Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла
![Диссертация: Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла](https://westud.ru/work/3421708/cover.png)
Диссертация
Изменения во всех сферах социальной жизни, стремительный темп научнотехнического прогресса требуют творчески мыслящего человека, который всегда готов к переменам, способен преодолевать интеллектуальные барьеры, получая при этом моральное удовлетворение. Практическую значимость обретает такая ценность как способность человека к инновациям, к самоосознанию своей субъектности. Необходимым становится… Читать ещё >
Содержание
- щ, ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Историко-педагогический анализ проблемы формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов
- 1. 2. Теоретико-методологические основы исследования проблемы
- Щ формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла
- 1. 3. Сущность творческой активности как интегрального качества 43 личности младших подростков
- Выводы по главе I
- ГЛАВА II. Процесс формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла
2.1. Модель формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов. ц&bdquo- 2.2. Диагностика формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.
2.3. Опыт формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.
Выводы по главе II.^^
Список литературы
- Актуальные проблемы развития речи учащихся /Под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1980. — 150 с.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советский рабочий, 1979. -172 с.
- Амонашвили Ш. А. Личности о-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Ананьев Б. Г. Избр.психол. тр.: В2т/Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, -Т.1.—М., 1980.-С.16−179.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. -144 с.
- Аристотель. Никомахова этика // Аристотель Соч.: В4т.-Т.4.-М., 1983.- С.53−294.
- Архангельский С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. —М.: Знание, 1974.48 с.
- Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.-С.91−95.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании // Сов.педагогика. 1991. — № 2 — С.77−80.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общий дидактический аспект).- М.: Педагогика, 1977.-80с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бахтина O.ti., Ворожейккка О. И., Запорожец Н. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории / Под ред. А. Г. Колоскова. М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
- Беленький Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметныхсвязей // Сов.педагогика. 1977. — № 5. — С.56−61.
- Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. -Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 1995.-74с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. -М., 1998.-382с.
- Бердяев H.A. Философия свободы: смысл творчества. -М: Правда, 1989.-607с.
- Бердяев H.A. Мое философское миросозерцание //Философские науки. -1990. -№ 6. С.80−87.
- Бескова И. А. Проблема творчества и буддийская традиция // Вопросы философии. 1999. — № 7. — С. 158 — 173
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. -М.: Знание, 1969.- 48с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96с.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998. — № 3. — С.36−43.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения. // Вопросы психологии.-1962.-№ 4.-С.74−81.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под.ред.Д. И. Фельдштейна. М.: Между нар. пед.акад., 1995. — 212с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К.Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов. М.: Просвещение, 1988. -239 с.
- Векдровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики, -М,: Педагогика, 1982.- 128 с.
- Вентцель К.Н. Этака и педагогика творческой личноста. Т.2: Педагогика творческой личности. М., 1912.
- Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников (на материале внеклассных музыкальных занятий в условиях школ полного дня): Автореф.дис.. канд. пед.наук. -М., 1980.-17 с.
- Возрастная и педагогическая психология /Под. ред.А. В. Петровского. -М: Просвещение, 1979.-288с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под. ред.Д. Б. Эльконика и Г. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
- Волков И.П. Учим творчеству. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1998. — 96 с.
- Воробей Ю.Д. Дидактика художественного творчества. М., 1984. — 180 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1991.-93с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под.ред.В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.-480с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М -.: Современное слово, 1998. — 480 с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб.пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 288с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959. — С.441−469.
- Ганзен В. А Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -176с.
- Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогике: Учеб. пособие для студентов педагогических университетов / Сост. и авт.ввод.ст.АИ.Пискунов. 2-е изд., перераб. — М., 1981. — С.332 — 352.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций, -М.: Изд-во «Совершенство». 1998 г. 608с,
- Гирусов Э.В., Никитин Е. Д. Проблема творчества и биосфера //Педагогика.-1998. № 2. — С.28 — 32.
- Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М., 1977. -210 с.
- Грузеиберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923. — 166 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М, 1986.- 239с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: ИНТОР, 1996. 544с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.Учпедгиз, 1960. -299 с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения// Советская педагогика. 1961. — № 8. — С.32 -42.
- Дидактические проблемы построения базового содержания образования/ Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 210с.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Сост. и авт.ввод.ст. А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М., 1981. — С.353−414.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М.: Политиздат, 1978. 272с.
- Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 210с.
- Дружинин В.Н. Психология интеллекта // Педагогика. 1998. — № 2. — С.32−37.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб., 1999. 368с.
- Егоров С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике конца XIX начала ХХв.: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1965. -21с.
- Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. Казань, 1963.-223 с.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. -М.: Прсвещение, 1 1АГ1. УУЭ. ¿-иэс.
- Журавлев А.П. Звук и смысл.-М.: Просвещение, 1991.-160с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.:Педагогика, 1987. 160с.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды. -М.: Нов. школа, 1990. -424с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981. 159 с.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность /Акад.пед.и социальных наук. -Воронеж, 1997. 608с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Изобразительное искусство в школе /Под ред. В. В. Колокольникова. — М.: Педагогика, 1975.-96с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Ильенков Э.В. О воображении //Народное образование. 1968. — № 3 — С. ЗЗ-43.
- Кабалевский Д Б. Как рассказать детям о музыке. М., 1977. — 254 с.
- Кабардов М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.106 — 110.
- Казакова Е.И. Дидактические принципы и процедуры проектирования учебного материала // Инновационные процессы в образовании. П Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С.46−68.
- Калин В.К., Панченко В. И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления // Вопросы психологии. -198Q-№ 32. -0.93−99.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — С.271−653.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс //Каптерев П. Ф. Избр. пед.соч. -М.: Педагогика, 1982. С. 163−231.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 80с.
- Карандашев В. Н. Психологические основы развития студента как субъектаучения: Автореф.дис. .д-ра.психолог.наук. C-II., 1994. — 32с.
- Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. -Москва-Вологда: ВГПУ, 1999. 157с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы.-2-e изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 159с.
- Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242с.
- Колошина И.П. Структура и механизмы нормативной творческой деятельности.- М., 1983. 186 с.
- Коменский Я. А Великая дидактика // Педагогическое наследие/ Сост. В. М. Кларин, АН.Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С.11−105.
- Коменский Я. А Пампедия //Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, АН.Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С. 107−137.
- Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. -25 с.
- Костаников В.Н. Формирование исторического самосознания младших подростков: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. — 19 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краковский АП. О подростках. -М.: Педагогика, 1970. 271с.
- Краткий словарь иностранных слов /Сост.С. М. Локшина. 8-е изд., стереотип, — М.: Рус. яз, 1985. —352с.
- Краткий педагогический словарь пропагандиста /Сост.: М. Н. Колмакова и В.С.Суров- Под.общ.ред. М. И. Кондакова, АС.Вишнякова. -М.: Политиздат, 1984.-319 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 301с.
- Крупская Н.К. Методика задавания уроков на дом //Крупская Н. К. Соч.: В 6 т.-Т.5. М.: Педагогика, 1980. -С. 511−516
- Крупская Н.К. Методические заметки //Крупская Н. К. Соч.: В Ют. Т.З. — М., 1959. — С. 552−560.
- Крупская Н.К. Из письма к С.Т.Щацкому (1930г.) //Крупская Н. К. Соч.: В Ют. Т.2. — М., 1959. -С 576−584.
- Кругликов Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества. Книга для учителя. -М.: Народное образование, 1996. 344с.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения //Вопросы психологии. -1984. № 5. — С.41−48.
- Левин В. А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. — 63 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. — 304с.
- Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества: 6−7кл. Пособие для учителя. — М.: Аквариум, 1997,-240с.
- Лернер И.Я. Пути совершенствования методов обучения // Народное образование,-1969. № 6. — С.71−82.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 191с.
- Лернер И.Я. Болевые точки процеса обучения // Советская педагогика. —1991. № 5. — С.24−29.
- Лемберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся // Советская педагогика. -1962.-№ 2.-С. 16−28.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982.- № 4.- С. 18−35.
- Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, 1992. 528с.
- Лодкина Т.В. Воспитание самостоятельности у подростков в семье: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1983. -22с.
- Лодкина Т. В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми. 2-е изд. -Вологда: издательство ВГПУ «Русь», 1998. -133с.
- Лодкина Т.В. Система деятельности семейного социального педагога: Автореф.дис.. д-ра пед.наук. М., 1997. — 44с.
- Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.Республика, 1998. 399с.
- Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Лушников И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута. -М.: Прометей, 1991. 208с.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. —М.: Международная педагогическая академия, 1994. 15 с.
- Майданов A.C. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М., 1983. — 207 с.
- Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика,-1971. № 7. — С. 38−47.
- Матюшкин AM. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.-1982. № 4гС.5−17.
- Макаренко A.C. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. В7т. -Т.5.-М., 1958. — С. 225−320.
- Макаренко A.C. Педагогическая поэма. М.: Худож. лит., 1987. — 623 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987.-160 с.
- Мальковская Т.Н. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся// Социально-педагогические аспекты развития современной школы на Севере. Вологда, 1988. — С.22−32.
- Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии. -1984. № 5. — С.30−48.
- Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. Ярославль, 1999. -38 с.
- Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Учебное пособие. -М.: Педагогика, 1999. 144с.
- Машляковская A.B. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -Ярославль, 1999. 18с.
- Менчинская H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Ред. И. И. Ильяков, В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1981. 304с.
- Моносзон. Э.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. -1968. № 2.-С. 68−82.
- Найн А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр./Отв.ред.Б. В. Ткаченко. -Вып.1. -Екатеринбург, 1995. С.23−35.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1981. 192с.
- Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1996. — № 3.-С. 19−24.
- Немов P.C. Психология: В2кн.-М.:Просвещение- Владос, 1994.-Кн.1.: Общие основы психологии. 576с.
- Немов P.C. Психология: В2кн.-М.:Просвещение- Владос, 1994.-КЯ.2.: Психология образования. 496с.
- Оботурова Г. Н. Философское осмысление образовательного МиЛотлогтесгтя -Rrmnrna" Р’СЬ 1998 52с--1″ X" «» «гЛ «J 5 '
- Овчарова Р.В. Школьный психолог и семья ученика. Архангельск, 1993. — 140с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.: Высш. школа, 1990. 382с.
- О новых программах, курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы// Начальная школа. 1998. — № 8. — С.86−98.
- Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика. :-1998.-№ 3. С.44−48.
- Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др. /Под.ред.Н.А-Кушаева. -М.: Просвещение, 1998, -240 с.
- Песталоцци И.Г. Лебединая песня //Педагогическое наследие /Сост.В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С.356−390.
- Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка Песталоцци // Педагогическое наследие/ Сост.В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С.322−331.
- Песталоцци И.Г. Памятная записка о семинарии в кантоне Во //Педагогическое наследие/ Сост.В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1988. С.341−356.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: РПА, 1996. 602с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4 т.-Т.4./Ред. И. АКаиров, Ф. Н. Петров и др. -М.: Советская энциклопедия, 1968. -911с.
- Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608с.
- Педагогический словарь: В 2 т. Т.1. / Гл. редактор И. А. Каиров. — М.: Академия педагогических наук, 1960. — 774 с.
- Перуанский С.С. О сложности простоты. О простоте сложности: Пед. беседы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 48с.
- Петрова Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников //Советская педагогика. 1991. — № 12. — С.48−50.
- Пинкевич АП. Педагогика. 4.2, -М., 1929. 540 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М., 1972.-184с.
- Пидкасистый П.И. и Хайдаров ЖС. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: РПА, 1996. -269с.
- Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. — 607с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976.-280 с.
- Пономарева О.Н., Корякина Н. И. Индивидуальные особенности восприятия и познания мира // Вестник АСЭКО. 1995. — Выпуск 3 (7). — С.10−14.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед.учеб.заведений. -М.: Просвещение: Гуманит.изд. центр Владос, 1996.- 432с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятой. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы/ Сост.Л. М. Рыбченкова.-М.: Дрофа, 1998. 192с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Музыка, 4−7 классы. -М.: Просвещение, 1988. 199с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. История с древнейших времен до наших дней (5−11 классы). М.: Просвещение, 1997. — 94с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд, 1−8 классы. М.: Просвещение, 1990. — 142с.
- Психология: Словарь/Под общ.ред.А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского- Сост. Л. А. Карпенко. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Пушкарева Т. А Возможности реализации методов холистического обучения в предмете «Окружающий мир 1−1У» //Психолого-педагогические основы. Сбор.науч.ст. М.: Авангард, 1992. — С. 6−11.
- Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. —
- М.: Педаг огика, 1991. 160с.
- Разумный В. А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (Основополагания интегративной педагогики). -М., 1999. 65с.
- Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе. //Советская педагогика. 1959. — № 4. — С.69−77.
- Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. /Пер. с итал. Ю.А.Добровольский- 2-е изд. М.: Прогресс, 1990. — 191 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1./Ред.В. В. Давыдов. -М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение, 1989. -235с.
- Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С.3−15.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 т.-М., 1989. 416с.
- Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика.-1993. -№ 2.-С. 26−30.
- Саталкин И.Н. Комплексные самостоятельные работы как условия развития познавательных возможностей учащихся: Автореф.дис.канд.пед.наук. — С-П., 1991. -20с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256с.
- Селевко Г. К. Творческие задания как метод обучения //Вечерняя средняя школа. 1962. — № 2.
- Селектор С. Совместные исследования познавательных способностей// Директор школы. 1998. — № 4. — С. 11−19.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. -М., 1965.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. —М.: Педагогика, 1984. -96с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. -308с.
- Словарь синонимов русского языка. 0к.9000 синонимических рядов./ Под.ред.JI.А.Чешко. -М.: Рус.яз., 1986. -600с.
- Спирин Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявление в ситуациях воспитательно-образовательной работы. — Ярославль: ЯГГТУ, 1999. 12с.
- Степашко JI.A. Проблема активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике (1917−1931): Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1966.-20с.
- Стрельцова М.М. Творческая активность личности учителя //Комплексный подход к формированию духовной культуры будущего специалиста: Тез.докл.науч.-практ.конф. /Ред.Б. В. Ковригин и др.- Вологда, 1987. С.6−10.
- Сухомлинский В. А Сердце отдаю детям //Сухомлинский В. А. Избр.пед.соч. -ВЗт. Т.1. — М., 1979. — 560с.
- Тарасов JI.B., Ермолаева Томина, А Б. Психолого-педагогические основы модели «Экология и диалектика"// Психолого-педагогические основы, Сбор.науч.ст. — М.: Авангард, 1992. -С.1−5.
- Творчество // Большая Советская энциклопедия/ Гл.ред.АМ.Прохоров. -Т.25.-М., 1976.-С.331.
- Ткаченко Е. Гуманизация российского образования // Нар.образование. -1995. -№ 6. -С. 4−8.
- Тряпицьша А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Учебное пособие.-Ленинград, 1989. 91с.
- Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании. II Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.-С.3−27.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии //Уттшнский К. Д, Собр.соч. —М., 1950. Т.8. — 776 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1953. -656с.
- Федеральный закон. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
- Федерации // Права ребенка. 1998. — № 1 — 2(2). — С.25−30.
- Федорова В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М., 1972. — 164 с.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова.-6-e изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. 444с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 447с.
- Фридман JIM., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Совершенство, 1998.- 432с.
- Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Киров, 1998.-21с.
- Хуторской A.B. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования//Педагогика. 1999. — № 7. — С. 15−22.
- Цукерман Г. А, Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-288с.
- Чапаев Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистически-педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.научн.тр.- Отв.ред.Е. В. Ткаченко.-Вып.1.-Екатеринбург, 1995.-224с.
- Чечель И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула //Директор школы. —1998. № 3.- С. 11−16.
- Чудновский В.Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника //Вопросы психологии. -1976. № 4. — С.41−53.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. -208с.
- Шапоринский С. А Обучение и научное познание. -М., 1981. 180 с.
- Шацкий С Т. О том, как мы учим/ Избр.пед.соч.: В2т. М., 1980. — Т.2.-С. 191−200.
- Шембель АФ. Основы рисунка. М.: Высш.шк., 1994. 159с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. -М: Новая школа, 1994.-240С.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследования творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии,-1991 ,-№ 1:0.27−32.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.:Педагогика, 1988. 208с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.6−20.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы ПСИХОЛОГИИ.-1980. № 2. — С.83−92.
- Якиманская И.С. Саморазвитие //Новые ценности образования: тезаурус для учителя и школьного психолога. — М., 1995. № 1. — С.82.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. -М., 1996. -92с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адапт. модель (Теорет. основы и практ. реализация). -М.: Нов. школа, 1997. 352с.
- Логическая структура развития игровой деятельности младшего подростка
- N п/п Этапы игровой деятельности и познавательные отношения процесса обучения Введение Расширение Углубление3 кл 5 кл 6 кл
- Подготовительный этап «Учитель учебный материал»
- Анализ особенностей изучаемого материала + + +
- Определение условий развития игровой деятельности + + +
- Ученик и учитель учебный материал»
- Разработка учителем игр с привлечением учащихся + +
- Совместная художественная, трудовая деятельность по созданию наглядности и элементов театральной атрибутики + + +
- Психологическая и логико -гносеологическая подготовка учащихся на уроке (к театрализованным играм в ходе репетиции) + + +
- П. Основной этап «Ученик учитель «
- Информация о игровой деятельности на уроке: вид и правила игры + + +
- Ученик и учитель учебный материал»
- Контроль и коррекция: с помощью учителя- + + ± самоконтроль и самокоррекция элементы элементы
- Анализ результатов: с помощью учителя- + + ± самоанализ элементы элементы- Ученик и учитель- учебный материал»
- Создание подростками игр на уроке и дома: по образцу- + + ± новых по содержанию и форме, разных по способам выполнения игровых действий — +
- Участие в кружке «Учебная игра», в олимпиадах + + +
- Совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий + + +1. Обозначения: реализация вида деятельности- - - отсутствие вида деятельности.