Диалог национальных культур на уроках при изучении фольклора в 5-7 классах: На материале Забайкалья
![Диссертация: Диалог национальных культур на уроках при изучении фольклора в 5-7 классах: На материале Забайкалья](https://westud.ru/work/3449833/cover.png)
Диссертация
В 1993 году Министерством образования был утвержден базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации — «основной государственный норматив, выступающий как элемент государственных образовательных стандартов» (45,с. 18 J Структура его предполагает две части,'. Инвариантная часть обозначает «образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Этнокультурный подход в школьном литературном образовании
- 1. Философский и культурологический аспект проблемы диалога национальных культур. 12с.-22с
- 2. Забайкалье как регион исторического диалога этнокультурных традиций народов Сибири. 22 C
- 3. Компаративистика — продуктивный метод изучения литературного произведения
- 4. Психолого-педагогические возможности восприятия подростков во взаимосвязанном изучении фольклора в условиях полиэтнического региона
- ГЛАВА 2. Методика изучения национальных литератур в 5−7 классах общеобразовательной школы на основе фольклорного материала Забайкалья
- 1. Значение устного народного творчества вановлении личности школьника
- 2. Диалог национальных культур на уроках литературы при изучении раздела «Сказки народов мира» (5 класс). 99 е
- 3. Изучение мифов народов мираучетом регионального компонента (6 класс). 131 е
- 4. Сопоставительный анализ героического эпоса русского и бурятского народов на уроках литературы в 7 классе (русская былина и бурятский улигер)
- 150. С
Список литературы
- Абай Гэсэр. (вст. ст., текст, ком. А. И. Уланова) Улан-Удэ, 1960.
- Аникин В. П. Русский богатырский эпос. Пособие для учителя. М. Просвещение, 1964.
- Аникин В. П. Русская народная сказка. Пособие для учителя. М. Просвещение. 1972. 208 с.
- Анализ художественного произведения в школе. (Сб. науч. работ ред. коллегия, отв. ред. М. Г. Качурин) JI. ЛГПИ им. Герцена, 1972. 248 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1986. 444 с.
- Бахтин М. М. К философии поступка: философия и социология науки и техники. Ежегодник М. 1986.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1986. 541 с.
- Баранникова Е. В. Бурятская сатирическая сказка. Уланудэ. 1962.
- Баранникова Е. В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск, 1978. 254 с.
- Бардаханова С. С. Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ. 1974.152 с.
- Бердяев Н. А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М. 1918. 240 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. Правда. 1989. 607 с.
- Белкин А. С. Педагогика детства: Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, ин-т разв-я регион, обр-я. 1995.
- Беленькая JI. И. Ребенок и книга. М. 1969. 167 с.
- Библер В. С. Нравственность.Культура.Современность. Философские рассуждения о жизненных проблемах. М. 1990. 69 с.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских аспекта введения в XXI век. М. 1991. 412 с.
- Блонский П. П. Избранные педагогические произведения(сост. Блонская Н. И., Сергеева А. Д.).М. 1961.694 с.
- Браже Т. Г. Воспитание читателя в 5−8 классах вечерней школы. Л, 1968. 182 с.
- Бэккер J1. Г. Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе средней школы, (автореферат дис. канд. Пед. Наук) М., 1962.
- Бурят-монгольские сказки. Чита. 1953.
- Бурятский героический эпос. Новосибирск. 1991. 312 с.
- Бурятские народные сказки (под ред Е.В.Баранниковой). Улан-Удэ. 1981.448 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.Просвещение. 1967.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6-ти тт. Т.2 М. Педагогика. 1982. 504 с.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М. 1989. 404 с.
- Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М. 1983.261 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся (под ред. И. С. Якиманской и др.) М. Педагогика. 1989. 224 с. -
- Воробьев П. Г. Изучение устного народного творчества в 5 классе. М. 1956.
- Виноградов В. В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры. М. 1988.
- Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М. 1982, 1985, 1988, 1989 (1982−217 е.).
- Вещее волшебное слово. Бурятские улигеры и сказки. (Пересказ Мих. Степанова). Улан-Удэ. 1973.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков (под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой). М. 1967. 360 с
- Возрастные особенности учащихся и учет их в организации учебно-воспитательного процесса (под ред. В. В.
- Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, театр. М. Просвещение, 1968. 303 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М. 1988. 445 с.
- Гловка Д. Новиков J1. Сравнительная педагогика * -инструмент сотрудничества между Востоком и Западом. //Советская педагогика. 1991. № 6.
- Гэсэр: Бурятский героический эпос. В 2-х тт. (пер. Вл. Солоухина). Улан-Удэ. 1986.
- Давыдов В. В. Психология обучения: Учебное пособие. М. МОПИ им. Н. К. Крупской. 1978. 69 с.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М. :Педагогика. 1982. 424 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных исследований. М.: Педагогика. 1986. 240 с.
- Дамдинов Н.Г. Тропа Гэсэра. М.: Современник. 1985. 79 с.
- Делюсин Л. Дискуссия о культурах Востока и Запада в
- Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. М.: ИФАН. 1985. 138 с.
- Достоевский Ф. М. Речь на заседании Общества Любителей Русской Словесности от 8 июня 1880 г. ПСС. Т.26. Л. 1984.518 с. ,
- Днепров Э. Д. Межнациональные педагогические отношения, влияния, связи: методологические аспекты. М.: Прогресс. 1989.
- Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Л. 1962.
- Жирмунский В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М. 1958.
- Живой родник. Учебник-Хрестоматия по внеклассному чтению для учащихся 4 классов четырехлетней школы (под ред. Г. П. Веселова). М.: Просвещение. 1990. ----------------- -------
- Жуковская Н. Из истории религиозного синкретизма в Забайкалье.//Советская этнография. 1965. № 6.
- Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск. 1966.
- Каган М. С. Философия культуры. СПб. 1996.
- Каган М. С. К вопросу о национальном своеобразии искусства.//Вопросы философии. 1958. № 1. *ь
- Калугина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. 1997. ,
- Коновалова JI. И. Развитие читательского воображения школьников (5−8 классы). Дисс. д-ра пед. наук. М. 1994. 447с.
- Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. В мире подростка. С. 16 — 28.
- Кон И. С. Открытие «Я». М. 1978.
- Конрад Н. И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука. 1972. 496с.
- Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М. 1972. 110 с.
- Кошелева В. С., Кошелев Я. Р. Народное поэтическое творчества во внеклассной работе. Смоленск. 1978.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение. 1989. 127 с.
- Кузьмин А. И. Военная героика в русском народнопоэтическом творчестве. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1981.96 с.
- Карающий меч Гэсэра. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ. 1994.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.:г1. Педагогика. 1981. 185 с.*
- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание. 1989.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика. 1971. 279 с.
- Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.:3нание. 1984.79 с.
- Лебедев П. Ф. В мире народной поэзии. Записки сельского
- Ломидзе Г. И. В спорах и размышлениях, //сб. Спрособность к диалогу. М. 1993. Ч. 1.
- Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М. .-Просвещение. 1977. 224 с.
- Люблинская А. А. Чувства подростка и их воспитание. В мире подростка. М.: Просвещение. 1978. С. 237−243.
- Маркова А. К. Психология обучения подростка. М. 1975.
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М.1983.
- Меткая стрела. Бурятские сказки. Новосибирск. 1973.
- Михайлов В.Н. Бурятский шаманизм. Новосибирск. 1989.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. Т. 1. М. 1980. 671 с.
- Морохоева 3. П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск: Наука. 1994.198 с.
- Мукаева О. Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов. //Педагогика. 1994. № 1.
- Найденов Б. С.Значение русской народной сказки для воспитания и образования детей школьного возраста. М. 1954.
- Народные русские сказки из сб. А. Н. Афанасьева. t
- Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика. 1989.278с.
- Небесная Дева Лебедь. Бурятские сказки, предания и легенды. Новосибирск. 1992.368 с.
- Олыыанникова А. Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание. 1983.80 с.
- Ошорова С. А. Иносказательная природа бурятского устного народного творчества, (автореферат дис. .канд. фил. наук) Улан-Удэ. 1997.
- Программы общеобразовательных учреждений (под ред. А. Г. Кутузова). М.:Просвещение 1995., 65 с.
- Пропп В. Я.Специфика фольклора. в кн. Фольклор и действительность. М.:Наука. 1976. 325 с.
- Пропп В. Я. Морфология сказки. М. 1969. 168 с.
- Психология современного подростка (под ред. Фельдштейна) Науч.-исслед. Ин-т общ. И пед. психологии АПН ССР. М.: Просвещение. 1987.236 с.
- Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука. 1994.
- Померанцева Э. В. Русские сказочники. М.: Просвещение. 1976. 190 с.
- Пилат И. Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростка. М. :Просвещение. 1970.
- Пухов И. В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходство, различия (типология народного эпоса). М. 1975.
- Романов В. Н. Историческое развитие культуры: проблемы типологии. М. 1991. 190с.
- Рындалов Ю. Б., Доболова Э. О., Маланов И. А., Дундубон Н. Б. Малое село Бурятии: интеллектуальное и физическое развитие детей. Улан-Удэ 1993.
- Русские богатыри. Былины в пересказе для детей Н. В. Карнауховой. Иркутск. 1987.
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М. 1963. 361 с.
- Самойлова Е. А. Изучение в школе произведений эпических жанров русского фольклора как средство поситжения национальной культуры народа, (автореферат дисс. канд. пед. наук). М. 1996.178. Соловьев Вл. ППС. Т.4.
- Селиванова С. И. Национальные образы мира: учет педагогического принципа сопряжения двух культур. Русский язык в СССР. 1991. № 12.
- Семьдесят небылиц. Бурятские народные сказки. Улан-Удэ. 1969. 91 с.
- Степанов М. Н. Карающий меч Гэсэра. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ. 1969.116 с. г '
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т.1. (сост. О. С. Богданова и др.). М.: Педагогйка. 1979.
- Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем. В сб. Восток -Запад. Исследования переводы- публикации. М.Наука. 1989. 175.
- Тулохонов М. И. Бурятские исторические песни. Улан-Удэ. 1973. 246 с.
- Турсунов И. Язык сказок. Методическое пособие по курсу «Язык сказок». М.1997.
- Т 191. Уланов А. И. К характеристике героического эпоса бурят.1. Улан-Удэ. 1957. 170 с.
- Ушинский К. Д. Собр.соч. M.-J1. 1950. Т.8.
- Уланов А. И. О развитии улигерного жанра. Бурятский фольклор: Тр. Бур. Ин-та общ. Наук СО АН СССР. //Вып. Н. серия филология. Улан-Удэ. 1970. с. 63 68.
- Уланов А. И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ. 1974.176 с.
- Ухова-Соломина Л. А. Методика изучения в школе устной народной поэзии. Саратов. 1958.1. Улан-Удэ. 1992. 177с. .
- Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа, 1982. 334 с.
- Хомонов М. П. Бурятский героический эпос «Гэсэр.» Улан-Удэ. 1976. 187 с.
- Шаракшинова Н. О. Мифы бурят. Иркутск: Вост-Сиб. изд. 1980.167 с.
- Шаракшинова Н. О. Бурятский фольклор. Иркутск. 1959.
- Шаракшинова Н. О. Героический эпос бурят. Иркутск:~1. Вост-сиб изд. 1968.160 с.
- Юсуфов Р. Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М. 1970.
- Янко М. Д. Уроки внеклассного чтения на краеведческом материале. Курган. 1973.