Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-правовые основы защиты прав и свобод человека и гражданина в субъекте Российской Федерации: на примере Ульяновской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Судебная защита — это высшая форма защиты, которая обеспечивается всей судебной системой РФ. Суд осуществляет защиту прав, занимаясь отправлением правосудия. Следует отметить, что в последнее время, в связи с проводимой судебной реформой, происходит значительное расширение объема защиты прав и свобод, а это, в свою очередь, связано с увеличением сферы судебных действий. Кроме разрешения споров… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационно-правовые элементы защиты прав и свобод человека и гражданина в субъекте Российской Федерации
    • 1. 1. Гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина
    • 1. 2. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина
    • 1. 3. Методы защиты прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 2. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в субъекте РФ (на примере Ульяновской области)
    • 2. 1. Защита прав и свобод человека и гражданина законодательными (представительными) органами государственной власти
    • 2. 2. Защита прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти
    • 2. 3. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
    • 2. 4. Деятельность органов прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина
    • 2. 5. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ
  • Глава 3. Негосударственная защита прав и свобод человека и гражданина в субъекте РФ (на примере Ульяновской области)
    • 3. 1. Правозащитные организации
    • 3. 2. Самозащита
    • 3. 3. Квалифицированная юридическая помощь

Организационно-правовые основы защиты прав и свобод человека и гражданина в субъекте Российской Федерации: на примере Ульяновской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. К числу современных актуальных проблем науки конституционного права Российской Федерации относятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, причем, не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельно взятого субъекта Российской Федерации (далее — РФ).

Особенностью современной мировой реальности является активное формирование единого гуманитарного пространства. Во многом это связано с тем, что мировое сообщество стало признавать права человека его высшим достоянием, требующим особой охраны и защиты в силу своей всеобщности, абсолютности и универсальности.

Представляется, что в систему единого гуманитарного пространства должны быть включены не только международный и национальный уровень защиты прав, но и региональный уровень. Применительно к России, являющейся федеративным государством, этим уровнем должен стать субъект федерации, тем более, что такая возможность предусмотрена в пункте «б» статьи 72 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. Если на международном и федеральном уровне проблемы с защитой прав и свобод обозначены и предпринимаются попытки их решения, то на уровне субъекта РФ они требуют теоретического изучения и практической реализации этих положений. Следует учитывать, что все уровни обеспечения прав граждан должны быть взаимосвязаны, а правовые системы, их регулирующие, соответствовать друг другу.

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс формирования нового и модернизация существующего механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Проводятся всесторонние исследования в этой области, но, как показывает практика, эти усилия не приводят к заметным улучшениям. Права и свободы граждан продолжают нарушаться, причем, объем этих нарушений постоянно увеличивается. Следовательно, не все элементы защиты прав и свобод личности изучены. Правоприменительная практика поставила перед теоретической наукой ряд насущных вопросов: достаточно ли существующих форм для защиты прав и свобод человеканужны ли новые формы и какиепочему в ряде случаев граждане не могут добиться защиты своих прав в субъекте Российской Федерации и вынуждены обращаться за защитой в федеральные органы государственной власти и международные правозащитные институты.

Степень научной разработанности темы.

Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в обществе была и остается одной из приоритетных в научной среде. Отдельным аспектам указанной темы посвящены работы С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, М. В. Баглая, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. П. Воложанина, П. П. Глущенко, Б. Л. Железнова, В. А. Карташкина, С. А. Комарова, В. А. Кучинского, В. В. Лазарева, И. А. Ледяха, Е. А. Лукашевой, Д. Э. Марченко, Т. Д. Матвеевой, Н. И. Матузова, Л. Х. Мингазова, A.C. Мордовца, П. Е. Недбайло, В. А. Патюлина, Ф. М. Рудинского, В. Н. Скобелкина, A.B. Стремоухова, Н. Ю. Хаманевой, Д. М. Чечота, Б. С. Эбзеева, Ц. А. Ямпольской и других.

В последнее время стало складываться новое направление исследований прав человека, во многом оно касается проблем изучения отдельных видов деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций в сфере защиты прав и свобод личности. Так, проблемами становления института Уполномоченного по правам человека в России и ее субъектах занимаются В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова, P.P. Амирова. Вопросы защиты прав граждан в сфере исполнительной власти исследует Н. Ю. Хаманева. Деятельность правозащитных организаций в РФ изучается А. Ю. Сунгуровым и Т. Д. Матвеевой.

Следует отметить значительную активизацию исследований молодых ученых в области защиты прав и свобод человека и гражданина. В основном они посвящены изучению той или иной формы защиты прав человека. Среди таких работ следует отметить несколько диссертационных исследований: неправительственные правозащитные организации в РФ1 (2001г.), судебная у защита прав и интересов неопределенного круга лиц (1999г.), деятельность органов исполнительной власти по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в РФ (2001) 3- конституционные основы деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина 4 (2002г.) — уполномоченный по правам человека в РФ5 (2004) — конституционные основы самозащиты социальных прав гражданами РФ6 (2004).

К исследованию международных и национальных гарантий ученые обращаются чаще, чем к изучению особенностей регионального уровня защиты прав и свобод человека, 7 что не совсем оправданно, т.к. именно этот уровень обеспечения прав и свобод требует особого осмысления, как первичный уровень защиты нарушенных прав.

Между тем заявленная проблема требует самостоятельного комплексного исследования. Автор стремился восполнить имеющиеся пробелы, поэтому основной акцент настоящий работы сделан на исследовании соотношения таких понятий как форма защиты — метод защиты — гарантия защиты прав и свобод личности. Общетеоретические выводы подтверждаются изучением практического положения дел на уровне субъектов Российской Федерации (на примере одного из регионов — Ульяновской области).

См Майстренко, А Г Неправительственные правозащитные организации в РФ автореф дисс канд юрид наук 12 00 02/А Г МайстренкоМ.2001 -С 23.

2 См Батаева Н С Судебная защита прав и интересов неопределенного круга лиц дисс канд юрид наук 12 00 03 / Н С Батаева — М, 1998 — С 164.

1 См Щебляков В В Деятельность органов исполнительной власти по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в РФ автореф дисс канд юрид наук 12 00 02/В В Щебляков — М, 2001 -С 26.

4 См Безлепкин, А В Конституционные основы деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина в РФ дисс канд юрид наук 12 00 02/А В Безлепкин — Саратов, 2002 — С 154.

5 Бегаева, А А Уполномоченный по правам человека в РФ дисс канд юрид наук 12 00 02 / А, А БегаеваМ, 2004 — С 226.

6 Шелестов Д С Конституционные основы самозащиты социальных прав гражданами РФ дисс канд юрид наук 12 0002/Д С ШелестовМ, 2004 — С 237.

7 См Шаймарданов К Д Конституционно-правовой механизм защиты основных прав человека и гражданина в РФ и ее субъектах (на примере Республики Татарстан) автореф дисс канд юрид наук 12 00 02 / КД Шаймарданов — Казань, 2003 — С 24, Киричек Е В Охрана и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ на примере Уральского федерального округа дисс канд юрид наук 12 00 02 /ЕВ Киричек — М, 2003 — С 281, Авдеев ДА Правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ дисс канд юрид наук 12 00 02 /ДА Авдеев — Тюмень, 2004 — С 239 Лубенникова С, А Теоретико-правовые основы обеспечения социально-экономических прав человека и.

Методологическая основа исследования.

Для достижения поставленной цели были использованы современные методы познания, используемые юридической наукой. В работе применялись общенаучные (анализ и синтез, системно-структурный метод), специальные (социологический и статистический методы) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.

Теоретическая база диссертационного исследования.

Поскольку тема диссертационного исследования носит комплексный характер, круг поставленных вопросов потребовал обратиться к трудам российских ученых не только в области теории государства и права, но и отраслевых наук: конституционного, уголовного, административного, гражданского и трудового права. Также использовались материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой темы.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ 1993 г., федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, в том числе Устав Ульяновской области, законы Ульяновской области и других субъектов РФ, постановления Губернатора Ульяновской области.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является правовое регулирование отношений, возникающих в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации.

Предметом исследования выступает оптимизация правового регулирования государственных и негосударственных элементов защиты прав и свобод человека на региональном уровне. гражданина в РФ региональный аспект дисс канд юрид наук 12 00 01 /С, А Лубенникова — Абакан, 2004 -С 180.

Цель исследования. Основной целью исследования является анализ правового регулирования защиты прав и свобод человека и гражданина на уровне субъектов Российской Федерации (на примере Ульяновской области).

Для достижения поставленной цели автором были сформулированы задачи, это:

• исследование и формулирование общетеоретических понятий защита прав и свобод человека и гражданина, гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, органы и организации, формы и методы защиты прав и свобод человека и гражданина и их соотношение;

• анализ основных государственных и негосударственных механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ;

• анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов по вопросам регулирования элементов защиты прав и свобод человека и гражданина на региональном уровне;

• формулирование научных и практических рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Ульяновской области в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что она содержит попытку комплексного исследования нормативно-правового регулирования современных гарантий, органов и организаций, форм и методов защиты прав и свобод человека и гражданина на уровне отдельно взятого субъекта Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту.

Проведенное исследование позволило обосновать и вынести на защиту следующие основные положения и выводы:

1. Категория организационно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина — это сложное, комплексное понятие, определяющее систему органов и организаций, осуществляющих защиту прав и свобод, а также форм и методов защиты, где формы — это сформулированные законом условия для защиты нарушенных прав, а методы — способы воздействия, с помощью которых органы или любое заинтересованное лицо смогут защитить нарушенные права и свободы. Органы и формы защиты являются основными элементами, а методы защиты — производными (вторичными) элементами защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. Гарантии по уровню применения делятся на: международные, внутригосударственные, региональные и локальные. Региональные гарантии призваны обеспечивать реализацию прав и свобод человека и гражданина в отдельно взятом субъекте Российской Федерации. Локальные гарантии применяются для защиты прав и свобод на территории муниципального образования.

В системе правовых гарантий главным является закрепление в правовых актах субъектов Российской Федерации организационных структур, действующих на территории субъекта, а также форм защиты, которые реально доступны человеку для защиты его прав и свобод. С этой точки зрения наиболее доступными являются органы местного самоуправления и самозащита, но с точки зрения эффективности защиты основными элементами защиты прав и свобод человека и гражданина на территории субъекта Российской Федерации являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации и их формы и методы защиты. Именно эти органы обладают наибольшими организационно-правовыми и финансовыми возможностями по защите прав и свобод человека и гражданина.

3 Законодательные (представительные) органы субъекта РФ призваны осуществлять законотворческую форму защиты, которая представляет собой установление региональных правовых гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и физические лица осуществляют защиту прав и свобод в форме правореализации.

4. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления своей законотворческой деятельности сравнительно редко закладывают в проекты законов механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, используемый при реализации этих законов. Каждый законопроект, по мнению автора, должен проходить экспертизу на предмет выяснения: какие органы и организации, в каких формах и какими методами должны защищать права и свободы человека и гражданина в случае их нарушения при реализации данного закона.

5. Автором вносится предложение о внесении в регламенты законодательных (представительных) органов государственной власти дополнений, касающихся проведения ежегодных обязательных парламентских слушаний по организационно-правовым проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина в субъекте РФ. На этих слушаниях предполагается обязательное участие высших органов исполнительной власти, прокуратуры, судебных органов, уполномоченного по правам человека, представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц, в том числе граждан. Еще более действенным средством может стать принятие специального закона субъекта РФ «О публичном слушании организации защиты прав и свобод человека и гражданина в субъекте РФ».

6. В работе делается вывод, что введение в каждом субъекте РФ института уполномоченного по правам человека есть необходимое условие предупреждения и устранения причин, порождающих нарушения прав человека. В частности, при разработке проекта Закона Ульяновской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области» необходимо наделить Уполномоченного по правам человека правами, в принципе, адекватными правам федерального уполномоченного. Существует необходимость принятия такого модельного федерального закона, как закон «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ», который позволит унифицировать правовой статус уполномоченных в субъектах РФ.

7 Негосударственная защита прав и свобод человека и гражданина включает такие формы как деятельность общественных объединений, самозащита и оказание квалифицированной юридической помощи лицами, получившими статус адвоката. В работе делается вывод, что формы негосударственной защиты в субъектах Российской Федерации не образуют систему негосударственной защиты и нуждаются в совершенствовании их правового регулирования.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в возможности использования материалов и выводов диссертации в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Теория государства и права», «Актуальные проблемы теории государства и права», «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран», «Правовой статус человека и гражданина в РФ», а также в практической деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений. Теоретические положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке и совершенствовании законодательства Ульяновской области.

Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации механизмов защиты прав и свобод личности в РФ и ее субъектах. Содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре Конституционного права и прав человека Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина», где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения, выводы и рекомендации диссертации нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах научно-практических конференций. Они могут представлять интерес для государственных и муниципальных служащих, научных работников, аспирантов и студентов.

Структура диссертации определяется целью исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, включающих 11 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Рассмотрение вопросов, связанных с исследованием проблем эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина в субъекте РФ, позволяет сделать некоторые обобщения.

1. Представляется, что следует разграничивать понятия защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина. Если охрана прав осуществляется независимо от факта их нарушения, то защита прав, лишь в том случае, когда права и свободы нарушены или существует реальная угроза их нарушения. Категория охраны прав и свобод — это более широкое понятие, включающее в себя защиту прав и свобод, они соотносятся как целое и его часть.

2. Под защитой прав и свобод человека и гражданина следует понимать применение особых мер принудительного характера по предупреждению или восстановлению нарушенных прав управомоченным на то органом или самим заинтересованным лицом, осуществляемое в строго установленном порядке.

3 Такую категорию как защита прав и свобод характеризуют следующие признаки: она предполагает определенную деятельность материального характера (восстановление первоначального положения или возмещение компенсации, в случае невозможности восстановления) и процессуального характера (деятельность по применению определенных средств или способов защиты) — применение мер принудительного характерапретерпевание неблагоприятных последствий со стороны лиц, нарушивших права и свободыособый, законодательный, порядок защиты прав. 4. В понятии «форма защиты прав и свобод человека и гражданина» содержанием является категория «защиты прав и свобод», под которой понимается совокупность ее элементов, признаков и связей, характеризующие внутреннюю организацию защиты. Понятия формы и содержания рассматриваются во взаимосвязи, неразрывно друг от друга, поэтому форма защиты призвана выражать эти элементы, признаки и связи, поэтому это определенные условия необходимые для защиты прав.

5. Государственная защита осуществляется с помощью таких форм защиты, как судебная защита, деятельность прокуратуры, административная защита прав, деятельность законодательных органов и Уполномоченного по правам человека. Такие формы как деятельность неправительственных организаций, самозащита, оказание квалифицированной помощи лицами, имеющими статус адвокатов, могут представлять собой лишь негосударственную защиту прав.

6. Можно предложить такую классификацию форм защиты прав, где критерием их разграничения будет являться реализация прав и свобод человека и гражданина. Например, непосредственные формы защиты заинтересованное лицо вправе осуществлять самостоятельно, поэтому к такой форме можно отнести лишь самозащиту. Судебная и административные формы, деятельность прокуратуры, уполномоченного по правам человека и неправительственных организаций являются лишь опосредованной формой защиты, т.к. управомоченное лицо защищает свои права через непосредственную деятельность этих органов и организаций.

7. Методы защиты прав и свобод личности показывают, какие способы (средства) применяют определенные лица в процессе осуществления данного вида деятельности, т. е. защиты прав и свобод человека и гражданина.

8 Среди методов защиты прав человека можно выделить: 1. общие методы, применяемые во всех видах деятельности (убеждение, государственное принуждение) — 2. частные методы, необходимые для защиты прав в каждом конкретном случае. Причем, каждой форме защиты должен соответствовать определенный частный метод защиты прав. Среди частных методов защиты следует выделять (способы) средства защиты.

9. Гарантии основных прав и свобод — это сложное понятие, состоящее из субъектов правозащитной деятельности, форм и методов защиты прав и свобод личности, где формы — это условия защиты прав, а средства и способы — методы защиты прав. Таким образом, под гарантиями следует понимать условия, средства и способы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в его повседневной жизни. Так, субъект правозащитной деятельности, находясь в определенных условиях, установленных правовыми нормативными актами (форма защиты), применяет конкретный способ или средство защиты нарушенного права (метод защиты).

10.Гарантии защиты прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям. По отраслевой принадлежности норм, закрепляющих определенные гарантии, можно выделять общие, т. е. установленные Конституцией РФ и применяемые для защиты основных прав и свобод и специальные гарантии, закрепленные отраслевым законодательством, применяемые для защиты определенного вида прав, например, трудовых, гражданских, семейных и т. д. По территории применения гарантий следует разграничивать: международные гарантии, внутригосударственные (национальные) гарантии и региональные гарантии, используемые для защиты прав в отдельно взятом субъекте РФ и локальные (муниципальные) гарантии, применяемые для защиты прав на территории муниципального образования.

11.Законодательные (представительные) органы субъектов РФ призваны осуществлять законотворческую форму защиты прав, которая предполагает закрепление механизма реализации прав и свобод, т. е. установление системы региональных гарантий. Кроме принятия нового законодательства, в своей деятельности эти органы могут применять определенные способы защиты прав, такие как: рассмотрение обращений граждан, направление депутатских обращений, запросов депутата и проведение депутатских расследований. В качестве рекомендации законодательному органу Ульяновской области можно предложить осуществлять свою деятельность более открыто и гласно, с тем, чтобы граждане области могли больше доверять своим избранникам. Следует изменить методику информирования населения о деятельности Законодательного Собрания: от депутатов требуется проведение повседневной разъяснительной работы с целью объяснения гражданам Ульяновской области специфики работы этого органа государственной власти субъекта РФ, его основных функций. Депутаты законодательных (представительных) органов власти должны взять себе за правило осуществление разъяснительной работы среди граждан о необходимости принятия нового закона и о возможном положительном результате от его исполнения до момента принятия, а не после введения нового акта в действие.

12.Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют защиту прав в форме правореализации, предполагающую создание этими органами власти всех необходимых условий для реализации гражданами своих прав, т. е. осуществление качественной и эффективной работы по исполнению возложенных на них обязанностей. Способом обеспечения прав граждан является принятие решений в форме постановлений и распоряжений, а также рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и их исполнение. В качестве рекомендаций по совершенствованию механизмов защиты прав и свобод жителей Ульяновской области органами исполнительной власти можно предложить:

• Совершенствовать методы управления регионом, завершить реформу управления;

• Предусмотреть обязательные систематические публичные отчеты Губернатора Ульяновской области, Председателя Правительства и других должностных лиц в средствах массовой информации по итогам работы за определенный период, а не только по итогам работы за год;

• Реагировать на все обращения, поступающие в адрес исполнительных органов власти области, постоянно совершенствовать систему контроля за рассмотрением обращений гражданне оставлять без ответа письменные обращения в средствах массовой информации.

13.Судебная защита — это высшая форма защиты, которая обеспечивается всей судебной системой РФ. Суд осуществляет защиту прав, занимаясь отправлением правосудия. Следует отметить, что в последнее время, в связи с проводимой судебной реформой, происходит значительное расширение объема защиты прав и свобод, а это, в свою очередь, связано с увеличением сферы судебных действий. Кроме разрешения споров в исковом производстве, суды рассматривают жалобы на неправомерные действия (бездействия) или решения должностных лиц, государственных или муниципальных органовосуществляют контроль за принимаемыми правовыми актами других ветвей власти, выносят решения об ограничении основных (конституционных) прав и свобод гражданпрекращают деятельность общественных и религиозных объединений. Вместе с тем судебная защита имеет ряд существенных недостатков, например, перегруженность судей, медленное разбирательство дел, немалые судебные издержки и т. д. приводят к тому, что люди отказываются от защиты своих прав в судебном порядке, что подтверждается данными социологических опросов. На предотвращение этих негативных моментов в деятельности суда должна быть направлена судебная реформа, но вызывает существенные опасения ее замедление и, что самое главное, отсутствие стратегических направлений ее развития. Одна из проблем — это введение в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. В Ульяновской области необходимо решить вопрос о введении уставного суда. Представляется, что следует передать рассмотрение жалоб в специально созданные административные суды, осуществляющие правосудие на основе административного судопроизводства.

14.Осуществляя общий надзор за соблюдением прав и свобод, прокуратура одновременно осуществляет правозащитную функцию. Хотя прокурор и проверяет сообщения о нарушениях прав и свобод, но ему не предоставлено право отмены или изменения решений, признанных им незаконными или необоснованными. В своей деятельности он может применять не только карательные способы защиты прав: принесение протеста, внесение представления, объявление предостережения, возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении, но и правозащитные способы защиты: предъявление искового заявления в ингересах пострадавших и поддержание его в суде. В научной литературе идет дискуссия о возможном изменении роли и места прокуратуры в системе государственных органов. В настоящее время пока не сложились реальные предпосылки полной передачи судам функций прокуратуры, т.к. суды не справляются с огромной массой дел, а население не в полной мере доверяет им и не всегда обращается за защитой своих прав в этот орган. Если процедура передачи полномочий и превращения прокуратуры в орган поддержания обвинения в суде и должна осуществиться, то постепенно, причем, по заранее научно продуманной и обоснованной методике. Представляется, что в настоящее время не следует отказываться от единой федеральной централизованной системы построения данных органов.

15 Положительным моментом в деле защиты прав и свобод жителей Ульяновской области стало нормативное закрепление должности Уполномоченного по правам человека. Следующим шагом должно стать принятие соответствующего закона, где следует отрегулировать его правовой статус и назначить соответствующую кандидатуру. В настоящее время, уполномоченный по правам человека может применять лишь субсидиарные способы защиты прав, т.к. его деятельность призвана дополнять существующие средства и способы защиты. При разработке проекта Закона Ульяновской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области» следует обратить внимание на следующие моменты:

• Наделить Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области объемом прав не меньшим, чем объем прав, установленный для действующих региональных уполномоченных;

• Наделить Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области правом законодательной инициативы, что значительно укрепит его правовой статус и создаст реальные гарантии реализации прав граждан.

16.Представляется, что необходимо на федеральном уровне ввести такую организационно-правовую форму общественного объединения, как неправительственная организация. Под понятием неправительственной организации следует понимать добровольное, негосударственное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее свою деятельность на основе совместной деятельности для защиты прав человека. Неправительственные организации могут применять следующие средства и способы защиты прав: оказание бесплатных юридических услуг, юридическое представительство в суде, участие в деятельности законодательных органов, осуществление мониторинга нарушений прав, юридическое просвещение населения, проведение и участие в публичных мероприятиях. Для регулирования деятельности общественных объединений в области следует принять Закон Ульяновской области «Об общественных объединениях в Ульяновской области», где отрегулировать правовые основы их деятельности в регионе. В целях оптимизации защиты прав граждан направить деятельность всех правозащитных организаций на их объединение в Ульяновской области. Чаще применять новые способы правозащитной деятельности, такие как: создание общественных приемных при организациях различных организационно-правовых форм, государственных и муниципальных органовпроводить самостоятельные расследования фактов нарушения прав человека. Активнее привлекать внимание общественности к нарушениям прав человека в регионе, для чего использовать все доступные средства, в том числе независимые средства массовой информации.

17.Самозащита является одной из форм общественной защиты прав человека. Под самозащитой следует понимать определенные действия управомоченного лица для восстановления нарушенного права или предотвращения угрозы его нарушения в установленных законом пределах. При самозащите заинтересованное лицо может применять следующие среда ва и способы защиты: обращение в государственные или муниципальные органы, участие в публичных мероприятиях, обращение в СМИ, неправительственные организации и партии, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.

18.Для реализации пункта 1 статьи 48 Конституции РФ, закрепляющей предоставление квалифицированной юридической помощи гражданам Ульяновской области, проживающим в отдаленных районах от областного центра следует решить вопрос с учреждением юридических консультаций.

19.Исследование проблемы прав и свобод человека и гражданина, приводит к выводу, что в Ульяновской области не продумана стратегия развития и направления защиты прав и свобод человека и гражданина в регионе. Например, это касается введения уставного суда в Ульяновской области или проблем, связанных с введением должности Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области.

Тем не менее, с уверенностью можно утверждать, что количество форм и методов защиты прав человека за последние годы возросло. Вместе с тем механизм реализации их еще не настолько совершенен, чтобы граждане Ульяновской области могли беспрепятственно осуществлять принадлежащие им права и свободы.

Одной из задач данного исследования является совершенствование действующего законодательства. Автор предлагает внести изменения в следующие нормативные акты.

Следует изменить название статьи 379 Трудового кодекса РФ с «Форма самозащиты» на «Способы самозащиты», т.к. содержание статьи фактически содержит способы защиты трудовых прав, а формой защиты выступаетсамозащита.

Предлагается из текста статьи 12 Гражданского кодекса РФ исключить слова «самозащиты права», т.к. самозащита является формой защиты прав. В статье 14 Гражданского кодекса РФ определить виды способов самостоятельной защиты гражданских прав.

Внести в пункт 7 статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дополнения, устанавливающие максимальный объем отчислений, выплачиваемый адвокатом из своего вознаграждения.

Существует реальная необходимость принятия такого модельного федерального закона, как закон «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ» необходимый для унификации деятельности уполномоченных в субъектах РФ.

В Закон Ульяновской области «Об обращениях граждан» следует внести следующие изменения:

• предоставить гражданам Ульяновской области возможность направления петиций;

• Следует закрепить обязательное разъяснение процедуры и сроков обжалования, во всех случаях отказа в удовлетворении обращения, даже в том случае, если гражданин не заявит такой просьбы. Представляется, что законодателю следовало более конкретно определить срок сообщения по принятым решениям, т.к. из теста закона не понятно, входит ли это время в срок рассмотрения обращения или не входит, в этом случае его следовало прописать более четко;

• Следует определить основные принципы исполнения решений, в том числе закрепить сроки исполнения, т.к. в законе практически не прописана одна из наиболее важных стадий процедуры рассмотрения обращения — его исполнение. В статье 11 Закона Ульяновской области закреплено, что органы, организации и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений.

Внести в Закон Ульяновской области от 3 апреля 2003 г. № 013−30 «О порядке оказания юридической помощи гражданам РФ, проживающим на территории Ульяновской области, бесплатно» дополнения, касающиеся закрепления механизма оплаты труда адвокатов, осуществляющих бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам Ульяновской области.

Автор надеется, что данная работа послужит базой для дальнейших исследований в таких областях, как изучение региональных и локальных 1арантий в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданинапродолжение исследования проблем защиты прав и свобод человека в различных субъектах РФизучение соотношения международных, национальных региональных и локальных гарантий защиты прав человекаанализ проблем несоответствия теоретических разработок в области прав человека и практики их реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека // В сб. док.: Международные акты о правах человека. М.: Изд. группа НОРМА- ИНФРА*М, 1998. — С.39−43
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах // В сб. док.: Международные акты о правах человека. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998. — С.53−68
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // В сб. док.: Международные акты о правах человека. М.: Изд. группа НОРМА- ИНФРА*М, 1998. — С.44−52
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // В сб. док.: Международные акты о правах человека. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998. — С.539−570
  5. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237
  6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе» с изменениями и дополнениями // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст.1- 2001. № 51. Ст.4825- 2003. № 27 (ч.1). Ст.2698- 2005. № 15. Ст. 1274
  7. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011- 2006. № 43. Ст. 4411.
  8. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301- 1996. № 9. Ст.773- 1996. № 34. Ст.4026- 1999. № 28. Ст.3471- 2001. № 17. Ст. 1644- 2001. № 21. Ст.2063- 2002.
  9. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст.4532- 2003. № 274.1).Ст.2700- 2004. № 24. Ст.2335- 2004. № 31. Ст.3230- 2004. № 45. Ст.4377- 2005. № 1 (чЛ). Ст.20- 2006. № 1. Ст.8
  10. Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 51. Ст.4970
  11. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст.2102- 2003. № 44. Ст.4262- 2004. № 35. Ст.3607- 2004. № 52 (ч.1). Ст.5267
  12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст.3029
  13. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст.2485
  14. Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2006 № 3 Ст.282
  15. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства. РФ. 2006. № 19. Ст.2060
  16. Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст.388
  17. Устав Ульяновской области, принят Законодательным Собранием Ульяновской области 19 мая 2005 г. // Народная газета от 24 мая 2005 г. № 52
  18. Закон Ульяновской области от 14 октября 2000 г. № 035−30 «О внесении изменений и дополнений в Устав Ульяновской области» // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Ульяновской области. 2000. № 9−10 (53−54)
  19. Закон Ульяновской области от 3 июня 2003 г. № 021−30 «Об оказании поддержки инвалидам по зрению в Ульяновской области» // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Ульяновской области. 2003. № 5
  20. Закон Ульяновской области от 9 июня 2005 г. № 043−30 «О Правительстве
  21. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.2998
  22. Указ Президента РФ от 18 октября 1996 г. № 1457 «Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте РФ» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 43. Ст.4886
  23. Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» // Собрание законодательства РФ. 2004. №.46 (ч.2). Ст.4511
  24. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с последующими дополнениями от 4 марта 1980) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 17. Ст. 144- 1980. № 11. Ст. 192
  25. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 35. Ст.3615
  26. Посшновление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1774
  27. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. № 1-П // Собрание законодательства РФ. 2004. № 5. Ст.403
  28. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Сборник основных приказов и указаний Генеральной прокуратуры РФ. М., 1999.
  29. Постановление Главы администрации Ульяновской области от 5 ноября 2001 № 169 «О Комиссии по правам человека при Главе администрации области» // Ульяновская правда от 15 ноября 2001 г. № 192
  30. Постановление Главы администрации Ульяновской области от 18 марта 2005 г. № 55 «О Совете при Главе администрации области по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» // Ульяновская правда от 23 марта 2005 г. № 29
  31. Комментарии к действующему законодательству
  32. А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / А. Н. Гуев. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: Издательский дом «ИНФРА*М», 2002. — С. 967
  33. Комментарий к Федеральному закону «О Прокуратуре РФ» / Под общей ред. Ю И Скуратова. М.: Издательство НОРМА, 1996. — С. 736
  34. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под редакцией В. И. Шкатуллы, -М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 1008
  35. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Ю. П. Орловский. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА*М», 2002. — С. 959
  36. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общей редакцией профессора Э. Н. Ренова. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА*М), 2002. — С. 1040
  37. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Редакционная коллегия: Веремеенко И. И., Салищева Н. Г., Сидоренко E.H., Якимов А. Ю. М.: ООО «ТК Велби», 2002. — С. 944
  38. Учебники и учебные пособия
  39. М.И., Комаров С. А. Проблемы государства и права: Учебник / М. И. Абдулаев, С. А. Комаров. СПб.: Питер, 2003 — С.576
  40. А.Б. Административное право: Учебник / А. Б. Агапов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — С.932
  41. Административное право: Учебник / Под редакцией JI. J1. Попова. М.: Юристъ, 2002. — С.697
  42. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. / М. В. Баглай. — М.: Издательство НОРМА, 2001.-С.800
  43. Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА -ИНФРА*М), 2000. — С.640
  44. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. / А. Б. Венгеров. — М.: Юриспруденция, 2000. — С.528
  45. Воеводин J1 Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие / Л. Д. Воеводин. М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА*М -НОРМА, 1997.-С.304
  46. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М.: Гардарика, 1999. — С. 432
  47. Гражданское право: Учебник. 4.1. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М.: Проспект, 1998. — С.632
  48. Защита прав и гражданских свобод в России: философские, политические и мировоззренческие проблемы (Курс лекций под ред. профессора И.Ю.Сундиева). М.: ЮИ МВД РФ, 2000. — С. 120
  49. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Юристъ, 1999.- С.592
  50. Лоуренс Фридман. Введение в американское право / Фридман Лоуренс. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993
  51. М.Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций / А. Н. Медушевский. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — С.512
  52. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 1. Теория государства. — М.: Издательство «Зерцало», 2000.-С.416.
  53. B.C. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / B.C. Нерсесянц. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА -ИНФРА), 2002. — С.552
  54. П.Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. 2-е изд., переработанное и дополненное / В. Н. Протасов. -М.: Юрайт-М, 2001.-С.346
  55. A.C., Андриашин Х. А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина: Учебник для вузов / A.C. Прудников, Х. А. Андриашин. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. — С. 148
  56. Л.П., Упоров И. В. Естественные права человека. Учебное пособие / Л. П. Рассказов, И. В. Упоров. СПб.: Лексикон, 2001. — С.96
  57. Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2001. — С.624
  58. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., профессор В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005. — С.496
  59. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и
  60. A.В.Малько. М.: Юристъ, 1997.- С.672
  61. В.И. Конституционное право России: Учебное пособие /
  62. B.И.Червонюк. М.: ИНФРА-М, 2003. — С.432
  63. М.И. Необходимая оборона и задержание преступника: Пособие для слушателей / М. И. Якубович. М.: Знание, 1976. — С.801. Монографии
  64. И.В. Как защитить свое право в суде /И.В. Авилина. М.: Знание, 1991.-с. 64
  65. В.В. Категории «форма» и «содержание» / В. В. Агудов. М.: Издательство «Знание», 1970.- с. 48
  66. , A.A. Шахновский. JL: Лениздат, 1989. — с. 319 5 Аристотель. Метафизика. Сочинения в 4-х томах. Т.1. / Ред. В. Ф. Асмус / Аристотель. — М.: Издательство «Мысль», 1976. — с. 550
  67. Г. В. Управление социальная ценность и эффективность / Г. В. Атаманчук. — М., 1995. — с. 145
  68. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А. Г. Бережнов. М.: Издательство МГУ, 1991. — с. 142
  69. Н.В. Личность, ее права и свободы в социалистическом обществе / Н. В. Витрук. Киев, 1967. — с. 47
  70. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н. В. Витрук. М.: Издательство «Наука», 1979. — с. 229
  71. В.П. Несудебные формы разрешения гражданско-правовых споров / В. П. Воложанин. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1974. — с. 203
  72. Г. В. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики / Г. В. Гегель. М.: Издательство «Мысль», 1974. — с. 452
  73. П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика) / П. П. Глущенко. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.-с. 375
  74. Государственная служба основных капиталистических стран / И. И. Завражнов, С. Б. Четвериков, Н. С. Крылова /Отв. ред. В. А. Туманов. М.: «Наука», 1977.- с. 291
  75. А.Ф. Принципы и гарантии законности. Самара, 1999. — с. 148
  76. В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц / В. М. Жуйков.-М., 1997.- с.320
  77. Защита прав человека в современном мире. М.: Институт государства и права РАН, 1993.-с 14 623.3итин М. Л. Международные гарантии прав человека: практика совета Европы / М. Л. Зитин. М.: Международные отношения, 1992. — с. 238
  78. В.Н. Как защитить свои права и законные интересы. 2-е изд., переработанное и дополненное / В. Н. Иванов. — М.: Ось-89, 2000. — с. 192
  79. И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. — с. 591
  80. В.А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств) / В. А. Карташкин. М.: Международные отношения, 1976. — с. 223
  81. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В. А. Карташкин. М., 1995. — с. 134
  82. А.Н. Право на судебную защиту в исковом производстве / А. Н. Кожухарь. Кишинев: Штиница, 1989. — с. 140
  83. В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права / В. А. Козлов. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. — с. 120
  84. А.Ф. О праве необходимой обороны / А. Ф. Кони. М.: Остожье, 1996. -с. 112
  85. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Под ред. К. А. Экштайна / Ю. И. Лейбо, Г. П. Толстопятенко, К. А. Экштайн. М.: «Издательство ЭКОМ», 2000. — с. 448
  86. В.А., Сантуш Р. Д. Роль правового института омбудсмена в системе контроля соблюдения прав и свобод личности. / В. А. Мальцев, Р. Д. Сантуш. -Воронеж, 1997.-с. 52
  87. Т.Д. По зову сердца не по долгу службы. / Неправительственные организации в защите прав человека: международная практика и опыт России / Т. Д. Матвеева. М.: Молодая гвардия, 1998. — с. 223
  88. Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права /Н.И. Матузов. Саратов: Издательство Саратовского университета. 1972. — с. 292
  89. Н.И. Правовая система и личность / H.H. Матузов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. — с. 294
  90. A.M. Категории содержания и формы / A.M. Минасян.- Ростов: Издательство Ростовского университета, 1963. с. 312
  91. . Вожди провинциального разлива. Под «крышей» Ильича / Ж. Миндубаев. Ульяновск, 2004. — с. 120
  92. А.П. Международная защиты прав человека / А. П. Мовчан. М.: Госюриздат, 1958. — с. 167
  93. Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории / Г. И. Морозов. М., 1974. — с.332
  94. P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность / P.A. Мюллерсон. М., 1991.- с.160
  95. Общая теория прав человека. / Руководитель авторского коллектива и отв. редакюр Е. А. Лукашева. М.: Издательство Норма, 1996. — с. 509
  96. В.В. Необходимая оборона и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния / В. В. Орехов. СПб.: Юридический Прессцентр, 2003. — с. 215
  97. В.А. Государство и личность в СССР / В. А. Патюлин. М.: Издательство Московский рабочий, 1978 г. — с. 144
  98. Патюлин В. А Государство, общество и личность / В. А. Патюлин. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1974. — с. 45
  99. Правовая защита общественных интересов: Работа общественных организаций при поддержке Фонда Форда. Международный опыт: Сокращенный перевод с английского. М.: Юристъ, 2001. — с. 224
  100. Н. Теория и метод в общественных науках / Н. Стефанов. М.: Издательство «Прогресс», 1967. — с. 271
  101. Судебная власть / Под ред. И. Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2002. -с. 720
  102. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти / Н. Ю. Хаманева. М.: Институт Государства и права Российской Академии наук, 1997.-c.216
  103. Д.М. Субъективное право и формы его защиты / Д. М. Чечот. -Ленинград: Издательство ЛГУ, 1968. с. 72
  104. Л.С. Сущность права / Л. С. Явич. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1985.-с. 207
  105. Статьи в периодической печати
  106. А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России / А. И. Аринин // Общественные науки и современность. 2002. — № 1. — С.68−80.
  107. А.Н. Государство для человека: новая стратегия развития России / А Н Аринин // Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — с. 4861
  108. Л.А. Жалоба как административно-правовой институт / Л. А. Атанина // Вестник Саратовской академии права. 1999. — № 4. — с.94−95
  109. H.A. О конституционных гарантиях основных прав, свобод и обязанностей граждан СССР / H.A. Боброва // Советское государство и право. 1979.-№ 3.-С.3-Ю
  110. Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов / Е. Е. Богданова // Журнал российского права. 2003. — № 6. — С.39−45
  111. В.В., Бойцов В. Я. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении / В. В. Бойцова, В. Я. Бойцова // Государство и право. 1994. — № 5. — с.42−54
  112. Бойцова J1. B, Бойцова В. В. Настоящее и будущее российского омбудсмана/ JI В. Бойцова, В.В. Бойцова// Юридический мир. 2003. — № 3. — С.18 — 27
  113. В.В. Нужен ли Уполномоченный по правам человека в России? / В.В. Бойцова//Государство и право. 1993.- № 10. — с. 112−120
  114. В.В. Польский омбудсмен: успешный эксперимент / В. В. Бойцова // Конституционное и муниципальное право. 2001. — № 2. — с.45- 48- № 3.-с 32−38
  115. A.A., Кичигин Б. С. Ульяновская область: трудная дорога к рынку /
  116. A.A. Болгов, Б. С. Кичигин // В сб.: Основные аспекты регионального политического процесса: Ульяновская область между выборами. Вып.2 (1) / Под общей ред. Н. В. Дергуновой. Ульяновск, 2004. — с. 118−132
  117. B.М.Баранова. Нижний Новгород, 2003. — с.318 — 348
  118. А.Г. Буржуазная административная юстиция / А. Г. Боннер // Правоведение. 1969. — № 1. — с.99−108
  119. С.Н. Роль общественных объединений в защите прав человека /
  120. C.Н. Бочарова // Вестник Московского университета. Сер. Право. 1997. -№ 1.- с. 98- 106
  121. О.В. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ: проблемы и перспективы / О. В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3. — с. 13 — 16.
  122. В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан / В. Н. Бутылин // Журнал российского права. 2001. — № 12. — с.80 — 91
  123. Р.Г. Становление института Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. / Р. Г. Вагизов // В сб.: Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под ред. Г. Н. Комковой. -СПб. Норма, 2001. с.44−54
  124. В.М. Меры защиты как правовая категория В М. Ведяхин // Право и политика. 2005. — № 5. — с.21−34
  125. В.М., Шубина Т. Б. Защита права как правовая категория / В. М. Ведяхин, Т. Б. Шубина // Известия вузов. Правоведение. 1998. — № 1. -с.67−79
  126. Н.В. О юридических средствах обеспечения, реализации и охраны прав советских граждан / Н. В. Витрук // Известия вузов. Правоведение. -1964.-№ 4.-с.29−38
  127. А.И. О методологической ситуации в правоведении / А. И. Демидов // Известия вузов. Правоведение. 2001. — № 4. — с. 14−22
  128. В. Обвинение и защита / В. Джатиев // Российская юстиция. 1995. — № 3. — с. 17−18
  129. Е.В. Методологические предпосылки изучения государственно-правовых явлений: некоторые проблемы / Е. В. Ермакова // В сб.: Научные труды. РАЮН. ВыпускЗ. В 3 томах. Том.1 М.: Издательская группа «Юрист», 2003. — с.91−95
  130. .Л. Механизм государственной защиты основных прав и свобод / Б. Л. Железнов // Ученые записки. Т. 138. Юридические науки. Казань: Изд-во Казанского университета, 2000. — с.27−31
  131. Д.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации / Д. В. Замышляев // Конституционное и муниципальное право. -2002 № 3. — с.33−35.31 .За правдой во Францию // Симбирский курьер от 18 февраля 2003 № 26
  132. Защита прав граждан дело самих граждан // Вестник от 25 апреля 2003 г. № 16(642)
  133. В., Шабанова 3. Национальные и международные механизмы защиты прав человека / В. Зуев, 3 Шабанова // Закон. 2002. — № 11.- с. 41 — 43
  134. О.С. Новая кодификация советского гражданского законодательства и охрана чести и достоинства граждан /О.С. Иоффе // Советское государство и право. 1962. — № 7. — с.61- 62
  135. C.B. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества /C.B. Калашников // Государство и право. 2002. — № 10. — с. 17−25
  136. В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации / В. П. Кашепов // Государство и право. 1998. — № 2. — с. 6671
  137. .С. Ульяновская область: на пути к рынку / Б. С. Кичигин // В сб.: Основные аспекты регионального политического процесса: Ульяновская область между выборами. Вып. 2 (1) / Под общей ред. Н. В. Дергуновой. -Ульяновск, 2004.-С. 108−118
  138. Ю.Г. Актуальные проблемы российской криминологии. / Ю. Г. Козлов // В сб.: Методологические проблемы правоведения. М.: Издательство Московского университета, 1994. — с. 159−169
  139. Н.М. Конституционная ответственность самостоятельный вид юридической ответственности / Н. М. Колосова // Государство и право. -1997. -№ 2. — с.86−91
  140. В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации / В. В. Комарова // Государство и право. 1999. — № 9. — с.21−31
  141. Г. Н. Равная защита прав граждан конституционная обязанность Российской Федерации / Г. Н. Комкова // В сб.: Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под ред. Г. Н. Комковой. — СПб.: Норма, 2001. — с.7−29
  142. Конституция РФ и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека («круглый стол») // Государство и право. 1994. — № 10. — с. З-31
  143. В.В. Роль жалоб и заявлений в охране прав граждан / В. В. Куренкова // В сб.: Актуальные проблемы советского административного и финансового права. М.: ВЮЗИ, 1984. — с.55−63
  144. В.М. От идеи судебного нормоконтроля к административной юстиции / В. М. Лебедев // Российская юстиция. 2000. — № 9. — с.2 — 4
  145. М.И. Первая российская Декларация прав и свобод: мечты и реальность (историко-правовой аспект) / М. И. Левина // Государство и право 1995.-№ 11.- с.135−144
  146. Лицо регионов. Поволжский экономический район // Федерализм. 1997. -№ 3. — с.161−187
  147. А.Г. Взаимодействие государственных органов и общественных организаций в правозащитной сфере / А. Г. Майстренко // Следователь. -2001. -№ 2. с.58−61
  148. Р.Б. Конституционная юстиция в субъектах РФ (на примере республик южного федерального округа) / Р. Б. Мамаев // Государство и право. 2003. — № 4. — с.48 — 54
  149. А.Ю. Роль «дискуса» в правовой науке: проблемы методологии современных исследований / А. Ю. Мамычев // В сб.: Научные труды. РАЮН. Выпуск 3. В 3 томах. Том 1. М.: Издательская группа «Юрист», 2003. — с.192−199
  150. М.Я. Вопросы правового регулирования обращений граждан в сфере исполнительной власти / М. Я. Масленников // В сб.: Институты административного права России. М., 1999. — с.196−200
  151. М. Можно ли считать жалобу административным иском? / М. Масленников // Российская юстиция. 1998. — № 5. — с.23−26
  152. Т.Д. Международная защита прав человека неправительственными организациями в России и Европе / Т. Д. Матвеева // В сб.: Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Нижний Новгород, 2003. — с. 582−593
  153. М.С. Актуальные проблемы судебной защиты избирательных прав граждан в РФ / М. С. Матейкович // Государство и право. 2003. — № 4. -с.33−40
  154. Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования / Т. Е. Мельник // Журнал российского права. 2003. — № 4. — с. 100−106
  155. О. О. Права не только дают или берут их еще и защищают / О. О. Миронов // Закон. — 2002. — № 11.- С. 43 — 44
  156. Е.В. Федеральный закон «Об общественных объединениях»: проблемы толкования и применения / Е. В. Митрохина // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2001. — № 6. — с.67−72
  157. И. В фокусе: проблемы посткоммунистической прокуратуры. Россия / И. В. Михайловская // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. — № 3 (28). — с. 70−77
  158. A.B. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве / A.B. Мицкевич // Советское государство и право. 1963. — № 8. — с.24 — 33
  159. А.К. К вопросу о конституционной юстиции / А. К. Мумануров // Конституционное и муниципальное право. 2001.- № 2. — с.13−14
  160. П.И. Правовая природа органов гражданской юрисдикции / П. И. Радченко // В сб.: Проблемы социалистической законности. Харьков, 1989. Вып. 24. -с.21−25
  161. Реформу ЖКХ под гражданский контроль // Симбирское время от 19 марта 2003 г. № 10 (506)
  162. Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе / Р. Рисдал // Государство и право. 1993. — № 4. — с.29−36
  163. Ф. Служба подлинного гуманизма (О проблемах деятельности российского омбудсмена) / Ф. Рудинский // Конституционное и муниципальное право. 1999. — № 2. — с.22 — 28
  164. В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом / В. Н. Савин // Государство и право. 2000. — № 12. — с.64−72
  165. Сажают директоров //Симбирский курьер от 17 августа 2004 г. № 121
  166. В.П., Цмай В. В. Современная система защиты прав человека / В. П. Сальников, В.В.Цмай//Правоведение.- 1999. № 1. — С.82−99
  167. Г. А., Страунинг Э. Л. Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав / Г. А. Свердлык, Э. Л. Страунинг // Государство и право. 1998. — № 5. — с. 17−25
  168. В.Н. Адвокатура, государство и гражданское общество. Кто кому служит? / В. И. Сергеев // Адвокатская практика. 2002. — № 1. — с.2−17
  169. Становление правового государства в РФ и функции прокуратуры. Материалы круглого стола // Государство и право. 1994. — № 5. — с.3−35
  170. Г. Н. Понятие «защита гражданских прав» / Г. Н. Стоянкин // В сб.: Проблемы гражданско-правовой ответственности и защиты гражданских прав. Свердловск, 1973. — с.30−35
  171. М.С. Административная юстиция: какой путь избрать / М. С. Студеникина // Российская юстиция. 1996. — № 5. — с.35−38
  172. А.Ю. Законодательство об уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах Российской Федерации: сравнительный анализ / А. Ю. Сунгуров // Правоведение. 2002. — № 4. — С. 115 — 131.
  173. А.Ю. Правозащитные организации и структуры в России: состояние и перспективы развития / А. Ю. Сунгуров // В сб.: Участие власти в защите прав человека: комиссии и Уполномоченные. СПб.: Норма, 2001. -с 7−19
  174. Сунгуров, А Ю., Шишлов A.B. Сравнительный анализ законодательства об Уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах РФ / А. Ю. Сунгуров, A.B. Шишлов // Государство и право. 2003. — № 4. — с. 41 — 48
  175. H.H. Об основаниях методологических проблем нашего правоведения / H.H. Тарасов // Российский юридический журнал. 2001. -№ 2. — с.3−9
  176. P.O. Значение историко-правовых исследований для теории права / P.O. Халфина // В сб.: Методология историко-правовых исследований. -М., 1980. с. 30 — 40
  177. Н.Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ и проблемы законодательного регулирования его деятельности / Н. Ю. Хаманева // Государство и право. 1997. — № 9. — с.21−30.
  178. И.Б. Защита прав и свобод человека в конституционном производстве / И. Б. Цымбаренко // Основы государства и права. 2001. -№ 3.- с. 64−66
  179. В.Е. Общечеловеческие ценности и российское право / В. Е. Чиркин // Общественные науки и современность. 2001. — № 2. — с.64−77.
  180. A.B., Гущин В. З. Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом государстве / A.B. Чурилов, В. З. Гущин // Государство и право. 1998. — № 5. — С.59 — 67.
  181. Ю.С., Мурашин Г. А. Институт омбудсмена в современном буржуазном государстве / Ю. С. Шемшученко, Г. А. Мурашин // Советское государство и право. 1971. — № 1. — с. 139−144
  182. А. Новая редакция статьи о необходимой обороне требует дополнения / А. Шнитенков // Российская юстиция. 2003. — № 2. — с. 38
  183. О.Г. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ / О. Г. Якцив // Закон и право. 2003. — № 6. — с.3−7
  184. Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях / Ц. А. Ямпольская // В сб.: Вопросы советского государственного права. -М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. с. 145−227
  185. Словари, справочники, доклады
  186. З.Е. Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л. А. Чешко / З. Е. Александрова. М.: «Русский язык», 1975. — с.600
  187. Деятельность Законодательного Собрания Ульяновской области второго созыва за 2002 год. Информационно-аналитический обзор (цифры и факты).- Ульяновск: Издательский центр «Пресса», 2003. с. 120
  188. Деятельность Законодательного Собрания Ульяновской области третьего созыва за 2004 год. Информационно-аналитический обзор (цифры и факты).- Ульяновск: Издательский центр «Пресса», 2004. с. 152
  189. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году. М.: Издательство «Республика», 2000.- с.287
  190. Доклад Уполномоченного по правам человека в Саратовской области о деятельности по защите прав человека в 2001 году. Саратов: Агентство «ДИАЛОГ», 2002. — с. 127
  191. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в 2001 году. Казань, 2002. — с.58
  192. Неправительственные правозащитные организации РФ / Справочник. М.: Издательство «Республика», 2002. — с.318
  193. Ю.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1998. — с.940
  194. Права человека в регионах РФ. Сборник докладов региональных правозащитных организаций о положении с правами человека в субъектах РФ за 2000 г. В 5-ти томах. Т.5. М., 2000. — с.532
  195. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2003: Стат.сб. -М.: Госкомстат РФ, 2003. с. 807
  196. Регионы России. Социально экономические показатели. 2003. — М.: Госкомстат РФ, 2003. — с. 895
  197. Российский статистический ежегодник. 2003. М.: Госкомстат РФ, 2003. — с. 705
  198. Словарь Русского языка. Т.2. М., 1989
  199. Справочник адвоката (Адвокатской палаты Ульяновской области). -Ульяновск: ИП Колесникова Л. В., 2006.
  200. П.Тихомиров Л. В., Тихомирова М. Ю. Юридическая энциклопедия / Л. В. Тихомиров, М. Ю. Тихомирова. М., 1997. — с.308
  201. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. Т.4. — с.754.
  202. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  203. Философская энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964.1. Т. З
  204. Диссертации и авторефераты
  205. Д.А. Правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. Тюмень, 2004.-239с.
  206. Н.С. Судебная защита прав и интересов неопределенного круга лиц. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1998. — 164 с.
  207. A.A. Уполномоченный по правам человека в РФ. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2004. — 226 с.
  208. A.B. Конституционные основы деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина в РФ. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2002. — 154 с.
  209. В.В. Формы защиты субъективного права: теоретические проблемы. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01. Самара, 2000. — 240 с.
  210. С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Автореферат дисс. .канд. юрид. наук: 12.00.02. -Ростов н/Д, 1999.-22с.
  211. Е.В. Охрана и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ: на примере Уральского федерального округа. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2003. — 281 с.
  212. A.A. Меры защиты в российском праве. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01. Самара, 2002. — 216 с.
  213. Д.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления правоприменительной деятельности. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. -СПб., 2004.- 147 с.
  214. Ю.Лубенникова С. А. Теоретико-правовые основы обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина в РФ: региональный аспект. Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01. Абакан, 2004. — 180 с.
  215. А.Г. Неправительственные правозащитные организации в РФ. Автореферат дисс. канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2001. -23 с.
  216. A.A. Правовое обеспечение реализации основных прав и свобод человека и гражданина: теоретический аспект. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01.-М., 2003.- 198 с.
  217. З.Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека. Дисс.. д-ра юрид. наук: 12.00.02.-М., 1998.-283 с.
  218. Н.Мельников Н. В. Прокуратура России и ее роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Дисс.. д-ра юрид. наук: 12.00.02. -Ростов н/Д, 2001.-316 с.
  219. М.С. Судебная защита субъективных гражданских прав. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.03. СПб, 2000. — 124 с.
  220. O.A. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. -Саратов, 1999.-192 с.
  221. П.Страунинг Э. Л. Самозащита гражданских прав. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02.-М., 1999.- 167 с.
  222. Н.Ю. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти в РФ. Дисс.. д-ра юрид. наук: 12.00.02. М., 1997. — 363 с.
  223. К.Д. Конституционно-правовой механизм защиты основных прав человека и гражданина в Российской Федерации и ее субъектах (на примере Республики Татарстан). Автореферат дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02.-Казань, 2003.-24с.
  224. Д.С. Конституционные основы самозащиты социальных прав гражданами РФ. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2004. — 237 с.
  225. Т.Б. Теоретические проблемы защиты права. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01.-Самара, 1997.-228с.
  226. В.В. Деятельность органов исполнительной власти по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в РФ. Автореферат дисс.. канд. юрид. наук 12.00.02. М., 2001. — 26с.
  227. P.A. Механизм обеспечения защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ. Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. СПб, 2004.-187с.
Заполнить форму текущей работой