Одной из важнейших задач становления рыночной экономики в России является проблема государственного регулирования, контроля и надзора аз рынком ценных бумаг, поскольку возникает неоходимость развития новых организационно-правовых формы обеспечения правопорядка и законности в финансовой сфере. В соответствии с мировой практикой рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования крупных инвестиционных проектов, в том числе по техническому перевооружению предприятий. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2006 года сказано, что рынок ценных бумаг требует организации финансового надзора со стороны государства.
Российский финансовый рынок включает в себя сложную систему взаимоотношений между его участниками, органами регулирования и саморегулирования, обеспечивающую торговлю финансовыми инструментами и основанную на нормативно-правовых актах и обычаях делового оборота.
Обеспечение выпуска и обращения финансовых инструментов является содержанием профессиональной деятельности участников рынка и основным предметом воздействия организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка.
В институциональном разрезе финансовый рынок включает участников рынка (институциональных инвесторов, операторов рынка, инфраструктурные институты) и обслуживающие их организации (аудиторов, оценщиков, актуариев и т. д.).
При делении расходов между уровнями бюджетной системы необходимо ставить масштабную задачу при соответствующем анализе исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации за несколько лет с целью определения передачи расходных полномочий на разные уровни бюджетной системы и обеспечения их доходными источниками. Для количественного анализа расходных функций местных властей и их финансовых потребностей для покрытия этих расходов автор предлагает провести постатейный анализ расходных функций; оценку на основе этого анализа финансовых потребностей; оценку путем моделирования альтернативных вариантов преимуществ разных порядков закрепления за уровнями власти поступлений для удовлетворения этих финансовых потребностей.
Важным условием эффективности выполнения финансовым рынком и возлагаемых на него макроэкономических задач является формирование адекватного организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка, под которым, на оснве проведенного анализа теории и практики регулирования финансового рынка в настоящем работе предложено понимать совокупность, включающую в себя:
систему органов государственного и общественного управления, обеспечивающих регулирование финансового рынка;
нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс обращения финансовых инструментов, а также деятельность регулирующих органов и институтов финансового рынка;
методы взаимодействия между органами регулирования, участниками финансового рынка и финансовыми инструментами, обращающимися на нем.