Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Перспективный экономический анализ деятельности торговой организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К перспективному экономическому анализу в настоящее время предъявляются повышенные требования. Он основан на информации о предшествующем состоянии системы, на тенденциях и взаимосвязях, обнаруживших себя в прошлом. Такой инерционный подход не удовлетворяет современным требованиям науки и практики. Задачей становится отыскание дополнительных источников роста, альтернатив развития, ускоряющих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические аспекты экономического анализа деятельности торговой организации
    • 1. 1. Комплексный экономический анализ деятельности торговой организации
    • 1. 2. Роль перспективного экономического анализа в деятельности торговой организации
  • Глава 2. Ретроспективный экономический анализ деятельности торговой организации
    • 2. 1. Ретроспективный анализ как инструмент оценки деятельности торговой организации
    • 2. 2. Анализ экономических ресурсов торговой организации
    • 2. 3. Анализ эффективности использования экономических ресурсов торговой организации
  • Глава 3. Стратегическое управление торговой организацией на основе * перспективного экономического анализа
    • 3. 1. Системный подход к управлению торговой организацией
    • 3. 2. Формирование инновационно-инвестиционной политики Торговой организации
    • 3. 3. Выработка стратегии развития торговой организации
    • 3. 4. Регулирование предпринимательского риска

Перспективный экономический анализ деятельности торговой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Перспективный экономический анализ рассматривается как один из видов аналитической работы в хозяйственной деятельности во взаимосвязи с другими видами анализа. Он включает в себя анализ ретроспективы, прогноз, оценку перспектив, выработку управленческих решений, новые прогнозные расчеты, выбор варианта развития и определение практических рекомендаций для его осуществления.

Согласно сложившимся представлениям перспективный анализ имеет целью нахождение в каждом процессе наиболее устойчивых закономерностей и тенденций, способных играть решающую роль в будущем, и прогнозирование на их основе показателей хозяйственной деятельности. Важнейшими задачами перспективного экономического анализа являются обоснование перспективных планов, а также оценка ожидаемого их выполнения.

К перспективному экономическому анализу в настоящее время предъявляются повышенные требования. Он основан на информации о предшествующем состоянии системы, на тенденциях и взаимосвязях, обнаруживших себя в прошлом. Такой инерционный подход не удовлетворяет современным требованиям науки и практики. Задачей становится отыскание дополнительных источников роста, альтернатив развития, ускоряющих социально-экономический процесс. Этого можно достичь детальной содержательной проработкой проблем развития, тщательным анализом ретроспективы, выяснением причин существенных отклонений показателей от тенденций их изменения и прогнозирования показателей только по характерным точкам (наблюдениям).

Таким образом, выработка стратегии развития торговой организации на основе перспективного экономического анализа является актуальной в ее хозяйственной деятельности. Это и определило выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы — совершенствование управления торговой организацией на основе перспективного экономического анализа.

Для достижения этой цели в диссертации решались следующие задачи:

— осуществлен анализ основных фондов торговой организации;

— сделан анализ оборотных средств;

— проведен анализ трудовых ресурсов предприятия;

— осуществлен анализ эффективности использования экономических ресурсов;

— разработан многомерный прогноз развития торговой организации цепями Маркова;

— предложен метод оптимизации структуры инвестиций согласно вектору цели;

— выработана стратегия развития торговой организации на основе методов оптимального управления;

— адаптирована методика регулирования рисков в предпринимательской деятельности.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— предложен авторский подход к разработке методологии перспективного экономического анализа, включающей ретроспективный анализ деятельности торговой организации, методов поискового, целевого и нормативного прогнозирования, проблемного подхода и имитационного моделирования- -в рамках системного подхода осуществлен многомерный краткосрочный прогноз развития хозяйствующего субъекта, при этом сохраняется целостность и организация рассматривается как система;

— с целью моделирования процесса развития торговой организации сформулирована цель, а поскольку объект исследования многомерный, то сформирован вектор цели и формализована запись этого вектора;

— выработана стратегия развития организации, реализация которой предполагает использование рациональной инновационно-инвестиционной политики, основанной на методах оптимального управленияадаптирована методология управления рисками, в основе которой лежит определение предпринимательского риска, использована формула расчета уровня риска и предложен механизм регулирования предпринимательского риска посредством оптимизации инвестиций в активную часть основных фондов и оборотные средства.

Предмет исследования — теория и методики комплексного перспективного экономического анализа торговой организации.

Объект исследования — экономические отношения связанные с использованием перспективного экономического анализа деятельности торговой организации.

Теоретическую и методологическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам предпринимательства, а также касающихся вопросов экономико-математического моделирования, таких, как М. С. Абрютиной, И. Ансоффа, Г. Л. Азоева, A.B. Баландина, З. Н. Благовой, Э. М. Бравермана, A.A. Бакаева, C.B. Валдайцева, В. П. Грузинова, B.JI. Гореловой, М. А. Градова, Л. П. Дашкова, P.A. Коренченко, А. Н. Петрова, А. П. Семенова, А. Д. Шеремета, Н. В. Шаланова, Н. М. Юзбашева и др.

Информационной основой для диссертации послужили отчетные данные хозяйственной деятельности ЗАО «Витязь» за 1999;2001 гг.

Практическая значимость и апробация результатов проведенного исследования заключается в выработке стратегии развития торговой организации на основе перспективного экономического анализа.

Результаты исследования нашли практическое применение в деятельности торговых организаций ЗАО «Дизайн» (справка о внедрении от 23.01.2002 г. № 14), ЗАО «Уе11тагк» (справка о внедрении от 28.03.2002 г. № 38), а также в учебном процессе Сибирского университета потребительской кооперации (справка о внедрении от 12.09.2001 г. № 02−548).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 5,5 п. л.

Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 105 наименований. Диссертация содержит 165 страниц текста, 21 таблицу, 2 рисунка.

Заключение

.

На основе выполненного диссертационного исследования сделаны следующие выводы и предложения.

Деятельность торговой организации как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельной организации, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет организацию работать в режиме рентабельности, если она не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности организации в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.

Качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. Предпринимательство осуществляется в условиях рыночных отношений и жесткой конкуренции, где цена решения многократно возрастает. От того, насколько глубоко и всесторонне осуществлен анализ, зависят результаты хозяйственной деятельности. Следовательно, методология комплексного экономического анализа, применяемая в выработке управленческих решений, является основой успеха предпринимательства.

Целью анализа является уяснение перспектив, создание информационной и теоретической базы для принятия управленческих решений относительно будущего развития. Экономический анализ, в сущности, обращен в будущее, он, в некотором смысле, уже является анализом будущего, но по данным о прошлом.

Естественно поставить задачу анализировать будущее не по прошлому, а по некоторым спрогнозированным показателям. Такой перспективный анализ должен включать анализ ретроспективы, прогноз (оценку) перспектив. Прогноз является, таким образом, стадией перспективного анализа, за которой следуют анализ будущего, выработка управляющих воздействий, новые прогнозные расчеты, выбор альтернатив развития и выработка практических рекомендаций для осуществления наилучшего варианта развития. Перспективный анализ наиболее близок к стратегическим управленческим решениям (длительного воздействия).

Согласно сложившимся представлениям перспективный анализ имеет целью нахождение в каждом процессе наиболее устойчивых закономерностей и тенденций, способных играть решающую роль в будущем и прогнозирование на их основе показателей производственно-хозяйственной деятельности. Важнейшими задачами перспективного анализа являются обоснование перспективных планов, а также оценка ожидаемого их выполнения.

Комплексное использование методов перспективного экономического анализа, таких как прогнозирование, проблемный подход и имитационные методы, позволяет выработать управленческие решения в предпринимательской деятельности, адекватные рыночным условиям хозяйствования в конкурентной среде.

Основой выработки и принятия управленческих решений в хозяйственной деятельности является текущий или ретроспективный анализ деятельности хозяйствующего субъекта. На основе выводов ретроспективного анализа определяются перспективы развития как хозяйствующего субъекта, так и предпринимательства в целом и осуществляется стратегическое управление организацией.

Ретроспективный анализ развития ЗАО «Витязь» показал, что данная торговая организация находится в стадии интенсивного развития, о чем свидетельствуют темпы роста его экономических ресурсов, представленных финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.

Анализ также показал, что рентабельность всех экономических ресурсов исследуемого хозяйствующего субъекта в течении периода 1999;2001 гг. растет, а также растет уровень рентабельности его деятельности. Это свидетельствует о росте эффективности деятельности организации и, естественно, эти результаты получены посредством повышения хозяйственной культуры предпринимательства, как руководителей, так и всего персонала торговой организации, являющегося ее акционерами.

В соответствии с ростом масштаба проблем выросла их сложность и комплексность. Вопросы, которые ранее, казалось, не относились к решению конкретных проблем, стали зависимы, как по отношению к данной проблеме, так и между собой. Возросли актуальность решаемых проблем и затраты на их реализацию. Риск неудачи становится все ощутимее. В таких условиях требуется учет различных факторов и взаимосвязанных обстоятельств, ресурсных и временных ограничений. Следовательно, в основе управления организацией должен лежать системный подход.

Важнейшим аспектом в управлении организацией является определение цели его развития, а поскольку цель многомерна, то необходимо сформулировать вектор цели. Более того, формализация этого вектора цели должна быть основой в выработке стратегии развития организации.

Оптимизация структуры инвестиций согласно вектору цели представляет собой инновационно-инвестиционную политику торговой организации, поскольку инвестиции в машины и оборудование отражают, прежде всего, инновационную деятельность, направленную на обновление и техническое оснащение организации высокотехнологичным оборудованием, на основе которого внедряются новые высокопроизводительные и качественные технологии. Инвестиции же в денежные оборотные средства предполагают инвестиции в человеческий капитал, как увеличение фонда оплаты труда, так и на мероприятия, направленные для обучения, повышения квалификации и других действий, ориентированных на формирование высококвалифицированных кадров торговой организации.

В рамках системного подхода следует осуществлять многомерный прогноз развития организации. Одним из них является метод прогнозирования цепями Маркова, который предполагает инерционность развития процесса. Однако темпы роста прогнозируемых показателей совсем не совпадают с темпами их роста за последний год исследуемого периода. Здесь в неявной форме учитывается взаимосвязь и взаимозависимость показателей в системе, поскольку они описывают один и тот же объект в процессе его развития, и принцип эмерджентности не нарушается. Система исследуемой торговой организации прогнозируется как единое целое или как система, не дифференцируя ее на отдельные показатели.

Однако в процессе предпринимательской деятельности необходимо активное управление экономическими процессами, и те результаты хозяйственной деятельности, которые получены при инерционном подходе развития организации, зачастую не соответствуют современным реалиям. Следовательно, необходимо выработать стратегию предпринимательской деятельности.

Реализация стратегии оптимального управления хозяйствующим субъектом позволит не только увеличить уровень рентабельности хозяйственной деятельности, но и создать дополнительные рабочие места, что в условиях существования безработицы имеет большое социальное значение.

Объективная ситуация на рынке, построение адекватной системы управления требуют анализа и оценки предпринимательского риска, предполагают овладение руководством организации рисковой эвристикой, способностью принимать и реализовывать нестандартные решения, гибко менять стратегию и тактику поведения в предпринимательской деятельности.

Сегодня управленцам всех рангов и уровней необходимо переориентироваться на осознание своих возможностей в преобразовании ситуаций и тем гарантировать успех и эффективное повышение конкурентоспособности на рынке.

Организация системы управления риском обеспечит более эффективную реакцию хозяйствующего субъекта на изменения, происходящие во внешней среде, создаст условия для оперативного процесса принятия решений, стимулирует деловую и профессиональную специализацию, позволит исключить или ограничить появление риска в допустимых пределах, тем самым повысить экономическую эффективность хозяйственной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Экономический анализ торговой деятельности. М.: Изд—во «Дело и сервис», 2000. — 512 с.
  2. Л.И. Анализ эффективности деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1987. 191 с.
  3. М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.
  4. И. Стратегическое управление. М: Экономика, 1993. — 519 с.
  5. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. — М.- АО «Финстатинформ», 1995. 173 с.
  6. С.С. Организация управления розничной торговлей. Киев: Вища школа, 1991. — 32 с.
  7. A.B., Грибов В. Д. Организационно-экономические основы бизнеса.- М: МЭГУ, 1994, 327 с,
  8. М. Анализ экономической эффективности капитальных вложений.- М.: Инфра-М, 1996. 84 с,
  9. З.И. Предпринимательский аспект управления. СПб., 1995. — 104 с.
  10. Бланк И. А, Управление торговым предприятием. М.- Изд-во АКМОС, 1998.-416 с.
  11. A.A. Имитационные модели в экономике. М.: Экономика, 1978. — 142 с.
  12. И.Б. Согласование частных прогнозов в балансовых моделях. — Сыктывкар, 1990, вып. № 35, 109 с,
  13. А.П. Инвестиции в торговле России. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  14. Валдайцев С, В, Оценка бизнеса и инновации. М, — Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997, — 336 с,
  15. О.С. Стратегическое управление. М.: Финансы и статистика, 1994. 193 с.
  16. Вишнев C. M Основы комплексного прогнозирования. M.- Наука, 1997, -288 с.
  17. Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных условиях, СПб, 1997, — 146 с,
  18. A.A. Структурно-целевой анализ экономического потенциала предприятий. Саратов: СГУ, 1989, — 127 с. 21 .Горелова B.JI., Меньшикова E.H. Основы прогнозирования систем- Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986. — 287 с.
  19. Горемыкин В. А, Богомолов А. Ю, Планирование предпринимательской деятельности предприятия, М, — Инфра-М, 1997, — 334 с,
  20. В.Д. Организационные и экономические основы бизнеса, М.: ИЭП, 1995.-281 с.
  21. В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. — М.: Софит, 1994. 136 с.
  22. М.А. Прогнозирование тенденций экономического развития. — Киев: Наука Думка, 1989. 108 с.
  23. Г. М. Статистическое моделирование и прогнозирование. — М.: Финансы И статистика, 1990, — 94 с,
  24. А.Н. Формирование производственного потенциала. Анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1992. — 76 с,
  25. Н.Г. Экономический анализ в управлении промышленным предприятием США. М., 1969. — 213 с.
  26. Л.П. Предпринимательство и бизнес. — М.: И ВЦ, 1995, — 193 с,
  27. B.C. Системный анализ деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1960. 172 с.
  28. Джо Т., Евсеева И. Экономическое поведение предприятий в переходной экономике // Вопросы экономики, 1994. № 8. — С, 56−63,
  29. Дедов Л.А. Структурно—финансовый анализ в экономике, — Ижевск, 1995, — 283 с,
  30. Джоунз Г, Торговый бизнес- как организовать и управлять / Пер, с англ, — М, — Инфра-М, 1996, 304 с.
  31. Ефимова О. В, Анализ оборачиваемости средств коммерческого предприятия // Бухгалтерский учет, 1994. — № 10, — С, 35—41.
  32. В.Г. Экономика предприятия, М.: МЭГУ, 1994. — 231 с,
  33. Имитационное моделирование управления розничной торговлей в потребительской кооперации. М.: МКИ, 1989. — 66 с.
  34. Инвестиционное проектирование / Ред, С, И. Шумилин, М.: АО «Финстатинформ», 1995, — 173 с.
  35. . Деловая стратегия- концепции, содержания, символы. М.- Экономика, 1991. — 312 с,
  36. И.П. Развитие материально-технической базы торговли. — М.: Экономика, 1990.-631 с,
  37. Коровин К. С, Мокин В. И. Основные фонды в торговле- эффективность использования, JT.- Лениздат, 1998. — 87 с,
  38. P.A. Совершенствование экономических методов управления на предприятиях. — М.: Экономика, 1995. — 240 с,
  39. Ковалев В. В, Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности, М.: Финансы и статистика, 1996, — 432 с,
  40. Ковалева А. Н, Многомерное прогнозирование на основе рядов динамики, — М.: Статистика, 1980. 102 с.
  41. Котова Н. Н, Инвестиционная деятельности фирмы. — Челябинск, 1986, — 193с.
  42. Н.В., Бочкарев Е.П, Перспективный экономический анализ. — М.: Финансы и статистика, 1987. 256 с.
  43. H.H. Экономические методы управления кооперативной торговлей.- М.: Экономика, 1979. 127 с,
  44. В.В. Элементы анализа и управления. Харьков: Основа, 1990, — 96 с,
  45. Н. Оборотные средства, процесс обращения стоимости капитала, платежи // Вопросы экономики, 1997, — № 6 — С, 44−49.
  46. Лиминтовский М. А Основы оценки инвестиционных финансовых решений.- М.: Наука, 1997. 232 с,
  47. Организация и управление торговлей: Деловые игры: Учебное пособие. — М.: Экономика, 1986. 144 с.
  48. М.А. Фонды торговли и их оптимизация. М.: Экономика, 1977.- 174 с.
  49. Предпринимательство- Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля и др.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999, 475 с,
  50. Н.Я. Инвестиционно-финансовый портфель. М.- Соминтэк, 1993. -183 с.
  51. Петров А. Н, Методология выработки стратегии развития предприятия. — СПБ.: УЭФ, 1992.-79 с.
  52. Петров Г, К. Товарооборот и прибыль: Пути повышения рентабельности розничной торговли, Л.- Лениздат, 1993. — 216 с,
  53. С.И. Управление в условиях кризиса экономики // ЭКО, 1991, — 136 с.
  54. Платонов В. Н, Организация розничной торговли- Учебное пособие, — Минск: БГУ, 1996. 128 с,
  55. М. Международная конкуренция. М: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  56. П.А. Основы экономики предпринимательства. — М.: Просвещение, 1995.-218 с.
  57. Раицкий К. А, Экономика предприятия- Учебник для вузов. М.: Маркетинг, 1999,-693 с,
  58. Руководство по проектному анализу. — Вашингтон: Институт Экономического Развития Мирового Банка, 1994. 378 с,
  59. Р.Л. Количественный анализ в экономике, — М, — Наука, 1987. — 390с.
  60. .Т. Применение статистических методов в экономическом анализе и прогнозировании. М.: Финансы и статистика, 1991. — 75 с.
  61. А.Н., Лукасевнч И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.- Наука, 1993. — 236 с,
  62. Г. Аналитическое планирование организации систем. М.: Радио и связь, 1991,-227 с,
  63. В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997, — 258 с,
  64. Д. Рыночная экономика в России, М.: Экономика, 1995. — 331 с,
  65. Статистическое моделирование и прогнозирование- Учебное пособие / Под ред, А. Г. Гранберга. М.: Финансы и статистика, 1990, — 383 с,
  66. А.П. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях. М.: Экономика, 1986. — 294 c,
  67. Н.П., Попов В. А. Методы социально-экономического прогнозирования, М.- Изд-во ВЗПИ, АО «Росвузнаука», 1993, — 228 с.
  68. Трайнев В, Стратегия и тактика предпринимательской деятельности, — М, — Экономика, 1995. 276 с,
  69. Тоговое дело- экономика и организация- Учебник / Под общ, ред. Л, А, Брагина, М.- Инфра-М, 1997, — 256 с,
  70. Управление по результатам / Пер, с финск, М.- Изд-во «Прогресс», 1993, — 181 с.
  71. Р. Факторы обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988. — 372 с.
  72. Э.А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 1997. — 400 с.
  73. Управление активами- мировой опыт / Под ред, Б. Г. Дякина. М.- Росби, 1996.-184 с.
  74. Хорин А, Н. Анализ оборотного капитала // Бухгалтерский учет. 1994, -№ 6. — С.23−28 с. 79,Хорн Д. Основы управления финансами. М.- Финансы и статистика, 1996, — 800 с.
  75. В.З. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1996. — 213 с.
  76. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Финансы и статистика, 1975, — 438 с.
  77. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Финансы и статистика, 1975,-461 с,
  78. М.К., Шаланов Н. В. Модельное прогнозирование в экономике, — Новосибирск: СибУПК, 1997, 127 с,
  79. Р. Имитационное моделирование систем: Искусство и наука / Пер. с англ, М, — Экономика, 1978. — 417 с,
  80. П.В. Методологические основы управления: Курс лекций, — Новосибирск: СибУПК, 1998, 220 с,
  81. А. Д. Сайфулин P.C. Методика анализа. М.- Инфра-М, 1995, — 80с.
  82. А.Д. Комплексный анализ деятельности предприятий: Вопросы методологии, — М.: Экономика, 1974, 207 с,
  83. Г. Ш. Основы управления торговлей. М.: Экономика, 1982. — 128 с. 91 .Шеремет А. Д., Сайфулин P.C. Методика анализа финансового состояния. -М.: Инфра-М, 1996. 114 с.
  84. Экономические модели и прогнозы. Новосибирск, 1975. — 273 с.
  85. Экономика торговли: Учебник для торговых вузов / Под ред. Б. А. Соловьева. М.: Экономика, 1990. — 413 с.
  86. Г. Е. Достоверность статистических показателей. М.: Статистика, 1977. — 278 с.
  87. Экономика и статистика фирм: Учебное пособие для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1998. — 240 с.
  88. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. H.A. Сафронова. М.: «Юристь», 1998. — 584 с.
  89. Экономика: Учебник / Под ред. A.C. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1997. -816 с.
  90. Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С. М. Синельников и др. СПб.: «Алга-фонд», «АЯКС», 1992. — 356 с.
  91. Экономические методы регулирования воспроизводства основных фондов / Под ред. A.A. Малыгина. М.: Экономика, 1992. — 381 с.
  92. М.М., Манелля А. И. Статистический анализ тенденций и колеблемости. М.: Финансы и статистика, 1983. — 436 с.
  93. Н.Р. Системы и управление. Динамические системы. — Ташкент: Фан, 1984. 234 с.
  94. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974.-586 с.
  95. А. Управленческий учет: опыт экономически развитых стран / Пер. с польского. М.: Финансы и статистика, 1991. — 240 с.
  96. С.М., Лисичкин В. М. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1974. — 207 с.
Заполнить форму текущей работой