Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика оценки эксплуатационных свойств титановых сплавов-заменителей при ремонте летательных аппаратов и авиационных двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что статус материала-заменителя должен оцениваться количественно по комплексным критериям, в состав которых входят несколько частных свойств сплавов, измеряющихся во всем диапазоне эксплуатационных температур. В их числе могут быть механические, теплофизические, химические, технологические свойства, а также фактор удельной массы сплава. Расчет значений критериев должен быть ориентирован… Читать ещё >

Содержание

  • Условные основные обозначения и сокращения
  • 1. Состояние вопросов по теме диссертации и постановка задач исследований
    • 1. 1. Исторический аспект использования материалов-заменителей в практике эксплуатации авиационной техники
    • 1. 2. Современное состояние проблемы производствам применения титана в России
    • 1. 3. Характерные титановые сплавы, применяемые в авиаконструкциях ЛА иАД РФ
    • 1. 4. Ограниченность частных свойств сплавов и необходимость комплексных критериев в проблеме выбора материалов-заменителей

Методика оценки эксплуатационных свойств титановых сплавов-заменителей при ремонте летательных аппаратов и авиационных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Нарушение традиционных производственных связей авиаремонтных заводов (АРЗ) с предприятиями авиапромышленности, отказ ряда организаций от заключения договоров на поставки запасных частей, расходных материалов, технологического оборудования, а также другие веские причины ставят перед АРЗ повышенные требования к их выживаемости, способности маневрировать резервами, расширению технико-экономических и конструкторско-технологических возможностей, т. е. вынуждают идти по пути диверсификации.

В этих жестких условиях одним из направлений преодоления дисбаланса функционирования АРЗ может и должно стать введение статуса материалов-заменителей. Этот резерв расширения оперативных возможностей АРЗ может объективно опираться на поддержку со стороны всего потенциала науки РФ.

Материал-заменитель, в интерпретации автора работы, является родственным заменяемому по химическому составу сплаву и обладает равновеликим с ним комплексом эксплуатационных свойств, либо превышающим его, либо несколько ниже базового уровня, но находящимся в допустимых пределах в соответствии с условиями контролируемого применения.

Статус материалов-заменителей в историческом плане не является новым понятием. Впервые в крупных масштабах он был реализован в ВВС СССР в ходе Великой Отечественной войны, причем первый этап (1941 — 1942 гг.) был по существу стихийным, второй этап (1943 — 1945 гг.) планомерно организованным.

Очевидно, что статус материала-заменителя должен оцениваться количественно по комплексным критериям, в состав которых входят несколько частных свойств сплавов, измеряющихся во всем диапазоне эксплуатационных температур. В их числе могут быть механические, теплофизические, химические, технологические свойства, а также фактор удельной массы сплава. Расчет значений критериев должен быть ориентирован на типовые формы поставки материалов (листы, прутки, трубы, плиты, отливки, штамповки, профили прессованные и др.) и виды термообработки (отжиг, закалка, старение и др.). С этой целью в данной работе главное внимание было обращено на выбор и обоснование целесообразности комплексных критериев при оценке эксплуатационной эффективности титановых сплавов, учитывающих показатели прочности, жесткости, пластичности (ползучести), износостойкости. В качестве таковых выбраны критерии Орлова A.B., Боброва С. Н. и Губера М.Т.

Ясно, что эти критерии в проблеме выбора материалов-заменителей не могли применяться ранее, т. е. ни в ходе Великой Отечественной войны, ни в послевоенное время из-за их отсутствия в специальной литературе, хотя сведения о сплавах-заменителях широко публиковались до средины 70-х годов 20-го века.

Об актуальности темы, кроме упомянутого, свидетельствует тот факт, что в последние 3−5 лет в продажу поступило многотомное издание под названием «Международный транслятор современных сталей и сплавов» (7 томов), содержащий химсостав и отдельные частные свойства нескольких тысяч сплавов ряда промышленных стран, с перечислением шифров национальных стандартов для этих сплавов. Никаких комплексных критериев для сравнения Российских и иностранных сплавов авторами там не дается.

Значение работы автора для НАС АРЗ и АТБ заключается также в том, что в ней даются рекомендации по восстановлению (с использованием сплавов-заменителей) авиатехники в аварийных ситуациях при посадке на «чужие» аэродромы, куда вызываются подвижные бригады АРЗ или АТБ с необходимым запасом расходуемых материалов, запасных частей и оборудованием. Инструкций о применении материалов-заменителей для этих условии никто не писал.

Важным аспектом существа данной работы является ее направленность на перспективы применения новых титановых сплавов, как конструкционных авиаматериалов 21-го века. Предлагаемые комплексные критерии уже теперь, на раннем этапе, могут содействовать модернизации устаревающей эксплуатируемой авиатехники путем доработок ее с целью замены старых марок сплавов на новые и сплавы ближайшего будущего.

Цель и задачи исследования

.

Анализ научно-технической литературы показывает, что современный АРЗ является социально-экономической системой, функционирующей в условиях непрерывного роста научно-технического потенциала, усложнения своей структуры и решаемых задач.

Одной из проблем АРЗ, порожденной как геополитическими, экономическими, так и экологическими причинами, является нехватка запасных частей, которая может быть решена только на основе широкого применения современных восстановительных технологий, основными из которых являются технологические процессы горячей обработки сплавов (пайка, сварка, наплавка и т. д.). Существующая тенденция непрерывного совершенствования таких процессов свидетельствует об их высокой технической и экономической эффективности.

Сложность решения практических задач АРЗ определяется также:

• Разнообразием типоразмеров и назначений деталей;

• Множеством марок материалов, поставляемых огромным сортаментом размеров и форм, а также необходимостью учета их многочисленных физико-химических, механических, технологических и эксплуатационных свойств;

• Потребностью в совместимости конструкционных, технологических и вспомогательных материалов между собой и с другими элементами процесса восстановления;

• Высоким уровнем требований к надежности восстановленных деталей;

• Необходимостью достижения высокой экономической и экологической эффективности производственного процесса.

Характерной чертой современного этапа научно-технического прогресса, учитываемой в диссертации, является глобальный процесс информатизации всех сторон человеческой деятельности, в том числе ИАС АРЗ и АТБ. САПР, являясь одним из механизмов интенсификации инженерного труда, начинает всё шире использоваться в производстве. Поэтому описание в виде математических моделей технологических процессов и свойств конструкционных материалов охватывает все более широкой круг применяемых технологий, гарантирующих лётную годность авиатехники в заданных условиях ее эксплуатации. Это позволяет, на базе изложенных в работе математических моделей, осуществлять не только управление текущим производством и капитальным ремонтом авиатехники, но и вести научно — техническую и технологическую подготовку на основе стратегии ТО и Р по состоянию.

Научная новизна работы.

В работе достаточно полно показана динамика роста объемов применения титановых сплавов в конструкциях эксплуатируемых и вновь создаваемых ЛА и АД. Появляются новые марки сплавов этого класса, призванные повысить эксплуатационные качества и весовую отдачу авиатехники, в связи с чем автором проводиться идея внедрения их, взамен ю старых марок 50-х годов, в блоки, узлы и агрегаты воздушных судов, подвергающихся ремонту и доработкам на АРЗ ГА и заводах промышленности. Впервые сформулировано понятие конструкционных материалов-заменителей и обоснована целесообразность восстановления юридического статуса в условиях рыночной экономики.

Путем сравнительного анализа выбраны и научно обоснованы три упомянутых комплексных критерия оценки эксплуатационной эффективности различных титановых сплавов. Численная оценка значений данных критериев впервые рассматривается во всем диапазоне возможных температур эксплуатации Т (0 < Т < Тшт) для материалов — заменителей.

При данной постановке исследований достоинств конструкционных материалов автором впервые рассчитаны и представлены сведения о Тпл титановых сплавов. Предложены также математические модели для т т т т* расчетов ряда механических свойств сплавов (<7 В,<�у02,Е, /л).

Развивая на перспективу возможность широкого применения материалов-заменителей в области производства и ремонта авиатехники, автором даны понятия о каталогах материалов-заменителей и каталогах технологий-аналогов для их обработки. Сформулированы требования к содержанию каталогов.

Достоверность результатов исследований подтверждается: * удовлетворительным согласованием расчетных данных о механических свойствах титановых сплавов по математическим моделям, предложенным автором, с опубликованными дискретными значениями тех же свойств по стандартным испытаниямсовпадением сравнительных оценок эксплуатационных качеств ряда сплавов по выбранным критериям с данными о практике применения сплавов — аналогов в авиатехнике России и за рубежом.

Практическая ценность и реализация результатов работы,.

В целях установления творческих и деловых контактов с руководящим инженерным составом ОАО ВАРЗ-400 по реализации материалов диссертации в авиаремонтном производстве опубликован совместный научный труд.

Доклад автора по данному направлению на международной НТК отмечен дипломом ЮНЕСКО, а доклад в Международном студенческом форуме «Образование, наука, производство» (24 мая 2002 г. в гор. Белгороде), как лучший из заслушанных, отмечен специальной грамотой от имени Заместителя министра Минобразования РФ.

Предложенные автором научно-технические решения по обоснованию и выбору конструкционных материалов-заменителей на основе критериев проф. д.т.н. Орлова A.B., Боброва С. Н и польского ученого Губера М. Т. уже в течение около 3-х лет реализуются в дипломных проектах студентов МФ по кафедре РЛА и АД.

Результаты исследований автора включены в рукопись кафедры PJIA и АД «Методические указания к практическому занятию «Расчетно-графический анализ эксплуатационной эффективности конструкционных материалов изделий авиакосмической техники» для подготовки бакалавров в магистратуре по направлению 552 005 «Ремонт авиационной и космической техники. Восстановление их объектов».

На защиту выносятся следующие основные результаты: концепция об особой роли массированного внедрения в практику производства и ремонта ЛА и АД новых титановых сплавов, как конструкционных материалов 21-го веканаучно-обоснованный выбор трех комплексных критериев математической оценки эксплуатационных свойств титановых сплавов, учитывающих высокотемпературную прочность, износостойкость и сопротивляемость ползучести элементов конструкции ЛА и АДматематические модели для расчета важнейших эксплуатационных свойств титановых сплавов в широком диапазоне возможных температур (пределов прочности и текучести, модуля упругости, коэффициента Пуассона) — приемлемая для инженерной практики в сфере производства и ремонта ЛА и АД методика расчета температур плавления титановых сплавов, как предела ограничения при оценке допустимого нагрева деталей в эксплуатациивпервые сформулированное понятие конструкционных материалов-заменителей в интересах расширения технико-экономических, конструкторско-технологических и оперативных возможностей в области производства, эксплуатации и ремонта авиатехникиустановленная количественная зависимость коэффициента Пуассона металлов от их кристаллической структуры и уровня гомологической температурыобоснование требований к содержанию каталогов материалов-заменителей и каталогов технологий-аналогов в качестве информационной поддержки деятельности АРЗитоги обследования облика ремонтируемых в ОАО ВАРЗ-400 авиадвигателей Д-ЗОКУ и Д-ЗОКУ-2 в части объема применения в их конструкции титановых сплавов.

Апробация работы.

По содержанию диссертационной работы сделаны доклады:

1. на МНТК «Современные научно-технические проблемы Гражданской Авиации». Учебный стенд «Рабочий процесс ступени осевого компрессора» в г. Москве в МГТУ ГА в 1996 г.;

2. на научных чтениях посвященных памяти профессора Н. Е. Жуковского «Численная оценка эксплуатационных свойств титановых сплавов по критерию износостойкости» в ВАТУ в г. Москве в 1998 г.;

3. на научных чтениях посвященных памяти профессора Н. Е. Жуковского «Комплексные критерии оценки эксплуатационных свойств металлических сплавов как основа методики выбора материалов-заменителей» в ВАТУ в г. Москве в 2000 г.;

4. на Международной научно-технической конференции «Пайка-2000» «К вопросу взаимозаменяемости титановых сплавов ВТ5−1 и ВТ6» в г. Тольятти в Тольяттинском политехническом институте в 2000 г.;

5. на НТК «Роль критериев эффективности конструкционных сплавов в поиске материалов — заменителей» в ГНИИ МО РФ в г. Люберцы в 2000 г;

6. на Международной НТК стран СНГ «Перспективы создания и применения новых титановых сплавов» в МВТУ им Баумана в г. Москве в 2001 г;

7. на НТК «Организационные и технологические проблемы заводского ремонта образцов ВВТ» в ГНИИ ЭРАТ МО РФ на тему: «О расширении технико-экономических и конструкторско-технологических возможностей АРЗ на основе введения статуса материалов-заменителей» в г. Люберцы в 2001 г;

8. на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука — XXI веку» «Метод расчета и температуры плавления промышленных титановых сплавов» в г. Иваново в 2001 г;

9. на НТК «ПАЙКА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МАТЕРИАЛЫ, КОНСТРУКЦИИ» «Современное состояние и перспективы развития пайки» в ЦРДЗ в г. Москве в 2001 г;

10. на Международной НТК «Молодые ученые — промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и новые решения» «Перспективы создания и применения новых титановых сплавов». Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, в г. Москве в 2001 г;

11.на научных чтениях, посвященных памяти профессора Н. Е, Жуковского «Об основах разработки каталогов конструкционных сплавов-заменителей для ремонта авиатехники ГА и ВВС» в ВАТУ в г. Москве в 2002 г.;

12. в Международном студенческом форуме «Образование, наука, производство» «Применение титановых сплавов-заменителей в конструкциях летательных аппаратов и авиадвигателей» в гор. Белгороде в 2002 г.

Публикации. По материалам исследований опубликовано 12 работ в открытых научно-технических сборниках.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, библиографии и приложений. Основная часть работы изложена на 167 страницах машинописного текста, список литературы на 7 страницах, включающих 64 наименования. Общий объем работы — 181 страницы.

Общие выводы и результаты работы.

В результате выполненной работы решены все поставленные задачи иеследования,.

1. На основе проведенного в работе анализа темпов роста за последние 50 лет эксплуатационных свойств конструкционных авиаматериалов следует, что титановые сплавы претендуют на ведущую роль, в том числе и по объемам применения в ЛА и АД, как конструкционные материалы двадцать первого века.

2. Впервые сформулировано понятие конструкционных материалов-заменителей в интересах расширения технико-экономических, конструкторско-технологических и оперативных возможностей в сферах производства, эксплуатации и ремонта ЛА и АД. Обоснована целесообразность восстановления юридического статуса материалов заменителей как Российского, так и иностранного производства.

3. Путем сравнительного анализа вы ораны и научно обоснованы три комплексных критерия оценки эксплуатационных свойств титановых сплавов, получившие в литературе наименования критериев Орлова A.B., Губера М. Т. и Боброва С. Н. Численная оценка значений этих критериев впервые рассматривается во всем диапазоне теоретически возможных температур эксплуатации Т (в шкале Кельвина) от абсолютного нуля до температуры плавления материалов — заменителей и представляет собой основу разработанной методики выбора материалов согласно их новому статусу,.

4. При данной постановке исследований достоинств конструкционных материалов автором впервые рассчитаны и представлены сведения о температуре плавления (т.е. точек солидуса и ликвидуса) 25 марок широко применяемых титановых сплавов производства РФ.

5. Предложены приемлемые в инженерной практике математические модели для расчетов ряда механических свойств титановых сплавов: предела прочности, предела текучести0,2. модуля нормальной упругости Ет, коэффициента Пуассона И ' ¦ Созданные математические модели существенно увеличивают базу знаний и банки данных об эксплуатационных свойствах титановых сплавов на фоне крайне ограниченных экспериментальных сведений об этих сплавах в официальных справочниках, применительно к потребному диапазону температур, характерных для ГТД.

6. Впервые установлена количественная зависимость значений коэффициента Пуассона чистых металлов от их кристаллической структуры и уровня гомологической температуры. Во всем диапазоне эксплуатационных температур коэффициент Пуассона металлов с кубической гранеценггрированной структурой заметно выше таковых значений для металлов с гексагональной кристаллической структурой, при этом величина коэффициента в том и другом вариантах возрастает с ростом уровня гомологической температуры.

7. В целях развития на перспективу возможности широкого применения материалов-заменителей в области производства, эксплуатации и ремонта авиатехники, в работе обосновано понятие о каталогах материалов-заменителей и каталогах технологий-аналогов для современных многочисленных методов их горячей и холодной обработки. Сформулированы требования к содержанию каталогов.

8. В качестве примеров сравнения эксплуатационных достоинств титановых сплавов ВТ5−1 и ВТо в работе показано, что сплав ВТ6 является полноценным аналогом-заменителем сплава ВТ5−1, а сплав ВТ5−1 — заменителем сплава ОТ4. Они оба являются хорошо свариваемыми и паяемыми деформируемыми сплавами средней прочности. Однако сплав ВТ5−1 применяется в изделиях с длительным нагревом до 450 С, тогда как сплав В’Тб может длительно работать при л.

500 — 550 'С. В целом явное преимущество сплава ВТ6 над сплавами ВТ5−1 и 0Т4 устойчиво сохраняется во всем исследованном диапазоне температур от 77 до 1073 Кельвинов.

9. Об актуальности и практической значимости созданной «Методики», кроме выше указанного, свидетельствует том факт, что в последние 3−5 лет в продажу поступило многотомное издание под названием «Международный транслятор современных сталей и сплавов» (7 томов), содержащий химсостав и отдельные частные свойства тысяч марок сплавов ряда промышленных стран мира, в том числе и России, с перечислением шифров национальных стандартов для этих сплавов. Однако никаких комплексных критериев для сравнения Российских и иностранных сплавов авторами этих томов не дается.

10. В перечень конструкционных материалов для деталей авиадвигателей Д-ЗОКУ, Д-ЗОКУ-2, Д-30КП, Д-ЗОКУ-154, изготовленных из титановых сплавов, целесообразно включить сплав ВТ6 как материал-заменитель сплавов ВТ5−1, ОТ4, а также ОТ4−1 и ОТ4−0. Это мероприятие расширит конструкционно-технологические возможности авиаремонтных заводов ГА и повысит эксплуатационные данные указанных типов двигателей (снижение массы ГТД, увеличение топливной эффективности и срока службы).

Так, например, сравнение легирующих элементов в сплавах ВТ6 и ВТ5−1 оказывается не в пользу последнего из-за наличия в нем оловавесьма дефицитного, дорогого и более тяжелого металла, чем ванадий и алюминий в сплаве ВТ6. Не случайно, видимо, сплав ВТ6, как оказавшийся перспективным, подвергся дополнительному обследованию с целью оптимизации химсостава, в результате чего его новая модификация ВТ6С содержит иное количество легирующих элементов: 3,5% ванадия и 4,5% алюминия. В итоге его жаропрочность еще более возросла.

11. В соответствии с темой диссертации автором, совместно с руководящими работниками ОАО ВАРЗ-400, проведено обследование.

159 облика ремонтируемых авиадвигателей Д-ЗОКУ и Д-ЗОКУ-2 по объему применения в их конструкции титановых сплавов. Установлено, что весьма большое число деталей (свыше 500 наименований общей массой 747 кг или 30% веса ГТД) выполнено из титановых сплавов 15 различных марок, в основном малой и средней прочности, созданных в 50-е годы.

Обновление конструкции этих ГТД за счет внедрения титановых сплавов нового поколения, с существенно боле высокими эксплуатационными свойствами, обеспечило бы им превосходство на мировом уровне.

12. Созданная «Методика» реализуется в дипломных проектах студентов МФ по кафедре ремонта ЛА и АД.

Материалы публикаций автора включены в рукопись кафедры РЛА и АД «Методические указания к практическому занятию «Расчетно-графический анализ эксплуатационной эффективности конструкционных материалов изделий авиакосмической техники» для подготовки бакалавров в магистратуре по направлению 552 005 «Ремонт авиационной и космической техники. Восстановление их объектов».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Инженер-полковник Платонов Г. П., инженер-капитан Карлов Г. И. Полевой ремонт самолетов. Военное издательство Народного Комиссариата Обороны, 1943. — 160 с.
  2. В.П., Реграги А., Прохоров B.C. О расширении технико-экономических и конструкторско-технологических возможностей АРЗ на основе введения статуса материалов-заменителей. Тезисы докладов на НТК в ГНИИ МО РФ. Часть 2-ая Люберцы, 2001. -с. 5360.
  3. Инженер-полковник Зиновьев B.C. Справочник по авиационным материалам. М.: Военное издательство Народного Комиссариата Обороны, 1944.-208 с.
  4. Международный авиационно-космический салон 2001. Научно-технический журнал № 5 — 6, Технология легких сплавов. ВИЛС, 2001. -200 с.
  5. В.П., Маркова И. Ю., Ерошев В. К., Реграги А., Павлова В. Д. Современное состояние и перспективы развития пайки. Тезисы на НТК «Пайка». Современные технологии, материалы, конструкции. -Сборник 1. -М.: ЦРДЗ, 2001. с. 3 — 11.
  6. П.Н. Производство широкофюзеляжных самолетов. М.: Машиностроение, 1979. — с. 42 — 56.
  7. Руководство по технологичности самолетных конструкций. / под общим руководством и редакцией д.т.н., проф. П. Н. Белянина. Изд. 4-е. -М.: НИАТ, 1983.-718 с.
  8. С.Г., Моисеев В. Н. Конструкционные титановые сплавы. -М.: Металлургия, 1974. 368 с.
  9. А.Г., Иванов Ю. Л., Марин Б.Н, Меркулов В. И, Муравьев В. И. и др. Штамповка, сварка, пайка и термообработка титана и его сплавов в авиастроении. М.: Машиностроение, 1997. — 600 с.
  10. В.П., Реграги А. К вопросу взаимозаменяемости титановых сплавов ВТ5−1 и ВТ6. Материалы международной научно-технической конференции «Пайка 2000».- Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 2000. — с. 65 — 71.
  11. ОТ. Методология оценки и экологической оптимизации технологических процессов ремонта авиационной техники. Диссертация. М.: МГТУ ГА, 1996. — 233 с.
  12. В.П. Методы выбора оптимальных конструкционных материалов и технологии изготовления полипланных панелей с ортогональной решеткой. Научно-методические материалы. М.: ВВИА им Н. Е. Жуковского, 1974. — 242 с.
  13. Термопрочность деталей машин, / Под ред. И. А. Биргера и Б. Ф. Шорра. М.: Машиностроение, 1975. — 454 с.
  14. Н.Д. Проблемы термоциклической прочности ГТД. // Проблемы прочности, 1978, № 6. с. 3 7.
  15. Л.В. Термостойкость макронеоднородных материалов. // Проблемы прочности, 1981, № 5. с. 23 -27.
  16. В.И., Новицкий В. В. Сопротивление материалов: учебник для инженерных вузов ВВС. -М.: ВВИА им проф. Н. Е. Жуковского, 1994. -486 с.
  17. Г. М. Прочность как основа механизма износостойкости сталей при абразивном изнашивании. // Вестник машиностроения, 1986, № 5 с. 12−15,№ 8. с. 59 69.
  18. С.Н. Критерии применения сталей в машиностроении. // МиТОМ, 1988, № 3. с. 54−56.
  19. Е.А., Скляров Н. М. О горючести титановых сплавов. В кн.: «Металловедение и обработка титановых и жаропрочных сплавов». -М. ВИЛС, 1991.-с. 92−98.
  20. А.Г. Исследование и обоснование температуры металла при выпуске из дуговой электропечи. М.: МВМИ, 1966.
  21. М., Андерко К. Структуры двойных сплавов. / Пер. с англ. Под ред. И. И. Новикова и И. Л. Рогельберга. М.: Металлургиздат, 1962. В двух томах. — 1448 с.
  22. Р.П. Структуры двойных сплавов/ Пер. с англ. Под ред. И. И. Новикова и И. Л. Рогельберг. М.: Металлургия, 1970. Том 1. — 456 с.
  23. В. И., Мильман Ю. В., Фирстов С. А. Физические основы прочности тугоплавких металлов. Киев.: Наукова думка, 1975. -315 с.
  24. С.М. Авиационное металловедение. М.: Оборонгиз, 1962. -220.
  25. A.M. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1975. -388 с.
  26. А. и Гефнер Дж. Методы обработки экспериментальных данных (пер. с англ., изд. второе). М.: Ин. Лит., 1953.
  27. В.Н., Николаева О. И. Машиностроительные стали. Справочник. -М.: Машиностроение, 1981. 391с.
  28. Исследования при высоких температурах. Пер. с англ./ Под ред. В. А. Кириллина и А. Е. Шейндлина. М.: ИЛ, 1962. — 480 с.
  29. Конструкционные материалы: Энциклопедия современной техники. -М.: Советская энциклопедия, т.1, 1963. 416 е., т.2, 1964. 408 е., т. З, 1965. 527 с.
  30. Тугоплавкие материалы в машиностроении: Справочник / Под ред. А. Т. Туманова и К. И. Портнова. М.: Машиностроение, 1967. — 392 с.
  31. И.Н., Чикунов Ф. Ф., Бакута С. А. Упругие постоянные и модули упругости металлов и неметаллов: Справочник / Под ред. И. Н. Францевича. Киев: Наукова думка, 1982. — 286 с.
  32. А. Пластичность и разрушения твердых тел. В 2 х томах./Пер. с английского под ред. Г. С. Шапиро. — М.: Издательство МИР, том второй, 1969. — 863 с.
  33. A.A. Металловедение. М.: Металлургиздат, 1956. — 496 с.
  34. Гражданская авиация на рубеже веков. Международная научно -техническая конференция, посвященная 30 летию со дня основания Университета. 30 -31 мая 2001 г. Тезисы докладов. — М.: МГТУ ГА, 2001.-419 с.
  35. Организационные и технологические проблемы заводского ремонта образцов ВВТ. Тезисы докладов. Часть 1. Люберцы: ГНИИ Минобороны РФ, 2001. — 375 с.
  36. М.В. Металлография промышленных цветных металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1970.
  37. Авиационное материаловедение и технология: Учебник для вузов ВВС / Коллектив авторов. Под ред. Н. В. Абраимова. М.: ВВИА им., проф. Н. Е. Жуковского, 1996. — 454 с.
  38. В.П., Засимов В. М. Решетчатый измеритель тяги ГГД. В кн.: Пайка в создании изделий современной техники. (Материалы конференции). М.: ЦРДЗ — ТЛИ, 1997. — с. 204 — 208.
  39. Н.В., Елисеев Ю. С., Крымов В. В. Авиационное материаловедение и технология обработки металлов: Учебное пособие для авиационных вузов / Под ред. Н. В. Абраимова. M.: Высшая школа, 1998. — 444 с.
  40. Г. Н., Тананов А. И. Авиационное материаловедение: учебник для вузов ГА, -М.: Машиностроение, 1988. 320 с.
  41. C.B., Лашко Н. Ф. Пайка легких металлов (магния, титана, бериллия) и их сплавов. М.: МДНТП, 1958.
  42. М.И., Слюнявчиков А. Ф., Картышов Н. Г., Перфильев C.B., Воскресенская Н. Л. Применение диффузионной пайки в конструкциях элементов СВЧ техники из титанового сплава ВТ6. Тезисы докладов Всесоюзной НТК. — М.: ЦПНТО Машпром, 1982.
  43. М.И. Выбор конструкционных материалов и припоев для решетчатых крыльев. В кн.: Русская наука в области пайки. М.: Русская Академия, 1997. — с. 134 — 140.
  44. С.М., Одновол Л. А., Сафин Ю. З., Тюленев А. И., Фролов В. П., Шитов В. А. Решетчатые крылья / Под редакцией С. М. Белоцерковского. -М.: Машиностроение, 1985. 320 с.
  45. .А., Полькин И. С., Талалаев В. Д. Титановые сплавы разных стран. М.: ВИЛС, 2000, — 316 с.
  46. Металловедение и обработка титановых и жаропрочных сплавов. Колл. авторов. М.: ВИЛС, 1991. — 390 с.
  47. А., Прохоров В.С, Фролов В. П. Об основах разработки каталогов конструкционных сплавов-заменителей для ремонта авиатехники ГА и ВВС. Сборник тезисов докладов на научных чтениях, посвященных памяти профессора Н. Е. Жуковского. М.: ВАТУ, 2002.- 1с.
  48. Справочник по пайке: Справочник/Под ред. И. Е. Петрунина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1984. — 400 с.
  49. Л.Л., Ильевский И. И. Технология и оборудование пайки. М.: Машиностроение, 1979. — 240 с.
  50. JI.C., Калугина К. В., Михайлов С. К. Методы прогнозирования развития конструкционных материалов. Ленинград: Машиностроение, 1980.-256 с.
  51. И.И., Михалев И. И., Эйдельман Б. Д. Технология склеивания деталей в самолетостроении. М.: Машиностроение, 1972. 224 с.
  52. И.И., Коловова З. Н., Батизат В. П. Технология склеивания металлов. -М.: Машиностроение, 1965.
  53. Mittor F. Untersuchungen uber die Kombination Metallkleben-Punktschweissen. «Schweissen und Schneiden», 1966, Nr. 8.
  54. А.Г., Колачев Б. А., Садков B.B. и др. Технология производства титановых самолетных конструкций. М.: Машиностроение, 1995.-448 с.
  55. А.Г. Технологическое обеспечение высокого качества, надежности, ресурса авиационной техники: в 2-х т. М.: Машиностроение, 1996. Т. 1, 524 е.- Т. 2, 298 с.
  56. С.Г., Павлов Г. А., Тетюхин В. В. Алюминиды титана как новый конструкционный материал для авиакосмического машиностроения. В кн.: Металловедение и обработка титановых и жаропрочных сплавов. М.: ВИЛ С, 1991. — с. 84 — 92.
  57. Внуковскому авиаремонтному заводу № 400 60 лет: 1941 2001 годы. -Москва, 2001.-96 с. 1. Ц7
Заполнить форму текущей работой