Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научные основы курса «Культура речевого общения»: Для студентов педвузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментального обучения, проведенного со студентами Благовещенского госпединститута (1995;1996) — о ходе и результатах исследования сообщалось в докладах на научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПИ (1994), на научной конференции преподавателей Амурского государственного университета (1996), на Виноградовых чтениях в РАО… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ И МЕТОДИСТОВ. И
    • 1. 1. Учение о культуре речи (к истории вопроса). И
    • 1. 2. Речевое общение с точки зрения современных теорий (лингвистический, социолингвистический, психолингвистический и дидактический аспекты)
    • 1. 3. Состояние обучения культуре речи в пединститутах
  • Глава II. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И ОПИСАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
    • 2. 1. Структура коммуникативного акта и коммуникативные качества речи
    • 2. 2. Текст как продукт коммуникации и показатель речевой культуры
    • 2. 3. Сферы общения и стили речи
      • 2. 3. 1. К проблеме классификации стилей
      • 2. 3. 2. Характеристика функциональных стилей речи
  • Глава III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»
    • 3. 1. Содержание теоретического курса. Основные понятия
    • 3. 2. Практикум «Секреты хорошей речи». 16(c)
    • 3. 3. Экспериментальная проверка предложенного курса
      • 3. 3. 1. Констатирующий срез
      • 3. 3. 2. Обучающий эксперимент
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 201 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Программа курса «Культура речевого общения»

Научные основы курса «Культура речевого общения»: Для студентов педвузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование культуры речи школьников и студентов в наши дни выступает как требование государственной важности, так как от того, насколько они свободно будут пользоваться языком как средством общения, зависит степень их участия в производственной и общественной жизни. По этой причине требование развивать речь обучаемых воспринимается как социальный заказ школам и вузам. Особое значение обучение речевой культуре приобретает в педагогическом вузе. Важно не только научить будущего учителя свободно владеть собственной речью в различных коммуникативных ситуациях, и прежде всего в профессионально-педагогической деятельности, научить культуре педагогического общения, сформировать навыки правильной и хорошей речи, но и вооружить учителя русского языка и литературы методикой развития речи школьников. Решить поставленные задачи можно лишь в том случае, если обучение языку и речи строить как обучение речевой деятельности во всех ее видах: слушании, чтении, говорении, письме.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (1995) курс «Культура речи» введен на всех факультетах педвуза. Однако актуально на современном этапе расширить предмет этой дисциплины и говорить не о культуре речи, а о культуре речевого общения как многоаспектной дисциплине, включающей культуру мышления, эмоциональную культуру и культуру речи. Изменения в названии и содержании учебной дисциплины обусловлены развитием теории коммуникации, лингвистики текста, теории речевой деятельности, утверждением в методике коммуникативно-деятельностного подхода, предполагающего обучать общению для общения в процессе общения. При этом общение выступает как цель, средство и способ обучения.

Разработка теории речевой деятельности (JL С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Е Леонтьев, С. JL Рубинштейн и др.), работы по функциональной стилистике (В. В. Виноградов, Г. 0. Винокур, А. К Гвоздев, Е. А. Земская, М. К Кожина, В. Г. Костомаров, 0. Б. Си-ротинина, Д. Е Шмелев, 1 В. Щерба и др.) и культуре речи (М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, ЛИ. Скворцов и др.), исследования особенностей профессионально-педагогического общения (А. А. Леонтьев, В. А. Кан-Калик, А. К. Михальская и др.), анализ разных аспектов изучения текста (И.Р.Гальперин, Е Д. Зарубина, Г. В. Колшанский, Л. М. Лосева, 0. И. Москальская, Е А. Ипполитова, Т. С. Кудрявцева и др.), внимание к вопросам речевого этикета (А. А. Акишина, Е И. Формановская и др.) позволили методистам по-новому подойти к решению задач обучения, где в качестве перспективного рассматривается коммуникативно направленный курс (В. И. Капинос, А. Ю. Купалова, Т. А. Ладыженская, С. И. Львова и др.).

Наиболее разработанной оказывается школьная методика обучения речи, об этом свидетельствуют многочисленные учебные пособия и рекомендации для учителей по риторике, культуре речи, практической стилистике (1 И. Величко, В. И. Капинос, ЕЕКохтев, ЕА. Крина, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, С. И. Львова, Т. В. Матвеева, ЕЕ Сергеева, 3. С. Смелкова, В. В. Соколова, М. С. Соловейчик).

В вузовской методике также предприняты попытки создать программы и учебники по культуре речи и другим речеведческим дисциплинам (А. Е Васильева, 1 А. Введенская, Б. Е Головин,.

— б.

Г. М. Грехнева, Т. ЕЕрина, А. А. Князьков, Т. А. Ладыженская, В. А. Луков, М. М. Михайлов, ЕА. Николина, 1 Г. Павлова, Д. Э. Розен-таль, О. Б. Сиротинина, Л А. Ходякова, Т. А. Шаповалова и др.). Б арсенале преподавателя вуза имеется литература, отражающая отдельные вопросы теории и практики преподавания речевой культуры. Однако отсутствует достаточно полный учебник, отражающий современное состояние науки, соответствующий всем требованиям дидактикинет методических рекомендаций, текстового материала для анализа, а программы курса требуют доработок. Отсутствие необходимых средств обучения приводит к тому, что содержание преподавания не соответствует целям, и, следовательно, не может быть эффективным процесс обучения речевой культуре.

Таким образом, актуальность исследования определяется социальным заказом общества на повышение уровня культуры речевого общения студентов педвуза, необходимостью обучить будущего учителя методике развития речи учащихся, развитием современной речеведческой теории, недостаточной разработанностью данной проблемы в методическом аспекте и практической потребностью в такой разработке.

Объектом исследования является процесс обучения речевой культуре студентов педвуза.

Предмет исследования — курс «Культура речевого общения» для студентов педвуза.

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научные основы курса «Культура речевого общения» для студентов педвуза, определить его содержание, описать пути его реализации.

Гипотеза исследования заключается в следующем. Обучение культуре речевого общения студентов станет более эффективным, если.

— в основу курса положить современные подходы: коммуникативнодеятельностный, текстоцентрический, функциональный, при этом единицей обучения, единицей контроля и показателем речевой культуры студентов будут продуцируемые и воспринимаемые тексты, адекватные сфере и ситуации профессионально-педагогического общения;

— усилить профессиональную направленность курса;

— перераспределить содержание обучения речевому общению между речеведческими дисциплинами вузовской программы.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующий задачи:

1. Определить уровень речевой культуры студентов, изучить состояние преподавания культуры речи в педвузах на современном этапе с целью обобщить опыт преподавателей и выявить типичные недостатки в методике преподавания.

2. Разработать системный подход к формированию речевой культуры студентов.

3. На основе этого подхода создать модель курса: отобрать содержание обучения культуре речевого общения, определить структуру курса.

4. Экспериментально проверить модель курса и ее эффективность в процессе обучения студентов.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:

— теоретические (анализ лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы, в том числе анализ программ, учебных пособий и учебно-методических работ по теме исследования);

— социолого-педагогические (целенаправленное наблюдение за процессом обучения студентов культуре речи, за устной и письменной речью студентованкетированиебеседымоделирование);

— экспериментальные (поисковый и обучающий эксперименты, статистический анализ экспериментальных материалов).

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— обоснована и доказана необходимость комплексного, основанного на сочетании коммуникативно-деятельностного, тексто-центрического и функционального подходов, обучения речевой культуре студентов факультета русского языка и литературы педвуза;

— определено содержание обучения культуре речевого общения;

— разработан курс, представляющий собой единую систему лекционных и практических занятий.

Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что.

— разработанная методика обучения культуре речевого общения может использоваться для обучения студентов всех специальностей педвуза;

— результаты исследования могут быть взяты на вооружение составителями программ и учебных пособий по курсу, а также использованы при подготовке учебно-методических рекомендаций;

— практический материал исследования может быть использован в качестве методического руководства для преподавателей вуза.

Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментального обучения, проведенного со студентами Благовещенского госпединститута (1995;1996) — о ходе и результатах исследования сообщалось в докладах на научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПИ (1994), на научной конференции преподавателей Амурского государственного университета (1996), на Виноградовых чтениях в РАО (1997). Автором в течение шести лет (1990;1996) проводились занятия по культуре речи и культуре речевого общения со студентами разных факультетов БГПИ. Содержание диссертации нашло отражение в трех опубликованных работах, еще две находятся в печати.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Коммуникативные качества речи (точность, логичность, уместность, выразительность, доступность и др.) могут быть сформированы лишь на уровне текста.

2. Показателем культуры речевого общения будущего учителя является производимый им устный и письменный текст, точнее, его соответствие сфере и ситуации общения. Текст при этом выступает в качестве единицы контроля.

3. Эффективность работы по воспитанию у студентов педвуза культуры речевого общения повышается, если курс имеет коммуникативную направленность, отбор содержания обучения производится с позиций текстоцентрического подхода к языковому материалу и задач речевого общения, а операционный план обучения связан с организацией последнего в деятельностном ключе.

4. «Культура речевого общения» — комплексная дисциплина, поэтому при отборе содержания обучения необходимо учесть последние достижения в области социои психолингвистики, лингвистики текста, стилистики, ораторского искусства.

5. Основные теоретические положения курса последовательно и системно подкрепляются на практических занятиях. Таким образом, теоретическая и практическая части курса составляют единое целое.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обеспечены опорой на достижения современной лингвистики, лингводидактики, методики, совокупностью использованных методов исследования, а также положительными результатами экспериментального обучения.

Логика исследования и последовательность решения поставленных задач определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

ВЫВОДЫ.

1. Экспериментальное обучение проводилось на специально отобранном материале, куда вошли теоретические сведения по лингвистике текста, лингвистической прагматике. Основным методическим приемом работы были выбраны речевые ситуации, в ходе моделирования которых студенты создавали различные речевые произведения (тексты). Высказывания обучаемых были проанализированы с целью определить уровень речевой культуры студентов, выявить случаи затруднения в общении.

2. Обучение осуществлялось по специальной программе, в теоретическую основу которой были положены знания о коммуникативном акте, речевой ситуации, тексте, коммуникативных качествах речи, педагогическом общении. Большую часть теоретических сведений студенты усваивали практическим путем в ходе решения коммуникативно-ситуативных задач.

3. В экспериментальном обучении были использованы методы моделирования и конструирования:

1) метод моделирования применялся на всех этапах обученияучащиеся прогнозировали предстоящее общение, его участников, их социальные роли, условия общения, а затем реализовыва-ли планмоделировались учебные речевые ситуации;

2) метод конструирования предусматривал построение собственных высказываний в моделируемых ситуациях общения.

— 200.

4. В контрольной группе обучение осуществлялось по действующей программе, в которую включены разделы: «Речь как одно из важнейших средств обучения. Культура педагогического общения», «Постановка голоса, техника речи», «Высказывания (речевые произведения, жанры), употребительные в профессиональной деятельности учителя». Большое внимание на занятиях было уделено изучению норм современного русского литературного языка, качеств хорошей речи, видов речевой деятельности. Коммуникативно-ситуативные задания в контрольной группе не применялись.

5. Сопоставление результатов констатирующих срезов до и после эксперимента показало: в экспериментальной группе студенты лучше решают коммуникативные задачи, создают тексты, адекватные ситуации общения, свободно моделируют предстоящее общение, что свидетельствует о развитии их коммуникативных умений: умении ориентироваться в условиях речевого общения, умении планировать речевую деятельность с учетом особенностей ситуации, умении отбирать эффективные для данной ситуации языковые и неязыковые средства, умении управлять процессом общения, умении контролировать коммуникативные намерения и их реализацию, умении анализировать состоявшееся общение и вносить коррективы в выбранную систему общения.

6. Трудности в обучении профессиональному общению первокурсников связаны с тем, что студенты еще не изучали дисциплины, которые также рассматривают процесс общения (педагогика, психология, методика), у них не сформированы мотивы педагогической деятельности. Трудность другого плана — недостаток учебной литературы по обозначенной дисциплине.

7. В целом результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики обучения речевому общению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено разработке методики обучения культуре речевого общения студентов педвуза. Курс «Культура речевого общения» является составной частью высшего педагогического образования, которое базируется на комплексном изучении всех предметов, формирующих необходимые филологические знания и педагогическое мастерство.

Учитывая то, что в вузовской методике отсутствуют отвечающие всем требованиям современной науки и практики образования программы, учебные пособия и методические рекомендации, а также то, что уровень речевой культуры выпускников школ и вузов невысок, разработанная методика имеет важное практическое значение и помогает осуществлять целенаправленную работу по формированию коммуникативной компетенции студентов.

Опираясь на положения теории речевой деятельности, мы придерживаемся взгляда на общение как на конечную цель, содержание и средство обучения, высшей единицей которого является текст. При этом текст, с одной стороны, выступает как образец речевого произведения, с другой стороны, как критерий речевой культуры. Все коммуникативные качества речи формируются на уровне текста и на уровне текста могут быть проверены.

В учебной сфере текст является средством обучения и средством контроля, единицей обучения и единицей контроля. Оптимальной единицей обучения культуре речевого общения является мини-текст, соответствующий определенному функциональносмысловому типу речи. Такой текст сохраняет все признаки и свойства целого текста, является семиотически достаточным. В связи с этим разработанная нами методика обучения культуре ре.

— 202 чевого общения принципиально отличается от ныне существующих методик, так как строится на основе текстоцентрического подхода, соотнесенного с теорией коммуникативного акта.

Предлагаемое содержание курса и система речевых упражнений служат формированию у студентов таких умений и навыков, как умение ориентироваться в условиях речевого общения, планировать речевую деятельность с учетом особенностей ситуации, умение отбирать эффективные для данной ситуации языковые и неязыковые средства, умение управлять процессом общения, умение контролировать коммуникативные намерения и их реализацию, умение анализировать состоявшееся общение и вносить коррективы в выбранную систему общения.

Проведенный эксперимент свидетельствует об эффективности разработанной методики обучения речевому мастерству. Кроме того, исследование отличается перспективностью: в теоретическом плане есть необходимость описать другие функционально-смысловые типы речи в качестве единиц обучения профессионально-педагогическому общению, в частности, таких, как объяснение, характеристикав учебно-методическом плане есть потребность в разработке дифференциальных программ по речевому общению для студентов разных специальностейв создании учебных пособий, методических рекомендаций и сборников эталонных и дефектных текстов.

Таким образом, при усилении внимания к коммуникативной теории, к особенностям речевого общения, к его высшей единице — тексту можно добиться высоких результатов в обучении студентов педвуза культуре речевого общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка /К вопросу о предмете социолингвистики/. — JL: Наука, 1975. — 276с.
  2. А. А., Формановская К И. Русский речевой этикет: Пособие для студентов-иностранцев. М., 1978. — 183с.
  3. Актуальные проблемы культуры речи. /Под ред. В. Г. Костомарова и 1 И. Окворцова. М.: Наука, 1970. — 403с.
  4. В. И. Деловая риторика. Казань, 1993. — 250с.
  5. Античные теории языка и стиля. М. -JL, 1936. — 341с.
  6. Г. 3. Ораторское искусство. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 256с.
  7. В. А. Культура речи. М.: Знание, 1966. — 79с.
  8. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982. — 192с.
  9. Ахманова 0. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 607с.
  10. Балли IIL Французская стилистика: /Пер. с фр. /. М.: Изд. ин. л-ры, 1981. — 394с.
  11. И. Баранов А. Г. функционально-прагматическая концепция текста. Дис.. дфн. — Ростов-на-Дону, 1993.
  12. В. К принципам строения высказываний в разговорной речи // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. Современная зарубежная русистика. М.: Прогресс, 1985. — 579с.
  13. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с- 204 фр. М.: Прогресс. Универс: Рея, 1994. — 615с.
  14. Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978, с. 442 — 444.
  15. Батурина 0. А. Подготовка студентов педвуза к общению с учащимися. Дисс.. кпн. Спб., 1994. — 233с. а 17. Бахмутова Е. А. Культура речи. Изд. 2-е, испр. и доп. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964. — 118с.
  16. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423с.
  17. Н. А. Очерки по теории и истории риторики / АН COOP ИНИОН. М.: Наука, 1991. — 213с.
  18. Н.Г. Ораторское искусство: Хрестоматия. -М., 1978. 191с.
  19. Н. Г. Работа лектора над речью: Краткие методические рекомендации и упражнения. М.: Знание, 1974. -61с.
  20. Ю. А. Говорите ясно и просто. М.: Знание, 1980. — 64с.
  21. Ю. А. Общественно-политическая лексика В. Г. Белинского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 132с.
  22. Н. Н. Методические приемы работы с текстом по совершенствованию речевой деятельности студентов национальных групп педвузов. Дисс.. кпн. — М., 1987. — 204с.
  23. Н. Н. Массовая коммуникация и общение. -М.: Знание, 1988. 80с.
  24. А. А. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983. -272с.
  25. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему язы- 205 кознанию /В 2-х т. / 11, 1963. Т. 1 — 384с. Т. 2 — 391с.
  26. В. Д. Социальная лингвистика. М.: Просвещение, 1987 — 159с.
  27. М.П. Стилистический анализ /На материале немецкого языка/. М.: Высшая школа, 1971. — 190с.
  28. А. А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.- 64 с.
  29. Е. Б. Формирование умений педагогического общения у студентов младших курсов педвуза. Дисс.. кпн. -Челябинск, 1992. — 222с.
  30. Бюлер К Теория языка // История языкознания 19−20 вв. в очерках и извлечениях. Т. 2. М., 1965.
  31. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. М.: Прогресс, 1989. — 310с.
  32. Ю. В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.: Русский язык, 1979. — 296с.
  33. С. С. Стилистика русского языка. Программа для 10−11 кл. школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. //РЯЕ 1996. — N 6. — С. 109−113.
  34. С. С. Стилистический аспект подготовки студентов-филологов // РЯЕ 1994. — N 2. — С. 107−110.
  35. С. С. Труды В. В. Виноградова по стилистике как теоретическая основа вузовского курса «Стилистика русского языка». // РЯЕ 1994. — N 6. — С. 64−69.
  36. С. А. Синтез смысла при создании и понимании- 206 текста. Киев, 1988. — 237с.
  37. А. Е Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М.: Русский язык, 1976. — 189с.
  38. А. Е Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи. М.: Русский язык, 1976. — 239с.
  39. А. Е Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990. — 247с.
  40. Введенская JL А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995. — 576с.
  41. Величко JL И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128с.
  42. Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1976. — 248с.
  43. В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // ВЯ. 1955. — N 1.- С. 60−87.
  44. В. В. О культуре русской речи //РЯШ. -1961. N 3.- С. 3−9.
  45. В. В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания //ВЯ. 1964. — N 3. — С. 5−9.
  46. В. В. Развитие речи, ее изучение и вопросы речевой культуры // ВЯ. 1961. — N 4.- С. 3−19.
  47. В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). M.-JL, 1947. — 783с.
  48. В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. — 255с.
  49. Г. О. Из бесед по культуре речи //PP. 1967. — N 3. — С. 10−14.- 207
  50. Г. 0. Культура языка. 2-е изд. М., 1970.210с.
  51. В. П. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей. М., 1970. — 210с.
  52. Вохмина 1 1 Хочешь говорить говори: 300 упражнений по обучению устной речи. — М.: Русский язык, 1993. — 176с.
  53. Выготский 1С. Развитие высших психологических функций. М., 1960. — 240с.
  54. Выготский 1 С. Детская психология. Собр. соч. в 6-ти томах. /Под ред. Эльконина Т. Е М.: Педагогика, 1984. — 358с.
  55. Выготский 1С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1956. — 519с.
  56. И. Р. К проблеме дифференциации стилей речи //Проблемы современной филологии. М.: Наука, 1965. — 475с.
  57. И. Р. Текст как обьект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 139с.
  58. А. Е Очерки по стилистике русского языка. -М.: Просвещение, 1965. 408с.
  59. . Е О культуре русской речи. Научно-популярный очерк. Вологда: Кн. изд-во, 1956. — 160с.
  60. . Е Основы культуры речи: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1988. — 320с.
  61. . Е Основы теории речевой культуры. Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1977. — 63с.
  62. И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. -М.: Международные отношения, 1993. 280с.
  63. Гончарова Е А. Содержание и методика преподавания курса «Основы культуры речи» в условиях национально-русского двуязычия. Дисс.. кпн. М., 1991. — 200с.- 208
  64. И. Е Вопросы теории речевой деятельности.: Психолингвистические основы искусственного интеллекта. Таллин: Валгус, 1987. — 190с.
  65. И. Е Невербальные компоненты комуникации. -М.: Наука, 1980. 104с.
  66. И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991. — 238с.
  67. Г. Г. Речевое общение и проблемы лингводи-дактики //РЯШ. 1988. — N 5. — С. 41−45.
  68. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 383с.
  69. Граудина JL К. Беседы о русской грамматике. М: Знание, 1983. — 128с.
  70. Граудина JL К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М.: Наука. 1989. — 254с.
  71. В. С. Культура педагогического общения. М., 1990. — 142с.
  72. С. С. и др. Основы риторики: Уч. пособие. Киев, 1988. — 245с.
  73. В. Д. Специфика разговорного текста //Языковые средства в функциональном аспекте: Межвуз. сб. научн. тр. / МГПИ им. Ленина. М.: МГПИ, 1988. — 185с.
  74. Деривация и семантика: слово предложение — текст: Межвуз. сб. научн. трудов. /Ред. Мурзин 1Е — Пермь: Изд-во ПГУ, 1986. — 171с.
  75. Деривация и текст: Межвуз. сб. научн. трудов. /Ред. Мурзин Л. Е Пермь: Изд-во ПГУ, 1984. — 169с.
  76. Доблаев JL Е Логико-психологический анализ текста. -Саратов, 1969. 171с.- 209
  77. Доблаев JL П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. /Под ред. R В. Давыдова. М., 1982. -176с.
  78. А. Б. Общение: наука и искусство. 2-е изд., М.: Знание, 1980. — 159с.
  79. Т. М. Текст как иерархия коммуникативных программ: информационно-целевой подход. //Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — С. 48−57.
  80. Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной комуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. -М.: Наука, 1984. 268с.
  81. Т. М. Язык и социальная психология. /Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980. — 224с.
  82. Г. В., Юхт В. JL К построению типологии текстов. // Лингвистика текста: Материалы научн. конф.: В 2-х ч. М., 1974. 4.1. — С. 103−109.
  83. Т. Е, Михайлов М. М. Коммуникативные качества русской речи: Уч. пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 1992. — 112с.
  84. Железнякова 0. М. Проблемные тексты как средство улучшения усвоения знаний. Дисс.. кпн. Ульяновск, 1992. -204с.
  85. ЗКинкин ЕИ. Психологические основы развития мышления и речи. // РЯШ. 1985. — N 1.
  86. ЕИ. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159с.
  87. Ю. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, 1991. — 94с.
  88. Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. — 64с.- 210
  89. Г. А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста. Дисс.. кпн. Спб., 1994. -206с.
  90. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. — 113с.
  91. Зеленецкий К П. Исследование о риторике. М.: Знание, 1991. Вып. 5. — 63с.
  92. Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Е Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981. — 276с.
  93. И. А. Мыслительные процессы при порождении речевого высказывания. //Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — 88с.
  94. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 160с.
  95. Знак и общение. /Под ред. А. А. Брудного: Сб. статей. Фрунзе, 1974. — 115с.
  96. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. — 368с.
  97. ЗюкинаЗ. С. Повышение коммуникативно-речевой активности студентов-билингвов в курсе «Культура речи учителя». Дисс.. кпн. М., 1993. — 216с.
  98. С. Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников. М.: Просвещение, 1964. — 111с.
  99. С. Ф. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970. — 96с.
  100. С. Ф. Специфика публичной речи. М.: Знание, 1978. — 126с.
  101. Д. И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986. — 160с.- 211
  102. Д. И. Обучение диалогу: Уч. пособие. М., 1977. — 80с.
  103. М.И. Основы культуры речи. Киев, 1984. — 187с.
  104. Ипполитова Е А. Роль текста при изучении вводных слов и предложений. // РЯШ. 1996 — N 2. — С. 11−16.
  105. N 110. Ипполитова К А. Совершенствование механизмов речи школьников. // РЯШ. 1995. — N 3. — С. 3−8.
  106. Ипполитова К А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М.: Библиотечное издание, 1992. — 125с.
  107. Кан-Калик В. А. Проблемы профессионально-педагогического общения.//Советская педагогика. 1979. — N 6.
  108. ИЗ. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный, 1988. — 68с.
  109. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1987. 192с.
  110. Кан-Калик В. А., Никандров Е Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
  111. В. И. Работа по развитию связной речи учащихся в свете теории речевой деятельности. //РЯШ. 1978. — N 4. — С. 58−66.
  112. В. И. Развитие речи: задачи и содержание обучения. //Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4−8 классах. М.: Просвещение, 1988. — С. 118−127.
  113. В.И., Сергеева ЕЕ, Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения (5−7 кл.). М.: 1991. -191с.
  114. В. И. Сложные речевые акты как речевые единицы. Дисс.. д.филол.н. — Киев, 1989. — 465с.
  115. Ю. Е Русский язык и языковая личность.1. М.: Наука, 1987. 261с.
  116. С. Д. Типология языка и речевое мышление.- JL: Наука, Ленингр. отд-е, 1972. 216с.
  117. Киселева JL А. Вопросы теории речевого воздействия. -Л.: ЛГУ, 1978. 160с.
  118. Киселева 0.0. Подготовка студентов педагогического института к формированию коммуникативной культуры у школьников. Дисс.. кпн. — М., 1992.
  119. КожинА.Е, Крылова 0.А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи: Уч. пособие для филол. специальностей ун-тов. М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
  120. Кожина М. Е 0 функциональных семантико-стилистических категориях текста.//Филологические науки. 1987. — N 2. — С. 35−41.
  121. Кожина М. Е Об отношении стилистики и лингвистики текста. //Функциональный стиль научной прозы. М., 1980. — С. 3−17.
  122. Кожина М. Е 0 речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими: Уч. пособие. Пермь, 1972.- 395с.
  123. М. Е Стилистика русского языка. М.: Просвещение. — 1977. — 223с.
  124. Кожина М. Е Стилистика русского языка: (Для спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.». 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1993. — 221с.
  125. М. Е Стилистика текста в аспекте коммуникативной теории языка. //Стилистика текста в коммуникативном аспекте. Пермь, 1987. — С. 4−23.
  126. В. В. История русского языка в рассказах: Уч. пособие для уч-ся старших классов. 3-е изд. М.: Фирма «Ака1. ЛИС», 1994. 166с.
  127. В. В. Культура речи культура поведения. -JL, 1988. — 271с.
  128. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. -JL: Лениздат, 1987. 143с.
  129. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. -М.: Наука, 1984. 174с.
  130. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. //ИЯЕ 1985. — N 1. — С. 10−14.
  131. Г. С., Сенкевич М. П. Развитие речи с элементами стилистики: Уч. пособие для национальных пед. училищ РСФСР. JL: Просвещение, Лен. отд-е, 1981. — 264с.
  132. Л. И. Текст как основа обучения личност-но-ориентированному общению в старших классах средней школы. -Дисс.. кпн. М., 1992. — 239с.
  133. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383с.
  134. А. В. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевому общению. Дисс.. кпн. — М., 1994. — 174с.
  135. Л. Ю. Совершенствуйте свою речь: Для ст-ов-заочников фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. — 119с.
  136. В. Г. Насущные задачи учения о культуре речи. //РЯЕ 1965. — N 4.- С. 3−16.
  137. В. Г. Русский язык на газетной полосе. Не- 214 которые особенности языка современной газетной публицистики. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1971. 267с.
  138. В. Г., Леонтьев А. А. Некоторые теоретические вопросы культуры речи. //ВЯ. 1966. — N 5. — С. 3−15.
  139. В. Г., Скворцов Л. И. Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 1970. — 403с.
  140. Кохтев ЕЕ Риторика: Уч. пособие для уч-ся 8−11 кл. учеб. заведений с углубл. изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. М.: Просвещение, 1994. — 206с.
  141. А. Т. Научные основы курса «Культура речевого общения» для национальной школы гуманитарного профиля. -Дисс.. кпн. М., 1996. — 244с.
  142. ЕС., Третьяков В.Е Грамматика общения.- JL, 1990. 206с.
  143. Крылова 0. А., Хавронина С. А. Порядок слов в русском языке. М.: Русский язык, 1976. — 231с.
  144. Л. Е Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989. — 186с.
  145. Т. С. Современные подходы к обучению речи. /ГШ ~ 1996. N 3. — С. 3−7.
  146. Т. С. Текст как единица обучения. //Текст в речевой деятельности /перевод и лингвистический анализ/: Сб. статей АН СССР ИЯЗ. М.: ИЯЗ. 1988. — 136с.
  147. Т. С. Учебный текст как объект лингводи-дактического описания русского языка: функции, типология, принципы оценки. Дисс.. кпн. — М., 1985. — 236с.
  148. Культура общения: Экспеиментальные материалы для учителей школ, выполняющих функции центров образования взрослых. 1, 1985. — 39с.
  149. Культура общения учителя: Методические рекомендации.- 1: ЛГПИ, 1990. 40с.-157. Культура речи в различных сферах общения: Тез. 19 зон. совещания кафедр рус. яз. вузов Урала. Челябинск, 1982.- 183с.
  150. Культура речи учителя: Метод, указания для ст-тов фак-та рус. яз. и л-ры. М., 1988. — 94с.
  151. Н.А., Матвеева Т. В. Культура русской речи: Уч.-метод, пособие для учителей. Свердловск, 1991. — 53с.
  152. Т. А. Анализ устной речи учащихся 5−7 классов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 135с.
  153. Т. А. и др. Детская риторика /1-й кл.: Метод, рекомендации/. М., 1993. — 59с.
  154. Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1986. — 124с.
  155. Т. А. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1990. — 335с.
  156. Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 255с.
  157. Леви В. JL Искусство быть другим. Спб., 1993.188с.
  158. А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. //Синтаксис текста.1. М.: Наука, 1979.- 368с.
  159. А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: Психолингвистические очерки. -. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 87с.
  160. А. А. Общественные функции языка и его функциональные эквиваленты. //Язык и общество. М.: Наука, 1968. -255с.
  161. А. А. Педагогическое общение. //Педагогика и психология. М.: Знание, 1979. — 94с.
  162. А. А. Психолингвистические единицы поролще-ния речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307с.
  163. А. А. Психология общения: Уч. пособие для студентов-психологов. Тарту: ТГУ, 1974. — 219с.
  164. А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245с.
  165. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969. 214с.
  166. А. Н Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304с.
  167. А. Н Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 38с.
  168. НИ. Онтогенез речевой коммуникации. Дисс. и. дфн. — М., 1989. — 300с.
  169. Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. М.: Наука, 1989. — 140с.
  170. В. Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике. Дисс.. кпн. — М., 1993. -162с.
  171. . Ф. Категории общения и деятельности в психо- 217 логии. //Вопросы философии. М., 1979. — N 8. — С. 20−32.
  172. Лосева JL М. Как строится текст: Пособие для учителей. /Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. — 96с.
  173. М.Р. Риторика: Уч. пособие для уч-ся 10−11 кл.- М.: Издат. центр «Academia», 1995. 256с.
  174. С. И. Уроки словесности в 7−9 кл. М., 1993.- 270с.
  175. С. И. Язык в речевом общении: Факульт. курс /8−9кл./: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 125с.
  176. С. И. Язык в речевом общении: Факульт. курс /8−9 кл./: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992. — 188с.
  177. Майданова JLM. структура и композиция газетного текста: Средства выразительного письма. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. — 178с.
  178. А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 239с.
  179. Марченко 0. И. Риторика как норма гуманитарной культуры: Уч. пособие для вузов. М.: Наука, 1994. — 189с.
  180. Мастерство устной речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1967. — 200с.
  181. Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во Сведловского ун-та, 1990. — 172с.
  182. Машкова 0. И. Терминологическая культура речи учащихся в процессе учебно-научного общения на уроках русского языка. Дисс.. кпн. — Нижний Новгород, 1991. — 248с.
  183. Методика развития речи на уроках русского языка. /Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. — 239с.
  184. Методические разработки по стилистике и практике речи: Русский язык как иностранный. /Сост. Е. В. Бершова, В. П. Григорьева. М., 1973. — 102с.
  185. Методические рекомендации к проведению уроков раздела «Стилистика и культура речи». JL, 1978. — 43с.
  186. Н. А. и др. Структура научного текста и обучение монологической речи. М.: Русский язык, 1981. — 141с.
  187. В. Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов. Дисс.. дпн. — Сумы, 1985. — 38бс.
  188. М. М. Культура русской речи. Чебоксары, 1966. — 216с.
  189. М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1968. — 370с.
  190. Н. Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М.: Юридическая л-ра, 1981. — 176с.
  191. И. В. Коммуникативное и языковое содержание обучения профессиональному общению специалистов в области внешнеэкономических связей. Дисс.. кпн. — М., 1994. -260с.
  192. А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Уч. пособие для уч-ся 10−11 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996. 416с.
  193. А. К Теоретические основы педагогической риторики. Дисс.. дпн. — М., 1993. — 497с.
  194. А. Социодинамика культуры. /Пер. с фр. / М.: Прогресс, 1973. — 405с.
  195. А. Теория информации и эстетическое восприятие. /Пер. с фр. / Е: Мир, 1966. — 351с.
  196. Мурзин JL Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. 1991. 171с.
  197. . С. Человек и текст: основы культуры пись- 219 менной речи. М.: Книга, 1985. — 252с.
  198. Мышление и текст: Межвуз. сб. научн. трудов. Иваново, 1992. — 168с.
  199. В. 1 0 текстовых параметрах функционального стиля: К постановке проблемы. //Текст в функционально-стилевом аспекте. М., 1988. — С. 4−9.
  200. Е. А. Научные основы обучения деловому общению учащихся гимназий с русским языком обучения. Дисс.. кпн. — М., 1995. — 184с.
  201. Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. — 352с.
  202. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научн.-аналитич. обзоров. М.: ИНИОН, 1987. — 213с.
  203. Нечаева 0. А. Функционально-смысловые типы речи /описание, повествование, рассуждение/. Улан-Удэ, 1974. -260с.
  204. Т.М. Лингвистика текста: Современное состояние и перспективы. //Новое в зарубежной лингвистике.
  205. М., 1978. Вып. 8. С. 5−42.
  206. С. Т. Культура речи и речевое мастерство. //РЯШ. 1982. — N 1. — С. 55.
  207. С. Т. Техника речи. М., 1976. — 79с.
  208. Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. Вып. 8. М., 1978. — 479с.
  209. Новое в лингвистике. Современная зарубежная русистика. Вып. 15. М., 1985. — 579с.
  210. Е. А. Основы советского ораторского искусства. 2-е изд. М.: Знание, 1981. — 352с.
  211. Е. А. Мастерство устного выступления. М.: Политиздат, 1989. — 254с.
  212. Нормы человеческого общения: Тез. докладов межвуз. научн. конф. Горький, 1990. — 234с.
  213. М. Е Культура и этика общения. Ташкент, 1985. — 192с.
  214. С. Е Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, I960. 355с.
  215. Общая риторика. М.: Прогресс, 1986. — 391с.
  216. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального психологического исследования. /Под ред. А. А. Бодалева, P. JL Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 149с.
  217. Общие и частные проблемы функциональных стилей. /Отв. ред. М. Я Цвиллинг. М.: Наука, 1986. — 214с.
  218. В. В. Качества речи и структура текста. //Фи-лол. науки. 1979. — N 4.
  219. В. В. Речевые формулы популяризации. М., 1982. — 79с.
  220. В. В. Стилистика текста. М., 1980. — 263с.
  221. С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: Уч. пособие для филфакультетов пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1974. — 352с.
  222. Е. В. Психолого-педагогический анализ речевых умений учащихся высшей школы /по данным письменной речи/. Дисс.. кпн. — Спб., 1991. — 221с.
  223. Опыт работы по развитию речи (5−7 кл.) /Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 55с.
  224. Р. В. Пути повышения культуры русской речи при подготовке учителя родного языка (Грамматический аспект). -Дисс.. кпн. М., 1988. — 168с.
  225. Основные понятия и категории лингвостилистики: Межвуз. сб. научн. трудов. Пермь, 1982. — 169с.
  226. Основы культуры речи: Метод, указания для студентов 5 курса заочного отделения филол. фак-тов. Саранск, 1981. -40с.
  227. Основы культуры речи. Программа педагогических институтов. М., 1988.
  228. Основы культуры речи: Хрестоматия. /Сост. 1 И. Скворцов. М.: Высшая школа, 1984. — 312с.
  229. Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителей. М., 1983. — 287с.
  230. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 367с.
  231. М. Е Некоторые закономерности распознавания связного текста. //Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. JL, 1982. Вып. 5. -С. 21−41.
  232. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. — 142с.
  233. Р. В. Учение К Бюлера о функциях языка как попытка психологического решения лингвистических проблем. //ВЯ. 1963. — N 5. — С. 94−103.
  234. А. К. Лекции по стилистике русского языка. 2-е изд., испр. М., 1972. — 105с.
  235. . Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1973. — 63с.
  236. Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 277с.
  237. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. /Под ред. Т. А. Ладыженской. Сост. А. А. Князьков, JLE. Тумина. М.: МПГУ, 1993. — 232с.- 222
  238. А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М. -JL, 1930. — 176с.
  239. А. М. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. — 252с.
  240. Перевод и автоматическая обработка текста: Сб. на-учн. трудов АН СССР ИЯ. М.: Библиотечное издание, 1987. -187с.
  241. К. К Личность и труд. М., 1965.
  242. Познание и общение. /Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляева. М.: Наука, 1988. — 208с.
  243. Потоцкая Н П Стилистика современного французского языка. (Теоретический курс): Учебник для ст-тов ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высшая школа, 1974. — 246с.
  244. Г. Н Культура речи учителя: Пособие для ст-тов нефилол. специальностей пед. ин-тов. Рязань, 1984. -79с.
  245. Проблемы структурной лингвистики. М., 1973. — 599с.
  246. Профессионально ориентированные задания к курсу «Развитие русской речи в сфере профессионального общения». -М., 1986. 50с.
  247. Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976. — 156с.
  248. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7−8 кл.). Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. Изд. 3-е. М., 1986.- 176с.
  249. Речевое общение: проблемы и перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1983. — 224с.
  250. Речевое общение: цели, мотивы, средства: Сб. статей. М., ИЯ, 1985 (1986). — 215с.
  251. Речевые приемы и ошибки: типология, деривация и- 223 функционирование: Сб. научн. трудов. М.: ИЯ, 1989. — 133с.
  252. Риторика и перспективы ее изучения в школе и вузе: Тез. докладов. Ростов-на-Дону, 1990. — 99с.
  253. Риторика и стиль: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 136с.
  254. Д. Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. М.: Высшая школа, 1987. — 398с.
  255. Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. — 399с.
  256. С. 1 Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704с.
  257. Русская риторика: Хрестоматия. / Автор-составитель JLК.Граудина. М.: Просвещение: «Учеб. лит.», 1996. — 559с.
  258. Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистические исследования. /Под ред. М. В. Панова. В 4-х книгах. М.: Наука, 1968.- 1 — 184с., 2 — 299с., 3 — 367с., 4 — 212с.
  259. Русский язык и современность. М., 1991. 4.1.344с.
  260. А. К. Культура профессионально-педагогического общения в коллективе студенческой группы как условие формирования личности будущего учителя. Автореферат дисс.. кпн. — Алма-Ата, 1991. — 24с.
  261. Салькова JL В. Методика обучения учащихся и студентов созданию устных развернутых высказываний на лингвистические темы. Дисс.. кпн. — М., 1991. — 264с.
  262. Ю. А. Учебный текст как средство развития- 224 речемыслительной деятельности школьников. Дисс.. кпн. -М., 1992. — 148с.
  263. В. И. Логические основы редактирования текста. М.: Книга, 1972. — 272с.
  264. И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М.: Наука, 1969. — 135с.
  265. Е. В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений студентов педвуза. Дисс.. кпн. — М., 1984. — 230с.
  266. Сикорский Е VL Теория и практика редактирования. -М.: Высшая школа, 1980. 328с.
  267. Синтаксис текста: Сб. статей. М.: Наука, 1979.368с.
  268. Сиротинина 0. Б. Разговорный стиль. // функциональные стили и формы речи. Саратов, 1993.
  269. Сиротинина 0. Б., ред. Русская разговорная речь: Сб. научн. трудов. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1970. -251с.
  270. Сиротинина 0. Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М.: Просвещение, 1974. — 144с.
  271. Скворцов 1 И. Теоретические основы культуры речи. -Автореф. жисс.. д. филол. наук. М., 1978. — 55с.
  272. Скворцов Л И. Теоретические основы культуры речи. -№: Наука, 1980. 350с.
  273. Смелкова 3. С. Азбука общения: Книга для преподавате- «/ ля риторики в школе. Самара, 1994. — 203с.
  274. Смирнова Е И. Объем и содержание комуникативной компетенции школьников. Дисс.. кпн. — М., 1993. — 216с.
  275. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). /Под ред. Дридзе Т. М. и Леонтьева А. А. М.: Наука, 1976. — 226с.
  276. В. М. О природе человеческого общения. 2-е изд. Фрунзе, 1974. — 147с.
  277. В. В. Культура речи и культура общения. -М.: Просвещение, 1995. 192с.
  278. Г. Я От слова к тексту: Книга для уч-ся старших классов. М.: Просвещение, 1993. — 186с.
  279. Н. В. Основы культуры речи: Метод, пособие для студентов ЛГИФК. Каунас, 1986, — 61с.
  280. П. Основы искусства речи. Изд. 3-е испр. -М., 1992. — 416 с.
  281. Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — 327с.
  282. Стилистические исследования: на материале современного русского языка. М.: Наука, 1972. — 318с.
  283. А. А., Кручинина ЛИ. Об особенностях организации текстов, относящихся к разным функциональным стилям. -Иркутск, 1985. 176с.
  284. Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения: Пособие для учителей. М. -JL: Ленингр. отд., 1966. -134с.
  285. Е. Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте. //Национально-культурная специфика речевого поведе- 226 ния. М.: Наука, 1977. — С. 65−95.
  286. Текст в учебном процессе / Редкол.: С. К Фоломкина. -М., 1987. 152с.
  287. Текст в функционально-стилевом аспекте: Сб. научн. тр. Моск. ин-т ин. яз. имени Мориса Тореза / Редкол.: К. М. ирисханова. М., 1988. — 172с.
  288. Текст в языке и речевой деятельности: Состав, перевод, автоматическая обработка: Сб. научн. тр. АН СССР ИЯЗ / Ред.-сост. Ю. В. Ванников, А. М. Шахнарович. М.: ИЯЗ, 1987. -249с.
  289. Текст и его категориальные признаки: Сб. научн. трудов / Киевский гос. пед. ин-т ин. яз., редкол.: А. Е Морохов-ский. Киев: КГПИИЯ, 1989. — 163с.
  290. Текст и его компоненты. /Под ред. 0. Б. Сиротининой. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. 175с.
  291. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа: Межвуз. сб. научн. трудов / Ленингр. гос. пед. ин-т имени А. И. Герцена. Отв. ред. 3. Г. Минц. JL, 1986. — 149с.
  292. Текст и культура: Уч. записки Тарт. гос. ун-та. Вып. 635 Тарту, 1983. — 154с.
  293. Текст и культура: общие и частные проблемы / АН СССР ИЯЗ. Редкол.: Ю. А. Сорокин М., 1985. — 295с.
  294. Текст как единица коммуникации / Редкол.: А. М. Анти-пова М., 1991. — 139с.
  295. Текст как инструмент общения: Сб. статей АН СССР ИЯЗ. Редкол.: Ю. А. Сорокин М.: ИЯЗ, 1983. — 184с.
  296. Текст как объект лингвистического анализа и перевода: Сб. статей. АН СССР ИЯЗ. Отв. ред. и сост. Ю. В. Ванников, А. М. Шахнарович М., 1984. — 184с.
  297. Текст как объект комплексного анализа в вузе: Сб.- 227 статей ЛГШ им. А. И. Герцена. Редкол.: И. В. Арнольд, В. К. Тарасова 1: ЛГПИ, 1984. — 160с.
  298. Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования: Тез. докладов научно-теор. конф. / Редкол.: JLК.Гейхман. Пермь, 1982. — 98с.
  299. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, 0. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин- отв. ред. А. ЕКочер-гин, К. А. Тимофеев. АН СССР. Сибирское отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука, сибирское отд-ние, 1989. — 194с.
  300. Текст: коммуникативно-прагматический, лексико-семантический и стилистический аспекты: Межвуз. сб. научн. тр. / Абаканский ГПИ. Абакан, 1991. — 105с.
  301. Текст, контекст, подтекст: Сб. статей АН СССР ИЯЗ / Сост. и отв. ред. Ю. В. Ванников, Ю. А. Сорокин. М.: ВЦП, 1986.- 170с.
  302. Текст: проблемы изучения и обучения: Сб. научн. тр. / Каз. гос. жен. пед. ин-т. Алма-Ата, 1989. — 111с.
  303. Теоретические проблемы социальной лингвистики. М.: Наука, 1981. — 365с.
  304. В. П. Личность и языковая среда: Уч. пособие. Шадринск, 1971. — 122с.
  305. А. В. очерки общей и сопоставительной стилистики. М.: Высшая школа, 1971. — 195с.
  306. Федосов К А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 1979.- 96с.- 228
  307. Дж. Техника семантики. //Новое в лингвистике: Сб. статей. М., 1961. Вып. 2. — 685с.
  308. Философский энциклопедический словарь. /Гл. ред. Л. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839с.
  309. Л. Б. Педагогическое общение как фактор преодоления психологических барьеров в обучении взрослых (на материале обучения иностранному языку). Дисс.. кпн. — Спб., 1993. — 202с.
  310. Н.И. Высказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. М.: Знание, 1989. — 156с.
  311. Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. — 156с.
  312. Формановская Н И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. -126с.
  313. Н.И. Употребление русского речевого этикета. М.: Русский язык, 1984. — 193с.
  314. Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: Межвуз. сб. научн. трудов. /Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: МГПИ, 1987. 112с.
  315. С. Н Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
  316. Человек текст — культура. /Под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. — Екатеринбург, 1994. — 235с.
  317. Е. Д. Совершенствование русской речи в профессиональной подготовке студентов-филологов национальных групп педвузов. Дисс.. кпн. — М., 1987. — 252с.
  318. В. И. Избранные труды. Т. 1−2. М. 1970.
  319. Г. А. Принцип деятельности и язык: Фи-лософско-методологический анализ. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. 188с.
  320. В. Я. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989. — 175с.
  321. Шанский Е М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста // Анализ художественного текста: Сб. статей. Вып. 1. М.: Просвещение, 1975. — 117с.
  322. Шанский Е М., Резниченко И. JL, Кудрявцева Т. С. Что значит знать язык и владеть им. /Под ред. Шанского Е М. 1: Просвещение, 1989. — 191с.
  323. Т. А. Практическая стилистика: Пособие для студентов-заочников фак. рус. яз. и л-ры. М.: Просвещение, 1966. — 172с.
  324. Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1967. — 166с.
  325. Шведова Е Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе. М.: Просвещение, 1966. — 156с.
  326. А. Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М.: Наука, 1976. — 174с.
  327. А. Д., Никольский JL Б. Введение в социолингвистику. М.: Высшая школа, 1978. — 215с.
  328. Е. Е Что такое культура речи. Коммуникативный аспект культуры речи. //PP. 1991. — N 4. — С. 84−88- N 5 -С. 52−57.
  329. Л. С. Некоторые психолингвистические проблемы речевого воздействия. Автореф. дисс.. к. филол. наук. — М., 1976. — 20с.
  330. Д. Е Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977. — 168с.
  331. Д. Е Слово и образ. М.: Наука, 1964. — 120с.
  332. Щерба 1 В. Избранные работы по русскому языку. М.:1. Учпедгиз, 1957. 188с.
  333. Щерба JL В. Языковая система и речевая деятельность: Сб. работ. /Ред. JLP. Зиндер, М. И. Матусевич. JL: Наука, 1974. — 428с.
  334. С. К. Общение как метод перевоспитания. Дисс.. кпн. — Спб., 1991. — 165с.
  335. Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1984. — 222с.
Заполнить форму текущей работой