Законодательной базой таможенной оценки в России является Закон РФ «О таможенном тарифе"[3] (далее Закон). Следуя нормам ГАТТ/ВТО Закон устанавливает, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. При применении данного метода таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, т. е. на основе инвойсной (контрактной) стоимости товаров. Остальные методы таможенной оценки применяются только в том случае, если основной метод не применим, что, по заложенной в ВТО идеологии, должно происходить крайне редко. В этой связи необходимо отметить, что развитых странах таможенная стоимость определяется на основе цены сделки в более чем 95% случаев.
Однако недостаток указанного подхода к таможенной оценке заключается в том, что в целях уклонения от уплаты полной суммы таможенных платежей импортеры могут умышленно искажать сведения о цене сделки путем занижения таковой. При этом отрицательный эффект от подобного рода действий заключается не только в том, что определение таможенной стоимости на основе сфальсифицированной цены сделки наносит удар по федеральному бюджету. Умышленное искажение сведений о цене сделки также препятствует выполнению защитной и регулирующей функций таможенного тарифа и нарушает конкурентное равновесие на рынке.
В этой связи неоспоримой оказывается необходимость борьбы таможенных органов с фальсификациями цен сделок, в том числе, путем использования системы управления рисками. Однако вместо проведения детального анализа и расследования для выявления фальсификаций сведений о цене сделки таможенные органы на практике активно используют только один единственный показатель цену единицы товара. При этом во многих случаях, делают они это крайне прямолинейно, например, устанавливая среднюю цену товара по коду ТН ВЭД и в дальнейшем используя подход в рамках которого, если таможенная стоимость декларируется импортером ниже такого уровня, то это автоматически признается случаем фальсификации[19].