Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения во всех сферах социальной жизни, стремительный темп научнотехнического прогресса требуют творчески мыслящего человека, который всегда готов к переменам, способен преодолевать интеллектуальные барьеры, получая при этом моральное удовлетворение. Практическую значимость обретает такая ценность как способность человека к инновациям, к самоосознанию своей субъектности. Необходимым становится… Читать ещё >

Содержание

  • щ, ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ проблемы формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы исследования проблемы
  • Щ формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла
    • 1. 3. Сущность творческой активности как интегрального качества 43 личности младших подростков
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Процесс формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла

2.1. Модель формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов. ц&bdquo- 2.2. Диагностика формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

2.3. Опыт формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

Выводы по главе II.^^

Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Строительство новой России ставит перед школой как основным образовательно-воспитательным институтом общества в качестве одной из главных задач — развитие творческой личности, важным интегральным качеством которой является творческая активность. В связи с этим необходимость и своевременность поиска новых путей решения проблемы формирования творческой активности учащихся на уроках гуманитарного цикла продиктована рядом причин:

— изменения во всех сферах социальной жизни, стремительный темп научнотехнического прогресса требуют творчески мыслящего человека, который всегда готов к переменам, способен преодолевать интеллектуальные барьеры, получая при этом моральное удовлетворение. Практическую значимость обретает такая ценность как способность человека к инновациям, к самоосознанию своей субъектности. Необходимым становится умение самостоятельно анализировать и отбирать нужное, составлять программу своих действий, просчитывать возможные варианты и их последствия, принимать решения и реализовать, быть ответственным за свой выбормассовая компьютеризация позволяет освободить мыслительную деятельность человека от монотонного вычислительного труда, передать машине формально-логические операции, которая совершает их неизмеримо быстрее и точнее человека. Всё более очевидна возрастающая роль интуитивного, синтетического суждения. Его нельзя передоверить машине, и оно составляет главное содержание творческой деятельности интеллекта. Поэтому актуальной проблемой прогресса общества является сохранение и развитие творческой активности личности, которая рассматривается как предпосылка и источник формирования творческих способностей человека.

Становление новой системы образования в свете 1-уманистической парадигмы сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: предлагается иное содержание, право, поведение, иные подходы, отношения, иной педагогический менталитет. Важная роль отводится формированию ценностной сферы ученика, являющейся регулятором социального поведения личности, где центральное место должна занять значимость творческой деятельности ученика и его творческой активности. Система ценностей, которая закладывается в содержание образования, передается подрастающему поколению через освоение им базовой гуманитарной культуры. Поэтому в основе анализа, осмысления и реконструкции современного содержания образования необходим культурологический подход, который требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, усиления духовных начал в развитии личности ребенка.

Творческая активность — это ценностная ориентация личности, выражающая отношение к творческой деятельности, основу которой составляет внутренняя потребность в саморазвитии, особо значимая в младшем подростковом возрасте, когда у ребенка интенсивно формируются механизмы саморегуляции.

Необходимость исследования проблемы обусловлена и логикой развитая науки. Значимые аспекты проблемы формирования творческой активности учащихся широко представлены в трудах ученых. Разработаны вопросы природы творчества в трудах философов: Платона, Аристотеля, А Блаженного, Р. Декарта, И. Канта, А. Бергсона, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, И. А. Бесковой и др., работах психологов: С. О. Грузенберга, В. Н. Дружинина, В. П. Зинченко, А. Н. Лук, Я. А. Пономарева и др. В современной педагогической науке дана характеристика творчества, механизмов творческой деятельности учащихся в учебном познании Б. З. Вульфовым, А. И. Доровским, И. П. Колошиной, Б. И. Корогяевым, И. Я. Лернером, А. П. Тряпицыной и др., в гуманитарной сфере — Б. В. Асафьевым, Н. Р. Бершадской, С. С. Голь д еитокхт. и дп.: оазработаны вопросы пооблемко=оазвиваюгпего обучения.

X*' А. X Л. *.

Ю.К.Бабанским, Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А, Н. Леонтьевым, М. Й. Махмутовым, Д. Б. Элькониным и др.- активизации познавательной деятельности учащихся — М. И. Еникеевым, Н. А. Менчинской,.

Т.И.Шамовой и др.- общепедагогические технологии творчества — Г. С. Альгшуллером, И. П. Волковым, И. П. Ивановым, частно — методические технологии в гуманитарной сфере — Д. Б. Кабалевским, Б. М. Неменским, В. А. Левиным и др.- вопросы установления внутрипредметных и межпредметных связей в обучении — В. Н. Максимовой, М. Н. Скаткиным и др., в гуманитарной сфере — О. И. Бахтиной, Н. И. Ворожейкиной, В. В. Колокольниковой, Е. Н. Колокольцевым и др.

Теоретический анализ психологической и педагогической литературы (Д.Б.Богоявленская, В. А-Петровский, И. И. Родак, М. А. Данилов, В. И. Орлов, Т. И. Шамова и др.) показал, что раскрыта сущность понятия «творческая активность», определено ее место в учебном процессе. Однако многоплановость подходов к данному вопросу свидетельствует о полифункциональности этого понятия, приводит к неоднозначным и противоречивым выводам в определении его категориального статуса.

Охарактеризованы важные компоненты содержания творческой активности младших подростков в работах М. М. Бахтина, Л. А. Беляевой, Л. С. Выготского, В. С. Юркевич, Г. И. Щукиной и др. Однако проблема особенностей творческой активности младших подростков остается до конца нерешенной, недостаточным является их целостное осмысление.

В трудах Н. Ф. Вишняковой, А. М. Матю шкина, Е. А. Ходыревой, Н. Б. Шумаковой, Н. П. Щербо и др. разрабатываются составляющие формирования творческой активности младших подростков. Однако исследования, характеризующие данный процесс немногочисленны. Кроме того, в школьных программах по предметам гуманитарного цикла (история, изобразительное искусство, русский язык, литература и музыка), в их содержании недостаточно представлены или не находят отражения творческий, эмоционально-ценностный компоненты, идея межпредметных связей как необходимые условия формирования творческой активности младших подростков. Ка практике обучение крайне дифференцированно, преимущественно ориентировано на усвоение знаний. В связи с переходом на новую структуру образования, изменением его содержания возникает необходимость пересмотра теоретических и практических аспектов проблемы связей между учебными предметами гуманитарного цикла и внутри их.

Таким образом, современная теория и практика указывают на наличие противоречий, которые требуют их научного и практического разрешения:

— между признанием необходимости формирования творческой активности учащихся и недостаточностью научно-педагогического обоснования сущности, содержания и выделения особенностей данного процесса в гуманитарной сфере;

— между социальной потребностью формирования творческой активности учащихся и недостаточной подготовкой учителей к организации данного процесса.

Недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы и ее личностная, социально-педагогическая значимость позволяют сформулировать тему исследования «Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла».

Объект исследования: творческая активность младших подростков.

Предмет исследования: процесс формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

Цель исследования', выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить основные условия и пути, которые содействуют эффективному формированию творческой акт ивности младших подрост ков на уроках гуманитарного цикла.

Гипотеза исследования: эффективность формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла будет зависеть от определенных условий: овладения опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к мирусоздания культурно-образовательной среды, помогающей подросткам творчески себя самореализовагь, включающей в себя атмосферу доверия и доброжелательности в отношениях между учителем и ученикамипсихологический климат принятия каждого каждымсотрудничество в учебном познанииакцент в обучении на стимулирование и активизацию познавательной деятельностиновые личностные установки учителя: открытость в общении, выражение чувствпомощь младшему подростку в личностном развитии через создание разнообразных ситуаций (индивидуальное и непосредственное творческое восприятие духовной культуры и историикомплексное восприятие красоты и гармонии искусствапогружение в мир фантазииситуация интеллектуального затрудненияэмоциональное погружение в мир искусства и историиразнообразные игровые, коммуникативные, рефлексивные ситуации) — определения интеграции предметов гуманитарного цикла на трех уровнях межпредметного взаимодействия учителей: содержательно-информационном, операционно-деятельностном, организационно-методическом.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать проблему формирования творческой активности младших подростков в ее историческом становлении и развитии.

2. Рассмотреть сущность творческой активности как интегрального качества личности младших подростков, выделить и систематизировать ее особенности.

3. Разработать модель процесса формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

4. Определить основные условия и пути эффективного формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов.

Методологической базой исследования являются: системный подход к изучению социальных явлений и, в частности, педагогических (В.Г.Афанасьев, ЮХБабанский, В. П. Беспалько, М. АДанилов, Т. В. Лодкина, Л. Ф. Спирин и др.) — ч гуманистический подход, который предусматривает понимание и восприятие человека как ценности, создание условий для свободного развития каждого человека (Ш.А.Амонашвили, П. П. Блонский, АС. Макаренко, В. АСухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.) — деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Л. И. Ьожович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — принципиальные положения в философских, психологических и педагогических учениях о творчестве как созидательной и продуктивной деятельности, активной работе интеллекта и души, как способе самореализации и самоутверждения человека в мире (Н. А Бердяев,.

И.А.Бескова, Б. З. Вульфов, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев, А. П. Тряпицына и др.) — положения концепции развивающего обучения (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтъев, Д. Б. Эльконин и др.) — идея межпредметных связей, включающая в себя интеграцию и координацию внутри цикла предметов (Г.И.Беленький, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, М. Н. Скаткин и др.).

Для решения поставленных задач и проверке гипотезы нами был использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: теоретический анализ литературы по проблеменаблюдениеанкетированиебеседатестированиеанализ продуктов деятельности учащихся, школьной документациимоделированиеопытно-экспериментальная работаметодика незаконченного предложенияизучение педагогического опыта, личное участие в формировании педагогического опыта как эффективного средства внедрения результатов исследования в практику.

Научном новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

— обоснована сущность творческой активности как интегрального качества личности младшего подростка, выделены ее структурные компоненты;

— на основе системного подхода разработана, теоретически обоснована и апробирована модель процесса формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла;

— определена система критериев и показателей развития творческой активности младших подростков;

— выявлены совокупность педагогических условий и пути эффективного формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке авторского учебного пособия «Путешествие в мир древней истории» для учащихся 5 классов и методических материалов по его использованию в рамках межпредметного взаимодействия в гуманитарной сферерабочей программы спецкурса для студентов педвузов «Формирование творческой активности младших подростков (на примере истории)» — в составлении алгоритмов методов организации творческой деятельности учащихсясистемы творческих заданий для них на уроках гуманитарного цикла.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обусловлена анализом широкого круга теоретических работ, многообразием применяемых методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, личным участием в опытно-экспериментальной работе, что позволило проверить практическую доказательность идей и выводов исследования.

База исследования. Исследование осуществлялось на базе муниципальных школ № 24 и № 37 г. Вологды. В ходе констатирующего этапа эксперимента исследованием охвачено 444 школьника и 35 учителей этих школ. На формирующем этапе в эксперимент вовлечено 60 учащихся.

В целом исследование проводилось с 1993 по 2000 годы и включало следующие этапы.

На первом этапе (1993 — 1995 г. г.) анализировалась философская, психологическая, педагогическая литература, изучались школьные программы и учебники по предметам гуманитарного цикла, определялись теоретические аспекты темы исследования.

На втором этапе (1995— 1998 г.г.) параллельно с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета педагогического исследова1ШЯ была организована опытно-экспериментальная работа и апробировано авторское учебное пособие «Путешествие в мир древней истории» и методические материалы по его использованию.

На третьем этапе (1998 — 2000 г. г.) проводился анализ полученных результатов, систематизация, обработка и обобщение экспериментальных данных, издание авторских работ, оформление диссертации.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе практической работы на всех этапах исследования в качестве учителяна педсоветах, совещаниях, научно-методических семинарах, проблемных курсах для учителей города Вологды и области (ВИРО, 1994 — 1999), кафедре педагогики ВГПУ (1998;2000), областной научно-практической конференции (Вологда, 1997), международной научно-практической конференции (Москва, 1999). Информация об опыте работы по теме исследования внесена в областной банк педагогических данных (1995).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по главе II.

На основании системного подхода теоретически обоснована и разработана модель формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла по блочному принципу. Она является содержательно-функциональной по типу и отражает наши теоретико-методологические, психолого-педагогические и методические позиции в решении исследуемой проблемы. Данная модель — открытая, динамическая, целеустремленная, управляемая система, по своей направленности — эвристическая, развивающая, личностно-ориентированная, учитывающая особенности гуманитарного знания и общность предметов гуманитарного цикла.

Принципами оптимального функционирования модели являются те, которые регулируют процесс в целом, выбор содержания и варианта его организации. Согласно интегральной структуре разрабатываемой проблемы нами введен в научный оборот рабочий термин «принцип условиесообразности».

Соответственно данному принципу определен и теоретически обоснован комплекс условий и путей эффективного формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла: овладение опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к мирусоздание культурно-образовательной среды, которая помогает подростку творчески реализовать себяинтеграция учебных предметов гуманитарного цикла на трех уровнях межпредметного взаимодействия учителейличностно-ориентированное изучение духовной культуры и истории и применение знанийорганизация творческой деятельности учащихся в учебном познании с помощью системы творческих заданий.

Как двусторонний процесс он включает в себя саморазвитие и усовершенствование, которые составляют его содержание.

Среди особенностей организации данного процесса выделяем следующие: стратегическая его направленность на творчество в учебном познанииединство в творческом познании двух сторон — научной (рациональной — логической) и художественной (эмоционально — образной) — одновременное усвоение ценностей науки и искусствасвязь с личностным самосознаниемнеоднозначность в творческом познании мира индивидомединство предметов гуманитарного цикла в реализации образовательной, воспитывающей и развивающей функций гуманитарного знанияпоэтапность и преемственность.

Третий блок модели отражает процессуальную часть — технологический процесс формирования творческой активности младших подростков: его этапы в целом процессе обученияметоды, формы и средстваалгоритмы методов и приемов организации творческой деятельностисистему творческих заданий с определением уровня их сложностидиагностику, критерии и показатели развития творческой активности младших подростков.

Данная глава отражает содержание экспериментальной работы, план организации которой был составлен на основе данной модели с целью проверить сформулированные гипотетические условия эффективного формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

Различные виды анализа (комплексный, уровневый, сравнительный) данных констатирующего и формирующего этапов эксперимента позволили выявить количественные и качественные изменения параметров творческой активности и уровней ее сформированности у младших подростков, сопоставить начальные и конечные результаты в обоих классах. В экспериментальном классе существенно возросло число учащихся с высоким уровнем, значительно уменьшилось число учащихся с низким уровнем. В контрольном классе была отмечена тенденция к снижению первоначального уровня творческой активности учащихся.

Программа опытно-экспериментальной работы была реализована полностью. В итоге зафиксирована положительная динамика развития творческой активности у младших подростков в экспериментальном классе.

Таким образом, анализ данных по опытно-экспериментальной работе подтвердил сделанное предположение о том, что обеспечить эффективное формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла возможно, если созданы и выполнены следующие условия: осуществлено овладение опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к мирусоздана культурно-образовательная среда, которая помогает подросткам творчески себя самореализоватьопределена интеграция предметов гуманитарного цикла на трех уровнях межпредметного взаимодействия учителей: содержательно-информационный, операционно-деятельностный, организационно-методический.

Заключение

.

Необходимость исследования проблемы формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла обусловлена причинами социального и личностного плана. Социальная необходимость связана с ускорением темпов научно-технического прогресса, кардинальными переменами во всех сферах жизни общества, которые привели к социальной и духовной нестабильности. В этих условиях индивид должен уметь сознательно и свободно ориентироваться, творчески мыслить и действовать, сохраняя способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Личностная необходимость связана с психологическими особенностями младшего подросткового возраста, когда у ребенка интенсивно формируются механизмы саморегуляции. Главные мотивационные линии этого возрастного периода — самопознание, самовыражение, самоутверждение. Они связаны с активным стремлением младшего подростка к саморазвитию. Внутренняя потребность в саморазвитии составляет основу творческой активности как ценностной ориентации личности, выражающей отношение к творческой деятельности, как предпосылки и источника формирования творческих способностей.

Анализ проблемы формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла показал ее многоаспекгаостъ, позволил выделить в хронологической последовательности несколько этапов в ее становлении и развитии.

В ее развитие внесли существенный вклад выдающиеся ученые и общественные деятели прошлых столетий и наши современники, фундаментальные труды которых содержат весьма интересные идеи, положения и пракггако-ориентированные разработки, позволившие определить наши теоретико-методологические, психолого-педагогические и методические позиции в решении исследуемой проблемы.

Исследование велось так, чтобы понять исследуемый объект как систему, как взаимную связь элементов, как структурированную целостность. На основе анализа различных подходов в определении сущности творческой активности и через рассмотрение данного педагогического явления как интегрального качества нами выделены и систематизированы особенности творческой активности младших подростков. В ее содержании отметили две стороны: духовную (любознательность, познавательный интерес, усилие воли, индивидуальность), в которой она проявляется, и процессуальную (внимание, эмоциональное восприятие, творческое воображение, творческое диалектическое мышление), через которую она реализуется.

Историко-педагогический анализ проблемы показал отсутствие целостной концепции формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла, поэтому с позиций системного подхода была разработана модель по блочном}' принципу, включающая в себя теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический блоки. Имеет основным системообразующим фактором цель, реализуемую в ходе успешного функционирования каждого компонента данной системы, характеризуется системными принципами, для которых принцип условиесообразности является обобщающим.

В исследовании теоретически обоснованы и экспериментально проверены следующие основные условия и пути эффективного формирования творческой активности младших подростков: овладение опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к мирусоздание культурно-образовательной среды, которая помогает подросткам творчески себя самореализоватьопределение интеграции предметов гуманитарного цикла на трех уровнях межпредметного взаимодействия учителейличностно ориентированное изучение и применение знаний духовной культуры, историиорганизация творческой деятельности в учебном познании с помощью системы творческих заданий.

Разработанная система показателей в соответствии с выбранными критериями и методами их диагностики, позволила нам количественно и качественно измерить и убедиться в позитивной динамике развития творческой активности младших подростков.

Были выделены позитивная и негативная тенденции в формировании творческой активности младших подростков в гуманитарной сфере. Позитивная тенденция связана с реализацией эвристической, развивающей, личностно-ориентированной модели формирования творческой активности учащихся, негативная — с отсутствием согласованности в действиях учителей по формированию творческой активности, недостаточной информативностью по организации данного процесса.

Исследование показало необходимость целенаправленной работы с учителями по проблеме «Формирование творческой активности учащихся». Составлена рабочая программа спецкурса для студентов педвуза «Формирование творческой активности младших подростков», в тексте диссертации даются рекомендации учителю по организации процесса формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

Проведенное исследование показало правомерность постановки и разработки проблемы формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла. Последовательное решение поставленных задач и целенаправленное использование научных методов позволило достичь цель исследования и подтвердить сформулированную гипотезу в ходе опытно-экспериментальной работы через реализацию в практике обучения предложенной модели.

В ходе исследования определились проблемы, требующие дальнейшего изучения: исследование проблемы применительно к старшему подростковому и юношескому возрастуизучение возможности специальной подготовки и переподготовки педагогических кадров, ориентированных на целенаправленную деятельность по формированию творческой активности учащихся в процессе обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы развития речи учащихся /Под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1980. — 150 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  3. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советский рабочий, 1979. -172 с.
  4. Ш. А. Личности о-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания //Ананьев Б. Г. Избр.психол. тр.: В2т/Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, -Т.1.—М., 1980.-С.16−179.
  6. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. -144 с.
  7. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель Соч.: В4т.-Т.4.-М., 1983.- С.53−294.
  8. С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. —М.: Знание, 1974.48 с.
  9. .В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.-С.91−95.
  10. В.Г. О системном подходе в воспитании // Сов.педагогика. 1991. — № 2 — С.77−80.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общий дидактический аспект).- М.: Педагогика, 1977.-80с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  13. O.ti., Ворожейккка О. И., Запорожец Н. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории / Под ред. А. Г. Колоскова. М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
  14. Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметныхсвязей // Сов.педагогика. 1977. — № 5. — С.56−61.
  15. Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. -Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 1995.-74с.
  16. А. Творческая эволюция. -М., 1998.-382с.
  17. H.A. Философия свободы: смысл творчества. -М: Правда, 1989.-607с.
  18. H.A. Мое философское миросозерцание //Философские науки. -1990. -№ 6. С.80−87.
  19. И. А. Проблема творчества и буддийская традиция // Вопросы философии. 1999. — № 7. — С. 158 — 173
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  21. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. -М.: Знание, 1969.- 48с.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.
  23. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96с.
  24. Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998. — № 3. — С.36−43.
  25. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения. // Вопросы психологии.-1962.-№ 4.-С.74−81.
  26. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под.ред.Д. И. Фельдштейна. М.: Между нар. пед.акад., 1995. — 212с.
  27. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К.Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов. М.: Просвещение, 1988. -239 с.
  28. Р.Б. Очерки истории советской дидактики, -М,: Педагогика, 1982.- 128 с.
  29. К.Н. Этака и педагогика творческой личноста. Т.2: Педагогика творческой личности. М., 1912.
  30. Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников (на материале внеклассных музыкальных занятий в условиях школ полного дня): Автореф.дис.. канд. пед.наук. -М., 1980.-17 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология /Под. ред.А. В. Петровского. -М: Просвещение, 1979.-288с.
  32. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под. ред.Д. Б. Эльконика и Г. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  33. И.П. Учим творчеству. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1998. — 96 с.
  34. Ю.Д. Дидактика художественного творчества. М., 1984. — 180 с.
  35. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1991.-93с.
  36. Л.С. Педагогическая психология /Под.ред.В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.-480с.
  37. Л.С. Психология искусства. М -.: Современное слово, 1998. — 480 с.
  38. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб.пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 288с.
  39. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959. — С.441−469.
  40. Ганзен В. А Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -176с.
  41. И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогике: Учеб. пособие для студентов педагогических университетов / Сост. и авт.ввод.ст.АИ.Пискунов. 2-е изд., перераб. — М., 1981. — С.332 — 352.
  42. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций, -М.: Изд-во «Совершенство». 1998 г. 608с,
  43. Э.В., Никитин Е. Д. Проблема творчества и биосфера //Педагогика.-1998. № 2. — С.28 — 32.
  44. С.С. О природе эстетического творчества. М., 1977. -210 с.
  45. С.О. Психология творчества. Минск, 1923. — 166 с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М, 1986.- 239с.
  47. В.В. Теория развивающего обучения.-М.: ИНТОР, 1996. 544с.
  48. М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.Учпедгиз, 1960. -299 с.
  49. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения// Советская педагогика. 1961. — № 8. — С.32 -42.
  50. Дидактические проблемы построения базового содержания образования/ Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 210с.
  51. А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Сост. и авт.ввод.ст. А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М., 1981. — С.353−414.
  52. .И. Эмоции как ценность.-М.: Политиздат, 1978. 272с.
  53. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 210с.
  54. В.Н. Психология интеллекта // Педагогика. 1998. — № 2. — С.32−37.
  55. В.Н. Психология общих способностей.-СПб., 1999. 368с.
  56. С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике конца XIX начала ХХв.: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1965. -21с.
  57. М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. Казань, 1963.-223 с.
  58. Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. -М.: Прсвещение, 1 1АГ1. УУЭ. ¿-иэс.
  59. А.П. Звук и смысл.-М.: Просвещение, 1991.-160с.
  60. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.:Педагогика, 1987. 160с.
  61. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. -М.: Нов. школа, 1990. -424с.
  62. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981. 159 с.
  63. В.П. Образ и деятельность /Акад.пед.и социальных наук. -Воронеж, 1997. 608с.
  64. И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  65. Изобразительное искусство в школе /Под ред. В. В. Колокольникова. — М.: Педагогика, 1975.-96с.
  66. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  67. Э.В. О воображении //Народное образование. 1968. — № 3 — С. ЗЗ-43.
  68. Кабалевский Д Б. Как рассказать детям о музыке. М., 1977. — 254 с.
  69. М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.106 — 110.
  70. Е.И. Дидактические принципы и процедуры проектирования учебного материала // Инновационные процессы в образовании. П Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С.46−68.
  71. В.К., Панченко В. И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления // Вопросы психологии. -198Q-№ 32. -0.93−99.
  72. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — С.271−653.
  73. П.Ф. Педагогический процесс //Каптерев П. Ф. Избр. пед.соч. -М.: Педагогика, 1982. С. 163−231.
  74. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 80с.
  75. Карандашев В. Н. Психологические основы развития студента как субъектаучения: Автореф.дис. .д-ра.психолог.наук. C-II., 1994. — 32с.
  76. Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. -Москва-Вологда: ВГПУ, 1999. 157с.
  77. .И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы.-2-e изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 159с.
  78. И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242с.
  79. И.П. Структура и механизмы нормативной творческой деятельности.- М., 1983. 186 с.
  80. Коменский Я. А Великая дидактика // Педагогическое наследие/ Сост. В. М. Кларин, АН.Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С.11−105.
  81. Коменский Я. А Пампедия //Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, АН.Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С. 107−137.
  82. В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. -25 с.
  83. В.Н. Формирование исторического самосознания младших подростков: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. — 19 с.
  84. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  85. АП. О подростках. -М.: Педагогика, 1970. 271с.
  86. Краткий словарь иностранных слов /Сост.С. М. Локшина. 8-е изд., стереотип, — М.: Рус. яз, 1985. —352с.
  87. Краткий педагогический словарь пропагандиста /Сост.: М. Н. Колмакова и В.С.Суров- Под.общ.ред. М. И. Кондакова, АС.Вишнякова. -М.: Политиздат, 1984.-319 с.
  88. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 301с.
  89. Н.К. Методика задавания уроков на дом //Крупская Н. К. Соч.: В 6 т.-Т.5. М.: Педагогика, 1980. -С. 511−516
  90. Н.К. Методические заметки //Крупская Н. К. Соч.: В Ют. Т.З. — М., 1959. — С. 552−560.
  91. Н.К. Из письма к С.Т.Щацкому (1930г.) //Крупская Н. К. Соч.: В Ют. Т.2. — М., 1959. -С 576−584.
  92. Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества. Книга для учителя. -М.: Народное образование, 1996. 344с.
  93. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения //Вопросы психологии. -1984. № 5. — С.41−48.
  94. В. А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. — 63 с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. — 304с.
  96. И.Я. Задачник по истории Отечества: 6−7кл. Пособие для учителя. — М.: Аквариум, 1997,-240с.
  97. И.Я. Пути совершенствования методов обучения // Народное образование,-1969. № 6. — С.71−82.
  98. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 191с.
  99. И.Я. Болевые точки процеса обучения // Советская педагогика. —1991. № 5. — С.24−29.
  100. Р.Г. О самостоятельной работе учащихся // Советская педагогика. -1962.-№ 2.-С. 16−28.
  101. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982.- № 4.- С. 18−35.
  102. .Г. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, 1992. 528с.
  103. Т.В. Воспитание самостоятельности у подростков в семье: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1983. -22с.
  104. Лодкина Т. В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми. 2-е изд. -Вологда: издательство ВГПУ «Русь», 1998. -133с.
  105. Т.В. Система деятельности семейного социального педагога: Автореф.дис.. д-ра пед.наук. М., 1997. — 44с.
  106. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.Республика, 1998. 399с.
  107. Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. — 127 с.
  108. И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута. -М.: Прометей, 1991. 208с.
  109. В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. —М.: Международная педагогическая академия, 1994. 15 с.
  110. A.C. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М., 1983. — 207 с.
  111. А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика,-1971. № 7. — С. 38−47.
  112. AM. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.-1982. № 4гС.5−17.
  113. A.C. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. В7т. -Т.5.-М., 1958. — С. 225−320.
  114. A.C. Педагогическая поэма. М.: Худож. лит., 1987. — 623 с.
  115. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987.-160 с.
  116. Т.Н. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся// Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. Вологда, 1988. — С.22−32.
  117. М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии. -1984. № 5. — С.30−48.
  118. Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. Ярославль, 1999. -38 с.
  119. Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Учебное пособие. -М.: Педагогика, 1999. 144с.
  120. A.B. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -Ярославль, 1999. 18с.
  121. H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Ред. И. И. Ильяков, В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1981. 304с.
  122. . Э.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. -1968. № 2.-С. 68−82.
  123. А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр./Отв.ред.Б. В. Ткаченко. -Вып.1. -Екатеринбург, 1995. С.23−35.
  124. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1981. 192с.
  125. .М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1996. — № 3.-С. 19−24.
  126. P.C. Психология: В2кн.-М.:Просвещение- Владос, 1994.-Кн.1.: Общие основы психологии. 576с.
  127. P.C. Психология: В2кн.-М.:Просвещение- Владос, 1994.-КЯ.2.: Психология образования. 496с.
  128. Оботурова Г. Н. Философское осмысление образовательного МиЛотлогтесгтя -Rrmnrna" Р’СЬ 1998 52с--1″ X" «» «гЛ «J 5 '
  129. Р.В. Школьный психолог и семья ученика. Архангельск, 1993. — 140с.
  130. В. Введение в общую дидактику. -М.: Высш. школа, 1990. 382с.
  131. О новых программах, курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы// Начальная школа. 1998. — № 8. — С.86−98.
  132. В.И. Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика. :-1998.-№ 3. С.44−48.
  133. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др. /Под.ред.Н.А-Кушаева. -М.: Просвещение, 1998, -240 с.
  134. И.Г. Лебединая песня //Педагогическое наследие /Сост.В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С.356−390.
  135. И.Г. Метод. Памятная записка Песталоцци // Педагогическое наследие/ Сост.В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С.322−331.
  136. И.Г. Памятная записка о семинарии в кантоне Во //Педагогическое наследие/ Сост.В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С.341−356.
  137. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: РПА, 1996. 602с.
  138. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512с.
  139. Педагогическая энциклопедия: В 4 т.-Т.4./Ред. И. АКаиров, Ф. Н. Петров и др. -М.: Советская энциклопедия, 1968. -911с.
  140. Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608с.
  141. Педагогический словарь: В 2 т. Т.1. / Гл. редактор И. А. Каиров. — М.: Академия педагогических наук, 1960. — 774 с.
  142. С.С. О сложности простоты. О простоте сложности: Пед. беседы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 48с.
  143. Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников //Советская педагогика. 1991. — № 12. — С.48−50.
  144. АП. Педагогика. 4.2, -М., 1929. 540 с.
  145. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М., 1972.-184с.
  146. П.И. и Хайдаров ЖС. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: РПА, 1996. -269с.
  147. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. — 607с.
  148. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  149. О.Н., Корякина Н. И. Индивидуальные особенности восприятия и познания мира // Вестник АСЭКО. 1995. — Выпуск 3 (7). — С.10−14.
  150. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед.учеб.заведений. -М.: Просвещение: Гуманит.изд. центр Владос, 1996.- 432с.
  151. К.К. Краткий словарь системы психологических понятой. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  152. Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы/ Сост.Л. М. Рыбченкова.-М.: Дрофа, 1998. 192с.
  153. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка, 4−7 классы. -М.: Просвещение, 1988. 199с.
  154. Программы для общеобразовательных учреждений. История с древнейших времен до наших дней (5−11 классы). М.: Просвещение, 1997. — 94с.
  155. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд, 1−8 классы. М.: Просвещение, 1990. — 142с.
  156. Психология: Словарь/Под общ.ред.А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского- Сост. Л. А. Карпенко. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  157. Пушкарева Т. А Возможности реализации методов холистического обучения в предмете «Окружающий мир 1−1У» //Психолого-педагогические основы. Сбор.науч.ст. М.: Авангард, 1992. — С. 6−11.
  158. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. —
  159. М.: Педаг огика, 1991. 160с.
  160. В. А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (Основополагания интегративной педагогики). -М., 1999. 65с.
  161. И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе. //Советская педагогика. 1959. — № 4. — С.69−77.
  162. Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. /Пер. с итал. Ю.А.Добровольский- 2-е изд. М.: Прогресс, 1990. — 191 с.
  163. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1./Ред.В. В. Давыдов. -М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608с.
  164. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение, 1989. -235с.
  165. C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С.3−15.
  166. C.JI. Основы общей психологии. В 2 т.-М., 1989. 416с.
  167. В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика.-1993. -№ 2.-С. 26−30.
  168. И.Н. Комплексные самостоятельные работы как условия развития познавательных возможностей учащихся: Автореф.дис.канд.пед.наук. — С-П., 1991. -20с.
  169. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256с.
  170. Г. К. Творческие задания как метод обучения //Вечерняя средняя школа. 1962. — № 2.
  171. С. Совместные исследования познавательных способностей// Директор школы. 1998. — № 4. — С. 11−19.
  172. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. -М., 1965.
  173. М.Н. Проблемы современной дидактики. —М.: Педагогика, 1984. -96с.
  174. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. -308с.
  175. Словарь синонимов русского языка. 0к.9000 синонимических рядов./ Под.ред.JI.А.Чешко. -М.: Рус.яз., 1986. -600с.
  176. Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявление в ситуациях воспитательно-образовательной работы. — Ярославль: ЯГГТУ, 1999. 12с.
  177. JI.A. Проблема активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике (1917−1931): Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1966.-20с.
  178. М.М. Творческая активность личности учителя //Комплексный подход к формированию духовной культуры будущего специалиста: Тез.докл.науч.-практ.конф. /Ред.Б. В. Ковригин и др.- Вологда, 1987. С.6−10.
  179. В. А Сердце отдаю детям //Сухомлинский В. А. Избр.пед.соч. -ВЗт. Т.1. — М., 1979. — 560с.
  180. JI.B., Ермолаева Томина, А Б. Психолого-педагогические основы модели «Экология и диалектика"// Психолого-педагогические основы, Сбор.науч.ст. — М.: Авангард, 1992. -С.1−5.
  181. Творчество // Большая Советская энциклопедия/ Гл.ред.АМ.Прохоров. -Т.25.-М., 1976.-С.331.
  182. Е. Гуманизация российского образования // Нар.образование. -1995. -№ 6. -С. 4−8.
  183. А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Учебное пособие.-Ленинград, 1989. 91с.
  184. А.П. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании. II Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.-С.3−27.
  185. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии //Уттшнский К. Д, Собр.соч. —М., 1950. Т.8. — 776 с.
  186. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1953. -656с.
  187. Федеральный закон. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
  188. Федерации // Права ребенка. 1998. — № 1 — 2(2). — С.25−30.
  189. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М., 1972. — 164 с.
  190. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова.-6-e изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. 444с.
  191. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 447с.
  192. Фридман JIM., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Совершенство, 1998.- 432с.
  193. Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Киров, 1998.-21с.
  194. A.B. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования//Педагогика. 1999. — № 7. — С. 15−22.
  195. Цукерман Г. А, Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-288с.
  196. Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистически-педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.научн.тр.- Отв.ред.Е. В. Ткаченко.-Вып.1.-Екатеринбург, 1995.-224с.
  197. И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула //Директор школы. —1998. № 3.- С. 11−16.
  198. В.Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника //Вопросы психологии. -1976. № 4. — С.41−53.
  199. Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. -208с.
  200. Шапоринский С. А Обучение и научное познание. -М., 1981. 180 с.
  201. Шацкий С Т. О том, как мы учим/ Избр.пед.соч.: В2т. М., 1980. — Т.2.-С. 191−200.
  202. АФ. Основы рисунка. М.: Высш.шк., 1994. 159с.
  203. С.А. Игры учащихся феномен культуры. -М: Новая школа, 1994.-240С.
  204. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  205. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследования творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии,-1991 ,-№ 1:0.27−32.
  206. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.:Педагогика, 1988. 208с.
  207. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.6−20.
  208. B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы ПСИХОЛОГИИ.-1980. № 2. — С.83−92.
  209. И.С. Саморазвитие //Новые ценности образования: тезаурус для учителя и школьного психолога. — М., 1995. № 1. — С.82.
  210. И.С. Личностно-ориентированное обучение. -М., 1996. -92с.
  211. Е.А. Школа для всех: Адапт. модель (Теорет. основы и практ. реализация). -М.: Нов. школа, 1997. 352с.
  212. Логическая структура развития игровой деятельности младшего подростка
  213. N п/п Этапы игровой деятельности и познавательные отношения процесса обучения Введение Расширение Углубление3 кл 5 кл 6 кл
  214. Подготовительный этап «Учитель учебный материал»
  215. Анализ особенностей изучаемого материала + + +
  216. Определение условий развития игровой деятельности + + +
  217. Ученик и учитель учебный материал»
  218. Разработка учителем игр с привлечением учащихся + +
  219. Совместная художественная, трудовая деятельность по созданию наглядности и элементов театральной атрибутики + + +
  220. Психологическая и логико -гносеологическая подготовка учащихся на уроке (к театрализованным играм в ходе репетиции) + + +
  221. П. Основной этап «Ученик учитель «
  222. Информация о игровой деятельности на уроке: вид и правила игры + + +
  223. Ученик и учитель учебный материал»
  224. Контроль и коррекция: с помощью учителя- + + ± самоконтроль и самокоррекция элементы элементы
  225. Анализ результатов: с помощью учителя- + + ± самоанализ элементы элементы- Ученик и учитель- учебный материал»
  226. Создание подростками игр на уроке и дома: по образцу- + + ± новых по содержанию и форме, разных по способам выполнения игровых действий — +
  227. Участие в кружке «Учебная игра», в олимпиадах + + +
  228. Совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий + + +1. Обозначения: реализация вида деятельности- - - отсутствие вида деятельности.
Заполнить форму текущей работой