Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль образования в социальном развитии молодёжи: На материалах исследований по Таджикистану

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологические основы исследования сформулированы с использованием научных трудов российских, отечественных ученых и исследователей из других стран постсоветского общества по проблемам взаимоотношения поколений, социальной структуры, демографической ситуации, образования и жизненного выбора и социальной активности. Примененные в исследовании подходы к изучению роли образования в социализации… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. Социально-экономические основы взаимосвязи образования и общественных потребностей
  • §-2.Влияние образования на включение молодёжи в социальную структуру
  • §-3.Демографическая ситуация в обществе и система образования
  • ГЛАВА II. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
  • §-1.Образовательные пути молодёжи и выбор местожительство
    • 2. Жизненные планы выпускников средних учебных заведений республики
    • 3. Роль образования в социальной активности молодёжи

Роль образования в социальном развитии молодёжи: На материалах исследований по Таджикистану (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Проблемы развития истории человечества заслуживают глубокого и всестороннего изучения в новом аспекте, как выражение общественных потребностей и начало новых тенденций. Возрастает интерес к тем сферам жизни, которые непосредственно формируют личность, обеспечивают высокое развитие умственных, нравственных и физических качеств молодого поколения. Исторически в развитии общества и умножении его богатства участвовали определенные возрастные группы, смена которых является естественным явлением.

Ломка старых общественных структур исторически происходит с участием молодежи. Динамичность, активизация общественной жизни, построение демократического строя, создание рыночной экономической системы и многие другие изменения в республике, зависят от социальной активности молодежи. В Таджикистане, вследствие высокого уровня рождаемости, в структуре населения большой удельный вес составляет молодежь в возрасте 15−34 лет, при среднем возрасте населения 23,4 лет. Увеличение численности молодежи или его количественное преобладание указывает на «омоложение» населения республики и нарастание инновационного потенциала, который проявляется через его жизнеспособность, как высшее качество социальной активности.

В условиях трансформирующегося таджикского общества требуется такой заряд активности, который позволил бы направить поколения на разумное преобразование внешней природной и социальной среды, в сторону самоформирования в соответствии с социальными потребностями. От мощности заряда, вложенного обществом через систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств молодым, зависит обратный уровень внесения вклада ими в общество. Эти социальные установки осуществимы через равное включение молодежи республики в образование, которое, осуществляя формирование личности путем активного участия в процессе социализации, играет важную роль в сохранении и изменении социальной структуры.

Однако, в Таджикистане острее становится проблема доступа тех или иных типов и ступеней образования в реализации образовательных притязаний детей и планов их родителей. Количественная и качественная динамика всех типов образования, их профиль, качественный уровень обучающихся в них, часто противоречит реальным общественным потребностям в кадрах. За последние десять лет, уменьшилось количество учащихся общеобразовательных школ и студентов-выпускников во всех звеньях системы образования. Продолжается отток высококвалифицированных специалистов из образовательной системы.

В условиях отсутствия государственного образовательного стандарта базовых знаний и налаженной системы оценки его качества, развитие рынка образования, возникновение негосударственных образовательных учреждений, существенно ухудшилось качество образования. В связи с чем, наблюдаем духовную нищету и быстрорастущий дефицит нравственности у большинства молодежи.

В большинстве случаев, выбор профессии делается несамостоятельно, а по желанию и наставлениям родителей, с учетом популярности, выгодности, но без предварительной подготовки, что неизбежно приводит к разочарованию молодых, сменяющих потом несколько профессий и мест работы.

Наблюдается открытое и «теневое» введение платы за обучение во всех образовательных структурах. Недостаток финансирования государством восполняется за счет родителей, большинство из которых, из-за отсутствия денежных средств, прерывают учебу своих детей.

Рост безработицы, трудоизбыточность региона, относительно слабая развитость социальноклассовой и поселенческой структуры, несоотнесенность общего и профессионального образования и т. д., вызывают множество проблем, связанных с включением молодежи в общественную жизнь. За все эти негативные тенденции, наряду с другими сферами жизни, остается в ответе и сфера образования, нуждающаяся в проведении радикальных реформ.

Вопрос о том, какое наследство получит новое поколение и как оно им распорядится, наиважнейший. Поэтому, проблемы молодежи, вступающей в самостоятельную трудовую жизнь, как особенности формирования новых пополнений социальных слоев, групп и классов в условиях демократизации общества и превращения рынка в главный социальный регулятор технической инновации, а также социально-профессиональное положение молодого поколения, исследования роли общего и профессионального образования, социальных и демократических проблем выбора профессии, социально-экономических и досуговых проблем, в которых отражаются все основные противоречия общества, представляют круг нашего научного интереса.

Степень разработанности проблемы. Молодежь, проходившая первичную социализацию, а потом, по мере социального взросления, столкнувшаяся с проблемой ломки собственных и общественных привычек, стереотипов, убеждений, системы ценностей и другие вопросы, касающиеся проблем молодежи, всегда вызывали интерес исследователей разных периодов.

С 60-х годов, в рамках проведенных исследований по проблемам молодежи формировались позиции таких видных ученых, как Н. М. Блинова, Б. А. Грушина, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, М. Н. Руткевича, В. Н. Шубкина.

В 70-е годы, когда экономическое и социальное развитие постсоветского общества замедлилось, и к началу 80-х годов начался период застоя всех сфер жизни, особый интерес по проблемам молодежи и образования представляли труды С. Н. Иконникова, 3. Г. Голенковой, А. В. Кооп, Л. Я. Рубиной, М. Н. Руткевича, М. Х. Титма, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппова, В. Н. Шубкина.

По проблемам образования в 70-е начале 80-х годов издавались труды зарубежных ученых как Ф. Г. Кумбс, Д. П. Мансфельд, Ф. Махлуп и других, которые дали системный анализ образования в условиях научно-технической революции. В Таджикистане в начале 80-х годов учеными рассматривались проблемы НТР и управления, планирования и стимулирования общественно-политической активности, выбора профессии молодежью.

Социальные проблемы молодежи представляют собой чрезвычайно широкий комплекс, в которых отражаются все основные противоречия (противоречия между социально-экономическим и социально-психологическими установками молодежи). Эти проблемы анализировались и в работах зарубежных авторов Р. Бузона, П. Бурдье, Ф. Г. Кулебса, Б. Саймона и другие.

Вторую половину 80-х и первую половину 90-х годов, несмотря на глубокий кризис общества, можно характеризовать как период активизации научных исследований по проблемам молодежи. В этот период социальные проблемы молодежи, региональные особенности процесса жизненного самоопределения, место образования в подготовке к жизни молодежи, диалектика общественных потребностей, системы образования и жизненных планов молодежи анализируются в работах известных ученых Е. М. Бабосова, Р. К. Веэрманн, З. Т. Голенковой, С. И. Григорьева, П. Кеннкмана, Л. В. Коклягиной, Д. Л. Константиновского, Т. Н. Кухтевича, А. А. Матулениса, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубиной., Э. Саар, В. В. Семеновой, М. Тальюнайте, М. Х. Титмы, В. Г. Харчевой, Г. Л. Чередниченко, В. И. Чупрова, Ф. Э. Шереги, Ш. Шоисматуллоева, В. Н. Шубкина и многих других.

Через призму образования по проблемам социальной, классовой и поселенческой структуры, сущность и функции стратификации, социального неравенства и его формы, механизм социальной мобильности вышли работы Н. А. Аитова, Л. Н. Беляевой, Л. А. Гордона, Т. И. Заславской, В. Ильина, Э. В. Клопова, Е. Д. Игитханян, Н. И. Лапина, В. В. Радеева, В. И. Староверова, Е. Н. Старикова, Д. С. Тагаева, Н. Е. Тихоновой, М. Ф. Черныша, Ш. Шоисма-туллоева, О. И. Шкаратана и другие.

Вопросы образовательной ситуации в республике Таджикистан, влияние системы образования на выбор профессии, место жительства, формирование жизненных планов, проблемы образования женщин и другие стороны жизнедеятельности молодежи, и т. д., рассматриваются в работах таджикских ученых М. К. Гафаровой, М. Гулямова, Н. С. Сайфуллаева, Н. М. Назаршоева, Д. С. Тагаева, Д. Хуморова, Ш. Шоисматуллоева. Многие аспекты образования, в частности, состояние образовательной ситуации в трансформирующемся обществе, селективная роль образования в кризисной ситуации, влияние образования на жизненные планы молодежи и их реализация в условиях перехода к рыночным отношениям, являются как в теоретическом, так и в эмпирическом отношении малоисследованными.

Методологические основы исследования сформулированы с использованием научных трудов российских, отечественных ученых и исследователей из других стран постсоветского общества по проблемам взаимоотношения поколений, социальной структуры, демографической ситуации, образования и жизненного выбора и социальной активности. Примененные в исследовании подходы к изучению роли образования в социализации молодежи, базируются на трудах З. Т. Голенковой, И. С. Кона, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубиной, М. Х. Титмы, Н. Е. Тихоновой, Ф. Р. Филиппова, В. И. Чупрова, О. И. Шкаратана, В. Н. Шубкина, В. Н. Ддова и других. Процесс социального развития молодежи невозможно рассматривать в отрыве от анализа различных сторон политической, социально-экономической, социально-демографической ситуаций, динамики развития общества, трансформации общественных отношений. Теоретические направления такого анализа содержатся в трудах М. К. Гафаровой З.Г.Голенковой, Л. А. Гордона, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Р.С.Коми-лова, С. Н. Наврузова, Г. В. Осипова, В. В. Радаева, А. Р. Рахимова, Н.С. Сайфул-лоева, А. Х. Самиева, Ж. Т. Тошенко, А. Х. Хошимова, И. Ш. Шарипова, О. И. Шкаратана, Ш. Шоисматуллоева и других.

Объектом исследования стали выпускники средних учебных заведений 1985 года: средних технических училищ и средних специальных учебных заведений с объемом выборки 4 тысячи человек. Эти молодые люди, проходившие первичную социализацию в прежний период (17−18 лет) и испытавшие на себе проблемы преобразований общества, и создававшие свою личную жизнь в период перестройки, становящейся демократии и рыночной экономики.

Предмет исследования — роль и место образования в социальном развитии молодежи в условиях демократизации общественной жизни и рыночной экономики. От особенностей включения молодёжи в социальную группу специалистов, во многом зависит и социальная активность представителей социальных групп, классов, слоев общества.

В новых условиях существенно меняется облик социальных слоев, социальной структуры общества. Протекающие процессы децентрализации, коммерциализации образования, влияют на содержание гуманитарного и социально-экономического образования, которые с другими новшествами неизбежно приводят к изменению социального облика молодёжи.

В предмет исследования также входят специфические особенности самоопределения молодёжи с такими характеристиками, как социально-профессиональный статус родителей, миграционные пути, формирование семьи, жизненные планы и перспективы.

Цель и задачи исследования

Целью работы является выявление диалектического взаимодействия института образования, общественных потребностей и молодёжи, определение места и роли образования в социализации молодёжи Таджикистана. Соответственно этой цели были определены следующие основные задачи: теоретическое осмысление историко-социологического подхода к исследованию образования, изучение общего и специфического в образовании регионов, в отношении экономического и социального положения учащейся и рабочей молодёжи анализ вопросов, касающихся социальных аспектов образования и ее роль в воспроизводстве структуры общества — воспроизводстве дифференциаций выявление влияния демографических процессов на социальное развитие молодёжи, на её выбор профессии, трудоустройство, на шансы получения видов образования теоретический и практический анализ оптимального соотношения между объективными потребностями общества в кадрах по определенным профессиям, и профессиональными планами молодых людейпротиворечий между новыми социально-экономическими отношениями и социально-психологическими установками молодёжи изучение проблем формирования социально-профессиональных ори-ентаций и реальных процессов, связанных с завершением образования, началом трудовой деятельности, адаптацией к труду, социальной мобильностью пояснение социальной активности, что предполагает воспитанность молодёжи в духе предрасположенности к участию в сферах жизнедеятельности, как познавательная, общественная, творчески созидательная, трудовая, досуговая и другие.

Основная гипотеза исследования. Предположение, что институт образования осуществляет формирование личности путем активного участия в процессе социализации, играя важную роль в сохранении и изменении социальной структуры, влияя на условия и возможности мобильности, на вероятность жизненных успехов, определяя статус, возможности, наконец, судьбы вступающих в жизнь поколений, была принята за основу. В условиях рынка и развития рыночных отношений в обществе, образование остается важным социальным ресурсом, мощным предиктором дохода, статуса, профессиональной и политической карьеры.

Методы исследования. В диссертационной работе сочетаются теоретико-методологическое и конкретно-эмпирическое исследование. Широко используются применяемые в трудах ученых республики, стран СНГ и зарубежных исследователей, научные сравнительные, типологические трактовки, различные процедуры обобщения и интерпретации эмпирических результатов. При переосмысления роли и места образования в социальном развитии молодежи, анализируются не только проблемы образования, как одного из общественных институтов, роль образования в изменениях общества, но и социальные характеристики учащейся молодежи, ценности, структуры, виды деятельности.

Анализ объективных показателей, выпуск средних учебных заведений, прием и выпуск профессиональных учебных заведений, включение молодежи в социально-слоевые структуры, пол и возраст, сочетается с изучением субъективных (жизненные планы) показателей. Результаты исследования лонгитюдного проекта «Пути поколения» сопоставляются с анализом статистических данных.

Информационную базу исследования составляют материалы государственной, ведомственной статистики, отчеты министерств, материалы молодежных организаций, а также результаты проведенных исследований, в том числе, международного лонгитюдного проекта «Пути поколения», в котором участвовал Таджикистан с 1984 по 1998 года с реальной выборкой на первом этапе N =3940, на втором N =1139, на третьем N =1512 человек.

Для сравнения, использованы данные исследований, проведенных Институтом философии и Права АН Республики Таджикистан в 1993,1997 годах.

Научная новизна исследования. Цель и совокупность поставленных задач, сочетающих теоретико-методологическое и конкретно-эмпирическое изучение выбранной проблемы, определяют ее научную новизну. В условиях гигантского социального сдвига, отсутствие конкретной работы в такой постановке проблемы, с использованием результатов исследований в республике Таджикистан, позволяет рассматривать представленную работу как обладающую научной новизной, раскрывающую суть происходящих социально-экономических, политических и социо-культурных изменений, их влияния на процесс становления молодого поколения через призму образования.

Диссертационная работа позволила углубить некоторые положения, исследованные ранее и выявить новые, характерные Таджикистану, особенности в период коренной модернизации: опираясь на теоретико-методологический и эмпирический материал, предпринята попытка к обоснованию углубления социальной дифференциации в период построения гражданского общества теоретически и практически проанализированы процессы получения образования и интеграции молодежи в социально-слоевую структуру общества и миграционной активности проведен анализ влияния демографических процессов на образовательную ситуацию, выбор профессии, трудоустройство и на шансы получения видов образования выявлена динамичность социального поведения поколения, обусловленная разными трансформациями в обществе, охарактеризован круг наиболее существенных факторов, влияющих на формирование жизненных планов и определение социального статуса, местожительства и образовательного пути выявлена динамика жизненных планов учащихся средних учебных заведений республики в условиях социальной дифференциации предпринята попытка рассмотреть тендерный аспект дифференциации в соотношении шансов на поступление в вузы и трудоустройство.

Практическая значимость. Вопросы, определяющие роль молодежи в экономическом и социальном развитии, в системе народного хозяйства, культуры, образования и науки, в преддверии информационного общества, определяют практическую значимость работы.

Практическая значимость исследования более конкретно отражается в следующем: информирование общества о результатах исследования, их применение в практике системы труда, занятости и образования подрастающего поколения, с целью принятия необходимых мер, направленных на смягчение тяжести экономического и духовного кризиса через средства массовой информации, публикацию популярных статьей и выступлений по выявленным результатам, участвовать в формировании новых отношений граждан к образованию результаты исследования могут быть применены в практических работах подразделений Министерства образования, Министерства труда и занятости населения Республики Таджикистан, Научно-исследовательского центра по изучению молодежной проблематики. результаты работы могут быть использованы: преподавателями вузов по общественно-экономическим дисциплинам, для совершенствования сис.

12 темы общего и профессионального образования и обоснования образовательной политики в республике материалы могут быть использованы журналистами, студентами, аспирантами, социологами.

Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на Всесоюзных научно-практических конференциях в Звенигороде (1990 год), в Душанбе (1990, 1992), на Всесоюзных межвузовских научно-практических конференциях в Курган-Тюбе (апрель 1991), в Душанбе (1992) на научно — практических конференциях Хорогского Государственного университета, в Хороге (1996, 1997, 1999, 2000 годах). Основные положения диссертации докладывались на совместном заседании отделов социальной философии и социологии Института Философии и Права АН Республики Таджикистан.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, (шести параграфов), заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

История развития человечества позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей прогресс общества, является образование, роль которого в современном мире важно в той степени, в какой человек изменяет окружающий его внешний мир. Весь исторический процесс следует рассматривать как образовательный, а образование в качестве способа формирования человека внутри общества.1.

Современный мир требует новые взгляды на происходящие и возникающие события, которые не всегда имеют позитивные результаты. Наличествуют факторы, угрожающие распаду личности и социальной системы, с приумножением нарастает кризис культурных и духовных ценностей. Обострившиеся кризисные явления в социально-экономической и политической сферах второй половины 80-х годов в Таджикистане, незамедлительно отразились и на системе образования. В 90-е годы гражданская война и затянувшийся межтаджикский конфликт ещё более усугубили этот кризис.

Древнейшие культурные ценности нации, к сожалению, заменяются суррогатами массовой культуры и поколение становится безликим, агрессивным, угрожающим фактором своего существования и уничтожающим общенациональные достижения. Наблюдаемая нами культурная деградация ведет к утрате духовных ценностей, традиций и обычаев, на которых выросли множество поколений таджикского народа и даже устояли империи. Сохранение этих ценностей, их освоение и приумножение, становится возможным только через радикальное реформирование и развитие образования.

Реформа системы образования в Таджикистане необходима с учетом реалий и в соответствии с требованиями будущего. Модернизация образования должна обеспечить целостность системы и преемственность ее ступеней в государственных и частных учебно-воспитательных учреждениях, восстанавливать связь образования с национально-культурными традициями. Только национальный образовательный потенциал может поднять на высокое место суверенный Таджикистан и таджикскую нацию.

Общеобразовательная школа, являющаяся одним из важнейших элементов системы образования, из-за острой нехватки экономических и кадровых ресурсов, не в силе дать молодежи прочные базовые знания. Состав учителей пополняется за счет выпускников общеобразовательных школ и на 1998 год их число составило 10,2% -в три раза больше, чем в 1991 году. Такая ситуация усугубляется уходом из школы, по причине нищенской заработной платы, профессиональных кадров. На начало 1997 /1998 учебного года потребность в педагогических кадрах составила 16 тыс. человек.

Основные функции общеобразовательной школы все больше реализуют неформальный институт репетиторства и коммерческие структуры. Отсюда выходят изменения в соотношении шансов детей из различных групп на продолжение учебы, получение образования. Далее, неравенство обретает еще большую определенность в сфере высшего образования и отражается в дальнейших жизненных планах поколения, усугубляя социальную дифференциацию. Отчасти, дифференциация молодежи формируется из-за особенностей структуры и функционирования системы образования, что связано с ее финансированием.

На пороге XXI века, абсолютный приоритет в бюджетах всех государств должно иметь образование, как фактор, формирующий творческий потенциал страны. Однако, расходы государства на поддержание системы образования, год за годом сокращаются. Если в 1998 году из госбюджета страны было выделено 13,8% денежных средств, то в 1999 году этот показатель снизился на 8,6%.

В условиях социально-экономического кризиса обостряются социальные последствия дифференциации и коммерциализации образования. Крайне острой становится проблема доступности разных ступеней образования, реализации ожиданий нового поколения. По причине бедности населения, только по сравнению с 1998/1999 учебным годом, численность учащихся в общеобразовательных учреждениях республики сократилась на 1,7%, когда большой прирост численности населения и уровня рождаемости сохраняется.

Продолжает расширяться сеть государственных высших учебных заведений и во многом в них поступление и обучение становится платным, что уменьшает их доступность для большинства молодежи, в основном, выходцев из бедных семьей. Увеличение численности студентов и расширение сети вузов (79 тыс. студентов и 29 вузов на 2000 год), продолжают развивать рынок образовательных услуг и осуществляют подготовку специалистов, пользующихся относительно высоким спросом на рынке труда, а также престижностью таких профессий, как «финансы и кредит», «бухгалтерский учет и аудит», «менеджмент», «банковское дело», «юрист» и другие. Несмотря на это, республика по показателю численности студентов вузов, в расчете на 10 тыс. населения (130 человек), занимает предпоследнее место среди стран Содружества.

Расширение сети вузов по областям республики, без расчета реальных потребностей народного хозяйства в кадрах, ведет к нерациональному использованию экономических и кадровых ресурсов образования и разрушению единого образовательного пространства. Такая тенденция может привести к выхолащиванию из образования общезначимых культурных ценностей и элементов знаний, превращению ее в утилитарную, узкопрофильную структуру подготовки кадров.

Судя по результатам исследования, устойчивость ориентации на образование в Таджикистане высока, однако, материальные трудности дают возможность продолжения учебы только привилегированным слоям общества. Если государство в случаях социально-экономических и научно-технических преобразований остается действительным приверженцем защиты прав всех слоев, равенства возможностей, просвещения населения, то тогда происходит реальное выравнивание шансов молодых людей из всех слоев общества.

Демократизация образованияэто процесс расширения возможностей доступа и успешной учебы при устранении всех форм элитаризма, региональных, социальных, национальных, половых, возрастных и т. д. Анализ половозрастного состава, по результатам исследования проекта, «Пути поколения», выявляет, что до окончания основной школы (9-го класса) особых различий между полами не бывает, но по причине ранней включенности юношей на работу в старших классах общеобразовательной школы явно преобладают девушки. Последние годы удельный вес женщин в общей численности студентов идет к снижению и Таджикистан выделяется самим низким показателем -25% среди стран Содружества.

В случаях, если государством не предусматриваются меры по повышению заработной платы учителей, что в среднем составляет 5508 рублов около 2,5 доллара США)-на 1999/2000 учебный год, то имеет ли смысл в будущем организовать приемы в вузы по квотебез экзамена, когда эти места ежегодно из-за падение престижа множества профессий, в том числе учительской, остаются неиспользованными.

Нарушение системы приобретения всеобщего обязательного среднего образования ограничило возможности получения профессиональноквалификационного образования большинством населения, что привело к не воспроизводству отдельных категорий профессиональных групп занятого населения. Несмотря на изменившиеся экономические отношения, появление классов предпринимателей, менеджеров, фермеров и других, главным требованием к работнику остается высокий профессионализм, творческий подход к делу, предприимчивость. Система профессионально-технического образования сегодня и в ближайшем будущем не в состоянии будет обеспечить необходимое качество и количество квалифицированных рабочих. В республике, по настоящее время отсутствует высококвалифицированный национальный рабочий класс.

Новая экономическая жизнь потребует не только восстановления и нормального функционирования сложившейся ПТО, но и существенного ее расширения, пропорционального размещения и качественного обновления. Данные Ш-го этапа исследования подтверждают, что по сравнению с общим средним образованием, более весомое влияние на попадание в «успешные» кластеры имеют средне-специальное и высшее образование. При этом, способности, образование, пол служат наиболее мощными предикторами дохода, состояния, профессиональной и политической карьеры.

Профессионально-техническое образование сохраняет средний уровень доходов, снижая попадание в низко доходный слой, имеющий общее среднее образование. «Молодые взрослые» закончившие вузы, получают более низкую зарплату, чем квалифицированные рабочие того же возраста. Этот факт поясняет, что продолжительность итогового образования не имела в условиях командной экономики сильной предсказательной силы на доход.

В условиях сохранившихся основных рычагов командной экономики в Таджикистане, потребность в специалистах высшей квалификации на период до 2005 года, дополнительно к существующему потенциалу составляет 2282 человек, в том числе, 440 докторов наук и 1849 кандидатов наук. Отсутствие материального и морального стимулирования является основной причиной слабого притока и активного оттока в более престижные и доходные сферы интеллектов. Получается, что ученый зарабатывает на жизнь «как водитель такси, а рабочий как коммерческий посредник», но ученый при этом не реализует себя как ученый и не может поддерживать соответствующий жизненный стиль.

В условиях преобразований экономической жизнилиберализации цен, стимулирования частной экономической активности, формирования правовой и институциональной инфраструктуры рыночного хозяйства и других, произошло дополнение к социальной структуре, состоящей в возрастании многообразия социальных слоев и групп. С разгосударствлением и приватизацией, легализацией «теневой» экономики, появился класс собственников, а на другом полюсе безработные, между которыми занимает место расформирующееся на социальные слоидехканство. Наблюдается процесс размывания традиционных групп населения рабочих, колхозников, интеллигенции, служащих. Только в первом квартале 2000 года, в республике преобразованы в частные хозяйства 51 коллективных и совместных хозяйств. Параллельно с этим происходит становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, уровню доходов работников, включенности во властные структуры социальной самоидентификации.

Оценивая развитие демографической ситуации, состояние экономики, трансформацию системы образования, можно сделать вывод о том, что если тенденции трансмиссии, репродукции и конверсии статусов в ближайшие годы сохранятся, то можно ожидать, что социальные статусы становятся наследуемыми. Усиление социальной дифференциации и ее «омоложение» в сфере образования обязывают общества создать равные шансы молодым для получении образования. Создание системы образования, позволяющей сформировать и реализовать современный, инновационный по сути, воспроизводственный образовательный цикл, от начальной и средней школы до уровня профессиональной переподготовки и непрерывного образования, характерной для экономически развитых стран, является первейшей задачей государственных органов Таджикистана и образовательного сообщества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. M.А. Образование и научно-технический прогресс. М.:1992.
  2. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.:Политиздат, 1984.
  3. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.:1988.
  4. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: 1995.
  5. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (Возрастная и педагогическая психология. Тексты).М.:МГУ1992.
  6. В.Н. Молодежь:Методологические проблемы исследования.1. Л.:Наука. 1973.
  7. П. Социология политики. Пер. с франц. M.:Socio-Logos. 1993.
  8. Бюллетень «Экономическое обозрение Таджикистана». Д.:1998. дек. стр. 10.
  9. М. Основные понятия стратификации. //Социологические исследования. М.:1995, № 5.
  10. Выбор молодежью жизненного пути (ред. Бабосов Е.М.), Минск. Наука и техника 1988.
  11. Выбор судьбы (отв. ред. Т. Шмелева), Барнаул Книжное издательство. 1989.
  12. Выпускник перед выбором пути (отв. ред. Е.М.Бабосов), Минск, Народная Асвета. 1988.
  13. Т.К. Образование как фактор социальных преобразование/Материалы республиканской научно практической конференции (отв. ред. Каримова М, Т.), Д.: 1992.
  14. Г. К. Влияние образования на включение молодежи в социальную структуру//Вестник Хорогского Университета. Научный журнал. Хорог, 1999, № 1.
  15. Г. К. Демографическая ситуация и система образования. // Вестник Хорогского Университета. Научный журнал. Хорог, 2000, № 2.
  16. М.К. Женщины горной республики. Душанбе. Дониш. 1986.
  17. М.К. Женщины Советского Востока. Душанбе. Ирфон. 1987.
  18. З.Т., Витюк В. Г., Игитханян Е. Д. и др. Трансформация социальной структуры и стратификации Российского общества. Москва.: 1998.
  19. .С. Философия образования М.:1998.
  20. Л.А. Численность и состав населения СССР. М.:1984.
  21. .А. Массовое сознание. М.:1987.
  22. Г. С. Цивилизация:развитие и современность. //Вопросы философии. 1991 № 3.
  23. Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М.: 1986.
  24. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.:1986.
  25. Доклад о выполнении Госплана экономического и социального развития Таджикской ССР. Душанбе, 1988.
  26. Доклад о социально-экономическом положении Республики Таджикистан за январь-март. Душанбе. 1995.
  27. Э. Социология образования. Пер с франц. М.:ИНТОР 1996.
  28. Жизненные пути молодого поколения. Опыт и методика генетического исследования в социологии. Таллин, 1983.
  29. Жизненный путь молодого поколения: его выбор и утверждение, (отв. ред. М.Х. Титма). Таллин, 1985.
  30. Жизненные пути одного поколения (отв. ред. М.Х. Титма), М.:Наука, 1992.
  31. Закон Республики Таджикистан «О государственной молодежной политике». Душанбе. 1994.
  32. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Д.: 1994.33. «Занятость» (газета), 1998, № 8. ноябрь.
  33. Т. И. Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. М: Наука, 1991
  34. А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М: Политиздат, 1986.
  35. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.:СОЦИУМ 1998.
  36. Е.Д. Процессы социального расслоения в современном обществе. М.:ИС РАН, 1993.
  37. С.Н. Высшее образование на рубеже веков// молодежь и общество на рубеже веков. М.:Голос, 1999.
  38. В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ (1917−1996 гг.) Сыктывкар. 1996.
  39. И. М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества. // Молодежь и общество на рубеже веков. М:1999.
  40. Интернациональный характер жизненного самоопределения молодежи. (ред. М. Х. Титма, Ш. Шоисматуллоев). Д.:Дониш. 1992.
  41. Л.Г. Культура и социальная структура//Социологические исследования. 1996, № 3.
  42. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: СОЦИУМ. 1999.
  43. Л. Дифференциация молодежи в сфере образова-ния:проблемы жизненного старта. // Молодежь актуальные проблемы социального развития. М.:1988.
  44. Коммунист Таджикистана (газ.) 1990, ноябрь-27.
  45. Кон И. С. Социология личности. М.:1967.
  46. Д.Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977.
  47. Д.Л. Молодежь в системе образования:динамика и неравенства. // Социологический журнал. 1997 № 3.
  48. Конституция Республики Таджикистан, Душанбе. 1994.
  49. A.B. Образование и социализм. Таллинн. 1983
  50. О. К. Социально экономические проблемы повышения мобильности молодёжи в Таджикистане. Душанбе. Дониш. 1984
  51. Красноженова. Высшая школа России. М.:Мысль 1998.
  52. А. А. Общественное мнение и изменения в социальной структуре Таджикистана. // Общественное мнение и социальная трансформация общества. Душанбе. ИФиП АН. 1997.
  53. В., Латынова Н. Наука, техника, человек. М. 1990.
  54. В. И. Задачи союзов молодёжи. Полн. собр. соч. М.:т. 41.
  55. Ф. Новая страница. Перевод с анг. М.?Прогресс 1995.
  56. К., Энгельс Ф. Соч. т. 19.
  57. А. Включение молодёжи в социальную структуру. Вильнюс, 1985.59. «Маърифати Шугнон» (газ), 1998, окт 5.
  58. Междисциплинарные исследования. /Словарь-справочник/ М.: 1991.
  59. Молодёжь:Жизненный выбор (отв. ред. Микшис). Вильнюс Райде 1987.62. Молодёжь в СССР. М.:1990.
  60. Молодёжь России: социальный статус. В 6-ти вып. (ред. Чупров В. И.). М.: Наука, 1992.
  61. Молодёжь России: социальный развитие (отв. ред. В. И. Чупров) М.: Наука 1992.
  62. С.Н. Человеческие способности (социально-философский аспект) Душанбе. Дониш.1990.
  63. Народное хозяйства СССР за 70 лет. М.: 1988.
  64. Народное хозяйства Тадж. ССР в 1987 г. Душанбе, 1988.
  65. Народное хозяйства Тадж. ССР в 1990 г. Душанбе, 1989.
  66. Э. Профессиональная подготовка рабочих кадров Таджикистана. // Социологические исследования. М. 1986. № 4.
  67. Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе. // Социологический журнал, 1995, №:2.
  68. Начало пути. Поколение со средним образованием. (Отв. ред. М.Х. Титма) М.:Наука 1989.
  69. Наука и жизнь. М.:1987, №:2.
  70. Л. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения Таджикистана. // Общественное мнение и социальная трансформация общества. Душанбе. ИфиП АН. 1997.
  71. Образование республики Таджикистан. Душанбе 1996.
  72. Образование в странах Содружества. М.:2000.
  73. . Социально экономические проблемы республик Средней Азии. Ашхабад, 1988.
  74. Отчет Министерства образования Республики Таджикистан за 1996 и задачи образовательных учреждений в 1997 году.
  75. Постановление правительство Республики Таджикистан «Об образовании комитета по делам молодёжи при Правительстве Республики Таджикистан» от 27 мая 1997 г.
  76. С.П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. М.:1989.
  77. И.М., Кунявский М. Б. Цена «запоздавшей модернизации». // Социологический журнал. 1997. № 3.
  78. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.:АСПЕКТ ПРЕСС. 1996.
  79. Э.Ш. Молодёжь будущее суверенного Таджикистана. Душанбе, 1997.
  80. Э.Ш. Экономические реформы веление времени. Душанбе, 1997.
  81. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодёжи. 1985 1995 годы. (Отв. ред. В. С. Моргун). М.:1998.
  82. Н.Л. Противоречия социализма и механизм торможе-ния:истоки, действие, пути преодоления. М.:1998.
  83. Л. Я. Советское студенчество. М.:1981.
  84. В. О. Социологические аспекты модернизации России и других гюсткоммунистических обществ. // Социологические исследования /1995, № 1/.
  85. М.Н., Потапов В. П. После школы. (Опыт социологического исследования). Москва.: 1995.
  86. М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. М.:1988.
  87. М. Н. Изменение в социально классовой структуре советскогообщества в условиях перестройки. // Социологические исследования. 1987, №:5.
  88. В. И. Образование для государства и государства для образования // Дом и Отечество, 1997, дек.
  89. A.B. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. М.:1979.
  90. П. Человек, цивилизация, общество. Перевод с анг. (Общая ред. А. Я. Согомонова). М.:Политиздат. 1992.
  91. Социальная активность рабочих промышленных предприятий (отв. ред. В. В. Выборнова), Душанбе. 1984.
  92. Социальные аспекты формирования молодого поколения. Тенденции, проблемы, опыт (отв. ред. Е. Андич., В. Шубкин) Будапешт, 1986.
  93. Социальная мобильность городского населения (отв. ред. М. Кирх) Таллин, 1985.
  94. Социальный облик специалиста (ред. А. Матуленис) Вильнюс 1985.
  95. Социалистический образ жизни и проблемы образования. Свердловск 1988.
  96. Социальный портрет молодёжи (Редколл.:Рубина J1. Я., Слепцов Н. С.).М.:1990.
  97. Социальные перемещения в студенчество. Вильнюс, 1982.
  98. Социальное развитие города и села. (ред. JI. Черная). Вильнюс, 1987.
  99. Социальное расслоение возрастной когорты (отв. ред. М. X. Титма) М.:РосАН. 1997.
  100. Социология. Основы общей теории (ред. Г. В. Осипова., JI. Н. Моск-вичева) М.:1996.
  101. Социология:Учебное пособие (ред. Тадевосян Э. В.) М.:3нание. 1995.
  102. Статистический ежегодник Республики Таджикистан за 1997. Душанбе. 1998.
  103. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. 1998. Душанбе. 1999.
  104. Структура общества и массовое сознание (отв. ред. П. М. Козырева), М.:ИС РАН. 1994.
  105. Д.С., Аитов Н. А. Пути развития Таджикистана. Душанбе. 1994.
  106. М.Х. Выбор профессии социальная проблема. М. Мысль. 1975.
  107. М.Х., Э. А. Саар. Молодое поколение. М.:Мысль. 1986.
  108. М.Х. Социально профессиональная ориентация молодёжи. Таллинн. 1982.
  109. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.:РОССПЭН. 1999.
  110. Труд в Таджикистане. Душанбе. Дониш. 1991.
  111. В.Н. Научно техническая революция и революция в образовании. М.: 1973.
  112. А.К. Социологические законы. М.:1980.
  113. X., Юсуфбеков Ю. Труд в условиях развитого социализма. Душанбе. 1984.
  114. Ф.Р. Социология образования. М.:1980.
  115. Ф.Р. От поколения к поколению. Социальная подвижность. М.:Мысль 1989.
  116. Философский словарь. // Под ред. И. Т. Фролова. 5 изд. М.:Политиздат. 1986.
  117. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: 1991.
  118. Д., Тучек М. Распределение доходов:бедные и богатые в постсоциалистических обществах // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. Вып. 2. М.:1995.
  119. Н. Трудовые ресурсы Таджикистана:проблемы, перспективы. Душанбе. 1986.
  120. Т. Образование в 2000 году:Исслед. проект. М.:1977.
  121. Г. А., Шубкин В. Н. Молодёжь вступает в жизнь. М.:1985.
  122. Н. В. Бедность как социальный феномен российского общества/7 СОЦИС. 1994. №:3.
  123. Н. В. Социальные проблемы безработных // СОЦИС. 1996. №: 11.
  124. М. Ф. Власть и социальная структура // Социальная структура и социальная стратификация. М.:1992.
  125. Численность населения Республики Таджикистан. Д.: 1998.
  126. В. И. Молодёжь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. №:3.
  127. В. И. Проблемы социального развития молодёжи. М.:1985.
  128. В. И. Социальное развитие молодёжи ¡-теоретические и прикладные проблемы. М.:СОЦИУМ. 1994.
  129. В. А. Молодёжь и видеокультура // Проблемы духовной и политической жизни. М.:1996.
  130. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования. М.:Юристъ. 1997.
  131. А.Е. Образование в развивающихся странах. М.:1977.
  132. О. И. Социальная структура: иллюзии и реальность. // Социология перестройки. М.:Мысль. 1990.
  133. О. И., Тихонова Н. А. Занятость в России. Социальное расслоение на рынке труда // Мир России. 1996. №: 1.
  134. Ш., Гарибшоев Т. К. Социальные функции образования. // Молодёжь, мировоззрение, перестройка. Д.: 1990.
  135. Ш. Роль образования в социальном развитии молодёжи. // Образование как фактор социального развития молодого поколения. М.:1989.
  136. Ш. Социально слоевая структура Таджикистана. // Общественное мнение и социальная трансформация общества. Душанбе. ТГНУ. 1997.
  137. Ш. Поколение в системе образования.Д.:1999.
  138. Ш. Межпоколенная мобильность и эволюция социального поведения молодёжи в кризисном обществе. Автореф. док. дисс. М.:1999.
  139. В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. Ленинград. 1979.
  140. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:Добросвет. М.:1998.
  141. В.Н. Социальная идентификация в кризисном обществе. Со140циологический журнал, 1994, № 1.
  142. JI. Притязания молодежи, ожидания общества// Человеческие ресурсы. 1998. № 2.
  143. Braian Simon. Does edugation matter? London 1985.
  144. D. (ed.) Social Stratification: Class, Race & Gender in Sociological Perspective. Boulder: Westview, 1994.
  145. Elder G. H. The Children of the Great Depression. Chicago .'University of Illinois, 1974.
  146. Koklyagina L. A. From School to work in a Transitional Society: Changing Patterns of Growing up in Russia // Growing Up in Europe, -Berlin, New Vork: Gruyter, 1995.
  147. Kohn M. L., in collab. Social Structure and Selfdirection. Oxford. 1990.
  148. K. U. Tuma N. B. (eds). Event History Analysis and life Course Research. Madison, Wl: University of Wisconsin Press, 1990.
Заполнить форму текущей работой