Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкуренция в банковской сфере

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую базу работы составили фундаментальные работы ведущих экономистов, научные статьи в экономических журналах и статистические данные, а также законодательные и нормативные акты. Первая и вторая глава работы освещают теоретическую базу формирования банковской конкуренции, в третьей главе проведен анализ текущего состояния и представлены основные тенденции развития. В силу низкой… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность конкуренции в банковском секторе
    • 1. 1. Понятие и структура конкуренции в банковском секторе
    • 1. 2. Специфика конкуренции в банковском секторе
  • Глава 2. Механизм действия конкуренции на современном рынке банковских услуг
    • 2. 1. Функционирование банковского сектора на основе конкуренции
    • 2. 2. Основные направления диагностики конкурентной среды и определения конкурентоспособности банков
    • 2. 3. Способы регулирования конкуренции в банковском секторе экономики
  • Глава 3. Исследование конкуренции в банковской сфере
    • 3. 1. Анализ рынка банковских услуг в аспекте конкуренции
    • 3. 2. Тенденции развития конкуренции в банковском секторе
  • Заключение
  • Список литературы

Конкуренция в банковской сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

дипломной работы объясняется тем, что в современных условиях банковская сфера экономики является одной из важнейших. В России, где современная рыночная экономика только формируется, это определяется тем, что банки — основное звено рыночной инфраструктуры, а формирование инфраструктуры является важнейшим условием функционирования рыночной экономики. Без создания эффективно «работающей» банковской системы нельзя говорить о завершенности перехода к рынку.

Численность самостоятельных кредитных организаций в России сегодня исчисляется сотнями. С другой стороны, эти достаточно многочисленные банки распределены по территории страны крайне неравномерно. По состоянию на конец 2006 г. — 51,4% всех кредитных организаций России, аккумулирующие 52,9% всех активов банковской системы, были сосредоточены в Москве и Московской области. Аналогичная неравномерность наблюдается в распределении активов между кредитными организациями — 44% активов сконцентрированы у 5 крупнейших банков. Следствием такой ситуации является низкая интенсивность конкуренции в банковском секторе экономики (особенно в регионах). Степень развития конкуренции является критерием зрелости любой сферы рыночной экономики. [39, с.126]

В силу низкой интенсивности конкуренции у многих коммерческих банков отсутствуют действенные стимулы к повышению качества обслуживания клиентов, внедрению маркетинговых технологий.

Нередки случаи недобросовестной конкуренции, злоупотребления доверием потребителей банковских услуг. Низкая интенсивность конкуренции находит выражение в недостаточной конкурентоспособности российских банков по сравнению с зарубежными. Поскольку Россия находится в преддверии вступления в ВТО, такое положение дел представляется серьезной проблемой, требующей решения.

Повышение конкурентоспособности сегодня — не только частная проблема каждого отдельного коммерческого банка, это общая проблема всего банковского сообщества, проблема всей страны. Для ее разрешения необходима целенаправленная система мер — государственная стратегия развития конкуренции в банковском секторе.

Среди научных исследований проблематика банковской конкуренции можно необходимо выделить три группы работ: к первой, наиболее многочисленной группе относятся работы, рассматривающие теоретические и прикладные аспекты функционирования банковского сектора в условиях рыночной экономики (в частности: Г. Г. Коробова, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова, В. Н. Шенаев и др. отечественные экономисты); ко второй группе относятся работы, исследующие конкуренцию в рыночной экономике (П. Друкер, М. Портер, Дж. Робинсон, Ю. Б. Рубин, Ф. Хайек, А. Ю. Юданов и др.); к третьей группе относятся работы, затрагивающие проблемы банковской конкуренции, банковского маркетинга и банковского менеджмента (Ю.И. Коробов, А. П. Мирецкий, А. Н. Орлова, В. В. Попков, Г. О. Самойлов и др.).

Цель дипломной работы: проанализировать специфику банковской конкуренций, а также выявить основные тенденции конкуренции в банковском секторе экономики России.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

 выявить значимость конкуренции в банковском секторе экономики, определить ее формы и функции;

 показать роль конкуренции в развитии банковского сектора экономики;

 раскрыть сущность, направления и методологические основы мониторинга конкуренции в банковском секторе экономики;

 обосновать текущее состояние на рынке банковских услуг в аспекте развития конкуренции в банковском секторе экономики.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе конкуренции в банковской сфере.

Объектом исследования выступают институты банковского сектора экономики России.

Конкуренция в банковском секторе экономики рассматривается через взаимосвязь теории и практики, на основе сочетания микрои макроэкономического подходов.

Теоретическую базу работы составили фундаментальные работы ведущих экономистов, научные статьи в экономических журналах и статистические данные, а также законодательные и нормативные акты.

Научная новизна работы определяется тем, что в настоящей работе осуществлено комплексное исследование проблем конкуренции в банковской сфере.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование развивает мало разработанное в отечественной экономической науке направление, расширяет его методологический и методический аппарат.

Оно направлено на решение крупной практической проблемы развития конкуренции в банковском секторе экономики и вносит определенный вклад в обеспечение стабильного функционирования банковской системы страны и национальной экономики.

Дипломная работа включает введение, три главы, заключение и список литературы.

Первая и вторая глава работы освещают теоретическую базу формирования банковской конкуренции, в третьей главе проведен анализ текущего состояния и представлены основные тенденции развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М., 1996.
  2. И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  3. И. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг//Маркетинг. 2004. № 1.
  4. С. Ледниковый период. Ослабление частных банков приведет к стагнации малого и среднего бизнеса// Деловой еженедельник «Компания». 2004. № 69 (23 августа)
  5. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2005.
  6. Банки и банковские операции / Под ред. Е. Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
  7. Банковские операции: Учеб. пособие/ Под общ. ред. О. И. Лаврушина. — М.:ИНФРА-М, 2006.
  8. Банковский маркетинг: Серия «Банковское дело в России» / под общ. ред. А. В. Фалько — М.: АОЗТ ВЕЧЕ, 2003.
  9. Банковское дело: Справ. пособие /Под ред. Ю. А. Бабичевой. М. Экономика, 2003.
  10. Банковское дело: стратегическое руководство. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 2001.
  11. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г. Г. Коробовой. — М.: Юристъ, 2002.
  12. Банковское дело: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  13. Г. И. Межбанковская конкуренция на рынке сбережений населения //Банковские услуги. 2003. № 4.
  14. В. Как сесть на бюджетную «трубу»? //Банковское обозрение. 2004. № 9.
  15. В. Лидером становится тот, кто делится.// Банковское обозрение. 2004. № 11.
  16. Бор М.З., Пятенко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование — М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  17. А. Кредитное бюро и банковская конкуренция // Банковское дело в Москве. 2004. № 12.
  18. А., Павлушина М. Банки-лидеры не хотят быть информационными донорами// Банковское обозрение. 2005. № 1.
  19. А.В. Как построить рейтинг стратегической надежности банков // Банковское дело. 2000. № 11.
  20. М., Ячеистов К. Власти повернулись лицом к банкам/Коммерсант. — 2003. № 40.
  21. М. «Карманному» банку трудно жить вне кармана// Банковское обозрение. 2004.№ 11.
  22. Д. Клиентская база банка и информационное неравенство: Банковский маркетинг //Маркетинг. 2002. № 1.
  23. Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 2 (28)
  24. Е.П. Маркетинговые коммуникации М.: Изд-во «Финпресс», 2000.
  25. С.А. Маркетинг банковских услуг. / Под общ. ред. В. В. Томилова //http://www.marketing.spb.ru/read/ml5/index.htm
  26. В.Л. Роль Центрального банка в регулировании банковской конкуренции: Монография. Саратов, 1999.
  27. О. Банкиры против искусственного сокращения числа бан ков//Банковское обозрение. 2004. — № 7.
  28. О. Обслуживание ТЭК: Российские банки вне конкуренции// Банковское обозрение. 2004. № 3.
  29. Н.Е., Смулов A.M. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование: Учеб. -практ. пособие. М.: Дело, 2002.
  30. В.И. Регулирование конкурентных отношений в Российской Федерации// Законодательство и экономика. 2003. № 13−14.
  31. Ю.Б. Банковская система России и реальный сектор экономики. Монография, Саратов, 2002.
  32. К. Почему наказывают банки за поддержку отечественного производства//Известия. 2001. № 76.
  33. И.Н. Некоторые вопросы развития конкурентной среды // Банковское дело. 2005. № 4.
  34. А.А. Вопросы модернизации банковской системы России//Деньги и кредит. 2002. № 6.
  35. Ю.И. Банковская конкуренция//Деньги и кредит. 2001. № 2.
  36. К.И. Система показателей для институционального анализа региональных банковских систем// Вестник ВГУ. Серия «Экономика и управление». 2004. — № 1.
  37. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. -М.: Юрайт, 2001.
  38. Ю.Н. О кодексе этических принципов банковского дела // Деньги и кредит. 2004. — № 5.
  39. В.А. Российский рынок банковских услуг. // ЭКО. — 2006. — № 8.
  40. Маркетинг банковских услуг / под редакцией В. В. Томи лова. — М.: Наука, 2002.
  41. М.Ю. О пользе банковской конкуренции. // Банковское дело. 2006.- № 3.
  42. В. Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг// Банковское дело. 2001.- № 1.
  43. В.Д. О развитии российского рынка банковских услуг // Финансы. 2002. — № 6.
  44. А.Н. Стратегия продвижения банковских продуктов. Монография, Саратов, 2003
  45. Т.В. От стабилизации к устойчивому развитию: итоги, стратегия и перспективы//Деньги и кредит. — 2004. — № 6.
  46. Т.В. Эффективное управление в кредитных организациях- фактор системной устойчивости банковского сектора //Деньги и кредит. 2005. -№ 6.
  47. М.А. Банковская конкуренция в России. — Саратов: СГСЭУ, 2004.
  48. М.А. Банковские услуги в современной экономике // Вопросы экономических наук. — М., 2004. № 3 (7).
  49. М.А. Конкуренция в повышении качества банковского обслуживания // Взаимодействие банковской системы и реального сектора экономики: Материалы Международной науч.-практич. конференции, 22−23 апреля 2005 г. / Саратов, гос. соц.-экономич. ун-т. — Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2005.
  50. М.А. Развитие конкуренции в банковском секторе экономики. — Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2005
  51. Правовая система КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
  52. Г. О., Бачалов А. Г. Банковская конкуренция. — М.: Экзамен, 2002.
  53. И. Технологические возможности для повышения конкурентоспособности банков/Международный рынок банковских услуг. 2004. № 2.
  54. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие /Пер. с англ. под ред.проф. Л. Ф. Никулина. — М.: ЮНИТИ-ДАПА, 2001.
  55. И.О., Спицын Я. О. Маркетинг в банке. — Тернопль: АО «Тарнекс», 1999.
  56. И.В. От монополизма к конкуренции. — М.: Политиздат, 2003.
  57. А.А. Динамика конкурентных отношений в процессе становления информационного общества в России. М., 2005.
  58. A.M., Ребельский Н. М. Конкуренция в банковском секторе России. — М.: ЮНИТИ, 2001.
  59. Э.А. Банковский маркетинг: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, Метаинформ, 1994.
  60. В.И. Коммерческие банки: стратегии институционально-сетевого развития. — М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.
  61. П. Мегарегулятор финансового рынка: как скрестить самолет с подлодкой // http://www.banki.ru/news/daytheme/?ID=28 712.
  62. Что ждет рынок при мегарегуляторе? // Рынок ценных бумаг. 2004. № 7.
  63. Г. П. Банковские системы развитых стран. — М.: Экзамен, 2006.
Заполнить форму текущей работой