Психологические условия организации психолого-педагогического пространства Центра детского развития
Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на III Всероссийской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО (Москва, 2002) — III Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии образования» (Н.Новгород, 2004), II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 2005… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Анализ содержательных и организационных характеристик деятельности психологической службы образования
- 1. 1. Теоретический обзор современных концепций образования
- 1. 2. Функции, структура и цели деятельности современной психологической службы образования
- 1. 3. Особенности функционирования психологических центров как службы сопровождения процесса детского развития
- 1. 4. Содержательная сущность профессиональной компетентности специалистов системы образования
- ГЛАВА 2. Концептуальные основы организации системы интегративного взаимодействия субъектов психолого-педагогического пространства Центра детского развития
- 2. 1. Актуальные проблемы концептуального обеспечения деятельности Центра детского развития
- 2. 2. Методологические основы организации психолого-педагогического пространства и характеристика деятельности Центра детского развития
- ГЛАВА 3. Модель деятельности Центра детского развития как системы организации психолого-педагогического пространства и содержание деятельности его субъектов
- 3. 1. Описание системы развивающего психолого-педагогического пространства Центра как службы сопровождения процесса детского развития на разных ступенях онтогенеза
- 3. 2. Организация содержания и форм интегративного взаимодействия специалистов с родителями в условиях психолого-педагогического пространства Центра
- 3. 3. Психолого-педагогические аспекты совершенствования профессиональной компетентности субъектов психологопедагогического пространства Центра
- ГЛАВА 4. Анализ результатов экспериментального исследования развития субъектов психолого-педагогического пространства как оценка эффективности модели деятельности 206 Центра детского развития
- 4. 1. Цели, задачи и методы экспериментального исследования
4.2 Результаты исследования показателей психологического здоровья детей на разных этапах онтогенеза и уровня сформированности компетентности субъектов психолого-педагогического пространства на- этапе констатирующего эксперимента.
4.3 Результаты экспериментального исследования развития субъектов психолого-педагогического пространства по итогам реализации модели деятельности Центра.
ГЛАВА 5. Концепция деятельности кафедры психологии и педагогики, осуществляющей научно-методическое обеспечение деятельности Центра в условиях закрытого города.
5.1 Интегративная психолого-педагогическая структура совместной деятельности кафедры психологии и педагогики вуза и Психологического центра детского развития
5.2 Психологический центр детского развития как ресурсный центр психологической службы образования в условиях закрытого города.
Список литературы
- Абасов З.А. Кризис образования: поиск новой парадигмы // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2004. — № 11. — С. 3−6.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Абрамова Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология учителя. М.: Педагогика, 1989. — 138 с.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 128 с.
- Авво Б.В. Возможности школы как образовательной системы в повышении профессиональной компетентности учителя: Дис. канд. пед. наук. — СПб., 1999.
- Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя (Монография). Красноярск: КГУ им. В. П. Астафьева, 1998. — ЗЮ'с.
- Акимова А.К. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — С. 37−44.
- Александровская Э.М. Психолого-медико-социальный центр в системе образования // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам московского комитета образования. Выпуск 1. -1998.-С. 51−53.
- Александровская Э.М., Айрапетянц В. А. Выбор образовательного маршру-" та (психодиагностический аспект) // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. Выпуск 1. — 1998. — С. 40−42.
- Александровская Э.М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 206 с.
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. -СПб.: Речь, 2007.-224 с.
- Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 116−120.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Андреев A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философ-ско-методологического анализа // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 19−27.
- Андриенко Е.В. Психолого-педагогические, основы формирования профессиональной зрелости учителя. Новосибирск: НГПУ, 2002.-266 с.
- Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: Автореф. дис. канд. псих. наук. Казань, 2000.
- Андрюхина JIM. Региональная политика, культура .и содержание//Региональная политика: проблемы образования. Екатеринбург: УГУ, 1995.-С. 107−129.
- Анисимова М.И. Профессиональный отбор инженеров-испытателей//Материалы научной конференции. Саров: СГТ, 2005. — С. 1216.
- Анисимова O.A. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 2002.
- Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 2. — С. 8−18.
- Арапик В.А. Стратегии достижения профессионализма: Дисс. канд. псих, наук. -М., 1998.
- Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на* самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 61 -77.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 105 с.
- Асмолов А.Г., Кондаков A.M. Образование России: от «культуры полезности» к «культуре достоинства» // Педагогика. — 2004. — № 7. — С. 3−11.
- Асмолов А.Г., Марцинковская Т. Д., Умрихин В. В. Из истории репрессированной науки // Педология: новый век. 2000. — № 1. — С. 16−20.
- Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школы в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1995.
- Афасижев Т.И., Тхакушинов А. К. Гуманизация образования // Социологические исследования. 1995. — № 5. — С. 110−112.
- Ахмерова А.Ф. Развитие профессиональной компетентности студентов вузов коммуникативными средствами: Дис. канд. пед. наук. М., 2004.
- Ахулкова А.И. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа: Дис. канд. пед. наук. Орел, 2004.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. -СПб.: Союз, 2002. 271 с.
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. — № 11.-С. 3−13.
- Байденко В.И., Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.-445 с.
- Бездухов В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические, проблемы становления педагогической компетентности учителя: Монография-. Самара: СамГПУ, 2001.- 132 с.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. — 461 с.
- Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии. — М.: Высшая школа, 2003. 64с.
- Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. -М.: Совершенство, 1998. 192 с.
- Библер B.C. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. -М.: Наука, 1997. 124 с.
- Битянова М.Р. Окружной центр и школа: перспективные формы сотрудничества // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. Выпуск 1. -1998.-С. 84−86.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1998.-298 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. -Т.1.-304 е.- - Т.2. -399 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 347 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.-256 с.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. -2006. -Т.27. № 1. — С. 122−131.
- Божович Е.Д. Психодидактические вопросы развития школьника как субъекта учения // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е. Д. Божович. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2000. — С. 6−25.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1984. 464 с.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
- Бондаревская Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−52.
- Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. 2007. -№ 6. — С. 3−10.
- Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. -1993. № 1. — С.63−67.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 392 с.
- Бурмистрова Е.В. Организационные принципы построения ЦПМСС // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. Выпуск 1. -1998.-С. 106−108.
- Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2006. 96 с.
- Валицкая А.К. Философские основы современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−20.
- Вачков И.В., Дерябо С. Д. Окно в мир тренинга: Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. -272 с.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. В 2 ч. — М.: Генезис, 2001. — 4.1. — 160 е.- 4.2. — 128 с.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 183 с.
- Веряев A.A., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. 1998. — № 4. — С. 914.
- Виленский В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.
- Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. В. Бурмен-ская, Е. И. Захарова, O.A. Карабанова и др. — Издательский центр «Академия», 2002.-416 с.
- Войтенко Т.П. Развитие субъектной активности в условиях школьного обучения // Психолого-педагогическая наука в практическом современном образовании. В 2 ч. — 4.1. — М.: ПЕР СЭ, 2004. — С. 181−187.
- Волкова E.H. Психология субъектности педагога: Монография. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. 192 с.
- Волкова E.H. Субъектность: философско-педагогический анализ. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. 80 с.
- Володько Н.В. Антропологический принцип построения- психолого-педагогического пространства как службы сопровождения процесса^ детского развития // Гуманизация образования. 2007. — № 9. — С. 112−114.
- Володько Н.В. Личностно-ориентированный диалог в образовательном процессе и его роль в преодолении дезадаптации ребенка к школе: монография. Н. Новгород — Арзамас: АГПИ, 2006. — 147 с.
- Володько Н.В. Методология построения психолого-педагогического пространства как службы сопровождения процесса детского развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2009. — № 4 (18).-С. 25−30.
- Володько Н.В. Основные направления деятельности службы сопровождения процесса детского развития в пространстве психологического центра//Высшее образование. 2008. — № 2! — С. 50−52.
- Володько Н.В. Психологические аспекты совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях психолого-педагогического пространства // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. — № 2. — С. 146−153.
- Врублевская Е.С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности: Дис. канд. пед. наук. М., 2002.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982.-488 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. -1996.-№ 6.-С. 25−31.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / Под ред. А. И. Подольского. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1998.-480 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: Сборник научных трудов / Под ред. Е. В. Шороховой. М.': Наука, 1966. — С. 236−277.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.: Прогресс, 1965.-206 с.
- Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 10−15.
- Глоточкин А.Д. Психологическая компетентность учителя // Высшее педагогическое образование: Проблемы и перспективы: Материалы всесоюзной научно-методической конференции. Прейла (Литва), 24−29 мая 1991 г. М.: Изд-во МГУ, 1991. — С. 36−39.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Горб В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 22−31.
- Григорьева Е.В. Влияние Я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик. Автореф. дис. канд. псих. наук. Сочи, 2000.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31−37.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. — № 4. — С. 22−32.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Давыдов B.B. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 542 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 1419.
- Давыдова О.И., Богославец Л. Г., Майер A.A. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 144 с.
- Данюшенков B.C., Иванова Н. В. Современные представления о социальном пространстве // Педагогика. 2004. — № 9. — С. 28−33.
- Деменева H.H. Формирование педагогического мышления у студентов путем активизации обучения на интегративной основе (на материале подготовки учителей начальной школы): Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1993.
- Денисова O.A. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: Дис. д-ра пед. наук. М., 2007.
- Деркач A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). М.: РАГС при Президенте РФ, 1998. — 178 с.
- Деркач A.A., Орбан Л. Е. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. — 208 с.
- Дерябо С.Д. Диагностический анализ эффективности образовательных сред / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 215 с.
- Дикая Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991.-Т.12.-№ 1.-С. 55−65.
- Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. — № 3. — С. 17−21.
- Дубровина И.В. Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. 2001. — № 2. — С. 83−89.
- Евлампиев И.И. Антропологическая тема в русской философии // Вестник СПбГУ. 1998. — Серия 6. — Вып. 3 (№ 20). — С. 24−29.
- Емельянов Ю.Н. Теоретическое формирование и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. докт. псих. наук. М., 1991.
- Ермолова Т.В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 50−60.
- Ефимова О.И., Михайлова И. В. Модель службы психологического здоровья детей в системе дополнительного образования // Ресурс доступа: http://eburg.firstjob.ru.
- Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психологический журнал. 1980. -Т.1. — № 2. — С. 5−18.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Загора О.Н. Интеграция учебной и практической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности студентов-заочников в колледже. Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
- Захаров А. И Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.-125 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−30.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 35−44.
- Земских Т.В. Первичная психологическая помощь образовательным^ учреждениям // Психолого-медико-социальные центры- и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. Выпуск 1. -1998.-С. 81−84.
- Зимина H.A. Психологические условия оптимизации профессиональной деятельности психолога: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Н. Новгород. 2003.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. — № 11. — С. 14−20.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 1999. — 480 с.
- Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. -2001.- № 6. -С. 9−17.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Институт Психологии РАН, 1994. -237 с.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 18−26.
- Иванова Л.Ф. Интегративная модель развития профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2002.
- Иванова Н.Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 148−157.
- Иванова С.П. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде: Дис. д-ра. психол. наук. М., 2003.
- Ильясов И.И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность? // Вопросы психологии. № 6. -1990. — С. 133−134.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 245 с.
- Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Дис. д-ра психол. наук. М., 2003.
- Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 48−57.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−67.
- Исмагилова А. Г Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 65−72.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — С. 183−185.
- Картанова Т.Е. «Я-образ» учащихся закрытого города // Педагогическое обозрение. 2001. — № 4. с. 42−46.
- Картанова Т.Е. Специфика самосознания молодежи в закрытом социуме: Социально-психологические проблемы развития личности / Материалы Первой Всероссийской научной intemet-конференции. Тамбов: ТГУ, 2001. — Выпуск 4. -С. 14- 15.
- Касьян A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 17−22.
- Кильмяшкина Т.А. Становление профессиональной компетентности специалиста в педагогическом вузе: Дис. канд. псих. наук. Саранск, 2005.
- Кицул Н.С., Ялпаева Н. В. Организация работы реабилитационного центра в условиях малого города // Дефектология. 2004. — № 5. — С. 56−61.
- Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2004. — 240 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 350 с.
- Клюева Т.Н. Концептуальные основы построения региональной психолого-педагогической службы // Прикладная психология. 2001. — № 4. — С. 1−8.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 13−23.
- Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог. 1999. — № 7. — С. 26−32.
- Козырева O.A. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. -№ 2.-С. 48−51.
- Козырева O.A. Условия развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Томск, 2004.
- Колесникова Л.И. Совместное проектирование как фактор профессиональной компетентности преподавателя педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2002.
- Колесникова H.A. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 71−78.
- Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования: Сборник статей / Под ред. В. В. Рубцова. М.: Вен-Мер, 1996. -197 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988.-270 с.
- Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 46 -57.
- Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования’как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. -1995.-№ 6.-С. 9−19.
- Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997.
- Кочнева Е.М. Психологические условия профессионального взаимодействия практического психолога и педагога в едином образовательном пространстве: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004.
- Кошкарова Т.А. Изучение опыта работы школы КРО // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. Выпуск 1. — 1998. — С. 128−130.
- Кричевский В.Ю. Профессиограмма директора школы: Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М. Педагогика, 1987. — 67 с.
- Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника / Под ред. O.A. Конопкина, В. И. Панова. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 248 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1975.-303 с.
- Крутский А.Н. Психодидактика в содержании профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. д-ра пед. наук. Барнаул, 2000.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. -1983. -№ 2.-С. 51−59.
- Кузьмина C.JI. Философия и педагогика: Методологические аспекты истории взаимосвязи // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 8−12.
- Куликов JI.B. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер Бук, 2004. — 463 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. -1983. № 3. — С. 51−61.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 165 с.
- Лаппо Г. М., Полян П. М. Города, сбросившие шапку-невидимку // География. 1999. — № 13. — С. 1−3.
- Лаппо Г. М., Полян П. М. Закрытые города в приоткрытой России // Проблемы расселения: история и современность. М.: ЦИРЗ, 1997. — С. 20−29.
- Лаптева Н.В. Психологические основания проектирования образовательных программ в начальной школе: Дис. канд. психол. наук. М., 2003.
- Лебедева В.П., Панов В. И., Гаврилива C.B., Орлов В. А. Проектирование образовательных систем (теория): Учебное пособие. М.: ЦКФЛ РАО, 2000. -233 с.
- Лебедева H.H., Минеева O.A. Направления социально-психологической помощи родителям // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. -Выпуск 1.-1998.-С. 49−51.
- Левитан K.M. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1991. — 192 с.
- Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения: Учебное пособие для вузов М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 320 с.
- Левитов > Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-343 с. ^
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
- Леонова O.A. Региональное образовательное пространство: предисловие к новым смыслам: Монография. Волгоград: Перемена, 2006. — 260 с.184- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979: — 48 с.
- Леонтьев A.A. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 1.-С. 108−127.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: Монография. Mi: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лисицина H.A. Оптимизация функционирования регионального психолого-педагогического центра: Дис. канд психол. наук. М., 2000:.
- Литвиненко Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 42−47.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- Под ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии / Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
- Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник. М.: Гардарики, 2006. — 287 с.
- Макеенко С.Г. Регулирование социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований в условиях конверсии: Дис. канд. экон. наук. М., 2003.
- Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб: ЛОИРО, 2002. — 156с.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. М., 1994.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979.-С. 253−268.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Просвещение, 1984. 224 с.
- Мироненко И.А. Проблемы интеграции психологического знания в современных педагогических исследованиях // Педагогика. 2004. — № 5. — С. 12−21.
- Митина JI.M. Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагога // Психологическая наука и образование. -2008. № 2. — С. 28−33.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
- Митина JI.M., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2003. — 144 с.
- Мкртычян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2002. — 182 с.
- Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ф. Проблема.периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 84 с.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. — 194 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Мясников В.А. Развитие единого образовательного пространства стран СНГ // Образование и общество. 2003. — № 3 (20). — С. 24−29.
- Мясоед П.А. Антропологический принцип и проблемы, психологии развития // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 122−126.
- Набиева E.B. Формирование исследовательской компетентности студентов-педагогического университета через систему спецкурсов по единой проблеме: Автореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 1999.
- Неводниченко Н.В. Педагогическая практика как средство подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Н. Новогрод, 2005.
- Недбаева C.B. Становление и развитие личностно ориентированной психологической практики в российском образовании: Дис. д-ра психол. наук. М., 2003.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Владос, 2001. — 256 с.
- Никитин Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования: Монография. М.: АПКиПРО, 1999. — 314 с.
- Николина В.В. Профессионально-образовательная среда как средство воспитания будущего учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. -№ 6.-С. 28−31.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование- МГППУ, 2007. — 460 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. 3-е изд., стер. — М.: Тривола, 1998. — 357 с.
- Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. A.A. Бодалева, A.B. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. -М.: Издательский центр «Академия», -2003. 448 с.
- Огарев В.И. Компетентное образование: социальный аспект. СПб.: Питер, 1995.-39 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук- Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. -М.: ООО «АЙ-ТИ-технологии», 2003. — 944 с.
- Орлов В. А., Лебедева В. П. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 20−26.
- Остапчук Н.В. Педагогический анализ процесса становления психолого-педагогической компетентности педагога: на примере вузовской подготовки специалистов дошкольного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
- Павлюченков Е.М. Профессиональное становление будущих учителей // Советская педагогика. -1990. -№ 11. С. 64−69.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика: Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2007. — 352 с.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический7журнал. 1996. — № 4. — С.121−133.
- Пахальян В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С. 103−112.
- Педагогическая «поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр „Академия“, 2006. — 288 с.
- Педагогический поиск / Сост. И. Н. Бажнова. М.: Педагогика, 1987. -544 с.
- Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци- Сост.: В. М. Карин, А. Е. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. -416 с.
- Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приокское книжное издательство, 1994. — 288 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-педагогический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 200 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2001. — 441 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Наука и образование. 1996. — № 3. — С. 100−105.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 88 с.
- Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сборник статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М.: Гар-дарики, 2001. — С. 106−157.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
- Поддьяков А.Н. Философия образования: проблемы противодействия // Вопросы философии. 1999. — № 8. — С. 119−128.
- Поддьяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
- Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога / К. Н. Поливанова // Начальная школа: плюс-минус. 2002. — № 3. — С. 16−20.
- Поливанова К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование. 1998. — № 1. — С.102−106.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 184 с.
- Поливанова К.Н., Ермакова И. В. Образовательная среда урока в разных типах школ // Психологическая наука и образование. 2000. — № 3. — С. 72−80.
- Попованова H.A. Формирование ценностных ориентации студентов педагогического вуза как основа их профессиональной компетентности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2003.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 682 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. — 256с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т.В. Вохмянина- Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр „Академия“, 1999. — 160 с.
- Психологическая служба образования / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. — 592с.
- Психологические центры: Организация, содержание деятельности, документация / Под ред. С. Б. Малых. М.: Генезис, 2007. — 248 с.
- Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учебн. заведений / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др- Под ред. Т. Д. Марциновской. М.: Издательский центр „Академия“, 2001. — 350 с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под ред. М. М. Семаго. М.: Аркти, 2001. — 136 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учебно-методическое пособие / Под ред. О. В. Токарь, Т. Т. Зимаревой, Н.Е. Ли-пай. М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 152 с.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе. М.: Дело, 2002. — 224 с.
- Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е. Д. Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 399 с.
- Райцев A.B. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного ВУЗа: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 2004.
- Реан A.A. Психологическая служба школы: Принципы деятельности и работы с „трудными“. СПб.: Союз, 1993. — 43 с.
- Реан. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Изд-во Удмурдского университета, 1994. — 93 с.
- Реан A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990. — 80 с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. 409 с.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994. — 240 с.
- Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. — № 2 — С. 48−58.
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1990. — № 2. — С.58−65.
- Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. 1984. -№ 10. — С. 100−111.
- Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С». 85−89.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Рубцов В.В. Модель развивающей образовательной среды // Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: ЦКФЛ РАО,. 1996. -С. 37−50.
- Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования // Известия Российской академии образования. 1999. — № 1. — С. 49−58.
- Рубцов В.В. Психологическая служба современной школы (экологическое образование для устойчивого развития) // Экология и жизнь. 2007. — № 10. — С. 32−37.
- Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М.: Педагогика, 1997.-216 с.
- Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросы психологии. 2003. — № 6. — С. 3239.
- Рубцов В В., Селявина Л. К., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. -№ 1. — С. 5−32.
- Салов Ю.И., Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательство Владос-Пресс, 2003. — 256 с.
- Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 244 с.
- Самусенко И.Л. К проблеме сохранения и укрепления психического здоровья населения России // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (2). -2009. Апрель. — С. 114−126.
- Сартан М. Проблемы психологической службы // Школьный психолог.2002.-№ 17.-С. 5.
- СелявинаЛ.К. Организация психолого-социальной помощи детям и подросткам в системе регионального образования: Автореф. канд. псих. наук. М-, 2003.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000. — 263 с.
- Семикин В. В: Психологическая культура в образовании человека: Монография. СПб.: Союз, 2002. — 155 с.
- Семикин В. В- Психологическая культура в педагогическом1 взаимодействии: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 2004:
- Семикин В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагогов // Известия Российского государственного- педагогическогоуниверситета им. А. И. Герцена. 2003. — № 3(6): Психолого-педагогические науки.-С. 124−132.
- Семикин В.В. Психологическая культура и образование / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2002. — № 2(3): Психолого-педагогические науки. — С. 26−36.
- Семин Ю.Н. Интегративность знаний и педагогическая модель ее измерения: Тестовая методика оценки комплексного качества знаний студентов // Проблемы теории и методики обучения. 1999. — № 4. — С. 14−17.
- Сербина Л.Ф. Региональная система обеспечения индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей: Дис. д-ра пед. наук. М., 2007.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Магистр. 1995. — № 3. — С. 52−58.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 3−17.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. M.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. — № 3. ~ С. 25−36.
- Слободчиков В.И., Шувалов A.B. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. -№ 4. -С. 91−105.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. — 366 с.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005. -158 с.
- Собкин B.C., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально профессиональная группа / Под ред. B.C. Собкина. — М.: ЦСО РАС, 1 996 347 с.
- Сорокина Т.М. Интеграция дидактики и психологии как средство формирования методологической позиции учителя // Проблемы интеграции в современном образовании. Самара: СамГПУ, 2001. — С. 124−129.
- Сорокина Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школы: Автореф. дис. докт. псих. наук. -М., 2003.
- Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография. Н. Новгород: НГПУ, 2002.- 168 с.
- Сорокина Т.М., Деменева H.H. Психодидактика. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. — 280 с.
- Софронов В.Н. Закрытые атомные города России полюсы инновационного развития: Дис. канд. экон. наук. — М., 2003.
- Старшинова Т.А., Иванов В. Г. Интегративный подход как основа формирования компетентности // Высшее образование в России. 2009. — № 8. — С. 154−156.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения- Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. -288 с.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев: Радянська школа, 1984. -254 с.
- Сысолятина М.В. Формирование психолого-педагогической компетентности будущих педагогов в образовании // Формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании. Часть 1. Челябинск: Изд-во ЧТУ, 2006. — С. 123−129.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-344 с.
- Татарченкова С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
- Турбовской Я.С. Каким быть будущему учителю: концепция высшего профессионального педагогического образования // Школьные технологии. -2003.-№ 2.-С. 44−53.
- Тухман И.В. Психологические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа: Дис. канд. псих. наук. Н. Новгород, 2007.
- Тухман И.В. Создание педагогом-психологом условий для развития у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности // Педагогическое обозрение. 2003. — № 1. — С. 29−42.
- Улановская И.М. Подход к классификации образовательных сред // Психология и ее приложения. Психология как профессия (исследователь, практик) / Ежегодник Российского психологического общества. 2002. — Т.9: — Выпуск 3. -С. 156−157.
- Улановская И.М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. -1998. № 1. -С. 18−24.
- Ульенкова У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1982. -№.- С. 46−50.
- Ульенкова У.В. Профессиональная подготовка психологов .образования сегодня: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы. психологии образования: Материалы Второй региональной научно-практической' конференции.
- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. С. .209−212. .
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития: Монография. -М.: Педагогика, 1990. 84 с.
- Ульенкова У.В., Дмитриева Е. Е. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы решения // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. — № 4. — С. 5−12.
- Ульенкова У.В., Кисова В. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2001. — № 1. — С. 26−33.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учеб. пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2001.- 196 с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 176 с.
- Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. -368 с.
- Усова Е.С. Проблемы взаимодействия практического психолога с педагогами школ // Актуальные проблемы практической психологии образования. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. — С. 45−48.
- Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий / Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев: Випол, 1993. — 96 с.
- Ушинский К.Д. Избранные труды: В 4 кн. Кн. З: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Сост. Э. Д. Днепров. — М.: Дрофа, 2005. — 557 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития, личности: Избранные труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999.-672 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 338 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М.: МПСИ: Флинта, 1997. 160 с.
- Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесс образования: Монография. М.: МПСИ, 2009. — 16 с.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Фридман Л.М. О концепции школьной психологической, службы // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 97−107.
- Фролов Ю. В. Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. -С. 34−41.
- Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление: Материалы научно-практической конференции. Красноярск: КГУ, 2003.-С. 41−44.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития (школа взросления) // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 2431.
- Харитонова Т.Г. Психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном*учреждении: Автореф. дис. канд. псих. наук. Н. Новгород, 2004.
- Хозиева M.B. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В .Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 304 с.
- Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: Учебное пособие. Изд. 2-е / Ред.-сост. Г. В. Бурменская. — М.: МПСИ, 2008. — 656 с.
- Худякова И.В. Правовое положение закрытых административно-территориальных образований: Дис. канд. юрид. наук. Казань, 2003.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. -№ 2.-С. 58−64.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
- Цветкова JI.C., Семенович A.B., Котягина С. Н., Гришина Е. Г., Гогбера-швили Т.К. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие- Под ред. JI.C. Цветковой. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-265 с.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии 1998. — № 3 — С. 17−31.
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис. д-ра псих. наук. М., 1992.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995. — 288 с.
- Чиркова Т.И. О профессиональном сознании психологов и осмыслении ими своих позиций по отношению к педагогической практике // Психологическая наука и образование. 2003. — № 2. — С. 44−51.
- Чиркова Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: Автореф. дис. д-ра. псих. наук. М., 1999.
- Чистякова С.Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения: Пособие для учителя / Под ред. С. Н. Чистяковой. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 161 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: Столетие, 1995. — 189 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1982. 94 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. — 315с.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
- Шендрик И.Г. Самоорганизация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. 2004. — № 4. — С. 36−42.
- Шепель В.М. Человедческие технологии: сущность и перспективы // Мир образования образование в мире. -2001. -№ 4. — С. 210−212. ,
- Шипицина Л.М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995. — 80 с.
- Шишов С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. -№ 2.-С. 58−62.
- Шувалов A.B. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. 2001. -№ 6. — С. 66−79.
- Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 34−43.
- Щедровицкий Г. Л., Розин В. М., Непомнящая Н. И., Алексеев Н. Г. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 415 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 199.- 192 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 168 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -484 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-63 с.
- Эриксон Э. Детство и общество- Пер., науч. ред., примеч. А. А. Алексеева. -2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Речь, 2002. — 416 с.
- Яблокова Е.А. Организация и функционирование психолого-акмеологической службы // Основы общей и прикладной акмеологии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. — 192 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Издание 2-е. — М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 160 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. М.: Новая школа, 1996.- 352 с.
- Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / Отв. ред. С. А. Ушаков. М.: Сентябрь, 2000. — 128 с.
- Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев: Освгга, 1993. — 208 с.
- Albert L. Cooperative Discipline. Minnesota: American Guidens Service, 1990, 182 p.
- Allport G.W. Pattern and Growth in Personality Harcourt College Publishers. -NY: Addison-Wesley, 1963. 608 p.
- Anolik S.A. Family influences upon delinquency: biosocial and psychosocial perspectives //Adolescence. 1983. — Vol. 18 (71). — P. 489−498.
- Claesson S. The Teacher Inside the Student Teacher (Sweden) // Педагогическое образование и подготовка учителя по многоуровневой системе в Европе и США: Материалы международной конференции. М.: ГКТТТВ, 1993. — С. 33−34.
- Farren С. Who’s Running Your Career? Creating stable work in unstable times. -Bard Press, 1997.-286 p.
- Hiang N.J. Diary-Writing for Self-Reflection // The Teacher Trainer. 1998. Vol. 12 (2).-P. 14−16.
- Jimerson S.R., Oakland T. D., Farrell P.T. The Handbook of International School Psychology. Sage Publications, Inc.: 1 edition, 2006. — 568 p.
- Johnson D., Johnson R. Constructive Conflict in the Schools // Journal of Social Issues. 1994. — Vol. 50 (1). — P. 117−137.
- Johnson M. Prospects for Structural Reform in Education in the USA // Педагогическое образование и подготовка учителя по многоуровневой системе в Европе и США: Материалы международной конференции. М.: ГКТТТВ, 1993. — С. 29−30.
- Kalivas D. The Curriculum: Problems // Педагогическое образование и* подготовка учителя по многоуровневой системе в Европе и США: Материалы международной конференции. М.: ГКШВ, 1993. — С. 190−192.
- Maslow А.Н., Lowry R., Toward A. Psychology Of Being, 3rd Edition. John Wiley & Sons, 1998. — 320 p.
- Maslow A.H., Robert F., Fadiman J. Motivation and Personality Third Ed. NY: Addison-Wesley, 1987.-293 p.
- Oakland T. D., Cunningham J.L. A Survey of School Psychology in Developed and Developing Countries // School Psychology International. 1992. — Vol. 13 (2). -P. 99−129.
- Oakland T.D., Cunningham J.L. The Futures of School Psychology: Conceptual Models for its Development and Examples of Their Applications // C.R. Reinolds, T.B. Gutkin / The Handbook of School Psychology 3 ed. New York: Wiley, 1999. -P. 34−53.
- Ortner S. Theory in Anthropology since the Sixties // Comparative Studies in Society and History. 1984. — Vol. 26. — P. 126−166.
- Perls F. Experiments of psychology of seit-knowledge. Geel: Estel, 1993. -240 p.
- Phipps S., Borg S. Exploring the relationship between teachers' beliefs and their classroom practice // The Teacher Trainer. 2007. — Vol. 21(3). — P. 17−19.
- Rogers C. Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications, and Theory. Constable, 2003. — 576 p.
- Rogers C., Freiberg H.J. Freedom to Learn, Prentice Hall- 3 edition. NY: Addison-Wesley, 1994. — 352 p.
- Rosenberg V., Kaplan H.B. Social Psychology of the Self Concept. Harlan Davidson: Harlan-Davidson, 1982. — 565 p.
- Skinner B.F. The Technology of Teaching. Prentice Hall College Div., 1968. -208 p.
- Slamecka N.J., Graf P. The generation effect: Delineation of a Phenomenon // J. Exp. Psychol.: Human Learn & Memory. 1978. — № 4. — P. 592−604.
- Smith J. The Psychology of Meditation. Meditation as Psychotherapy // Meditation: classic and contemporary perspectives. -NY, 1984. 55 p.
- Torrence E.P. Problems of Highly Creative Children // Gifted Child? Quarterly. -1961.-Vol. 5 (2).-p. 31−34.
- Ullrich de Muynck R., Ullrich, R. Social competence: Measurement instruments and foundations. Munich, Germany: Pfeiffer, 1978. — 240 p.
- Wallace M.J. Training Foreign Language Teachers: A reflexive approach. -Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 192 p.
- Witgenstein L. Remarks on the Philosophy of Psychology. -Vol. 1. / Ed. G.E.M. Anscombe and G.H. von Wright. Chicago: Chicago University Press, 1980. — 97 p.