Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция феномена идеального: философско-методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начиная с открытия в философии этой категории и многочисленного спектра ее проявлений Платоном, идеальное прочно входит в круг основных понятий и значений концепций и мировоззренческих парадигм. Некоторые из последних, как, например, идеализм, вообще сводят все феноменальные и концептуальные явления к содержанию идеального как объясняющей сущности и продуцирующего демиурга всего видимого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
    • 1. «Идеальное» в античной и средневековой философии
    • 2. «Идеальное» в новой и современной западной философии
  • ГЛАВА II. ПРИРОДА ИДЕАЛЬНОГО
    • 1. Феномен идеального: структура и категориальная природа
    • 2. Онтологический, гносеологический и аксиологический смыслы категории идеального
    • 3. «Идеальное» в контексте понятия информации
    • 4. Практически-деятельная природа идеального

Концепция феномена идеального: философско-методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Понятие идеального является важнейшей категорией философии. В теоретической философии идеальное выступало в контексте основного вопроса философии, являлось одним из центральных звеньев в системе мировоззренческих парадигм.

Специальных работ по этому вопросу написано не малотем не менее, в философской литературе содержание понятия идеального не получило достаточно полного раскрытия. Обосновывая актуальность анализа проблемы идеального, трудно сказать нечто большее, чем сказано А. А. Новиковым: «В отечественной философской литературе идеальное по существу не рассматривается и не эксплицируется в качестве строгой категории, не говоря уже о четком определении ее места и значения в системе важнейших понятий философии». Идеальное, как правило, фигурирует в роли сопутствующего понятия при изучении сознания, теории познания и некоторых тем социальной философии. В ряде случаев идеальное эксплицируется в качестве синонима понятий сознания, психики, мышления, духовного, субъективного и т. п. (122,с.56). Актуальность выбранной темы определяется также задачей дальнейшего развития философского знания. Отсутствие целостной теории идеального затрудняет постановку и решение более конкретных вопросов, связанных с познанием таких феноменов, как сознание, практика, познание, знание и т. д., с освоением происходящих социальных изменений.

Социальное значение «идеальное» приобретает в связи с необходимостью активно взаимодействовать с окружающим миром, поиском пути создания при помощи сознательного, целенаправленного преобразования мира и самого человека условий для обеспечения существования и развития человека, а также со значительными духовными подвижками, характеризующими современную социокультурную ситуацию. Феномен идеального в социальном бытии реализует свою значимость также в аксиологическом своем значении, как выражение идеала. Так, в связи с появлением новых идеалов в современном обществе возникает необходимость соотнесения их с идеалами общечеловеческими, с идеальным как выражением всеобщих регулятивов бытия, онтологически должного.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку общефилософских проблем природы идеального внесли Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Плотин, Ф. Аквинский, Н. Кузанский, Дж. Бруно, Локк, Лейбниц, Спиноза, Гегель, Маркс, Гуссерль, Вингенштейн и др. В трудах этих философов преследуется цель — показать статус категории идеального в философском знании, в культуре времени.

В работах отечественных философов Аксионова Ю. А., Антонова Н. П., Давидовича В. Е., Дубровского Д. И., Жукова Н. Н., Ильенкова Э. В., Карманова К., Копнина Г. В., Коршунова A.M., Кочергина А. Н., Лекторского В. А., Лифшица М. А., Мамардашвили М. К., Налимова В. В., Новикова А. А., Пивоварова Д. В., Путиловой A.M., Спиркина А. Г., Степина B.C., Тугаринова В. П., Хачатряна А. А. и др. анализ сущности идеального дает возможность ближе подойти к его тайнам, наметить путь, раскрывающие его специфику.

В работе А. И. Лисина «Идеальность» (М., 1999) содержится огромный материал по анализу философских концепций идеального и его современных дискуссионных вопросов и обозначается перспективы и возможности дальнейшего исследования в рамках проблем совмещения методов анализа феномена идеального, однако четко не определяется специфика природы идеального, отличие последнего от материального.

В работах Дубровского Д. И., Ильенкова Э. В., Коршунова A.M., Лекторского В. А., Спиркина А. Г., Тугаринова В. П. и др. обосновывается методологическая роль категории «идеальное» для развития психологии.

В современной отечественной психологии конкурируют три основные концепции идеального, анализ которых будет дан нижев ходе обсуждения некоторых других проблем. Эти концепции идеально предполагают поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики и на стороне объекта, то есть абсолютизируют тот или иной аспект субъектобъектного отношения. Таким образом, мы не можем говорить о существовании целостной концепции идеального в философии, хотя философы проявляли интерес к этой или смежным проблемам.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы представить и обосновать концепцию идеального в категориальном поле общетеоретической философии.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

• исследование проблемы идеального в истории философии;

• раскрытие сущности идеального, выявление его категориальной природына основе критического анализа основных концепций идеального в современной отечественной философии;

• выявление онтологического, гносеологического и аксиологического смыслов категории идеального;

• рассмотрение идеального в контексте понятия информации;

• раскрытие новых аспектов практическидеятельной природы идеального.

Объект исследования — феномен идеального.

Предмет исследования — философско — методологический анализ идеального.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется отсутствием в отечественной философии целостной концепции феномена идеального, попытка разработки которой и предпринята в данной работе.

Новизна исследования раскрывается в положениях, вносимых на защиту.

1. Включая в план анализа правила структурнокомпонентной философии, психофизического детерминизма, антропологического подхода, категория «идеальное» рассматривается как особая форма активности субъекта, при которой все изменения осуществляются в объективном плане и в качестве таковых регулируют объективнореальные действия человека, как субъективная реальность. В этом смысле структура этой субъективной реальности анализируется: а) как системное целое, связанное межструктурным взаимодействием, имеющим идеальный характерб) как процесс сознания и деятельностив) как интерсубъективное образование. Идеальное воспринимается как способность человека духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную реальность, создавать новый мир, в отличии от мира вещей. Наличествуют два носителя идеального как атрибута сознания-ум человека и объективированные формы истории (язык, наука, искусство, религия, юридический закон, мораль и т. п.).

2. Категория идеального проясняет свою природу в онтологическом смысле как совмещение категорий «психическое» и «информация». Идеальное есть все продукты сознательного уровня психики. Здесь обнаруживается дихотомия сознания и материи, их сложная взаимосвязь. Гносеологический смысл категории идеального выявляется в контексте субъектобъектного отношения, где идеальное есть содержание и функция отношения субъекта и объекта, познания и практики.

Аксиологический смысл идеального появляется в понятии идеала, определяемого как прообраз вещей, выражает их меру, организующее человекомерное пространство смыслов, духовности.

3. Установлена связь понятий «информация» и «идеальное» посредствам понятия отражения. Данная связь выражается в том, что высшая форма отражениясознание — есть, в определенном смысле, система переработки информации, а информация — содержание отражательного процесса. Сознание есть управляющая система, обеспечивающая структурность и взаимосогласованное существование различных форм отражения (познания). Процесс информационных трансформаций в сознании создает определенные коды духовной жизни индивида. Информационный подход к идеальному позволяет расширить представление о категории идеального.

4. Определены функциональные взаимосвязи идеального и деятельности, где идеальная активность сознания — организующая, направляющая и регулирующая сила объективно — реальных действий человека посредствам целеполагания. Активный творческий характер идеального проявляется посредствам целеполагания в предметно — практической деятельности. Целесообразность творческой деятельности выражает идеальность как способность перешагивать границы наличного бытия, сущего.

Методологической основой исследования стали принципы диалектического мышления, системно — функциональный, структурнокомпонентный и сравнительно — исторический подходы. Методологической основой диссертационного исследования являются труды классиков мировой философии, рассматривающие природу идеального. Существенное значение для методологической ориентации диссертанта имели исследования Алексеева П. В., Ильенкова Э. В., Копнина Г. В., Рубинштейна C. JL, Лекторского В. А., Степина B.C., Швырева B.C., Выготского Л. С., Леонтьева А. А., рассматривающих различные аспекты проблемы идеального.

Теоретическое и практическое значение. Концептуальный характер диссертационного исследования определяет его теоретическое значение в качестве методологической базы для дальнейшего анализа проблем идеального, для исследования проблем других областей научного знания. Выводы и основные положения диссертации могут быть исследованы как в учебных курсах по общетеоретической философии, специальных курсах по проблемам идеального, истории, философии и т. д., так и для широкой аудитории. Представленная в диссертации концепция идеального имеет не только философско — методологическое, но и экзистенциально — смысловое значение, ибо позволяет человеку преодолеть сковывающее ее ощущение фундаментальной предзаданности бытия, развивает активное и творческое отношение к действительности и к самому себе.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражения на ряде научных и научно — практических конференциях различного уровня, где автором были сделаны сообщения в 1998 — 2001 годах: на научной конференции профессорско — преподавательского состава аспирантов и соискателей ВолГУ (апрель 2000 года, г. Волгоград) — на втором международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия» (апрель 2000 года, г. Волгоград) — на V межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (ноябрь 2001 года, г. Волгоград) — на Всероссийской научнометодологической конференции «Научнометодологические и методические основы олимпийского образования: проблемы, особенности, решения» (ноябрь 2001 года, г. Волгоград), а также пяти публикациях в различных изданиях.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретико-методологический анализ идеального представляет собой исследование происхождения, функций и значения понятия идеального в философском знании. Данная проблема, как важнейший аспект проблемы идеального в целом, в историко-философском отношении имеет достаточно глубокие корни. Вместе с тем, вопросы, связанные со смысловым наполнением, методологической значимостью и категориальным статусом понятия идеального до настоящего времени остаются одной из наиболее дискуссионных тем в философии.

Начиная с открытия в философии этой категории и многочисленного спектра ее проявлений Платоном, идеальное прочно входит в круг основных понятий и значений концепций и мировоззренческих парадигм. Некоторые из последних, как, например, идеализм, вообще сводят все феноменальные и концептуальные явления к содержанию идеального как объясняющей сущности и продуцирующего демиурга всего видимого материального мира. Методологическое значение марксистской концепции сущности идеального обусловлено четкими диалектическими основаниями, где идеальное выступает не иначе, как в связке с материальным, выявляя свою суть только в рамках этой связи. Поэтому уместным будет дать исходное и, как представляется, наиболее адекватное определение идеального в рамках данной парадигмы, где материальное в генетически-онтологическом отношении есть объективный базис и основание появления и функционирования идеального.

С другой стороны, применение системно-функционального подхода привело нас к необходимости выявления системной организации существования идеального в философском знании и в материальных структурах. Структурность идеального предстает в результате структурирования субъективной реальности, поскольку последняя выражает собой главную характеристику категориальной природы идеального. Такая связь обусловлена особенностями человеческого сознания как актуально протекающей духовной деятельности и как уникального внутреннего мира субъекта со своими особенностями сознательного отражения и преобразования внешнего мира. Субъективная реальность выступает в качестве ценностно-окрашенного пространства смыслов, координатами которого для каждого конкретного акта познания выступает специально устанавливаемая значимость самой субъективной реальности.

Субъективная реальность структурируется в зависимости от субъективных, то есть индивидуально обусловленных превращений поступающей извне и воспринимаемой сознанием информации, которая есть связующее звено между «Я» и внешним миром. Познавательные способности сознания (ощущения, восприятие, мышление) могут рассматриваться как функции духовной деятельности.

Функциональные механизмы воплощения идеального содержания относятся к характеристикам человека как индивида, операционные — к характеристикам человека как субъекта деятельности. Таким образом, идеальное базируется на осознании человеком образов окружающего мира и своей деятельности.

В контексте осуществленного анализа удалось обозначить некоторые векторы существования идеального в процессе человеческой деятельности. Деятельность человека, его сознания демонстрирует практически-деятельную природу идеального. Предпосылки этого находятся в воспроизведении в функциональных отношениях идеального плана не предметов самих по себе, а предметов, как они даны человеку в контексте социально обусловленных потребностей. Социальное и деятельное измерения природы идеального обнаруживают свое единство в контексте социального отражения, существующего на основе практики. Практика вводит деятельного субъекта в мир возможного бытия. Идеальное здесь выступает в форме целеполагания.

Объективное значение социального отражения выражается во всевозрастающем влиянии его на социальную жизнь. В этом смысле человек вплетен в предметную деятельность, а посредством нее — во всеобщий процесс изменения и развития. Социальное отражение как идеальное есть процесс, который связывает между собой различные моменты предметной деятельности человека, практики. Деятельность и, прежде всего, практическая деятельность необходимо фиксирует связь материального и идеального. В предметно-практической деятельности формируются параметры психической деятельности. Важным моментом теоретической модели деятельности должна стать психологическая мотивация деятельности, данная в ее структурнофункциональном плане.

Субъект, внося целесообразность и рационализируя действительность, тем самым передает в объективный мир информацию о своих целях, желаниях, потребностях, что обуславливает взаимосвязь идеального и материального. Таким образом, материальное и идеальное дифференцируются не только в гносеологическом плане, но и в аспекте понятия практики.

Отсюда — идеальное есть особое качество сознания общественных индивидов, выражающее его активность и творческий характер.

Смысл категории идеального в онтологическом плане проявляется в противопоставлении идеального и материального, где идеальное есть то, что нематериально, не имеет пространственно-временной локализованное&trade-, то есть лежит в другой онтологической плоскости. Онтологический смысл категории идеального проясняется посредством категорий «психическое» и «информация». Первая из них подводит основу — психологический базис — под идеальные феноменыинформация есть способ бытия идеальности в сознании, представляющий собой некую информационную структуру.

Гносеологические категории субъекта и объекта проявляют гносеологический смысл категории идеального, где содержание идеального есть результирующая сторона этого противопоставления.

Аксиологический смысл идеального имеет в своей основе культурное развитие феномена идеала. Понятие идеального имеет свою культурную матрицу в наглядных представлениях о должном и высшем, находящемся как бы над посюсторонним миром. Здесь заключается исток генезиса понятия идеального вообще. Категория идеала вырастает из самых ранних мировоззренческих построений и остается приоритетным, объемлет собой онтологический и гносеологический смыслы как предельно онтологизированные в бытии ценности (общественные нормы) и ценность субъективного, приближающегося к объективному.

Идеальное есть результат отражения, выступающий в форме информации. При этом информация есть функциональное отражение, устанавливающее взаимосвязь объективного содержания отражения, системного качества отображающей системы, и реализуется функционально в определенной среде. В этом смысле сознание выступает как определенная система отражения. Социальное отражение является исходным пунктом антропологического понимания идеального. При этом отражение необходимо носит субъективный характер как особая форма представленности объективного мира в сознании субъекта как обладающего сознанием индивида. Базисом последнего является психика, представляющая собой целостную систему реагирования и управления. Процесс формирования в сознании идеальных образов структурирует механизмы отражения, создавая определенные коды системы реагирования и, в конечном счете, индивидуальную духовную структуру личности. Идеальное есть функционально-целесообразное упорядоченное отражение. У человека, в силу развития его высокоорганизованных отражательных структур, выражает собой упорядоченность, иерархичность. Такой характер оно получает в силу наличия у человека способности к деятельности, в результате которой отражение получает наиболее полный характер. Это обусловлено тем, что люди отражают мир в процессе собственной преобразующей деятельности. Практическая информация по содержанию субъективна, но по форме объективна. В ней проявляется единство объективной и субъективной природы идеального. В деятельности происходит единство движущих сил сознания, нерефлексивных ступеней идеальности и материальной действительности. Роль идеального отражения выявляет свое значение в творческом отражении как основе предметно-практической деятельности.

Итак, на основании сказанного выше, можно утверждать перспективность проблемы идеального в смысле возможностей теоретического системного исследования идеального как в понятийном, так и в онтологическом аспектах. И в этом плане, как видится, намечаются следующие перспективы.

Наглядный подход к деятельности сознания как предметной деятельности в теории Маркса позволил «вытащить» идеальное из «темного» мира неподдающейся анализу субъективной реальности во вполне осязаемый мир общественной практики, где идеальное как активная мощь сознания может быть познаваема по своим эпифеноменам, возникающим в процессе целеосуществления. С появлением системных методов анализа возникают тенденции целостного подхода к изучению феноменов идеального. В связи со всеми этими факторами проблема перспектив и методов исследования природы идеального, способных привести к обогащению наших представлений и о сущности этого феномена как в философском знании, так и в науке в целом, может быть рассмотрена сквозь призму методик, поставляемых следующими концептуальными подходами:

1) психофизиологически-детерминистским, представленным учениками И.П.

Павлова о нейрогуморальной регуляции высшей психической деятельности,.

131 дополненной трудами И. С. Сеченова и в современной психофизиологии, развиваемой П. В. Симоновым;

2) теориями когнитивной психологии, соционики и теорией нейролингвистического программирования.

Соединяя вышеизложенное с подходами, традиционными для теоретической философии, представленными в исследованиях отечественных философов: Д. И. Дубровского, Э. В. Ильенкова, М. Лифшица, мы можем получить синтетическую концепцию идеального, целостно рассматривающую природу этого сложного феномена.

Эти формально-методологические параметры тесно связаны с содержательными парадигмами, диктующими специфические углы рассмотрения, векторы, где идеальное предстает в виде категории, вбирающей в поле своих содержательных измерений понятия «информация», «деятельность», «сознание».

В современной научной картине мира идеальное и все его проявления приобретают все большую роль, что диктует новые специфические углы рассмотрения этого уникального феномена бытия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамян J1.A. Идеально ли идеальное? //Вопросы философии. 1987. № 10. С.70−79.
  2. JI.A. Понятие реального //Вопросы философии. 1980. № 11. С.96−104.
  3. К. А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные труды. М., 2001. 218с.
  4. А.К. Ноосферология. Теория развития эпохи разума. Саратов, 1999. 63 с.
  5. Аквинский Фома. Приложение к: Боргош Юзеф. М., 1975. 182с.
  6. Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. М., 2001. 16с.
  7. И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. М., 1995. 528с,
  8. В.М. Сознание как парадокс. М., 2000. 80с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 379с.
  10. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем //Вопросы философии. 1979. № 3. С.70−77.
  11. Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1. 4.2. М., 1969. 708с.
  12. Н.П. К вопросу о природе психического //Философские науки. 1969. № 4. С.80−89.
  13. Н.П. Происхождение и сущность сознания. М., 1984. 229с.
  14. Аристотель. Сочинения в четырех томах. T.l. М., 1976. 550с.
  15. А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. 163с.
  16. В.Ф. Платон. М., 1969. 248с.
  17. А. Соционика. В 2 т. СПб., 1998. 127с.
  18. .В. Информация и система. М., 1999. 69с.
  19. Т.И., Жидко М. Е. Психотерапия в особых состояниях сознания: История, теория, практика. М., 2001. 238с.
  20. Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1978. 308с.
  21. Э.А. Разрушение практики //Вопросы философии. 1969. № 3. С.93−104.
  22. Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека //Вопросы философии. 1981. № 3. С.3−16.
  23. Н. О назначении человека. М., 1993. 38с.
  24. И.А. О природе трансперсонального опыта. //Вопросы философии. 1994 .№ 2. С.35−44.
  25. Н.П. Здоровый и больной мозг. Л., 1980. 186с.
  26. Н.П., Бундзер П. В., Гоголицин Ю. Л. Мозговые коды психической деятельности. Л., 1977. 170с.
  27. Н.Н., Доброхотов Т. А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981. 122с.
  28. А.А., Кочергин А. Н. Информация и психика. Новосибирск, 1977. 197с.
  29. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М, 1977. 411с.
  30. Бруно Джордано. Диалоги. М., 1949. 312с.
  31. А.В. К истокам идеального (естественнонаучный анализ проблемы). Л., 1988. 160с.
  32. Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М., 1986. 62с.
  33. А.И. Общественное как проблема диалектического и исторического материализма, М., 1979. 92с.
  34. Г. Г. Сознание, его происхождение и сущность. Материалы к лекции. Киев, 1970. 104с.
  35. Л. Логико-философский трактат. М., 1958. 96с.
  36. Вопросы теории и психологии творчества. T.V. Харьков, 1913. 558с,
  37. .А. Философский анализ структуры практики. М., 1972. 279с.
  38. Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.З. М., 1983. 366с.
  39. П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления //Вопросы философии. 1977. № 4. С.13−16.
  40. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., 1998. 1070с.
  41. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. IV, VI, VII, IX. М., 1934. 695с.
  42. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М., 1953. 170с.
  43. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. 452с.
  44. Ф.И. Сознание и принципы отражения //Философские науки. 1966. № 5. 36с.
  45. Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. 432с.
  46. А.С. Социология правового сознания: Учебное пособие. М., 2001. 145с.
  47. Е. Человек: Загадки сознания. М., 2001. 148с.
  48. С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания (пер. с англ.). М., 2001. 60с.
  49. В.П. Философия сознания. М., 1971. 199с.
  50. Д.В. Загадка происхождения сознания: Монография о проблеме возникновения сознания. М., 2001. 90с.
  51. Э. Картезианские размышления. М.-СПб., 1998. 315с.
  52. Э. Логические исследования. Минск-М., 2000. 750с.
  53. В.Е. Теория идеала. Ростов, 1983. 183с.
  54. Декарт. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1982. 654с.
  55. Д. Десять дней абсурда, или пробуждение сознания. М., 2001. 274с.
  56. Джан Роберт Г., Данн Бренда Дж. Границы реальности: Роль сознания в физическом мире. М., 1996. 66с.
  57. Е.В. Диалектика, содержание и формы в информационных процессах. Минск, 1973. 129с.
  58. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. 281с.
  59. О.А., Кочергин А. Н. Методология исследования феномена идеального. В кн.: Проблемы методологии науки. Новосибирск. 1985. 269с.
  60. Древнекитайская философия. Собрание сочинений в 2-х т. Т.1. М., 1972. 362с.
  61. Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980. 286с.
  62. Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятием индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии. 1988. № 1. С.15−27.
  63. Д.И. Природа идеального. М., 1986. 184с.
  64. Д.И. Проблема идеального. М., 1984.230с.
  65. И.М. Мифология древнего мира. М., 1977. 39с.
  66. Н.Н. Об онтологическом аспекте психического //Философские науки. 1965. № 2. С. 11−16.
  67. Н.Н. Философский анализ проблемы информации. Автореф. дис. докт. филос. наук. Минск, 1973. 50с.
  68. В.Н. Развитие сознания, подсознания и психики человека. М., 2001. 60с.
  69. В.Г. Мифологический тип античных концепций человека. В кн.: Историко-философские исследования. Свердловск, 1978. 160с.
  70. Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М., 2002. 670с.
  71. К. Блуждая по закоулкам сознания. М., 2001. 152с.
  72. Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. 320с.
  73. Э.В. Проблема идеального //Вопросы философии. 1979. № 7. С.26−29.
  74. Э.В. Философия и культура. ML, 1991. 464с.
  75. Л.Ф. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982. 496с.
  76. И. Критика чистого разума. М., 1994. 742с.
  77. КараМурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2001. 267с.
  78. К. Логика идеального. Введение в проблематику. М., 2000. 286с.
  79. Э. Познание и действительность. СПб., 1912. 448с.
  80. Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. Культурология XX века. М., 1995. 251с.
  81. В.И. Отражение и функция. Роль процессов отражения в детерминации развивающихся систем. Свердловск, 1988. 232с.
  82. .М. Естественное и искусственное в познании и деятельности человека//Вопросы философии. 1958. № 11. 144с.
  83. В.Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М., 1979. 264с.
  84. Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. 177с.
  85. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. 99с.
  86. С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания. М., 2001.
  87. И. Истины бытия в зерцале сознания. Системный подход к диалектике менталитета. М., 2001.
  88. Г. В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
  89. П.В. Идея как форма мышления. Киев, 1963.
  90. A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.
  91. A.M. Теория отражения и творчества. М., 1971. 256с.
  92. А.Н., Цаейр Э. Ф. Информациогенез и проблемы его оптимизации. Новосибирск, 1977. 391с.
  93. Н. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1979. 488с.
  94. JI.B. Психология сознания. Хрестоматия Издание 1-е. СПб., 2001. 258с.
  95. Н.Д., Умоков Г. К. Медицинская психология. М., 1984. 272с.
  96. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. 338с.
  97. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999. 603с.
  98. Г. В. Сочинения в 4 т. T.l. 636с. Т.2. 686с. М., 1983.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 455с.
  100. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1984. 584с.
  101. Ю1.Либин А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: Феномен повседневногосознания. М., 2001. 59с. 102. Лисин А. И. Идеальность. М., 1999. 831с.
  102. ЮЗ.Лифшиц М. А. Об идеальном и реальном. //Вопросы философии. 1984. № 10. С.120−145.
  103. Дж. Избранные философские произведения. В двух томах. T.l. М., 1960. 621с.
  104. А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. 208с.
  105. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1963. 584с.
  106. А.Ф. Словарь античной философии. Избранные статьи. Платон. М., 1995. 225с.
  107. В.И. Еще раз о понимании психики //Философские науки. 1979. № 7. С.69−72.
  108. В.И. Материальность языка и проблема лексического значения //Вопросы философии. 1965. № 11. С.44−55.
  109. Ю.Мальцев В. И. Об ошибочной тенденции в понимании психического //Философские науки. 1964. № 2. 114с.
  110. М. Как я понимаю философию. М., 1990. 416с.
  111. М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии. 1990. № 10. С.3−18.
  112. К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т.1 М., 1979. 661с.
  113. . К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.12. 202с. Т.23. 265с. Т.37. 311с. М., 1961.
  114. Н.В. Еще раз о природе психического //Философские науки. 1964. № 2. С.44−46.
  115. Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. 90с.
  116. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. Серия: Библиотека журнала «Экология и жизнь. Устройство мира». М., 2001. 339с.
  117. В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание. //Вопросы философии. 1994. № 2. С.45−53.
  118. И.С. Джон Локк и его философия /Вступительная статья к: Локк Дж. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1. М., 1960. С.4−21.
  119. И.С. Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком /Вступительная статья к: Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах. Т.2. М., 1967. 41с.
  120. А.С. Этюды о разуме. М., 1981. 39с.
  121. А. А. О содержании и статусе категории идеального в марксистской философии //Вопросы философии. 1988. № 3. С.49−56.
  122. Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998. 49с.
  123. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973. 56с.
  124. И.П. Собрание сочинений. М., 1951. 94с.
  125. Г. Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988. 235с.
  126. Д.В. Операционный аспект идеального отражения /Автореф. дисс.. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. Свердловск, 1986. 149с.
  127. Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. Екатеринбург, 1985. 89с.
  128. Платон Парменид. М, 1999. 528с.
  129. Платон. Федон. М., 1999. 528с.
  130. Платон Федра. Сочинения в трех томах. Т.2. М., 1970. 526с.
  131. Я.А. Проблема идеального //Вопросы философии. 1964. № 8. С.59−68.
  132. Я.А. Психика и интуиция. М., 1967. 255с.
  133. А.Я. Психология творчества. М., 1976. 354с.
  134. Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. М., 2001. 395с.
  135. М. Теория сознания. М., 2000. 287с.
  136. Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. М., 2000. 335с.
  137. Профет M. JL, Профет Э. К. Познай себя: Духовный подход к открытию своего Я и сознания души (пер. с англ.). М., 2001. 265с.
  138. Психология сознания. СПб., 2001. 88с.
  139. Л.М. Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии. Волгоград, 1998. 200с.
  140. Я.К. Принцип социальной памяти //Философские науки. 1977. № 5. С.44−48.
  141. Л.О. О книге Ф.Ф. Кальсина «Основные вопросы теории познания» //Философские науки. 1960. № 2. С.25−33.
  142. Т. О страстях. Одесса, 1912. 337с.
  143. A.M. К методологии анализа феномена идеального. В кн.: Методологические проблемы науки. Новосибирск. 1981. 132с.
  144. С. Устройство памяти: От молекул к сознанию (пер. с англ.). М., 2001. 379с.
  145. C.JI. Бытие и сознание. М., 1967. 55с.
  146. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 382с.
  147. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. 49с.
  148. Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы /Под ред. Ф. Т. Михайлова. М., 1997. 448с.
  149. .П. Избранные произведения. М., 1994. 480с.
  150. .П. Экзистенциализм это гуманизм. М., 1994. 332с.
  151. К.В. Контроль сознания и методы подавления личности. М., 2001. 225с.
  152. Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1998. 227с.
  153. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. Письмо LVIII. 464с.
  154. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1972. 648с.
  155. П.В. Наука о высшей нервной деятельности и психофизиологическая проблема //Журнал высшей нервной деятельности. 1980. Вып.2. 336с.
  156. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1983. 229с.
  157. С.Н. Диалектика отражения и взаимодействие в эволюции материи М., 1974. 382с.
  158. Сознание как категория материалистической диалектики. М., 1988. 168с.
  159. Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика. СПб., 2000. 337с.
  160. . Избранные произведения в двух томах. T.l. М., 1957. 632с.
  161. А.Г. Идеальное //Философская энциклопедия. М., 1983. С.219−227.
  162. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 44с.
  163. А.Г. Философия. М., 1998. 257с.
  164. Субъективный фактор. Структура и закономерности. М., 1968. 225с.
  165. О.В. Сознание и Абсолют. М., 1999. 148с.
  166. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. 1975. 240с.
  167. B.C. Творческая природа научного познания. М., 1984. 288с.
  168. B.C. Клеточка отражения и отражение как свойство всей материи //Вопросы философии. 1964. № 2.С.25−34.
  169. B.C. О природе образа. М., 1963. 335с.
  170. B.C. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. М., 1972. 264с.
  171. B.C. Творческая природа научного познания. М., 1984. 288с.
  172. B.C. Теория отражения в свете современной науки. М., 2001. 56с.
  173. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 392с.
  174. Е.В. Психология обыденного сознания. М., 2001. 253с.
  175. .С. Проблема активности отображения. Кн. 2. София, 1973. 352с.
  176. Д.И. Отражение и информация. М., 1973. 231с.
  177. А.Д. Природа информации. Философский очерк. М., 1968. 95с.
  178. Философия /Под ред. Е. Ф. Солопова. М., 1997. 383с.
  179. Философия. Основные идеи и принципы /Под ред. А. И. Ракитова. М., 1990. 386с.
  180. Философия. Учебник для вузов. М., 1989. 336с.
  181. Философские проблемы биологии. Сб. М., 1973. 337с.
  182. Философский энциклопедический словарь М., 1999. 576с.
  183. И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. СПб., 1912. 200с.
  184. Э.З. Обратное воздействие психического на соматическое //Философские науки. 1965. № 6. С.42−49.
  185. П. К обоснованию общей концепции информации //Кибернетика и диалектика. М., 1978. 83с.
  186. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 2000. 279с.
  187. Фрейд 3. «Я» и «Оно». В кн.: Основной инстинкт. М., 1997. 654с.
  188. О.Ф. Психическое и физиологическое //Философские науки. 1968. №>1. С.66−71.
  189. Е.П. Философия силы. М., 1993. 184с.
  190. К.И. Толстой как художественный гений //Юность. 1971. № 9. С.11−16.
  191. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М, 1996. 288с.
  192. А.Ю. Информация в структуре современного мышления: парадигмальные и социокультурные основания. Автореф, докт. дисс, Саратов, 1999. 34с.
  193. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1981.- 44с,
  194. А.Т., Харин Ю. А., Петрущик И. А. Отражение и творчество. Социальная природа творчества. В 2 т. Т.1. София, 1981. 362с.
  195. Э.Ф. Творение сознания. Миф Юнга для современного человека, М., 2001. 336с.
  196. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. 329с.
  197. Юнг К. Г. Психологические типы. М, 5 1998, 716с.
  198. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1999. 317с.
  199. Юнг К. Г. Синхронистичность, М., 1997. 313с.
  200. Юнг К. Г. Синхронность. В кн. Юнг К. Г. Синхронистичность. М., 1997. 14с.
  201. Юнг К. Г. Структура Души /Проблемы души нашего времени. М., 1993. 329с.
  202. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. 442с.
  203. М. Материя и информация. М., 1999. 334с.
  204. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. 528с.
  205. Brommer P. Eidos etidea. Etude semantique et chronologique des oeuvres de Platon. Assen, 1940. P. 140.
  206. Cohen H. Logik der reinen Erkenntis. Berlin, 1913. P.442.
  207. Dahm H. Meuterei auf den Knien. Die Krise des marxistischen Welt- und Menschenbildes, Olten und Freiburg im Breisgau, 1969. P. 139.
  208. Eddington Arthur. Space, Time and Gravitation. Cambridge: The University Press, 1978. P.227.
  209. Holt E.B. The Concept of Consciousness. New York, 1914. P. 125.
  210. Kirschenmann P. Kybernetik, Information, Widerspiegelung. Darstellung einiger philosophischen Probleme im dielektischen Materialismus. Munchen und Salzburg, 1969. P.66.
  211. Perry R.B. Present Philosophical Tendencies. New York, 1955. P.76.
  212. Santayna G. The Realms of Being. New York, 1942. P. l 11.
  213. Sperman C. The Ablites of Man. London, 1976. P.262.
  214. Strong A. On the Nature of the Datum. «Essays in Critical Realism». New York, 1941. P.190.
  215. The New Leader. 1959. November 2. Sect. 2. P. 13.
  216. The New Realism. New York, 1912. P.49−56.
  217. Wenzl A. Unsterblichkeit. Ihre metaphysische und anthropologische Bedeutung. Bern, 1951. P.313.
Заполнить форму текущей работой