Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика определения положения транспортно-логистических центров на территории Ростовской области

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В смешанном сообщении существует большое количество схем перевозки с различными вариантами перегрузки груза от места их происхождения до места потребления. Одним из основных направлений совершенствования технологической схемы перевозки грузов является терминальная технология — создание вокруг крупных городов сети узловых грузообразующих и грузопоглощающих пунктов (терминалов). При этом… Читать ещё >

Методика определения положения транспортно-логистических центров на территории Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика определения положения транспортно-логистических центров на территории Ростовской области

Для формирования системы распределения грузов в Ростовской области необходимо использовать трехуровневую структуру транспортно-логистической системы:

  • — I уровень — интермодальный транспортно-логистический центр международного значения;
  • — II уровень — региональные транспортно-логистические центры;
  • — III уровень — локальные транспортно-логистические центры.

При разработке предложений по определению места размещения объектов транспортно-логистической инфраструктуры на всех трех уровнях товародвижения учитывалось:

  • — размещение объектов с учетом перспективных схем транспортного и инфраструктурного развития Ростовской области, Схемы территориального развития Ростовской области и проекта Большой Ростов;
  • — необходимость размещения объектов транспортно-складской инфраструктуры преимущественно вне селитебных территорий в узлах устойчивого градостроительного развития;
  • — формирование объектов с учетом развития производственных объектов, предприятий стройиндустрии, туристического и рекреационного комплекса в зонах тяготения к опорной транспортной сети области и МТК;
  • — обеспечение комплексности, пропорциональности и сбалансированности развития прилегающих территорий при размещении программных объектов.

С учетом выше перечисленных стратегических направлений, задач и ограничений на территории Ростовской области предлагается размещение следующей сети терминально-логистических комплексов:

  • 1. ИТЛЦ — сеть терминалов вокруг г. Ростова-на-Дону, в том числе в непосредственной близости от международного грузопассажирского аэропортового комплекса «Хаб-Южный» и в зоне г. Каменск-Шахтинский.
  • 2. РЛЦ — сеть терминалов, располагаемых в следующих муниципальных образованиях: Миллерово, Сальск, Волгодонск, Красноармейск.
  • 3. ЛЛЦ — сеть терминалов, расположенных в следующих муниципальных образований: ст. Вешеская, ст. Милютинская, г. Усть-Донецк, х. Хуторской, г. Зерноград.

Кроме этого, для обеспечения населения крупных городов Ростовской области товарами широко потребления и продуктами питания целесообразно предусматривать накопительно-распределительные комплексы вблизи таких городов как: Шахты, Таганрог, Новочеркасск. Размещаться они должны за территорией города на автомобильной магистрали со стороны, находящейся ближе к Ростову-на-Дону.

Каждый из ТЛЦ способен играть существенную роль в своем пространственно-планировочном районе, но для эффективной и качественной работы с международными транзитными, экспортными и импортными грузами необходимо создание единого главного ИТЛЦ.

Исходя из особенностей создания и функционирования Интермодального транспортно-логистического центра, определены следующие критерии выбора места его расположения:

  • · Уровень социально-экономического развития территории;
  • · Концентрация крупных грузопотоков (региональных, межрегиональных, внешнеторговых и транзитных);
  • · Расположение на пересечении действующих и перспективных транспортных коридоров;
  • · Наличие узловых точек транспортных потоков (пересечение транспортных потоков одного или нескольких видов транспорта);
  • · Уровень развития транспортной, складской, логистической инфраструктуры;
  • · Аккумулирование информационных потоков;
  • · Возможность обслуживания нескольких видов транспорта.

Согласно проведенным исследованиям, в полной мере выделенным критериям соответствует г. Ростов-на-Дону, а также зона в районе г. г. Каменск-Шахтинский и Лихая. Данные территории наиболее подходят для размещения главного интермодального транспортно-логистического центра, поскольку здесь формируются и затухают крупные транспортные потоки продукции материально-технического назначения, оптовой и розничной торговли, через Ростов-на-Дону проходят крупные транзитные потоки. Данное размещение соответствует решениям, принятым в Стратегии социально экономического развития Южного федерального округа на период до 2025 года (раздел Развитие транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа до 2025 года).

Зона обслуживания интермодального транспортно-логистического центра международного значения в г. Ростов-на-Дону, равная 700 км, покрывает всю территорию Ростовской области, большую часть Северного Кавказа, часть Астраханской, Саратовской, Воронежской и Курской областей.

Зона обслуживания охватывает в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах (Ростовская область, Краснодарский край, Адыгея, Ставропольский край, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Ингушетия) боле 14 млн. человек. С учетом Воронежской и Курской областей, население которых в сумме составляет 3442,5 тыс. человек (2280 тыс. человек и 1162,5 тыс. человек соответственно) зона обслуживания Ростовского интермодального транспортно-логистчисекого центра составляет 17 804,8 тыс. человек.

Конкурентом ростовскому интермодальному транспортно-логистическому центру может выступить г. Волгоград, в части грузов, которые идут в восточную часть Северного Кавказа и направляются с Востока в Центральную часть России.

В смешанном сообщении существует большое количество схем перевозки с различными вариантами перегрузки груза от места их происхождения до места потребления. Одним из основных направлений совершенствования технологической схемы перевозки грузов является терминальная технология — создание вокруг крупных городов сети узловых грузообразующих и грузопоглощающих пунктов (терминалов). При этом технологический процесс перевозки грузов разделяется на три самостоятельные фазы:

  • — завоз грузов из города на терминал;
  • — формирование и расформирование на терминалах крупных отправок, хранение и подсортировка по направлениям перевозки мелких партий грузов;
  • — перемещение грузов между терминалами различных городов.

Таким образом, формирование ИТЛЦ г. Ростова-на-Дону должно осуществляться на основе терминальной технологии переработки грузов в смешанном сообщении.

Размещение терминальных комплексов территориально должно концентрироваться с трех сторон города: северное направление (магистраль М-4 «Дон»), южное (магистраль М-4 «Дон») и западное (магистраль М-23). Такое размещение соответствует основным направлениям транзитных потоков и поступления товаров и грузов в город. Между собой эти три зоны размещения терминальных комплексов должны быть связаны объездными автомобильными дорогами. Непосредственное размещение терминальных комплексов должно осуществляться на последующих этапах проектирования с учетом перспективы размещения объездных магистралей. Один из терминалов должен размещаться в непосредственной близости от международного грузопассажирского аэропортового комплекса «Хаб-Южный».

Формирование терминальной технологии должно осуществляться совместно с мероприятиями по организации дорожного движения в г. Ростове-на-Дону, с ограничением доступа в город автомобильного транспорта большой грузоподъемности, что позитивно скажется на загрузке, интенсивности и пропускной способности внутригородских автомагистралей.

Мощность складских площадей на расчетный срок в г. Ростове-на-Дону должна достигнуть 1069,2 тыс. м2 и 148 тыс. м2 в г. Каменск-Шахтинский. Оценочная стоимость строительства 583,2 тыс. м2 терминальных комплексов класса, А и В составляет 557,8 млн $ (16 734 млн руб.), в Каменск-Шахтинском строительство 80,7 тыс. м2 обойдется 67,89 млн $ (2037 млн руб.).

Основными критериям для размещения транспортно-терминальных комплексов регионального уровня является: пересечение транспортных потоков одного или нескольких видов транспорта; наличие транспортной, складской, логистической инфраструктуры, для переработки грузопотоков и обслуживания потребителей; возможность обслуживания нескольких видов транспорта; места размещения должны являться крупными и узловыми городами области с высокой концентрацией населения; иметь значительный транспортный потенциал узла; размещаться на расстоянии не ближе 100 км от ИТЛЦ; места размещения должны соотноситься с региональными перспективными точками развития.

Всем критериям соответствуют несколько муниципальных образований на территории Ростовской области, к ним относятся:

  • — Миллерово;
  • — Сальск;
  • — Волгодонск;
  • — Красноармейск.

Размещение терминальных комплексов регионального уровня территориально должны тяготеть к автомобильным магистралям за пределами города со стороны основного поступающего грузопотока для:

  • — Миллерово со стороны Ростова-на-Дону;
  • — Сальска с западной стороны по направлению к Целине;
  • — Волгодонска с западной стороны Ростова-на-Дону;
  • — Красноармейска с западной стороны Пролетарска.

С учетом перспективы роста населения в соответствии с зоной обслуживания, которая для каждого из РЛЦ составляет: Миллерово — 264 158 человек, Сальск — 307 052 человека, Волгодонск — 513 452 человека, Красноармейск — 135 052 человека необходимая площадь складских мощностей всех категорий (складов товаров широкого потребления, специализированных и складов строительных материалов) до 2030 года представлена в табл. 1.

Расчет необходимой площади складских помещений рассчитывался на основании норм площади и размеров складских помещений на 1 тыс. человек [1,2,3].

Таблица 1.

Площадь складских мощностей и мощность терминально-складских комплексов РЛЦ

№ п/п.

Наименование населенного пункта размещения ЛЛЦ

Объем потребительского рынка, зона обслуживания (тыс. чел.).

Площадь складских мощностей (тыс. м2).

Грузо-перераба-тывающая мощность (тыс. т.).

Стоимость строительства.

(млн. $)/млн. руб.

1.

Миллерово.

263,84.

66,52.

14,7/441.

2.

Сальск.

306,68.

77,32.

16,9/507.

3.

Волгодонск.

512,84.

129,29.

28,8/864.

4.

Красноармейск.

134,890.

34,01.

7,7/231.

Размещение локальных транспортно-логистических центров (ЛЛЦ) должно формироваться с учетом того, что они предназначены для обслуживания конечного потребителя. При определении места положения ЛЛЦ в Ростовской области учитывались три группы показателей: транспортной обеспеченность территории, деловой активности и изменения численности населения. Анализ всех трех групп проводился по городам и муниципальным районам Ростовской области.

В каждой из групп учитывались следующие показатели:

Группа показателей транспортной обеспеченности (на основании материалов Схемы территориального планирования Ростовской области). При расчете комплексного показателя транспортной обеспеченности учитывались следующие показатели:

  • Ш показатели провозной и погрузочно-разгрузочной работы: грузооборот; пассажирооборот; объем отправки и отправления; объем перевозки грузов; объем перевозки пассажиров.
  • Ш показатели материально-технической базы: плотность сети автомобильных и железных дорог; пропускная способность элементов сети автомобильных дорог.

Группа показателей деловой активности, куда входят следующие показатели: транспортный складской инфраструктура.

  • — Оборот организаций (крупные и средние организации) т. руб.;
  • — Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) по «чистым» видам деятельности по полному кругу предприятий и организаций. Добыча полезных ископаемых, т. руб.;
  • — Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) по «чистым» видам деятельности по полному кругу предприятий и организаций. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, т. руб.;
  • — Продукция растениеводства (в фактически действовавших ценах). Хозяйства всех категорий, млн. руб.;
  • — Продукция животноводства (в фактически действовавших ценах). Хозяйства всех категорий, млн. руб.;
  • — Инвестиции в основной капитал. Полный круг предприятий и организаций, млн. руб.;
  • — Оборот розничной торговли, млн. руб.;
  • — Объем платных услуг населению по всем каналам реализации. Общий объем платных услуг населению, млн. руб.;
  • — Количество малых предприятий на конец года, ед.;

Группа показателей численности населения:

  • — численность постоянного населения. Всё население, человек;
  • — число прибывших на территорию Ростовской области, человек.

На основании этих данных для каждого муниципального района рассчитывался комплексный показатель оценки размещения транспортно-логистической инфраструктуры. Каждое значение показателя по заданной территории нормируется к среднему значению по группе территорий (городские округа, муниципальные образования) с использованием следующей формулы:

Методика определения положения транспортно-логистических центров на территории Ростовской области.

где — нормированныйый показатель поой территории, — значениего показателя дляой территории, — среднее значениего показателя для выбранной группы территорий.

Для обеспечения сопоставимости, при значениях показателя по заданной территории, превышающих среднее значение более чем в 2 раза или составляющих менее 0,3 от среднего, в качестве значений нормированного критерия выбираются соответственно 2 или 0,3.

Комплексный критерий по каждому из муниципальных районов рассчитывался как сумма всех нормированных показателей.

Расчет комплексного показателя оценки размещения транспортно-логистической инфраструктуры выполнялся на основании данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ростовской области с привлечением Государственного автономного учреждения Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр». Графическое представление комплексного показателя оценки размещения транспортно-логистической инфраструктуры показано на рисунке 1.

При определении места положения размещения транспортно-логистической инфраструктуры в том или ином муниципальном районе Ростовской области учитывалась перспектива размещения объектов промышленного, инфраструктурного, туристическо-рекреационного назначения. Схема размещения точек роста представлена на рисунке 1.

На основании сопоставления комплексного показателя оценки размещения транспортно-логистической инфраструктуры, зоны обслуживания ЛЛЦ и перспективных объектов промышленного, инфраструктурного, туристическо-рекреационного назначения определены муниципальные районы и населенные пункты, в которых целесообразно размещение терминально-складской инфраструктуры:

  • — Шолоховский район, ст. Вешенская;
  • — Милютинский район, ст. Милютинская;
  • — Усть-Донецкий район, г. Усть-Донецк;
  • — Зимовниковский район, х. Хуторской;
  • — Зерноградский раойн, г. Зерноград.

Кроме этого, для обеспечения населения крупных городов Ростовской области товарами широко потребления и продуктами питания целесообразно предусматривать накопительно-распределительные комплексы вблизи таких городов как: Шахты, Таганрог, Новочеркасск. Размещаться они должны за территорией города на автомобильной магистрали со стороны, находящейся ближе к Ростову-на-Дону.

Расчет необходимой площади складских помещений рассчитывался на основании норм площади и размеров складских помещений на 1 тыс. человек [1,2,3].

Результаты расчета площади складских мощностей для каждого из ЛЛЦ до 2030 г. представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Площадь складских мощностей и мощность терминально-складских комплексов ЛЛЦ

№ п/п.

Наименование населенного пункта размещения ЛЛЦ

Объем потребитель-ского рынка, зона обслуживания (тыс. чел.).

Площадь складских мощностей (тыс. м2).

Грузо-перераба-тывающая мощность тыс. т.

Стоимость строительства.

(млн. $)/млн. руб.

Вешенская.

72,54.

216,36.

1,63/48,9.

Милютинская.

83,75.

252,4.

1,78/53,4.

Усть-Донецк.

100,69.

324,54.

1,99/59,7.

Хуторской.

60,18.

180,3.

1,5/45.

Зерноград.

97,53.

324,54.

1,99/59,7.

Большое внимание при формировании терминально-логистической инфраструктуры должно уделяться развитию мультимодальных центров.

Перспектива размещения мультимодальных центров при смешанном сообщении различных видов транспорта выглядит следующим образом:

На стыке моря, реки автомобильного и железнодорожного транспорта: порты в городах Ростова, Таганрога, Азова и Усть-Донецка;

Совместное использование железнодорожного и автомобильного транспорта предусматривается в с. Самарское (Азовский р-н), ж.-д. ст. Сутурмино (х.Нижнемитякин, Тарасовский р-н), п. Синегорский (Белокалитвинский р-н), п. Центральный (Мартыновский р-н), г. Цимлянск.

Стык авиационного транспорта с автомобильным или железнодорожным транспортом в Волгодонске, ст. Вешинская, Миллерово, п. Зимовниках, Морозовске, Сальске, Ремонтоном, Зернограде, Белой Калитве, ст. Казанска.

Графическое представление комплексного показателя оценки размещения транспортно-логистической инфраструктуры.

Рис. 1. Графическое представление комплексного показателя оценки размещения транспортно-логистической инфраструктуры

  • 1. Баскин А. И., Мощаков А. С. Организационно-экономические основы комплексного развития складского хозяйства страны. — М. 1978.
  • 2. Рубинштейн И. Г. Система складов в планировке города и районной планировке. Планировка и застройка новых городов. — Киев, 1974.
  • 3. Владимиров В. В. Районная планировка. (Справочник проектировщика) — М. 1986.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой