Разработка моделей и алгоритмов синтеза схем для тренажерного комплекса, обучающего проектированию систем автоматизации
Диссертация
Ослабить негативные факторы можно путем включения в состав тренажерных комплексов интеллектуальных модулей поддержки обучения, которые обеспечат решение задач автоматической подготовки (генерации) вариантов моделей схем промышленной автоматики и автоматическую проверку проектных решений, подготовленных студентами. Необходимо проведение исследований с целью создания информационных моделей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Автоматизированное обучение проектированию систем автоматизации
- 1. 1. Анализ автоматизированных обучающих систем, тренажеров и учебных САПР
- 1. 1. 1. Автоматизированные обучающие системы
- 1. 1. 2. Тренажерные комплексы
- 1. 1. 3. Учебные и промышленные САПР
- 1. 2. Анализ процесса обучения проектированию схем систем автоматизации
- 1. 3. Концепция интеллектуального тренажерного комплекса, обучающего проектированию систем автоматизации
- 1. 4. Постановка задач диссертации.,
- 1. 1. Анализ автоматизированных обучающих систем, тренажеров и учебных САПР
- Выводы к главе 1
- Глава 2. Организация предметных знаний
- 2. 1. Структура предметных знаний интеллектуального тренажерного комплекса
- 2. 2. Модели представления предметных знаний
- 2. 3. Модель представления знаний об элементах технических средств
- 2. 4. Модель представления знаний о структуре объекта проектирования
- 2. 5. Представление знаний о способах преобразования моделей схем
- Выводы к главе 2
- Глава 3. Автоматизированное проектирование схем систем автоматизации
- 3. 1. Генерация цепей функциональной схемы
- 3. 1. 1. Задача автоматической генерации связей блоков функциональной схемы
- 3. 1. 2. Задача агрегирования вершин в графе цепей функциональной схемы
- 3. 2. Построение контура системы автоматизации
- 3. 3. Формирование цепей принципиальной электрической схемы
- 3. 1. Генерация цепей функциональной схемы
- Выводы к главе 3
- Глава 4. Программное обеспечение интеллектуального тренажерного комплекса
- 4. 1. Автоматизированное рабочее место преподавателя
- 4. 2. Графический редактор структурных и функциональных схем
- 4. 3. Банк данных тренажерного комплекса
- 4. 4. Реализация алгоритма синтеза функциональной схемы
- 4. 5. Методика обучения проектированию схем систем автоматизации на основе информационного и программного обеспечения ИТК.,
- 4. 5. 1. Сценарий процесса работы преподавателя в среде ИТК
- 4. 5. 2. Сценарий процесса работы студента в среде ИТК
- 4. 5. 3. Алгоритм проверки учебных проектных решений
Список литературы
- Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. -336 е.: ил.
- Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. 138с.
- Вавилова Н.И. Модели и алгоритмы автоматизированного проектирования макетов сцен мультимедиа тренажеров. // Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к.т.н. Тверь. 2002
- Андреев В.Ю., Базлов А. Ф., Веселов А. А. Моделирование процессов управления пассивными объектами в тактических тренажерах. // Программные продукты и системы. НИИ «Центрпрограммсистем»: Тверь № 2, 2004 г. с. 44−47.
- Соловов А.В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения. // Материалы Международной конференции IEEE по Передовым Технологиям Обучения, Казань, 2002 г., с. 212−216.
- Салин А.Г. Методы и средства агрегативно-декомпозиционного синтеза многокомпонентных технических систем. // Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. д.т.н. Иваново. 2000 г.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
- Sally Не, Kinshuk, Hong Hong, Ashok Patel Granullar Approach to Adaptivity in Problem-based Learning Environment // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 3−7.
- Li Xiao, Li Jianguo, Zhang Xiaozhen, Qiu Yuhui Resource Organization and Learning State Control for Adaptive Learning System // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 50−52.
- Jamie Rasmussen, Deirdre Butler, Glorianna Davenport A Web-based Environment for Assembling Multimedia Learning Stories in Irish Primary Education // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning
- Technologies, Kazan 2002, pp. 64−68.
- Филатова H.H., Вавилова Н. И., Ахремчик О. Л., Тулова С. А. Тренажеры для обучения разработке систем автоматизации, реализованные в WWW. // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, 2002.
- Филатова H.H., Ахремчик О. Л., Бодрин А. В. Автоматическая генерация знаковых моделей измерительных цепей // Материалы 10-й международной конференции Современные технологии обучения, С-Пб, 2004.
- Гаврилова Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992. — 200с.: ил.
- ЗЗ.Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем- С-Пб. 2000.
- Трофимов А.И., Ширяев А. А. Справочник слесаря КИП и А. М.: Энергоатомиздат, 1986. -256 е.: ил.
- Автоматические приборы, регуляторы и вычислительные системы. Справочное пособие / Под ред. Б. Д. Кошарского. Л.: Машиностроение, 1976. 485 с.
- Гусева Т.И., Башин Ю. Б. Проектирование баз данных в примерах и задачах. М.: Радио и связь, 1992. — 160 е.: ил.
- Дмитриев Г. А., Филатова Н. Н., и др. Автоматизированная информационно-справочная система по контрольно-измерительным и управляющим устройствам // Отчет по госбюджетной научно-исследовательской работе. Тверь 1997.
- Автоматическое формирование знаний в САПР: Монография / Филатова Н. Н. -Тверь: ТГТУ, 1996. -144 с.
- Ахремчик О. Л., Филатова Н. Н., Вавилова Н. Н. Технология обучения проектированию и монтажу систем автоматизации на базе компьютерных тренажеров // Труды восьмой международной конференции «Современные технологии обучения» С-П 2002
- Ахремчик О. Л., Филатова Н. Н. Преобразование модели предметной области при курсовом проектировании // Труды 10-й международной конференции «Современные технологии обучения» С-П 2004 г.
- Автоматическое формирование знаний в САПР: Монография / Филатова Н. Н. -Тверь: Тверской госуд. технич. университет, 1996. 144 с.
- Луговская Е.А., Тарасов В. Б. Многоагентные системы поддержки открытого образования в техническом университете // Программные продукты и системы, № 2, Тверь 2001.45.3енкин А. А. Когнитивная компьютерная графика, М. 1991.
- Ахремчик O. JL, Бодрин А. В. Фреймовый подход к созданию моделей систем автоматизации // сборник научных трудов «Компьютерные технологии в управлении и диагностике» ТГТУ, Тверь, 2004, стр. 112−115
- Балакирев B.C., Филатова Н. Н. Электронный учебник по математическому моделированию: принципы проектирования и технология // тезисы докладов международной конференции ММИИСТ-2001, М. 2001.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения, М. 1980.
- Горелов И.Н. Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы, М. Наука 1987. — 255 с.
- Автоматизированное проектирование систем управления/Под ред. М. Джамшиди и др.- Пер. С англ. В. Г. Дунаева и А. Н. Косилова -М.Машиностроение, 1989. 344 с.:ил.
- Антонов А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании, М. Книга 1972.-104 с.
- Дидук Г. А. и др. Анализ и оптимизационный синтез на ЭВМ систем управления. М: Наука. 1984 г.
- Афанасьев В.В., Афанасьева И. В., Тыщенко О. Б. Основные компоненты компьютерных технологий обучения // Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом, Вып. З, М. 1998.
- Brusilovsky P. Methods and techniques of adaptive hypermedia // Spec. Iss. on Adaptive Hypertext and Hypermedia User Modeling and User-Adapted Interaction, v.6(2 — 3), pp.87 — 129,1996.
- Kinshuk, Patel A. A conceptual framework for Internet based intelligent tutoring systems // Knowledge Transfer, v.2, pp.117 124, pAce, London, UK — 1997.
- Collins A., Newill P., Bielaczyc K. Role of the different contact environments in training environments design // International Journal of Artificial Intelligent in Education, v. ll, pp.144 162, 2000.
- Компьютерные технологии обучения проблемы классификации // Educational Technology & Society 3(4), 2000 — ISSN 1436 — 4522 pp.180−182.
- Кривицкий Б.Х. О систематизации учебных компьютерных средств // Educational Technology & Society 3(3), 2000 ISSN 1436 — 4522 pp.548−556.
- Атанов Г. А. Моделирование учебной предметной области, или предметная модель обучаемого // Educational Technology & Society 4(1), 2001 ISSN 1436−4522 pp.111−124.
- Пауков А.Ю. Программное обеспечение элементов технологии мультимедиа в автоматизированных обучающих системах / автореферат диссертации на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.11, М. 1998.
- Сафронова И.Е. Разработка математических моделей объектов проектирования для автоматизированной обучающей системы в САПР/САИТ ЭВА / автореферат диссертации на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.12, М. 2000.
- Нарыжный Е.В. Построение интеллектуальных обучающих систем, основанных на экспертных знаниях / автореферат диссертации на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.10, М. 1998.
- Михеева Т.И. Разработка методов и средств построения компьютерных обучающих систем на основе гипертекстовых моделей / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.16, Самара 1996.
- Ларин Д.А. Механизм генерации компьютерных обучающих программ как средство управления качеством обучения (на примере задачника по криптографии) / диссертация на соискание уч. степени к.т.н., 05.13.10, М. -2000.
- Вавилова Н.И., Филатова Н. Н. Принципы создания мультимедиа тренажеров // сборник научных трудов ТГТУ Проектирование технических и медико-биологических систем, Тверь 2000, стр. 4−7.
- Филатова Н.Н., Вавилова Н. И. Проектирование мультимедиа тренажеров на основе сценарных моделей представления знаний // Educational technology & Society 2000 — N1. — рр.155−164, — ISSN 1436 — 4522.
- Филатова Н.Н., Вавилова Н. И., Ахремчик O.JI. Виртуальные тренажеры как основа интенсификации когнитивных процессов // материалы VII международной конференции Современные технологии обучения, Санкт-Петербург 2001, Часть 1, стр. 200−202.
- Филатова Н.Н., Вавилова Н. И. Представление знаний в мультимедиа тренажерах // сборник научных трудов V международной научно-методической конференции Новые информационные технологии в электротехническом образовании, Астрахань 2000, стр. 258−263.
- Вавилова Н.И. Виртуальные тренажеры // сборник трудов международной конференции ММТТ-2000, Санкт-Петербург 2000 г, стр. 10−11.
- Вавилова Н.И. Виртуальный монтажный стол для проектирования и наладки систем управления // материалы конференции НИТ-2001, Рязань -2001, стр. 15−16.
- Вавилова Н.И. Мультимедиа тренажеры // материалы конференции Развитие новых технологий в системе открытого образования России, Тверь 2001, стр. 4−5.
- Вавилова Н.И., Ахремчик O.JI. Два уровня моделей в мультимедиа тренажерах // сборник трудов международной научной конференции Математические методы в интеллектуальных системах, ММИИСТ-2002, Смоленск 2002 г., стр. 20.
- Вавилова Н.И. Проектирование моделей тренажера на основе онтологического подхода // сборник материалов всероссийской заочной конференции Перспективы развития волжского региона, Тверь 2002, вып.4, стр. 142−146.
- Филатова Н.Н., Ахремчик O.JL, Вавилова Н. И., Тулова С. А. Тренажеры для обучения разработке систем автоматизации, реализованные в WWW //proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 288−292.
- Леонова H.M. Методы разработки и применения многофункциональных сетевых электронных учебников. // Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к.т.н. Москва. 1999
- Филатова Н.Н. Опыт создания компьютерных тренажеров // Программные продукты и системы, № 2, 1995, с. 14−18.
- Калянов Г. Н. CASE. Структурный системный анализ (автоматизация и применение). М.:Лори 1996.
- Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. М.:Наука 1997.
- Рыбина Г. В. Технология проектирования прикладных экспертных систем. М.:МИФИ 1999.
- Болыпая советская энциклопедия. Т.31, стр.126
- Цветков В.Д. Системно-структурное моделирование и автоматизированное проектирование технологических процессов. Минск.:Наука и техника 1980.
- Большая советская энциклопедия. Т.49, стр.34
- Петренко А.И., Семенков О. И. Основы построения систем автоматизированного проектирования. Киев.:Вища школа — 1984.
- Попов Э.В. и др. Статические и динамические экспертные системы. М.:Финансы и статистика 1996 г.
- Гринченко Т. А. Гипертекстовая информационная технология // Кибернетика и системный анализ, 1992, № 5, с. 115−135.
- Морозов К.Н., Одиноков В. Г., Курейчик В. М. Автоматизированное проектирование конструкций радиоэлектронной аппаратуры. М.'Радиосвязь 1983. 286с.
- Половинкин А.И. Автоматизация поискового конструирования. М.:Высшая школа -1982.
- Антонова Т, Харитонов А. Мультимедийный учебник. Поиски жанра // Компьютер пресс, 1998, № 9, с. 111−115.
- Александров М.А., Алтунин В. К., Захаров B.JL, Кадочников А. С., Чудаков О. Е. Опыт создания компьютерных тренажеров для военно-морского флота // Программные продукты и системы, № 2, 2000, с.24−27.
- Девятков В.В., Онтологии и их применение // Программные продукты и системы, № 3, 2000, с.2−10.
- ЮО.Башмаков А. И., Башмаков И. А. Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Часть 1 // Информационные технологии, № 6, 1999, с.40−45.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Часть 2 // Информационные технологии, № 7, 1999, с.39−45.
- Gang Wei, Valery A. Petrushin, Anatole V. Gershman A Learning Environment For Creating Media Processing Systems // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 283−287.
- Норенков И.П., Маничев В. Б. Системы автоматизированного проектирования электронной и вычислительной аппаратуры. М. Высшая школа, 1983 г. — 272 с.
- Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука, 1986 г.-288 с.
- Юб.Караваева Н. М., Филатова Н. Н., Попов А. В. Разработка и исследование быстродействующих алгоритмов размещения радиоэлектронных компонентов на многослойных крупногабаритных печатных платах Отчет о НИР. Тема 32. Том 1, 2. Калинин, 1986 г. — 164 с.
- Искусственный интеллект в 3-х кн. Кн. 2 Модели и методы: справочник под редакцией Д. А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990 г. 304 с.
- Sally Не, Kinshuk, Hong Hong, Ashok Patel Granullar Approach to Adaptivity in Problem-based Learning Environment // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 3−7.
- Li Xiao, Li Jianguo, Zhang Xiaozhen, Qiu Yuhui Resource Organization and Learning State Control for Adaptive Learning System // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 50−52.
- Jamie Rasmussen, Deirdre Butler, Glorianna Davenport A Web-based Environment for Assembling Multimedia Learning Stories in Irish Primary Education // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 64−68.
- Tarkaeva O.P., Aleksandrova I.C. Multimedia Version of Lectures on USA Culture // proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan 2002, pp. 84−87.