Колористика архитектуры второй половины XX — начала XXI веков в системе архитектурного образования
Диссертация
Колористическое образование в архитектурной школе является фундаментом профессионального применения цвета в архитектуре. Сравнительный анализ программ по цвету современных архитектурных школ показал, что наиболее полные по содержанию программы принадлежат МАРХИ (Москва) и Архитектурному Институту ТУ в Берлине, продолжающие традиции ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа и Баухауза, упражнения которых строятся… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОЛОРИСГИКА АРХИТЕКТУРЫ ШОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX- НАЧАЛА XXI ВВ
- 1. 1. Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства
- 1. 1. 1. Экологическая архитектура
- 1. 1. 2. Современные местные течения
- 1. 1. 3. Модернистское наследие
- 1. 1. 4. Авангард Лос-Анджелеса
- 1. 2. Традиционная и современная цветовая культура
- 1. 2. 1. Минимализм
- 1. 2. 2. Европейский рационализм
- 1. 2. 3. Возрождение классики
- 1. 2. 4. Постмодернизм
- 1. 2. 5. Деконструктивизм
- 1. 2. 6. Новый экспрессионизм
- 1. 2. 6. Новый модерн
- 1. 2. 7. Популистская архитектура
- 1. 3. Новейшие технологии строительства и эксплуатации объектов
- 1. 3. 1. Хай-тек
- 1. 3. 2. Мегаструктуры
- 1. 3. 3. Японские эксперименты
- 1. 1. Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства
- 2. 1. Изучение цвета в архитектурных школах России и Европы
- 2. 1. 1. Из истории архитектурного образования начала XX века
- 2. 1. 2. Изучение цвета в современных архитектурных школах России и Европы
- 2. 1. 3. Сравнительный анализ подходов по изучения цвета в архитектурных школах России и Европы
- 2. 2. Комплексное изучение колористики в архитектурной школе
- 2. 2. 1. Теоретические основы колористики
- 2. 2. 2. Цвет в архитектурной композиции
- 2. 2. 3. Цвет в архитектурном проектировании
Список литературы
- Адаскина H.JI. Любовь Попова. Путь становления художника-конструктора // Техническая эстетика. Вып. 10. М.: ВНИИТЭ. 1978. С. 17 — 23.
- Адаскина Н. Л. Работа Л. Поповой по созданию «цветовой дисциплины» ВХУТЕМАСа. // Проблемы русского и советского искусства. ГТГ Материалы и исследования. Л., 1983 с. 172−187.
- Адаскина Н.Л. Попова Любовь Сергеевна // Иллюстрированный словарь русского искусства. Москва. 2001. С. 361.
- Азизян И. А. Диалогизм в теоретической рефлексии лидеров русского авангарда // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. 2001. № 1.
- Азизян И. А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры. Вып. З: Желаемое и действительное / Под ред. И. А. Бондаренко. -М.: УРСС, 2002.
- Азизян И. А. Теоретическое осознание рождения авангарда и модернизма // Очерки истории и теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Под. ред. И. А. Азизян. СПб.: Коло, 2009.
- Бонфуа И. Джорджо де Кирико // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, С.204−207.
- Буторина Е. И. Александр Лабас. — М.: Советский художник, 1979.
- Гёте И. В. Учение о цветах / И. В. Гёте // Лихтенштадт В. О. Гёте. -СПб: Гос. изд-во, 1920.
- Гропиус В. Границы архитектуры./Пер. A.C. Пинскера-М.:Стройиздат, 1971,-286с.
- Дадаизм и сюрреализм // Модернизм: анализ и критика основных направлений / под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. Москва: Искусство, 1980.
- Домасев М. В. Гнатюк С. П. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения.- СПб: Питер, 2009.
- Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / перевод с англ. А. В. Рябушина, М.В.Уваровой- под ред. А. В. Рябушина, В. Л. Хайта М.: Стройиздат, 1985-с. 16−20.
- Ефимов, А В. Архитектор изучает прет.- Вести, высш. шк, 1975, № 4.
- Ефимов A.B. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура — С, 2005.
- Ефимов А. В. Изучение формообразующего действия цвета на макетах.-Архитектура СССР, 1972, № 8.
- Ефимов A.B. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990.
- Ефимов А. В. Колористическое решение районов массового строительства.— Архитектура СССР, 1976, № 6.
- Ефимов A.B. Связь между формой и цветом// INTERPRESS GRAFIK, 1979, № 3.
- Ефимов A.B. Суперграфика в городской среде//Техническая эстетика, 1983, № 2, с. 11−16.
- Ефимов А. В. Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе: диссертация кандидата архитектуры Москва, 1973.
- Ефимов A.B. Шведские исследования колористической среды//Техническая эстетика, 1983, № 11, с. 21−24.
- Ефимов А., Скобелев В. Методика преподавания живописи в Московском архитектурном институте-Архитектура СССР, 1968, № 10.
- Жадова Л. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН. Страницы истории, «Декоративное искусство СССР», 1970, № 11.
- Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе / В. Я Ивбулис. М.: Знание, 1988. — 240 с.
- Иконников A.B. Гропиус, Мис ван дер Роэ и история функционализма// Теоретические концепции современной зарубежной архитектуры (конец XIX- первая треть XX в.). М: Стройиздаг, 1975. с. 146−176.
- Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М.: Стройиздат, 1982.
- Иконников A.B. Эстетические ценности предметно-пространртвенной среды / A.B. Иконников. М.: Стройиздат, 1990. — 335 с.
- Иттен И. Искусство цвета. М: Д. Аронов, 2001.
- Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.
- Кандинский В. О понимании искусства // Знамя. — 1999. № 2. -С. 101−122.
- Коккиняки И. Супрематическая архитектура Малевича и ее связи с реальным архитектурным процессом // Вопросы искусствознания. М., 1993. -№ 2−3,-119−130.
- Коэн Жан-Луи. Ле Корбюзье. 1887−1965. Лирика архитектуры в эпоху машин. М.: TASHEN / Арт-Родник, 2008.
- Крючкова В. А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М: ОЛМА — Пресс. —2000.
- Кузьмина М. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство// Модернизм. -М: Искусство, 1969.
- Курбатов Ю.П. Связи архитектурных форм с визуальными характеристиками природного ландшафта. Автореферат докторской диссертации. Л.- 1983.
- Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье- Пер. с франц. В. Н. Зайцев, В. В. Фрязинов. М.: Изд-во «Прогресс», 1977. — 301 с.
- Малевич К. С. Черный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.
- Минервин Г. В. Значение пропедевтических курсов для подготовки художников-консгрукгоров // Творческие проблемы художественного конструирования. ВНИНТЭ. -М: ВНИШЭ, 1970. С.98−106.
- Обухова Д. Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму /А. Обухова, М. Орлова. -JVL: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-176 с.
- Огинская JL Густав Клуцис. М.: Советский художник, 1981.
- Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа (1920−1926). // Традиции и истоки отечественного дизайна. «Труды ВНИИТЭ», серия Техническая эстетика. Выпуск 21. М., 1979 с. 44- 62.
- Рябушин A.B. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. М.: «Архитекгура-С», 2007.
- Синтез цвета // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. -М.: Советская энциклопедия, 1981.
- Танге К. Архитектура Японии: Традиции и современность: Сборник статей: Пер. с англ/Ред. A.B. Иконников. М: Прогресс, 1976. — 239 с.
- Творческое объединенеие «Основа». СПб.: «Серебряный Век», 2004. — 16с.
- Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от, А к Б и наоборот) / Пер. с англ. Г. Северской. -М.: Аронов, 2001.
- Хан-Магомедов, С О. Александр Веснин и конструктивизм /СО. Хан- Магомедов. М.: Архитектура-С, 2007. — 235с.
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда / С.О.Хан-Магомедов. М.: Стройиздат, 1996. — 496 с.
- Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. М.: Ладья, 2000.
- Хан-Магомедов С. О. Две концепции авангарда: конструктивизм и супрематизм//Архитектура СССР, май-июнь, 1990.
- Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. —М: Архигекгура-С, 2006.
- Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский —М: Архитектура-С, 2007.
- Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда: билингва. М.: Едиториал УРСС, 2005.
- Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). — Москва: Архитектура — С. 2007.
- Хоннеф К. Поп-арт / Под ред. Уты Гросеник. Москва: Taschen / «Арт-родник», 2005. — С. 12−13.
- Хассел Э., Бойл’Д., Харвуд Д. Современная архитектура / пер. с англ. Ю. В. Сараевой. -М.: Арт Родник, 2010.
- Шевалье Д. Пауль Клее. М.: Слово, 1991.
- Юбилейная книга Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета /под ред. С. П. Заварихина, Ю. П. Панибратова — СПб.: Арт-принт- 2002.
- Albers J. Interaction of Color. USA: Yale University Press, 1963.
- Amazons of the Avant-Garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova (exhibition catalogue), Royal Academy of Arts, London, 1999.
- Axsom R.H. The prints of Frank Stella. New York: Hudson Hill Press, 1983.
- Bowlt J. Aleksandr Rodchenko Experiments for the Future: Diaries, Essays, Letters, and Other Writings. — New York: Museum of Modem Art, 2005, p. 31.
- Book of abstracts AIC 2008 Colour-Effects &Affects/ Karin Fridell Anter, Iman Kortbawi. Stockholm, 2008.
- Bcrger J. & Wagstaff S. Juan Munoz: A Retrospective. London: Tate Publishing, 2008.
- Bergstrom В. Creative Colour Education. Stockholm: Scandinavian Colour Institute AB, 2001.
- Bouma P.J. Physical Aspects of Colour. 2nd Edition. London: Philips Technical Library, Macmillan, 1971.
- Cottington D. Kubismus. Ostfildern-Ruit: Hatje Cantz, 2002.
- Cooke C. Russian Avant-Garde Theories of Art, Architecture, and The City. London: Academy Editions, 1995, p. 121.
- Crossland M. The enigma of Giorgio de Chirico. London & Chester Springs: Peter Owen, 1999.
- Dabrowski M Liubov Popova New York: Museum of Modern Art, 1991, p. 122.
- Elger D. Expressionismus. Koln: Taschen, 2007.
- Francesco Dal Co. Tadao Ando: Complete Works. London: Phaidon Press, 1997.
- Fridell Anter K. What Colour is the Red House?: Doctoral Dissertation. Stockholm: Royal Institute of Technology, 2000.
- Gage J. Colour and Meaning. London: Thames and Hudson, 1999.
- Gage, J. Colour in Art. London: Thames and Hudson, 2006.
- Gerstner K. The Forms of Color. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1986.
- Gold J. The Experience of Modernism: Modern Architects and the Future City 1928−1953. London: E & FN Spon, 1997.
- Gray C. The Russian Experiment in Art. London: Thames and Hudson, 1965.
- Hard A. The Natural Colour System and Its Application to Interior and Exterior Environments. In: Porter T., Mikellides B. Colour for architecture. -London: Studio Vista, 1976.
- Hard A., Sivik L. NCS Natural Color System: A Swedish Standard for Color Notation// Color Research and Application, 1981, vol. 6, no. 3, pp 129−138.
- Klotz H. History of Post-Modern Architecture. Cambridge, MA: MIT Press, 1998.
- Krause J. Color Index: Over 1100 Color Combinations, CMYK and RGB Formulas, for Print and Web Media, How Design Books, 2002.
- Libeskind D. The Surface Must Die. A Proof. // Architectural Design. № ½. London, 1989. P. 21.
- Lissitzky-Kuppers S. El Lissitzky.-Dresden, 1967.
- Malewitsch K. Suprematismus die gegenstandslose Welt. — Witebsk, 1922.
- Mariner N. James Turrell: The Axt of Deception, Art in America, May 1981, pp. 90−99.
- Nilsson A. «Why Colour?». Stockholm: Scandinavian Colour Institute AB — NCS Edition 2, 2007.
- Osterwold T. Pop Art. Koln: Taschen, 2007.
- Pauly D. Barragan, l’espace et l’ombre, le mur et la couleur. Berlin: Birkhausen 2008.
- SeuphorM PietMondrian, life and work -New York: HanyN. Abrams, 1957.
- Smedal G. Longyearbyen in Colour Status and Challenges. -Norway: Eide Forlag, 2001.
- Shearman J. Mannerism. Harmondsworth: Penguin Books, 1967.
- Steele J. An Architecture for People: The Complete Works of Hassan Fathy. New York: Whitney Library of Design, 1997.
- Steele J. Architecture today. London: Phaidon Press Limited. — 1997.
- Steele J. Ecological architecture: a critical history. London: Thames & Hudson, 2005
- Villner L, Abarkan A. The four faces of architecture on the dynamics of architectural knowledge. — Stockholm: School of architecture, Royal Institute of Technology, 2005.
- Архитекторы acc / asse architects Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.asse.ru/ свободный — Заглавие с экрана.
- Белоголовский В. Уроки Вентури // Архитектурный Вестник. -2005. № 3. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://archi.ru/foreign/news/news current. html?nid= 191&fl= 1 &sl= 1 / свободный -Заглавие с экрана.
- Белоголовский В. Чистая архитектура Питера Айзенмана// «Современный дом». 2004. — № 1. Элжгратый ресурс. -РЬким дэсгуги //http:// archi.ru/press/belogolovsky/domO 104. htm/ свободный — Заглавие с экрана.
- Проект классики Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.proiectclassica.ru/ свободный — Заглавие с экрана.
- Российская архитектура Электронный ресурс. Режим доступа: http://archi.ru/ свободный — Заглавие с экрана.