Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовая защита прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с этим научная новизна диссертации определяется тем, что в ней: поставлен и разрешается комплекс проблем защиты прав потребителей в сфере, которая находилась вне поля научных интересов теоретиковвыявлены жилищные права военнослужащих, подлежащие защите в соответствии с законодательством о защите прав потребителейуточнен состав военнослужащих и других лиц, имеющих право на защиту… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
    • 1. 1. Основания возникновения и особенности правоотношений в сфере потребления военнослужащими жилищно-коммунальных услуг
    • 1. 2. Субъекты защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере
    • 1. 3. Правовое регулирование защиты прав военнослужащих как потребителей в жилищно-коммунальной сфере и его специфика
    • 1. 4. Договор как основа взаимоотношений между субъектами защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО-ПОТРЕБИТЕЛЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
    • 2. 1. Право военнослужащего-потребителя в сфере жилищно-коммунального обслуживания на защиту
    • 2. 2. Форма и порядок защиты прав военнослужащего как потребителя товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере

Правовая защита прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Становление России как подлинно правового государства требует обеспечения высокого уровня защиты прав и свобод человека, верховенства общечеловеческих ценностей. Конституция Российской Федерации ставит право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, право на честь и достоинство в ранг неотчуждаемых прав личности и предполагает создание системы их гарантированной защиты. Развитие имущественных отношений в России, товарно-денежного оборота, решительное утверждение частной формы собственности также нашло свое отражение в Конституции Российской Федерации. В целом все это является предпосылками формирования демократического государства, где максимально должны учитываться интересы каждого индивида. Развитие личности предполагает ее активное участие в созидательном труде, что обеспечивает рост духовного и материального благосостояния всего общества в целом. Правовое государство должно позаботиться о создании системы мер защиты тех, чья деятельность закладывает основы устойчивости самого государства. Осознание защищенности своих прав и интересов, безусловно, приведет каждого гражданина России к желанию раскрыть свой творческий и экономический потенциал на благо всей страны. Не в меньшей мере это должно касаться и военнослужащих, за которыми закреплены права и свободы человека и гражданина. Ограничения общегражданских прав и свобод военнослужащих устанавливаются только федеральными конституционными и федеральными законами (ст. 1 Закона «О статусе военнослужащих»)1.

1 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. — № 22. — Ст. 2331.

Гарантии правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей закреплены в законах и иных нормативных правовых актах.

Обязанность беспрекословно выполнять поставленные задачи по защите Отечества в любых условиях, в том числе с риском для жизни, должна сопровождаться созданием системы мер обеспечения достойного уровня жизни военнослужащих, и, в первую очередь, в жилищной сфере, где в наибольшей степени болезненно ощущаются недостатки правового механизма реализации прав, льгот, гарантий и компенсаций, установленных для данной категории граждан.

Жилищные правоотношения с участием военнослужащих имеют многосторонний характер. Составной их частью являются права и обязанности по предоставлению различного рода жилищно-коммунальных услуг. Данные правоотношения характеризуются тем, что, с одной стороны, они имеют гражданско-правовой характер и подчиняются регламентации актами гражданского и жилищного законодательства, с другой — в силу специфики правового статуса военнослужащих — их конкретное содержание имеет свои особенности. И, как следствие, проблемы реализации прав военнослужащих на социальное обеспечение требуют комплексного подхода к изучаемым правоотношениям.

Гражданско-правовая составляющая возникающих правовых связей выдвигает задачу исследования механизма защиты прав граждан, в том числе военнослужащих, которые как потребители различного рода товаров порой оказываются в трудном для себя положении перед лицом предпринимателей, не всегда соблюдающих правила цивилизованного рынка и стремящихся решить свои проблемы за счет слабой в экономическом отношении стороны. Принятие Закона «О защите прав потребителей"1 дало возможность гражданам, выступающим в роли потребителей, отстоять и защитить свои интересы в отношениях с организациями, предоставляющими товары (работы, услуги) для населения.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализо-вывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей2. Для решения задач по защите прав потребителей необходимо отойти от узко ведомственных интересов, сложившихся стереотипов и поставить во главу угла права и свободы человека и гражданина. Спектр отношений, попадающих в сферу действия законодательства о защите прав потребителей, весьма широк. Но чаще всего законодательство о защите прав потребителей связывается с розничной куплей-продажей. Жилищно-коммунальная сфера традиционно воспринимается как область преобладания отношений, регулируемых с помощью административных методов, а не гражданско-правовых. Подобный консервативный подход утвердился не только в сознании населения, но и в самой системе взаимосвязей между субъектами жилищно-коммунального хозяйства. Основные принципы гражданского права: равенство субъектов правоотношения, свобода в фор

1 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 15. — Ст. 766.

2 Приоритетные направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001;2010 годы: Одобрены Межведомственным советом по защите прав потребителей 26 февраля 2001 г. // Правовая система «Гарант-максимум». мировании гражданско-правовых связей зачастую просто исключаются при оказании жилищно-коммунальных услуг гражданам. Следствием этого являются несоблюдение установленного порядка заключения договоровнавязывание потребителю дополнительных услугвключение в договоры условий, ущемляющих права потребителейнарушение требований по качеству и безопасности предоставляемых услугнепредоставление потребителям в наглядной и доступной форме информации о жилищно-коммунальных услугах и об их исполнителях.

Разрешение существующих проблем возможно только при разработанной системе законодательных актов, способной обеспечить высокий уровень защиты прав потребителей. Однако в настоящее время российское законодательство не отвечает в полной мере потребностям рынка жилищно-коммунальных услуг. Противоречивость в правовом регулировании обусловлена не в последнюю очередь разновременностью принятия нормативных актов. Часть из них была принята в иных социально-экономических условиях и не может отвечать современным требованиям товарного оборота.

Другая проблема возникает в связи с тем, что Конституция Российской Федерации определяет разный уровень регулирования гражданских и жилищных правоотношений. Если первые подчинены только законодательству Российской Федерации, то для вторых уже возможно регулирование субъектами Российской Федерации. Правовые предписания в сфере социального обеспечения лиц, проходящих военную службу, и их семей содержатся в актах военного законодательства. Отсутствие ясности в вопросе компетенции тех или иных органов в нормотворчестве приводит к противоречию общероссийского, ведомственного и регионального законодательства. Поэтому насущной задачей является установление системы законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Однако эффективность защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере зависит в равной степени и от других факторов. К их числу, безусловно, относится определение субъектов правоотношений, действующих в указанной сфере. Специфика жилищных правоотношений делает этот вопрос сложным и запутанным. Анализ субъектного состава, на который распространяется действие норм, входящих в институт гражданско-правовой защиты прав потребителей, дает также возможность определить структуру правоотношений внутри этого института и является базой для установления системы договорных связей между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг. В законодательстве отсутствует пока четкое определение указанных субъектов. Еще меньше уделено внимания потребителю, продавцу, исполнителю в жилищно-коммунальной сфере в юридической литературе.

С большим трудом осознается на практике регулирующая роль договоров в жилищно-коммунальном хозяйстве. Требование закона о письменной форме договора соблюдается далеко не всегда. Отмечается и отсутствие надлежащего оформления договоров и при оказании услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах. Это приводит к неопределенности для потребителя фигуры исполнителя, то есть лица, которое должно нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, и неопределенности состава и условий предоставления услуг и возникающих при этом прав и обязанностей сторон по договору.

Следует также отметить, что законодательно не урегулирован вопрос о системе договоров, которые должны заключаться при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, что влечет за собой возникновение ряда проблем, требующих своего разрешения.

И снова на первом плане стоит вопрос о компетенции органов, в полномочия которых может входить определение императивных положений договора. Соотношение же диспозитивных и императивных начал в договорах предоставления жилищно-коммунальных услуг заслуживает отдельного рассмотрения, так как разрешение этой проблемы имеет не только теоретический интерес, но и практическую значимость. Следует законодательно утвердить систему договоров в жилищно-коммунальной сфере, максимально обеспечивающую защиту прав потребителя.

Проблема повышения эффективности защиты прав военнослужащих как потребителей жилищно-коммунальных услуг может быть решена только при комплексном подходе ко всем правовым явлениям в этой сфере.

Таким образом, актуальность исследования о защите прав военнослужащих как потребителей в жилищно-коммунальной сфере обусловлена: во-первых, сложностью реформирования данной сферы, одной из причин которой является консерватизм жилищно-коммунального хозяйства, и необходимостью в связи с этим определения путей преодоления сложившихся здесь стереотиповво-вторых, необходимостью установления соотношения общеправовых подходов и положений военного права по регулированию изучаемых правоотношенийв-третьих, необходимостью выявления структурных связей, устанавливаемых при оказании жилищно-коммунальных услуг населению в целом и военнослужащим в частностив-четвертых, острой потребностью анализа действующего законодательства о защите прав потребителей, его регулятивного воздействия на жилищно-коммунальную сферув-пятых, необходимостью теоретического обоснования предложений по совершенствованию механизма защиты прав потребителей в указанной сфере.

Степень разработанности темы. Проблема защиты прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере находится в тени глобальной проблемы, а именно государственного обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. Поэтому собственно теме научного исследования внимания уделялось незаслуженно мало, и она была разработана учеными лишь фрагментарно.

Вместе с тем известны труды таких ученых, как: С. С. Алексеев, В. П. Грибанов, А. Ю. Кабалкин, М. К. Кислицин, А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой, Г. Ф. Шершеневич, И. А. Покровский, В.П. Хро-панюк и др.

Особенности правоотношений в жилищно-коммунальной сфере рассматривались В. Борисенко, М. И. Брагинским, М. Ваки-ловым, В. В. Витрянским, Д. П. Гордеевым, В. Б. Исаковым, П. В. Крашенинниковым, Ю. К. Толстым, В. Н. Литовкиным, Д. Потяркиным, П. И. Седугиным, В. Ф. Яковлевым и некоторыми другими учеными.

Проблемы защиты прав потребителей исследовались, в частности, Э. Корниловым, Я. Е. Парцием, А. Е. Шерстобитовым.

Объект научного исследования — общественные отношения, возникающие между военнослужащим-потребителем и продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) в жилищно-коммунальной сфере.

Предмет исследования — правовая защита прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа взаимоотношений в области защиты прав военнослужащих как потребителей в жилищно-коммунальной сфере разработать предложения по совершенствованию механизма реализации прав потребителей на защиту.

Задачи научного исследования обусловлены целью и заключаются в: анализе законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и его оценке по обеспечению военнослужащих необходимой защитой их интересов как потребителейвыявлении жилищных прав военнослужащих, которые должны регулироваться законодательством о защите прав потребителейустановлении субъектного состава правоотношений в жилищно-коммунальной сфере и уточнении при этом определений «потребитель», «продавец», «исполнитель" — выделении особенностей и определении системы договорных отношений в жилищно-коммунальной сфереподготовке предложений по изменению Жилищного кодекса РСФСР и ряда актов военного и жилищного законодательствавыявлении законодательно закрепленных форм, порядка и способов защиты прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфереразработке предложений по совершенствованию системы защиты прав военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере.

Методологической основой диссертационной работы является совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования, в частности, конкретно-исторический, системный, аналитический, технико-юридический, сравнительно-правовой, методы комплексного анализа и толкования правовых норм.

Нормативной правовой основой научного исследования послужили законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус военнослужащих и регулирующие общественные отношения по предоставлению товаров (работ и услуг) гражданам-потребителям. К ним, прежде всего, относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2- Жилищный кодекс РСФСРЗакон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 17 декабря 1999 г.), Закон РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики" — Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих" — Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" — Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г.- Правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.- Постановление Правительства РФ от 4 мая 1999 г. № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" — Приказ Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. № 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота" — Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» и многие другие. Особое место при рассмотрении проблемы занимают судебные акты.

Научная новизна работы. Теоретические и практические аспекты этой проблемы в научной литературе и нормативных правовых источниках освещены недостаточно. Имеющиеся отдельные исследования защиты прав потребителей затрагивают вопросы обобщающего характера или посвящены определенным проблемам потребительского рынка, но не касаются непосредственно сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Жилищные права военнослужащих понимаются преимущественно как право на жилую площадь и право на жилищные льготы, и в юридической литературе не рассматриваются иные составляющие жилищных правоотношений с участием военнослужащих.

В соответствии с этим научная новизна диссертации определяется тем, что в ней: поставлен и разрешается комплекс проблем защиты прав потребителей в сфере, которая находилась вне поля научных интересов теоретиковвыявлены жилищные права военнослужащих, подлежащие защите в соответствии с законодательством о защите прав потребителейуточнен состав военнослужащих и других лиц, имеющих право на защиту как потребители жилищно-коммунальных услугизложены определения понятий «потребитель», «продавец», «исполнитель» в жилищно-коммунальной сферена основе анализа действующего законодательства определены принципы построения системы законодательства о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, адекватно отражающей сложившийся в стране механизм правового регулированияразработана система договорных связей, которая позволит повысить эффективность применения существующих способов защиты прав потребителей и наиболее полно реализовать всем субъектам потребительского рынка свое право на свободу договораобоснован общий концептуальный подход к заключаемым с потребителем жилищно-коммунальных услуг договорам как договорам публичным и договорам присоединения по своей юридической природе, что позволит пресечь злоупотребление правом и облегчить контроль деятельности исполнителей предоставления товаров, работ и услуг в части навязывания условий, ущемляющих права военнослужащих-потребителей жилищно-коммунальных услугисследованы формы, общий и специальный порядок, способы защиты прав военнослужащих как потребителей жилищно-коммунальных услугсформулированы предложения по изменению ряда нормативных правовых актов, в том числе Жилищного кодекса РСФСР.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Термины, используемые в законодательстве и договорной практике жилищно-коммунальной сферы — «потребитель», «продавец», «исполнитель», — должны соответствовать правовому содержанию обозначаемых ими понятий.

В соответствии с этим тезисом диссертантом предлагается закрепить в новом Жилищном кодексе РФ следующие определения: «Потребитель — гражданин, имеющий самостоятельное право на конкретное жилое помещение" — «продавец — юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, передающее право собственности на жилое помещение или коммунальные ресурсы потребителю" — «исполнитель — юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, выполняющее работы (оказывающее услуги) по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда».

2. Вывод соискателя о том, что следует законодательно признать договоры, используемые в жилищно-коммунальной сфере, договорами публичными и договорами присоединения.

3. Предложение автора по законодательному закреплению трехуровневой модели структуры договорных связей в жилищно-коммунальной сфере, что поможет уравновесить императивные и диспозитивные начала в договорной практике: а) договоры, на основе которых военнослужащий приобретает право владения и пользования жилым помещением, в связи с чем должны быть установлены потребительские качества жилого помещения (договоры найма, купли-продажи, мены и др.) — б) договоры, заключаемые с организациями, непосредственно отвечающими перед потребителем за техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда (управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и т. п.) — в) договоры по поставке природных ресурсов (энерго-, газо-, водо-, теплоснабжение).

4. Результат исследования особенностей реализации жилищ-t ных прав военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что ограничения общегражданских прав и свобод военнослужащих, регламентированные законом, могут находить место в жилищной сфере только при выполнении военнослужащими должностных и специальных обязанностей.

5. Предложение по включению в новый Жилищный кодекс РФ перечня обязательных потребительских свойств жилого помещения и порядка их определения. В связи с этим появится возможность расширить сферу действия законодательства о защите прав потребителей, так как включит в нее правоотношения субъектов жилищного права, связанные с требованиями к качеству предоставляемого или приобретаемого жилья (соответствие установ.

• ленным нормам площади жилья, санитарно-техническим нормативам и нормативам по благоустроенности жилых помещений). Актами военного законодательства следует предусматривать соответствие данным требованиям жилых помещений, предоставляемых военнослужащим.

6. Авторский вывод о том, что реализация права на защиту военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере может осуществляться путем предъявления исков в защиту неопределенного круга лиц. Разработка порядка предъявления данных исков должна быть возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что она может быть полезной при изучении общеправовых проблем защиты прав потребителей и отдельных аспектов правового статуса военнослужащих.

Представленные в диссертации теоретико-практические положения могут быть использованы при разработке новых законодательных актов, в том числе Жилищного кодекса РФ и актов военного законодательства, регулирующих предоставление жилых помещений и жилищно-коммунальных услуг.

Предложенные принципы построения системы законодательства позволят уточнить компетенцию органов, наделенных правом законотворчества при регулировании правоотношений в жилищно-коммунальной сфере.

Структура договорных связей, охарактеризованная в диссертации, может войти в практику функционирования всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, что в целом приведет к упорядочиванию отношений в этой сфере и создаст условия для эффективной и устойчивой системы защиты прав потребителей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения настоящей диссертационной работы были изложены в публикациях (общий объем 29,48 п.л.).

Материалы исследования были использованы при подготовке курса «Жилищное право» в Российском новом университете, во Всероссийской государственной налоговой академии МНС РФ и в судебной практике диссертанта по разрешению споров в области защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

Предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере были направлены в Правовое управление ФПС России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обеспечение безопасности товаров, работ, услуг — одна из основополагающих задач национальной политики в области за-^ щиты прав всех граждан, являющихся потребителями. С момента принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» созданная правовая база защиты прав потребителей показала свою действенность. Но применение законодательства о защите прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере осложняется рядом факторов: кризисные явления в экономике страны в целомзначительный износ жилищного фондасохранение и при проведении реформы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством устаревших подходов к обслуживанию населенияпреобладание монополистических тенденций в жилищно-коммунальной сфере. ^ Российское законодательство в целом признает, что военнослужащие как потребители имеют равные с другими гражданами права на безопасность и качество товаров, работ и услуг в жилищно-коммунальной сфере и равные возможности по их защите. Однако отдельными нормативными правовыми актами установлены положения, ущемляющие гражданские и жилищные права военнослужащих и членов их семей, что противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу РСФСР.

В связи с этим равная и реальная защита законных интересов военнослужащих как потребителей может быть обеспечена только развитой и крепкой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии составляющих ее ветвей и разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия.

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сформулировать следующие основные выводы и практические рекомендации:

1. Состояние жилищно-коммунальной сферы выдвигает на первый план следующие задачи: а) совершенствование законодательства, регулирующего отношения между потребителем и продавцом, исполнителем в жилищно-коммунальной сфереб) уточнение юридической природы и содержания договора и разработка структуры договорных связей в жилищно-коммунальной сфере, при конкретизации субъектов данных правоотношенийв) дальнейшее формирование системы защиты прав потребителей, консолидация действий всех ее ветвей.

2. Несовершенство правового регулирования обусловлено определенными факторами:

— действием нормативных правовых актов, принятых в различных социально-экономических условиях и отражающих поэтому разнородные общественные отношения;

— динамичностью общественных процессов, протекающих в стране, которые не успевают подвергнуться анализу и систематизации, с учетом которых и должно разрабатываться законодательство;

— неопределенностью предмета регулирования: согласно Конституции Российской Федерации при отнесении отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг исключительно к гражданско-правовым, следует допустить нормотворчество только Российской Федерациипри наличии компонентов в этих отношениях, регулируемых жилищным законодательством, необходимо установить область компетенции субъектов Российской Федерации. Военное законодательство вносит свои коррективы в правовую регламентацию общественных отношений по потреблению товаров, работ и услуг в жилищно-коммунальной сфере.

С учетом вышесказанного можно сформулировать следующие предложения:

1. Военнослужащие и члены их семей как участники рассматриваемых правоотношений пользуются всеми правами граждан Российской Федерации, поэтому основания возникновения правоотношений, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, участниками которых являются военнослужащие, будут тождественны общим гражданско-правовым, хоты порядок заключения и содержание договоров могут частично отличаться от установленных общими правилами. Для военнослужащих, вопреки имеющейся практике, не могут быть установлены потребительские свойства предоставляемых жилых помещений, объем и качество выполняемых жилищно-коммунальных работ и услуг иные по сравнению с теми, которые предусмотрены для остальных потребителей.

2. Следует установить в новом Жилищном кодексе РФ перечень обязательных потребительских свойств жилого помещения и порядок их определенияв связи с этим необходимо расширить сферу действия законодательства о защите прав потребителей, включив в нее правоотношения субъектов жилищного права, связанные с требованиями к качеству предоставляемого или приобретаемого жилья (соответствие установленным нормам площади жилья, санитарно-техническим нормативам и нормативам по благоустроенности жилых помещений).

3. Принять п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80) в следующей редакции: «Заселение жилых помещений для постоянного или временного проживания производится по соответствующим ордерам. Все заселяемые жилые помещения должны быть признаны пригодными для постоянного проживания и должны соответствовать требованиям жилищного законодательства». Соответствующие изменения внести в п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Железнодорожных войсках Российской Федерации (утв. Приказом Федеральной службы железнодорожных войск РФ от 5 сентября 2001 г. № 290 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Железнодорожных войсках Российской Федерации» (с изм. от 5 декабря 2001 г.) — п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в инженерно-технических воинских формированиях, дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральной службе спецстроя РФ (утв. приказом Федеральной службы спецстроя РФ от 8 апреля 2002 г. № 116).

4. Закрепить в новом Жилищном кодексе РФ понятия «потребитель», «продавец», «исполнитель» в жилищно-коммунальной сфере в следующей формулировке: «потребитель — гражданин, имеющий самостоятельное право на конкретное жилое помещение" — «продавец — юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, передающее право собственности на жилое помещение или коммунальные ресурсы потребителю" — «исполнитель — юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, выполняющее работы (оказывающее услуги) по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда».

5. Законодательно признать право всех военнослужащих, пользующихся жилыми помещениями, на защиту своих прав как потребителей.

6. Дополнить ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» пунктом 15 в следующей формулировке: «К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются положения настоящей статьи, относятся: супруга (супруг), родители, дети и другие родственники, проживающие совместно с военнослужащим и ведущие общее хозяйство». Изменить в иных нормативных правовых актах, принятых на основе указанного закона, формулировку понятия «члены семьи военнослужащего» в данной редакции.

7. Признать, что основой системы правового регулирования сферы потребления жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации должна быть система пятисубъектного нормотворчества: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы власти и управления субъектов Российской Федерации с четким определением компетенции каждого из них.

8. Определить компетенцию Министерства обороны РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в регулировании жилищных правоотношений.

9. Дополнить ст. З Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» пунктом 11 в следующей редакции:

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают:

11) принятие типовых договоров найма (социального и коммерческого) и договоров на техническое обслуживание потребителей, проживающих в соответствующих жилищных фондах".

10. Признать в России сложившейся смешанную систему права и включить в число источников права судебную практику.

11. Распространить в целях защиты прав потребителей положения гражданского законодательства о публичном договоре на некоммерческие организации при осуществлении ими предпринимательской деятельности публичного характера.

12. Установить оптимальную систему договорных связей, что в конечном результате благотворно повлияет на эффективность защиты прав потребителей. В связи с этим предлагается создать следующую систему договорных отношений:

1). Договоры, на основе которых гражданин приобретает право владения и пользования жилыми помещениями и в которых должны быть установлены потребительские качества жилого помещения (договоры найма, купли-продажи, мены и др.).

2). Договоры, заключаемые с организациями, непосредственно отвечающими перед потребителем за техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда (управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и т. п.).

Это должны быть: а) договор найма, содержащий условия предоставления услуг и выполнения работ и б) договор с собственниками жилых помещений о жилищно-коммунальном обслуживании жилищного фонда.

Представляется необходимым выделения трех уровней установления состава работ и услуг по указанным договорам: а) общероссийский. Минимальный перечень работ и услуг и порядок установления требований к ним должен быть установлен новым Жилищным кодексом РФ. Порядок и условия их предоставления подлежат регулированию Правилами жилищно-коммунального обслуживания, утвержденными Правительством Российской Федерацииб) региональный. Вопрос о выполнении других работ и оказании услуг должен быть разрешен субъектами Российской Федерации в зависимости от местных (климатических и прочих) условийв) частный. Виды работ и услуг, не установленные законодательством, могут предоставляться по решению самих жильцов.

3). Договоры по поставке природных ресурсов (энерго-, газо-, водо-, теплоснабжение.

13. Включить в Жилищный кодекс РСФСР следующие дополнения.

Ст. 1401 ЖК РСФСР. Правовое регулирование обеспечения сохранности жилищного фонда, его эксплуатации и ремонта.

Эксплуатация, ремонт и обслуживание жилищного фонда осуществляются по договорам подряда и возмездного оказания услуг и регулируются нормами гл. 37 и 39 ГК РФ.

Ст. 140. Состав выполняемых работ (оказываемых услуг) по обеспечению сохранности жилищного фонда, его эксплуатации и ремонту.

Состав выполняемых работ (оказываемых услуг): входящие в техническое обслуживание, ремонт и санитарное содержание зданий и прилегающих к ним территорий (т.е. выполняемые вне квартиры) и оплачиваемые ежемесячнодополнительные (выполняемые внутри квартиры), осуществляемые по заявке потребителей и за отдельную плату по установленным ставкам".

14. Указать в нормативных правовых актах (в новом Жилищном кодексе РФ и др.), что договоры, заключаемые в жилищно-коммунальной сфере с потребителем, являются публичными и договорами присоединения, что влечет за собой особые защитные меры.

15. Заменить термин «жилищно-коммунальные услуги» на «жилищно-коммунальное обслуживание» как в большей степени соответствующее существу возникающих правоотношений.

16. Включить в Закон «О защите прав потребителей» главу, отражающую специфику защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

17. Дополнить раздел I Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утв. приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80) пунктом следующего содержания: «Реализация права на защиту военнослужащих как потребителей товаров (работ, услуг) в жилищно-коммунальной сфере осуществляется путем предъявления исков в защиту неопределенного круга лиц». Разработка порядка предъявления данных исков должна быть возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

18. Развивать систему общественной защиты прав военнослужащих — потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. 25 дек.
  2. Гражданское уложение Германской империи. СПб., 1898.
  3. Гражданский кодекс РСФСР. М., 1923.
  4. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. — № 24. — Ст. 406.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 52 (Часть I). -Ст. 4921.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. — № 256. — 31 дек.
  7. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 26. — Ст. 3170.
  8. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. -№ 15. Ст. 766.
  9. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. — № 33. — Ст. 1915.
  10. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 25. — Ст. 2963.
  11. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 22. — Ст. 2331.
  12. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. — Ст. 1650.
  13. Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 14. — Ст. 1667.
  14. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета. 2002. — № 245.- 31 дек.
  15. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. -№ 18. — Ст. 2131.
  16. Указ Президента РФ от 30 сентября 1997 г. № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащихи некоторых других категорий граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 40. — Ст. 4582.
  17. Постановление СНК РСФСР от 4 мая 1927 г. «О порядке оплаты пользования центральным отоплением» (с изм. от 3 октября 1962 г., 23 октября 1963 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1927. — № 44. — Ст. 290.
  18. Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах» // Собрание законов СССР. 1937. — № 69. — С. 314.
  19. Постановление СМ СССР от 26 августа 1967 г. № 807 «О мерах по улучшению эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1967. — № 22. — Ст. 156.
  20. Постановление СМ РСФСР от 11 августа 1988 г. № 328 «Об утверждении Примерного положения об общежитиях» // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1988. — № 17. — Ст. 95.
  21. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 359 «Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей» // Правовая система «Гарант-максимум».
  22. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998−1999 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 1. — Ст. 128.
  23. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 8. — Ст. 1028.
  24. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2002 -2010 годы» // Российская газета. 2001. — № 187. — 26 сент.
  25. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 168 «О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 12.-Ст. 1145.
  26. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. -№ 15. -Ст. 1431.
  27. Приказ Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. № 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» // Правовая система «Гарант-максимум».
  28. Постановление коллегии Госкомитета ЖКХ РСФСР от 18 октября 1991 г. № 7 «Об утверждении Примерного положения о приватизации жилищного фонда в РСФСР» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РСФСР. 1992. — № 2−3.
  29. Приказ Минстроя РФ от 20 августа 1996 г. № 17−113 «Об утверждении положения о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве» (в ред. от 11 декабря 1997 г.) // Экспресс-Закон. 1998. — № 24.
  30. Приказ Госстроя РФ от 11 декабря 1997 г. № 17−132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (Извлечение) // Бюллетень строительной техники. 1998. — № 2.
  31. Приказ Госстроя РФ от 31 декабря 1997 г. № 17−146 «Проведение ежемесячного мониторинга реформы ЖКХ» // Бюллетень строительной техники. 1998. — № 2.
  32. Приказ Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. № 168 «Об утверждении «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» // Бюллетень строительной техники. 2000. — № 2.
  33. Приказ Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. № 170 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению текущего ремонта жилищного фонда всех форм собственности» // Правовая система «Гарант -максимум».
  34. Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. — № 26.
  35. Приказ Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» // Бюллетень строительной техники. 2001. — № 3.
  36. г. Москвы от 11 марта 1998 г. № 6 «Основы жилищной политики в городе Москве» // Тверская, 13. 1998. — № 17. — 2329 апр.- № 18. — 30 апр. — 6 мая (в ред. от 10 июля 2002 г.).
  37. г. Москвы от 13 ноября 1996 г. № 30 «Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле за их соблюдением» // Вестник Мэрии Москвы. — 1997. -№ 1.
  38. Постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 г. № 12 «О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве» // Ведомости Московской Городской Думы. 2001. — № 2.
  39. Постановление Правительства Москвы от 4 июня 1996 г. № 465 «О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда» // Вестник Мэрии Москвы. 1996. — № 15 (снято с контроля).
  40. Постановление Правительства Московской области от 9 июня 2000 г. № 45/11 «Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области» // Информационный вестник Правительства Московской области. 2000. — № 8.
  41. СНиПы, санитарные нормы и иные акты
  42. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г.).// Правовая система «Гарант -максимум».
  43. Постановление ФЭК РФ от 11 сентября 1998 г. № 36/3 «Об утверждении Правил предоставления услуг по передаче электрической энергии» // Правовая система «Гарант-максимум».
  44. Строительные нормы и правила СНиП 3.05.04−85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации» (утв. постановлением Госстроя СССР от 31 мая 1985 г. № 73) (с изм. и доп. от 25 мая 1990 г.) // Правовая система «Гарант-максимум».
  45. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562−96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 36) // Правовая система «Гарант-максимум».
  46. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.566−96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 3 1 октября 1996 г. № 40) // Правовая система «Гарант-максимум».
  47. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.583−96 «Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 52) // Правовая система «Гарант-максимум».
  48. Письмо ГКАП РФ от 11 декабря 1996 г. № НФ/5278 «О практике внедрения результатов исследования рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах» // Правовая система «Гарант-максимум».
  49. Санитарные правила СП 2.1.5.1059−01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июля 2001 г. // Правовая система «Гарант-максимум».
  50. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110−02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. //
  51. Правовая система «Гарант-максимум».
  52. Приоритетные направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001−2010 годы: Одобрены Межведомственным советом по защите прав потребителей 26 февраля 2001 г. // http://www.maprf.ru/ru/protect custumer /Court practice/41/?page2.
  53. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 октября 2001 г. № 29 «О введении в действие СанПиН 2.2.½.1.1.1076−01» // Российская газета. 2001. — № 228. -21 нояб.
  54. Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 11 от 11 октября 1991 г. «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами» // Правовая система «Гарант-максимум».
  55. Определение ВК Верховного Суда РФ от 22 апреля 1999 г. № 2н-137/98 // Правовая система «Гарант-максимум».
  56. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Российская газета. 2000. — № 39. — 24 февр.
  57. Обзор судебной практики за 2001 г. по делам о защите прав потребителей // http://www.maprf.ru/ru/protect custumer /Court practice/41/?page2.
  58. С.С. Теория права. М., 1994.
  59. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М., 1999.
  60. JI. Энергоснабжению четкое правовое регулирование // Российская юстиция. — 2001. — № 8.
  61. Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Треушникова. М., 1995.
  62. В.А. Добросовестность, разумность, справедливость как принципы гражданского права // Законодательство. — 1998. -№ 8.
  63. Ю. Порядок реализации жилищных прав и льгот // Российская юстиция. 2001. — № 9.
  64. Ф.О. Интерес в гражданском праве // Журнал российского права. 2002. — № 2.
  65. Е. Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве // Российская юстиция. 2000. — № 4.
  66. В. Защита жилищных прав военнослужащих // Российская юстиция. — 2002. № 1.
  67. А. Договор подачи питьевой воды и оказания услуг по приему сточных вод // Законодательство и экономика. — 2002. -№ 9.
  68. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.
  69. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. вторая: Договоры о передаче имущества. 2-е изд., стереотипное. М., 2000.
  70. С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
  71. В.В. К понятию механизма защиты субъективных прав // Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты. — Владивосток, 1989.
  72. М., Фаршатов И. Жилищные права военнослужащих и членов их семей// Российская юстиция. 2000. — № 7.
  73. Н.В. Зарубежный опыт государственного регулирования жилищной сферы: экономико-правовые аспекты // Законодательство и экономика. 2002. — № 7.
  74. JI.A. Наем квартир и иных помещений.
  75. Сборник законов с разъяснениями Правительствующего Сената по 1 апреля 1910 г. с научными истолкованиями и практикой правительственных и общественных установлений. — М., 1910.
  76. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М., 2001.
  77. Военно-уголовное законодательство / Под ред. канд. юрид. наук М. К. Кислицина. М., 2002.
  78. И. Компенсация за (наем) поднаем жилых помещений или как государство Российское лишает своих защитников денежного довольствия // http://www.moscowadvokat.ru.
  79. Д.П. Право военнослужащих, обеспеченных• жильем по месту службы, на получение государственных жилищных сертификатов и его реализация // Жилищное право. 2000. — № 3.
  80. Д.П. Правовая природа жилищно-коммунальных услуг // Жилищное право. 2002. — № 4.
  81. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993.
  82. Гражданское право: Учебник. Ч. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М., 1998.
  83. Гражданское право: Учебник для вузов. Ч. первая / Под общей ред. Т. Н. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М., 1998.
  84. В.П. Гражданское право в системе права // Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Е. А. Суханова. -М., 1993.
  85. В.П. Осуществление и защита гражданских прав. — 2-е изд., стереотипное. М., 2001.
  86. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1−4. -М., 1978 -1979.
  87. А.А. Объекты гражданских прав // Гражданское право: Учебник для вузов. Ч. первая / Под общей редакцией Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М., 1998.
  88. B.C. Понятие и сущность возмещения убытков как вида ответственности // Гражданин и право. 2000. — № 2, 3.
  89. Жилищное законодательство: Комментарий / Под ред. В. Ф. Яковлева, П. И. Седугина. М., 1991.
  90. А.А. Основные черты гражданского права зарубежных государств // Гражданское право: Учебник. Ч. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1998.
  91. Н. Права членов семьи нанимателя П Советская юстиция. 1990. — № 9.
  92. Интервью с А. Е. Шерстобитовым, доктором юридических наук, профессором кафедры гражданского права МГУ им. М. В. Ломоносова // Законодательство. 2000. — № 12.
  93. Интервью с П. В. Крашенинниковым, доктором юридических наук, председателем Комитета Государственной Думы по законодательству // Законодательство. 2002 г. — № 3.
  94. А.Ю. Проблемы гражданско-правового регулирования отношений в сфере обслуживания: Диссертация д-ра юрид. наук. М., 1974.
  95. А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М., 1980.
  96. О. «Нехорошие» квартиры // Российская газета. 2003. — 6 февр.
  97. Комментарий к Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (постатейный) / Отв. ред.: Начальник Правового управления Аппарата Государственной Думы, д-р юрид. наук, проф. В. Б. Исаков. М., 1999.
  98. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»: Постатейные материалы. Образцы документов. — Ростов н/Д., 1997.
  99. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Рук. авт. кол. и отв. ред. др юрид. наук, проф. О. Н. Садиков. М., 1997.
  100. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. М. Лебедева // Правовая система «Гарант-максимум».
  101. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995.
  102. Е.Г. Об основных началах гражданского законодательства // Журнал российского права. 2001. — № 5.
  103. С. Понятие члена семьи в жилищном праве // Советская юстиция. — 1965. — № 16.
  104. И.Л. Жилищное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2002.
  105. Э. Практика применения законодательства о правах потребителей // Российская юстиция. 1998. — № 8.
  106. П.В. Российское жилищное законодательство. — М., 1996.
  107. П.В. Жилищное право. М., 2000.
  108. М.В. Обязательства по оказанию услуг // Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1998.
  109. А.В., Фатеев К. В. Постатейный комментарий Федерального закона «О статусе военнослужащих» // Правовая система «Гарант».
  110. К.П. Как защитить свои права (жилищное право) // Право в Вооруженных Силах. 1997. — № 2.
  111. Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992.
  112. В.Н. Жилищное законодательство: кризисдоктрины. В кн.: Проблемы современного гражданского права: Сб. ст. М., 2000.
  113. М.Н. Защита жилищных прав отдельных категорий граждан. «Группа риска» // Правовое государство: Юридический научно-популярный журнал. М., 1999. — № 1.
  114. Г. Правовые способы защиты граждан от посягательств на их права при совершении жилищных сделок // Хозяйство и право. 1997. — № 4−5.
  115. Г. П. Ответственность администрации предприятия за содержание жилого фонда и жилищные права работников //у Гражданин и право. 2001. — № 12.
  116. А.В. Некоторые проблемы реализации права военнослужащих и членов их семей на предоставление служебных жилых помещений по жилищному договору // Право в Вооруженных Силах. 2000. — № 3.
  117. С., Голубев К. Компенсация морального вре1.да при нарушении имущественных прав гражданина // Российскаяюстиция. 2001. — № 4.
  118. И. Квартира: заплатить и не заплакать. Интервью с В. Завадниковым // Российская газета. — 2002. — № 220 (3088). 20 нояб.
  119. И.Б. Римское право. 4-е изд., стереотипное. -» М., 1993.
  120. Л.О. Защита прав граждан и организаций при реформировании жилищных правоотношений: Автореф. диссертации канд. юрид. наук. М., 2000.
  121. В.А. Гражданско-правовое положение членов семьи титульных пользователей жилых помещений: Диссертация канд. юрид. наук. — Саратов, 1982.
  122. С.Л. О некоторых ограничениях жилищных прав военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. — 2001. — № 10.
  123. Я.Е. Об изменениях в Законе РФ «О защите прав потребителей» // Гражданин и право. 2000. — № 2−4.
  124. И.А. Основные проблемы гражданскогоправа. М., 1998.
  125. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. А. В. Наумова // Правовая система «Гарант-максимум».
  126. Д. Договор найма жилого помещения // Российская юстиция. 1998. — № 1,2.
  127. И.П. Жилищное и жилищно-строительное законодательство. — М., 1977.
  128. Л.М. Обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: новое в правовом регулировании // Журнал российского права. — 2002. — № 8.
  129. Л.М., Пчелинцев С. В. Региональное законодательство об оказании гражданам, уволенным с военной службы, безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья // Журнал российского права. — 2001. № 4.
  130. С.Д. Порядок реализации жилищных прав и льгот // Жилищное право. — 2002. № 3.
  131. Е.С. Частно-правовые вопросы регулирования газоснабжения // Законодательство. — 2001. № 4.
  132. Ю.В. Гражданско-правовые средства охраны интересов потребителей в отношениях с предприятиями: Диссертация канд. юрид. наук. М., 1993
  133. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., 2001.
  134. Г. П. Объекты гражданских прав // Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т.1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993.
  135. В. О сохранении жилищных прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного проживания // Юстиция Белоруси. 2002. — № 4.
  136. Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права: Учебник / Под ред. Д. В. Дождева. М., 2000.
  137. Г. А. Принципы советского гражданского права. Красноярск, 1985.
  138. Г. А., Страунинг Э. Л. Защита и самозащита гражданских прав: Учеб. пособие. М., 2002.
  139. П.И. Кто в жилом доме хозяин? (О некоторых вопросах регулирования жилищных отношений и защиты жилищных прав граждан) // Жилищное право. 1998. — № 2.
  140. .М. Кто платит за электроэнергию? // Эж-Юрист. 2000. — № 44.
  141. А.П. Объекты гражданских прав // Гражданское право: Учебник. Ч. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М., 1998.
  142. В.Р. Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище // Государство и право. 2002. — № 12.
  143. В. Расплата за недострой // Деньги. 2002. -№ 42. — 29 окт. — 4 нояб.
  144. Словарь русского языка: В 4 т. / Под. ред. А. П. Евгеньевой / АН СССР, Ин-т рус. яз. М., 1985−1988. Т. 1,2.
  145. Смирнов J1.B. Деятельность судов Российской Федерации как источник права // Журнал российского права. 2001. — № 3.
  146. Советское гражданское право: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В. Ф. Маслова, А. А. Пушкина. Харьков, 1983.
  147. Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. — № 2.
  148. А.В. Наука побеждать. М., 1980.
  149. Р. О свободе заключения договора присоединения. Анализ зарубежного и российского законодательства // Российская юстиция. 1997. — № 1.
  150. Ю.К. Советское жилищное право. — JL, 1967.
  151. Уголовное право. Общая часть: Учебник для юридических институтов и факультетов / Под ред. Б. В. Здравомыслова, Ю. А. Красикова, А. И. Рарога. М., 1992.
  152. Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц // Российская юстиция. 1997. — № 11.
  153. М. Защита участников гражданского оборота: концептуальные вопросы и практические решения // Российская юстиция. — 1998. № 6.
  154. И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1999. — № 8.
  155. P.O. Правовое регулирование поставки продукции в народном хозяйстве. М., 1963.
  156. В.А. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора. Диссертация д-ра юрид. наук. — Самара, 1998
  157. В.П. Теория государства и права. М., 1993.
  158. И. Защита жилищных прав граждан в публичных договорах. // Российская юстиция. 2001. — № 10.
  159. В.Ф. Советское жилищное право. Минск, 1977.
  160. Шер Борис. Защита прав потребителей в Израиле // http://advokatisrael.com/baza/pravo/zpp/1627print.
  161. А.Е. Гражданско-правовая охрана прав потребителей: Диссертация д-ра юрид. наук. М., 1992
  162. В.М. Методика определения процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения гражданских дел // Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. -М., 1995.
  163. Г. Ф. Учебник русского гражданского права т (по изданию 1907 г.). М., 1995.
  164. Т. Проблемы ЖКХ в последнее время стали одним из основных, если не главным препятствием для нормальной социально-экономической жизни страны // Российская газета. -2003. № 28 (3142). — 13 февр.
  165. Юридический справочник потребителя / Е. Н. Белоусов, П. В. Крючкова, JI.A. Орлова, Д. М. Сорк, Д. Д. Янин. М., 1997.1. Щ'
Заполнить форму текущей работой