Отношение к беременности и его психологическая диагностика у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса
Диссертация
Благополучное репродуктивное функционирование нации является необходимым условием для поддержания здоровья населения. В связи с устойчиво наблюдающейся тенденцией снижения рождаемости в России 10 марта 2006 года президент В. В. Путин ввел систему государственного поощрения рождения детей путем денежных выплат семьям. К 2010 году наблюдается тенденция увеличения рождаемости и сокращения смертности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психологические аспекты исследования беременности и отношения к ней
- 1. 1. Исследование беременности в системе основных направлений психологии
- 1. 2. Исследование беременности в медицинской психологии
- 1. 3. Материнская сфера как область репрезентации отношения к беременности
- 1. 4. Отношение к беременности: понятие, структура, свойства
- 1. 5. Формирование отношения к беременности в период вынашивания ребенка
- 1. 6. Типология отношения к беременности
- Глава 2. Материалы и методы исследования
- 2. 1. Цель, задачи, организация исследования
- 2. 2. Клинические характеристики обследованной выборки женщин с нормальным и осложненным репродуктивным статусом и течением беременности
- 2. 3. Методы и методики исследования
- Глава 3. Исследование отношения к беременности и его характеристик у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса
- 3. 1. Методологические основания и технология разработки психодиагностической методики «Тип отношения к беременности»
- 3. 2. Клинико-психологическая характеристика статуса женщин с различными вариантами репродуктивного здоровья
- 3. 2. 1. Исследование представлений о беременности в соотношении с категориями «здоровье» и «болезнь» у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса
- 3. 2. 2. Исследование системы отношения к беременности у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса
- 3. 3. Результаты клинико-психологической апробации методики «Тип отношения к беременности»
- Глава 4. Обобщение результатов исследования и их обсуждение
- 4. 1. Общая характеристика процесса разработки психодиагностической методики «Тип отношения к беременности»
- 4. 2. Особенности отношения к беременности, здоровью и болезни у беременных женщин с различными вариантами репродуктивного статуса
- 4. 3. Качественные характеристики компонентной структуры отношения к беременности у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса
- 4. 4. Анализ результатов апробации психодиагностической методики «Тип отношения к беременности»
- Выводы
Список литературы
- Абрамченко, В.В. Психосоматическое акушерство / В. В. Абрамченко. -СПб.: «СОТИС», 2001.-320 с.
- Абрамченко, В.В. Физиопрофилактическая подготовка беременных к родам /
- B.В. Абрамченко. СПб.: Медицина, 1992. — 213 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Агнаева, Е.М. Образ будущего ребенка у беременной женщины / Е. М. Агнаева // Ежегодник Российского Психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — Т. 1.1. C. 27−32.
- Айванхов, О.М. Воспитание до рождения / О. М. Айванхов. М.: Медицина, 1992.- 123 с.
- Александер, Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александер М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352 с.
- Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский М.: Медицина, 1993. — 399 с.
- Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М.: АПН РСФСР, 1960.-372 с.
- Ананьев, Б.Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1961. — 456 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПб.: Питер, 2001. 668 с.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Арина, Г. А. Особенности развития эмоционально ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью / Г. А. Арина, Е. Б. Айвазян, М. В. Маклакова // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 59−66.
- Арина, Г. А. Клинико психологические проблемы психологии телесности / Г. А. Арина, В. В. Николаева // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 1. -С. 119−126.
- Арина, Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности / Г. А. Арина, В. В. Николаева // Вестник МГУ, серия 14 «Психология». 1996. -№ 2.-С. 8−17.
- Арина, Г. А. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картине беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией / Г. А. Арина, В. В. Николаева // Вестник МГУ, серия 14 «Психология». 2002. — № З.-С. 3−17.
- Архангельский, А.Е. Неврозы, неврозоподобные состояния и психозы при беременности, в родах и в раннем послеродовом периоде / А. Е. Архангельский // Календарь психотерапевта. СПб. — 1996. — № 1(7). — С. 17−35.
- Аршавский, И.А. Роль гестационной доминанты в качестве фактора, определяющего нормальное или уклоняющееся от нормы развитие зародыша /
- И.А. Аршавский // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. М.: Минздрав СССР, Центр, ин-т усоверш. врачей. — 1957. — С. 320−333.
- Баканина, H.A. Картина реакции адаптации и ее динамика у беременных женщин / H.A. Баканина, Е. В. Звездина, Г. С. Леуткина // Материалы IV Российского форума «Мать и дитя». М.: «МИК»., 2002. — С. 168−172.
- Баранов, A.A. Медицинские и экологические проблемы охраны материнства и детства / A.A. Баранов, З. А. Волкова, О. В. Сивочалова. Нижний Новгород: ГИ1И1 «Нижполиграф», 1993. — 224 с.
- Батуев, A.C. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать дитя» / A.C. Батуев, Л. В. Соколова // Вестник СПбГУ. — 1994. -Сер. 3. — Вып. 2. — № 10. — С.85−102.
- Батурин, H.A. Технология разработки тестов: часть I / H.A. Батурин, H.H. Мельникова // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». Челябинск, 2009. -Вып. 6, № 30 (163)-С. 4−14.
- Батурин, H.A. Технология разработки тестов: часть II / H.A. Батурин, H.H. Мельникова // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». Челябинск, 2009. -Вып. 7, № 42 (175) — С. 11−25.
- Батурин, H.A. Технология разработки тестов: часть III / Н. А. Батурин, Н. Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». Челябинск, 2010. Вып. 8, № 4 (180)-С. 4−18.
- Батурин, H.A. Технология разработки тестов: часть IV / H.A. Батурин, Н. Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». Челябинск, 2010. Вып. 11, № 40 (216)-С. 13−28.
- Батурин, H.A. Технология разработки тестов: часть V / Н. А. Батурин, Н. Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». Челябинск, 2011. Вып. 12, № 5 (222) — С. 4−14.
- Батурин, H.A. Технология разработки тестов: часть VI / H.A. Батурин, Н. Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». Челябинск, 2011. Вып. 13, № 18 (235) — С. 48−59.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-446 с.
- Банщиков, В.М. Медицинская психология / В. М. Банщиков, B.C. Гуськов. -М.: Медицина, 1975. 290 с.
- Бергум, В. Моральный опыт беременности и материнства / В. Бергум // Человек. 2000. — № 2. — С. 16−27.
- Бердникова, Ю.Л. Перинатальный опыт и беременность / Ю. Л. Бердникова // Вестник психоанализа. 2000. — № 1. — С. 123−126.
- Беребин, М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов общеобразовательных школ / М. А. Беребин. Дисс. канд. мед. наук. — СПб, 1996. -187с.
- Бойко, В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект / В. В. Бойко. М.: Мысль, 1988. — 237 с.
- Бойко, В.В. Потребность в детях / В. В. Бойко // Психология и психоанализ беременности. Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. — 784 с.
- Борисов, В.А. Перспективы рождаемости / В. А. Борисов / М.: Статистика, 1976.-247 с.
- Боровикова, Н.В. Адаптация к новому образу «Я» у беременных женщин / Н. В. Боровикова, Е. П. Кораблина, С. Т. Посохова // Вестник Балтийской академии. -1998.-Вып. 15.-С. 81−86.
- Боровикова, Н.В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины / Н. В. Боровикова // Перинатальная психология и нервно-психичекое развитие детей: сб. матер, конф. СПб., 1999. — С. 9−13.
- Боровикова, Н.В. Репродуктивное здоровье нации на пороге третьего тысячелетия / Н. В. Боровикова // Информатизация правоохранительных систем: сб. матер, конф. М. — 1997. — Часть 1. — С. 72−75.
- Боровикова, Н.В. Синдром беременности / Н. В. Боровикова // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А. Н. Васина. М.: Изд-во УРАО, 2005. — 328 с.
- Боровикова, Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины / Н. В. Боровикова. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. н.-М.- 1998.- 199 с.
- Боровикова, Н.В. Эволюция невербального восприятия беременной женщиной своего будущего ребенка / Н. В. Боровикова, С. А. Федоренко // Сб. научных статей молодых ученных Орловской области. Орел: ОГТУ, 1998. — С. 54−59.
- Брехман, К.Ш. Психосоматические заболевания у детей, родившихся от желанной и нежеланной беременности / К. Ш. Брехман, Г. И. Брехман // Проблемы перинатальной психологии и медицины: сб. мат. конф. Иваново, 1998. — С. 4245.
- Брехман, Г. И. Психологические особенности беременных женщин / Г. И. Брехман, Н. П. Лапочкина // Психологический журнал. 1996. — № 6. — С. 2931.
- Брехман, Г. И. Эмоционально-психологическая характеристика женщин с физиологическим течением и угрозой невынашивания в первом триместре беременности / Г. И. Брехман, Н. П. Лапочкина // Психологический журнал. 1996. — № 3. -С. 16−18.
- Брехман, Г. И. Перинатальная психология: открывающиеся возможности / Г. И. Брехман // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. мат. конференции. СПб.: Глория, 1997. — С. 8−9.
- Брехман, Г. И. Диагностика бондинга при беременности / Г. И. Брехман, Л. Н. Собчик, Н. П. Лапочкина и др. // Ежегодник Российского Психологического общества: сб. мат. III Всероссийского съезда психологов. 2003. С. 595−596.
- Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения / А. И. Брусиловский. М.: Знание, 1991.-224 с.
- Брутман, В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова // Психологический журнал. 2000. — Том 21. — № 2. — С. 79−87.
- Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии. 1997. -№ 6. -С. 38−47.
- Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филлипова, И. Ю. Хамитова // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 59−68.
- Брутман, В.И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С. 110−118.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
- Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения / А. Я. Варга. -Дис.канд.псих.наук. -М., 1986. -206 с.
- Васильева, О.С. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект / О. С. Васильева, Е. В. Могилевская // Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-№ 1.-С. 82−89.
- Васина, А.Н. Внутренняя картина беременности как психосоматический феномен / А. Н. Васина // Хрестоматия по перинатальной психологии. М.: Изд-во УРАО, 2005.-328 с.
- Вассерман, Л.И. О системном подходе в оценке психической адаптации / Л. И. Вассерман, М. А. Беребин, Н. И. Косенков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. — № 3. — С. 16−25.
- Вассерман, JI.И. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни: методические рекомендации / Л. И. Вассерман, Б. И. Иовлев, Э. Б. Карпова и др. Л.: НИИ им. В. М. Бехтерева, 1987. — 16 с.
- Волков, А.Е. Психосоматический синдром гестоза / А. Е. Волков // Мать и дитя: матер. IV Российского форума. М: «МИК», 2002. — С. 226−228.
- Волков, А.Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности, осложненной поздним гестозом / А. Е. Волков. -Дис. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 425 с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения: в 6 т. / Л. С. Выготский. М., 1984. — Т. 1. — 486 с.
- Галигузова, Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. 1985. — № 5. -С. 23−28.
- Гармашева, Н.Л. Патофизиологические основы охраны внутриутробного развития человека / Н. Л. Гармашева, H.H. Константинова. Л.: Медицина, 1985. -160 с.
- Гительсон, H.A. Закономерность интеграции психологии, педагогики и достижений культуры в пре- и перинатальном воспитании / H.A. Гительсон // Перинатальная психология и медицина: сб. матер, конф. СПб.: МИПУ, 2001. -С.186−189.
- Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С. И. Голод. Л.: Наука, 1984. — 136 с.
- Гроф, С. Перинатальные переживания / С. Гроф // Психология и психоанализ беременности. Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. — 784 с.
- Гроф, С. Теория базовых перинатальных матриц / С. Гроф // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А. Н. Васина. М.: Изд-во УРАО, 2005. — 328 с.
- Давыдовский, И.В. Приспособительные процессы в патологии / И. В. Давыдовский // Вестник АМН СССР. 1962. — № 4. — С. 27−37.
- Давыдовский, И.В. Проблема причинности в медицине (этиология) / И. В. Давыдовский. М.: Медицина, 1962. — 176 с.
- Дзарасов, И.В. Репродуктивное поведение семьи / И. В. Дзарасов, В. М. Медков // Семья и дети. -М.: МГУ, 1982. С. 6−16.
- Добряков, И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И. В. Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. М.: Изд-во УРАО, 2005. — С. 38−41.
- Добряков, И.В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2010. — 234 с.
- Дьяченко, Э.В. Биоэтические и психологические аспекты развития ребенка в пренатальном периоде / Э. В. Дьяченко // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. матер, конф. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.-С. 263−266.
- Ефремова, О.В. Исследование семантической организации интрацептивных ощущений / О. В. Ефремова, А.Ш. Тхостов//Вестн. Моск. ун-та, серия «Психология». 1990. — № 3. — С. 55−62.
- Жигалин, С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка / С. С. Жигалин. Автореферат диссерт. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2004. — 27 с.
- Жильцова, И.Е. Изменение в организме и психике женщины во время беременности. Тревога у беременных. Пути преодоления / И. Е. Жильцова. http: //www.eka-mama.ru (дата обращения: 12.04.2010).
- Завьялова, Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования / Ж. В. Завьялова. Дисс. канд. психол. наук. — М. — 2000. — 191 с.
- Захаров, А.И. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей / А. И. Захаров // Хрестоматия по перинатальной психологии. М.: Изд-во УРАО, 2005.-328 с.
- Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. СПб.: 2000. — 224 с.
- Захарова, Е.И. Характер личностных изменений женщин в период беременности / Е. И. Захарова, A.B. Левашова // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. матер, конф. М.: Академия, 2001. — С. 109−113.
- Иовлев, Б.В. Психология отношений. Концепция В. Н. Мясищева и медицинская психология / Б. В. Иовлев, Э. Б. Карпова. СПб: Сенсор, 1999. — 76 с.
- Исенина, Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери / Е. И. Исенина // Журнал практического психолога. 2003. — № 3. — С. 49−63.
- Исенина, Е.И. Предпосылки качеств матери у беременных женщин (III триместр) / Е. И. Исенина // Проблемы перинатальной психологии и медицины: сб. матер, конф. Иваново, 1998. — С. 18−23.
- ЮЗ.Искольдский, Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) / Н. В. Искольдский // Вопросы психологии. 1985. — № 6. -С. 146−151.
- Казначеев, В.П. Общая патология и адаптация человека: размышления врача-клинициста / В. П. Казначеев // Бюл. Сибир. отд. АМН СССР. 1987. — № 6. -С. 19−26.
- Касьянова, O.A. Исследование готовности к материнству у беременных / O.A. Касьянова // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материал. IV Всерос. конг. по перинатальной психологии. М.: Ин-т психотерапии, 2003.-С. 7−10.
- Кашапова, С.О. Психоэмоциональные и личностные особенности у девушек-подростков, ожидающих ребенка / С. О. Кашапова // Материалы VIII Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». М. — 2001. — С. 18−20.
- Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: Перевод с английского / Под ред. Л. Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд, 1994. — 288 с.
- Коваленко, Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоциональных состояний женщины в период беременности и родов: Автореф. канд. психол. наук / Н. П. Коваленко. СПб: РГПУ, 1998. — 20 с.
- Копыл, O.A. Выделение факторов и условий психического риска для будущего развития ребенка / O.A. Копыл, О. В. Баженова, JI.JI. Баз // Синапс. 1994. -№ 5.-С. 27−38.
- Копыл, O.A. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / O.A. Копыл, JI.JI. Баз, О. В. Баженова // Синапс. 1993. — № 4. — С. 35−42.
- Комова, М.Е. Влияние пренатального периода на развитие репрезентативных систем человека и формирование модели мира / М. Е. Комова // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: сб. матер, конф. СПб.1999.-С. 14−19.
- Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. М: Медицина, 1989. — 336 с.
- Коростелина, A.B. Образ тела как психологический феномен / A.B. Коростелина // Психология и жизнь: сб. научных трудов. М.: МОСУ, РПО, 2000.-Вып. 1.-С. 34−40.
- Кошаева, Т.В. Влияние системы перинатального воспитания на состояние здоровья детей раннего возраста: авт. дисс. канд. мед. наук / Т. В. Кошаева. Казань, 2001. — 18 с.
- Кочнева, М.А. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности / М. А. Кочнева, А. Е. Сумовская, М. М. Орлова // Акушерство и гинекология. 1990. — № 3. — С. 13−16.
- Кукушкина, C.B. Границы человеческого «Я» / C.B. Кукушкина // Психология и жизнь: сб. науч. трудов. М.: МОСУ, РПО, 2000. — Вып. 1. — С. 41−45.
- Лазурский, А.Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 2000. -776 с. — С. 472−492.
- Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 27−35.
- Ледина, В.Ю. Комплексная модель подготовки беременных к родам в профилактике психосоматических дезадаптаций рожениц / В. Ю. Ледина. -Дис. .канд.псих.н. СПб. — 2004. — 295 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. Рос. акад. наук. Ин-т психологии. — М.: Наука, 1999. — 349 с.
- Лурия, P.A. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания / P.A. Лурия. М.: Медицина, 1977. — 110 с.
- Мальгина, Г. Б. Профилактика перинатальной патологии при психоэмоциональном стрессе в период гестации / Г. Б. Мальгина, Е. Г. Ветчанина, М. В. Сивова // Материалы IV Российского форума «Мать и дитя». М.: МИК, 2002. — С. 389 391.
- Марконе, М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности / М. Д. Марконе. М. — 1993. — 111 с.
- Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология /
- B.Д. Менделевич. -М.: МЕДпресс-информ, 2002. 592 с.
- Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству /
- C.Ю. Мещерякова // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материал. IV Всерос. конг. по перинатальной психологии. М.: Ин-т психотерапии, 2003. — С. 47−50.
- Милюкова, Е.В. К вопросу о переживании родительской любви / Е. В. Милюкова // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе: сб. научных трудов. Курган. — 2002. — С. 19−23.
- Минюрова, С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства / С. А. Минюрова, Е. А. Тетерлева // Вопросы психологии. 2003. -№ 4.-С. 63−75.
- Моисеева, Е.И. Кризис рождения / Е. И. Моисеева // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции по пренатальному воспитанию. М.: Академия, 2001.-С. 151−152.
- Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1999. — 288 с.
- Мухина, B.C. Психологические проблемы материнства / B.C. Мухина // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материал. IV Всерос. конг. по перинатальной психологии. М.: Ин-т психотерапии, 2003. -С. 63−66.
- Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М. -1960.-Т. 2.-С. 110−125.
- Мясищев, В.Н. Понятие личности и его значение для медицины /
- B.Н. Мясищев // Методологические проблемы психоневрологии. JI. — 1966.1. C. 25−55.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. М.: НПО «Модак», 2004. — 400 с.
- Наумов, A.B. Психологические проблемы беременности и перинатального периода / A.B. Наумов // Журнал прикладной психологии. 2000. — № 6. — С. 1719.
- Нечаева, М.А. Классификация и психологическая диагностика отношения к беременности / М. А. Нечаева, М. А. Беребин // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». Челябинск, 2010. — № 17 (193). — Вып. 9. — С. 33−38.
- Нечаева, М.А. Беременность как проявление третьего состояния в континууме «здоровье болезнь» и внутренняя картина беременности / М. А. Нечаева,
- A.B. Штрахова // Актуальные проблемы медицинской науки, технологического и профессионального образования: материалы V Уральской научно-практической конференции. Челябинск, 2003. — Вып. 5. — С. 156−159.
- Нечаева, М.А. Психологические факторы онтогенеза материнской сферы, внутренней картины беременности и перинатального развития: учебное пособие / М. А. Нечаева, A.B. Штрахова, Л. Ф. Рыбалова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. -62 с.
- Никифоров, Г. С. Психология здоровья: учебное пособие / Г. С. Никифоров. -СПб.: Речь, 2002.-256 с.
- Николаева, В.В. Телесный опыт в контексте личной биографии /
- B.В. Николаева, Г. А. Арина, H.H. Каюкова // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — Том VI. — С. 72−75.
- Николаева, В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни /В.В. Николаева // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской психологии. JI. — 1976. — С. 95−98.
- Нуллер, Ю.Л. Смена парадигм в психиатрии / Ю. Л. Нуллер // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. -1992. № 1. — С. 1319.
- Пальцева, Т.В. Возникновение репродуктивных установок / Т. В. Пальцева // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материал. IV Всерос. конг. по перинатальной психологии. М.: Ин-т психотерапии, 2003. -С. 73−75.
- Пайнз, Д. Беременность и материнство / Д. Пайнз // Психология и психоанализ беременности. Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. — 784 с.
- Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Д. Пайнз -Санкт-Петербург: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. 193 с.
- Петин, Г. П. России нужно решить демографическую проблему или Россия самоликвидируется / Г. П. Петин // Миллиардная Россия. -http://akparov.ru/node/242 (дата обращения: 26.11.2011).
- Плисенко, Н.В. Родительско-детские взаимоотношения и их изучение / Н. В. Плисенко //Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — С. 95−98.
- Подобина, О.Б. Особенности психологического совладания молодой матери / О. Б. Подобина //Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — С. 99−102.
- Принц, В. Беременность и роды / В. Принц. М.: Лик Пресс, 1995. — 207 с.
- Прохоров, В.Н. Навязчивые состояния у беременных / В. Н. Прохоров // Журнал практического психолога. 1997. — № 4. — С. 81−89.
- Радионова, М.С. Причины отказа от материнства / М. С. Радионова // Человек. 1996. — № 5. — С. 113−122.
- Рыжков, В.Д. Диагностика и терапия астенического синдрома у беременных / В. Д. Рыжков // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева.1994.-№ 4.-С. 96−99.
- Рымашевский, Н.В. Влияние особенностей психологической адаптации матери на исход родов / Н. В. Рымашевский, А. Е. Волков // Акушерство и гинекология. 1992.-№ 8−12. — С. 15−18.
- Ряплова, Е.А. Психологические аспекты подготовки молодой семьи к рождению здорового ребенка / Е. А. Ряплова, Я. И. Коряков // Практическая психология. 1999. — № 5. — С. 43−47.
- Ряплова, Е.А. Исследование потребности женщин в психологическом сопровождении беременности / Е. А. Ряплова, Н. И. Лыскина // Практическая психология. 2000. — № 2. — С. 24−26.
- Самоукина, Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком / Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 67−82.
- Северный, A.A. Психосоматические аспекты беременности / A.A. Северный, Т. А. Баландина, К. В. Солоед и др. // Социальная и клиническая психиатрия.1995.-№ 4.-С. 38−41.
- Семичов, С.Б. Предболезненные психические расстройства / С. Б. Семичов. -Л.: Медицина, 1987. 183 с.
- Семке, В.Я. Пограничные состояния и психическое здоровье / В. Я. Семке, Б. С. Положий. Томск: изд-во Томского ун-та, 1990. — 207 с.
- Серов, В.Н. Практическое акушерство: руководство для врачей / В. Н. Серов, А. Н. Стрижаков, С. А. Маркин. М.: Медицина, 1989. — 512 с.
- Скобло, Г. В. Система «мать дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Г. В. Скобло, О. Ю. Дубовик // Социальная и клиническая психиатрия.- 1992. -№ 2. -С. 75−78.
- Смирнов, В.М. Основные принципы и методы психологического исследования «внутренней картины болезни» / В. М. Смирнов, Т. Н. Резникова // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. М. — 1983. — С. 38−61.
- Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. 2000. — № 3. -С. 3−14.
- Собчик, Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьми-цветовой тест Люшера: практическое руководство / Л. Н. Собчик. — СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 112 с.
- Соколова, Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии / Е. Т. Соколова М. — 1976. — 178 с.
- Сорокина, Т.Т. Роды и психика / Т. Т. Сорокина. Минск: изд-во «Новое знание», 2003. — 351 с.
- Султанова, A.C. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде / A.C. Султанова // Хрестоматия по перинатальной психологии- сост.: А. Н. Васина.- М.: Изд-во УРАО, 2005. 328 с.
- Тутушкина, М.К. Современная практическая психология / М. К. Тутушкина. Изд-во «Академия», 2005. — 432 с.
- Тхостов, А.Ш. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни / А. Ш. Тхостов, Г. А. Арина // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л. — 1990. — С. 3238.
- Тхостов, А.Ш. Метод исследования интрацептивной семантики при ипохон-дических синдромах / А. Ш. Тхостов, О. В. Ефремова // Актуальные проблемы пограничной психиатрии: тезисы докладов Всесоюзной конференции. М.- Витебск. — 1989.-Ч. 1.-С. 110−112.
- Тхостов, А.Ш. Семантика телесности и мифология болезни / А. Ш. Тхостов // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М. — 1991. — С. 96 107.
- Тхостов, А.Ш. Телесность человека в контексте культурно-исторического подхода / А. Ш. Тхостов // Вестник МГУ, серия «Психология». 2002. — № 4. -С. 34−39.
- Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе- под. ред. И. В. Имедадзе. -М.: Смысл, 2004.-413 с.
- Ухтомский, A.A. Доминанта / A.A. Ухтомский. М.: Наука, 1966. — 273 с.
- Фер, Р. Майкл. Психометрика: Введение / Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак- пер. с англ. A.C. Науменко, А. Ю. Попов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. -414 с.
- Филиппова, Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии. 2001. — № 2. — С. 56−59.
- Филиппова, Г. Г. Психология материнства: учебное пособие / Г. Г. Филиппова. М.: Изд-во Инст-та психотерапии, 2002. — 240 с.
- Филиппова, Г. Г. Психосоматические проблемы беременности и конфликт в материнской сфере // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.-С. 78−82.
- Филиппова, Г. Г. Развитие материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе / Г. Г. Филиппова // Хрестоматия по перинатальной психологии- сост.: А. Н. Васина. М.: Изд-во УРАО, 2005. — 328 с.
- Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М. — 1989. — 256 с.
- Хамитова, И.Ю. Семейная история и ее влияние на переживание беременности и родов / И. Ю. Хамитова // Московский психотерапевтический журнал. -2001.-№ 3.-С. 125−149.
- Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. М.: Мысль, 1979. — 367 с.
- Хорни, К. Женская психология / К. Хорни. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. — 223 с.
- Чеботарева, И.С. Методологические аспекты изучения эмоционально-мотивационной сферы беременных /И.С. Чеботарева // Вестник новых медицинских технологий. 2000. — № 2. — С. 27−29.
- Четвертаков, В.В. Роль эмоционального напряжения в возникновении осложнений в акушерской практике /В.В. Четвертаков // Акушерство и гинекология. 1988. — № 4. — С. 49−53.
- Швецов, М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности / М. В. Швецов. Пермь: Звезда, 2001. — 203 с.
- Шмелев, А.Г. Анализ пунктов при конструировании и применении тест опросников: ручные компьютерные алгоритмы / А. Г. Шмелев, В. И. Похилько. -http://www.voppsy.ru/issues/1985/854/854 126.htm (дата обращения: 20.02.2010).
- Шмурак, Ю.И. Пренатальная общность / Ю. И. Шмурак // Человек. 1996. -№ 5.-С. 57−60.
- Цареградская, Ж.В. Ребенок от зачатия до года / Ж. В. Цареградская. М.: ACT «Астрель», 2002. — 288 с.
- Ainsworth, М. Patterns of attachment: a psychological study of the strange situation / M. Ainsworth, M. Blehar, E. Waters. N.J.: Lawrence Earlbaum. — 1978. — 256 p.
- Ainsworth, M. Infant-mother attachment / M. Ainsworth // Amer. Psychologist. -1979.-№ 34 (10).-P. 34−47.
- Ainsworth, M. Object relations, dependency and attachment a theoretical of the infant-mother relationship / M. Ainsworth // Child Development. 1969. — № 40. -P.969−1027.
- Alexander, F. Psychosomatic Medicine. Its principles and application / F. Alexander. London. — 1952. — 300 p.
- Berns, В. Different faces of motherhood / B. Berns, F. Hay. N.Y., L. — 1988. -265 p.
- Bibring, G.l. A study of the psychological processes in pregnancy and of earliest mother-child relation-ship / G.l. Bibring, T.F. Dwyer, D.S. Huntington // Psychoanalytic Study of the child. 1961.-Vol. 16.-P. 112−123.
- Bornstein, M. Development in Infancy. Third edition / M. Bornstein, M. Lamb -N.J.: McGraw-Hill, Inc. 1992. — P. 67−78.
- Bowlby, J. Maternal Care and Mental Health / J. Bowlby // World Health Organization Monographs. Geneva: World Health Organization, 1951. — № 2. — P. 201−205.
- Bowlby, J. The influence of Early environment in the development of the neurosis and neurotic character / J. Bowlby // International Journal of Psychoanalysis. 1940. -№ 21.-P. 154−178.
- Caplan, H. Maternal depression and the emotional development of the child / H. Caplan, S. Cogill, H. Alexandra // British Journal of Psychiatry. 1989. — Vol. 54. -P. 818−823.
- Condon, J. The Assessment of Antenatal Emotional Attachment: Development of the Questionaire Instrument / J. Condon // Brit. J. Med. Psychol. 1993. — Vol. 66. -№ 2.-P. 635−640.
- De Casper, A.J. On Human Bonding: Newborns Prefer Their Mothers Voices / A.J. De Casper, W.P. Fifer // Science. 1980. — V. 208. — P. 1174−1176.
- De Casper, A.J. Human Fetuses Perceive Maternal Speech / A.J. De Casper // Behavior Today. 1985. — V. 56. — P. 1−7.
- De Carr, R. The Prenatal Classroom: A Parents Guide for leaching Their Preborn Baby / R. De Carr, M. Lehrer Atlanta: Humanics Publishing Group, 1992. — 225 p.
- Efron, A. The Sexual Body: An Interdisciplinary Perspective / A. Efron // The J. of Mind and Behavior. 1995.-V. 6.-P. 118−121.
- Engen, T. Decrement and recovery of responses of olfactory stimule in the human neonat / T. Engen // J. Comparative Phisiol. and Psychol. 1965. — V. 59. — P. 312−316.
- Erickson, E. Childhood and society / E. Erickson. Granada: Triad, 1977. -189 p.
- Ferreira, A.J. The Pregnant Woman’s Emoyional Attitude and its Reflection on the Newborn / A.J. Ferreira // American J. of the orthopsyhiatry. 1960. — V. 30. -P. 553−556.
- Fifer, W.P. Neonatal Preference of Mothers Voice / W.P. Fifer // Perinatal development: a psychological perspective. N.Y.: Acad. Press, 1987. — P. 111−115.
- Fries, M.E. Longitudinal Study: Prenatal Period to Parenthood / M.E. Fries // J. of the American Psychoanalytic Association. 1977. — V. 25. — P. 115−140.
- Hepper, P. Newborn and fetal response to Maternal Voice / P. Hepper, S. Shahidullah // J. of Reproduction and Infant Psychology. 1993. — V. 11. — P. 147 153.
- Herrenkokl, L.R. The Anxiety-Pron Personality: Effects of Prenatal Stress on the Infant / L.R. Herrenkokl // The Biology of Anxiety / Ed. R.I. Mathew. N.Y.: Drunner Marel, 1982.-P. 51−86.
- Humphrey, T. Functions of the Neurous System During Prenatal Life / T. Humphrey // Physiology of the Perinatal Period / Ed. Uwe Stave. N.Y.: Appleton -Century Crofts, 1970. — V. 2. — P. 754−789.
- Klein, M. Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant / M. Klein. London: Virago Press. — 1988. — 94 p.
- Louis, G. The motherhood report: How women feel about being mother / G. Louis, E. Margolis. N.Y. — 1987. — 231 p.
- Murray, L. The impact of maternal depression on infant development / L. Murray // Dal Nascere al devenire nella realia e nella fantasia. Turin: Turin University Press, 1990.-V. 12.-P. 163−174.
- Panthuramphorn, Ch. Prenatal Infant Stimulation Program / Ch. Panthuramphorn // Prenatal Perception. 1994. — P. 187−220.
- Phoenix, A. Motherhood: Meanings, practices and ideologies / A. Phoenix, A. Woollett, E. Lloyd // Gender and psychology. L. — 1991. — P. 355.
- Pines, D. Pregnancy and motherhood: Interaction between fantasy and reality / D. Pines // Brit. J .Med. Psychol. 1972. — V. 45. — P. 333−343.
- Piontelli, A. From Fetus to Child: An Observation Psychoanalytic Study / A. Piontelli. L.: Tavistoch Routled, 1992. — 412 p.
- Piontelli, A. Prenatal Life and Birth as Reflected in the Analyses of a 2-year-old Psychotic Girl / A. Piontelli // Internat. Rew. of Psychoanalysis. 1988. — V. 15. -P. 73−81.
- Raphael-Leff, J. Facilitators and regulators Two approaches to mothering / J. Raphael-Leff// Brit. J. Med. Psychol. 1983. — V. 56. — № 4. — P. 379−390.
- Reading, A.E. Impact of fetal testing on maternal anxiety / A.E. Reading, L.D. Piatt // J. Reprod. Med. 1985. — V. 7. — P. 907−910.
- Shereshfsky, P. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adaptation / P. Shereshfsky, L. Yarrow. № 1. — 1973. — 201 p.
- St-Andre, M. Psychotherapy during pregnancy: opportunities and challenges / M. St-Andre // J Psychother. 1993. — V. 47(4). — P. 572−590.
- Stein, A. The relationship between postnatal depression and mother child iteraction / A. Stein, D. Gath, J. Bucher // British Journal of Psychiatry. 1989. — P. 46−52.
- Stern, D. The first relationship: Infant and mother / D. Stern. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1977. — 274 p.
- Straker, M. Psychological factors during pregnancy and childbirth / M. Straker // Can. Med. Assoc. J. 1954. -V. 70 (5). — P. 510−514.
- Verny, Th. Pre and Perinatal Psychology: Am Introduction / Th. Verny. N.Y.: Human Science Press, 1987. — 225 p.
- Verny, Th. The Secret Life of the Unborn Child / Th. Verny. Dell, 1986. -P. 364.
- Ward, A.J. Prenatal stress and childhood psychopathology / A.J. Ward // Child Psychiatry and Human Development. 1991. — V. 22. — P. 97−110.
- Wieder, S. Identifying the multy-risk family prenataly: Antecedent psychological factors and infants developmental trends / S. Wieder // Infant-Mental Health J. 1983. -V. 4. -№ 3. — P. 165−201.
- Winnicott, D. Babies and their mothers / D. Winnicott. London: Free Association Books, 1988.-216 p.
- Zdziennicki, A. Fear as a risk factor in perinatology / A. Zdziennicki // Wiad. Lek. 1994.-V. 47 (17−18). — P. 698−699.
- Клинико-психологическая характеристика типов отношенияк беременности
- Гармоничный тип отношения к беременности
- Отношение к родам ответственное, оптимистичное, присутствует чувство уверенности в собственных силах для благополучного проживания периода родов.
- Отношение к врачам позитивное, доверительное. Женщина настроена на сотрудничество с врачом при ведении ее беременности. Присутствует чувство ответственности при отношении к своему здоровью.
- Эргопатический тип отношения к беременности
- Сохраняют прежнюю активность в общении. При этом занятости работой и делами часто уделяется большее внимание, чем общению.
- С наступлением беременности характер отношений с близкими, как правило, не изменяется. При этом женщина часто не считает необходимым быть окруженной их вниманием, опекой и заботой.
- Эмоциональное состояние не отличается от обычного (вне беременности), либо его динамика по триместрам беременности существенно не выражена. Общий эмоциональный фон привычный, способствующий активному образу жизни.
- Тревожный тип отношения к беременности
- Наступление беременность вызывает сложное сочетание эмоций тревоги, волнения и радости. В целом эмоциональное отношение к беременности позитивное, сомнения по поводу необходимости сохранения ребенка не характерны.
- Представления о вынашиваемом ребенке часто отражаются в многочисленных и развернутых высказываниях, имеющих содержание тревожного характера. В суждениях часто присутствуют опасения за благополучное течение беременности и состояние ребенка.
- По мере приближения срока родов усиливается общее беспокойство. Отношение к родам тревожное, формирование психологической готовности к родовому периоду затруднено из-за проблем в эмоциональной регуляции своего поведения.
- Отмечаются два наиболее часто встречающихся варианта этого типа отношения к беременности
- Отношение к родам тревожное, повышенно-ответственное, с чувством неуверенности в собственных силах и возможностях своего организма сделать все для благополучного исхода родов и рождения здорового ребенка.
- Инфантильный эйфорнческнй тип отношения к беременности
- Инфантильный эйфорический тип предполагает поверхностное, легковесное отношение к беременности, недооценку, игнорирование особенностей нового состояния. Сосредоточенность на беременности недостаточная. Ценность беременности мало осознаваема.
- Эмоциональная реакция на наступившую беременность положительная, яркая, экзальтированная.
- Соматические признаки беременности невыраженные, симптомы токсикоза, как правило, не проявляются или очень слабые. Отношение к шевелениям плода невнимательное, поверхностное.
- Эмоциональный фон, как правило, повышен, не зависимо от обстоятельств и текущей ситуации. Отсутствует динамика эмоционального состояния по триместрам беременности.
- Общение с ребенком либо не реализуется, либо поверхностное, без целенаправленного стремления ощутить и понять состояния ребенка, особенности его жизнедеятельности.
- Отношение к родам в период беременности поверхностное, легковесное, эйфоричное. При родах может наблюдаться психофизическая неготовность женщины, вялость родовых процессов, требующая медицинской стимуляции.
- Отношение к врачам и их рекомендациям легковесное, несерьезное, инфантильное. Взаимодействие с медицинскими работниками не воспринимается как необходимое.
- Эгоцентрический тип отношения к беременности
- Образ жизни во время беременности не изменяется или изменяется незначительно. Отказа от привычных развлечений не происходит. Все поведение женщины направлено на удовлетворение эгоцентрических интересов.
- Эмоциональный статус нестабилен и непрогнозируем, зависим от внимания окружающих. Возможны признаки эйфорического состояния. При наличии недомогания происходит преувеличение симптоматики.
- Рекомендации медицинских специалистов выполняются также непоследовательно: в зависимости от эгоцентрических желаний, формально.
- Конфликтный тип отношения к беременности
- Взаимодействие с близкими при таком типе характеризуется противоречивостью: с одной стороны присутствует зависимость от них, с другой близкие вызывают чувства недовольства и раздражения.
- Отношение к беременности положительное, однако, конфликтная позиция женщины затрудняет и препятствует полноценному сосредоточению на вынашиваемом ребенке, общению с ним, формированию образа ребенка, достижению психологической готовности к родам.
- Эмоциональный фон нестабильный. Состояние характеризуется склонностью к повышенной истощаемости нервной системы и утомляемости.
- Эмоциональная реакция на наступившую беременность отрицательная. Симптомы токсикоза, как правило, выражены интенсивно, переживаются мучительно. Шевеления плода доставляют неприятные, болевые ощущения, сопровождаются неудобством, брезгливостью.
- Отношение к родам отрицательное. В предродовом и родовом периодах возможны острые депрессивные эпизоды.
- Дисфорический тип отношения к беременности является фактором риска девиантного материнства.
- Опросник «Тип отношения к беременности"1. Инструкция.
- Мое самочувствие зависит от того, как ко мне относятся мои близкие.
- Мое самочувствие прекрасное.
- На протяжении беременности у меня бывает плохое самочувствие с приступами раздражительности.
- При беременности я чувствую себя достаточно комфортно.
- После того, как я забеременела, мое самочувствие значительно ухудшилось.
- Считаю, что самочувствие беременной женщины дает основание позволить себе капризничать.
- В период беременности я чувствую себя бодрой и активной во всем.
- С наступлением беременности у мен я появилось больше поводов для беспокойства о своем здоровье.
- Думаю, что мое самочувствие такое же, как и у любой беременной женщины.
- Я беспокоюсь по поводу любых появляющихся у меня неприятных ощущений.
- Беременность не мешает моей работоспособности.
- В последнее время я переживаю из-за своей несдержанности.
- Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне, прежде всего, как к беременной.
- Я чувствую себя намного лучше, чем до беременности.
- Когда я думаю о своей беременности, мое самочувствие заметно ухудшается.
- После наступления беременности меня преследуют опасения возможного ухудшения самочувствия.
- Ни одно утверждение мне не подходит.2. Настроение
- С наступлением беременности я стала более чувствительной.
- В период беременности мое настроение бодрое.
- Я часто беспокоюсь за ребенка, беременность и роды.
- Мое настроение достаточно спокойное и ровное.
- При беременности мое настроение праздничное, не омрачаемое никакими проблемами.
- С самого начала беременности я чувствую напряжение и часто эмоциональную подавленность.
- На протяжении всей беременности меня не покидает ощущение счастья.
- После того, как я забеременела, ничто не способно омрачить мое прекрасное настроение.
- Бывает, что я не могу сдержать свое раздражение и недовольство.
- Меня тревожит, что вне дома я чувствую себя уязвимой и незащищенной.
- На протяжении беременности у меня не бывает плохого настроения.
- При беременности я стараюсь избегать тревожных мыслей и переживаний, потому что мое настроение влияет на ребенка.
- Мое настроение не влияет на мою работоспособность.
- Во время беременности я могу сорваться на ком-либо по малейшему поводу.
- Мое настроение портится, если из-за беременности мне приходится чем-либо жертвовать.
- После наступления беременности я часто испытываю недовольство и злость на других.
- Ни одно утверждение мне не подходит.3. Отношение к ребенку
- Я уверена, что ребенок будет чувствовать себя прекрасно на протяжении всей моей беременности.
- Мне нравится поглаживать живот и общаться с ребенком.
- Я думаю, что мой ребенок уже сейчас не мешает вести мне активный образ жизни.
- Избыточное внимание окружающих к моей беременности может нанести вред моему ребенку.
- Я очень хочу иметь своего ребенка, даже если кто-то считает, что иногда я сама еще как ребенок.
- После наступления беременности я считаю, что ребенок доставляет мне хлопот не меньше, чем радости.
- Я очень беспокоюсь о том, хватит ли у меня сил и здоровья выносить и родить ребенка.
- Большая занятость работой (учебой) не оставляет мне времени думать о ребенке и беременности.
- Бывает, что я сомневаюсь в том, что мне нужен ребенок, и впоследствии сожалею об этих мыслях.
- Думаю, ребенок шевелится во мне потому, что ему плохо.
- Если мне кто-то или что-то действует на нервы, то со зла я могу сделать что-нибудь даже во вред своему ребенку.
- Сейчас я делаю все, что положено делать при беременности, не думая о будущем своего ребенка.
- С самого начала беременности ребенок для меня полноправный член семьи.
- Иногда то, что ребенок напоминает мне о своем существовании, вызывает у меня неприятные чувства.
- Понимаю, что я мое беспокойство за ребенка в основном беспочвенно и излишне.
- Бывает, что у меня не хватает терпения спокойно реагировать на поведение ребенка во мне.
- Ни одно утверждение мне не подходит.4. Отношение к родам
- Я уверена, что никто не сможет упрекнуть меня за то, как я буду рожать.
- Я беспокоюсь, что проблемы со здоровьем во время беременности могут проявиться при родах.
- Я надеюсь, что роды не повлияют на мою привычную активность.
- Роды для меня это боль и трудности, а для окружающих — повод для радости.
- Считаю, что в родах важно думать о ребенке и всячески помогать ему.
- Когда я думаю о родах, то боюсь их.
- Ожидание радости от рождения ребенка компенсируют все связанные с родами неприятности.
- По мере приближения срока родов мысли о них подавляют и угнетают меня.
- Я буду думать о родах тогда, когда придет для этого время.
- Женщина должна хорошо подготовиться к родам, так как от этого зависит их исход.
- После родов для меня самым важным будет быстро восстановить мою привычную работоспособность.
- Считаю несправедливым то, что только матери ребенка приходиться страдать при родах.
- Опасаюсь, что возможные осложнения во время родов повредят моему ребенку.
- Меня раздражают советы близких по поводу предстоящих родов.
- Боюсь, что мое здоровье не позволит справиться с возможными трудностями во время родов.
- Мой образ жизни не дает повода думать о предстоящих родах.
- Ни одно утверждение мне не подходит.5. Отношение к врачам
- Я беспокоюсь, что при моей беременности врачи недооценивают состояние моего здоровья.
- Иногда меня раздражают рекомендации врачей, даже если я понимаю необходимость их соблюдения.
- Считаю, что лучшим моим консультантом на протяжении всей беременности может быть только врач.
- Я считаю, что активный образ жизни при беременности не дает поводов для лишних обращений к врачам.
- Боюсь, что из-за недостаточного внимания врачей к моему состоянию у меня будут осложнения беременности.
- Я рада, что моя беременность проходит прекрасно и не требует вмешательства врачей.
- Я думаю, что мое правильное поведение в период беременности поможет мне обойтись без помощи врачей.
- Думаю, что с моей беременностью лучше всего было бы наблюдаться и рожать у самого известного врача.
- Думаю, что врачи перестраховываются, когда рекомендуют беременным ограничить свою активность и меньше заниматься привычными делами.
- Я считаю, что добровольное регулярное наблюдение у врача является правильным для каждой беременной женщины.
- И. Я выхожу из себя, когда сталкиваюсь с невнимательностью и недобросовестностью в работе врачей и акушерок
- Врачи очень внимательно и доброжелательно относятся ко мне в период беременности.
- Иногда я раздражаюсь и обижаюсь на врачей, если они не соглашаются с моим мнением.
- Врачи должны с вниманием относиться к обращению беременных к ним при любом изменении их самочувствия или поведения ребенка.
- Конфликты медицинского персонала с беременными происходят потому, что для врачей результаты обследования и соблюдение приказов важнее, чем человечное отношение к беременным.
- Любое посещение врача дополнительный повод для тревог и беспокойства.
- Ни одно утверждение мне не подходит.6. Отношение к мужу
- Мой муж поддерживает меня в стремлении быть такой же активной и бодрой, как и до беременности.
- Боюсь, что интерес моего мужа ко мне уменьшится из-за неизбежного ухудшения здоровья после беременности и родов.
- Я постоянно чувствую поддержку мужа.
- Мой муж изменил свое отношение ко мне из-за моего изменившегося внешнего вида и поведения в период беременности.
- Поведение мужа в период моей беременности меня иногда раздражает и может быть причиной скандала.
- Мы с мужем вместе радостно ждем ребенка и уже готовимся к его рождению.
- Мой муж помогает мне делать мои дела, от которых я не отказалась, не смотря на беременность.
- Я делаю все, чтобы сохранить привлекательность для своего мужа даже в период беременности
- У меня есть основания беспокоиться, что после родов отношение мужа ко мне изменится не в лучшую сторону.
- Я выхожу из себя, когда мой муж относится к нашему будущему ребенку не так, как я бы хотела.
- Мое отношение к мужу только улучшилось от того, как он относится к моей беременности и нашему будущему ребенку.
- Мой муж с пониманием относится к тому, что я иногда срываю свое плохое настроение на нем.
- Опасаюсь, что из-за моего беспокойства о здоровье в период беременности мой муж может отдалить от меня.
- Мой муж ведет себя в период моей беременности безупречно.
- Меня раздражает, что мой муж стал меньше понимать меня с наступлением беременности.
- Мой муж доставляет мне удовольствие, выполняя все мои пожелания и заботясь о нас с ребенком.
- Ни одно утверждение мне не подходит.7. Отношение к близким
- Мои близкие вместе со мной радуются моей беременности.
- Каждая беременная женщина должна получать такую же поддержку и заботу со стороны близких, которую оказывают мне.
- Мои близкие часто волнуются по поводу того, что беременность не уменьшила мою активность и увлеченность делами.
- Мои близкие часто считают, что я встревожена и взволнована.
- Меня раздражает и возмущает, что близкие навязчиво интересуются моим самочувствием.
- С наступлением беременности я стала острее реагировать на невнимание близких.
- Мои близкие не участвуют в решении моих проблем, потому что знают, что я чувствую в себе силы сделать их самостоятельно.
- Я никогда не оставлю без ответа, если мои близкие не делают скидок на мою беременность.
- Мои близкие разделяют мое беспокойство по поводу беременности.
- Мои близкие стали счастливыми людьми благодаря моей беременности.
- Мои близкие разделяют мои чувства по поводу беременности.
- Я считаю, что для моих близких моя беременность такое же знаменательное событие, как и для меня.
- Я раздражаюсь, если мои близкие начинают давать советы и пожелания по поводу моей беременности даже, если они это делают из лучших побуждений.
- Мои близкие всегда должны быть в курсе всех возможных осложнений при моей беременности и родах.
- Меня раздражает непонимание близкими людьми моего положения беременной женщины.
- Не все близкие мне люди понимают, что беременные нуждаются в особом внимании.
- Ни одно утверждение мне не подходит.8. Отношение к окружающим
- Мои контакты с окружающими ограничены из-за большой повседневной занятости.
- Мне неприятно, если я становлюсь свидетелем обсуждения окружающими моей беременности.
- С наступлением беременности я по-прежнему много и с удовольствием общаюсь с окружающими.
- Окружающие стали осторожно общаться со мной из-за опасения вызвать мое недовольство ими.
- Даже общение с другими людьми не может отвлечь меня от опасений за свое здоровье и здоровье ребенка.
- Думаю, что среди моего окружения всем приятно смотреть на беременных женщин.
- Сейчас я считаю, что моя работа (учеба) приносит мне больше пользы, чем привычное общение с окружающими.
- Окружающие часто мне говорят, что я слишком много беспокоюсь и переживаю за беременность.
- Окружающие меня люди по себе знают, что в настоящее время я не расположена к общению из-за моего настроения.
- Думаю, что окружающие так же рады моей беременности, как и я.
- Я испытываю гордость от правильной оценки окружающими моей особой роли беременной женщины.
- Я испытываю потребность побыть наедине и «пообщаться» с находящимся в животе ребенком, даже если мне комфортно с окружающими.
- Бывает, что внезапная раздражительность мешает мне общаться с людьми.
- Считаю, что моя беременность не повод для того, чтобы я осталась без привычного внимания и общения с окружающими.
- Меня злит и раздражает, когда окружающие интересуются моей беременностью и моим будущим ребенком.
- Общение с окружающими позволяет мне справиться с тревожными мыслями о беременности и родах.
- Ни одно утверждение мне не подходит.
- Отношение к образу жизни в период беременности
- С наступлением беременности я вынуждена постоянно прислушиваться к изменениям в своем организме и подстраивать под них свою жизнь.
- Я уверена, что тот обычный образ жизни, который я вела раньше, не повредит течению беременности.
- Беременность не должна мешать женщине делать все то, что она делала раньше.
- Мне интересно беседовать с другими женщинами на темы о беременности и родах, прочитанные мною в журналах и книгах.
- Мне не хватает терпения соблюдать предписанный мне врачами и близкими режим.
- После наступления беременности я стала замечать, что мое состояние стало больше совпадать с тем, что написано в гороскопах.
- Никакие запреты не мешают мне позволять себе вкусные, но не всегда полезные для беременных продукты.
- Я не считаю для себя нужным и полезным вести принятый для беременных образ жизни.
- Я стала лучше понимаю роль женщины в нашей жизни только после того, как сама стала беременной.
- Только будучи беременной, я понимаю, что окружающая среда создает слишком много поводов для беспокойства женщины.
- Я не считаю, что беременные женщины должны отказывать себе в том, что раньше доставляло им удовольствие.
- Беременность помешала мне выполнить то, что я считала нужным сделать в своей жизни.
- Считаю, что ограничения в жизни при беременности лучше всего помогает быть здоровой.
- Моя повседневная занятость приводит к тому, что я часто забываю о своей беременности.
- Жизнь беременной женщины дает слишком много поводов и оснований для того, чтобы чувствовать себя утомленной.
- Беременная женщина имеет право получать все, чего пожелает.
- Ни одно утверждение мне не подходит.
- Отношение к образу жизни после родов
- Я считаю преждевременным думать о том, как у меня будет складываться кормление грудью.
- Моя занятость повседневными делами не оставляет мне времени подумать о том, как будет складываться моя жизнь после родов.
- Я переживаю, что после родов из-за моего здоровья у меня будет мало молока.
- Я считаю, что кормление грудью в наше время является самым важным для развития ребенка.
- Думаю, что после родов я долгое время буду чувствовать себя утомленной и уставшей.
- Я не буду никому лишний раз показывать своего малыша из-за опасения, что другие люди могут нанести ему вред.
- Я считаю, что кормление грудью создает современной женщине много проблем.
- Я уверена, что рождение ребенка сделает меня совершенно счастливым человеком.
- После родов беременной женщине необходимо как можно быстрее вернуться к работе, не смотря на возможные проблемы с кормлением ребенка грудью.
- Хочу, чтобы ребенок быстрее подрос и не требовал пристального контроля и внимания.
- Я опасаюсь, что после рождения ребенка могу не справиться с уходом за ним.
- Я хочу, чтобы все мои близкие и родные всегда помогали мне в уходе за моим ребенком.
- Мне не понимаю, как стирка пеленок, уход за ребенком и его гигиеной может вызывать положительные эмоции.
- Лучше не думать о том, что будет после родов и наслаждаться тем, что ребенок пока еще во мне.
- Опасаюсь, что после родов естественные усталость, истощенность и апатия не позволят мне оказывать необходимое внимание ребенку.
- Я очень хочу кормить своего ребенка грудью, но беспокоюсь, что с этим могут быть какие-либо проблемы.
- Ни одно утверждение мне не подходит.
- Регистрационный бланк к методике «Тип отношения к беременности"1. ФИО1. Возраст1. Срок беременности
- Состояние здоровья: здоровадиагноз
- Темы Номера выбранных утверждений1 Самочувствие2 Настроение3 Отношение к ребенку4 Отношение к родам5 Отношение к врачам6 Отношение к мужу7 Отношение к близким8 Отношение к окружающим
- Отношение к образу жизни во время беременности
- Отношение к образу жизни после родов