Научные основы курса «Культура речевого общения»: Для студентов педвузов
Диссертация
Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментального обучения, проведенного со студентами Благовещенского госпединститута (1995;1996) — о ходе и результатах исследования сообщалось в докладах на научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПИ (1994), на научной конференции преподавателей Амурского государственного университета (1996), на Виноградовых чтениях в РАО… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ И МЕТОДИСТОВ. И
- 1. 1. Учение о культуре речи (к истории вопроса). И
- 1. 2. Речевое общение с точки зрения современных теорий (лингвистический, социолингвистический, психолингвистический и дидактический аспекты)
- 1. 3. Состояние обучения культуре речи в пединститутах
- Глава II. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И ОПИСАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
- 2. 1. Структура коммуникативного акта и коммуникативные качества речи
- 2. 2. Текст как продукт коммуникации и показатель речевой культуры
- 2. 3. Сферы общения и стили речи
- 2. 3. 1. К проблеме классификации стилей
- 2. 3. 2. Характеристика функциональных стилей речи
- 3. 1. Содержание теоретического курса. Основные понятия
- 3. 2. Практикум «Секреты хорошей речи». 16(c)
- 3. 3. Экспериментальная проверка предложенного курса
- 3. 3. 1. Констатирующий срез
- 3. 3. 2. Обучающий эксперимент
Список литературы
- Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка /К вопросу о предмете социолингвистики/. — JL: Наука, 1975. — 276с.
- Акишина А. А., Формановская К И. Русский речевой этикет: Пособие для студентов-иностранцев. М., 1978. — 183с.
- Актуальные проблемы культуры речи. /Под ред. В. Г. Костомарова и 1 И. Окворцова. М.: Наука, 1970. — 403с.
- Андреев В. И. Деловая риторика. Казань, 1993. — 250с.
- Античные теории языка и стиля. М. -JL, 1936. — 341с.
- Апресян Г. 3. Ораторское искусство. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 256с.
- Артемов В. А. Культура речи. М.: Знание, 1966. — 79с.
- Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982. — 192с.
- Ахманова 0. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 607с.
- Балли IIL Французская стилистика: /Пер. с фр. /. М.: Изд. ин. л-ры, 1981. — 394с.
- И. Баранов А. Г. функционально-прагматическая концепция текста. Дис.. дфн. — Ростов-на-Дону, 1993.
- Барнет В. К принципам строения высказываний в разговорной речи // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. Современная зарубежная русистика. М.: Прогресс, 1985. — 579с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с- 204 фр. М.: Прогресс. Универс: Рея, 1994. — 615с.
- Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978, с. 442 — 444.
- Батурина 0. А. Подготовка студентов педвуза к общению с учащимися. Дисс.. кпн. Спб., 1994. — 233с. а 17. Бахмутова Е. А. Культура речи. Изд. 2-е, испр. и доп. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964. — 118с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423с.
- Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики / АН COOP ИНИОН. М.: Наука, 1991. — 213с.
- Белостоцкая Н.Г. Ораторское искусство: Хрестоматия. -М., 1978. 191с.
- Белостоцкая Н. Г. Работа лектора над речью: Краткие методические рекомендации и упражнения. М.: Знание, 1974. -61с.
- Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. М.: Знание, 1980. — 64с.
- Бельчиков Ю. А. Общественно-политическая лексика В. Г. Белинского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 132с.
- Бессонова Н. Н. Методические приемы работы с текстом по совершенствованию речевой деятельности студентов национальных групп педвузов. Дисс.. кпн. — М., 1987. — 204с.
- Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. -М.: Знание, 1988. 80с.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983. -272с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему язы- 205 кознанию /В 2-х т. / 11, 1963. Т. 1 — 384с. Т. 2 — 391с.
- Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. М.: Просвещение, 1987 — 159с.
- Брандес М.П. Стилистический анализ /На материале немецкого языка/. М.: Высшая школа, 1971. — 190с.
- Брудный А. А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.- 64 с.
- Быстрай Е. Б. Формирование умений педагогического общения у студентов младших курсов педвуза. Дисс.. кпн. -Челябинск, 1992. — 222с.
- Бюлер К Теория языка // История языкознания 19−20 вв. в очерках и извлечениях. Т. 2. М., 1965.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. М.: Прогресс, 1989. — 310с.
- Ванников Ю. В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.: Русский язык, 1979. — 296с.
- Вартапетова С. С. Стилистика русского языка. Программа для 10−11 кл. школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. //РЯЕ 1996. — N 6. — С. 109−113.
- Вартапетова С. С. Стилистический аспект подготовки студентов-филологов // РЯЕ 1994. — N 2. — С. 107−110.
- Вартапетова С. С. Труды В. В. Виноградова по стилистике как теоретическая основа вузовского курса «Стилистика русского языка». // РЯЕ 1994. — N 6. — С. 64−69.
- Васильев С. А. Синтез смысла при создании и понимании- 206 текста. Киев, 1988. — 237с.
- Васильева А. Е Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М.: Русский язык, 1976. — 189с.
- Васильева А. Е Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи. М.: Русский язык, 1976. — 239с.
- Васильева А. Е Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990. — 247с.
- Введенская JL А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995. — 576с.
- Величко JL И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128с.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1976. — 248с.
- Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // ВЯ. 1955. — N 1.- С. 60−87.
- Виноградов В. В. О культуре русской речи //РЯШ. -1961. N 3.- С. 3−9.
- Виноградов В. В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания //ВЯ. 1964. — N 3. — С. 5−9.
- Виноградов В. В. Развитие речи, ее изучение и вопросы речевой культуры // ВЯ. 1961. — N 4.- С. 3−19.
- Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). M.-JL, 1947. — 783с.
- Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. — 255с.
- Винокур Г. О. Из бесед по культуре речи //PP. 1967. — N 3. — С. 10−14.- 207
- Винокур Г. 0. Культура языка. 2-е изд. М., 1970.210с.
- Вомперский В. П. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей. М., 1970. — 210с.
- Вохмина 1 1 Хочешь говорить говори: 300 упражнений по обучению устной речи. — М.: Русский язык, 1993. — 176с.
- Выготский 1С. Развитие высших психологических функций. М., 1960. — 240с.
- Выготский 1 С. Детская психология. Собр. соч. в 6-ти томах. /Под ред. Эльконина Т. Е М.: Педагогика, 1984. — 358с.
- Выготский 1С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1956. — 519с.
- Гальперин И. Р. К проблеме дифференциации стилей речи //Проблемы современной филологии. М.: Наука, 1965. — 475с.
- Гальперин И. Р. Текст как обьект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 139с.
- Гвоздев А. Е Очерки по стилистике русского языка. -М.: Просвещение, 1965. 408с.
- Головин Б. Е О культуре русской речи. Научно-популярный очерк. Вологда: Кн. изд-во, 1956. — 160с.
- Головин Б. Е Основы культуры речи: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1988. — 320с.
- Головин Б. Е Основы теории речевой культуры. Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1977. — 63с.
- Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. -М.: Международные отношения, 1993. 280с.
- Гончарова Е А. Содержание и методика преподавания курса «Основы культуры речи» в условиях национально-русского двуязычия. Дисс.. кпн. М., 1991. — 200с.- 208
- Горелов И. Е Вопросы теории речевой деятельности.: Психолингвистические основы искусственного интеллекта. Таллин: Валгус, 1987. — 190с.
- Горелов И. Е Невербальные компоненты комуникации. -М.: Наука, 1980. 104с.
- Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991. — 238с.
- Городилова Г. Г. Речевое общение и проблемы лингводи-дактики //РЯШ. 1988. — N 5. — С. 41−45.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 383с.
- Граудина JL К. Беседы о русской грамматике. М: Знание, 1983. — 128с.
- Граудина JL К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М.: Наука. 1989. — 254с.
- Грехнев В. С. Культура педагогического общения. М., 1990. — 142с.
- Гурвич С. С. и др. Основы риторики: Уч. пособие. Киев, 1988. — 245с.
- Девкин В. Д. Специфика разговорного текста //Языковые средства в функциональном аспекте: Межвуз. сб. научн. тр. / МГПИ им. Ленина. М.: МГПИ, 1988. — 185с.
- Деривация и семантика: слово предложение — текст: Межвуз. сб. научн. трудов. /Ред. Мурзин 1Е — Пермь: Изд-во ПГУ, 1986. — 171с.
- Деривация и текст: Межвуз. сб. научн. трудов. /Ред. Мурзин Л. Е Пермь: Изд-во ПГУ, 1984. — 169с.
- Доблаев JL Е Логико-психологический анализ текста. -Саратов, 1969. 171с.- 209
- Доблаев JL П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. /Под ред. R В. Давыдова. М., 1982. -176с.
- Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. 2-е изд., М.: Знание, 1980. — 159с.
- Дридзе Т. М. Текст как иерархия коммуникативных программ: информационно-целевой подход. //Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — С. 48−57.
- Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной комуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. -М.: Наука, 1984. 268с.
- Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. /Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980. — 224с.
- Ейгер Г. В., Юхт В. JL К построению типологии текстов. // Лингвистика текста: Материалы научн. конф.: В 2-х ч. М., 1974. 4.1. — С. 103−109.
- Ерина Т. Е, Михайлов М. М. Коммуникативные качества русской речи: Уч. пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 1992. — 112с.
- Железнякова 0. М. Проблемные тексты как средство улучшения усвоения знаний. Дисс.. кпн. Ульяновск, 1992. -204с.
- ЗКинкин ЕИ. Психологические основы развития мышления и речи. // РЯШ. 1985. — N 1.
- Жинкин ЕИ. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159с.
- Жуков Ю. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, 1991. — 94с.
- Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. — 64с.- 210
- Думадилова Г. А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста. Дисс.. кпн. Спб., 1994. -206с.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. — 113с.
- Зеленецкий К П. Исследование о риторике. М.: Знание, 1991. Вып. 5. — 63с.
- Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Е Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981. — 276с.
- Зимняя И. А. Мыслительные процессы при порождении речевого высказывания. //Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — 88с.
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 160с.
- Знак и общение. /Под ред. А. А. Брудного: Сб. статей. Фрунзе, 1974. — 115с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. — 368с.
- ЗюкинаЗ. С. Повышение коммуникативно-речевой активности студентов-билингвов в курсе «Культура речи учителя». Дисс.. кпн. М., 1993. — 216с.
- Иванова С. Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников. М.: Просвещение, 1964. — 111с.
- Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970. — 96с.
- Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. М.: Знание, 1978. — 126с.
- Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986. — 160с.- 211
- Изаренков Д. И. Обучение диалогу: Уч. пособие. М., 1977. — 80с.
- Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев, 1984. — 187с.
- Ипполитова Е А. Роль текста при изучении вводных слов и предложений. // РЯШ. 1996 — N 2. — С. 11−16.
- N 110. Ипполитова К А. Совершенствование механизмов речи школьников. // РЯШ. 1995. — N 3. — С. 3−8.
- Ипполитова К А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М.: Библиотечное издание, 1992. — 125с.
- Кан-Калик В. А. Проблемы профессионально-педагогического общения.//Советская педагогика. 1979. — N 6.
- ИЗ. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный, 1988. — 68с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1987. 192с.
- Кан-Калик В. А., Никандров Е Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
- Капинос В. И. Работа по развитию связной речи учащихся в свете теории речевой деятельности. //РЯШ. 1978. — N 4. — С. 58−66.
- Капинос В. И. Развитие речи: задачи и содержание обучения. //Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4−8 классах. М.: Просвещение, 1988. — С. 118−127.
- Капинос В.И., Сергеева ЕЕ, Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения (5−7 кл.). М.: 1991. -191с.
- Карабан В. И. Сложные речевые акты как речевые единицы. Дисс.. д.филол.н. — Киев, 1989. — 465с.
- Караулов Ю. Е Русский язык и языковая личность.1. М.: Наука, 1987. 261с.
- Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление.- JL: Наука, Ленингр. отд-е, 1972. 216с.
- Киселева JL А. Вопросы теории речевого воздействия. -Л.: ЛГУ, 1978. 160с.
- Киселева 0.0. Подготовка студентов педагогического института к формированию коммуникативной культуры у школьников. Дисс.. кпн. — М., 1992.
- КожинА.Е, Крылова 0.А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи: Уч. пособие для филол. специальностей ун-тов. М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
- Кожина М. Е 0 функциональных семантико-стилистических категориях текста.//Филологические науки. 1987. — N 2. — С. 35−41.
- Кожина М. Е Об отношении стилистики и лингвистики текста. //Функциональный стиль научной прозы. М., 1980. — С. 3−17.
- Кожина М. Е 0 речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими: Уч. пособие. Пермь, 1972.- 395с.
- Кожина М. Е Стилистика русского языка. М.: Просвещение. — 1977. — 223с.
- Кожина М. Е Стилистика русского языка: (Для спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.». 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1993. — 221с.
- Кожина М. Е Стилистика текста в аспекте коммуникативной теории языка. //Стилистика текста в коммуникативном аспекте. Пермь, 1987. — С. 4−23.
- Колесов В. В. История русского языка в рассказах: Уч. пособие для уч-ся старших классов. 3-е изд. М.: Фирма «Ака1. ЛИС», 1994. 166с.
- Колесов В. В. Культура речи культура поведения. -JL, 1988. — 271с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. -JL: Лениздат, 1987. 143с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. -М.: Наука, 1984. 174с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. //ИЯЕ 1985. — N 1. — С. 10−14.
- Коляденко Г. С., Сенкевич М. П. Развитие речи с элементами стилистики: Уч. пособие для национальных пед. училищ РСФСР. JL: Просвещение, Лен. отд-е, 1981. — 264с.
- Комарова Л. И. Текст как основа обучения личност-но-ориентированному общению в старших классах средней школы. -Дисс.. кпн. М., 1992. — 239с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383с.
- Коренева А. В. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевому общению. Дисс.. кпн. — М., 1994. — 174с.
- Коренюк Л. Ю. Совершенствуйте свою речь: Для ст-ов-заочников фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. — 119с.
- Костомаров В. Г. Насущные задачи учения о культуре речи. //РЯЕ 1965. — N 4.- С. 3−16.
- Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Не- 214 которые особенности языка современной газетной публицистики. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1971. 267с.
- Костомаров В. Г., Леонтьев А. А. Некоторые теоретические вопросы культуры речи. //ВЯ. 1966. — N 5. — С. 3−15.
- Костомаров В. Г., Скворцов Л. И. Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 1970. — 403с.
- Кохтев ЕЕ Риторика: Уч. пособие для уч-ся 8−11 кл. учеб. заведений с углубл. изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. М.: Просвещение, 1994. — 206с.
- Кошерова А. Т. Научные основы курса «Культура речевого общения» для национальной школы гуманитарного профиля. -Дисс.. кпн. М., 1996. — 244с.
- Крижанская ЕС., Третьяков В.Е Грамматика общения.- JL, 1990. 206с.
- Крылова 0. А., Хавронина С. А. Порядок слов в русском языке. М.: Русский язык, 1976. — 231с.
- Крысин Л. Е Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989. — 186с.
- Кудрявцева Т. С. Современные подходы к обучению речи. /ГШ ~ 1996. N 3. — С. 3−7.
- Кудрявцева Т. С. Текст как единица обучения. //Текст в речевой деятельности /перевод и лингвистический анализ/: Сб. статей АН СССР ИЯЗ. М.: ИЯЗ. 1988. — 136с.
- Кудрявцева Т. С. Учебный текст как объект лингводи-дактического описания русского языка: функции, типология, принципы оценки. Дисс.. кпн. — М., 1985. — 236с.
- Культура общения: Экспеиментальные материалы для учителей школ, выполняющих функции центров образования взрослых. 1, 1985. — 39с.
- Культура общения учителя: Методические рекомендации.- 1: ЛГПИ, 1990. 40с.-157. Культура речи в различных сферах общения: Тез. 19 зон. совещания кафедр рус. яз. вузов Урала. Челябинск, 1982.- 183с.
- Культура речи учителя: Метод, указания для ст-тов фак-та рус. яз. и л-ры. М., 1988. — 94с.
- Купина Н.А., Матвеева Т. В. Культура русской речи: Уч.-метод, пособие для учителей. Свердловск, 1991. — 53с.
- Ладыженская Т. А. Анализ устной речи учащихся 5−7 классов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 135с.
- Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика /1-й кл.: Метод, рекомендации/. М., 1993. — 59с.
- Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1986. — 124с.
- Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1990. — 335с.
- Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 255с.
- Леви В. JL Искусство быть другим. Спб., 1993.188с.
- Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. //Синтаксис текста.1. М.: Наука, 1979.- 368с.
- Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: Психолингвистические очерки. -. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 87с.
- Леонтьев А. А. Общественные функции языка и его функциональные эквиваленты. //Язык и общество. М.: Наука, 1968. -255с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. //Педагогика и психология. М.: Знание, 1979. — 94с.
- Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы поролще-ния речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307с.
- Леонтьев А. А. Психология общения: Уч. пособие для студентов-психологов. Тарту: ТГУ, 1974. — 219с.
- Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245с.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969. 214с.
- Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304с.
- Леонтьев А. Н Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 38с.
- Лепская НИ. Онтогенез речевой коммуникации. Дисс. и. дфн. — М., 1989. — 300с.
- Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. М.: Наука, 1989. — 140с.
- Липатова В. Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике. Дисс.. кпн. — М., 1993. -162с.
- Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психо- 217 логии. //Вопросы философии. М., 1979. — N 8. — С. 20−32.
- Лосева JL М. Как строится текст: Пособие для учителей. /Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. — 96с.
- Львов М.Р. Риторика: Уч. пособие для уч-ся 10−11 кл.- М.: Издат. центр «Academia», 1995. 256с.
- Львова С. И. Уроки словесности в 7−9 кл. М., 1993.- 270с.
- Львова С. И. Язык в речевом общении: Факульт. курс /8−9кл./: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 125с.
- Львова С. И. Язык в речевом общении: Факульт. курс /8−9 кл./: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992. — 188с.
- Майданова JLM. структура и композиция газетного текста: Средства выразительного письма. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. — 178с.
- Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 239с.
- Марченко 0. И. Риторика как норма гуманитарной культуры: Уч. пособие для вузов. М.: Наука, 1994. — 189с.
- Мастерство устной речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1967. — 200с.
- Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во Сведловского ун-та, 1990. — 172с.
- Машкова 0. И. Терминологическая культура речи учащихся в процессе учебно-научного общения на уроках русского языка. Дисс.. кпн. — Нижний Новгород, 1991. — 248с.
- Методика развития речи на уроках русского языка. /Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. — 239с.
- Методические разработки по стилистике и практике речи: Русский язык как иностранный. /Сост. Е. В. Бершова, В. П. Григорьева. М., 1973. — 102с.
- Методические рекомендации к проведению уроков раздела «Стилистика и культура речи». JL, 1978. — 43с.
- Мете Н. А. и др. Структура научного текста и обучение монологической речи. М.: Русский язык, 1981. — 141с.
- Мещеряков В. Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов. Дисс.. дпн. — Сумы, 1985. — 38бс.
- Михайлов М. М. Культура русской речи. Чебоксары, 1966. — 216с.
- Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1968. — 370с.
- Михайловская Н. Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М.: Юридическая л-ра, 1981. — 176с.
- Михалкина И. В. Коммуникативное и языковое содержание обучения профессиональному общению специалистов в области внешнеэкономических связей. Дисс.. кпн. — М., 1994. -260с.
- Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Уч. пособие для уч-ся 10−11 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996. 416с.
- Михальская А. К Теоретические основы педагогической риторики. Дисс.. дпн. — М., 1993. — 497с.
- Моль А. Социодинамика культуры. /Пер. с фр. / М.: Прогресс, 1973. — 405с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. /Пер. с фр. / Е: Мир, 1966. — 351с.
- Мурзин JL Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. 1991. 171с.
- Мучник Б. С. Человек и текст: основы культуры пись- 219 менной речи. М.: Книга, 1985. — 252с.
- Мышление и текст: Межвуз. сб. научн. трудов. Иваново, 1992. — 168с.
- Наер В. 1 0 текстовых параметрах функционального стиля: К постановке проблемы. //Текст в функционально-стилевом аспекте. М., 1988. — С. 4−9.
- Наимова Е. А. Научные основы обучения деловому общению учащихся гимназий с русским языком обучения. Дисс.. кпн. — М., 1995. — 184с.
- Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. — 352с.
- Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научн.-аналитич. обзоров. М.: ИНИОН, 1987. — 213с.
- Нечаева 0. А. Функционально-смысловые типы речи /описание, повествование, рассуждение/. Улан-Удэ, 1974. -260с.
- Николаева Т.М. Лингвистика текста: Современное состояние и перспективы. //Новое в зарубежной лингвистике.
- М., 1978. Вып. 8. С. 5−42.
- Никольская С. Т. Культура речи и речевое мастерство. //РЯШ. 1982. — N 1. — С. 55.
- Никольская С. Т. Техника речи. М., 1976. — 79с.
- Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. Вып. 8. М., 1978. — 479с.
- Новое в лингвистике. Современная зарубежная русистика. Вып. 15. М., 1985. — 579с.
- Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. 2-е изд. М.: Знание, 1981. — 352с.
- Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М.: Политиздат, 1989. — 254с.
- Нормы человеческого общения: Тез. докладов межвуз. научн. конф. Горький, 1990. — 234с.
- Ночевник М. Е Культура и этика общения. Ташкент, 1985. — 192с.
- Обнорский С. Е Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, I960. 355с.
- Общая риторика. М.: Прогресс, 1986. — 391с.
- Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального психологического исследования. /Под ред. А. А. Бодалева, P. JL Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 149с.
- Общие и частные проблемы функциональных стилей. /Отв. ред. М. Я Цвиллинг. М.: Наука, 1986. — 214с.
- Одинцов В. В. Качества речи и структура текста. //Фи-лол. науки. 1979. — N 4.
- Одинцов В. В. Речевые формулы популяризации. М., 1982. — 79с.
- Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980. — 263с.
- Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: Уч. пособие для филфакультетов пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1974. — 352с.
- Озёрская Е. В. Психолого-педагогический анализ речевых умений учащихся высшей школы /по данным письменной речи/. Дисс.. кпн. — Спб., 1991. — 221с.
- Опыт работы по развитию речи (5−7 кл.) /Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 55с.
- Осипян Р. В. Пути повышения культуры русской речи при подготовке учителя родного языка (Грамматический аспект). -Дисс.. кпн. М., 1988. — 168с.
- Основные понятия и категории лингвостилистики: Межвуз. сб. научн. трудов. Пермь, 1982. — 169с.
- Основы культуры речи: Метод, указания для студентов 5 курса заочного отделения филол. фак-тов. Саранск, 1981. -40с.
- Основы культуры речи. Программа педагогических институтов. М., 1988.
- Основы культуры речи: Хрестоматия. /Сост. 1 И. Скворцов. М.: Высшая школа, 1984. — 312с.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителей. М., 1983. — 287с.
- Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 367с.
- Откупщикова М. Е Некоторые закономерности распознавания связного текста. //Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. JL, 1982. Вып. 5. -С. 21−41.
- Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. — 142с.
- Пазухин Р. В. Учение К Бюлера о функциях языка как попытка психологического решения лингвистических проблем. //ВЯ. 1963. — N 5. — С. 94−103.
- Панфилов А. К. Лекции по стилистике русского языка. 2-е изд., испр. М., 1972. — 105с.
- Парыгин Б. Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1973. — 63с.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 277с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. /Под ред. Т. А. Ладыженской. Сост. А. А. Князьков, JLE. Тумина. М.: МПГУ, 1993. — 232с.- 222
- Пешковский А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М. -JL, 1930. — 176с.
- Пешковский А. М. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. — 252с.
- Перевод и автоматическая обработка текста: Сб. на-учн. трудов АН СССР ИЯ. М.: Библиотечное издание, 1987. -187с.
- Платонов К. К Личность и труд. М., 1965.
- Познание и общение. /Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляева. М.: Наука, 1988. — 208с.
- Потоцкая Н П Стилистика современного французского языка. (Теоретический курс): Учебник для ст-тов ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высшая школа, 1974. — 246с.
- Приступа Г. Н Культура речи учителя: Пособие для ст-тов нефилол. специальностей пед. ин-тов. Рязань, 1984. -79с.
- Проблемы структурной лингвистики. М., 1973. — 599с.
- Профессионально ориентированные задания к курсу «Развитие русской речи в сфере профессионального общения». -М., 1986. 50с.
- Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976. — 156с.
- Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7−8 кл.). Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. Изд. 3-е. М., 1986.- 176с.
- Речевое общение: проблемы и перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1983. — 224с.
- Речевое общение: цели, мотивы, средства: Сб. статей. М., ИЯ, 1985 (1986). — 215с.
- Речевые приемы и ошибки: типология, деривация и- 223 функционирование: Сб. научн. трудов. М.: ИЯ, 1989. — 133с.
- Риторика и перспективы ее изучения в школе и вузе: Тез. докладов. Ростов-на-Дону, 1990. — 99с.
- Риторика и стиль: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 136с.
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. М.: Высшая школа, 1987. — 398с.
- Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. — 399с.
- Рубинштейн С. 1 Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704с.
- Русская риторика: Хрестоматия. / Автор-составитель JLК.Граудина. М.: Просвещение: «Учеб. лит.», 1996. — 559с.
- Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистические исследования. /Под ред. М. В. Панова. В 4-х книгах. М.: Наука, 1968.- 1 — 184с., 2 — 299с., 3 — 367с., 4 — 212с.
- Русский язык и современность. М., 1991. 4.1.344с.
- Рыбаева А. К. Культура профессионально-педагогического общения в коллективе студенческой группы как условие формирования личности будущего учителя. Автореферат дисс.. кпн. — Алма-Ата, 1991. — 24с.
- Салькова JL В. Методика обучения учащихся и студентов созданию устных развернутых высказываний на лингвистические темы. Дисс.. кпн. — М., 1991. — 264с.
- Самсонов Ю. А. Учебный текст как средство развития- 224 речемыслительной деятельности школьников. Дисс.. кпн. -М., 1992. — 148с.
- Свинцов В. И. Логические основы редактирования текста. М.: Книга, 1972. — 272с.
- Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М.: Наука, 1969. — 135с.
- Семенова Е. В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений студентов педвуза. Дисс.. кпн. — М., 1984. — 230с.
- Сикорский Е VL Теория и практика редактирования. -М.: Высшая школа, 1980. 328с.
- Синтаксис текста: Сб. статей. М.: Наука, 1979.368с.
- Сиротинина 0. Б. Разговорный стиль. // функциональные стили и формы речи. Саратов, 1993.
- Сиротинина 0. Б., ред. Русская разговорная речь: Сб. научн. трудов. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1970. -251с.
- Сиротинина 0. Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М.: Просвещение, 1974. — 144с.
- Скворцов 1 И. Теоретические основы культуры речи. -Автореф. жисс.. д. филол. наук. М., 1978. — 55с.
- Скворцов Л И. Теоретические основы культуры речи. -№: Наука, 1980. 350с.
- Смелкова 3. С. Азбука общения: Книга для преподавате- «/ ля риторики в школе. Самара, 1994. — 203с.
- Смирнова Е И. Объем и содержание комуникативной компетенции школьников. Дисс.. кпн. — М., 1993. — 216с.
- Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). /Под ред. Дридзе Т. М. и Леонтьева А. А. М.: Наука, 1976. — 226с.
- Соковнин В. М. О природе человеческого общения. 2-е изд. Фрунзе, 1974. — 147с.
- Соколова В. В. Культура речи и культура общения. -М.: Просвещение, 1995. 192с.
- Солганик Г. Я От слова к тексту: Книга для уч-ся старших классов. М.: Просвещение, 1993. — 186с.
- Солдаткина Н. В. Основы культуры речи: Метод, пособие для студентов ЛГИФК. Каунас, 1986, — 61с.
- Сопер П. Основы искусства речи. Изд. 3-е испр. -М., 1992. — 416 с.
- Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — 327с.
- Стилистические исследования: на материале современного русского языка. М.: Наука, 1972. — 318с.
- Стриженко А. А., Кручинина ЛИ. Об особенностях организации текстов, относящихся к разным функциональным стилям. -Иркутск, 1985. 176с.
- Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения: Пособие для учителей. М. -JL: Ленингр. отд., 1966. -134с.
- Тарасов Е. Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте. //Национально-культурная специфика речевого поведе- 226 ния. М.: Наука, 1977. — С. 65−95.
- Текст в учебном процессе / Редкол.: С. К Фоломкина. -М., 1987. 152с.
- Текст в функционально-стилевом аспекте: Сб. научн. тр. Моск. ин-т ин. яз. имени Мориса Тореза / Редкол.: К. М. ирисханова. М., 1988. — 172с.
- Текст в языке и речевой деятельности: Состав, перевод, автоматическая обработка: Сб. научн. тр. АН СССР ИЯЗ / Ред.-сост. Ю. В. Ванников, А. М. Шахнарович. М.: ИЯЗ, 1987. -249с.
- Текст и его категориальные признаки: Сб. научн. трудов / Киевский гос. пед. ин-т ин. яз., редкол.: А. Е Морохов-ский. Киев: КГПИИЯ, 1989. — 163с.
- Текст и его компоненты. /Под ред. 0. Б. Сиротининой. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. 175с.
- Текст и его компоненты как объект комплексного анализа: Межвуз. сб. научн. трудов / Ленингр. гос. пед. ин-т имени А. И. Герцена. Отв. ред. 3. Г. Минц. JL, 1986. — 149с.
- Текст и культура: Уч. записки Тарт. гос. ун-та. Вып. 635 Тарту, 1983. — 154с.
- Текст и культура: общие и частные проблемы / АН СССР ИЯЗ. Редкол.: Ю. А. Сорокин М., 1985. — 295с.
- Текст как единица коммуникации / Редкол.: А. М. Анти-пова М., 1991. — 139с.
- Текст как инструмент общения: Сб. статей АН СССР ИЯЗ. Редкол.: Ю. А. Сорокин М.: ИЯЗ, 1983. — 184с.
- Текст как объект лингвистического анализа и перевода: Сб. статей. АН СССР ИЯЗ. Отв. ред. и сост. Ю. В. Ванников, А. М. Шахнарович М., 1984. — 184с.
- Текст как объект комплексного анализа в вузе: Сб.- 227 статей ЛГШ им. А. И. Герцена. Редкол.: И. В. Арнольд, В. К. Тарасова 1: ЛГПИ, 1984. — 160с.
- Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования: Тез. докладов научно-теор. конф. / Редкол.: JLК.Гейхман. Пермь, 1982. — 98с.
- Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, 0. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин- отв. ред. А. ЕКочер-гин, К. А. Тимофеев. АН СССР. Сибирское отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука, сибирское отд-ние, 1989. — 194с.
- Текст: коммуникативно-прагматический, лексико-семантический и стилистический аспекты: Межвуз. сб. научн. тр. / Абаканский ГПИ. Абакан, 1991. — 105с.
- Текст, контекст, подтекст: Сб. статей АН СССР ИЯЗ / Сост. и отв. ред. Ю. В. Ванников, Ю. А. Сорокин. М.: ВЦП, 1986.- 170с.
- Текст: проблемы изучения и обучения: Сб. научн. тр. / Каз. гос. жен. пед. ин-т. Алма-Ата, 1989. — 111с.
- Теоретические проблемы социальной лингвистики. М.: Наука, 1981. — 365с.
- Тимофеев В. П. Личность и языковая среда: Уч. пособие. Шадринск, 1971. — 122с.
- Федоров А. В. очерки общей и сопоставительной стилистики. М.: Высшая школа, 1971. — 195с.
- Федосов К А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 1979.- 96с.- 228
- Фёрс Дж. Техника семантики. //Новое в лингвистике: Сб. статей. М., 1961. Вып. 2. — 685с.
- Философский энциклопедический словарь. /Гл. ред. Л. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839с.
- Фишкова Л. Б. Педагогическое общение как фактор преодоления психологических барьеров в обучении взрослых (на материале обучения иностранному языку). Дисс.. кпн. — Спб., 1993. — 202с.
- Формановская Н.И. Высказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. М.: Знание, 1989. — 156с.
- Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. — 156с.
- Формановская Н И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. -126с.
- Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М.: Русский язык, 1984. — 193с.
- Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: Межвуз. сб. научн. трудов. /Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: МГПИ, 1987. 112с.
- Цейтлин С. Н Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
- Человек текст — культура. /Под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. — Екатеринбург, 1994. — 235с.
- Чернева Е. Д. Совершенствование русской речи в профессиональной подготовке студентов-филологов национальных групп педвузов. Дисс.. кпн. — М., 1987. — 252с.
- Чернышев В. И. Избранные труды. Т. 1−2. М. 1970.
- Чупина Г. А. Принцип деятельности и язык: Фи-лософско-методологический анализ. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. 188с.
- Шабес В. Я. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989. — 175с.
- Шанский Е М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста // Анализ художественного текста: Сб. статей. Вып. 1. М.: Просвещение, 1975. — 117с.
- Шанский Е М., Резниченко И. JL, Кудрявцева Т. С. Что значит знать язык и владеть им. /Под ред. Шанского Е М. 1: Просвещение, 1989. — 191с.
- Шаповалова Т. А. Практическая стилистика: Пособие для студентов-заочников фак. рус. яз. и л-ры. М.: Просвещение, 1966. — 172с.
- Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1967. — 166с.
- Шведова Е Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе. М.: Просвещение, 1966. — 156с.
- Швейцер А. Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М.: Наука, 1976. — 174с.
- Швейцер А. Д., Никольский JL Б. Введение в социолингвистику. М.: Высшая школа, 1978. — 215с.
- Ширяев Е. Е Что такое культура речи. Коммуникативный аспект культуры речи. //PP. 1991. — N 4. — С. 84−88- N 5 -С. 52−57.
- Школьник Л. С. Некоторые психолингвистические проблемы речевого воздействия. Автореф. дисс.. к. филол. наук. — М., 1976. — 20с.
- Шмелев Д. Е Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977. — 168с.
- Шмелев Д. Е Слово и образ. М.: Наука, 1964. — 120с.
- Щерба 1 В. Избранные работы по русскому языку. М.:1. Учпедгиз, 1957. 188с.
- Щерба JL В. Языковая система и речевая деятельность: Сб. работ. /Ред. JLP. Зиндер, М. И. Матусевич. JL: Наука, 1974. — 428с.
- Эйюби С. К. Общение как метод перевоспитания. Дисс.. кпн. — Спб., 1991. — 165с.
- Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1984. — 222с.