Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие обязательного и добровольного пенсионного страхования в северных регионах России: методологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особая роль отведена государству в формировании территориального и добровольного пенсионного страхования северян. Ее роль можно будет расценивать как реализацию государственной политики в северных регионах России. В данном случае, высокий показатель совокупного коэффициента замещения пенсии у северян свидетельствует об эффективной политике социального государства в области пенсионного… Читать ещё >

Содержание

Теоретико-методологические основы системы социально ¦аселения. ории «социальный риск», «северный социальный риск» диальная защита". ды оценки северных социальных рисков.2! ма институтов пенсионного страхования.

Правовые основы и экономический анализ пенсионног пия в северных регионах России.5г

Взаимодействие обязательного и добровольного пенсионного страхования в северных регионах России: методологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. В России институты пенсионного страхования функционируют в течение последних 18 лет. В эти годы совершенствовалось пенсионное законодательство, определяющее правовые формы становления и развития пенсионных институтов, основанных на принципах обязательного и добровольного пенсионного страхования.

В новой отечественной пенсионной системе, функционирующей с 2001 г., вопросы пенсионного обеспечения северян не были отражены в полной мере. Хотя последние изменения, связанные с пенсионным обеспечением северян, были внесены в пенсионное законодательство в 2007 г., однако в северных регионах России 30−40% от общей численности пенсионеров получают пенсию, которая ниже уровня прожиточного минимума для соответствующей группы населения. Принимаемые государственные меры по повышению уровня пенсионного обеспечения северян все еще не достаточно эффективны.

Дело в том, что существующий механизм и модель пенсионной системы не учитывают специфику жизнедеятельности населения в суровых природно-климатических условиях Севера. Во многом это объясняется недостаточной теоретической и методологической разработкой вопросов пенсионного страхования в условиях Крайнего Севера.

В теоретической и методологической базе пенсионного страхования северян практически не учитываются повышенные уровни северного социального риска утраты трудоспособности и дополнительные издержки, связанные с высокой стоимостью жизни на Севере. Данная ситуация требует исправления, поскольку большая часть территории страны (около 70%) относится к зоне с экстремальными природно-климатическими условиями для жизнедеятельности населения.

Кроме того, массив назревших вопросов в сфере доходов и социальной защиты населения этих регионов связан с тем, что социально-экономические изменения на Крайнем Севере в годы реформ протекали противоречиво и привели к неоднозначным результатам. Поэтому для разработки современной государственной политики в области пенсионного обеспечения населения важно учитывать специфику северных территорий России.

Ее важнейшим направлением должны стать механизмы обязательного и добровольного пенсионного страхования, которые в северных регионах России выступают фактически безальтернативным механизмом пенсионного обеспечения северян. В этом плане становится актуальной разработка модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования применительно к северным регионам России, что способствовало бы повышению уровня жизни пенсионеров.

Степень научной разработанности темы исследования. Одной из слабых сторон существующей пенсионной системы является недостаточно разработанная теоретическая и методологическая база пенсионного страхования работников северных территорий. Например, при обосновании страховых тарифов не используются методы оценки «северного социального риска». Отсутствует методологическая база взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования для работников северных регионов.

Цель диссертационного исследования: разработка модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования применительно к северным регионам России.

Сформулированная цель исследования обусловила следующие его задачи:

— исследовать категории «социального риска», «северного социального риска», «социальной защиты» и обосновать источники финансирования соответствующих видов пенсионного страхования;

— разработать методологическую основу взаимодействия обязательного, территориального и добровольного пенсионного страхования- -исследовать существующие проблемы функционирования обязательного и добровольного пенсионного страхования в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— определить условия и финансовый механизм для дотирования со стороны государства страховых платежей северян, которые участвуют в добровольном пенсионном страхованииопределить и обосновать пути решения оптимального перераспределения финансовой нагрузки между государством, работодателем и работником по обязательному пенсионному страхованию, территориальному пенсионному страхованию и добровольному пенсионному страхованию северян;

— определить финансовую модель взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования в северных регионах России.

Объект исследования: обязательное пенсионное страхование, территориальное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование в северных регионах России.

Предмет исследования — экономические, социальные и организационные отношения, складывающиеся в модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования, применительно к северным регионам России в процессе формирования устойчивого развития пенсионной системы.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования являются труды отечественных специалистов в области пенсионного страхования: Александрова Д. Г., Афанасьева С. А., Бабича A.M., Бобкова В. Н., Бурнашова P.A., Волгина H.A., Воронина Ю. В., Гонтмахера Е. Ш., Гордина В. Э., Гриценко H.H., Денисова М. Ю., Жукова A. JL, Збышко Б. Г., Костина JT.A., Павлюченко В. Г., Ройка В. Д., Рофе А. И., Соловьева А. К. и др.

В процессе выполнения данной диссертационной работы использован системный подход, метод сравнительного анализа, статистические методы анализа. Проведены самостоятельные расчеты модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования, что позволило обеспечить достоверность и обоснованность выводов и предложений.

Информационной базой исследования послужили Федеральные законы, правовые и законодательные акты РФ, нормативные документы, статистические отчетные данные Федеральной службы государственной статистики, материалы оперативной финансовой отчетности Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений и негосударственных пенсионных фондов, статистическая отчетность Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства труда и социального развития РС (Я) по вопросам пенсионного обеспечения, материалы всероссийских и региональных научно-практических конференций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— дана авторская трактовка экономических категорий «социальный риск», «северный социальный риск» и «социальная защита»;

— выполнена экономическая оценка северного социального риска, показывающая весь спектр объективных неблагоприятных последствий для северян. Работники, занятые трудовой деятельностью в северных регионах, должны быть защищены с помощью системы обязательного социального страхования в связи с более ранним износом организма в результате трудовой деятельности в суровых природно-климатических условиях Севера;

— разработаны методологические основы взаимодействия обязательного, территориального и добровольного пенсионного страхования как единой, динамичной и целостной пенсионной системы;

— в целях внедрения территориального пенсионного страхования обоснована целесообразность трансформации тарифа страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. Разработана ступенчатая шкала тарифов для работодателей и работников по обязательному пенсионному страхованию в северных регионах России, которая зависит от уровня заработной платы работника;

— обоснованы и рассчитаны величины тарифов для работодателей и работников по территориальному пенсионному страхованию с учетом районных коэффициентов и северных надбавок. Аргументировано предложение о государственном субсидировании страховых отчислений работодателей со стороны государства, предназначенных для формирования территориального пенсионного страхования работников за счет рентных платежей в фиксированном размере;

— разработано и обосновано предложение об участии федерального центра и северных регионов в дотировании страховых платежей северян, которые участвуют в добровольном пенсионном страховании;

— разработана модель взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования. Смысловым ядром предлагаемой модели является достижение оптимальной пропорции в перераспределении финансовой нагрузки между государством, работодателем и работником при определении величины отчислений страховых взносов по обязательному, территориальному и добровольному пенсионному страхованию.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические разработки, практические выводы и предложения, которые выполнены в диссертационной работе, могут быть реализованы Пенсионным фондом РФ в процессе совершенствования пенсионного законодательства в области обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования в северных регионах России. Предложенная автором модель взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования направлена на повышение уровня жизни пенсионеров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВПО при изучении курсов: «Экономика труда», «Политика доходов и заработной платы», «Социальная защита», «Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений».

Реализация и апробация работы. Ключевые положения научного исследования отражены в монографии «Основы взаимодействия обязательного и дополнительного пенсионного страхования в районах Крайнего Севера (на примере РС (Я)», в пятнадцати опубликованных научных статьях, апробированы на двух всероссийских и семи региональных научно-практических конференциях, в семи выполненных научно-исследовательских отчетах Института социальных проблем труда Академии наук РС (Я) по проблемам развития пенсионного страхования, из которых пять отчетов, выполнены автором самостоятельно. Отдельные практические рекомендации и теоретические выводы, обоснованные в диссертационном исследовании, одобрены и приняты в качестве внедрения в Концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения в РС (Я), учтены в рекомендациях по Парламентским слушаниям в Ил Тумэн РС (Я) «О ходе реализации пенсионной реформы в Республике Саха (Якутия)» от 21 мая 2003 г. и в докладе Государственного совета Российской Федерации «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера».

Публикации. По проблемам исследования опубликованы: монография и 15 научных статей, в том числе 3 в изданиях рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 134 страницах. Логика исследования обусловлена поставленными в ней задачами и определяет следующую структуру работы: оглавление, введение, три главы, заключение, приложения, 27 таблиц, список использованной литературы из 140 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования в северных регионах России, позволяющая исправить институциональные недостатки существующей пенсионной системы в стране.

В первой главе исследуются экономические категории «социальный риск», «северный социальный риск», «социальная защита», «система», а так же рассмотрены методы оценки северного социального риска.

По мнению автора, социальный риск является общественным и объективным наступлением события в результате утраты трудоспособности и трудового дохода у работника.

В области пенсионного страхования социально-экономическая категория «северного социального риска» употребляется применительно к территориальному пенсионному страхованию. Северные социальные риски носят закономерный и объективный характер и касаются всего проживающего населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для которых характерны суровые природно-климатические условия для жизнедеятельности человека.

По мнению автора, работники, занятые трудовой деятельностью в северных регионах, должны быть защищены с помощью системы обязательного социального страхования в связи с более ранним износом организма в результате трудовой деятельности в суровых природно-климатических условиях Севера.

Северный социальный риск — повышенный социальный риск утраты здоровья, трудоспособности и трудового дохода работника, проживающего и работающего в неблагоприятных природно-климатических условиях.

Северный социальный риск, учитываемый в заработной плате северян, должен компенсироваться и в пенсионных выплатах. В этом плане автором исследуется перспективное направление в пенсионном страховании северян — обязательное территориальное пенсионное страхование.

Величина компенсационных выплат, связанных с северным социальным риском, определена в размере, двукратно превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения, что соответствует покупательной способности низко обеспеченных граждан.

Диссертантом выбран метод расчета потребительской корзины для лиц трудоспособного возраста и пенсионеров, который может быть использован при оценке северного социального риска. Компенсация северного социального риска распределяется между государством, работодателем и работником, являющимися субъектами системы социальной защиты населения.

По мнению автора, «система» — это совокупность множеств, находящихся в отношениях и связях друг с другом взаимодействующих элементов, составляющих целостность и единство, функционирующих в соответствии с требованиями собственных законов развития. В этом плане социальная защита представляет собой единую, целостную, многоуровневую и динамичную систему механизмов и гарантий, призванных компенсировать обычные социальные риски, а так же северные социальные риски.

В данном ключе пенсионная система — совокупность институтов социальной защиты граждан, сформированных с целью компенсации утраченного заработка при наступлении обычных социальных рисков и повышенных северных социальных рисков. Целостное функционирование пенсионной системы является результатом взаимодействия всех уровней и институтов.

Вторая глава посвящена правовым основам и экономическому анализу пенсионного страхования в северных регионах России. Так, в области обязательного пенсионного страхования не решена проблема низкого размера пенсий, особенно в районах Крайнего Севера, о чем свидетельствует анализ внесенных поправок в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Более того, большинство из поставленных целей пенсионной реформы до настоящего времени не выполнено.

Автором выделены следующие системные проблемы пенсионного обеспечения северян:

— низкий уровень пенсий;

— низкий размер заработной платы у работников, занятых в сельском хозяйстве и бюджетной сфере;

— нормативно-методологическое несовершенство определения прожиточного минимума пенсионера;

— отсутствие законодательной базы о профессиональных пенсиях за работу во вредных и опасных условиях труда;

— недостатки страхового механизма исчисления пенсий;

— небольшой охват добровольным пенсионным страхованием граждан, занятых в экономике.

В целом коэффициент замещения трудовой пенсии в районах Крайнего Севера остается на низком уровне и его размер зачастую не зависит от заработной платы работника. Во многом это связано с тем, что существующая структура трудовой пенсии (базовая, страховая и накопительная часть пенсии) не позволяет существенно увеличить коэффициент замещения у работников с заработной платой, превышающей средний ее размер. С данной проблемой столкнулись средне и высокодоходные группы застрахованных лиц. У последней группы отсутствуют экономические стимулы для участия в обязательном пенсионном страховании. По мнению автора, сложившееся положение не соответствует сущности пенсионного страхования, где имеет место принцип пропорциональности размеров и страховых взносов. Более того, в качестве критерия, определяющего покупательную способность пенсионных выплат, используется методология расчета прожиточного минимума, где физиологическое выживание человека не отвечает энергетическим затратам и потребностям в биологически активных веществах, необходимых человеку в суровых природно-климатических условиях Севера.

Для северных регионов России характерна низкая активность занятого населения, участвующего в негосударственном пенсионном обеспечении. В результате, доля получателей негосударственной пенсии в общей численности пенсионеров остается небольшой. А значит, северяне смогут участвовать в добровольном пенсионном страховании только при государственной поддержке.

В диссертационном исследовании отдельный раздел посвящен Республике Саха (Якутия), которая относится к зоне с экстремальными природно-климатическими условиями для жизнедеятельности населения. В Якутии, как и во многих северных регионах России, высокие затраты на оплату труда и на социальную сферу, которые влияют на рост издержек производства.

В отечественной пенсионной системе Якутия является классическим примером, когда низкий уровень пенсионного обеспечения не соответствует высокой стоимости жизни пенсионеров на Севере. Поэтому Республика и другие северные регионы неоднократно поднимали вопрос о недостаточном использовании ресурсов пенсионной системы для поддержания социально приемлемого уровня жизни пенсионеров, которые проживают в экстремальных природно-климатических условиях.

Таким образом, для повышения общего размера пенсии, компенсирующего повышенные северные социальные риски проживания северян, необходимы институциональные меры по развитию обязательного, территориального и добровольного пенсионного страхования.

В третьей главе представлены предложения по повышению эффективности пенсионного страхования в северных регионах России. Автором рассматриваются различные предложения по использованию возможностей заработной платы в пенсионном страховании северян. В отчислении страхового тарифа по обязательному пенсионному страхованию помимо работодателя должен участвовать и работник. Исчисление страхового взноса по территориальному пенсионному страхованию должно производиться за счет доли районного коэффициента и северных надбавок.

Для внедрения территориального пенсионного страхования целесообразно трансформировать тариф страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, который должен быть распределен между работодателем и работником. В этом плане предложено использовать ступенчатую шкалу страховых тарифов в зависимости от уровня заработной платы работника.

Государство принимает активное участие в организации территориального пенсионного страхования северян, субсидируя в фиксированном размере страховой взнос работодателя.

Для реализации вышеперечисленных мер необходима трансформация всей отечественной пенсионной системы, а значит, изменение всей финансовой схемы. Закономерным является объединение базовой и страховой части трудовой пенсии в единое целое, где учитываются страховые принципы обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, в процессе разработки модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования важно учитывать экономические возможности северных регионов России. Северные регионы можно разделить на две группы:

— регионы, имеющие экономические ресурсы для самостоятельного развития;

— регионы, крайне нуждающиеся в государственной поддержке.

В начале применения предлагаемой модели пенсионной системы для северных регионов, в дотационных регионах целесообразно формировать институт территориального пенсионного страхования, который распространится на все северные территории. Сложности могут возникнуть при реализации добровольного вида пенсионного страхования северян. В данном случае целесообразно разработать финансовый механизм по отчислению государственных субсидий из федерального и регионального бюджетов. По нашему мнению, для финансирования государственных субсидий можно использовать рентные платежи, которые могут быть направлены на формирование территориального и добровольного пенсионного страхования.

В территориальном пенсионном страховании определенный процент государственных субсидий может быть направлен на компенсацию затрат работодателя, а в добровольном пенсионном страховании — работника.

Для реализации модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования необходимо разработать ее нормативно-правовую базу, где учитывалась бы специфика пенсионного страхования северян на общегосударственном, территориальном и добровольном уровне. Исследуемые виды пенсионного страхования представляют трехуровневую пенсионную систему, разработанную с учетом компенсации повышенных северных социальных рисков.

Модель взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования решает следующие задачи:

— позволяет оптимально распределить страховые взносы на обязательное, территориальное и добровольное пенсионное страхование;

— повысить коэффициент замещения совокупного размера пенсии- -учитывать повышенный уровень социальных рисков потери трудоспособности у северян (по старости, профессиональные риски и суровые природно-климатические условия работы в районах Крайнего Севера);

— позволяет государству, работодателю и работнику, как субъектам социальной защиты, стать активными участниками обязательной и добровольной формы пенсионного страхования;

— влиять на эффективное развитие трех уровней пенсионной системы- -учитывать специфику социально-трудовых отношений и экономические условия развития северных регионов России;

— участвовать федеральному центру и северным регионам РФ в развитии добровольного пенсионного страхования в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования работодатель участвует в обязательном пенсионном страховании и в территориальном пенсионном страховании работника. Работник производит страховые отчисления по обязательному, территориальному и добровольному пенсионному страхованию. А значит, он самостоятельно контролирует страховые отчисления в исследуемые виды пенсионного страхования.

Особая роль отведена государству в формировании территориального и добровольного пенсионного страхования северян. Ее роль можно будет расценивать как реализацию государственной политики в северных регионах России. В данном случае, высокий показатель совокупного коэффициента замещения пенсии у северян свидетельствует об эффективной политике социального государства в области пенсионного обеспечения. Более того, своим активным участием государство призвано гарантировать сохранность вкладов граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера. Северные регионы участвуют в субсидировании пенсионных взносов по добровольному пенсионному страхованию граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, основными результатами внедрения модели взаимодействия обязательного и добровольного пенсионного страхования в северных регионах России будут являться:

— приемлемый совокупный размер пенсии, на который оказывают влияние обязательное, территориальное и добровольное пенсионное страхование;

— реализация эффективной государственной политики в области пенсионного обеспечения северян;

— решение проблемы бедности лиц старше трудоспособного возраста в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях- -взаимосвязанная тарифная политика в обязательном, территориальном и добровольном пенсионном страховании;

— реализация государственной политики по экономическому развитию северных регионов России на долгосрочную перспективу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
  2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3.
  5. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.
  6. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 № 18-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 10.01.2003 № 14-ФЗ).
  7. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ.
  8. Федеральный закон «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 29 ноября 2003 г. № 154-ФЗ.
  9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 1 декабря 2007 г. № 312-ФЗ.
  10. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ.
  11. Конвенции и рекомендации МОТ в 2-х томах. Т.1, 1918 1966. Т.2, 1967- 1999.
  12. Концепция социального государства Российской Федерации: Сборник /Под общ. ред. ректора АТиСО д.э.н. профессора H.H. Гриценко. -М.: АТиСО, 2004. 242 с.
  13. Постановление Правительства РС (Я) от 28.05.2002 г. № 270 «О развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Саха (Якутия)».
  14. Национальные счета России в 2000—2007 годах. Стат. сб. /Росстат. — М., 2008. С.126−127.
  15. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по состоянию на 1 января 2007 г. // Пенсионные фонды и инвестиции. 2007.-№ 3.-С. 10−15.
  16. Отчет о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий по состоянию на 31 декабря 2005 г. по Российской Федерации (Форма 94 (ПЕНСИИ) // Пенсия. 2006. — № 9. -С. 75−80.
  17. Регионы России. Социально — экономические показатели. 2005: Стат. сб. /Росстат. М., 2006. — С. 79.
  18. Регионы России. Социально экономические показатели. 2007: Стат. сб. /Росстат. — М., 2008. — С. 314−315.
  19. Российский статистический ежегодник. 2003. Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2003. — 705 с.
  20. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 981 с.
  21. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Стат. сб. /Росстат. М., 2005. — С.216.
  22. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Стат. сб. /Росстат. М., 2007. — С. 137.
  23. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Якутск., 2007.-259 с.
  24. Федеральная служба государственной статистики «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 гг.» (статистическая бюллетень). — М., —2005. — 118 с.
  25. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России. — 2007. — № 12.
  26. Федеральная служба государственной статистики. Статистическая бюллетень. № 7 (147). -М., 2008. -С.48−51.
  27. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России, январь-ноябрь 2008 года. М., 2008. -С.298 — 299.
  28. Финансы России. 2006: Стат. сб./ Росстат. М., 2006. — С.86.
  29. Уровень жизни населения //Ежеквартальный журнал Федеральной службы государственной статистики. 2005. — № 1. — С. 21.
  30. Финансы России. 2006: Стат. сб./ Росстат. М., 2006. — 367 с.
  31. Аналитический вестник № 2 791 830 Совета Федерации. Социально-демографическая политика в Сибири и на Дальнем Востоке. М., 2002. — С. 27.
  32. Аналитическая записка Счетной палаты Российской Федерации по результатам степени достижения отдельный целей пенсионной реформы от 15.04.2005 г. № 01−494/14−1.
  33. Об итогах пилотного обследования негосударственных пенсионных фондов (информационная записка). Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. // www.pensionreform.ru
  34. Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера: Доклад / Государственный совет Российской Федерации. Рабочая группа по проблемам развития северных территорий. —М., 2002. — 116 с.
  35. Отчет Института социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия) о научно-исследовательской работе «Негосударственное пенсионное обеспечение сельского населения в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы». -Якутск. 2005. -С. 60.
  36. Проект концепции совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации //Уровень жизни населения регионов России. 2006. — № 1. — С. 12.
  37. Проект «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006−2008 гг.». -С.2.
  38. Развитие пенсионной системы в Российской Федерации — проблемы и пути решения. / Проект позиции РСПП, октябрь 2006 г.
  39. Рекомендации парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Проблемы пенсионного обеспечения северян в условиях проведения пенсионной реформы». —М., 2004.
  40. Совершенствовать пенсионное обеспечение граждан. Контрольное управление Президента Российской Федерации. // Информационная бюллетень «Президентский контроль». 2008. — № 1. — С.5.
  41. С. А. Аналитическая записка по оценке перспективы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации и формирования доходной части его бюджета //Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2005. — № 8. — С.229.
  42. С.А. Аналитическая записка по результатам оценки степени достижения отдельных целей пенсионной реформы //Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2007. — № 1. — С. 183.
  43. С.А. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» //Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2007. — № 2. — С.81.
  44. С.А., Дегтярев Г. П. Пенсионная реформа в России: цели и результаты. М., 2007. — С. 229.
  45. Г. А. Использование ресурсов и освоение территории зарубежного Севера. М.: Наука, 1984. — 200 с.
  46. А. К. Новое в региональной политике освоения Севера (на примере Якутской АССР). — Якутск: Кн. изд-во, 1990. 112 с.
  47. А. К. Социальная политика: региональные аспекты. — Якутск, 1996.-380 с.
  48. Д.Г. Пенсионная система в России: состояние, проблемы, перспективы. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000. — 200 с.
  49. С.А., Белякин В. Г., Кукушкина И. В. Реформа системы пенсий по старости в связи с особыми условиями труда //Пенсия. -2000. -С.11 15.
  50. С., Соловьев А. Стратегическое развитие пенсионной системы в Российской Федерации //Социальная политика и социальное партнерство. 2007. — № 10. — С.8−23.
  51. A.M. Финансовые аспекты социальной политики //Актуальные проблемы социальной политики в современной России: итоги десятилетия (1991 — 2001 гг.) /Под общ. ред. H.A. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003.-256 с.
  52. A.M., Егоров Е. В., Жильцов E.H. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. — М.: Издательство РАГС, 1998. -СЛ.
  53. В., Крылова Е., Селиванова А., Яненко Е. Пенсионная система России: региональный аспект //Пенсионные фонды и инвестиции. 2007. — № 4. — С.27.
  54. С.М. Социальная защита в районах Крайнего Севера: проблемы и стратегия развития //Страховое дело. —2003. —№ 6. -С. 10 16.
  55. В.Н. Комплексная политика регулирования затрат на рабочую силу на основе восстановительных и развивающихся потребительских бюджетов //Уровень жизни населения регионов России. — 2007. — № 6. -СЛ.
  56. Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. -М., «Советская энциклопедия», 1976. Т. 23. -С.463.
  57. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Азримеяна. — 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. С. 901.
  58. Н.Ю. Построение национальной системы пенсионного обеспечения: теория и практика // Финансы и кредит. — 2007. № 7. -С.55.
  59. P.A. Реформа обязательного пенсионного страхования в России. М.: Современная экономика и право, 2001. — 280 с.
  60. P.A. Методологические подходы к реформированию пенсионного страхования в районах Крайнего Севера //Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 4. — С. 49 — 59.
  61. Ведев A. J1. Прогноз российского фондового рынка в 2004—2005 гг. //Информационно-аналитическая бюллетень Бюро экономического анализа. № 63. август 2004 г. — С. 10.
  62. И., Хорева О. Закономерности современного демографического развития российского Севера //Федерализм. 2005.- № 3. С. 84.
  63. Ю.В. Пенсионное обеспечение дореволюционной России //Пенсия. 1997. — № 7. — С.60 -63.
  64. . JI. Обанкротившаяся реформа //Пенсионное обеспечение.- 2009. — № 1. С.3−9.
  65. Ю. Дифференциация северных регионов России по величине среднедушевого ВРП //Общество и экономика. -2005. № 3. -С.137- 161.
  66. С.Н. Всеобщая экономическая система: сущность, методология исследования и характеристика развития / Под ред. акад. В. В. Куликова. Воронеж. Центрально-черноземное изд-во. 2002. —215 с.
  67. С.Н., Ерохин С. В. Российский Север на переломе эпох.- М.: Изд-во «Пасьва», 2003. 240 с.
  68. Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения //Общество и экономика. — 2000. — № 9 10. — С. 34 — 35.
  69. Е., Малева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. — 2008. — № 2.- С.61−71.
  70. В.Э. Чем старость обеспечим. М.: Мысль, 1998. — 157 с.
  71. H.H. Основы социального государства: Учеб. для вузов / H.H. Гриценко, Ф. Н. Шарков: Академия труда и соц. отношений: М.: 2004. — 240 с.
  72. М.Ю. Социально-экономические преобразования пенсионной системы в России. РГЭА. -Ростов н/Д., 2000. 246 с.
  73. В.А. Досрочное пенсионное обеспечение в России: состояние и перспективы: Монография. -Пенза: 111 НУ им. В. Г. Белинского. 216 с.
  74. Х.Н. Становление и развитие рынка труда Севера России. -Якутск, 1998.-260 с.
  75. А.Л. Регулирование заработной платы в соглашениях и коллективных договорах: учеб. пособие для студентов вузов /А.Л. Жуков: Акад. труда и социальных отношений. М.:МИК, 2006. — 374 с.
  76. Л.В. Теория социального страхования. М, 1924. — С.45.
  77. .Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России: международный и национальный аспект: Моногр./ Б. Г. Збышко: Акад. труда и социальных отношений. М.: Соц. страхование, 2004. -388 с.
  78. А.Н., Канцебовская И. В., Кренке А. Н. Районирование территории России по степени экстремальности природных условий для жизни человека. Известие РАН. Серия географическая, 1992, № 6.
  79. E.H. Неганов Ф. М. Социальная защита населения северных городов России: теория, методология, практика. /Изд-е Башкирск. ун-та. — Уфа., 2001.-140 с.
  80. Калашников С. Оценка нововведения в пенсионной реформе
  81. Пенсионные фонды и инвестиции. 2002. — № 1. — С. 13 — 15.
  82. Е.М., Пилясов А. Н., Ядрышников Г. Н. Экономика Магаданской области в системе нового регионализма //Вестник Дальневосточного отделения РАН. 1994. —№ 2. — С. 3 — 10.
  83. JI.A. За достойный труд в XXI веке // Труд и социальные отношения. 2004. — № 3. — С.39 — 46.
  84. В.Н. Профилактика старения как системная технология //Вестник Российской академии наук. — 2006., Том 76. № 9. — С.790 -797.
  85. М.И. Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Монография. -М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 9.
  86. A.M. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Мелиорация и водное хозяйство, 1997.- 144 с.
  87. A.C. Демографические факторы развития северных территорий //Человек и труд. 2006. — № 12. — С. 18.
  88. A.C. Роль государства в преобразовании экономики северных регионов России. М.: Современная экономика и право, 2005. -С.ЗЗ.
  89. Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. -№ 1. — С. 26 — 27.
  90. Т.Ю. Уровень и условия жизни ненецкого народа //Социально-экономическое развитие районов Севера. Сыктывкар, 1991. -120 с.
  91. А. Есть ли будущее у провинциальных НПФ // Пенсионные фонды и инвестиции.-2002.-№ 1. С. 24 — 25.
  92. O.P. Карта оценки природных условий жизни населения СССР. ГУГК, 1984.
  93. A.B. Философия систем //www. hse.ru
  94. Новейший философский словарь: 3-е изд. исправленное. Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. (Мир энциклопедий).
  95. Ю.В., Русаков В. П., Сухова H.H. Пенсионная система России: современное состояние пути реформирования. М.: ЦЭМИ РАН, 1999.-47 с.
  96. В.Г. Социальное страхование. — М., 2007. — С.35.
  97. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы /С.Н.Васин, Е. Ш. Гонтмахер, М. Э. Дмитриев и др.- под ред. М. Э. Дмитриева, Д. Я. Травина. СПб.: Норма, 1998. — 256 с.
  98. A.A. Социально-экономические проблемы воспроизводства квалификационной рабочей силы. — Якутск. — 1974. 122 с.
  99. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов /Под. ред. проф. Э. Г. Тучковой. М.: Новый Юрист, 1997.-С. 19.
  100. В.Д. Одобрена концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. 2006. — № 1. — С. 13.
  101. В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. -М., 1994. — 126 с.
  102. В.Д. Социальное страхование профессиональных рисков: Учебное пособие, -М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 46.
  103. В.Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения. Зарубежный и отечественный опыт.- М.: МИК, 2008.-304 с.
  104. В.Д., Степанов Б. Г., Эченикэ Е. В. Зарубежный опыт модернизации пенсионных систем: уроки для России. — М.: Энди3айн, 2007.-289 с.
  105. А.Н. Типы и общая модель взаимодействия //Вестник Российской академии наук. 2008. — № 8. том 8. — С.719 — 725.
  106. Российский Север: оптимизация решений //Человек и труд. 2000. — № 3. — С.71−75.
  107. Российский Север: траектория и перспективы социального развития /Под общ. ред. H.A. Волгина, В. Н. Пивненко. -М.: КНОРУС, 2006.-С.730.
  108. А.И. Теоретические представления о труде // Труд и социальные отношения. 2005. — № 1,2.
  109. Г. Ш. Некоторые философские аспекты и концепции теории организации //Вопросы философии. -2004. № 4. — С.97.
  110. Север: поднимем или потеряем? // Российская Федерация сегодня. — 2004. № 20. — С.29.
  111. З.С. Трансформация системы гарантий и регулирования трудовых отношений на Севере России. НИИ труда, 1996.
  112. А.К. Актуарная оценка тарифной политики обязательного пенсионного страхования // Пенсия. -2003. № 9. — С. 47.
  113. А.К. Актуарные проблемы формирования альтернативной модели долгосрочного развития пенсионной системы РФ //SPERO. № 7. осень-зима 2007. С.93−112.
  114. A.K. Актуарное моделирование развития системы пенсионного страхования в России // Социальная политика и социальное партнерство. 2008. — № 4. — С.4−11.
  115. А.К. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы //Экономист. 2008. — № 12. — С. 56 — 63.
  116. Социальная политика: Учебник / Под. общ. ред. H.A. Волгина. М.: Издательство «Экзамен». 2002. — С. 718.
  117. Социальная политика. Энциклопедия. /Под ред. д.э.н. проф. H.A. Волгина и д.ф.н. проф. Т. С. Сулимовой. М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2006.-416 с.
  118. Социальная реабилитация населения Севера России /Кол. Авторов:. П. Х. Зайдфудим, О. П. Фролов, О. И. Бобков, A.A. Широв, Ю. В. Скоробогатов. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1994. 96 с.
  119. Социальный срез жизни населения Российского Севера // Человек и труд. 2000. -№ 3. — С.76 -79.
  120. B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность //Вопросы философии. 2003. -№ 8. -С.6−17.
  121. М.А. К вопросу о районировании Севера России //ЭКО. -2008. № 9. — С.98 -112.
  122. Э.Г. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, ее современное состояние и перспективы развития (правовой аспект) // Страховое ревю. 1999. — № 3. — С. 32 — 34.
  123. Финансовые отношения федерального центра и северных регионов и их влияние на организованную миграцию с Севера. / Кол. авторов. Золотарева А., Изряднова О. Кадочников П. и др. -М.: 2001. — 416 с.
  124. Уточним свои представления о пенсионной реформе //Финансы. — 2007. № 2. — С. 49.
  125. В.Н., Вижина И. А. Экономические оценки жизнедеятельности населения на Севере России //Регион: экономика и социология. 2005. — № 3. — С. 176 — 194.
  126. А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост. // Общество и экономика. — 2005. № 3. — С. 11.
  127. А.И. Пенсионное страхование: региональный аспект: Дис.. .канд. экон. наук: 08.00.05. М.: 2004. — С.32.
  128. А.И. Финансовые основы территориального пенсионного страхования //Российский Север: траектория и перспективы социального развития. / Под. общ. ред. H.A. Волгина, В. Н. Пивненко. М.: КНОРУС, 2006.-С.146.
  129. Экономическая энциклопедия /Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. -С.207.
Заполнить форму текущей работой