Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль и место России на мировом рынке транспортных услуг

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующая ситуация в мировой экономике характеризуется, с одной стороны, бурным развитием интеграционных процессов, различиями в степени развития национальных хозяйств и разными уровнями их открытости для участия в международных экономических отношениях при явной потребности в интенсификации товаропотоков. Но, с другой стороны, налицо недостаточное развитие исследований методологической основы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Транспорт в системе мирового хозяйства
    • 1. 1. Понятие транспортной отрасли, ее роль в мировой экономике
    • 1. 2. Характеристика видов транспортных операций
    • 1. 3. Международное регулирование транспортных операций
  • 2. Мировой рынок транспортных услуг и место России
    • 2. 1. Характеристика мирового рынка транспортных услуг: динамика и современное состояние
    • 2. 2. Место России на мировом рынке транспортных услуг
  • 3. Проблемы и перспективы участия российских компаний на мировом рынке транспортных услуг
    • 3. 1. Основные проблемы участия российских фирм на мировом рынке транспортных услуг
    • 3. 2. Перспективы интеграции российской транспортной отрасли в мировое хозяйство
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение А

Роль и место России на мировом рынке транспортных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе мирового хозяйственного комплекса транспортное обслуживание занимает особое место, являясь одной из базовых отраслей, формирующих инфраструктуру мирового хозяйства. В настоящее время сложилась единая всемирная транспортная система, устанавливающая прямую связь: грузоотправитель — грузополучатель. В этой схеме участвуют как минимум два национальных перевозчика и один, работающий в международных условиях. Издержки по перемещению грузов включаются в конечную цену потребления, поэтому в ценовой конкуренции товаров транспортный фактор играет очень значительную роль. При этом, обеспечивая бесперебойное перемещение внешнеэкономических грузов, транспорт создает условия для непрерывного функционирования мировой хозяйственной системы в целом.

Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. Транспорт является основой формирования внутренних и международных рынков и обеспечивает полномасштабное развитие рыночной экономики. Так, в США транспорт на правительственном уровне рассматривается как один из ключей к развитию американской экономики. Инвестиции в транспорт признаны стратегическими наряду с такими капиталовложениями в сферы деятельности, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и новые технологии. Транспорт обслуживает практически все виды международных экономических отношений. По своей сути транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки, затраты на транспортировку продукции непосредственно учитываются и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде.

Посредством транспортировки осуществляется доставка сырья к местам, где его легче переработать, или готовых продуктов в пункты, где потребители могут их использовать. Транспорт — это средство, высвобождающее природные, интеллектуально-технологические и трудовые ресурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещающее их в места, где их польза может быть реализована в большей степени. Точно так же транспорт обеспечивает доступ к ресурсам и позволяет получить эффект, который до этого не мог быть реализован. Таким образом, транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности и делает их непосредственно доступными. Поэтому транспорт можно определить как средство удовлетворения растущих потребностей человечества посредством перемещения товаров и людей.

Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций. Являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ. В то же время, будучи хотя и особой, но органично-неотъемлемой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное, подчас самостоятельное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.

Существующая ситуация в мировой экономике характеризуется, с одной стороны, бурным развитием интеграционных процессов, различиями в степени развития национальных хозяйств и разными уровнями их открытости для участия в международных экономических отношениях при явной потребности в интенсификации товаропотоков. Но, с другой стороны, налицо недостаточное развитие исследований методологической основы функционирования транспортного комплекса в современной науке, как на уровне мирового хозяйства в целом, так и в рамках развивающейся российской экономики.

Положение России в XXI веке и становление ее как одного из ведущих центров многополярного мира должно опираться на устойчивое экономическое развитие, основанное на дальнейшей структурной перестройке экономики и повышении конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках, а также на интеграцию страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений, что позволило бы ей занять достойное место в постиндустриальной структуре мира.

Геополитическое положение России между двумя динамично развивающими мировыми центрами деловой активности: Европой и Азией, предопределяет ее особую роль в обеспечении евроазиатских связей. Транспорт России занимает особое место в мировой транспортной системе не только в силу выгодного территориального местоположения (наибольшая по величине территория самого крупного континентального материка, связывающая внутренними путями многие государства), но и в силу стабильно функционирующей, сбалансированной транспортной системы, динамично развивающейся в настоящее время и готовой к интеграции в мировую транспортную систему. Предоставляя свои мощности, материально-техническую базу и ресурсы для обеспечения перемещений импортных и транзитных грузои пассажиропотоков через территорию страны, транспорт России обслуживает потребности не только внутреннего, но и международного оборота.

Говоря о развитии транспорта в России, исследователи, как правило, акцентируют внимание на плохом состоянии российских транспортных путей и инфраструктуры, и отсутствии денег на их строительство. Однако по мере интеграции России в мировую экономику важно иметь правильное представление о месте российского транспорта в экономике и соизмерять развитие этой отрасли в нашей стране с мировым уровнем.

Эффективная работа транспортной системы страны способна обеспечить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на мировом рынке благодаря снижению транспортной составляющей в конечной цене товара. Поэтому проблема развития российского рынка транспортных услуг всегда актуальна.

Итак, объектом исследования в рамках данной работы является мировой рынок транспортных услуг, а предметом — роль и место России на этом рынке.

Целью работы является рассмотрение роли и места России на мировом рынке транспортных услуг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 рассмотреть понятие транспортной отрасли, ее роль в мировой экономике;

 охарактеризовать основные виды транспорта;

 рассмотреть вопросы международного регулирования транспортных операций;

 дать характеристику мирового рынка транспортных услуг, оценить его динамику и современное состояние;

 рассмотреть место России на мировом рынке транспортных услуг;

 описать основные проблемы участия российских фирм на мировом рынке транспортных услуг;

 выявить перспективы интеграции российской транспортной отрасли в мировое хозяйство.

Теоретическую базу исследования составляют труды ученых-экономистов по исследуемой тематике, материалы экономических журналов, ресурсы сети Интернет.

Методология исследования предполагает использование таких методов как: эмпирический, позитивный анализ, метод сравнения, статистический метод, анализ и синтез.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Проблемы внешнеторговых перевозок в России и пути их решения // Логист. 2010. № 2. С. 56−59.
  2. В.Б., Ливенцов Н. Н. Международные экономические отношения Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  3. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 198 с.
  4. , Е. С., Томилов П. С. Мировая экономика и международные экономические отношения — Екатеринбург: УГТУ, 2009.
  5. В.В., Кальвина Ю. И. Мировая экономика: Учебное пособие Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007.
  6. С. Международные транспортные коридоры и Россия // Компаньон — 2008. — № 7. С.21−23
  7. А.С. Мировая экономика — М.: Юристъ, 2007.
  8. Д. Российский бизнес перевозок не рвется за границу // Гудок. — 2008. — № 84. — С. 43−45.
  9. Ю.Г. Международные транспортные операции. Учебное пособие. Владивосток.: ВГУЭС. — 2006.
  10. Т. Мировая экономика, экономическая интеграция, глобализация рынков, С-Пб.: Омега-Л, 2007.
  11. Глобализация производства и распределения транспортных услуг. // Независимая газета. — 2007. — № 4. — С. 5−9.
  12. С.В. Эффективность транспортных услуг в современных условиях. // Экономические науки. — 2006. — № 3. — С. 121−136
  13. С.В. Развитие транспортной системы России как один из важнейших факторов экономического роста. // Проблемы качества экономического роста: материалы междунар. науч. конгресса, 27−28 мая 2004 г. / Отв. ред. А. П. Жабин, Г. Р. Хасаев. — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. — С. 163−167
  14. М.М. Ускорение перевозок внешнеторговых грузов на дороге //Железнодорожный транспорт. 2007. № 6. — С. 76−79.
  15. Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие — Калининград: Изд-во КГУ, 2008.
  16. В.М., Мальцев К. В. Глобализация экономики (вопросы теории и методологии) — Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.
  17. В. К. Мировая экономика: Учебник — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007.
  18. Место транспорта России в мировой транспортной системе. // Экономика и жизнь. — 2007. — № 1 С. 32−26.
  19. Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. А. П. Голикова / А. П. Голиков. — Симферополь: СОНАТ, 2007.
  20. Международные экономические отношения / Под ред. Рыбалкина В. Е. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  21. Международные экономические отношения / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  22. Э.П., Лукашева И. В. Глобализация — фактор, определяющий развтие транспортной системы // Бюллетень транспортной информации. 2007. № 10. С. 52−56.
  23. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред. Колесова В. П., Осьмовой М. Н. — М.: Знание, 2007.
  24. А.С. Взаимодействие государственных и частных структур транспорта // Железнодорожный транспорт. 2007. № 3. — С. 79−82.
  25. А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика — М.: Финансы и статистика, 2008.
  26. В.Е. Международная экономическая деятельность. Учебник. М.: Финансы и кредит, 2007.
  27. Л.В. Международный бизнес: экономические основы развития и регионализации — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008.
  28. В. Транспорт — важное условие экономического роста // Экономика .- 2007.- № 6, с.21−23
  29. А. В. Экономика Зарубежных стран — С-Пб.: Издательство Михайлова В. А., 2006.
  30. Проблема развития транспорта в условиях глобализации мирового хозяйства. // Экономические науки. — 2007. — № 1. — С.34 -38.
  31. Российский рынок транспортно-логистических услуг: тенденции и перспективы развития. // Экономика и жизнь. — 2006. — № 3 — С. 54−57.
  32. А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. — М.: Восток Запад, 2009.
  33. .М. Мировая экономика — М.: Юрайт-Издат, 2009.
  34. И.А. Мировая экономика. — М.: Инфра-М, 2005.
  35. А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика. М.: КНОРУС, 2008.
  36. Ы. Перспективы развития рынка логистических услуг в России // Логистика и маркетинг. 2009. № 4. — С. 4−9.
  37. И.И. Мировая экономика. — Гомель: ГГТУ, 2009.
  38. Транспорт и логистика. М.: РБК Daily. — 2010.
  39. В.Н. Транспортные логистические услуги в России в условиях интеграции в мировой рынок // Экономика транспорта. 2008. № 7. — С. 5−9.
  40. В.И. Международная торговля. М.: Инфра-М, 2007.
  41. И. С., Веснин В. Р. Мировая экономика М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
  42. С.В. Факторы, влияющие на развитие экспорта транспортных услуг // Железнодорожный транспорт. 2007. № 7. — С. 78−84.
  43. О. Новый этап внешнеэкономических связей РФ // Экономика — 2008.- № 1. — С.11−14
  44. http://truport.ru
  45. http://www.loglink.ru
  46. http://www.aergroup.ru
  47. http://www.logistics.ru
  48. http://loginfo.ru
  49. http://www.rg.ru
  50. http://www.benzindex.ru
  51. http://www.orray.ru/
  52. http://www.transport.ru
  53. http://www.nashgorod.ru
  54. http://newsliga.ru
  55. http://www.finmarket.ru
  56. http://expert.ru
  57. http://www.rbc.ru
  58. http://www.mintrans.ru
  59. http://www.timsi.ru
  60. http://президент.рф
Заполнить форму текущей работой