Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особый интерес представляют следующие сборники: Идентификация идентичности. Этнополитический ракурс. / Составитель и отв. ред. М. Н. Губогло. М., 1998; Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации. Материалы школы-семинара. Воронеж, 2001; Идентичность и толерантность. Сб. ст. Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002; Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
    • 1. I ' Идентичность как социальный конструкт
    • 2. Понятие национальной идентичности
    • 3. Дискурс национальной идентичности в эпоху глобализации
  • ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА
    • 1. Глобализация и проблемы самоидентификации России
    • 2. Глобализирующийся мир и «столкновение идентичностей»

Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Кардинальные социальные, политические и экономические изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, привели к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран, народов, культур. Перемены охватывают практически все формы общественной жизни и получают в философском и общественно-научном знании неоднозначные, порой противоречивые оценки. Это связано с тем, что процессы глобализации предполагают формирование новых форм и институтов, предназначенных стать регуляторами социальных процессов в XXI в. Многие теоретические и методологические проблемы, возникающие в этом контексте, требуют нового переосмысления1.

Глобализация, приводя в движение системообразующие принципы общества и личности, превращает в проблему многие устоявшиеся представления. Одной из главных выступает проблема идентичности, на что обращает внимание С. Хантингтон: «Люди и нации пытаются ответить на самый главный вопрос из всех, что могут стоять перед человеком: кто мы такие?». Динамика смысловых инвариантов базового характера, таких как нация, государство, религиозные ценности, культурные традиции, менталитет, проблематизирует функционирующую исследовательскую парадигму, выдвигая перед социальной мыслью концептуальные вопросы фундаментального свойства.

В данной ситуации идентичность выступает своеобразной «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни"3.

1 См.: XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy today. Мировой Конгресс по философии. Переосмысливая философию сегодня. Abstracts. July 30 — August 5, 2008. Seoul National University. Seoul, Korea.

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999. С. 532.

3 Бауман 3. Индивидуализированное общество М., 2002. С. 176.

Можно отметить некоторую парадоксальность ситуации. Рост объективных интеграционных тенденций в мире, которые ведут к взаимосвязи и взаимодействию во всех сферах жизни современного общества, сопровождается параллельным, не менее устойчивым процессом противодействия проявлениям глобализации экономики и духовной сферы в форме протестов отдельных этнических и культурных общностей в разных регионах и странах. Более того, боязнь утратить свою культуру, самобытность, уникальность в этих условиях, характерная практически для всех народов, проявляется и на уровне государств, отстаивающих свою национальную идентичность, свои национально-государственные интересы. Тем самым человечество сталкивается с двойным вызовом. С одной стороны, возросли личное самосознание, чувство культурной идентичности. С другой стороны, значительно расширился взаимный обмен между людьми, народами и цивилизациями.

Рост национального самосознания можно представить и как защитную реакцию на стандартизацию социальной жизни. Культурная многоукладность и национальная самобытность находятся сегодня под угрозой, человечеству стремятся навязать какую-то одну модель как единственно верную, нивелировать все его многообразие под один трафарет. Отсюда естественная реакция народов — защитить себя, свою уникальность. Нарастающие антиглобалистские тенденции связаны с тем, что люди хотят быть не представителями некоего общего безликого мира, а носителями конкретного этнокультурного, национального сообщества.

Современный мир, рождающийся в ходе современных трансформационных процессов, не един. Дело не только в наличии различных политических акторов, но и в колоссальном разнообразии культурных, национальных идентичностей, включенных в процесс создания целостного мира и вынужденных искать способы сохранения своей самобытности.

Проблема идентичности многогранна. Она включает в себя не только смыслообразующие для каждого индивида и каждой культуры вопросы «Кто мы?», но и имеет своим предельным основанием самый глубокий метафизический вопрос: «Что есть человек?» Процесс глобализации актуализирует вопрос о глубинных основаниях подлинного бытия человека, т. е. ставит вопрос о глобальной идентичности, что связано с изменением роли национально-этнической и государственной идентичности в глобализирующемся мире.

Степень научной разработанности темы. Исследование национальной идентичности в условиях глобализации находится на пересечении различных, но вместе с тем тесно взаимосвязанных и пересекающихся научных дискурсов. При этом понятие идентичности приобретает самые различные значения. Идентичность рассматривается как философская категория, как категория социального знания, как психологическая категория, как категория интердисциплинарного знания1. Тем самым этот термин приобретает междисциплинарный характер. Расширение смысла термина «идентичность» связано с тем, что социальная реальность, отражаемая данным понятием, пришла в движение. Это привело к актуализации двух взаимосвязанных, хотя и противоположно направленных тенденций: широкое распространение понятия «идентичность» в публичной риторике и попытки его деконструкции в научном дискурсе, нацеленные на преодоление представлений о целостной, аутентичной и неизменной идентичности2. Все это позволяет говорить не только о сложности понятия «идентичность», но и о значительном расширении его смыслового поля. Богатство оттенков проблематики национальной идентичности является отражением ее реальной объемности, многогранности.

1 См.: Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. — № 2.

1998.

Разработка проблем идентичности и идентификации актуализировалась с середины XX века. Во многом это объясняется тем, что понятие «идентичность» получило широкое распространение в различных отраслях научного знания в связи с утверждением в них неклассической парадигмы социального исследования.

В зарубежной научной мысли проблема идентичности вообще и национальной идентичности, в частности, имеет определенную традицию исследования1.

В отечественной науке достаточно широко представлены исследования различных видов идентичности (социальная, личностная, культурная, территориальная, региональная, этническая, геополитическая и др.). Здесь.

1 Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация.

Введение

в интерпретативную социологию. СПб., 2000; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М., 2003; Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Кокберн С. Пространство между нами. Обсуждение тендерных и национальных идентичностей в конфликтах. М., 2001; Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Велика. М., 2001; Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. М., 2002; Нойманн И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004; Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004; Хабермас Ю. Спор о прошлом и будущем международного права. Переход от национального к постнациональному контексту // Вопросы философии. 2004. № 3- Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб., 1998; Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М., 2001; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996; Amartya Sen Identity and Violence: The Illusion of Destiny. New York, London, 2006; Boerner P. Concepts of National Identity. An Interdisciplinary Dialogue. -Baden-Baden, 1986; Brubaker R., Cooper F, 2000. Beyond Identity. — Theory and Practice, vol. 29, № 1- Calhoun C. (ed.) Social Theoiy and Politics of Identity. — Oxford, Cambridge (MA), 1994; Giddens A. Modernity and Self-Identity. — Cambridge, 1991; Hall S. 1996. Who is needs «Identity»? — Hall S., Gay P. du (eds). Questions of Cultural Identity. LondonHe W., Guo Y. 2000. Nationalism, National Identity and Democratization. L.- Kellner D. Popular Culture and the Construction of Postmodern Identity // Modernity and Identity. — OxfordCambridge, 1996; Miller D. 2000. Citizenship and National Identity. CambridgeTaylor Ch. Sources of the Self. The Making of the Modern Identity. — Cambridge, 1996. следует выделить работы Бороноева А. О., Гнатенко П. И., Жаде З. А., Заковоротной М. В., Малахова B.C., Павленко В. Н., Смирнова П. И. и др.1.

Особый интерес представляют следующие сборники: Идентификация идентичности. Этнополитический ракурс. / Составитель и отв. ред. М. Н. Губогло. М., 1998; Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации. Материалы школы-семинара. Воронеж, 2001; Идентичность и толерантность. Сб. ст. Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002; Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова, В. А. Тишкова. М., 2002; Культурная идентичность и глобализация. Доклады и выступления. Пятый Международный философский симпозиум «Диалог цивилизаций: Восток-Запад». М., РУДЫ, 2002; Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа. Волгоград, 2002; Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003; Глобализация и столкновение идентичностей. Материалы Международной интернет-конференции. Под ред. А. Журавского, К. Костюка. М., 2003; Религия и идентичность в России / Сост. и отв. ред. М. Т. Степанянц. М., 2003; Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения. Материалы всероссийского научно-методического семинара. Под ред. O.A. Оберемко и JI.H. Ожеговой. Краснодар, 2004; Глобализация и перспективы современной цивилизации. Отв. ред. К. Х. Делокаров М., 2005; Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М., 2005; Политическая наука: идентичность как фактор политики и предмет политической науки / Сб. научн. тр./ Ред. и сост. О. Ю. Малинова. М., 2005; Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. О. Ю. Малиновой и А. Ю. Сунгурова. СПб.,.

1 Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб., 1994; Сибирь. Проблемы сибирской идентичности / Под ред. Бороноева А. О. СПб., 2003; Гнатенко П. И., Павленко В. Н. Идентичность: философский и психологический анализ. Киев, 1999; Жаде З. А. Векторы геополитической идентичности. Майкоп, 2007; Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д., 1999. и др.

2005; Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. М., 2006 и др.

Вопросы, касающиеся проблем национальной идентичности, национального самосознания в условиях глобализации, рассматриваются в исследованиях В. Н. Бадмаева, П. К. Гречко, К. Х. Делокарова, В. В. Лапкина, В. М. Межуева, Г. Я. Миненкова, A.C. Панарина, В. И. Пантина, В. Г. Федотовой, H.H. Федотовой, А. Н. Чумакова и др.1.

Специфика российской национальной идентичности на современном этапе развития общества рассматривается в исследованиях Волкова Ю. Г., М. К. Горшкова, Л. Д. Гудкова, М. Н. Губогло, E.H. Даниловой, Л. М. Дробижевой, А. Г. Дугина, Д. Н. Замятина, А. Г. Здравомыслова, В. В. Коротеевой, Ю. А. Левады, B.C. Малахова, И. С. Семененко, Г. У. Солдатовой, В. Г. Федотовой, В. Н. Шевченко, В. А. Ядова и др.2.

1 Бадмаев В. Н. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ). Элиста, 2005; Гречко П. К. Глобализация: концептуальные аспекты // Философия и современный мир. Москва-Стамбул, 2004; Делокаров К. Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М., 1998; Многогранная глобализация. Под ред. проф. Делокарова К. Х. М., 2003; Ценности глобализирующегося мира. М., 2002; Пантин В. И., Лапкин В. В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. № 1- Межуев В. М. Судьба цивилизаций: конфронтация или диалог? // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 3−4 (17−18) — Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2000; Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли XIX—XX вв.еков: современное прочтение. Автор-составитель Миненков Г. Я. Минск, 2003; Семененко И. С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. // Полис. 2004. № 1- Федотова В. Г. Глобализация и российская идентичность // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005; Федотова H.H. Идентичность // Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003; Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005 и др.

2 Волков Ю. Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М., 2006; Волков Ю. Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее. М., 2006; Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003; Гудков Л. Д. Особенности модернизации в России и характер русской этнонациональной идентичности. / Выборы в Российской Федерации. СПб., 2002; Гудков Л. Д. Негативная идентичность. Статьи 1997 — 2002 годов. М., 2004; Данилова E.H., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27−30- Дробижева Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002; Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность. / Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М., 2006; Дугин А. Г. Проект «Евразия». М., 2004;

Возросший интерес к данной теме объясняется необходимостью учета новых социальных реалий современного мира при анализе проблематики национальной идентичности.

Диссертация представляет собой попытку углубить концептуальный смысл социально-философских исследований национальной идентичности в контексте изменений глобализирующегося мира. Исходя из этого, диссертант видит свою задачу в том, чтобы раскрыть сущность феномена национальной, идентичности, определить его роль в поиске ответов на вызовы глобализации.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что социально-философский анализ проблемы национальной идентичности эвристичен и методологически продуктивен, особенно в условиях глобализирующегося мира, когда происходит очередная «смена идентичностей» и индивиды, нации, государства нуждаются в определении новых ориентиров своего развития.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в концептуальном социально-философском осмыслении проблемы национальной идентичности в эпоху глобализации.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

— раскрыть специфику идентичности как социального конструкта;

— концептуализировать теоретико-методологические основания феномена национальной идентичности;

— рассмотреть основные исследовательские подходы к трактовке национальной идентичности в контексте глобальных трансформаций;

Кара-Мурза A.A. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления // Реформаторские идеи в социальном развитии России. М., 1998; Замятин Д. Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М., 2006; Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Национальная культура — основа национальной идентичности в глобализирующем мире. // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2. С. 31−56- Левада Ю. А. Ищем человека. Социологические очерки 2000;2005. М., 2006; Федотова В. Г. Глобализация и российская идентичность // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005; Шевченко В. Н. Россия: общество, государство, история. — М, 2005; Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. // Мир России. 1995. № 3 — 4 и др.

— определить перспективы включения и идентификационного позиционирования России в глобализирующемся мире;

— выявить проблемы и противоречия развития национальной идентичности в условиях вызовов глобализации и «столкновения идентичностей».

Объект исследования: национальная идентичность как социально-философский феномен.

Предметом исследования является проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире.

Теоретико-методологическая база исследования.

Диссертационное исследование опирается на общенаучные принципы познания общественных явлений, диалектический, системный и прогностический подходы, позволяющие раскрыть специфику становления и развития национальной идентичности в эпоху глобализации. В диссертации нашел применение метод сравнительного анализа к пониманию феномена национальной идентичности в общественно-философской мысли, обусловленный конкретно-историческими условиями. Использование междисциплинарного подхода обусловлено характером концепта «идентичность», само становление которого сопровождалось активным участием различных наук — философии, социологии, психологии, истории и др. Таким образом, методология, использованная автором, представляет собой синтез различных теоретических подходов к исследованию проблемы национальной идентичности.

Для разработки теоретико-методологических оснований национальной идентичности как социального феномена были использованы работы X. Абельса, Н. Бергера, Г. Блумера, П. Бурдье, Э. Гоффмана, Ж. Лакана, Т. Лукмана, Дж. Г. Мида, 3. Фрейда, А. Шюца, Э. Эриксона и других ученых. В исследовании нашли отражение положения теории символического интеракционизма, социальной феноменологии, концепции социального конструирования.

Рассматривая нацию как базовое понятие национальной идентичности, автор основывается на концепциях нации и национализма, разработанных как отечественными (С.А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, JI.M. Дробижева, B.C. Малахов, Э. А. Поздняков, М. Н. Руткевич, В. А. Тишков и др.), так и зарубежными исследователями (Б. Андерсон, Р. Брубейкер, Э. Геллнер, М. Манн, Э. Смит, Э. Хобсбаум, К. Хюбнер, и др.). Данные концепции помогают выявить различные дискурсы проблематики * национальной идентичности.

В. диссертационном исследованиииспользуются труды современных ученых, в которых большое внимание уделяется перспективам развития национальной идентичности в условиях глобализации, диалога культур и цивилизаций в современном мире.

Научная новизна исследования. На основании анализа современных исследовательских подходов к изучению национальной идентичности автором концептуализируются социально-философские основания проблематики национальной идентичности, анализируются перспективы развития наций и национальной идентичности в современном глобализирующемся мире.

Автором разработаны следующие исследовательские парадигмы проблематики национальной идентичности, определившие его научную новизну: идентичность характеризуется как социальный конструкт, формирующийся в результате взаимодействия, людей и усвоения каждым выработанного в процессе социальной коммуникации опыта. Изменения идентичности обусловлены социальными изменениями. Идентичность несет в себе ответ на вопрос о сущности и перспективах развития индивида, нации, культуры;

— конкретизирован категориальный аппарат исследования, который позволяет осмыслить национальную идентичность как социальный феномен и определить рамки ее исследовательского поля в методологии социокультурных процессов. К ключевым понятиям проблематики национальной идентичности отнесены «нация», «идентичность», «Я-Другой», «культурное многообразие», «диалог культур»;

— дана социально-философская интерпретация национальной идентичности как сложного многомерного феномена, исследование которого объединяет социальные, психологические, культурологические, религиозные, собственно этнические аспектыопределена сущность проблемы российской идентичности как поиск пути развития в современном глобализирующемся мире и необходимость осмысления основ цивилизационной идентичности России. выявлены ключевые проблемы и противоречия развития национальной идентичности в условиях глобализирующегося мира, которые существенно изменяют ее структуру и внутреннее содержание. Среди них: проблемы сохранения национальной самобытности в условиях усиления интеграционных процессов, соотнесения разных культурных традиций и ценностей, альтернативные модели современности и «столкновение идентичностей», партикуляризм и универсализм, интеграция и дифференциация, глобализация и локализация и др.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Национальная идентичность — это сложный многомерный, многогранный феномен, исследование которого включает социальные, социально-философские, психологические, культурологические, собственно этнические аспекты. Как социальный феномен она характеризуется многокачественностью, относительностью, динамичностью. Идентичность в эпоху глобализации отличается гибкостью, подвижностью, множественностью, незаконченностью, контекстуальностью.

2. Социальный конструкт идентичности характеризуется свойством множественности и многоуровневости. Множественность, в свою очередь, определяет возможные комбинативные взаимодействия и сложность конструкта. При этом связи, возникающие между различными составляющими этого социального конструкта, находятся в непрерывном взаимодействии и могут носить как постоянный, так и временный характер, что находится в прямой зависимости от обстоятельств, возникающих в процессе идентификации. Структура идентичности динамична и меняется в зависимости от того, как возрастает или, наоборот, снижается вес тех или иных составляющих ее элементов.

3. Идентичностью обладают как социальные группы, так и отдельные индивиды. При этом они обладают множественной идентичностью (территориальной, национальной, культурной, религиозной и др.), отдельные аспекты которой взаимно дополняют друг друга. Выбор идентичностей должен вести не к их «столкновению», а к взаимодействию различных национальных идентичностей, основанных на признании культурного многообразия глобального и взаимозависимого мира, в котором люди, нации чувствуют себя частью не только своих локальных обществ, но и всего человечества.

4. Национальная идентичность основывается на отношении «ЯДругой», на признании «Другого». В этом плане она особенно созвучна сегодняшней ситуации культурного плюрализма и многообразия. Признание права каждой культуры и каждого народа на сохранение своей уникальности, а также ответственности мирового сообщества за поддержание культурного разнообразия выступает основанием для политики взаимопонимания и диалога, расширяя перспективы существования цивилизации.

5. Глобализация меняет прежние представления о центре мировой цивилизации и моделях его развития. Каждая точка в глобальном пространстве цивилизации (в силу ее информационно-сетевого характера, динамично изменяющейся рыночной конъюнктуры, экологических проблем, научно-технологических революций, международных миграционных потоков и т. д.) может быстро превратиться в любой момент в мировой центр глобального развития. И также стремительно исчезнуть. Все это порождает турбулентные процессы во всей системе цивилизации, показывая ее некогерентность и ее негармоничность, ее глубокие противоречия, требуя переосмысления роли и места локального в глобальном, так же как и глобального в локальном.

6. Глобализационные процессы, интегрируя внешнее социальное пространство, усиливают его внутреннюю дифференциацию. Глобализация, рассматриваемая как стремление человечества к достижению планетарного единства при сохранении разнообразия и множества культур, нереализуема без изменения общей культурно-цивилизационной парадигмы развития человечества, без качественного преобразования всей системы ценностей национальных культур.

7. Философское осмысление проблемы национальной идентичности — необходимая концептуальная компонента выработки российской государственной национальной политики, отвечающей императивам современности, поиска новых ориентиров развития России как многонационального, поликонфессионального государства в условиях глобализации. Для России чрезвычайно важна самоидентификация как государства и как самобытной культурно-цивилизационной общности.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Осмысление проблемы национальной идентичности в глобализирующемся мире расширяет предметное поле феномена национальной идентичности и ее социально-философскую перспективу.

Диссертационное исследование имеет практическую направленность в реализации значимых социальных проектов, связанных с национальной культурной идентичностью, в экспертной деятельности по анализу и оценке этнокультурных проблем современности.

Кроме того, материалы и результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований и разработок при подготовке лекционных курсов, проведении практических занятий и составлений пособий по социальной философии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Калмыцкого государственного университета. Результаты работы нашли отражение в публикациях автора, а также в сообщениях на: Второй Всероссийской научной конференции «Национальная идентичность России и демографический кризис» (Москва, 2007), региональной научной конференции «Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность», организованной Южным научным центром РАН (Ростов-на-Дону, 2007) — Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Нальчик, 2003.).

Материалы диссертации используются в преподавании базовых курсов философии и социологии в Калмыцком государственном университете.

Структура работы детерминирована логикой развертывания темы, необходимостью определения и комплексного анализа проблемы феномена национальной идентичности в контексте глобальных трансформационных процессов. Она включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию.

Заключение

.

В исследовании мы попытались на основании социально-философского анализа феномена национальной идентичности рассмотреть основные исследовательские подходы к проблеме национальной идентичности в контексте современной социально-философской мысли, проанализировать теоретико-методологические основания феномена национальной идентичности, конкретизировать категориальный аппарат национальной идентичности, раскрыть специфику социального конструирования идентичности, выявить и исследовать проблемы и противоречия формирования национальной идентичности, возникающие в процессе взаимодействия культур в условиях вызовов глобализации и «столкновения идентичностей».

Проведенный нами анализ позволил сделать следующие выводы:

1. Национальная идентичность — это сложный многомерный, многогранный феномен, исследование которого включает социальные, социально-философские, психологические, культурологические, собственно этнические аспекты. Как социальный феномен она характеризуется многокачественностью и динамичностью. Идентичность в эпоху глобализации отличается гибкостью, подвижностью, множественностью, незаконченностью, контексту, а льностью.

2. Социальный конструкт идентичности характеризуется свойством множественности и многоуровневости. Множественность, в свою очередь, определяет возможные комбинативные взаимодействия и сложность конструкта. При этом связи, возникающие между различными составляющими этого социального конструкта, находятся в непрерывном взаимодействии и могут носить как постоянный, так и временньгй характер, что находится в прямой зависимости от обстоятельств, возникающих в процессе идентификации. Структура идентичности динамична и меняется в зависимости от того, как возрастает или, наоборот, снижается вес тех или I иных составляющих ее элементов.

3. Идентичностью обладают как социальные группы, так и отдельные индивиды. При этом они обладают множественной идентичностью (территориальной, национальной, культурной, религиозной и др.), отдельные с аспекты которой взаимно дополняют друг друга. Выбор идентичностей должен вести не к их «столкновению», а к взаимодействию различных национальных идентичностей, основанных на признании культурного многообразия глобального и взаимозависимого мира, в котором люди, нации чувствуют себя частью не только своих локальных обществ, но и всего человечества.

4. Национальная идентичность основывается на отношении «ЯДругой», на признании «Другого». В этом плане она особенно созвучна сегодняшней ситуации культурного плюрализма и многообразия. Признание права каждой культуры и каждого народа на сохранение своей уникальности, а также ответственности мирового сообщества за поддержание культурного разнообразия выступает основанием для политики взаимопонимания и диалога, расширяя перспективы существования цивилизации.

5. Глобализация меняет прежние представления о центре мировой цивилизации и моделях его развития. Каждая точка в глобальном пространстве цивилизации (в силу ее информационно-сетевого характера, динамично изменяющейся рыночной конъюнктуры, экологических проблем, научно-технологических революций, международных миграционных потоков и т. д.) может быстро превратиться в любой момент в мировой центр глобального развития. И также стремительно исчезнуть. Все это порождает турбулентные процессы во всей системе цивилизации, показывая ее некогерентность и ее негармоничность, ее глубокие противоречия, требуя переосмысления роли и места локального в глобальном, так же как и глобального в локальном.

6. Глобализационные процессы, интегрируя внешнее социальное пространство, усиливают его внутреннюю дифференциацию. Глобализация, рассматриваемая как стремление человечества к достижению планетарного единства при сохранении разнообразия и множества культур, нереализуема без изменения общей культурно-цивилизационной парадигмы развития человечества, без качественного преобразования всей системы ценностей национальных культур.

7. Философское осмысление проблемы национальной идентичности — необходимая концептуальная компонента выработки российской государственной национальной политики, отвечающей императивам современности, поиска новых ориентиров развития России как многонационального, поликонфессионального государства в условиях глобализации. Для России чрезвычайно важна самоидентификация как государства и как самобытной культурно-цивилизационной общности.

Теоретическая разработка вопросов, связанных с прояснением сущности, содержания, функций, форм и проявлений национальной идентичности относится к комплексу задач по созданию научного инструментария исследований национальных отношений, которые являются сложнейшей сферой общественной жизни. От ответов на них зависят судьбы народов, государств. Применительно к России — судьба всего евразийского государства, объединившего в себе различные народы и культуры. В поисках своей национальной идентичности необходимы идеи, адекватные реалиям глобализирующегося мира, учитывающие уникальность нашего многонационального сообщества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб. Издательство «Алетейя», 2000. -272 с.
  2. А.И. Идентичность: динамический аспект // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 4 (24). С. 28−31.
  3. H.A. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социс. 1998. № 2. С. 49−54.
  4. У. Этнонационализм в Европе. Пер с нем. C.B. Базарновой. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 366 с.
  5. . Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
  6. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 243 с.
  7. Асп К. Введение в социологию. СПб. Издательство «Алетейя», 2000. 248 с.
  8. В.А. Россия: поиск национальной идентичности // Вестник С,-Петерб. Ун-та. Серия 6. СПб., 1998. С. 33−36.
  9. Ачкасов В. А, Бабаев С. А. «Мобилизованная этничность»: этническое измерение политической культуры современной России. С.-Петерб. Гос. Ун-т, 2000. 144 с.
  10. Ю.Ашкеров А. Ю. Проблема идентичности у Иммануила Канта // Человек. 2001. № 6.-С. 69−80.
  11. П.Бадмаев В. Н. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ). Волгоград-Элиста, 2005. — 280 с.
  12. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. Пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2004. — 188 с.
  13. Бауман 3. Индивидуализированное общество/ Пер. с англ. Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Логос, 2002. — 390 с.
  14. Бауман 3. Национальное государство что дальше? // Отечественные записки. 2002. № 6. С. 419−435.
  15. Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Пер. группы авторов под ред. Д. Скопина, Б. Кагарлицкого, Б. Скуратова. М.: Логос-Альтера, Ессе Homo. 2003. 272 с.
  16. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 383 с.
  17. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  19. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр, 1995. 323 с.
  20. . Диалог с К. Кн. об идентичности. СПб, 2003. 191 с.
  21. Д. Россия в поисках себя. Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. 224 с.
  22. М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2001. № 1. С. 33−42.23 .Бондарь О. Ю. Поиски идентичности: исторический опыт Латинской Америки // Вестник Московск. Ун-та. Сер. 18. 2006. № 2. С. 42−58.
  23. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб., 1994. 166 с.
  24. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Прогресс, 1983. 216 с.
  25. Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. 1988. № 7. С. 16−28.
  26. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / АН СССР, Ин-т Этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1987. -333 с.
  27. И.М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России//Полис. 2002. № 1. С. 87−104.
  28. В.Н. К методологии анализа понятия идентичности // Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США / Под ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. С. 11−19.
  29. С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., Институт экономики РАН, 1998.-130с.31 .Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Под ред. B.JI. Иноземцева. М., 2003 .
  30. А. Что стоит за так называемым антиглобализмом? // МЭиМО. 2001. № 12. С. 50−56.
  31. Видоевич 3. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 25−32.
  32. .Е. К построению качественной регрессионной модели этнической идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 1998. Т.1. С. 121−142.
  33. Ю.Г. Идентичность и идеология: взгляд в будущее. М., 2006. 228 с.
  34. Ю.Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М., 2006.
  35. Т. Идентичность в социальной антропологии Дугласа Келлнера // Социология: теория, методы, методология. Киев. 2000. № 2. С. 43−50.
  36. Г. Д. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама (интеллектуальные путешествия). М.: Издательский сервис, 2002. 784 с.
  37. Г. Национальные образы мира. М.: Академия, 1988. — 432 с.
  38. Г. Национальные образы мира. Евразия — космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999. — 367 с.
  39. Э. Нации и национализм. М. Прогресс. 1991. 320 с.
  40. О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах // Вестник высшей школы. Aima mater. 1991. № 9.
  41. Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. № 6. С. 436−452.
  42. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 528 с.
  43. Глобализация. Учебник РАГС при Президенте РФ. М., 2008. 544 с.
  44. Глобализация и перспективы современной цивилизации. Отв. ред. К. Х. Делокаров М., 2005. 236 с.
  45. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М. МГИМО МИД России. 1999. 217 с.
  46. Глобализация и столкновение идентичностей. Материалы Международной интернет-конференции. М., 2003. 440 с.
  47. Глобализация: человеческое измерение. М.: МГИМО (Университет), РОССПЭН, 2003. 112 с. 51 .Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. 128 с.
  48. Глобальные вызовы — японский ответ. М., 2008. — 308 с.
  49. П. И., Павленко В. Н. Идентичность: философский и психологический анализ. Киев, 1999. 465 с.
  50. A.B. Социально-культурный контекст реидентификации российской цивилизации: проблемы этнического паритета. Самара: Самарский ун-т, 2000. 239 с.
  51. К.Э. Роль национальной идентичности в исторических судьбах народов (на примере Германии). Нелидово, 1993. 129 с.
  52. O.A. Национальная идентичность как социальный фактор, влияющий на восприятие представителей другой нации // Бренное и вечное: экология человека в современном мире. Вып. 4. Великий Новгород, 2001. С. 90−93.
  53. О.И. В поисках себя: культурологический аспект анализа идентичности // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. М., 2001. С. 36−45.
  54. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. М., 2006. 327 с.
  55. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003. -592 с.
  56. Т. Красотой Японии рожденный. М., 1993. 464 с.
  57. . Поиски русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1. с. 52−59.
  58. Л. Россия в ряду других стран: к проблеме национальной идентичности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1.
  59. Далай-Лама XIV. Этика для нового тысячелетия. СПб, 2001.
  60. Н.И. Социальная идентичность: методический аспект // Социология. 2000. № 12. С. 77−95.
  61. A.B. Соотношение этнической и национальной идентичности. Россия, Южная Корея, Канада // Философские науки. 2003. № 9. С. 5−23.
  62. К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М., 1998.
  63. Диалог цивилизаций как призвание. М., 2007. 238 с.
  64. Г. Глобализация в человеческом измерении // МЭиМО. 2002. № 7. С. 4−15.
  65. Доклад о развитии человека за 2004 год. Культурная свобода в современном многообразном мире. Нью-Йорк, 2004. 328 с.
  66. Д.В. Идентичность после конфронтации: поиски Другого в униполярном мире // Вестник Института Кеннана в России. 2004. № 6. С.72−76.
  67. Л.М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 16−28.
  68. Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Безопасность Евразии. 2003. № 2. С. 208−227.
  69. Д.М. Национально-культурная идентичность в мировом историко-культурном процессе: перспективы обретения // Личность в историко-культурном процессе. Саратов, 2001. С. 11−13.
  70. И. Е. О понятии «нация»: анализ современных концепций национализма // Философия в современном мире. Минск, 2001. С. 147−149.
  71. А.Г. Проект «Евразия». М., 2004. 512 с.
  72. .А. География и психология: Подход к проблемам. М.: Мысль, 1987.-287 с.
  73. Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. — 224 с.
  74. Ю.И. Кризис идентичности и размывание границ безопасности: характеристика XXI века? // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. ИНИОН. Вып. 8. 2003.С. 12−20.
  75. Идентификация идентичности. Этнополитический ракурс. / Составитель и отв. ред. М. Н. Губогло. М.: ЦИМО, 1998. 448 с.
  76. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. 488 с.
  77. Идентичность и толерантность. Сб. ст. Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002. -416 с.
  78. В. Угрожающая «идентичность» //Свободная мысль. 2006. №• 3. С. 211−216.
  79. В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике. // МЭиМО. 2002. № 4. С. 3−14.
  80. А.К. Глобализация нравственности — эволюционный шаг к цивилизации. М., 2005, — 112 с.
  81. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., Издательство ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  82. Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 76−79.
  83. Н. Идентификационный кризис России // Свободная мысль. 2002. № 5. С. 47−57.
  84. М. Влияние этнического фактора на становление психосоциальной идентичности // Журн. прикл. психологии. М., 2001. № 3. С. 32−36.
  85. С. Пространство между нами. Обсуждение тендерных и национальных идентичностей в конфликтах. М., 2001. 240 с.
  86. А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. M., Логос. 2005. 800 с.
  87. И.В. «По ту сторону» Европы // Вопросы философии. 2002. № 6. С. 3−18.
  88. Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. СПб., 1998.-301 с.
  89. C.B. Национальная идентичность России: внешнеполитическое измерение // Международная жизнь. 2003. № 6. С. 38−52.
  90. Е.Ю. Культура как базовая категория анализа российской идентичности // Дефиниции культуры. Томск. 199. Вып. 4. С. 110−114.
  91. Н. Культурные идентичности: превращения и признания // Социология: теория, методы, маркетинг. № 4. Киев, 2001. С. 28−31.
  92. А.Г. Феномен идентичности как структурирующий фактор //Мир психологии. № 1(33). 2003. С. 186−197.
  93. В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: РГГУ, 1999. 140 с.
  94. В.В. Экономические интересы и национализм. М.: РГГУ, 2000.-250 с.
  95. Н. Культурные идентичности: превращения и признания // Социология: теория, методы, маркетинг. Киев, 2001. № 4. С. 69−88.
  96. Кошман A. JL Подходы к изучению национальной идеи в современной западной социологии // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2002. № 3. С. 147−157.
  97. В.Б. Глобализация, национальное государство и новый миропорядок // Полития. № 2. 2002. С. 37−51.
  98. Культурная идентичность и глобализация. Доклады и выступления. 5 Международный философский симпозиум «Диалог цивилизаций: Восток-Запад». М., РУДН, 2002. 287 с.
  99. А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности и полиэтничности обществ. СПб., 2000. — 207 с.
  100. И. Философия перед лицом глобальных проблем // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 5−11.
  101. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 312 с.
  102. В.К. Общество и глобализация // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 14−24.
  103. З.И. Восток: идентичность и глобализация. Издательство Института востоковедения. М., 2007. 166 с.
  104. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. 555 с.
  105. В.А., Демидов Ф. Д., Урсул А. Д. Глобализация и переход к устойчивому развитию. М.: Издательство РАГС, 2008.
  106. Макеев С, А., Оксамитная С. Н., Швачко Е. В. Социальные идентификации и идентичности. Киев, 1996. — 185 с.
  107. B.C. Национализм как политическая идеология. М., 2005. — 320 с.
  108. B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43−53.
  109. B.C. Проблемы изучения национализма и этничности в конструктивистской парадигме (на примере российского обществоведения последних десяти лет) // Политическая наука. Национализм. Новейшие исследования. ИНИОН РАН. 2002. № 4.
  110. B.C. «Скромное обаяние расизма». М., 2001. — 176 с.
  111. А.Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания // Социологический журнал. 2001. № 4. С. 66−86.
  112. О.Ю. Гражданство и политизация культурных различий. Размышления по поводу некоторых тенденций в англоязычной политической философии // Полис. 2004. № 5.
  113. О.Ю. Либеральный национализм (середина XIX- начало XX вв.). М., 2000. 254 с.
  114. О.Ю. Проблемы национальной идентичности и национальных прав в либеральной политической теории // Политическая наука. 2002. № 4. С. 74−99.
  115. И.В. Национализм как форма культурной идентичности и российская специфика // Общественные науки и современность. 2004. № 1.
  116. Марк Хонг. Успешный опыт Сингапура в создании национальной идентичности. // Философские науки. 2000. № 3.
  117. Д.Ж. Глобализация и проблемы защиты и сохранения национальной культурной самобытности // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2001. № 1. С. 17−20.
  118. К. Глобализация это также культурный процесс // Международная жизнь. 2000. № 8−9. С. 27−32.
  119. В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. № 3. 2004.
  120. В.М. Судьба цивилизаций: конфронтация или диалог? // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 3−4 (17−18). С. 44−54.
  121. И. Культура как фактор американского глобального влияния // Философские науки. 2003. № 3
  122. Г. Дракон встает на дыбы (О международном терроризме) // МЭиМО. 2002. № 3. С. 36−46.
  123. Млинар 3., Штебе Я. Мобильность и идентификация в условиях открытости мира: теоретическая интерпретация и опыт Словении // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 33−42.
  124. М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа// Социологические исследования. 2004. № 5. С. 137−142.
  125. Многогранная глобализация. Отв. ред. Делокаров К. Х. М., 2003. — 279 с.
  126. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. Пер с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
  127. К.Х. Несколько слов о глобализации // Личность. Культура. Общество. 2003. T. V. Вып. 3−4 (17−18). С. 55−61.
  128. Н.В. Щей Единой Европы: философские традиции и современность // Вопросы философии. 2004. № 11−12.
  129. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова, В. А. Тишкова. М., 2002. — 356 с.
  130. М.М. Новые грани идентичности современной России // Вестник Моск. Ун-та. Серия 12. Политические науки. 2007. № 3. С. 72−81.
  131. Е.А. Интеграция и национализм: две стороны одной реальности // Актуальные проблемы Европы. Развитие интеграционных процессов в Европе и России. Проблемно-тематический сборник. ИНИОН РАН. М., 1997. С. 143−173.
  132. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. М.: Праксис, 2002.-416 с.
  133. Нация и империя в русской мысли начала XX в. М., 2004. 352 с.
  134. А. Глобальная трансформация: сущность, генезис, прогноз // МЭиМО. 2004. № 1. С. 116 123.
  135. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2001,
  136. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого стола». // Вопросы философии. 2003. № 12.
  137. И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство, 2004. -336 с.
  138. А.П. Этническая, философская и культурная идентификация другого // Постижение культуры. Ежегодник. М., 2001. Вып. 11. С. 317 323.
  139. И.Б. Конструирование этнического образа России. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. — 68 с.
  140. Э.А. Между империей и нацией: Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2004. 248 с.
  141. A.C. Искушение глобализмом. М., 2003. — 416 с.
  142. В.И., Лапкин В. В. «Универсальная цивилизация»: генезис и противоречия. Глобализация как проявление «сверхцивилизационного» мегатренда // Полития. 2001. № 4. С. 44−64.
  143. В.И., Лапкин В. В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. № 1.С. 52−63.
  144. О.С. «Новые кочевники» японского общества // Этнографическое обозрение. 2007. № 2. С. 158−168.
  145. Р.Л. Психология национализма. СПб., 1999. — 174 с.
  146. В.М. Кризис идентичности и методология истории // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2002. Вып. 9. С. 348 354.
  147. Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. Материалы 7 Международной философской конференции «Диалог цивилизаций Восток-Запад». М.} РУДН, 2003. 204 с.
  148. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. О. Ю. Малиновой и А. Ю. Сунгурова. СПб., 2005. 272 с.
  149. Ю.М. Проблемы формирования и функционирования социальной идентичности конструктивистский анализ Т. Хопфа // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 215−227.
  150. Пределы глобализации (культура в контексте глобализационных процессов). Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Выпуск пятый (17). М., 2002. -116с.
  151. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. Под ред. С. П. Капицы. Пер. с англ. Т. П. Вечериной. М.: Логос, 2002. 192 с.
  152. Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада. Материалы научной конференции. Воронеж, 2000.
  153. Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации. Материалы школы-семинара. Воронеж, 2001.Т. 1. 147 с.
  154. Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли XIX—XX вв.еков: современное прочтение. Учебно-методическое пособие / Автор-составитель Г. Я. Миненков. Мн.: ЕГУ, 2003. 656 с.
  155. Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003. 278 с.
  156. Проблемы сибирской ментальности. Под общ. Ред. А. О. Бороноева. СПб., 2004.-308 с.
  157. Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа. Сб. ст. Волгоград, 2002. 102 с.
  158. А. Латиноамериканская грань мирового альтерглобализма // Свободная мысль. 2007 № 7. С. 56−64.
  159. В.В. Внешняя политика и национальная идентичность // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. № 2.
  160. Л., Буткявичене Э. Концепции общности (Gemeinschaft/Community) и ее специфика в виртуальном пространстве // Социс. 2007. № 7. С.3−11.
  161. Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 2. Редкол.: Пивоваров Ю. С. (отв. ред.) и др. М., 2007. 668 с.
  162. P.A. Оль П. А. Нация (генезис понятия и вопросы правосубъективности). СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2001. 140 с.
  163. Российская идентичность в социологическом измерении. М.: Институт социологии РАН, 2008. 72 с.
  164. Россия: глобальные вызовы и локальные риски. / Под ред. Г. В. Осипова Г. В., Кузнецова В. Н., Локосова В. В: ИСПИ РАН. М., 2005. 704 с.
  165. М. Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. № 5.
  166. А. Национальная идентичность перед вызовом глобализма или новое основание раскола // Со-общение. 2003. № 2. С. 26−29.
  167. О.В. Структура национальной идентичности: попытка системного анализа // Проблемы сознания и ноосферы в отечественной и зарубежной философии XX века. Иваново, 2000. С. 26−29.
  168. Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. Пер. с англ. СПб., 2006. 640 с.
  169. И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура//Полис. 2003. № 1. С. 5−23.
  170. И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. //Полис. 2004. № 1. С. 101−114.
  171. B.C. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке // Вопросы философии. № 4. 2007.
  172. А. Глобализация и нация // Всемирный доклад по социальным наукам. М., 2002. С. 304−310.
  173. Сибирь. Проблемы сибирской идентичности / Под ред. Бороноева А. О. СПб.: Астерион, 2003. 274 с.
  174. O.A. Социологический смысл понятия идентичности в концепции Э.Г. Эриксона // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 2. С. 103−121.
  175. Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным (проблемы мезоуровня в организации общественных систем). // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 20−28.
  176. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб.: Изд. СПб. ун-та, 1996. 185 с.
  177. И.В. Образ России как смысловой конструкт // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 93−104.
  178. А.Г., Киселев И. Ю. Идентичность в меняющемся мире. Учебное пособие / Научн. ред. В. Е. Семенова. Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 2002. — 300 с.
  179. Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. М.: Праксис, 2004. 464 с.
  180. Р.И. Конфликты идентичности в контексте глобализации // Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики. М., 2003. Т: 1.С. 376−396.
  181. Современная мысль Латинской Америки: идентичность и глобализация. Екатеринбург. Издательский дом «Дискурс», 2007. — 120 с.
  182. В. О государственной стратегии формирования национальной идентичности в России // МЭиМО. 2003. № 6. С. 98−109.
  183. Социальная идентификация личности. В 2 кн. М.} 1994.
  184. Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения. Материалы всероссийского семинара. Краснодар, 2004. 304 с.
  185. Социальные идентификации и идентичности / Макеев С. А., Оксамитная С. Н., Швачко Е. В. Киев, 1996. 185 с.
  186. И.Н. Проблема формирования идентичности индивида в концепциях Э. Эриксона и Р. Бернса // Человек, индивид, общество: сущность и ценности. Курган, 2000. С. 38−51.
  187. Субкоманданте Маркое. Другая революция: Сапатисты против мирового порядка/Пер. с исп. О.Ясинского. М.: Гилея, 2002. 198 с.
  188. H.A. Проблема идентичности в зеркале российской социологической и философской мысли // Проблемы культурной идентичности. Казань, 1998. С. 5−11.
  189. Р. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. М.: Издательство МГУ, 2004. — 160 с.
  190. Л.И. Культурный этатизм, идеологический неомиф и поиск новой идентичности // Философия, культура и современность. Саратов, 2000. Вып. 2. С. 98−100.
  191. В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение. 1998. № 5. С. 3−27.
  192. В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. — 544 с.
  193. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
  194. Э. Третья волна. Пер с англ. М.: Изд-во ACT, 2002. 776 с.
  195. Е.Г. Рассказанное «Я»: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, УрО РАН, 1995. 151 с.
  196. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. 254 с.
  197. В.Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки. 2000. № 1. С. 5−35.
  198. H.H. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6. С.50−58.
  199. Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. М., 2005.
  200. Философия и современный мир. Доклады и выступления на XXI Всемирном философском конгрессе «Философия перед лицом глобальных проблем». Издательство РУДН. Москва- Стамбул, 2004. 138 с.
  201. А.Я. Культура // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998.
  202. Ф. Кальвинистский манифест для эпохи глобализации. Известия. 23 марта 2005 г.
  203. Ф. Конец истории и последний человек. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2005. 588 с.
  204. Ю. Спор о прошлом и будущем международного права. Переход от национального к постнациональному контексту // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 12−18.
  205. Хан А. Идентичность и нация в Европе // Современная немецкая социология: 1990-е годы / Под ред. В. В. Козловского, Э. Ланге, X. Харбаха. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2002. С. 268−281.
  206. С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. Пер с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 635 с.
  207. С. Политический порядок в меняющихся обществах. Пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 480 с.
  208. С. Столкновение цивилизаций. Пер с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 603 с.
  209. Д. и др. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. Пер. с англ. М.: Праксис, 2004. 576 с.
  210. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112−123.
  211. Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб.: Издательство «Алетейя», 1998. 306 с.
  212. Хюбнер Курт. Нация: от забвения к возрождению. М.: Канон, 2001. -400 с.
  213. Ценности глобализирующегося мира. Отв. ред. Делокаров К. Х. М., 2002.-189 с.
  214. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Выпуск десятый. М., 2002. 40 с.
  215. А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Издательство «Проспект», 2005. 432 с.
  216. А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М., 2006. 516 с.
  217. З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2000. 163 с.
  218. В.А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России // Этнографическое обозрение. 2003. № 4.
  219. Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. 336 с.
  220. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 342 с.
  221. Э. Идентичность и неукорененность в наше время // Философские науки. 1995. № 5−6.
  222. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Под ред. Ф. Барта. М., 2006. 200 с.
  223. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995.-336 с.
  224. Этнокогнитология. Подходы к изучению этнической идентификации. М., 1994. Вып. 1.- 158 с.
  225. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 35−52.
  226. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. — 346 с.
  227. Gellner Е. Conditions of Liberty. Civil Society and its Rivals. L., 1994.
  228. D. 2000. Citizenship and National Identity. Cambridge.
  229. Modernity and Identity. Oxford- Cambridge, 1996.
  230. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge, 1991.
  231. Amartya Sen Identity and Violence: The Illusion of Destiny. New York, London, 2006.
Заполнить форму текущей работой