Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ выявил достоинства и недостатки планирования и контроля производственных и коммерческих результатов на ведущих хлебопекарных предприятиях Ивановской области. Положительным моментом систем планирования и контроля на изученных предприятиях является то, что на всех предприятиях оценивается потенциал выпуска продукции (производственная мощность), устанавливаются целевые показатели… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Контроллинг как инструмент развития менеджмента
    • 1. 2. Процесс формирования и функционирования системы оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов
    • 1. 3. Подходы и методы измерения производственного и коммерческого потенциала промышленного предприятия
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ)
    • 2. 1. Состояние, задачи и тенденции производственного развития предприятий хлебопекарной отрасли
    • 2. 2. Анализ организации и технологии планирования и контроля производственных и коммерческих результатов предприятий хлебопекарной отрасли
  • ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ
    • 3. 1. Прогнозирование развития ситуации на рынке хлебобулочной продукции Ивановской области и основных целевых показателей производственной и коммерческой деятельности предприятий хлебопекарной отрасли
    • 3. 2. Модель оценки производственного и коммерческого потенциала предприятий хлебопекарной отрасли
    • 3. 3. Обоснование масштаба допустимых отклонений и формирование системы нормативов (стандартов) производственных и коммерческих результатов на предприятиях хлебопекарной отрасли

Формирование системы оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Выполнение организациями (в т.ч. промышленными предприятиями) своей миссии и реализация их основных и ключевых целей невозможны без развития организаций, важнейшей предпосылкой которого в свою очередь выступает развитие менеджмента.

Запросам современной рыночной экономики отвечает появление и развитие таких инструментов менеджмента, как контроллинг и реинжиниринг систем управления предприятий и организаций.

Контроллинг — это инструмент регулирования самого объекта управления (предприятия), а также настройки системы менеджмента, включающий в себя и элементы механизма реализации целей. При этом его нельзя трактовать как только управление по отклонениям. Контроллинг — это синтез управления по отклонениям, опережающего управления (управления на основе экстраполяции тенденций) и управления на основе предвидения изменений. Такой синтез наблюдается не только при стратегическом, но и текущем контроллинге.

Контроллинг является важнейшим средством повышения качества и эффективности менеджмента. Формирование и функционирование полноценной системы контроллинга повышает гибкость менеджмента, скорость реакции на изменения во внешней и внутренней среде предприятия, адаптивность и активность предприятия, интеграцию усилий персонала, координацию целей, целевых показателей и действий сотрудников, потенциальную и реальную эффективность системы менеджмента.

Повышению качества и эффективности менеджмента содействует как стратегический, так и оперативный контроллинг. Однако в практике отечественных промышленных предприятий возможности и стратегического, и оперативного контроллинга используются крайне слабо. Как правило, на предприятиях контроль не выступает инструментом гибкого изменения планов, не обосновываются и не устанавливаются стандарты максимальных, нормальных и минимальных требований, масштабы допустимых отклонений. Контроль не является опережающим, не основывается на современных синтетических методах прогнозирования (например, на такой разновидности метода сценариев, как метод анализа иерархий).

В силу этого формирование систем контроллинга на предприятиях должно идти поэтапно — начиная от построения отдельных модулей оперативного контроллинга и заканчивая созданием подсистемы стратегического контроллинга.

Одним из важнейших модулей системы оперативного контроллинга является контроллинг производственных и коммерческих результатов. Производственные и коммерческие результаты являются средством реализации финансовых целей предприятия, предпосылкой его стратегической и тактической устойчивости. Производственные и коммерческие результаты взаимосвязаны между собой. С одной стороны, при невысоких производственных результатах маркетинговые (сбытовые) усилия могут дать в лучшем случае кратковременный эффект. Экономия материальных ресурсов снижает потребность в оборотных средствах и повышает скорость их оборота. С другой стороны, высокие коммерческие результаты предприятия позволяют обеспечить рост собственного и заемного капитала, реализовать эффекты масштабов закупок материальных ресурсов и масштабы производства, что снижает удельную производственную себестоимость. Таким образом, контроллинг производственных и коммерческих результатов должен представлять единое целое.

Передовой зарубежный опыт в сфере контроллинга производственных и коммерческих результатов деятельности промышленных предприятий имеет ограниченные возможности в решении этой задачи. Так, концепция «шесть сигм», пионерами в использовании которой выступили американские компании «General Motors» и «Motorola», при прямом заимствовании пригодна только для контроллинга качества продукции и ее доставки потребителю. Кроме того, концепция «шесть сигм» не основывается на оценке производственного ц коммерческого потенциала предприятия и, очевидно, в силу этого предъявляет чрезмерно жесткие и крайне неравномерно возрастающие при переходе от одной градации к другой требования.

Разработанность проблемы. В экономической литературе 90-х годов XIX века и первого десятилетия XXI века уделяется значительное внимание проблемам стратегического и оперативного контроллинга — их сущности, назначению, функциям, методам (Н.Г. Данилочкина, Ю. П. Анискин, О. А. Дедов, JI.A. Жигун, A.M. Карминский, А. И. Орлов, Н. И. Оленев,.

A.Г. Примак, А. В. Сафаров, С. И. Склер, С. Г. Фалько, Д. Хан, Е. Е. Родина и др.). Развиваются теории, инструменты и методы контроллинга — система сбалансированных показателей (Р. Каплан, Д. Нортон, Н. Олве, X. Рамперсад и др.), стандарт качества шесть сигм (Д. Уэлч), карты контроля (В. Шухарт), адаптивные синтетические методы прогнозирования (М. Кенделл, Т. Саати), подходы и методы оценки общего и частных видов потенциала предприятия, в т. ч. производственного (В.Н. Авдеенко, В. А. Котлов, А. С. Лифшиц, Д.К. Шевченко) и коммерческого (Н.К. Темнова) — проводятся исследования по бенчмаркингу, который может использоваться как метод контроллинга (Е.А. Михайлова, Н.К. Темнова), мониторингу целевых показателей (С.Г. Езерская, В. В. Сильченко, А.Е. Скотников), оценке ожидаемой реализуемости управленческих решений (М.А. Бендиков, М. А. Вортман,.

B.В. Глущенко, И. И. Глущенко, А. И. Орлов, Т.В. Ситникова). Определенную теоретическую и методическую поддержку контроллингу оказывают исследования в области управленческого анализа и учета (К. Друри? Э. А. Смирнов и др.).

Представляет практический интерес концепция сервисного обслуживания производства (З.В. Брагина, А. Г. Мокроносов, М. А. Анисимова, Е. Б. Глушкова, В.П. Дудяшова), которая должна быть применена не только при проектировании, производстве и сбыте продукции, но и в сфере управления предприятий. Управление нуждается в обслуживании, состоящее в предоставлении информации разной степени готовности (консультация, альтернативные варианты решения проблемы, результаты диагностики и анализа ситуаций), необходимой для принятия управленческого решения. Просматривается аналогия с производством — информационные услуги для производства интеллектуального управленческого продукта — управленческого решения.

Тем не менее, теория оперативного контроллинга нуждается в совершенствовании ее развитии. Существующие исследования не позволяют четко выделить место и роль контроллинга в системе менеджмента, «вписать» прогнозирование ситуации на локальном региональном рынке товаров в систему контроллинга производственных и коммерческих результатов, учесть особенности конкретного предприятия при оценке производственного и коммерческого потенциалов, дать системное экономическое обоснование масштаба допустимых отклонений.

Не сложилось системного представления о рациональном сочетании подходов и методов оценки производственного и коммерческого потенциалов, правилах и приемах их сопоставления, связи между величинами потенциалов, стандартов разного уровня требований к результатам (максимальных, нормальных и минимальных), масштабами допустимых, предупредительных и критических отклонений. При определении частных видов производственного и коммерческого потенциалов не учитывается способ задания цели (постоянная цель или предельная), а при установлении стандартов и масштабов допустимых, предупредительных и критических отклонений игнорируется форма показателя (прямой или обратный).

Таким образом, видна необходимость выполнения целостного научного исследования в области формирования системы контроллинга производственных и коммерческих результатов промышленного предприятия.

Целью диссертационного исследования является совершенствование теории и разработка методик формирования системы оперативного контроллинга на промышленном предприятии.

Поставленная цель определила следующие задачи диссертационного исследования:

— показать роль контроллинга как инструмента развития менеджмента предприятия;

— раскрыть процесс формирования и функционирования системы оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов;

— представить в системном виде подходы и методы измерения производственного и коммерческого потенциала промышленного предприятия;

— исследовать состояние, задачи и тенденции производственного развития предприятий хлебопекарной отрасли;

— провести анализ организации и технологии производственных и коммерческих результатов предприятий хлебопекарной отрасли;

— разработать краткосрочный прогноз развития ситуации на рынке хлебопекарной продукции Ивановской области на основе модифицированного метода анализа иерархий;

— оценить производственный и коммерческий потенциал хлебопекарного предприятия и определить стандарты наивысших производственных и коммерческих результатов;

— обосновать масштаб допустимых, предупредительных и критических отклонений от стандартов и целевых показателей производственных и коммерческих результатов хлебопекарного предприятия;

— обосновать стандарты производственных и коммерческих результатов разного уровня требований для хлебопекарного предприятия.

Объект исследования — предприятия хлебопекарной отрасли Ивановской области.

Предмет исследования — контроллинг производственных и коммерческих результатов.

В рамках специальности 08.00.05 — «экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (промышленность)» выдвигаются следующие выводы и положения, полученные лично соискателем и обладающие признаками существенной новизны и полезности:

— предложено разграничение контроллинга как сервиса в форме внутреннего консультирования и как синтеза управленческих функций, что не используется другими исследователями и позволяет дифференцировать деятельность контроллеров в сравнении с деятельностью других представителей управленческого персонала предприятий;

— предложена системная модель функционирования оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов промышленного предприятия, включающая в себя аналитическую, оценочную, прогнозно-плановую, контрольную и> регулирующую подсистемыданная модель увязывает в единое целое прогнозирование ситуации на рынке продукции, измерение производственного и коммерческого потенциалов, механизмы разработки и корректировки целевых показателей, стандартов и масштабов допустимых отклонений производственных и коммерческих результатов;

— проведена модификация метода анализа иерархий, которая состоит в определении значимости акторов на основе расчетов потенциального ущерба от их действий для предприятия, учете возможности совмещения сценариев развития, разграничении значимости и вероятности реализации сценариев;

— предложена методика оценки производственного и коммерческого потенциала хлебопекарного предприятия, базирующаяся на синтезе ресурсно-целевого и результатного подходов, использовании комплекса методов измерения (детерминистко-лимитирующий, интегральный, бенчмаркинг, учетный, мезопрогностически-корректировочный) — - предложена методика обоснования масштабов допустимых отклонений производственных и коммерческих результатов хлебопекарного предприятия, учитывающая значимость, срочность, степень взаимосвязи и реализуемость целевых показателей.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы хлебопекарными предприятиями в процессе формирования системы оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды классиков современного менеджмента, монографические работы и статьи отечественных и зарубежных исследователей по проблеме формирования системы контроллинга на предприятиях и в организациях.

В диссертации использованы общенаучные методы познания: системный, ситуационный, процессный, исторический и логический подходы, абстрактно-теоретический, сравнительный и монографический.

К специальным методам относятся методы «дерева целей», социологические (анкетирование, метод экспертных оценок), статистические методы, метод анализа иерархий, детерминистко — лимитирующий, учетный методы, бенчмаркинг.

Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования были представлены на трех международных и двух всероссийских научно-практических конференциях. Ряд важнейших положений диссертационного исследования используются на двух хлебопекарных предприятиях г. Иванова: ООО «Хлебозавод РИАТ» и ОАО «Ивановохлеб», что подтверждается актами внедрения методических разработок.

Заключение

.

В результате проведенного исследования получены следующие основные выводы и выработаны практические рекомендации.

1. В теоретическом и прикладном аспектах важно разграничивать контроллинг как сервис и как синтез управленческих функций. Контроллинг как сервис — поддержка в форме внутреннего консалтинга процессов планирования и контроля деятельности организации для обеспечения их гибкого взаимодействия. Контроллинг как синтез — интеграция планирования и контроля эффективности функционирования и развития организации и качества менеджмента.

2. Контроллинг является важнейшим инструментом повышения качества и эффективности менеджмента, т.к. посредством реализации направляющей и обеспечивающей функции воздействуют на основные и вспомогательные управленческие эффекты. К основным управленческим эффектам относятся интеграция, координация, адаптация и активность, а к вспомогательнымустойчивость и достоверность управленческих решений, потенциальная и мотивационная готовность объекта управления.

Интеграция — единство действия исполнителей в достижении целей. Координация — сбалансированность целей между собой и с механизмами их реализации. Адаптация — приспособление к ситуации, учет особенностей внешней и внутренней средств при принятии управленческих решений. Важнейшая характеристика адаптации — скорость.

Активность — инициативная деятельность по воздействию на ситуацию вследствие принятия управленческих мер. Важнейшая характеристика активности — соответствие ее уровня потенциалу организации.

Устойчивость — потенциальная и мотивационная готовность объекта управления как важнейший фактор реализуемости, достоверность — результаты второго плана (не смотря на всю их важность), выполняющие функцию поддержки достижения названных эффектов.

Таким образом, можно различать устойчивость и реализуемость на уровнях конечных и непосредственных управленческих результатов. На уровне конечных управленческих результатов: устойчивость — способность системы менеджмента сохранять уровень (темп) эффективности в заданных пределах, противодействуя неблагоприятному воздействию внешней и внутренней среды организации. Реализуемость решения — количественно-качественная оценка вероятности (шанса) решения быть реализованным с учетом внешних и внутренних факторов непосредственного воздействия.

3. Системная модель формирования и функционирования оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов включает в себя оценочный, аналитический, прогнозно-плановый и регулирующие блоки (модули). В оценочный блок входит оценка промежуточных (оценка качества анализа, прогнозов, планирования) и конечных результатов управления (риска, реализуемости и последствий управленческих решений), оценку производственного и коммерческого потенциала предприятия. Аналитический блок связан с определением неиспользованных ресурсов производственного и коммерческого потенциалов предприятия, уточнением узких мест и критических факторов реализации резервов производственного и коммерческого потенциалов. Прогнозно-плановый блок включает прогноз ситуации на региональном рынке, плановые величины производственного и коммерческого потенциала. Контрольный блок отделен от оценочного и включает в себя контроль выполнения оперативных производственных и маркетинговых решений. В регулирующий блок входят корректировка оперативных целей предприятия и его подразделений, формирование фонда оперативных производственных и маркетинговых решений, разработка вариантов новых оперативных производственных и маркетинговых коммерческих / управленческих решений.

4. Система контроллинга должна учитывать отраслевые и иные особенности объекта управления. К особенностям хлебопекарной отрасли, влияющим на систему оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов относятся:

— Относительная стабильность и неэластичность спроса на хлебобулочные изделия;

— Перекрестная эластичность (ценовая) между отдельными сортами хлебобулочной продукции;

— Отсутствие проблем с сырьевой базой, несмотря на действия перекупщиков;

— Наличие сезонного колебания цен на хлебобулочную продукцию, обусловленного изменениями запасов муки и действиями перекупщиков;

— Концентрация выпуска на крупных предприятиях;

— Сокращение объемов производства хлеба в связи со снижением потребления;

— Ведущая роль технологии при углублении (разработки новых сортов хлеба) ассортимента и техники — при расширении ассортимента.

С учетом особенностей состояния и тенденций развития хлебопекарных предприятий, контроллинг должен сконцентрировать внимание руководства на таких показателях как доля на рынке, глубина, широта и коэффициент обновления ассортимента, удельные материальные затраты (руб/кг), объем продаж и величина прибыли.

5. Проведенный анализ выявил достоинства и недостатки планирования и контроля производственных и коммерческих результатов на ведущих хлебопекарных предприятиях Ивановской области. Положительным моментом систем планирования и контроля на изученных предприятиях является то, что на всех предприятиях оценивается потенциал выпуска продукции (производственная мощность), устанавливаются целевые показатели в области производственных и коммерческих результатов, контролируется выполнение оперативных производственных и маркетинговых управленческих решений. На отдельных предприятиях оцениваются потенциал расширения и углубления ассортимента выпускаемой продукции, проводится анализ отклонений при выполнении оперативных производственных и маркетинговых решений. Однако отсутствуют многие, в т. ч. системообразующие, элементы системы оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов.

Таким образом, хлебопекарные предприятия нуждаются в проектах формирования системы оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов, чему и посвящается третья глава диссертации.

6. Осуществлено прогнозирование ситуации на рынке товаров с использованием модифицированного метода анализа иерархий (МАИ). Модификация МАИ заключалась в определении значимости акторов на основе расчетов потенциального ущерба от их действий для предприятия, учете возможности совмещения сценариев развития, разграничении значимости и вероятности реализации сценариев.

Разработан краткосрочный прогноз (на год). Выявлены ключевые сектора. Определены значение и вероятные сценарии, возможность их совмещения, определены прогнозные параметры рынка хлебопекарной продукции.

7. Предложена и апробирована методика оценки производственного и коммерческого потенциала, базирующаяся на синтезе ресурсно-целевого и результатного подходов, использовании комплекса методов измерения (детерминировано — лимитирующий, интегральный, бенчмаркинг, учетный, мезопрогностически — коррекционный).

При определении производственного потенциала, не сводимого к производственной мощности, использован детерминировано — лимитирующий метод, предлагающий разграничение критических факторов и узких мест достижения целей. При определении коммерческого потенциала использовался учетный метод.

8. Обоснованы масштабы допустимых отклонений для производственных и коммерческих показателей деятельности предприятия с учетом значимости, срочности, степени взаимосвязи и реализуемости целевых показателей, что повышает степень гибкости и систематичности регулирования производственных и коммерческих результатов.

9. На основе результатов оценки потенциалов (производственного и коммерческого) и полученных масштабов допустимых, предупредительных и критических отклонений разработана система нормативов (стандартов) наилучшего, хорошего и минимально приемлемого уровня достижения.

Стандарты хорошего уровня достижений дифференцированы и ужесточаются во времени (первый квартал года, первое полугодие, первые три квартала года, год) с учетом острой конкурентной борьбы и сезонных колебаний потребления хлебобулочной продукции. Гибкая система стандартов позволяет по новому решить застарелые проблемы российских промышленных предприятий, имеющие свои истоки еще в советской практике хозяйствования: ориентация на увеличение объемов выпуска продукции (в т.ч. определяемое методом экстраполяции) без учета потенциальных возможностей и ситуации на рынке продукцииориентация на безусловное выполнение плановых заданий без учета их качества (в т.ч. оторванности от запросов потребителей, излишне напряженных или ненапряженных).

Таким образом, проведенное исследование доказало возможность формирования системы оперативного контроллинга производственных и коммерческих результатов на промышленном предприятии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Интенсификация и экономический рост // Плановое хозяйство. 1985. № 8. С. 213−216
  2. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 1995. 240 с.
  3. А.Г. Кризис: беда и шанс для России. М.: ACT: Астрель, 2009. 285 с.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2001. 248 с.
  5. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез планирование решений в экономике М.: Финансы и статистика, 2000. 368 с.
  6. А.К. Оперативный контроллинг: Учеб. пособие. / А. К. Андронова, Е. Д. Печатнова. М.: «Дело и Сервис», 2006. 160 с.
  7. Ю.П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг: Учебник. М.: Омега-Л, 2003. 280 с.
  8. Н.А., Ханжина В. Л., Попов Е. В. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2. С. 3−12.
  9. С.П., Шеметов В. В. Стратегическая устойчивость предприятия. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. 493 с.
  10. Ю.Белякова Г. Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. Красноярск: СибГТУ, 2001. 232 с.
  11. Бешелев С Д. Математика и статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1988. 212 с.
  12. И.А. Управление прибылью. К.: «Ника-Центр», 1998. 544 с.
  13. А.О., Лифшиц А. С. Оценка эффективности управленческих решений в системе менеджмента развития промышленного предприятия:
  14. Монография / А. О. Блинов, А.С. Лифшиц- под общ. Ред. В. Н. Еремина. Иваново: изд-во Иван. Гос. Ун-т, 2008. 88 с.
  15. И.В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг. СПб: Питер, 2006. 192 с.
  16. З.В. Сервисное обслуживание текстильного производства / З. В. Брагина, Е. Б. Глушкова, В. П. Дудяшова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. 193 с.
  17. З.В., Буторина Н. В. Управление качеством: текстильные предприятия. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. 169 с.
  18. В.В. Внутренний контроль сбытовой деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6. с. 50−63.
  19. В.В. Управленческий контроль как система // Менеджмент в России и за рубежом. 1992. № 5. С. 38−46.
  20. Е.С., Дмитриев Д. О. Актуальные проблемы развития пищевой промышленности Ивановской области // Вестник Ивановского государственного университета. 2009. Вып. 3. С. 6−15.
  21. А. Оценка менеджеров: учебно-практическое пособие. М.: Компания Спутник +, 2000. 237 с.
  22. М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие / М. А. Бахрушина. 2-е изд. М.: Омега-JI, 2005. 432 с.
  23. В.А. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 512 с.
  24. X. Каким образом предвидеть и предотвратить «движение на красный свет» // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 2. С.3−22
  25. X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в деятельности компании): пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. 288 с.
  26. О.С. Стратегическое управление: Учеб. М.: Изд-во МГУ, 1995.252 с.
  27. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath&Partners: Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 478 с.
  28. А., Рубанов С. Устойчивое развитие предприятия как стратегическая цель маркетинга // Маркетинг. 2002. № 3. С. 31−37.
  29. М.А. Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии // Современные технологии менеджмента и развитие управленческого персонала: Сб. науч. ст. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. С. 118−124.
  30. Е.В. Творческий потенциал предприятий и организаций: вопросы управления. М.: Инст-т труда, 1995. 257 с.
  31. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учеб. пособие. М.: Дело, 1999. 496 с.
  32. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1982. 159 с.
  33. Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. С. 35−115.
  34. В.А. Развитие предприятия. М.: Рего, 2000. 208 с.
  35. JI.A. Оценка современного состояния анализа систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 3. С. 66−72.
  36. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике: В 5 т. Т. III. М.: Научный эксперт, 2008. 648 с.
  37. Э.С. Высокоэффективный менеджмент: пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1996. 280 с.
  38. Е.Г., Кондрашина Е. А., Хайнц X., Бабенков Д. Н. Процессно-ориентированное управление // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 1. С. 3−18.
  39. Д. Ассортимент: базовые критерии оценки // Sales Business // Продажи. 2006. № 1. С. 45−49.
  40. И. Проблема становления и развития контроллинга в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6. С. 80−84.
  41. А. Практика контроллинга. М.: Финансы и статистика, 2001. 336 с.
  42. Р.А. Менеджмент. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 832 с.
  43. СЛ. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  44. Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. Киев.: Знание, 1998. 123 с.
  45. К. Введение в управленческий и производственный учет: пер. с англ. М.: Изд-ва «Аудит», 1994. 560 с.
  46. Т.А. Статистические методы прогнозирования: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.206 с.
  47. JI.A. Минимум управления, максимум управляемости. Руководителем библиотек о Всеобщем управлении на основе качества. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 400 с.
  48. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. — М.: Экономика, 1978. 133 с.
  49. В. Н. Коровин Д.И. Основа экономической теории надежности производственных систем. М.: Наука, 2006. 524 с.
  50. С.Г. Экономическая устойчивость промышленного предприятия. Методологические аспекты и методы оценки. Дис. канд. экон. наук. Иваново, 2004. 173 с.
  51. B.C., Ханаков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. С. 8−33.
  52. Л.А. Менеджмент: Современные основы организации контроля на предприятии. Ростов И/Д: Феникс, 2007. 469 с.
  53. Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб. пособие / Е. А. Иванова. Ростов н/Д: Финикс, 2008. 298 с.
  54. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988. 144 с.
  55. Н.М. Основы менеджмента: Учебник. Мн.: БРЭУ, 1996. 284 с.
  56. М.М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учеб. Пособие. СПб: Питер, 2008. 560 с.
  57. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей от стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп.: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 320 с.
  58. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. 239 с.
  59. И. Кризис — лучшее время для роста. План 111 предприятий роста М: ACT- СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 352 с.
  60. И. Планирование продаж с точностью 90% и выше. СПБ.: Питер, 2008. 304 с.
  61. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. 3-е изд., доп. М.: Библиотека журнала «Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации», 2001. 398 с.
  62. Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия на этапе принятия управленческого решения // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5. с. 73−83.
  63. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорена: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 1168 с.
  64. В.В., Ковалев Вит.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. И доп. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 432 с.
  65. О., Ступин В. Контроллинг в современном менеджменте // Журналъ для акционеров. 2007. № 11−12. С. 28−35.
  66. Д. Д., Монтгомери С. А. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход: пер. с англ. М.: Олимп Бизнес, 2007. 400 с.
  67. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998. 256 с.
  68. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под. ред.Н. Г. Данилочкиной М.: 1999. 279 с.
  69. Э.М. Концепция российского менеджмента: Учеб. Пособие. М.: издательско-консалтинговое предприятие «Дека», 2004. 1030 с.
  70. Т.А. Подводные камни управленческого учета на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 117−120.
  71. A.M., Еленева Ю. В. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечения, критерии, методы оценки // Маркетинг. 2001. № 6. С.59−68
  72. М.Г. Менеджмент качества как он есть / М. Г. Круглов, Г. М. Шишков. М.: Эксмо, 2007. 544 с.
  73. М.И. Комплексные системы повышения эффективности производства и качества работ в легкой промышленности. М.: Легпромиздат, 1986. 113 с.
  74. И.Г., Гарусоеа Л. А. Управленческий учет: Учебное пособие. Иваново: «Иваново», 1998. 44 с.
  75. В.И. Регулирование производственной активности организации. -М.: Наука, 2004. 624 с.
  76. ПЪ.Лифшиц А. С. Концепция развития потенциала управленческого потенциала промышленных предприятий. М.: Наука, 2003. 234 с.
  77. А.С. Оценка и развитие управленческого персонала. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1999. 188 с.
  78. А.С. Развитие фирмы: ресурсно-целевой подход. Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2006. 112 с.
  79. А.С. Ресурсно-целевой подход к измерению инновационного потенциала промышленного предприятия // Инновационное развитие экономики: развитие и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2005. С. 131−132
  80. А.С. Управленческие решения: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009. 248 с.
  81. Ю. Кризис — это опасности и возможности // Совершенно секретно. 2010. № 1. С. 12−13.81 .Лукашин Ю. П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 416 с.
  82. И. Аграрный потенциал: исчисление и использование // Вопросы экономики. 1988. № 1. С. 11−1483 .Лысак Г. И. Организация управления хлебопекарным предприятием. М.: Альпина Паблишер, 2001. 280 с.
  83. Э. Контроллинг как система мышления и управления: пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1993. 93 с.
  84. М.Ш. Организационно-методические основы совершенствования процесса принятия управленческий решений на предприятиях АПК (на примере Республики Дагестан): Автореферат, дис. канд. экон. наук. Махачкала, 2009. 24 с.
  85. Н.В. Разработка системы материального стимулирования творческой активности инженерно-управленческих работников промышленных предприятий: Дисс.канд. экон. Наук. Кострома, 1990.219 с.
  86. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: система управления прибылью: Пер. с нем. М., 2004. 304 с.
  87. Н.Н. Стратегический мониторинг текстильного предприятия / Н. Н. Масюк, В .В. Сильченко. Иваново: ИГТА, 2009. 192 с.
  88. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. 702 с.
  89. Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. С. 134−139.
  90. Ю.А. Система управленческого учета на современном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 75−84.
  91. Л. Накормить всех. Российская Бизнес-газета: № 470 от 3 августа 2004 г.
  92. Х.Ш. Основа организации управленческого контроля // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 105−113.
  93. Нилъс Горан Олве, Карл Иохан Петри, Жан Рой, Софии Рой Баланс между стратегией и контролем: Пер. с англ. Е. Колотвиной. СПб: Питер, 2005. 320 с.
  94. Ю.Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2008. 448 с.
  95. С.И. Словарь русского языка, М.: Госполитиздат, 1951. 848 с.
  96. А.И. Теория принятия решений: Учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 573 с.
  97. П., Холп JI. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 160 с.
  98. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высш. шк., 1989. 360 с
  99. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / Под ред. В .И. Борисевича. Минск: 2000. 431с.
  100. Прохоров А. И Русская модель управления. М.: Эксмо, 2006. 384 с.
  101. . Стратегический учет для руководителя: пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 616 с. 103 .Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. — Учебник — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 784 с.
  102. Рамперсад К, Хьюберт Т. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 352 с.
  103. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. Сб. / Росстат. М., 2008. 999 с.
  104. Рейтинг предприятий по объему продаж товаров собственного производства без НДС и акцизов за январь — ноябрь 2009 года // Иваново-Вознесенск. 2009. № 50. С. 50−51.
  105. Е.Е. Развитие контроллинга на предприятиях светотехнической промышленности. Автореф. дис. канд. экон. наук. Саранск, 2001. 16 с.
  106. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1989. 316 с.
  107. В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2002. 376 с.
  108. В.Н., Тимофеева А. А., Захаров Р. А. Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 52−58.
  109. М. Методы проведения экономических исследований / М. Сандерс, Ф. Льюис, Э. Торнхилл: пер. с англ. 3-е изд. М.: Эксмо, 2006. 640 с.
  110. А. Корпоративная информационная среда системы контроллинга // Экономика и жизнь. 2005. № 15. от 15.04.2005 г.
  111. А. Правильный контроллинг: мнение практика // Управленческий учет, 2006. № 1 С. 24−28
  112. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. 408 с.
  113. Сио К. К. Управленческая экономика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. 671 с.
  114. Т.В. Эффективность управленческих решений при разработке и реализации бизнес-планов промышленных предприятий. Автореф. дис. канд. экон. наук. Иваново, 2005. 24 с.
  115. Скотников А. Е Методическое обеспечение системы адаптационного контроллинга на промышленном предприятии. Дис.. канд. экон. наук. Иваново, 2006. 218 с.
  116. Е.Н., Зверкович И. О., Хрычикова Т. Д. Теоретические основы формирования системы интегрированного контроллинга на промышленном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2. С. 9−15
  117. Э.А. Стандартизация и аудит системы управления организации // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5. С. 20−32.
  118. Э.А. Управленческие технологии как объект функционального аудита // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 6. С. 95−104.
  119. Н.К. Бенчмаркинг: Информационные подходы к использованию коммерческого потенциала текстильных предприятий // Известия высших учебных заведений Технология текстильной промышленности. 2002. № 4−5. С. 3−7.
  120. Н.К. Экономическая динамика текстильных предприятий: теоретические, методологические и прикладные аспекты: Автореф. дис. д-ра экон. наук. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. 38 с.
  121. Е.В. Стратегический контроллинг в системе управления предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. С. 109−116.
  122. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  123. Том Н. Управление изменениями // Проблемы теории и практики упавления. 1998. № 1. С. 65−72.
  124. К.В. Прогнозирование бизнес-циклов в промышленности: Дис.канд. экон. наук. Ярославль, 2003. 199 с.
  125. . Контроллинг в компании: методические проблемы // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 8. С. 67−72.
  126. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2001. 822 с.
  127. Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для вузов / Ю. Г. Учитель, А. И. Терновой, К. И. Терновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 383 с.
  128. С.Г. Контроллинг на предприятии. М.: Знание России, 1995. 80 с.
  129. С.Г. Контроллинг: национальные особенности российский и американский опыт // Контроллинг. 2002. № 1. С.2−8
  130. С., Рассел К., Левин Л. Контроллинг в России // www.intelcont.ru.
  131. Р.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа и Интел-Синтез», 1997. 416 с.
  132. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ
  133. С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: анализ и практические вопросы: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 394 с.
  134. М.Н. Факторы влияния на формирование системы контроллинга на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 3. С. 11−22.
  135. И., Суворова К, Агеев С. Российский менеджмент: между прошлым и будущим // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 2. С. 42−67.
  136. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
  137. А.Е. Интеграционный менеджмент: проблемы, которые необходимо решать // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 9−20
  138. А. И. Воронин В.П., Овчинникова Т. Н., Газ О.М. Мониторинговый анализ как информационная основа социально-экономического управления предприятием (на примере Воронежской области) // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 3. С. 39−47.
  139. Хэрри М, Шредер Р. 6 SIGMA. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 464 с.
  140. Д.А. Эффективность использования производственного потенциала и конечные народнохозяйственные результаты // Экон. Науки. 1981. № 10. С. 88−96
  141. А.С., Шапкин В. А. Теория рисковых ситуаций: учебник. М.: Изд-ая торговая корпорация «Дашко и Ко», 2005. 880 с.
  142. Д.К. Проблемы эффективности использования экономического потенциала. Владивосток: Изд. Дальневост. ун-та, 1984. 86 с.
  143. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. 2-е изд., стереотип. М.: Финансы и статистика, 1998. 558 с.
  144. B.C. Управленческие решения: Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К0», 1999. 292 с.
  145. Buckley W. Sociology and Modern Systems Theary. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1967. 316 p.
Заполнить форму текущей работой