Психологические и психофизиологические особенности детей с синдромом дефицита внимания
Диссертация
Методологические и теоретические предпосылки исследования. Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились теории о развитии и формировании внимания в детском возрасте /Выготский Л.С., 1982; Дубровинская Н. В., 1985; Лукашевич И. П. и др., 1998;.Фарбер Д. А., 1969, 1983,1991,1997,2000/- понятие о внимании как универсальной неспецифической основе любого успешно протекающего… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Обзор литературы
- 1. 1. Общие представления о внимании
- 1. 2. Особенности формирования внимания в онтогенезе.14 '
- 1. 3. Механизмы внимания и его свойств
- 1. 4. Электрографические корреляты. внимания и его нарушений
- 1. 5. Синдром дефицита внимания (СДВ)
- 1. 5. 1. Психологические и клинические проявления СДВ
- 1. 5. 2. Механизмы формирования СДВ
- 1. 5. 3. Методы идентификации и лечения детей с СДВ
- 1. 5. 4. Метод биологической обратной связи (БОС) в коррекции СДВ
- 1. 6. Итоги обзора литературы
- Глава 2. Методики исследования
- 2. 1. Основные этапы. исследования и контингент обследуемых
- 2. 2. Методика выявления СДВ у детей
- 2. 3. Методики исследования основных свойств внимания
- 2. 3. 1. Исследование интенсивности внимания
- 2. 3. 2. Исследование устойчивости внимания
- 2. 33. Исследование переключаемости внимания
- 2. 3. 4. Методика изучения интеллектуального внимания
- 2. 4. Методика электроэнцефалографического обследования
- 2. 4. 1. Методика регистрации ЭЭГ
- 2. 4. 2. Методика сенсорной стимуляции
- 2. 5. Методика БОС-тренинга
- 2. 6. Методы анализа экспериментальных результатов
- Глава 3. Результаты исследований и их обсуяедение
- 3. 1. Результаты психологических обследований
- 3. 1. 1. Сравнительный анализ результатов тестирования основных свойств внимания у практически здоровых детей и детей с СДВ
- 3. 1. 2. Сравнительный анализ результатов тестирования основных свойств внимания у детей с СДВ до и после тренинга с БОС
- 3. 1. 3. Сравнительный анализ результатов тестирования основных свойств внимания у детей с СДВ после тренинга с БОС и детей из контрольной группы
- 3. 2. Результаты ЭЭГ-обследований детей с СДВ
- 3. 2. 1. Анализ возрастных различий ЭЭГ-характеристик детей с СДВ
- 3. 2. 2. Сравнительный анализ спектральных характеристик ЭЭГ детей с СДВ в покое, в условиях сенсорной стимуляции и интеллектуального внимания до проведения БОС-тренинга
- 3. 2. 2. 1. Сравнительный анализ, спектральных характеристик ЭЭГ детей с СДВ в состоянии покоя
- 3. 2. 2. 2. Сравнительный анализ. спектральных характеристик ЭЭГ детей с СДВ в состоянии сенсорной стимуляции
- 3. 2. 2. 3. Сравнительный анализ спектральных характеристик ЭЭГ детей с СДВ в состоянии интеллектуального внимания
- 3. 2. 3. Сравнительный анализ спектральных характеристик ЭЭГ детей с СДВ в покое, в условиях сенсорной стимуляции и интеллектуального внимания после проведения БОС-тренинга
- 3. 2. 3. 1. Сравнительный анализ спектральных характеристик ЭЭГ детей с СДВ в покое с открытыми и закрытыми глазами
- 3. 2. 3. 2. Сравнительный анализ спектральных характеристик ЭЭГ детей с-СДВ в состоянии активного бодрствования
- 3. 2. 4. Сравнительный анализ спектральных характеристик ЭЭГ детей с СДВ, зарегистрированной до и после проведения тренинга
- 3. 3. Спектральные характеристики ЭЭГ детей контрольной группы
- 3. 3. 1. Спектральные характеристики ЭЭГ детей контрольной группы в покое с открытыми и закрытыми глазами
- 3. 3. 2. Изменения спектральных характеристик ЭЭГ детей контрольной группы в состоянии активного бодрствования
- 3. 4. Сравнительный анализ спектральных характеристик ЭЭГ детей с СДВ и практически здоровых детей
- 3. 5. Обсуждение результатов исследований
- 3. 5. 1. Обсуждение результатов психологического тестирования
- 3. 5. 2. Обсуждение результатов ЭЭГ- исследования
- 3. 1. Результаты психологических обследований
Список литературы
- Бадалян Л.О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозр. психиат. и мед. психол. 1993. № 3. С. 74−90.
- Барашнев Ю.И., Лицеев А. Э. К генезу минимальных мозговых дисфункций у детей // Рос. вести, перинаталогии и педиатрии. 1995. № б. С. 11.
- Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. 151 с.
- Благосклонова Н. К. Новикова Л.А. Детская клиническая электроэнцефалография. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1994. 204 с.
- Бондарев И.П., Вылегжанин О. И., Чичерин Д. С., Софьин A.M. Новая методика оценки свойств внимания // Вопр. психол. 2000. № 5. С. 127−131.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е. Ф. Дефицит внимания с гиперактивностью. М.: Медпрактика, 2002.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 200 с.
- Вундт В. Введение в психологию. М.: Космос, 1912. 152 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика, 1982. 165 с.
- Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 102 с.
- Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике Таганрог, 1997. 367 с.
- Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. 160 с.
- Гоноболин Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся. Лекция для учителей. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. 40 с.
- Горбачевская Н.Л., Заваденко Н. Н., Якупова Л. П., Сорокин А. Б., Сувори-нова Н.Ю., Григорьева Н. В., Соколова Т. В. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности // Физиол. чел. 1996. Т. 22. №"5. С. 49−56.
- Григорьева Л.П. Психофизология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. Ч. 1.// Дефектология 2002. № 1. С 314.
- Джемс В. Научные основы психологии. СПб.: С.-Петербургская электропечатня, 1902. 370 с.
- Добрынин Н.Ф. Внимание и память. М.: Знание, 1958. 32 с.
- Дормашев Ю.Б., Романов В .Я. Психология внимания. М.: Флинта, 2002. 376 с.
- Дубровинская Н.В., Мачинская Р. И., Кулаковский Ю. В. Динамический характер и возрастная обусловленность функциональной организации мозга при внимании // Журн. высш. нервн. деят. 1997. Т. 47. Вып. 2. С. 196−208.
- Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование. Л.: Наука, 1985. 144 е.*
- Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. Минск: Народная асвета, 1974. 64 с. .
- Журба Л.Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей: Научный обзор. М., 1978. 50 с. (Обзорн. информ. Медицина и здравоохр. Сер. Педиатрия / МЗ СССР. Всесоюз. НИИ мед. и мед.-техн. информ.)
- Заваденко Н.Н., Успенская Т. Ю., Суворинова НЛО. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журн. неврол. и психиатр. 1997. № 1.С. 57−61.
- Ильенко Л. И., Голосная ВТ., Петрухин А. С. Катамнестическое наблюдение за детьми, перенесшими перинатальную патологию ЦНС // Педиатрия. 1996. № 5. С. 46.
- Кирой В. Н Физиологические методы в психологии (учебное пособие). Ростов-на-Дону, 2003, 224 с.
- Князева М.Г., Фарбер Д. А. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Электрофизиологический анализ // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 1.С.5.
- Комплекс реабилитационный психофизиологический с биологической обратной связью «РЕАКОР»: Методические указания. Таганрог, 2001. С. 4547. .
- Королева Н.В., Небера С. А., Гутник И. Н. Ведущие показатели зрелости биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте от 1 до 7 лет // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 6. С. 57−61.
- Кропотов Ю.Д., Кропотова О. В., Пономарев В. А., Поляков Ю. И., Нечаев В. Б. Нейрофизиологические механизмы селекции действий и-их нарушение при синдроме дефицита внимания // Физиология человека. 1999. Т. 25. № 1.С. 115−124.
- Кропотов Ю.Д., Пономарев В. А., Гринь-Яценко В.А. Метод ЭЭГ-биоуправления в лечении синдрома нарушения внимания и гиперактивности у детей//Физиол. чел. 2001. Т. 27. № 4. С. 126−135.
- Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. М.:Элби-СПб., 2005. 148 с.
- Ланге Я.И. Психологические исследования. Закон перцепций. Теория волевого внимания. Одесса: Тип. Шт. Одесск. воен. окр., 1893. 296 с.
- Литвиненко О.В. Психологические и психофизиологические особенности внимания у здоровых детей и детей с синдромом дефицита внимания: Дис. .канд. психол. наук. Ростов/Д., 2002. 137 с.
- Лукашевич И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения // Физиология человека. 1994. Т. 20. № 5. С. 34−45.
- Лукашевич И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Роль регуляторных стволовых отделов мозга в функциональном созревании коры больших полу- . шарий у детей 7−8 лет // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 1. С 63.
- Лукашевич И.П., Фишман М. Н., Мачинская Р. И. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей. Структурный анализ ЭЭГ // Физиол. чел. 1998. Т. 24. № 1. с. 16−20.
- Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975. С. 4−41.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 192 с.
- Любар Дж.Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность // Биоуправление-3: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1998.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2003. 592 с.
- Мачинская Р.И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиол. чел. 1997. Т. 23. № 5. С. 5−11.
- Мачинский Н.О., Мачинский Р. И., Труш В. Д. Электрофизиологическое исследование функциональной организации мозга человека при направленном внимании. Сообщение 3. Дети 11−13 лет с ЗПР // Физиология человека. 1990. Т. 16. № 4. С. 26.
- Мачинская Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. докт. биол. наук. М., 2001.
- Нижегородцева Н. В, Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001. 256 с.
- Новикова Л. А., Фарбер Д. А. Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в различные возрастные периоды по данным электрофизиологических исследований // Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. 491 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. 240 с. 1.l
- Переслени Л.И., Рожкова Л. А. Психофизиологические механизмы у детей разного возраста с трудностями обучения // Физиология человека. 1993. Т. 19. № 4. С. 5−13.
- Пилина Г. С., Агеев А. В., Пилин С. Г. Лечение невротических состояний у детей методом биологической обратной связи // Биологическая обратная связь. 2000. № 3. С. 30−38.
- Поморцев А.В., Кострикова О. Ю., Зубахина А. Г. и др. Отдаленные результаты психомоторного развития детей, перенесших перинатальную по-стгипоксическую энцефалопатию // Педиатрия. 1998. № 5. С. 25.
- Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 319 с.
- Рибо Т. Психология внимания. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1890. 126 с.
- Романов В.Я., Дормашев Ю. Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 51−62.
- Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопр. психол. 1990. № 4. С. 161−167.
- Русалов В.М., Мекаччи Л. О связи устойчивости .внимания при работе с корректурной таблицей с частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ // Вопр. психол. 1973. № 3. С. 32−44. .
- Рыбалко Е.Ф., Лукомская С. А., Святогор И. А. Связь показателей внимания и электрофизиологических характеристик мозга // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 6. С. 135−141. '
- Сандригайло Л.И. Вспомогательные методы диагностики в невропатологии и нейрохирургии: Атлас / Под ред. И. П. Антонова. Минск: Вышэйшаяшкола, 1986. С. 180−204.
- Соколов Е.Н. Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса // Материалы XVIII Междунар. психол. конгресса: тез. сообщений. М.: Наука, 1966. С. 163−164.
- Суворов Н.Ф., Таиров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. JL: Наука, 1985. 287 с.
- Тамбиев А.Э., Медведев С. Д. Исследование обобщенной оценки внимания // Вопр. психол. 2000, № 4. С. 76−78.
- Тамбиев А.Э., Медведев С. Д., Литвиненко О. В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 188−122.
- Тамбиев А.Э., Медведев С. Д., Тамбиева Н. Н. Компьютерные тесты нового поколения для диагностики синдрома дефицита внимания // Проблемы валеологии в образовательных учреждениях. Ростов н/Д, 1999. С. 75−76.
- Титченер Э.Б. Учебник психологии. Ч. 1. М.: Изд-во т-ва «Мир», 1914. 264 с.
- Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью . // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера: Пер. с англ. М.: Практика, 1998. 485с.
- Фарбер Д.А. и др. Функциональная организация мозга и формирование когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М. 2000. С. 82−104.
- Фарбер Д.А. и др. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности// Физиология развития ребенка. М.: РАО, 2000. С. 32−103.
- Фарбер Д.А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. М.: Просвещение, 1969. 279 с.
- Фарбер Д.А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростов. М.: Педагогика, 1972. 216 с. .
- Фарбер Д.А., Бетелева Т. Г. Региональная и полушарная специализация операций зрительного опознания. Возрастной аспект // Физиология человека. 1999. Т. 25. № 1. С. 15.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте //Физиол. чел. 1997. Т. 23. № 2. С. 2532.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Онтогенетический анализ ЭЭГ-реакции активации у детей // Журн. высш. нервн. деятельности. 1983. Т. 33. Вып. 3. С. 442.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) // Физиол. чел. 1991. Т. 17. № 5. С. 17−27.
- Фарбер Д.А., Семенова JI.K., Алферова В. В. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JT.: Наука, 1990. 198 с.
- Физиология развития ребенка / Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983. 297 с.
- Френкель Г. М. Электрическая активность головного мозга при эндокринных нарушениях и ее возрастные особенности. М., 1994.359 с.
- Халецкая О.В., Трошин В. М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. невропатологии и психиатрии. 1998. № 9. С. 4.
- Хомская Е.Д. Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы «мозг и психика» // Психол. журн. 2001. Т. 22. № 3. С. 5−14.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 382 с.
- Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка: Электроэнцефалографические исследования. Л.: Наука, 1978. 128 с.
- Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 312 с.
- Шварц М.С. Современные проблемы биоуправления // Биоуправление-3: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1998. С. 15−24.
- Шеповольников А.Н., Цицерошин М. Н., Погосян А. А. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 2. С. 12.
- Штарк М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного завтра) // Био-управление-3: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1998. С. 5−13.
- Штарк М.Б. Приглашение в мир биоуправления // Биоуправление-2: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1993. С. 1 -10.
- Ясюкова JI.A. Оптимизация обучения и развития детей с ММД: Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1997. С. 7−17.
- Alhambra М.А., Fowler Т.Р., Alhambra А.А. EEG Biofeedback: A New Treatment Option For ADD/ADHD. // Journal of Neurotherapy. 1995. Vol. 1. № 2. P. 39−43.
- Attention and cognitive development / Hale J. A., Lewis M. (eds.). N.Y.: Pie-. num Press, 1980. 248 p.
- Berlyne D.E. Attention as a problem in behavior theory // Attention: Contemporary Theory and Analysis / D.I. Mostofsky (Ed.). N.Y.: Appleton, 1970. P. 2549.'
- Boyd S.G., Harden A. Clinical neurophysiology of the central nervous system // Paediatric Neurology. 1994. V. 4. P. 747.
- Cantwell D.P. Psychiatric illness in the families of hyperactive children // Arch. Gen. Psychiat. 1972. Vol. 27. P. 414−417.
- Coull J.T. Neural correlates of attention and arousal: insights from electro-physiology, functional neuroimaging and psvchopharmacology // Progress in Neurobiology. 1998. V. 55. P. 343.
- Cowan D. ADD 101 lecture series // Free ADD/ADHD Newsletter. July, 2000.
- Davies D. R., Jones D. M., Taylor A. Selective and sustained attention tasks: Individual and group differences // Varieties of attention. N.Y.: Acad, press, 1984. P. 45−48. •
- Diagnostic and statistical manual of mental disorders: 4th ed. / American psychiatric association. Washington: DC, 1994. .
- Filipek P.A., Semrud-Clikeman M., Steingard R.J., Renshaw P.F., Kennedy D.N., Biederman, J. Volumetric MRI analysis comparing subjects having attention-deficit hyperactivity disorder with normal controls // Neurology. 1997. Vol. 48. P. 589−601.
- Gualtieri C.T. Neuropsychiatry and behavioral pharmacology. N.Y., 1990. P. 236−248.
- Hale J.A., Lewis M. (eds.) Attention and cognitive development. N.Y.: Plenum Press, 1980.
- Hartsough C.S., Lambert N.M. Medical factors in hyperactive and normal children: prenatal, developmental and health history findings // Am. Journ. Or-thopsychiat. 1985. Vol. 55. P. 190−201. ¦ .
- Hillyard S.A., Hink R.F., Schwent V.L., Picton, T.W. Electrical signs of selective attention in the human brain. Science. 1973. 182 p.
- James W. The Principles of Psychology. Chicago: Encycl. Brit., 1990. 897 p. (1th ed. 1890).
- Jasper H.H. The ten twenty electrode system of the international federation //. Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1958. Vol. 10. P. 371.
- Johnson M., Posner M., Rothbart M. Fscilitation of saccade toward a covertly attended location in early infancy // Psychol. Sci. 1994. Vol. 5. № 2. P. 90.
- Kaiser D.A., Othmer S. Efficacy of EEG Biofeedback for Attentional Proc-esses:American Psychiatric Electrophysiological Association Conference in San Diego, 1997.
- Knyaseva M.G., Kuranskaya M.E., Kuransky A-V. et al. Interhemispheric interaction in children of 7−8: analysis of EEG coherence and finger tapping parameters // Behav. Brain Research. 1994. V. 61. P. 47.
- Lavar J.W., Fran K.Y. Frontal systems dysfunction in children with attention -deficit hyperactivity disorder and learning disabilities // J. Neuropsychiatry. 1998. V.10.№ 2.P.160.
- Linden M., Habib Т., Radojevic V. A controlled study of the effects of EEG biofeedback on cognition and behavior of children with attention deficit disorder and learning disabilities // Biofeedback and Self-Regulation. 1996. V. 21. № 1. P. 35−49.
- Lubar J.F. Discourse of the development of EEG diagnostics and biofeedback for attention deficit // Biofeedback and Self-Regulation. 1991. V. 16. № 3. P. 201. '
- Malone M.A., Rosenfield J.D., Roberts W. Methylphenidate effects on the gra-pho-motor artwork of children with attention deficit hyperactivity disorder // Canadian Art Therapy Association Journal. 2002. Vol. 15 P. 7−13.
- Neuwirth Sh. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. U.S. Department of Health and Human Service. Public Health Service. National Institutes of Health. National Institute of Mental Health, 1999.
- Othmer S., Othmer S.F. EEG Biofeedback Training for Hyperactivity, Attention Deficit Disorder, Specific Learning Disabilities and Disorders // EEG Spectrum, Inc. March, 1999.
- Pauls D.L., Shaywitz S.E., Kramer P.L. et al. Demonstration of vertical transmission of attention deficit disorder // Ann. Neurol. 1983. Vol. 14. P. 363−370.
- Posner M. I., Peterson S. E., Fox P. T. Localisation of cognitive operations in • the human brain//Science. 1988. Vol. 240. P. 1627.
- Posner M.I., Petersen S.E., The attention system in human brain // Annual Review ofNeuroscience. 1990. Vol. 13. P. 25−42.
- Quay H. C. Theories of ADHD // J. Amer. Acad, of Child, and Adolescent Psychiatry. 1988. V. 7. P. 34−40.
- Quist J.F., Barr C.L., Schachar R., Roberts W., Malone M.A., Tannock R., Basile V.S., Beitchman J., Kennedy J.L. The serotonin 5-HT1B receptor gene and attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) // Molecular Psychiatry. 2003. Vol. 8. P. 98−102.
- Ross D.M., Ross S.A. Hyperactivity: current issues, research and theory. N.Y., 1982.
- Rossiter Th.R. Patient-Directed Neurofeedback For AD/HD // Journal of Neu-rotherapy. 1998. Vol. 2. № 4
- Rossiter Th.R., La Vaque Th.J. A Comparison of EEG Biofeedback and Psychostimulants in Treating Attention Deficit/Hyperactivity Disorders // Journal ofNeurotherapy. 1995. Vol. 1. №
- Russel E.W., D’Hollosy M.E. Memory and attention // J. Clin. Psychol. 1992. Vol. 48. № 4. P. 530−538. •
- Satterfield J.H., Cantwell D.F., Satterfield B.T. Pathophysiology of the hyperactive child syndrome // Arch. Gen. Psychiat. 1974. Vol. 31. P. 839−844.
- Schwartz M.S. Biofeedback: a practitioner’s guide. 2nd ed. NY: Guilford Press, 1995. P. 78−89. .
- Strauss A.A., Lehtinen L.E. Psychopatology end end education of brain injuried child. N.Y., 1948. P. 175.
- Tansey M.A. Ten-year stability of EEG biofeedback’results for a hyperactive boy who failed fourth grade perceptually impaired class // Biofeedback & Self Regulation. 1993. Vol. 18 (nl). P. 33−44.
- Taylor M.J., Voros J.G., Logan W.J., Malone M.A. Changes in event-related potentials with stimulant medication in children with attention deficit hyperactivity disorder//Biol Psychol. 1993. Vol. 36(3). P. 139−156.
- Thatcher R.W. Cyclic cortical reorganization during early childhood // Brain and Cognition. 1992. V. 20. P. 24.
- Wada M., Ogawa Т., Sonocia H., Sato K. Development of relative power con. tribution ratio of the EEG in normal children: a multivariate autoregressivemodeling approach // EEG and Clin. Neurophysiol. 1996. V. 98. P. 69.
- Winsberg B.G., Javitt D.C., Silipo G.S., Doneshka P. Mismatch negativity in hyperactive children: effects of methilphenidate // Psychopharmacology Bulletin. 1993. Vol. 29(2). P. 229−233.
- Zametkin A.j., Rapaport J.L. Neurobiology of attention deficit disorder with hyperactivity: where have we come in 50 years? // Journ. Am. Acad. Child Adol. Psychiat. 1987. Vol. 26. P. 676−686.