Теория государства и права Тема-Права человека в политико-правовой теории и практике Советского государства (1917 ? 1985гг.)
История последних трех российских «пятилеток» показывает парадоксальный, ничем не объяснимый отказ российской политической и интеллектуальной элиты последовательно искать в истории и современности России свою собственную легитимность и свою собственную легальность, основанную на праве, а не только на законе. Напротив, взгляды устремлены на Запад, к его культуре. Маркер «центра цивилизации… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Развитие теории прав человека в Советском государстве
- 2. Права человека в советском праве: проблемы и противоречия
- 3. Проблемы реализации прав человека в процессе государственно-правового строительства советской России
- Заключение
- Список литературы и источников
Теория государства и права Тема-Права человека в политико-правовой теории и практике Советского государства (1917 ? 1985гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
3
§ 1. Развитие теории прав человека в Советском государстве 5
§ 2. Права человека в советском праве: проблемы и противоречия 11
§ 3. Проблемы реализации прав человека в процессе государственно-правового строительства советской России. 15
Заключение
23
Список литературы
и источников 25
Актуальность настоящего курсового исследования. Особенности исторического пути России состоят в том, что большая часть ХХ столетия отмечена существованием особой внеправовой государственности (существо которой отрицало право) и особого законодательства неправовой природы. Марксистская концепция права и государства предполагала их временное и ограниченное существование, и отмирние при наступлении коммунизма. Вынужденная модификация представлений о советском праве и государстве в идеологическую конструкцию «социалистического общенародного государства» и такого же «права», тем не менее, не предоставляла исторической перспективы. Скорее, это был поиск своей собственной легитимности, коренящейся в социальной истории СССР.
В СССР было принято три Конституции, каждая из них формально все точнее закрепляла, например, права гражданина, однако непреложной ценностью и действенностью Конституция не обладала. Поиск и обретение легитимности власти и строя происходил на фоне жесточайшего принуждения со стороны государственного механизма, сама легитимность исходила из мощи государственного принуждения и насилия. Наряду с такого рода легитимностью власти возникла новая легитимность властей, порожденная победой в Великой Отечественной войне.
В последние периоды советской истории поиск легитимности происходил по линии исторической перспективы социализма и путем модернизирующей разработки идеологии его общенародного характера. Вместе с тем, уравнительный и распределительный базис отношений не представлял возможности представить сферу правового, иначе как с позиций узконормативного и легисткого подходов, сводящих право к закону. Но поиск легитимности продолжался и породил представления о советском народе как специально консолидированном для советской власти сообществе вне (над) национального свойства.
История последних трех российских «пятилеток» показывает парадоксальный, ничем не объяснимый отказ российской политической и интеллектуальной элиты последовательно искать в истории и современности России свою собственную легитимность и свою собственную легальность, основанную на праве, а не только на законе. Напротив, взгляды устремлены на Запад, к его культуре. Маркер «центра цивилизации» присвоен современной Западной Европой. На маркер равняются, его воспроизводят в России: демократия, плюрализм, частное право, права и свободы человека. Такой популярностью почвенно-славянофильские представления не пользуются. Такое восприятие цивилизации и подчинение ей не является проблемой.
Проблемой является отождествление цивилизации с Западной Европой и с США с их экономической и военной мощью. Проблемой также является фактический отказ видеть свой путь, свою собственную легитимность в своей собственной современной жизни. Определение своего места в истории развития прав человека в политико-правовой теории важная задача современной российской науке.
Цель настоящей работы анализ прав человека в политико правовой теории и практике советского государства.
Задачи настоящего курсового исследования:
— анализ развития теории прав человека в Советском государстве;
— изучение прав человека в советском праве;
— исследование проблемы реализации прав человека в процессе государственно-правового строительства советской России.
§ 1. Развитие теории прав человека в Советском государстве
Права человека в СССР на определенном этапе развития теории права пропагандистское клише, употреблявшееся западными политиками в 70−80-е годы, чаще всего как выражение «нарушения прав человека в СССР». К нарушениям прав человека относили, например, употребление психиатрии для борьбы с инакомыслящими. Активным борцом с нарушениями прав человека в СССР был американский президент Джимми Картер, которому даже удалось организовать по этому поводу бойкот московской олимпиады. Безусловно, права и свободы человека и гражданина во многом зависят от степени развития самого общества и государства. В связи с этим целесообразно проанализировать советские и российскую конституции, обратив внимание на юридическое признание идей о свободе личности и составляющих ее правах и свободах.
Первая Конституция (Основной Закон) РСФСР была принята V Всероссийским съездом в четвертом заседании 10 июля 1918 г. В раздел I вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, где в ст. 2 сказано: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». В разделе II Конституции РСФСР еще раз продекларировано: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России». В этом разделе провозглашены политические и гражданские личные свободы: в ст. 13 — свобода совести, для реализации которой церковь отделяется от государства и школа — от церкви, а свобода религиозной пропаганды признается за всеми гражданами .
Принципиально важную роль в развитии права в советских условиях сыграл и тот факт, что в конце 1930;х годов после взаимного самоистребления правоведов-ленинцев к активной научной и преподавательской работе вернулись правоведы дооктябрьской поры, являвшиеся носителями высокого уровня правовой культуры, которым отличалась Россия к 1917 г. Они в известной степени возродили в суровой действительности тогдашнего времени высокий дух права, необходимость его возвышения, всестороннего его использования и углубленной разработки.
Несмотря на наличие в советском праве известных позитивных элементов, не следует упускать из поля зрения его суть, главный стержень его особенности как права власти, соединенного с правом войны, когда достоинства писаного права используются в целях поддержания существования нежизнеспособной социалистической системы, обеспечения партократического господства, провозглашения и попыток реализации утопических коммунистических целей.
Советское право неизменно оставалось составной частью единой тоталитарной системы, существующей в условиях всесильного господства партократии, узаконенного произвола карательно-репрессивных органов, декоративной роли якобы всевластных Советов, формально провозглашаемого принципа власти трудящихся.
Таким образом, права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституциях, декларациях, законах, превращаются в юридические возможности либо для любого члена общества (человека), либо для отдельных индивидов, имеющих с государством устойчивую юридическую связь, — граждан. Это положение следует признать верным, поскольку в государственно-организованном обществе имеются такие общественные отношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данного государства.
Классификация прав и свобод человека направлена на достижение различных целей и проводится на базе самых разнообразных классификационных оснований.