Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация экономических отношений собственности на природные ресурсы в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность и ответственность задачи реформирования отношений собственности на природные ресурсы неразрывно связаны с: существенными изменениями системы и структур государственного регулирования природопользования, с перераспределением и изменением полномочий и ответственности между различными органами государственного управления (федеральными и региональными), их совершенствованием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Природные ресурсы как объект экономических отношений собственности
    • 1. 1. Сущность экономических отношений собственности на природные ресурсы
    • 1. 2. Экономический механизм реализации собственности на природные ресурсы в условиях России
  • Глава 2. Воздействие экономических отношений собственности на эффективность использования природных ресурсов
    • 2. 1. Формирование системы экономических отношений собственности на природные ресурсы в федеративном государстве
    • 2. 2. Методика оценки эффективности использования природных ресурсов, находящихся в разных формах собственности
    • 2. 3. Стратегия трансформации экономических отношений собственности и эффективность использования природных ресурсов

Трансформация экономических отношений собственности на природные ресурсы в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Преобразование экономической системы России потребовало решения проблем реформирования экономических отношений собственности. Одним из важнейших вопросов среди них является собственность на природные ресурсы как основа материального производства вообще и один из основных факторов производства, определяющих динамику современной экономики и благополучие общества в настоящем и будущем.

Россия, более чем другие страны, заинтересована в создании экономических отношений нового типа, прежде всего, за счет более активного вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот. Также назрела необходимость и в реформировании отношений собственности на природные ресурсы. В этой связи все более актуальным становятся исследования сложившейся в отечественной экономике структуры отношений собственности, а также изучение характера и методов трансформации этих отношений, создание новых институтов и форм участия субъектов рынка в процессе комплексного использования природных ресурсов.

Полемика о введении частной собственности на природные ресурсы, декларированной в Конституции РФ, продолжается, в связи с чем вновь возникает потребность в рассмотрении всех факторов, влияющих на целесообразность передачи тех или иных объектов окружающей среды в частное владение. Необходимо найти такое распределение форм собственности на природные ресурсы, которое с точки зрения экономической, экологической и социальной эффективности способствовало бы улучшению структуры и характера природопользования, повышению рентабельности освоения и использования природных ресурсов. Государство, как основной собственник, берет на себя? се вопросы, связанные с разработкой механизмов и методов реструктуризации отношений собственности. В связи с этим актуальным становится вопрос экономической оценки природных ресурсов при их продаже, передаче в пользование. Поэтому в рамках данного исследования мы рассматриваем интегральные критерии, позволяющие теоретически обосновать целесообразность многосубъектности экономических отношений собственности на природные ресурсы, и возможности построения на базе этих критериев логической, с точки зрения обшей эффективности, схемы перераспределения различных видов природных ресурсов по формам собственности и уровням государственного управления.

Степень разработанности проблемы.

Собственность, как экономическое отношение, исследовалась многими видными учеными в прошлом, в частности, античными философами: Ксенофонтом, Платоном, Аристотелем. Значительный вклад в разработку данного вопроса внесли зарубежные классики политэкономии — А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс, и другие.

Фундаментальный анализ отношений собственности представлен в советской политэкономической литературе. Изучению данного вопроса посвятили свои труды: Б. Чичерин, П. Струве, Я. Кронрод, Н. Цаголов, В. Щербина, Ю. Чуньков и другие.

Значительное внимание анализу экономических проблем собственности, в том числе и на природные ресурсы, уделено в работах многих современных российских ученых-экономистов. В их числе: JI. Абалкин, Е. Борисов, А. Бузгалин, Е Бухвальд, Я. Водарский, К. Гофман, А. Добрынин, Г. Журавлева, Г. Исфорт, В. Канов, Р. Капелюшников, Д. Львов, С. Мокичев, Н. Пахомова, В. Спандарьян, Н. Фейтельман, В. Юрьев и др.

Вопросы оптимизации процесса ресурсопользования с точки зрения эколого-экономической безопасности получили освещение в трудах А. Алехина, И. Буздалова, Е. Бухвальда, В. Воловича, Н. Газизуллина, Т. Губайдуллиной,' М. Лемешева, В. Хачатурова и других. При этом необходимо отметить, что многие вопросы, раскрывающие сущность экономических отношений собственности на природные ресурсы, остались вне поля исследования отечественных и зарубежных ученых.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость решения проблемы преобразования отношений собственности на природные ресурсы обусловили выбор темы данного исследования, определили ее цель, задачи и структуру.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертации является изучение трансформации экономических отношений собственности на природные ресурсы и на этой основе определение влияния собственности на эффективность природопользования в современной экономике России.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

— рассмотреть сущность и содержание категории «собственность на природные ресурсы»;

— исследовать экономический механизм реализации собственности на природные ресурсы в условиях современной России;

— раскрыть особенности формирования системы экономических отношений собственности на природные ресурсы в новой России;

— обосновать полиморфический характер собственности на природные ресурсы в условиях России как основы развития современной рыночной экономической системы;

— определить стратегию преобразования отношений собственности на природные ресурсы в условиях России.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является собственность на природные ресурсы.

Предметом исследования является трансформация экономических отношений собственности на природные ресурсы в условиях транзитарной экономики России.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования стали положения и выводы, сформулированные в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых. Были изучены и использованы законы Российской Федерации, нормативно-правовые документы по вопросам реформирования экономики, регулирования ресурсопользования и налогообложения отечественных и зарубежных предприятий, публикации в периодической печати.

Методологической основой диссертационной работы послужили основные и специфические методы и принципы диалектического подхода: восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и др. Автор опирался на методы системного подхода в анализе экономических явлений и процессов, а также методы логического, исторического и сравнительного анализа.

Эмпирической базой исследования явились документы и материалы Министерства природных ресурсов, Государственного комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Госкомимущества, статистические данные по Российской Федерации, материалы, опубликованные в журналах: «Российский экономический журнал», «Экономика и математические методы», «Мировая экономика и международные отношения» и других современных изданиях.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— Уточнено экономическое содержание собственности на природные ресурсы, что позволило нам определить её специфику, которая обусловлена экономической, экологической и социальной ценностью природных ресурсов.

— Выявлены особенности экономического механизма реализации собственности на природные ресурсы в условиях России, включающего в себя рентные отношения, экономическую оценку природных ресурсов и плату за природные ресурсы.

— Раскрыты особенности формирования системы отношений собственности на природные ресурсы в федеративном государстве. Это позволило нам доказать, что эти характеристики основаны на ограничении характера использования природных ресурсов в условиях России.

— Доказана необходимость присутствия многообразных форм собственности на природные ресурсы в условиях становления и развития рыночной экономики в России, которая предполагает создание условий в целях регулирования природопользования в системе экономических отношений собственности, а также варьирование форм собственности в зависимости от экономической ситуации.

— Предложены пути трансформации экономических отношений собственности на природные ресурсы в новой России, вектор направленности которой предполагает усиление роли государства в регулировании процессов природопользования, а также увеличение количества хозяйствующих субъектов со смешанными формами собственности при использовании природных ресурсов.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные теоретические и практические выводы и положения работы, обоснованные и сформулированные в ходе исследования, могут быть использованы в создании теоретико-методологической основы последующей трансформации экономической системы с целью создания эффективной системы отношений собственности на природные ресурсы ка"< фундамента функционирования современной экономики, а также в. практической деятельности государственных органов управления для совершенствования процессов преобразования собственности на природные ресурсы (в частности, при разработке нормативной базы, регламентирующей отношения собственности на природные ресурсы). Результаты теоретического исследования, предпринятого автором, могут быть реализованы в преподавании курсов экономической теории, экономики поиродных ресурсов, а также при подготовке спецкурсов по актуальным проблемам природопользования и разработке учебно-методических пособий по обеспечению учебного процесса.

Апробация работы.

Основные выводы и результаты работы докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях в г. Тамбове и на международной конференции в Самарканде. Они нашли отражение в 5 научных публикациях автора (общим объемом 2,3 п. л.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа иллюстрирована схемами и таблицами. Библиография насчитывает 124 источника.

Заключение

.

На основе Конституции РФ, анализа отечественного и зарубежного законодательства и сложившейся практики в сфере отношений собственности на природные ресурсы, а также информации о свойствах и распределении природных ресурсов на территории России, отечественной и зарубежной практики можно сформулировать основные выводы, необходимые для решения проблем трансформации отношений собственности на природные ресурсы.

1. Обоснованное решение проблем собственности и вытекающих из них проблем управления природопользованием — важнейшее условие повышения эффективности экономики, устранения и предотвращения экологических проблем, условий возникновения политической нестабильности и социальной напряженности.

2. Сложность и ответственность задачи реформирования отношений собственности на природные ресурсы неразрывно связаны с: существенными изменениями системы и структур государственного регулирования природопользования, с перераспределением и изменением полномочий и ответственности между различными органами государственного управления (федеральными и региональными), их совершенствованием и дополнениемреформированием системы платного пользования природными ресурсами и соответствующим совершенствованием налоговой системы в целомперестройкой системы кадастров природных ресурсов (введение единого учета природных объектов в качестве объектов собственности и формирование комплексных кадастров природных ресурсов).

Цель реформирования отношений собственности заключается не в обеспечении многообразия форм собственности или ее делении, а в создании условий для наиболее эффективного регулирования природопользования. Для этого природные объекты, с одной стороны, необходимо выделить, идентифицировать в качестве объектов собственности, а с другой — определить субъекты собственности. При этом основной субъект собственности на природные ресурсы — государство — должен быть в лице органов государственной власти наделен полномочиями, обеспечивающими эффективное их осуществление. После чего природные ресурсы в соответствии с законодательно закрепленной процедурой требуется передать (или оставить) определенным субъектам собственности исходя из критериев эффективности (экономических, экологических и социально-политических).

Для различных природных ресурсов масштабы объектов и уровни субъектов собственности, темпы и глубина преобразований отношений собственности будут существенно различаться из-за объективных свойств природных ресурсов. Однако для всех ресурсов существуют общие закономерности в решении вопросов собственности.

3. Реформирование отношений собственности необходимо решать комплексно, с совершенствованием системы государственного регулирования природопользования, налоговой системы, информационного обеспечения процесса реформирования.

4. Реформирование отношений собственности представляет собой длительный процесс, осуществляемый поэтапно. Этапы реформирования — это последовательность определенных действий, которые заключаются в разработке и принятии новых законодательных актов, дополнений и изменений действующего законодательства, нормативных и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию законодательных актов.

5. Анализ отношений собственности на природные ресурсы в развитых странах показывает, что, несмотря на значительные различия, в распределении природных ресурсов разных видов по формам собственности существуют общие закономерности и тенденции.

Следует отметить более четкое, чем в России, законодательное определение и закрепление функций государственных органов в сфере регулирования природопользования, ответственности собственников и пользователей природных ресурсов за их рациональное расходование, значительно более высокую плату, чем в нашей стране, за природные ресурсы.

Важнейшие тенденции таковы: рост ограничений (главным образом по экологическим соображениям) прав частных собственников природных ресурсов в пользу обществапостепенное увеличение доли государственной собственности на некоторые природные ресурсы (лесные, ресурсы недр и др.) путем выкупа их из частной собственности (например, в Германии осуществляется выкуп лесных ресурсов).

В конкретных исторических и экономических условиях при сложившемся уровне обобществления производства и благодаря естественным и обусловленным хозяйственным использованием особенностям различных природных ресурсов необходима дифференциация в установлении форм собственности на них.

При этом существует один очень важный принцип, который необходимо закрепить в законодательстве: любой возобновимый природный ресурс — добываемый, эксплуатируемый, используемый человеком — обязательно нужно воспроизвести, восстановить как в количественном, так и в качественном отношениях. Что касается невозобновимых природных ресурсов, то должно соблюдаться следующее правило («правило Хартвика»): капитал, заключенный в невозобновимом природном ресурсе (объекте), например в месторождении полезного ископаемого, при его разработке трансформируется в равновеликий финансовый или иной капитал, принадлежащий государству.

6. Эффективное и экологически безопасное преобразование отношений собственности на природные ресурсы в переходный период во многом определяется тем, насколько этому способствует экономический механизм реализации данной собственности. Составными элементами этого механизма являются рентные отношения, экономическая оценка природных ресурсов, плата за природные ресурсы.

7. Анализ экономической эффективности использования любого вида ресурса в настоящее время требует, в том числе, и учета экологических факторов на каждой ступени этого процесса. Наиболее точной является оценка, которая позволяет использовать интеграционные экономические, экологические и социальные критерии, и оценить эффективность использования ресурса не только в краткосрочном периоде, но и сделать прогноз на более длительный период.

8. Частная собственность на природные ресурсы сама по себе не является гарантией ускоренного роста экономического развития страны, требуется ещё и целенаправленное, эффективное управление этой собственностью. Однако частная собственность, как обязательное условие рыночного хозяйства, — несомненно, толчок к активизации производственных отношений. Основой формирования действительно эффективной рыночной экономики на наш взгляд выступает не только частная и не только государственная собственность на землю, а рациональное соотношение между этими формами, а также их эффективное сочетание.

9. Формирование системы отношений собственности на природные ресурсы процесс сложный. При сохранении государственной собственности основная задача собственника должна сводиться к реализации долгосрочной стратегии рационального природопользования и обеспечению охраны окружающей среды.

10. В процессе приватизации особое внимание должно обращаться на контроль за экологическими характеристиками процесса эксплуатации. В данном случае суверенитет собственника над приобретенным им природным объектом небезграничен. Государство должно оставлять за собой право устанавливать экологические нормы и правила эксплуатации. В документе, подтверждающем право собственности, должны быть оговорены все условия приватизации данного ресурса. К таким условиям относятся в первую очередь экологические. Со временем эти требования должны пересматриваться, но пересмотр должен иметь под собой законные основания. В отношении стратегически важных ресурсов необходимо ориентироваться на арендные формы без права последующего выкупа.

11. Преобразование отношений собственности на природные ресурсы, необходимое в настоящее время, может по-разному повлиять на процессы использования природных ресурсов, вызвать различные экологические последствия. Необходимо избрать такую стратегию преобразования отношений собственности, которая способствовала бы процессу воспроизводства и рационального использования ресурсов с учетом долгосрочной перспективы, привела бы к реализации стратегии устойчивого развития, а также уменьшила возможные отрицательные экологические и социальные эффекты, которые могут сопровождать процессы разгосударствления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.К. Право собственности в России. М., 1993. — 139 с.
  2. Ю.М., Даншов-Данилъян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать. М., 1997.
  3. Ю. Рентный доход при использовании природных ресурсов // Экономист. 2001 — № 6 — С. 12−19.
  4. В. Беспредел передела // Экономика и жизнь. 2000. — Дек. (N 49). -С.2−3.
  5. .Ц., Варламова О. С., Гусев А. А. Особенности экономических оценок природопользования в условиях перехода к рынку // Экономика и математические методы. 1992. Т. 28. Вып. 5−6.
  6. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами // Вопр. экономики. 1997. — N 7. — С.97−111.
  7. Х.Ю. Частная собственность и управление в переходных экономиках // Политэконом. 1996. — N 3. — С.51−60.
  8. В. Р. Популярная экономика природопользования. М.- Наука. -1991.
  9. Водные ресурсы: рациональное использование. М., 1987.
  10. Водный кодекс РФ (16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ).
  11. Н.Волконский В. А., Канторович Г. Г. Многоярусная экономика России//Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3. С. 111 124.
  12. В. Реформирование собственности на землю и природные ресурсы / В. Гаврилов, С. Ивановский // Рос. экон. журн. 1995. — N 3. -С.59−64.
  13. З.Герасимович В. Н., Голуб А. А. Методология экономической оценки природных ресурсов. М., 1988.
  14. А. Концепция главного собственника // Экономика и жизнь. -1999.-Нояб. (N46).-С.28.
  15. А. Л., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М., 1995.
  16. A. Л., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием. М., 1993.
  17. А.А., Гофман К. Г., Гусев А. А., Моткин Г. А. и др. Принципы учета экологического фактора в приватизации народнохозяйственных объектов // Зеленый мир. 1993. № 12. С. 13.
  18. М. О частной собственности на землю // Пробл. теории и практики упр. 1999. N 6. — С.76−82.
  19. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 1996 год. М.: РУСС ЛИТ, 1997.
  20. К. Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России // Экономика и математические методы. 1994. Т. 30. Вып. 4.
  21. К. Г. Экономика природопользования (из научного наследия). -М.: Эдиториал УРСС, 1998
  22. К.Г. Природопользование и макроэкономические показатели развития народного хозяйствах//Экономические проблемы социалистического природопользования. М., 1985.
  23. К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов в условиях социалистической экономики. М., 1977.
  24. К.Г., Витт М. Б. Платежи за природные ресурсы// Экономика и организация производства. 1990. № 2. С. 15—21.
  25. К.Г., Гусев А. А., Мудрецов А. Ф. Определение замыкающих затрат на продукцию природоэксплуатирующих отраслей // Экономика и математические методы. 1975. Т. 11. Вып. 4.
  26. К.Г., Рюмина Е. В. Кредитные отношения общества и природы//Экономика и математические методы. 1994. Т. 30. Вып. 2. С. 155−161.
  27. Н.Ю. Государство и собственность: конституционная защищенность человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1998.-N2.-С.3−13.
  28. М.М. Способ производства и отношения собственности в контексте социально-экономических реформ в России / М. М. Гулеша, М. В. Кулик // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. 1994. — N 5. — С.74−81.
  29. В. И., Кульбака Н. Э., Рюмина Е. В. Проблемы учета экологической составляющей в системе национальных счетов // Экономика и математические методы. 1996. Т. 32. Вып. 1.
  30. А. А. Ассимиляционный потенциал окружающей среды в системе прав собственности на природные ресурсы // Экономика и математические методы. 1997. Т. 33. Вып. 3.
  31. Гусев A. J1. Проблемы совершенствования управления качеством воздушного бассейна//Экономические проблемы социалистического природопользования. М., 1985. С. 21—34.
  32. С. Реформа в минерально-сырьевом комплексе// Экономические науки. 1990. № 12. С. 99−102.
  33. С.Ю. Федерация и энергетический кризис: Опасность коллизии, путь к компромиссу//США: экономика, политика, идеология. 1992. № 1. С. 68−74.
  34. М.А. Реформа отношений собственности в России // Политэконом. 1996. — N 3. — С.38−49.
  35. М.А. Становление частной собственности в России: Этапы приватизации // Россия и современный мир. 1998. — N 1. — С.60−75.
  36. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб., 1992.-С. 411
  37. Н.И. Теоретические аспекты исследования собственности как основы государственного регулирования экономики региона / Н. И. Дорогов, А. Г. Кайгородов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. -1997. -N4. -С.69−88.
  38. А. Регулируемый рыночный оборот земли и частная собственность на землю // Вопросы экономики. 2001. — № 8 — С. 80
  39. А. Теория и практика собственности в современной экономике // Экономист. 1994. — N 10. — С.42−51.
  40. Земельное законодательство зарубежных стран. М., 1982.
  41. Земельный кодекс РФ (30 октября 2001 г., № 211 (2823).
  42. П. Собственность, ее истоки в настоящем и будущем // Экономист. 1999. -Nil.- С.43−54.
  43. Инвестиционная политика природопользования // под ред. Хачатурова Т. С.,-М.: Наука, 1989.
  44. Г. Производственный процесс и окружающая среда. М.: Прогресс, 1983. -С.41.
  45. С.В. Государственная собственность и отношение к ней в современной России // ЭКО. 2000. — N 5. — С.80−91.
  46. В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000.-303 с.
  47. Р. Собственность и контроль в российской промышленности // Вопросы экономики 2001 — № 12 — С. 103.51 .Кара-Мурза С. «Обтан» // Свет: природа и человек. 1991. — № 4. — С. 1418.
  48. .Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. -М.: Городец-издат., 2000.
  49. М. Реализация права собственности на недра через изъятие природной ренты // Вопр. экономики. 2000.- № 8.-С.34−56
  50. Ю. Собственность // Диалог. 1999. — N 3. — С.46−52.
  51. Концепция аграрной политики России в 1997—2000 годах / Под ред. Е. С. Строева. М., 1997.
  52. М. Реформирование земельных отношений в России. // Вопросы экономики — 2001 № 3 — С. 135.
  53. В. Общественная собственность и демократизация экономической жизни // Вопр. экономики. 1989. — N 5. — С.47−60.
  54. В. Государственная собственность в динамике рыночных перемен / В. Лексин, Б. Мильнер, А. Швецов // Рос. экон. журн. 1993. — N 11. — С. З-13.
  55. Н.Н. Новый путь развития России. М.: Тройка, 1995.
  56. Д. С. К научному обоснованию экономических реформ в России//Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3. С. 5−33.
  57. Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. -М.: Экономика 2001
  58. Д. С. Российские реформы в глобальном контексте// Новая и новейшая история. 1996. — № 4.
  59. Львов Д. С, Овсиенко Ю. В., Сухотин Ю. В. Еще раз о реформационном потенциале теории СОФЭ // Российский экономический журнал. 1996. -№ 9.
  60. Д.С., Гребенников В. Г., Моисеев Н. Н. Манифест Арбатского клуба. Москва-Сочи, 1994.
  61. Л. Структура собственности и борьба за ее передел в России в 1992—1999 гг.. // Общество и экономика. 1999. — N 10−11. — С.230−253.
  62. В.Л. О Российской модели общества. М.: Арбатский клуб, 1996.
  63. В.Я. «Черный передел» собственности и власти // ЭКО. 2001. -N 1. -С.150−166.
  64. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандес И. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994.
  65. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6.
  66. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1995.
  67. Д. О формах собственности на средства производства / Д. Москвин, Ф. Биншток // Вопр. экономики. 1995. — N 12. — С.68−75.
  68. Г. А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996
  69. А.В. Замыкающие затраты на минеральное сырье и их динамика. М., 1991.
  70. Р. Собственность и свобода / Пер. с англ. Д. Васильева. М.: ШПИ — 2000.
  71. Ю. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях / Ю. Перевалов, В. Басаргин // Вопр. экономики. 2000. — N 5. — С.75−90.
  72. Политико-экономические проблемы всемирного хозяйства/ Под ред. В. И. Седова. М.: Экономика, 1988.
  73. А.А. Роль государственной собственности в экономическом развитии США // США Канада: экономика, политика, культура. — 2000. -N 3. — С.3−11.
  74. Проблемы экологии России/ Отв. ред. В.И. Данилов-Данильян, В. М. Котляков. М.: ВИНИТИ, 1993.
  75. Проблемы экономической оценки и использования национального богатства страны / Д. Львов и др. // Экономист 2001 — № 12 — С. 11−20.
  76. Проект доклада «Реформирование отношений собственности» // Экономика и жизнь. октябрь (№ 41).- 1997.
  77. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: Экономика — 1999
  78. О. Социально-экономический кризис в пространственном измерении // Общественные науки и современность. 1993. — N2.
  79. Л. Нужно ли развивать отношения частноземельной собственности? // Рос. экон. журн. 2000. — N 5−6. — С.42−50.
  80. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник.-М.: Мысль, 1990.-С.492.
  81. Р. Природные ресурсы в системе национальных счетов //В мире науки. 1992. — № 8.
  82. Реформа собственности как предпосылка восстановления и развития предпринимательства в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 1996. — N 1. — С.66−84. Материалы «круглого стола», прошедшего в МГУ в марте 1995 г.
  83. Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды/ Пер. с англ. М., 1990.
  84. Г. А. Частная собственность на землю как мотивирующий фактор трудового поведения // Социол. исслед. 1992. — N 10. — С.43−47.
  85. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 1997.
  86. Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ, 1997.
  87. Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ, 1998.
  88. Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ, 1999.
  89. Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ, 2000.
  90. Д.К. Экономическая оценка минеральных ресурсов. М., 1987.
  91. Е. В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. М.: Наука. 2000.
  92. Е.В. Информационная база для имитации рыночных механизмов управления водопользованием // Роль информатики в региональном развитии. М.: Наука, 1997.
  93. Е.В. Моделирование взаимосвязей развития народного хозяйства и природоохранной деятельности // Экономика и математические методы. 1991. Т. 27. Вып. 2.
  94. В. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX—XX вв. СПб.: Наука — 1999.
  95. А. Экономические основы управления государственной собственностью // Пробл. теории и практики упр. 2000. — N 6. — С.28−32.
  96. С. Передача земли в собственность // ЭКО. 1995. — N 12. -С.53−65.
  97. Э. Проблемы управления канадскими ресурсами// США: экономика, политика, идеология. 1990. № 8. С. 71—76.
  98. В. Эффективность различных форм собственности в промышленности России // Общество и экономика. 2000. — N 7. — С. 166 185.
  99. Ф.Л. Рыночная экология: использование частной собственности для защиты окружающей среды//Экономика и математические методы. 1992. Т. 28. Вып. 1. С. 29−39.
  100. В.И. Госсобственность: вопросы усиления контроля за использованием и распоряжением / В. Соколов, С. Бурков // Рос. экон. журн. 1999.-N4.-С.3−9.
  101. В.И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты. М., 1990.
  102. Стратегия сырьевого обеспечения в народнохозяйственном развитии/Отв. ред. А. А. Арбатов. М., 1989.
  103. Е.Б. Проблемы экономического регулирования добывающего сектора экономикиЮкономика и математические методы. 1993. Т. 29. Вып. 1.С. 88−96.
  104. Ю.В. Методологические вопросы оценки природных ресурсов. Раздумья о земле. М., 1985. С. 184—200.
  105. Ю.В. Потенциал экономической теории. М.: Наука, 1989.
  106. О.В. Современная система налогообложения в США: федеральный уровень//США: экономика, политика, идеология. 1990. № 5. С. 59−65.
  107. М. Собственность работников: сравнение опыта Запада и Востока // Политэконом. 1996. N 3. — С.81−87.
  108. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года «О федеральных природных ресурсах».
  109. Управление недропользованием // Райзберг Б., Ишмаев И. // Экономист-2001 № 3-С. 28−33.
  110. Управление региональными программами в США и Канаде. М., 1983.
  111. Ф., Роскошная Т. Земельный кодекс и национальная безопасность России. СПб.: Фонд «Земля и благосостояние общества», 1996.
  112. B.C. Экономика природопользования.-М.: Наука, 1987.
  113. К. Критерии преобразования собственности // Экономист. -1995. N 8. — С.68−73.
  114. В. Реформа экономической системы и проблема собственности // Диалог. 1997. N 7. — С.20−26.
  115. Экология и экономика природопользования // под ред. Гирусова М.: ЮНИТИ. — 1998
  116. Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991−1996. М.: Наука, 1997.
  117. Ю. Россия в системе мировых рентных отношений // Экономист 2001 — № 3 — С. 72−77.146
Заполнить форму текущей работой