Священное слово в музыке А. Пярта
Диссертация
Цели и задачи. Священное слово для А. Пярта выполняет функцию духовного камертона, по которому выстраивается его творческий процесс и даже глубже — линия собственной жизни. Слово активно проявляет себя во всех областях музыки А. Пярта: вокальной, вокально-инструментальной и инструментальной программной музыке. Но его разновидности — так же, как и способы воплощения — чрезвычайно разнообразны… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. О Слове Жизни и жизни слова
- Глава II. Ключевые слова А.Пярта. немотствующее слово. скрытое слово. криптография. слово — заголовок. слово — текст
Глава III. О способах воплощения священных Слов. священное слово в литургической и композиторской музыке. виды взаимодействия слова и музыки в творчестве А.Пярта. обращение к разноязычным текстам. исторический генезис вокального стиля А.Пярта.
Список литературы
- Аврелий Августин. Шесть книг о музыке. Пер. с лат. Е. Двоскиной //Музыкальная академия, 1995, № 1.
- Андреев А. Григорианский хорал. К истории европейской музыкальной интонационно ста. М., 2004.
- Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования) М., 1992.
- Архиепископ Лука (Войно Ясенецкий). Дух, душа и тело. Глава вторая.1. М., 2006.
- Архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология. М., 2002.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
- Барсова И. Музыка. Слово. Безмолвие.// Слово и музыка. Сб. 36. М., 2002.
- Барсова И.А. Опыт этимологического анализа//Советская музыка, 1985,9.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бойченко Я. Музыка в культе и культуре. Музыкально-эстетическиевоззрения о. Павла Флоренского. Дипломная работа. Н.Н., 1994.
- Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. СПб., 2006.
- Бонфельд М.Ш. Музыка язык или речь?//Музыкальная коммуникация.1. СПб., 1996.
- Бражников М. Статьи о древнерусской музыке // М., 1975.
- Брянчанинов Игнатий. О молитве Иисусовой. Киев. 2001.
- Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. Казань, 1996.
- Вейник В. Почему я верю в Бога. Минск. 2002.
- Велижева Н.К. Музыкальная семиотика в контексте истории мысли омузыке (к постановке вопроса) // Музыкальная коммуникация. СПб., 1996.
- Владышевская Т.Ф. Древнерусская музыкальная культура // история русской музыки в 3-х выпусках. Вып. 1, М., 1999.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М., 1996.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.
- Вязкова Е., Лебедева И. некоторые современные концепции анализасредневековой музыки//Эстетические проблемы музыкознания. Вып. 97. М., 1988.
- Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной Церкви. М., 2004.
- Герцман Е.В. Cassiodori De Musica/ЛГрадиция в истории музыкальнойкультуры. Античность. Средневековье. Новое время. Проблемы музыкознания. Вып.З. Ленинград, 1989.
- Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Ленинград, 1988.
- Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальнойжизни ранних христианских общин. М., 1996.
- Гессе Г. Степной волк. Харьков. 1999.
- Гецелева Е. Tintinnabuli Арво Пярта: диалог с прошлым илиабстрагирование от времени? (На примере органных сочинений)// Искусство XX века. Диалог эпох и поколений. Т.2. Н.Н., 1999.
- Гильдинсон Л. О памяти культуры в творчестве Альфреда Шнитке (напримере третьей симфонии). Машинопись.
- Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретическиеаспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
- Гуревич А. Европейское средневековье и современность // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. 1990.
- Турецкий Х.М. «Мир не кончается на сочинении звуков»//Музыкальнаяакадемия, 2004, № 3.
- Денисов А. К проблеме семиотики музыки. // Музыкальная академия. 2000, № 1.
- Дубинец Е.А. Графическая поэзия и графическая музыка // Слово и музыка. М., 2002.
- Евдокимова Ю. История полифонии. Вып.1. Многоголосие средневековья.1. X—XIV вв. М., 1983.
- Евдокимова Ю. История' полифонии. Вып.2а. Многоголосиесредневековья. XV вв. М., 1989.
- Евдокимова Ю. Учебник полифонии. Вып. 1. М., 2000.
- Жданова А.Н. Святой Амвросий Медиоланский и его гимны. Автореферат диссертации. Новосибирск, 2000.
- Закс JL А. О культурологическом подходе к музыке // Музыка. Культура. Человек. Вып. 2. Свердловск. 1991.
- Закс JI. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. Вып. 3. Ленинград, 1987.
- Захаров Ю.К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический-аспекты. Автореферат диссертации М., 1999.
- Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
- Зейфас Н. Гия Канчели в диалогах. М., 2005.
- Земцовский И. Текст Культура — Человек//Музыкальная академия, 1992, № 4.
- Земцовский И.И. О методологической сущности интонационного анализа // Советская музыка. 1979. № 3.
- Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и труды отца
- Серафима (Роуза) Платинского. Пер. с англ. М., 2001.
- Иеромонах Лазарь. Реформа певческой нотации XVII века //
- Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток-Русь-Запад. Гимнология. Вып.З. М., 2000.
- Иеромонах Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Жизнь, учение и писания. Минск, 2003.
- Ильин И. Православие и искусство. М., 1994.
- История зарубежной музыки. XX век. М., 2005.
- Карцовник В.Г. О невменной нотации раннего средневековья //Эволюционные процессы музыкального мышления. Ленинград, 1986.
- Карцовник В.Г. О подготовке каталога музыкальных рукописей западноевропейского средневековья, хранящихся в Ленинграде//Традиция в истории музыкальной культуры Античность. Средневековье. Новое время. Проблемы музыкознания. Вып. 3, Л., 1989.
- Карцовник В.Г. Палеография и семиология (к изучению ранних системмузыкальной письменности)//Музыкальная коммуникация Проблемы музыкознания. Вып. 8. СПб., 1996.
- Кац Б. Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка. Л., 1989.
- Кац Б. Слово, спрятанное в музыке (Заметки к проблеме, обостреннойсочинениями А. Кнайфеля)//Музыкальная академия, 1995, № 4−5
- Кац, Б. А. О культурологических аспектах анализа // Советская музыка. 1978. № 1.
- Кириллина Л. Жизнеописание Альфреда Шнитке//Музыкальная академия, 2004, № 2.
- Кон Ю. К вопросу о понятии музыкальный язык // От Люли до наших дней. М., 1967.
- Кошмина И.В. Русская духовная музыка. Истории. Стихи. Жанры. Книга1. М., 2001.
- Кром А. Метаморфозы «новой сакральности»//Музыка в постсоветскомпространстве. Н.Н., 2001.
- Кузанов С.Г. Музыкальное мышление в аспекте проблемы онтологиимузыки. Автореферат диссертации. М., 1993.
- Кузнецова. М. Sacra nova: служение и молитва. // Музыкальная академия. 2007, № 1.
- Лебедев С., Поспелова P. Musica Latiua. Латинские тексты в музыке имузыкальной науке. СПб., 2000.
- Левая Т.Н. Время и пространство поздней советской музыки//Русскаякультура и мир. Н.Н., 1993.
- Левая Т.Н. Постсоветская музыка в аспекте нового религиозного, движения/ТМузыка в постсоветском пространстве. Н.Н., 2001.
- Леви-Брюль. Л. Первобытное мышление. М., 1930.
- Лесовиченко A.M. Григорианские песнопения и мировоззренческие принципы Средневековья // Музыковедение 2004, № 2.
- Лесовиченко A.M. Западный музыкально-культовый канон и его' историческая судьба: исследовательский очерк НГУ. Новосибирск, 2001.
- Линючева Е. Сакральное и мемориальное в хоровом творчестве Г.Канчели // Дипломная работа. Н.Н., 2008.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемыэстетики и поэтики. М., 1994.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики//Лосев А. Самое само. М., 1999.
- Лотман Ю.М. Риторика // Труды по знаковым системам. Тарту, 1981.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров.
- Статьи. Исследования. Заметки. СПб., 2001.
- Маккарти Дж. Правда очень проста. Интервью с А.Пяртом. Перевод сангл. Е. Михалченковой//Советская музыка, 1990, № 1.
- Маклыгин A. J1. Сонорика в музыке советских композиторов. Авторефератдиссертации. М., 1985.
- Манн Т. Доктор Фаустус. М., 1959.
- Мартынов В. История богослужебного пения: Учебное пособие. М., 1994.
- Мартынов В. Конец времени композиторов. М., 2002.
- Медушевский В. В. Музыкальное восприятие. М., 1980.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
- Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки // Православный образовательный портал Слово. http://www.portal-slovo.ru/rus/about/authors/581/
- Медушевский В. В. Отражение молитвенного опыта в шедеврах светской музыки // Православный образовательный портал Слово. http://www.portal-slovo.ru/rus/about/authors/581/
- Медушевский В. В.Сущностные силы человека и музыка // Музыка. Культура. Человек. Вып. 2. Свердловск. 1991.
- Медушевский В.В. Исторический параллелизм в развитии вербального имузыкального языков//Слово и Музыка. М., 2002.
- Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотическийобъект//Советская музыка, 1979, № 3.
- Меерзон А. Эффект Гурецкого//Музыкальная академия, 2004, № 3.
- Мелетинский Е.М. Сказки и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2.М., 1982.
- Мелешин Р. Аскетический стиль Арво Пярта. Дипломная работа. Г., 1990.
- Мелешин Р. Христианская символика в творчестве А.Пярта//Русскаякультура и мир. Н.Н., 1993.
- Металлов В. Очерк православного церковного пения в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт 1915).
- Михайлов А.В. Обратный перевод: Избранные работы. М., 2000.
- Михайлов А.В. Слово и Музыка. Музыка как событие в историислова//Слово и Музыка. М., 2002.
- Москвина О. «Новая сакральность» в поздней советской музыке.
- Инструментальные концерты Софии Губайдулиной. Дипломная работа. Н.Н., 1994.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
- Нестьева М. Взгляд из предыдущего десятилетия. Интервью с А. Шнитке и С. Слонимским//Советская музыка, 1992, № 1.
- Носина В. О символике Французских сюит И.С.Баха. М., 2006.
- Орлов Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М., 1973.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 1991.
- Парфентьев Н. К проблеме типологизации явлений русской духовной музыки XX века // Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток-Русь-Запад. Гимнология. Вып.З. М., 2000.
- Пилипенко Н.В. Слово и музыка в песнях Франца Шуберта. Автореферат диссертации. М., 2002.
- Преображенский А. Словарь русского церковного пения. М., 1986.
- Присяжнюк Д.О. Музыкальный риторизм и композиторская практика XX века. Автореферат диссертации. Н.Н., 2004.
- Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Н. Новгород, 2002.
- Птушко Л. Полистилистика в творчестве А.Пярта. Дипломная работа. Г., 1975.
- Разумовский Д. Церковное пение в России. Опыт историко-технического изложения. Вып. 1−3. М., 1867−1869.
- Ручьевская Е.А. Слово и музыка. Ленинград, 1960.
- Савенко С. Musica sacra Арво ПяртаУ/Музыка из бывшего СССР. Вып.2.1. М., 1996.
- Савенко С. Авангард и советская музыкаУ/Музыка в постсоветскомпространстве. Н.Н., 2001.
- Савенко С. Авангард как традиция музыки XX векаУ/Искусство XX века.
- Диалог эпох и поколений. Т.2. Н.Н., 1999.
- Савенко С. Интерпретация идей авангарда в послевоенной советскоймузыке//Музыка XX века. Московский форум. М., 1999.
- Савенко С. Кредо А.Пярта//Музыкальная жизнь, 1995, № 9.
- Савенко С. Магия скрытых смыслов: Александр Кнайфель // Музыка избывшего СССР. Вып.1. М., 1994.
- Савенко С. Послевоенный музыкальный авангард/ТРусская музыка и XXвек. М., 1997.
- Савенко С. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова // Музыка избывшего СССР. Вып.1. М., 1994.
- Савенко С. Строгий стиль А.ПяртаУ/Советская музыка, 1991, № 10.
- Савченко А. Самосознание культуры и искусства XX века. М., 2000.
- Сапонов М.А. Искусство импровизации: Импровизационные видытворчества в западно-европейской музыке средневековья и Возрождения. Вопросы истории, теории, методики. М., 1982.
- Сапонов М.А. Устная культура как материал медиевистиски// Традиция вистории музыкальной культуры Античность. Средневековье. Новое время. Проблемы музыкознания. Вып. 3, Л., 1989.
- Святитель Николай Сербский. Избранное. Минск. 2004.
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М.1. СПб., 1998.
- Священник Георгий Чистяков. Немая музыка псалмов//Слово и Музыка.1. М., 2002.
- Селиванов Б.В. Музыкальная эстетика средневековой Руси.1. Новосибирск, 1988.
- Серегина Н. Мелизматический стиль в жанре покаянных стихов // Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток-Русь-Запад. Гимнология. Вып.З. М., 2000.
- Симакова Н.А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История. Теория. Практика. T. l, М., 2002.
- Степанова И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. Автореферат докторской диссертации. М., 1999.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Тараканов М. Вячеслав Артемов: в поисках художественной истины // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М., 1994.
- Токун Е. Tintinnabulli: стиль и техника. // Музыкальная академия. 2007, № 1.
- Федоров Д.В. Смысл музыки: его анализ на основе эстетики П. А. Флоренского и русской философско-религиозной традиции. Автореферат", диссертации. М., 1999.
- Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т.2. М., 1990.
- Харлап М. Ритм и метр в музыке. М., 1986.
- Холопов Ю.Н. Музыка России: между AVANT и RETRO/ТМузыка XX века. Московский форум. М., 1999
- Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.
- Холопова В.Н. Язык музыкальный и словесный: их системное сопоставление // Слово и музыка. М., 2002.
- Холопова В.Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество. М., 1984.
- Ценова B.C. Культурология Владимира Тарнопольского // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М., 1994.
- Ценова B.C. Новая религиозность русской музыки и духовные сочинения Э.Денисова//Музыка XX века. Московский форум. М., 1999.
- Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. М., 2002.
- Чередниченко Т. В. Аркадьев М. Диалоги о «постсовременности» // Музыкальная академия, 1998, № 1.
- Чередниченко Т.В. Композиция последнего двадцатилетия: неоканоническая перспектива? // Музыка XX века. Московский форум. М., 1999.
- Чигарева Е. И. О том, что в музыке // Слово и музыка. М., 2002.
- Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М., 2001.
- Чигарева Е. И. Слово как структурная единица в музыке // Сайт Российского государственного гуманитарного университета, www.rsuh.ru
- Шаймухаметова JI.H. Семантические процессы в музыкальной теме. Автореферат диссертации. М., 2000.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Пер. с нем. Я. С. Друскина. М., 2002.
- Шиманский Н. Литургическое многоголосие западного типа // Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток-Русь-Запад. Гимнология. Вып.З. М., 2000.
- Шпенглер. О. Закат Европы. М., 2002.
- Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание//Новый мир, 1989, № 12.
- Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М., 2006.
- Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
- Brauneiss L. Grundsatzliches zum Tintinnabulistil Arvo Parts // Musiktheorie. 2001. № 16.
- Brotbek R. and Ronald Wachter. «Lernen, die Stille zu horen’V/Neue Zeitschrift fur Musik. 151 (March 1990). S. 13−16 Savall J. Arvo Part: Harmonie zu zwei Stimmen // Classica. Dezember 2000 Januar 2001. № 28.
- Dover D. Part and Penderecki: Divergent Voices and Common Bonds //Georgia, 1997.
- Hillier P. «Arvo Part Magister Ludi»//Musical Times 130, March 1989
- Hillier P. Arvo Part // New York, 1997.
- Kareda S. «Dem Urknall entgegen»: Einblick in den Tintinnabuli-Stil von Arvo Part // Kirchenmusikalisches Jahrbuch. 2000. № 84.
- La Motte-Haber H. de. Klang und Linie als Einheit: Helga de la Motte-Haber im Gesprach mit Arvo Part // Controlling creative processes in music (Schriften zur Musikpsychologie and Musikasthetik. № 12). Frankfurt / Main u.a., 1998.
- Part Arvo. «Tintinnabuli Flucht in die freiwillige Armut’V/Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber, 1990.
- Pinkerton II D. Minimalism, the gothic stile, and tintinnabulation in selected1,* works of Arvo Part // Pittsburgh, 1996.
- Sonntag, Brunhilde. Das Problem der Zeit in der Tintinnabuli-Musik Arvo
- Parts//01iver Kautny (Hrsg). Arvo Part Rezeption und Wirkung seiner Musik.1. Osnabruck 1999.