Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационное обеспечение регионального управления в современной России: Социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современной (текущего периода) тенденцией в отношение организационно-управленческих систем является их строительство на технологических принципах федерализма, предусматривающих для оргструктур социального управления повышение статусности и значимости именно территориальных (региональных) социально-управленческих оргструктур. По данным социологии организационных систем (социологии управления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования информационных процессов в обществе
    • 1. 1. Основные принципы формирования системы социального управления современного уровня
    • 1. 2. Процесс социального управления как информационная технология
    • 1. 3. Социологические средства информационного обеспечения социального управления
  • ГЛАВА 2. Состояние, лёрспективы и пути оптимизации использования социологических средств в структурах социального управления на региональном уровне
    • 2. 1. Российская система социального управления как региональная политика
    • 2. 2. Средства и пути оптимизации информационного обеспечения социального управления на региональном уровне: опыт Пензенской области

Информационное обеспечение регионального управления в современной России: Социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эпоха на переходе от XX к XXI веку характеризуется в общественно-научной литературе как формирование постиндустриального, информационного общества. Отличительной его особенностью является наличие качественно нового информационного пространства, основными чертами которого являются: преобразование коммуникаций и рефлективной деятельности людей, процесса сбора, обработки, хранения и передачи знаний. В этих условиях главным ресурсом общественного развития становится качество управленческих технологий. При этом существенно изменяется и сам характер управления. Оно превращается в стратегический общественный ресурс.

Эти процессы активно действуют и в России. Они обусловлены кардинальным изменением самого характера управленческих систем. Речь идет о тенденции федерализации системы социального управления. По данным ведущих специалистов, 1 «около 80% населения планеты» так или иначе, переходят на «нецентрализованную» систему социального управления. Она предусматривает передачу административным «центром» социально-управленческих функций непосредственно территориальным (региональным и местным) администрациям и закрепление за «центром» лишь функции координатора и арбитра «территорий» на основе «рамочного» законодательства.

Отмеченная тенденция регионализации социального управления сопровождается определенными противоречиями. В одних регионах, наблюдается отчетливая тенденция повышения качества информационного обеспечения социального управления, которая реализуется, в частности, путем активного применения таких средств, См., например: Elazar D. Federalism and the way to peace. — Ontario: Queen’s university (Kingston, Ont.) — Institute of intergovernmental relations, 1994. — P.22. как социальный мониторинг: систематическое информационное выявление социальных проблем, их анализ, выработка и реализация соответствующих решений как в социально-экономической, так и социально-политической сферах жизнедеятельности общества.

В других регионах отмечаются недостаточный учет и слабая включенность в механизм подготовки и принятия решений собственно социальной информационной (с широким использованием социологических средств) составляющей. Исключение представляет лишь политическая сфера, в особенности та ее составляющая, которая связана с электоральным процессом.

Повышение роли и качества информационного обеспечения, рост его влияния на эффективность управленческого процесса, объективно предопределяют необходимость научного изучения связанных с этим проблем и, в частности, выявления специфических форм и механизмов включения в информационную базу принятия управленческих решений социальной составляющей, которая требует интенсивного использования социологических методов получения эмпирического материала.

Таким образом, актуальность темы обусловлена:

• объективным повышением роли социальных информационных технологий в деятельности субъектов регионального управления;

• ростом их влияния на эффективность принимаемых решений;

• необходимостью научного обоснования оптимальных форм и методов включения собственно социальной составляющей информационного обеспечения управленческой деятельности.

Степень научной разработанности темы исследования.

Разработка темы социального управления имеет в отечественной и зарубежной научной литературе богатую традицию. Она многоаспектна, включает в себя разные теоретические и методологические направления.

Наиболее фундаментальным из них здесь являются разработки в рамках общей теории систем2, последовательно приведшие к кибернетической теории самоуправляющихся систем (гомеостата), 3 системному анализу общества4, синергетической доктрине5.

Данный подход лег в основу серьезного научного обоснования демократической многосубъектной системы социального управления на принципах самоуправления, как естественной для общества, отвечающей его природе.

В этой связи обращают на себя внимание работы 90-х годов XX века по федерализму, анализирующие эту организационно-управленческую систему как в государственно-правовом (как формы федеративно-государственного устройства), так и социально-управленческом (как систему социального управления) аспектах6.

Начиная с 90-х годов, в российской общественно-научной литературе заметное развитие получает региональная тематика, в рамках которой рассматривается социально-экономические, социально.

2 См.: Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980; Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М.: Политиздат, 1975; Берг.

A.И. Управление, информация, интеллект. — М., 1976; Берг А. И., Черняк Ю. И. Информация и управление. — М.: Экономика, 1966; Берталанфи фон JI. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969; Садовский В. Н. Основания общей теории систем. — М.: Наука, 1984.

3 См.: Винер Н. Кибернетика и общество. — М.: Изд-во иностр. лит., 1958; Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. — М.: Наука, 1983; Эшби Дж. Кибернетика в управлении. — М., 1959.

4 См., например, ежегодные издания Института системного анализа РАН (до 1991 г. -АН СССР): Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодники 1973;1998.-М&bdquo- 1973;1998.

5 См.: Моисеев H.H. Расставание с простотой. — М.: «Аграф», 1998. — 480 е.- Степин.

B.C. Стратегии теоретического исследования в эпоху постнеклассической науки // Степин B.C. Теоретическое знание. — М., 2000. — С.641−702- Синергетика и социальное управление. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — 352 с.

6 См., например: Современный федерализм: состояние и тенденции развития: Пробл. -темат. сб. — М.: ИНИОН РАН, 1999. — № 4. — 239 с. политические, социально-управленческие и другие актуальные у проблемы .

В последние 10−15 лет в российской науке, так же как и в зарубежной, активизировалось исследовательское направление, разрабатывающее теорию постиндустриального, информационного о общества. В этих разработках органически увязываются между собой категории «управление», «информация», «информационная технология» и другие.

Наконец, существует фундаментальное направление исследования категории «социальное управление» в научно-дисциплинарных рамках социологии9. Здесь интерес представляет перевод категории «социальное управление» в ее конкретный социологический и политологический.

7 См.: Проблема монополии в переходной экономике: Пробл. — темат. сб. — М.: ИНИОН РАН, 1999. — № 2. -172 е.- Современный город: инвестиции, инфраструктура, услуги: Пробл. — темат. сб. — М.: ИНИОН РАН, 1999. — № 5. — 128 е.- Лапина Н., Чирикова А. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации. — М.: ИНИОН РАН, 1999. — № 6. -192 е.- Местные органы власти в США: организация управления и экономической деятельности. — М.: ИНИОН РАН, 1996. -134 е.- Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации. — М.: ИНИОН РАН, 1996. — 59 е.- Ларина Н. И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. — М.: «Экономика», 1998. -172 с.

8 См.: Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Иноземцева В. Л. — M.: Academia, 1999. — С.70−100- Иноземцев В. Л. К теории пост-экономической общественной формации. — М., 1995. -С.96−265- Иноземцев В. Л. Fin de siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973;2000) // Свободная мысль-XXI. — М., 1999. — № 8. — 19−42- Иноземцев В. Л. Постэкономическая революция: теоретическая конструкция или историческая реальность? // Вестник РАН. — М.: Изд-во «Наука», 1997. — Т.67, № 8. -С.711−719- Костюк В. Н. К теории информационного общества // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1997. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — С.65−79- Костюк В. Н. Информация как социальный и экономический ресурс. -М&bdquo- 1997.

9 См.: Rubington Е., Weinberg M. The study of social problems. — N.Y., 1971; Blumer G. Social problems as collective behavior // Social problems. — Menlo Park, 1971. — Vol. 18. -P.298−306- Бергер П., Лукман T. социальное конструирование реальности. — M.: Медиум, 1995; Ross R., Staines G. The politics of analyzing social problems // Social problems. — Menlo Park, 1972. — Vol. 20- Lazarsfeld P., Merton R. Mass communication, popular taste, and organized social action // Communication of ideas / Ed. by Lyman B. -N.Y.: Harper & Row, 1951. — P.95−118. коррелят — в категорию «социальная политика», поскольку рассматривает в значительной степени информационный феномен социальных проблем как объект управления со стороны официальных оргсистем. Кроме того, указанное исследовательское направление показывает, что социология, в силу своих особенностей, это и есть та научная база, которая в силу своих особенностей, становится системообразующей основой разработки и осуществления эффективного социального управления.

Необходимо подчеркнуть, что каждое из упомянутых исследовательских направлений разработки категории «социальное управление» существует, имея свою собственную предметную область, свою собственную методологию.

В последнее время по данной проблематике был защищен ряд диссертационных работ, что также подчеркивает актуальность выбранной темы.10.

Все это свидетельствует о том, что накоплен значительный объем научного материала разного уровня обобщения. Однако, проблемы качественного информационного обеспечения социального управления, методов и форм повышения его эффективности, в особенности региональный аспект, изучены недостаточно. Серьезного изучения требует определение оптимального уровня включения социологических средств и методов в структуру регионального информационно-аналитического обеспечения социального управления. Слабо разработан прикладной аспект применения информационных социальных технологий на региональном уровне современной России.

10 См.: Кускова Л. И. Социологическая информация в структуре информационного обеспечения местных органов власти — М., 1998; Мухомедзянов P.A. Проблемы оптимизации информационного обеспечения социального управления на региональном уровне — Уфа, 2000; Цариценцева Е. В. Социологическая информация в системе управления субъекта Российской Федерации (на примере Оренбургской области) — М., 2000 и др.

Все это в совокупности обусловило выбор темы исследования, его цель и задачи.

Цель исследования — определить и обосновать роль и место социологических информационных технологий в структурах регионального социального управления.

Задачи исследования: систематизировать принципы современного социального управления;

— уточнить понятие информационной технологии с точки зрения общих и специфических (региональных) условий современной Россиипроанализировать теоретико-методологические принципы использования социологических информационных технологий в системах социального управления в различных странах мира и современной России;

— уточнить специфику социологических средств в структуре информационного обеспечения процесса социального управленияопределить степень использования социологических информационных технологий в реальной практике деятельности системы социального управления в социально-политической сфере современной России;

— обосновать формы оптимального использования возможностей социологических информационных технологий в социальном управлении на примере конкретного российского региона (Пензенская область).

Объект исследования: информационные технологии субъектов регионального управления в современной России.

Предмет исследования: факторы оптимизации информационного обеспечения субъектов регионального управления в современной России.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные принципы познания социальных явлений, прежде всего — диалектический метод познания социальных процессов и явлений, общеметодологические принципы социологической теории, социологии управления с учетом особенностей объекта и предмета диссертационного исследования.

Автор также опирался на работы отечественных и зарубежных ученых в области социологии, политологии, социальной философии, государственного управления, в которых в той или иной степени затрагивалась рассматриваемая проблема.

Базовой методологическом основой диссертации явилась общая теория систем в рамках анализа систем социальной природы с позиций категории «социальное управление». Эта методологическая основа конкретизируется и дополняется: эволюционистским подходом к категории «социальное управление», позволяющим выявить современную общую систему социального управления (информационную) и современные ее формы (федералистские) — общесоциологическим анализом категории «социальное управление» ;

— политологическим анализом категории «социальное управление», позволяющим вычленить в объекте социального управления специфический блок социальных проблем, связанный с электоральным процессом — важнейшей сферой управления в современных демократиях.

Методы исследования. В ходе выполнения диссертационного исследования применялись следующие методы: наблюдение, опросы, вторичный анализ и интерпретация социологических и статистических данных, анализ социологической и экономической литературы.

Эмпирическую базу диссертации составили:

1. Материалы Государственного комитета по статистике, Комитета по статистике Пензенской области за 1997 — 2000 гг.;

2. Аналитические и статистические результаты социологических исследований по рассматриваемой проблеме, опубликованные в журналах «Социс», «Полис», «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», «Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти» и др. за 1997 — 2000 гг.

Основные результаты исследования, полученные лично автором и их научная новизна.

1. Выявлена существенная особенность социального управления в современной России, которая состоит в том, что в системе социального управления современного типа региональный (территориальный) уровень перестает быть только «географическим» понятием и приобретает значение системообразующего элемента всей социально-управленческой оргструктуры, построенной на принципах федералистского нецентрализма.

2. Уточнено понятие информационной социальной технологии как определенного способа осуществления человеческой деятельности по достижению общезначимых целей. Сущность социальной технологии состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и этапы с их последующей координацией и синхронизацией с использованием научных знаний, передового опыта, с учетом специфики той социальной сферы, в которой совершается деятельность.

3. Показано, что территориальные социально-управленческие оргструктуры современного уровня используют информационные технологии и соответствующие социологические средства не только в качестве внешнего, чисто технического обеспечения своей работы, но и активно формируют (на основе диалога с общественным мнением) информационное пространство возникающих социальных проблем.

4. Выявлено, что оптимальными территориальными управленческими оргструктурами в современных макроусловиях (информатизированного социума) являются территориальные субъекты, интегрированные в организацию социального управления на принципах федерализма. Это означает высокую статусность территориальных социально-управленческих оргструктур, которая обеспечивается на пути укрепления ими единого общенационального и информационного пространства.

5. Определена одна из основных проблем информационного обеспечения управления социально-политическим (электоральным) и социально-экономическим процессами в российских регионах. Она заключается в значительной асимметрии: социальные информационные технологии весьма интенсивно используются в социально-политических (чаще электоральных) процессах, и существенно меньше в практике социально-экономического управления.

6. Сформулирован вывод о пути оптимизации деятельности российских территориальных управленческих оргструктур через реформу всей системы социального управления, которая бы предусматривала устранение асимметричности существующей сегодня в России системы социального управления.

Практическая значимость работы. Полученные диссертантом научные результаты могут быть использованы в разработке программ оптимизации социального управления в конкретных российских регионах.

Результаты диссертационного исследования использованы при разработке уже реализующихся в Пензенской области таких социальных программ, как: «Программа по выводу Пензенской области из демографического кризиса на 1999;2005гг.», «Социальная защита населения Пензенской области на 1998;2000 гг.», «Старшее поколение 1997;1999 гг.» и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в процессе работы секции «Постприватизационный процесс и проблемы управления госсобственностью» ежегодной школы-семинара ученых и докторантов по теме «Экономическая наука на пороге 3-го тысячелетия» (Сочи- 2001), а также в опубликованных статьях.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертатш диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные итоги проведенного исследования состоят в следующем.

1. Современный (текущий) период мирового общественного развития характеризуется тем, что главным стратегическим ресурсом общества становятся эффективные организационно-управленческие системы. Сегодня мир живет в координатах реально возникающего, и во многом уже реального, информационного общества, суть которого — в превращении информационных систем не просто в техническое средство обеспечения социального управления, но непосредственно в субъекта социального управления, непосредственно в управленческие системы.

2. Современной (текущего периода) тенденцией в отношение организационно-управленческих систем является их строительство на технологических принципах федерализма, предусматривающих для оргструктур социального управления повышение статусности и значимости именно территориальных (региональных) социально-управленческих оргструктур. По данным социологии организационных систем (социологии управления), сегодня не менее 80% населения планеты живет в социально-организационных условиях федерализма, который представляет собой не только и не столько форму государственного устройство (федерацию), сколько принцип управления, распространяющийся на организационно-управленческие системы любого уровня. Согласно этому принципу, «большая» организационно-управленческая система складывается из ряда «маленьких» организационно-управленческих систем, которые договариваются образовать единое координационное пространство с необходимым в нем координирующим центром. Именно договорный характер в корне отличает такую «территориально-центральную» структуру управления от структуры традиционной «властной вертикали». Федерализм как принцип управления — это договор между равноправными субъектами о разделении среди них полномочий в осуществлении единой политики. Таким образом, «территориальные» субъекты не являются проводниками ни «территориальной», ни «центральной» политики, но и «территориальные» и «центральный» субъекты — проводники политики, о которой все они между собой договорились. То есть федерализм — это такая организационно-управленческая система, где, в сравнении с традиционной системой «вертикального» управления, статусность «территориальных» субъектов резко повышена уже тем, что они уравнены в правах с «центральным» субъектом, и, более того, именно на «территориях» реально делается политика таких организационно-управленческих систем.

Этот «территориальный» крен организационно-управленческих систем, выстроенных на принципах федерализма, адекватен сегодняшней общественной потребности в эффективном управлении как информационной технологии. Наблюдаемый сегодня высокий общественный спрос на информацию как раз связан с реальным умножением субъектов управления, т. е. с тем, что реально изменился сам характер управления, приоритетным объектом которого являются уже не люди в роли «подчиненных», но социально-экономические проблемы, существующие в живом, изменчивом социологическом информационном — пространстве.

3. Территориальный (региональный) уровень социального управления — это не только и не столько «топография» социально-управленческих оргструктур, сколько принцип опоры управления на социологические средства обеспечения информационного управления социально-экономическими проблемами. Нынешняя Россия по ее Основному Закону является федерацией, и уже это означает, с учетом принятия мировым сообществом идеологии устойчивого социально-экономического развития, что Россия определенно сделала свой выбор, взяв на себя обязательства организовывать жизнь общества на принципах федерализма. То есть — на принципах укрепления территориальных (региональных и местных) социально-управленческих оргструктур как реальных, ответственных, профессиональных и компетентных проводников общенациональной (а не «территориальной» и не «центральной») социальной политики. Эти обязательства влекут за собой обязательство смены парадигмы управления — переход от модели «начальник — подчиненный» к выстраиванию «на местах» (территориальными социально-управленческими оргструктурами) активного информационного пространства социально-экономических проблем, что невозможно без использования в полном объеме социологического инструментария. Ответственная, профессиональная и компетентная территориальная социально-управленческая оргструктура должна быть (1) профессиональной социологической службой и (2) эффективной информационной технологией, должна информационно не просто отслеживать, но активно формировать всю «карьеру» социальных проблем — от момента их заявления своей общественной значимости до момента их исчезновения как общественно-значимых.

4. В Российской Федерации за 90-е годы оформилась своеобразная система социального управления, своеобразие которой, в сравнении с федерализмом стран развитой демократии, состоит в том, что российская модель федерализма, определенно заключая в себе практику информационного (с широким использованием социологических средств) управления общественными процессами, сосредотачивает эту информационно-управленческую активность в основном в социально-политической (электоральных процессов) сфере, в то время как информационное управление социальноэкономическими проблемами остается пока в неудовлетворительном состоянии. В Российской Федерации за 90-е годы сложилась специфическая социально-политическая реальность. Место реальных политических партий, призванных, независимо от государства, структурировать общество, переводя его в гражданское состояние, в России заняла система партий, выстроенная вокруг т.н. «партии власти», с задачей не столько структурировать общество, сколько добиваться преемственности власти как фактора установления политической стабильности. В условиях переходного периода эту задачу нельзя не признать разумной: при политической нестабильности по определению невозможны никакие социально-экономические реформы. Однако ее решение потребовало политизации всей системы социального управления — сосредоточения социологического, информационного и информационно-технологического ресурса в сфере управления электоральным процессом. Вместе с тем, такая политизированность социального управления — это и позитивный опыт информационного управления, который обязан пригодиться на этапе деполитизации российского федерализма.

5. Российские территориальные социально-управленческие оргструктуры (на примере Пензенской области) отчетливо демонстрируют характер управления, отвечающий политизированной социально-управленческой системе.

Социологический анализ социального управления в Пензенской области, проведенный по эмпирическим (статистическим) данным регионального электорального и регионального социально-экономического процессов, показал выраженную асимметрию информационного (с широким использованием социологических средств) управления этими процессами в сторону электорального процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Ю. Всемирный и европейский федерализм: вероятные перспективы // Политические исследования. М., 1994. — № 5. — С. 143−149.
  2. А.Н. 90-е годы. Крах экономики «мыльного пузыря». Стагнация. Проекты реформ. Планы и перспективы науки // РЖ «Социальные и гуманитарные науки». Серия: Науковедение. М., 1995. -№ 3. — С.3−51.
  3. Ю.П. Показатели и методы социологического исследования популизма в представительных органах власти // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. -М., 1998.-С.5−13.
  4. Ю.П., Солохин В. А. Особенности формирования популизма в деятельности представительных органов государственной власти: теоретико-методологический анализ // Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. М., 1998. — № 1.
  5. B.C. Канадский федерализм в 90-е годы // Современный федерализм: состояние и тенденции развития: Пробл. темат. сб. — М.: ИНИОНРАН, 1999. — С. 160−180-
  6. B.C. Мозаика политической культуры Канады. М.: ИНИОНРАН, 1996.-52 е.-
  7. Актуальные проблемы социологии управления (Материалы «круглого стола») // Социологические исследования. М., 1998. — № 2. -С.98−107.
  8. А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма // Исслед. по прикл. и неотлож. этнологии. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. — № 105. — С.28−30.
  9. Г. В. Теория государственного управления.-М.:1997
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М., 1987.
  11. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975.
  12. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1975. — С.235.
  13. С.Д. Популизм и лоббизм: две стороны парламентской деятельности в России // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998. — С.49−53.
  14. С.И. Социальная сфера и самоуправление. -Саратов, 1998.
  15. А.И. Управление, информация, интеллект. М., 1976.
  16. А.И., Черняк Ю. И. Информация и управление. М.: Экономика, 1966.
  17. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. -М.: Медиум, 1995.
  18. Берталанфи фон Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
  19. Е.А. Паблик рилейшнз. Пособие для деловых людей. -М.: ИМА-Пресс, 1994. 158 с.
  20. Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности. Казань, 1998. — С.65−75.
  21. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1989.
  22. В.В. Популизм как социально-психологическое явление // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998. — С.26−34.
  23. Ф.М. Новое великое переселение народов фактор в региональной социальной ситуации // Регион: экономика и социология,-М.:1996, № 1.
  24. В.Б. Архитектура интеллектуальных информационных систем для принятия решений // Проблемы и методы принятия решений в организационных системах управления. М.: ВНИИСИ, 1988. — С.31−32.
  25. В.Б., Садовский В. Н. Проблематика и методы социальной информатики // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1997 / Под ред. Гвишиани Д. М., Садовского В. Н. и др. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — С.80−92.
  26. М.В. О статистическом рассуждении. Заметки для руководителей предприятий. М., 1968.
  27. В.И. Местное самоуправление. М., 1999. — 453 с.
  28. В.П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды. М., 1986.
  29. Векслер А.. , public relations: попытка хронологии // Советник. М., 1999. — № 1.
  30. Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.
  31. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.
  32. В.А. Экономические преобразования во Франции накануне XXI века. М., 1999. — 306 с.
  33. Н.П. О психологической диагностике агрессивности в массовом социологическом обследовании // Регион: экономика и социология. 1996. — № 2.
  34. Вопросы социологии. Тематический выпуск // «Рациональность и власть» / Под ред. Здравомыслова А. Г. М., 1996. — 152 с.
  35. Газ и нефть помогают Биллу Гейтсу // Сегодня. М., 1999. — № 217. — С.5.
  36. В.М. Метасоциальная технология // Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. -Москва- Белгород, 1991. Часть III. — С. 126.
  37. Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Иноземцева В. Л. М.: Academia, 1999. — С. 107.
  38. Е.В. Итоги перестройки и радикальных реформ и их отражение в статистике: проблемы сопоставимости показателей.-М., 1995.
  39. М.В., Дмитриев Н. Л., Огарь И. В., Торичко P.A. Паблик рилейшнз: основные формы общественных коммуникаций. -Барнаул, 1993. 73 с.
  40. A.A. Социальная информатика: переходные периоды в социальных системах // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1997 / Под ред. Гвишиани Д. М., Садовского В. Н. и др. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — С.93−100.
  41. A.A., Чураков А. Н. Измерение идентичности социальных систем //социологические исследования. М., 1996. — № 1. -С.85−90.
  42. Е.В., Давыдов A.A. Измерение социальной напряженности. М., 1992. — 32 с.
  43. Н.С. Методы разрешения нестандартных ситуаций // Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. Москва- Белгород, 1991. — Часть 4. — С.5−6.
  44. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Иноземцева
  45. B.Л. М.: Academia, 1999. — С.70−100.
  46. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Москва- Белгород, 1993. — С.95.
  47. В.Л. К теории пост-экономической общественной формации. -М., 1995.
  48. Иноземцев В.Л. Fin de siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973−2000) // Свободная мысль-XXI. М, 1999. — № 8. — С. 19−42.
  49. Иноземцев В. J1. Постэкономическая революция: теоретическая конструкция или историческая реальность? // Вестник РАН. М.: Изд-во «Наука», 1997. -Т.67,№ 8. — С.711−719.
  50. Информационная культура: теория, методика, практика. Сб. -Краснодар., 1998.-168с.
  51. Информационное мировоззрение и информационная культура. -М., 1996. 199 с.
  52. Информационные технологии для нефтегазового комплекса // Нефть и капитал. М., 1998. — № 9. — С.73.
  53. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. -С.117−119.
  54. Г. В. Федерализм: мифология и политическая практика. М.: Ин-т мировой экономики и междунар. отношений, 1998. -С.186.
  55. Р. Региональная политика в местном и региональном измерении // Регион: экономии ииология. М., 1995. — № 4. — С.181−192.
  56. Э.П. Политический лидер: популизм и популярность // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. -М, 1998.-С.38−42.
  57. В. Проблемы самоуправления в Республике Коми: Социологический аспект // Местное самоуправление: Теория и практика.- М.: Фонд Ф. Науманна, 1997.
  58. A.B. Популизм в современной России // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998. -С.35−37.
  59. А. Социология большинства // Известия. М., 2000.- № 237. С. 2.
  60. А. Время и место. Российский компьютерный бизнес осваивает Интернет // Известия. М., 1999. — № 208. — С.5
  61. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997.
  62. В.Н. К теории информационного общества // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1997 / Под ред. Гвишиани Д. М., Садовского В. Н. и др. М.: Эдиториал УРСС, 1997. -С.65−79.
  63. Крамник L,.. огические механизмыполитической власти. Д., 1991.- 159 с.
  64. Ю.А. Теории и методы социального проектирования. -М., 1992.-С.93.
  65. В.А. Местное самоуправление в России: Проблемы становления // Проблемы реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  66. Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. — Кн. 2.
  67. A.M. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион: экономика и социология. 1995. — № 2. — С.3−24.
  68. Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. М., 1992. — № 12. — С.29−41.
  69. Н.И. О предмете социальной информатики и ее приложениях // Системные исследования. Методологические проблемы.
  70. Ежегодник 1997 / Под ред. Гвишиани Д. М., Садовского В. Н. и др. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — С.55−64.
  71. Н., Чирикова А. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические» ориентации // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М.: ИНИОН РАН, 1999. — № 6. -С.56.
  72. Л. Кризис постсоветской экономической модели // Бюл. фин. информации. М., 1998. — № 9. — С.4−21.
  73. Левада, Активы и ресурсы общественного мнения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 1998. — № 4.
  74. А. Информатизация превыше всего // Известия. М., 2000. — № 240.
  75. Г. Информационные технологии и АСУ на АО «НОРСИ» // Нефть России Мир по Гейтсу // МУООЦЕ. М., 1999. — № 1.
  76. М.И. Основы статистики. М., 1972.
  77. Местное самоуправление в РФ: региональный аспект. М., 1998. — 101 с.
  78. Методологические проблемы. Ежегодник 1997. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — С.65−79.
  79. Мониторинг «Доходы и уровень жизни населения» (Всероссийский центр уровня жизни). М., 1996. — № 2−4- 1997. — № 1, 3.
  80. С.И. Приоритетные направления экономической и социальной политики в преодолении популизма управления // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998. -С.75−80.
  81. А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики. М., 1998. — № 8. — С.71−84.
  82. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы / Пер. с англ. -М., 1992.-534 с.
  83. Д.В. Массовые настроения в политике. 1995.239с.
  84. М.Ю. Развитие информационно-аналитических служб как одно из направлений политики информатизации общества // Государственная служба: организация, кадры, управление. М.: Изд-во РАГС, 1997.-С.158−177.
  85. Е. Дом без фундамента. О стиле политической архитектуры России и местном самоуправлении // Независимая газета. -М., 2000.-№ 108. С. 8.
  86. В.И. Социальная технология как социальная категория // Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. Москва- Белгород, 1991. — С. 178.
  87. П. Общие принципы распределения компетенции между федерацией и ее субъектами (сообществами и регионами) в Бельгии // Федерализм в России и Бельгии / Под ред. Делмартино Ф., Насыровой Д. Лейвен: Ин-т европ. политики Католич. ун-та.- С. 130−137.
  88. А.Б. Компьютерная поддержка принятия решений // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1996. М.: Эдиториал УРСС, 1996.
  89. М.А. Представительная демократия в Индии: Эволюция местного самоуправления // Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947−1987) / Под ред. Котовского Г. Г. -М.: Наука, 1989.-С. 160.
  90. Г. Х. Парадоксы партийного строительства // Независимая газета. М., 2000. — № 118. — С.8-
  91. Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998.
  92. Д.А. Ситуационное управление. М., 1986.
  93. ЮО.Пугачев В. П. Популизм и манипулирование общественнымсознанием // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998. — С. 19−22.
  94. А. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы // Открытые системы. М., 1996. — № 6.-С.15−19.
  95. Рациональность и государственное управление. Ростов-на-Дону, 1995.
  96. Римский B. J1. Популизм российской власти и ее отчуждение от общества // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998. — С.43−48.
  97. Региональная государственная служба: проблемы, опыт, социологический анализ. Ростов-на-Дону, 1996.105 .Региональная социальная политика в условиях экономической реформы: на примере Челябинской области. М., 1995. — 134 с.
  98. Региональное информационное пространство: тенденции развития. Салехард — Надым- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. -84 с.
  99. Н.В. Социология и институт государственной службы // Социс. М., 1999. — № 2. — С. 14−24.
  100. Российская федерация и ее субъекты: Проблемы гармонизации отношений. М.: ИНИОН РАН, 1998. — С.7.
  101. Ю9.Румянцев Б. Г. Конкурентная стратегия в условиях рыночной экономики // Социология власти. М., 1997. — № 2. — С. 125−134.
  102. ПО.Рюстов А. Между капитализмом и коммунизмом // Концепция хозяйственного порядка (учение ордолиберализма). М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. — С.62−114.
  103. Ш. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1984.
  104. П.Севастьянов Л. И. Индикаторы социально-экономического развития регионов: методологические подходы к разработке // Регион: экономика и социология. М., 1996. — № 1. — С.44−58.
  105. С.Е. Между прошлым и будущим информационных технологий в России // Известия. М., 1999. — 12 ноября. — С.4.
  106. О.М. Экономическая реальность как объективная основа преодоления популизма власти // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998. — С.67−74.
  107. Т. Актуальные проблемы становления и развития социологии социальной работы // Регион: политика, экономика, социология. М., 1998. — № 1−2.
  108. Система социальных показателей социальной статистики: концепция, методология, практика. М., 1991.
  109. Г. Л., Черешкин Д. С., Вершинина О. Н., Костюк В. Н. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-экономические предпосылки). М.: Ин-т систем, анализа РАН, 1996.
  110. Современный буржуазный федерализм / Отв. ред. Левин И. Д., Вайль И. М. М.: Наука, 1978.
  111. Современный федерализм: состояние и тенденции развития: Пробл. темат. сб. — М.: ИНИОН РАН, 1999. — № 4.
  112. Социология государственной службы. Терминологический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996. — 127 с.
  113. Социология культуры. Методология и методика социологических исследований культуры. М., 1988.
  114. Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе. М., 1998. — 279 с.
  115. Статистика: Курс лекций. Новосибирск., 1997.
  116. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979.
  117. Н. Общественные науки и социальная технология. -М.: Прогресс, 1974. С. 179−2000.
  118. С.А. О феномене бездомности // Социс. М., 1996. -№ 8. — С.26−33.
  119. Е.П. Прикладная социология как важный источник социальной информации (Некоторые вопросы методики и организации) // Вопросы совершенствования информационного обеспечения органов социального управления. М., 1985.
  120. ИО.Тавокин Е. П. Социальная статистика. М.: Изд-во РАГС, 1998.-68 с.
  121. Е.П. Социологические информационные службы в системах социального управления: проблемы и основы функционирования // Научное управление обществом. Вып. 17. М., 1984.
  122. Е.П. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и методики. Автореф. доктора наук. -М., 1990. -51с.
  123. ., Х^ аиальное настроение. М., 1996.
  124. Тульчинский Г. Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. Санк-Петербург, 1994. — С. 12.
  125. П. Губернаторский пасьянс // Известия. М., 2000. -229. — С.4.
  126. Н.С. Коммунальное право ФРГ. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 137с.
  127. Дж. Американское правительство. М.: Прогресс, 1995.
  128. И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998.
  129. И.А. О смысле и роли федерализма в мировом общественном развитии // Современный федерализм: состояние и тенденции развития: Пробл. темат. сб. — М.: ИНИОН РАН, 1999. — № 4. -С.5−9.
  130. У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: Принципы и практика. Санкт-Петербург, 1999.
  131. М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань, 1998. — 334 с.
  132. Федеративная республика Германия: Конституция и законодательные акты. М.:Т1рогресс, 1991. — 469 с.
  133. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская Федерация. М., 1995. — № 18. — С.35−45.
  134. В.И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? // Социологические исследования. М., 1999. — № 2. — С. 127−130.
  135. Ф.А. Дорога к рабству / Пер. с англ. Гнедовского М. Б. -М., 1992.- 176 с.
  136. В.Ф. Наука о власти и популизм // Популизм: влияние на формирование и деятельность органов власти. М., 1998. — С.14−18.
  137. А.И. Федерализм и местное самоуправление: Правовое регулирование и взаимоотношения местных и вышестоящих органов власти // Современный федерализм: состояние и тенденции развития: Пробл. темат. сб. — М.: ИНИОН РАН, 1999. — С.215−239.
  138. Н.В. Социальные проблемы безработных (Новосибирская область) // Социс 1996., № 1., с.91−98.
  139. Н.В. Социальный феномен занятости в неформальной экономике. ИЭ и ОПП СО РАН.- Новосибирск, 1996.
  140. В.Е. Современное федеративное государство. М.: Изд-воМНИМП, 1997.- 128 с.
  141. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.
  142. Л. Благосостояние для всех / Пер. с нем. М., 1991.
  143. Дж. Кибернетика в управлении. М., 1959.
  144. М.М., Михайлов Б. А. Методы статистического изучения распределений в социальной и финансово- экономической жизни. Санкт-Петербург, 1995.
  145. И. Паблик рилейшнз в организациях. Санкт-Петербург: «Петрополис», 1995. — 145 с.
  146. Bakvis Н. Intrastate federalism in Australia // Aust. j. of political science. Canberra, 1994. — Vol. 29,1 2. — P.259−276.
  147. Blumer G. Social problems as collective behavior // Social problems. Menlo Park, 1971. — Vol. 18. — P.298−306.
  148. Bono E. de. Technology today // Technology today. L., 1971.
  149. Constitution of India. New Delhi: Gov. of India publ., 1980. — 4211. P
  150. Elazar D. Federalism and the way to peace. Ontario: Queen’s university (Kingston, Ont.) — Institute of intergovernmental relations, 1994. -170 p.161 .Cutlip S., Center A., Broom G. Effective public relations. N.Y.: Prentices Hall, 1985.
  151. Dilenscheidaer R., Forrestal D. Public relations handbook. -Chicago: The Dartnell Corp, 1987.
  152. Fishman M. Crime waves as ideology // Social problems. -California, 1978. Vol. 25. — P.531−543.
  153. Fonnders of the welfare state / Ed. by Barker P. L.: Heinemann educational books, 1984.
  154. Fuller R., Myers R. The natural history of a social problem // American sociological review. 1941. — Vol. 6. — P.320−328.
  155. Gordon S. Bouchard has no mandate for Referendum // Ottawa citizen, 1998. Dec. 2. — P. A3.
  156. Governing partners. State-local relationship in the United States / Ed. Hanson R.L. Boulder: Westview press, 1998.
  157. Henshel R., Merton R. Definitions by the Mass Media from thinking about social problems. Orlando: Harcourt Brace Jovanovich, 1990. -P.57−63.
  158. Hilgartner S., Bosk Ch. The rise and fall of social problems: A public arenas model // American journal of sociology. Chicago, 1988. — Vol. 94, 1. — P.53−78.
  159. Klapper J. The effects of mass communication. Glencoe: Free press, 1959.
  160. Lazarsfeld P., Merton R. Mass communication, popular taste, and ganized social action // Communication of ideas / Ed. by LymanB. N.Y.: Harper & Row, 1951. — P.95−118.
  161. LeDuc L. The sovereignty generation: a cohort analysis of the Quebec electorate, 1980−1995. Toronto, 1997. — 19 p.
  162. Martin R.C. The cities and the federal system. N.Y.: Atherton press, 1996. -P.33−40.
  163. Maynard D. Language, interaction and social problems // Social problems. California, 1988. — Vol. 35. — P.322−325.
  164. Pawluch D. Social problems // The Social science encyclopedia / Ed. by Kuper A. and Kuper J. L.: Routledge, 1996. — P.795−797.
  165. Popper K. Conjectures and refutations: The growth of scientific knowledge. L.: Routledge a. Paul, 1972. — 431 p.
  166. Popper K. Objective knowledge: An evolutionary approach. -Oxford, 1972. 380 p.
  167. Popper K. The logic of scientific discovery. L., 1959. — 479 p.
  168. Ross R., Staines G. The politics of analyzing social problems // Social problems. Menlo Park, 1972. — Vol. 20.
  169. Rousseau M. The politics of language and trade in Quebec, Canada: Toward an autonomous Francophone state // Berkeley j. of sociology. 1992. -Vol.37,1 1. — P.163−179.181 .Rubington E., Weinberg M. The study of social problems. N.Y., 1971-
  170. Schoenfeld A., Meier R., Griffin R. Constructing a social problem: The press and the environment // Social problems. California, 1979. — Vol. 27. -P.38−61.
  171. Service contracting: A local government guide / Ed. by Harney D.F. -Wash, 1987.-240 p.
  172. Spector M., Kitsuse J. Constructing social problems. N.Y.: Aldine de Gruyter, 1987.
  173. The crisis of the welfare state // Praxis intern. Oxford, 1986. — Vol. 6, 1.-P.1−69.
  174. Tompson E. Election shelves PQ agenda // Ottawa citizen, 1998. -Dec. 2. P. A1-A2.
  175. Vogel B. Federalism and parlamentarism two structural principles of democratic federal state. The German experience // The exemple of federalism in the Federal Republic of Germany. — A Reader Konrad-Adenauer Stiftung St. Augustin, 1994. — P.31−37.
Заполнить форму текущей работой