Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия на основе совершенствования её информационного обеспечения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформированная терминологическая база информационного обеспечения системы менеджмента качества и предложенная развернутая трактовка содержания основных понятий: «информация о качестве», «информационное обеспечение системы менеджмента качества», «информационная насыщенность информационного объекта» позволяют осуществлять разработку и совершенствование информационного обеспечения СМК с единых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 1. 1. Исследование терминологических основ информационного обеспечения систем управления
    • 1. 2. Информация как основа принятия управленческих решений
    • 1. 3. Информационное обеспечение систем менеджмента качества
    • 1. 4. Использование современных информационных технологий в системах менеджмента качества
    • 1. 5. Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 2. 1. Жизненный цикл информации о качестве
    • 2. 2. Классификация информации о качестве
    • 2. 3. Определение информационной насыщенности объектов СМК
    • 2. 4. Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТИМАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЕРСПЕКТИВНОМ ПЛАНИРОВАНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ (АР (}Р)
    • 3. 1. Перспективное планирование качества продукции (АРС)Р) как механизм повышения качества изделий
    • 3. 2. Исследование и формирование принципов информационного взаимодействия при АР (^Р-процессе
    • 3. 3. Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 4. 1. Методика организации эффективного информационного обеспечения системы менеджмента качества
    • 4. 2. Апробация методики организации информационного обеспечения системы менеджмента качества на примере APQP- 96 процесса
    • 4. 3. Программное обеспечение организации информационного взаимодействия участников APQP-процесса
    • 4. 4. Выводы по главе 4

Повышение эффективности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия на основе совершенствования её информационного обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди множества факторов, определяющих эффективность любых систем менеджмента, одним из важнейших является фактор информационного обеспечения. Это в полной мере относится и к системам менеджмента качества (СМК), так как деятельность в рамках СМК сопровождается значительными объемами используемой информации.

Однако вопросам рационального информационного обеспечения СМК, особенно в методическом разрезе, внимания уделяется очень мало, хотя в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001−2001 имеется прямое требование об обеспечении процессов СМК необходимой информацией. Дополнительной детализации данного требования не приводится, следствием чего является его узкая детерминированная трактовка специалистами и отсутствие системного подхода при практической реализации. Это проявляется в слабой информационной увязке процессов СМК, дублировании информации и информационных потоковотсутствии необходимой и достаточной информации для принятия управленческих решений, связанных с обеспечением качестваслабом учете вопросов сопряжения информации о качестве с возможностями современных компьютерных технологий.

Такое положение отрицательно сказывается на эффективности СМК и результативности ее процессов, поэтому проблема совершенствования информационного обеспечения систем менеджмента качества на основе системного подхода при его разработке и внедрении является актуальной и своевременной.

Целью выполнения научного исследования является создание теоретических и научно-методических основ, а также практического алгоритма разработки, внедрения и совершенствования информационного обеспечения системы менеджмента качества.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературных источников по информационному обеспечению систем управления и систем менеджмента качества и сделать обзор актуального состояния проблемы исследования.

2. Сформировать терминологическую базу исследования.

3. Разработать основополагающие принципы организации информационного взаимодействия в рамках системы менеджмента качества и его оптимизации.

4. Создать методику разработки оптимального информационного обеспечения системы менеджмента качества, его последующего развития и совершенствования.

5. Провести апробацию полученных результатов.

При теоретических разработках автором использованы методы теории информации, теории графов, системного анализа, квалиметрии и теории экспертного оценивания.

Научная новизна работы.

1. Предложен подход к классификации информации о качестве, учитывающий динамику принятия решений в системе менеджмента качества и особенности информационного взаимодействия в процессе перспективного планирования качества продукции.

2. Выполнено обоснование понятия «информационная насыщенность информационного объекта системы менеджмента качества» и целесообразности его использования для оптимизации информационного обеспечения СМК.

3. Предложен способ количественной оценки информационной насыщенности информационного объекта СМК.

4. Разработана модель для анализа и совершенствования информационных связей информационных объектов СМК.

Практическая значимость работы.

1. Разработана методика оценки информационной насыщенности объектов системы менеджмента качества.

2. Предложены принципы и создана методика разработки, внедрения и совершенствования информационного обеспечения систем менеджмента качества.

3. Разработано программное обеспечение для оптимизации информационного взаимодействия в процессе перспективного планировании качества продукции.

4. Реализован автоматизированный расчет результатов экспертного оценивания показателей информационной насыщенности с учетом существующих погрешностей оценок.

Диссертация состоит из четырех глав.

В первой главе проведено исследование терминологических основ информационного обеспечения систем менеджмента качества, проанализированы подходы к его построению и проблемы его организации. Анализ выполнен на основе обзора имеющейся литературы.

Во второй главе разработан классификатор информации о качестве и предложен подход к количественной оценке информационной насыщенности объектов СМК с использованием разработанной многомерной модели связей между информационными объектами СМК и применением положений теории графов.

В третьей главе проведен анализ этапов перспективного планирования качества продукции, определены особенности и предложены принципы организации оптимального информационного взаимодействия в ходе АРС^Р-процесса.

В четвертой главе разработана методика организации информационного обеспечения системы менеджмента качества и представлены элементы ее апробации на примере информационного взаимодействия участников АРС) Р-процесса.

В приложении, А представлено описание программы статистической обработки результатов экспертного оценивания показателей информационной насыщенности информационных объектов.

В приложении Б приведен интерфейс и программный код автоматизированной процедуры организации информационного взаимодействия при параллельной инженерной разработке в процессе перспективного планирования качества продукции.

4.4 Выводы по главе 4.

1. Методика организации эффективного информационного обеспечения системы менеджмента качества должна учитывать и наличие на предприятии разработанной СМК, и ее отсутствие. В первом случае оптимизируется информационное обеспечение СМК, а во втором — оно создается параллельно с разработкой СМК.

2. Апробация предложенной методики организации информационного обеспечения системы менеджмента качества на примере АР (^Р-процесса подтверждает ее практическую значимость.

3. Разработанное программное обеспечение позволит реализовать предложенные принципы организации информационного взаимодействия участников АРС^Р-процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Сформированная терминологическая база информационного обеспечения системы менеджмента качества и предложенная развернутая трактовка содержания основных понятий: «информация о качестве», «информационное обеспечение системы менеджмента качества», «информационная насыщенность информационного объекта» позволяют осуществлять разработку и совершенствование информационного обеспечения СМК с единых терминологических и методических позиций.

2. Разработанные система классификации информации о качестве и реквизитный состав элементов информации информационных объектов с применением строгого формального подхода к определению структуры и содержания реквизитов дают возможность на элементарном уровне осуществлять оптимизацию информационного обеспечения СМК, что является важной предпосылкой повышения эффективности СМК в целом.

3. Предложенный подход для количественной оценки информационной насыщенности информационных объектов СМК с помощью количественных и качественных показателей позволяет ранжировать информационные объекты СМК по значимости. Это дает возможность применить принцип Парето к рациональному распределению ресурсов, используемых для формирования и совершенствования информационного обеспечения СМК.

4. Использование матричной модели взаимосвязи информационных объектов, графа взаимодействия и матрицы смежности позволяет совершенствовать информационные потоки в СМК путем определения отсутствующих потоков, дублирующих потоков, замкнутых контуров, тупиковых источников и потребителей информации.

5. Выполненное исследование информационного взаимодействия при параллельной инженерной разработке изделий в процессе перспективного планирования качества продукции позволило сформулировать принципы организации информационного взаимодействия участников параллельной инженерной разработки.

6. Разработанная методика организации оптимального информационного обеспечения системы менеджмента качества и его последующего развития учитывает предложенные подходы к количественной оценке информационной насыщенности и совершенствованию информационных потоков.

7. Разработанный комплекс программных средств позволяет автоматизировать процесс организации информационного взаимодействия субъектов и объектов параллельной инженерной разработки с учетом проектного подхода при перспективном планировании качества продукции. Автоматизирована процедура экспертной оценки показателей информационной насыщенности и статистическая обработка результатов экспертных оценок для определения степени их приемлемости и достоверности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. Н. Интегрированные информационные системы управления качеством Текст. / В. Н. Азаров, Ю. Л. Леохин. М.: «Европейский центр по качеству, 2002. — 64 с.
  2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов. РМЕА Текст. / пер. с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2003. — 74 с.
  3. , Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования Текст. / Б. Андерсен. Пер. с англ. С. В. Арничева. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 261 с.
  4. , В. С. Системный анализ в управлении Текст. / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. М.: Финансы и статистика, 2002.-366 с.
  5. , В. В. Информатизация менеджмента качества Текст. / В. В. Барабанов, Е. В. Судов // Стандарты и качество. 2005. — № 2. — С. 42−46.
  6. , Г. Г. Автоматизация процессов накопления, поиска и обобщения информации Текст. / Г. Г. Белоногов, А. П. Новоселов. М.: Наука, 1979.-256 с.
  7. , Д. И. Информация и информационный сервис Текст. / Д. И. Блюменау. Л.: Наука, 1989. — 188 с.
  8. , Г. И. Совершенствование информационных потоков в управлении предприятием Текст. / Г. И. Бритченко. Киев-Донецк: Вища школа, 1978.-96 с.
  9. , В. Н. Прикладные задачи теории графов Текст. / В. Н. Бурков, И. А. Горгидзе, С. Е. Ловецкий. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 234 с.
  10. , А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования Текст. / А. Бьерн. Пер. с англ. С. В. Арничева. М.: РИА «Стандарты и качество, 2004. — 261 с.
  11. , В. Г. Информация и качество: (Опыт проектирования системы управления) Текст. / В. Г. Версан, А. Г. Коломкин. М.: Экономика, 1989. — 79 с.
  12. , Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине Текст.: пер. с англ. под ред. Г. Н. Попова. / Н. Винер. М.: Советское радио, 1958.-213 с.
  13. , А. Быстрота спасет мир Текст. / А. Вырковский // Секрет фирмы. 2004. — № 39. — С. 30−33.
  14. , А. В. Основы управления качеством продукции Текст. / Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001 — 423 с.
  15. , В. А. Информационные технологии для менеджеров. Прикладные информационные технологии Текст. / В. А. Грабауров. М.: Финансы и статистика, 2002. — 367 с.
  16. , В. Г. Информационные методы в управлении качеством Текст. / В. Г. Григорович, С. В. Юдин, Н. О. Козлова, В. В. Шильдин. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 208 с.
  17. , И. И. Понятие информации. Логико-методологический аспект Текст. / И. И. Гришкин. М.: Наука, 1973. — 231 с.
  18. , О. Ф. Структура информации машиностроительного предприятия Текст. / О. Ф. Громыко. М.: Финансы и статистика, 1982. -151 с.
  19. , Ю. Г. Информационная технология в промышленности Текст. / Ю. Г. Данилевский, И. А. Петухов, В. С. Шибанов. Л.: Машиностроение, 1988. — 283 с.
  20. Дик, В. В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки Текст. / В. В. Дик. М.: Финансы и статистика, 2001. — 299 с.
  21. , В. М. Информационное обеспечение АСУ Текст. / В. М. Жеребин. М.: Наука, 1975. — 200 с.
  22. , Л. И. Реинжиниринг и автоматизация технологической подготовки производства в машиностроении Текст. / Л. И. Зильбербург, В. И. Молочник, Е. И. Яблочников. СПб: Компьютербург, 2003.- 152 с.
  23. , И. С. Производство, информация, управление Текст. / И. С. Зингер, В. И. Садовников, А. И. Семенов. М.: Наука, 1976. — 160 с.
  24. , А. Г. Информационные технологии в экономике и управлении Текст. / А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко. М.: Кнорус, 2005.- 154 с.
  25. Интеллектуальное управление производственными системами Текст. М.: Машиностроение, 2001. — 327 с.
  26. Информационные технологии поддержки жизненного цикла машиностроительной продукции Текст.: сборник научных трудов / под ред. А. И. Левина. М.: ЭНИМС, 2003. — 112 с.
  27. Информационные технологии управления Текст. / под ред. Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 439 с.
  28. , В. И. Стандарты ИСО серий 9000 + 14 000 + TRIM Текст.: В. И. Иорш // Стандарты и качество. 2003. № 5 — С. 84−85.
  29. , Я. Информационная система и автоматизированное управление Текст.: пер. с чешского под ред. проф. В. Е. Адамова. М.: Статистика. — 1979. — 108 с.
  30. , JI. В. Информационная культура Текст. / JI. В. Коловская, И. А. Ковалевич. Красноярск: Изд-во КГТУ, 2002. — 90 с.
  31. , А. Ф. Что такое PDM? Текст. / А. Ф. Колчин, А. О. Жирков, М. В. Овсянников, С. В. Сумароков // PCWeek/Re. 2001. — № 38. -С. 24−27.
  32. Компьютеризация информационных процессов на промышленных предприятиях Текст. / под ред. В. Сытника, X. Сроки. Киев: Тэхника, 1991. -215с.
  33. , И. К. Информационные технологии в управлении Текст. / И. К. Корнеев, В. А. Машурцев. -М.: Инфра-М, 2001. 158 с.
  34. , В. В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации Текст. / В. В. Корнеев, А. Ф. Гареев, С. В. Васютин, В. В. Райх. М.: Нолидж, 2000. — 352 с.
  35. , И. К. Информационные технологии в управлении Текст. / И. К. Корнеев, В. А. Машурцев. -М.: ИНФРА-М, 2001. 157 с.
  36. , М. А. Обработка экономической информации на электронных машинах Текст. / М. А. Королев. М.: «Экономика», 1967. -167 с.
  37. , В. Ф. Процессы управления организацией Текст. / В. Ф. Корольков, В. В. Брагин. Ярославль: изд-во Яртелекома, 2001.-416 с.
  38. , А. В. Основы информационного менеджмента Текст. / А. В. Костров. М.: Финансы и статистика, 2001. — 335 с.
  39. , Ф. Маркетинг менеджмент Текст. / пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк, JI. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999.-896 с.
  40. , Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. Руководство по подготовке и проведению сертификации- дальнейшие шаги Текст. / под ред. В. Л. Рождественского, В. А. Качалова. М.: Издат, 1999. — 551 с.
  41. , Р. Е. Сжатие и поиск информации Текст. / Р. Е. Кричевский. -М.: Радио и связь, 1989. 168 с.
  42. , И. Э. Принципы автоматизации системы менеджмента Текст. / И. Э. Крюков, А. Д. Шадрин // Качество и ИПИ (САЬ8)-технологии. -2004.-№ 4-С. 16−18.
  43. , И. В. Основы теории информации и кодирования Текст. / И. В. Кузьмин, В. А. Кедрус. Киев: Вища школа, 1977. — 280 с.
  44. , А. П. Информационная модель как основа проектирования корпоративных автоматизированных информационных систем Текст. / А. П. Кулешов // Информационные технологии. 2006. -№ 3. Приложение. — С. 26−30.
  45. , Л. Ф. Теоретические основы информационных процессов Текст. / Л. Ф. Куликовский, В. В. Мотов. М.: Высшая школа, 1987.-248 с.
  46. , И. П. Производственные ресурсы предприятия. Эффективное использование Текст. / И. П. Лебедев, А. А. Есютин. М: Экономика, 1984.-200 с.
  47. , В.Б. Информационные основы автоматизации управления производством Текст. / В. Б. Либерман, И. Б. Шнайдерман. М.: Статистика, 1973. — 280 с.
  48. , В. Б. Информация в АСУП Текст. / В. Б. Либерман. -М.: Статистика, 1978. 208 с.
  49. , Ю. П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий Текст. / Ю. П. Липунцов. М.: ДМК Пресс- М.: Компания АйТи, 2003. — 224 с.
  50. , А. Б. Технологии практического внедрения стандарта ИСО/ТУ 16 949:2002 Текст. / А. Б. Максаков // Все о качестве. Отечественные разработки. 2004. — № 1. — С. 56−66.
  51. , А. Менеджмент бизнес-процессов на базе информационных технологий Текст. / А. Мартенсен // Методы менеджмента качества. 2002. — № 8. — С. 32−37.
  52. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО Текст. / М. 3. Свиткин, В. Д. Мацута, К. М. Рахлин. СПб.: изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. — 403 с.
  53. , В. В. Аналитические информационные технологии в менеджменте качества Текст. / В. В. Мирошников // Методы менеджмента качества. 2001. — № 2. — С. 23−28.
  54. , В. В. Система управления знаниями в области качества Текст. / В. В. Мирошников, Д. И. Булатицкий // Информационные технологии. 2006. — № 7. — С. 16−22.
  55. , В. М. Управление качеством Текст.: учебное пособие / В. М. Мишин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 303 с.
  56. , А. А. Исследование и анализ потоков информации на промышленных предприятиях Текст. / под ред. акад. Н. П. Федоренко. М.: Наука, 1970.- 151 с.
  57. , А. Теория информации и эстетическое восприятие Текст. / А. Моль. М.: Мир, 1966. — 113 с.
  58. Надежность и эффективность в технике Текст.: справочник. В 10 кн. Кн. 7. Качество и надежность в производстве / Ред. совет: B.C. Авдуевский [и др.] М.: Машиностроение, 1989. — 280 с.
  59. Надежность и эффективность в технике Текст.: справочник. В 10 кн. Кн. 3. Эффективность технических систем / Ред. совет: B.C. Авдуевский [и др.] М.: Машиностроение, 1988. — 328 с.
  60. Наума н, Э. Принять решение, но как? Текст. / пер. с нем. М. С. Каценбогена. — М.: Мир, 1987. — 200 с.
  61. , В. Г. Автоматизированные системы информационного обеспечения /Введение в логическое проектирование/ Текст. / В. Г. Овчинников. М.: Энергия, 1977 — 256 с.
  62. , В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики Текст. / В. Ю. Огвоздин. М.: Дело и сервис, 2002. — 159 с.
  63. Оптимизация структур данных в АСУ Текст. / отв. ред. А. А. Воронов- А. Г. Мамиконов, А. А. Ашимов, В. В. Кульба и др. М.: Наука, 1988.-255 с.
  64. Организация и планирование производства на машиностроительных предприятиях Текст. / под ред. проф. Е. Г. Либермана. М.: Машиностроение, 1967.-603 с.
  65. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения Текст. / под ред. И. М. Разумова. М.: Машиностроение, 1982. — 544 с.
  66. Ope, О. Теория графов Текст. / пер. с англ. И. Н. Врублевской под ред. H. Н. Воробьева. -М.: Наука, 1968. 352 с.
  67. Перспективное планирование качества продукции (APQP) и план управления Текст. / пер. с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2004. -117 с.
  68. , К. Параллельный мир Текст. / К. Пинюгин // Секрет ' фирмы. 2005. — № 35/122. — С. 58−67.
  69. , К. М. О некоторых особенностях внутреннего обмена информацией Текст. / К. М. Рахлин // Все о качестве. Отечественные разработки. 2003.-№ 3.-С. 13−18.
  70. , К. М. Сравнительный анализ требований стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО/ТУ 16 949:2002 Текст. / К. М. Рахлин // Все о качестве. Отечественные разработки. 2006. — № 3. — С. 53−60.
  71. , Р. Информация прогноз — план Текст. / Р. Раяцкас, С. Жемайтатите. — М.: Экономика, 1972. — 190 с.
  72. , М. И. От «голоса потребителя» до «производства без проблем» Текст. / М. И. Розно // Методы менеджмента качества. 2006. -№ 1−3.-С. 12−19.
  73. , М. И. Проектирование с БМЕА или без? Текст. / М. И. Розно // Стандарты и качество. 2001. — № 9. — С. 14−18.
  74. , М. И. Формальное и творческое при разработке продукции и подготовке производства Текст. / М. И. Розно // Стандарты и качество. -2005.-№ 8.-С. 74−81.
  75. Словарь русского языка. В 4-х томах. Т. 1. Изд. 2-е, испр., доп. М.: Русский язык, 1981 — 698 с.
  76. , А. В. Технология параллельного проектирования: основные принципы и проблемы внедрения Текст. / А. В. Смирнов, Р. М. Юсупов // Автоматизация проектирования. 1997. — № 2. — С. 32−36.
  77. , Б. Я. Построение адаптивных систем передачи информации для автоматизированного управления Текст. / Б. Я. Советов, В. М. Стах. Л.: Энергоиздат, 1982. — 120 с.
  78. , Р. В. Экономико-информационное моделирование процессов преобразования информации в АСУП Текст. / Р. В. Соколов. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. — 152 с.
  79. , Г. Н. Информационные технологии экономического анализа: Теория и практика Текст. / Г. Н. Соколова. М.: Экзамен, 2002. -319 с.
  80. , П. А. Информация в век электроники: Проблемы управления Текст. / пер. с англ. М.: Экономика, 1987. — 239 с.
  81. , Е.В. Интегрированная информационная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии.
  82. Методы. Модели Текст. / Е. В. Судов. М.: ООО Издательскийдом «МВМ», 2003.-263 с.
  83. , Е. И. Анализ информации для установления показателей качества Текст. / Е. И. Тавер // Все о качестве. Отечественные разработки. -2004. -№ 5. -С.61−71.
  84. , Г. А. Автоматизированные информационные технологии в экономике Текст. / Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2003. -399с.
  85. , В. О. Разработка и исследование новых модификаций метода ближайшего соседа Текст. / В. О. Толчеев // Информационные технологии. 2005. — № 3. Приложение. — С. 2−8.
  86. , Э. А. Автоматизированные системы управления производством Текст. / Э. А. Третьяков, Л. А. Игнатов. М.: Машиностроение, 1991. -95 с.
  87. , В. М. Информационное обеспечение автоматизированных систем управления предприятием Текст. / В. М. Убейко. М.: Изд-во МАИ, 1990.-47 с.
  88. , А. Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки Текст. / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 287 с.
  89. , И. И. ИСО/ТУ 16 949: дорогу осилит идущий Текст. / И. И. Чайка, О. Г. Киреев, Б. В. Сорокин // Стандарты и качество. 2006. — № 12. -С. 12−14.
  90. , А. Д. Качество и информация Текст. / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 1996. — № 4−5. — С. 30−33.
  91. , А. Д. Менеджмент качества. От основ к практике Текст. / А. Д. Шадрин. 2-е изд., испр. — М.: ООО «НТК «Трек», 2005.-360 с.
  92. , Л. 3. Информатика Текст. / Л. 3. Шауцкова. М.: Просвещение, 2000. — 270 с.
  93. , В. Н. Современные системы интегрирования предприятия Текст. / В. Н. Шведенко, Н. В. Миронова, А. А. Кулебякина, Ю. М. Басов, Г. Л. Виноградов. Кострома: Изд-во КГТУ, 2004. — 168 с.
  94. , В. Н. Временная модель данных на основе объектно-ориентированных технологий Текст. / В. Н. Шведенко, Д. А. Иванов. -Кострома: Изд-во КГТУ, 2003. 90 с.
  95. , К. Математическая теория связи Текст. / пер. с англ. под ред. Р. Л. Добрушина и О. Б. Лупанова // Работы по теории информации и кибернетике: сб. статей. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. — 829 с.
  96. , М. Методы принятия решений Текст. / М. Эддоус- пер. с англ. под ред. И. И. Елисеевой. М.: Аудит, Юнити, 1997. — 590 с.
  97. , И. И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной Текст. / И. И. Юзвишин. М.: Радио и связь, 1996. — 214 с.
  98. , Д. В. Совершенствование обработки информации в управлении Текст. / Д. В. Юрин. М.: Экономика, 1981. — 159 с.
  99. , Е. И. Структура единого информационного пространства в автоматизированной системе технологической подготовки производства Текст. / Е. И. Яблочников // Информационные технологии. -2005.-№ 4.-С. 16−20.
  100. , А. М. Вероятность и информация Текст. / А. М. Яглом, И. М. Яглом. М.: Наука, 1973. — 315 с.
  101. , И. В. Математические основы теории информации Текст. / И. В. Яковлева. М.: Изд-во МАИ, 1983. — 57 с.
  102. ГОСТ Р 51 814.2 2001. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных отказов. Текст. Введ. 2001 — 07 — 20. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2005. — 27 с.
  103. ГОСТ Р ИСО 9000 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Текст. Введ. 2001 — 08 — 31. — М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2001. — 27 с.
  104. ГОСТ Р ИСО 9001 2001. Системы менеджмента качества. Требования Текст. Введ. 2001 — 08 — 31. — М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2001. — 22 с.
  105. ГОСТ Р ИСО 9004 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности Текст. Введ. 2001 — 08 — 31. — М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2001. — 46 с.116
Заполнить форму текущей работой