Формирование психолого-педагогической компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту
Психолого-педагогическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту рассматривается в исследовании как универсальная составляющая профессионализма, включающая в качестве основных компонентов когнитивный, коммуникативный, мотивационный, эмоциональный и волевой компоненты, обусловливающая способность и готовность результативно осуществлять профессиональную деятельность в различных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования психолого-педагогической компетентности у специалиста по физической культуре и спорту
- 1. 1. Контекст и понимание компетенций и компетентности в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту
1.2. Сущностно содержательная характеристика процесса формирования психолого-педагогической компетентности специалиста по физической культуре и спорту в учреждении высшего профессионального образования.
1.3. Общие подходы к моделированию образовательных процессов в педагогической теории и практике.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА II. Экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования психолого-педагогической компетентности специалиста по физической культуре и спорту в вузе.
2.1. Модель формирования психолого-педагогической компетентности специалиста по физической культуре и спорту в вузе.
2.2. Дидактические возможности учебного курса «Психология профессионализма специалиста по физической культуре и спорту» в формировании психолого-педагогической компетентности.
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию психолого-педагогической компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту в Ставропольском государственном университете.
Выводы по второй главе.
Список литературы
- Абасов, 3. А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении / 3. А. Абасов // Социологические исследования.-2002.-№ 3.- С. 94−96.
- Абдулина, О. Т. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. Т. Абдулина // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 165−168.
- Абдулина, О. Т. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего образования / О. Т. Абдулина. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Алаторцев, В. А. Готовность спортсмена к соревнованиям (опыт психологического исследования) / В. А. Алаторцев // Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры. Сектор психологии спорта / Москва, 1969. 250 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 1988. -432с.
- Анисименко, О. А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук: 19.00.07/ Анисимова Оксана Анатольевна. -Москва, 2002. 18 с.
- Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры) / Б. А. Ашмарин. М.: Физическая культура и спорт, 1978. — 224 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
- Бабушкин, Г. Д. Психологические механизмы возникновения и формирования профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. — 1996.-№ 1.- С. 20−22.
- Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин. — Омск, 1990.-186 с.
- Бабушкин, Г. Д. Управление формированием профессиональных умений у студентов физкультурного вуза в условиях спортивно-педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. 1994.- № 3−4, — С. 11−13.
- Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−13.
- Бальсевич, В. К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В. К. Бальсевич // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 26 — 31.
- Барабанова, В. В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения / В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. 2002.- № 2.- С. 28−41.
- Бегидова, С. Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие творческих способностей будущих учителей физической культуры / С. Н. Бегидова // Теория и практика физической культуры.1995.-№ 5−6.- С. 41−43.
- Бегидова, С. Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С. Н. Бегидова. Майкоп: Изд-во АТУ, 2001.- 270 с.
- Белозерцев, Е. П. Гуманистические основания педагогической подготовки учителя / Е. П. Белозерцев // Гуманизация образования. 1994. — № 2. — С. 34−42.
- Бердяев, Н. А. Духовное состояние современного мира / Н. А Бердяев // Новый мир. 1990. — № 1. — С. 207−232.
- Берестовая, Л. И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дисс. канд. псих, наук: 19.00.01 / Берестовая Л. И. Москва, 1994. — 22 с.
- Блинов, В. М. Проблемы подготовки физкультурных кадров в новых социально-экономических условиях реорганизации общества / В. М. Блинов // Теория и практика физической культуры.- 2000.- № 5.- С. 11−13.
- Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности.-М., 2001.511 с.
- Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
- Большой современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. М.: Цитадель-Трейд, 2005. — 960 с.
- Бордовский, Г. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие / Г. А. Бордовский. — СПб.: Изд-во РИТУ им. А. И. Терцина, 2001. 169 с.
- Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.
- Буров, В. Психологическая культура и образование в XXI веке / В. Буров // Высшее образование в России.- 2000.- № 2.- С. 8−13.
- Буякас, Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Сер, 14, Психология.- 2001. № 2.- С. 69−77.
- Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Автореф. докт. пед. наук: 13.00.01, 19.00.07 / Варданян Юлия Владимировна. Москва, 1998 — 38 с.
- Вернадский, В. И. Начало и вечность жизни/ В. И. Вернадский // Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. М., 1989. — С. 71−76.
- Виленский М. Я. Формирование индивидуального опыта учителя физической культуры как условие его современной профессиональной подготовки / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева // Теория и практика физической культуры. 1993.- № 7.- С. 10−12.
- Выготский JL С. Мышление и речь: Психологические исследования / JI. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. — 416с.(110)
- Выдрин, В. М. Исследование профессионально-педагогической пригодности будущих учителей физической культуры / В. М. Выдрин, Ф. И. Собяник // Теория и практика физической культуры. — 1993, — № 3.- С. 7−8.
- Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования / С. А. Запрягаев и др.- М.: Изд-во МГУ, 2007. — 224 с.
- Гобель, В. Г. Каким быть специалисту по физической культуре для работы с детьми дошкольного возраста / В. Г. Гобель // Теория и практикафизической культуры.- 1994.- № 3−4, — С. 28−31.
- Гогунов, Е. Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту / Е. Н. Гогунов // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 4. — С. 42−44.
- Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — 2-е изд., дораб. / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с.
- Горбачева, В. В. Самоопределение студента как новый ориентир высшей школы в подготовке специалистов / В. В. Горбачева // Теория и практика физической культуры.- 1993.- № 3.- С. 22−23.
- Горбунов, Ю. Я. Влияние взаимоотношений «преподаватель-студент» на успеваемость студентов / Ю. Я. Горбунов, А. Н. Капустин // Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания / Пермь, 1986. С. 64.
- Горленко, В. П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы / В. П. Горленко // Педагогика.- 1996.- № 5. С. 63−69.
- Горовая В. И., Тарасова С. И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания: монография. М.: Илекса- Ставрополь: АГРУС, 2004. — 168с.
- Горская, Г. Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития / Г. Б. Горская // Теория и практика физической культуры. — 1999. № 5. — С. 53−56.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 22 300 Физическая культура и спорт. — М., 2000. — 33 с.
- Гришина, Н. В. Психология социальных ситуаций / Н. В. Гришина // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 121—132.
- Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. М.: Издательство. Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752 с.
- Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. М.: Физическая культура и спорт, 1981. — 375 с.
- Дикунов, А. М. Организация профессионального самовоспитания студентов ИФК / А. М. Дикунов // Спортсмен как субъект деятельности: Материалы Всероссийского симпозиума. Омск, 1993.- С. 66−67.
- Дружинин, В. Н. Психологическая компетентность в профессиональной деятельности командира полка (батальона): Автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.03 / Дружинин Владимир Николаевич. Тверь, 1998. — 22 с.
- Евсеев, С. П. Физическая" культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы / С. П. Евсеев СПб., 1999. — 144 с.
- Евсеев, С. П. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях / С. П. Евсеев и др. // Теорияи практика физической культуры.- 1996.- № 8. — С. 2−4.
- Евсеев, А. В. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей: Автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.05 / Евсеев Автандил Владимирович. М., 1998. — 20с.
- Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л., 1985.- 168 с.
- Емельянов Ю. Н. Теоретическое формирование и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореферат дисс. д-ра псих, наук: 19.00.07 / Емельянов Юрий Николаевич.- Москва, 1991. — 36 с.
- Ершова, Н. Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе / Н. Г. Ершова // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 5. — С. 14−17.
- Железняк, Ю. Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю. Д. Железняк // Теория и практика физической культуры.- 2002.- № 5. С. 47−53.
- Железняк, Ю. Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения обучения специалистов по физической культуре и спорту в Вузе / Ю. Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 17−20.
- Жмыриков, Л. Н. Психология профессионального общения / Л. Н. Жмыриков- Нижний Новгород, 1997. -348 с.
- Жуков, Ю. М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности / Ю. М. Жуков // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. — С. 64−74.
- Жуков, Ю. М. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) / Ю. М. Жуков, JT. А. Петровская, П. В. Растяников // Активные методы обучения педагогическому общению. -М., 1987. С. 38−65.
- Жукова, Е. А. Понятие «профессионализм» в системе смежных понятий / Е. А. Жукова // Культура научного поиска.- Томск, 2003. С. 127−139.
- Зараковский, Г. М. Психологические основы профессиональной пригодности / Г. М. Зараковский // Психологический журнал 2002.- Т. 23. — № 3 .- С. 142−144.
- Зволинская, Н. Н. Квалификационная характеристика (социокультурные и профессиональные требования к выпускнику вуза физической культуры) / Н. Н. Зволинская, В. И. Маслов. М., 2003. — 39 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. М.: МПСИ, 2003. — 480 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-38 с.
- Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. -№ 11.-С. 14−20.
- Зникина, Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Зникина Людмила Степановна. Кемерово, 2005. -43 с.
- Иванова, С. П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности / С. П. Иванова.- Псков, 2002. 328 с.
- Ильина, JI. Н. К вопросу о профессионализме деятельности учителя физической культуры / Л. Н. Ильина // Теория и практика физической культуры.- 1994. № 3 — 4. — С. 9 — 11.
- Имашев, А. И. Исследование динамики изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре / А. И. Имашев // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 2. — С. 43.
- Кабардов, М. К. Языковые и коммуникативные способности и компетенция / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. -1996.-№ 1.-С. 43−48.
- Кальнин, Н. Н. К вопросу изучения профессионально ценных личност- -ных качеств у будущих учителей физической культуры / Н. Н. Кальнин // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 12. — С. 20 — 22.
- Каргополов, В. П. Концепция профессионального становления преподавателя физической культуры. Хабаровск, 1998.
- Карпушин, Б. А. Педагогика и профессиональная подготовка студентов физической культуры / Б. А. Карпушин // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 10. — С. 11 — 14.
- Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Кидрон А. А. Москва, 1981. -199 с.
- Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М., 1988. -200 с.
- Климов, Е. А. Как выбрать профессию / Е. А. Климов. -М., 1984. — 159 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — Воронеж, 1996.-400 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов/Дон, 1996. — 510 с.
- Клищевская, М. В. К проблеме профессионального развития / М. В. Клищевская // Вестник Московского университета.- Сер. 14, Психология. -2001. № 4. — С. 3 — 12.
- Ковалев, А. Г. Психология личности: Учеб. пособие для студентов пединститутов / А. Г. Ковалев. М., 1969. — 391 с.
- Койнова, Ю. Ф. Формирование компетенции социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии): Автореф. дисс. канд.пед. наук: 13.00.08 / Койнова Ю. Ф. Москва, 1996. — 17с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. С. Семенова. М., 1987. — 143 с.
- Кольтинова, В. В. Подготовка студентов института физической культуры к педагогическому взаимодействию: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Кольтинова В. В. Малаховка, 1993. — 20 с.
- Кондаков, И. М. Самооценка компетентности в разрешении конфликтов руководителями среднего звена / И. М. Кондаков // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 135 — 143.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2003.-24 с.
- Кореневская, Г. П. Особенности формирования мотиваций профессионально-педагогических знаний студентов в процессе учебно-тренировочных занятий по специализации / Г. П. Кореневская // Тр. Смоленск. ГИФК. Смоленск, 1995. — С. 261 — 263.
- Корепанова, Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога/Н. В. Корепанова // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 66 — 71.
- Краснова, М. А. Психологические аспекты формирования профессионала в период обучения в вузе / М. А. Краснова // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 12. — С. 65.
- Краснова, М. А. Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Краснова Маргарита Авельев-на.-Омск, 2002.-18 с.
- Кудзоева, В. И. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Кудзоева Вера Ивановна. -Волгоград, 2006. 18 с.
- Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Куликова, Л. М. Систематизация непрерывной педагогической практики студентов вуза физической культуры: монография / Л. М. Куликова. -М&bdquo- 2004. 229 с.
- Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2007.-464 с.
- Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией / М. Кяэрст// Активные проблемы психологии труда. Тарту, 1980. — С. 45 — 67.
- Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М., 1997. -368 с.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М., 1986. — 144с.
- Литманович, А. В. Исследование интереса к будущей профессии у студентов Сибирской академии ФК / А. В. Литманович // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 43 — 44.
- Ломов, Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С. 34−47.(104)
- Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. — 1975. № 2. — С. 31−45.
- Лоос В. Г. Об активных методах в психологической подготовки // Психологический журнал. 1982. — № 5. — Т. 3. — С. 34−37.
- Лукьянова, М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01 / Лукьянова М. И. -Москва, 1996.-18 с.
- Любимова, Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов / Г. Ю. Любимова // Вестник Московского университета.- Сер. 14, Психология. 2000.-№ 1. — С. 48−56.
- Магин, В. А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: монография / В. А. Магин. М.: Илекса- Ставрополь: Сервесшкола, 2006. — 264 с.
- Майсурадзе, Ю. Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров / Ю. Ф. Майсурадзе // Научное управление обществом. М., 1976. — Вып. 10. — С. 277−298.
- Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие / И. В. Манжелей. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — 185 с.
- Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1980 г. — № 8. -С. 82−83.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова М., 1996.-308 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя: Книга для учителей / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — С. 107−190.
- Мартузан, Я. Ц. Особенности мотивационной сферы студентов института физической культуры / Я. Ц. Мартузан // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5−6. — С. 45−47.
- Маслов, Б. В. Методология непрерывной педагогической практики студентов института физической культуры / Б. В. Маслов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. — С. 34−35.
- Маслов, В. И. Тенденции развития содержания профессионального физкультурного образования (теоретический аспект) / В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская // Вестник учебных заведений физической культуры. 2003. -№ 1.-С. 51−55.
- Матвеев, JI. П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. — 1990. № 2. — С. 16.
- Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и доп / Л. П. Матвеев. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. — 384 с.
- Матушанский, Г. У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей / Г. У. Матушанский // Вестник высшей школы. 2000. — № 11. — С. 40−41.
- Мельникова, Н. М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 / Мельникова Надежда Михайловна. Москва, 1992. 20с.
- Мельничук О. Модель специалиста / О. Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С. 19−25.
- Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, и др. — М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы оценки качества обучения по инновационным образовательным программам / А. Г. Шмелев и др. М.: Изд-во МГУ, 2007. — 64 с.
- Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т. П. Афанасьева, и др. М.: Изд-во МГУ, 2007. — 96 с.
- Милицина С. В. Формирование профессионально-педагогической компетентности у студентов классического университета в условиях педагогической практики: Автореф .дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Милицина Светлана Викторовна. СПб., 2004. — 22 с.
- Михеев, В. И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике / В. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
- Морозов, В. А. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие / В. А. Морозов, Д. В. Чернилевский. М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
- Московская, Н. JI. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве / Н. JI. Московская. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. -376 с.
- Мучински, П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. — СПб.: Питер, 2004. 539 с.
- Нечаев, Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / Н. Н. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 166 с.
- Нечаев, Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе / Н. Н, Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 113 с.
- Николаев, Ю. М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверье XXI века / Ю. М. Николаев. СПб.: СПбГАФК им. Лесгафта, 1998. -217 с.
- Обозов, Н. Н. Психология делового общения / Н. Н. Обозов. СПб., 1993.-32 с.
- Огарев, Е. М. Компетентность образования: социальный аспект / Е. М. Огарев. СПб.: РАОИО, 1995. — 10 с.
- Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озо-лин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. 863 с.
- Организация и методика проведения непрерывной практики в институте физической культуры. М., ГДОИФК, 1988. — 86 с.
- Петровская. JI. А. Компетентность в общении / JI. А. Петровская. М., 1989.-216 с.
- Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. — М.: Ун-т Рос. акад. образования, 2002. 160 с.
- Пономарев Г. Н. Личностно-ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре / Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 2001.- № 12. -С. 32−35.
- Попов, Г. И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры и спорта / Г. И. Попов // Вестник учебных заведений физической культуры. 2004. — № 1(2). — С. 22−23.
- Попова Е. В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Попова Елена Васильевна. Ростов/Дон, 1996. — 38 с.
- Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. 288 с.
- Прангишвили, А. С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1967. — 340с.
- Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. — 1997.-352 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. -М.: Изд-во МГУ, 2007. 120 с.
- Пушкин, В. Н. Психологические возможности человека / В. Н. Пушкин. М.: Знания, 1972. — 64 с.(352)
- Рейнвальд, Н. И. Модель специалиста / Н. И. Рейнвальд // Студент на пороге XXI века / Отв. ред. Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во УДН, 1990. — 152 е.
- Решетова, 3. А. Психологические основы профессионального обучения / 3. А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
- Розов, М. «Парадигма», «дисциплина», «коллекторская программа» // Высшее образование в России / М. Розов. 2004. — № 9. — С. 136 — 141.
- Розов, Н. С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н. С. Розов.-М., 1993.-С. 137.
- Сагатовский, В. Н. Философские основания педагогической деятельности / В. Н. Сагатовский // Вестник высшей школы. 1987. — № 1. — С. 24−35.
- Саготовский В. Н.Основания общей теории систем / В. Н. Саготов-ский. -М.: Наука, 1970. -278 с.
- Сахарова, Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н. С. Сахарова // Вестник ОГУ. -1999.-№ 3.-С. 50−58.
- Свищев, И. Д. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта / И. Д. Свищев, С. В. Ерегина // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 12. -С. 9−14.
- Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Скворцова, Е. Г. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к профессиональному самосовершенствованию: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Скворцова Е. Г. Ярославль, 1996. — 17 с.
- Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование / В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов. М., 1988.-С. 14−28.
- Словарь иностранных слов. М., 1983. — 608 с.
- Словарь педагогических терминов / Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — 51 с.
- Смирнова, Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. Л., 1977. — 140 с.
- Соловьев, В. С. Избранное / В. С. Соловьев. М., 1990. — С.18−20.
- Соловьев, Г. М. Физическая культура в образовательном пространстве вуза: Учебное пособие / Г. М. Соловьев. — Ставрополь: СГУ, 2003. — 263 с.
- Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Стамбулова Наталья Борисовна. Санкт Петербург, 1999. — 42 с.
- Талызина, Н. Ф. Деятельностный подход к построению моделей специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 1014.
- Талызина, Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. — 1986. № 3. — С. 10−14.
- Татаринцева, С. Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Татаринцева Светлана Николаевна, Тольятти, 2003.-37с.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
- Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
- Тружилкин, В. Воспитание личности будущего специалиста / В. Тру-жилкин, С. Траубенберг // Высшее образование в России. 1995. — № 4. -С. 21−26.
- Тютюков, В. Г. Теоретико-методические основы акмеологизации профессиональной подготовки на педагогических специализациях физкультурного вуза: Монография / В. Г. Тютюков. Хабаровск, 2002.
- Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М., 1966.-158с.
- Уляев, С. И. Формирование профессиональной культуры специалиста в условиях гуманитаризации образовательного процесса / С. И. Уляев. — М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2001. — 88 с.
- Урванцев, Л. П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе / Л. П. Урванцев, Н. В. Яковлева // Психологический журнал. 1995. — № 4. — С. 98−107.
- Физическая культура, спорт и физкультурное образование: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В. И. Баландина. СПб.: РГПУ, 2002.-54 с.
- Филь, С. П. Профессиональная подготовка студентов в институте физической культуры: Учебно-метод. Пособие / С. П. Филь, В. П. Пешков. — Киев: Вища школа, 1985. 135 с.
- Фоминых, Е. К. Формирование психологической готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации / Е. К. Фоминых // Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань, 2001.-С. 125−135.
- Формирование профессионально педагогического мастерства студентов ИФК в условиях непрерывной педагогической практики: Сб. научных трудов. — JL: ГДОИФК, 1988. — 77 с.
- Фридман, JL М. Психологическая наука учителю / JI. М. Фридман, К. Н. Волков. -М.: Просвещение, 1985.- 224с.
- Хлопков, А. В. Условия становления личностно — профессиональной индивидуальности будущих учителей в вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Хлопков Ростов/Дон., 1996. — 19 с.
- Холодов, Ж. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.04, 13.00.01 / Холодов Жорж Константинович. Москва, 1996. — 62 с.
- Цыганов К. Г. Инвариантная «СРС компетенция» как условие формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Цыганов Кирилл Георгиевич, — Самара, 2004. — 24 с.
- Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.
- В. Чернилевский. М., 2000. — 437 с.
- Чернова, Ю. К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения / Ю. К. Чернова. — Тольятти, 2000. — 230 с.
- Чесноков, В. А. Индивидуальные психофизические особенности личности как фактор формирования ее профессиональной направленности / В.
- A. Чесноков // Становление личности на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2000. — С. 405 409.
- Чесноков Н. Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе / Н. Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. — 1998.-№ 11−12.-С. 24−27.
- Чичикин В. Профессиональная готовность и ее измерение / В. Чичи-кин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998.- Т. 2.-С. 491−492.
- Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие / М. А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1996. -160 с.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М., 1982. — 184 с.
- Шаповалов, В. А. Высшее образование в социокультурном контексте /
- B. А. Шаповалов. М.: Высшая школа, 1996. — 218 с.
- Швайбович, JI. А. Психолого-педагогическое воспитание профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей физической культуры / JI. А. Швайбович // Современные проблемы развития системы физкультурного образования.- Иркутск, 1998.- С. 110−113.
- Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. — Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин.-М., 1995.-544 с.
- Шиянов, Е. Н. Развитие личности средствами психологической практики / Е. Н. Шиянов // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 16−21.
- Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М., 2000. — 288с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М., 1995. — 800 с.
- Эбзеев, М. М. Психологическая подготовка студентов педвуза / М. М. Эбзеев // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 50−57.
- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука 1978. — 391с.
- Яковлева, Н. В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Яковлева Н. В. Ярославль, 1994. — 277 с.
- Argyle М. The pcycolgy of interpersonal behaviour. Pengium Books. 1975. 277p.
- Crane C. Attitudes towards acceptance of self and others and adjustment to teaching // British Jourmal of Educational Psychology. 1974. — V. 44, 1. — P.6.
- Minstrell, J. Expertise in teaching. In R. J. Sternberg & J. A. Horwath (Eds.), / Tacit knowledge in professional practice: Researcher and practitioner perspectives. 1999. Mahwah, NJ: Erlbaum. P. 215−230.
- The Psychology of Abilities, Competencies, and Expertise // Eds.: Sternberg, R., Grigorenko, E. Cambridge Univ. Press, 2003. 280 p.
- Williams W. M., Yang L. T. Organizational creativity / Handbook of Creativity // Ed. By R. J. Sternberg. Cambridge Univ. Press, 1999. P. 373−391.