.- 425 с.
  102. Картлис цховреба /История Грузии/.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1973.- 1102 с. На груз.яз.
  103. Конкретные исследования современных религиозных верований.1. М.: Мысль, 1967.- 244 с.
  104. К обществу, свободному от религии.- М.: Мысль, 1970.- 276 с.
  105. Ленинская дружба народов.- М.: Политиздат, 1981, — 52 с.
  106. Научный атеизм: проблемы теории и практики.- М.: Мысль, 1973.- 158 с.
  107. Основные вопросы научного атеизма.- Тбилиси: Тбилисскийуниверситет, 1972.- 387 с. На груз.яз.
  108. Очерки истории Грузии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 19 701 976, т.2,1973-Б64 е.- т.6,1972.- 788 е.- т.7, 1976.- 969 с. На груз.яз.
  109. Очерки истории Коммунистической партии Грузии.- Тбилиси:
  110. Изд-во ЦК КП Грузии, 1971.- 980 с. На груз.яз.
  111. Тбилиси: Йзд-во АН Груз. ССР, I963-I97I, т.1,1963−348 е.- т.2,1967.- 264 е.- т.3,1971 312 с. На груз.яз.
  112. Памятники грузинского права, т.3.- Тбилиси: Мецниереба, 1970.- 1320 с. На груз.яз.
  113. Проблемы атеистического воспитания трудящихся.- Тбилиси:
  114. Изд-во Тбилисского университета, 1976.- 223 с. На груз.яз.
  115. Процесс преодоления религиозных пережитков в Грузии.-Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1973.-223 с. На груз.яз.
  116. Постановление ЦК КП Грузии о мерах по усилению борьбы свредными традициями и обычаями и основные вопросы научно-атеистической работы.- Тбилиси: Цодна, 1976.-54 с. На груз.яз.
  117. Религия и церковь в современную эпоху.- М.: Мысль, 1976.326 с.
  118. Традиции.Обычаи.Ритуалы и современность.- Тбилиси: Изд-во
  119. Тбилисского университета, 1977 500 с. На груз.яз.
  120. Традиции и современность, — Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1977.- 235 с. На груз.яз.
  121. Критика религиозной идеологии и проблемы атеистического воспитания.- МГУ, 1980.- ИЗ с.
  122. Культура и религия.- Л.:Лениздат, 1977. 135 с.
  123. О религии и церкви.- М.: Политиздат, 1981.- 135 с.
  124. Религии мира.- М.: Наука, 1982.- 285 с.
  125. К.П., Лопаткин Р. А., Павлок В. В. Особенности современного религиозного сознания.- М.: Мысль, 1966.-247 с.
  126. М.А. К вопросу о понятии и оценке христианскойрелигии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1957.- 306 с. На груз.яз.
  127. Р.И. Психология верующих и атеистическое воспитание.- Тбилиси: Цодна /Знание/, 1977.- 32 с.
  128. Р.И. Общественный прогресс и религиозные взглядысовременного верующего.- Тбилиси: Знание, 1977,-с.140.
  129. В.К. В поисках духовных наследников.- М.: Политиздат, 1975.- 88 с.
  130. В.А., Шалкин А. Д. Западные религиозные центры на службе антикоммунизма.- М.: Знание, 1974.- 63 с.
  131. К.С. Логика. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1955.- 460 с.
  132. Г. Д. Реакционная сущность христианской нравственности.- Тбилиси: Изд-во Цодна, I960.- 52 с.
  133. Н.А. Возарат в феодальной Грузии.- В сб.:
  134. Вопросы истории Грузии, т.3. Тбилиси: Ганатле-ба, 1966.- с.54−83.На груз.яз.
  135. В.И. Богословская мистификация социальной революции.1. М.: Знание, 1974.- 63 с.
  136. В.И. Кризис современного протестантизма и поискиновой теологии".- М.: Знание, 1973.- 64 с.
  137. В.И. Ленинский анализ революции в естествознаниии проблемы атеизма.Вопросы научного атеизма.-М.: Мысль, 1969.- с.149−160.
  138. В.И. Критика новых течений в протестантской теологии.- М.: Знание, 1977.- 60 с.
  139. ОД. О социальных и гносеологических корняхрелигии.- Тбилиси: Изд-во АН Груз. СОР, 1962.-69 с. На груз.яз.
  140. О.Д. Уложение Руис-Урбнисского собора.- Тбилиси: Мецниереба, 1980.-. 275 с. На груз.яз.
  141. О.Д. Коммунизм и религия.Философские вопросыатеизма.- Тбилиси: Мецниереба, 1966.- с.183−222. На груз.яз.
  142. Д.В. О специфике религии и атеизма.- Тбилиси:
  143. Мецниереба, 1969.- 85 с. На груз.яз.
  144. Д.В. Модернизм в деятельности современной Грузинской церкви. Тбилиси: Знание, 1983.- с. 31.На груз.яз.
  145. Д.В. Критика идеологии православия.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1976.- 105 с. На груз.яз.
  146. Д.В. Грузинское православие и современность.- Тбилиси: Цодна, 1976.- 32 с. На груз.яз.
  147. Д.В. В.И.Ленин о атеизма и религии.Сб.: В.И.Ленини актуальные вопросы философии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1980.- с.214−236.На груз.яз.
  148. Д.В. Атеизм, религия, современность.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1982.- 183 с. На груз.яз.
  149. В.А. Основные направления философской мысли в Грузии XIX в. Тбилиси: Мецниереба, 1964. -497 с. На груз.яз.
  150. В.А. Очерки из истории развития философской и социологической мысли в Грузии в Х1Хвеке.- Тбилиси: Мецниереьа, 1971.- 404 с. На груз.яз.
  151. В.А. Философские идеи в Грузии в XIX веке.- Тбилиси: Изд-во Коэдунисти, 1961, — 39 с. На груз.яз.
  152. ЯД. Экуменизм тщетная попытка объединенияхристианства.- Батуми" Сабчота Дджара, 1977.-50 с. На груз.яз.
  153. Н.С. Современное православие.- М.: Мысль, 1968.148 с.
  154. Н.С. Критика новых тенденций современного православия.- Л.: Знание, 1974.- 32 с.
  155. Н.С., Курочкин Н. К. Особенности модернизации современного русского православия.- М.: Знание, 1978.- 62 с.
  156. Н.С., Курочкин Н. К. Основные особенности эволюциирелигии и церкви в условиях социалистического общества.В сб.: Вопросы научного атеизма.Вып. 25.- М.: Мысль, 1980.- с.223−244.
  157. М.М. Некоторые итоги археологических исследований вс.Цебельде Сухумского района. ТАНЯЛИ, т.ХХХП. Сухуми: Адщара, 1961. с.185−192.
  158. М.Т. Новые традиции в Грузии.- Тбилиии: Мецниереба, 1975.- 157 с. На груз.яз.
  159. М.Г. Вопросы реорганизации грузинской автокефальной православной церкви.В сб.: Антирелигиозная пропаганда на современном этапе.- Тбилиси: Мецниереба, 1978.- с.25−43.На груз.яз.
  160. М.Г. Конкретно-социологическое изучение процесса секуляризации рабочих и служащих производства.В сб.: История религии и атеистическая пропаганда в Грузии.- Тбилиси: Наука, 1982, с.3−22.На груз.яз.
  161. А.А. Вопросы теории атеизма.- Тбилиси: Изд-во
  162. Тбилисского университета, 1975.- 297 с. На груз.яз.
  163. И. О преодолении религиозных суеверий.- Тбилиси: Мецниереба, 1970.- 57 с. На груз.яз.
  164. Д.Г. Общественное мнение в условиях социализма какфактор преодоления религиозности.В сб.: Проблемы атеистического воспитания.- Л.: Лениздат, 1974.- с.64×79.
  165. И.А. История грузинского народа.- Тбилиси:
  166. Изд-во Тбилисского университета, I948-I95I, т.1,1948 500 е.- т.2,1949 — 371 е.- т. З, 1951 — 350 с. На грузяз.
  167. И.А. История грузинского права.- Тбилиси: Изд-вс
  168. Тбилисского университета, 1915 221 с. На груз.яз.
  169. И.А. История социальной борьбы в Грузии.- Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1934−57 с. На груз.яз.
  170. Старые и новые листки жития Картли.- Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1942.- 922 с. На груз.яз.
  171. Труды.- Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1949−1968,т.1,1949 340 е.- т.2,1952 — 538 е.- т.3,1959 — 499 е.- т.4,1968 — 338 с. На груз.яз.
  172. Время, общество, традиции.- Наука и религия, 1976, J^ 9, с.2−9.
  173. В.И. Атеистическое воспитание трудящихся в процессе строительства коммунизма.В сб.: Вопросы научного атеизма, вып.4.- М.: Мысль, 1976.- с.94−130.
  174. П. Сборник трудов.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1963−1978,т.1,1963 887 е.- т.3,1965 — 596 с. т.4,1978 — 566 с. На груз.яз.
  175. Т.С. Армяно-григорианская церковь и современность.Всб.: Вопросы научного атеизма, вып.2.- М.: Мысль, с.225−243.
  176. С. История Грузии.- Тбилиси: Сакцигни, 1922.321 с. На груз.яз.
  177. Н.С. Особенности преодоления религиозных пережитков в Грузинской ССР в процессе строительства коммунистического общества.Дисс.канд. философских наук.- М.: 1964.- 180 с.
  178. К.С. Грузинские агиографические памятники, т.I,
  179. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1946.- 432 с. На груз.яз.
  180. К.С. Наука о рождестве Христа.- Тбилиси: Знание, 1954 .-20 с. На груз.яз.
  181. .Н. Очерки из истории Грузинской соц&югическоймысли.- Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1977.- 90 с.
  182. И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма: Критика религии, основание светской морали свободомыслящими и атеистами в современном буржуазном обществе.- М.: Мысль, 1976.- 180 с.
  183. Н.А. Эволюция социальной доктрины церкви.- М.:1. Знание, 1974.- 63 с.
  184. В.Н. Систама атеистического воспитания, вопросыее развития и совершенствования.В сб.: Вопросы научного атеизма, вып.21.- М.: Мысль, 1977.- с.63−94.
  185. М.М. Критика концепции «коммунистического христианства? современного русского православия.-Харьков: Высшая школа, 1974.- 145 с.
  186. Н.П. В погоне за веком.- М.: Политиздат, 1968.159 с.
  187. Н.П. Социально-этические воззрения русского православия.В сб.: Вопросы научного атеизма, вып.24.-М.: Мысль, 1977, с.37−53.
  188. Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее.
  189. М.:Политиздат, 1981.- 94 с.
  190. И.А. Новейшие приемы религиозной апологетики.1. М.: Знание, 1971.- 63 с.
  191. И.А. Ленин о религии.- М.: Изд-во АН СССР, 1960.239 с.
  192. И.А. Кризис в христианском богословии.М.:Знание, 1969.- 32 с.
  193. И.А. Современное богословие и наука. М.: Госполитиздат, 1959.- 206 с.
  194. Ю.П. Противоположность христианской идеологии и научного коммунизма.- М.: Высшая школа, 1961.-175 в.
  195. Ю.В. Христианский экуменизм.- М.: Политиздат, 1980.157 с.
  196. П.К. Идеология современного православия.- М.:1. Мысль, 1965.- 268 с.
  197. П.К. Социальная позиция русского православия.1. М.: Знание, 1969.- 31 с.
  198. Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия.1. М.: Мысль, 1971.- 270 с.
  199. Н. Атеизм и нравственность.- М.: Мысль, 1982.175 с.
  200. В. Религиозная философия в России нач.XX в. М.:1. Мысль, 1980.- 309 с.
  201. В. Существует или нет душа.- Тбилиси: Цодна, 1959.- 36 с.
  202. Г. Кризис религии.- Чебоксары, 1981, — 112 с.
  203. В. Религия и церковь в Советском государстве.
  204. М.: Политиздат, 1982.- 263 с.
  205. Т. Женщина и религия.- Иваново: 1974.- 30 с.
  206. А. Описание Менгрелии.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1934.- 126 с. На груз.яз.
  207. Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР.- М.:Мысль, 1971.- 278 с.
  208. Ш. А. У истоков грузинской рукописной книги и письменности.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1978.-112 с. На груз.яз.
  209. .Р. Реакционная роль церкви в революции 19 051 907 гг.- Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1959.-110 с. На груз.яз.
  210. .Р. Взаимоотношения между церковью и государствомв Грузии ХШ-Х1У вв. В сб.: Грузия в эпоху Руставели. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1966.-с.66−93.На груз.яз.
  211. М.Д. История Грузии XI-начала ХШ века.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1974.- 272 с. На груз, яз.
  212. Г. А., Зуев Ю. П. Критика богословской фальсификации истории России.- М.: Знание, 1977.- 60 с.
  213. В.А. Философия современного православия /критический очерк/.- Минск: Высшая школа, 1968.-238 с.
  214. М.Н. Коммунизм и христианство.- М.: Знание, 1970.62 с.
  215. Гр.К. О сущности национальной индивидуальности и об образовательном значении крупных народных единиц.- Тифлис: Типография Хела-дзе, 1872.- 51 с. На груз.яз.
  216. И. Религиозные пережитки и атеистическое воспитание молодёжи.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1975.-147 с.
  217. Т.Н. Критика идеологии современного сектантства.- Тбилиси: йзд-во Сабчота Сакартвело, 1981.- 131 с.
  218. Т.Н. Реакционный характер сектантской морали.
  219. Тбилиси: Наука, 1983.- 70 с.
  220. Н. Кризис религии в современных условиях.- М.:1. Знание, 1975.- 37 с.
  221. Г. Религиозные иллюзии и правда жизни.- Минск:1. Белорусь, 1975.- 80 с.
  222. . Исследование космоса и религия.- М.: Знание, 1977.- 40 с.
  223. В. Прикрываясь именем бога.- М.: Сов. Россия, 1982.54 с.
  224. В. Рядом с загадкой.- М.: Молодая гвардия, 1980.176 с.
  225. И. Анатомия религиозной веры.- М.: Политиздат, 1980.- 48 с.
  226. С.И. Ленинская критика философских основ религии.
  227. М.: Изд-во Московского университета, 1968 .372 с.
  228. С.И. Пропаганда атеизма на современном этапе.- М.:1. Знание, 1976.- 61 с.
  229. Мецциереба, 1960.- 575 с. На груз.яз.6104. Нуцубидзе Ш. И. История грузинской философии.- Тбилиси:
  230. М.: Политиздат, 1969.- 207 с. 6121. Угренович Д. М. Критика теологических концепций „мёртвого бога“.- М.: Знание, 1973.- 64 с. 6122.Угренович Д. М. Философские проблемы критики религии.
  231. Сабчота Сакартвело, 1972.- 280 с. На груз.яз.6136. Челидзе Г. Ф. Религиозные предрассудки и борьба с ними.
  232. I. Грамматика.- Тифлис: Тип. Хеладзе, 1885.- 320 с. 1. На груз.яз.
  233. Антон Багратиони. Мерное слово.- Тбилиси: Мецниереба, 1972.306 с. На груз.яз.
  234. Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя православными церквами грузинской и русской.- М.: Московская патриархия, 1943.- 12 с.
  235. Выписка из журнального определения Священного Синода при
  236. Святейшем патриархе Московском и вся Руси от 18 ноября 1973.- М.: Московская патриархия, 1943 .-6 с.
  237. Гаврил епископ. Проповеди.- Тифлис: Тип.А.Михальсона, 1884.465 с. На груз.яз.
  238. Джавахов И. А. История церковного разрыва между Грузией и
  239. Арменией в начале ХП века.- СПб.: Тип, Имп. академии наук, 1908.- 536 с. 78.» Джанашвили Мосе. История грузинской церкви.- Тифлис: Тип.
  240. Мцкемси, 1886.- 152 с. На груз.яз.
  241. История грузинской церкви, кн.I.- Тийлис: Тип. М. Шарадзе, 1898.- 95 с. На груз.яз.
  242. Исторический очерк автокефальных церквей: иверской и имеретинской.- М.: Тип. Русская печатная, 1910.- 34 с.
  243. Мутный источник или по поводу речи Г. Пуришке-вича в Государственной думе по делам грузинской церкви.- М.: Тип. Русская печатная, 1909.- 29 с.
  244. Е.К/ирион/.Краткий очерк истории грузинской церкви и экзархата за XIX столетие.- СПб.: Тип. Козловского, 1901.- 345 с. 79. Джанашвили М.710. Дурново Н.Н.711. Дурново Н.Н.
  245. Е.К/ирион/.Назревший вопрос /ко дню столетия присоединения Грузии к России /1801−1901/.- СПб.: Тип. К. М. Козловского, 1900.- 28 с.
  246. Евангелие от Матфея, 12,13,II.
  247. Епископ Амвросий. Проповеди и речи епископа Амвросия.
  248. Тифлис: Тип. Хеладзе, 1881.- 313 с. На груз.яз.716. Евангелие от Луки, 6,35.
  249. Житие святой равноапостольской Нины, просветительницы Грузии. М.: Донск.русск.Пантелемонов монастырь, 1886.- 31 с.
  250. Иордания 0. Краткая историческая справка об автокефалиигрузинской церкви.- Кутаиси: 1903.- 18 с.
  251. Илия П. Каталикос-патриарх всея Грузии. Новогодние эпистолии1980- 1981- 1982- 1983 гг. Календарь Грузинской церкви.1980.- с.5−6- 1981 с.4−6- 1982 — с.4−7- 1983 — с.4−8. На груз.яз.
  252. П. Каталикос патриарх всея Грузии.Пасхальная эпистола, 1982 .-6 с.
  253. Иоселиани Платон. Краткая история грузинской церкви.- СПб.:
  254. Типография А. Сычева, 1943.- 154 с.
  255. Игуменья Нино.- Тифлис: Тип. Киладзе, 1915.- с. 18.На груз.яз.
  256. Иоселиани Платон. Жизнеописание святых прославляемых православную грузинскую церковь.- Тип.канц.наместиика Кавказа, 1850.- 86 с.
  257. Иоан.Послание первое, 3,4,12.
  258. Календарь Грузинской церкви.- Тбилиси: Грузинская патриархия, 1976.- 404 е.- 1977 436 е.- 1978 — 276 е.- 1979 — 404 е.- 1980 — 422 е.- 1981 — 410 е.- 1982 — 411 е.- 1983 — 423 с. На груз.яз.
  259. Каталикос патриарх Картлии Николоз I.Проповеди.- Тифлис:
  260. Дзмоба, 1908.- 128 с. На груз.яз.
  261. Келенджеридзе Мелитон. Краткая история грузинской церкви.
  262. Кутаиси- Тип. Цигнис магазка, 1918 .- 202 с. На груз.яз.
  263. Келендаеридзе Мелитон. Правда об автокефалии грузинскойцеркви. Кутаиси: Тип.В.Чиладзе, 1905.- 345 с. На груз.яз.
  264. С.К. Книга цаишвилевских проповедей.- Тифлис:
  265. Тип.Киладзе, 1913.- 58 с. На груз.яз.
  266. Леонид каталикос — патриарх всея Грузии. Послание светлейшего Леонида каталикоса патриарха всея Грузии светлейшему Тихону, патриарху Московскому и вся Руси.- Тип. Сарапонь, 1920.- 45 с.
  267. Николадзе Евгений. История грузинской церкви.- Кутаиси:
  268. Общ.распространения знаний, 1918 .- 250 с. На Груз.яз.
  269. Разгром грузинской церкви^- Тифлис: Тип. Калами, 1907.- 24 с. 1. На груз.яз.
  270. Сборник представительства, священного синода каталикосавсей Грузии.- Тбилиси: Синод грузинской церкви, 1927−1928 .- 101 с. На груз.яз.
  271. Слова и речи Гавриила епископа Имеретинского.- СПб.: Редакция православного обозрения, 1873. 623 с. На груз.яз.
  272. Сокровища св.Гавриила.- Кутаиси: Изд-во кутаисских торговцев, 1897.- 87 с. На груз.яз.
  273. Судьбы грузинской церкви /по вопросу о грузинской церковной автокефалии/.- М.: Ред.газ."Русский стяг", 1907. 104 с.
  274. М. Голос пастыря /проповеди и речи/.- Тифлис:
  275. Тип.Б.Киладзе, 1912.- 17 с. На груз.яз.
  276. Тонкмелись.Правда об автокефалии грузинской церкви /ответ
  277. Г. Н.Самойлову/.- Кутаиси: Тип.В.Чиладзе, 1905.- 6 с.
  278. Послание Павла галатеянам, 6 /7/.
  279. А.С. Источники по введению христианства в Грузии.
  280. М.: Тип.О. О. Гербека, 1893.- 48 с.
  281. А.Л. Статьи и заметки по грузинскому церковномувопросу.К столетию /I8II-I9II гг./ вдовства Грузинской церкви.- СПб.: Тип.гл.упр.уделов, 1912.- 134 с. На груз.яз.
  282. Цинцадзе Калистрат. Автокефалия церкви Грузинской /исторический очерк 1У-Х вв./.- Тифлис: Тип.В.Кута-теладзе, 1905.- 58 с. На груз.яз.
  283. Периодические издания /в транслитерации/
  284. Джвари вазиса /Крест виноградной лозы/.Еженедельная иллюстрированная церковно-общественная газета. Орган грузинского духовенства, 1906,$ 2. На груз.яз.
  285. Джвари вазиса /Крест виноградной лозы/.Периодический журналгрузинской патриархии, 1978,№ I- 1978,№ 2- 1979,$ 1/3/- 1980,$ I- 1980,$ 2- 1981,$ I- 1981,$ 2- 1982,№ I- 1983,№ I. На груз.яз.
  286. Журнал Московской патриархии.- М.: Издание Московской патриархии. 1956,№ 5- 1958,$ 2- 1967,№ 6- 1976, № 9- 1980,№ 2- 1983,№ 4.
  287. Комунисти /Коммунист/.Орган ЦК КП Грузии, Верховного Совета
  288. Грузинской ССР и Совета. Министров Грузинской ССР, 1923,4 апреля- 1924,1 февраля- 1975,11 июня- 25 ноября 1977- 19 июня, 1978, II июня- 5 сентября. На груз.яз.
  289. Мебрдзоли атеисти /Воинствующий безбожник/.Журнал Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Грузии, 1938.$ 4,1939,Mi 6,8. На груз.яз.
  290. Мцкемси /Пастырь/.Журнал духовенства Грузии, 1905,$ $ 13,14−1906,$ $ 10, II, 12. На груз.яз.88.4. Наука и религия. Ежемесячный научно-популярный атеистическийжурнал Всесоюзного общества «Знание».- М.: 1953−1979.
  291. Сакартвелос саекзархозо сасулиеро моамбе /Духовный вестник
  292. Грузинского экзархата/.Двухнедельный журнал Грузинского экзархата, Тифлис, I89I-I902.На груз.яз.
  293. Самшобло /Родина/. Орган грузинского общества по культурнымсвязям с зарубежными соотечественниками, 1969, 31 декабря- 1972,28 января- 1973,5 мая- 1974,1 января, 17 мая, 6 сентября- 1975,1 января- 1976, I января- 1977,1 января. На груз.яз.
  294. Вопросы философии.- М.: Госполитиздат, 1975−1983 гг.9.Архивные материалы
  295. Партийный архив грузинского Филиала института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС
  296. Ф.14,д.176,л.35−45- д. 600,л.12- д. 276,л.20- д. 1069,л.82−90-д.1698,л.Ю- д. 1261,л.138,135- д. 976,л.20.92. Ф.89, д. 125, л.13−15.
  297. Главное архивное управление при Совете Министров Грузинской OOP Центральный Государственный исторический архив Грузинской ССР1. ИГИА ГССР/
  298. Ф.487 Грузинская духовная дикостерия.
  299. Ф.488 Канцелярия экзарха Грузии.
  300. Ф.489 Грузинско-имеретинская синодальная контора.
  301. Ф.1458 Личный архив каталикоса — патриарха Кириона.
  302. Ф.1459 Личный архив каталикоса-патриарха Леонида.
  303. Ф.1700 Кавказская синодальная контора.
  304. Ф.1701 Канцелщшя экзарха Кавказа.
  305. Центральный государственный архив Октябрьской революнии и социалистического строительства Грузинской ССР /ИГА0РСС ГССР/
  306. Ф.1000 Личный архив каталикоса-патриарха Христофора.
  307. Ф.Р.1879 Документальные дела уполномоченного дел Грузинской православной церкви Совета Министров Грузинской ССР.
  308. Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе Академии наук Грузинской ССР /Институт рукописей/
  309. Ф.38 Личный архив Александра епископа.
  310. Ф.42 Личный архив каталикоса-патриарха Кириона.
  311. Ф.47 Личный архив каталикоса-патриарха Калистрата.
  312. Государственный музей Грузинской ССР915. Рукопись 5−1532,л.39.
Заполнить форму текущей работой