Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диалог национальных культур на уроках при изучении фольклора в 5-7 классах: На материале Забайкалья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1993 году Министерством образования был утвержден базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации — «основной государственный норматив, выступающий как элемент государственных образовательных стандартов» (45,с. 18 J Структура его предполагает две части,'. Инвариантная часть обозначает «образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Этнокультурный подход в школьном литературном образовании
    • 1. Философский и культурологический аспект проблемы диалога национальных культур. 12с.-22с
    • 2. Забайкалье как регион исторического диалога этнокультурных традиций народов Сибири. 22 C
    • 3. Компаративистика — продуктивный метод изучения литературного произведения
    • 4. Психолого-педагогические возможности восприятия подростков во взаимосвязанном изучении фольклора в условиях полиэтнического региона
  • ГЛАВА 2. Методика изучения национальных литератур в 5−7 классах общеобразовательной школы на основе фольклорного материала Забайкалья
    • 1. Значение устного народного творчества вановлении личности школьника
    • 2. Диалог национальных культур на уроках литературы при изучении раздела «Сказки народов мира» (5 класс). 99 е
    • 3. Изучение мифов народов мираучетом регионального компонента (6 класс). 131 е
    • 4. Сопоставительный анализ героического эпоса русского и бурятского народов на уроках литературы в 7 классе (русская былина и бурятский улигер)
    • 150. С

Диалог национальных культур на уроках при изучении фольклора в 5-7 классах: На материале Забайкалья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренная перестройка общественного сознания, характеризующая наше время, наглядно отражается в тех процессах, которые присущи современному состоянию школы. Перемены, вызванные ломкой мировоззренческих представлений, коснулись всех сторон учебного процесса: изучаемого материала, отношений учителя и ученика, методов и приемов школьного анализа художественного текстазатронули они и основу школьного учебного процесса — программу курса литературы средней школы.

Явной приметой времени является попытка учителя отойти от единообразия и универсальности программы, жестко регламентирующей поведение учителя в отборе и оценке художественного произведения. Сегодня существует значительное количество альтернативных программ, предлагающих учителю большой выбор и художественных текстов, и концептуальных подходов к их анализу.

В 1993 году Министерством образования был утвержден базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации — «основной государственный норматив, выступающий как элемент государственных образовательных стандартов» (45,с. 18 J Структура его предполагает две части,'. Инвариантная часть обозначает «образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающие единство образовательного пространства на территории страны». Вариативная часть отвечает целям учета национальных, региональных и меI стных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающая инди-видуальныи характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. «Данная структура учебного плана способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях ее децентрализации и дифференциации, в то же время дает возможность создавать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных, местных усло-вий» (45,с.18).

Следовательно, введение в литературное образование школьников Российской Федерации регионального компонента будет способствовать более глубокому усвоению школьного курса русской литературы, а также воспитанию уважительного и внимательного отношения к культуре и литературе других народов, расширению кругозора, воспитанию эстетического вкуса учащихся.

Учет региональных особенностей необходим в первую очередь в полиэтнических регионах, каким является в частности Забайкалье. Учащиеся забайкальских школ, находясь в постоянном общении с носителями иных культурных традиций (бурятами, эвенками), должны изучать русскую литературу в ее сопоставлении с литературами других, проживающих рядом национальностей, что поможет воспринять литературу как единый цельный комплекс, разветвленную систему многочисленных взаимосвязей — генетических, контактных, типологических — различных литератур.

В русских школах многих регионов страны, в том числе и Забайкалья, литература коренных народов не изучается по ряду причин: отсутствуют программы и учебные пособия по данным литературам, учителя не обладают достаточным уровнем подготовленности для проведения подобных уроков. Поэтому актуальна задача — найти возможные пути для привнесения национальной литературы региона в литературное образование школьников.

Актуальность исследования, таким образом, определяется двумя факj торами: 1 .

введение

в программу национально-регионального компонента .06- 1 разования- 2. поиск эффективных методов и приемов изучения литератур iразных народов в школе.

Объект исследования: процесс взаимосвязанного изучения национальных культур на основе фольклорного материала и особенности его восприятия школьниками 5−7 классов.

Предмет исследования', содержание, организация и методика работы по изучению типологически близких произведений национального фольклора в 5−7 классах на сравнительно-типологическом уровне.

Гипотеза исследования: содержание литературного образования в школах полиэтнического региона должно опираться на принцип диалога культур, создающий ситуацию поиска способов сближения нравственно-эстетических систем различных народов. Данный подход, основой которого является сравнительно-типологический метод анализа произведений, способствует поэтапному осмыслению школьниками произведений фольклора разных народов в его универсальной последовательности: сказки — мифыгероический эпос.

Ведущим принципом диссертационного исследования является следующее положение: от освоения культуры родного народа (русской) к культуре народов совместного проживания, а затем на основе сопоставительного изучения разнонациональных литератур к осознанию единых закономерностей мировой литературы.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование принципа взаимосвязанного изучения национального фольклора и разработать методику изучения устного народного творчества на основе обозначенного принципа, пути и приемы работы в 5−7 классах.

Гипотеза и цель исследования определили следующие задачи:

1. Проанализировать современный уровень теоретической разработанности проблемы диалога культур в системе литературного образования.

2. Обосновать необходимость использования принципа диалога культур в процессе изучения национального фольклора, разработать конкретные рекомендации по методике его применения. Экспериментально проверить их эффективность.

3. Выявить специфику литературного образования в школах Забайкалья с г', учетом национально-регионального компонента и его особенностей. > '.

4. Разработать методическую систему изучения фольклорных произведений на сравнительно-сопоставительном уровне (5−7 классы).

5. Определить наиболее эффективные методы, пути и приемы работы по изучению фольклора на уроках литературы в 5 — 7 классах, способствующие осмыслению принципа диалога культур на философско-этическом уровне, воспитанию нравственной личности, развитию гуманитарного образа мышления.

Методологической основой исследования явились философские концепции о диалектике единичного и всеобщего, национального и общечеловеческого, получившие широкое отражение в дисциплинах культурологического циклатеория развития личности в психолого-педагогическйх дисциплинах и методике преподавания литературы, личностно-ориентированного подхода к обучению школьников. Методы научного исследования:

— теоретический анализ философской, литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по теме диссертации;

— сравнительно-типологический метод анализа произведений русского и и / J инонационального фольклора;

— социолого-педагогический (анализ учебных программ и учебников в аспекте исследуемой проблемы, беседы, анализ устных и письменных работ учащихся и учителей забайкальских школ, наблюдение над работой словесников и школьников в процессе экспериментального обучения, помогающее решению поставленной проблемы);

— экспериментальный (констатирующий замер и обучающий эксперимент и сопоставление их результатов для доказательства эффективности предлагаемой методики).

Исследование выполнялось в период с 1995 по 1998 гг. в соответствии с целевой программой Центра-лаборатории «Экология этнических культур Сибири и Америки», созданной на базе кафедры литературы Забайкальского государственного педагогического университета.

1 этап — 1995 — 1996 гг. — изучение литературы по проблеме, анализ учебно-методического материала по данной теме. Работая в качестве учителя в средней школе, диссертант проводил психолого-педагогические наблюдения за учащимися с Целью выявления и анализа состояния изучения национального фольклора в школе.

2 этап — 1996 — 1997 гг. — констатирующий замер и обучающий эксперимент, наблюдение за обучением школьников средних классов (школы NN 22,38,9, школа-лицей при ЗабГПУ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла). Определялись исходные теоретические позиции, разрабатывалась методика проведения исследования, систематизировались результаты экспериментальной работы.

3 этап — 1997 — 1998 гг. — обобщение результатов исследования, уточнение выводов и результатов экспериментальной работы, апробация и внедрение в практику работы школ области результатов исследования.

Результаты исследования, выносимые на защиту: 1. Современная школа требует широкого культурологического подхода к преподаванию литературы как предмета, способствующего формированию основ мировоззрения, следовательно, совершенствование литературного образования в школах полиэтнического региона возможно через осознание этнокультурного подхода к изучению фольклорных произведений, осмысление и выявление общечеловеческих и национально обусловленных культурно-эстетических ценностей на материале устного народного творчества.

2 Осознанное овладение учащимися устным народным творчеством, освоение глубины его содержание и совершенства формы возможно лишь в процессе поэтапного изучения фольклорных произведений (сказки — мифы — героический эпос). Отбор и последовательность материала учитывает возрастные особенности школьников, а также специфику развития литературы как искусства, которая проявляется в ее закономерном движении от фольклора как коллективного творчества (сказки, мифы, легенды) к персонализации автора литературного произведения.

3. Наиболее оптимальным периодом включения в процесс изучения материалов. регионального компонента с опорой на устное народное творчество разных народов в сравнительно-сопоставительном аспекте является младший подростковый возраст (5−7 классы), так как именно этот период развития личности, как свидетельствуют исследования*ведущих психологов, является тем сензитивным периодом, когда происходит переход «к новой, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению» (Д.Б.Эльконин), интенсивно развивается «вербальная память» (П.П.Блонский), происходит «формирование нравственных убеждений, принципов, идеалов, системы оценочных суждений» (В.А.Крутецкий), активно развиваются литературно-творческие способности (Л.С.Выготский).

4. Использование сравнительно-типологического метода в процессе изучения фольклорного материала с учетом региональной литературы способствует развитию следующих типов деятельности: «общественно-полезной» (классификация Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова), художественной, художественно-познавательной.

5. Сравнение как «основа всякого понимания и всякого мышления» ¦' ¦ I.

К.Д.Ушинский) — оптимальный путь активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе анализа и сопоставления разнонационального фольклорного материала, соответствуя закономерностям психической деятельности, законам мышления, в наибольшей степени способстi '.•" •¦ 'а вует развитию творческого мышления.

6. В процессе сравнительно-типологического анализа произведений устно.

1 го народного творчества при сопоставлении типологически сходных художественных текстов разных народов наиболее эффективны формы ра боты, стимулирующие развитие умений аналитического характера: соотносить свое и авторское отношение к изображаемомувыделять социальную и нравственную проблематикусравнивать, обобщать, делать выводы, находить умозрительные и художественно оформленные аналогиисопоставлять отражение в произведениях разнонационального фольклора общечеловеческих категорий, находить и адекватно воспринимать национально обусловленные, специфические факты и реалии истории, верований, материальной и духовной культуры иного народа.

7. Своеобразие младшего подросткового возраста, характеризующегося такими специфическими проявлениями, как воображаемое вхождение в художественную ситуацию, сопереживание героям, самоидентификация, домысливание и др., способствует созданию особого эмоционального фона восприятия произведений устного народного творчества, обеспечивает эффективность использования приемов по развитию воображения: устное словесное рисование, инсценирование, драматизация, развертывание метафоры в картину, приемы развития ассоциативного мышления.

8. Диалог как форма обмана, национально-культурными ценностями разных народов приобщает школьников к диалогу как форме общения: способствует выработке навыка участия в дискуссиях, аналитических беседах, воспитывает уважительное и внимательное отношение к иной точке зрения, проявлению другого способа мировосприятия, вырабатывает творческие способности в оценке разных взглядов на одно явление, самостоятельности в суждениях.

Новизна исследования состоит в том, что разработана и апробирована система работы по сравнительно-типологическому анализу произведений национального фольклора на новом материале — бурятском устном народном творчестве, что способствует выявлению и осмыслению школьниками в процессе обучения общечеловеческих и национально специфических духовных и художественно-эстетических ценностей разных народов. Определены основные приемы сопоставительного анализа разнонационального фольклора, разработана модель сравнительного изучения его в 5,6,7 классах. Показана роль вышеназванного подхода к изучению фольклора бурятского народа в углублении восприятия учащимися русского народного творчества.

Достоверность исследования обеспечена опорой на изучение философской, культурологической, этнологической, психолого-педагогической и методической литературы, проведением и проверкой экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть использованы при совершенствовании программ, учебников, методических пособий для учителей с учетом регионального компонентана уроках литературы в школена занятиях по методике преподавания литературы 4 в педагогических институтахинститутах повышения квалификации учителей. I.

Апробация работы. Материалы исследования были представлены в докладах на Герценовских чтениях в РГПУ им .А. И. Герцена в 1996,1998 гг., на научно-практических конференциях Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского (1994 — 1997 гг), опубликованы в трех статьях по теме исследования. Материалы работы были использованы в процессе занятий по методике преподавания литературы в За-6ГПУ им. Н. Г. Чернышевского, при чтении лекций на отделении иностранных языков, в ходе педагогической практики студентов, в школах NN 22, 38, 49, 9 школе-лицее при ЗабГПУ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

Заключение

.

Говоря об анализе современного состояния литературного образования в школах Российской Федерации, можно сделать вывод, что социально-политические процессы общества, отражающие национально-возрожденческие интересы, приводят школу к принципиально новому этапу ее развития. Главная черта современного гуманитарного образования — динамично растущее расширение роли национальной культуры в содержании образования, необходимость удовлетворять возрастающие потребности современного общества в поликультурной подготовке подрастающего поколения. В этой связи изучение русской и национальных литератур не мыслится вне контекста истории культур разных народов и их диалога на уроках литературы. Такой диалог подразумевает, вероятно, не только взаимодействие русской и инонациональной культур, но предполагает и элемент дискуссии по каким-то вопросам. Однако важнейшая задача школы — научить современных детей вести разумный, строящийся на основах взаимоуважения, терпимости и интереса диалог с представителями разных этнокультурных традиций.

Предложенный в данном исследовании подход расширит спектр возможностей, приемов и методов для более скоординированного изучения теории литературы на материале конкретного художественного текста, позволит школьникам осознать своеобразие поэтики русского и инонационального фольклора, воспринимать их не изолированно, а в органическом единстве, в сложном комплексе многообразных связей. сте^^а^ г^^^^^а^^сз^^и^^ecicc-iгс) сопряжения разных кулыур позволит актнви-зировать творческую деятельность учащихся, найти такое сочетание приемов Ц форм обучения, при которых литература изучалась бы как определенный эстетический феномен и не потеряла бы своей познавательной сущности. Одним из таких методов является компаративистика, позволяющая увидеть и понять то основополагающее общее, что свойственно разным культурам, то есть духовные ценности, выработанные человечеством на протяжении всей истории его развития. Это позволит учителю-словеснику построить урок не только как способ получения школьниками определенной суммы знаний, но как способ формирования мышления, дать учащимся широкую возможность для проявления различных точек зрения. Такой урок будет способствовать более глубокому восприятию текста, пониманию сути художественного явления и его последующему осмыслению учеником.

Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы:

1. Изучение инонационального фольклора и литературы наиболее эффективно, если оно построено на широкой культурологической основе. Такой подход отвечает современным общественно-политическим и социальным процессам, а также обеспечивает совместимость формирующегося национального самосознания школьников с мировой культурой, выявляет взаимосвязь, взаимопроникновение и общность любой национальной литературы с мировым литературным процессом.

2. В целях более глубокого постижения инонационального художественного мира учащимися целесообразно широко использовать идею диалога культур, которая может реализоваться как в самом содержании литературного образования, так и в поиске конкретных способов сближения, гармонизации, совместимости культурных ценностей и ценностных систем, свойственных разным культурам.

3. Предложенный аспект изучения литературно-художественных произведений хярактеризуется^величением доли самостоятельной работы учащихся, активизации их творческой деятельности.

4. Идея сопряжения культур несет огромный воспитательный потенциал, формирует в сознании школьников необходимые мировоззренческие, нравственно-этические и моральные убеждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абай Гэсэр. (вст. ст., текст, ком. А. И. Уланова) Улан-Удэ, 1960.
  2. В. П. Русский богатырский эпос. Пособие для учителя. М. Просвещение, 1964.
  3. В. П. Русская народная сказка. Пособие для учителя. М. Просвещение. 1972. 208 с.
  4. Анализ художественного произведения в школе. (Сб. науч. работ ред. коллегия, отв. ред. М. Г. Качурин) JI. ЛГПИ им. Герцена, 1972. 248 с.
  5. М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1986. 444 с.
  6. М. М. К философии поступка: философия и социология науки и техники. Ежегодник М. 1986.
  7. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1986. 541 с.
  8. Е. В. Бурятская сатирическая сказка. Уланудэ. 1962.
  9. Е. В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск, 1978. 254 с.
  10. С. С. Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ. 1974.152 с.
  11. Н. А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М. 1918. 240 с.
  12. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. Правда. 1989. 607 с.
  13. А. С. Педагогика детства: Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, ин-т разв-я регион, обр-я. 1995.
  14. JI. И. Ребенок и книга. М. 1969. 167 с.
  15. В. С. Нравственность.Культура.Современность. Философские рассуждения о жизненных проблемах. М. 1990. 69 с.
  16. В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских аспекта введения в XXI век. М. 1991. 412 с.
  17. П. П. Избранные педагогические произведения(сост. Блонская Н. И., Сергеева А. Д.).М. 1961.694 с.
  18. Т. Г. Воспитание читателя в 5−8 классах вечерней школы. Л, 1968. 182 с.
  19. Бэккер J1. Г. Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе средней школы, (автореферат дис. канд. Пед. Наук) М., 1962.
  20. Бурят-монгольские сказки. Чита. 1953.
  21. Бурятский героический эпос. Новосибирск. 1991. 312 с.
  22. Бурятские народные сказки (под ред Е.В.Баранниковой). Улан-Удэ. 1981.448 с.
  23. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.Просвещение. 1967.
  24. Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6-ти тт. Т.2 М. Педагогика. 1982. 504 с.
  25. А. Н. Историческая поэтика. М. 1989. 404 с.
  26. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М. 1983.261 с.
  27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся (под ред. И. С. Якиманской и др.) М. Педагогика. 1989. 224 с. -
  28. П. Г. Изучение устного народного творчества в 5 классе. М. 1956.
  29. В. В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры. М. 1988.
  30. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М. 1982, 1985, 1988, 1989 (1982−217 е.).
  31. Вещее волшебное слово. Бурятские улигеры и сказки. (Пересказ Мих. Степанова). Улан-Удэ. 1973.
  32. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков (под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой). М. 1967. 360 с
  33. Возрастные особенности учащихся и учет их в организации учебно-воспитательного процесса (под ред. В. В.
  34. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, театр. М. Просвещение, 1968. 303 с.
  35. Г. Д. Национальные образы мира. М. 1988. 445 с.
  36. Д. Новиков J1. Сравнительная педагогика * -инструмент сотрудничества между Востоком и Западом. //Советская педагогика. 1991. № 6.
  37. Гэсэр: Бурятский героический эпос. В 2-х тт. (пер. Вл. Солоухина). Улан-Удэ. 1986.
  38. В. В. Психология обучения: Учебное пособие. М. МОПИ им. Н. К. Крупской. 1978. 69 с.
  39. В. В. Виды обобщения в обучении. М. :Педагогика. 1982. 424 с.
  40. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных исследований. М.: Педагогика. 1986. 240 с.
  41. Н.Г. Тропа Гэсэра. М.: Современник. 1985. 79 с.
  42. Делюсин Л. Дискуссия о культурах Востока и Запада в
  43. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. М.: ИФАН. 1985. 138 с.
  44. Ф. М. Речь на заседании Общества Любителей Русской Словесности от 8 июня 1880 г. ПСС. Т.26. Л. 1984.518 с. ,
  45. Э. Д. Межнациональные педагогические отношения, влияния, связи: методологические аспекты. М.: Прогресс. 1989.
  46. В. М. Народный героический эпос. Л. 1962.
  47. В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М. 1958.
  48. Живой родник. Учебник-Хрестоматия по внеклассному чтению для учащихся 4 классов четырехлетней школы (под ред. Г. П. Веселова). М.: Просвещение. 1990. ----------------- -------
  49. Н. Из истории религиозного синкретизма в Забайкалье.//Советская этнография. 1965. № 6.
  50. П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск. 1966.
  51. М. С. Философия культуры. СПб. 1996.
  52. М. С. К вопросу о национальном своеобразии искусства.//Вопросы философии. 1958. № 1. *ь
  53. И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. 1997. ,
  54. JI. И. Развитие читательского воображения школьников (5−8 классы). Дисс. д-ра пед. наук. М. 1994. 447с.
  55. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. В мире подростка. С. 16 — 28.
  56. Кон И. С. Открытие «Я». М. 1978.
  57. Н. И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука. 1972. 496с.
  58. . О. Изучение текста художественного произведения. М. 1972. 110 с.
  59. В. С., Кошелев Я. Р. Народное поэтическое творчества во внеклассной работе. Смоленск. 1978.
  60. С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение. 1989. 127 с.
  61. А. И. Военная героика в русском народнопоэтическом творчестве. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1981.96 с.
  62. Карающий меч Гэсэра. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ. 1994.
  63. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.:г1. Педагогика. 1981. 185 с.*
  64. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание. 1989.
  65. Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика. 1971. 279 с.
  66. Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.:3нание. 1984.79 с.
  67. П. Ф. В мире народной поэзии. Записки сельского
  68. Г. И. В спорах и размышлениях, //сб. Спрособность к диалогу. М. 1993. Ч. 1.
  69. А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М. .-Просвещение. 1977. 224 с.
  70. А. А. Чувства подростка и их воспитание. В мире подростка. М.: Просвещение. 1978. С. 237−243.
  71. А. К. Психология обучения подростка. М. 1975.
  72. Е. М. Происхождение героического эпоса. М.1983.
  73. Меткая стрела. Бурятские сказки. Новосибирск. 1973.
  74. В.Н. Бурятский шаманизм. Новосибирск. 1989.
  75. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. Т. 1. М. 1980. 671 с.
  76. Морохоева 3. П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск: Наука. 1994.198 с.
  77. О. Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов. //Педагогика. 1994. № 1.
  78. . С.Значение русской народной сказки для воспитания и образования детей школьного возраста. М. 1954.
  79. Народные русские сказки из сб. А. Н. Афанасьева. t
  80. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика. 1989.278с.
  81. Небесная Дева Лебедь. Бурятские сказки, предания и легенды. Новосибирск. 1992.368 с.
  82. А. Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание. 1983.80 с.
  83. С. А. Иносказательная природа бурятского устного народного творчества, (автореферат дис. .канд. фил. наук) Улан-Удэ. 1997.
  84. Программы общеобразовательных учреждений (под ред. А. Г. Кутузова). М.:Просвещение 1995., 65 с.
  85. В. Я.Специфика фольклора. в кн. Фольклор и действительность. М.:Наука. 1976. 325 с.
  86. В. Я. Морфология сказки. М. 1969. 168 с.
  87. Психология современного подростка (под ред. Фельдштейна) Науч.-исслед. Ин-т общ. И пед. психологии АПН ССР. М.: Просвещение. 1987.236 с.
  88. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука. 1994.
  89. Э. В. Русские сказочники. М.: Просвещение. 1976. 190 с.
  90. И. Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростка. М. :Просвещение. 1970.
  91. И. В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходство, различия (типология народного эпоса). М. 1975.
  92. В. Н. Историческое развитие культуры: проблемы типологии. М. 1991. 190с.
  93. Ю. Б., Доболова Э. О., Маланов И. А., Дундубон Н. Б. Малое село Бурятии: интеллектуальное и физическое развитие детей. Улан-Удэ 1993.
  94. Русские богатыри. Былины в пересказе для детей Н. В. Карнауховой. Иркутск. 1987.
  95. . А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М. 1963. 361 с.
  96. Е. А. Изучение в школе произведений эпических жанров русского фольклора как средство поситжения национальной культуры народа, (автореферат дисс. канд. пед. наук). М. 1996.178. Соловьев Вл. ППС. Т.4.
  97. С. И. Национальные образы мира: учет педагогического принципа сопряжения двух культур. Русский язык в СССР. 1991. № 12.
  98. Семьдесят небылиц. Бурятские народные сказки. Улан-Удэ. 1969. 91 с.
  99. М. Н. Карающий меч Гэсэра. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ. 1969.116 с. г '
  100. В. А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т.1. (сост. О. С. Богданова и др.). М.: Педагогйка. 1979.
  101. В.Н. Пространство культуры и встречи в нем. В сб. Восток -Запад. Исследования переводы- публикации. М.Наука. 1989. 175.
  102. М. И. Бурятские исторические песни. Улан-Удэ. 1973. 246 с.
  103. И. Язык сказок. Методическое пособие по курсу «Язык сказок». М.1997.
  104. Т 191. Уланов А. И. К характеристике героического эпоса бурят.1. Улан-Удэ. 1957. 170 с.
  105. К. Д. Собр.соч. M.-J1. 1950. Т.8.
  106. А. И. О развитии улигерного жанра. Бурятский фольклор: Тр. Бур. Ин-та общ. Наук СО АН СССР. //Вып. Н. серия филология. Улан-Удэ. 1970. с. 63 68.
  107. А. И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ. 1974.176 с.
  108. Ухова-Соломина Л. А. Методика изучения в школе устной народной поэзии. Саратов. 1958.1. Улан-Удэ. 1992. 177с. .
  109. М. Б. Горизонты художественного образа, 1982. 334 с.
  110. М. П. Бурятский героический эпос «Гэсэр.» Улан-Удэ. 1976. 187 с.
  111. Н. О. Мифы бурят. Иркутск: Вост-Сиб. изд. 1980.167 с.
  112. Н. О. Бурятский фольклор. Иркутск. 1959.
  113. Н. О. Героический эпос бурят. Иркутск:~1. Вост-сиб изд. 1968.160 с.
  114. Р. Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М. 1970.
  115. М. Д. Уроки внеклассного чтения на краеведческом материале. Курган. 1973.
Заполнить форму текущей работой