Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие советского машиностроения в послевоенный период (1946-1980 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе основных тенденций развития машиностроительного производства в СССР становится очевидным, что 80-е годы по многим направлениям этого развития, видимо, станут переломными. Причем, «главный путь к качественному сдвигу в производительных силах, — подчеркивается в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, — это, конечно, переход к интенсивному развитию, соединение на деле… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Динамика развития и структурные изменения в машиностроительном производстве СССР в послевоенный период
    • 1. 1. Темпы роста советского машиностроения
    • 1. 2. Характер структурных сдвигов в машиностроительном производстве
    • 1. 3. Основные тенденции территориальной динамики развития машиностроительной промышленности и процесс формирования рациональной региональной структуры машиностроительного комплекса
  • Глава 2. Ускорение темпов научно-технического прогресса в советском машиностроении
    • 2. 1. Рост технического уровня и повышение эффективности производства в советском машиностроении в послевоенный период
    • 2. 2. Повышение роли трудовых коллективов в ускорении темпов технического прогресса в машиностроительной промышленности
  • Глава 3. Развитие специализации и кооперирования производства в машиностроительной промышленности СССР
    • 3. 1. Повышение уровня внутрихозяйственной специализации машиностроительного производства и процесс формирования внутренней производственной структуры машиностроительного комплекса
    • 3. 2. Возрастание роли советского машиностроения в системе международного социалистического разделения труда
  • Заключение

Развитие советского машиностроения в послевоенный период (1946-1980 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим направлением экономической стратегии партии на современном этапе развития является кардинальное повышение производительности труда на основе ускорения темпов научно-технического прогресса. Особенно актуальна эта задача в период становления и дальнейшего совершенствования экономики развитого социализма, представляющей собой единый народнохозяйственный комплекс, когда осуществляется перевод хозяйства на интенсивный путь развития. Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко в своей речи на встрече с избирателями 2 марта 1984 г" подчеркнул: «Нам абсолютно необходимо обеспечить быстрое и непрерывное обновление всех отраслей народного хозяйства на основе современных достижений науки и техники. Это — одна из наших коренных задач. Без этого прогресс общества просто немыслим» [2.31]. В связи с этим нельзя не выделить особую роль машиностроительных отраслей в ускорении и интенсификации экономического развития страны, которое в настоящее время связано с глубокими качественными сдвигами в материально-технической базе, происходящими на основе ускорения технического прогресса и повышения эффективности общественного производства. Об усилении роли машиностроения в дальнейшем хозяйственном развитии страны говорилось и на октябрьском 1980 г. Пленуме Щ КПСС: «Соединение науки с производством, воздействие на него прогрессивных вдей практически вдет через машины и технологию. Отсюда ни с чем не сравнимая роль машиностроения в развитии народного хозяйства, в подъеме производительности труда» [2.30, с. 9].

Партия и правительство всегда уделяли развитию советского машиностроения первостепенное внимание. Сразу же с 1917 г. развитие собственного машиностроительного производства стало основой для формирования крупного социалистического хозяйства.

Известно, что в дореволюционной России машиностроение было развито слабо, и народное хозяйство во многом зависело от импорта иностранной техники. Империалистическая, а затем и гражданская войны привели к разрушению и остановке немногочисленных крупных машиностроительных предприятий.

Процессы восстановления машиностроительного производства охватывали период до 1926;1927 гг. В это время машиностроение в основном опиралось еще на старую, дореволюционную материально-техническую базу. Однако в конце этого периода наблюдается постепенный переход к началу технической реконструкции и расширению производства. Эти годы и явились началом реализации решений ХЗУ съезда партии об индустриализации экономики страны,.

В полную силу эти процессы проявились в ходе выполнения планов первой пятилетки, открывшей новый этап в развитии отечественного машиностроения. Партия поставила задачу превратить Советский Союз из страны, ввозящей основные виды техники, в страну, производящую машины и оборудование. В период первой пятилетки были достигнуты огромные успехи в деле индустриализации страны. Важнейшим ее итогом стало создание новой производственной базы. Были введены в строй крупнейшие машиностроительные предприятия на Урале, в Волгограде, Харькове и других районах страны. Получили развитие отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, автомобилестроения, энергетического и транспортного машиностроения. Это имело решающее значение для завершения технической реконструкции всего народного хозяйства в годы второй пятилетки. К 1937 г. машиностроение становится ведущей отраслью промышленности. Годовой объем его продукции возрос в 20 раз по сравнению с 1913 г, и в II раз по сравнению с 1928 г. [6.3, с, 229]. Была достигнута высокая степень индустриализации народного хозяйства страны. Таким образом, ускоренное развитие машиностроительного производства имело решающее значение для создания основ социалистической экономики.

Новый этап дальнейшего развития и качественного совершенствования машиностроительного производства открывался претворением в жизнь заданий третьего пятилетнего плана. Машиностроители приступили к выполнению решения партии создать производство на уровне основных достижений мировой техники. Получали развитие основные отрасли машиностроения, в том числе — станкостроение: производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, особенно — сложные, высокоточные и уникальные. Наметился переход к созданию автоматических и полуавтоматических машин. Этот процесс быстрого роста и качественного совершенствования был прерван войной.

В годы войны значение отраслей машиностроения и металлообработки резко возросло. Они сыграли решающую роль в материальном обеспечении победы советского народа над захватчиками. Опыт деятельности машиностроительных предприятий в военный период во многом обеспечил быстрое восстановление и перестройку производственных мощностей в первые послевоенные годы. Значительно повысилась производительность труда, расширились масштабы внедрения поточных методов сборки. Ускорилось также индустриальное развитие восточных районов страны.

В послевоенный период, в условиях резкого ускорения темпов научно-технического прогресса внимание к развитию машиностроительного производства значительно усилилось" Это нашло свое отражение в решениях Пленумов Щ КПСС, постановлениях руководящих органов, в плановых заданиях, предусматривавших ускоренное развитие данной группы отраслей. Особое значение для повышения темпов технического совершенствования производства, улучшения его организации и дальнейшего углубления специализации имели решения июльского 1955 г. Пленума ЦЕС КПСС, положенных затем в основу директив XX и XXI съездов КПСС. Важным этапом на пути дальнейшего совершенствования машиностроительной промышленности стали июньский (1959 г.), июльский (1960 г.) Пленумы ЦК КПСС, в решениях которых помимо указанных выше вопросов были поставлены задачи по усилению экономической работы в хозяйственных отраслях и в первую очередь — в машиностроении.

Проблемы повышения эффективности машиностроительного производства, ускорения темпов его технического развития в условиях дальнейшего совершенствования хозяйственного механизма являлись предметом обсуждения на июльском (1978 г.), ноябрьском (1979 г.), октябрьском (1980 г.) и других Пленумах ЦК КПСС. Об особом внимании партии и правительства к развитию машиностроительных отраслей говорит и ряд постановлений по различным конкретным вопросам совершенствования производства в машиностроении" Среди них — «О мероприятиях по снижению веса машин и оборудования» (постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1952 г.), «Об улучшении дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта и достижений передовой отечественной и зарубежной науки и техники» (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1955 г.), «О мерах по обеспечению дальнейшего роста производительности труда в промышленности и в строительстве» (постановление ЦК ШСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1966 г.)" «О дальнейшем развитии машиностроения в 1978;1980 гг.» (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июля 1978 г.) и др.

Советские исследователи также проявляют активный интерес к проблемам развития машиностроительной промышленности. Серьезное историко-экономическое исследование развития машиностроения представляет собой монография Я. Ф. Розенфельда и К. И, Клименко «История машиностроения СССР (с первой половины XIX века до наших дней)» Г3.100]. В данной работе широко исследуются общие закономерности развития производства в машиностроении по отдельным этапам указанного исторического периода, изменения в производственной базе, сдвиги в составе кадров, в системе организации и управления производством. Исследование охватывает период до 60-х годов. Однако вопросы послевоенного периода развития машиностроительной промышленности представлены в самой общей форме. Недостаточно освещены проблемы роста экономической эффективности производства и технического прогресса, поскольку некоторые процессы и тенденции в развитии машиностроения СССР стали наиболее заметны в относительно поздние периоды,.

В 50-е — начале 60-х годов появляется также значительное количество литературы, представляющей собой технические обзоры состояния и перспектив развития советского машиностроения. Превде всего это работы И. И. Артоболевского [3.4- 3.5], Д. М. Берковича [3.6- 3.7], В. И. Кузнецова [3.61- 3.62- 3.63- 3.64- 3.65] и др. Особенность этих работ состоит в том, что они во многом посвящены технической стороне развития машиностроительного производства, освещению важнейших его достижений. Вопросы массовости, непрерывности, экономической эффективности технического прогресса и развития производства в целом затрагиваются в недостаточной степени.

Постановка июльским (1955 г.) и июньским (1959 г.) Пленумами ЦЕС КПСС задач по ускорению темпов научно-технического прогресса, повышения его эффективности, усиления специализации и кооперирования производства активизировало внимание экономистов на решении этих проблем. Данные вопросы освещаются в работах Л. Я. Берри [3.8], М. Н. Демченко [3.27- 3.28], Б. М. Забелина [3.35- 3.36- 3.37- 3.38], И. В. Маевского [3.70], А. Г. Омаровского [3.83- 3.84- 3.85- 4.75- 4.76- 4.79- 4.80] и др. Для исследований указанных авторов характерен конкретно-экономический подход к анализу указанных проблем и задач развития машиностроительного производства на ближайший период. Среди данной группы работ следует особо выделить монографии и статьи А. Г. Омаровского [3.83- 3,84- 3.85- 4.75- 4.76- 4.79- 4.80], посвященные анализу вопросов теории и практики специализации и размещения отраслей машиностроения в свете решений указанных Пленумов ЦК КПСС.

Особняком в данной группе исследований стоит также работа К. И. Клименко «Экономические проблемы технического прогресса в машиностроении СССР» Г3.48], которая по сути дела явилась первым обширным трудом по изучению основных направлений технического прогресса на основе анализа его фактической эффективности.

А «ч.

Впоследствии в литературе второй половины 60-х — 70-х и 80-х годов подобный подход к анализу проблем развития машиностроения становится ведущим. Вопросам ускорения темпов технического прогресса в машиностроении в условиях совершенствования хозяйственного механизма посвящены работы А. П. Вавилова [3.14], К. А. Вахламова [3.18], В. Д. Любимова [3.69], ГО.К. Козлова [3.50- 3.51- 3.52], С. А. Хейнмана [3.80- 4.106- 4.107] и др. Вместе с тем данные работы в силу их конкретного, проблемно-аналитического характера слабо затрагивают исторические тенденции различных аспектов развития машиностроительного производства за истекшее послевоенное 35-летие. В то же время литературы историко-экономического характера по машиностроению существует крайне мало. Практически она представлена единственной уже упоминавшейся работой Я.Ф. Розен-фельда и К. И, Кяименко «История машиностроения СССР (с первой половины XIX века до наших дней)» [3.100].

Данная диссертация является первой попыткой историко-экономического анализа развития советского машиностроения за значительный 35-летний послевоенный период (1946;1980 гг.). Рассматриваемый период интересен тем, что именно к этому времени относится начало важнейших качественных изменений в промышленности и особенно в машиностроении. Машиностроительные отрасли играют основную роль в решении задачи создания производства качественно нового уровня индустриального развития, важнейшим признаком которого является полная автоматизация производства и массовое применение новых технологий. Иначе говоря, речь идет о создании производства на новой технической основе — на основе автоматических самоуправляющихся систем машин, что позволит сделать резкий скачок в росте производительности общественного труда и полную реализацию всех возможностей и преимуществ коммунистического способа производства. Обеспечить этот качественный скачок призвано прежде всего машиностроение. Еменно машиностроительное производство со времен промышленной революции является исходным пунктом всех революционных переворотов в производительных силах общества. «В мануфактуре исходной точкой переворота служит рабочая сила, — писал К. Маркс, — в крупной промышленностисредство труда» [1.1, с. 382].

Главной особенностью послевоенного хозяйственного развития СССР явилось формирование экономики развитого социализма, представляющей собой «единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны» [2.2, с. 9]. Важнейшими чертами единого народнохозяйственного комплекса являются не только огромные его масштабы, высокий технический уровень, но и развитие и активизация межотраслевых и межпроизводственных связей, образующих его внутреннюю структуру, а также совершенствование экономического механизма функционирования экономики с целью интенсификации ее развития. 70-е годы составили первый значительный период развития народного хозяйства в новых условиях. Поэтому, исходя из указанных особенностей, представляет интерес анализ развития советского машиностроения как базовой отрасли народнохозяйственного комплекса страны в условиях начинающегося технического переворота, с одной стороны, и формирования единого народнохозяйственного комплекса — с другой. Сказанное выше определяет основные аспекты исследования. Как базовая отрасль хозяйственного комплекса страны машиностроительная промышленность должна развиваться опережащими темпаш, что необходимо для постоянного обеспечения оборудованием важнейших народнохозяйственных отраслей. Кроме того, машиностроение должно не просто удовлетворять потребности прочих отраслей в машинах и оборудовании, а и задавать тон, если можно так сказать, в области технического прогресса, обеспечивая своевременную замену устаревшего оборудования и, тем самым, рост технического уровня общественного производства и повышение производительности труда.

Третьим важнейшим аспектом анализа является исследование развития межпроизводственных связей, специализации и кооперирования машиностроительного производства, отражающих процесс формирования структуры машиностроительного комплекса, процесс развития его отраслевой специализации".

Целью исследования является историко-экономический анализ процессов роста и совершенствования производства в отраслях машиностроения, определение характера, этапов и основных тенденций его развития за период 1946;1980 гг.

Постановка данной цели исследования предопределила и его задачи:

— во-первых, провести историко-экономический анализ основных тенденций количественного роста машиностроительного производства, изменений в его структуре, характеризующих повышение роли отечественного машиностроения в обеспечении отраслей экономики страны основными видами оборудования в соответствии с планами хозяйственного развития;

— во-вторых, на основе историко-экономического анализа территориальной динамики машиностроительного производства показать процесс формирования региональной структуры машиностроительного комплекса СССР в послевоенный период;

— в-третьих, проанализировать процесс последовательного повышения технического уровня машиностроения с 1946 г. по 1980 г, и определить на этой основе главные этапы качественного роста машиностроительной промышленности в указанный период;

— в-четвертых, дать историко-экономический анализ процессов углубления отраслевой и производственной специализации, активизации кооперационных связей в машиностроении, отражающих становление внутренней производственной структуры машиностроительного комплекса в послевоенный период;

— в-пятых, на основе изучения развития международного сотрудничества социалистических стран в области машиностроения показать повышение роли советской машиностроительной промышленности в международном социалистическом разделении труда, что является важной обобщающей характеристикой ее успешного развития в данный исторический период.

Цели и задачи исследования определили структуру работы.

В первой главе диссертации дан историко-экономический анализ общей динамики развития машиностроения и металлообработки СССР за послевоенное 35-летие, показаны тенденции в изменениях темпов роста, отраслевой и территориальной структуре машиностроительной промышленности. Все это позволило сделать выводы об усилении роли машиностроения в народном хозяйстве в период формирования экономики развитого социализма, охарактеризовать процесс повышения эффективности машиностроительного производства, совершенствование отраслевой и предметной структуры под влиянием научно-технического прогресса для обеспечения изменяющихся и возрастающих потребностей народного хозяйства в основных видах оборудования. Показаны основные тенденции процесса формирования рациональной территориальной структуры машиностроительного комплекса.

Вторая глава посвящена анализу процесса последовательного роста технического уровня машиностроительного производства за прошедший исторический период во взаимосвязи с совершенствованием хозяйственного механизма и усилением роли экономических рычагов в ускорении темпов технического прогресса. Показано также последовательное решение проблем повышения его эффективности. Определены основные этапы качественного совершенствования производства в машиностроении.

Историко-экономический анализ движения машиностроителей за технический прогресс, кроме определения его основных тенденций и форм, показывает усиление творческого характера труда в машиностроительной промышленности в послевоенный период, позволяет уточнить границы некоторых этапов ее развития.

Третья глава посвящена анализу развития и углубления специализации и кооперирования производства в машиностроении как одного из важнейших факторов ускорения темпов технического прогресса. В ней определены основные тенденции в формировании производственных и структурных связей машиностроительного комплекса СССР, охарактеризован современный этап его развития. Положение о высоком уровне развития машиностроительного производства в СССР подтверждается историко-экономическим анализом процессов повышения его внешнеэкономической активности, усиления роли в социалистическом международном разделении труда. Являясь производным от степени внутрихозяйственного развития машиностроительного комплекса, уровень активности внешнеэкономических связей советского машиностроения служит важной дополняющей характеристикой данного периода его развития.

Объектом исследования являются отрасли машиностроения и металлообработки СССР, особенности и тенденции их развития в послевоенный период (1946;1980 гг.).

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первую попытку комплексного историко-экономического анализа развития советского машиностроения в период создания и дальнейшего совершенствования экономики развитого социализма.

На основе анализа фактического и конкретно-экономического материала по соответствующим отраслям машиностроения нами получены следующие результаты:

— определены общие тенденции динамики развития и повышения технического уровня производства в советском машиностроении, что позволило охарактеризовать существенное возрастание его роли в экономике страны на этапе создания и развития экономики зрелого социализма;

— показаны не только существенные качественные сдвиги в отраслевой структуре в период формирования и развития машиностроительного комплекса, но и совершенствование структуры выпускаемой продукции в соответствии с потребностями народного хозяйства в каждый конкретный исторический период;

— выделены основные направления формирования рациональной территориальной структуры машиностроительного комплекса, охарактеризованы ее составные элементы;

— охарактеризованы главные тенденции и важнейшие изменения в области повышения технического уровня машинострорггель-ного производства, направления и формы движения масс за технический прогресс, что позволило нам определить основные этапы развития советского машиностроения в послевоенный период, показать активизацию движения машиностроителей за технический прогресс в соответствии с задачами развития производства на каждом из выделенных этапов;

— историко-экономический анализ развития специализации и кооперирования машиностроительного производства, повышения роли советского машиностроения в международном социалистическом разделении труда позволили сделать вывод о высокой степени развития машиностроительной промышленности в СССР, о формировании в основных чертах во второй половине 60-х годов мощного единого машиностроительного комплекса страны, причем современный этап его развития определяется нами как начальный.

Методологической основой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы, материалы и решения партийных съездов, Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященные вопросам технического прогресса и развития машиностроительного производства. В диссертации использованы монографии и другие работы советских экономистов по отдельным проблемам развития машиностроения и народного хозяйства страны. Собран, обработан и обобщен обширный фактический и статистический материал по развитию машиностроительного производства СССР и союзных республик за анализируемый нами период. Использованы также материалы по обмену опытом новаторов производства, оценки и выступления в печати руководителей министерств, ведомств и предприятий [3.20- 3.108- 4.27- 4.53- 4.54- 4.108] и др.

Основными источниками статистического материала явились ежегодники «Народное хозяйство.» СССР и союзных республик за соответствующие годы, статистические сборники «Промышленность СССР», ведомственные издания [6.22].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Историко-экономический анализ основных тенденций развития машиностроительного производства СССР в послевоенный период (с 1946 г. по 1980 г.) показывает, что развитие машиностроительной промышленности в рассматриваемый нами исторический период проходило в направлении формирования мощного комплекса производств в рамках единого народнохозяйственного комплекса и усиления его определяющего влияния на дальнейший рост других отраслей и региональных звеньев экономики.

В результате проведенного исследования основных аспектов формирования и развития машиностроительного комплекса СССР за послевоенный период мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, машиностроительная промышленность развивалась ускоренными тешами с нарастающим опережением роста всего промышленного производства, в осноеном обеспечивая отрасли народного хозяйства необходимым оборудованием и одновременно наращивая экспорт советской техники. При этом нами отмечено, что наиболее устойчивые темпы роста связаны с периодами 1951;1954, 1959;1961, 1966;1975 гг., а их колебания в основном могли быть связаны с проводившимися перестройками производства.

Во-вторых, характер изменений в размещении машиностроительного производства свидетельствует о том, что в послевоенный период шел активный процесс становления рациональной территориальной структуры машиностроительного комплекса. Его основой явились машиностроительные комплексы экономических районов, формирующиеся на базе создаваемых и развивающихся ТПК. При этом отмечено, что в высоко развитых в индустриальном отношении районах машиностроение во многом играло роль структурообразующего фактора, тогда как в условиях формирующихся ТПК машиностроительное производство имеет вспомогательное значение и подчинено основной специализации региона.

В-третьих, характер сдвигов в отраслевой структуре машиностроительного производства в послевоенный период свидетельствует о прогрессивных изменениях в данной области. Преимущественное развитие получали отрасли, обеспечивающие технический прогресс в народном хозяйстве. Важнейшим качественным сдвигом здесь стало появление и ускоренное развитие новых отраслей — таких, как электроника, ракетостроение, атомное машиностроение, специализированная отрасль по производству продукции многоотраслевого использования. Кроме того, историко-экономический анализ изменений в предметной структуре машиностроительного производства свидетельствует о ведущей роли машиностроения в выполнении заданий планов развития народного хозяйства. Зти изменения соответствовали в целом главным направлениям развития советской экономики, способствовали решению конкретных задач по развитию общественного производства на каждом этапе анализируемого периода.

В-четвертых, за послевоенный период произошли важнейшие сдвиги в техническом уровне машиностроительного производства. Был освоен выпуск качественно новой техники: станков и агрегатов с ЧПУ, космических аппаратов, ЭВМ, промышленных роботов, средств автоматики и телемеханики и др. Обозначился переход к производству комплектного оборудования, позволяющего проводить комплексную механизацию и автоматизацию основных и вспомогательных производственных процессов. Было положено начало созданию гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокое качество продукции и сокращение сроков освоения новых видов изделий, а также — новых типов технологических процессов с использованием электронной, плазменной и световой энергии. Рост технического уровня советского машиностроения испытали на себе все отрасли народного хозяйства. Было проведено техническое перевооружение железнодорожного транспорта, резко повысилась вооруженность труда в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Машиностроение, таким образом, играло ведущую роль в становлении высокоразвитого народнохозяйственного комплекса.

В-пятых, в развитии советского машиностроения за послевоенный период нами выделены следующие этапы:

— Первый этап — восстановительный (1946;1950 гг.). Он связан с решением задач по возрождению производственных мощностей машиностроительной промышленности в ходе послевоенной перестройки производства.

— Второй этап (50-е гг. — первая половина 60-х гг.) характеризуется быстрым ростом выпуска машиностроительной продукции, что позволило обеспечить подъем и перевооружение народного хозяйства в годы пятой и шестой пятилеток. Накопленный потенциал, а также возросшие потребности народнохозяйственных отраслей сделали необходимым и возможным поставить задачи по интенсификации машиностроительного производства уже во второй половине 50-х годов. Это нашло отражение в решениях партии и правительства по ускорению темпов технического прогресса, повышению его экономической эффективности и углублению специализации производства. Особенно активизировалась экономическая работа в машиностроении в начале 60-х годов. Это выразилось в создании на предприятиях служб главного экономиста, в усилении ориентации движения трудящихся за технический прогресс, новаторов и передовиков производства на повышение эффективности трудовой и производственной деятельности, на экономические критерии технического совершенствования производства,.

— Третий этап (со второй половины 60-х годов) — это период совершенствования экономики развитого социализма. Особенностью данного этапа является осуществление мер по совершенствованию всего хозяйственного механизма как основного фактора дальнейшего развития производства. Экономическая эффективность деятельности предприятий окончательно становится главным критерием развития всех областей и сфер машиностроительного производства: выпуск продукции, создание новой техники, рационализация отраслевой и территориальной структуры, специализации производства и т. д.

В-шестых, многие из указанных прогрессивных процессов, в то же время, в течение анализируемого периода не получили законченного выражения. Актуальной оставалась задача повышения темпов технического прогресса, усиления его массовости, непрерывности и повышения на этой основе эффективности общественного производства. В стадии завершения находились и процессы формирования территориальной структуры машиностроительного комплекса. Уровень подетальной и технологической специализации, которая служит базой для становления прямых и стабильных межпроизводственных кооперационных связей, составляющих основу производственной структуры машиностро-ительно комплекса, оставался невысоким. Данные обстоятельства позволяют нам сделать вывод о том, что машиностроительный комплекс СССР к настоящему периоду находился в начальной стадии своего развития. Это соответствует и начальному периоду развития нашего общества в целом в условиях зрелого социализма. В речи Генерального секретаря Щ КПСС К. У. Черненко на встрече с избирателями 2 марта 1984 г. дана характеристика развитого социализма как «исторически длительного этапа, в начале которого находится наша страна» [2.31].

При анализе основных тенденций развития машиностроительного производства в СССР становится очевидным, что 80-е годы по многим направлениям этого развития, видимо, станут переломными. Причем, «главный путь к качественному сдвигу в производительных силах, — подчеркивается в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, — это, конечно, переход к интенсивному развитию, соединение на деле преимуществ нашего социалистического строя с достижениями научно-технической революции. Причем, ее самого последнего этапа, который сулит технологический переворот во многих сферах производства» [2.14, с. 10]. К концу анализируемого периода машиностроение перешагнуло границы начального этапа технического переворота, что способствовало ослаблению влияния свойственных этому этапу факторов, связанных с совместимостью качественно новой техники с традиционным производственным аппаратом. Поэтому центр тяжести работы по ускорению темпов совершенствования производства справедливо переносится из технической сферы в область организации производства и связан с дальнейшим улучшением хозяйственного механизма в сторону повышения заинтересованности предприятий и организаций в качественном совершенствовании производства и выпускаемой продукции. Сравнительно поздно начавшиеся процессы реализации мер по усилению экономической работы в машиностроении, недостаточно последовательное их осуществление наряду с объективными факторами начального этапа технического переворота оказали сдерживающее влияние на темпы технического прогресса в отраслях машиностроения и, следовательно, в народном хозяйстве в целом. Это не могло не сказаться также и на замедлении поворота к росту его эффективности, и переводу на интенсивный путь развития. Об этом, в частности, говорилось на октябрьском (1980 г.) Пленуме Щ КПСС: «Надо откровенно признать: механизм управления и планирования, методы хозяйствования и исполнительскую дисциплину не удалось пока поднять на уровень современных требований. Это затрудняло поворот к эффективности, перевод народного хозяйства на путь интенсивного развития. В этом же одна из важных причин недовыполнения планов по ряду позиций, недостатков и узких мест в народном хозяйстве» [2.30, с. 5]. Сдерживание темпов технического прогресса, качественного совершенствования производства наряду с прочими факторами (начало технического перевооружения, усиление роли качественных показателей роста и т. п.) в условиях все более полного использования источников экстенсивного развития могло также привести к снижению общих темпов роста машиностроительного производства к концу 70-х годов. Все это указывает на необходимость скорейшего решения задачи по интенсификации производства.

Таким образом, сформировавшийся в основных чертах машиностроительный комплекс развивается в направлении складывания и дальнейшей рационализации своей внутренней структуры, интенсификации производства, стремясь к своей завершенности как цельного комплекса производств в рамках НХК страны. И важнейшим условием успеха этого развития является совершенствование хозяйственного механизма в направлении решительного повышения заинтересованности каждого первичного звена этого комплекса в своем качественном росте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. Капитал. Т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. — Ел. 5. Процесс труда и процесс увеличения стоимости, с. 188−203- гл. 13. Машины и крупная промышленность, с. 382−515.
  3. К. Капитал. Т. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 24. — Пл. 8. Основной капитал и оборотный капитал, с. 176−204.
  4. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т. I. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3. Гл. I, § А. Идеология вообще, немецкая в особенности, с. 16−49.
  5. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20. — Отдел 3. Социализм. Гл. 3. Производство, с. 296−309.
  6. В.И. Как организовать соревнование? Поли, собр. соч., т. 35, с. 195−205.
  7. В.И. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам (Для Второго съезда Коммунистического интернационала). Полн. собр. соч., т.41, с. I6I-I68.
  8. В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т. 3. — Гл. 6, § 3. Техника в мануфактуре. Разделение труда и его значение, с. 427−430*
  9. Официально-документальные материалы
  10. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1967. — 144 с.
  11. Директивы по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951−1955 годы. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. 8-е изд., доп. и испр., т. 6 (1941−1954). М.: Политиздат, 1971, с.342−366.
  12. Об итогах выполнения пятого пятилетнего плана развития СССР и союзных республик на 1951−1955 годы. М.: Политиздат, 1956. — 312 с.
  13. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. Т. I. М.: Политиздат, 1956. — 640с.
  14. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. Т. 2. М.: Политиздат, 1956. — 560с.
  15. Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1959. — 260 с.
  16. Отчет Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза ХХП съезду КПСС: Доклад Первого секретаря Щ КПСС тов. Н. С. Хрущева 17 октября 1961 г. В кн.: Материалы ХХП съезда КПСС. М.: Политиздат, 1961, с. 3−120.
  17. Материалы ХХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1966. — 304 с.
  18. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1974. — 320 с.
  19. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  20. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
  21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  22. Об улучшении работы по стандартизации в стране: Постановление Совета Министров СССР от II января 1965 г.
  23. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: Собрник документов/ Под общ. ред. К. У. Черненко, М. С. Смиртгокова. Т. 5 (1962−1965 гг.). М.: Политиздат, 1968, с. 558−566.
  24. Об условиях премирования по итогам социалистического соревнования: Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 декабря 1959 г. В кн.: Справочник партийного работника. Вып. 3. М.: Политиздат, 1961, с. 255−257.
  25. Л.И. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС. 21 октября 1980 г. М.: Политиздат, 1980. — 16 с.
  26. Т. 5 (1963−1973 гг.). М.: Профиздат, 1974, с. 177−181.
  27. Коммюнике о Совещании представителей коммунистических и рабочих партий стран-участниц СЭВ. Плановое хозяйство, 1962, № 8, с. 3−6.
  28. Основные принципы международного разделения труда. М.: Экономика, 1964. — 32 с.
  29. Положение о Постоянной комиссии Совета Экономической Взаимопомощи по машиностроению. В кн.: Основные документы Совета Экономической Взаимопомощи. 3-е изд., доп. Т. I. М.: Секретариат СЭВ, 1976, с. 310−316.
  30. Устав Совета Экономической Взаимопомощи. В кн.: Основные документы Совета Экономической Взаимопомощи. 3-е изд., доп. Т. I. М.: Секретариат СЭВ, 1976, с. 9−24.3. Книги
  31. Актуальные проблемы развития производительных сил в машиностроении. Уфа: Уфимск. авиационный ин-т им. С. Орджоникидзе, 1975, вып. 83. — 213 с.
  32. П.М. Экономическое районирование СССР. Кн. I. М.: Госпланиздат, 1959. — 263 с.
  33. В.И. Экономические стимулы технического прогресса в машиностроении. М.: Знание, 1971. -22 с.
  34. И.И. Развитие советского машиностроения. М.: Знание, 1953. — 32 с.
  35. И.И., Шухарцин С. В. Партия и научно-технический прогресс. М.: Знание, 1968. — 42 с.
  36. Д.М. Советское машиностроение за 40 лет. -М.: Знание, 1957. 64 е., ил.
  37. Д.М., Велькин И. Е. Сегодня и завтра советского машиностроения. М.: Советская Россия, 1963. -88 е., ил.
  38. Берри Л .Я* Специализация и кооперирование в промышленности СССР. М.: Госполитиздат, 1954. — 375 с.
  39. О.Т. Страны социализма в международном разделении труда. М.: Наука, 1980. — 367 с.
  40. Н.В., Сшгьверстов С. Н. Сотрудничество стран-членов СЭВ в сфере промышленного производства. М.: Экономика, 1978. — 88 с.
  41. В.С. Некоторые проблемы специализации и концентрации производства в машиностроении. М.: Знание, 1967. 38 с.
  42. B.C. Экономические вопросы технического прогресса в машиностроении. М.: Знание, 1967. — 64 с.
  43. B.C., Разумов И. М. Машиностроение: экономика и организация. 2-е изд., перераб. М.: Знание, 1975.- 139 с.
  44. АЛ. Экономические проблемы качества техники. М.: Мысль, 1967. — 144 с.
  45. B.C. Развитие народного хозяйства союзных республик и экономических районов. М.: Экономика, 1976. — 69 с.
  46. A.A. Подготовка кадров в машиностроении.- M. s Машиностроение, 1970. 240 с.
  47. P.A. Технический прогресс и комплексная автоматизация. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  48. И.А., Седлов П. А. Стимулирование технического прогресса в машиностроении. М.: Машиностроение, 1976. — 198 с.
  49. А.И. Проблемы размещения производительных сил СССР. М.: Экономиздат, 1963. — 280 с.
  50. М.И. Люди, открывающие резервы: из опыта работы общественных экономических советов. Куйбышев: Книжное изд-во, 1963. — 32 с.
  51. О.И. Технический прогресс и автоматизация. М.: Знание, 1971. — 46 с.
  52. М.В. Специализация и кооперирование промышленных предприятий. М.: Экономиздат, 1961. — 60 с.
  53. М.В., Засухин А. Т. Эффективность специализации и кооперирования в машиностроении, М.: Госплан-издат, 1960. — 208 с.
  54. М.В., Никонова Т. П. Планирование и экономическое стимулирование специализации промышленного производства. М.: Экономика, 1974. — 159 с.
  55. В., Жуков П. Специализация и кооперирование в промышленности. М.: Машгиз, 1957. — 152 с.
  56. А.П., Казаков А. И. Проблемы формирования машиностроительных комплексов. М.: Наука, 1981. — 162 с.
  57. М.Н. Специализация и производительность труда в машиностроении. М.: Наука, 1964. — 416 с.
  58. М.Н., Сластенко Е. Н. Специализация и кооперирование резервы роста производства. — М.: Госпланиз-дат, 1961. — 79 с.
  59. Ф.С. Основные направления развития технологии машиностроения (в свете автоматизации). М.: НТО машиностроительной промышленности, 1961. — 56 е., ил.
  60. А.Н., Свиридов Н. В., Таланов В. В. В борьбе за технический прогресс: (Из практики партийных организаций Свердловской области). М.: Советская Россия, 1960. -80 е., ил.
  61. .А. Основы научной организации управления качеством: (Опыт применения и теоретического обоснования системы организации бездефектного труда). М.: Экономика, 1966. — 319 с.
  62. Н.Ш. Современное состояние и пути совершенствования структуры машиностроения Казахстана. Алма-Ата: Каз. НИИБТИ, 1976. — 78 с.
  63. В.П. Эффективность размещения машиностроения в восточных и западных районах СССР. М.: Наука, 1972. — 246 с.
  64. А.Б., Карлик Е. М., Шайович Л. Л. Экономика социалистического машиностроения: Учебное пособие для инженерно-экономических институтов и факультетов. М.: Мажгиз, 1957. — 475 с.
  65. .М. Концентрация и специализация промышленности. М.: Знание, 1968. — 48 с.
  66. .М. Концентрация и специализация промышленности в условиях реформы. М.: Экономика, 1970. — 175 с.
  67. .М. Специализация и кооперирование в машиностроении СССР. М.: Машгиз, 1958. — 148 с.
  68. .М. Специализация и кооперирование в промышленности СССР. М.: Изд-во ЕПШ при ЦК КПСС, 1956. — 32 с.
  69. А.К. Экономическое развитие союзных республик и районов: факторный анализ. Алма-Ата: Наука, 1977. — 188 с.
  70. В.И. Внешняя торговля социалистических стран. М.: Внешторгиздат, 1964. — 390 с.
  71. А.й. Интеграция промышленности стран СЭВ. -М.: Знание, 1973. 64 с.
  72. И.С., Куйбышев A.A., Лукин Л. И. Координация народнохозяйственных планов социалистических стран (членов СЭВ). М.: Внешторгиздат, 1964. — 131 с.
  73. История социалистической экономики: В 7-ми т., т. 6. Восстановление народного хозяйства СССР (1946−1960 гг.)/ АН СССР. Ин-т экономики. Ред. колл.: И. А. Гладков (отв. ред.)и др. М.: Наука, 1980. — 589 с.
  74. История социалистической экономики: В 7-ми т., т. 7. Экономика СССР на этапе развитого социализма (19 601 970-е гг.)/ АН СССР. Ин-т экономики. Ред. колл.: И. А. Гладков (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1980. — 718 с.
  75. Е.М. Машиностроение в системе народного хозяйства. Л.: Машиностроение, 1975. — 69 е., схем.
  76. Е.М., Рудштейн Ю. М. Углубление концентрации и специализации производства в объединениях и на предприятиях. Л.: ДЦНТП, 1978. — 28 с.
  77. И.А. Подъем культурно-технического уровня трудящихся. М.: Звание, 1961. — 32 с.
  78. К.И. Экономические проблемы технического прогресса в машиностроении СССР. М.: Наука, 1965. — 224 с.
  79. А.П., Качалос Н. К., Колобов A.A. Экономическая эффективность новой техники в машиностроении. М.: Машиностроение, 1978. — 255 с.
  80. Ю.К. Организационные проблемы научно-технического прогресса. М.: Мысль, 1972. — 436 с.
  81. Ю.К. Развитие и размещение машиностроения и методика его планирования. М.: Экономика, 1964. — 295 с.
  82. Ю.К. Развитие и размещение машиностроения СССР. М.: Машиностроение, 1974. — 280 с.
  83. О.В. Подъем культурно-технического уровня рабочего класса СССР. — М.: Госполитиздат, Х959. — с.
  84. А.Н. Деятельность КПСС по развитию движения масс за научно-технический прогресс: По материалам машиностроительных предприятий Поволжья (1959−1970 гг.).
  85. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1974. 240 с.
  86. Ю.Ф. Международная социалистическая специализация и кооперация. М.: Экономика, 1981. — 200 с.
  87. Ю.Ф. Международная специализация производства: (Экономические проблемы внутриотраслевой специализации и кооперации стран СЭВ). М.: Экономика, 1968. — 302 с.
  88. Ю.Ф. Соглашения о специализации и кооперировании в производстве меаду странами-членами СЭВ: (Основные элементы): Обзор. М.: МЦ НТИ, 1973. — 36 с.
  89. Ю.Ф. Специализация и кооперирование производства стран-членов СЭВ (в условиях социалистической экономической интеграции). М.: Экономика, 1972. — 335 с.
  90. Ю.Ф. Развитие социалистической экономической интеграции: Проблемы и перспективы. М.: Экономика, 1976. — 69 с.
  91. Э.Н., Боцдарев П. П. Проблемы совершенствования территориальной организации машиностроения. Львов: Вища школа, 1976. — 143 с.
  92. В.И. Достижения в области технического прогресса в СССР. М.: Профтехиздат, 1961. — 304 с.
  93. В.К. Прогресс тяжелой индустрии в СССР. -М.: Зйание, 1958. 62 с.
  94. В.И. Советское машиностроение. М.: Знание, 1964. — 31 с.
  95. В.И. Современное состояние машиностроения. М.: б.и., 1961. — 40 с.
  96. В.И. Технический прогресс и создание материально-технической базы коммунизма. М.: Изд-во ВЕПП и1. АОН, 1963. 223 е., ил.
  97. М.А. Советский Союз в системе международного социалистического разделения труда стран-членов СЭВ. -М.: Экономика, 1970. 143 с.
  98. P.C. Очерки по размещению промышленности СССР. М.: Госполитиздат, 1954. — 360 с.
  99. Э.Ю. Промышленность СССР: Очерк истории (1940−1963 гг.). М.: Мысль, 1964. — 383 с.
  100. В.Д. Машиностроение основа технического прогресса народного хозяйства. — М.: Машиностроение, 1979. — 150 е., ил.
  101. И.В. Технический прогресс и рост производительности труда. М.: Экономиздат, 1963. — 204 с.
  102. B.C. Концентрация и специализация в промышленности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  103. Л.Д. Организация социалистического соревнования. М.: Машиностроение, 1975. — 40 с.
  104. В.А. Щекинский стимул: суть, споры, судьба. -М.: Советская Россия, 1973. 112 с.
  105. С.И. Технический прогресс и развитие форм коммунистического труда. М.: Изд-во ВШИ и АОН при ЦК КПСС, 1963. — 95 с.
  106. .Д., Седлов П. А. Экономические проблемы создания новой техники. М.: Машиностроение, 1980. -189 с.
  107. Научно-технические общества в СССР. М.: Профиз-дат, 1983. — 48 е., ил.
  108. Научно-технические общества СССР: Историческийочерк/ H.H. Гриценко, В. Ф. Оранжереева, Д. Г. Алексеев и др. М.: Профиздат, 1968. — 455 е., ил.
  109. Научно-технический прогресс в машиностроении/ Ред. колл.: Х. О. Коркмазов (отв. ред.) и др. Всесоюзн. заочн. машиностроит. ин-т. Научн. труды, т. 45. M. t 1976. — 157 с.
  110. Научно-технический прогресс и повышение эффективности производства на предприятии/ М. А. Чебураков, В.В. Би-тунов, В. В. Арсланов и др. М.: Экономика, 1975. — 270 с.
  111. Научно-технический прогресс и структура производства средств производства/ Под ред. O.A. Хейнмана, Д.М. Пал-теровича. М.: Наука, 1982. — 400 с.
  112. H.H. Экономика СССР взаимосвязанный народнохозяйственный комплекс. — М.: Знание, 1972. — 80 с.
  113. Ю.Ф. Технический прогресс и рабочие кадры. М.: Знание, 1967. — 29 с.
  114. А.Г. Развитие и размещение машиностроения СССР. М.: Соцэгиз, 1962. — 238 с.
  115. А.Г. Специализация производства и размещение машиностроительной промышленности. М.: Машгиз, 1959. — 180 с.
  116. А.Г. Специализация производства и рост производительности труда. М.: Знание, 1966. — 40 с.
  117. П.А. Планирование специализации и кооперирования в промышленности. М.: Госпланиздат, 1958. — 95 с.
  118. Особенности и проблемы размещения производительных сил СССР в период развитого социализма/ Ред. колл.: H.H. Некрасов (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1980. — 275 с.
  119. Особенности и факторы размещения отраслей народного хозяйства СССР/ Ред. колл.: Я. Г. Фейгин (отв. ред.) и др. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 696 с.
  120. Д.М. О влиянии научно-технической революции на долговременные тенденции фондоемкости/ Научн. совет АН СССР по экономическим проблемам научно-технической революции. М., 1973. — 19 с.
  121. О.Н., Сердюков П. И. Бригады коммунистического труда и технический прогресс. Минск: Изд-ео АН БССР, 1961. — 163 с.
  122. Повышение эффективности технического прогресса: (на материалах машиностроения)/ Под ред. В. В. Битунова, Р. М. Бурындина. М.: Мысль, 1967. — 175 с.
  123. Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса/ Под ред. М. Т. Йовчука и др. М.: Соцэгиз, 1961. — 551 с.
  124. Д.Й., Костин А. И. Специализация в машиностроении. М.: Машиностроение, 1975. — 362 е., ил.
  125. Г. С. Техническое развитие и эффективность производства. М.: Машиностроение, 1980. — 109 с.
  126. А.Е. Вопросы размещения социалистической промышленности. М.: Наука, 1971. — 379 с.
  127. М.Ф. Развитие форм и методов подготовки рабочих. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1978. — 344 с.
  128. Развитие концентрации и специализации в машиностроении/ Под ред. Е. С. Ямпольского. М.: Машиностроение, 1971. — 280 с.
  129. Развитие социалистической экономики в послевоенныйпериод/ Под ред. И. А. Гладкова. М.: Наука, 1965. — 600 с.
  130. И. О внедрении передовых технологических процессов в машиностроительном производстве. Плановое хозяйство, 1955, $ 4, с. 35−46.
  131. Автоматизация производственных процессов в машиностроении важнейшая государственная задача. — Вестник машиностроения, 1956, К 10, с. 3−8.
  132. А.Г. Новый этап в эволюции системы хозяйствования. ЭКО (Экономика и организация промышленного производства), 1979, № 10, с. 3−19.
  133. Г. М. Движение изобретателей и рационализаторов в СССР. Вопросы истории, 1969, № 9, с. 30−48.
  134. Н. Производственная и научно-техническая кооперация стран СЭВ. Вопросы экономики, 1982, № 10,с. 119−128.
  135. И.И. Резервы производства и социалистическое соревнование. Вестник машиностроения, 1972, № I, с. 3−6.
  136. М.Я. Темпы роста, изменения в структуре продукции и основные пропорции в развитии машиностроения. -В кн.: Экономические проблемы развития машиностроения/ Под ред. Д. С. Львова. М.: Машиностроение, 1975, с, 31−56.
  137. Н. Новое в координации народнохозяйственных планов стран-членов СЭВ. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ, 1976, № 3, с. 8−12.
  138. Баковецкий 0., Гринев В. О прямых производственных связях. Вопросы экономики, 1982, № 4, с. 113−121.
  139. Н. Вопросы специализации и кооперирования промышленности. Плановое хозяйство, 1955, ^ 6, с. 2840.
  140. Битунов В. В, Опыт работы заводов, перешедших нановую систему планирования и экономического стимулирования. Вестник машиностроения, 1967, № 2, с. 3−6.
  141. В.В. Экономические вопросы прогресса машиностроения. Вестник машиностроения, 1970, № 4, с. 23−28.
  142. В.В. Экономические вопросы развития машиностроения. Вестник машиностроения, 1967, II, с. 79−82.
  143. В.А., Сергеев М. А. Обобщение опыта новаторов производства. Вестник машиностроения, 1955, № 7,с. 29−34.
  144. Больше высококачественного оборудования народному хозяйству. Вестник машиностроения, 1979, № II, с.3−6.
  145. П.Д. Создание материально-технической базы коммунизма и задачи машиностроения. Вестник машиностроения, 1961, II, с. 7−10.
  146. Н.В., Сильвестров С. Н. Машиностроительные комплексы стран-членов СЭВ в международном разделении труда. Известия АН СССР. Сер. экономическая, 1979, й 5, с. 8393.
  147. В. Социалистическая экономическая интеграция в области электротехники стран-членов СЭВ. Внешняя торговля, 1975, № 3, с. 16−20.
  148. П. Стимулы обновления. Известия, 17 марта 1983 г.
  149. Э. Машиностроение США: проблемы и перспективы. Мировая экономика и международные отношения, 1977, № 2, с. 88−97.
  150. К.К. Машиностроение и повышение эффективности общественного производства. Вестник машиностроения, 1970, № 5, с. 3−6.
  151. Виноградов К. К, Перспективные направления развития машиностроения и повышение эффективности общественного производства. Вестник машиностроения, 1971, № 4, с. 3−8.
  152. К.К. Развитие машиностроения и изменения в структуре выпуска машин и оборудования в 1961—1965 гг.. Вестник машиностроения, 1966, Л 4, с. 74−78.
  153. К.К. Роль и основные задачи машиностроения в ускорении технического прогресса в народном хозяйстве. Вестник машиностроения, 1961, № 12, с. 3−6.
  154. Влияние специализации на повышение эффективности производства/ А. И. Котляров, И. Я. Величко, Р. Ф. Потоцкая и др. Технология и организация производства, 1980, № 3,с. 6−8.
  155. Вокруг станка. ЭКО (Экономика и организация промышленного производства), 1982, № I, с. 47−86.
  156. Вопросы развития специализации в машиностроении. Вестник машиностроения, 1966, $ 9, с. 3−6.
  157. Всесоюзное совещание по снижению трудоемкости изделий. Вестник машиностроения, 1956, № 4, с. 85−87.430. 1кврилов А.Н., Ковалев М. П. Задачи совершенствования технологии машиностроения. Вестник машиностроения, 1976, Я 10, с. 3−6.
  158. М. Специализация в машиностроении. -Плановое хозяйство, 1981, № 6, с. 105−109.
  159. М.В. Специализация и повышение эффективности производства в машиностроении. Вестник машиностроения, 1971, № 12, с. 3−6.433. 1&-нштак В. Резервы снижения себестоимости продукции в машиностроении. Плановое хозяйство, 1963, № 5,с. 41−45.
  160. Н.П. Пути улучшения качества машиностроительной продукции. Вестник машиностроения, 1980, № 9,с. 64−66.
  161. Ю. Соревнование: эффективность и качество. Опыт ЗИЛа. Коммунист, 1975, JS 7, с. 95−105.
  162. В.П. Развертывание социалистического соревнования в машиностроении. Вестник машиностроения, 1978,10, с. 78−82.
  163. М. Вопросы комплексной механизации производства. Плановое хозяйство, 1958, Л" 9, с. 25−39.
  164. М. Стандарты СЭВ в народном хозяйстве СССР. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ, 1982, № 5, с. 23−26.
  165. В.А. Сотрудничество стран СЭВ в области строительно-дорожного машиностроения. Строительные и дорожные машины, 1979, № 6, с. 1−3.
  166. А. Назревшие вопросы развития специализации и кооперации в машиностроении. Вопросы экономики, 1955, ® 9, с. 3−18.
  167. A.C., Хребтова Л. П. О некоторых резервахповышения фондоотдачи. Вестник машиностроения, 1981, № б, с. 60−62.
  168. А. Участие СССР в социалистической экономической интеграции. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ, 1976, № 3, с. 18−25.
  169. В.Н. К вопросу специализации производства в машиностроении. Вестник машиностроения, 1961, № II, с. 6972.
  170. Ю.В. Роль научно-производственных объединений в ускорении научно-технического прогресса. В кн.: Процесс воспроизводства в первичном звене народного хозяйства. Л.: Экономика, 1979, с. 96−104.
  171. И. Двусторонние программы специализации и кооперирования производства. Вопросы экономики, 1981, $ 5, с. 115−124.
  172. А. Советский экспорт машин и оборудования. Плановое хозяйство, 1977, В 5, с. 80−86.
  173. Клименко К. И, Основные моменты развития советского машиностроения: (1917−1956 гг.). В кн.: Вопросы истории народного хозяйства СССР/ Под ред. И. В. Маевского, Ф. Я. Полянского. М.: Изд-во АН СССР, 1957, с. 525−576.
  174. А. О важнейших задачах специализации производства в промышленности. Экономические науки, 1981, № 12, с. 83−85.
  175. А. Развитие международной специализации и кооперирования производства и реализация ДЦПС в области машиностроения. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ, 1980, № 5, с. 36−40.
  176. Ю. Долгосрочные целевые программы сотрудничества стран СЭВ. Вопросы экономики, 1977, № I, с.86−94.
  177. А., Турбанов А. Социалистическое соревнование и производительность труда в машиностроении. Плановое хозяйство, 1974, № 7, с. 30−35.
  178. А.И. Станкостроение в десятой пятилетке. Вестник машиностроения, 1971, № 8, с. 3−6.
  179. В.Д. Машиностроение на рубеже новой пятилетки. Вестник машиностроения, 1971, $ 6, с. 3−6.
  180. В.Д. Отечественное машиностроение за 60 лет Советской власти. Вестник машиностроения, 1977, № 10, с. 3−6.
  181. А. Машиностроительный комплекс страны: региональные проблемы. Плановое хозяйство, 1981, № II, с. 7985.
  182. А. Эффективность международной специализации производства. Вопросы экономики, 1982, № 4, с. 122−128.
  183. В. Некоторые общеотраслевые проблемы машиностроения. Коммунист, 1964, № 3, с. 29−39.
  184. В. Межотраслевые связи в машиностроении. -Плановое хозяйство, 1972, J& 6, с. I2I-I26.
  185. Ю.Е. Техническое творчество новаторов. -Вестник машиностроения, 1977, $ II, с. 10−14.
  186. И. Кооперирование крупный резерв дальнейшего роста машиностроения. — Плановое хозяйство, 1955,1. I, с. 37−46.
  187. В., Мацегора Е. Научно-технический прогресс и культурный уровень трудящихся. Коммунист, 1972, В 7, с. 42−53.
  188. А. К проблеме специализации в машиностроении. Вопросы экономики, 1972, № 7, с. 124−129.
  189. Международная специализация и кооперирование производства стран-членов СЭВ: (Цифры и факты). Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ, 1978, № 3, с. 14−15, 19, 21, 24.
  190. А. Поощрение участников социалистического соревнования на предприятиях. Плановое хозяйство, 1974,7, с. 36−43.
  191. В., Егошин Е. Взаимная торговля стран-членов СЭВ машинами и оборудованием. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ, 1980, $ 10, с. 24−28.
  192. В.П. Комплексная система управления эффективностью машиностроительного производства. Вестник машиностроения, 1981, Л 3, с. 72−74.
  193. .П. Роль изобретений в создании высокого научно-технического потенциала страны. Вестник машиностроения, 1981, № II, с. 25−27.
  194. Новаторы станкостроения. Вестник машиностроения, 1950, № 8, с. 48−50.
  195. В. К новому подъему советского машиностроения. Коммунист, 1979, № 3, с. 23−25.
  196. В.И. Некоторые проблемы развития машиностроения. Вестник машиностроения, 1975, № 12, с. 3−6.
  197. В.Н. Развитие машиностроения в десятой пятилетке. Вестник машиностроения, 1977, $ I, с. 3−8.
  198. А.П., Никонова И. И. Об изменении в структуре машиностроения США в послевоенный период. Вестник машиностроения, 1961, $ 6, с. 69−72.
  199. И. Некоторые проблемы социалистической индустриализации стран народной демократии. В кн.: Социалистическая индустриализация стран народной демократии. М.: Госполитиздат, 1960, с. 5−55.
  200. А.Г. Вопросы районирования и размещения машиностроения. В кн.: Вопросы планирования и размещения промышленности/ Под ред. П. М. Алампиева. М.: Госплан-издат, 1959, с. 85−112.
  201. А.Г. Вопросы районирования машиностроительной промышленности СССР. Вестник машиностроения, 1957, № I, с. З-П.
  202. А.Г. Некоторые вопросы развития машиностроительного производства в условиях производственных объединений. Вестник машиностроения, 1980, $ 4, с. 71−72.
  203. А.Г. Некоторые проблемы специализации в машиностроении. Вестник машиностроения, 1966, $ 5, с. 78−81.
  204. А.Г. Размещение машиностроительной промышленности СССР. В кн.: Вопросы размещения производства и экономического районирования/ Под ред. П. М. Алампиева, Н. М. Ознобина, А. Г. Омаровского. М.: Госпланиздат, 1960, с.55−77.
  205. А.Г. Специализация производства и размещение машиностроительной промышленности. Вестник машиностроения, 1957, ЙП, с. 89−95.
  206. Н. Советы народного хозяйства и задачи специализации машиностроительного производства. Плановое хозяйство, 1958, № 3, с. 24−35.
  207. В.Т. Опыт применения показателя чистой продукции в машиностроении. Вестник машиностроения, 1979, Й5, с. 64−67.
  208. В.Э. Некоторые вопросы размещения машиностроения в Сибири. Вестник машиностроения, 1956, № 3,с. 72−75.
  209. Е. Об улучшении специализации в промышленности. Вопросы экономики, 1977, $ 7, с. 35−46.
  210. В. Развитие прямых связей в машиностроении. Материально-техническое снабжение, 1979, № 3, с. 4549.
  211. Решения XX съезда КПСС и задачи машиностроения. -Вестник машиностроения, 1956, № 4, с. 3−6.
  212. А.Я. Социалистическое соревнование в отраслях машиностроения и приборостроения. Вестник машиностроения, 1978, № 10, с. 3−7.
  213. Н.И. Развитие машиностроения на современном этапе. Вестник машиностроения, 1981, $ 2, с. 3−8.
  214. Э.А. Основные этапы развития советского машиностроения. Вестник машиностроения, 1957, № II, с. 8387.
  215. Н.С. Об экономической эффективности подетальной и технологической специализации в машиностроении. -Вестник машиностроения, 1966, № 6, с. 84−86.
  216. В.Я. Решения июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС и задачи машиностроения. Вестник машиностроения, 1970, й II, с. 3−6.
  217. С.И. Важные задачи машиностроения в новой пятилетке. Вестник машиностроения, 1966, № 12, с. 3−8.
  218. С.И. О некоторых итогах и перспективах развития специализации в машиностроении. Вестник машиностроения, 1958, № 10, с. 76−78.
  219. И. Развитие и углубление международного социалистического разделения труда в области тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ, 1976, А! 5, с. 25−29.
  220. Совершенствовать управление экономикой. Правда, 17 марта 1983 г.
  221. А., Терехов В. Экономика стран СЭВ: итоги и перспективы. Вопросы экономики, 1971, № 9, с. 77−88.
  222. Ю. Об отраслевой централизации и специализации в промышленности. Вопросы экономики, 1972, № 7, с. 15−26.
  223. Р. Сотрудничество стран СЭВ в машиностроении и повышение эффективности производства. Дис.. канд. экон. наук. — М., 1978. — 159 с.
  224. В.В. Развитие внутриотраслевых связей в машиностроении стран-членов СЭВ в условиях экономической интеграции (на примере автомобилестроения). Дис.. канд. экон. наук. — М., 1975. — 193 с. 6. Статистические материалы
  225. Народное хозяйство СССР: Стат. сб./ ЦСУ СССР. М.: Госстатиздат, 1956. — 262 с.
  226. Народное хозяйство СССР в 1956 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Госстатиздат, 1957. — 296 с.
  227. Народное хозяйство СССР в 1959 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Госстатиздат, 1959. — 960 с.
  228. Народное хозяйство СССР в 1960 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Госстатиздат, 1961. — 943 с.
  229. Народное хозяйство СССР в 1963 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1965. — 760 с.
  230. Народное хозяйство СССР в 1964 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1965. — 887 с.
  231. Народное хозяйство СССР в 1967 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1968. — 1008 с.
  232. Народное хозяйство СССР в 1969 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1970. — 864 с.
  233. Народное хозяйство СССР в 1970 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1971. — 823 с.
  234. Народное хозяйство СССР в 1972 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1973. — 824 с.
  235. Народное хозяйство СССР в 1974 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1975. — 862 с.
  236. Народное хозяйство СССР в 1975 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1976. — 746 с.
  237. Народное хозяйство СССР за 60 лет: Юбилейный стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1977. — 710 с.
  238. Народное хозяйство СССР в 1977 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1978. — 654 с.
  239. Народное хозяйство СССР в 1979 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1980. — 615 с.
  240. Народное хозяйство СССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1981. — 583 с.
  241. Народное хозяйство СССР: 1922−1982: Юбилейный стат. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1982. — 624 с.
  242. СССР в цифрах в 1981 году: Краткий стат. сб./ ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1982. — 223 с.
  243. Промышленность СССР: Стат. сб./ ЦСУ СССР. М.: Госстатиздат, 1957. — 447 с.
  244. Промышленность СССР: Стат. сб./ ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1964. — 496 с.
  245. Капитальное строительство в СССР: Стат. сб./ ЦСУ СССР. М.: Госстатиздат, 1961. — 280 с.
  246. Машиностроение и станкостроение СССР: Стат. данные/ Научн.-исслед. ин-т информации по машиностроению. M.: НИИМАШ, 1976. — 69 с.
  247. Внешняя торговля СССР в 1980 году: Стат. сб./ Мин-во внешней торговли СССР. М.: Финансы и статистика, 1981. — 279 с.
  248. Народное хозяйство Азербайджанской ССР: Юбилейный стат. сб./ ЦСУ Азербайдж. ССР. Баку: Азербайдж. гос. изд-во, 1977. — 876 с.
  249. Народное хозяйство Азербайджанской ССР за 60 лет: Юбилейный стат. сб./ ЦСУ Азербайдж. ССР. Баку: Азербайдж. гос. изд-во, 1980. — 375 с.
  250. Народное хозяйство Армянской ССР в 1970 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Арм. ССР. Ереван: б.и., 1971. — 223 с.
  251. Народное хозяйство Армянской ССР в 1978 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Арм. ССР. Ереван: Айастан, 1979. — 254 с.
  252. Народное хозяйство Армянской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Арм. ССР. Ереван: Айастан, 1981. — 299 с.
  253. Промышленность Армении: Стат. сб./ ЦСУ Арм. ССР. -Ереван: Союзучетиздат, 1973. 235 с.
  254. Народное хозяйство Белорусской ССР: Юбилейный стат. ежегодник/ ЦСУ БССР. Минск: Беларусь, 1978. — 302 с.
  255. Народное хозяйство Белорусской ССР в 1981 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ БССР. Минск: Беларусь, 1982. — 256 е., ил,
  256. Промышленность Белорусской ССР: Стат. сб./ ЦСУ БССР. Минск: Статистика, 1965. — 479 с.
  257. Промышленность Белорусской ССР: (1913−1975): Стат. сб./ ЦСУ БССР. Минск: Беларусь, 1976. — 478 с.
  258. Народное хозяйство Грузинской ССР в 1975 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Груз. ССР. Тбилиси: Сабчота Сакартгело, 1977. — 258 с.
  259. Народное хозяйство Грузинской ССР в 1978 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Груз. ССР. Тбилиси: Сабчота Сакартве-ло, 1980. — 256 с.
  260. Народное хозяйство Грузинской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Груз. ССР. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1980. — 264 с.
  261. Народное хозяйство Казахстана: Стат. сб./ ЦСУ Каз. ССР. Алма-Ата: Статистика, 1968. — 416 с,
  262. Народное хозяйство Казахстана в 1972 г.: Стат. сб./ ЦСУ Каз. ССР. Алма-Ата: Казахстан, 1973. — 430 с.
  263. Народное хозяйство Казахстана в 1975 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Каз. ССР. Алма-Ата: Казахстан, 1976. -272 с.
  264. Народное хозяйство Казахстана в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Каз. ССР. Алма-Ата: Казахстан, 1981. -330 с.
  265. Народное хозяйство Киргизии в 1960 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ СССР- ЦСУ Кирг.ССР. Фрунзе: Госстатиздат, 1961. — 274 с.
  266. Народное хозяйство Киргизии в 1967 г.: Стат. сб./ ЦСУ Кирг. ССР. Фрунзе: Статистика, 1968. — 152 с.
  267. Народное хозяйство Киргизской ССР в 1971 г.: Юбилейный стат. сб./ ЦСУ Кирг. ССР. Фрунзе: б.и., 1973. -390 с.
  268. Народное хозяйство Киргизской ССР в 1975 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Кирг. ССР. Фрунзе: Кыргызстан, 1976. -412 с.
  269. Народное хозяйство Киргизской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Кирг. ССР. Фрунзе: Кыргызстан, 1981. -300 с.
  270. Народное хозяйство Латвийской ССР в 1971 г.: Стат. сб./ ЦСУ Латв. ССР. Рига: Статистика, 1972. — 417 с.
  271. Народное хозяйство Латвийской ССР в 1976 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Латв. ССР. Рига: Лиесма, 1977. -226 с.
  272. Народное хозяйство Латвийской ССР в 1981 г.: Стат ежегодник/ ЦСУ Латв. ССР. Рига: Авотс, 1981. -392 с.
  273. Народное хозяйство Литовской ССР в 1965 г.: Стат. сб./ ЦСУ Лит. ССР. Вильнюс: Статистика, 1966. -432 с.
  274. Народное хозяйство Литовский ССР за 40 лет: Юбилейный стат. ежегодник/ ЦСУ Лит. Вильнюс: Минтис, 1980. -284 с.
  275. Народное хозяйство Литовской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Лит.ССР. Вильнюс: Минтис, 1981. — 264 с.
  276. Промышленность Литовской ССР: Стат. сб./ ЦСУ Лит. ССР. Вильнюс: Минтис, 1973. — 418 с.
  277. Народное хозяйство Молдавской ССР: Стат. сб./ ЦСУ Молд. ССР. Кишинев: Статистика, 1969. — 421 с.
  278. Народное хозяйство Молдавской ССР в 1970 г.: -Стат. сб./ ЦСУ Молд. ССР. Кишинев: Статистика, 1971. -408 с.
  279. Народное хозяйство Молдавской ССР в 1981 г.: Юбилейный стат. ежегодник/ ЦСУ Молд. ССР. Кишинев: Картя Молдовеняску, 1982. — 284 с.
  280. Народное хозяйство РСФСР в 1958 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Госстатиздат, 1959. — 508 с.
  281. Народное хозяйство РСФСР в 1960 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Госстатиздат, 1961. — 572 с.
  282. Народное хозяйство РСФСР в 1965 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1966. — 616 с.
  283. Народное хозяйство РСФСР в 1969 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1970. — 468 с.
  284. Народное хозяйство РСФСР в 1970 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1971. — 488 с.
  285. Народное хозяйство РСФСР в 1971 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1972. — 459 с.
  286. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1977. — 367 с.
  287. Народное хозяйство РСФСР в 1978 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1979. — 343 с.
  288. Народное хозяйство РСФСР в 1981 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ РСФСР. М.: Финансы и статистика, 1982. — 350 с.
  289. Промышленность РСФСР: Стат. сб./ ЦСУ РСФСР. М.: Госстатиздат, 1961. — 344 с.
  290. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1965 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Тадж. ССР. Душанбе: Статистика, 1966.312 с.
  291. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1971 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Тадж. ССР. Душанбе: Согозучетиздат, 1972. -225 с.
  292. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1977 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Тадж. ССР. Душанбе: Ирфон, 1979. — 216 с.
  293. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Тадж. ССР. Душанбе: Ирфон, 1982. — 269 с.
  294. Народное хозяйство Туркменской ССР: Стат. сб./ ЦСУ Туркмен. ССР. Ашхабад: Госстатиздат, 1962. — 253 с.
  295. Народное хозяйство Туркменской ССР в 1974 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Туркмен. ССР. Ашхабад: Туркменистан, 1976. — 196 с.
  296. Народное хозяйство Туркменской ССР в 1977 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Туркмен. ССР. Ашхабад: Туркменистан, 1979. — 206 с.
  297. Народное хозяйство Туркменской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Туркмен. ССР. Ашхабад: Туркменистан, 1981. — 212 с. 674." Народное хозяйство Средней Азии: Стат. сб./ ЦСУ СССР- Среднеазиатское стат. упр. Ташкент: Узбекистан, 1964. — 371 с.
  298. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1968 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Узб. ССР. Ташкент: Узбекистан, 1970.383 с.
  299. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1977 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Узб. ССР. Ташкент: Узбекистан, 1978.344 с.
  300. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Узб. ССР. Ташкент: Узбекистан, 1981.348 с.
  301. Народное хозяйство Украинской ССР в 1973 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Укр. ССР. Киев: Политиздат, 1974. -584 с.
  302. Народное хозяйство Украинской ССР в 1977 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Укр. ССР. Киев: Техника, 1978. -455 с.
  303. Народное хозяйство Украинской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Укр. ССР. Киев: Техника, 1981.384 с.
  304. Народное хозяйство Эстонской ССР в 1967 г.: Стат. сб./ ЦСУ Эст. ССР. Таллин: Статистика, 1968. — 318 с.
  305. Народное хозяйство Эстонской ССР в 1971 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Эст. ССР. Таллин: Статистика, 1972.479 с,
  306. Народное хозяйство Эстонской ССР в 1977 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Эст. ССР. Таллин: Ээсти Раамат, 1978.323 с.
  307. Народное хозяйство Эстонской ССР в 1980 г.: Стат. ежегодник/ ЦСУ Эст. ССР. Таллин: Ээсти Раамат, 1981. -355 с.
  308. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. М.: Статистика, 1977. — 402 с.
  309. Численность рабочих, ЙТР и служащих, участвующих в социалистическом соревновании и движении за коммунистическое отношение к труду. В кн.: Профсоюзы СССР: Документы и материалы. Т. 5 (1963−1973). М.: Профиздат, 1974, с. 384.
Заполнить форму текущей работой