Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Представления о вере в отечественной религиозной традиции: XI — XVI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За прошедшие после крещения Руси шесть столетий в понимании веры произошли значительные изменения, но были в ней некоторые константы, что и позволяет говорить о наличии традиции. Нельзя не заметить, что последняя глава работы закончилась тем же, о чем шла речь в первой — значимостью внешних форм проявления веры. Действительно, обрядовой стороне православного вероучения уделяли самое пристальное… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Представления о вере в древнерусской культуре в период принятия христианства
    • 1. 1. Концепт «вера» в теологическом и философском осмыслении: основные направления
    • 1. 2. Крещение Руси и проблема «двоеверия»
    • 1. 3. Влияние духовенства на развитие представлений о вере в древнерусской традиции
    • 1. 4. Вопросы веры в памятниках канонического права
  • ГЛАВА 2. Древнерусская книжность XI—XII вв. о вопросах веры
    • 2. 1. Вероучительная
  • литература Древней Руси
    • 2. 2. Представления о вере в «Повести временных лет»
    • 2. 3. Церковная проповедь и представления о вере
    • 2. 4. Вопросы веры в произведениях митрополита киевского Илариона
    • 2. 5. Представления о вере в древнерусских полемических сочинениях
    • 2. 6. Представления о вере в Изборнике 1073 г
  • ГЛАВА 3. Вера в контексте эсхатологических ожиданий
    • 3. 1. Вопросы веры в произведениях Серапиона Владимирского
    • 3. 2. Вера и спор о «земном рае»
    • 3. 3. Представления о вере в творчестве Авраамия Смоленского
    • 3. 4. Восприятие веры в «Трифоновском сборнике»
    • 3. 5. Вопросы веры в произведениях Иосифа Волоцкого
    • 3. 6. Вопросы веры в произведениях Ивана Грозного
  • ГЛАВА 4. Представления о вере в отечественной религиозной мысли XVI в
    • 4. 1. Вера в идеологическом контексте XV — XVI вв
    • 4. 2. Вопросы о вере в произведениях старца Филофея
    • 4. 3. Вера и власть в отечественной культуре второй половины XVI в

Представления о вере в отечественной религиозной традиции: XI — XVI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Существенно возросший за последние десятилетия интерес к истории отечественной религиозной мысли, и множество работ, посвященных различным, аспектам веры, позволяют перейти от накопления, и осмысления эмпирического историко-философского материала к выявлению парадигмальных концептов', без исследования которых невозможно представить и теоретически обосновать специфику русской религиозности, определить ее место и роль в христианской традиции.

Комплекс различных представлений, обозначаемый, понятием «вера» является" одним из центральных концептов христианского дискурса, определяющих не только догматические особенности той или иной конфессии, но и ментальность целых народов. Веранеотъемлемая и-очень:значимая часть «картины* мира» средневекового человека, вне зависимости от того, идет лиречь о вере как об «убежденности1, уверенности в чем-либо, ком-либо» (т.е. о^ вере на рациональном уровне) или о вере в Бога. Вера — это феномен духовной жизни человека и феномен культуры. Именно поэтому интерес к этому понятию проявляют в различных областях знания: не только^ в религиоведении, но и в социологии, философии^ психологии. Исследование представлений о вере гармонично вписывается в современную научную парадигму, в которой внимание специалистов вновь обращается к проблеме человека. Обострившийся в последние годы интерес к проблемам ментальности, национального характера, национальных духовных ценностей (вызванный во многом изменениями общественно-политического характера) вполне закономерно находит свое отражение в религиоведении: все более популярна мысль, что понять сущность конкретной религии можно лишь на основе изучения человека и его картины мира в целом.

Проблема веры давно на виду, но из-за этого она не стала яснеепарадокс нынешнего положения дел в этой области гуманитарного знания заключается в том, что вера кажется самоочевидной и потому, как будто, не представляет интереса для рассмотрения. В действительности же вера является уникальным концептом, поскольку ее описание (как и других духовных концептов — справедливость, любовь и т. п.) можно довести лишь до определенной черты, за которой лежит некая духовная реальность, которая не описывается, но лишь переживается.

Переводя с греческого языка на старославянский, средневековые книжники словом «вера» переводили различные слова, но чаще всего греческое «pistis», и древнерусское «вера» впитало в себя все множество5 оттенков и значений этого слова. Согласно «Словарю русского’языка XI—XVII вв.» (М., 1975), слово «вера» в XI — XVII в. понималось как: 1) истина, правдато, чему можно верить- 2) верование (поклонение истинам, догматамидолам, божествам) — 3) вероисповедание, религия- 4) доверие к кому-либо, чему-либо. Таким образом, в область «веры» на Руси включалось то, что, казалось бы, далеко отстоит от определения, считающегося каноническим («уверенность в вещах невидимых»), данного апостолом Павлом. И хотя в любом из рассматриваемых в диссертации периодов развития отечественной культуры мы обнаружим все эти смыслы, однако в разные периоды делался акцент на то или иное понимание: на знание догматов или общее восприятие христианства как религии спасения, либо на том, что мы сейчас называем обрядоверием, т. е. на примате культа перед личным религиозным восприятием.

Вера является одним из основных теологических понятий, но в Древней Руси в силу исторических, культурных и иных причин не было теологии как специальной дисциплины — как логически-дискурсивной разработки вероучительного предания. В силу этого догматические вопросы получали освещение в литературе других жанров — в проповедях, повестях, поучениях, житиях святых, которые и рассматривались нами в качестве источников, раскрывающих представления древнерусских книжников о вере. ¦

Настоящее диссертационное исследование призвано восполнить пробел в исследовании данной проблемы и стать основой! для дальнейшего междисциплинарного исследования представленийо вере: в отечественной культуре.

Степень разработанности темы.

Интерес к изучению представлений о вере в отечественной религиознойтрадиции возник давно. Существует значительное, число публикаций, посвященных духовной культуре Древней Руси, в которых рассматривались различные аспекты: этой проблемы. Это: труды таких отечественных и зарубежных исследователейкак, С. С. Аверинцев, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев, Н. М. Толстой, В. Н. Лосский, В.Н. Топоров-. Вяч.В. Иванов, Г. П. Федотов, Г. Подскальски, Дж. Биллингтон и др. В последнее десятилетие исследованием концепта «вера» занялись и отечественные лингвистыздесь можно отметить публикации Ю. С. Степанова в «Словаре русской культуры», а также в ряд статей: членов лингвистической группы «Логический анализ языка» (Н.Д. Арутюновой, А. Д. Шмелева, M.F. Селезнева, И. Б. Шатуновского, И. ИМакеевой, Т.Б. Алиевой), которые рассматривали в основном предикаты пропозициональной установки верить/веровать.

Исследование общих оснований: веры: мы встречаем в трудах' таких теологов и философов прошлого, как Августин Блаженный, Фома Аквинский, Б. Паскаль, И. Кант, Г. Гегель, С. Кьеркегор, Д. Локк, А. Бергсон, У. Джеймс, М. Бубер, Л. Витгенштейн, X. Ортега-и-Гассет, Э.

Фромм, М. ХайдеггерА. Шопенгауэр, К. Ясперс, давших глубокое понимание природы, оснований и функций веры.

Интерес к религиозным аспектам древнерусской культуры занимает значительное место как, в исследованиях философов, так и в работах филологов, историков, этнографов, ш искусствоведов, начиная со второй четверти XIX века. Мыслители славянофильского кругаА.С. Хомяков, И.С. и К. С. Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю: Ф. Самарин — сыграли выдающуюся роль визучении древнерусского религиозно— философского сознания, впервые, но сути дела, обозначив его наиболее характерные черты: соборность, общинность, мифологичность и др. Столь, же значительны их размышления о сущности православного: миросозерцания, о роли церкви в жизни древнерусского общества, о специфике взаимоотношений личности и общества, властши общества.

Однако в отечественной историографииXIX в. все большее влияние приобретало убеждение в том, что в Древней Руси не было ни самостоятельной теологической, ни философской мысли. Подобная2 позиция господствовала довольно долго, практически все XX столетие, и имеет своих сторонников даже в наши дни. К примеру, в капитальном исследовании В. В. Зеньковского, авторитетном1 и поныне, весь период Древней Русиавторобозначил как «пролог к русской философии" — Писал о «безмыслии и безмолвии допетровской Руси» и II.А. Бердяев, хотя его выводы о своеобразии русского национального самосознания и сегодня заслуживают пристального внимания.

Большую роль: в исследовании' проблемы, веры в древнерусской мысли сыграли-труды историков церкви и отечественной богословской мысли: Макария (Булгакова), Е. Е. Голубинского, А. В. Карташева, Г. Флоровского, ИМейендорфа и др.

Особую значимость для данного исследования имели работы, посвященные взаимодействию дохристианской и христианской компонент в развитии древнерусской религиозности. Это работы и многих исследователей XIX — нач. XX вв., в частности Н. М. Гальковского, и современных исследователей, таких как, Д. С. Лихачев, А. Ф. Замалеев, А. Е. Мусин, В .Я. Петрухин, А. В. Карпов.

Основными исследователями проблем древнерусской книжности являются отечественные филологи и историки литературы. Именно благодаря трудам ученых XIX в. — Е. В. Барсова, Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, В. М. Истрина, В. Сахарова, И. И. Срезневского, М. Н. Сперанского, И. А. Тихомирова, А. А. Шахматова и многих других, а затем XX — XXI вв. — В.П. Адриановой-Перетц, Д. М. Буланина, Н. Ю. Бубнова, И. Н. Будовница, Е. М. Верещагина, В. В. Виноградова, А. С. Демина, Н. С. Демковой, JI.A. и Р. П. Дмитриевых, В. В. Калугина, А. И. Клибанова, В. В. Колесова, М. С. Крутовой, Я. С. Лурье, A.M. Панченко, Н. В. Синициной, В. Н. Топорова, А. И. Плигузова, М. Б. Плюхановой, Н. В! Понырко, О. В. Творогова, И. А. Тихонюка, Б. А. Успенского, А. Л. Юрганова и др. стало возможно знакомство с широким кругом* произведений древнерусской книжности и их религиоведческий анализ.

Ценные идеи о сущности древнерусских религиозных представлений содержатся в философских трудах конца XX — начала XXI века. Это работы А. С. Абрамова, В. В. Бычкова, B.C. Горского, М. Н. Громова, А. Ф. Замалеева, В. В. Милькова, В. Ф. Пустарнакова и др. Достаточно высокий уровень изученности отечественной религиозно-философской мысли XI—XVI вв. позволяет современным авторам проводить более глубокий и кропотливый анализ узких тем: таковы монографии и статьи А. И. Алексеева, М. С. Киселевой, М. В. Корогодиной, Т. В. Чумаковой.

Эти работы создают фундаментальную научную базу для дальнейших исследований, делают возможной работу по воссозданию представлений о вере на обширном материале древнерусской культуры XI—XVI вв.

Цель диссертационного исследования заключается в рассмотрении представлений о вере в отечественной религиозной традиции в XI—XVI вв.

Реализация этой цели обусловила постановку и решение конкретных задач:

1. проанализировать причины возникновения «народной» религии и механизмы ее влияния на представления о вере;

2. вскрыть причины и показать последствия усвоения православного вероучения преимущественно с его внешней (обрядовой) стороны;

3. представить древнерусские представления о вере в их историческом развитии — вычленить наиболее устойчивые образы и мотивы, переходящие из одного произведения в другое поверх сюжетных, жанровых и временных границ;

4. определить факторы, способствовавшие распространению эсхатологических ожиданий в XIII—XV вв., показать то, какое влияние они оказали на представления о вере;

5. выявить основания и показать последствия восприятия Руси как хранительницы «истинной» веры, господствовавшего в общественном мнении XVI в.

Методология исследования обусловлена целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. Круг задач, определенный автором, требует междисциплинарного подхода к исследованию, базирующегося на культурологической, философской, политологической и исторической методологиях. В работе осуществляется комплексный, системный методологический подход к развертыванию темы: одновременно и исторический и проблемно-понятийный.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной религиоведческой науке произведено комплексное исследование междисциплинарного характера с целью рассмотрения представлений о вере в древнерусской мысли XI — XVI BBt Выявлены основные' содержательные моменты концепта «вера» в, восточнохристианском дискурсе-' проанализированы., и обобщены представления1 о вере в трудах древнерусских книжников, показано их влияние на жанры народной* словесностиопределены специфические черты древнерусского богословия и его влияние на, народную религиозность.

Основные выводы^ выносимые на защиту:

1. Анализ древнерусской проповеди показывает, что наряду с восприятием христианства, в первую очередь как религии спасения, уже с XI в. начинает складываться так называемая «народная религия», представляющая собой сплав христианских и архаических верований.

2. Недостаточная образованность клириков с одной стороны, и влияние* архаических верований на религиозное народное сознание, с другой, приводило к тому, что в вопросах веры догматическая сторона православия отступала на второй план и уже достаточно рано стало утверждаться так называемое «обрядоверие».

3. В период XI—XII вв. закладываются основы русской православной мысли, возникают и постепенно формируются главные идеи и темы, над которыми отечественные книжники будут размышлять и в последствии: тема смысла жизни, и смысла истории, тема сохранения веры и отношение к вероотступникам, место Руси во всемирно-историческом процессе и богоизбранность русского народа.

4. С XIII в. новую трактовку получает проблема места Руси во всемирной истории: возникает и широко распространяется идея «гибели Руси». Эсхатологические и апокалиптические настроения получают в этот период мощный импульс к распространению во всех слоях общества, и в вопросах веры тема спасения начинает уступать место страху посмертных «мытарств». Споры XIV в. о «земном рае» в полной мере свидетельствуют о нарастающем страхе перед Страшным, судом, также они высветили пестроту взглядов, в среде церковных иерархов:

5. С конца XV в. под влиянием ряда религиозных и политических факторов основной акцент делается, на восприятие верьь как «своей», «правильной», в связи с чем создается ряд догматических, агиографических и канонических сочинений, в частности «Просветитель» Иосифа Волоцкого, «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария, «Стоглав», оказавших влияние не только на духовную сферу, но и на политическую жизнь государства.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть востребованы для последующих исследований отечественной религиозной мысли и народной религиозности. Материалы настоящего исследования могут быть также использованы в лекционных курсах по религиоведению, культурологии и отечественной истории.

Апробация работы:

Диссертационное исследование прошло апробацию. Основные идеи и выводы диссертации изложены в восьми научных публикациях общим объемом 2,1 печатных листа и были отражены в докладах на конференции «Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук» (Санкт-Петербург, 2004 г., 2005 г., 2006; г.), международной научной конференции «Человек верующий в культуре Древней Руси» (Санкт-Петербург, 2005 г.), на всероссийской научной конференции «История идей и история общества» (Нижневартовск, 2007 г., 2008 г.), международной научной конференции «Пятые.

Торчиновские чтения" (Санкт-Петербург, 2008 г.), а также на семинарах Центра изучения православия и древнерусской культуры кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ. 1.

Заключение

.

Итак, наше исследование представлений вере в отечественной религиозной традиции завершено. Нами было выявлено содержание концепта веры в древнерусском православном дискурсепроанализированы причины возникновения «народной» религии и механизмы ее влияния на церковную традициювскрыты причины и показаны последствия усвоения православного вероучения преимущественно с его внешней (обрядовой) стороныдревнерусские представления о вере представлены нами в их историческом развитии: вычленены наиболее устойчивые образы и мотивы, переходящие из одного произведения в другое поверх сюжетных, жанровых и временных граництакже определены факторы, способствовавшие распространению эсхатологических ожиданий в XIII—XV вв., и показано их отражение в трудах древнерусских книжниковвыявлены основания и рассмотрены последствия восприятия Руси как хранительницы «истинной» веры, господствовавшего в общественном мнении XVI в.

За прошедшие после крещения Руси шесть столетий в понимании веры произошли значительные изменения, но были в ней некоторые константы, что и позволяет говорить о наличии традиции. Нельзя не заметить, что последняя глава работы закончилась тем же, о чем шла речь в первой — значимостью внешних форм проявления веры. Действительно, обрядовой стороне православного вероучения уделяли самое пристальное внимание митрополиты XVI в. — Даниил и Макарий, она же интересовала князя Владимира при «выборе вер», и ей много внимания уделил игумен Феодосий в своем «Слове о вере христианской и латинской». Будь эта параллель единственной, то о заявленной в названии работы «религиозной традиции», можно было бы говорить с большой натяжкой. Однако в ходе исследования теологического содержания письменных источников XI—XVI вв. мы пришли к выводу о наличии в них вполне познаваемой направленности развития.

Главным контрапунктом трех рассмотренных периодов являлась тема сохранения «истинности» веры перед различными внешними и внутренними угрозами. Так, для XI—XII вв. — это «латинствующие», полемизировать с которыми стали вскоре после раскола 1054 г. и Византия, претендовавшая на статус хранительницы православной веры, что по ряду причин ставило Русь в зависимое от нее положение. В XIII—XV вв. это «двоеверы», а затем — еретики, которых в контексте ожидавшегося в 1492 г. «конца света» называли «вероотступниками» и наказывали как преступников. Для XVI в., когда внешних врагов и соперников у Руси по естественным причинам не осталось, характерны представления о богоизбранности русского народатогда же встал вопрос о том, кто способен взять на себя задачу хранения «истинной» веры в «изрушившемся» мире. Собственно, было только два варианта: церковь и светская власть. Споры о том, кто из них главнее, начались еще в XI в. и завершились в XVI в. при Иване IV, который первым в отечественной истории осознал себя как богоизбранного государя, обязанного спасти мир и сохранить православную веру.

Разумеется, эта схема, как и любая другая, весьма приблизительна и условна. Однако, на наш взгляд, несмотря на всю внутреннюю противоречивость источников XI—XVI вв., возможно говорить о наличии в них общих черт, складывающихся в единую традицию. Основы отечественной религиозной мысли закладываются уже в XI—XII вв., когда древнерусские книжники интенсивно осваивали христианское вероучение. Самые главные вопросы, поставленные христианством, с самого начала стали предметом их творческого осмысления. Именно в этот период возникают и постепенно формируются главные идеи и темы, над которыми русские мыслители будут размышлять и в последствии: тема смысла жизни и смысла истории, тема сохранения веры и отношение к вероотступникам, место Руси во всемирно-историческом процессе и богоизбранность русского народа.

В Киевской Руси преобладал некий «религиозный оптимизм» -вера в гарантированное спасение, осуществляемое определенными процедурами, прежде всего, крещением и евхаристией, что отразилось в «Повести временных лет», «Слове о законе и благодати» и «Исповедании веры» митрополита Илариона. Одновременно с этим, уже в первых произведениях древнерусских книжников появляется идея страха Божьего («Киево-Печерский патерик»). Эта идея крайне важна для понимания русского православия, поскольку формировала концепцию одного из основных путей к спасению, доступного только монахам, отринувшим все мирское.

После татаро-монгольского нашествия новую трактовку получает тема спасения и проблема места Руси во всемирной истории: возникает и широко распространяется идея «гибели Руси», которая с XIII в. становится одной из главных в отечественной религиозной мысли. Одним из первых на эти вопросы откликнулся Серапион Владимирский: в его поучениях получила логическое завершение разрабатывавшаяся еще летописцами XII—XIII вв. теория казней Божьих, которая в последующие столетия выполняла роль официальной историософской доктрины русской церкви. Вообще эсхатологические и апокалиптические настроения получают в этот период мощный импульс к распространению во всех слоях общества. Ярким примером здесь может служить фигура проповедника рубежа XII—XIII вв. Авраамия Смоленского — излюбленными темами его проповеди были эсхатологические вопросыа также анонимное сочинение «Слово о небесных силах». Впервые именно в «Слове» смерть человека, даже праведника, страшна и трагична, сопровождается мытарствами и другими испытаниями души, что было «открытием» для Руси.

О нарастающем страхе перед Страшным судом свидетельствуют также споры XIV в. о «земном рае», и многочисленные статьи в сборниках того времени («Трифоновский сборник», «Измарагд»). Конкретизация представлений о близящемся конце света раскрывается и в целом ряде памятников XV в., из которых особого внимания заслуживают послания и труды митрополитов Киприана и Филиппа, новгородского архиепископа Геннадия и Иосифа Волоцкого. Труды последнего свидетельствуют об усилившемся интересе к догматическим вопросам веры: борьба и полемика с еретиками понуждала защитников православия уточнять многие вероучительные положения.

После победы на Куликовом поле создается несколько произведений («Сказание о князьях Владимирских», «Повесть о белом' клобуке»), в которых формируется идея национальной и церковной независимости, единения русских земель и понимания власти князя как власти над всей русской землей. С конца XV в. начинается напряженная духовная работа по осмыслению нового всемирно-исторического значения Русского государства и его народа в мировой истории: отечественные книжники разрабатывают концепцию объединения земель вокруг Москвы и идеал-образ Москвы как «Третьего Рима».

Завершением этой работы можно рассматривать деятельность митрополита Макария, который применил теорию и практику государственного вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. При непосредственном участии царя Ивана IV он провел два собора, которые способствовали централизации церковного управления, унификации церковных обрядов и вероучения.

В общественном мнении утверждается представление о Руси как хранительнице «истинной» веры и было выработано адекватное идейное обоснование этой претенциозной мысли. С конца XV в. под влиянием ряда религиозных и политических факторов основной акцент делается на восприятие веры как «своей», «правильной», в связи с чем создается ряд догматических, агиографических и канонических сочинений, в частности «Просветитель» Иосифа Волоцкого, «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария, «Стоглав», оказавших влияние не только на духовную сферу, но и на политическую жизнь государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841.
  2. Апокрифы Древней Руси/ сост., предисл. М. В. Рождественской. СПб.: Амфора, 2006.
  3. П. Калеки перехожие. Т. 1−5. М., 1861.
  4. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI—XIX вв.еков. М., 1991.
  5. Домострой/ Изд. подгот. В. В. Колесов, В. В. Рождественская. СПб.: Наука, 1994.
  6. Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863.
  7. Иаков мних. Память и похвала Владимиру// Златоструй Древней Руси. X—XIII вв. М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 129−135.
  8. Иларион, митр. Слово о Законе и Благодати// Повести Древней Руси. М.: Балуев, 2002. С. 11−44.
  9. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Спасо-Преображенский Валаамский м-рь, 1994.
  10. Киево-Печерский патерик (отрывки)// Изборник: Повести Древней Руси. М.: Худож. лит-ра, 1986. С. 107−130.
  11. Лука Жидята. Поучение к братии// Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.). М.: Советская Россия, 1987. С. 40−41.
  12. Максим Грек. Слова и поучения/ Предисл., сост. и ком. А. Ф. Замалеева. СПб.: Тропа Троянова, 2007.
  13. Никифор, митр. Послание Владимиру Мономаху о вере латинской// Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования. Тексты. Переводы. СПб.: Наука, 1992.
  14. Никифор, митр. Послание Владимиру Мономаху о посте// Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования. Тексты. Переводы. СПб.: Наука, 1992.
  15. Памятники древнерусского канонического права. Ч. I. (памятники XI—XV вв.). СПб., б/и, 1880.
  16. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.: Наука, 1979.
  17. Повесть временных лет// Повести Древней Руси. М.: Балуев, 2002. С. 45−236.
  18. Послание новгородского архиепископа Геннадия неизвестному// Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века. М.-Л.: Изд-во Ак.н. СССР, 1955. С. 390−391.
  19. Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л.: Изд-во Ак.н. СССР, 1959.
  20. Серапион Владимирский, еп. Слово блаженного Серапиона о маловерии// Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001. Приложение.
  21. Слово некоего Христолюбца// Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М.: Индрик, 2003. С. 369−374.
  22. Сочинения о «Третьем Риме"// Синицина Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М.: Индрик, 1998. Приложение.
  23. Феодосий Печерский. Послание о вере латинской// Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования. Тексты. Переводы. СПб.: Наука, 1992. С. 22−23.
  24. Царь Иоанн Васильевич Грозный. Духовные песнопения и молитвословия. М.: Общество св. Василия Великого, 1999.1. Исследования:
  25. С.С. Вера// Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000. С. 380.
  26. С.С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир. № 7, 9. 1988.
  27. Аверкий (Таушев). История проповедничества на Руси. Джорданвиль, 1998.
  28. А.И. Образ земного рая в системе средневекового богословия// Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб.: Нева, 2000. С. 48−60.
  29. А.И. Под знаком конца времен. Очерки по русской религиозности конца XIV начала XVI вв. СПб.: Алетейя, 2002.
  30. А.И. «Слово об исходе души» Кирилла Философа// Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археология, палеография, кодикология. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 8−18.
  31. А.И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. Т. 1. Общий устав совершения исповеди. Одесса, 1894.
  32. Е.В. Что такое народная словесность?// Народная словесность М.: Крафт+, 2002. С. 3−18.
  33. Е.В. Язычество и Древняя Русь. М.: Индрик, 2003.
  34. А.С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. СПб., б/и, 1880.
  35. Археографический сборник за 1965 г. М., 1966.
  36. Д.А. Поставление священнослужителей. Теория и практика XIII—XV вв.еков// Церковь в истории России. Сб. 2. М., 1998. С. 43−65.
  37. И.Е. История книги. М., 1984.
  38. Т. А. Новые перспективы в познании традиционной народной культуры (теория и практика этнографических исследований). Киев, 1992.
  39. Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: Пет-ое Востоковедение, 2005.
  40. Т.А. Русские легенды о сотворении мира в аспекте народного богословия// Христианство в регионах мира. СПб.: МАЭ РАН, 2002. С. 250−299.
  41. Дж. X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М.: Рудомино, 2001.
  42. С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073−1076 гг. Киев, 1990.
  43. Боровкова-Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912.
  44. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
  45. Н.Ю. Книжная культура старообрядцев. Статьи разных лет. СПб.: Библиотека Российской Академии наук, 2007.
  46. И.Н. Русская публицистика XVI в. M.-JL: Изд-во Ак.н. СССР, 1947.
  47. Ю.Ю., Рябов О. А. Духовные основы истории русской культуры от крещения Руси до середины XIX в. СПб.: Знание, 2006.
  48. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства// Соч. Ф. Буслаева. Т. 1. СПб., 1861.
  49. Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М.: Наука, 1996.
  50. С. Рациональность веры. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2005.
  51. П.И. Очерки истории церковно-государственных отношений в Киевской Руси: Становление высшего церковного управления (1037−1093). Казань: ТОИС, 2006.
  52. Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М.: Индрик, 2000.
  53. Т.В. Для чего писались русские летописи?// Журнал «ФИПП». М., 1998. № 1 (2). С. 8−16.
  54. Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. JL: Лениздат, 1984.
  55. А. Ю. Духовные искания на Руси конца XV в. СПб.: Эйдос, 1999.
  56. М.Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001.
  57. А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
  58. И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М.: Аспект Пресс, 1999.
  59. И.В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М.: Кругъ, 2004.
  60. И.В. Новые источники по истории Древней Руси. JL, 1990.
  61. Е.Б. Стоглав: Исследование и текст. М.: Индрик, 2000.
  62. А.А. Древненовгородский диалект. М., 1995.
  63. А.Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. JL: Лениздат, 1991.
  64. А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). Л.: Наука, 1987.
  65. В.В. История русской философии. М.: Раритет, 2001.
  66. А.А. Россия на пороге нового времени. М.: Мысль, 1972.
  67. А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М.: Мысль, 1982.
  68. П.В. История Русской Церкви: Учеб. рук-во. М., 1996.
  69. Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юридическая лит-ра, 1985.
  70. В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
  71. Изборник Святослава 1073 г. Научный аппарат факсимильного издания/ Отв. ред. Б. А. Рыбаков. М.: Книга, 1983.
  72. Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века. М.-Л.: Изд-во Ак.н. СССР, 1955.
  73. А.В. Древнерусское «двоеверие» в XI в.: религиозный синкретизм или веротерпимость?// Культура и веротерпимость. Материалы X Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 2003. С. 33−35.
  74. Л.П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв.еках преимущественно в Италии. Петроград, 1915.
  75. А.В. История Русской Церкви. Т. 1. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  76. Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: NotaBene, 1998.
  77. М.С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. М.: Индрик, 2000.
  78. А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996.
  79. А.И. Реформационные движения в России в XIV -первой половине XVI в. М.: Мысль, 1960.
  80. И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М.: Лепта, 2002.
  81. М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв.: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
  82. А.С. Религиозность в отечественной историографии// Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб.: Нева, 2000. С. 4−13.
  83. Ив. Двоеверие и народная религия в истории России. М.: Индрик, 2004.
  84. И.В. Изборник Святослава 1073 г. — памятник древнерусской культуры// Изборник. Научный аппарат факсимального издания. М.: Книга, 1983.
  85. Л.В. История восточнославянского книжного слова XI—XVII вв.. Минск: Экономпресс, 2001.
  86. Д.С. Великое наследие// Избранные работы в 3 т. Т. 2. М.: Худож. лит-ра, 1987.
  87. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991.
  88. Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV начала XVI вв. М.-Л.: Изд-во Ак.н. СССР, 1960.
  89. Я.С. Переписка Ивана Грозного в общественной мысли древней Руси// Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 214−249.
  90. Я.С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Л., 1988.
  91. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1995.
  92. Макарий (Веретенников), архим. Инок Зиновий Отенский -новгородский богослов XVI века. Альфа и Омега № 1 (12), 1997.
  93. О.В. Генезис венца как регалии власти// Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. М., 2006. С. 419−429.
  94. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
  95. Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: Лучи Софии, 2001.
  96. JI.A. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  97. В.В. Религиозно-философское значение «Палеи Толковой»// Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М.: Наука, 2000. С. 108−113.
  98. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Прогресс-Культура, 1994.
  99. М.В. Неизвестная Россия (о народной вере и народном подвижничестве). М., б/и, 1919.
  100. А. «Приручение смерти» в Древней Руси (культурная и святоотеческая антропология в изучении русской культуры)// Антропология религиозности. Альманах «Канун». Вып. 4. С. 1670.
  101. М.Ю. Традиции византийской антилатинской полемики на Руси. Вт. пол. XIII-нач. XV в.// Древняя Русь: пересечение традиций. М.: Скрипторий, 1997. С. 371−391.
  102. С.А. Метафизика веры в русской философии. М.: Изд-во РУДН, 2001.
  103. С.Е. Народная словесность и народное христианство// Живая старина. 1994, № 2. С. 8−12.
  104. Н.К. О древнерусском христианстве// Русская мысль. Кн. 6. 1913.
  105. А. Первоначальный славяно-русский номоканон. Казань, 1869.
  106. А.С. Курс церковного права. СПб., 2002.
  107. Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд в средневековой Руси XI—XVI вв. М.: Радуница, 2004.
  108. А. А. Религиозные практики и антропология религиозности// Антропология религиозности. Альманах «Канун». СПб., 1998. С. 5−15.
  109. А. А. Религиозные практики и религиозный фольклор// Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб.: Нева, 2000. С. 14−25.
  110. С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. М.: Вече, 2001.
  111. В.А. «Истинная» и «ложная» вера в «Слове» игумена Феодосия// Человек верующий в культуре Древней Руси. СПб.: Лема, 2005. С. 33−38.
  112. В.Я. Выбор веры. Летописный сюжет и исторические реалии// Древнерусская культура в мировом контексте: археология и междисциплинарные исследования. М., 1999. С. 73−85.
  113. В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. М.: ACT, 2006.
  114. Е.В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб., 1888.
  115. А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М.: Индрик, 2002.
  116. С.М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора// Философские ибогословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М.: Наука, 2000. С. 270−283.
  117. А. Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность, в древний до Петровский период. Казань, 1883.
  118. Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004.
  119. М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХИ вв. СПб.: Наука, 2003.
  120. Г. М. Петр// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. (XI первая половина XIV в.). JL: Наука, 1987. С. 325−329.
  121. В.Ф. Философская мысль в Древней Руси. М.: Кругъ, 2005.
  122. О.М. Русская церковь в IX первой трети XII вв.: Принятие христианства. М.: Высш. шк., 1998.
  123. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М., 1997.
  124. Л.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII вв. М.: Кратков и К, 1871.
  125. С.В. К проблеме восприятия смерти в средневековой Руси// Русская история: проблемы менталитета. М.: Рос. Ак. Н., 1994. С. 47−52.
  126. .В. «Богословца от словес» в Изборнике 1073 г. и проблема читателя на Руси в XI в.// Изборник Святослава 1073. Сборник статей. М.: Наука, 1977. С. 234−246.
  127. В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула: б/и, 1879.
  128. Н.В. Автокефалия русской церкви и учреждение Московского патриархата (1448−1589)// Церковь, общество и государство в феодальной России. М.: Наука, 1990. С. 126−151.
  129. Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской| средневековой концепции (XV-XVI вв.). М.: Индрик, 1998.
  130. А. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. Париж: Синтаксис, 1991.
  131. Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв.: Подвижники русской церкви. Новосибирск: Наука, 1991.
  132. Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX—XVII вв. СПб.: Искусство-СПб., 2000.
  133. Словарь русского языка XI—XVII вв. Выпуск 2. М.: Наука, 1975.
  134. Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России в XVIII в. М.: Индрик, 2003.
  135. И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 1−3. СПб., 1893−1903.
  136. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Академ, проект, 1997.
  137. Е.А. Постижение веры. Ек-г: Изд-во Уральск, унта, 1998.
  138. М.С. Свобода совести. СПб.: Изд-во С.-П. ун-та, 2006.
  139. Л.Б. Русский человек и его православная вера глазами европейцев (вт. пол. XVI—XVII вв.)// Иноземцы в России в XV—XVII вв. М.: Древлехранилище, 2006. С. 215−225.
  140. О.В. Иоанн// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. (XI первая половина XIV в.). Л.: Наука, 1987. С. 208−209.
  141. П. Динамика веры// Теология культуры. Избранное. М.: Юристъ, 1995. С. 132−215.
  142. Н.И. Язык и народная культура Очерки по славянской мифологии и этнолигвистике. М., 1998.
  143. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.
  144. .А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до к. XVIII в.)// Избранные труды. В 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 338−380.
  145. .А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва Третий Рим»// Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. С. 89−148.
  146. .А. Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта. Представления о рае в середине XIV в.// Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. С. 279−312.
  147. Г. П. Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси// Собрание сочинений в 12 т. Т. 10. М.: Мартис, 2001.
  148. Г. П. Русская религиозность. Ч. II. Средние века. XIII—XV вв.// Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. М.: Мартис, 2004.
  149. Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс, 1991.
  150. Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс: б/и, 1991.
  151. .Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI—XVII вв..// Одиссей. Человек в истории. 1992. М. 1994. С. 204−214.
  152. М. Герменевтика субъекта// Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М., 1991.
  153. Христианство и язычество: проблема двоеверия// Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. С. 263−273.
  154. В.К. Семантика иконографии Страшного суда в русском искусстве 15−16 вв. Ульяновск: обл. газет, изд-во, 1995.
  155. С., прот. О вере во Христа. Тысячелетний путь русского православного народа со Христом: 998−1988. СПб., 1998.
  156. . И.С. Полемическая идеология средневековья. Византия и Русь. М.: Наука, 1990.
  157. С.В. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции// Церковь, общество и государство в феодальной России. М.: Наука, 1990. С. 7−23.
  158. Чумакова Т.В.: «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. СПб.: С.-П. фил. об-во, 2001.
  159. Т.В. Закон и справедливость в русской культуре// Право в зеркале жизни. Исследование по юридической антропологии/ Отв. ред. Н. И. Новикова. М., «Стратегия», 2006. С. 142−153.
  160. Т.В. Царская власть в России глазами иноземцев (XVI-XVII вв.)// Иноземцы в России в XV—XVII вв.еках. М.: Древлехранилище, 2006. С. 207−214.
  161. А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2007.
  162. A.JI. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1995.
  163. A.JI. Самосознание средневековой Руси: категории культуры. Автореф. док.ист.н. М., 1999.
  164. В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30−80-е гг. XVI в. СПб., 2002.
  165. А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. М.: Академ, проект, 2001.
  166. W. van den Berken. Holy Russia and Christian Europe. East and West in the Religious Ideology of Russia. SCM Press, 1999.
  167. Cherniavsky M. Khan or Basileus: An Aspect of Russian Mediaeval Political Theory// Journal of the History of Ideas, Vol. 20, No. 4. (Oct. Dec. 1959), pp. 459−476.
  168. Davis N.Z. From «Popular Religion» to Religion Culture// Reformation Europe. A Guide to Research/ Ed. S. Ozment. St. Louis, 1982. pp. 321−341.
  169. Dujcev I. Slavia orthodoxa// Collected studies in the History of the Slavic Middle Ages, pref. by I. Shevchenko. London, 1970.
  170. Franklin S. The Reception of Byzantine Culture by the Slave// The 17th International Byzantine congress: Major papers. N.Y., 1986. pp. 383−393.
  171. Maloney G.A. Russian hesyhasm. The spirituality of Nil Sorskij. Paris, 1983.
  172. Meyendorff J. Byzantium and the Rice of Russia. Cambridge, 1981.
  173. Naumov A.E. Apokryfy w systemie literatury cerkiewnoslawianskiej. Wroclaw, 1976.
  174. Pelikan J. Faith// Encyclopedia of Religion. Vol. 4. 2005, pp. 2954−2429.
  175. Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife// Reflexity and the Study of Belief (Western Folklore. Vol. 34). 1975.
  176. Rowland D. Did Muscovite Literary Ideology Place Limits on the Power of the Tsar (1540s-1660s)?// Russian Review, Vol. 49, No. 2. (Apr. 1990), pp. 125−155.
  177. Shevchenko I. Byzantium and the Slavs. Napoli, 1991.
  178. Thomson F.J. The reception of Byzantine Culture in Mediaeval Russia. Farnborough, Ashgate, 1999.
  179. Ware T. The Orthodox Church. England: Penguin Books, 1981.
  180. Yoder D. Toward a Definition of Folk Religion// Symposium on Folk Religion (Western Folklore. Vol. 33). 1974, pp. 2−15.
Заполнить форму текущей работой