Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование российского рынка ценных бумаг и регулирующая роль государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На базе исходных данных котировок акций на российском фондовом рынке и ряде известных в России фондовых индексов произведена идентификация модели САРМ, на основе полученных результатов произведено расширение модели. Модификация модели позволила получить более удовлетворительные результаты от применения САРМ. Таким образом, можно констатировать, что дальнейшее исследование применимости модели САРМ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. J. Рынок ценных бумаг и его место в системе рынков
    • 1. История возникновения и развития рынка ценных бумаг
    • 2. Виды фондового рынка и его субъекты
    • 3. Основополагающие принципы регулирования рынка ценных 38 бумаг
  • Глава. //. Специфика российского рынка ценных бумаг
    • 1. Текущее состояние и тенденции развития рынка государственных ценных бумаг
    • 2. Институты рынка ценных бумаг, их роль в осуществлении его регулирования
    • 3. Виды долговых обязательств экономических субъектов государственного и муниципального уровня
  • Глава III. Теория портфельных инвестиций. Специфика российского варианта
    • 1. Определение доходности портфеля ценных бумаг
    • 2. Анализ рисков на финансовых рынках

Формирование российского рынка ценных бумаг и регулирующая роль государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фондовый рынок России представляет собой в настоящее время одно из самых динамично развивающихся подразделений экономики. События, происходящие на этом рынке, оказывают наибольшее влияние, по сравнению с событиями на других рынках (товарном, трудовом, информационном), как на общественное сознание, так и на экономическую ситуацию в стране. Данный вид рынка — сравнительно новый для России. Его участники не имеют достаточного опыта (порой как профессионального, так и просто жизненного), финансовые инструменты не сформировались полностью, традиции только формируются. Все это приводит к значительной нестабильности фондового рынка, которая в свою очередь стимулирует нестабильность социально-экономического состояния государства и его граждан. Такое положение не способствует ни выходу России из кризиса, ни развитию самого фондового рынка.

Особое значение для экономики приобретает анализ такой разновидности фондового рынка как рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг играет важную роль, а в рыночной экономике — незаменимую роль двигателя инновационного прогресса, мощного стимулятора притока капиталов, регулятора действия сил, препятствующих установлению экономического равновесия.

В этой связи возрастает актуальность исследований, посвященных вопросам функционирования фондового рынка.

Цель работы — рассмотреть принципы и методы функционирования фондового рынка и исследовать его специфику в системах с переходной экономикой на основе анализа современной ситуации на фондовом рынке России.

В соответствии с указанной целью, в работе поставлены следующие задачи: исследовать место фондового рынка в системе рынковрассмотреть и уточнить понятийный аппарат, используемый при анализе становящегося фондового рынкауточнить проблему саморегулирования фондового рынкапроанализировать текущее состояние и тенденции рынка государственных ценных бумаг Россиисистематизировать принципы и способы государственного регулирования фондового рынка.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступают реальные экономические отношения, выражающие специфику функционирования рынка ценных бумаг. Объектом исследования является процесс формирования фондового рынка в России.

Теоретической основой исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам места и роли финансовых рынков в современных экономических системах и принципов организации работы фондового рынка.

Научная новизна состоит в следующем:

1. Проведен ретроспективный анализ в мировой практике формирования рынка ценных бумаг от простого обмена валютами на ярмарках, появления векселя, акции, фондовой биржи, кредитования, коммерческих банков, рынка ценных бумаг до появления евроакций и еврооблигаций, которые стали главным объектом сделок на мировом рынке.

2. Раскрыты общие и особенные черты становления российского рынка ценных бумаг. Показано, что фондовый рынок России, как и фондовые рынки других стран (особенно США) включает высокоразвитый внебиржевой рынок и электронную систему торговли ценными бумагами. В то же время российский рынок ценных бумаг сильно монополизирован. Главным субъектом, действующим на рынке ценных бумаг, является государство, формирование рынка ценных бумаг осуществляется преимущественно сверху, рынок ценных бумаг слабо связан с производством и инвестиционными процессами, характеризуется недостаточно разработанной законодательной базой и низким развитием информационного рынка.

3. Обоснована необходимость усиления государственного регулирования на рынке ценных бумаг:

3.1 Сформулированы основные функции государства на рынке ценных бумаг: обязательная регистрация всех участников сделок и самих фондовых операцийлицензирование и контроль за соблюдением правил торговли финансовыми активамисбор точной информации об объектах и субъектах рынка ценных бумаг.

3.2 На основании действующих в настоящее время положений, инструкций и других законодательных актов выделены основные принципы регулирования рынка ценных бумаг: контроль за финансовым состоянием участников фондовых сделок и послеторговых операций со стороны государственных органов управленияоперативный анализ деловой информацииарбитрское участие в разрешении конфликтных ситуаций между инвесторами, эмитентами и посредникамистрахование участников фондовых операций от убытков в результате финансовых махинаций.

3.3 Определены способы государственного регулирования, которые подразделяются на два основных вида: нормативно-правовое регулирование, которое включает создание юридических норм, определяющих правила деятельности на фондовом рынке, требования, предъявляемые к участникам, а также структуру государственных органов, регулирующих рынокэкономическое регулирование, объединяющее различные инструменты экономического воздействия: налогообложение, операции на открытом рынке, изменение ставки рефинансирования и изменение нормы обязательных резервов.

3.4 Доказано, что государство на рынке ценных бумаг выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков) — использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политикив лице Центрального банка является крупнейшим лидером на рынке государственных ценных бумаг.

4. Дана оценка степени развития российского рынка акционерного капитала и определены основные направления его совершенствования. Показано, что появление и распространение акций в период становления фондового рынка в России имело свои особенности, во многом определившие его современное состояние: скачкообразное изменение котировок акций, заниженная стоимость основных фондов предприятий и соответствующий ему низкий курс акций, повышенный спрос на акции сырьевых предприятий, преимущественная ориентация на иностранного инвестора.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты позволяют определить пути и способы формирования рынка ценных бумаг в современных условиях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в двух публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Результаты исследования показали, что введение новых переменных в модель САРМ позволило существенно улучшить результаты расчета модели. Возможно, с точки зрения моделирования несколько нелогичным выглядит включение в модель как абсолютных, так и относительных показателей, тем не менее, приведенный анализ показал, что различные компании по-разному реагируют на абсолютные и относительные движения рынка. Этот факт оправдывает включение в модель указанных переменных. Можно констатировать, что расширение модели привело к существенному улучшению характеристик модели.

На рисунках 13,14 показано численное распределение значений рассматриваемых 31 компании. Если при применении классической модели САРМ у 4 компаний значение менее 0,2, у 11 компаний — менее 0,5, то в расширенной модели только у двух компаний — менее 0,4 и у трех — менее 0,6.

Рис. 13. Кумулятивный график распределения Rsq компаний в классической модели САРМ.

Рис. 14. Кумулятивный график распределения Rsq компаний в расширенной модели САРМ.

Таким образом, [применение модифицированной модели САРМ на российском рынке дало интересные результаты, которые могут стать объектом дальнейшего исследования.

В данном параграфе были рассмотрены вопросы оценки риска и доходности инвестиционных портфелей ^ пакетов инвестиций с разной степенью доходности и риска. J.

I Проанализированы особенности создания и текущего состояния российского фондового рынка, определены источники возникновения и последствия риска при портфельном инвестировании.

На базе исходных данных котировок акций на российском фондовом рынке и ряде известных в России фондовых индексов произведена идентификация модели САРМ, на основе полученных результатов произведено расширение модели. Модификация модели позволила получить более удовлетворительные результаты от применения САРМ. Таким образом, можно констатировать, что дальнейшее исследование применимости модели САРМ на российском рынке возможно и имеет практическую значимость. Продолжение работы над указанной проблемой видится, прежде всего, в теоретической интерпретации полученных результатов в терминах портфельной теории, описание взаимосвязей введенных переменных с коэффициентом классической портфельной модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Российский фондовый рынок является спекулятивным — отсутствует рынок акционерного капитала при достаточно высоком развитии инфраструктуры.

2. Российский фондовый рынок организован по тому же принципу, что и американский, и включает высокоразвитый внебиржевой рынок и электронную систему торговли ценными бумагами (РТС), а также менее развитую систему биржевых торговых площадок.

3. Российский рынок характеризуется слабой законодательной базой, низким развитием информационного рынка, отсутствием значительного количества свободных средств для инвестирования.

4. На рынке присутствует группа компаний (bluechips), которые сильно отличаются от большинства остальных по уровню развития рынка акционерного капитала, информационному обеспечению инвесторов капитализации и объемам торгуемых акций, а также отсутствием отраслевых различий в динамике котировок.

5. Российский фондовый рынок сильно монополизирован. Серьезный дисбаланс в развитии финансовых отношений порождает недостаточная интегрированность финансового рынка в общую экономическую систему, далеко не полная реализация им своих исходных функций, как инструмента движения капитала с целью: обеспечения аккумуляции и перераспределения свободных денежных средств для финансирования и кредитования реального секторазадействования механизма запуска инвестиций для обеспечения потребностей реального сектора в инвестиционных ресурсах.

В России в настоящее время финансовый рынок и реальный сектор экономики фактически существуют автономно друг от друга. Операции, происходящие на финансовом рынке, в основном, обеспечивают реализацию интересов самих участников этого рынкафинансовые ресурсы циркулируют как бы в замкнутом круге, не доходя до реального сектора. Доля кредитов в экономике в общем объеме кредитных вложений банков на начало текущего года не превышала 20%.

Предприятия же реального сектора, испытывая сильный недостаток средств, вынуждены искать их за пределами финансового рынка, активно использовать т.н. «псевдоденьги» (долговые обязательства различного рода), которые уже составляют около 80% оборотных средств промышленности. Подобное обстоятельство крайне негативно сказывается как на устойчивости самого финансового рынка, так и на состоянии предприятий реального сектора.

Помимо этого, наблюдается серьезное расхождение в процентных ставках на банковский кредит и рентабельностью производства.

Так, по результатам анализа деятельности предприятий, проведенным Министерством экономики РФ, норма прибыли на новый капитал находится на уровне 25%, в то время, как реальный процент, по которому предприятие может получить кредит на свободном рынке составляет 40−50%.

Также негативное влияние на развитие экономики оказывает внутренний дисбаланс самого финансового рынка, т. е. существенные различия степеней развития каждого из сегментов, составляющих финансовый рынок и рассогласованность взаимодействия этих сегментов, нарушение баланса интересов участников каждого из сегментов.

Вследствие того, что финансовый рынок незамедлительно реагирует на каждое изменение собственных внутренних пропорций, изменение доли отдельных сегментов, изменение характера взаимосвязей — например, когда один сегмент ускорено развивается в ущерб остальным, можно говорить о нарушении баланса интересов различных участников рынка. Гипертрофированное развитие такого сегмента, как рынок ГКО, обозначило занижение доли операций с акциями предприятий реального сектора в общем объеме операций на финансовом рынке.

В действительности перспектива стабильности рынка государственных ценных бумаг в условиях достаточной степени его организованности и участия на нем банка России напрямую связана, посредством расширения ресурсной базы этого рынка за счет привлечения средств хозяйственных субъектов, а также субъектов регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. На перепутье. Размышления о судьбах России. М.: ИЭ РАН, 1993.
  2. Л.И. Доминирующий фактор: экономический кризис и пути его преодоления. М.: ИЭ РАН, 1993. — 24 с.
  3. Л.И. Отложенные перемены или потерянный год. М.: ИЭ РАН, 1997.-262 с.
  4. Г. Л., Федоренко Н. П., Щукин Е. П. Затраты и результаты: беседы об экономике. М.: «Наука», 1990. — 192 с.
  5. М.М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатинформ, 1993.- 140 с.
  6. М.М. Основы банковского права. Курс лекций. Учение о ценных бумагах. Научное исследование. Изд. 2-е. М.: Изд-во БЕК, 1994.-350 с.
  7. М.Ю. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М.: Финансы и статистика, 1991. — 160 е.: ил.
  8. Т.А. Централизм и состоятельность в экономике (Проблемы взаимосвязи). Тбилиси: «Мицниеребе», 1991. — 143 с.
  9. И.А. Основной капитал в экономике России. М.: ИЭ РАН, 1993.- 129 с.
  10. П.Г. Самофинансирование. М.: «Финансы и статистика», 1988.- 78 с.
  11. П.Балабанов B.C. и др. Рынок ценных бумаг: Коммерческаяазбука. М.: «Финансы и статистика». — 1994. — 128 с. 12. Беляков М. М. Вексель как важнейшее платежное средство. — М.: МП «Трансферт», 1992. — 143 е.: ил.
  12. Бизнес на рынке ценных бумаг. Российский вариант. Справочно-практическое пособие./Отв. ред. В. В. Коланьков и др.-М.: «ГРАНИКОР», 1992. 510 с.
  13. Вексель в обороте. М.: 1992. — 27 с.
  14. Воспроизводство национального богатства в условиях перехода к рынку. М.: ИЭ РАН, 1992. — 121 с.
  15. Гиперинфляция и пути ее преодоления. СПб.: ИСЭП РАН, 1993.-62 с.
  16. О.В. Отношения собственности: экономика и политика. Владивосток ДВО РАН, 1992. — 138с.
  17. Л.И. Ценные бумаги: Учет и налогообложение /изд.2/. М.: АО «ДИС», 1994. — 64 с.
  18. С.П. Что нужно знать о ценных бумагах. М.: «Юрист», 1997.-280 с.
  19. Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки.-М.: «Банки и биржи», Изд. Объедин. «ЮНИТИ», 1995.-221 с.
  20. Д.Л. Вексель (Серия «Международный банковский бизнес». 2-е изд. исправл. — М.: Издвтельство АО «Консалтбанкир», 1994. — 112 с.
  21. А.Е. Система местного самоуправления. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.- 61 с.
  22. Н.А. Введение в бизнес реформируемой России. -Новосибирск: Г. К. РФ по высшему образованию, 1993. 298 с.
  23. В.И. Финансовая стабилизация, структурная перестройка и банкротство. М.: Препринт доклада ИЭ РАН, 1994.-29 с.
  24. Как работать с ценными бумагами. Опыт США, 1992. — 144 с.
  25. В.П. Экономика России на пороге XXI века.-М.: ИЭ РАН, 1995.-66с.
  26. Р.А. Формирование рыночной экономики в России: противоречия и тенденции. М.: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. РАУ, 1994.-48 с.
  27. Д.С. К научному обоснованию экономических реформ в России. М.: ЦЭМИ, 1995 — 63с.
  28. .З. Реформы управления и управление реформами. М.: (4.1), 1994.-243с.
  29. Я.С. Вексель и его использование в хозяйственном обороте. М.: АО «ДИС», 1995. — 80с.
  30. Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. — 532 с.
  31. Основные принципы формирования экономического механизма федеративных отношений в современной России. М.: ИЭ РАН, 1993.-82 с.
  32. Очерки экономических реформ. Под ред. Ю. Ф. Воробьева. М.: «Наука», 1993. — 271с.
  33. А. Шоковая терапия в Восточное Европе и России. М.: «Республика», 1994. — 174 с.
  34. Перспективы и проблемы России. Есть ли у России будущее? М.: Ин-т перспектив и проблем стран АЕИ, 1994. — 116с.
  35. Проблемы сравнительного анализа моделей смешанной экономики. М.: ИЭ РАН, 1994. — 49 с.
  36. Развитие и организация рынка ценных бумаг в России. Франкфурт-на-Майне, 1993. — 191 с.
  37. Рынок ценных бумаг: Учебник/ Под ред. В. А. Галанова,
  38. A.И.Басова. М.: «Финансы и статистика», 1996. 352с.: ил.
  39. Рынок ценных бумаг/Под ред. В. И. Колесникова и
  40. B.С.Торкановского: Учебное пособие, СПб: Изд-во СПб УЭФ, 1997.- 143 с.
  41. Социально-экономические проблемы рынка.-М.: ИЭ РАН, 1993.-207 с.
  42. Т., Воутилайнел Э., Поронне П., Ниссинел Й. Х. Управление по результатам. М.: «Прогресс», 1993. — 319с.
  43. В.Н. Экономическое поведение. Человек-фирма-государство-экономика. М.: «Дело», 1993. T.I. — 159 е.- т.Н. — 207 с.
  44. Формирование рынка ценных бумаг в России. М.: ИЭ РАН, 1993.-21 с.
  45. Н.П. Вопросы экономической теории. М.: «Наука», 1994.-223с.
  46. А.А. Вексельное обращение. Российская и международная практика. Изд. 2-ое, испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1995.-352 с.
  47. Финансовое управление компанией/Общ. ред. Е. В. Кузнецовой. -М.: Фонд «Правовая культура», 1996. 384 с.
  48. JI. Денежная теория (пер. с англ. яз.)-М.: «Прогресс», 1990.-751с.
  49. Хорн Ван Дж. К. Основы управления финансами: пер. с англ. яз. /Гл. ред. серии Я. В. Соколов. М.: «Финансы и статистика», 1996. -800с.
  50. Ценные бумаги/авт.-сост. Симонова М. Н. -М: Информационно-изд. дом «Филинъ», 1997. 144с.
  51. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. М.: ИЭ РАН и ЦЭМИ РАН, 1995. — 273с.
  52. А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. М.: «Финансы и статистика», 1991.
  53. Ю.В. Революция в экономике. М.: «Дело», 1993. — 137с.
  54. Закон РФ от 13 ноября 1992 года № 3 877−1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».
  55. Письмо Центрального банка России от 21 декабря 1994 года № 283−11/225.
  56. Письмо Центрального банка России от 3 сентября 1995 года № 28−7-3/А-693 «О расчете доходности ГКО и ОФЗ».
  57. Указ от 31 января 1996 года № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 12.08.96 № 1156).
  58. Постановление Правительства РФ от 4 марта 1996 года № 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.96 № 995).
  59. Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 458 «О генеральных условиях выпуска и обогащения облигаций федеральных займов».
  60. Положение об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом утверждено Приказом Банка России от 09.06.95 № 02−123.
  61. Приказ от 9 июня 1995 года № 02−123 «Об операциях с облигациями федерального займа с переменным купоном».
  62. Указ от 9 августа 1995 года № 836 «О государственном сберегательном займе Российской Федерации».
  63. Постановление Правительства РФ от 10 августа 1995 года № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации».
  64. Федеральный Закон Российской Федерации «О государственных долговых товарных обязательствах».
  65. Письмо Министерства финансов РФ от 26 октября 1995 года № 3-Г1−14/183 «О погашении казначейских обязательств».
  66. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 года № 316 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов».
  67. Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 1996 года № 373 «О казначейских налоговых освобождениях».
Заполнить форму текущей работой