Актуальность исследования.
В условиях современного рынка все чаще стали появляться новые продукты и услуги, динамичнее развиваются разнообразные рынки, короче становится жизненный цикл многих продуктов и значительно возрастает активность конкурентов. Глобализация, международная интеграция и стремительно совершенствующиеся коммуникационные технологии усиливают значение вышеприведенных факторов для многочисленных групп потребителей как на локальных, так и на международных рынках. Многообразие товаров и услуг компаний, предлагаемых и продвигаемых различными способами и средствами, создают значительные трудности на пути соединения данных «технологий удовлетворения потребностей» с потребителями. Перед организациями достаточно остро встает глобальная проблема, которая касается не столько завоевания и удержания клиентов, сколько создания абсолютно нового уровня отношений — долгосрочного партнерства на взаимовыгодной основе. Это относится и к конкретным национальным, локальным компаниям, и к глобальным участникам современного международного рынка. Речь идет и о сохранении или завоевании определенной доли рынка, и о получении максимальной прибыли на рынке с наименьшими издержками, достигаемых с помощью инструментов традиционного маркетинга. Однако смысл современной концепции маркетинга лежит в создании динамичных технологий, позволяющих организации стать нужной потребителю, то есть стать адекватной и востребованной для современного рынка в целом и для отдельных рынков в частности. Об этом в последнее время говорит большинство ведущих маркетинговых руководителей на всех уровнях международных и локальных рынков.
Усиливающееся конкурентное давление на развитых рынках требует повышенного внимания производителей к качеству продукции, использованию новых материалов и технологий, предложению товаров и услуг. Научно-техническая революция, в первую очередь рост темпа инновационности, заставляет участников бизнес-среды более активно и гибко реагировать на ее изменения. Чем выше темп инноваций, тем выше уровень неопределенности завтрашнего дня: рынки и среда изменяются с большим ускорением. Возникает объективная необходимость «подготовиться к будущему». «Если этого не сделать, то можно самого себя в этом будущем не обнаружить» (63- 2−3). Базовой стратегией маркетинг менеджмента становится стратегия «дать покупателю все, что возможно, в противовес стратегии дать только то, что ожидает потребитель» (33- 8).
В течение последних нескольких лет бизнес сталкивается с серьезными маркетинговыми кризисами. «Оглянитесь вокруг себя. Опробованные и проверенные тактики старого маркетинга просто не работают в том виде, в каком мы их используем. Подобно умирающей батарейке они могут принести еще немного пользы, но ток становится все слабее и слабее», — заметил по этому поводу бывший маркетинговый директор компании Coca-Cola, Серджио Зиман, которому ставят в вину провал компании по проекту New Cola, обошедшийся в 100 миллионов долларов США.
Многие специалисты в области маркетинга отмечают снижение интереса потребителей к «привычным» технологиям и концепциям маркетинга и обращают внимание на необходимость появления новых инновационных инструментов маркетинга и маркетинг менеджмента. Современные реалии рынка создают предпосылки для ускорения инновационных изменений в маркетинге и создания новых управленческих маркетинговых концепций и технологий. К числу данных инноваций относятся информационные маркетинговые технологии, бренд-менеджмент, латеральный маркетинг, сетевой маркетинг, интегрированные маркетинговые коммуникации и т. д.
Сегодня особое внимание уделяется бренду и бренд-менеджменту. Рост темпов изменений бизнес-среды породил концепцию «стоимости бизнеса». Такая «стоимость» -это отражение степени приспособленности бизнеса к столкновению с неопределенным будущим, его готовность к изменениям. Бренд в настоящее время является самым ценным нематериальным активом организации. Управление брендом (бренд-менеджмент) направлено, прежде всего, на управление его стоимостью, управление капиталом бренда. Бренд-менеджмент предоставляет компаниям реальные возможности не только сохранять устойчивую группу лояльных потребителей. Создавая сильные и успешные бренды, организации увеличивают свою стоимость в несколько раз за счет того, что стоимость их брендов достаточно высока. Например, стоимость таких мировых брендов как Coca-Cola, Microsoft, IBM в настоящий момент значительно превышает границу в 50 млрд. долларов США (103).
Такая активная позиция бренда на современном рынке, позиция бренда как одного из ведущих инструментов маркетинг менеджмента и развития рыночных отношений, создает объективную потребность в углублении и расширении изучения теоретических и методологических аспектов существующих концепций бренда как неотъемлемой категории современного менеджмента и маркетинг менеджмента. Несмотря на достаточно серьезные разработки в данной области в зарубежной литературе, полученные эффективные результаты реализации практических моделей управления брендом в опыте различных зарубежных и российских организаций, в настоящее время в теории и практике маркетинг менеджмента нет единообразия в вопросах адекватности и соразмерности категории «бренд», ее составляющих элементов, форм и модификаций. В большей степени теория и практика уделяет внимание процессу управления брендом и его функциональным составляющим, принципам и методам, работе по созданию ключевых характеристик (например, индивидуальность бренда). Эти темы освещаются в работах классиками бренд-менеджмента и брендинга Д. Аакером, Дж. Капферером, К. Лейн Келлером, Т. Гэдом, Э. Райсом Дж.Траутом и т. д. Тем не менее, в исследовательской и методической литературе до сих пор нет системной четкости не только в определении понятия бренд, но и в освещении сложнейших характеристик бренда, которые могут помочь увидеть внутреннее содержание данной многоуровневой категории, вскрыть ее маркетинговую природу. Это приводит к путанице не только в интерпретации понятий, восприятии реальных явлений, но и в функциональном содержании управленческой работы, представляющей ту деятельность, которая соответствует понятиям «процесс управления брендом» или «бренд-менеджмент».
В России наблюдается отсутствие самостоятельного концептуального подхода к теории и методологии бренда. Это отражается на качестве российского профессионального бренд-менеджмента, который резко отличается от зарубежного в данном направлении управленческой деятельности. Все выше сказанное подтверждает объективную необходимость в теоретическом и методологическом обосновании развития концепций бренда, создания условий развития отечественного профессионального бренд-менеджмента в направлении повышения эффективности управления российских организаций.
Цели и задачи исследования.
Цель работы — анализ и оценка уровня развития теории и методологии бренда на современном этапе развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с этой целью в диссертационной работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. дать характеристику и оценить уровень развития теории и методологии бренда в современном маркетинг менеджменте на базе сравнительного анализа существующих подходов и взглядов на бренд как на современную концепцию и технологию управления организацией;
2. систематизировать и классифицировать существующие и формирующиеся концепции бренда, различные виды и их модификации и показать взаимосвязи и взаимозависимости определений, понятий, категорий и методов соответствующих концепций бренда на базе ретроспективного анализа зарубежной и российской теории, методологии и практики управления брендом;
3. показать значение категории бренд как системы взаимосвязанных и взаимозависимых атрибутов в процессе управления организацией;
4. дать оценку особенности современного этапа развития теории и практики бренд-менеджмента в терминах концепции стратегического управления;
5. представить общий обзор и анализ существующих методов измерения капитала бренда и оценки его стоимости;
6. дать оценку современного состояния теории, методологии бренда и практики бренд-менеджмента в России и показать уровень ее развития.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования являются существующие и формирующиеся концепции бренда, их виды и модификации, адекватно отражающие отношения между участниками рынка, появляющиеся и развивающиеся в процессе управления брендом в организации.
Объектом исследования является организация, для которой бренд, с одной стороны, есть результат управления, характеризующий уровень развития организационной культуры, с другой стороны, стратегический инструмент воздействия на современные рыночные отношения, позволяющий организации эффективно развиваться в изменяющейся бизнес среде.
Теоретическая основа и методологическая база исследования.
Теоретической и методологической базой исследования явились труды зарубежных и российских ученых, исследователей, консультантов и практиков бизнеса в области теории и практики стратегического менеджмента, маркетинг менеджмента и бренд-менеджмента, таких как Дэвид Аакер, Эрик Йохимштайлер, Теодор Левит, Джин-Ноэль Капферрер, Питер Дойль, Тэд Гед, Тим Амблер, Генри Ассэль, Пол Темпорал, Кевин Дробо, Элл и Лора Райе, Филипп Котлер, Серджио Зиман, О. С. Виханский, А. И. Наумов, И. Ф. Шарков, И. В. Крылов, А. К. Стась и другие.
Кроме того, в диссертации использованы результаты авторского исследования восприятия бренда российским потребителем, проведенного в г. Москве в 2000 и 2005 годах.
Научная новизна.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. в результате ретроспективного и сравнительного анализа существующих концепций бренда предложена структуризация и классификация определений, понятий, категорий бренда как логической системы взаимосвязанных элементов и характеристика также с помощью многоуровневой системы критериев выявлены базовые концепции бренда и дано обоснование маркетинговой природы бренда с точки зрения взаимоотношений между потребителем и производителем как потребителем бренда;
2. с помощью системного и ситуационного метода показана эволюция развития концепции бренда с точки зрения его содержания: от инструмента дифференциации и составной части продукта к специальному продукту, бренд-менеджменту, базовой основой которого является концепция капитала бренда;
3. системно рассмотрены особенности современной концепции бренд-менеджмента — «бренд-лидерства», где бренд выступает как стратегический продукт организации;
4. обоснованы взаимосвязи между основными характеристиками и атрибутами бренда, составляющими капитал бренда, и измерителями капитала бренда, являющимися основой для оценки бренда;
5. дана характеристика и оценка уровня развития теории и методологии бренда на современном этапе развития маркетинг менеджментадано обоснование уровню развития теории и практики бренд-менеджмента в России.
Логика работы состоит в следующем: с помощью сравнительного анализа современных концепций, подходов и взглядов на управление брендом показать, на каком уровне в настоящий момент находится современная теория и практика управления брендом, в частности, в России.
В ходе проведения исследования были сформулированы следующие гипотезы.
• Бренд — это эволюционирующая категория, постоянно находящаяся в процессе изменения.
• Бренд-менеджмент как концепция и процесс адекватно отражает этапы эволюционного развития бренда.
• Начиная с определенного момента развития организации, бренд становится специальным продуктом — объектом стратегического управления.
• Капитал бренда через свои атрибуты создает ценности для всех участников рынка.
• Актуальность бренд-менеджмента как концепции и технологии управления брендом как нематериальным активом связана с созданием капитала бренда.
• Современный уровень развития западной теории и практики бренд-менеджмента представляют собой ориентированную систему взглядов и концепций.
• В России в настоящее время существует четкое представление и понимание значения бренда как объекта управления.
В ходе диссертационного исследования планируется либо доказать справедливость данных предположений, либо опровергнуть предлагаемые гипотезы.
Выводы данной работы корреспондируются с «золотыми правилами маркетинга» С. Джонса (11- 28):
• В центре всего, что мы делаем в наших компаниях, стоит потребитель.
• Все, что воплощает в себе бренд, капитально важно, чтобы поддерживать приверженность компании к качеству, честности и ценностям, воплощенном в этом бренде.
• Люди всегда делают выбор того, что данный бренд символизирует.
• Компания должна быть уверена в том, что она непрерывно инвестирует в самую суть бренда.
Цели и задачи, поставленные в работе, позволили детально проанализировать большой объем теоретической и практической информации и сделать ряд заключений по подтверждению и опровержению гипотез, выдвинутых в начале диссертационной работы:
1. Гипотеза о том, что «Бренд — это эволюционирующая категория, постоянно находящаяся в процессе изменения» была подтверждена в работе. Рассматривая бренд как объект управления, необходимо представлять категории «имя», «товарный знак», «продукт», «бренд» как этапы в жизненном цикле бренда, а сам бренд как специальный продукт. Поэтому можно сформулировать особую содержательную характеристику бренда как категорию философии маркетинга -«эволюционирующей сущности во времени».
2. Гипотеза о том, что «Бренд-менеджмент как концепция и процесс адекватно отражает этапы эволюционного развития бренда» и гипотеза о том, что «Начиная с определенного момента развития организации, бренд становится специальным продуктом — объектом стратегического управления» были доказаны в работе на основе анализа концепций и моделей бренд-менеджмента, который показал эволюционное развитие бренд-менеджмента от тактического к стратегическому, динамическое развитие технологий бренд-менеджмента от тактических к стратегическим, которые переводят бренд из нематериального актива в материальный.
3. Гипотеза «Капитал бренда через свои атрибуты создает ценности для всех участников рынка» и гипотеза «Актуальность бренд-менеджмента как концепции и технологии управления брендом как нематериальным активом связана с созданием капитала бренда» были доказаны в результате рассмотрения содержания активов (атрибутов) капитала бренда. Осведомленность о бренде, воспринимаемое качество, лояльность потребителя к бренду и ассоциации, связанные с брендом участвуют в создании долгосрочных ценностей для потребителя и производителя. Для потребителя ценность выбора бренда означает защищенность и уверенность в отношении себя: подтверждение правильности его потребительского поведения, его информированности, его принадлежности и причастности к деятельности выбранной компании и многое другое. Ценность бренда для производителя — это, прежде всего, гарантированный долгосрочный успех на рынке, выраженный в усилении конкурентных преимуществ, повышении нормы прибыли, сокращении расходов, привлечении новых потребителей и во многом другом. Важным моментом, является то, что создаваемые ценности работают, прежде всего, на сам капитал бренда, который является основным содержанием бренда как специального продукта.
4. Гипотеза о том, что «Современный уровень развития западной теории и практики бренд-менеджмента представляет собой ориентированную систему взглядов и концепций», и гипотеза о том, что «В Россия в настоящее время существует четкое представление и понимание значения бренда как объекта управления» были опровергнуты на основе анализа современных теорий и практики бренд-менеджмента, так как не существует ни единой системы концепций и взглядов, ни единой терминологии, ни единых активно работающих методов, ни на Западе, пи в России, что определяется существующим состоянием уровня развития теории и практики менеджмента.
Заключение
.
Роль маркетинга в компании трудно переоценить. Для реализации призвания любой компании на рынке самым эффективным инструментом до сих пор является маркетинг. Это неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Стефап Джонс, директор по маркетингу легендарной компании Coca-Cola. Именно на маркетинг возлагается миссия понимания потребностей людей, создания портфеля брендов и генерирования идей, вокруг которых сплачиваются команды. Именно энергия маркетинга двигает компании вперед. Архитектором постоянных преобразований был и есть маркетинг, который является инструментом ответа на постоянные «вызовы» рынка: понимает общую динамику потребностей людей, развивает портфель брендов и выводит на рынок именно те, которые отвечают ожиданиям потребителей. Как говорит Стефан Джонс, маркетинг — это просто путь, который связывает бренды с реальными людьми.
Несмотря на то, что дни традиционного маркетинга уже сочтены, т. е. в небытие уходят инструменты анализ рынка в отношении его сегментирования и предложения продукта различным группам потребителей, на смену идет новый маркетинг, основная парадигма которого может быть сформулирована в лозунге: «Будь нужным!» Это относится не к продуктам или брендам, сетям или рекламе. Это относится в первую очередь к самим компаниям, которые должны меняться, менять маркетинг, пока меняются люди.
Бренд-менеджмент и брендииг — это не только популярные и очень модные темы для современного маркетинг менеджмента. В первую очередь, это активная и эффективная практическая управленческая деятельность. Цель современного бренд-менеджмента — создание спроса на специальный продукт организации — бренд. Несмотря на то, что отечественные бренды еще только формируют свое лицо, данная маркетинговая технология, как инструмент создания индивидуальности производителя, уже начинает использоваться российскими специалистами. Рассматривая бренд-менеджмент именно как современную маркетинговую технологию, необходимо заметить, что теоретическая платформа данных маркетинговых инструментов, пока не только в России, но и за рубежом не сформирована. Анализ основных составляющих категорий бренд-менеджмента, проведенный в диссертационной работе, показывает справедливость данного вывода.
Тем не менее, многие исследователи и практики бизнеса, пытаясь восполнить данный пробел, предлагают общие упорядоченные концепции и модели бренд-менеджмента и брендинга, пытаясь опытным путем расширять представления об этих инструментах маркетинга. Как показывают данные проведенного автором диссертационной работы исследования, бренд-менеджмент — это совершенно новый уровень отношений в организации, который помогает не только быть ближе к потребителям, в силу сфокусированности на них организации, а в первую очередь сплотить собственный коллектив компании, как единственный эффективный способ повышения эффективности организации, способ справиться с постоянными изменяющимися ситуациями на рынке.