Представления о вере в отечественной религиозной традиции: XI — XVI вв
Диссертация
За прошедшие после крещения Руси шесть столетий в понимании веры произошли значительные изменения, но были в ней некоторые константы, что и позволяет говорить о наличии традиции. Нельзя не заметить, что последняя глава работы закончилась тем же, о чем шла речь в первой — значимостью внешних форм проявления веры. Действительно, обрядовой стороне православного вероучения уделяли самое пристальное… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. Представления о вере в древнерусской культуре в период принятия христианства
- 1. 1. Концепт «вера» в теологическом и философском осмыслении: основные направления
- 1. 2. Крещение Руси и проблема «двоеверия»
- 1. 3. Влияние духовенства на развитие представлений о вере в древнерусской традиции
- 1. 4. Вопросы веры в памятниках канонического права
- ГЛАВА 2. Древнерусская книжность XI—XII вв. о вопросах веры
- 2. 1. Вероучительная
- литература Древней Руси
- 2. 2. Представления о вере в «Повести временных лет»
- 2. 3. Церковная проповедь и представления о вере
- 2. 4. Вопросы веры в произведениях митрополита киевского Илариона
- 2. 5. Представления о вере в древнерусских полемических сочинениях
- 2. 6. Представления о вере в Изборнике 1073 г
- ГЛАВА 3. Вера в контексте эсхатологических ожиданий
- 3. 1. Вопросы веры в произведениях Серапиона Владимирского
- 3. 2. Вера и спор о «земном рае»
- 3. 3. Представления о вере в творчестве Авраамия Смоленского
- 3. 4. Восприятие веры в «Трифоновском сборнике»
- 3. 5. Вопросы веры в произведениях Иосифа Волоцкого
- 3. 6. Вопросы веры в произведениях Ивана Грозного
- ГЛАВА 4. Представления о вере в отечественной религиозной мысли XVI в
- 4. 1. Вера в идеологическом контексте XV — XVI вв
- 4. 2. Вопросы о вере в произведениях старца Филофея
- 4. 3. Вера и власть в отечественной культуре второй половины XVI в
Список литературы
- Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841.
- Апокрифы Древней Руси/ сост., предисл. М. В. Рождественской. СПб.: Амфора, 2006.
- Безсонов П. Калеки перехожие. Т. 1−5. М., 1861.
- Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI—XIX вв.еков. М., 1991.
- Домострой/ Изд. подгот. В. В. Колесов, В. В. Рождественская. СПб.: Наука, 1994.
- Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863.
- Иаков мних. Память и похвала Владимиру// Златоструй Древней Руси. X—XIII вв. М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 129−135.
- Иларион, митр. Слово о Законе и Благодати// Повести Древней Руси. М.: Балуев, 2002. С. 11−44.
- Иосиф Волоцкий. Просветитель. Спасо-Преображенский Валаамский м-рь, 1994.
- Киево-Печерский патерик (отрывки)// Изборник: Повести Древней Руси. М.: Худож. лит-ра, 1986. С. 107−130.
- Лука Жидята. Поучение к братии// Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.). М.: Советская Россия, 1987. С. 40−41.
- Максим Грек. Слова и поучения/ Предисл., сост. и ком. А. Ф. Замалеева. СПб.: Тропа Троянова, 2007.
- Никифор, митр. Послание Владимиру Мономаху о вере латинской// Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования. Тексты. Переводы. СПб.: Наука, 1992.
- Никифор, митр. Послание Владимиру Мономаху о посте// Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования. Тексты. Переводы. СПб.: Наука, 1992.
- Памятники древнерусского канонического права. Ч. I. (памятники XI—XV вв.). СПб., б/и, 1880.
- Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.: Наука, 1979.
- Повесть временных лет// Повести Древней Руси. М.: Балуев, 2002. С. 45−236.
- Послание новгородского архиепископа Геннадия неизвестному// Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века. М.-Л.: Изд-во Ак.н. СССР, 1955. С. 390−391.
- Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л.: Изд-во Ак.н. СССР, 1959.
- Серапион Владимирский, еп. Слово блаженного Серапиона о маловерии// Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001. Приложение.
- Слово некоего Христолюбца// Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М.: Индрик, 2003. С. 369−374.
- Сочинения о «Третьем Риме"// Синицина Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М.: Индрик, 1998. Приложение.
- Феодосий Печерский. Послание о вере латинской// Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования. Тексты. Переводы. СПб.: Наука, 1992. С. 22−23.
- Царь Иоанн Васильевич Грозный. Духовные песнопения и молитвословия. М.: Общество св. Василия Великого, 1999.1. Исследования:
- Аверинцев С.С. Вера// Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000. С. 380.
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир. № 7, 9. 1988.
- Аверкий (Таушев). История проповедничества на Руси. Джорданвиль, 1998.
- Алексеев А.И. Образ земного рая в системе средневекового богословия// Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб.: Нева, 2000. С. 48−60.
- Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки по русской религиозности конца XIV начала XVI вв. СПб.: Алетейя, 2002.
- Алексеев А.И. «Слово об исходе души» Кирилла Философа// Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археология, палеография, кодикология. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 8−18.
- Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. Т. 1. Общий устав совершения исповеди. Одесса, 1894.
- Аничков Е.В. Что такое народная словесность?// Народная словесность М.: Крафт+, 2002. С. 3−18.
- Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М.: Индрик, 2003.
- Архангельский А.С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. СПб., б/и, 1880.
- Археографический сборник за 1965 г. М., 1966.
- Баловнев Д.А. Поставление священнослужителей. Теория и практика XIII—XV вв.еков// Церковь в истории России. Сб. 2. М., 1998. С. 43−65.
- Баренбаум И.Е. История книги. М., 1984.
- Бернштам Т. А. Новые перспективы в познании традиционной народной культуры (теория и практика этнографических исследований). Киев, 1992.
- Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: Пет-ое Востоковедение, 2005.
- Бернштам Т.А. Русские легенды о сотворении мира в аспекте народного богословия// Христианство в регионах мира. СПб.: МАЭ РАН, 2002. С. 250−299.
- Биллингтон Дж. X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М.: Рудомино, 2001.
- Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073−1076 гг. Киев, 1990.
- Боровкова-Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912.
- Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
- Бубнов Н.Ю. Книжная культура старообрядцев. Статьи разных лет. СПб.: Библиотека Российской Академии наук, 2007.
- Будовниц И.Н. Русская публицистика XVI в. M.-JL: Изд-во Ак.н. СССР, 1947.
- Булычев Ю.Ю., Рябов О. А. Духовные основы истории русской культуры от крещения Руси до середины XIX в. СПб.: Знание, 2006.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства// Соч. Ф. Буслаева. Т. 1. СПб., 1861.
- Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М.: Наука, 1996.
- Вшолек С. Рациональность веры. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2005.
- Гайденко П.И. Очерки истории церковно-государственных отношений в Киевской Руси: Становление высшего церковного управления (1037−1093). Казань: ТОИС, 2006.
- Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М.: Индрик, 2000.
- Гимон Т.В. Для чего писались русские летописи?// Журнал «ФИПП». М., 1998. № 1 (2). С. 8−16.
- Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. JL: Лениздат, 1984.
- Григоренко А. Ю. Духовные искания на Руси конца XV в. СПб.: Эйдос, 1999.
- Громов М.Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
- Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М.: Аспект Пресс, 1999.
- Дергачева И.В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М.: Кругъ, 2004.
- Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. JL, 1990.
- Емченко Е.Б. Стоглав: Исследование и текст. М.: Индрик, 2000.
- Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 1995.
- Замалеев А.Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. JL: Лениздат, 1991.
- Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). Л.: Наука, 1987.
- Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Раритет, 2001.
- Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М.: Мысль, 1972.
- Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М.: Мысль, 1982.
- Знаменский П.В. История Русской Церкви: Учеб. рук-во. М., 1996.
- Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юридическая лит-ра, 1985.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
- Изборник Святослава 1073 г. Научный аппарат факсимильного издания/ Отв. ред. Б. А. Рыбаков. М.: Книга, 1983.
- Казакова Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века. М.-Л.: Изд-во Ак.н. СССР, 1955.
- Карпов А.В. Древнерусское «двоеверие» в XI в.: религиозный синкретизм или веротерпимость?// Культура и веротерпимость. Материалы X Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 2003. С. 33−35.
- Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв.еках преимущественно в Италии. Петроград, 1915.
- Карташев А.В. История Русской Церкви. Т. 1. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: NotaBene, 1998.
- Киселева М.С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. М.: Индрик, 2000.
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV -первой половине XVI в. М.: Мысль, 1960.
- Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М.: Лепта, 2002.
- Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв.: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
- Лавров А.С. Религиозность в отечественной историографии// Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб.: Нева, 2000. С. 4−13.
- Левин Ив. Двоеверие и народная религия в истории России. М.: Индрик, 2004.
- Левочкин И.В. Изборник Святослава 1073 г. — памятник древнерусской культуры// Изборник. Научный аппарат факсимального издания. М.: Книга, 1983.
- Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI—XVII вв.. Минск: Экономпресс, 2001.
- Лихачев Д.С. Великое наследие// Избранные работы в 3 т. Т. 2. М.: Худож. лит-ра, 1987.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991.
- Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV начала XVI вв. М.-Л.: Изд-во Ак.н. СССР, 1960.
- Лурье Я.С. Переписка Ивана Грозного в общественной мысли древней Руси// Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 214−249.
- Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Л., 1988.
- Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1995.
- Макарий (Веретенников), архим. Инок Зиновий Отенский -новгородский богослов XVI века. Альфа и Омега № 1 (12), 1997.
- Мареева О.В. Генезис венца как регалии власти// Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. М., 2006. С. 419−429.
- Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
- Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: Лучи Софии, 2001.
- Микешина JI.A. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Мильков В.В. Религиозно-философское значение «Палеи Толковой»// Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М.: Наука, 2000. С. 108−113.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Прогресс-Культура, 1994.
- Муратов М.В. Неизвестная Россия (о народной вере и народном подвижничестве). М., б/и, 1919.
- Мусин А. «Приручение смерти» в Древней Руси (культурная и святоотеческая антропология в изучении русской культуры)// Антропология религиозности. Альманах «Канун». Вып. 4. С. 1670.
- Неборский М.Ю. Традиции византийской антилатинской полемики на Руси. Вт. пол. XIII-нач. XV в.// Древняя Русь: пересечение традиций. М.: Скрипторий, 1997. С. 371−391.
- Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М.: Изд-во РУДН, 2001.
- Никитина С.Е. Народная словесность и народное христианство// Живая старина. 1994, № 2. С. 8−12.
- Никольский Н.К. О древнерусском христианстве// Русская мысль. Кн. 6. 1913.
- Павлов А. Первоначальный славяно-русский номоканон. Казань, 1869.
- Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002.
- Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд в средневековой Руси XI—XVI вв. М.: Радуница, 2004.
- Панченко А. А. Религиозные практики и антропология религиозности// Антропология религиозности. Альманах «Канун». СПб., 1998. С. 5−15.
- Панченко А. А. Религиозные практики и религиозный фольклор// Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб.: Нева, 2000. С. 14−25.
- Перевезенцев С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. М.: Вече, 2001.
- Петрова В.А. «Истинная» и «ложная» вера в «Слове» игумена Феодосия// Человек верующий в культуре Древней Руси. СПб.: Лема, 2005. С. 33−38.
- Петрухин В.Я. Выбор веры. Летописный сюжет и исторические реалии// Древнерусская культура в мировом контексте: археология и междисциплинарные исследования. М., 1999. С. 73−85.
- Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. М.: ACT, 2006.
- Петухов Е.В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб., 1888.
- Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М.: Индрик, 2002.
- Полянский С.М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора// Философские ибогословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М.: Наука, 2000. С. 270−283.
- Попов А. Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность, в древний до Петровский период. Казань, 1883.
- Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004.
- Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХИ вв. СПб.: Наука, 2003.
- Прохоров Г. М. Петр// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. (XI первая половина XIV в.). JL: Наука, 1987. С. 325−329.
- Пустарнаков В.Ф. Философская мысль в Древней Руси. М.: Кругъ, 2005.
- Рапов О.М. Русская церковь в IX первой трети XII вв.: Принятие христианства. М.: Высш. шк., 1998.
- Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М., 1997.
- Рущинский Л.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII вв. М.: Кратков и К, 1871.
- Сазонов С.В. К проблеме восприятия смерти в средневековой Руси// Русская история: проблемы менталитета. М.: Рос. Ак. Н., 1994. С. 47−52.
- Сапунов Б.В. «Богословца от словес» в Изборнике 1073 г. и проблема читателя на Руси в XI в.// Изборник Святослава 1073. Сборник статей. М.: Наука, 1977. С. 234−246.
- Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула: б/и, 1879.
- Синицина Н.В. Автокефалия русской церкви и учреждение Московского патриархата (1448−1589)// Церковь, общество и государство в феодальной России. М.: Наука, 1990. С. 126−151.
- Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской| средневековой концепции (XV-XVI вв.). М.: Индрик, 1998.
- Синявский А. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. Париж: Синтаксис, 1991.
- Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв.: Подвижники русской церкви. Новосибирск: Наука, 1991.
- Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX—XVII вв. СПб.: Искусство-СПб., 2000.
- Словарь русского языка XI—XVII вв. Выпуск 2. М.: Наука, 1975.
- Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России в XVIII в. М.: Индрик, 2003.
- Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 1−3. СПб., 1893−1903.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Академ, проект, 1997.
- Степанова Е.А. Постижение веры. Ек-г: Изд-во Уральск, унта, 1998.
- Стецкевич М.С. Свобода совести. СПб.: Изд-во С.-П. ун-та, 2006.
- Сукина Л.Б. Русский человек и его православная вера глазами европейцев (вт. пол. XVI—XVII вв.)// Иноземцы в России в XV—XVII вв. М.: Древлехранилище, 2006. С. 215−225.
- Творогов О.В. Иоанн// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. (XI первая половина XIV в.). Л.: Наука, 1987. С. 208−209.
- Тиллих П. Динамика веры// Теология культуры. Избранное. М.: Юристъ, 1995. С. 132−215.
- Толстой Н.И. Язык и народная культура Очерки по славянской мифологии и этнолигвистике. М., 1998.
- Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.
- Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до к. XVIII в.)// Избранные труды. В 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 338−380.
- Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва Третий Рим»// Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. С. 89−148.
- Успенский Б.А. Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта. Представления о рае в середине XIV в.// Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. С. 279−312.
- Федотов Г. П. Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси// Собрание сочинений в 12 т. Т. 10. М.: Мартис, 2001.
- Федотов Г. П. Русская религиозность. Ч. II. Средние века. XIII—XV вв.// Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. М.: Мартис, 2004.
- Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс, 1991.
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс: б/и, 1991.
- Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI—XVII вв..// Одиссей. Человек в истории. 1992. М. 1994. С. 204−214.
- Фуко М. Герменевтика субъекта// Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М., 1991.
- Христианство и язычество: проблема двоеверия// Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. С. 263−273.
- Цодикович В.К. Семантика иконографии Страшного суда в русском искусстве 15−16 вв. Ульяновск: обл. газет, изд-во, 1995.
- Четвериков С., прот. О вере во Христа. Тысячелетний путь русского православного народа со Христом: 998−1988. СПб., 1998.
- Чичуров. И.С. Полемическая идеология средневековья. Византия и Русь. М.: Наука, 1990.
- Чичуров С.В. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции// Церковь, общество и государство в феодальной России. М.: Наука, 1990. С. 7−23.
- Чумакова Т.В.: «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. СПб.: С.-П. фил. об-во, 2001.
- Чумакова Т.В. Закон и справедливость в русской культуре// Право в зеркале жизни. Исследование по юридической антропологии/ Отв. ред. Н. И. Новикова. М., «Стратегия», 2006. С. 142−153.
- Чумакова Т.В. Царская власть в России глазами иноземцев (XVI-XVII вв.)// Иноземцы в России в XV—XVII вв.еках. М.: Древлехранилище, 2006. С. 207−214.
- Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2007.
- Юрганов A.JI. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1995.
- Юрганов A.JI. Самосознание средневековой Руси: категории культуры. Автореф. док.ист.н. М., 1999.
- Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30−80-е гг. XVI в. СПб., 2002.
- Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. М.: Академ, проект, 2001.
- W. van den Berken. Holy Russia and Christian Europe. East and West in the Religious Ideology of Russia. SCM Press, 1999.
- Cherniavsky M. Khan or Basileus: An Aspect of Russian Mediaeval Political Theory// Journal of the History of Ideas, Vol. 20, No. 4. (Oct. Dec. 1959), pp. 459−476.
- Davis N.Z. From «Popular Religion» to Religion Culture// Reformation Europe. A Guide to Research/ Ed. S. Ozment. St. Louis, 1982. pp. 321−341.
- Dujcev I. Slavia orthodoxa// Collected studies in the History of the Slavic Middle Ages, pref. by I. Shevchenko. London, 1970.
- Franklin S. The Reception of Byzantine Culture by the Slave// The 17th International Byzantine congress: Major papers. N.Y., 1986. pp. 383−393.
- Maloney G.A. Russian hesyhasm. The spirituality of Nil Sorskij. Paris, 1983.
- Meyendorff J. Byzantium and the Rice of Russia. Cambridge, 1981.
- Naumov A.E. Apokryfy w systemie literatury cerkiewnoslawianskiej. Wroclaw, 1976.
- Pelikan J. Faith// Encyclopedia of Religion. Vol. 4. 2005, pp. 2954−2429.
- Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife// Reflexity and the Study of Belief (Western Folklore. Vol. 34). 1975.
- Rowland D. Did Muscovite Literary Ideology Place Limits on the Power of the Tsar (1540s-1660s)?// Russian Review, Vol. 49, No. 2. (Apr. 1990), pp. 125−155.
- Shevchenko I. Byzantium and the Slavs. Napoli, 1991.
- Thomson F.J. The reception of Byzantine Culture in Mediaeval Russia. Farnborough, Ashgate, 1999.
- Ware T. The Orthodox Church. England: Penguin Books, 1981.
- Yoder D. Toward a Definition of Folk Religion// Symposium on Folk Religion (Western Folklore. Vol. 33). 1974, pp. 2−15.